Хочу узнать у вас: может ли один учитель вести классное руководство в двух классах.
Здравствуйте! Может в данном случае если второй классный руководитель заболел либо временно отсутствует по резким причинам
Хочу узнать у вас: может ли один учитель вести классное руководство в двух классах.
Спросить
Здравствуйте, Цыдып.
Может ли один учитель вести классное руководство в двух классах.
Может. Если классах мало учеников. Например, в малокомплектной школе.
Спросить
Доброго времени суток. Такое может быть, если есть приказ директора и нет возражений учителя. Второй класс дополнительно оплачивается.
Спросить
Бесплатный вопрос юристам онлайн
Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
В работе каждого классного руководителя кроме обучения есть трудная, но очень важная миссия – воспитание подрастающего поколения. Одни педагоги считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие же называют ее самой главной. На долю классного руководителя выпадает много дополнительных обязанностей: участие в конкурсах и мероприятиях, контроль за посещаемостью, общение с родителями, обилие документации. Но что, если у классного руководителя не один класс, а сразу два?
Татьяна Громова, участница Форума классных руководителей, учитель русского языка и литературы, классный руководитель сразу двух классов Школы №1 города Великие Луки Псковской области рассказала, как она успевает уделять достаточно времени всем ученикам, о плюсах и минусах двойного классного руководства и о важности делегирования задач.
Татьяна, расскажите, как получилось, что вы ведете два класса?
— Начнем, с того, что мне пришлось уехать из своего города Великие Луки в Подмосковье и проработать там в школе 10 лет. Вернувшись, я предполагала, что с моим опытом работы в крутой гимназии на должности заместителя директора по воспитательной работе я могу рассчитывать на достойное место в своей школе, из которой уехала по семейным обстоятельствам. Но приглашения от директора не последовало.
Я не стала опускать руки. Решила: пусть так и будет. Все к лучшему! Проанализировав ситуацию, направилась в ближайшую школу от моего дома. Директор приняла меня с распростертыми объятиями и сразу предложила классное руководство. Я попросила дать мне немного времени на адаптацию, и год я проработала без классного руководства.
Однажды меня вызвал директор: «Татьяна Борисовна, выручайте! В одном из классов уходит классный руководитель». Не секрет, что в маленьких городах очень большой голод на педагогические кадры. Сложно найти замену. Соглашаюсь. Седьмой класс – это самый опасный возраст. Но я имею опыт классного руководства более тридцати лет, поэтому беру седьмой класс.
В августе месяце, когда мы выходим из отпуска, меня снова вызывает директор: «Татьяна Борисовна, выручайте! Некому взять хороший пятый класс». Я, конечно, в шоке, потому что понимаю объем работы, с которым придется столкнуться. Но понимала, что классное руководство с пятого класса – это прекрасно, я снова согласилась.
Именно с пятого класса важна преемственность после начальной школы. Это уже новый этап. Ты выстраиваешь новые отношения с родителями, с детьми. Уже можно установить какие-то правила, создать и продолжать традиции. Ребята в пятом классе очень податливы в своем психологическом настрое и готовности становиться взрослыми. Я понимала, что будет трудно. Но я человек советской закалки. Надо, так надо!
Какие плюсы и минусы двойного классного руководства вы бы выделили?
— Мне повезло с пятым классом, потому что там великолепный председатель родительского комитета. Она — многодетная мать. Когда мы с ней встретились, поговорили, я поняла сразу, что по духу — это мой человек. У нас все получится.
Сработала преемственность с начальной школы. Учитель начальной школы, которая раньше учила моих нынешних пятиклашек, тоже похожа со мной по своей энергетике и жизненным принципам. У нас с ней одинаковое понимание того, что в воспитательной системе второстепенных людей нет.
Нужно опираться и на родителей. Они не должны оставаться за бортом, потому что ребенок воспитывается в семье и школе. Работать нужно очень тесно и много.
А вот в седьмом классе председателем родительского комитета была мама – моя ученица. Она моложе остальных родителей в этом классе. Класс достаточно сложный, так сказать, многополюсный, социальные статусы родителей разные.
Взаимодействуют ли классы между собой?
— Конечно. Основная сложность учителя в том, что при организации совместной работы двух классов, малыши начинают испытывать чувство ревности по отношению к старшеклассникам. Младшие тянутся за старшими, им хочется сделать что-то лучше. И это не соперничество, а соревнование. Когда одни помогают другим, пускай даже словом, просто что-то подсказали, то уже большой плюс.
Взаимодействие, сотрудничество, сопереживание того, что мы видим, слышим, чем живем, все это, конечно, объединяет. Конечно, есть и проблемы в классах, это ведь общеобразовательная школа. Проблемы, которые возникают в процессе обучения: успеваемость, поведение и сложные взаимоотношения с родителями как у детей, так и у классного руководителя.
Необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Разумеется, учителям хотелось бы работать с одаренными, творческими детьми, развивать их, это же всегда интересно, всегда плодотворно и приносит положительные эмоции. Но бывают и трудные дети, с которыми работать сложнее, и не всегда видишь отдачу, а времени на всё это уходит много. И нервов. Очень трудно не принимать ситуацию близко к сердцу, хотя психологи учат именно этому. Но такова работа классного руководителя, работа – учить, направлять и быть рядом всегда.
Как успеть качественно взаимодействовать с двумя классами?
— Прежде всего делегирование части своих каких-то ответственных обязанностей на родителей и детей. Это организация самоуправления в классе, где есть староста, помощники, ответственные за тот или другой фронт работы. И совместные проекты.
Все это объединяет нас. Меня в школе называют многодетной мамой. В этом году еще один классный руководитель получает второй класс. Главный из аргументов директора был: «Посмотрите на Татьяну Борисовну. У нее же все получилось!». Вот такие дела. И это моя жизнь.
Начнем с пояснения понятия «класс-комплект», поскольку для ответа на данный вопрос это представляется важным – по сути, как можно заключить из скудного нормативного материала, классом-комплектом (фактически) и является описанная в заголовке ситуация. Т.е. два класса, один кабинет, один учитель – это и есть класс-комплект.
Понятие «класс-комплект» использовалось в п. 10.15. СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189, и, следует отметить, что благодаря данному пункту создавалось довольно определенное представление об особенностях класса-комплекта:
- речь шла о формировании таких классов именно в малокомплектных сельских школах, чем подчёркивался вынужденный характер данной меры;
- формирование классов-комплектов допускалось только из обучающихся начального общего образования.
Также указывалось, что оптимальным является раздельное обучение обучающихся разного возраста начального общего образования. Предлагались следующие наиболее благоприятные для обучающихся варианты создания комплекта из двух классов: 1 и 3 класс (1 + 3), 2 и 3 класс (2 + 3), 2 и 4 класс (2 + 4).
Вероятно, авторы данной нормы руководствовались тем, что образовательные программы начальных классов легче усваиваются учащимися, в связи с чем создание класса-комплекта не приводит к несоразмерному ограничению права учащихся на обучение в пределах осваиваемой образовательной программы и права на предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития.
На сегодняшний день данный документ утратил силу.
Понятие «класс-комплект» сегодня упоминается в нескольких актах. Одним из таких актов является Приказ Росстата от 01.03.2022 г. N 99 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством просвещения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере общего образования». В данном Приказе о классах-комплектах сказано в самом общем виде: «Классом-комплектом считается группа обучающихся из двух и более классов, обучение которых ведет одновременно один и тот же учитель». Исходя из характера Приказа, можно предположить, что создание класса-комплекта требует соответствующего юридического оформления (решения администрации школы), поскольку классы-комплекты должны быть учтены отдельно.
С точки зрения рабочего времени класс-комплект не рассматривается как отличный от обыкновенного класса. Это следует из использования данного термина в Приказе Минобрнауки России от 22.12.2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»; в целях данного Приказа термины «класс» и «класс-комплект» не различаются.
Таким образом, на сегодняшний день достаточной правовой регламентации создания классов-комплектов нет.
Однако создание классов-комплектов (как и любое другое организационное решение школы) в любом случае не должно нарушать право учащихся на обучение в пределах осваиваемой образовательной программы, гарантированное им статьей 34 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития, а также оно не должно приводить к нарушению равенства прав учащихся.
Например, неправомерна ситуация, при которой, один 5-й класс объединят в комплект с 6-м классом, а другой 5-й класс этой же школы – нет (поскольку учащиеся данных 5-х классов будут не равны в праве на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития, для них будут созданы разные условия обучения).
Нельзя упомянуть и о таком феномене как «группа из нескольких классов».
В соответствии с Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 г. N 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», при проведении учебных занятий в малокомплектных организациях допускается объединение в группы обучающихся по образовательным программам начального общего образования из нескольких классов.
Как следует расценивать данное положение: как положение о классе-комплекте по смыслу СанПиН 2.4.2.2821-10, который в данном случае назван «группой из нескольких классов»? С точки зрения характеристик, это действительно класс-комплект, так как характеристики те же самые (ограничение программами общего начального образования и осуществление объединения в малокомплектной организации).
Такой термин («группа из нескольких классов») в том же смысле использует Минпросвещения России в Приказах, утверждающих образовательные программы начального общего образования (см., например, п. 171.17 Приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»). Это даёт некоторые основания утверждать, что наиболее приемлемы классы-комплекты всё же для данной образовательной ступени.
Возникает также справедливый вопрос об оплате труда учителя, ведущего занятия в классе-комплекте. Конкретных указаний на дополнительную оплату данного труда нет ни на федеральном, ни на региональном уровне.
Практика школ складывается по-разному: одни школы оплачивают данную нагрузку как дополнительную, другие – нет.
С точки зрения закона, по нашему мнению, дополнительная оплата в такой ситуации должна производиться, поскольку осуществляется предусмотренное ст. 60.2 Трудового кодекса (далее по тексту – ТК РФ) увеличение объема работ. Увеличение объема работ заключается в том, что проведение занятия в двух (разных с точки зрения образовательной программы) классах одновременно требует от учителя подготовки к двум занятиям вместо одного. В соответствии со ст. 151 ТК РФ, данная дополнительная работа должна быть оплачена.
Кроме того, если в одной школе есть учитель, ведущий занятия в классе-комплекте, и учитель, который ведёт занятия только в обыкновенном классе, и при этом оплата их труда за урок одинакова, работодатель нарушает обязанность обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (п. 5 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
У одного учителя по два класса для классного руководства
05.09.2019 09:04
Скажите пожалуйста у кого-нибудь в школе у учителя есть два класса для классного руководства.У нас есть и это так ужасно,у учителя не хватает времени на всех и получается,что дети брошены.И с чем это связано в школе что учителей не хватает?Или экономия средств?Школа в Москве и входит в 100 лучших(интересно как она туда вошла)
Anonymous
05.09.2019 10:12
В нашей школе тоже есть в этом году, 1-й и 4-й. Учатся в одном классе, попеременно, т.к. нет второй смены. Как оно в целом — еще не очень понятно, мало времени прошло.
Anonymous
05.09.2019 16:24
Это вообще бред, а не учёба. Вы где живёте?
05.09.2019 18:08
Попеременно — это как?
Anonymous
05.09.2019 18:49
Одни ушли на физру или англ.яз, другие в это время в классе. Плюс у первоклашек уроков мало и они короче, так что их можно пораньше отпустить, а 4клашкам чуть попозже прийти и потом задержаться.
Anonymous
05.09.2019 10:19
Ну как же. Это делается для повышения зарплаты педагогов.
Ставка у учителя 18 часов. Оплата небольшая. Но если дать (или взять?) Две ставки, то будет больше. А если ещё добавить проверку тетрадей, наличие кабинета, классное руководство, то получится немало, потому что это тоже оплачивается дополнительно. Не важно, что будет халтура. Важно, что можно на сайте указать большую зарплату учителей. Зачем? Это другой вопрос.
Anonymous
08.09.2019 10:03
В Москве не небольшая зарплата, а вполне на уровне со средними московскими и даже выше. За классное руководство доплата более 20 тыс. (1 класс). Конечно, педагоги на это идут из-за денег.
Anonymous
09.09.2019 10:06
Не только. Пробовала устроиться просто на ставку-без кл.руководства и доп.нагрузки. «Вы нам снизите показатели по зарплате, и сильно». Либо пашешь и зарабатываешь, либо не работаешь.
Anonymous другой
05.09.2019 10:22
Было так в началке у младшей еще 3 года назад. КР, кроме ее 4-го класса, вручили еще перваков. Не знаю, как перваки, но четвероклассники (и мы, их родители) особых перемен в отношении учителя не заметили (никакого ощущения брошенности), хотя, думаю, учителю было ох как не сладко.
05.09.2019 10:26
У нас в Подмосковье в одной из школ половина учителей началки так работают. Один класс — в первую смену, другой — во вторую.
Anonymous
05.09.2019 10:36
У нас так с 5-го класс, сейчас 9-й. Как-то без разницы, мне кажется.
Anonymous
05.09.2019 10:44
Так было в началке. Наш класс пришел в 4, а учительница на линейке стояла с первоклассниками. Год был ужасный. Расписание было подстроено под перваков. Дети были заброшенные. Учительница уставала, была злая . Под конец года был просто треш….
Мы ходили к директору, писали в департамент, ничего не добились.Когда мы уже перешли в 5, наша учительница опять вязала второй класс . В конце года , когда учитель был с первоклассниками, в другом классе девочка упала и сломала позвоночник…что и следовало ожидать. Но , пошумели, пошумели , но так 2 класса и оставили.
Очень вам сочувствую….
Когда мы высказали учителю наше недовольство, она ответила, что мол я сама так решила, вы зарабатываете и я хочу….
Anonymous
05.09.2019 15:14
Жесть. Неужели так много добавляют за классное руководство, что люди готовы рисковать своей репутацией?
Anonymous
05.09.2019 15:35
Точно не могу сказать, но порядка 13-15 тыс за класс в месяц
Anonymous
08.09.2019 10:37
В Москве 22 или 24 тысячи только за классное руководство. Повысили с прошлого года в 2 раза.
Anonymous
08.09.2019 10:44
Ого…теперь понятно
Anonymous
05.09.2019 14:55
В нашей прошлой школе КР был только на наш 5 класс. Англичанин,на несколько корпусов. Дети не из его подгруппы видели КР пару раз в месяц( чаще 1 раз в месяц после уроков на 20 мин оставляли,чтобы поздравить именинников и сообщить какую-то инфу). С таким подходом не важно сколько классов у учителя. Итог печален,дети вообще в разнос пошли( ладно гаджеты,стали материться и хамить,срывать уроки,а был один из самых сильных классов в параллели, дети очень активные просто)
Сейчас ушли в др.школу- КР заходит к детям каждый день,доносит своевременно всю инфу,в курсе всех событий. Ребенок в шоке просто,что так бывает. Думаю,что даже если бы было у этого КР 2 класса,она бы все успевала. От человека зависит.
Anonymous
05.09.2019 16:20
у нас в начальной школе так (3 класс) — у нашей учительницы 4 класс (в первую смену) и 3 (во вторую смену), времени на всех хватает:)
Anonymous
05.09.2019 21:43
Экономия средств. У нас так бывает, когда делают по бумагам 1 класс 40 человек (9А, например), а по факту он делится на соц-эконом профиль и технологический профиль, т.е. на уроки ходит, как 2 разных класса, а руководитель один.
Учитель из Москвы
06.09.2019 15:11
В начальной? А как так? Или предметное обучение с разными учителями.
В средней без разницы — реже класс часы будут.
06.09.2019 16:10
Выше уже писала: да, и в начальной так может быть, один основной учитель. Учатся попеременно, как сами шутят — в полторы смены.
Anonymous
08.09.2019 08:47
Как это попеременно? Учитель ведет рус, матем, природу и труд. Другие учителя — физра и музыка, это 4 часа всего. Как чередовать эти 4 с другими предметами, которых в разы больше по часам. Ну, язык со 2 класса, с ним может больше маневра.
08.09.2019 09:50
Еще ИЗО кл.рук ведет, и всякие как бы обязательные внеурочки. Плюс у 4-го класса давно ин.язык есть, тоже некое пространство для маневра. Плюс 4-классники приходят позже (например, к 3-му уроку), и, соответственно, заканчивают позже, когда первоклашки свои основные предметы уже отсидели и потопали на ту же физру или музыку.
Anonymous
05.09.2019 18:26
У нашей классной два класса. все ок — справляется. На экскурсии сразу двумя классами едем. собрание в разные время и так далее. следить за всеми детьми.
причина — ее выбрали сами родители и дети. в том классе случилось очень неприятная история с учителем и администрация предоставила право самим выбрать классного руководителя.
05.09.2019 23:32
В Москве классрукам оччччень прилично доплачивают.
Anonymous
06.09.2019 13:50
У нашей 2 класса, 6 и 7. Классные часы до уроков. Ничего, справляется. Многие мероприятия совмещены. Никто не обижен
Anonymous
|
КОММЕНТАРИИ
Татьяна Владимировна, благодарю Вас за увлекательное путешествие в осень. Вы под… Лидия Петровна, благодарю Вас за 2 часть работы по природным сообществам. Матери… Лидия Петровна, превратила Вашу презентацию в книжку. Так работать с информацией… Наталья Николаевна, благодарю Вас за внимание к работе! Готовлю ещё один материа… Ирина Евгеньевна, Вы продолжаете нас радовать великолепной акварелью! И продолжа… Любовь Николаевна, отличная работа и огромная помощь при организации внеурочных … Ольга Михайловна, поздравляю Вас с новым комплексом образовательных ресурсов! Ва…
ОЙ, ОШИБКА
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter (?) |