Выступление на педсовете по теме:
Преемственность работы классных руководителей
начальной и основной школы
Татаренко Оксана Юрьевна,
классный руководитель 5 «а» класса,
МБОУ СОШ № 117 г. Снежинска
Всякий раз, когда новые пятиклассники переступают порог основной школы, нас волнует вопрос, как построить воспитательную работу, чтобы эти классы стали дружными, сплоченными, организованными. Чтобы каждому ребенку было комфортно на уроках и во внеурочное время, где они смогли бы раскрыть свои способности и найти им применение, обрести себе друзей и самим стать хорошим другом.
В жизни любого человека переходные периоды всегда связаны с проблемами. А переход учеников из начальной школы в основную — это сложный и ответственный период; и от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.
И педагогическая задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать школьникам.
Ведь переход учащихся из начального в среднее звено школы — одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе — один из труднейших периодов школьного обучения.
Учителю и одновременно классному руководителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в среднем звене и вооружил их всеми необходимыми общеучебными знаниями, умениями, навыками.
Классному руководителю 5 класса необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся; быть их проводником и наставником. Не следует также забывать, что пятиклассники — это уже младшие подростки, и подходы к их воспитанию и обучению нужно строить в соответствие с этим возрастным периодом.
В пятом классе ребёнка ждёт новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах; новые требования со стороны учителей-предметников, смена социальной обстановки; увеличение учебной нагрузки; изменение режима дня.
Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов – всё это снижает работоспособность, интерес к учению и успеваемости, повышает тревожность учащихся, приводит к возникновению неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Дети с повышенным уровнем тревожности не могут мобилизоваться, сосредоточиться, а это в свою очередь ведёт к ослаблению защитных сил организма, отражается на физическом и психическом здоровье ребёнка, является причиной его дезадаптации в других сферах деятельности и общения. Всё это наблюдается там, где переход со ступени начального образования в основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива.
Чаще всего возникают следующие проблемы: снижение успеваемости, возникновение негативного психического состояния, чреватого соматическими и психическими заболеваниями и негативными последствиями в поведении обучающихся вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Причины возникновения проблем:
— Изменение условий обучения
Вместо одного учителя, который выполнял практически роль второй мамы, которая и подскажет, и направит, появляется много учителей. Каждый предмет изучается в своём кабинете, и таких кабинетов много. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу. Надо выучить всех новых учителей, расположение кабинетов, со многими учителями выстроить свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься, а в итоге повышается тревожность.
— Неспособность ученика адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников.
Учась в начальной школе, ребёнок был ориентирован на одного учителя, требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одни и те же. Большое количество учителей порождает вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, отстаивают свою точку зрения. Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам, требуют ответа только с поднятой рукой, никаких споров и шума. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. По одному предмету учитель требует завести отдельную тетрадь – справочник, на другом уроке все термины записываются в конце обычной рабочей тетради. И все эти требования надо не только выучить, но и соблюдать. Как выстроить модель своего поведения? Пока ребёнок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
— Учителя средней школы не всегда учитывают функционально-психологические и личностные различия между пятиклассниками и более старшими учащимися и предъявляют учащимся 5-го класса требования, неадекватные возрасту.
— Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностей и реальных учебных результатах.
—Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста и как следствие неадаптированность методики преподавания к возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход в сравнении с начальной школой к новым методам обучения.
-Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.
Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город, и так далее.
Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей, стремятся сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия. Отрицание всего, что было наработано, не принесёт позитивных результатов и не лучшим образом скажется на личностных взаимоотношениях с педагогом.
-Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Экономя время урока, педагоги иногда забывают о создании доброжелательной рабочей атмосферы на уроке в целях ликвидации негативных эмоций, преодоления волнения, тревоги, раздражения.
—Отсутствие ситуации успеха для школьников.
Ошибочным является мнение педагогов среднего звена в том, что создание ситуации успеха, игровые моменты – это удел начальной школы, а в 5-ом классе нужно приучать к нелёгкому учебному труду. Для пятиклассников ситуация успеха и эмоциональные переживания продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
—Отсутствие сочетания коллективных форм обучения с групповыми и индивидуальными.
В подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителя перемещаются к сверстникам. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, в парах. Кроме того, позитивные отношения к сверстникам они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.
—Неподготовленность к восприятию усложнённого содержания учебных курсов в 5-ом классе
—Неспособность ученика справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объёмом домашнего задания.
—Ослабление внешнего контроля над выполнением домашних заданий.
Нередко с переходом учащихся в 5-ый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроке, записей с номерами домашних заданий, отсутствие самих домашних работ. Родители к 5-му классу устают от проверки тетрадей своих детей, полагаются на навык ребёнка всегда выполнять домашнее задание в полном объёме. Учителя сетуют на объёмы работ и обилие классов. Пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома.
—Появляются пропуски и пробелы в знаниях.
В начальной школе пробелы и «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторным объяснением сразу, как только было замечено не усвоение ребёнком учебного материала (класс один, можно успевать контролировать всех). В 5-ом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему, ребёнок рискует не понять и следующую. Материал усложняется от урока к уроку, затягивается узел незнаний, появляются двойки.
—Отсутствие личностного контакта ученика с учителем.
Пятиклассники – народ эмоциональный. Во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, нравится и предмет. Это в старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера – позволяет преемственность работы классных руководителей начальной и основной школы.
Преемственность – понятие Преемственности в педагогике трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию)
На слайде вы можете увидеть примерный план работы по реализации преемственности в начальной и основной школе:
Содержание работы |
Время проведения |
Ответственные |
Предварительная расстановка кадров в будущем пятом классе |
Январь |
Администрация |
Знакомство учащихся начальных классов с учебным процессом в среднем звене |
Январь-май |
Классный руководитель 4 класса |
Анализ программ, методических рекомендаций по преемственности преподавания основных предметов, с целью выработки единых требований |
Январь — март |
предметников |
Взаимопосещения уроков учителями-предметниками. Цель: ознакомление со стилем, темпом, формами работы учителей будущих выпускников начальной школы |
Январь- март |
Зам. директора по УР |
Диагностика готовности учащихся начальных классов к переходу в среднее звено |
Апрель |
Классные руководители |
Знакомство классных руководителей, учителей – предметников средней школы с учащимися выпускных классов начальной школы (посещения уроков в 4-х классах учителями средней школы, участие преподавателей средней школы и будущих классных руководителей в работе родительских собраний 4-х классов) |
январь-май |
Администрация, классные руководители |
Итоговые контрольные работы в 4-х классах по русскому языку, математике и литературному чтению. Совместный анализ работ. |
Апрель |
Руководители МО |
Подготовка и проведение выпускного праздника в выпускных классах. |
Май |
Классные руководители 4-5 классов, учителя- предметники |
Совместное итоговое родительское собрание. Цель: “Особенности адаптации пятиклассников” |
Май |
Администрация, классные руководители |
Основные условия преемственности в учебно-воспитательной работе классных руководителей начальной и основной школы:
1. Как можно раньше (за полгода) определить классных руководителей и учителей-предметников будущих пятиклассников.
2. Посещение уроков и внеклассных мероприятий в 4-х классах классными руководителями и учителями-предметниками. Изучение системы работы учителя, выпускающего детей, его затруднений в работе с классом, особенностей детского коллектива и отдельных учащихся.
3. Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.
4. Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения успеваемости, учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2», так называемый «мораторий на двойки».
5. Итоговые контрольные работы в 4-х классах, совместный анализ проведенных работ.
6. Участие преподавателей средней школы и будущих классных руководителей в работе родительских собраний 4-х классов. Ознакомление с характеристикой классного коллектива, уровнем воспитанности и возрастными особенностями школьников, выявление участия родителей в жизни класса.
7. Проведение школьным психологом семинара «Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников и будущих 5-классников. Вопросы адаптации 5-классников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе» для классных руководителей 5 классов и учителей-предметников.
8. Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки).
9. Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.
10. Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников и др.
11. Создание программы воспитательной деятельности с учётом специфики класса, особенностей родительского коллектива, которая должна логично быть продолжена с 1- 4 классов — в старшем звене 5 — 9 и 10 – 11 классов.
12. Продолжение оформления портфолио ученика, с предоставлением всех форм деятельности школьника и его успехов в виде грамот и дипломов.
13. Привлечение учащихся 8-10-х классов к процессу воспитания в организации и проведении классных часов, конкурсов, викторин, динамических пауз, игр на больших переменах и после уроков, что позволит пятиклассникам легче преодолеть трудности адаптационного периода, одной из которых может быть страх перед старшеклассниками.
Чтобы наладить процесс преемственности, необходимо создание единого образовательного пространства в школе; создание условий для сотрудничества между педагогами на всех ступенях данного образовательного учреждения, а также между образовательными учреждениями города.
Школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Целенаправленная система педагогических мер и действий с учетом конкретных условий школы обеспечивает преемственную деятельность классного руководителя 5-го класса и способствует успешному вхождению детей в новую ситуацию образования.
Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с теми объективными трудностями, которые испытывают учителя. Но разрешима лишь в том случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная и средняя школа в самом тесном сотрудничестве.
Давайте укреплять мосты партнёрства,
Содружества, взаимопонимания.
Без лишней суеты или актёрства
Проявим и заботу и старание.
Давайте помогать в пути друг другу,
Ведь наша цель, по сути, благородна:
Растить детей. Не уповать на чудо,
А действовать и мудро и свободно…
«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность
Классный руководитель — кто он и зачем нужен
Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…
У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:
- за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
- за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
- за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.
В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.
Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.
В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.
- Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.
Цели, задачи и функции классного руководителя
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.
Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.
В конце статьи есть шпаргалка
На педагога возложено несколько групп функций:
- педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
- социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.
Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.
Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.
Обязанности классного руководителя
Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.
Неизменная часть содержит шесть блоков:
- Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
- В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
- Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
- В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
- Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
- В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.
Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.
Права классного руководителя
Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.
Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.
Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):
- федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
- выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.
Ответственность классного руководителя за детей
Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021
Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение
Посмотреть программу
Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.
Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.
Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Инвариантные обязанности классного руководителя
642.5 КБ -
Нормативно‑правовая база для классного руководителям
634.1 КБ
Скачать
Выступление на педсовете по теме:
Преемственность работы классных руководителей
начальной и основной школы
Татаренко Оксана Юрьевна,
классный руководитель 5 «а» класса,
МБОУ СОШ № 117 г. Снежинска
Всякий раз, когда новые пятиклассники переступают порог основной школы, нас волнует вопрос, как построить воспитательную работу, чтобы эти классы стали дружными, сплоченными, организованными. Чтобы каждому ребенку было комфортно на уроках и во внеурочное время, где они смогли бы раскрыть свои способности и найти им применение, обрести себе друзей и самим стать хорошим другом.
В жизни любого человека переходные периоды всегда связаны с проблемами. А переход учеников из начальной школы в основную — это сложный и ответственный период; и от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.
И педагогическая задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать школьникам.
Ведь переход учащихся из начального в среднее звено школы — одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе — один из труднейших периодов школьного обучения.
Учителю и одновременно классному руководителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в среднем звене и вооружил их всеми необходимыми общеучебными знаниями, умениями, навыками.
Классному руководителю 5 класса необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся; быть их проводником и наставником. Не следует также забывать, что пятиклассники — это уже младшие подростки, и подходы к их воспитанию и обучению нужно строить в соответствие с этим возрастным периодом.
В пятом классе ребёнка ждёт новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах; новые требования со стороны учителей-предметников, смена социальной обстановки; увеличение учебной нагрузки; изменение режима дня.
Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов – всё это снижает работоспособность, интерес к учению и успеваемости, повышает тревожность учащихся, приводит к возникновению неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Дети с повышенным уровнем тревожности не могут мобилизоваться, сосредоточиться, а это в свою очередь ведёт к ослаблению защитных сил организма, отражается на физическом и психическом здоровье ребёнка, является причиной его дезадаптации в других сферах деятельности и общения. Всё это наблюдается там, где переход со ступени начального образования в основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива.
Чаще всего возникают следующие проблемы: снижение успеваемости, возникновение негативного психического состояния, чреватого соматическими и психическими заболеваниями и негативными последствиями в поведении обучающихся вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Причины возникновения проблем:
— Изменение условий обучения
Вместо одного учителя, который выполнял практически роль второй мамы, которая и подскажет, и направит, появляется много учителей. Каждый предмет изучается в своём кабинете, и таких кабинетов много. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу. Надо выучить всех новых учителей, расположение кабинетов, со многими учителями выстроить свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься, а в итоге повышается тревожность.
— Неспособность ученика адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников.
Учась в начальной школе, ребёнок был ориентирован на одного учителя, требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одни и те же. Большое количество учителей порождает вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, отстаивают свою точку зрения. Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам, требуют ответа только с поднятой рукой, никаких споров и шума. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. По одному предмету учитель требует завести отдельную тетрадь – справочник, на другом уроке все термины записываются в конце обычной рабочей тетради. И все эти требования надо не только выучить, но и соблюдать. Как выстроить модель своего поведения? Пока ребёнок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
— Учителя средней школы не всегда учитывают функционально-психологические и личностные различия между пятиклассниками и более старшими учащимися и предъявляют учащимся 5-го класса требования, неадекватные возрасту.
— Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностей и реальных учебных результатах.
—Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста и как следствие неадаптированность методики преподавания к возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход в сравнении с начальной школой к новым методам обучения.
-Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.
Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город, и так далее.
Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей, стремятся сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия. Отрицание всего, что было наработано, не принесёт позитивных результатов и не лучшим образом скажется на личностных взаимоотношениях с педагогом.
-Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Экономя время урока, педагоги иногда забывают о создании доброжелательной рабочей атмосферы на уроке в целях ликвидации негативных эмоций, преодоления волнения, тревоги, раздражения.
—Отсутствие ситуации успеха для школьников.
Ошибочным является мнение педагогов среднего звена в том, что создание ситуации успеха, игровые моменты – это удел начальной школы, а в 5-ом классе нужно приучать к нелёгкому учебному труду. Для пятиклассников ситуация успеха и эмоциональные переживания продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
—Отсутствие сочетания коллективных форм обучения с групповыми и индивидуальными.
В подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителя перемещаются к сверстникам. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, в парах. Кроме того, позитивные отношения к сверстникам они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.
—Неподготовленность к восприятию усложнённого содержания учебных курсов в 5-ом классе
—Неспособность ученика справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объёмом домашнего задания.
—Ослабление внешнего контроля над выполнением домашних заданий.
Нередко с переходом учащихся в 5-ый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроке, записей с номерами домашних заданий, отсутствие самих домашних работ. Родители к 5-му классу устают от проверки тетрадей своих детей, полагаются на навык ребёнка всегда выполнять домашнее задание в полном объёме. Учителя сетуют на объёмы работ и обилие классов. Пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома.
—Появляются пропуски и пробелы в знаниях.
В начальной школе пробелы и «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторным объяснением сразу, как только было замечено не усвоение ребёнком учебного материала (класс один, можно успевать контролировать всех). В 5-ом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему, ребёнок рискует не понять и следующую. Материал усложняется от урока к уроку, затягивается узел незнаний, появляются двойки.
—Отсутствие личностного контакта ученика с учителем.
Пятиклассники – народ эмоциональный. Во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, нравится и предмет. Это в старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера – позволяет преемственность работы классных руководителей начальной и основной школы.
Преемственность – понятие Преемственности в педагогике трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию)
На слайде вы можете увидеть примерный план работы по реализации преемственности в начальной и основной школе:
Содержание работы |
Время проведения |
Ответственные |
Предварительная расстановка кадров в будущем пятом классе |
Январь |
Администрация |
Знакомство учащихся начальных классов с учебным процессом в среднем звене |
Январь-май |
Классный руководитель 4 класса |
Анализ программ, методических рекомендаций по преемственности преподавания основных предметов, с целью выработки единых требований |
Январь — март |
предметников |
Взаимопосещения уроков учителями-предметниками. Цель: ознакомление со стилем, темпом, формами работы учителей будущих выпускников начальной школы |
Январь- март |
Зам. директора по УР |
Диагностика готовности учащихся начальных классов к переходу в среднее звено |
Апрель |
Классные руководители |
Знакомство классных руководителей, учителей – предметников средней школы с учащимися выпускных классов начальной школы (посещения уроков в 4-х классах учителями средней школы, участие преподавателей средней школы и будущих классных руководителей в работе родительских собраний 4-х классов) |
январь-май |
Администрация, классные руководители |
Итоговые контрольные работы в 4-х классах по русскому языку, математике и литературному чтению. Совместный анализ работ. |
Апрель |
Руководители МО |
Подготовка и проведение выпускного праздника в выпускных классах. |
Май |
Классные руководители 4-5 классов, учителя- предметники |
Совместное итоговое родительское собрание. Цель: “Особенности адаптации пятиклассников” |
Май |
Администрация, классные руководители |
Основные условия преемственности в учебно-воспитательной работе классных руководителей начальной и основной школы:
1. Как можно раньше (за полгода) определить классных руководителей и учителей-предметников будущих пятиклассников.
2. Посещение уроков и внеклассных мероприятий в 4-х классах классными руководителями и учителями-предметниками. Изучение системы работы учителя, выпускающего детей, его затруднений в работе с классом, особенностей детского коллектива и отдельных учащихся.
3. Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.
4. Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения успеваемости, учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2», так называемый «мораторий на двойки».
5. Итоговые контрольные работы в 4-х классах, совместный анализ проведенных работ.
6. Участие преподавателей средней школы и будущих классных руководителей в работе родительских собраний 4-х классов. Ознакомление с характеристикой классного коллектива, уровнем воспитанности и возрастными особенностями школьников, выявление участия родителей в жизни класса.
7. Проведение школьным психологом семинара «Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников и будущих 5-классников. Вопросы адаптации 5-классников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе» для классных руководителей 5 классов и учителей-предметников.
8. Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки).
9. Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.
10. Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников и др.
11. Создание программы воспитательной деятельности с учётом специфики класса, особенностей родительского коллектива, которая должна логично быть продолжена с 1- 4 классов — в старшем звене 5 — 9 и 10 – 11 классов.
12. Продолжение оформления портфолио ученика, с предоставлением всех форм деятельности школьника и его успехов в виде грамот и дипломов.
13. Привлечение учащихся 8-10-х классов к процессу воспитания в организации и проведении классных часов, конкурсов, викторин, динамических пауз, игр на больших переменах и после уроков, что позволит пятиклассникам легче преодолеть трудности адаптационного периода, одной из которых может быть страх перед старшеклассниками.
Чтобы наладить процесс преемственности, необходимо создание единого образовательного пространства в школе; создание условий для сотрудничества между педагогами на всех ступенях данного образовательного учреждения, а также между образовательными учреждениями города.
Школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Целенаправленная система педагогических мер и действий с учетом конкретных условий школы обеспечивает преемственную деятельность классного руководителя 5-го класса и способствует успешному вхождению детей в новую ситуацию образования.
Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с теми объективными трудностями, которые испытывают учителя. Но разрешима лишь в том случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная и средняя школа в самом тесном сотрудничестве.
Давайте укреплять мосты партнёрства,
Содружества, взаимопонимания.
Без лишней суеты или актёрства
Проявим и заботу и старание.
Давайте помогать в пути друг другу,
Ведь наша цель, по сути, благородна:
Растить детей. Не уповать на чудо,
А действовать и мудро и свободно…
1. Формирование и развитие классной
воспитательной системы
Главное в воспитательной системе класса –
создание соответствующего
морально-психологического климата, творчества
атмосферы, доброжелательного стиля отношений –
всего того, что способствует развитию личности
каждого ученика, коллектива в целом; помогает в
формировании жизненной позиции, общего
отношения к жизни; признанию личности человека
как абсолютной ценности.
Мною приветствуется путь воспитания
основанный на терпении и разговоре
(демократичный). Если этот путь пройти до конца,
то я думаю, что результат превзойдёт ожидания.
Человек вырастит личностью, определившей свою
жизненную позицию и путь к её достижению. Люди
такой категории вызывают интерес общества, так
как они спокойны, уверенны, ответственны, их
слова не расходятся с делом, они доброжелательны,
отзывчивы и умеют любить.
Моя педагогическая цель – воспитать именно
таких людей: жизнелюбивых, творческих, честных,
добрых, ответственных и активных в своей жизни.
Одним словом – воспитать личность. Но для этого
нужно постепенно самосовершенствовать личность.
Именно поэтому мною используется система
саморазвития личности в воспитательной
работе. Данная система основывается на следующих
положениях:
- ученик – субъект, а не объект процесса
воспитания и обучения; - воспитание и обучение приоритетно по отношению
к развитию опережает развитие; - воспитание и обучение направлено на
всестороннее развитие с приоритетной областью
(самоутверждающие механизмы личности). [1]
Вот уже третий год воспитательная система
класса направлена на саморазвитие и
самосовершенствование личности. В основе
системы лежит курс Г.К. Селевко
“Самосовершенствование личности”.[1] С моей
точки зрения данный курс очень актуален на
современном этапе развития общества, поскольку
переход общества к новому
социально-экономическому и политическому укладу
вызывает острую необходимость в людях
высообразованных, инициативных и
предприимчивых, обладающих чувством социальной
ответственности, способных приумножить духовные
и материальные богатства общества.
Кроме этого по Закону РФ “Об образовании”
содержание образования должно быть
ориентировано на “обеспечение самоопределения
личности, создания условий для её
самореализации”, должно обеспечивать, в
частности “интеграцию личности в национальную и
мировую культуру; формирования человека и
гражданина, подготовленный к выступлению в
современном ему обществе и национального не
совершенствование этого общества…”.
Эти задачи обеспечиваются организацией
педагогических условий, воздействий, но
одновременно в психике ребёнка идут внутренние
процессы самопознания, самовоспитания,
самоопределения, самоутверждения,
самоактуализации. Курс “Самосовершенствование
личности” ставит целое педагогическое
руководство этими процессами, активизацию
психогенных факторов развития, побуждение
школьников к самосовершенствованию.
В учебном плане средней школы отсутствуют
дисциплины, которые объяснили бы учащимся основу
содержания и закономерности формирования их
личности. Данный курс предназначен для
теоретической ориентировки, методологического
осмысления учащихся своей школьной и
внешкольной жизнедеятельности, для создания
теоретического фундамента их саморазвития. Курс
представлен в систематизированном виде (с 5-го по
11-й кл.), где излагаются знания о человеке,
отношениях между людьми друг с другом и
обществом, о нравственных ценностях, культуре
поведения и жизнедеятельности – о многом, что
необходимо развивающемуся человеку.
Система курса основана на том, что в каждом
возрастном периоде создаются особо
благоприятные предпосылки для формирования
определенных сфер самосовершенствования
личности. Кроме того потребностей, обоснования А.
Маслоу. [1]
Весь круг “Самосовершенствование личности”
разбит на 7 разделов по классам и охватывает все
основные этапы и компоненты процесса
самосовершенствования.
Класс | Раздел общего курса самосовершенствования личности |
Названия пособия |
5 | Самопознание | Познай себя |
6 | Самовоспитание | Сделай себе сам |
7 | Самообразование | Научи себя учиться |
8 | Самоутверждение | Утверждай себя |
9 | Самоопределение | Найди себя |
10 | Саморегуляция | Управляй собой |
11 | Самоактуализация, самореализация | Реализуй себя |
Процесс самопознания лежит в основе любого
акта самосовершенствования. Ребята должны
осознать, кто они есть, как себя оценивают, что и
почему с ними происходит. Поэтому система
технологии начинается с доступного
пятиклассниками обзора с психологических
качеств человека, приводит в некоторую систему
имеющиеся у ребят представления о своей
личности, помогает или понять себя, создать
осознаваемый образ своего “Я”.
Особенность работы по технологии саморазвития
личности – работа с внутренним миром ребёнка, с
его переживаниями, интеллектуальными
проявлениями, интересами, отношениями.
Опыт работы по технологии саморазвитие
личности позволил мне увидеть то, что многие
ребята переосмысливают своё поведение,
жизнедеятельности, отношение друг к другу и
миром в целом. Анализ работы по этой технологии
позволил понять, какая иерархия ценностей
формируется у отдельных детей, построить
индивидуальный подход к ним. При разыгрывании
различных ситуаций совместно с ребятами, я
увидела взаимное доверие, заинтересованность.
Вот именно в таких условиях происходит
обогащение жизненного опыта учащихся.
2. Развитие самоуправления в классе
Классное самоуправление – это один из режимов
протекания совместной и самостоятельной
деятельности учащихся, в которой каждый ученик
может определить своё место и реализовать свои
способности и возможности. Это
самостоятельность организованной социальной
общности в решении собственных дел.
Уже третий год в моём классе развивается
самоуправление. Первоначальной целью
самоуправления было сплотить учеников в дружный
и крепкий коллектив.
Классное самоуправление развивается поэтапно.
Первый этап пришёлся на 5-й класс. В
первую очередь, учащимся были сообщены знания о
значении самоуправления. Затем шло постепенное
формирование положительных мотивов у учащихся к
самоуправленческой деятельности. Для того, чтобы
всего этого достичь, в основном мною приводились
примеры из личной школьной жизни и жизни
предыдущего классного коллектива. На этом этапе
учащиеся начали вести “Летопись классной
жизни”. В первое время функция ребят была
исполнительская. Моя же позиция как классного
руководителя была – учитель. Проводилось
анкетирование с целью выявления склонностей и
интересов к чему-либо. Выявив интересы, ребята
получали задания, поручения. На начальном этапе
для того, чтобы привлечь их к самоуправлению я
сама назначала ответственных, присматривалась,
кто на что способен. Постепенно
учащиеся начали оценивать события в классе,
осуществлять самоконтроль и взаи-моконтроль. У
них появилась первая самооценка. Уже после
первого полугодия были видны результаты
самоуправления. Радовало то, что ребята
перестали быть равнодушными друг к другу, начали
проявлять инициативу в жизни класса и школы. Дети
сами стали предлагать мероприятия, в которых
хотели бы принимать участие. В классе выявилась
группа лидеров, которые были справедливы в
отношении одноклассников, те, кто имел явные
достижения в ценимых деятельностях (в спорте,
учёбе, творчестве) и те, кто мог повести других
ребят за собой.
Был выбран актив класса, которым были
разработаны классные нормы общения, поведения,
отношений в форме классных заповедей, правил,
законов, девизов на год. За год актив класса
менялся три раза и почти все ребята выполняли
какие-то поручения в классе. В конце года уже было
видно рождение самого настоящего коллектива.
Изначальная цель почти достигнута. Это
подтвердили и итоги ежегодного школьного
конкурса “Ученик года”. Из четырёх номинаций
среди 5-7 классов два ученика нашего класса стали
победителями: “Самый лучший ученик – 2005” и
“Самый талантливый — 2005”.
Второй этап рассчитан на два года – 6 и 7
классы. В начале 6-го класса был сформирован
постоянный актив класса на год демократическим
путём – путём выборности. Для более интересной
классной жизни было предложено переименовать
класс в “государство”. На собрании актива было
принято решение:
- форма самоуправления – Республика (РИД)
- глава Республики интересных дел (РИД) –
президент (классный руководитель) - министры государства (замы главы РИД):
Министры образования; | Министры внутренних дел; | |
Министры культуры; | Министры печати; | |
Министр спорта; | Министр финансов; | Министр здравоохранения. |
“Министрами государства” были приняты и
утверждены устав, герб, гимн “республики”,
предложенные всеми членами “государственной
думы” — учениками класса.
Ученическое самоуправление не столько
вводится, сколько выращивается в самом
коллективе. Смысл ученического самоуправления в
нашем классе заключается не в управлении одних
детей другими, а в обучении всех детей основам
демократических отношений в обществе, в обучении
их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Участие в самоуправлении помогает учащимся
сформировать у себя навыки демократизма, умение
самостоятельно действовать, нестандартно
мыслить, принимать решения и осуществлять их.
На конец 6-го класса достигнуты следующие
результаты классного самоуправления:
- хорошо налажено дежурство по классу и школе;
- хорошо поставлены трудовые дела (уборка
территории, утепление класса, благоустройство и
генеральная уборка в классе); - организация досуга (проведение классных
огоньков, вечеров, поездок, экскурсий, конкурсов
и других мероприятий); - выпуск всевозможных тематических газет;
- проведение спортивных мероприятий; — проведение
тематических классных часов; - сбор денежных средств на поездки.
В конкурсе “Ученик года – 2006” нами были взяты
все четыре номинации: “Самый лучший ученик –
2006” I и II степени, “Самый активный – 2006”, “Самый
спортивный -2006” и “Самый талантливый – 2006”. У
каждого победителя конкурса имеется портфолио
достижений.
Итоги 7-го класса подтвердили правильную
направленность нашего классного самоуправления.
Члены актива класса (министры) стали
организаторами работы с ребятами по интересам.
Не всё, конечно, гладко, бывают и трудности. Но с
этими трудностями мы уже справляемся вместе, т.е.
моя позиция изменилась – я стала консультантом.
На классных часах моя роль как классного
руководителя стала в основном консультирующая и
достаточно “теневая”. На мой взгляд, классные
часы дают возможность развивать одновременно и
талант организаторский и талант актёрский.
Перед классным коллективом всегда стоят
какие-то цели, задачи. Мои воспитанники
придерживаются десяти главных глаголов:
1) думать;
2) ставить цели;
3) решать;
4) делать;
5) помогать;
6) уважать;
7) дружить;
веселиться;
9) творить;
10) отвечать за всё и всех.
На мой взгляд, самоуправление в классе
необходимый компонент современного воспитания.
Самоуправление способствует личностному росту
школьников, развитию их ответственности и
самостоятельности. Они приобретают
организационные, коммуникативные, трудовые и
творческие навыки. Д.Уэбстер сказал: “Люди могут
вместе совершить то, чего не в силах сделать в
одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их
сил может стать почти всемогущим”. Во всём и
всегда я старалась и стараюсь идти по жизни со
своими воспитанниками.
Я часто думаю и представляю, какими будут мои
дети – это будут САМОстоятельные и
САМОдеятельные личности, понявшие свою
САМОценность, которые достигли САМОопределения
и САМОреализации.
В своей педагогической деятельности мне близко
высказывание Ш.А. Амонашвили: “Надо видеть себя в
детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо
принимать их как повторение своего детства,
чтобы совершенствоваться самому; надо, на конец
жить жизнью детей, чтобы быть гуманным
педагогом”.
3. Взаимодействие классного руководителя с
родителями учащихся
Сегодня многие родители заинтересованы в
успешном обучении и развитии ребёнка. Однако не
всегда есть понимание того, что хороших
результатов можно добиться только при активном
взаимодействии родителей и классного
руководителя.
Организация взаимодействия классного
руководителя с семьями учащихся требует
соблюдения определённых правил и норм общения.
При взаимодействии с родителями мною
используются различные
психолого-педагогические методы: наблюдение,
беседа, тестирование, анкетирование, тренинги,
материалы детского творчества.
Начиная работать с детским коллективом, я
попыталась максимально изучить семейную
ситуацию, понять уклад жизни семьи каждого
ученика, традиции, обычаи, духовные ценности,
стиль взаимоотношений родителей и детей. Это
необходимо для того, чтобы спланировать
воспитательную работу в классе с максимальной
эффективностью. Уже на первой встрече (в
сентябре) с родителями мною использовалась
следующая диагностика.
Мой ребёнок.
1. Ф.И.О. ___________________________________
2. Интересы моего ребёнка ______________________________
3. О здоровье своего ребёнка могу рассказать
следующее_______________________
4. В начальной школе к нему (к ней) относились
так, что мы____________________
5. Его (её) отношения с учителем в начальной
школе были______________________
6. Моему ребёнку нравится,
когда___________________________________________
7. Моему ребёнку не нравится,
когда________________________________________
8. Его (её) положительными качествами является
то, что он (она) всегда__________
9. Его (её) отрицательными качествами является
то, что он (она) может___________
10. Трудности в воспитании нашего ребёнка
связаны с тем, что___________________
11. Я хотел бы, чтобы классный руководитель
обратил внимание на его (её) способности к _.
12. Мы надеемся, что с помощью классного
руководителя мы сможем развить в своём ребёнке
следующие качества ________________________ и преодолеть
следующие качества.
Результаты данной диагностики мне помогли
ближе познакомиться с детьми и дали
представление об их родителях.
Есть много различных диагностик изучения
семьи, отношений между педагогами и родителями,
детьми и родителями и т.д., которые используются в
моей педагогической деятельности.
Родительские собрания являются одной из
основных форм работы с родителями, поскольку они
обычно включают многие важные элементы работы
(от индивидуальных бесед до групповых
обсуждений). Но я решила изменить сам подход к
организации и проведении традиционных
родительских собраний. Главная цель нового
подхода – привлечь большинство родителей к
принятию решений в классе. Вопросы дисциплины и
успеваемости отдельных учащихся не обсуждаются
на общих собраниях. Такие вопросы решаются, как
правило, индивидуально, в отдельных беседах с
родителями. Для этого помимо встреч с любым
педагогом предусматриваются и дни открытых
дверей (по субботам), когда родители могут решать
вопросы с любым учителем и администрацией. А на
родительских собраниях активными участниками и
даже организаторами иногда становятся сами
родители, на которых обсуждаются актуальные
вопросы жизни в классе и в школе. В 2005 – 2006 уч.
году родителями, в частности членами
родительского комитета, было проведено два
тематических собрания (“Роль семьи в развитии
моральных качеств подростка”, “Поощрение и
наказание в воспитании ребёнка”). Было приятно,
что родителей взволновали эти проблемы и в
бурной дискуссии обсуждали, как можно
воспитывать детей, не прибегая к жестокости и
телесным наказаниям. Многие родители обратили
внимание на неиспользуемые возможности
поощрения и похвалы. Я познакомила родителей с
результатами исследований учёных о влиянии
семейной атмосферы на развитие моральных
качеств детей. На мой взгляд, такие родительские
собрания имеют большую воспитательную
эффективность.
Тематика родительских собраний весьма
разнообразна, поскольку широк круг проблем, с
которыми сталкиваются родители.
В нашем классе уже стало традицией проведение
последнего итогового родительского собрания
совместно детей и родителей. Это собрание всегда
бывает праздничное, как бы творческий отчёт о
проделанной работе и своих достижениях. Радует
то, что и родители не остаются в стороне, всегда
показывают своё “ответное слово”.
Кроме родительских собраний родители
принимают активное участие и во многих классных
мероприятиях (в составе жюри, в проведении
классных часов, совместные поездки, литературные
вечера и т.д.). Только с помощью совместных дел,
родители могут стать союзниками, так как
перестанут относиться к школе как посторонние
наблюдатели. Такая связь поколений, на мой
взгляд, является наиболее эффективным способом
для передачи социокультурных ценностей, так как
младшее поколение на жизненном примере
родителей может убедиться в незыблемости таких
понятий, как доброта, порядочность, честность.
Индивидуальные беседы с родителями,
анкетирование, дискуссии на родительских
собраниях показали, что в основном все дети имеют
хорошие отношения с родителями. Но в некоторых
семьях наблюдается излишняя строгость и
требовательность к ребёнку, а в некоторых
наоборот, не хватает контроля со стороны
родителей. Благодаря совместной деятельности,
родители начали осознавать, что с ребёнком
необходимо общаться как с равным, относиться к
нему, как к человеку, который имеет право на
самостоятельность и уважение, что терпение и
снисходительность к ребёнку – главное средство
в воспитании.
4. Активное участие учащихся в жизни школы
2005-2006 уч. год
Результаты традиционного школьного конкурса
“Ученик года – 2006” доказали активность
классного коллектива в жизни школы. Все четыре
номинации конкурса среди
5-7 классов выиграли воспитанники моего класса:
“Самый активный” — Ларюшкина А.; “Самый
творческий” — Колпакова В.; “Самый спортивный” —
Лупенкова Л.; “Лучший ученик 1 степени” — Гукова
В.; “Лучший ученик 2 степени” — Саломатина Т.
Помимо победителей, участие в жизни школы
принимают и другие члены классного коллектива.
За период 2005 – 2006 учебный год 6 “А” принял
участие в таких мероприятиях, как:
1. Участие в празднике: “День первоклассника”.
(8 человек).
2. Участие и победы в осенних и весенних
школьных олимпийских играх (весь класс)
3. Соревнование по пионерболу среди 6 – 7 х
классов (победа).
4. Участие в городском смотре театрального
искусства – спектакль “Красная шапочка”. (14
человек)
5. Школьный выпуск календаря знаменательных
дат:
1) геологу В.А. Русанову;
2) сказочнику – режиссеру А. Роу.
6. Участие в областной олимпиаде по экологии
(школьный тур ) — 9 человек
7. Участие в новогоднем представлении для 5 – 8
классов (3 человека)
8. Участие в концерте : “Встреча с ветеранами” (4
человека)
9. Участие в Международном математическом
конкурсе – игре “Кенгуру” (11 чел.)
10. Участие в городском смотре творчества:
“Пою о том я, что люблю”. (10 чел.)
11. Участие и победа в школьной учебно –
практической конференции (4 чел.)
12. Участие и победа в городской учебно –
практической конференции (3 чел.)
13. Активное участие и победы в спортивных
соревнования (гор., обл.) – 5 человек.
2006-2007 уч. год. На участие в традиционном
школьном конкурсе “Ученик года – 2007” от класса
было подано 9 заявок. Все четыре номинации
конкурса среди
5-7 классов выиграли воспитанники моего класса:
“Самый активный 1 степени” — Заболотний Е.;
“Самый активный 2 степени” — Ларюшкина А.; “Самый
творческий” -Гукова В.; “Самый спортивный” —
Лупенкова Л.; “Лучший ученик 1 степени” —
Ларюшкина А.; “Лучший ученик 2 степени” —
Саломатина Т.
Каждый ученик класса имеет свой пакет
достижений – портфолио.
2006-2007 уч. г. 7 “А” принял участие в таких
мероприятиях, как:
1. Участие в празднике: “День первоклассника”
(10 человек).
2. Активное участие и победу в осенних школьных
олимпийских играх (I место)
3. Соревнование по волейболу среди 7-8 х классов (I
место)
4. Соревнование по мини футболу среди 6-7 х
классов (I место)
5. Представление школьного спектакля “Кошкин
дом” на новый лад в новогоднем поздравлении для
уч-ся 5-6 и 7-8 классов. (18 человек)
6. Школьный выпуск календаря знаменательных
дат:
1) 100 летие со дня рождения конструктора ракет
Сергея Королёва
2) 270 лет со дня рождения архитектора Василия
Баженова
7. Участие в областной олимпиаде по экологии
(школьный тур ) — 11 человек
8. Участие в новогоднем представлении для 5-8
классов (7 человек).
9. Участие и победа в конкурсе песен: “ И помнит
мир спасённый” (14 чел.)
10. Активное участие и победы в спортивных
соревнования (гор., обл.) (7 чел.).
11. Участие в школьном смотре творчества: “
Славься, город родной”, (10 чел.)
12. Выпуск газет на “Школьный Арбат”: 1) “Что
Новый год готовит?”
2) “Город- герой – Курск” 3) Военноначальники,
уроженцы г. Кимовска и Ким-го р-на.
13. Участие и победа в областной (II место)
научно-практической конференции. (2 чел.)
14. Участие в литературных гостиных (7 чел.)
15. Участие и победа в школьной и городской
учебно – практической конференции (9 чел.)
Используемая литература: 1. Г.К.
Селевко, Н.К. Тихомирова Самосовершенствование
личности. М.: Народное образование, 2001.
Педсовет.
Система работы
классного руководителя с учителями-предметниками.
Борисова Л.В., зам. директора по ВР
МОУ СОШ №21 с.Архиповского
Образование и
воспитание – две половины одного целого. Л.Н. Толстой, размышляя о взаимосвязи
воспитания и учения, писал: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя
воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно».
Названную
тему не назовешь новой или вызывающий живой непосредственный отклик у учителей.
Хотя сложившееся положение вещей зачастую не удовлетворяет педагогов школы,
воспринимается как непреодолимая проблема. Тем более, что значительная часть
работников школы совмещает обязанности учителя предметника и классного
руководителя, отсюда любые шероховатости в межличностных взаимоотношениях,
просчеты, допущенные в той или иной профессиональной роли значительно осложняют
попытки педагога индивидуально поддерживать схему работы с вверенным классом
Целью воспитания в нашей школе является воспитание творчески развитой
социально- ориентированной личности, способной строить жизнь достойного
человека, а также раскрытие, развитие и реализация интеллектуальных и духовных
свойств личности и роль классного руководителя в этом
процессе одна из самых важных. В ходе управления воспитательным процессом
класса, классному руководителю приходится сотрудничать не только с детьми и
родителями, но и со своими коллегами по ремеслу. В работе с ученическим коллективом и
отдельными
учащимися все педагоги решают общие образовательные и воспитательные задачи: развитие
познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности, ответственности и др. Эффективность этой работы во многом зависит от
согласованности действий всех участников образовательного процесса, от единства
целей, задач и требований, предъявляемых ученикам конкретного класса.
«Классному» нередко приходится «защищать» кого-то из своих
питомцев от коллег-предметников,
особенно в конце четверти или полугодия: одного «еще раз переспросить по физике», с
другим дополнительно позаниматься русским языком, третьему «натянуть» по географии до четверки, четвертому
простить прогул урока физкультуры… Эти оперативные, тактические «ходы» неизбежны.
Сотрудничество классного
руководителя и учителей – предметников необходимо в самых разных областях и
периодах жизни ученика и тогда, когда пятиклассники знакомятся с новыми
учителями и предметами и тогда, когда выпускники школы готовятся к итоговой
аттестации.
В чем же сущность взаимодействия классного руководителя и
учителей предметников?
Классный руководитель и учителя-предметники обеспечивают целостность,
целенаправленность педагогического процесса в классе. Каждый педагог заинтересован в
профессиональном и воспитательном результате, который можно повысить, если объединить или скоординировать
свои усилия с действиями коллег. Центром этой координации и организации учебно-воспитательного процесса является классный
руководитель, который во взаимодействии с учителями-предметниками решает следующие задачи:
·
изучение
личностных особенностей педагогов, их возможностей в организации воспитательной
работы с детьми;
·
изучение
особенностей преподавательской деятельности учителя, его контактов, отношений с
детьми;
·
регулирование
отношений между учителями класса, между учителями и детьми, между педагогами и родителями;
·
определение
общих целей, организация совместной деятельности по их достижению;
·
педагогически
целесообразное использование возможностей педагогов в организации воспитательной работы с
детьми и
родителями.
Классный руководитель
организует работу всех учителей по обоснованию общих целей и задач в работе с ученическим
коллективом и
отдельными учащимися, определению путей, основных педагогических средств,
обеспечивающих достижение намеченного, привлекает учителей класса к внеучебной воспитательной работе, координирует
действия педагогов в проведении учебных занятий, в работе с коллективом и отдельными учащимися.
Основу
взаимодействия классного руководителя и учителей класса составляют:
·
взаимная
информированность о детях, их взаимоотношениях, об организации и результатах
учебно-воспитательного процесса;
·
взаимопомощь,
взаимная поддержка в решении сложных проблем;
·
заинтересованность
в успешной работе класса и каждого ученика;
·
совместный поиск путей решения
педагогических проблем, совместные усилия,
совместная работа по реализации намеченных задач;
·
совместный
анализ проведенной работы, решаемых педагогических
проблем, полученных результатов;
·
совместное
определение перспектив в работе с классным коллективом, отдельными учащимися.
На первый взгляд реализация
всех этих совместных действий может показаться нереальной, однако многое осуществляется классным
руководителем и учителями в повседневном общении и требует небольших затрат времени, окупающихся значительным повышением качества педагогической
работы. При этом обе стороны,
помогая друг другу, помогают и себе.
Каково содержание работы классного руководителя с учителями
предметниками ?
Классный руководитель организует изучение учащихся, их образовательных возможностей,
обучаемости, воспитанности. Вместе с учителями он может составлять и оформлять различные диагностические карты.
Оценка ряда учебных способностей детей осуществляется родителями, детьми, учителями. В этом случае важно
сопоставить, проанализировать различные данные, ознакомить педагогов с результатами. С одной
стороны, классный
руководитель использует различную информацию, которую получает о детях от учителей, в своей
деятельности,
учитывает ее при организации воспитательной работы; с другой — обогащает представления
учителей о ребенке, предлагая им
неизвестные данные, которые могут отрегулировать действия педагога, его методы работы с учеником. Целесообразно привлечь учителей к отбору методик
для изучения детей и коллектива,
эффективности воспитательного процесса, так как учителя могут дополнить
их содержание, имея свои проблемы в работе
с классом. Было бы правильным согласовывать
с учителями весь процесс педагогической диагностики, тем более что некоторые
вопросы могут и должны касаться учебного процесса, повышения его эффективности,
деятельности учителей и их отношений с детьми, преподавания отдельных предметов.
Классный
руководитель знакомит учителей с результатами изучения детей и классного коллектива, привлекая и классный
коллектив, и учителей, работающих в классе, к
обсуждению программы педагогической
помощи ребенку и его семье. Он организует
совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной
деятельности, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.
Классный
руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае
затруднений, связанных с обучением,
стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих
трудностей и помогает педагогам
скорректировать их действия. Необходимо познакомить учителей с особенностями психического развития
детей, имеющих отклонения в
развитии, со специальными способами педагогического
влияния на них.
Классный
руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует
педагогов о состоянии воспитанника, особенностях семьи, организует встречи родителей с
учителями-предметниками с целью обмена информацией, оказания помощи родителям в
организации домашней работы с
учащимися.
Особенно важно привлечь
учителей к целеполаганию, планированию воспитательной работы в классе. Классный
руководитель должен определить при планировании воспитательной работы основные
составляющие сотрудничества с педколлективом. Они могут быть следующими:
·
Изучение
учебной мотивации учащихся; поиск путей ее повышения;
·
Изучение
учебных интересов учащихся и их учет педагогами в учебной деятельности;
·
Выявление
степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
·
Развитие
коммуникативных умений педагогов, работающих в классе; сотрудничество педагогов
с учащимися класса во внеурочной деятельности;
·
Помощь
педагогов учащимся класса по ликвидации пробелов в учебной деятельности
школьников.
Классный руководитель на этапе перспективного
планирования, поиска идей и конкретных форм их реализации предлагает учителям ответить на следующие вопросы.
1.
Какие
проблемы в классе требуют первоочередного решения?
2.
Какие
мероприятия целесообразно провести с целью решения этих проблем?
3.
Какие
дела, формы работы могут быть организованы с вашим участием?
4.
Какая
внеучебная работа по вашему предмету может быть проведена с учащимися?
5.Какие проблемы целесообразно обсудить с родителями детей?
Материалы, полученные в
процессе обсуждения этих вопросов, классный руководитель использует при коллективном
планировании,
стремится согласовывать предложения учителей с детскими интересами, ненавязчиво
привлечь внимание учащихся к
предложениям педагогов. Было бы замечательно, если бы учителя класса приняли участие вместе со школьниками в коллективном планировании.
Когда составлен план работы
ученического и родительского коллективов, классный руководитель предлагает учителям
найти
возможности, формы участия в реализации намеченного, определить дела, которые будут проводиться с привлечением педагогов класса. Это могут быть познавательные
мероприятия, общественные смотры знаний, родительские собрания и лектории. Каждый
период совместной работы (совместное мероприятие, четверть, учебный год) завершается подведением итогов и анализом. Особенно полезно привлечь учителей к коллективному анализу в классе.
Классный руководитель изучает
стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения,
эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы,
поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить
сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания,
поставленные проблемы.
Особое внимание необходимо
уделить новым педагогам, которых важно
познакомить с особенностями классного коллектива,
отдельных учеников, требованиями, предъявляемыми предыдущим учителем и педагогами класса.
Какими могут быть формы взаимодействия классного
руководителя и учителей-предметников?
В начале учебного года классный руководитель должен
познакомить учащихся класса с теми требованиями, которые предъявляются к
учащимся для успешного изучения предмета. Для этого учителя предметники могут
подготовить для учащихся памятки по учебным предметам. Памятки ребята могут
иметь дома и всегда воспользоваться ими при подготовке домашних заданий, что, естественно,
повысит результативность
учебной деятельности, обеспечит контроль учебной деятельности учащихся со стороны
родителей, поможет наладить сотрудничество родителей, педагогов и учащихся. Такие памятки
очень полезны особенно для учащихся 5-6 классов, которые испытывают трудности
при переходе из начальной школы.
Классный
руководитель должен обращаться с просьбой к учителям-предметникам — познакомить
учащихся со структурой школьного учебника, требованиями педагога к работе с учебником. И
классному руководителю и учителю очень полезно изучение отношения
учащихся к учебному предмету. Учителям-предметникам, работающим в классе,
можно использовать для этого следующие вопросы:
1. Какую учебную тему мы закончили
изучать?
2. Какие понятия являются
главными в этой теме?
3. Какие уроки данной темы были самыми интересными?
4. Как ты можешь оценить свою
активность на уроках по теме?
5.
Какие
отметки, полученные тобой по данной теме, ты хотел бы
исправить?
6.Какие вопросы
данной темы остались тебе непонятными?
В конце каждой учебной
четверти классный руководитель должен выяснить, чем объясняется ухудшение
учебных результатов учащихся по учебным предметам и организовать помощь педагогов учащимся,
если проблемы связаны с тем, что ребенок долго болел или не усвоил учебный материал в силу
каких-то других обстоятельств.
Бывая на уроках
в своем классе, классный руководитель должен обратить внимание на преподавание тех
учебных предметов в классе, по которым учебные результаты учащихся самые низкие или нет
должной дисциплины. Для этого можно использовать следующую педагогическую диагностику: присутствуя
на уроках, классный руководитель
фиксирует активность учащихся класса в уроке
по собственной инициативе и по инициативе педагога, который ведет урок, следит
за нарушениями. Результаты данного исследования должны лечь в основу
беседы классного руководителя с учителями-предметниками и самими детьми с
целью активизации учебной деятельности
учащихся класса и ее результативности.
Классный
руководитель уделяет большое внимание развитию познавательной активности учащихся класса. С этой целью он
изучает вопросы привлечения в урочную
деятельность учащихся дополнительной литературы по предмету, нестандартных форм
проведения урока, помогает учителям
вместе со своим классом готовить предметные недели и внеклассные
мероприятия по учебным предметам.
К формам
совместной работы могут быть отнесены различные конкурсы по предметам. Учитель
заинтересован в развитии интереса к предмету, поднятии его престижа, поэтому проведение мероприятий в интересной и увлекательной форме
во внеучебное время с участием
педагога-предметника будет способствовать
решению образовательных и воспитательных задач. Осуществляя совместную работу, классный руководитель и учитель должны четко обозначить свои функции,
распределить обязанности,
договориться о единых требованиях. Учитель помогает отобрать содержание материала
и определяет роль каждого учащегося в зависимости от его интереса к предмету и
способностей. Классный руководитель
обеспечивает привлечение учащихся к
планированию мероприятия, организует подготовительную работу, совместно с учителем контролирует ход подготовки. Педагоги помогают каждому найти свое
место в коллективной работе.
Покажем организацию совместной
работы классного руководителя при
проведении общественного смотра знаний, суть которого заключается в следующем.
Общественный смотр знаний
проводится по наиболее важной, основополагающей теме. Задачи смотра: систематизировать
знания, добиться
более глубокого, прочного усвоения материала всеми учащимися; развить навыки
коллективной работы; повысить ответственность не только за собственные знания, но и за
успехи в учебе
своих товарищей, всего коллектива.
Подготовка смотра включает
создание групп (звеньев, бригад) во главе с руководителем (консультантом),
составление вопросов,
заданий, которые сообщаются за 7-10 дней до смотра; приглашение гостей, родителей, выборы
жюри, оформление кабинета, составление
групповых и индивидуальных заданий. К
подготовке и проведению смотра в младших и средних классах в качестве
руководителей групп, организаторов, ведущих, жюри
могут привлекаться старшеклассники. В практике используются различные формы проведения смотра. По очереди каждая
группа выполняет групповые и индивидуальные задания, остальные участвуют в обсуждении ее работы, либо смотр проводится в виде путешествия, движения по
станциям, где группа за каждый вид
работы получает оценку. Возможны самооценка и взаимооценка внутри
микроколлективов, которые фиксируются на
специально оформленных листах учета знаний.
Педагоги могут распределить
работу по подготовке и проведению этого мероприятия следующим образом.
Классный руководитель помогает
сформировать группы, спланировать их подготовку, обеспечивает приглашение родителей и
гостей, участвует в работе жюри. Учитель готовит руководителей групп к работе,
составляет задания, проводит сам смотр. Оба педагога по ходу подготовки регулируют
отношения между
детьми. В
завершение оба педагога организуют подведение итогов, анализируя решение
образовательных и воспитательных задач,
определяют способы закрепления
положительного опыта детей и решения
выявленных проблем.
Особое внимание классный
руководитель должен уделить сотрудничеству с учителями-предметниками, которые готовят
учащихся к предметным
олимпиадам и научным конференциям. Ребята должны иметь возможность дополнительных
занятий с педагогом, консультаций и факультативов.
Особая забота
классного руководителя
— проблемные дети и дети, у которых по некоторым предметам констатируется стойкий
неуспех. В самом начале учебного года классный руководитель должен обратить
самое серьезное внимание учителей-предметников на учащихся, у которых есть проблемы,
связанные с поведением. Эти проблемы
могут быть связаны:
—
с трудной
семейной ситуацией;
—
с
болезнью ребенка;
—
с
проблемами в общении;
—
с
особенностями характера.
Классный руководитель может подготовить
и провести совместно с администрацией школы мини-педсовет по теме «Проблемные учащиеся моего класса». Цель данного мини-педсовета, на котором
присутствуют педагоги класса, классный руководитель и администрация школы — обсуждение путей
решения проблемы трудностей в
поведении учащихся и в их учении, а также конкретные
и конструктивные пути выхода из трудной ситуации отдельных учащихся.
Решение малого
педсовета по классу или отдельным учащимся обсуждается через некоторое время еще
раз для того, чтобы убедиться, какие изменения произошли в поведении учащихся.
Малый педсовет может дать
следующие рекомендации:
—
пригласить
родителей учащихся класса на тематическую и индивидуальную консультацию;
—
посетить
учащихся на дому, проанализировать бытовые условия учащихся, атмосферу семьи;
—
организовать
дополнительные занятий для учащихся, консультацию учителей-предметников, помощь
учащихся класса;
—
привлекать
учащихся к участию в работе кружков, факультативов;
—
привлекать
учащихся к участию в подготовке предметных вечеров, дней творчества;
—
организовать
самоотчеты учащихся по результатам учебной деятельности
Классный
руководитель обеспечивает взаимодействие родителей и педагогов для решения
учебных проблем детей. Он привлекает учителей-предметников к работе с родителями, способствует
формированию уважительных
и доверительных отношений между ними. Этому могут способствовать вечера
вопросов и ответов, совместное обсуждение проблем класса на родительских собраниях. Чаще всего учителя приходят на
собрание, чтобы высказать свои требования, познакомить с особенностями программы, предложить возможные способы
оказания помощи детям по изучению предмета. Однако более продуктивным было бы совместное выявление проблем, трудностей обучения
детей и совместный поиск путей решения этих
проблем, преодоления трудностей.
Одной из форм
взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих
выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формируется всесторонний
взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получают информацию о его
психическом,
физическом, умственном развитии, его индивидуальных способностях, возможностях и
трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются
о способах решения возникающих
проблем и распределяют функции в работе с ребенком.
Так, например, в ряде школ в завершении четверти
проводится педагогический консилиум с
участием всех учителей по оказанию
педагогической поддержки учащимся, которые испытывают трудности в учебе и общении со сверстниками; осуществляется анализ этих трудностей, определяются
способы коррекции деятельности
педагогов по отношению к каждому ученику,
намечается программа действий по реабилитации подростков, определяется роль каждого учителя, особенно тех, кто имеет особое личное влияние на ребенка.
Основной формой работы с
учителями-предметниками являются индивидуальные беседы. Они должны быть спланированы так, чтобы не упустить
важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и
конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, совместный
поиск решения той или
иной проблемы. В ряде случаев бывает необходимо организовать индивидуальную консультацию
учителя со специалистами.
Формы взаимодействия классного руководителя с учителями могут быть самыми
разнообразными. Многое зависит от личных контактов, заинтересованности в успехе обеих
взаимодействующих
сторон.
Таким образом,
только сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет
ученикам найти свое место в классном и школьном коллективе, определить
направление учебной и общественной деятельности, в полной мере удовлетворить
собственные потребности и стать разносторонне развитой личностью.