FAQ: Часто задаваемые вопросы о компании со 100% иностранным капиталом (WFOE)
Законодательство КНР требует, чтобы хозяйственная деятельность зарубежных компаний в Китае была зарегистрирована. В подавляющем большинстве случаев представительства иностранных предприятий не могут вести в КНР хозяйственную деятельность, поэтому компании со 100% иностранным капиталом и совместные предприятия являются основными формами полноценного присутствия иностранного бизнеса в Китае. Рассмотрим ключевые моменты создания и функционирования предприятий со 100% иностранным капиталом.
- Правовые основы деятельности
- Организационно-правовая форма
- Сфера деятельности
- Уставный капитал
- Уставный капитал и общий объем инвестиций
- Органы управления
- Срок хозяйственной деятельности
- Процедура создания
- Документы и информация, необходимые при регистрации
- Налогообложение
- Зоны с особым экономическим статусом и предприятия с иностранными инвестициями
- Распределение прибыли
- Предприятия со 100% иностранным капиталом или совместные предприятия
- Заключение
Вопросы создания и функционирования предприятий со 100% иностранным капиталом регламентируются как общими правовыми нормами – Закон КНР «О компаниях», Нормы и правила «О регулировании регистрации компаний» – так и специальным: Законом КНР «О предприятиях иностранного капитала» и Правилами применения данного закона. Кроме того, на предприятия со 100% иностранным капиталом распространяется действие нормативных актов, регулирующих инвестиции в определенные отрасли в целом, например, для транспортно-экспедиторских компаний – Правил регулирования деятельности международных транспортно-экспедиторских компаний, а также участия в этих отраслях именно иностранного капитала – Правил регулирования деятельности транспортно-экспедиторских компаний с иностранными инвестициями. Наконец, на предприятия со 100% иностранным капиталом, как на юридические лица КНР, распространяется действие всех законов и правил, имеющих отношение к деятельности юридических лиц.
Организационно-правовой формой предприятий со 100% иностранным капиталом в подавляющем большинстве случаев являются компании с ограниченной ответственностью.
Юридические лица в КНР наделены специальной (ограниченной) правоспособностью. В отличие от России, где коммерческие организации могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности и совершать любые необходимые для этого сделки, в Китае сфера деятельности предприятий строго зафиксирована в учредительных документах и даже указана в свидетельстве о государственной регистрации юридического лица – Свидетельстве о праве ведения хозяйственной деятельности.
Компании со 100% иностранным капиталом являются юридическими лицами КНР, и сфера их хозяйственной деятельности также строго ограничена. Более того, поскольку процедура создания предприятия с иностранными инвестициями сложнее, чем создание китайских компаний и предполагает участие большего количества государственных органов, ограничения по сфере деятельности также более строгие.
Так, например, китайские торговые компании часто могут работать с самыми разными группами товаров, а торговым компаниям со 100% иностранным капиталом это обычно не разрешается. Как правило, производственная компания со 100% иностранным капиталом может торговать только собственной продукцией или аналогичной; совмещение различных направлений деятельности, например, торговли, транспортных услуг и производства, как правило, невозможно. «Как правило» здесь означает, что решение об утверждении сферы деятельности предприятия со 100% иностранным капиталом принимается уполномоченными (провинциального или городского уровня) органами Министерства коммерции КНР, и они крайне неохотно утверждают предприятия с разнородными видами деятельности. Кроме того, существуют законодательно установленные ограничения на инвестирование иностранного капитала в определенные отрасли. Основным документом, устанавливающим правила осуществления прямых иностранных инвестиций в экономику КНР, является «Каталог-руководство отраслей для инвестирования иностранного капитала», выпускаемый Министерством коммерции КНР совместно с другими ведомствами. Последние изменения в Каталог были внесены относительно недавно, и сейчас действует редакция от 28 июля 2017 года.
Отрасли экономики в Каталоге разделены на три раздела: «иностранные инвестиции поощряются», «иностранные инвестиции допускаются с ограничениями» и «иностранные инвестиции запрещены». Разумеется, создание компаний со 100% иностранным капиталом в отраслях, куда запрещено привлечение иностранных инвестиций, невозможно; но и в «поощряемом» разделе присутствует ряд ограничений. Например, производство лекарственного сырья для препаратов традиционной китайской медицины, ряда химических продуктов, тяжелого оборудования, автомобилей; добыча некоторых полезных ископаемых; создание учреждений высшего образования; бухгалтерских, аудиторских компаний и др. возможны только в рамках паевых или контрактных совместных предприятий. Кроме того, отраслевые регулирующие органы могут вводить дополнительные ограничения сферы деятельности предприятий со 100% иностранным капиталом. Так, создание транспортно-экспедиторских компаний со 100% иностранным капиталом разрешено Министерством коммерции КНР, а создание таких компаний с лицензией генерального грузового агента для авиаперевозок запрещено Ассоциацией авиаперевозчиков КНР.
На данный момент в КНР законодательно не установлено требований по минимальному размеру уставного капитала компаний. Теоретически это должно относиться и к совместным предприятиям, но на практике это не так.
В КНР есть отрасли, где минимальный размер уставного капитала для предприятий с иностранными инвестициями установлен законодательно.
Поскольку создать в Китае компанию – снять, отремонтировать и обустроить офис или, тем более, производственное помещение, набрать персонал и начать деятельность на очень маленькую сумму невозможно, то минимальный размер уставного капитала корректируется регистрирующими органами в сторону увеличения в соответствии необходимым размером разумных, по их мнению, стартовых вложений.
Если для производственной компании стартовые вложения рассчитываются достаточно легко, т.к. стоимость оборудования, сырья, потребляемой электроэнергии и другие экономические факторы организации производства относительно легко поддаются калькуляции, то для торговых компаний, помимо «принципа разумности» местные власти отталкиваются от ассортимента товаров: для торговли буровым оборудованием стартовый капитал нужен, очевидно, больший, чем для торговли товарами народного потребления.
Таким образом, для того, чтобы определить, каков минимальный размер уставного капитала совместного предприятия, нужно определиться с местом регистрации, сферой деятельности и до регистрации выяснить позицию местных регистрирующих органов. Это позволит указать в подаваемом на утверждение пакете документов согласованную цифру. При создании СП вопросы взаимодействия с органами на местах нередко берет на себя китайский партнер, что, с одной стороны, удобно, а с другой стороны, требует от иностранного участника повышенного внимания к деталям.
Средства уставного капитала не должны быть помещены на депозит, заморожены или иным образом выведены из оборота – после перечисления уставного капитала (целиком или частично) бухгалтерская компания проводит простую проверку на соответствие назначения платежа, плательщика, получателя и суммы уставу компании, результаты проверки регистрируются в органах валютного контроля, и деньгами можно пользоваться.
Уставный капитал, согласно настоящих требований может вноситься как одним, так и несколькими платежами, приблизительный график внесения уставного капитала указывается в уставе компании. Следует обратить внимание на то, что законодательно установленные требования по сроку внесения уставного капитала на данный момент отсутствуют, но на практике государственные органы могут потребовать внести уставный капитал в течение определенного срока.
Помимо уставного капитала, законодательство КНР в отношении предприятий с иностранными инвестициями оперирует понятием «общий объем инвестиций». Общий объем инвестиций – это сумма, которую инвестор (-ы) может вложить в развитие бизнеса в Китае, в отличие от уставного капитала, который он вложить обязан. Очевидно, что общий объем инвестиций может быть или больше уставного капитала, или совпадать с ним. Разница между общим объемом инвестиций и суммой уставного капитала составляет максимальную сумму займа, который инвестор может предоставить своей дочерней компании в Китае. Эти две величины связаны определенным соотношением, изменяющимся с ростом капиталовложений. Так, при общем объеме инвестиций не более 3 млн. долл. США уставный капитал должен составлять не менее 7/10 общего объема инвестиций.
Подробнее об уставном капитале и общем объеме инвестиций в китайском корпоративном праве.
Органом высшей компетенции компании с ограниченной ответственностью со 100% капиталом, является собрание участников (или участник, если он один). Собрание участников принимает решения по всем существенным вопросам деятельности компании, включая распределение прибыли, слияния и поглощения, утверждение кандидатур членов совета директоров и ревизионной комиссии и др. Перечень вопросов, входящий в компетенцию собрания участников, установлен Законом КНР «О компаниях».
Собранию участников подотчетен совет директоров или исполнительный директор. Совет директоров состоит не менее, чем из 3-х членов, избираемых на срок не более 3-х лет.
Как сказано в статье 51 Закона КНР «О компаниях», если количество участников компании с ограниченной ответственностью «относительно мало» или если инвестиции «относительно невелики», то вместо совета директоров может быть введена должность исполнительного директора, совмещающего совет директоров в одном лице.
Это достаточно удобно для небольших компаний, т.к. исполнительный директор (в функции совета директоров) и генеральный директор (главный менеджер) компании может быть одним лицом, что позволяет сохранять полный контроль над компанией при минимизации издержек. Решение, какое количество участников и объем инвестиций считать небольшим, принимают органы Министерства коммерции, утверждающие компанию, и органы промышленно-торговой администрации, ее регистрирующие.
Руководство текущей хозяйственной деятельностью компании осуществляет генеральный директор; при необходимости могут быть учреждены должности нескольких заместителей генерального директора.
Еще одним обязательным атрибутом компании с ограниченной ответственностью является ревизионная комиссия или ревизор (также в случае «относительно небольших» инвестиций и количества участников). Их задачей является контроль за действиями менеджмента компании для обеспечения соблюдения требований законодательства КНР и прав собственников. На практике должность ревизора (члена ревизионной комиссии) является достаточно формальной, т.к. в предприятии со 100% иностранным капиталом, как правило, не возникает конфликта участников или противоречий между инвесторами и управляющим персоналом.
Как правило, срок деятельности предприятий с иностранными инвестициями, в т.ч. со 100% иностранным капиталом, не превышает 25-30 лет при утверждении и может быть продлен при условии согласия всех участников и соответствия деятельности предприятия политике государства в области привлечения иностранных инвестиций на момент подачи заявления о продлении.
Создание компаний со 100% иностранным капиталом проводится в 2 этапа.
1) Регистрация органами промышленно-торговой администрации.
Первый этап – регистрация компании, по завершении которого она считается существующей с точки зрения закона. Завершается регистрация получением свидетельства о праве ведения хозяйственной деятельности – свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
2) Пострегистрационные процедуры.
Пострегистрационные процедуры заключаются в регистрации и постановке вновь созданной компании на учет в различных государственных органах – полиции, управлению по контролю качества, налоговых органах, управлению статистики, органах министерства труда и социальной защиты, таможни — изготовлении печатей и открытии банковских счетов. Большинство этих процедур выполняется последовательно, т.е. для того, чтобы, например, встать на учет в управлении по центральным (государственным) налогам и управлении по местным налогам, необходимо предъявить свидетельство о праве ведения хозяйственной деятельности и свидетельство о присвоении кода, выданный управлением по контролю качества.
1. Копия регистрационного свидетельства компании-учредителя
Копия регистрационного свидетельства компании-учредителя понадобится на самом первом этапе регистрации компании: при предварительном утверждении наименования в органах промышленно-торговой администрации.
Для российских компаний данным документом является Свидетельство о государственной регистрации юридического лица. Для гонконгских и оффшорных компаний — Certificate of Incorporation.
На первом этапе легализация документа не требуется. На втором этапе – утверждение компании в органах Министерства коммерции КНР – требуется копия регистрационного свидетельства, легализованная в консульском учреждении КНР в стране регистрации компании-учредителя.
Подробная информация о консульской легализации документов содержится в статье Легализация российских документов для использования в КНР.
2. Копия документа, подтверждающего назначение руководителя компании-учредителя и наделение его правом подписи (для компаний, в которых совет директоров отсутствует), или копия решения совета директоров о наделении одного из членов совета директоров правом подписи (для компаний, в которых есть совет директоров), легализованная в консульском учреждении КНР в стране регистрации компании-учредителя.
- выбранное название создаваемой в КНР компании (на китайском и английском языках)
- подробная сфера деятельности создаваемой компании
- место (район) регистрации компании
- срок ведения деятельности – срок ведения деятельности компании не может превышать 30 лет
- размер уставного капитала – с указанием валюты, в которой впоследствии уставный капитал будет отражен в Свидетельстве о праве ведения хозяйственной деятельности
Налогообложение предприятия, тем более предприятия, созданного инвесторами из одной страны в другой стране, — достаточно сложная и обширная тема, заслуживающая отдельной статьи, поэтому сейчас мы не будем рассматривать этот вопрос подробно, а кратко остановимся на основных моментах, важных для понимания общей картины налогообложения предприятия со 100% иностранным капиталом в Китае.
1) Все предприятия, зарегистрированные и ведущие деятельность в КНР, являются плательщиками налога на прибыль предприятий.
Согласно вступившему в силу с 29.12.2018 в новой редакции Закону КНР «О налоге на прибыль предприятий», общая ставка налога на прибыль предприятий установлена на уровне 25%.
Для так называемых «низкоприбыльных малых предприятий» ставка налога установлена на уровне 20%, а для предприятий новых и высоких технологий, поддерживаемых государством – на уровне 15%. Признаки льготных категорий предприятий и требования, которым они должны удовлетворять, установлены соответствующими положениями налогового законодательства КНР.
В период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г. действуют специальные налоговые льготы:
В отношении малых малорентабельных предприятий, чья совокупная годовая прибыль не превышает 1 000 000 юаней жэньминьби, налоговая ставка к уплате составляет 20%, а за базу при расчете налога на прибыль берется только 25% налогооблагаемой прибыли. Эффективная налоговая ставка к уплате составляет 5%;
В отношении малых малорентабельных предприятий, чья совокупная годовая прибыль превышающей 1 000 000 юаней жэньминьби, но не превышающей 3 000 000 юаней жэньминьби, налоговая ставка к уплате составляет 20%, а за базу при расчете налога на прибыль берется только 50% налогооблагаемой прибыли. Эффективная налоговая ставка к уплате составляет 10%.
2) Все предприятия, зарегистрированные и ведущие деятельность в КНР, являются налоговыми агентами для своих сотрудников и уплачивают за них налог на доходы физических лиц.
В Китае применяется прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц, с ростом дохода ставки изменяются от 3% до 45%, при этом доход менее 5000 юаней в месяц налогом не облагается. При приеме на работу китайских сотрудников предприятие также обязано уплачивать за них социальные платежи, сумма которых составляет около 40% от официально начисляемой заработной платы.
3) Предприятия, продающие в КНР товары, как собственного производства, так и приобретенные у третьих лиц, являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Общая ставка налога составляет 13%; для плательщиков, занимающихся оказанием транспортных услуг или услуг по курьерской доставке, аренде или продаже недвижимого имущества – 9% (в определенных случаях при аренде или продаже недвижимого имущества ставка – 5%); для плательщиков, занимающихся оказанием услуг – 6%; для плательщиков с малым оборотом – 3%. При экспорте продукции НДС не взимается, кроме случаев, когда постановлениями правительства КНР установлено иное.
4) Ранее в КНР существовал также корпоративный налог, но с 1 мая 2016 он был заменен на НДС.
В течение реализации политики открытости и реформ в КНР было создано большое количество зон с особым экономическим статусом – свободные экономические зоны, зоны новых и высоких технологий, зоны технико-экономического развития, портовые города и др. В большинстве этих зон действовали пониженные ставки налога на прибыль, а предприятия с иностранными инвестициями имели право на дополнительные налоговые каникулы. Чаще всего использовалась схема «2 и 3»: 2 года, начиная с года получения прибыли, налог на прибыль не взимался, а в последующие три года взимался по половинной ставке от действующей в данной зоне. С 01.01.2008 года для вновь создаваемых предприятий территориальные налоговые льготы отменены, и уменьшение налогообложения возможно только для предприятий новых и высоких технологий и «низкоприбыльных малых предприятий».
Исключения составляли западные районы КНР, где льготные ставки налога на прибыль действовали до 2010 года.
Прибыль, получаемая участниками (участником) предприятия со 100% иностранным капиталом, может быть распределена между ними по решению собрания участников. Распределение производится после уплаты налога на прибыль по ставке, действующей в отношении данного вида предприятия. При распределении чистой прибыли компании, зарегистрированные в КНР, обязаны отчислять 10% от прибыли в специальный фонд, средства которого находятся в распоряжении компании и могут быть при необходимости использованы для покрытия ее убытков. Когда фонд достигнет объема 50% от уставного капитала компании, отчисления туда могут быть прекращены.
До 2008 года прибыль, распределяемая в виде дивидендов участников предприятий с иностранными инвестициями не подлежала налогообложению в КНР. В новой редакции Закона КНР «О налоге на прибыль предприятий» и Правилах применения этого закона сказано, что дивиденды будут облагаться налогом на прибыль по ставке 10%, однако сотрудники налоговых органов крайне сдержанно комментируют этот вопрос и считают, что в деталях политика государства в этой области будет определена к концу 2008 года.
Как уже было сказано, существует 2 основных формы регистрации предпринимательской деятельности иностранного капитала в Китае: предприятия со 100% иностранным капиталом и совместные предприятия. Плюсы первых очевидны, среди плюсов последних часто называют легкость в утверждении и регистрации, возможность пользования ресурсами и связями китайского партнера; кроме того, нередко китайские партнеры настаивают на скорейшем создании именно совместного предприятия, мотивируя это удобством общения в новом статусе с государственными органами, получения лицензий и разрешений и т.п.
На наш взгляд, в случае, если законодательство и местные реалии позволяют создать предприятие со 100% иностранным капиталом вместо совместного предприятия и успешно развивать бизнес, этот вариант предпочтительнее и безопаснее совместного предприятия. Процедура регистрации, механизм управления, режим налогообложения совпадают, однако степень рисков, связанных с урегулированием отношений с китайскими партнерами, значительно выше. Большая часть отношений, которые китайские партнеры стремятся закрепить в рамках СП, может быть оформлена с помощью договоров между предприятием со 100% иностранным капиталом и его китайскими контрагентами. Вероятность неисполнения одной из сторон своих договорных обязательств остается на прежнем уровне, а расторжение договора, поиск нового партнера для сотрудничества, пересмотр схемы работы в Китае становится значительно легче, быстрее и безопаснее.
Заключение
Предприятия со 100% иностранным капиталом – удобный путь для входа на рынок Китая и успешной работы на нем. Надеемся, что данная статья вооружит Вас знаниями о том, как создаются и функционируют такие предприятия и поможет сделать правильный выбор.
FAQ: Часто задаваемые вопросы о компании со 100% иностранным капиталом (WFOE)
Портал PRC.TODAY (Китай сегодня) – Китай в пятницу опубликовал новую версию каталога отраслей для поощрения иностранных инвестиций и продолжает стимулировать иностранный бизнес к развитию передовых отраслей производства, сферы услуг, центральных и западных регионов, поскольку вторая по величине экономика мира неуклонно продвигает идею высокоуровневой открытости. Новый каталог вступает в силу с 1 января 2023 года.
В версии 2022 года насчитывается 1 474 позиции, по сравнению с версией 2020 года добавлено 239 позиций и пересмотрено 167 позиций. В том числе национальный список насчитывает 519 позиций, в нем увеличено 39 позиций и изменено 85 позиций. А региональный список, предназначенный для центрального и западного Китая, содержит 955 пунктов, добавив 299 и пересмотрев 83 пункта по сравнению с версией 2020 года, которая была утверждена в конце 2020 года и вступила в силу в январе 2021 года.
Стимулирование притока иностранных инвестиций
Согласно заявлению, опубликованному в пятницу на сайте Национальной комиссии по развитию и реформам (NDRC), главного органа экономического планирования страны, новый каталог был пересмотрен на основе принципа “увеличение количества и оптимизация структуры”.
На основе дальнейшего стимулирования притока иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность, одним из основных изменений является то, что в новом национальном каталоге добавлены и расширены новые пункты о стимулировании инвестиций в компоненты и детали, а также в создание оборудования для улучшения промышленной и производственной цепочки. Другой акцент сделан на добавлении или расширении пунктов, касающихся профессионального проектирования, технологических услуг и разработок, чтобы способствовать комплексному развитию сферы услуг и обрабатывающей промышленности.
Кроме того, список, разработанный для центральных и западных регионов, расширяет сферу поощряемых отраслей для иностранных инвестиций, принимая во внимание местные сравнительные преимущества в трудовых и специальных ресурсах.
“Пересмотренный новый каталог является важной мерой по стабилизации иностранных инвестиций в текущей ситуации, что не только способствует продвижению высокоуровневой открытости и ускорению построения новой модели развития, но и помогает стабилизировать иностранные инвестиции, оптимизировать структуру инвестиций и укрепить ожидания и доверие иностранного капитала”, – заявили в NDRC.
В своем заявлении NDRC признал, что использование Китаем иностранных инвестиций, несмотря на стабильный прогресс, все еще подвержено сильному внешнему давлению “из-за вспышки глобального коронавируса и изменения международного политического и экономического ландшафта”.
Черновая версия каталога “поощряемых отраслей” на 2022 год была опубликована в мае. В ходе пересмотра NDRC и Министерство торговли широко запросили мнения иностранных предприятий, палат и отраслевых ассоциаций, а также соответствующих сторон, и активно приняли конструктивные мнения после тщательного изучения.
По мнению аналитиков, новый каталог, выпущенный всего через несколько дней после завершения 20-го Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая (КПК), является одним из первых пакетов политических мер, в которых ярко проявился дух открытости, заложенный на великом собрании. Он также опровергает то, что некоторые предсказатели раздували как “флот иностранного капитала” из Китая из-за неопределенности политики.
Во вторник NDRC совместно с пятью другими министерствами выпустил 15 мер по содействию реализации проектов с иностранными инвестициями, причем особое внимание было уделено производственному сектору.
С января по сентябрь фактический объем ПИИ в Китае достиг $155,3 млрд, увеличившись за год на 18,9%, показали данные Министерства торговли (MOFCOM) в четверг.
Новость о том, что Китай выпустил новый каталог отраслей промышленности подготовлена Порталом PRC.TODAY (Китай сегодня) по материалам информационного агентства Shine.
Если вам понравилась новость или появились вопросы, оставьте ваш комментарий или обсудите эту новость на форуме.
Китай становится мировым пионером и лидером в развитии возобновляемой чистой энергии
Китай ведет переговоры с членами CPTPP о включении
По сравнению с изданием 2019 года в Каталоге 2020 года увеличилось на 127 позиций и было изменено 88, что еще больше расширило объем поощренных иностранных инвестиций.
28 декабря 2020 г. Национальная комиссия по развитию и реформам (NDRC) и Министерство торговли (MOFCOM) совместно выпустили Каталог отраслей для поощрения иностранных инвестиций (издание 2020 г.) )), Который будет реализован 2020 января 27 года, и одновременно с этим будет отменен Каталог (издание 2021 года).
По сравнению с изданием 2019 года каталог (издание 2020 года) увеличил 127 позиций и модифицировал 88 позиций, что еще больше расширило объем поощренных иностранных инвестиций.
Каталог (издание 2020 г.) фокусируется на добавлении таких элементов, как поощрение иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность, сектор производственных услуг, а также центральные и западные регионы. Что касается обрабатывающей промышленности, добавляются новые или модифицированные элементы, такие как испытательное оборудование интегральных схем, чтобы стимулировать иностранные инвестиции в ключевые сырьевые материалы, детали и оборудование, а также в другие области; с точки зрения поощрения иностранных инвестиций в производственные услуги добавляются новые или модифицированные элементы, такие как разработка технологии блокчейн, для поощрения комплексного развития сектора услуг и обрабатывающей промышленности; Иностранные инвестиции также поощряются для инвестирования в выгодные отрасли в центральных и западных регионах.
Кроме того, в Каталоге введен ряд льготных мер в отношении освобождения от тарифов, снижения налога на прибыль предприятий, льготного предложения земли и т. Д.
Авторы:
Янру Чен 陈彦茹
Сохранить как PDF
Новый перечень поощряемых видов деятельности для иностранных инвестиций
Похожие записи:
- Перечень действующих законов КНР 2022 Сейчас в КНР действует 294 закона (на три больше, чем в декабре 2021 г.). Перечень действующих в КНР законов (по…
- Новые меры по снижению транзакционных издержек бизнеса в… 15 сентября 2022 г. Канцелярия Государственного совета КНР опубликовала рекомендации по снижению транзакционных издержек для субъектов рынка в…
- Новая структура Государственного совета КНР 20 марта 2023 г. Государственный совет КНР опубликовал уведомление о новой организационной структуре (Уведомление № 5–2023) и создании…
- Закон КНР «О внешних связях»: краткий обзор 28 июня 2023 г. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей КНР (ПК ВСНП) принял Закон КНР «О внешних…
- Проект Закона КНР «Об иммунитетах иностранных государств»:… 30 декабря 2022 г. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей КНР (ПК ВСНП) опубликовал для общественных консультаций проект…
Об авторе
Павел Бажанов
Специалист и автор книг по законодательству КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.
Просмотреть все сообщения
Привлечение и использование иностранного капитала в Китае, роль совместных предприятий в КНР, каталог отраслей для иностранных инвестиций в Китае
Согласно указанному Каталогу, к категории поощряемых для зарубежных инвестиций в Китай относятся более 260 направлений в следующих областях: сфера сельского, лесного хозяйства, животноводства, рыбоводства; производство пищевых продуктов, табачной продукции, текстиля, кожаных изделий и изделий из дерева, бамбука и т.п., бумажной продукции и др.; производство и подача электроэнергии, газа и воды; управление водными ресурсами; транспорт, почтовое и телекоммуникационное обслуживание; социальное обслуживание; здравоохранение, спорт, общественное благосостояние (забота о пожилых и недееспособных людях); научные исследования и комплексное техническое обслуживание, а также разрешенные (т.е. не относящиеся к категориям ограниченные и запрещенные) инвестиционные проекты с прямым экспортом своей продукции.
Инвестиции в горнодобывающую промышленность Китая в большинстве случаев допускаются только в виде совместных предприятий. Китайское правительство активно поощеряет участие иностранного капитала в таких отраслях как высокие технологии, производство обрудования, сырьевое производство.
Кроме того, новая редакция Каталога снимает ранние ограничения для иностранного капитала на сектор сервисного обслуживания, перенеся это направление из ограничиваемых в поощряемые.
Использование иностранного капитала в Китае ограничивается в таких отраслях как выращивание и переработка хлопка и редких пород дерева, разработка и добыча полезных ископаемых, включая золото, серебро, металлы платиновой группы и др., отдельные виды продукции пищевой промышленности, табачной промышленности, выпуск периодических изданий; строительство и эксплуатация нефтеперерабатывающих заводов с годовым объемом производства менее 8 млн. тонн; широкий ряд отраслей химической и фармацевтической промышленности; производство продукции из металлов, в частности контейнеров; производство специальной техники типа бульдозеров, тракторов и т.п.; приемников спутникового телевидения; международные автомобильные, железнодорожные и авиаперевозки; телекоммуникационные услуги.
Кроме вышеперечисленных, сферы деятельности, в которых ограничено использование иностранного капитала, включают финансы, страхование, недвижимость, юридический консалтинг. В частности, для финансовой отрасли под ограничение попадает банковская деятельность в Китае, операции с ценными бумагами, учреждение бухгалтерских и трастовых компаний, страховых брокерских компаний.
При учреждении обычной страховой компании с участием иностранного капитала его доля не может превышать 50% уставного капитала компании.
Кроме того, новая редакция каталога накладывает еще большие по сравнению с существующими ранее ограничения для иностранных инвесторов на операции с недвижимостью. В частности, под ограничение в Китае теперь попадают купля-продажа вторичного жилья и учреждение брокерских компаний по операциям с недвижимостью.
По-прежнему сохраняются ограничения для иностранных инвесторов на проекты по строительству и эксплуатации пятизвездочных отелей, загородных домов, высококлассных офисных зданий, международных выставочных центров, крупных парков.
В отличие от предыдущих редакций Каталога, последняя редакция также запрещает в Китае строительство и эксплуатацию угольных электростанций с энергоблоками мощностью менее 300 мегаватт в таких районах страны как Тибетский АР, Синьцзян-Уйгурский АР и о-в Хайнань.
Загрузка…