Какова роль воспитателя в руководстве игрой

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 Московского района Санкт-Петербурга

Статья на тему: Роль воспитателя в организации и руководстве

творческими играми детей.

Подготовил: воспитатель высшей категории

Кирилюк Марина Юрьевна

г. Санкт-Петербург

2020г.

Важность игры всестороннего развития ребёнка требует систематического, умелого влияния на неё. Но игра – самостоятельная деятельность детей, и воспитатель не может заранее предвидеть все приёмы руководства ею, как это делается при подготовке к проведению занятий, игр с правилами.

В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. Однако попытки обучать детей намеченному воспитателем сюжету игры, разыгрывание роли по заказу, подавляют воображение детей.

Самое сложное и важное – обдумать задачи и приёмы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное.

Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания.

Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны.

Такому воспитателю дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.

Чтобы направлять игру, необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к творческой выдумке, к созданному ребёнком образу.

Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы игры, и на развитие её сюжета.

Известно, что игра возникает в том случае, когда у ребёнка имеются яркие, конкретные представления о каком-либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает не него большое эмоциональное воздействие.

Часто хорошие игры возникают по инициативе детей. В таком случае важно вовремя поддержать интересную идею, направить усилия дошкольником на её осуществление.

Иногда содержание игр довольно бедное. Причиной такого явления может быть недостаточная эмоциональность занятий, сухость методики наблюдений, чтения, рассказывания. Если не удаётся пробудить у детей интерес к тому, с чем их знакомят, взволновать их, игры не получится.

Наблюдение за деятельностью взрослых – основное средство обогащения содержания игры у старших дошкольников; сюжеты многих игр черпаются из книг.

У маленьких детей (3-4 года) поводом к игре часто служат случайные ассоциации. Этим должен воспользоваться воспитатель, подбирая игрушки и разные предметы.

В старшем дошкольном возрасте идея новой игры может возникнуть в результате словесного напоминания, беседы. Но здесь допустим лишь совет, который будит инициативу детей.

Тема игры, предложенная взрослым, оставляет детей равнодушными, если она не связана с их интересами, переживаниями.

Одна из основных тенденций развития игры – формирование её целенаправленности, что требует длительной систематической работы воспитателя.

Педагог наблюдает, выполняют ли дети задуманное, он старается поддержать интерес к выбранной теме своим одобрением, походящей игрушкой, а иногда и своим участием. Однако он не настаивает на том, чтобы задуманная игра была всегда доведена до конца, её участники справе переменить тему, если придумали более интересную. Очень важно поддержать усилия детей, дать им возможность пережить радость от достижения игровой цели.

У детей 4-5лет совместная игра обычно начинается с того, что кто-то предлагает тему, остальные это предложение принимают, каждый выбирает себе роль. Иногда игру начинают двое – трое детей, а затем и у остальных появляется желание принять в ней участие. Устанавливается правило, иногда же по общей договорённости в игру принимает её инициатор, организатор.

Не каждый ребёнок может сразу справиться с ролью командира, от этого пострадает и он сам, и совместная игра. Ребёнку нужно помочь найти своё место в игре, считаясь при этом с его интересами, особенностями характера, творческими возможностями.

Когда старшие дошкольники обсуждают до начала игры её содержание, примерный ход развития сюжета, воспитатель выступает как рядовой участник игры, поддерживает удачные предложения, даёт свои советы, помогает в решении спортивных вопросов. Опыт показывает, что дети охотно устанавливают такой порядок.

В некоторых случаях дети с общего согласия выбирают организатора, а тот назначает, кем будет каждый участник игры. Дети охотно подчиняются командиру, когда это оправдано содержанием игры.

Успех игры с большим количеством участников во многом зависит от удачного выбора организатора. К подготовительной к школе группе целесообразно приучать детей выбирать главного с общего согласия, обдумывая и обсуждая, кто лучше всего подойдёт для этой роли.

Воспитатель приучает детей при обсуждении игры обдумывать, что для неё требуется: соорудить постройки, подобрать игрушки, костюмы, самим изготовить необходимый инвентарь. Подготовительная работа увлекает детей, причём часто они трудятся уже в образе, в роли, которая им поручена. Роль воспитателя на этом этапе состоит в том, чтобы поддерживать, пробуждать инициативу ребят, если требуется, расширять их сведения об изображаемом.

Особенно сложна роль воспитателя в ходе развития сюжета игры. Во время подготовки к ней, когда дети ещё не вошли в свои роли, когда сюжет игры только намечается, воспитатель, с уважением относясь к замыслу участников, может давать им советы, руководить их поведением, как взрослый детьми.

Воспитатель не может быть равнодушным зрителем. Иногда становится участником игры, берёт на себя какую-нибудь роль, часто эпизодическую, но и в этой роли он может незаметно руководить игрой. Бывает, что воспитатель воздействует своим примером, становясь участником игры. В других случаях на помощь приходят наблюдения, чтение книги на данную тему.

Дети сталкиваются в жизни не только с хорошими людьми, с благородными поступками. Порой затеваются игры, в которых ребята изображают, например, пьяных, ссоры между соседями. Нельзя допустить этого. Необходимо отвлечь детей от такой игры, создать интерес к другой теме, а главное, вызвать у них отрицательное отношение к дурному, чтобы им самим не хотелось изображать это в игре.

Руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приёмов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, иногда не фантазировать за ребёнка, не придумывать за него игру. Только при этом руководстве успешно развивается игровое творчество.

Влияние воспитателя на выбор игры заключается в том, что он поддерживает интересные игры, придуманные детьми, развивать инициативу детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную.

В игре многое кажется противоречивым, отсюда большие трудности в руководстве ею.

Воспитатель помогает осуществлению задуманного прежде всего тем, что поддерживает начинания, поощряя инициативу детей. Если ребёнок видит, что воспитатель с интересом следит за игрой, оберегает его постройку, охотно даёт нужный материал, то он играет с большим одушевлением и настойчивостью.

Для успеха этой работы требуется, как это неоднократно отмечалось, хорошо знать каждого ребёнка, уметь наблюдать детей, понимать их игры. Лишь изредка воспитатель сам играет с детьми – не всегда это требуется, но участником игры воспитатель должен быть постоянно, хотя он не играет наравне с детьми, не берёт на себя определённой роли. Если участие выражается в том, что он следит за игрой, обегает её, в нужную минуту приходит на помощь, объясняет непонятное, анализирует имеющиеся у ребят представления, намечает дальнейшую педагогическую работу.

Советы и предложения воспитателя поддерживают интерес детей к игре, помогают довести её до конца. Это важно для воспитания у дошкольников настойчивости, целенаправленности. Особенно нуждаются в такой поддержке дети с неустойчивыми интересами, нетерпеливые, слишком подвижные. Нужно стараться внушать им, что трудности преодолимы, стараться поднять их веру в свои силы.

Влияя на содержание игры, воспитатель тем самым влияет и на отношения между детьми. В игре всегда видны результаты педагогической работы. Отражение жизни в игре становится всё более полным, реалистическим, действия ребёнка, выражаемые им чувства делаются более осознанными.

Такого уровня игры достигают только благодаря воспитанию, систематическому, обдуманному руководству играми со стороны воспитателя.

              Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение

Краснохолмский
детский сад № 3 «Петушок» МР Калтасинский район РБ

 

 

 

 

консультация   для   воспитателей

Тема:

"Роль воспитателя в организации
игровой деятельности детей"

 

 

 

 

 

 

 

                                          Дата проведения:
21.12.2016 г.

Подготовила:  Зайнашева Галина Геннадьевна

                                                                    
Место проведения: МБДОУ «Петушок»

 

 

2016 г.

 

«Роль воспитателя в организации игровой деятельности детей».

(Консультация
для воспитателей)

В
игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль.  В
игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные качества.

Формируя
игру как детскую деятельность, её надо насыщать содержанием в соответствии с
требованием программы.

Для того чтобы
игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно
организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском
коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и
любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.

Мастерство
воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной игры детей.

Сюжетно
— ролевая игра является наиболее характерной игрой дошкольников, отличительной
особенностью которой является то, что её создают сами дети, а их игровая
деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер. Воспитатель
должен направлять игру, не разрушая её, сохранять самодеятельный творческий
характер игровой деятельности детей.  

Роль воспитателя в
игре способствует развитию её замысла, расширению тематики игр, обогащению содержания,
уточнению игровых действий, овладению детьми ролевым поведением, проявлению
доброжелательных отношений.

Самое
сложное и важное – обдумать задачи и приёмы воспитания детей в игре: как
способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с
товарищами, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи по отношению
ко всему коллективу и к отдельным детям.

Первое
условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их
игровые замыслы, их переживания. 

Чтобы
направлять игру, необходимо опираться на психологию детей, считаться с детьми
замыслами, бережно относится к творческой выдумке, к созданному ребёнком
образу. Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы игры, и на развитие её
сюжета.

Игра
возникает в том случае, когда у ребёнка имеются яркие, конкретные представления
о каком-либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на
него большое эмоциональное воздействие. Поэтому основной путь влияния на выбор
темы игры – создание у детей таких ярких положительных представлений и эмоций.
Часто хорошие игры возникают по инициативе детей. В таком случае важно вовремя
поддержать интересную идею, направить усилия дошкольников на её осуществление.
Темы игры, предложенная взрослыми, оставляет детей равнодушными, если она не
связана с их интересами.

Одна
из основных тенденций развития игры – формулирование её целенаправленности, что
требует длительной систематической работы воспитателя. Педагог наблюдает,
выполняют ли дети задуманное, он старается поддержать интерес к выбранной теме
своим одобрением, подходящей игрушкой, а иногда и своим участием. Однако он не
настаивает на том, чтобы задуманная игра была доведена до конца, ее участники
вправе переменить тему, если придумали более интересную. Очень важно поддержать
усилия детей, дать им возможность пережить радость от достижения игровой цели.
Влияя на распределение ролей, составление некоторого плана действий,
воспитатель выполняет две важные задачи: направляет содержание игры и
способствует организации детского коллектива, воспитанию дружеских чувств.

Если
в младшем возрасте детей побуждают обдуманно выбирать игру, то в старшем важно
научить их самостоятельно обдумывать содержание игры, распределять роли. Тут
возникают новые трудности, которых не было ранее. Задача воспитателя – следить
за тем, чтобы одни дети не подавляли других, чтобы каждому была обеспечена
активная роль в игре.

Не
каждый ребенок может сразу справиться с ролью командира, от этого пострадает и
он сам, и совместная игра. Ребенку надо помочь найти свое место в игре,
считаясь при этом с его интересами, особенностями характера, творческими
возможностями.

Руководя
игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу,
самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость от игры. Из
приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда
не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно
влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и
воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое
творчество.

Наиболее
эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре.
Воспитатель играет вместе с детьми, дает им советы. Через выполняемую роль он
воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех детей,
особенно робких. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения
закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры. Педагог
оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например,
он спрашивает ребёнка, выполняющего роль заведующего магазином, где касса, кто
кассир, почему нет в магазине тех или иных продуктов, кто будет заворачивать
покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо
приглашает приходить в магазин ещё.

Когда взрослые вступают в игровое
общение с ребёнком, им нужно помнить о том, что на них ложится особая
ответственность за построение отношений между всеми партнёрами в игре.
Воспитатель выступает в роли транслятора (передатчика) не только игровых
сюжетов, различных ролей и правил, но и средств эффективного общения.
 
Компетентный в общении педагог прежде всего устанавливает определенную
атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и
комфортно.

Роль педагога
заключается в том, чтобы участвовать в игре на равноправных позициях, в
качестве игрового партнёра. Стоит заметить, что обеспечение равноправности
позиций в общении с ребёнком или группой детей начинается уже с
пространственных условий.
Первое условие – пространство, разделяющее воспитателя и детей, должно
быть оптимальным для установления контакта. Не стоит разговаривать с играющими
детьми, находясь далеко от них и повышая при этом голос. Нужно подойти к
играющим детям и ни в коем случае не подзывать их к себе.
Второе условие – выбор позиции «глаза на одном уровне». Самое
естественное в этом случае – присесть на корточки перед ребёнком и установить
контакт глазами, посмотрев ребёнку в глаза.
При организации групповых разговоров с детьми необходимо садиться таким
образом, чтобы все участники разговора могли видеть друг друга. Оптимальной для
этого является форма круга.  
 

Самое важное в
игре – это ваше отношение к ней.
 
Вступая в диалог с ребёнком, постарайтесь в беседе с ним держать паузу. Это
нужно для того, чтобы ребенок мог высказаться. Пауза помогает ребёнку разобраться
в своих чувствах и мыслях. Уважайте мнения и чувства ребёнка.

В общении с детьми
используйте позитивные сообщения
. В случаях, связанных с ошибками, неудачами или
попытками сделать что-то по-своему позитивное сообщение педагога должно
содержать в себе поощрение действовать дальше. Скажите: «Спасибо, ты очень
старался», «Так уже гораздо лучше», «Пробуй ещё», «У всех бывают неудачи».
Такие высказывания побуждают к дальнейшим действиям.
 
В игровых ситуациях, когда действия ребёнка подвергают опасности его самого или
других детей, требуется пресекать такие действия!  Здесь уместно вспомнить
слова Конфуция: «Что я слышу, я забываю. Что я вижу, я запоминаю. Что я делаю,
со мной остаётся на всю жизнь». Поэтому в воспитательных целях любые проступки
детей нужно обыгрывать через сюжетно-ролевую игру.
В позитивном ключе это можно сделать следующим образом. Позитивное сообщение,
призванное изменить негативное поведение ребёнка, сохраняя благоприятные
отношения (контакт) с ним, включает в себя следующие компоненты.
1. Выслушайте ребёнка, пусть он расскажет, что обозначает то или иное действие:
«Расскажи, в какую игру вы играете?»
2. Опишите произведённое действие: «Когда ты бросаешь кубики…».
3. Опишите возможный или неизбежный результат этого действия: «…то может
случиться, что кубик попадёт Вите в голову».
4. Предложите альтернативный вариант поведения: «Можно, лучше, мне хотелось бы,
я была бы рада, если вместо кубиков вы возьмёте поролоновые мячи».
Можно, чтобы вариант позитивного поведения предложил сам ребёнок из своего
жизненного опыта, тогда у каждого будет несколько вариантов поведения. Каждый
предложенный вариант проигрывается.
 

Чтобы
найти правильный путь влияния на детскую игру, надо понимать ее, уметь
наблюдать играющих детей. Изучение игры и воспитание детей в игре неразрывно
слиты в едином педагогическом процессе. Мы изучаем игру, чтобы лучше руководить
ею.

Особенно
важно индивидуальное наблюдение за каждым ребенком. Ведь в творческой игре,
больше чем во всякой другой деятельности, он обнаруживает свои склонности,
переживания.

Дети
выбирают игру, воспитателю нужно проследить, чем они руководствуются при этом,
задумываются ли над тем, во что играть.

Влияние
воспитателя на выбор игры заключается в том, что он поддерживает интересные
игры, придуманные детьми, развивает инициативу детей, приучая их задумываться
над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Делать это следует
осторожно, опасаясь рассуждений, неуместных во время игры.

В игре всегда
видны результаты педагогической работы.
 

Литература  

·        
Барташникова,
И.А. Учись играя /И.А.Барташникова, А.А.Барташников. – Харьков: Фолио, 1997.

·        
Хейзинга,
И. Человек играющий /И.Хейзинга. – М.: Наука, 1995.

·        
Педагогические
технологии игры дошкольников //Материалы спецкурса по дошкольной педагогике. – Магнитогорск,
1997.

Интернет
ресурсы:

—  http://konspektdoma.ru

 —  http://www.maam.ru

Автор статьи

Яна Игоревна Архипенко

Эксперт по предмету «Педагогика»

Предложить статью

Значение руководства сюжетно-ролевой игрой

Игра является не просто забавой для ребенка дошкольного возраста, а ведущим видом деятельности, в процессе которой формируется и развивается его личность.

Сюжетно-ролевая игра интересна детям тем, что в процессе игры они могут на время «войти» в мир взрослых, примерить на себе различные роли и профессии, понять их значимость в жизни. Кроме того, сюжетно-ролевые игры развивают у детей творческое отношение к окружающей действительности, дают выход энергии и эмоциям детям, учат общаться с окружающими людьми, обогащают его новыми знаниями, умениями, навыками и практическим опытом.

Замечание 1

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является первой «школой» для ребенка, которая формирует у него качества, необходимые для полноценного существования в окружающем социуме.

Важным моментом в процессе организации сюжетно-ролевой игры является руководство игрой. В детском саду сюжетно-ролевыми играми дошкольников руководят воспитатели. Во время руководства воспитатель оказывает воздействие на все стороны личности ребенка (чувства, воля, поведение и т.д.), используя их в целях всестороннего развития ребенка.

Процесс руководства сюжетно-ролевой игры необходим не только для того, чтобы игра развивалась по сюжету, но и для того чтобы воспитатель мог уточнить и углубить некоторые знания и представления детей. Например, для выполнения роли врача в игре ребенок должен не только иметь представление о работе врача, но и перевести ее игровые действия. Это достигается посредством руководства со стороны воспитателя (объяснение, показ, уточнение и т.д.).
Во время руководства воспитатель помогает детям устанавливать взаимоотношения, учит договариваться друг с другом и т.д.

Замечание 2

Таким образом, сюжетно-ролевая игра под руководством воспитателя не только закрепляет у детей конкретные знания и представления, но и выступает своеобразной формой активной познавательной деятельности по овладению новыми знаниями и умениями.

«Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников » 👇

Виды и направления руководства игрой

Руководством сюжетно-ролевыми играми дошкольников осуществляется в двух направлениях.

Косвенное руководство – осуществляется без непосредственного вмешательства воспитателя в игру детей, направлено на обеспечение получения детьми определенного практического и жизненного опыта.

Основные приемы: наблюдение, целевая прогулка, экскурсия, беседа, чтение, просмотр фильмов, специальные занятия и т.п.

В процессе сюжетно-ролевой игры воспитатель наблюдает за игрой детей, при необходимости он дает им указания, подсказки, направляет игру детей в нужное русло и т.д., но при этом сам он не выполняет игровых действий.

Прямое руководство – осуществляется путем вмешательства воспитателя в игру детей, либо он принимает в ней непосредственное участие.

Основные приемы: роль в игре, показ игрового действия, советы в процессе игры, разъяснения, беседа, различная помощь в ходе игры и т.п.

Данное руководство осуществляется у детей младшего дошкольного возраста, так как они не в полной мере еще овладели умениями играть. Воспитатель принимает непосредственное участие в игре, чаще всего он выполняет определенную роль, то есть играет вместе с детьми и при этом руководит ими.

Роль педагога в руководстве игрой

Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста зависит от возраста детей.

Дети младшего дошкольного возраста чаще нуждаются в помощи (руководстве) воспитателя в процессе игры, так как у них еще небольшой игровой опыт. Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточный игровой опыт и могут самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру. Руководство со стороны воспитателя необходимо только в том случае, если у детей возникла спорная или конфликтная ситуация, либо если игра организована воспитателем для усвоения ими конкретных знаний и умений.

Замечание 3

Таким образом, роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми дошкольников заключается в том, что он выступает как носитель игровых действий и игрового опыта, направленных на сохранение устойчивого игрового замысла.

Задача воспитателя в процессе руководства сюжетно-ролевыми играми в младшей дошкольной группе:

  1. Показать детям необходимые игровые действия.
  2. Описать сюжет и характерные черты персонажа.
  3. Упражнять детей в игровых действиях в различных ситуациях.
  4. Создание проблемных игровых ситуаций, с целью активации деятельности детей.

Таким образом, основная задача воспитателя младшей группы в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой заключается в том, чтобы научить детей играть и развивать у них игровые действия.

В средней дошкольной группе воспитатель в процессе руководства игрой выступает как партнер. Его основная задача заключается в обогащении игрового опыта детей.

Воспитатель средней группы во время руководства сюжетно-ролевой игрой:

  • принимает непосредственное участие в игре;
  • предлагает тему игры, ставить проблемные задачи или вопросы, проводит беседы перед началом игры, распределяет роли и обговаривает действия персонажей;
  • при необходимости дает детям советы;
  • вместе с детьми создает сюжет, следит за его развитием, комбинирует последовательность игровых действий;
  • дает подсказки по ходу игры.

Воспитатель старшей и подготовительной к школе группе выступает в роли наблюдателя. Его основная задача формировать у детей умения и навыки строить и развивать сюжет игры совместными усилиями, понимать партнеров по игре и согласовывать с ними свои игровые действия.

В процессе руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников воспитатель:

  • дает советы перед началом игры;
  • в случае затруднений в ходе игры оказывает помощь (намек, подсказка, совет, наводящий вопрос и т.д.);
  • при необходимости осуществляет прямое вмешательство в игру детей (особенно если она начинает приобретать отрицательное направление, воспитатель находит игровые действия и приемы исправить эту ситуацию и направить игру в нужное русло).

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

«Не навреди» – единственная заповедь врача, а также педагога. Что нужно учитывать, чтобы, с одной стороны, научить малышей интересным ролевым забавам, а с другой – не стать для них надсмотрщиком, который командует, навязывает свои правила?

ne-navredi

Без руководства дети младшей группы вряд ли смогут начать сюжетную забаву на конкретную тематику. А старшие ребята быстро потеряют интерес к процессу, если не научить их обогащать сюжет.

vopros

Как же грамотно обозначить для себя роль воспитателя в сюжетно-ролевой игре? Из собственного опыта могу сказать, что найти золотую середину возможно.

Начинающим педагогам-дошкольникам, да всем нам для самообразования советую взять на вооружение современные средства повышения квалификации – офлайн-семинары, электронные пособия, обучающие диски и т.п.

Мне лично нравится учебно-методический портал, где есть отличные материалы, включая интересующую нас тему: роль воспитателя в организации сюжетно-ролевой игры.

Думаю, есть два типа педагогов-дошкольников: одни активно, иногда чересчур, руководят процессом детских забав, а другие – столь же активно пускают все на самотек, уделяя мало внимания развитию, обогащению ролевых мероприятий, оправдывая себя тем, что дают дорогу творческим поискам детей.

Я себя причисляю, конечно, к первому типу, считаю, что роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры чрезвычайно важна. Хотя, откровенно говоря, иногда слишком увлекаюсь, начинаю командовать.

Какие задачи педагога-дошкольника для полноценной творческой деятельности детей?

  • Обеспечение идеального игрового пространства – атрибуты должны вдохновлять ребят на творческие забавы, сама обстановка обязана способствовать желанию малышей придумывать сюжеты для своих забав.

  • Постоянно, систематически, последовательно привлекать ребят к ролевым забавам, а не только от случая к случаю. Формируем стойкую любовь малышей к сюжетно поставленным творческим мероприятиям.

  • Использование всевозможных разнообразных методов, приемов для обогащения опыта детей, поддержания длительного интереса ребят к процессу, усложнения сюжета, мотивации к самостоятельной деятельности.

Но, чтобы роль активного воспитателя в любой сюжетно-ролевой детской игре не свелась к диктаторству, важно знать только одну вещь:

Педагог должен быть полноправным участником процесса, партнером, а не наставником.

Это короткое предложение отражает всю суть вопроса. Будьте тоже ребенком, но фантазирующим, активным, предлагающим новые идеи, дружелюбным, веселым. Бояться потерять авторитет глупо, доверие – вот, что самое ценное в нашей работе. Моменты общего веселья, вдохновения надолго остаются в памяти.

igrasr

Понять, какая, в общем, роль воспитателя-дошкольника в простой сюжетной игре, мне помогли собственные наблюдения, анализ ошибок, опыт других педагогов, методическая литература.

Педагог наблюдает, предлагает идеи, помогает, учит. Перестаньте командовать!

astavlenia

Да, но именно командовать мы, ох, как любим! Вспомните себя ребенком: задавак, умников, командиров мы изгоняли из компании. Педагога дети вряд ли посмеют исключить из забавы, они просто не получат никакого удовольствия, быстро потеряют интерес, перестанут проявлять инициативу. Короче, своими наставлениями мы просто убьем дух творчества.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные качества.

Формируя игру как детскую деятельность, её надо насыщать содержанием в соответствии с требованием программы.

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной игры детей.

Сюжетно — ролевая игра является наиболее характерной игрой дошкольников, отличительной особенностью которой является то, что её создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая её, сохранять самодеятельный творческий характер игровой деятельности детей.

Роль воспитателя в игре способствует развитию её замысла, расширению тематики игр, обогащению содержания, уточнению игровых действий, овладению детьми ролевым поведением, проявлению доброжелательных отношений.

Самое сложное и важное – обдумать задачи и приёмы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи по отношению ко всему коллективу и к отдельным детям.

Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания.

Чтобы направлять игру, необходимо опираться на психологию детей, считаться с детьми замыслами, бережно относится к творческой выдумке, к созданному ребёнком образу. Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы игры, и на развитие её сюжета.

Игра возникает в том случае, когда у ребёнка имеются яркие, конкретные представления о каком-либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры – создание у детей таких ярких положительных представлений и эмоций. Часто хорошие игры возникают по инициативе детей. В таком случае важно вовремя поддержать интересную идею, направить усилия дошкольников на её осуществление. Темы игры, предложенная взрослыми, оставляет детей равнодушными, если она не связана с их интересами.

Одна из основных тенденций развития игры – формулирование её целенаправленности, что требует длительной систематической работы воспитателя. Педагог наблюдает, выполняют ли дети задуманное, он старается поддержать интерес к выбранной теме своим одобрением, подходящей игрушкой, а иногда и своим участием. Однако он не настаивает на том, чтобы задуманная игра была доведена до конца, ее участники вправе переменить тему, если придумали более интересную. Очень важно поддержать усилия детей, дать им возможность пережить радость от достижения игровой цели. Влияя на распределение ролей, составление некоторого плана действий, воспитатель выполняет две важные задачи: направляет содержание игры и способствует организации детского коллектива, воспитанию дружеских чувств.

Если в младшем возрасте детей побуждают обдуманно выбирать игру, то в старшем важно научить их самостоятельно обдумывать содержание игры, распределять роли. Тут возникают новые трудности, которых не было ранее. Задача воспитателя – следить за тем, чтобы одни дети не подавляли других, чтобы каждому была обеспечена активная роль в игре.

Не каждый ребенок может сразу справиться с ролью командира, от этого пострадает и он сам, и совместная игра. Ребенку надо помочь найти свое место в игре, считаясь при этом с его интересами, особенностями характера, творческими возможностями.

Руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость от игры. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.

Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Воспитатель играет вместе с детьми, дает им советы. Через выполняемую роль он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех детей, особенно робких. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры. Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например, он спрашивает ребёнка, выполняющего роль заведующего магазином, где касса, кто кассир, почему нет в магазине тех или иных продуктов, кто будет заворачивать покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает приходить в магазин ещё.

Когда взрослые вступают в игровое общение с ребёнком, им нужно помнить о том, что на них ложится особая ответственность за построение отношений между всеми партнёрами в игре. Воспитатель выступает в роли транслятора (передатчика) не только игровых сюжетов, различных ролей и правил, но и средств эффективного общения. 
Компетентный в общении педагог прежде всего устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно.

Роль педагога заключается в том, чтобы участвовать в игре на равноправных позициях, в качестве игрового партнёра. Стоит заметить, что обеспечение равноправности позиций в общении с ребёнком или группой детей начинается уже с пространственных условий.
Первое условие – пространство, разделяющее воспитателя и детей, должно быть оптимальным для установления контакта. Не стоит разговаривать с играющими детьми, находясь далеко от них и повышая при этом голос. Нужно подойти к играющим детям и ни в коем случае не подзывать их к себе.
Второе условие – выбор позиции «глаза на одном уровне». Самое естественное в этом случае – присесть на корточки перед ребёнком и установить контакт глазами, посмотрев ребёнку в глаза.
При организации групповых разговоров с детьми необходимо садиться таким образом, чтобы все участники разговора могли видеть друг друга. Оптимальной для этого является форма круга.  

Самое важное в игре – это ваше отношение к ней. 
Вступая в диалог с ребёнком, постарайтесь в беседе с ним держать паузу. Это нужно для того, чтобы ребенок мог высказаться. Пауза помогает ребёнку разобраться в своих чувствах и мыслях. Уважайте мнения и чувства ребёнка.

В общении с детьми используйте позитивные сообщения. В случаях, связанных с ошибками, неудачами или попытками сделать что-то по-своему позитивное сообщение педагога должно содержать в себе поощрение действовать дальше. Скажите: «Спасибо, ты очень старался», «Так уже гораздо лучше», «Пробуй ещё», «У всех бывают неудачи». Такие высказывания побуждают к дальнейшим действиям. 
В игровых ситуациях, когда действия ребёнка подвергают опасности его самого или других детей, требуется пресекать такие действия! Здесь уместно вспомнить слова Конфуция: «Что я слышу, я забываю. Что я вижу, я запоминаю. Что я делаю, со мной остаётся на всю жизнь». Поэтому в воспитательных целях любые проступки детей нужно обыгрывать через сюжетно-ролевую игру.
В позитивном ключе это можно сделать следующим образом. Позитивное сообщение, призванное изменить негативное поведение ребёнка, сохраняя благоприятные отношения (контакт) с ним, включает в себя следующие компоненты.
1. Выслушайте ребёнка, пусть он расскажет, что обозначает то или иное действие: «Расскажи, в какую игру вы играете?»
2. Опишите произведённое действие: «Когда ты бросаешь кубики…».
3. Опишите возможный или неизбежный результат этого действия: «…то может случиться, что кубик попадёт Вите в голову».
4. Предложите альтернативный вариант поведения: «Можно, лучше, мне хотелось бы, я была бы рада, если вместо кубиков вы возьмёте поролоновые мячи».
Можно, чтобы вариант позитивного поведения предложил сам ребёнок из своего жизненного опыта, тогда у каждого будет несколько вариантов поведения. Каждый предложенный вариант проигрывается. 

Чтобы найти правильный путь влияния на детскую игру, надо понимать ее, уметь наблюдать играющих детей. Изучение игры и воспитание детей в игре неразрывно слиты в едином педагогическом процессе. Мы изучаем игру, чтобы лучше руководить ею.

Особенно важно индивидуальное наблюдение за каждым ребенком. Ведь в творческой игре, больше чем во всякой другой деятельности, он обнаруживает свои склонности, переживания.

Дети выбирают игру, воспитателю нужно проследить, чем они руководствуются при этом, задумываются ли над тем, во что играть.

Влияние воспитателя на выбор игры заключается в том, что он поддерживает интересные игры, придуманные детьми, развивает инициативу детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Делать это следует осторожно, опасаясь рассуждений, неуместных во время игры.

В игре всегда видны результаты педагогической работы.

Используемая литература

Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — с. 128

Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре, Просвещение, 1982 год

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ems heating belt инструкция на русском языке
  • Форма 0503169 инструкция по заполнению в 2022 году
  • Руководство рогачевского ровд
  • Директива руководства это
  • По какому признаку определяется руководство