Какой орган осуществляет руководство деятельностью фас

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ №1489 от 25 декабря 2014 года ФАС России переданы функции Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) по контролю в сфере государственного оборонного заказа. Постановление вступило в силу 1 января 2015 года. Указом Президента РФ №373 от 21 июля 2015 года ФАС России переданы функции в сфере тарифного регулирования.

Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 г. ФАС России — федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

ФАС России сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта менеджмента качества ISO 9001. 17 января 2012 года ведомством получен первый сертификат, удостоверяющий соответствие стандарту ISO 9001:2008.

На протяжении последующих лет Федеральная антимонопольная служба неоднократно подтверждала своё соответствие стандарту качества, актуализируя свою деятельность в соответствии с лучшими мировыми практиками.

Таким образом, 18 января 2018 года после успешного прохождения ведомством очередного сертификационного аудита, ФАС России получила сертификат соответствия новейшему стандарту ISO 9001:2015.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. №331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»

Приказ от 14.10.2004 №138 «О символике Федеральной антимонопольной службы»

Приказ от 23.11.2004 №182 «О символике Федеральной антимонопольной службы»

Приказ ФАС России от 03.06.2020 № 521/20 (ред. от 08.07.2022) «О функциональном распределении обязанностей между структурными подразделениями центрального аппарата ФАС России»

Запрос «ФАС» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Федеральная антимонопольная служба
(ФАС России)
FAS.Emblema.gif
Эмблема ФАС России
Russia, Flag of Federal antimonopoly service, 2004.png
Флаг ФАС России
Общая информация
Дата создания 9 марта 2004 года
Предшествующие ведомства Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур
Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации
Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Руководство деятельностью осуществляет Правительство России
Штаб-квартира Москва, Садовая-Кудринская улица, дом 11
55°45′49″ с. ш. 37°35′13″ в. д. / 55.763611° с. ш. 37.586944° в. д. (G) (O)
Число сотрудников 614 человек (центральный аппарат), 2576 человек (территориальные подразделения) (2012 год)[1]
Руководитель И. Ю. Артемьев
Статс-секретарь А. Ю. Цариковский
Сайт
fas.gov.ru

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну)[2].

Содержание

  • 1 История
  • 2 Функции
  • 3 Руководство
  • 4 Структура
  • 5 Полномочия и порядок рассмотрения дел
  • 6 Основные направления деятельности
  • 7 Консультативные органы при ФАС России
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

[править] История

Предшественник Федеральной антимонопольной службы — Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России) образован в соответствии с Законом РСФСР от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР»[3]. Председателем Комитета был назначен Валерий Черногородский[4]. Штатная численность работников аппарата определена в 150 единиц, введено Временное положение о ГКАП России, которое было утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 сентября 1990 года № 344[5].

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 года № 915 «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур»[6] в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации, во исполнение Законов Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О защите прав потребителей» утверждены новое Положение о ГКАП России (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена до 350 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий). В ноябре 1992 года Председателем Комитета назначен Леонид Бочин[7].

В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию 1997 года в части приведения структуры Правительства Российской Федерации и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствие с требованиями экономических преобразований Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 года № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. В августе 1997 года Председателем Комитета назначена Наталья Фонарева[8].

22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации (Председатель Н. Е. Фонарева), Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства (Председатель И. М. Хакамада), Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте (Руководитель В. И. Будько) и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи (Руководитель В. М. Горячев). На их месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упраздненных органов. Министром назначен Геннадий Ходырев[9].

Численность работников центрального аппарата (440 единиц без персонала по охране и обслуживанию зданий) утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года № 1564 «Вопросы Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства». В структуре центрального аппарата были сформированы департаменты: по правовым вопросам, развития конкуренции на финансовых рынках и контролю за соблюдением законодательства о биржах, развития и поддержки предпринимательства, регулирования деятельности естественных монополий в области связи, регулирования деятельности естественных монополий на транспорте. Положение о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 793 от 12 июля 1999 года. В мае 1999 года министром стал Илья Южанов[10].

9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе[11]. Руководителем службы назначен Игорь Артемьев[12].

[править] Функции

Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются[13]:

  • контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;
  • надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
  • надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;
  • контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну);
  • контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов;
  • контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется ФАС России, являются Федеральные законы «О защите конкуренции»[14], «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»[15], «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»[16], «О рекламе»[17]. С 01 февраля 2010 года ФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»[18]. ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно Председателю Правительства Российской Федерации). Служба представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о результатах своей деятельности.

[править] Руководство

Руководство ФАС России[19]:

  • Руководитель — Игорь Артемьев.
  • Статс-секретарь — заместитель руководителя — Андрей Цариковский (курирует контроль за размещением государственного заказа, борьбу с картелями, контроль на рынке жилищно-коммунальных услуг, строительства и природных ресурсов).
  • Заместитель руководителя — Анатолий Голомолзин (курирует направления деятельности: контроль на топливно-энергетических рынках, в сфере электроэнергетики, информационных технологий, транспорта и связи).
  • Заместитель руководителя — Андрей Кашеваров (курирует контроль социальной сферы и торговли, финансовых рынков и рекламы).
  • Заместитель руководителя — Павел Субботин (курирует контроль органов власти, кадровую работу, вопросы прохождения государственной службы в ФАС России и осуществляет координацию деятельности территориальных управлений ФАС России).
  • Заместитель руководителя — Андрей Цыганов (курирует контроль промышленности, агропромышленного комплекса, а также иностранных инвестиций в стратегические хозяйственные общества).

[править] Структура

В структуру ФАС России входят центральный аппарат службы, состоящий из отраслевых управлений, и территориальные органы. В настоящее время число территориальных органов ФАС России по субъектам Российской Федерации составляет 82[20].

[править] Полномочия и порядок рассмотрения дел

В соответствии с Положением о ФАС России служба наделена следующими основными полномочиями:

  •  принятие нормативных актов по вопросам, отнесённым к компетенции службы (только центральный аппарат);
  •  осуществление контроля за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями), федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления законодательства в установленной сфере, в том числе рассмотрение дел о нарушениях законодательства, выдача обязательных для исполнения предписаний, проведение плановых и внеплановых проверок, привлечение виновных в нарушении законодательства лиц к административной ответственности;
  •  осуществление контроля экономической концентрации на товарных рынках, согласование сделок с акциями (долями) и имуществом коммерческих организаций в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;
  •  проведение исследования товарных рынков и установление наличия доминирующего положения на них отдельных хозяйствующих субъектов;
  •  ведение реестра недобросовестных поставщиков, в который включаются сведения о поставщиках (подрядчиках), уклонившихся от заключения государственных или муниципальных контрактов по результатам торгов, а также поставщиках (подрядчиках), контракты с которыми расторгнуты в судебном порядке в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих обязательств;
  •  рассмотрение ходатайств иностранных инвесторов о согласовании сделок с хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или о согласовании установления контроля над такими обществами.

ФАС России и его территориальные органы возбуждают дела о нарушениях законодательства в сфере своей компетенции по заявлениям физических и юридических лиц, материалам правоохранительных органов, а также по собственной инициативе по результатам проведённых службой проверок. Дела рассматриваются создаваемой для этих целей комиссией, состоящей из сотрудников антимонопольного органа в количестве не менее трёх человек. Председателем комиссии является руководитель антимонопольного органа или его заместитель. При рассмотрении дел в отношении кредитных организаций половину состава комиссии должны составлять представители Центрального банка Российской Федерации. Дела рассматриваются комиссией с участием сторон (заявителя и ответчика), которые излагают свою позицию и представляют доказательства в её обоснование, после чего комиссия в отсутствие сторон принимает решение по делу большинством голосов членов комиссии путём открытого голосования. В случае необходимости получения дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле заинтересованных лиц рассмотрение дела может быть отложено, а при необходимости проведения экспертиз — приостановлено. По результатам рассмотрения дела производство по делу может быть прекращено в связи с отсутствием в рассматриваемых комиссией действиях нарушения законодательства, либо ответчик признан нарушившим соответствующие нормы закона — в этом случае ему выдаётся предписание о прекращении нарушения. Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке.

[править] Основные направления деятельности

На основании Доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФАС России на 2008—2010 годы[21], представленного ФАС России в Правительство Российской Федерации, стратегической задачей ФАС России является обеспечение свободы конкуренции и ограничение монополистической деятельности в рамках единого экономического пространства Российской Федерации. Исходя из данной задачи, ФАС России определены 3 основных цели своей деятельности:

  1. Создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественным монополиям.
  2. Предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков, снижение коррупционных рисков при размещении государственного и муниципального заказа.
  3. Обеспечение равного доступа потребителей к товарам, работам, услугам, реализуемым субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности субъектов естественных монополий.

Деятельность ФАС России в рамках достижения первой из указанных целей направлена на пресечение антиконкурентного поведения отдельных хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, в том числе на снижение уровня недобросовестной конкуренции, предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (так называемых «картельных сговоров»), повышение качества проводимых исследований состояния конкурентной среды на товарных рынках. Большое значение ФАС России также уделяется направлению контроля за органами власти всех уровней в целях предотвращения создания административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности. В рамках контроля органов власти выделяются три основных направления: контроль процедур размещения государственного и муниципального заказа; контроль предоставления государственных и муниципальных преференций отдельным участникам рынков; пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления с отдельными хозяйствующими субъектами.

[править] Консультативные органы при ФАС России

При ФАС России действует Общественно-консультативный совет, в который входят представители некоммерческих организаций, объединений предпринимателей[22]. Совет проводит мониторинг деятельности ФАС России, вырабатывает рекомендации по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики пресечения его нарушений. Аналогичные советы действуют в территориальных управлениях ФАС России. При ФАС России также действуют экспертные советы по отдельным направлениям деятельности службы, в частности, Экспертный совет по рекламе, Экспертный совет по недобросовестной конкуренции, Экспертный совет по защите конкуренции на рынке финансовых услуг, Экспертный совет по электроэнергетике, Экспертный совет по вопросам связи, Экспертный совет по агропромышленному комплексу, Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере ЖКХ, Экспертный совет по поддержке малого и среднего предпринимательства. В состав Экспертных советов входят участники рынков, представители некоммерческих организаций и контролирующих органов власти.

[править] Примечания

  1. Общие сведения
  2. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»
  3. Закон РСФСР «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР»
  4. МОНОПОЛИИ ПОКА ОСТАНУТСЯ, НО ИХ ВСЕ ВРЕМЯ БУДУТ ОГОРЧАТЬ // Коммерсантъ Власть, № 40 (40), 08.10.1990
  5. Постановление Совмина РСФСР «Вопросы Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур»
  6. Указ Президента РФ «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур»
  7. Борьба с монополиями будет вестись на двух уровнях // Коммерсантъ, № 125 (348), 06.07.1993
  8. Реклама осталась без присмотра // Коммерсантъ, № 51 (2420), 26.03.2002
  9. Утвержден главный защитник производства от конкуренции // Коммерсантъ, № 202 (1605), 29.10.1998]
  10. Южанов будет контролировать естественные монополии // Коммерсантъ, № 94 (1738), 03.06.1999
  11. Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
  12. Игоря Артемьева направили прижимать монополии // Коммерсантъ, № 43 (2882), 11.03.2004
  13. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 г. № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы»
  14. Федеральный закон «О защите конкуренции»
  15. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  16. Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»
  17. Федеральный закон «О рекламе»
  18. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
  19. Структура
  20. Территориальные органы
  21. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФАС России на 2008-2010г.
  22. Общественные и экспертные советы

[править] Ссылки

  • fas.gov.ru — официальный сайт ФАС России
  • Федеральная антимонопольная служба в социальной сети «Facebook»
  • Федеральная антимонопольная служба на сайте Twitter
 Просмотр этого шаблона Coat of Arms of the Russian Federation.svg Федеральные органы исполнительной власти России (c 21 мая 2012 года)
В ведении Президента Российской Федерации
Министерства со
службами и агентствами

МВД • МЧС • МИД (Россотрудничество) • Минобороны (ФСВТС • ФСТЭК • Рособоронпоставка • Спецстрой) • Минюст (ФСИН • ФССП)

Федеральные службы

ГФС • СВР • ФСБ • ФСКН • ФСО • Росфинмониторинг

Федеральные агентства

Главное управление специальных программ • Управление делами Президента

В ведении Правительства Российской Федерации
Министерства со
службами и агентствами

Минздрав (Росздравнадзор • ФМБА) • Минкультуры (Росархив • Ростуризм) • Минобрнауки (Рособрнадзор • Росмолодёжь) • Минприроды (Росгидромет • Росприроднадзор • Росводресурсы • Рослесхоз • Роснедра) • Минпромторг (Росстандарт) • Министерство по развитию Дальнего Востока • Минрегион (Росстрой) • Минкомсвязь (Роскомнадзор • Роспечать • Россвязь) • Минсельхоз (Россельхознадзор • Росрыболовство) • Минспорт • Минтранс (Ространснадзор • Росавиация • Росавтодор • Росжелдор • Росморречфлот) • Минтруд (Роструд) • Минфин (ФНС • Росфиннадзор • Казначейство России) • Минэкономразвития (Росаккредитация • Росреестр • Роспатент • Росрезерв • Росимущество) • Минэнерго

Федеральные службы

ФАС Росстат • ФМС • Роспотребнадзор • Рособоронзаказ • Росалкогольрегулирование • ФТС • ФСТ • ФСФР • Ростехнадзор

Федеральные агентства

Роскосмос • Росграница

From Wikipedia, the free encyclopedia

Federal Antimonopoly Service of Russia

Федеральная Антимонопольная Служба Российской Федерации

Emblem of Federal Antimonopoly Service

Flag of Federal Antimonopoly Service

Agency overview
Formed March 9, 2004
Employees 864 (central office), 2572 (territorial bodies)
Minister responsible
  • Maxim Shaskolsky
Website fas.gov.ru

Building details

Headquarters of the service

Map

The Federal Antimonopoly Service of Russia (FAS) (Russian: Федеральная антимонопольная служба России, ФАС России) is the federal-level executive governmental organ that controls the execution of the antitrust law and related areas.

The FAS was established by President Vladimir Putin through Decree #314, which was issued on March 9, 2004.[1] The agency was led from its inception in 2004 to 2020 by Igor Artemiev.[2][3] He has since been replaced in this capacity by Maksim Shaskolsky, the former vice governor of Saint Petersburg.

History[edit]

The predecessor of the Federal Antimonopoly Service is the RSFSR State Committee on Antimonopoly Policy and Support for New Economic Structures, formed in accordance with the RSFSR Law of July 14, 1990 “On Republican Ministries and State Committees of the RSFSR”.[4] Valery Chernogorodsky was appointed Chairman of the Committee. The staff of the apparatus was determined to be 150 units in accordance with the Provisional Regulation on the Civil Code of Russia was introduced, which was approved by Resolution of the Council of Ministers of the RSFSR of September 10, 1990 No. 344.[5][6]

In July 2015, on a proposal of the Prime Minister of Russia Dmitry Medvedev, President Vladimir Putin approved the merger of the Federal Tariffs Service with the FAS Russia, adding thus to the competences of the latter mandate with price and tariff regulation, regulation of electricity tariffs, gas prices and certain other tariffs and some functions of natural monopoly regulation.[7]

Organization[edit]

Among the departments of the FAS Central authority there are:

  • Department for Control over Construction and Natural Resources
  • Department for Industry Control
  • Department for Regulation over Electric Power Industry
  • Department for Regulation of Telecommunications and Information Technologies
  • Department for Control over Financial Markets
  • Department for Control over Advertising and Unfair Competition
  • Department for Control over Foreign Investment
  • Anti-Cartel Department
  • Department for Control over Army and Naval Armaments, Military Communications Equipment
  • and others[8]

International cooperation[edit]

The FAS of Russia cooperates with international organizations and foreign authorities in the sphere of the antimonopoly policy, combating unfair competition practices and governmental regulation of natural monopolies.

The FAS of Russia has established ties and participates in the work of the Organization of Economic Cooperation and Development (OECD), Interstate Council for Antimonopoly Policy (ICAP) uniting 10 CIS Countries and Ukraine, United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD), Eurasian Economic Union (EEU), International Competition Network (ICN), BRICS, European Union (basing on the Agreement on partnership and cooperation between Russia and the EU entered into force in 1997), Asia-Pacific Economic Cooperation (APEC), Energy Regulators Regional Association (ERRA).[9]

To enhance international cooperation in the competition field, the FAS of Russia holds annually the event “Russian Competition Week” which in 2015 gathered heads of competition authorities of the countries all across the globe and was attended by Vladimir Putin.[10]

Prominent cases[edit]

Google[edit]

On September 14, 2015 the FAS of Russia’s Commission arrived to the conclusion on abuse by the Google group of companies of its dominant position on the market of pre-installed application stores, based on investigating the case against Google Inc, Google Ireland Ltd., Google Ltd., following the Russian Internet company Yandex’ complaint that Google’s search engine was compulsorily installed as the default on mobile devices and that its icons enjoyed preferential placement on the screen. To restore competition on the market, Google, in accord with the FAS Russia’s determination, must adjust its contracts with mobile devices vendors within a month – exclude anticompetitive requirements from the contracts that restrict installing applications and services of other vendors.[citation needed] In 2021, the FAS fined Google once again on the grounds of alleged violations of advertising law.[11]

See also[edit]

  • Russian competition law
  • Federal Trade Commission

References[edit]

  1. ^ «О ФАС России | Федеральная Антимонопольная Служба — ФАС России». Archived from the original on 2016-07-02. Retrieved 2016-06-29.
  2. ^ России, Федеральная Антимонопольная Служба — ФАС. «FAS Russia». en.fas.gov.ru. Archived from the original on 2020-02-10. Retrieved 2016-06-29.
  3. ^ «Russian competition watchdog head steps down after 16 years». globalcompetitionreview.com. Retrieved 2021-09-09.
  4. ^ «Закон РСФСР от 14.07.1990 «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР»«.
  5. ^ «Председателем Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и». 8 October 1990.
  6. ^ «Постановление Совмина РСФСР от 10.09.1990 N 344 «Вопросы Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» (вместе с «Временным положением о Государственном комитете РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур»)».
  7. ^ «Putin Approves Plan to Merge Anti-Monopoly Watchdog With Rival Agency».
  8. ^ России, Федеральная Антимонопольная Служба — ФАС. «Our Structure — Федеральная Антимонопольная Служба — ФАС России». en.fas.gov.ru.
  9. ^ http://unctad.org/meetings/en/Contribution/CCPB_IGE2014_RTInfCoop_Russia_en.pdf[bare URL PDF]
  10. ^ «Federal Anti-Monopoly Service Competition Week in Russia forum».
  11. ^ «Antitrust regulator repeatedly fines Google for inappropriate advertising». TASS. Retrieved 2021-09-09.

External links[edit]

  • Federal Antimonopoly Service’s website Archived 2020-02-10 at the Wayback Machine

Функции и полномочия антимонопольной службы

Содержание статьи

  • Из истории ФАС
  • Законодательные акты
  • Структура ФАС
  • Функции ФАС России
    • Защита конкуренции
    • Картели и картельные сговоры
    • Контроль соблюдения закона о рекламе
    • Оборонный заказ
    • Иностранные инвестиции
    • Контроль в сфере торговли и услуг
    • Контроль госзакупок
    • Вертикальные соглашения
    • Тарифное регулирование
  • Какие полномочия у ФАС?
  • Кто и в какой ситуации может обратиться в ФАС?
  • Как не стать монополистом в глазах ФАС

Из истории ФАС

История антимонопольного регулирования в современной России ведёт свой отсчёт с 14 июля 1990 года. Именно тогда был утвержден первый антимонопольный орган — Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Ныне действующая Федеральная антимонопольная служба (ФАС) создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 г. 

Федеральная антимонопольная служба — это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Руководство деятельностью ФАС осуществляет Правительство Российской Федерации. В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 84 территориальных подразделения ФАС.

Законодательные акты

В Российской Федерации основы защиты конкуренции регламентируются:

  • антимонопольным законодательством;
  • законодательством о государственных закупках;
  • законодательством о государственном оборонном заказе;
  • законодательством о рекламе;
  • законодательством о торговле;
  • тарифным законодательством;
  • законодательством об иностранных инвестициях в стратегических отраслях и т.д.

Если говорить о конкретных нормативных правовых актах, то данные вопросы регулируются:

  • ФЗ «О защите конкуренции»;
  • ФЗ «О контрактных системах в области закупок работ, товаров и услуг для обеспечения муниципальных и общегосударственных нужд»;
  • ФЗ «О государственном оборонном заказе»;
  • ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»;
  • ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
  • ФЗ «О рекламе»;
  • ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»;
  • ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  • ФЗ «О естественных монополиях».

Антимонопольные требования внесены в отраслевое законодательство (Водный, Лесной, Земельный, Градостроительный кодексы, законодательство о недрах, об электроэнергетике и др).

Структура ФАС

Функции и полномочия антимонопольной службы ФАС

Структура представлена с официального сайта ФАС России

Функции ФАС России

Чем занимается Федеральная антимонопольная служба? Действия каких органов контролирует ФАС? Данный орган исполнительной власти выполняет следующие основные функции:

  1. обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов;
  2. выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
  3. предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
  4. осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией (сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции), в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Реализация возложенных на ФАС функций осуществляется путем:

  • проведения проверок;
  • рассмотрения дел;
  • выдачи предписаний;
  • наложения административных взысканий;
  • взаимодействия с правоохранительными органами.

Защита конкуренции

Под антимонопольным регулированием понимается комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых ФАС России и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.

Важнейшей задачей ФАС является защита конкуренции – обеспечение правовыми средствами соперничества хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Основными направлениями работы в области защиты конкуренции выступают предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Монополистическая деятельность − это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением путем заключения соглашений или осуществления согласованных действий, запрещенных антимонопольным законодательством, а также иных действий, признаваемых законом монополистической деятельностью.

Действующим законодательством под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и которые противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам − конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Так, например, достаточно распространенным нарушением в этой сфере являются случаи незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации без разрешения правообладателя.

Вопросы антимонопольного регулирования детально регламентируются Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». В целях реализации поставленных перед ним задач антимонопольный орган вправе:

  1. возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
  2. выдавать обязательные для исполнения предписания;
  3. выдавать предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
  4. направлять предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства;
  5. рассматривать жалобы на нарушение процедуры обязательных торгов, продажи государственного или муниципального имущества;
  6. привлекать к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
  7. обращаться в суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;
  8. проводить проверки соблюдения антимонопольного законодательства, получать необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме;
  9. осуществлять иные полномочия, установленные законом. 

Картели и картельные сговоры

Картелями признаются горизонтальные соглашения между конкурентами об установлении и поддержании согласованных ими цен, а также ведущих к разделу товарных рынков, сокращению или прекращению производства определенных товаров (ч.1 ст.11 135-ФЗ). Картельные сговоры могут проявляться по-разному, но чаще всего хозяйствующие субъекты договариваются об установлении на определенном уровне цен на товары , разделении между собой аукционов и т.д.

Картельные сговоры приводят к сокращению объемов производства, созданию искусственного дефицита и росту цен на определенный товар. Участие в таком сговоре – административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 и 2 ст.14.32 КоАП РФ.

Консультация юриста в Москве

Юридическое сопровождение проверок ФАС

Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.

Контроль соблюдения закона о рекламе

Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе

  1. предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;
  2. возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Должностные лица антимонопольного органа имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) антимонопольного органа о проведении проверки посещать здания, помещения, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в целях проведения мероприятий по контролю, получения документов и информации, необходимых в ходе проведения проверки.

По результатам рассмотрения возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, антимонопольными органами выносятся предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе (недостоверная, неэтичная, недобросовестная реклама, нарушение требований к рекламе по отдельным видам товаров). Неисполнение предписаний антимонопольного органа влечет за собой административную ответственность.

Решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания. Подача заявления о признании недействительным решения, предписания антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, предписания, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания.

Оборонный заказ

Деятельность ФАС по контролю и надзору ГОЗ, охватывает все этапы от планирования до размещения заказов и исполнения контрактов. После заключения контракта контроль со стороны ФАС уже не производится, так как у органа больше нет полномочий для выдачи предписаний. Однако при расторжении контракта заказчика и исполнителя можно привлечь к административной ответственности.

ФАС контролирует:

  • порядок образования цен на продукцию гособоронзаказа;
  • соблюдение требований и положений действующего законодательства в сфере ГОЗ организациями-заказчиками, головными исполнителями и исполнителями.

Сам контроль осуществляется посредством внеплановых проверок. В случае установления нарушения законодательства ФАС выдает обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения. Невыполнение в установленный срок предписания или требования ФАС влечет административную ответственность.

Иностранные инвестиции

ФАС России также осуществляет мониторинг сделок, которые могут повлечь за собой установление контроля над российскими хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, со стороны иностранных государств, международных организаций, в том числе созданных на территории Российской Федерации. В рамках данного направления деятельности ФАС осуществляет предварительное согласование сделок, заключаемых иностранными инвесторами со стратегическими организациями (например, по приобретению доли (пакета акций) такого хозяйственного общества. 

Контроль в сфере торговли и услуг

ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, а также в области оказания различных услуг. Так, например, антимонопольные органы осуществляют контроль за соблюдением антимонопольных норм и правил, включенных в Закон о торговле. Особенно это касается взаимодействия торговых сетей и поставщиков, осуществляющих торговлю продовольственными товарами. Важным направлением деятельности ФАС является развитие конкуренции между частными и государственными организациями на рынках оказания услуг в сферах: образования, организации отдыха и оздоровления детей, спорта, культуры, ритуальных услуг и др.

Контроль госзакупок

Деятельность ФАС России, направленная на устранение нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и восстановление конкурентных условий для их осуществления. Наблюдение за размещением заказов на товары, работы и услуги для муниципальных и государственных нужд производится посредством внеплановых и плановых проверок, порядок проведения которых утвержден соответствующими приказами ФАС России. Антимонопольными органами в досудебном порядке осуществляется рассмотрение жалоб участников конкурсов и аукционов на заключение госконтрактов. 

Вертикальные соглашения

Под вертикальным соглашением понимаются договоренности между хозяйствующими субъектами, находящимися на разных уровнях в цепочке производства и реализации товара. Согласно ч.2 ст.11 135-ФЗ, запрещены вертикальные соглашения, которыми:

  • устанавливается стоимость перепродажи товара (кроме случаев фиксации максимальной цены для покупателя);
  • устанавливается запрет для покупателя на продажу товаров иных субъектов, конкурирующих с продавцом.

В ряде случаев разрешается заключать вертикальные соглашения. В частности, это допустимо, если доля каждого участника на определенном товарном рынке не превышает 20 %.

За совершение рассматриваемого правонарушения компания может быть привлечена к административной ответственности по ч.3 ст.14.32 КоАП РФ.

Тарифное регулирование

ФАС регулирует государственные цены и тарифы на тот или иной вид продукции или сервисов, которые оказывают естественные монополии. Данная сфера деятельности ФАС связана с нарушениями, допускаемыми региональными органами исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов), которые оказывают негативное влияние как на регулируемый вид деятельности, так и на смежные рынки, являются следствием несовершенства действующей системы нормативного правового регулирования ценообразования. Тарифным регулированием охватываются вопросы ценообразования в нефтегазовой отрасли, электроэнергетике, железнодорожном и воздушном транспорте, в отношении лекарственных препаратов и медицинских изделий, коммунальной сфере в части установления тарифов на тепло- водоснабжение и водоотведение,  и иных сферах, перечень которых установлен соответствующим нормативным правовым актом. К полномочиям ФАС в данной сфере относится также рассмотрение разногласий и споров между органами власти субъектов РФ, предприятиями и потребителями в области регулирования тарифов государством. 

Авторский подкаст «Следователь Позвонит»

Проект наших партнеров Андрея Шевченко и Михаила Кучин, где они разбирают самые резонансные события в стране и их последствия для всех нас.

Все о новых законах и громких делах в России и в мире максимально доступно и без занудства.

Какие полномочия у ФАС? 

Основные полномочия ФАС включают в себя:

  1. контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;
  2. контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
  3. контроль за соблюдением законодательства о рекламе;
  4. контроль за соблюдением законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
  5. контроль за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа;
  6. контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  7. определение (установление) цен (тарифов) и осуществление контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в установленных законом сферах;
  8. рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сферах естественных монополий, и потребителями;
  9. рассмотрение жалоб в отношении уполномоченных органов в сфере градостроительных отношений и организаций, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей;
  10. контроль в сфере обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов на продажу государственного (муниципального) имущества, имущественных прав и природных ресурсов;
  11. рассмотрение в досудебном порядке споров, возникающих при установлении и применении цен (тарифов) в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
  12. урегулирование споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение в сфере электроэнергетики и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы.

Кто и в какой ситуации может обратиться в ФАС?

На сайте ФАС России есть очень хорошая методичка-комикс, которая иллюстрирует наиболее частые ситуации из жизни, когда не просто стоит, а необходимо обратиться в этот государственный орган. Все нарушения безусловно связаны с нарушением ваших законных прав.

Когда пора обратиться в ФАС?

Как не стать монополистом в глазах ФАС

Избежать проблем с ФАС могут следующие рекомендации.

  1. Не заключайте соглашений антиконкурентного характера – как вертикальные, так и горизонтальные. Причем речь идет не только и не столько о письменных договорах, сколько об устных договоренностях. Факт сговора антимонопольные органы могут обнаружить по косвенным признакам, например, по подаче заявок на участие в торгах с одних и тех же IP-адресов, неконкурентному поведению участников торгов и т.д. Так, о сговоре может свидетельствовать заключение победителем торгов договора поставки (субподряда) с проигравшей компанией.
  2. Не отказывайтесь от антимонопольного аудита – он поможет оценить риски привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Чтобы иметь полное представление о рисках и скрытых проблемах, проводится тщательный анализ документов компании, ее переписки с контрагентами, прошлого опыта привлечения компании к ответственности и т.д.
  3. Создайте в компании систему внутреннего комплаенса – такую возможность предусматривает ст.9.1 135-ФЗ. Сюда относится разработка ряда внутренних актов, назначение ответственного лица, повышение уровня правовой грамотности сотрудников и т.д. Разработанный пакет документов можно согласовать с ФАС: в этом случае вы будете уверены, что их содержание соответствует закону. Антимонопольный комплаенс особенно необходим фирмам, работающим в сфере госзаказов, а также крупным компаниям, занимающим доминирующее положение на рынке.
  4. Если ФАС предъявляет вам претензии – обратитесь к опытному юристу. Специалист поможет избежать административной (а в некоторых случаях и уголовной) ответственности, либо максимально смягчить наказание.

Рекомендуем к прочтению:

1. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.12.2014 N 1489, от 04.09.2015 N 941, от 24.10.2015 N 1139)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.

3. Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.09.2009 N 744, от 26.08.2013 N 739)

(см. текст в предыдущей редакции)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Белизна для унитаза инструкция по применению
  • Как продвинуть аккаунт в инстаграм самому бесплатно пошаговая инструкция
  • Eos 4102 le bi amping инструкция
  • Инструкция к препарату канефрон в таблетках
  • Национальное руководство по гинекологии скачать бесплатно без регистрации