Какой орган был создан в годы великой отечественной войны для оперативного руководства боевым действиями

Задания

Версия для печати и копирования в MS Word

Задания Д16 № 55

Какой орган был со­здан в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны для опе­ра­тив­но­го ру­ко­вод­ства бо­е­вы­ми дей­стви­я­ми?

1)  Го­су­дар­ствен­ный совет

2)  Совет труда и обо­ро­ны

3)  Совет на­род­ных ко­мис­са­ров

4)  Став­ка Вер­хов­но­го Глав­но­ко­ман­до­ва­ния

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Став­ка Вер­хов­но­го Глав­но­ко­ман­до­ва­ния во главе со Ста­ли­ным была со­зда­на в самом на­ча­ле войны. Го­су­дар­ствен­ный совет был об­ра­зо­ван в 1810 году. Совет на­род­ных ко­мис­са­ров  — пер­вое со­вет­ское пра­ви­тель­ство  — было об­ра­зо­ва­но в 1917 году. Совет труда и обо­ро­ны был ру­ко­во­дя­щим ор­га­ном вла­сти в пе­ри­од граж­дан­ской войны.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром: 4.

С завершением Великой Отечественной, а затем и Второй мировой войны Советский Союз все быстрее переходил на мирные рельсы. Сравнительно незаметным для политической жизни страны стало упразднение 4 сентября 1945 г. Государственного Комитета Обороны СССР – чрезвычайного органа власти, который управлял страной все четыре года войны.

Даже совершенно далекий от военного дела человек не станет отрицать, что война – это особое состояние общества, кардинально отличающееся от мирного времени и требующее от государства, общества, каждого человека по самому большому счету. И тех, кто к ней заранее не готовился, не продумал, как будет жить и действовать в военное время, война тем более не щадит.

Увы, до самого 22 июня 1941-го руководство Советского Союза недооценивало все огромное значение этого вопроса. Между тем крупные неудачи и поражения на фронте, масштаб и сложность задач по переводу экономики с мирных на военные рельсы, по мобилизации всех сил и средств на отпор агрессору показали, что существовавшая с довоенных времен система управления не в состоянии обеспечить быстрое превращение страны в единый военный лагерь.

«Отсутствие системы мы прочувствовали с особой остротой в первые дни Великой Отечественной войны, – вспоминал член советского правительства нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов. – Государственная машина, направленная по рельсам невероятности нападения Гитлера, вынуждена была остановиться, пережить период растерянности и потом повернуть на 180 градусов. Последствия этого пришлось исправлять на ходу ценою больших жертв».

В соответствии с суровыми требованиями военного времени перестраивалась организационная структура, изменялось содержание деятельности, совершенствовались методы и стиль работы органов государственной власти, государственного и военного управления и руководящих должностных лиц. Остановить нацистское нашествие, а затем и победить врага можно было лишь в том случае, если все звенья государственного управления работали бы как единый механизм, обеспечивая точное и своевременное исполнение всей управленческой вертикалью решений высших органов власти. В условиях резкого перехода от мира к войне на первый план выходили: способность органов государственной власти и управления к быстрой перестройке на военный лад, разумное сочетание жесткого централизма и инициативы снизу, высокая исполнительская дисциплина, строгий спрос за порученное дело, компетентность лиц, занятых управлением страной и вооруженными силами.

Чрезвычайные испытания, обрушившиеся на страну, потребовали и чрезвычайных методов государственного и военного управления. 30 ию­ня 1941 г. постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) был образован ГКО. Этот орган власти не был предусмотрен Конституцией СССР, его учреждение диктовалось экстремальными условиями катастрофического начала войны, необходимостью скорейшей мобилизации всех материальных и духовных сил для отражения агрессии и требованиями максимальной централизации руководства страной.

В состав ГКО вошли: И.В. Сталин (председатель), В.М. Молотов (заместитель председателя), К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков, Л.П. Берия. Именно указанные руководители и присоединившиеся к ним по ходу войны Н.А. Вознесенский, Л.М. Каганович, А.И. Микоян и Н.А. Булганин взяли на себя всю полноту власти в стране в ключевой для нее час.

Все члены ГКО состояли в Политбюро ЦК ВКП(б), они же, за исключением Маленкова, входили в руководство правительства: Сталин как председатель СНК, Молотов, Берия и Ворошилов как его заместители. Маленков, занимавший сугубо партийные посты – секретаря ЦК и начальника Управления кадров ЦК, вместе со Сталиным как генеральным секретарем ЦК ВКП(б) представлял партийную ветвь в ГКО. Если учесть, что Сталин, Молотов, Ворошилов входили и в состав Ставки ВГК – высшего органа стратегического управления вооруженными силами, становится окончательно ясно, насколько централизованный характер приняла с началом войны система власти.

Главная особенность нового устройства власти в СССР состояла в том, что ГКО, будучи чрезвычайным органом управления, сосредоточил в своих руках всю полноту власти, его решения и распоряжения были обязательны для всех государственных, военных органов, партийных комитетов и общественных организаций, всех граждан страны. С созданием ГКО претерпели серьезные перемены конституционные органы государственной власти и управления – Верховный Совет СССР и Совнарком СССР: они заняли подчиненное по отношению к ГКО положение, их функции и полномочия стали быстро сужаться. Формальный глава государства – председатель Президиума ВС СССР М.И. Калинин даже не входил в состав ГКО.

Кардинальному изменению подверглись не только организационная структура, но и содержание деятельности высших органов государственной власти. Глобальную задачу организации отпора гитлеровской агрессии ГКО решал на трех основных направлениях.

Осуществляя политико-административное управление, он принимал меры к укреплению правопорядка в стране и воинской дисциплины, устанавливал порядок эвакуации населения и промышленного потенциала, регулировал вопросы межгосударственных отношений, в т. ч. создания на территории СССР иностранных военных формирований, определял меры по выселению в отдаленные районы страны отдельных групп населения.

Обеспечивая военно-хозяйственное управление страной, он определял параметры развития военной экономики, утверждал планы и организовывал производство оружия, боевой техники и другой продукции военного назначения, принимал меры к строительству оборонительных рубежей, устанавливал нормы снабжения, решал иные задачи в условиях начавшейся войны.

Решая задачи военно-стратегического руководства вооруженными силами, он определял общую численность армии и флота, соотношение видов и родов войск, объём и сроки призывов и мобилизаций, принимал решения о формировании новых частей, соединений, объединений и об изменении организационной структуры штатов уже существующих, осуществлял назначение высшего командного состава.

Военно-стратегическое руководство Вооруженными силами СССР ГКО осуществлял через военно-управленческий орган, созданный тоже уже после начала войны – Ставку Верховного Главнокомандования.

Большую часть своих усилий ГКО посвятил решению военно-экономических проблем: из 10 тыс. постановлений на них приходится две трети. Центр сосредоточения своих усилий в военно-хозяйственной области – форсированное производство боевой техники и вооружения – ГКО продемонстрировал уже своим постановлением № 1сс от 1 июля 1941 г. «Об организации производства средних танков Т-34 на заводе «Красное Сормово»».

В основу деятельности ГКО был положен принцип строжайшей персональной ответственности. Сразу же после назначения на свой пост каждый член ГКО получил конкретное задание и отвечал за порученный участок. Так, Берия был назначен уполномоченным по вопросам вооружения, отвечавшим за выполнение и перевыполнение промышленностью планов производства всех видов вооружения, кроме того, он курировал угольную, нефтяную и лесную отрасли, Маленкову в качестве уполномоченного ГКО было поручено руководить производством танков, за Ворошиловым закреплялась военно-мобилизационная работа.

Процесс перераспределения обязанностей в рамках ГКО не был кратким и однолинейным, он отражал как поиск наиболее оптимальных вариантов решения, так и скрытую борьбу между отдельными политическими деятелями за расширение собственных сфер влияния. По ходу войны заметнее, чем у других членов ГКО, рос политический вес Берии. В мае 1944 г. он возглавил вместо Молотова образованное в декабре 1942 г. Оперативное бюро ГКО, к ведению которого были отнесены контроль и наблюдение за работой всех наркоматов оборонной промышленности, железнодорожного и водного транспорта и большинства промышленных наркоматов. С конца 1944 г. Берия, сохраняя полномочия наркома внутренних дел и ставший заместителем председателя Совнаркома, по личному указанию Сталина стал еще и курировать работы по «атомному проекту».

Что касается методов управления ГКО, то высшее государственное руководство шло по линии их ужесточения. Доминирующим был административно-командный, директивный метод: привычный для кадров ещё по довоенному времени, он оказался наиболее адекватным условиям войны.

Собственного аппарата ГКО не имел и опирался на существовавшие управленческие и общественные органы, а также своих уполномоченных в крупных городах, на важнейших промышленных объектах, железных дорогах, стройках. Осуществляя жесточайший контроль над выполнением постановлений ГКО по выпуску военной продукции, они обладали на местах, по существу, неограниченными правами. Всем органам власти и управления предписывалось выполнять их требования неукоснительно.

Кроме того, с осени 1941 г. в 65 прифронтовых городах действовали комитеты обороны, в состав которых вошли председатели исполкомов Советов депутатов трудящихся, начальники гарнизонов, руководители органов безопасности во главе с секретарями обкомов или горкомов партии.

В историческую литературу проникло утверждение, будто ГКО был виртуальным органом, в реальности не существовавшим. За аббревиатурой, призванной якобы служить лишь имитацией коллективного руководства, скрывалась, мол, лишь единоличная власть Сталина. Немыслимую ранее степень концентрации власти в руках этого человека отрицать бессмысленно. Однако нет никаких оснований говорить и о некоей условности ГКО.

Обратимся к авторитету Г.К. Жукова, который в силу служебных обязанностей начальника Генерального штаба, а позднее – заместителя Верховного Главнокомандующего регулярно участвовал в работе высшего органа власти времен войны. «На заседаниях ГКО, которые проходили в любое время суток, как правило, в Кремле или на даче И.В. Сталина, обсуждались и решались важнейшие вопросы, – вспоминал маршал. – Планы военных действий рассматривались Политбюро Центрального Комитета партии и Государственным Комитетом Обороны. На заседания приглашались народные комиссары, которым предстояло принять участие в обеспечении операций. Это позволяло, когда появлялась возможность, сосредоточить огромные материальные силы на важнейших направлениях, проводить единую линию в области стратегического руководства и, подкрепляя ее организованным тылом, увязывать боевую деятельность войск с усилиями всей страны».

Маршал вспоминал также, что заседания ГКО проходили в деловой атмосфере, нередко возникали острые споры, при этом мнения высказывались определенно и резко. Если к единому мнению прийти не удавалось, создавалась комиссия из представителей крайних сторон, которой и поручалось доложить согласованные предложения на следующем заседании.

В зависимости от содержания принятые членами ГКО решения оформлялись в виде постановлений ГКО, СНК СССР, директив ЦК ВКП(б), указов Президиума Верховного Совета СССР, а если вопросы касались вооруженной борьбы и военного строительства, то директивами Ставки ВГК и приказами наркома обороны СССР Сталина.

Жестокая практика войны подтвердила, что меры, предпринятые руководством СССР по коренной перестройке системы государственного управления, себя оправдали. При неизбежных издержках они позволили решить сложнейшую задачу по переводу страны на военный лад, достичь высокой степени управляемости государства, вооруженных сил и общества, обеспечить прочное единство фронта и тыла, а в конечном счете стали одной из важнейших предпосылок Великой Победы.

19 апреля 1943 года, ровно 75 лет назад, был создан знаменитый «Смерш» — легендарная советская военная контрразведка, просуществовавшая под этим названием всего три года, но успевшая войти в историю советской страны. О «смершевцах» помнят и в наши дни, а причина такой памяти – ужас, который советские военные контрразведчики наводили на врагов. Контрразведка «Смерш» была специфической структурой, созданной в условиях военного времени и для военных задач.

Строго говоря, «Смершей» было в советской стране три. Первый «Смерш» — Главное управление контрразведки «Смерш», входившее в состав Народного комиссариата обороны Советского Союза. Непосредственное руководство армейским «Смершем» осуществлял начальник управления комиссар государственной безопасности 2-го ранга Виктор Абакумов. Второй «Смерш» — Управление контрразведки «Смерш» Наркомата Военно-Морского Флота СССР, которым руководил генерал-майор береговой службы Петр Андреевич Гладков. Третий «Смерш» — Отдел контрразведки «Смерш» Наркомата внутренних дел СССР, которым руководил комиссар государственной безопасности Семен Петрович Юхимович.

Как известно, до 1943 года органы военной контрразведки, называвшиеся особыми отделами, входили в структуру Управления особых отделов НКВД (УОО), однако 19 апреля 1943 года Сталин принял решение переподчинить военных контрразведчиков Народному комиссариату обороны СССР. Это решение принималось исходя из соображений более эффективного управления военными контрразведчиками. Как раз к 1943 году гитлеровская Германия, постепенно начавшая терпеть поражение за поражением, активизировала работу своей военной разведки. Диверсионные группы, шпионы, подрывники противника доставляли немало проблем сражающейся Красной армии, поэтому и было принято решение включить военную контрразведку в структуру общего военного командования. Тем более, что пост народного комиссара обороны занимал тогда лично Иосиф Сталин. В обязанности органов «Смерш» входила и борьба с преступностью и шпионажем на освобожденных территориях страны, а не только в прифронтовой полосе.

Смерш. Фронтовая контрразведка на переднем краю борьбы с диверсантами

Не случайным был и кадровый выбор при назначениях руководителей Главного управления, Управления и Отдела «Смерша». Виктор Семенович Абакумов, к примеру, зарекомендовал себя как эффективного организатора и управленца в органах госбезопасности. Для руководителя такого ранга Абакумов был достаточно молодым человеком – он родился в 1908 году, службу в органах ОГПУ—НКВД начал в 1932 году и сделал головокружительную карьеру, за шесть лет поднявшись с практиканта экономического отдела полномочного представителя ОГПУ по Московской области до начальника УНКВД по Ростовской области. Военную контрразведку Абакумов возглавил в 1941 году, получив назначение на должность заместителя народного комиссара внутренних дел СССР и начальника Управления Особых отделов НКВД СССР. Следует отметить, что успехи Абакумова на этой должности оказались действительно впечатляющими. Органы военной контрразведки работали куда более эффективно, чем контрразведчики НКГБ СССР.

Контрразведку ВМФ возглавил генерал-майор береговой службы Петр Гладков – тоже выходец из рабочей семьи, поступивший на службу в ОГПУ в 1934 году и довольно быстро дослужившийся сначала до заместителя наркома внутренних дел Белорусской ССР, а затем и наркома внутренних дел Литовской ССР. На должность начальника Управления контрразведки Наркомата военно-морского флота СССР Гладкова поставили с должности начальника 9-го отдела Управления особых отделов, а до этого Гладков руководил Особым отделом Карельского фронта.

Семен Юхимович, возглавивший Отдел «Смерш» НКВД СССР, был старейшим среди своих коллег – начальников «Смершей» сотрудником органов госбезопасности – он начал служить в ВЧК еще в 1920 году, в двадцатилетнем возрасте, причем в военную контрразведку пришел практически сразу после начала службы.

Что представляла собой структура ГУК «Смерш»? Штат главка был утвержден в составе 646 человек, включая начальника, четырех заместителей начальника, 16 помощников с аппаратом из 69 оперативных сотрудников. В состав «Смерша» входили управления контрразведки «Смерш» фронтов, отделы «Смерш» армий, корпусов, дивизий, бригад, военных округов. В распоряжении «Смерша» находились строевые части – взводы, роты и батальоны, выполнявшие функции охраны и конвоирования, военного обеспечения оперативной деятельности фронтовых управлений, армейских, корпусных, дивизионных, бригадных отделов. Также в состав управлений и отделов входили подразделения, занимающиеся обеспечением шифровальной связи. Стоит отметить, что «Смерш», вопреки распространенному ошибочному мнению, не имел прямого отношения к созданию и функционированию т.н. «заградительных отрядов», которые формировались органами НКВД СССР.

Все военнослужащие «Смерша» носили воинские звания, установленные в Красной армии. Свою специфику имели Управление контрразведки «Смерш» при Наркомате ВМФ и Отдел контрразведки «Смерш» НКВД. Интересно, что Виктор Абакумов, в отличие от подавляющего большинства его подчиненных, сохранил специальное звание комиссара государственной безопасности 2-го ранга и лишь в 1945 году получил звание генерал-полковника. Комиссаром госбезопасности был и Семен Юхимович, правда он возглавлял НКВД-шный «Смерш». В основном «смершевцы» носили «общеармейские» воинские звания.

В компетенцию «Смерша» входили несколько основных направлений деятельности. Самым главным, как и понятно из названия Главного управления контрразведки «Смерть шпионам», направлением деятельности была борьба с германской разведкой, развернувшей бурную деятельность и на оккупированных территориях, и в тылу. С 1943 года немцы стали активнее забрасывать на советскую территорию диверсантов и разведчиков – парашютистов. Борьба с разведывательно-диверсионными группами возлагалась на «смершевцев» и, надо сказать, они справлялись с поставленными задачами блестяще.

Сотрудниками «Смерш» были ликвидированы группы диверсантов, заброшенные в «проблемные» регионы советского тыла – Калмыкию, Казахстан, на Северный Кавказ. Перед этими группами ставились задачи распространения националистических настроений и организации местного антисоветского подполья в местах проживания народов, имевших напряженные отношения с советской властью. Нередко «смершевцам» приходилось вступать в бой с подобными формированиями, нейтрализуя их и не позволяя вступать в контакт с местными населением.

Еще более напряженными были условия работы органов «Смерш» в прифронтовой полосе. Контрразведчики следовали вместе с основными частями и соединениями действующей армии, не только выявляя вражескую агентуру, но и занимаясь оперативной работой по выявлению преступлений, совершенных гитлеровцами на оккупированных территориях. Естественно, что органы «Смерш» несли большие боевые потери, что было обусловлено спецификой службы, участием в оперативных мероприятиях. За годы войны четыре сотрудника «Смерш» получили звания Героя Советского Союза. Старший лейтенант Петр Анфимович Жидков, служивший оперуполномоченным отделения контрразведки «СМЕРШ» в 7-й саперной и 39-й танковой бригадах, погиб 6 ноября 1943 года в Киевской области. Он вступил в рукопашную схватку с несколькими гитлеровцами и, прежде чем принять смерть от осколка гранаты, уничтожил нескольких нацистов.

Оперуполномоченный отдела контрразведки «Смерш» 134-й стрелковой дивизии (69-я армия) лейтенант Григорий Михайлович Кравцов погиб в 1945 году в бою на территории Польши, заменив выбывшего из строя командира роты. Лейтенант Михаил Петрович Крыгин, оперативный уполномоченный отдела контрразведки «СМЕРШ» Островного сектора береговой обороны (Морской оборонительный район, Тихоокеанский флот), погиб 14 августа 1945 года, уже во время советско-японской войны. 13 августа 1945 года Крыгин участвовал в десантной операции и взял командование на себя. 12 раз он поднимал в атаку бойцов, прежде чем был смертельно ранен. Лейтенант Василий Михайлович Чеботарев служил оперативного уполномоченного отдела «Смерш» 19-й гвардейской танковой бригады 3-го гвардейского танкового корпуса и героически погиб, сражаясь с противником в рукопашной схватке. Многие смершевцы подменяли убитых или раненых командиров армейских и флотских подразделений, выполняли специальные поручения командования. Известно, что «смершевец» служил в среднем около трех месяцев, после чего погибал или получал ранение. Например, во время боев за освобождение Белоруссии погибли 236 военных контрразведчиков, были ранены 136 человек. Это очень большие цифры, учитывая, что «Смерш» не была многочисленной структурой.

В Белоруссии, на Западной Украине, в Прибалтике на органы «Смерш» легли и обязанности по уничтожению местного антисоветского подполья, включая формирования коллаборационистов и националистов различного толка. Отдельно следует отметить борьбу с преступностью уголовного характера, которая также велась «смершевцами». В этом не было ничего удивительного, так как гитлеровская агентура часто использовала преступный мир для вербовки агентов и диверсантов, в ряды уголовных банд вливались отставшие от частей гитлеровцы, бывшие полицаи, дезертиры. Сотрудники «Смерш» участвовали в прочесывании освобожденных городов, сельских населенных пунктов, лесополос, горной местности, вместе с Войсками по охране тыла действующей армии НКВД СССР отлавливая дезертиров, уголовных преступников, вражеских шпионов.

На органы военной контрразведки возлагались и задачи по борьбе с антисоветскими настроениями и уголовными преступлениями в рядах Красной армии и ВМФ. Конечно, этот аспект деятельности «смершевцев» впоследствии вызывал много вопросов со стороны критиков советской власти, так как именно военные контрразведчики разоблачали и привлекали к ответственности офицеров и солдат РККА, недовольных действующим политическим строем. Учитывая непростую военно-политическую обстановку, «смершевцы» разрабатывали и привлекали к ответственности тысячи советских военнослужащих и гражданских лиц, в том числе и тех, кого вряд ли можно было назвать виновным в совершении каких-либо преступлений. В армии и на флоте была создана не имевшая мировых аналогов система слежки за военнослужащими, быстрого выявления вражеской агентуры и политически неблагонадежных людей. В то же время, репрессивные функции «Смерш» в последние два десятилетия довольно сильно преувеличиваются. На самом деле, «смершевцы» были оперативными работниками, они не выносили приговоры, не обладали полномочиями расстреливать военнослужащих или гражданских лиц без суда и следствия. Хотя, разумеется, именно органы «Смерш» занимались фильтрацией советских военнопленных.

Немецких военнопленных и военнопленных из армий союзников Германии было необходимо проверять на принадлежность к разведывательным службам, на причастность к совершению преступлений на территории Советского Союза и других стран. Именно «смершевцы» еще тогда, в конце войны и первый год после ее окончания, выявили большое количество военных преступников. Что касается советских военнопленных, то они точно также проходили проверку «смершевцев» на связи с германской разведкой, на наличие обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о предательстве во время нахождения в тылу. Например, были арестованы и осуждены 11 генералов РККА, которые во время нахождения в немецком плену перешли на сторону противника и вошли в состав созданных антисоветских организаций. После поражения гитлеровской Германии органы «Смерш» участвовали в боевых действиях против Японии на территории Китая и Кореи, в разгроме украинских и прибалтийских националистов.

В 1946 году Главное управление контрразведки «Смерш» прекратило свое существование. После создания на базе Народного комиссариата государственной безопасности СССР Министерства государственной безопасности СССР, в структуру последнего были включены не только все подразделения упраздняемого НКГБ, но и органы военной контрразведки «Смерш». Они получили название 3-го Главного управления МГБ СССР, ответственного за контрразведку в вооруженных силах СССР. Генерал-полковник Абакумов был назначен министром государственной безопасности – так Сталин высоко оценил его заслуги во время нахождения на посту начальника ГУК «Смерш». За все время существования в «Смерше» не было ни одного случая предательства, перехода на сторону противника, выдачи секретов. До сих пор «смершевцы» почитаются как элита советской военной контрразведки за всю историю ее существования.

https://ria.ru/20230419/smersh-1865818163.html

История создания и деятельность военной контрразведки «СМЕРШ»

История создания и деятельность военной контрразведки «СМЕРШ» — РИА Новости, 19.04.2023

История создания и деятельность военной контрразведки «СМЕРШ»

Военная контрразведка, занимающаяся защитой вооруженных сил и других войск от иностранных органов, в Советской России была создана в 1918 году как Особый отдел… РИА Новости, 19.04.2023

2023-04-19T03:11

2023-04-19T03:11

2023-04-19T03:12

справки

ссср

германия

россия

иосиф сталин (джугашвили)

лаврентий берия

советская россия

организация украинских националистов

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0c/10/1839167309_0:159:3077:1889_1920x0_80_0_0_f896720f2ac1d3da2056fe8759ac8786.jpg

Военная контрразведка, занимающаяся защитой вооруженных сил и других войск от иностранных органов, в Советской России была создана в 1918 году как Особый отдел Всероссийской чрезвычайной комиссии. Впоследствии ее названия менялись не раз. В начале Великой Отечественной войны (1941-1945) военной контрразведкой занимались особые отделы при Народном комиссариате внутренних дел (НКВД) СССР, которые возглавляло Управление особых отделов НКВД во главе с Виктором Абакумовым. Весной 1943 года, когда итоги Сталинградской битвы окончательно развеяли миф о непобедимости германской армии и создали условия для стратегического наступления Красной Армии, а противник, не смирившись с этим, наращивал активность в подготовке и заброске агентов за линию фронта, была проведена реорганизация органов военной контрразведки, чтобы максимально приблизить их к решению насущных задач, стоявших перед военным командованием. Создание нового органа, получившего название «СМЕРШ» (расшифровывалось как «смерть шпионам»), шло под непосредственным контролем Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина.19 апреля 1943 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР Управление особых отделов НКВД СССР было преобразовано в Главное управление контрразведки «СМЕРШ» и передано в Народный комиссариат обороны (НКО) СССР. Начальником Главного управления контрразведки (ГУКР) назначили Виктора Абакумова. Одновременно на базе 9-го (морского) отдела Управления особых отделов НКВД было создано подразделение «СМЕРШ» на флоте – Управление контрразведки Народного комиссариата Военно-морского флота СССР, которое возглавил комиссар госбезопасности Петр Гладков. 15 мая 1943 года на основе бывшего 6‑го отдела Управления особых отделов НКВД был организован Отдел контрразведки «СМЕРШ» НКВД СССР, который обеспечивал безопасность учреждений НКВД и местной противовоздушной обороны, а также осуществлял оперативное обеспечение пограничных, внутренних, конвойных и других войск НКВД. Его начальником стал комиссар госбезопасности Семен Юхимович. Главное управление контрразведки «СМЕРШ» Наркомата обороны подчинялось напрямую Иосифу Сталину, как наркому обороны, Управление контрразведки Наркомата военно-морского флота – наркому флота адмиралу Николаю Кузнецову, а отдел контрразведки «СМЕРШ» в Наркомате внутренних дел – наркому Лаврентию Берии. То есть были созданы три параллельных органа. Постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 21 апреля 1943 года было утверждено Положение о Главном управлении контрразведки «СМЕРШ» Наркомата обороны СССР, в соответствии с которым основные задачи органов Главного управления контрразведки заключались в борьбе со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведок в частях и учреждениях Красной Армии, принятии через командование необходимых оперативных и иных мер к созданию на фронтах условий, исключающих возможность безнаказанного прохода агентуры противника через линию фронта, борьбе с предательством и изменой Родине в частях и учреждениях армии, с дезертирством и членовредительством на фронтах, проверке военнослужащих и других лиц, бывших в плену и окружении, а также в выполнении специальных заданий наркома обороны СССР. Кроме того, «СМЕРШ» должен был вовремя выявлять факты, способные отрицательно влиять на проведение военных операций, в числе которых недостатки в планировании боевых действий, а также в обеспечении действующих частей армии и флота техникой, вооружением, продовольствием и обмундированием.Структура Главного управления контрразведки «СМЕРШ» отражала основные направления его деятельности. В систему его подразделений входили управления контрразведки фронтов, отделы контрразведки армий, корпусов, дивизий, бригад, военных округов, гарнизонов укрепрайонов. Постановлением ГКО от 31 мая 1946 года было утверждено Положение об Управлении контрразведки «СМЕРШ» Наркомата ВМФ с введением схожей структуры. Система подразделений Управления контрразведки «СМЕРШ» Наркомата ВМФ включала управления контрразведки флотов и отделы контрразведки флотилий. Управление всеми органами «СМЕРШ» было строго централизовано: каждое подразделение подчинялось только своим вышестоящим органам и было независимым от военного командования. В целях конспирации сотрудникам всех трех ведомств «СМЕРШ» надлежало носить форму одежды и знаки различия воинских частей и соединений, при которых они несли службу. В соответствии с условиями военного времени органы контрразведки «СМЕРШ» наделялись широкими правами и полномочиями. Военные контрразведчики могли проводить выемки, обыски и аресты военнослужащих Красной Армии, а также связанных с ними гражданских лиц, подозревавшихся в преступной деятельности. Все производимые сотрудниками «СМЕРШ» аресты военнослужащих в обязательном порядке согласовывались с Военными советами армии или фронта, для ареста высшего состава требовались санкции наркомов обороны, ВМФ и НКВД. Задержание рядовых военнослужащих и младшего начсостава в экстренных случаях могло проводиться контрразведчиками без предварительного согласования. Однако органы «СМЕРШ» не могли приговорить кого-либо к тюремному заключению или расстрелу, так как не являлись судебными органами. Они вели дознания и следствия, а приговоры выносил военный трибунал или особое совещание при НКВД. Но все же в первую очередь подразделения «СМЕРШ» должны были противостоять диверсионной и разведывательной деятельности врага. Главными их противниками были германская служба разведки и контрразведки «Абвер», полевая жандармерия, Главное управление имперской безопасности Германии (РСХА), а также финская, японская и румынская военные разведки. Созданием военной контрразведки «СМЕРШ» руководство СССР организовало эшелонированную оборону, противостоящую отлаженной и беспощадной германской «машине» шпионажа и диверсий. Ежедневно военной контрразведкой проводилась скрупулезная работа по выявлению и ликвидации вражеской агентуры, диверсионных и террористических групп. Осуществлялись сбор, обработка и анализ информации, получаемой из многочисленных разведшкол «Абвера», занимавшихся подготовкой шпионов, диверсантов, террористов. За достаточно короткий срок при реализации «зафронтовых мероприятий» «смершевцам» удалось создать надежные оперативные позиции в германских армейских разведструктурах и школах подготовки агентуры, разоблачить многих вражеских диверсантов и перевербовать шпионов, наладить действенные каналы продвижения дезинформации и укрепить систему контрразведывательного обеспечения операций Красной Армии. Только с 1 октября 1943 года по 1 мая 1944 года органами «СМЕРШа» было переброшено в тыл противника 345 агентов, включая 50 перевербованных вражеских разведчиков и диверсантов. Зафронтовая агентура представила информацию на 620 официальных сотрудников германских разведорганов и на 1103 их агента. При этом немецким спецслужбам не удалось приобрести ни одного агента из числа сотрудников «СМЕРШ», а также в штабах и иных органах военного управления. В 1944-1945 годах советским военным контрразведчикам удалось не только парализовать подрывную работу германских спецслужб по всем ее линиям, но и перехватить инициативу. Для этого активно использовались радиоигры с противником, проводившиеся сотрудниками «СМЕРШ» с помощью захваченных и перевербованных вражеских агентов, передававших умело подготовленную и выверенную дезинформацию. Всего же за годы Великой Отечественной войны органы советской контрразведки осуществили 183 радиоигры, во многих из них фашисты до конца войны не подозревали, что имеют дело не со своей агентурой, а с советской контрразведкой.»СМЕРШ» занимался проведением крупных чекистско-войсковых операций, в частности, прочесыванием военных гарнизонов, населенных пунктов, с прилегающими к ним лесными массивами, осмотром нежилых помещений, тысяч заброшенных землянок, складов, схронов. В ходе таких зачисток, как правило, задерживалось большое число людей без документов, дезертиров, а также военнослужащих, имевших на руках документы с признаками их изготовления в немецких разведслужбах. О высокой эффективности деятельности «СМЕРШ» по обезвреживанию вражеских разведчиков, диверсантов и их агентов говорят такие цифры: если к середине Великой Отечественной войны в прифронтовой полосе военная контрразведка выявляла и задерживала до 60% таких лиц, то к 1945 году это число выросло до 85%. Активно работали флотские военные контрразведчики. В ходе оперативных мероприятий только в Пиллау (ныне Балтийск Калининградской области) и Кенигсберге (ныне Калининград) были арестованы 17 агентов германской разведки. На военно-морских базах Северного и Тихоокеанского флотов удалось поставить заслон разведывательным устремлениям союзников – американцев и англичан. Во многом благодаря эффективной контрразведывательной работе «СМЕРШа» ни один стратегический план советского командования не стал достоянием противника. Накануне Курской битвы германское командование не знало ни дату, ни направление удара Красной Армии, а Ставка Верховного Главнокомандующего заблаговременно и в полном объеме обладала информацией о вражеских планах. Поэтому внезапный контрудар советских частей ранним утром 5 июля 1943 года для гитлеровских генералов явился полной неожиданностью. Аналогичные условия удалось создать перед прорывом блокады Ленинграда (ныне Санкт-Петербург), проведением Белорусской, Ясско-Кишиневской и других операций. В 1943 году «СМЕРШ» предотвратил покушение на генерал-полковника Леонида Говорова, а в 1944 году – на Иосифа Сталина. В октябре 1944 года в результате дерзкой операции по захвату здания гитлеровского разведцентра в Риге (Латвия) в руки военной контрразведки попала картотека немецкой агентуры, что позволило в дальнейшем выявить и разоблачить значительное число шпионов «Абвера». В 1945 году в Германии опергруппам «СМЕРШ» удалось добыть ценные документы немецких правительственных органов и спецслужб – часть архивов РСХА, списки немецкой агентуры, заброшенной в прифронтовые районы СССР в 1942-1943 годах и другие. Кроме того, был задержан ряд высокопоставленных деятелей нацистского режима и карательных органов. Сотрудники «СМЕРШ» не только вели оперативную работу, но и принимали непосредственное участие в боях: ходили в атаки, нередко в случае гибели командира брали на себя командование подразделениями, руководили выводом личного состава из окружения. Они вместе с внутренними войсками принимали основное участие в подавлении антисоветского националистического подполья: «лесных братьев», ОУН* (организация украинских националистов, запрещена в РФ), УПА* (украинская повстанческая армия, запрещена в РФ) и прочих организаций. Одновременно им приходилось выполнять массу других мероприятий: проводить допросы военнопленных, расследовать факты дезертирства, членовредительства, нарушений в скрытом управлении войсками, разбираться со случаями разгильдяйства отдельных должностных лиц, по вине которых несвоевременно поставлялись боеприпасы, пища, медикаменты. Еще одним направлением деятельности органов контрразведки «СМЕРШ» было участие в интересах розыска и фильтрации военнопленных, в государственной проверке репатриантов из числа советских граждан. В результате их работы было выявлено несколько тысяч агентов гитлеровских спецслужб, разоблачены десятки тысяч карателей и фашистских пособников, с миллиона советских людей было снято клеймо «врага народа». В Красную Армию и запасные части было направлено около 1,23 миллиона бывших военнопленных.Всего за время войны сотрудники «СМЕРШ» обезвредили свыше 30 тысяч агентов гитлеровской разведки, более 3,5 тысяч диверсантов и шести тысяч террористов. Кроме того, они поддерживали твердый государственный порядок в освобожденных населенных пунктах, пресекали произвол и мародерство военнослужащих. Тылы действующей армии очищались от дезертиров, мародеров, организованных уголовных банд, терроризировавших местное население. Но никогда при органах «СМЕРШ» не создавались заградительные отряды, и военные контрразведчики их никогда не возглавляли. Служба оперативного состава «СМЕРШ» была крайне опасной – в среднем оперативник выполнял обязанности три месяца, после чего выбывал по смерти или ранению. За время войны около шести тысяч сотрудников «СМЕРШ» погибли. Награжденных званием Героя Советского Союза среди смершевцев было только четверо, все посмертно. Как отмечают историки спецслужб, в Советском Союзе в условиях войны была выстроена четко работавшая система противодействия механизму разведки и диверсий, отточенному гитлеровцами в течение многих лет в разных странах. «СМЕРШ» стал одной из самых эффективных военных контрразведок в истории человечества. По мнению экспертов, основное достижение «СМЕРШа» состоит в том, что ни одна операция Красной Армии не была сорвана по причине действий вражеских спецслужб. Ни один стратегический план советского командования не стал известен врагу. Кроме того, не произошло ни одного антисоветского выступления ни в рядах Красной Армии, ни в ее тылу, на что так надеялись в Германии. С наступлением мирного времени органы военной контрразведки «СМЕРШ», которые создавались на период войны, были реорганизованы. Управление контрразведки «СМЕРШ» Наркомата ВМФ упразднили в феврале 1946 года вследствие прекращения деятельности Наркомата ВМФ с передачей в марте 1946 года органов военной контрразведки флота в Главное управление контрразведки «СМЕРШ» Наркомата обороны. В мае 1946 года органы «СМЕРШ» были преобразованы в особые отделы и подчинены 3-му Главному управлению Министерства государственной безопасности СССР, в которое переименовали Наркомат государственной безопасности.Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников*Запрещенная в России экстремистская организация

ссср

германия

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2023

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0c/10/1839167309_173:0:2902:2047_1920x0_80_0_0_7a4b765626b3ffd394e38adc5324bf38.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

справки, ссср, германия, россия, иосиф сталин (джугашвили), лаврентий берия, советская россия, организация украинских националистов

Справки, СССР, Германия, Россия, Иосиф Сталин (Джугашвили), Лаврентий Берия, Советская Россия, Организация украинских националистов

Военная контрразведка, занимающаяся защитой вооруженных сил и других войск от иностранных органов, в Советской России была создана в 1918 году как Особый отдел Всероссийской чрезвычайной комиссии. Впоследствии ее названия менялись не раз. В начале Великой Отечественной войны (1941-1945) военной контрразведкой занимались особые отделы при Народном комиссариате внутренних дел (НКВД) СССР, которые возглавляло Управление особых отделов НКВД во главе с Виктором Абакумовым.

Весной 1943 года, когда итоги Сталинградской битвы окончательно развеяли миф о непобедимости германской армии и создали условия для стратегического наступления Красной Армии, а противник, не смирившись с этим, наращивал активность в подготовке и заброске агентов за линию фронта, была проведена реорганизация органов военной контрразведки, чтобы максимально приблизить их к решению насущных задач, стоявших перед военным командованием.

Создание нового органа, получившего название «СМЕРШ» (расшифровывалось как «смерть шпионам»), шло под непосредственным контролем Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина.

19 апреля 1943 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР Управление особых отделов НКВД СССР было преобразовано в Главное управление контрразведки «СМЕРШ» и передано в Народный комиссариат обороны (НКО) СССР. Начальником Главного управления контрразведки (ГУКР) назначили Виктора Абакумова.

Одновременно на базе 9-го (морского) отдела Управления особых отделов НКВД было создано подразделение «СМЕРШ» на флоте – Управление контрразведки Народного комиссариата Военно-морского флота СССР, которое возглавил комиссар госбезопасности Петр Гладков.

15 мая 1943 года на основе бывшего 6‑го отдела Управления особых отделов НКВД был организован Отдел контрразведки «СМЕРШ» НКВД СССР, который обеспечивал безопасность учреждений НКВД и местной противовоздушной обороны, а также осуществлял оперативное обеспечение пограничных, внутренних, конвойных и других войск НКВД. Его начальником стал комиссар госбезопасности Семен Юхимович.

Главное управление контрразведки «СМЕРШ» Наркомата обороны подчинялось напрямую Иосифу Сталину, как наркому обороны, Управление контрразведки Наркомата военно-морского флота – наркому флота адмиралу Николаю Кузнецову, а отдел контрразведки «СМЕРШ» в Наркомате внутренних дел – наркому Лаврентию Берии. То есть были созданы три параллельных органа.

Постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 21 апреля 1943 года было утверждено Положение о Главном управлении контрразведки «СМЕРШ» Наркомата обороны СССР, в соответствии с которым основные задачи органов Главного управления контрразведки заключались в борьбе со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведок в частях и учреждениях Красной Армии, принятии через командование необходимых оперативных и иных мер к созданию на фронтах условий, исключающих возможность безнаказанного прохода агентуры противника через линию фронта, борьбе с предательством и изменой Родине в частях и учреждениях армии, с дезертирством и членовредительством на фронтах, проверке военнослужащих и других лиц, бывших в плену и окружении, а также в выполнении специальных заданий наркома обороны СССР. Кроме того, «СМЕРШ» должен был вовремя выявлять факты, способные отрицательно влиять на проведение военных операций, в числе которых недостатки в планировании боевых действий, а также в обеспечении действующих частей армии и флота техникой, вооружением, продовольствием и обмундированием.

Структура Главного управления контрразведки «СМЕРШ» отражала основные направления его деятельности. В систему его подразделений входили управления контрразведки фронтов, отделы контрразведки армий, корпусов, дивизий, бригад, военных округов, гарнизонов укрепрайонов.

Постановлением ГКО от 31 мая 1946 года было утверждено Положение об Управлении контрразведки «СМЕРШ» Наркомата ВМФ с введением схожей структуры. Система подразделений Управления контрразведки «СМЕРШ» Наркомата ВМФ включала управления контрразведки флотов и отделы контрразведки флотилий.

Управление всеми органами «СМЕРШ» было строго централизовано: каждое подразделение подчинялось только своим вышестоящим органам и было независимым от военного командования. В целях конспирации сотрудникам всех трех ведомств «СМЕРШ» надлежало носить форму одежды и знаки различия воинских частей и соединений, при которых они несли службу.

В соответствии с условиями военного времени органы контрразведки «СМЕРШ» наделялись широкими правами и полномочиями. Военные контрразведчики могли проводить выемки, обыски и аресты военнослужащих Красной Армии, а также связанных с ними гражданских лиц, подозревавшихся в преступной деятельности. Все производимые сотрудниками «СМЕРШ» аресты военнослужащих в обязательном порядке согласовывались с Военными советами армии или фронта, для ареста высшего состава требовались санкции наркомов обороны, ВМФ и НКВД. Задержание рядовых военнослужащих и младшего начсостава в экстренных случаях могло проводиться контрразведчиками без предварительного согласования. Однако органы «СМЕРШ» не могли приговорить кого-либо к тюремному заключению или расстрелу, так как не являлись судебными органами. Они вели дознания и следствия, а приговоры выносил военный трибунал или особое совещание при НКВД.

Но все же в первую очередь подразделения «СМЕРШ» должны были противостоять диверсионной и разведывательной деятельности врага. Главными их противниками были германская служба разведки и контрразведки «Абвер», полевая жандармерия, Главное управление имперской безопасности Германии (РСХА), а также финская, японская и румынская военные разведки.

Созданием военной контрразведки «СМЕРШ» руководство СССР организовало эшелонированную оборону, противостоящую отлаженной и беспощадной германской «машине» шпионажа и диверсий. Ежедневно военной контрразведкой проводилась скрупулезная работа по выявлению и ликвидации вражеской агентуры, диверсионных и террористических групп. Осуществлялись сбор, обработка и анализ информации, получаемой из многочисленных разведшкол «Абвера», занимавшихся подготовкой шпионов, диверсантов, террористов.

За достаточно короткий срок при реализации «зафронтовых мероприятий» «смершевцам» удалось создать надежные оперативные позиции в германских армейских разведструктурах и школах подготовки агентуры, разоблачить многих вражеских диверсантов и перевербовать шпионов, наладить действенные каналы продвижения дезинформации и укрепить систему контрразведывательного обеспечения операций Красной Армии.

Только с 1 октября 1943 года по 1 мая 1944 года органами «СМЕРШа» было переброшено в тыл противника 345 агентов, включая 50 перевербованных вражеских разведчиков и диверсантов. Зафронтовая агентура представила информацию на 620 официальных сотрудников германских разведорганов и на 1103 их агента. При этом немецким спецслужбам не удалось приобрести ни одного агента из числа сотрудников «СМЕРШ», а также в штабах и иных органах военного управления.

В 1944-1945 годах советским военным контрразведчикам удалось не только парализовать подрывную работу германских спецслужб по всем ее линиям, но и перехватить инициативу. Для этого активно использовались радиоигры с противником, проводившиеся сотрудниками «СМЕРШ» с помощью захваченных и перевербованных вражеских агентов, передававших умело подготовленную и выверенную дезинформацию. Всего же за годы Великой Отечественной войны органы советской контрразведки осуществили 183 радиоигры, во многих из них фашисты до конца войны не подозревали, что имеют дело не со своей агентурой, а с советской контрразведкой.

«СМЕРШ» занимался проведением крупных чекистско-войсковых операций, в частности, прочесыванием военных гарнизонов, населенных пунктов, с прилегающими к ним лесными массивами, осмотром нежилых помещений, тысяч заброшенных землянок, складов, схронов. В ходе таких зачисток, как правило, задерживалось большое число людей без документов, дезертиров, а также военнослужащих, имевших на руках документы с признаками их изготовления в немецких разведслужбах. О высокой эффективности деятельности «СМЕРШ» по обезвреживанию вражеских разведчиков, диверсантов и их агентов говорят такие цифры: если к середине Великой Отечественной войны в прифронтовой полосе военная контрразведка выявляла и задерживала до 60% таких лиц, то к 1945 году это число выросло до 85%.

Активно работали флотские военные контрразведчики. В ходе оперативных мероприятий только в Пиллау (ныне Балтийск Калининградской области) и Кенигсберге (ныне Калининград) были арестованы 17 агентов германской разведки. На военно-морских базах Северного и Тихоокеанского флотов удалось поставить заслон разведывательным устремлениям союзников – американцев и англичан.

Во многом благодаря эффективной контрразведывательной работе «СМЕРШа» ни один стратегический план советского командования не стал достоянием противника. Накануне Курской битвы германское командование не знало ни дату, ни направление удара Красной Армии, а Ставка Верховного Главнокомандующего заблаговременно и в полном объеме обладала информацией о вражеских планах. Поэтому внезапный контрудар советских частей ранним утром 5 июля 1943 года для гитлеровских генералов явился полной неожиданностью. Аналогичные условия удалось создать перед прорывом блокады Ленинграда (ныне Санкт-Петербург), проведением Белорусской, Ясско-Кишиневской и других операций.

В 1943 году «СМЕРШ» предотвратил покушение на генерал-полковника Леонида Говорова, а в 1944 году – на Иосифа Сталина. В октябре 1944 года в результате дерзкой операции по захвату здания гитлеровского разведцентра в Риге (Латвия) в руки военной контрразведки попала картотека немецкой агентуры, что позволило в дальнейшем выявить и разоблачить значительное число шпионов «Абвера». В 1945 году в Германии опергруппам «СМЕРШ» удалось добыть ценные документы немецких правительственных органов и спецслужб – часть архивов РСХА, списки немецкой агентуры, заброшенной в прифронтовые районы СССР в 1942-1943 годах и другие. Кроме того, был задержан ряд высокопоставленных деятелей нацистского режима и карательных органов.

Сотрудники «СМЕРШ» не только вели оперативную работу, но и принимали непосредственное участие в боях: ходили в атаки, нередко в случае гибели командира брали на себя командование подразделениями, руководили выводом личного состава из окружения. Они вместе с внутренними войсками принимали основное участие в подавлении антисоветского националистического подполья: «лесных братьев», ОУН* (организация украинских националистов, запрещена в РФ), УПА* (украинская повстанческая армия, запрещена в РФ) и прочих организаций.

Одновременно им приходилось выполнять массу других мероприятий: проводить допросы военнопленных, расследовать факты дезертирства, членовредительства, нарушений в скрытом управлении войсками, разбираться со случаями разгильдяйства отдельных должностных лиц, по вине которых несвоевременно поставлялись боеприпасы, пища, медикаменты.

Еще одним направлением деятельности органов контрразведки «СМЕРШ» было участие в интересах розыска и фильтрации военнопленных, в государственной проверке репатриантов из числа советских граждан. В результате их работы было выявлено несколько тысяч агентов гитлеровских спецслужб, разоблачены десятки тысяч карателей и фашистских пособников, с миллиона советских людей было снято клеймо «врага народа». В Красную Армию и запасные части было направлено около 1,23 миллиона бывших военнопленных.

Всего за время войны сотрудники «СМЕРШ» обезвредили свыше 30 тысяч агентов гитлеровской разведки, более 3,5 тысяч диверсантов и шести тысяч террористов.

Кроме того, они поддерживали твердый государственный порядок в освобожденных населенных пунктах, пресекали произвол и мародерство военнослужащих. Тылы действующей армии очищались от дезертиров, мародеров, организованных уголовных банд, терроризировавших местное население. Но никогда при органах «СМЕРШ» не создавались заградительные отряды, и военные контрразведчики их никогда не возглавляли.

Служба оперативного состава «СМЕРШ» была крайне опасной – в среднем оперативник выполнял обязанности три месяца, после чего выбывал по смерти или ранению. За время войны около шести тысяч сотрудников «СМЕРШ» погибли. Награжденных званием Героя Советского Союза среди смершевцев было только четверо, все посмертно.

Как отмечают историки спецслужб, в Советском Союзе в условиях войны была выстроена четко работавшая система противодействия механизму разведки и диверсий, отточенному гитлеровцами в течение многих лет в разных странах. «СМЕРШ» стал одной из самых эффективных военных контрразведок в истории человечества. По мнению экспертов, основное достижение «СМЕРШа» состоит в том, что ни одна операция Красной Армии не была сорвана по причине действий вражеских спецслужб. Ни один стратегический план советского командования не стал известен врагу. Кроме того, не произошло ни одного антисоветского выступления ни в рядах Красной Армии, ни в ее тылу, на что так надеялись в Германии.

С наступлением мирного времени органы военной контрразведки «СМЕРШ», которые создавались на период войны, были реорганизованы. Управление контрразведки «СМЕРШ» Наркомата ВМФ упразднили в феврале 1946 года вследствие прекращения деятельности Наркомата ВМФ с передачей в марте 1946 года органов военной контрразведки флота в Главное управление контрразведки «СМЕРШ» Наркомата обороны. В мае 1946 года органы «СМЕРШ» были преобразованы в особые отделы и подчинены 3-му Главному управлению Министерства государственной безопасности СССР, в которое переименовали Наркомат государственной безопасности.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

*Запрещенная в России экстремистская организация

23 июня 1941 года была создана Ставка Главного командования. Этот орган был создан для стратегического руководства всеми вооруженными силами в годы войны.

Все силы народа – на разгром врага

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Закончилось время провокаций, которое при попустительстве и подстрекательстве западных держав переросло в грубое нарушение элементарных норм международного права. Германия встала на путь грабительских захватов и чудовищных зверств в оккупированных странах. Вся западная территории СССР стала полигоном для выполнения захватнического плана «Барбаросса». Масштабы военных действий  превысили все предполагаемые расчеты и потребовали от руководства страны быстрых и уверенных действий. На правительство сразу и без всякой очередности свалились сложнейшие задачи – от приостановки наступления немецких войск, всеобщей мобилизации, эвакуации на восток промышленных (в первую очередь оборонных) предприятий, населения и до организации производства вооружения. Все это требовало кардинальных изменений во всей системе политического, государственного и военного руководства. В существующей конституции не были предусмотрены элементы управления в военное время. На первом этапе все общее руководство осуществлялось ВКП(б), а вернее, ЦК во главе с И. В. Сталиным. Уже на следующий день, то есть 23 июня, Совет народных комиссаров утвердил новый орган власти в военное время – Ставку Главного командования. Ее возглавлял нарком обороны Тимошенко, но вскоре ее председателем стал сам Сталин. Ставка стала эффективным органом управления и просуществовала до осени 1945 года.

Члены ставки ВГК

Почему Ставка?

Мы немного отвлечемся от событий 1941 года и расскажем, откуда возникло это слово. В древности ставкой назывался походный шатер, где размещался полководец. Ставки были и в армиях других стран, и у ханов Золотой Орды. В Ордынскую ставку приезжали русские князья, где получали ярлык на княжение. Со временем значение «ставки» изменилось. В годы Первой мировой войны это был орган полевого управления войсками и место нахождения императора, который еще и возглавлял армию. Кстати, еще весной 1941 года, во время стратегических командно-штабных учений, Наркомат обороны поднимал вопрос о создании Ставки Главного командования. Но чего-то конкретного добиться не удалось, и вопрос о Ставке остался открытым. Война внесла свои коррективы, и новый орган появился на следующий день после нападения на страну и стал осуществлять руководство вооруженными силами. В первом составе Ставки были маршал Тимошенко, начальник Генштаба Жуков, председатель Совнаркома Сталин, его заместитель Молотов, Буденный и нарком ВМФ Кузнецов. Когда Сталин стал во главе Ставки, он был еще и председателем Государственного комитета обороны. Была создана и группа советников по различным вопросам, но очень скоро все они получили новые назначения, и эта группа не восстанавливалась.

Состав СВГК

Ставка все годы работала в Москве. Вы все знаете, какое сложное положение сложилось в Москве к осени 41 года. Из Москвы были эвакуированы многие государственные учреждения, иностранные посольства. Ставка все время оставалась в Москве, правда, менялись места базирования. Первоначально все ее заседания проводились в Кремле, но из-за угрозы авианалетов, Ставка переехала в район Кировских ворот. Рядом находились и все вспомогательные службы.

Организаторы Победы

Ставка обладала всей полнотой власти. Все гражданские, партийные и советские организации должны были выполнять ее распоряжения. Контроль над выполнением распоряжений Ставки осуществляли ее представители. 8 августа 1941 года И. Сталин был назначен Верховным Главнокомандующим, и Ставка была переименована в Ставку Верховного Главнокомандования (СВГК).

Члены Ставки за работой

Ставка действительно стала главным организатором Победы. Она возглавляла общее стратегическое руководство всей Красной Армией, Военно-морским флотом, пограничниками, внутренними войсками и партизанами. Она оценивала военно-политическую и военно-стратегическую обстановку, и она же принимала оперативные решения по взаимодействию и координации действий всех войсковых подразделений – от фронтов до партизанских отрядов. Ставка занималась подготовкой резервов и материально-техническим обеспечением Армии. Ставке подчинялись вооруженные силы, и она утверждала планы операций, обеспечивала их силами и резервами.

Особняк на Мясницкой, одно из посещений ставки

Практически все важные решения принимались после обсуждения в СВГК. Приглашались и командующие фронтами, и крупные государственные деятели, и члены Политбюро. Представители Ставки и сами часто выезжали на места сражений, чтобы оказать помощь в руководстве той или иной операцией. С 1942 года вводится новый институт стратегического управления – представители СГВК с широким кругом полномочий. Принято считать, что именно с этого времени работа Ставки наиболее эффективна.

Члены Ставки за работой

В октябре 1945 года завершаются боевые действия Второй мировой войны, и Ставка Верховного Главнокомандования упраздняется.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Транзакционное руководство это
  • Атол sb2108 plus руководство
  • Как сшить послеоперационную попону для собаки своими руками пошаговая инструкция
  • Руководства фонда храма христа спасителя
  • Бесплатная инструкция как заработать на вайлдберриз