Какое министерство осуществляет общее руководство государственной системы экологического мониторинга

Глава X. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ) (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

Статья 63. Осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.

Статья 63.1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)

(введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.

2. Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются:
регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;

хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;

анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;

обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

3. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы:

  • государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
  • государственного мониторинга атмосферного воздуха;
  • государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
  • государственного мониторинга земель;
  • государственного мониторинга объектов животного мира;
  • государственного лесопатологического мониторинга;
  • государственного мониторинга воспроизводства лесов; (абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 27-ФЗ)
  • государственного мониторинга состояния недр;
  • государственного мониторинга водных объектов;
  • государственного мониторинга водных биологических ресурсов;
  • государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;
  • государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации;
  • государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации;
  • государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;
  • государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.
  • 4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в соответствии с федеральными законами осуществляются:

    поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды;

    поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;

    оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;

    определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;

    выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;

    направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений;

    направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;

    выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов;
    оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;

    создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды;

    хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.

    Статья 63.2. Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)

    (введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

    1. Государственный фонд данных является федеральной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных и включающей в себя:

    информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

    результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора;

    данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

    2. Создание и эксплуатация государственного фонда данных осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    3. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), обязаны направлять получаемую в ходе осуществления соответствующего мониторинга информацию в государственный фонд данных.

    4. Порядок создания и эксплуатации государственного фонда данных, перечень видов включаемой в него информации, порядок и условия ее представления, а также порядок обмена такой информацией устанавливается Правительством Российской Федерации.

    5. Информация, включаемая в государственный фонд данных, подлежит использованию органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

    6. Информация, включенная в государственный фонд данных, предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    7. Информация, включаемая в государственный фонд данных и свидетельствующая об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе стихийного бедствия, а также о состоянии окружающей среды в границах зон чрезвычайных ситуаций, подлежит незамедлительному представлению в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    8. Информация, включаемая в государственный фонд данных и свидетельствующая о возможном вредном воздействии на человека состояния окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, подлежит незамедлительному направлению в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

    9. Обмен информацией в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также между единой системой государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предоставление такой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам осуществляются на безвозмездной основе.

    10. На основе информации, содержащейся в государственном фонде данных, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти подготавливает ежегодный государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды, порядок подготовки и распространения которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

    (введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

    1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.

    2. Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются:

    регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;

    хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;

    анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;

    обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

    3. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы:

    государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;

    государственного мониторинга атмосферного воздуха;

    государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

    государственного мониторинга земель;

    государственного мониторинга объектов животного мира;

    государственного лесопатологического мониторинга;

    государственного мониторинга воспроизводства лесов;

    (абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 27-ФЗ)

    государственного мониторинга состояния недр;

    государственного мониторинга водных объектов;

    государственного мониторинга водных биологических ресурсов;

    государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;

    государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации;

    государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации;

    государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;

    государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания;

    государственного фонового мониторинга состояния многолетней (вечной) мерзлоты.

    (абзац введен Федеральным законом от 10.07.2023 N 297-ФЗ)

    4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в соответствии с федеральными законами осуществляются:

    поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды;

    поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;

    оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;

    определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;

    выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;

    направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений;

    направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;

    выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов;

    оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;

    создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды;

    хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.

    КонсультантПлюс: примечание.

    С 01.03.2024 ст. 63.1 дополняется п. 5 (ФЗ от 04.08.2023 N 450-ФЗ). См. будущую редакцию.

    В
    нашей стране в законодательном порядке
    установлена система государственных
    мероприятий, закрепленных в праве и
    направленных на сохранение, восстановление
    и улучшение благоприятных условий,
    необходимых для жизни людей и развития
    материального производства.

    В
    природоохранное законодательство
    входят Закон РФ «Об охране окружающей
    среды» и другие законодательные акты
    комплексного правового регулирования.

    Немаловажную
    роль играют нормативные правила —
    санитарные, строительные,
    технико-экономические, технологические
    и т. д. К ним относятся нормативы качества
    окружающей среды: нормы допустимой
    радиации, уровня шума, вибрации и т. д.

    Нормативы
    качества – предельно допустимые нормы
    воздействия на окружающую природную
    среду антропогенной деятельности
    человека.

    Нормирование
    качества окружающей природной среды –
    это процесс разработки и придания
    юридической нормы научно обоснованным
    нормативам в виде показателей предельно
    допустимого воздействия человека на
    природу или среду обитания. Предельно
    допустимой нормой является законодательно
    устанавливаемые допустимые размеры
    воздействия человека на окружающую
    среду. Предельно допустимые нормы –
    это своего рода вынужденный компромисс,
    который позволяет развивать хозяйство,
    охранять жизнь и благополучие человека.

    В
    соответствии с 3aконом
    к содержанию нормативов предъявляют
    следующие требования: экологическая
    безопасность населения; сохранение
    генетического фонда; обеспечение
    рационального использования и
    воспроизводства природных условий,
    устойчивого развития хозяйственной
    деятельности.

    Нормативы
    качества оценивают по трем показателям:
    медицинским (устанавливают пороговый
    уровень угрозы здоровью человека, его
    генетической программе); технологическим
    (оценивают уровень установленных
    пределов техногенного воздействия на
    человека и среду обитания) и
    научно-техническим (оценивают возможность
    научных и технических средств
    контролировать соблюдение пределов
    воздействия по всем характеристикам).

    Нормативы
    качества не обладают юридической силой.
    Норматив становится обязательным и
    имеет юридическую силу с момента
    утверждения его компетентным органом.
    Такими органами являются Государственный
    комитет санитарно-эпидемиологического
    надзора при Правительстве РФ
    (Госкомсанэпиднадзор), Министерство
    природных ресурсов РФ и Государственный
    комитет РФ по охране окружающей среды
    (Госкомэкология).

    Госкомсанэпиднадзор
    России осуществляет мониторинг
    воздействия факторов среды обитания
    на состояние здоровья населения.

    Министерство
    природных ресурсов осуществляет
    мониторинг недр (геологической среды),
    включая мониторинг подземных вод и
    опасных экзогенных и эндогенных
    геологических процессов; мониторинг
    водной среды водохозяйственных систем
    и сооружений в местах водосбора и сброса
    сточных вод.

    Госкомэкология:
    координация деятельности министерств
    и ведомств, предприятий и организаций
    в области мониторинга окружающей
    природной среды; организация мониторинга
    источников антропогенного воздействия
    на окружающую среду и зон их прямого
    воздействия; организация мониторинга
    животного и растительного мира, мониторинг
    наземной фауны и флоры (кроме лесов);
    обеспечение создания и функционирования
    экологических информационных систем;
    ведение с заинтересованными министерствами
    и ведомствами банков данных об окружающей
    природной среде, природных ресурсах и
    их использовании.

    При
    разработке проекта экологического
    мониторинга необходима следующая
    информация:


    источники поступления загрязняющих
    веществ в окружающую природную среду
    (выбросы загрязняющих веществ в атмосферу;
    сбросы сточных вод в водные объекты;
    поверхностные смывы загрязняющих и
    биогенных веществ в поверхностные воды
    суши и моря; внесение на земную поверхность
    и в почвенный слой загрязняющих и
    биогенных веществ вместе с удобрениями
    и ядохимикатами при сельскохозяйственной
    деятельности; места захоронения и
    складирования промышленных и коммунальных
    отходов; техногенные аварии);


    переносы загрязняющих веществ (процессы
    атмосферного переноса; процессы переноса
    в водной среде);


    данные о состоянии антропогенных
    источников эмиссии (его мощность и
    месторасположение, гидродинамические
    условия поступления эмиссии в окружающую
    среду)4.

    На
    территории Российской Федерации
    функционирует ряд систем мониторинга
    загрязнения природной среды и состояния
    природных ресурсов. В государственной
    системе управления природоохранной
    деятельностью в Российской Федерации
    важную роль играет формирование единой
    государственной системы экологического
    мониторинга (ЕГСЭМ).

    ЕГСЭМ
    включает в себя: мониторинг источников
    антропогенного воздействия на окружающую
    среду; мониторинг загрязнения абиотического
    компонента окружающей среды; мониторинг
    биотической компоненты окружающей
    среды; социально-гигиенический мониторинг;
    обеспечение создания и функционирования
    экологических информационных систем.

    В
    государственной системе управления
    природоохранной деятельностью в
    Российской Федерации важную роль играет
    формирование единой государственной
    системы экологического мониторинга
    (ЕГСЭМ).

    ЕГСЭМ
    включает в себя следующие основные
    компоненты:

    • мониторинг
      источников антропогенного воздействия
      на окружающую среду;

    • мониторинг
      загрязнения абиотического компонента
      окружающей природной среды;

    • мониторинг
      биотической компоненты окружающей
      природной среды;

    • социально-гигиенический
      мониторинг;

    • обеспечение
      создания и функционирования экологических
      информационных систем.

    При
    этом распределение функций между
    центральными органами федеральной
    исполнительной власти осуществляется
    следующим образом.

    Госкомэкологии
    (бывш. Минприроды России): координация
    деятельности министерств и ведомств,
    предприятий и организаций в области
    мониторинга окружающей природной среды;
    организация мониторинга источников
    антропогенного воздействия на окружающую
    среду и зон их прямого воздействия;
    организация мониторинга животного и
    растительного мира, мониторинг наземной
    фауны и флоры (кроме лесов); обеспечение
    создания и функционирования экологических
    информационных систем; ведение с
    заинтересованными министерствами и
    ведомствами банков данных об окружающей
    природной среде, природных ресурсах и
    их использовании.

    Росгидромет:
    организация мониторинга состояния
    атмосферы, поверхностных вод суши,
    морской среды, почв, околоземного
    космического пространства, в том числе
    комплексного фонового и космического
    мониторинга состояния окружающей
    природной среды; координация развития
    и функционирования ведомственных
    подсистем фонового мониторинга
    загрязнения окружающей природной среды;
    ведение государственного фонда данных
    о загрязнении окружающей природной
    среды.

    Роскомзем:
    мониторинг земель.

    Министерство
    природных ресурсов
    (включая
    бывш. Роскомнедра и Роскомвоз): мониторинг
    недр (геологической среды), включая
    мониторинг подземных вод и опасных
    экзогенных и эндогенных геологических
    процессов; мониторинг водной среды
    водохозяйственных систем и сооружений
    в местах водосбора и сброса сточных
    вод.

    Роскомрыболовство:
    мониторинг рыб, других животных и
    растений.

    Рослесхоз:
    мониторинг лесов.

    Роскартография:
    осуществление топографо-геодезического
    и картографического обеспечения ЕГСЭМ,
    включая создание цифровых, электронных
    карт и геоинформационных систем.

    Госгортехнадзор
    России
    :
    координация развития и функционирования
    подсистем мониторинга геологической
    среды, связанных с использованием
    ресурсов недр на предприятиях добывающих
    отраслей промышленности; мониторинг
    обеспечения промышленной безопасности
    (за исключением объектов Минобороны
    России и Минатома России).

    Госкомэпиднадзор
    России
    :
    мониторинг воздействия факторов среды
    обитания на состоянием здоровья
    населения.

    Минобороны
    России
    :
    мониторинг окружающей природной среды
    и источников воздействия на нее на
    военных объектах; обеспечение ЕГСЭМ
    средствами и системами военной техники
    двойного применения.

    Госкомсевер
    России
    :
    участие в развитии и функционировании
    ЕГСЭМ в районах Арктики и Крайнего
    Севера.

    Технологии
    единого экологического мониторинга
    (ЕЭМ) охватывают разработку и использование
    средств, систем и методов наблюдений,
    оценки и выработки рекомендаций и
    управляющего воздействия в
    природно-техногенной сфере, прогнозы
    ее эволюции, энерго-экологические и
    технологические характеристики
    производственной сферы, медико-биологические
    и санитарно-гигиенические условия
    существования человека и биоты.
    Комплексность экологических проблем,
    их многоаспектность, теснейшая связь
    с ключевыми отраслями экономики, обороны
    и обеспечением защиты здоровья и
    благополучия населения требует единого
    системного подхода к решению проблемы.

    Структуру
    единого экологического мониторинга
    можно представить сферами получения,
    обработки и отображения информации,
    сферами оценки ситуации и принятия
    решений.

    Структурными
    звеньями любой системы ЕЭМ являются:

    • измерительная
      система;

    • информационная
      система, включающая в себя базы и банки
      данных правовой, медико-биологической,
      санитарно-гигиенической, технико-экономической
      направленности;

    • системы
      моделирования и оптимизации промышленных
      объектов;

    • системы
      восстановления и прогноза полей
      экологический и метеорологических
      факторов;

    • система
      принятия решений5.

    Построение
    измерительного комплекса систем ЕЭМ
    основывается на использовании точечного
    и интегрального методов измерений с
    помощью стационарных
    (стационарные посты наблюдения) и
    мобильных
    (автомобили-лаборатории и аэрокосмические
    средства) систем. Следует отметить, что
    аэрокосмические средства привлекаются
    лишь при необходимости получения
    крупномасштабных интегральных показателей
    о состоянии окружающей среды.

    Получение
    информации обеспечивается тремя группами
    приборов, измеряющими: метеорологические
    характеристики (скорость и направление
    ветра, температуру, давление, влажность
    атмосферного воздуха и пр.), фоновые
    концентрации вредных веществ и
    концентрации загрязняющих веществ
    вблизи источников загрязнения окружающей
    среды.

    Использование
    в измерительном комплексе современных
    контроллеров, решающих вопросы сбора
    информации с датчиков, первичной
    обработки и передачи информации
    потребителю с помощью модемной телефонной
    и радио связи или по компьютерным сетям,
    значительно повышает оперативность
    системы.

    Региональная
    подсистема ЕЭМ предполагает работу с
    большими массивами разнообразной
    информации, включающими данные: по
    структуре энергопроизводства и
    энергопотребления региона,
    гидрометеорологических измерений, о
    концентрациях вредных веществ в
    окружающей среде; по итогам картографирования
    и аэрокосмического зондирования, о
    результатах медико-биологических и
    социальных исследований и др.

    Одной
    из основных задач в этом направлении
    является создание единого информационного
    пространства, которое может быть
    сформировано на основе использования
    современных геоинформационных технологий.
    Интеграционный характер геоинформационных
    систем (ГИС) позволяет создать на их
    основе мощный инструмент для сбора,
    хранения, систематизации, анализа и
    представления информации.

    ГИС
    имеют такие характеристики, которые с
    полным правом позволяют считать эту
    технологию основной для целей обработки
    и управления мониторинговой информацией.
    Средства ГИС намного превосходят
    возможности обычных картографических
    систем, хотя, естественно, включают и
    все основные функции получения
    высококачественных карт и планов. В
    самой концепции ГИС заложены всесторонние
    возможности сбора, интеграции и анализа
    любых распределенных в пространстве
    или привязанных к конкретному месту
    данных. При необходимости визуализировать
    имеющуюся информацию в виде карты с
    графиками или диаграммами, создать,
    дополнить или видоизменить базу данных
    пространственных объектов, интегрировать
    ее с другими базами — единственно верным
    решением будет обращение к ГИС.

    Только
    с появлением ГИС в полной мере реализуется
    возможность целостного, обобщенного
    взгляда на комплексные проблемы
    окружающей среды и экологии.

    ГИС
    становится основным элементом систем
    мониторинга.

    Система
    единого экологического мониторинга
    предусматривает не только контроль
    состояния окружающей среды и здоровья
    населения, но и возможность активного
    воздействия на ситуацию. Используя
    верхний иерархический уровень ЕЭМ
    (сфера принятия решения), а также
    подсистему экологической экспертизы
    и оценки воздействия на окружающую
    среду, появляется возможность управления
    источниками загрязнения на основании
    результатов математического моделирования
    промышленных объектов или регионов.
    (Под математическим моделированием
    промышленных объектов понимается
    моделирование технологического процесса,
    включая модель воздействия на окружающую
    среду.)

    Система
    единого экологического мониторинга
    предусматривает разработку двухуровневых
    математических моделей промышленных
    предприятий с различной глубиной
    проработки.

    Первый
    уровень

    обеспечивает детальное моделирование
    технологических процессов с учетом
    влияния отдельных параметров на
    окружающую среду.

    Второй
    уровень

    математического моделирования
    обеспечивает эквивалентное моделирование
    на основе общих показателей работы
    промышленных объектов и степени их
    воздействия на окружающую среду.
    Эквивалентные модели необходимо иметь
    прежде всего на уровне администрации
    региона с целью оперативного прогнозирования
    экологической обстановки, а также
    определения размера затрат на уменьшение
    количества вредных выбросов в окружающей
    среде.

    Моделирование
    текущей ситуации позволяет с достаточной
    точностью выявить очаги загрязнения и
    выработать адекватное управляющее
    воздействие на технологическом и
    экономическом уровнях.

    При
    практической реализации концепции
    единого экологического мониторинга не
    следует забывать: о показателях точности
    оценки ситуации; об информативности
    сетей (систем) измерений; о необходимости
    разделения (фильтрации) на отдельные
    составляющие (фоновые и от различных
    источников) загрязнения с количественной
    оценкой; о возможности учета объективных
    и субъективных показателей. Данные
    задачи решает система восстановления
    и прогноза полей экологических и
    метеорологических факторов.

    Таким
    образом, единая государственная система
    экологического мониторинга, несмотря
    на известные трудности, обеспечивает
    формирование массива данных для
    составления экологических карт,
    разработки ГИС, моделирования и прогноза
    экологических ситуаций в различных
    регионах России.

    Система
    экологического мониторинга (в данном
    контексте используется как синоним
    мониторинга окружающей среды) организована
    на 2-х уровнях — ведомственном и
    территориальном.

    Основными
    проблемами функционирования ведомственных
    систем экомониторинга есть:

    недостаточный
    уровень автоматизации и информатизации;

    низкий
    уровень межведомственного взаимодействия,
    приводящий к дублированию измерений и
    снижению информативности наблюдательных
    сетей.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Глава X. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ) (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

    Статья 63. Осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

    Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.

    Статья 63.1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)

    (введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

    1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.

    2. Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются:
    регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;

    хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;

    анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;

    обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

    3. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы:

  • государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
  • государственного мониторинга атмосферного воздуха;
  • государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
  • государственного мониторинга земель;
  • государственного мониторинга объектов животного мира;
  • государственного лесопатологического мониторинга;
  • государственного мониторинга воспроизводства лесов; (абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 27-ФЗ)
  • государственного мониторинга состояния недр;
  • государственного мониторинга водных объектов;
  • государственного мониторинга водных биологических ресурсов;
  • государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;
  • государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации;
  • государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации;
  • государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;
  • государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.
  • 4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в соответствии с федеральными законами осуществляются:

    поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды;

    поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;

    оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;

    определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;

    выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;

    направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений;

    направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;

    выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов;
    оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;

    создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды;

    хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.

    Статья 63.2. Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)

    (введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

    1. Государственный фонд данных является федеральной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных и включающей в себя:

    информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

    результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора;

    данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

    2. Создание и эксплуатация государственного фонда данных осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    3. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), обязаны направлять получаемую в ходе осуществления соответствующего мониторинга информацию в государственный фонд данных.

    4. Порядок создания и эксплуатации государственного фонда данных, перечень видов включаемой в него информации, порядок и условия ее представления, а также порядок обмена такой информацией устанавливается Правительством Российской Федерации.

    5. Информация, включаемая в государственный фонд данных, подлежит использованию органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

    6. Информация, включенная в государственный фонд данных, предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    7. Информация, включаемая в государственный фонд данных и свидетельствующая об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе стихийного бедствия, а также о состоянии окружающей среды в границах зон чрезвычайных ситуаций, подлежит незамедлительному представлению в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    8. Информация, включаемая в государственный фонд данных и свидетельствующая о возможном вредном воздействии на человека состояния окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, подлежит незамедлительному направлению в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

    9. Обмен информацией в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также между единой системой государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предоставление такой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам осуществляются на безвозмездной основе.

    10. На основе информации, содержащейся в государственном фонде данных, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти подготавливает ежегодный государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды, порядок подготовки и распространения которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

    (введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

    1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.

    2. Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются:

    регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;

    хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;

    анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;

    обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

    3. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы:

    государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;

    государственного мониторинга атмосферного воздуха;

    государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

    государственного мониторинга земель;

    государственного мониторинга объектов животного мира;

    государственного лесопатологического мониторинга;

    государственного мониторинга воспроизводства лесов;

    (абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 27-ФЗ)

    государственного мониторинга состояния недр;

    государственного мониторинга водных объектов;

    государственного мониторинга водных биологических ресурсов;

    государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;

    государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации;

    государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации;

    государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;

    государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.

    4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в соответствии с федеральными законами осуществляются:

    поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды;

    поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;

    оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;

    определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;

    выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;

    направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений;

    направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;

    выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов;

    оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;

    создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды;

    хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (Государственный экологический мониторинг)

    комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (далее — экологический мониторинг). Экологический мониторинг включает в себя: мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа РФ, состояния недр, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря РФ. Экологический мониторинг осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия, воздействием этих источников на окружающую среду; оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды вследствие природных и антропогенных воздействий; обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и её изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.
    Организацию и осуществление экологического мониторинга обеспечивают в пределах своей ком-петенции в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (МПР России, Минсельхоз России и др.) и подведомственные им федеральные службы и агентства. МПР России и др. федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции при осуществлении экологического мониторинга формируют государственную систему наблюдения за состоянием окружающей среды и обеспечивают её функционирование; взаимодействуют с органами государственной власти субъектов РФ по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга, формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территориях субъектов РФ; осуществляют с участием органов исполнительной власти субъектов РФ сбор, хранение, аналитическую обработку и формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов.
    МПР России: координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по организации и осуществлению экологического мониторинга; согласовывает методические и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга; обеспечивает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ совместимость информационных систем и баз данных о состоянии окружающей среды, а также создает условия для формирования и защиты государственных информационных ресурсов в этой сфере.
    Информация, полученная при экологическом мониторинге, используется при: разработке прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и принятии соответствующих решений; разработке федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружающей среды; осуществлении контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) и проведении экологической экспертизы; прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению; подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и охране окружающей среды.

    Кто проводит мониторинг окружающей среды

    Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской

    Организацию и осуществление экологического мониторинга обеспечивают в пределах своей ком-петенции в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (МПР России, Минсельхоз России и др.) и подведомственные им федеральные службы и агентства.

    1. Какая служба осуществляет мониторинг окружающей среды
    2. Какая организация осуществляет контроль за состоянием окружающей среды
    3. Чем мониторинг окружающей среды отличается от экологического контроля
    4. Кто осуществляет общее руководство государственной системой экологического мониторинга
    5. Кто обязан проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды
    6. Кто должен проводить мониторинг атмосферного воздуха
    7. Кто управляет охраной окружающей среды
    8. В чем разница между контролем и мониторингом
    9. Какие организации участвуют в защите окружающей среды
    10. Какие существуют виды мониторинга
    11. Какие существуют виды мониторинга окружающей среды
    12. Какие виды мониторинга окружающей среды выделяют
    13. Какие службы проводят мониторинг
    14. Как проводится экологический мониторинг
    15. Что представляет собой мониторинг окружающей среды
    16. Какая международная организация занимается мониторингом окружающей среды
    17. Какие задачи решает мониторинг окружающей среды
    18. Какой государственный орган осуществляет государственный мониторинг атмосферного воздуха
    19. Что включает в себя мониторинг
    20. Какая обязанность относится к сфере защиты окружающей среды
    21. В чем заключается сущность проведения мониторинга окружающей среды
    22. Где используется мониторинг
    23. Кем проводится государственная экологическая экспертиза
    24. Кем утверждается программа мониторинга
    25. Что такое государственный мониторинг
    26. Что входит в систему экологического мониторинга
    27. Как называется по другому Гео системный мониторинг
    28. Кто осуществляет мониторинг животного мира
    29. Как называется система наблюдения и контроля окружающей среды
    30. Кто осуществляет общественный экологический контроль
    31. Что относится к окружающей среде
    32. Чем занимается Государственная служба по мониторингу окружающей среды
    33. В чем разница между экологическим контролем и мониторингом
    34. Каким образом и какие организации осуществляют мониторинг ЧС
    35. Кто осуществляет государственный экологический надзор
    36. Какой орган проводит государственный мониторинг исключительной экономической зоны

    Какая служба осуществляет мониторинг окружающей среды

    Организацию и координацию функционирования НСМОС осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей.

    Какая организация осуществляет контроль за состоянием окружающей среды

    Государственный экологический контроль осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного экологического надзора.

    Чем мониторинг окружающей среды отличается от экологического контроля

    Таким образом, в отличие от экологического контроля, в экологическом мониторинге на наблюдаемые объекты невозможно оказать непосредственное (прямое) управляющее воздействие. Поэтому в мониторинге вместо этой функции реализуются задачи по прогнозированию изменений состояния наблюдаемых объектов.

    Кто осуществляет общее руководство государственной системой экологического мониторинга

    МПР России: координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по организации и осуществлению экологического мониторинга; согласовывает методические и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга;

    Кто обязан проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды

    Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации таких объектов, или лицами, в пользовании.

    Кто должен проводить мониторинг атмосферного воздуха

    Контроль за соблюдением этой статьи закона проводят надзорные органы: Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Роскомгидромет и т. п.

    Кто управляет охраной окружающей среды

    Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

    В чем разница между контролем и мониторингом

    Контроль — активная компетенция, предполагающая в том числе и вмешательство в процесс, мониторинг — чисто наблюдение.

    Какие организации участвуют в защите окружающей среды

    Россия является участником следующих организаций: Всемирный фонд дикой природы (WWF — International), МСОП, ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ФАО (орган ООН по продовольствию и сельскому хозяйству).

    Какие существуют виды мониторинга

    Мониторинг подразделяют на геофизический (наблюдения за абиотической частью биосферы) и биологический (биотической частью биосферы) мониторинг. содержанием загрязняющих веществ в воздухе, воде, почве с применением физических, химических и физико-химических методов анализа.

    Какие существуют виды мониторинга окружающей среды

    Виды экологического мониторинга:

    • Мониторинг качества воздуха
    • Мониторинг качества почвы
    • Мониторинг качества воды
    • Биоразнообразие
    • Мониторинг отходов
    • Дистанционное зондирование
    • Мониторинг предприятия

    Какие виды мониторинга окружающей среды выделяют

    П. Герасимов (1975) предложил различать три ступени (вида, направления) мониторинга: биоэкологический (санитарно-гигиенический), геосистемный (природно-хозяйственный) и биосферный (глобальный).

    Какие службы проводят мониторинг

    Мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварийности организуют и осуществляют федеральные надзоры — Госгортехнадзор России и Госатомнадзор России, а также надзорные органы в составе федеральных органов исполнительной власти.

    Как проводится экологический мониторинг

    Базовые этапы проведения экологического мониторинга

    Подробное изучение интересующей местности; Определение мест отбора проб (почвы, воздуха, водных ресурсов); Осуществление взятия проб на местности; Контроль отобранных проб по необходимым показателям (проводимость, температура и т.

    Что представляет собой мониторинг окружающей среды

    Экологический мониторинг — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды (ОС), включающая в себя также оценку и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (ОВОС).

    Какая международная организация занимается мониторингом окружающей среды

    Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) создана в 1972 году.

    Какие задачи решает мониторинг окружающей среды

    Основные задачи экологического мониторинга:

    Наблюдение за источниками антропогенного воздействия; • наблюдение за факторами антропогенного воздействия; • наблюдение за состоянием загрязнения природных сред; • оценка состояния загрязнения природных сред; • прогноз загрязнения природных сред, объектов природных сред.

    Какой государственный орган осуществляет государственный мониторинг атмосферного воздуха

    В соответствии с законодательством РФ государственный мониторинг атмосферного воздуха относится к компетенции Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

    Что включает в себя мониторинг

    Мониторинг — система постоянного наблюдения за явлениями и процессами, проходящими в окружающей среде и обществе, результаты которого служат для обоснования управленческих решений по обеспечению безопасности людей и объектов экономики.

    Какая обязанность относится к сфере защиты окружающей среды

    Сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.

    В чем заключается сущность проведения мониторинга окружающей среды

    Сущность и задачи мониторинга окружающей среды

    Мониторинг окружающей природной среды — это постоянные, непрерывные комплексные наблюдения за ее состоянием — загрязнением, природными явлениями, которые происходят в ней, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды и ее загрязнения.

    Где используется мониторинг

    Основная сфера практического применения мониторинга — это управление, а точнее информационное обслуживание управления в различных областях деятельности. Мониторинг представляет собой достаточно сложное и неоднозначное явление.

    Кем проводится государственная экологическая экспертиза

    Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в отношении объектов, указанных в подпунктах 3) — 8) пункта 3 настоящих Правил.

    Кем утверждается программа мониторинга

    Программа должна разрабатываться и утверждаться юрлицами и ИП, осуществляющими деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

    Что такое государственный мониторинг

    Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных

    Что входит в систему экологического мониторинга

    В состав систем входят:

    Стационарные посты контроля (ПКЗ); передвижные экологические лаборатории (ПЭЛ); станции контроля вертикального профиля температур (инверсии атмосферы); автоматизированные системы контроля организованных промышленных выбросов (АСКПВ);

    Как называется по другому Гео системный мониторинг

    Мониторинг комплексный (геосистемный) — система наблюдения и контроля, охватывающая многие или все компоненты окружающей среды, такие как: опасные геологические, гидрометеорологические процессы и явления, мониторинг негативных изменений растительного и почвенного покрова, мониторинг источников техногенных воздействий и

    Кто осуществляет мониторинг животного мира

    Государственный мониторинг объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия в области охраны и

    Как называется система наблюдения и контроля окружающей среды

    Согласно общепринятому определению, экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

    Кто осуществляет общественный экологический контроль

    Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

    Что относится к окружающей среде

    Говоря научным языком, окружающая среда — это комплекс окружающих человека или другой живой организм физических, географических, биологических, социальных, культурных и политических условий, который определяет форму и характер его существования. Окружающая среда влияет на жизнь людей и развитие общества в целом.

    Чем занимается Государственная служба по мониторингу окружающей среды

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (Государственный экологический мониторинг) комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (далее — экологический мониторинг).

    В чем разница между экологическим контролем и мониторингом

    Таким образом, в отличие от экологического контроля, в экологическом мониторинге на наблюдаемые объекты невозможно оказать непосредственное (прямое) управляющее воздействие. Поэтому в мониторинге вместо этой функции реализуются задачи по прогнозированию изменений состояния наблюдаемых объектов.

    Каким образом и какие организации осуществляют мониторинг ЧС

    Мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварийности организуют и осуществляют федеральные надзоры — Госгортехнадзор России и Госатомнадзор России, а также надзорные органы в составе федеральных органов исполнительной власти.

    Кто осуществляет государственный экологический надзор

    Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного экологического надзора, в том числе следующих видов надзора: федеральный государственный экологический контроль (надзор); федеральный государственный геологический контроль (надзор);

    Какой орган проводит государственный мониторинг исключительной экономической зоны

    2. Государственный мониторинг осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Оставить отзыв

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ
    от 6 июня 2013 г. N 477

    ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ И ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

    (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.07.2014 N 639, от 03.08.2020 N 1168)

    Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемые:

    Положение о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды;

    изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

    2. Реализация полномочий, предусмотренных Положением, утвержденным настоящим постановлением, осуществляется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение деятельности указанных органов и подведомственных им государственных учреждений.

    3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 622 «Об утверждении Положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 35, ст. 3590).

    Председатель Правительства
    Российской Федерации
    Д.МЕДВЕДЕВ

    Утверждено
    постановлением Правительства
    Российской Федерации
    от 6 июня 2013 г. N 477

    ПОЛОЖЕНИЕ
    О ГОСУДАРСТВЕННОМ МОНИТОРИНГЕ СОСТОЯНИЯ И ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

    (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.07.2014 N 639)

    1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды (далее — государственный мониторинг), а также формирования государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды (далее — государственная система наблюдений) и обеспечения функционирования такой системы.

    2. Объектами государственного мониторинга являются атмосферный воздух, почвы, поверхностные воды водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), озоновый слой атмосферы, ионосфера и околоземное космическое пространство.

    3. Организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.07.2014 N 639)

    4. Государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды.

    Государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

    При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (далее — локальные системы наблюдений).

    5. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, при осуществлении государственного мониторинга обеспечивает: (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.07.2014 N 639)

    а) проведение наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценку происходящих в ней изменений, а также прогнозирование следующих опасных явлений и факторов:

    опасные природные явления, приводящие к стихийным бедствиям;

    неблагоприятные природные условия для отдельных направлений хозяйственной деятельности;

    химическое, радиоактивное и тепловое загрязнение, физические, химические и биологические (для поверхностных водных объектов) процессы;

    изменение компонентов природной среды, приводящее в том числе к изменению климата;

    б) предоставление органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления сведений (данных) о фактическом состоянии окружающей среды, а также информации о происходящих и прогнозируемых изменениях в ее состоянии;

    в) предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям, входящим в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оперативной фактической и прогностической информации о состоянии окружающей среды в целях обеспечения безопасности населения и снижения ущерба экономике от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    г) предоставление органам, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, информации о состоянии окружающей среды для решения задач социально-гигиенического мониторинга;

    д) предоставление специально уполномоченным государственным органам Российской Федерации в области охраны окружающей среды информации для комплексного анализа и оценки состояния окружающей среды и использования природных ресурсов;

    е) предоставление заинтересованным организациям и населению текущей и экстренной информации об изменении окружающей среды, предупреждений и прогнозов ее состояния;

    ж) организацию согласованного функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды и локальных систем наблюдения с целью обеспечения необходимой полноты и достоверности информации о состоянии окружающей среды, а также сопоставимость этой информации на всей территории страны, оптимизацию использования наземных, авиационных и космических систем наблюдений;

    з) организацию согласованного функционирования государственной системы наблюдений с аналогичными международными системами.

    6. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ведет в установленном порядке на основе документированных данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, полученных государственной системой наблюдений, Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.

    7. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды при осуществлении государственного мониторинга взаимодействует со следующими федеральными органами исполнительной власти и организациями: (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.07.2014 N 639)

    с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации — в части организации и осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) на территориях государственных природных заповедников и национальных парков, а также при создании и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

    с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством регионального развития Российской Федерации, Федеральной службой государственной статистики — в части получения и использования сведений российской системы оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов;

    с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — в части получения и использования сведений о состоянии окружающей среды, получаемых при осуществлении мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

    с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации — в части получения и использования сведений о состоянии и загрязнении земель сельскохозяйственного назначения, получаемых при осуществлении государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;

    с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования — в части использования данных государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, результатов производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора, а также по вопросам установления и пересмотра перечня объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха;

    с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии — в части использования государственных топографических карт, а также сведений о состоянии земель, получаемых при осуществлении государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);

    с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным медико-биологическим агентством — в части получения и использования сведений о состоянии атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов и почв, получаемых при проведении социально-гигиенического мониторинга;

    с Федеральным агентством водных ресурсов — в части получения и использования сведений о водопотреблении и водоотведении на всех водных объектах, а также о проведении общей оценки и прогнозирования изменений состояния водных объектов, их морфометрических особенностей, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов, получаемых при осуществлении государственного мониторинга водных объектов;

    с Федеральным агентством по рыболовству — в части использования сведений о состоянии среды обитания водных биологических ресурсов, получаемых при ведении государственного мониторинга водных биологических ресурсов;

    с Федеральным агентством по недропользованию — в части использования сведений о состоянии подземных вод для оценки влияния подземных вод на состояние поверхностных вод, а также сведений об опасных экзогенных и эндогенных геологических процессах для оценки их влияния на состояние окружающей среды, получаемых при осуществлении государственного мониторинга состояния недр;

    с Федеральным агентством лесного хозяйства — в части использования сведений в отношении объектов государственного мониторинга, получаемых в ходе государственного лесопатологического мониторинга;

    с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии, и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» — с учетом данных, полученных локальными системами наблюдений в районах размещения ядерных установок, радиационных источников или пунктах хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктах хранения, хранилищах радиоактивных отходов на особых территориях (санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения), эксплуатируемых организациями, в отношении которых соответствующие органы управления осуществляют государственное управление использованием атомной энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии; (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.07.2014 N 639)

    с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями в рамках международных и межведомственных соглашений.

    Утверждены
    постановлением Правительства
    Российской Федерации
    от 6 июня 2013 г. N 477

    ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.08.2020 N 1168)

    1. В абзаце пятнадцатом пункта 4 Положения о государственной системе научно-технической информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1997 г. N 950 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 31, ст. 3696; 1998, N 28, ст. 3368; 2009, N 14, ст. 1663; 2010, N 18, ст. 2243):

    а) слова «Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» заменить словами «Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»;

    б) слова «окружающей природной среды и ее загрязнения» заменить словами «и загрязнения окружающей среды».

    2. В подпункте 2 пункта 12 Положения о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1999 г. N 208 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 10, ст. 1234), слова «мониторинг окружающей среды» заменить словами «мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды».

    3. Пункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.08.2020 N 1168)

    4. В пункте 1 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 372 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3262; 2008, N 22, ст. 2581; 2009, N 33, ст. 4081; N 38, ст. 4490), слова «мониторинга окружающей среды, ее загрязнения» заменить словами «мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды».

    5. В Положении о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 303 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 21, ст. 2023):

    а) в абзаце восьмом пункта 5 слова «окружающей среды» заменить словами «и прогнозирования чрезвычайных ситуаций»;

    б) в абзаце третьем пункта 19 слова «мониторинг окружающей среды, атмосферного воздуха, водных объектов в части поверхностных водных объектов» заменить словами «мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды».

    6. В Положении о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении международных обязательств Российской Федерации в области химического разоружения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2007 г. N 421 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 28, ст. 3434):

    а) в пункте 16:

    в подпункте 1 слова «мониторинг окружающей среды, ее загрязнения» заменить словами «мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды»;

    в подпункте 4 слова «мониторинга окружающей среды, ее загрязнения» заменить словами «мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды»;

    б) в подпункте 2 пункта 22 слова «мониторинг окружающей среды» заменить словами «мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды».

    7. В пункте 6 постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. N 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 19, ст. 2172) слова «о загрязнении природной среды» заменить словами «о состоянии окружающей среды, ее загрязнении».

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ацетил глутатион эвалар цена инструкция по применению цена отзывы врачей
  • Фурадонин инструкция по применению взрослым в таблетках при цистите
  • Out there руководство
  • Руководство по эксплуатации белаз 7555в
  • Чаровница прялка электрическая инструкция по применению