Какие решения были приняты руководством республики для перехода к рыночной экономике

В первые годы перехода к новой экономической системе в Казахстане начался процесс разгосударствления и приватизации общенародной и колхозно-кооперативной собственности. Несмотря на огромные трудности переходного периода, республика, начиная с начала 1997 года вышла на орбиту устойчивого стабильного развития. Позитивному процессу в экономике республики способствовали наличие богатейших запасов минерального сырья, использование потенциала зернового хозяйства, а также определенные положительные сдвиги в других сферах экономики. Вместе с тем многие казахстанцы, преодолевая трудности переходного периода, начали адаптироваться и познавать объективные законы рыночной экономики. Все позитивные сдвиги в Казахстане стали возможными благодаря политической воле Елбасы, в ходе реализации Стратегий «Казахстан – 2030» и «Казахстан – 2050», других инициированных им правительственных программ, в частности, индустриально-инновационной, агропромышленной, жилищной и др. Во всех названных документах, получили освещение конкретные меры социальной защиты населения, развития здравоохранения, образования и науки, а также пенсионного обеспечения граждан.

Уже в начальный период независимости в условиях экономического кризиса в республике был взят курс на реализацию собственной модели экономических преобразований и перехода к рынку, исходящий из наличия богатейших запасов природных ресурсов, необходимости формирования альтернативных форм собственности регионов и субъектов хозяйственной деятельности, конверсии оборонного комплекса и более рационального использования научно-технического и производственного потенциала. Активно стал развиваться внегосударственный сектор экономики.

В то же время нужно отметить, что рыночные реформы в начале 90-х годов проходили болезненно, в условиях обострения социально-экономической обстановки, вызванной последствиями бывшей плановой экономики. Трудности и упущения на первом этапе приватизации имели место почти во всех регионах республики, Об этом свидетельствуют факты, содержащиеся в Государственном архиве Акмолинской области.

Здесь, несмотря на целевую направленность деятельности руководства области наращиванию выпуска товаров народного потребления, приостановить спад общественного производства не удалось. В первом полугодии объем промышленной продукции в 1992 году по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сокращены на 9,2%, на 13,4% меньше произведено товаров народного потребления. Снижены объемы животноводческой продукции, не преодолено отставание в строительстве жилья. Не лучшим образом обстояли дела и на потребительском рынке, объем товарооборота снизился на 42%. в то же время промышленные предприятия, особенно легкой промышленности, приостановили свое производство из-за отсутствия сырья. В тяжелом положении оказалась швейная фабрика им. М. Маметовой, коллектив которой уже третий месяц находился в отпуске. Такая, к сожалению, тогда сложилась безрадостная картина в социально-экономическом развитии области. Какие же меры по выводу экономики из кризиса были приняты администрацией области? И для исправления создавшегося положения администрация области во главе с А.Брауном решительно принялись за осуществление экономических реформ, переход к рынку. Трудовым коллективам, гражданам администрация создала все необходимые условия для формирования альтернативных форм собственности, свободного выбора методов хозяйствования. Об этом свидетельствует успешное функционирование многочисленных кооперативов, крестьянских хозяйств, малых предприятий. Началось разгосударствление и приватизация.   

Все же при всех сложностях и противоречиях социально-экономического положения в республике с 1992 года была начата реформа по разгосударствлению и приватизации государственной собственности, т.е. положено начало формированию двухсекторной экономики. Однако, в материальном производстве удельный вес негосударственного сектора оставался незначительным. Поэтому подобное реформирование собственности в производственных отраслях не оказали существенного влияния на положение дел в экономике.

Серьезные упущения, имевшие место на первом этапе приватизации государственной собственности, особенно в аграрном секторе, негативно отразились на материальном положении сельских тружеников. Об этом свидетельствуют архивные материалы девяностых годов из переписок отдельных местных представительных органов с вышестоящими инстанциями республики. К примеру, депутаты Бородулихинского районного совета Семипалатинской области 4 марта 1993 года в своем обращении в адрес Верховного Совета РК писали: 

«Из-за монопольного диктата, искусственного сдерживания Вами роста цен на сельхозпродукты, закупаемые у колхозов и совхозов, многие из них не могут выплатить своим рабочим установленной минимальной заработной платы. Доходы, получаемые хозяйствами от реализации молока и мяса не покрывают расходы на энергоносители и корма, не считая рентабельности производства и уровня заработной платы. Сессия райсовета доводит до Вашего сведения, что в случае дальнейшего сдерживания цен на сельхозпродукцию, хозяйства района будут вынуждены свертывать их производство, что и происходит в настоящее время».

Сессия Толебийского районного совета народных депутатов Южно-Казахстанской (ныне — Туркестанской) области от 6. 07. 1993 года тоже довела до сведения Верховного Совета РК, что сельское хозяйство района переживает небывалый трудный период. Как отмечалось в том обращении, цены на технику, сельхозмашины, запасные части, ГСМ, энергоресурсы, удобрения и, другие остро необходимые материально-технические ресурсы возросли в несколько сот раз, а цены на сельскохозяйственные продукты остаются крайне низкими. Кредитные ресурсы для сельского хозяйства на проведение сезонных работ по непонятным причинам постоянно задерживаются, что приводит к срыву многих технологических процессов сельскохозяйственного производства. В течении последних трех лет почти не обновляются техника в хозяйствах района. На грани распада крестьянские хозяйства района, причина — низкие цены на их продукции и недостигаемые цены на технику, ГСМ, удобрения и т.д.

В записке председателя Нуринского районного комитета по земельным отношениям и землеустройству Карагандинской области В.И. Фомичева от 9 июля 1993 года, адресованной председателю Комитета по аграрным вопросам Верховного Совета РК Ю. Ильяшенко, подвергаются критике недостатки в проведении земельной реформы на селе: 

«Земельной реформы как таковой сегодня нет! В такой обстановке, обстановке общего экономического хаоса, монополии промышленности и торговли, коррупции власть держащих с коммерческими структурами, земельной реформы быть не может! Пока не будут работать Законы Республики в пользу производителя-купца, а не в пользу спекулянтов-перекупщиков, пока государство не будет вкладывать деньги в товар своей страны, а не в чужой: закупая продукцию в других странах мы их просто обогащаем, они наживаются за наш счет, и это очень выгодно тем, кто эти деньги «туда загоняет», т.к. часть из них «прилипает» к собственным рукам».

Аналогичное положение дел сложилось в тот период и в Актюбинской области. Изучение материалов областного архива, в частности, Главы Актюбинской областной администрации «Итоги работы отраслей народного хозяйства Актюбинской области за 1993 год и задача на I квартал 1994 года» показало, что несмотря на принимаемые меры со стороны администрации области, в указанный период продолжался спад производства, усиленный трудностями сбыта многих видов продукции, вызванных в первую очередь влиянием платежного кризиса. Кризисные явления особенно усилились в четвертом квартале 1993 года, это обусловлено очередным повышением цен на энергоносители. В результате выпуск промышленной продукции за 1993 год сократился по сравнению с 1992 годом на 20,2 процента (в сопоставимых ценах). Намного сократились поставки продукции и на экспорт. Резко ухудшилось финансово-экономическое состояние во всех подразделениях агропромышленного комплекса области. Резко сокращена инвестиционная деятельность из-за недостатка средств у заказчиков, уменьшилось количество введенных производственных и социальных объектов, растет незавершенное строительство.

Уроки первого этапа приватизации в Казахстане показали ограниченность существовавших инструментов преобразования собственности. Малая и массовая приватизация как через купоны, так и через непрозрачные аукционы, стала больше тормозом, чем фактором оздоровления предприятий и роста экономики. Раздача собственности под девизом социальной справедливости, продажа предприятий на непрозрачных аукционах и конкурсах стали прикрытием закулисного раздела основной части собственности между небольшой группой влиятельных как на республиканском, так и на местном уровне государственных чиновников. Поэтому приватизацию собственности в Казахстане народ окрестил «прихватизацией». Она породила крупномасштабную коррупцию, взяточничество и злоупотребление служебным положением. Таков был итог индивидуальной и особенно массовой приватизации собственности в Казахстане.

И теперь необходимо было принимать однозначное решение о переходе от массовой инициативной приватизации к приватизации по единому сценарию.

Началом второго этапа приватизации в Казахстане (1993-1995) стало принятие «Национальной программы разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан».   Это был наиболее массовый и сложный период в истории приватизации, которая осуществлялась по четырем основным на­правлениям: малая приватизация; массовая приватизация; приватизация по индивидуальным проектам; приватизация агропромышленного комплекса.

Третий этап приватизации (1996-1998) стал этапом перехода к сектор­ным программам, когда началась приватизация в электроэнергетике и нефте­газовой отрасли, а также в социальной сфере — здравоохранении, образовании, науке и культуре. Именно в этот период начали формироваться отечественные полноценные инвесторы, способные выкупать крупные промышленные пред­приятия.

Четвертый этап приватизации с 1999 года продолжается по настоящее время, который характеризуется новыми подходами к распределению полномочий между различными уровнями государственного управления в вопросах регулирования и распоряжения государственной собственностью.

Начало четвертому этапу приватизации было положено Программой  приватизации и повышения эффективности управления государственным имуществом на 1999-2000 годы.

В результате принятых мер с конца 1994 г. наметились первые признаки перелома в экономике: наметилась тенденция снижения спада производства валового продукта; снижение уровня инфляции. При этом оживлению экономики во многом способствовало введение в 1993 году национальной валюты – тенге, что позволило стране проводить самостоятельную денежно-кредитную политику, а вместе с этим начать реальные полномасштабные реформы.

Принципиально важным шагом в реформи­ровании аграрного сектора стало регулирование земельных отношений, вве­дение частной собственности на землю. Как показал анализ архивных документов, в результатах рыночных преобразований в данной отрасли, как и во всех других сферах экономики страны, был заинтересован сам Елбасы. Так, выступая на одном из очередных совещаний с акимами областей 10 марта 1998 года, Н.А. Назарбаев акцентировал внимание собравшихся на следующее: 

«Углубление экономической реформы в агропромышленном секторе – вопрос для нашего государства судьбоносный… Но не все до конца осознали, что начало устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки наступит тогда, когда организационно-экономические, технологические и все ресурсные факторы будут рассмотрены в комплексе». 

Для этого он призвал членов Правительства и акимов работать в едином ключе по совершенствованию государственного регулирования и поддержки всего АПК как по горизонтали, так и по вертикали, как в центре, так и в регионах.

Процесс перехода к частной собственности должен был стать необратимым. Этого требовала сама логика того периода. В Казахстане, вплоть до кризиса 2008 года и после него, экономика развивалась быстрыми темпами благодаря вхождению в рыночные отношения, когда республика выбрала свой евразийский путь развития, впитав в себя все то положительное, что было накоплено наиболее развитыми странами мира. Ориентация на малый и средний бизнес, привлечение иностранных инвесторов позволило РК достойно выйти из всех кризисов и оставить далеко позади себя большинство стран на постсоветском пространстве.

Как свидетельствует изучение архивных материалов, вопросы по принятию неотложных мер, посвященных стабилизации экономики в ходе рыночных преобразований постоянно рассматривались с непосредственным участием Елбасы Н.А. Назарбаева. Так, на совещании у Главы государства, проведенном 9 июля 1999 года, были проанализированы итоги социально-экономического развития республики за январь-май текущего периода. В своем выступлении на том совещании Н.А. Назарбаев отмечал: «Мы послушали отчет Правительства Премьера-Министра, министров, акимов. Услышали о хорошем, о плохом, об опыте и хорошем и отрицательном опыте тоже. Как вы заметили, вся проблема переходит на места, на регионы… Я считаю, надо сегодня всем акимам самим начинать разрабатывать натуральные физические показатели района, района, города, области. Какие эта показатели. Сколько сегодня данный район, город, область производят. Наконец, надо вспомнить доброе старое и перейти. Сколько же этому региону области сегодня необходимо произвести хлеба, электроэнергии, одежды, обуви и т.д. Сколько же этот регион, район, область, город производит сегодня ВВП на душу населения».

И с учетом советов и указаний Елбасы в регионах республики работа оживилась. К примеру, изучение протокола заседания акимата Актюбинской области от 13 июня 2001 года по вопросу «О развитии малого предпринимательства в области» показало, что в данном регионе во исполнение Закона РК «О государственной поддержке малого предпринимательства», актов Президента РК, постановлений Правительства разработаны, утверждены и успешно реализуются региональная, городская и районные программы развития и государственной поддержки малого предпринимательства на 2001-2002 годы. Проводимая работа в области позволила достигнуть устойчивой тенденции роста экономических показателей развития малого и среднего бизнеса: увеличивается число субъектов малого предпринимательства и численность работающих, наращиваются темпы производства продукции и объемов выполняемых работ, оказываемых услуг, вводятся новые импортозамещающие производства и др. Число субъектов малого производства возросло в сравнении с соответствующим периодом 2000 года на 9,3 процента, численность работающих в сфере малого бизнеса увеличилась на 13,4 процента и составляет 82,1 тыс. человек (более 40 процентов трудоспособного населения области).

Хороших результатов в рыночных преобразованиях достигли хозяйствующие субъекты Павлодарской области во второй половине 2000-х годов. Об этом было доложено в Отчете акима К.А. Нурпеисова «О социально-экономическом развитии области и проекте среднесрочного плана на 2007-2009 годы», который нами был изучен из материалов Государственного архива Павлодарской области. В нем отмечается, что отчетный период характеризовался стабильным развитием экономики и социальной сферы области. Так, ежегодные темпы роста валового регионального продукта превышают 10 процентов. В расчете на душу населения данный показатель выше среднереспубликанского. Освоено инвестиций более 71 млрд. тенге с ростом к уровню 2005 года в 1,7 раза. Достижения в развитии реального сектора экономики отразились на доходах населения. Они на 22,5 процента выше, чем в аналогичном периоде 2005 года, и выше среднереспубликанского показателя более чем на 2,0 тысячи тенге. Растет реальная заработная плата. Дальнейшее развитие получает промышленность строительных материалов — основа материальной базы строительства. В создании реальной конкурентной среды в экономике области все большее место занимает малое предпринимательство. Наблюдается динамичный рост его основных показателей. Установки Первого Президента РК по созданию условий для гармоничного развития человеческих ресурсов определяют деятельность исполнительных органов в социальной сфере. Стремление создать лучшие условия для жизни павлодарцев позволило ярче высветить значимость региона в экономике Казахстана и войти в лидирующую группу областей с динамичным развитием. Так, по итогам рейтинговой оценки деятельности местных исполнительных органов областей, городов Алматы и Астаны по итогам первого полугодия 2006 года область заняла первое место.

Таким образом, процесс адаптации к рыночным условиям в республике в девяностые и в первой половине двухтысячных годов проходил болезненно и противоречиво. Относительно такого периода в жизни нашего государства Н.А. Назарбаев, в своей речи на Всемирном экономическом форуме в Зальцбурге (Австрия) 1 июля 1999 года сказал: 

«Правительство Казахстана в нынешней сложной экономической ситуации исходит из того, что кризисы приходят и уходят и на данном этапе важно за счет грамотных и максимально возможных антикризисных мер сохранить достигнутые позиции с наименьшими потерями с тем, чтобы при оживлении мировой экономики продолжить активную политику рыночных реформ и экономического роста».

Руководствуясь этими пророческими, полными оптимизма и твердой веры в будущее, высказываниями Елбасы, руководство Казахстана во главе с К.-Ж.Токаевым в нынешней сложной экономической ситуации исходит из того, что кризисы приходят и уходят и на данном этапе, принимая грамотные и максимально возможные антикризисные меры, мы уверены, что сделает все возможное, чтобы сохранить достигнутые позиции с наименьшими потерями с тем, чтобы при оживлении мировой экономики продолжить активную политику рыночных реформ и экономического роста.

Т.М. АМИНОВ,

старший научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК,

к.и.н., ассоциированный профессор

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или
автора.
Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и
смежных правах». 8 (7172) 57 14 08
(вн — 1164)

Экономическое развитие независимого Казахстана

В 1990 году в Казахстане начинается разработка концепции перехода к рыночному хозяйству с учетом особенностей республики. Главной целью экономической реформы являлось формирование эффективного рыночного хозяйства с широкой интеграцией в мировое экономическое пространство. Для достижения этой цели необходимо было решить ряд серьезных проблем: произвести либерализацию экономических отношений; осуществить трансформацию собственности на основе разгосударствления и приватизации; способствовать развитию предпринимательства; создать развитую инфраструктуру в республике; реформировать финансово-кредитную сферу; сформировать широкую экономическую систему с привлечением иностранного капитала. Осуществление намеченных задач было затруднено кризисом в стране в начале 90-х гг. ХХ века. Для преодоления кризисных явлений и формирования рыночных отношений были предприняты определенные меры. Первым шагом в этом направлении явилось начало либерализации цен с января 1992 года. Свободные цены являются одним из компонентов рыночной экономики. Отныне цена не подвергалась государственному регулированию. Однако с введением свободных цен резко подорожали практически все виды товаров. Национальный банк РК получил независимый статус. Для создания правовой базы перехода к рыночной экономике был принят пакет законов и нормативных актов: «О собственности», «Об иностранных инвестициях», «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства» и др. В январе 1993 года в первой Конституции РК легитимизирована частная собственность, возникла юридическая основа для развития частного предпринимательства.

В целях стабилизации экономики страны в 1993 году были предприняты два важных решения. Во-первых, в апреле вступила в действие Национальная программа разгосударствления и приватизации. Процесс разгосударствления и приватизации начался еще в 1992 году. Первоначально происходила продажа объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и других видов сервиса. Приватизация способствовала развитию бизнеса в стране. Во-вторых, 15 ноября была введена собственная национальная валюта – тенге. Введение тенге явилось важным шагом в формировании собственной финансовой системы. Одновременно с этими процессами проводились реформы в сфере налогообложения, ценообразования, оплаты труда, банковской политики.

В добывающих отраслях Казахстана происходит увеличение объемов производства. Особенно с конца 1994 года, когда правительство приступило к передаче предприятий в управление отечественным и иностранным компаниям. Развитие добывающих отраслей в республике обусловлено запасами цветных металлов, железных руд, газа, нефти и угля. Постепенная стабилизация положения в пищевой отрасли, в сфере услуг связана с развитием малой приватизации. Создание различных компаний в пищевой промышленности республики привело к насыщению рынка продуктами питания отечественного производства. Что касается продукции легкой промышленности, то здесь все еще сильны позиции импортных товаров. К числу приоритетных отраслей, с которыми Казахстан в начале XXI века связывает перспективы своего развития, относятся урановая, хромовая, медная, полиметаллическая, золоторудная, железорудная, марганцевая, угольная промышленность, а также ряд отраслей, связанных с добычей неметаллических полезных ископаемых. Государственная промышленная политика направлена на модернизацию промышленного комплекса, развитие энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, сохранение и приумножение научно-технического и интеллектуального потенциалов.

Наличие нескольких природно-климатических зон на обширной территории обусловливает специализацию отраслей животноводства и растениеводства. Зерновое производство размещено в основном в Северном и Центральном Казахстане. Рисоводство развито на поливных землях Юго-Западного Казахстана. Животноводство развито практически во всех регионах республики. В первые годы независимости наблюдался спад производства сельского хозяйства. Это связано с недостатком необходимых финансовых средств у сельских производителей, с нехваткой, а иногда и отсутствием современной техники и прогрессивных технологий переработки сельскохозяйственного сырья. Улучшение основных экономических и финансовых показателей работы предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, позволило отрасли занять третье место в стране после добычи сырой нефти, попутного газа и металлургической промышленности.

С 2000 года в стране большое внимание уделяется науке и инновациям. В 2004 году в Казахстане была разработана программа формирования инновационной системы. Стало очевидным, что для обеспечения долгосрочного устойчивого экономического развития необходимо найти внутренние источники роста. В РК Указом Президента был создан крупный холдинг «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». Цель фонда – координация всех институтов развития для концентрации усилий на реализации прорывных проектов международного значения. Важным направлением инновационной политики является формирование специализированной инфраструктуры. Были созданы технопарки в Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях и в городе Астане.

В последнее время большие успехи достигнуты и в области внешнеэкономических отношений. Так, на сегодняшний день РК является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС) наряду с РФ, Белоруссией, Кыргызстаном и Арменией. Международная организация была создана в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. В 1996 году РК подала заявку на членство во Всемирной торговой организации (ВТО).

В первые годы перехода к рыночной экономике наблюдался существенный спад уровня жизни большинства населения. Денежные реформы первых лет независимости многократно сократили ранее накопленные денежные средства населения. Обычным делом были задержки зарплат, пенсий, пособий. Развилась теневая экономика. Значительно увеличилось количество безработных. Получило развитие такое явление, как скрытая безработица. До 60–70% рабочих вынуждены были брать принудительные трудовые, неоплачиваемые отпуска, трудились неполную рабочую неделю. Население стремилось к индивидуальной деятельности. Наблюдался отток специалистов с высшим образованием в сферу бизнеса. Одной из значимых задач правительства в социальном направлении была поддержка малого и среднего бизнеса.

В 1997–1999 гг. в социальной политике наметились позитивные изменения. Государство приступило к долговременным реформам в пенсионной системе, государственной службе, судебном арбитраже, образовании и здравоохранении. Стали заметны изменения в сельской местности. Страна постепенно выходила из кризиса. Вторую половину 90-х гг. прошлого века можно назвать переходным периодом в экономике и социальной сфере.

В июне 1997 года был принят Закон «О пенсионном обеспечении в РК». Был создан Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ). В 2013 году он был преобразован в Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ). Теперь ЕНПФ является единственной организацией, осуществляющей привлечение обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и, по выбору самих граждан, может аккумулировать добровольные пенсионные взносы.

Таким образом, успехи Казахстана за прошедший период в социально-экономическом развитии неоспоримы. Но многое еще предстоит сделать для того, чтобы обеспечить принципиально новое качество и структуру экономического роста, ориентированные на инновационное развитие.

Содержание лекции

1. Реформы в экономике в 90-е гг. ХХ века.

2. Развитие социальной сферы.

3. Основные направления развития экономики в XXI веке.

Схема к лекции: «Становление рыночной экономики в РК»

ТЕЗИСЫ

  • 6 января 1992 года – начало либерализации в РК.

  • Либерализация цен – ослабление государственного регулирования в области ценообразования.

  • Законы «О собственности», «Об основных принципах внешнеэкономической деятельности», «О свободных экономических зонах» приняты в 1990 году.

  • В апреле 1993 год вступила в действие Национальная программа разгосударствления и приватизации.

  • Разгосударствление – процесс изменения государственной формы собственности на другие формы, переход от тотальной государственной экономики к экономике смешанной, многоукладной.

  • Приватизация – передача государственной собственности в частные руки.

  • 15 ноября 1993 года – введение национальной валюты (тенге).

  • В 2004 году в Казахстане была разработана программа формирования инновационной системы.

  • Цель Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» – координация всех институтов развития для концентрации усилий на реализации прорывных проектов международного значения.

  • РК, РФ, Белоруссия, Кыргызстан и Армения являются членами ЕАЭС.

  • ЕАЭС – Евразийский экономический союз.

  • В 1996 году РК подала заявку на членство во Всемирной торговой организации (ВТО).

  • В июне 1997 года был принят Закон «О пенсионном обеспечении в РК».

  • Интеграция – процесс объединения.

  • Монополия – крупное предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции; структура, при которой на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма.

Цель: Сформировать   знания студентов об экономическом положении Казахстана.

Задачи: 

—  дать понятие об основных реформах в области экономики, проведенных в первые годы независимости

— развить познавательную активность,  коммуникативные способности, умение анализировать и делать выводы;                                                                                                                                        — воспитать чувство патриотизма, интерес к истории суверенного Казахстана.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, контроль.

Оборудование: мультимедийная доска, презентация, карточки, аудио материал.

Литература:

История Казахстана. Ж.Артыкбаев. С.Раздыков. §22.стр294

Конституция  РК 2008, А.Бикешев. Основы Государства и права.§2.1стр 40

План урока.

  1. Организационный момент.

 1. Сообщение темы и задач урока.

      2 Актуализация знаний

2.1 Фронтальный опрос

2.2 Интеллектуальная эстафета

2.3 Тестирование и взаимопроверка.

     II.         Изложение нового материала.

     1. Первые экономические реформы: трудности и проблемы.

      1.1  Введение Национальной валюты.

      1.2  Процесс приватизации и его результаты.

     2. Практическая работа. 

      2.1 Составление графика динамики ВВП в РК на 1991-1995гг.(видео)

    III. Подведение итога занятия. Домашнее задание. Рефлексия.

Ход урока:

I  Организационный момент

1. Настрой студентов на предстоящее занятие; сообщение темы и цели занятия с применением мультимедийной доски.

 2. Актуализация знаний.

2.1 Фронтальный опрос.  Так как наша тема тесно связанна с предыдущими, необходимо вспомнить и закрепить наши знания.  Предыдущая наша тема –Конституция Независимого Казахстана.

— Что такое Конституция?

(Конституция– это основной закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории государства. Слово (термин) «конституция» означает «установление», «устройство»)

— Когда отмечается День Конституции? (30 августа)

-По Конституции 1995 года парламент Казахстана состоит из двух  постоянно действующих палат. Назовите какие? (Сенат и Мажилис)

— Действующая Конституция Республике Казахстан? (Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником — Днем Конституции Республики Казахстан).

 -Какой по времени  действия является конституция? (постоянная)

2.2 Интеллектуальная эстафета

Для проведения этой эстафеты мы разделим нашу группу на две команды. Перед вами два набора стикеров которые необходимо прикрепить  по соответствию к выбранной дате. Первая команда должна выбрать правильные варианты для Конституции РК 1993 года. Вторая команда правильные варианты для Конституции РК 1995года.  В игре оценивается скорость выполнения и правильность выполнения задания. Начали! Победила команда___________! !  (надписи на стикерах- Конституция РК 1993 года-28 января;-4 глав;-21 часть ;-131 статья;-Гражданин, его права, свободы и обязанности;-Общество, основы его устройства;-Государство, его органы и институты;-Гарантии соблюдения Конституции;-документ переходного периода;-введение демократических норм;-введение многопартийности. Конституция РК 1995 года-30 августа;-98 статей,9 разделов;-Общие положения ;-Человек и гражданин ;-Президент ; -Парламент ;Правительство ; 

Конституционный Совет ;-Суды и правосудие ; -Заключительные и переходные положения. 

2.3 Тестирование и взаимопроверка.

Тестирование. В течении  2 — 3 минут. Взаимопроверка. (Карточки с ответами передаются соседу по парте, на мультимедийной доске правильные ответы

по заданиям).

Вариант1.1.Форма правления РК-А)парламентская;В)президентская;2.Первая Конституция РК принята;А)28 января 1993 года;В)30 августа 1995 года;3.Сколько разделов в Конституции РК 1995 года?;А)4;В)9;4.Сколько статей в Конституции РК 1995 года?;А)131;В)98;5.Первый президент РК

А)Горбачёв;В)Н.А.Назарбаев.

Вариант -2-1.Вторая Конституция РК принята ;А)30 августа 1995 года;В)28 января 1993;2. Сколько частей в Конституции РК 1993 года?-А)21 ;В)22 ;3. Сколько статей в Конституции РК 1993 года?-А)131;В)98;4.Конституция это-;А) основной закон государства;В)основной указ президента;5. Из сколько глав  состоит  Конституция РК 1993 года?;А)5;В)4.

II. Изложение новых знаний.

1.В 1990-1991гг  в стране начали создаваться кооперативы, малые предприятия, торговые фирмы. 

Трудности перехода к рыночной экономике:

-разорванные производственный связи между предприятиями,

-не все производства работали в полную силы,

-работа во многих производствах была остановлена,

-дефицит товаров

— бесконтрольный выпуск бумажных денег привел их к обесцениванию,

-на руках у населения сосредоточилась около 13млрд руб; не обеспеченных товарами денег.

В след за Россией, 6 января 1992 года президент издал указ о либерализации цен:

-либерализация цен привела к резкому повышению цен

-ухудшение условий жизни вызвало волну протеста населения, пенсионеры, учителя, врачи вышли на демонстрацию.

Экономический кризис в1992 году охватил все отросли народного хозяйства:

— сократилась добыча нефти и газа;

Производство :

-электроэнергии уменьшилось на 3,9%,

-чугуна упало 5,8%,

-стали на 4,9%.

Объём промышленного производства по сравнению с 1991 годом сократилось на 14,8%, национальный доход на 14,2%.

На ряду с тяжелым положением в промышленности, в с/х были достигнуты определенные успехи:

-1992год-33мл тон зерна;

-1994год-посевная площадь РК сократилась до 6млн га;

В 1993 году экономическое положение еще более ухудшилось

1.1 В сентябре 1993 года; Россия и Казахстан создали соглашение о единой, денежной системе. 

Россия начала выставлять неприемлемые для Казахстана условия, Казахстан отказался участвовать в рублёвой зоне;

-с момента эмиссии в России купюр нового образца,  старые деньги «хлынули» в Казахстан.

Казахстан начал готовится к выпуску собственной волюты.

1 тенге=500 рублей образца 1961 года;

В то время 1$США стоил 4,7 тенге;

-каждый гражданин старше 16 лет имел право обменять 100тыс рублей старого образца.

-15 ноября 1993 года введение национальной валюты –тенге.

1.2 Первый этап приватизации начался в1991 году. К концу 1993 года в РК завершился первый этап приватизации.

-десятки тысяч казахстанцев стали владельцами собственных предприятий, магазинов и т.д.

В октябре 1993 года в РК работало 3,5тыс кооперативов, 15тыс малых и 11тыс частных предприятий.

На селе было создано около 15тыс фермерских и крестьянских хозяйств,

-было приватизировано 7тыс предприятий, из которых около 5тыс относились к сфере обслуживания и торговли.

Весной 1994 года начался второй этап приватизации:

-жителям были розданы приватизационные инвестиционные купоны (ПИК);

-граждане получили по 100 купонов, имели возможность стать владельцами средних и крупных предприятий;

-приватизационные купоны превратились в обычную бумагу.

К концу 1997 года правительству удалось погасить задолженность по пенсиям.

За 1995-98 год в социально-экономической жизни РК произошли коренные изменения.

К концу 1998 года 90% экономики страны перешло в частный сектор.

1 января 1998 года вступил в силу закон РК «О пенсионном обеспечении в РК»

     2. Практическая работа. 

2.1 Составление  графика динамики ВВП в РК на 1991-1995гг.

III. Подведение итога.  Домашнее задание.

— Когда в Казахстане произошёл переход на Национальную валюту тенге?

— По какой модели развития сейчас следует Республика Казахстан?

— В какое время начался процесс приватизации?

— Когда был завершён процесс приватизации?

— Какие предприятия функционируют на территории Казахстана?

Домашнее задание: Составить таблицу

Количество приватизированных предприятий (объектов) по направлениям приватизации и по отраслям

Рефлексия:

Перед вами смайлы, выберите  номер смайлика,  соответствующего  вашему настроению в данный момент (по цепочке называют номер).

Я желаю вам хорошего весеннего  настроения. Спасибо за урок. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

««Переход Казахстана с плавной экономики на рыночную и его результаты» »

Ақмола облысы білім басқармасының жанындағы

«Щучье қаласы, педагогикалық колледжі» МКҚК

ГККП «Педагогический колледж, г.Щучинск»

при управлении образования Акмолинской области

Открытый урок

по теме:

«Переход Казахстана с плавной экономики

на рыночную и его результаты»

предмет История Казахстана

Преподаватель: Ткачук К.С.

Группа А-11

2015

Цель: Сформировать знания студентов об экономическом положении Казахстана.

Задачи:

— дать понятие об основных реформах в области экономики, проведенных в первые годы независимости

— развить познавательную активность, коммуникативные способности, умение анализировать и делать выводы; — воспитать чувство патриотизма, интерес к истории суверенного Казахстана.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, контроль.

Оборудование: мультимедийная доска, презентация, карточки, аудио материал.

Литература:

История Казахстана. Ж.Артыкбаев. С.Раздыков. §22.стр294

Конституция РК 2008, А.Бикешев. Основы Государства и права.§2.1стр 40

План урока.

  1. Организационный момент.

1. Сообщение темы и задач урока.

2 Актуализация знаний

2.1 Фронтальный опрос

2.2 Интеллектуальная эстафета

2.3 Тестирование и взаимопроверка.

II. Изложение нового материала.

1. Первые экономические реформы: трудности и проблемы.

1.1 Введение Национальной валюты.

1.2 Процесс приватизации и его результаты.

2. Практическая работа.

2.1 Составление графика динамики ВВП в РК на 1991-1995гг.(видео)

III. Подведение итога занятия. Домашнее задание. Рефлексия.

Ход урока:

I Организационный момент

1. Настрой студентов на предстоящее занятие; сообщение темы и цели занятия с применением мультимедийной доски.

2. Актуализация знаний.

2.1 Фронтальный опрос. Так как наша тема тесно связанна с предыдущими, необходимо вспомнить и закрепить наши знания. Предыдущая наша тема –Конституция Независимого Казахстана.

— Что такое Конституция?

(Конституция– это основной закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории государства. Слово (термин) «конституция» означает «установление», «устройство»)

— Когда отмечается День Конституции? (30 августа)

-По Конституции 1995 года парламент Казахстана состоит из двух постоянно действующих палат. Назовите какие? (Сенат и Мажилис)

— Действующая Конституция Республике Казахстан? (Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником — Днем Конституции Республики Казахстан).

-Какой по времени действия является конституция? (постоянная)

2.2 Интеллектуальная эстафета

Для проведения этой эстафеты мы разделим нашу группу на две команды. Перед вами два набора стикеров которые необходимо прикрепить по соответствию к выбранной дате. Первая команда должна выбрать правильные варианты для Конституции РК 1993 года. Вторая команда правильные варианты для Конституции РК 1995года. В игре оценивается скорость выполнения и правильность выполнения задания. Начали! Победила команда___________! ! (надписи на стикерах- Конституция РК 1993 года-28 января;-4 глав;-21 часть ;-131 статья;-Гражданин, его права, свободы и обязанности;-Общество, основы его устройства;-Государство, его органы и институты;-Гарантии соблюдения Конституции;-документ переходного периода;-введение демократических норм;-введение многопартийности. Конституция РК 1995 года-30 августа;-98 статей ,9 разделов;Общие положения ;Человек и гражданин ;Президент ; —Парламент ;Правительство ; 

Конституционный Совет ;Суды и правосудие ;Заключительные и переходные положения. 

2.3 Тестирование и взаимопроверка.

Тестирование. В течении 2 — 3 минут. Взаимопроверка. (Карточки с ответами передаются соседу по парте, на мультимедийной доске правильные ответы

по заданиям).

Вариант1.1.Форма правления РК-А)парламентская;В)президентская;2.Первая Конституция РК принята;А)28 января 1993 года;В)30 августа 1995 года;3.Сколько разделов в Конституции РК 1995 года?;А)4;В)9;4.Сколько статей в Конституции РК 1995 года?;А)131;В)98;5.Первый президент РК

А)Горбачёв;В)Н.А.Назарбаев.

Вариант -2-1.Вторая Конституция РК принята ;А)30 августа 1995 года;В)28 января 1993;2. Сколько частей в Конституции РК 1993 года?-А)21 ;В)22 ;3. Сколько статей в Конституции РК 1993 года?-А)131;В)98;4.Конституция это-;А) основной закон государства;В)основной указ президента;5. Из сколько глав состоит Конституция РК 1993 года?;А)5;В)4.

II. Изложение новых знаний.

1.В 1990-1991гг в стране начали создаваться кооперативы, малые предприятия, торговые фирмы.

Трудности перехода к рыночной экономике:

-разорванные производственный связи между предприятиями,

-не все производства работали в полную силы,

-работа во многих производствах была остановлена,

-дефицит товаров

— бесконтрольный выпуск бумажных денег привел их к обесцениванию,

-на руках у населения сосредоточилась около 13млрд руб; не обеспеченных товарами денег.

В след за Россией, 6 января 1992 года президент издал указ о либерализации цен:

-либерализация цен привела к резкому повышению цен

-ухудшение условий жизни вызвало волну протеста населения, пенсионеры, учителя, врачи вышли на демонстрацию.

Экономический кризис в1992 году охватил все отросли народного хозяйства:

— сократилась добыча нефти и газа;

Производство :

-электроэнергии уменьшилось на 3,9%,

-чугуна упало 5,8%,

-стали на 4,9%.

Объём промышленного производства по сравнению с 1991 годом сократилось на 14,8%, национальный доход на 14,2%.

На ряду с тяжелым положением в промышленности, в с/х были достигнуты определенные успехи:

-1992год-33мл тон зерна;

-1994год-посевная площадь РК сократилась до 6млн га;

В 1993 году экономическое положение еще более ухудшилось

1.1 В сентябре 1993 года; Россия и Казахстан создали соглашение о единой, денежной системе.

Россия начала выставлять неприемлемые для Казахстана условия, Казахстан отказался участвовать в рублёвой зоне;

-с момента эмиссии в России купюр нового образца, старые деньги «хлынули» в Казахстан.

Казахстан начал готовится к выпуску собственной волюты.

1 тенге=500 рублей образца 1961 года;

В то время 1$США стоил 4,7 тенге;

-каждый гражданин старше 16 лет имел право обменять 100тыс рублей старого образца.

-15 ноября 1993 года введение национальной валюты –тенге.

1.2 Первый этап приватизации начался в1991 году. К концу 1993 года в РК завершился первый этап приватизации.

-десятки тысяч казахстанцев стали владельцами собственных предприятий , магазинов и т.д.

В октябре 1993 года в РК работало 3,5тыс кооперативов, 15тыс малых и 11тыс частных предприятий.

На селе было создано около 15тыс фермерских и крестьянских хозяйств,

-было приватизировано 7тыс предприятий, из которых около 5тыс относились к сфере обслуживания и торговли.

Весной 1994 года начался второй этап приватизации:

-жителям были розданы приватизационные инвестиционные купоны (ПИК);

-граждане получили по 100 купонов, имели возможность стать владельцами средних и крупных предприятий;

-приватизационные купоны превратились в обычную бумагу.

К концу 1997 года правительству удалось погасить задолженность по пенсиям .

За 1995-98 год в социально-экономической жизни РК произошли коренные изменения.

К концу 1998 года 90% экономики страны перешло в частный сектор.

1 января 1998 года вступил в силу закон РК «О пенсионном обеспечении в РК»

2. Практическая работа.

2.1 Составление графика динамики ВВП в РК на 1991-1995гг.


III. Подведение итога. Домашнее задание.

— Когда в Казахстане произошёл переход на Национальную валюту тенге?

— По какой модели развития сейчас следует Республика Казахстан?

— В какое время начался процесс приватизации?

— Когда был завершён процесс приватизации?

— Какие предприятия функционируют на территории Казахстана?

Домашнее задание: Составить таблицу

Количество приватизированных предприятий (объектов) по направлениям приватизации и по отраслям

Рефлексия:

Перед вами смайлы, выберите номер смайлика, соответствующего вашему настроению в данный момент (по цепочке называют номер).

Я желаю вам хорошего весеннего настроения. Спасибо за урок.

Тема лекции: Переход Казахстана с плавной экономики на рыночную и его результаты.

План:

1. Первые экономические реформы: трудности и проблемы.

2. Введение Национальной валюты.

3. Процесс приватизации и его результаты.

1. Любая страна разрабатывает стратегию самостоятельного социально-экономического развития. Стратегические задачи развития экономики осуществлялись в разных странах по-разному. Перед Казахстаном тоже стояла задача разработки своей модели перехода к рыночной экономике. В ряде стран при разработке такой модели руководствовались такими факторами, как наличие природных богатств, демографическое, географическое, социальное положение, национальные традиции и ценности, влияние соседних стран, экономическое положение в мире и т. д. Экономика Казахстана была в достаточной степени огосударствлена, в ней формировались квалифицированные специалисты. В экономике республики преобладали основные базовые отрасли, крупные предприятия, военная промышленность с огромным потенциалом. Кроме того, не было недостатка в рабочей силе, имелась благоприятная демографическая обстановка. Значит, для Казахстана не было необходимости в принятии экономической модели какой-либо страны или смешанной модели развития экономики. В республике было достаточно факторов, позволявших выработать собственную модель экономического развития. Учитывая опыт, достижения и упущения других стран, была разработана собственная модель развития. Одним из доказательств выбора собственного пути развития является стратегия развития РК “Казахстан-2030”.

1.1 Введение в обращение национальной валюты

Казахстан выступил с инициативой создания новой рублевой зоны. В сентябре 1993 г. было достигнуто соглашение между Россией и Казахстаном о создании единой денежной системы. Но Россия выставила неприемлемые для Казахстана, ограничивающие его суверенитет условия. С момента эмиссии в России купюр нового образца старые деньги «хлынули» в Казахстан. Резко подскочил уровень инфляции. Все эти обстоятельства вынудили Казахстан срочно вводить собственную валюту. Президент H.A. подписал Указ о введении в обращение с 8 ч утра 15 ноября 1993г. национальной валюты республики — тенге. 1 тенге приравнивался 500 руб. образца 1961 г. В то время 1 доллар США стоил 4,7 тенге. Каждый гражданин Казахстана старше 16 лет имел право обменять 100 тыс. рублей старого образца. Таким образом, Казахстан прошел еще одну важную ступень независимости — стал государством с собственной национальной валютой.

1.2Приватизация — одно из важных направлений экономической реформы.

Основой рыночных экономических отношений являются отделение собственности от государства, приватизация, формирование различных форм собственности. Рыночная экономика способствует укреплению связей между товаропроизводителями и потребителями.

Процесс разгосударствления собственности в республике начался с первых дней независимости. В 1992 г. было приватизировано 6200, в 1993 г. — 2700 предприятий. На первом этапе приватизации преимущественно образовывались коллективные предприятия. С 1993 г. особое внимание уделялось созданию акционерных предприятий. Их доля в общем количестве предприятий в 1993 г. составила 57%. Эта форма приватизации в сфере промышленности и строительства составила 73% всех приватизированных предприятий. В эти годы в основном были приватизированы малые предприятия торговли, бытового обслуживания и общепита. Программа приватизации была продолжена в 1994—1996 гг. В 1996 г. поступление в бюджет составило 19359 898 тенге. За два первых месяца 1997 г. за счет проданных предприятий в бюджет поступило свыше 2 млрд. тенге. В 2001 г. доля отечественного частного сектора производства превысила 74%, рабочих, занятых в нем, насчитывалось более 60%, они производили 83% продукции республики. На селе приватизация агропромышленного сектора в основном завершилась. Вместо распущенных колхозов и совхозов формировались различные виды крестьянских хозяйств — индивидуальные, коллективные, смешанные в форме коллективно-паевых, крупных сельскохозяйственных кооперативов и индивидуальных фермерских хозяйств.

Полностью приватизированы жилищные и коммунально-бытовые хозяйства, они объединились в акционерные общества, товарищества, осуществляющие свою деятельность на договорной основе. Свыше 142 млн. м2 жилой площади было передано в личную собственность граждан. Таким образом, к маю 1997 г. приватизация всех отраслей экономики республики в основном завершилась, в незначительном объеме сохранилась государственная собственность.

В тяжелой промышленности новые рыночные отношения утвердились окончательно. В частности, принятие специальных законов по вопросам приватизации, налоговой реформы и других законов и

Законодательных актов по вопросам промышленности привело к значительным сдвигам. На первом этапе приватизации подавляющая часть промышленных предприятий из-за физически и морально устаревшего оборудования и технологических систем функционировала только после ремонта. На сегодняшний день доля устаревшего основного фонда на заводах и фабриках цветной металлургии составляет 40—70%, а черной металлургии — 50—60%.

В связи с этим отдельные компании проводят работу по модернизации оборудования и технологических систем. Например, компания “Испат-Кармет” инвестировала 640 млн. долларов США в модернизацию оборудования, техники и технологических систем предприятий. На такие же цели АО “Казахмыс” выделило 570 млн.долларов США. В г. Балхаше начато строительство завода по производству цинка. Значительное количество предприятий тяжелой промышленности размещено на территории Восточного Казахстана. ОАО “Казцинк” с каждым годом наращивает производство цинка, на предприятиях объединения занято свыше 24 тыс. человек. Возродилась и химическая промышленность. Стабильно работают такие крупные предприятия, как “Актюбинский завод хромовых ферросплавов”, ЗТО “Карагандарезино-техника” и “Сараньрезино-техника”. В целом прирост химической продукции в первом полугодии 2001 г. по сравнению с первым полугодием 2000 г. составил 150%.

-28 января

-4 главы

-21 часть

-131 статья

Гражданин, его права, свободы и обязанности

Общество, основы его устройства

Государство, его органы и институты

-Гарантии соблюдения Конституции

документ переходного периода

-введение демократических норм

-введение многопартийности

-30 августа

-98 статей ,9 разделов

Общие положения 

Человек и гражданин 

Президент 

 Парламент 

Правительство 

 —Конституционный Совет 

Суды и правосудие 

Местное государственное управление и самоуправление

Заключительные и переходные положения

Для Казахстана 1992 год стал точкой отсчета в проведении радикальных рыночных реформ. Впервые в истории молодого государства перед республикой встал ряд уникальных задач «посткоммунистической трансформации». Это либерализация цен, формирование отношений частной собственности с одновременным построением политических и социальных институтов современного рыночного государства.

фото: Egemen Archive Nazarbayev Flag

Выступая на торжественном собрании общественности Алматы, посвященном Дню Рес­публики, 10 октября 1991 года, Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев прямо заявил: «Перед нами стоит задача создать открытую экономику, поставить богатства республики на службу народу. Сделать это нелегко, и мы не скрываем, что переход к рынку не будет усыпан розами. Люди должны знать, что в начальный переходный период нам, вполне вероятно, придется столкнуться с определенной долей безработицы, ростом инфляции, неравномерным распределением доходов». 

«У нас не хватает квалифицированных кадров для организации рыночной экономики, нет в достаточном количестве конвертируемой валюты, нет конкурентоспособных товаров, с которыми мы бы могли выйти на мировой рынок. Все это надо создавать практически на голом месте, одновременно вытягивая из болота изрядно запущенное, подорванное развалом традиционных связей народное хозяйство», – подытожил тогда в своем выступлении Нурсултан Назарбаев. История подтвердила эти слова.

Либерализация цен – точка отсчета 

Первым шагом рыночных реформ в Казахстане стала либерализация цен, предпринятая в январе 1992 года. До 1991 года цены на продукцию, товары и услуги в Советском Союзе устанавливались согласно официальным нормативам, утвержденным на центральном уровне. 

Централизованное ценообразование, как известно, означало, что государство утверждало все виды цен, в частности закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию колхозов и совхозов, оптовые цены на продукцию промышленных предприятий и цены для магазинов розничной торговли. При этом ценовая политика государства не основывалась на экономических интересах товаропроизводителей, затратах их производства, а также на балансе спроса и предложения. 

В условиях, когда предприятия представляли разработанные ими нормативы для последующего утверждения на государственном уровне, снижение затрат на производство товаров не являлось вопросом номер один для руководителей советских предприятий. Более важной для них задачей было выполнение плана по выпуску продукции в денежном выражении. Логично, что чем более высокую «плановую прибыль» они закладывали в нормативы затрат, поднимая себестоимость продукции и получая в ответ из центра завышенные нормативы директивных цен, тем легче предприятиям было выполнить план. 

В Казахстане, как и в других союзных республиках, цены на большинство видов продукции и услуг устанавливались в административном порядке, в основном на центральном уровне. По информации МВФ, только цены на шерсть, обувь, одежду и нацио­нальные костюмы утверждались в КазССР на республиканском или областном уровне. Поскольку поправки к ценам в административно-плановой системе осуществлялись в очень редких случаях, инфляция как таковая не являлась существенной проблемой. Например, в 1980-х годах ежегодный рост розничных цен составлял лишь 1,4%. 

В силу того, что цены в Казахстане контролировались государством,  денежный и инфляцион­ный компоненты, по выражению МВФ, существенно расходились между собой. Денежная политика проводилась на центральном уровне, и ее целью было достижение количественных целей центрального плана без какого-либо отношения к инфляционным последствиям.  При этом инфляционное давление, которое скрыто возникало в силу монетизации дефицитов предприятий,  на самом деле существовало, однако сдерживалось путем контроля цен на центральном уровне. Тем не менее такое инфляционное давление выливалось в дефицит потребительских товаров, нормирование продуктов, продажу товаров на черном рынке, где цены на продукцию могли превышать официальные цены в несколько раз.

Переход к рыночным ценам…

Как и в других республиках бывшего Союза, ценовая реформа в Казахстане была инициирована в начале 1991 года в виде частичной либерализации цен, вылившейся в резкий рост административных цен. Как напоминает нам в одном из своих исследований МВФ, на розничном уровне для большинства потребительских непродовольственных товаров и услуг, а также для потребительской продукции сельского хозяйства были установлены фиксированные цены. 

Для других видов товаров и услуг были введены свободные или регулируемые цены (цены с установленным лимитом по максимальной прибыли). Такая ценовая либерализация привела к огромному разрыву и росту розничных цен (на уровне 83%), а также к увеличению наличных денег в обращении и росту кредитных ресурсов (в 2 раза, по данным МВФ). Однако в условиях, когда цены на большинство товаров и услуг все еще устанавливались в административном порядке, а также в условиях редкого внесения поправок к этим ценам на центральном уровне инфляция в 1991 году носила подавленный характер. 

После обретения независимости Казахстан пошел на практически полное снятие бюрократических барьеров на пути рыночного ценообразования, объявив либерализацию цен в январе 1992 года. Эта реформа, став первым шагом на пути к созданию рыночной экономики независимого Казахстана, явилась одной из самых болезненных реформ переходного периода. Основным правовым документом для запуска этой меры стал Указ Президента от 3 января 1992 года «О мерах по либерализации цен». По сути, введение одного этого законодательного акта разрушило основы плановой экономики, унаследованной Казахстаном со времен Советского Союза. 

Целью либерализации цен было решение ряда проблем. Первое, что подразумевалось достичь, это уменьшить «финансовую несбалансированность» в экономике за счет резкого сокращения ценовых субсидий, ликвидировать денежный навес, «душивший» экономику еще с советских времен, создать предпосылки для эффективного распределения ресурсов и заложить конкурентные начала в работе предприятий, которые теперь должны были реализовывать продукцию по договоренности со своими покупателями. 

Приступив в 1992 году к свободному ценообразованию, Казахстан отпустил цены практически на все виды товаров и услуг. Однако на уровне производителей правительство все еще сохраняло контроль цен на продукты энергетической отрасли, транспортные услуги и коммуникации, хотя они были повышены от 3 до 10 раз. На розничном уровне правительство держало контроль над ценами на основные продукты питания (хлеб и мука, молочные продукты, соль, сахар, растительное масло, алкогольные напитки), нефтепродукты, квартирную плату, коммунальные услуги и услуги пассажирского транспорта. За исключением тарифов на квартирную плату, цены на эти регулируемые товары и услуги повысились от 3 до 5 раз. 

Наименьшему изменению подверглись цены на продукты питания, дизельное топливо, бензин и коммунальные услуги, наибольшему же – на уголь, мазут и газ. Согласно анализу исследователей МВФ, 110%-ный рост цен в январе 1992 года на две трети был вызван повышением цен на эти контролируемые товары и услуги. В дополнение к этим мерам были приняты законодательные акты по регулированию цен предприятий-монополистов, введению минимальной заработной платы и повышению пособий для наиболее уязвимых слоев населения. 

С проведением относительно жесткой денежно-кредитной политики со стороны Центрального банка России и Национального банка Казахстана в первые несколько месяцев реформы ценообразования (до мая 1992 года) Казахстану удалось сохранить общий уровень розничных цен на сравнительно низком уровне. 

Однако правительство продолжало повышать цены на регулируемые товары и услуги. В частности, цены на уголь, нефть и нефтепродукты повысились в 6–7 раз, а на газ и газопродукты – в 20 раз. Кроме этого, в марте 1992 года Казахстан отпустил цены практически на все виды транспортных перевозок (за исключением железнодорожных). В мае 1992 года были отпущены цены на алкогольные напитки. И наконец, в июле 1992 года Казахстан пошел на освобождение цен на молочные продукты, сахар, соль, растительное масло и спички. 

Правительство при этом продолжало регулировать на нацио­нальном уровне цены на хлеб и хлебобулочные изделия, муку, детское питание и некоторые виды нефтепродуктов и на электроэнергию, а также на некоторые виды услуг связи и транспортные услуги. При этом цены на квартирную плату и коммунальные услуги устанавливались на регио­нальном уровне. Правительство также сохраняло контроль цен на некоторые виды медицинских услуг, которые были резко повышены в сентябре 1992 года. При этом в последнем квартале 1992 года цены на некоторые виды медицинских товаров и услуг были отпущены. 

…Привел к инфляции 

Переход к рыночным ценам в Казахстане, как известно, привел к масштабному скачку цен и последующему росту инфляции. В частности, по данным МВФ, за период с сентября 1992 по сентябрь 1993 года среднее значение инфляции составило более 25%, а в ноябре 1993 года месячный уровень инфляции достиг 55%. По выражению МВФ, инфляция в Казахстане с тех пор оставалась на уровне двузначных цифр аж до начала 1995 года. Такая продолжительная инфляция отрицательно повлияла на экономическое положение Казахстана, и условия непредсказуемых ценовых параметров затруднили эффективное управление экономикой на начальном этапе реформ. 

Высокая инфляция явилась следствием множества взаимо­связанных факторов. Одним из них стал многоступенчатый процесс повышения регулируемых цен со стороны правительства. Как отмечают исследователи МВФ, в противоположность многим странам с переходной экономикой, отпустившим цены резким способом и в короткое время, Казахстан принял пошаговые, постепенные меры для либерализации цен на различные виды товаров. 

Административные цены часто менялись, и меры со стороны правительства постоянно подвергались различным изменениям. В частности, цены на нефтепродукты и связанные с этим услуги были повышены в ноябре 1992 года, январе и августе 1993 года (в 2–3 раза каждый раз). Аналогично цены на хлеб были повышены в 5 раз в сентябре 1992 года и сентябре 1993 года. При этом, как подчеркивает МВФ в одном из своих исследований, несмотря на эти корректировки, цены на энергопродукты и хлеб так и не достигли своего значения в реальном выражении, которое они имели на начало января 1992 года. 

Однако источниками растущих цен были не только внутренние, казахстанские факторы. Огромную роль в раскручивании инфляции в Казахстане сыграл тот факт, что до ноября 1993 года Казахстан разделял единую валюту с Россией. Это означало, что проблемы России по стабилизации финансовой ситуации в первые два года переходного периода подпитывали и казахстанскую инфляцию.

«Хотели как лучше, а получилось как всегда»

Одним из мощных ударов по попыткам Казахстана провести «безболезненную» либерализацию цен стало решение Центрального банка России осуществить денежную реформу в июле 1993 года. Официальными целями реформы были изъятие из обращения находившихся в обороте денежных знаков советского образца (1961–1992 годов) и обмен их на новые купюры. Реформа, как известно, носила конфискационный характер, связанный с ограничениями по обмену старых купюр на новые. Эти ограничения были введены в целях сдерживания инфляции, вспыхнувшей в России после отпуска цен, а также в целях недопущения на территорию страны массового притока старых рублей из других бывших союзных республик, многие из которых к тому времени уже стали вводить национальные валюты. 

Эта реформа Центробанка РФ, про которую миллионы жителей бывшего Союза помнят по знаменитой фразе тогдашнего премьер-министра России Виктора Черномырдина («Хотели как лучше, а получилось как всегда»), по сути, разделила денежные и валютные системы России и Казахстана. Не имея к тому времени собственной национальной валюты, Казахстан пытался сохранить валютный союз с Россией, однако, как известно, эти попытки не увенчались успехом, и 15 ноября 1993 года Казахстан пошел на исторический шаг по введению тенге. 

До момента введения национальной валюты Казахстан, не имевший собственных рычагов управления денежной массой, столкнулся с ростом инфляции, вызванной притоком рублевых денежных знаков из других республик, а также ожиданиями общества по поводу масштабной реформы по введению своей валюты. В дополнение к этому Казахстан продолжал вводить изменения к ценам на регулируемые государством товарные группы. В частности, по данным МВФ, в конце 1993 года и начале 1994 года цены на продукты энергетической отрасли были повышены в среднем в 2 раза, на хлеб и коммунальные услуги – в 4 раза.

Радикальные меры по снижению административного регулирования цен Казахстан стал применять весной 1994 года. Начиная со второго квартала 1994 года, впервые с 1992 года, цены на нефть и нефтепродукты стали устанавливаться производителями, с регулируемым верхним пределом максимальной прибыли. 

В мае 1994 года такая система была введена для угля. В декабре 1994 года Казахстан пошел на снятие регулируемых пределов по максимальному уровню прибыли, что означало практически полное освобождение цен, начатое Казахстаном в январе 1992 года. В октябре 1994 года были полностью отпущены цены на хлеб, хлебобулочные изделия и муку.

К концу 1994 года Казахстан в административном порядке устанавливал лишь цены на электричество, природный газ и теплоэнергию, а также потребительские цены на газ, электричество и телефонные услуги. Цены за квартирную плату, коммунальные услуги (за воду, отопление) продолжали устанавливаться в тот период властями на областном уровне, с поправками и изменениями, которые в большинстве носили запоздалый, но резкий и масштабный характер. Например, по информации МВФ, в первые шесть месяцев 1995 года цены на квартирную плату были повышены более чем в 14 раз, на воду – более чем в 6 раз и на отопление – в 10 раз в одном регионе, при этом как минимум в одной-двух областях эти цены были оставлены без изменений. 

Многоступенчатость мер по либерализации цен и частые поправки и изменения административных цен, согласно выводам исследователей МВФ, привели к серьезным сдвигам в структуре относительных цен в казахстанской экономике в период перехода к рыночной экономике. 

В целом цены на товары в начале процесса либерализации выросли более быстрыми темпами, чем цены на услуги (такие как квартирная плата, вода и электричество). Однако к концу 1992 года цены на услуги стали повышаться быстрее, чем цены на товары. Такое несоответствие между ценами на товары и ценами на услуги резко проявилось как по отдельным видам товаров и услуг, так и по времени – как в течение каждого года, так и в целом за весь период перехода Казахстана к рынку. Например, в 1990–1994 годах цены на товары в целом выросли в 5450 раз, при этом цены на стиральный порошок, в частности, поднялись в 21 155 раз, а на шерсть – в 1703 раза. Аналогичная ситуация наблюдалась и по услугам. 

Поведение административно регулируемых цен, которые повышались правительством Казахстана непоследовательно и зачастую на масштабные величины, также повлияло на структуру цен в экономике. Все это затруднило проведение четкого анализа изменений цен в казахстанской экономике в начальный период реформ. Непостоянство цен в тот период отразило во многом то, каким образом Казахстан проводил либерализацию цен – многоступенчатыми шагами, с постепенным отходом от административного регулирования цен на многие виды товаров и услуг. 

Как показывает история, первая и одна из самых основных экономических реформ – либерализация цен – была проведена в Казахстане многоступенчатыми мерами, с резким прогрессом в начале и замедлением к концу процесса освобождения цен. В целом этот процесс в Казахстане занял почти три года после инициирования реформы в январе 1992 года. 

Еще один ключевой момент реформы цен, как нам напоминают исследователи МВФ, состоял в тесной взаимосвязи либерализации цен с процессом макроэкономической стабилизации. В частности, освобождение цен замедлилось после того, как во второй половине 1992 года Казахстан пошел на меры, напоминающие экспансионистскую (расширительную) фискальную и денежно-кредитную политику.

Большое влияние здесь сыграл фактор введения национальной валюты, для стабилизации которой Казахстан был вынужден отступить назад в процессе либерализации цен. Это ярко проявилось в начале 1994 года, когда казахстанский тенге стал стремительно обесцениваться из-за кредитной экспансии по решению проблемы неплатежей. Как мы описывали ранее, лишь начиная с весны 1994 года Казахстан пошел на продолжение реформы ценообразования, и с принятием более строгих мер денежно-кредитной и фискальной политики нам удалось достичь прогресса в реформировании цен и укрощении высокой инфляции.

О том, с какими проблемами столкнулся Казахстан в борьбе с высокой инфляцией и как молодому государству удалось добиться макроэкономической стабилизации, мы расскажем в последующих выпусках «ДК».

Асель АЛИШЕВА

Обновлено: 22.09.2023

С начала становления независимого Казахстана примат экономичес­кого развития обуславливал логику всего процесса преоб­разований в новой стране. Такой прагматичный подход Первого президента РК Нурсултана Назарбаева позволил эффективно и в сжатые сроки осуществить исторический по своей значимости переход от прежней сверхцентрализованной административно-командной экономики к современной рыночной системе, — отмечает руководитель Канцелярии Первого Президента РК Махмуд Касымбеков в своей статье.

Под руководством Нурсултана Назарбаева Казахстан стал лидером в реализации самых успешных и масштабных рыночных реформ на постсоветском пространстве.

Они осуществлялись в условиях глубокого экономического кризиса, спада производства и гиперинфляции, последовавших за коллапсом советской хозяйственной модели. Однако благодаря последовательной политике Первого Президента удалось не только преодолеть эти трудности, но и осуществить самое главное – сформировать необходимые условия для свободного развития предпринимательства и бизнеса. Массовая приватизация, внедрение института частной собственности обеспечили эффективное управление предприятиями и способствовали созданию полноценных механизмов рыночной экономики в Казахстане.

Одним из важнейших шагов в укреплении финансового суверенитета страны стало введение в 1993 году национальной валюты – тенге. Это позволило стабилизировать финансовую систему и прис­тупить к проведению независимой кредитно-денежной политики. В результате Казахстан вышел на лидирующие позиции в СНГ по привлечению прямых иностранных инвестиций, объем которых сегодня превысил 320 миллиардов долларов. Это является наглядным свидетельством благоприятного инвестиционного климата и веры иностранных парт­неров в нашу страну и его лидера.

Приток инвестиций обеспечил мощный подъем топливно-энергетического комплекса и горно-металлургической отрасли, обеспечивших стабильность и последующий рост экономики страны на пороге третьего тысячелетия. В связи с этим важным шагом стало учреждение в 2001 году Национального фонда. Он стал эффективным институтом защиты от внешнеэкономических рисков и важным механизмом накопления средств для будущих поколений.

Благодаря решительной антикризисной политике и более глубокой рыночной трансформации Казах­стан успешно преодолел пос­ледствия азиатского финансового кризиса 1997–1998 годов и мирового финансово-экономического кризиса 2008–2009 годов.

Изменение конъюнктуры глобальных рынков, переход ведущих стран мира к низкоуглеродной экономике, наступление цифровой эры стали новыми вызовами для Казахстана в XXI веке.

Производство изделий с высокой добавленной стоимостью – одно из главных требований Нурсултана Назарбаева в реализации современной индустриальной политики. Сегодня в этом направлении уже достигнуты значимые результаты. За последние годы запущено 1 250 новых производств, освоен выпуск порядка 500 новых видов продукции. Экспортные поставки из Казахстана осуществляются на рынки 110 стран мира. Объем производства с 2009 года в обрабатывающем секторе увеличился более чем в 3 раза.

Доля обрабатывающего сектора в структуре промышленности увеличилась с 36 до 42%, а экспорт обрабатывающей промышленнос­ти – с 28 до 32% в общем объеме экспорта. Машиностроение, в том числе автомобилестроение, стало одной из самых динамично развивающихся отраслей. Каждый второй проданный новый автомобиль в стране был произведен в Казахстане.

Первый Президент уделял также особое внимание вопросам развития конкурентоспособности агропромышленного комплекса и вывода его на мировой уровень. Реформы в сельском хозяйстве, нап­равленные на увеличение производительности труда и рост экспорта переработанной сельхозпродукции, способствовали подъему аграрного сектора.

Страна стала одним из главных мировых экспортеров зерна и муки, последовательно развивается и отечественное животноводство.

С первых лет независимости Нурсултан­ Назарбаев придавал важное значение развитию транс­портного потенциала страны.

Благодаря стратегическому видению и воле Первого Президента Казахстан преодолел внутриконтинентальную замкнутость и стал мощным транзитным хабом евразийского масштаба.

В целом в стране за эти годы пост­роено и реконструировано свыше 12,5 тысячи километров автомобильных дорог и более 2,5 тысячи километров железнодорожных путей. Идет строительство магист­ралей Центр – Юг (Астана – Караганда – Алматы), Центр – Восток (Астана – Павлодар – Усть-Каменогорск) и Центр – Запад (Астана – Актау). Проведена реконструкция 12 пассажирских терминалов и взлетно-посадочных полос в 16 аэропортах страны.

Развивается малый и средний бизнес – основа экономики и источник благосостояния многих казахстанцев. Количество действующих субъектов малого и среднего бизнеса превысило сегодня 1,2 миллиона единиц, в этой сфере занято порядка 3,2 миллиона человек. Доля МСБ в 2018 году достигла более 27%, тогда как в 2005 году она составляла немногим более 10%.

Казахстан успешно интегрировался в систему глобальной торговли и производства. Внешнеторговый оборот с 1995 года вырос более чем в 9 раз – с 9 до 85 млрд долларов.

В 2015 году в результате длительного переговорного процесса Казахстан вступил во Всемирную торговую организацию. Это обеспечило нашей стране равные права на внешних рынках, а также доступ к возможностям ВТО по урегулированию торговых споров и предупреж­дению дискриминационных мер.

В стране сформировался устойчивый средний класс. Сбережения на душу населения с 1997 года выросли более чем в 240 раз, с 1 900 до 460 000 тенге в 2018 году.

За последние более чем четверть века количество населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилось в 15 раз, а реальная заработная плата выросла в 4 раза.

Переход Казахстана от плановой экономики к рыночной

Первым этапом модернизации Казахстана стало создание нового государства, когда произошел переход от плановой экономики к рыночной.

Этап становления независимого Казахстана был подвержен ряду трудностей. Прежде всего, это экономический кризис, социальная напряженность, снижение жизненного уровня населения, безработица и экологические вопросы. Для того, чтобы преодолеть насущные проблемы необходимо было их решать, и ключевыми задачами стали реструктуризация экономики, ее переориентация на современные наукоемкие технологические отрасли, создание социально ориентированного рынка на основе обеспечения принципа равенства возможностей, проведения приватизации собственности, либерализации цен, продуманной инвестиционной политики, формирования правового государства и институтов гражданского общества, развития культуры, образования и науки. В общем, работы предстояло много, задачи стояли острые и трудные. Но за годы перестройки, модернизируя государство, Казахстан выдержал и продолжал свой путь к совершенствованию и развитию страны.

Роль Президента в становлении страны

Особую роль на пути становления независимой страны, сыграл Глава государства Нурсултан Назарбаев.

Первым шагом Казахстана на пути к Независимости стали всенародные выборы Президента, которые состоялись 1 декабря 1991 года. В результате выборов 98,78% избирателей проголосовало за Н. Назарбаева. Такой процент говорит о многом, прежде всего, о доверии народа к их избраннику — Лидеру нации. И казахстанцы по сей день доверяют правление страной Н. Назарбаеву, который, в свою очередь, делает это безукоризненно, развивая страну и модернизируя ее поэтапно.

Флаг, Герб и Гимн независимого Казахстана появляется 4 июля 1992 году.

За годы формирования нового государства было сделано многое. Была проведена политико-правовая работа по реабилитации незаконно репрессированных лиц. За небольшой отрезок времени было реабилитировано более 33 тысяч граждан.

Демократические процессы, происходящие в Казахстане, коренные перемены в обществе внесли новые явления в политическую систему Казахстана. Это рождение и становление многопартийности.

Установление отношений со странами мира

2 марта 1992 года Казахстан стал полноправным членом ООН, а вскоре — членом Международного валютного фонда. Республику признали более ста государств. Установлены были дипломатические отношения со многими странами мира, дальнего зарубежья, со всеми суверенными государствами СНГ.

Становление страны как самостоятельного государства предполагало принятие новых государственных актов и законов. После чего 28 января 1993 года была принята первая Конституция Республики Казахстан. В ней, в частности, впервые было объявлено, что столица Казахстана город Алматы.

Казахстан обретает финансовую самостоятельность

В ноябре 1993 года Казахстан ввел собственную национальную валюту — тенге.

В первые годы независимости в связи с переходом к рыночной экономике и рыночным отношениям все отрасли народного хозяйства были в кризисном состоянии. К слову, кризис переживали все страны СНГ.

Перед Казахстаном стояла задача разработки своей модели перехода к рыночной экономике. Экономика Казахстана была в достаточной степени огосударствлена, в ней формировались квалифицированные специалисты. В экономике республики преобладали основные базовые отрасли, крупные предприятия, военная промышленность с огромным потенциалом. Кроме того, не было недостатка в рабочей силе, имелась благоприятная демографическая обстановка.

В 1993 году Казахстан обрел финансовую самостоятельность и начал приватизацию государственного имущества. Приватизация стала одним из важных направлений экономической реформы. За два первых месяца 1997 г. за счет проданных предприятий в бюджет поступило свыше 2 млрд тенге. Таким образом, к маю 1997 г. приватизация всех отраслей экономики республики в основном завершилась, в незначительном объеме сохранилась государственная собственность.

В 1991-1992 гг. во всех отраслях народного хозяйства возникли предприятия малого и среднего бизнеса. Государство оказало им поддержку, предоставило льготы. В начале 1996 г. насчитывалось 21 260 предприятий малого бизнеса, в которых работало 147 тыс человек. В 1997 г. было принято специальное постановление Правительства по развитию малого и среднего бизнеса. В результате поддержки со стороны государства количество таких предприятий в течение одного года увеличилось в 1,8 раза, на них работало уже 355 тыс человек.

Казахстан уделяет особое внимание инвестиционной политике

В 1993-1996 годах в экономику Казахстана было инвестировано около 7 млн долларов иностранных инвестиции. Среди стран, оказывающих техническую помощь Казахстану, на первом месте США, которая, кстати стала первой страной, открывшей свое посольство в Казахстане.

Следующим этапом реформы политической системы стали выборы в высший законодательный орган страны — Парламент Республики Казахстан, которые состоялись в декабре 1995 г. В результате выборов был сформирован высший законодательный орган страны Парламент из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.

Восстановлению подлежало и производство продукции в промышленности, увеличились объемы оказываемых услуг в транспортной отрасли, стабилизировалась деятельность торговли и сферы обращения. В 1996-1997 годы прирост ВВП Казахстана, соответственно составил 0,5% и 1,7%, объемы производства промышленной продукции возросли на 0,3 % и 4,1 %, в транспортной сфере — на 1,8 % и 4 %, в торговле и сфере обращения рост составил 10,7 % и 3 %.

Пройденный Казахстаном путь с 1991 по 1997 годы стал первой модернизацией, и он был не легким. За короткий период Казахстану удалось укрепить и развить политическую, экономическую системы, государственность республики, добиться признания на международной арене.

Установление рыночных отношений. В 1990-1991 годы в республике начали создаваться кооперативы, малые предприятия, торговые фирмы. Переход к рыночной экономике был сложным. Ситуацию осложняло то, что Казахстан до 1992 года находился в одном экономическом поле с Россией. Удручающее положение экономики руководители республики объясняли разрывом экономических отношений в постсоветский период. Спад производства во многих отраслях промышленности, задолженность по заработной плате сопровождались ростом безработицы.

Несмотря на экономические трудности, в 1992 году сельские труженики республики собрали рекордный урожай-33 млн. тонн зерновых. В 1994 году посевные площади были сокращены до 6 млн гектаров. Это было вызвано тем, что казахстанские продукты питания имели высокую себестоимость. В 1995 году был отменен государственный заказ на производство зерна.

Из-за отсутствия каналов транспортировки природного газа из западных областей Казахстан был вынужден покупать газ в Узбекистане и Туркменистане. Одним из главных направлений в развитии экономики Казахстана в 90-е годы стало превращение страны в крупнейшего производителя нефти. Для внутренних нужд республики достаточно было 20 млн. тонн сырой нефти.

Договоренности о создании единой рублевой зоны между Казахстаном и Россией были нарушены условиями, ограничивавшими экономический суверенитет Казахстана. Поэтому 15 ноября 1993 года в Республике Казахстан была введена национальная валюта — тенге.

7 января 1992 года в Национальном банке Казахстана был создан республиканский золотой запас и алмазный фонд. Свой первый слиток золота Казахстан добыл в 1992 году. Указы Президента Казахстана о создании Совета безопасности, золотого и алмазного фондов республики стали предпосылками достижения суверенитета республики.

Причина сокращения посевных площадей республики в 1994 г.

В начале 1990-х годов объем добычи сырой нефти составлял

Национальная валюта Республики Казахстан

Еще больше осложнило положение в Казахстане то, что в начале января 1992 года были отпущены потребительские цены в

Национальная валюта Республики Казахстан – тенге – введена в обращение

Одним из главных направлений в развитии экономики Казахстана в 90-е годы стало превращение страны в крупнейшего производителя

В Национальном банке Казахстана был создан республиканский золотой запас и алмазный фонд

Посевные площади республики в 1994 г. сократились до

В 1992 г. сельские труженики собрали рекордный урожай

Президент Казахстана с согласия Президиума Верховного Совета издал указ о либерализации цен в республике

Решение(-я), принятое(-ые) в целях стабилизации экономики в 1993 г.

Указ(-ы) Президента Н. Назарбаева в области экономики, подписанный(-е) в 1991 г.

КАЗАСТ - Современная история Казахстана - 2017

1. Трудности переходного периода и меры по их преодолению (приватизация, либерализация цен, переход к тенге, переход к рыночной экономике)

КАЗАСТ - Современная история Казахстана - 2017

2. Приоритеты и перспективы развития приоритетных сфер экономики Казахстана

КАЗАСТ - Современная история Казахстана - 2017

КАЗАСТ - Современная история Казахстана - 2017

КАЗАСТ - Современная история Казахстана - 2017

Читайте также:

      

  • Гомеровский эпос поэмы илиада и одиссея кратко
  •   

  • Ораториальное творчество генделя кратко
  •   

  • Гольф в англии кратко
  •   

  • Платон о свободе кратко
  •   

  • Малая выпь описание кратко

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция камеры sq11 на русском языке по эксплуатации мини
  • Прибор ер 180 руководство по эксплуатации
  • Джосепт инструкция по применению сироп от кашля инструкция
  • Тепловизионный прицел iray saim scp 19 инструкция по применению
  • Инструкция хлебопечка panasonic sd zb2502 на русском