Какие попытки улучшения руководства экономикой предпринимались во второй половине 1950х годов

В 1953 г. Г. М. Маленков предложил новую экономическую программу: выровнять темпы развития лёгкой и тяжёлой промышленности, уменьшить налоги с сельских жителей, увеличить государственные закупочные цены на мясо, молоко, картофель, овощи, поощрять развитие подсобных хозяйств. Позднее к этому добавилась задача увеличения объёма производимой сельскохозяйственной продукции путём повышения урожайности полей и продуктивности животноводства». Но уже в январе 1954 г. укрепившийся у власти Хрущёв предложил изменить намеченный курс — расширить площадь пашни за счёт целинных и залежных земель Казахстана, Сибири, Урала. В течение нескольких лет ценой героических усилий в засушливых районах СССР, главным образом в Казахстане, было распахано около 40 млн га, на что ушла треть всего бюджета сельского хозяйства. В первые годы после начала освоения целина давала прирост производства зерна. В 1957 г. Хрущёв приступил к радикальным реформам в управлении. Он предложил заменить отраслевой принцип руководства народным хозяйством территориальным. Необходимость проведения преобразований объяснялась руководством страны потребностью в демократизации управления: расширить хозяйственные права республик, сократить управленческий аппарат . В соответствии с этими идеями были упразднены 10 общесоюзных и 15 союзно-республиканских министерств. Главными органами хозяйственного планирования стали Советы народного хозяйства (СНХ, совнархозы), руководившие одновременно многими отраслями промышленности на подведомственной территории. В их подчинение перешли предприятия общегосударственного значения, крупные стройки. Был Создан Совет народного хозяйства СССР как «общесоюзныи орган по руководству реализацией народно-хозяйственных планов», а в 1963 г. был создан союзно-республиканский орган — Высший совет народного хозяйства СССР (BCHX). Он координировал деятельность совнархозов, Госплана, Госстроя. Первоначальные результаты реформ, казалось, оправдывали ожидания: до конца 1950-х, по официальным данным, объём промышленного производства увеличился в 1,5 раза. Всё больший вклад в экономический рост обеспечивал топливно-энергетический комплекс.

В 1953 г. Г. М. Маленков предложил новую экономическую программу: выровнять темпы развития лёгкой и тяжёлой промышленности, уменьшить налоги с сельских жителей, увеличить государственные закупочные цены на мясо, молоко, картофель, овощи, поощрять развитие подсобных хозяйств. Позднее к этому добавилась задача увеличения объёма производимой сельскохозяйственной продукции путём повышения урожайности полей и продуктивности животноводства». Но уже в январе 1954 г. укрепившийся у власти Хрущёв предложил изменить намеченный курс — расширить площадь пашни за счёт целинных и залежных земель Казахстана, Сибири, Урала. В течение нескольких лет ценой героических усилий в засушливых районах СССР, главным образом в Казахстане, было распахано около 40 млн га, на что ушла треть всего бюджета сельского хозяйства. В первые годы после начала освоения целина давала прирост производства зерна. В 1957 г. Хрущёв приступил к радикальным реформам в управлении. Он предложил заменить отраслевой принцип руководства народным хозяйством территориальным. Необходимость проведения преобразований объяснялась руководством страны потребностью в демократизации управления: расширить хозяйственные права республик, сократить управленческий аппарат . В соответствии с этими идеями были упразднены 10 общесоюзных и 15 союзно-республиканских министерств. Главными органами хозяйственного планирования стали Советы народного хозяйства (СНХ, совнархозы), руководившие одновременно многими отраслями промышленности на подведомственной территории. В их подчинение перешли предприятия общегосударственного значения, крупные стройки. Был Создан Совет народного хозяйства СССР как «общесоюзныи орган по руководству реализацией народно-хозяйственных планов», а в 1963 г. был создан союзно-республиканский орган — Высший совет народного хозяйства СССР (BCHX). Он координировал деятельность совнархозов, Госплана, Госстроя. Первоначальные результаты реформ, казалось, оправдывали ожидания: до конца 1950-х, по официальным данным, объём промышленного производства увеличился в 1,5 раза. Всё больший вклад в экономический рост обеспечивал топливно-энергетический комплекс.

Яркие события:
освоение космоса, применение атома,
химическая промышленность. Вступление
в НТР. База – ВПК. 1957 – попытки реформы.
Территориальные совнархозы вместо
министерств. Сокращение бессмысленных
перевозок, закрылись ненужные предприятия,
ускорилась техническая реконструкция:
к 1960 в 3 раза больше новых типов машин,
чем в предыдущую пятилетку. Кардинальных
изменений не было. До рабочего места не
дошла. Изменения в нормировании и оплате
вместо стимулирования. 1962-1964 – ухудшилось
продовольствиенное снабжение, т.к.
повышены закупочные цены, к-рые стали
обгонвть розничные, приходить дотировань.
Осень 1963 – кризис, исчез хлеб. Резкое
падение сбора, смели плодородный слой,
неурожай. Пришлось закупать.1962 –
реорганизация партийного руководства:
промышленная, сельскохозяйственная
организации. Рост партаппарата. Если
бы реформа удалась – не было бы
перестройки. Промышленность и с/х.
Сентябрь 1965 – начало реформы. Хозрасчёт.
Государство оставляет себе часть прибыли
(раньше – всю). Сокращение плана. Твёрдая
плата, на зависящая от прибыли, т.е.
продналог в промышленности, выдача
кредитов вместо дотаций, не допускается
менять планы без согласования с
предприятиями. Косыгин. Ускорился
экономический рост. Восьмая пятилетка
– выполнилась почти. К 70-м сущность
изменилась. Попытка провести при
свёртывании демократизации безуспешна.
В основном неудачно. Номенклатура,
непоследовательность, формальное
перевыполнение планов. Западносибирские
источники нефти, нефтедоллары. Попытки
улучшить планирование, стимулирования,
управление малоуспешны. Меры по
концентрации производства, промышленные
объединения, уменьшение бюрократизации.
Территориально-производственные
комплексы, формированное развитие
отдельных отраслей. 15 народнохозяйственных
программ, в т.ч. развитие с/х в Нечерноземье,
Западно-Сибирский территаориально-производтсвенный
комплекс, БАМ. Экстенсивный метод.
Требовали улучшение производственных
показателей. Тотальное планирование.
Дефицит бюджета. Коллективы не
заинтересованы. Автоматизация к началу
80-х только 15% предприяятий.

Фонд
развития. Фонд материального стимулирования.
Фонд социально-культурных мероприятий.
Через 5 лет реформы сошли на нет.
Министерства окружили предприятия, всё
испортили. 1965. Аграрная реформа: закупочные
цены были высокими, окупали себестоимость,
прибыль колхозам. Удобрения стали
доступны по цене. Работали плохо, с 60-х
– все городские жители ездили в колхоз.
Потом закупочные цены понизились, к
70-м вернулись к прежнему уровню. Поддержка
крестьянства была. Рос аппарат по
управлению, удорожание техники и услуг,
убыточность. Инвестиции не давали
результатов, вложили 500 млрд. Жёсткий
контроль. 60% управленцев низшего и
среднего звена – американские ставленники.

27. Нарастание кризисных явлений в экономике ссср в 1970-1980 гг.

Страна
впадает в застой в начале 70-х гг. Реформа
Косыгина была заблокирована деятельностью
министерств (см. предыдущий билет).
Тревожными признаками были:1. Национальный
доход СССР в 1970-1985 гг. не растет, темпы
даже уменьшатся (что было особенно
неприятно на фоне вложений капитала)
2. Малый рост производительности труда,
а сам рост — с убывающими темпами. Много
в эти времена говорили о снижении
фондоотдачи – прирост количество
продукции с каждого рубля вложений.
Причины это были в следующем: 1. Предприятия
сами не закупали сырье оборудование, а
только оформляли заявки. Они знали, что
Москва даст меньше заявленного, поэтому
они требовали гораздо больше. Получив
больше, у них скапливались излишки,
которые складировались на следующий
год, про запас. То есть продукция была
произведена, но она не использовалась!
2. Старые источники экстенсивного роста
(руды, энергоносители) близятся к
исчерпанию.Правда, начинается развитие
нефтегазовой отрасли Западной Сибири,
которая обеспечивает как сам СССР, так
и его экспортные потребности. Но чтобы
осваивать новые месторождения необходимо
двигаться во всё более отдаленные
районы, что требовало создания транспортной
и социальной инфраструктуры. Средств
на это – как вы уже догадались — не было,
в городах Сибири часто использовался
вахтенный метод (работники несли вахту
на отдаленных предприятиях, потом
возвращались в город). Затраты на добычу
росли, кончалась доступная нефть – для
добычи нужно было создавать нефтедобывающие,
механизированные комплексы. А это ведет
к подорожанию ресурсов. Не хватало и
трудовых ресурсов. Естественный прирост
составлял всего 2%, всё шло к нулевому
росту. Но дело было в том, что из 135 млн.
человек, занятых в экономике СССР, одна
треть – 45 млн. – была занято ручным
трудом. Значит, вопрос сводился к
механизации на рабочих местах, а прирост
населения не был так важен. Это поняли,
что было выражено в лозунге
«Интесификация-90». Но из-за неповоротливости
командно-административной системы
сделано в заданном направлении было
очень немного.

Эти
проблемы возникали на фоне роста
производства во многих отраслях. СССР
занимал первое место в мире по выплавке
чугуна и стали, по производству обуви.
США могли выпускать гораздо больше –
но им этого просто не надо было: Америка
выпускала качественную сталь. А в СССР
сталь была низкого качества, и чтобы
придать изделиям из неё прочность, нужно
было залить в них очень много металла.
С обувью – то же самое.Сопоставлять
экономику СССР и США нет никакого резона
– в СССР 80% приходится на группу А и 20 %
на группу Б (потребительские товары), а
в США все ровно наоборот. Единственное,
в чем СССР не уступал США – это в паритете
ядерных вооружений. Но создание оружия
уже перешагнуло разумные пределы и
тормозило развитие экономики. В середине
80-х доля ВПК в экономике составляла
порядка 50 %. На ВПК уходили огромные
средства, которые политическое руководство
предпочитало держать в тайне. В стране
начинается товарный голод, вызванный
ростом зарплат после реформ 1965 г. Доля
населения с достатком в 100 руб./чел.
выросла с 1970 по 1985 г. с 18 до 65%. Налицо
была инфляция, потому что товарная масса
так не выросла. Начинается нехватка
продовольствия, растут очереди –
продукты питания приходится ввозить
из-за границы, расплачиваясь за них
валютой от нефти, газа и золота. Это был
явный кризис, который вел к смене
политической и экономической системы
страны. Но о том, как была проведена эта
смена, я расскажу на отдельной лекции.

Запад

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Код элемента ЕГЭ: 3.2.12. XX съезд КПСС и осуждение культа личности.
Экономические реформы 1950-1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста



1953-1964 гг. Период пребывания у власти Н. С. Хрущёва, определяемый в исторической публицистике как оттепель.

1953-1957 гг. Н. С. Хрущёв проводил поэтапное отстранение от власти Л. П. Берии, Г. М. Маленкова, В. М. Молотова и Л. М. Кагановича.

ПРИЧИНЫ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМ:

  • Сложность международной ситуации, конфронтация с Западом.
  • Необходимость реформирования системы ГУЛАГа.
  • Острая потребность страны в экономических преобразованиях.
  • Осуждение культа личности.
  • Назревание социального протеста в обществе.
  • Ослабление страха населения перед государством и репрессиями, возникшее после смерти И. В. Сталина.
  • Отсутствие ожидаемых улучшений качества жизни после победы в войне.

Цель реформы: преодолеть отставание от стран Запада и перегнать их в развитии, ускорить подъём сельского хозяйства и темпы промышленного производства, улучшить качество жизни населения.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ 1950-1960-х годов 

Сельское хозяйство

На момент прихода к власти Н. Хрущёва сельское хозяйство находилось в катастрофическом состоянии. На пленуме ЦК КПСС в 1953 г. было принято постановление «О мероприятиях относительно дальнейшего развития сельского хозяйства в СССР». Для улучшения ситуации в аграрном секторе правительство пошло на некоторые послабления, в первую очередь они коснулись налогов и ценовой политики.

1953—1958 гг. Происходит оживление сельскохозяйственного производства: повышение материальной заинтересованности колхозов, списание долгов и снижение налогов с колхозов, расширение их хозяйственной самостоятельности, укрепление материально-технической базы, увеличены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, отменены трудодни и началась денежная оплата труда, был запущен процесс паспортизации колхозников и начисления им пенсий. Рост сельскохозяйственного производства продолжался до конца 1950-х гг., пока оно получало крупные дотационные средства от государства. Валовая продукция сельского хозяйства за 1954-1958 гг. выросла на 35 %.

1958—1964 гг. Усилилось давление на сельское хозяйство: ликвидация машинно-тракторных станций (МТС) и принудительный выкуп колхозами их техники, повсеместная посадка кукурузы, давление на владельцев подсобных участков, отток сельского населения в города, освоение целины (безвозвратная отправка на целинные земли десятков тысяч единиц сельскохозяйственной техники). Из-за попыток превзойти американские показатели устанавливались необоснованно завышенные заготовочные нормы по мясо-молочной продукции. Под нож были пущены лучшие племенные породы. В рамках этой кампании был проведён печально известный «рязанский эксперимент». В 1959 г. Рязанская область значительно перевыполнила государственный план поставок мясной продукции. Но это стало возможным вследствие уничтожения поголовья скота и проведения закупок мяса в соседних регионах за счёт средств, предназначенных на развитие социальной инфраструктуры. Подобный «опыт» применялся и другими областями. Не оправдали себя укрупнение колхозов, преобразование их в совхозы, ликвидация «неперспективных» сёл, ограничительные нормы в отношении личных приусадебных участков и т. п.

Ухудшение развития сельского хозяйства, провал Семилетнего плана развития народного хозяйства (1959-1965, расширенная шестая «пятилетка») привело к закупкам зерна и мяса за границей.

Промышленность

1955 г. — Взят курс на автоматизацию и механизацию производства.

1957 г. — Осуществлён перевод руководства промышленностью на территориальный принцип, создание совнархозов. Перед ними ставилась задача решения основных социально-экономических вопросов в регионах. Децентрализация управления расширила хозяйственные права союзных республик, привела к частичному сокращению управленческого аппарата. Больше внимания стало уделяться экономическим методам управления, после принуждения стали учитывать материальные интересы трудящихся.

1962 г. — Создан Высший совет народного хозяйства, взявший на себя координацию работы промышленности и строительства в общесоюзном масштабе.

Характерной чертой промышленного развития был быстрый рост тяжёлой промышленности при значительном отставании лёгкой.

1956 г. Принят новый пенсионный закон. Однако колхозники получили пенсии только с 1964 г.

1950-е гг. Велось активное строительство бесплатного жилья. Дома хрущёвской постройки (в обиходе — «хрущёвки») — бесплатное жильё, массово строившееся в СССР во время управления страной Н. С. Хрущёва и получившее в народе его имя. Существует и современный негативный, неофициальный термин «хрущобы» (от слова «трущобы»), «Хрущёвки» возводились как временное жильё, рассчитанное на 25 лет, после чего предполагался их снос. Однако впоследствии из-за недостаточного объёма строительства жилья срок использования этих домов постоянно увеличивался, вследствие чего они пришли в негодность и устарели. Другие причины подобного прозвища — тесные и неудобные квартиры в хрущёвских домах, унылая архитектура.

1954 г. Принято решение о передаче (дарении) Крымской области Украинской ССР.

1956 г. Карело-Финская республика преобразована из союзной в автономную.

1961 г. Началась выдача паспортов колхозникам; проведение денежной реформы.

Довольно успешной оказалась социальная политика времён Н. Хрущёва. Были существенно увеличены пенсии и зарплаты, выросли денежные доходы населения, успешно осуществлялась программа жилищного строительства, произошёл переход к пятидневной рабочей неделе и семичасовому рабочему дню. В свободной продаже появились легковые автомобили «Волга» и «Москвич». Всё чаще советские граждане получали возможность покупать бытовую технику: телевизоры, холодильники, пылесосы, стиральные машины.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1961 г. На XXII съезде КПСС принята новая Программа партии — программа строительства коммунизма сроком на 20 лет. Съезд постановил усилить меры борьбы с культом личности Сталина, начатые XX съездом в 1956 г.

ИТОГИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

Темпы роста в экономике достигались за счёт использования жёстких методов хозяйствования, что привело реформы к следующим неудачам:

  • Экстенсивный путь развития промышленности.
  • Внедрение достижений научно-технической революции (НТР) преимущественно в военно-промышленный комплекс (ВПК).
  • Рост бюрократического аппарата.
  • Ослабление связей между регионами.

Итоги экономических реформ 1950-1960-х гг.:

  • 1. В управлении промышленностью: нарушение связи между предприятиями регионов; ослабление влияния партии на принятие решений; неразбериха в управлении, увеличение бюрократии.
  • 2. Ликвидация МТС привела к финансовым трудностям в колхозах.
  • 3. Из-за укрупнения колхозов возникли сложности в управлении с/х, исчезновение деревень.
  • 4. В повышение производительности с/х: насаждение кукурузы без учета климатических условий (низкая урожайность в средней полосе); дефицит продовольствия привел к закупкам зерна и мяса за рубежом; экологическая катастрофа (пылевые бури в целинных районах); победа экстенсивного пути развития с/х.
  • 5. Повышение благосостояния населения. Жилищные условия улучшил каждый 4-й за 10 лет; усиление уравнительной тенденции в зарплате: з/п квалифицированных специалистов больше з/п неквалифицированных рабочих.
  • 6. В управлении экономикой страны: противоречивость политики Н. С. Хрущева и хозяйственные неудачи — рост оппозиции в руководстве страны во главе с Л. И. Брежневым (секретарь ЦК КПСС), В. Е. Семичастным (руководитель КГБ), А. Н. Шелепиным (председатель комитета партийно-государственного контроля).

ЗАМЕДЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Экономика страны развивалась экстенсивными методами. Резкое увеличение капиталовложений и кредитов превышало возможности государственного бюджета. Произошёл разрыв экономических связей между предприятиями одной отрасли, наблюдался дефицит многих групп товаров. Государственная монополия, отсутствие конкуренции приводили к тому, что качество отечественной продукции было ниже международных стандартов. Экспортировались по-прежнему не готовые товары, а полезные ископаемые.

Политика Хрущёва привела к снижению темпов промышленного развития, замедлению технического прогресса, повышению цен и появлению дефицита, росту социальной напряжённости.

Неудачи «хрущевских реформ» послужили причиной к проведению новой реформы — «косыгинской» (см. конспект «Экономическая реформа 1965 года в СССР»).

В обществе и среди партийного руководства нарастало недовольство его действиями в управлении страной. 14 октября 1964 г. проведён внеочередной пленум ЦК КПСС, на котором Н. С. Хрущёв был обвинён в волюнтаризме и освобождён от должности первого секретаря ЦК. На следующий день указом Президиума Верховного Совета СССР Н. С. Хрущёв был освобождён от должности главы советского правительства. Первым секретарём ЦК КПСС стал Л. И. Брежнев.

Волюнтаризм — стремление реализовать намеченные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий путём принятия субъективных произвольных решений.


Конспект урока по истории «Экономические реформы 1950-1960-х гг.». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по истории России
  • Перейти к Списку конспектов по Всеобщей истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по истории

Во второй половине 1950-х годов благосостояние колхозников, их заинтересованность в труде и урожайность сельского хозяйства в целом увеличивались (потому улучшалось и снабжение городского населения) благодаря следующим мерам:
1) освоенная целина в первые годы давала рекордные урожаи за счёт плодородия степных почв, веками каждый год удобрявшихся отмирающими травами;
2) повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию позволило больше вкладывать в развитие этой отрасли;
3) повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию также позволило лучше поощрять работников материально;
4) отмена налога на личное подсобное хозяйство и увеличение его площади также привело к увеличению урожайности.
В начале 1960-х годов руководство испугалось появления на селе новых кулаков. Предпринятые для предотвращения этого меры снизили в целом урожайность в стране также и за счёт снижения заинтересованности колхозников в результатах своего труда, но не только за счёт этого. Имеются в виду следующие меры:
1) распродажа техники из МТС колхозам вынудило последние потратить все свободные средства, вкладывать в развитие хозяйства стало нечего;
2) потеря опытных кадров из числа механизаторов снизило эффективность работы техники;
3) началось новое наступление на подсобные хозяйства, что снизило урожайность с таковых и уменьшило заинтересованность колхозников в урожае;
4) кукурузная эпопея вызвала сокращение посевных площадей ржи и пшеницы, но ожидаемых урожаев кукурузы получено не было;
5) урожаи на освоенных целинных землях резко упали из-за эрозии почвы (её, больше не скреплённую корнями травы, просто сдул сильный степной ветер).

В 1953 г. Г. М. Маленков предложил новую экономическую программу: выровнять темпы развития лёгкой и тяжёлой промышленности, уменьшить налоги с сельских жителей, увеличить государственные закупочные цены на мясо, молоко, картофель, овощи, поощрять развитие подсобных хозяйств. Позднее к этому добавилась задача увеличения объёма производимой сельскохозяйственной продукции путём повышения урожайности полей и продуктивности животноводства». Но уже в январе 1954 г. укрепившийся у власти Хрущёв предложил изменить намеченный курс — расширить площадь пашни за счёт целинных и залежных земель Казахстана, Сибири, Урала. В течение нескольких лет ценой героических усилий в засушливых районах СССР, главным образом в Казахстане, было распахано около 40 млн га, на что ушла треть всего бюджета сельского хозяйства. В первые годы после начала освоения целина давала прирост производства зерна. В 1957 г. Хрущёв приступил к радикальным реформам в управлении. Он предложил заменить отраслевой принцип руководства народным хозяйством территориальным. Необходимость проведения преобразований объяснялась руководством страны потребностью в демократизации управления: расширить хозяйственные права республик, сократить управленческий аппарат . В соответствии с этими идеями были упразднены 10 общесоюзных и 15 союзно-республиканских министерств. Главными органами хозяйственного планирования стали Советы народного хозяйства (СНХ, совнархозы), руководившие одновременно многими отраслями промышленности на подведомственной территории. В их подчинение перешли предприятия общегосударственного значения, крупные стройки. Был Создан Совет народного хозяйства СССР как «общесоюзныи орган по руководству реализацией народно-хозяйственных планов», а в 1963 г. был создан союзно-республиканский орган — Высший совет народного хозяйства СССР (BCHX). Он координировал деятельность совнархозов, Госплана, Госстроя. Первоначальные результаты реформ, казалось, оправдывали ожидания: до конца 1950-х, по официальным данным, объём промышленного производства увеличился в 1,5 раза. Всё больший вклад в экономический рост обеспечивал топливно-энергетический комплекс.

Во второй половине 1950-х годов благосостояние колхозников, их заинтересованность в труде и урожайность сельского хозяйства в целом увеличивались (потому улучшалось и снабжение городского населения) благодаря следующим мерам:
1) освоенная целина в первые годы давала рекордные урожаи за счёт плодородия степных почв, веками каждый год удобрявшихся отмирающими травами;
2) повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию позволило больше вкладывать в развитие этой отрасли;
3) повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию также позволило лучше поощрять работников материально;
4) отмена налога на личное подсобное хозяйство и увеличение его площади также привело к увеличению урожайности.
В начале 1960-х годов руководство испугалось появления на селе новых кулаков. Предпринятые для предотвращения этого меры снизили в целом урожайность в стране также и за счёт снижения заинтересованности колхозников в результатах своего труда, но не только за счёт этого. Имеются в виду следующие меры:
1) распродажа техники из МТС колхозам вынудило последние потратить все свободные средства, вкладывать в развитие хозяйства стало нечего;
2) потеря опытных кадров из числа механизаторов снизило эффективность работы техники;
3) началось новое наступление на подсобные хозяйства, что снизило урожайность с таковых и уменьшило заинтересованность колхозников в урожае;
4) кукурузная эпопея вызвала сокращение посевных площадей ржи и пшеницы, но ожидаемых урожаев кукурузы получено не было;
5) урожаи на освоенных целинных землях резко упали из-за эрозии почвы (её, больше не скреплённую корнями травы, просто сдул сильный степной ветер).

Код элемента ЕГЭ: 3.2.12. XX съезд КПСС и осуждение культа личности.
Экономические реформы 1950-1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста



1953-1964 гг. Период пребывания у власти Н. С. Хрущёва, определяемый в исторической публицистике как оттепель.

1953-1957 гг. Н. С. Хрущёв проводил поэтапное отстранение от власти Л. П. Берии, Г. М. Маленкова, В. М. Молотова и Л. М. Кагановича.

ПРИЧИНЫ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМ:

  • Сложность международной ситуации, конфронтация с Западом.
  • Необходимость реформирования системы ГУЛАГа.
  • Острая потребность страны в экономических преобразованиях.
  • Осуждение культа личности.
  • Назревание социального протеста в обществе.
  • Ослабление страха населения перед государством и репрессиями, возникшее после смерти И. В. Сталина.
  • Отсутствие ожидаемых улучшений качества жизни после победы в войне.

Цель реформы: преодолеть отставание от стран Запада и перегнать их в развитии, ускорить подъём сельского хозяйства и темпы промышленного производства, улучшить качество жизни населения.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ 1950-1960-х годов 

Сельское хозяйство

На момент прихода к власти Н. Хрущёва сельское хозяйство находилось в катастрофическом состоянии. На пленуме ЦК КПСС в 1953 г. было принято постановление «О мероприятиях относительно дальнейшего развития сельского хозяйства в СССР». Для улучшения ситуации в аграрном секторе правительство пошло на некоторые послабления, в первую очередь они коснулись налогов и ценовой политики.

1953—1958 гг. Происходит оживление сельскохозяйственного производства: повышение материальной заинтересованности колхозов, списание долгов и снижение налогов с колхозов, расширение их хозяйственной самостоятельности, укрепление материально-технической базы, увеличены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, отменены трудодни и началась денежная оплата труда, был запущен процесс паспортизации колхозников и начисления им пенсий. Рост сельскохозяйственного производства продолжался до конца 1950-х гг., пока оно получало крупные дотационные средства от государства. Валовая продукция сельского хозяйства за 1954-1958 гг. выросла на 35 %.

1958—1964 гг. Усилилось давление на сельское хозяйство: ликвидация машинно-тракторных станций (МТС) и принудительный выкуп колхозами их техники, повсеместная посадка кукурузы, давление на владельцев подсобных участков, отток сельского населения в города, освоение целины (безвозвратная отправка на целинные земли десятков тысяч единиц сельскохозяйственной техники). Из-за попыток превзойти американские показатели устанавливались необоснованно завышенные заготовочные нормы по мясо-молочной продукции. Под нож были пущены лучшие племенные породы. В рамках этой кампании был проведён печально известный «рязанский эксперимент». В 1959 г. Рязанская область значительно перевыполнила государственный план поставок мясной продукции. Но это стало возможным вследствие уничтожения поголовья скота и проведения закупок мяса в соседних регионах за счёт средств, предназначенных на развитие социальной инфраструктуры. Подобный «опыт» применялся и другими областями. Не оправдали себя укрупнение колхозов, преобразование их в совхозы, ликвидация «неперспективных» сёл, ограничительные нормы в отношении личных приусадебных участков и т. п.

Ухудшение развития сельского хозяйства, провал Семилетнего плана развития народного хозяйства (1959-1965, расширенная шестая «пятилетка») привело к закупкам зерна и мяса за границей.

Промышленность

1955 г. — Взят курс на автоматизацию и механизацию производства.

1957 г. — Осуществлён перевод руководства промышленностью на территориальный принцип, создание совнархозов. Перед ними ставилась задача решения основных социально-экономических вопросов в регионах. Децентрализация управления расширила хозяйственные права союзных республик, привела к частичному сокращению управленческого аппарата. Больше внимания стало уделяться экономическим методам управления, после принуждения стали учитывать материальные интересы трудящихся.

1962 г. — Создан Высший совет народного хозяйства, взявший на себя координацию работы промышленности и строительства в общесоюзном масштабе.

Характерной чертой промышленного развития был быстрый рост тяжёлой промышленности при значительном отставании лёгкой.

1956 г. Принят новый пенсионный закон. Однако колхозники получили пенсии только с 1964 г.

1950-е гг. Велось активное строительство бесплатного жилья. Дома хрущёвской постройки (в обиходе — «хрущёвки») — бесплатное жильё, массово строившееся в СССР во время управления страной Н. С. Хрущёва и получившее в народе его имя. Существует и современный негативный, неофициальный термин «хрущобы» (от слова «трущобы»), «Хрущёвки» возводились как временное жильё, рассчитанное на 25 лет, после чего предполагался их снос. Однако впоследствии из-за недостаточного объёма строительства жилья срок использования этих домов постоянно увеличивался, вследствие чего они пришли в негодность и устарели. Другие причины подобного прозвища — тесные и неудобные квартиры в хрущёвских домах, унылая архитектура.

1954 г. Принято решение о передаче (дарении) Крымской области Украинской ССР.

1956 г. Карело-Финская республика преобразована из союзной в автономную.

1961 г. Началась выдача паспортов колхозникам; проведение денежной реформы.

Довольно успешной оказалась социальная политика времён Н. Хрущёва. Были существенно увеличены пенсии и зарплаты, выросли денежные доходы населения, успешно осуществлялась программа жилищного строительства, произошёл переход к пятидневной рабочей неделе и семичасовому рабочему дню. В свободной продаже появились легковые автомобили «Волга» и «Москвич». Всё чаще советские граждане получали возможность покупать бытовую технику: телевизоры, холодильники, пылесосы, стиральные машины.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1961 г. На XXII съезде КПСС принята новая Программа партии — программа строительства коммунизма сроком на 20 лет. Съезд постановил усилить меры борьбы с культом личности Сталина, начатые XX съездом в 1956 г.

ИТОГИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

Темпы роста в экономике достигались за счёт использования жёстких методов хозяйствования, что привело реформы к следующим неудачам:

  • Экстенсивный путь развития промышленности.
  • Внедрение достижений научно-технической революции (НТР) преимущественно в военно-промышленный комплекс (ВПК).
  • Рост бюрократического аппарата.
  • Ослабление связей между регионами.

Итоги экономических реформ 1950-1960-х гг.:

  • 1. В управлении промышленностью: нарушение связи между предприятиями регионов; ослабление влияния партии на принятие решений; неразбериха в управлении, увеличение бюрократии.
  • 2. Ликвидация МТС привела к финансовым трудностям в колхозах.
  • 3. Из-за укрупнения колхозов возникли сложности в управлении с/х, исчезновение деревень.
  • 4. В повышение производительности с/х: насаждение кукурузы без учета климатических условий (низкая урожайность в средней полосе); дефицит продовольствия привел к закупкам зерна и мяса за рубежом; экологическая катастрофа (пылевые бури в целинных районах); победа экстенсивного пути развития с/х.
  • 5. Повышение благосостояния населения. Жилищные условия улучшил каждый 4-й за 10 лет; усиление уравнительной тенденции в зарплате: з/п квалифицированных специалистов больше з/п неквалифицированных рабочих.
  • 6. В управлении экономикой страны: противоречивость политики Н. С. Хрущева и хозяйственные неудачи — рост оппозиции в руководстве страны во главе с Л. И. Брежневым (секретарь ЦК КПСС), В. Е. Семичастным (руководитель КГБ), А. Н. Шелепиным (председатель комитета партийно-государственного контроля).

ЗАМЕДЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Экономика страны развивалась экстенсивными методами. Резкое увеличение капиталовложений и кредитов превышало возможности государственного бюджета. Произошёл разрыв экономических связей между предприятиями одной отрасли, наблюдался дефицит многих групп товаров. Государственная монополия, отсутствие конкуренции приводили к тому, что качество отечественной продукции было ниже международных стандартов. Экспортировались по-прежнему не готовые товары, а полезные ископаемые.

Политика Хрущёва привела к снижению темпов промышленного развития, замедлению технического прогресса, повышению цен и появлению дефицита, росту социальной напряжённости.

Неудачи «хрущевских реформ» послужили причиной к проведению новой реформы — «косыгинской» (см. конспект «Экономическая реформа 1965 года в СССР»).

В обществе и среди партийного руководства нарастало недовольство его действиями в управлении страной. 14 октября 1964 г. проведён внеочередной пленум ЦК КПСС, на котором Н. С. Хрущёв был обвинён в волюнтаризме и освобождён от должности первого секретаря ЦК. На следующий день указом Президиума Верховного Совета СССР Н. С. Хрущёв был освобождён от должности главы советского правительства. Первым секретарём ЦК КПСС стал Л. И. Брежнев.

Волюнтаризм — стремление реализовать намеченные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий путём принятия субъективных произвольных решений.


Конспект урока по истории «Экономические реформы 1950-1960-х гг.». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по истории России
  • Перейти к Списку конспектов по Всеобщей истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по истории


Какие изменения произошли в руководстве Советского государ­ства после смерти И.В. Сталина? Что было характерно для экономической политики СССР во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг.?

После смерти Сталина в руководстве Советского государства произошли значительные изменения: Никита Хрущев стал первым секретарем Коммунистической партии. Во второй половине 1950-х и начале 1960-х годов Советский Союз проводил политику экономических реформ, известную как «хрущевская оттепель», которая была направлена ​​на модернизацию промышленности и сельского хозяйства, увеличение производства товаров народного потребления и уменьшение упора на тяжелую промышленность и производство. производство оружия.

Из воспоминаний А.И. Микояна о Хрущёве

Это был настоящий самородок, который можно сравнить с неотёсанным, необработанным алмазом. При своём весьма ограниченном образовании он быстро схватывал, быстро учился. У него был характер лидера: настойчивость, упрямство в достижении цели, мужество и готовность идти против сложившихся стереотипов… Был склонен к крайностям. Очень увлекался, перебарщивал в какой-то идее, проявлял упрямство и в своих ошибочных решениях или капризах. К тому же навязывал их всему ЦК после того, как выдвинул своих людей, делая ошибочные решения как бы «коллективными». Увлекаясь новой идеей, он не знал меры, никого не хотел слушать и шёл вперёд, как танк.

1. Что отнесено в приведённом высказывании к сильным сторонам Н. С. Хрущёва?

По мнению А.И. Микояна, у Хрущева было много сильных сторон, в том числе его лидерские качества, такие как настойчивость, мужество и способность думать на ходу, несмотря на ограниченное образование.

2. Какие недостатки отметил А.И. Микоян?

Микоян также отметил склонность Хрущева впадать в крайности, чрезмерно увлекаться своими идеями и игнорировать мнение других. Он навязывал свои решения всему ЦК и совершал коллективные ошибки, приводившие к катастрофическим последствиям.

3*. Выскажите суждение, когда была дана эта характеристика. На основании чего это можно определить?

1. Что означает понятие «десталинизация»? Как начался этот процесс в СССР?

Термин «десталинизация» относится к процессу демонтажа культа личности, который был построен вокруг Иосифа Сталина и его наследия, включая политические репрессии, чистки и исправительно-трудовые лагеря. Процесс начался в Советском Союзе после смерти Сталина и был официально объявлен Хрущевым на ХХ съезде партии в 1956 году.

2. Объясните, в чём заключалось значение XX съезда КПСС.

3. Охарактеризуйте стиль и результаты руководства страной Н.С. Хрущёва. Какие факты служат основанием для их оценки?

Стиль руководства Хрущева характеризовался его импульсивным и непредсказуемым поведением, что приводило как к успехам, так и к неудачам. Он провел экономические реформы, такие как кампания за целинные земли и модернизацию сельского хозяйства и промышленности, но также принял сомнительные внешнеполитические решения, такие как кубинский ракетный кризис. Его стиль руководства часто подвергался критике за отсутствие последовательности и долгосрочного планирования. Результаты его правления были неоднозначными, с некоторыми успехами и неудачами.

4. Какие попытки улучшения руководства экономикой предпринимались во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг.? *Чем можно объяснить смену выдвигавшихся лозунгов?

В конце 1950-х — начале 1960-х годов Советский Союз выступил с рядом инициатив по проведению экономических реформ, направленных на улучшение управления экономикой. Это включало отмену сталинской модели централизованного экономического планирования и введение более децентрализованного принятия решений на уровне предприятия. Советский Союз также делал упор на производство товаров народного потребления и модернизацию промышленности и сельского хозяйства. Изменение лозунгов было связано со сменой экономических приоритетов и реакцией на изменение внутренних и международных условий.

5. Проведите обсуждение следующих вопросов: Какие проблемы существовали в 1950-е гг. в сельском хозяйстве страны? Какие пути их решения были предложены в тот период? Какое место в этом ряду заняла программа освоения целины? Что стало результатом её осуществления?

В 1950-х годах Советский Союз столкнулся с серьезными проблемами в сельскохозяйственном секторе, включая низкую производительность, неэффективные методы управления и нехватку современного оборудования и технологий. Правительство ответило несколькими инициативами, включая внедрение новых методов ведения сельского хозяйства, расширение орошения и освоение целинных земель в Казахстане и Сибири. Программа освоения целинных земель являлась важнейшим приоритетом и была направлена ​​на увеличение сельскохозяйственного производства за счет ввода в эксплуатацию миллионов гектаров ранее необрабатываемых земель. Хотя программа первоначально показала многообещающие результаты, в конечном итоге она не достигла своих целей из-за неадекватного планирования и управления.

6*. Составьте характеристику (исторический портрет) Н.С. Хрущёва.

7*. Рассмотрите проблему. Почему критика культа личности Сталина, прозвучавшая на XX съезде КПСС, была неоднозначно воспринята современниками? Чем можно объяснить то, что спустя десятилетия после ухода поколения, жившего в «сталин­ское время», вопрос о культе личности вызывает дискуссии в обществе?

Вы просматриваете решебник ГДЗ по истории 10 класс учебник Никонов, Девятов параграф 32

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов

Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:

Во второй половине 1950-х годов благосостояние колхозников, их заинтересованность в труде и урожайность сельского хозяйства в целом увеличивались (потому улучшалось и снабжение городского населения) благодаря следующим мерам:
1) освоенная целина в первые годы давала рекордные урожаи за счёт плодородия степных почв, веками каждый год удобрявшихся отмирающими травами;
2) повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию позволило больше вкладывать в развитие этой отрасли;
3) повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию также позволило лучше поощрять работников материально;
4) отмена налога на личное подсобное хозяйство и увеличение его площади также привело к увеличению урожайности.
В начале 1960-х годов руководство испугалось появления на селе новых кулаков. Предпринятые для предотвращения этого меры снизили в целом урожайность в стране также и за счёт снижения заинтересованности колхозников в результатах своего труда, но не только за счёт этого. Имеются в виду следующие меры:
1) распродажа техники из МТС колхозам вынудило последние потратить все свободные средства, вкладывать в развитие хозяйства стало нечего;
2) потеря опытных кадров из числа механизаторов снизило эффективность работы техники;
3) началось новое наступление на подсобные хозяйства, что снизило урожайность с таковых и уменьшило заинтересованность колхозников в урожае;
4) кукурузная эпопея вызвала сокращение посевных площадей ржи и пшеницы, но ожидаемых урожаев кукурузы получено не было;
5) урожаи на освоенных целинных землях резко упали из-за эрозии почвы (её, больше не скреплённую корнями травы, просто сдул сильный степной ветер).

Яркие события:
освоение космоса, применение атома,
химическая промышленность. Вступление
в НТР. База – ВПК. 1957 – попытки реформы.
Территориальные совнархозы вместо
министерств. Сокращение бессмысленных
перевозок, закрылись ненужные предприятия,
ускорилась техническая реконструкция:
к 1960 в 3 раза больше новых типов машин,
чем в предыдущую пятилетку. Кардинальных
изменений не было. До рабочего места не
дошла. Изменения в нормировании и оплате
вместо стимулирования. 1962-1964 – ухудшилось
продовольствиенное снабжение, т.к.
повышены закупочные цены, к-рые стали
обгонвть розничные, приходить дотировань.
Осень 1963 – кризис, исчез хлеб. Резкое
падение сбора, смели плодородный слой,
неурожай. Пришлось закупать.1962 –
реорганизация партийного руководства:
промышленная, сельскохозяйственная
организации. Рост партаппарата. Если
бы реформа удалась – не было бы
перестройки. Промышленность и с/х.
Сентябрь 1965 – начало реформы. Хозрасчёт.
Государство оставляет себе часть прибыли
(раньше – всю). Сокращение плана. Твёрдая
плата, на зависящая от прибыли, т.е.
продналог в промышленности, выдача
кредитов вместо дотаций, не допускается
менять планы без согласования с
предприятиями. Косыгин. Ускорился
экономический рост. Восьмая пятилетка
– выполнилась почти. К 70-м сущность
изменилась. Попытка провести при
свёртывании демократизации безуспешна.
В основном неудачно. Номенклатура,
непоследовательность, формальное
перевыполнение планов. Западносибирские
источники нефти, нефтедоллары. Попытки
улучшить планирование, стимулирования,
управление малоуспешны. Меры по
концентрации производства, промышленные
объединения, уменьшение бюрократизации.
Территориально-производственные
комплексы, формированное развитие
отдельных отраслей. 15 народнохозяйственных
программ, в т.ч. развитие с/х в Нечерноземье,
Западно-Сибирский территаориально-производтсвенный
комплекс, БАМ. Экстенсивный метод.
Требовали улучшение производственных
показателей. Тотальное планирование.
Дефицит бюджета. Коллективы не
заинтересованы. Автоматизация к началу
80-х только 15% предприяятий.

Фонд
развития. Фонд материального стимулирования.
Фонд социально-культурных мероприятий.
Через 5 лет реформы сошли на нет.
Министерства окружили предприятия, всё
испортили. 1965. Аграрная реформа: закупочные
цены были высокими, окупали себестоимость,
прибыль колхозам. Удобрения стали
доступны по цене. Работали плохо, с 60-х
– все городские жители ездили в колхоз.
Потом закупочные цены понизились, к
70-м вернулись к прежнему уровню. Поддержка
крестьянства была. Рос аппарат по
управлению, удорожание техники и услуг,
убыточность. Инвестиции не давали
результатов, вложили 500 млрд. Жёсткий
контроль. 60% управленцев низшего и
среднего звена – американские ставленники.

27. Нарастание кризисных явлений в экономике ссср в 1970-1980 гг.

Страна
впадает в застой в начале 70-х гг. Реформа
Косыгина была заблокирована деятельностью
министерств (см. предыдущий билет).
Тревожными признаками были:1. Национальный
доход СССР в 1970-1985 гг. не растет, темпы
даже уменьшатся (что было особенно
неприятно на фоне вложений капитала)
2. Малый рост производительности труда,
а сам рост — с убывающими темпами. Много
в эти времена говорили о снижении
фондоотдачи – прирост количество
продукции с каждого рубля вложений.
Причины это были в следующем: 1. Предприятия
сами не закупали сырье оборудование, а
только оформляли заявки. Они знали, что
Москва даст меньше заявленного, поэтому
они требовали гораздо больше. Получив
больше, у них скапливались излишки,
которые складировались на следующий
год, про запас. То есть продукция была
произведена, но она не использовалась!
2. Старые источники экстенсивного роста
(руды, энергоносители) близятся к
исчерпанию.Правда, начинается развитие
нефтегазовой отрасли Западной Сибири,
которая обеспечивает как сам СССР, так
и его экспортные потребности. Но чтобы
осваивать новые месторождения необходимо
двигаться во всё более отдаленные
районы, что требовало создания транспортной
и социальной инфраструктуры. Средств
на это – как вы уже догадались — не было,
в городах Сибири часто использовался
вахтенный метод (работники несли вахту
на отдаленных предприятиях, потом
возвращались в город). Затраты на добычу
росли, кончалась доступная нефть – для
добычи нужно было создавать нефтедобывающие,
механизированные комплексы. А это ведет
к подорожанию ресурсов. Не хватало и
трудовых ресурсов. Естественный прирост
составлял всего 2%, всё шло к нулевому
росту. Но дело было в том, что из 135 млн.
человек, занятых в экономике СССР, одна
треть – 45 млн. – была занято ручным
трудом. Значит, вопрос сводился к
механизации на рабочих местах, а прирост
населения не был так важен. Это поняли,
что было выражено в лозунге
«Интесификация-90». Но из-за неповоротливости
командно-административной системы
сделано в заданном направлении было
очень немного.

Эти
проблемы возникали на фоне роста
производства во многих отраслях. СССР
занимал первое место в мире по выплавке
чугуна и стали, по производству обуви.
США могли выпускать гораздо больше –
но им этого просто не надо было: Америка
выпускала качественную сталь. А в СССР
сталь была низкого качества, и чтобы
придать изделиям из неё прочность, нужно
было залить в них очень много металла.
С обувью – то же самое.Сопоставлять
экономику СССР и США нет никакого резона
– в СССР 80% приходится на группу А и 20 %
на группу Б (потребительские товары), а
в США все ровно наоборот. Единственное,
в чем СССР не уступал США – это в паритете
ядерных вооружений. Но создание оружия
уже перешагнуло разумные пределы и
тормозило развитие экономики. В середине
80-х доля ВПК в экономике составляла
порядка 50 %. На ВПК уходили огромные
средства, которые политическое руководство
предпочитало держать в тайне. В стране
начинается товарный голод, вызванный
ростом зарплат после реформ 1965 г. Доля
населения с достатком в 100 руб./чел.
выросла с 1970 по 1985 г. с 18 до 65%. Налицо
была инфляция, потому что товарная масса
так не выросла. Начинается нехватка
продовольствия, растут очереди –
продукты питания приходится ввозить
из-за границы, расплачиваясь за них
валютой от нефти, газа и золота. Это был
явный кризис, который вел к смене
политической и экономической системы
страны. Но о том, как была проведена эта
смена, я расскажу на отдельной лекции.

Запад

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по эксплуатации ниссан патфайндер r51 2010 2014 дизель скачать бесплатно
  • Фитоверм для клубники инструкция по применению от долгоносика
  • Корнам для лечения кошек инструкция отзывы
  • Виферон суппозитории инструкция по применению детям
  • Полное руководство по ubuntu