Какие функции выполняет инструкция респондентов в социометрическом исследовании

  • 1 Описание методики
  • 2 Теоретические основы
  • 3 История создания
  • 4 Процедура проведения
    • 4.1 1-й этап
    • 4.2 2-й этап
    • 4.3 3-й этап
      • 4.3.1 Непараметрическая процедура
      • 4.3.2 Параметрическая процедура
    • 4.4 4-й этап
      • 4.4.1 Пример социометрической карточки
      • 4.4.2 Величины ограничения социометрических выборов
    • 4.5 5-й этап
      • 4.5.1 Варианты инструкций
    • 4.6 6-й этап
  • 5 Обработка результатов
    • 5.1 Социометрическая матрица
    • 5.2 Социограмма
    • 5.3 Социометрические индексы
  • 6 Интерпретация результатов
  • 7 Стимульный материал
    • 7.1 Варианты социометрических критериев (Вопросов)
  • 8 Литература

Описание методики

Метод социометрических измерений или Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.

Метод социомтерических измерений позволяет получить информацию о:

  • социально-психологических отношениях в группе;
  • статусе людей в группе;
  • психологической совместимости и сплочённости в группе.

В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Теоретические основы

Термин «Социометрия» возник в конце XIX в. в связи с описанием возможных способов измерения социального влияния одних групп людей на другие. Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений дал Я.(Дж).Л.Морено. Во-первых, социометрия есть общая теория социальных групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода. Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Предметная область социометрии — эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие). Созданная на основе взглядов К.Маркса, О.Конта и 3.Фрейда, социометрия противопоставляется как бихевиоризму, наблюдающему лишь внешнее поведение людей, так и фрейдизму с его акцентом на внутренних, глубинных процессах человеческого поведения. По Морено, эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру структуру обществава, которая недоступна простому наблюдению и может быть вскрыта только с помощью социальной микроскопии. «Микросоциология, писал Морено, фактически возникла с появлением моей теории «социальной микроскопии». В соединении с социометрическими приемами она положила начало теоретическим и практическим основам микросоциологии». Изучение «первичных атомистических структур человеческих отношений» рассматривалось Морено как «предварительная и необходимая основная работа для большинства макросоциологических исследований». Одно из центральных понятий этой теории — теле, — термин, означающий простейшую единицу чувства, передаваемую от одного индивида к другому, детерминирующую количество и успешность межличностных отношений, в которых они вступают.

Суть «общей теории социометрии» состоит в утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными системами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура). Цель социометрической теории сформулировать законы эмоциональных отношений в группах.

Основные положения теории Морено

  • Социальный атом общества — это не отдельный индивид, а их сосуществование;
  • Закон социальной гравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу;
  • Социологический закон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм;
  • Социодинамический закон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяются неравномерно.

История создания

Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Она получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.

Процедура проведения

Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:

1-й этап

Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.

2-й этап

Разработка социометрических критериев.

Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:

  • формальные/неформальные — Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные — изучают неформальные отношения.
  • двойные/одинарные — Двойные — изучают отношения партнёрства. Одинарные — изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.
  • прогностические — позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.
  • сильные (или значимые)/слабые (незначимые) — Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.

Требования к критериям

  1. Ограниченное количество (3-4);
  2. логическая связь между собой;
  3. критерии должны вызывать интерес;
  4. смысл критериев должен быть понятен испытуемым;
  5. критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации.

3-й этап

Выбор типа процедуры социометрического исследования.

Социометрия может проводится в двух вариантах:

Непараметрическая процедура

При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано (N-1) человек — основная константа социометрии, где N — количество человек в группе.

Для непараметрической процедуры константа одинакова, как для человека, делающего выбор, так и для человека, выбор получающего.

Достоинства непараметрической процедуры:

  • позволяет выявить эмоциональную экспансивность каждого члена группы;
  • при использовании данного типа процедуры проведения делается срез всего многообразия связей в групповой структуре.

Недостатки непараметрической процедуры:

  • при ручной обработке результатов социометрии измерения возможны только в небольших группах (до 12 человек);
  • существует большая вероятность получения случайного выбора из-за аморфной системы отношений выбирающего человека с окружающими или же из-за ложных ответов, с целью продемонстрировать нормальную лояльность к окружающим и к экспериментатору.

Параметрическая процедура

Данная процедура была разработана для снижения вероятности случайного выбора. Суть процедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников (обычно, для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов). Величина ограничения — d — называется социометрическое ограничение или лимит выборов. Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:

2019-11-05_20-11-48.png

где Р(А) — вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбирается в пределах [0,2-0,3];

N — число членов группы.

Достоинства параметрической процедуры:

  • повышает надёжность полученных данных;
  • облегчает статистическую обработку;
  • позволяет стандартизировать условия выбора в группах различной численности;
  • как следствие, появляется возможность сравнивать взаимоотношения в разных группах.

Недостатки непараметрической процедуры:

  • не раскрывает всего многообразия взаимоотношений в группе;
  • социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

4-й этап

Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты.

При проведении социометрии, возможны два варианта:

  • I вариант — Социометрическое исследование является частью общего анкетирования. В таком случае социометрические критерии могут быть включены в общую систему отдельным разделом. Однако, при этом необходимо учитывать, что испытуемые в обязательном порядке должны подписывать свою анкету, а при выборе людей писать их фамилии.
  • II вариант — Социометрия является предметом самостоятельного изучения. Тогда порядок составления карточки может быть таким:
    • готовятся списки членов группы;
    • каждый человек в группе идёт в списке под определённым номером — этот номер становится его шифром.

Затем готовится и сама карточка. Она должна содержать следующие элементы:

  • заголовок;
  • инструкцию — количество необходимых выборов и способ заполнения графы выборов;
  • подписание карточки (разборчиво).

В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Пример социометрической карточки

В карточке каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Социометрическая карточка
Тип Критерии Выборы
1. Работа а) Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром?

б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром?

2. Досуг а) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?

б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14–0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей:

Величины ограничения социометрических выборов

Число членов групп Социометрическое

ограничение d

Вероятность

случайного выбора Р(А)

5–7

8–11

12–16

17–21

22–26

27–31

32–36

1

2

3

4

5

6

7

0,20–0,14

0,25–0,18

0,25–0,19

0,23–0,19

0,22–0,19

0,22–0,19

0,21–0,19

5-й этап

Непосредственно проведение социометрии. Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Чаще всего психолог сам дает всем членам группы устную инструкцию и зачитывает вопросы, предлагая письменно ответить на них в специальных бланках (в них оставлено место для фамилии, стоят номера вопросов, под каждым вопросом — цифры от 1 до 5 в столбик) или просто на листе бумаги. В другом варианте психолог дает устную инструкцию, а затем раздает социометрические карточки, на которых есть краткая письменная инструкция, оставлено место для фамилии, сформулированы все вопросы и под каждым оставлено место для ответов. Преимущество второго варианта в том, что респонденты видят перед собой инструкцию постоянно, и это уменьшает (незначительно) число уточняющих вопросов.

В обоих случаях устная инструкция выполняет две очень важные функции: мотивирование участников и технические пояснения.

Мотивационная часть принципиально важна, именно она во многом определяет открытость участников опроса, их желание отвечать. Социометрическая процедура сама по себе является достаточно серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто занимает крайние статусные позиции: высокостатусных и непопулярных. Надо честно написать о том, кто тебе нравится и кто неприятен, зная, что в этот момент все остальные оценивают и тебя. Более того, свои высказывания надо обязательно подписать.

Снизить общую напряжённость ситуации можно и необходимо. С этой точки зрения важны следующие моменты.

  • необходим доверительный контакт с группой.
  • Стиль подачи инструкции: доброжелательный, неформальный, спокойный.
  • Мягкое формулирование целей тестирования.

В технической части инструкции должны быть подчеркнуты следующие моменты:

  • каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь ни с кем и не размышляя вслух над своими выборами;
  • при заполнении необходимо учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент (для облегчения можно написать на доске или дать участникам полные списки группы);
  • при ответе настойчиво рекомендуется избегать вариантов типа «всех», «любого», «никого»; желательно во всех вопросах ограничиваться тем числом выборов, которые предложены психологом.

Варианты инструкций

Инструкция для школьников
«Мы с вами не раз обсуждали вопросы, касающиеся отношений в вашем классе, пытались разобраться, дружный он или нет, и если нет, то почему. Для того чтобы наша дальнейшая работа была интересной и полезной, мне важно понять, что же из себя представляет ваш класс. Для этого я хочу использовать методику с хитрым названием «социометрия». Она состоит из пяти вопросов. Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса, отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа была не напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним. Конечно, вы можете не отвечать на вопросы, но в этом случае будет трудно дальше работать над формированием в классе доброжелательных, дружеских отношений. И еще. Работу надо обязательно подписать. Когда вы прочитаете вопросы, то поймете, что без подписи она теряет всякий смысл. Конечно, я могу пометить раздаваемые вам листы или провести графологическую экспертизу, но это недостойные методы.

Со своей стороны я гарантирую, что ваши листы с ответами не попадут в руки никому: ни вашим одноклассникам, ни педагогам, ни родителям. Их буду видеть только я. На общем классном собрании, на консилиуме педагогов мы будем обсуждать только общие данные. Если вам будет интересно мое мнение по поводу ваших личных ответов, приходите ко мне, поговорим в спокойной обстановке.

Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу же отвечайте. Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать в лист соседа по парте неприлично: это же не контрольная по алгебре, а личная точка зрения каждого из вас, которой вы, кстати, не обязаны делиться с одноклассниками.

Итак, подпишите листок и начинайте отвечать. На все про все вам минут десять. Кто справится раньше — отдавайте мне лист и сразу выходите из класса».

Инструкция для студентов
«Уважаемые студенты. Ваша группа создана недавно, при её формировании не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно хорошо знакомы друг с другом. За время, прошедшее с тех пор, группа сложилась. Вы лучше узнали друг друга, некоторые из вас стали друзьями, но не обошлось, вероятно, и без трений. Теперь мы хотели бы воспользоваться вашим опытом, чтобы в будущем переформировать учебные группы с учётом ваших пожеланий. С этой целью вам будет предложен ряд вопросов, на которые необходимо ответить правдиво. От искренности полученных ответов будет зависеть состав вновь организуемых групп. Просим отвечать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Ваши ответы оглашению не подлежат».

6-й этап

Непосредственно обработка и интерпретация результатов

Обработка результатов

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный(социометрическая матрица), графический(социограмма) и индексологический(социометрические индексы).

Социометрическая матрица

Социоматрица — это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения. В социоматрицу в форме числовых значений и символов заносится информация, полученная в ходе опроса.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.

Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.

Социограмма

Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков.

Социограммы бывают двух типов:

  • групповые
  • индивидуальные

Первые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые – систему отношений, существующих у интересующего исследователя индивида с остальными членами его группы.

Групповые социограммы в свою очередь могут быть представлены в виде:

  • конвенциональной социограммы — индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения.
  • «социограммы-мишени» — представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.).

Индивидуальные социограммы применяют для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе, на которых изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.

Социометрические индексы

Выделяют два типа социометрических индексов:

  • персональные социометрические индексы;
  • групповые социометрические индексы.

Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.

Основными персональными социометрическими индексами являются:

  • индекс социометрического статуса i-члена;
  • индекс эмоциональной экспансивности j-члена;
  • индекс объема интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена.

Символы i и j обозначают одного и того же члена группы, но в разных ролях:

  • i – объект выбора;
  • j – субъект выбора;
  • ij – совмещение ролей.

Среди групповых социометрических индексов наиболее важными являются:

  • индекс эмоциональной экспансивности группы;
  • индекс психологической взаимности в группе (сплоченности группы);

Подробнее о социометрических индексах

Интерпретация результатов

Интерпретацию данных социометрии проводят анализируя полученные в ходе обработки данные: социоматрицу, социограммы, социометрические индексы.

Всесторонний анализ статуса индивида в группе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество: 1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выборов; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) взаимных отклонений.

Приписывая каждому показателю знак «+» (если он выше среднего по группе) или «–» (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида «+, +, +, –, +, –» будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько К удовлетворенности (Куд) своим положением в группе:

Куд =число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд = 0/3 = 0.

Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые» + «изолированные» + «отверженные»). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическим показателем считается «индекс изоляции» – процент людей, лишенных выборов в группе.

Стимульный материал

Варианты социометрических критериев (Вопросов)

Литература

  1. Морено Д.Л. Социометрия. М., 1958.
  2. Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. — М. : Академический Проект, 2001.
  3. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970
  4. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
  5. Р.А.Золотовицкий. Социометрия Я.Л. Морено: мера общения // Социологические исследования. 2002. № 4. С. 103-113.

Применение социометрического метода
требует разъяснения некоторых общих
вопросов, связанных с пониманием
определенного положения социометрии
среди других методов. Ряд авторов
помещает социометрический опрос в
отдельную категорию методов, наряду с
такими, как анкетирование, интервьюирование,
анализ документов, наблюдение, эксперимент.
Такая точка зрения особенно распространена
среди социологов (см. Рабочая книга
социолога). Вместе с тем, по технике
проведения социометрия приближается
к опросному методу, однако сложная
процедура обработки данных, отсутствие
стандартной единой процедуры действительно
придают социометрии статус самостоятельного
метода. Кроме того, практические психологи
используют так называемые игровые
варианты социометрии, которые далеки
от опроса. Напомним, что метод есть
основной способ сбора, обработки и
анализа данных, а техника – совокупность
специальных приемов для эффективного
использования того или иного метода.
Несмотря на общность процедуры различных
вариантов социометрического метода (в
данном случае процедура – последовательность
всех операций, общая система действий
и способов организации социометрического
исследования), возможно проведение ее
разными средствами в зависимости от
целей исследователя, личностных
особенностей членов группы, возрастного
состава участников, то есть возможно
применение различных методик
социометрического исследования.
Методикой обозначается совокупность
технических приемов, связанных с данным
методом, включая частные операции, их
последовательность и взаимосвязь. Хотя
существует множество вариантов (методик)
использования социометрии, для всех
них общим остается одно – сущность
метода, которая заключается в следующем
определении. Социометрия – метод,
направленный на выявление структуры
межличностных отношений путем фиксации
взаимных чувств симпатии и неприязни
среди членов группы.
Формы этой
фиксации могут быть различными: от менее
до более явных.

Непосвященный удивится простоте
социометрии, однако простота эта
кажущаяся и касается скорее самой
техники опроса, а не процедуры в целом.
Сложность социометрического метода
заключается в том, что любой исследователь,
вознамерившись использовать его, не
сможет прибегнуть к описанной в какой-либо
литературе технике социометрического
опроса. Перед ним всегда встанет задача
самостоятельного определения критериев,
их количества, проблема ограничения
выборов, разработка техники проведения.
Следовательно, социометрический метод
требует от психолога особых знаний,
подготовки, навыков и глубины понимания
осуществляемых процедур.

Этапы социометрического опроса.
Остановимся на этапах проведения
социометрического опроса. Процедура
социометрического опроса состоит из
нескольких этапов.

Подготовительная фаза.
Исследователь определяет проблему,
выбирает объект исследования, знакомится
с величиной и различными
социально-демографическими характеристиками
коллектива. Очень важно прояснить для
чего проводится исследование, какие
данные хочет получить заказчик (если
таковой присутствует).

Первая фаза. Исследователь
входит в прямой контакт с участниками
коллектива, стремится внушить им доверие
к себе. Предварительные беседы с членами
коллектива повышают их психологическую
готовность к предстоящему опросу.
Одновременно на этой фазе устанавливается
содержание и количество социометрических
критериев.

Вторая фаза.Любой
социометрический опрос начинается с
обращения к участникам опроса. Основная
функция обращения к опрашиваемому
(респонденту) заключается в том, чтобы
заинтересовать его в участии и побудить
к внимательному и правдивому заполнению
карточки. Важно проинформировать
участников исследования о целях опроса,
способе заполнения карточки, о гарантиях
конфиденциальности и т. п. Проведение
собственно опроса включает: инструктирование
респондентов, раздачу социометрических
карточек, заполнение их опрашиваемыми,
сбор карточек. Опрос может проводиться
также в устной форме, тогда данные
заносятся в специально подготовленную
таблицу.

Фаза обработки.
Обработка информации, представление
ее в свернутом виде; проверка надежности
полученных данных. Интерпретация
результатов на основе различных способов
анализа данных.

Завершающая фаза. Получение
выводов и по необходимости рекомендаций.
Сопоставление с данными других методов.

Центральным
в процедуре опроса является выбор
социометрического критерия.Критерий
– это основание выбора, в качестве
которого выступает конкретная
содержательная ситуация контактирования
с другими людьми (дежурство, поход, день
рождения и так далее). Критерий выглядит
как вопрос, который задается группе. На
основании социометрического критерия
осуществляется предпочтение (положительный
выбор) или отклонение (отрицательный
выбор) одним индивидом другого. Критерий
должен быть сформулирован таким образом,
чтобы побуждать человека осуществлять
выбор для совместной деятельности или
отдавать предпочтение по какому-либо
вопросу людям своей группы. Например:
«С кем из твоей группы ты бы стал
готовиться к совместному докладу?»,
«Кого из одноклассников включил бы всвою команду КВН?»,
«С кем из членов бригады Вы хотели бы
работать в паре?» ит.п.

Требования к проведению социометрического
опроса.
Для получения данных при
проведении социометрического опроса
важно соблюдать следующие требования:

1. Опрос лучше проводить только в
коллективах, имеющих некоторый опыт
совместной деятельности, на основе
которого уже возникли определенные
устойчивые взаимоотношения между его
членами (совместная работа, учеба и т.
д.). Коллективная деятельность создает
условия для расширения круга взаимных
симпатий и устойчивых эмоциональных
отношений. В противном случае исследователь
рискует зафиксировать случайную
структуру.

2. Каждый член группы должен делать
выборы самостоятельно, не советуясь с
другими. Задача проводящего опрос –
обеспечить такие условия, которые бы
исключили любое давление на свободное
волеизъявление в ситуации выбора. Это
может быть достигнуто специальной
формой социометрической карточки,
сложенной пополам, индивидуальной
формой проведения анкетирования,
правильной организацией пространства
исследования при групповом опросе.

3. Размер
коллектива должен предоставлять ее
членам возможность активного
непосредственного общения. Слишком
большой размер коллектива может снизить
качество получаемой информации. Члены
коллектива должны ясно представлять
себе его границы. Каждый член коллектива
может выбирать себе партнеров для
совместной деятельности только в
пределах своего коллектива. Хорошо,
когда перед участниками опроса находится
список всех членов группы.

4. Опрос должен проводиться посторонним
для данного коллектива лицом. Ни члены
коллектива, ни тем более руководство
или представители администрации не
должны проводить сбор информации, так
как это резко нарушает требование
конфиденциальности, являющееся
обязательным условием успешного
проведения социометрического опроса.

5. Социолог или психолог, применяющий
методику изучения взаимоотношений в
группе, в своем устном выступлении перед
группой должен указать на конфиденциальность
собираемой информации. Психологу важно
понимать, что раскрытие социометрической
информации может привести к сильному
влиянию на уже сложившийся образ «Я».

Рассмотрим
пример такого сильного негативного
влияния неправильных действий
социометриста (будем так называть лицо,
использующее социометрию) на личность.

На занятиях по психологии для
старшеклассников преподаватель
психологии провел социометрический
опрос, затем весь класс принял участие
в обработке социометрических данных,
в построении социоматрицы, что означало
знакомство с распределением выборов,
раскрытие социометрической информации.
В итоге выяснилось, что одна девочка не
получила выборов – она не попала в число
тех, с кем хотели пойти в кино. В дальнейшем
весь класс успокаивал ее, говорил, что
количество возможностей «взять кого-либо
в кино» было ограничено, что в реальной
ситуации с ней обязательно бы пошли в
кинотеатр, тем не менее, состояние
девочки было очень удрученным, она
плакала и не верила обещаниям. Дело в
том, что в этом классе взаимоотношения
между учениками были вполне
доброжелательными, и многих девочка
считала своими друзьями. Следует помнить,
что отсутствие выборов отнюдь не
перечеркивает приятельских отношений
между людьми, но объяснить это человеку
в возрасте, когда отношения окружающих
очень значимы, после неграмотных действий
психолога, весьма трудно. Сложившаяся
ситуация привела к уходу девочки из
школы.

Приведенный
выше пример является ярким доказательством
необходимости ответственного поведения
социометриста. Требование конфиденциальности
является этическим принципом работы
психолога. Вмешательство во внутригрупповые
отношения может привести к непредсказуемым
последствиям. Исключение составляет
только социометрия, проводимая в
групповой психотерапии с терапевтическими
целями или в тренинге личностного роста.

Иногда в
литературе встречается смешение понятий
«анонимность» и «конфиденциальность».
Если перед психологом стоит задача
изучения внутригрупповых связей, он не
может прибегнуть к анонимному сбору
данных, так как в дальнейшем будет
невозможно строить социограмму отношений,
выявлять микрогруппы, зоны напряженности
и так далее. Лишь в редких случаях
приходится использовать анонимность
источников информации для получения
неформального рейтинга участников
коллектива, если нас интересует только
распределение лидерских позиций в
группе, и мы используем одинарный
критерий (см. ниже).

Социометрическая карточка. Для
сбора информации при социометрическом
опросе часто применяются социометрические
карточки, которые даются для заполнения
членам группы. Пространство социометрической
карточки занято вопросами к респондентам
(здесь же оставлено место для их ответов).
Обращение в письменной форме помещается
на самой карте, но оно может быть
произнесено и в устной форме.

Существуют различные способы оформления
социометрической карточки; в зависимости
от целей исследования выбирается тот
или иной способ. Если группа небольшая
по составу, карточка может быть оформлена
так:

Фамилии

членов группы

Критерии выбора

I

Дежурство

II

Праздник

III

Совместный проект

Медведев

+

+

Лисицына

+

Волков

Зайцев

+

Ежов

+

Кабанов

+

Хомякова

Респондентов просят отметить крестиком
фамилии тех индивидов, которых они
выбирают и прочерком тех, кого отклоняют
по соответствующему критерию. Большой
размер группы предполагает, что каждый
выбирающий будет фиксировать в
социокарточке индивидов, удерживаемых
в его активном сознании.

Можно применять также и такой вид
социометрической карточки:

Ф.И.О._____________________________________________________________

  1. С
    кем из своих коллег вы предпочли бы
    выполнять служебное задание? Укажите
    не более двух фамилий.

1)
_______________ 2) __________________

  1. С
    кем из своих коллег вы не хотели бы
    выполнять служебное задание? Укажите
    не более двух фамилий.

1)
_______________ 2) __________________

  1. Кого
    из своих коллег Вы пригласили бы на
    день рождения в первую очередь? Укажите
    не более двух фамилий.

1)
_______________ 2) __________________

  1. Кого
    из своих коллег Вы пригласили бы на
    день рождения в последнюю очередь?
    Укажите не более двух фамилий.

1)
_______________ 2) __________________

Частым
вариантом проведения социометрии
является включение выбранных заранее
критериев (вопросов) в процедуру более
обширного анкетирования, например, в
анкету, направленную на изучение
удовлетворенности трудом или учебой.
В этом случае не следует помещать
социометрические вопросы в начало
анкеты, так как они могут вызвать
повышенную настороженность отвечающих,
в таком варианте отдельные социометрические
карточки не используются.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Автор статьи

Екатерина Билёва

Эксперт по предмету «Социология»

Предложить статью

Определение 1

Социометрический опрос – это метод сбора первичной социальной информации об отношениях между личностями в небольших социальных группах.

С помощью опроса можно получить информацию о различных фактах, явлениях и событиях, ценностных ориентациях людей. Сущность социометрического опроса состоит в том, чтобы его участники выбрали или наоборот не выбрали одного или несколько членов исследуемой группы по определенным социометрическим критериям.

Определение 2

Социометрия – это теория о измерении отношений между личностями, автором которой является американский социолог и психолог Дж. Морено.

Характеристика метода

С помощью социометрического опроса можно исследовать отношения внутри не больших групп с целью их изучить или улучшить, таким образом, социометрические методы используются исследователями, когда необходимо выявить, к примеру, скрытого лидера, который оказывает влияние на других членов группы.

При социометрическом опросе результатом является знание респондента не о каких-то событиях или явлениях, а об отношениях между участниками опроса, когда каждому участнику в соответствие ставится несколько других членов группы.

Социометрический критерий

Социометрические критерии формулируются в форме вопросов, а ответы на них и есть основания для изучения структуры отношений внутри группы. Для того, чтобы люди могли сделать выбор, нужно предложить определенный социометрические критерии («с кем бы вы не побоялись оказаться на необитаемом острове». Благодаря такому опросу выявляется потребность в общении, а также симпатии и антипатии.

Социометрические критерии делятся на производственные, непроизводственные и прогностические.

«Социометрический опрос» 👇

С помощью производственных критериев социолог может выявить отношения между индивидами на уровне производственной деятельности, такие критерии формулируют в виде опроса, согласно которому необходимо выбрать людей для совместной работы.

Непроизводственный критерий выявляет отношения в коллективе вне производства.

Прогностический критерий, позволяет определить структуру ожидания отношений членов группы согласно представлениям опрашиваемого.

Количество предпочтений, которые получает один и тот же человек, делится на максимально возможное число предпочтений в данной группе и носит называние социометрического статуса. Чем выше социометрический статус, тем популярнее и уважаемее его обладатель и наоборот, если у человека низкий статус и его редко выбирают, он является – аутсайдером.

В результате, полученная по итогам социометрического опроса структура группы отображается в виде социограммы или схемы.

Замечание 1

Социограмма – это способ представления межличностных отношений в виде системы связей между точками, каждой из которых соответствует конкретный индивид. С помощью социоматрицы можно представить эмпирические данные в форме таблицы.

Социометрические карточки

При проведении социометрических опросов исследователи часто используют социометрические карточки, карточка является инструментом для сбора эмпирической информации о взаимоотношениях в социальной группе. При разработке социометрических карт стоит заострить внимание на корректности вопросов. Социолог должен осознавать, что исследование он проводит в реальной группе и будет изучать реальные отношения людей, он не должен провоцировать участников опроса на конфликтные ситуации, должен заботится о благоприятной обстановке без негативных последствий.

Внешне социометрическая карта схожа с анкетой и включает в себя:

  • подборку вопросов, которые направлены на выявление отношений внутри группы, симпатий, антипатий;
  • обращение к респондентам, инструкцию, где ясно и понятно разъясняется, как и в какой последовательности необходимо отвечать на предложенные вопросы;
  • в завершении обязательно должна быть информации о дополнительном опросе (если он планируется), также обязательно надо поблагодарить участников опроса.

В случае, когда в социометрических карточках необходимо использовать схемы, особое внимание уделяется составлению инструкций по их заполнению, при этом очень точно задаются смыслы всех условных обозначений, применяемых в схеме.

У социометрического опроса всегда имеются цели и задачи, в зависимости от них к составлению социометрических вопросов применяются разные подходы, выделяют вопросы, строящиеся:

  • на свободном выборе;
  • выбор обязателен;
  • на ранжирующем выборе и такой же набор вариантов, для выявления неприятия тех или иных индивидов;
  • возможны также одновременные исследования выборов и отклонений в группе.

Функции социометрического опроса

Социометрический опрос выполняет следующие функции.

  1. Выявление авторитета членов социальной группы и наоборот, того, кто оказывается отвергнутым.
  2. Составление целостной картины отношений между членами группы, частоту и направленность социальных контактов.
  3. Выявление внутригрупповых подсистем – сплоченных образований со своими относительно обособленными и самостоятельными структурами отношений, неформальными лидерами.
  4. Измерение степени раздробленности и сплоченности группы.

Таким образом, единицей анализа и измерения в социометрическом опросе является выбор – установка индивида относительно взаимоотношений с другими участниками своей группы в конкретной ситуации. В качестве категории анализа выступает социометрический критерий – определенная жизненная ситуация (может быть реальная или предполагаемая), представленная респонденту в качестве основы выбора или отклонения других участников социальной группы. В качестве такой ситуации может быть совместная деятельность респондента с выбранным партнером или же предположение о том, кто из участников данной группы выберет (или не выберет) самого респондента как партнера по совместной деятельности.

В социометрическом опросе фиксируются разные виды выбора и в форме вопросов формулируются разные социометрические критерии.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Социометрический метод

Социометрический метод – это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах.

Термин «социометрия» образован  от двух латинских корней: socius – товарищ, компаньон, соучастник и metrim – измерение. Впервые этот термин был употреблен в конце XIX века.

Социометрический метод позволяет решить две важные задачи: во-первых, он применяется для исследования межличностных и межгрупповых отношений с целью их улучшения и усовершенствования. Во-вторых, он позволяет социологу изучить строение малых социальных групп. Особенно это относится к изучению неофициальных отношений.

Поскольку социометрический метод применяется для исследований межличностных отношений в малых социальных группах необходимо уточнить это понятие. Под «малой социальной группой» понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-либо общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Исходя из практических исследований, оптимальным принято считать численный состав малой социальной группы 12-15 человек.

Для анализа и интерпретации результатов социометрии большое значение имеет разновидность группы, где проводятся исследования.

В данном случае различают «группу членства» и «референтную» группу. Первая из них объединяет людей, формально входящих в нее; вторая – тех, кто в совокупности создает «значимый круг общения». Кроме того, различают так называемую «диффузную» группу (взаимоотношения между членами группы строятся по принципу симпатии и антипатии), «ассоциацию» (основой отношений выступает преследование чисто личностных целей), «корпорация» (преследование антисоциальных целей) и «коллектив» (сочетание достижения как личностных, так и общественных целей деятельности.

В основе процедуры рассматриваемого метода лежит социометрический опрос. А суть самой процедуры – исчисление персональных и групповых социометрических индексов.

Многолетняя практика социологических исследований позволила выработать систему требований к проведению социометрического опроса:

1. Социометрический опрос можно проводить в группах, члены которых имеют опыт совместной деятельности не менее 6-ти месяцев.

2. Выбранный критерий, по которому проводится опрос, должен быть однозначно воспринимаемым и понимаемым всеми членами группы.

3. Опрос должен проводиться посторонним лицом.

4. Количество социометрических критериев не должно превышать 8-10.

Сама процедура социометрического опроса состоит из нескольких фаз.

1. Подготовительная фаза:

а) определение проблемы, задач исследования;

б) выбор объекта исследования;

в) получение информации о членах группы, о самой группе.

2. Фаза социометрической разминки.

а) установление контакта с группой;

б) психологическая подготовка к опросу членов группы;

в) определение содержания социометрического критерия.

3. Фаза собственно опроса.

а) инструктаж респондентов;

б) тиражирование и раздача социометрических карт;

в) заполнение карт респондентом;

г) сбор социометрических карт.

4. Фаза обработки.

а) обработка полученной информации;

б) проверка данных на надежность и достоверность.

5. Завершающая фаза.

а) формулировка выводов;

б) разработка практических рекомендаций по усовершенствованию внутригрупповых межличностных  взаимоотношений, структурного состава группы.

Основой содержания социометрической карты является совокупность критериев, представляющих собой вопросы, ответы на которые и служат основанием для установления неформальной структуры в группе. Выбор критериев должен определяться задачами исследования. Как и вопросы анкеты, критерии в своем строении, форме должны отвечать общим требованиям. Одновременно они должны отвечать и специфическим требованиям, а именно:

1. В содержании социометрического критерия должны отражаться  взаимоотношения между членами группы.

2. В критерии должна воспроизводиться ситуация выбора партнера.

3. Критерий не должен ограничивать возможности выбора.

4. Применяемые критерии должны быть значимы для исследуемого коллектива.

5. Критерий должен описывать конкретную ситуацию.

При исследовании малых социальных групп в сфере физической культуры могут задаваться вопросы типа: «С кем из команды Вы предпочли бы проводить свободное время?», «С кем бы Вы хотели жить в одной комнате при пребывании на сборах?», «С кем бы Вы хотели отрабатывать технические действия на тренировке?», «Кто бы на Ваш взгляд мог заменить тренера на занятии при его отсутствии» и др. Приведенные примеры критериев могут быть сформулированы и в отрицательной форме. Например, «С кем бы Вы не хотели проводить свободное время?»

Социометрическая процедура, при которой респондент выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц, сколько он считает нужным, называется непараметрической. Подобный вариант позволяет выявить  эмоциональную составляющую взаимоотношений, показать все многообразие межличностных связей в группе.

Параметрическая процедура предполагает выбор с заранее заданным количеством ограничений.

При социометрическом опросе каждому опрашиваемому раздается анкета и список членов группы, фамилии которых для удобства кодируются номером в списке группы.

Вид карты может иметь следующий вид:

Социометрический критерий

Номер члена группы

Результаты опроса заносятся в социоматрицу, где «+» — означает положительный выбор, «-« – отрицательный, «О» – отсутствие выбора.

В таблице 2 приведены итоги социометрического опроса 8-ми членов группы.

Таблица 2

Итоги социометрического опроса

Кто

выбирает

Кого выбирают

Отданные

голоса

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

+

1

2

3

4

5

6

7

8

+

О

+

+

+

+

+

+

+

О

+

О

О

О

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

О

О

+

+

О

О

+

+

О

О

О

+

+

4

4

2

3

3

4

4

4

2

3

3

2

3

1

1

6

7

5

5

6

4

5

5

Содержится голосов

+

2

4

5

1

2

1

4

3

6

3

2

5

4

26

16

 

Всего:

6

6

3

7

6

5

5

4

     
                         

Путем преобразования, логического и числового анализа выясняются отношения в коллективе.

Одним из наиболее распространенных методов анализа социометрической информации является графический метод. Графическое отображение результатов называется социограммой.

Социограмма – это схематическое изображение реакций исследуемых, выраженных ими друг к другу при ответе на социометрический критерий.

При построении социограммы употребляется следующая символика:

А ¾¾¾ В — положительный выбор

А- — — — В — отрицательный выбор

А¾¾¾ В — положительный взаимовыбор

А В – отрицательный взаимовыбор

 

Количественными характеристиками межличностных отношений, отвечающим критериям, являются социометрические индексы (коэффициенты), подразделяющиеся на индивидуальные и групповые.

Приведем примеры исчисления некоторых из них.

1.Социометрический статус, отражающий отношение членов группы к каждому ее представителю.

Сi = количество полученных выборов

N – 1

Социометрический статус имеет положительный и отрицательный варианты. В этом случае в числителе соответственно указываются количество положительных и отрицательных выборов (Ci+; Ci).

2. Индекс эмоциональной экспансивности, характеризующей отношение человека к членам группы.

Еi = количество отданных голосов

N – 1

Аналогично первому индексу, вводятся положительный и отрицательный индексы экспансивности (Ei; Ei+).

3. Групповой индекс социометрической когерентности, характеризующий меру связанности группы по выделенному критерию, без учета знака направленности.

К = количество отданных (полученных) выборов

N (N – 1)

4. Групповой индекс взаимности

G = количество взаимных положительных связей

N (N – 1)

Анализ величины различных социометрических индексов дает представление о структуре малой социальной группы.

Относительно, например, практики спорта, для тренера исключительно важно знать групповой статус личности или положение в команде каждого ее члена. Чем эта важность определяется? Во-первых, тем местом, которое занимает спортсмен в структуре группы с точки зрения межличностного предпочтения, симпатией – антипатией, лидерства. Кроме того, немаловажное значение имеет субъективный фактор – внутренняя позиция, во многом обусловленная самооценкой личности.

Самооценка отражает то, что спортсмен видит в самом себе в сравнении с тем, что имеет ценность для него и для команды.  Значение ее очень велико. Слишком высокая или слишком низкая самооценка может стать источником внутренней конфликтности.

Кроме всего прочего, знание степени организованности команды позволит тренеру правильно расставить силы при достижении спортивных задач, решить можно или поручить спортсменам самостоятельно выполнить то или иное задание, выявить их организаторские способности, наладить взаимопомощь, взаимопонимание.

Применение социометрического метода позволяет получить знание о внутриколлективных отношениях, что поможет тренеру в организации воспитательного процесса, решении тренировочных и соревновательных задач. Выявляется наличие микрогрупп, их структура и лидеры, пути налаживания положительных отношений в команде.

В итоге тренер получает информацию по нескольким позициям:

а) спортсмен о себе

б) партнеры о спортсмене

в) тренер о спортсмене

г) спортсмен о тренере;

д) спортсмен о партнерах.

Социометрический опрос – это метод сбора первичной социальной информации об отношениях между личностями в небольших социальных группах.

Сущность социометрического опроса состоит в том, чтобы его участники выбрали или наоборот не выбрали одного или несколько членов исследуемой группы по определенным социометрическим критериям.

Он предназначен для изучения структуры межличностных отношений в малых контактных группах. Его создатель, американский психолог Дж. Морено (1892—1974), называл свою социометрическую концепцию, в отличие от «большой» социологии, «социальной микроскопией». Социометрия мыслилась Дж. Морено как наука об измерении межличностных отношений в малой группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тому или иному критерию.

Социометрический опрос выполняет следующие функции:

  • выявление авторитета членов социальной группы и наоборот, того, кто оказывается отвергнутым;

  • составление целостной картины отношений между членами группы, частоту и направленность социальных контактов;

  • Выявление внутригрупповых подсистем – сплоченных образований со своими относительно обособленными и самостоятельными структурами отношений, неформальными лидерами;

  • измерение степени раздробленности и сплоченности группы.

Таким образом, единицей анализа и измерения в социометрическом опросе является выбор – установка индивида относительно взаимоотношений с другими участниками своей группы в конкретной ситуации. В качестве категории анализа выступает социометрический критерий – определенная жизненная ситуация (может быть реальная или предполагаемая), представленная респонденту в качестве основы выбора или отклонения других участников социальной группы (проживание на необитаемом острове, например). В качестве такой ситуации может быть совместная деятельность респондента с выбранным партнером или же предположение о том, кто из участников данной группы выберет (или не выберет) самого респондента как партнера по совместной деятельности.

При проведении социометрических опросов исследователи часто используют социометрические карточки, которые являются инструментом для сбора эмпирической информации о взаимоотношениях в социальной группе. При разработке социометрических карт стоит заострить внимание на корректности вопросов. Социолог должен осознавать, что исследование он проводит в реальной группе и будет изучать реальные отношения людей, он не должен провоцировать участников опроса на конфликтные ситуации, должен заботится о благоприятной обстановке без негативных последствий.

Внешне социометрическая карта схожа с анкетой и включает в себя

  • подборку вопросов, которые направлены на выявление отношений внутри группы, симпатий, антипатий;

  • обращение к респондентам, инструкцию, где ясно и понятно разъясняется, как и в какой последовательности необходимо отвечать на предложенные вопросы;

  • в завершение обязательно должна быть информация о дополнительном опросе (если он планируется), также обязательно надо поблагодарить участников опроса.

В случае, когда в социометрических карточках необходимо использовать схемы, особое внимание уделяется составлению инструкций по их заполнению, при этом очень точно задаются смыслы всех условных обозначений, применяемых в схеме.

У социометрического опроса всегда имеются цели и задачи. В зависимости от них к составлению социометрических вопросов применяются разные подходы, выделяют вопросы, строящиеся:

  • на свободном выборе; 

  • выбор обязателен; 

  • на ранжирующем выборе и таком же наборе вариантов, для выявления неприятия тех или иных индивидов; 

  • возможны также одновременные исследования выборов и отклонений в группе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кондиционер lg smart inverter инструкция к пульту управления
  • Измельчитель кухонный молния инструкция по применению на русском языке
  • V7 deep hydration спрей инструкция по применению
  • Розувастатин акрихин 20 мг инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Ибупрофен таблетки инструкция по применению детям при температуре дозировка