Как возникает руководство социальной группы

Первоначально
лидер трактовался как член группы,
который выдвигается в результате
взаимодействия членов группы при решении
конкретной задачи. Он демонстрирует
более высокий, чем другие члены группы,
уровень активности, участия, влияния в
решении данной задачи. Другими словами,
лидер выдвигается в конкретной  ситуации,
принимая на себя определенные функции.

Остальные
члены группы принимают лидерство, то
есть строят по отношению к лидеру такие
отношения, которые предполагают, что
он будет вести, а они будут ведомыми.

Процесс
лидерства может быть достаточно
противоречивым: мера «притязаний»
лидера и мера готовности других членов
группы принять его ведущую роль могут
не совпадать. Выяснить действительные
возможности лидера — значит в том числе
выяснить, как воспринимают лидера другие
члены группы. Мера влияния лидера на
группу также не является величиной
постоянной: при определенных обстоятельствах
лидерские возможности могут возрастать,
а при других обстоятельствах, напротив,
снижаться.

Важно
отметить, что при рассмотрении проблемы
лидерства в зарубежной психологии
отождествляются понятия «лидер» и
«руководитель». Для отечественных
исследователей характерно выделять
руководство и лидерство как два различных
явления, присущих организованным
общностям.

Требует
отдельного рассмотрения проблема
соотношения двух понятий — «управление»
и «руководство». Управление
выступает
более широким понятием, означающим
направленное
воздействие на систему или отдельные
процессы, происходящие в ней, с целью
изменения ее состояния или придания ей
новых свойств и качеств.
Понятие
«управление» относится как к техническим
(«машина — машина»), социотехническим
(«человек — машина»), так и к социальным
(«чело век — человек») системам.
Руководство
же
есть частный случай управления. Его
основные отличия в том, что руководство

*
ограничивается воздействием на людей
и их общности;

*
 предполагает взаимодействие
руководителя с подчиненными;

*
призвано вызвать чью-то деятельность
соответственно намерениям руководителя.

руководство

это
произвольное (целенаправленное)
воздействие на руководимых людей и их
общности, которое приводит к их осознанному
и активному поведению и деятельности,
соответствен но намерениям руководителя.
Поэтому руководство можно назвать
управлением, но далеко не всякое
управление есть руководство.

Основные
различия между лидерством и руководством
сводятся к следующему:

*
содержание
понятий:
руководство
предусматривает организацию всей
деятельности группы, а лидерство
характеризует психологические отношения,
возникающие в группе «по вертикали»,
то есть с точки зрения отношений
доминирования и подчинения;

*
возникновение:
руководство
есть закономерный и необходимый атрибут
процесса возникновения официальной
организации, в то время как лидерство
возникает спонтанно как следствие
взаимодействия людей; соответственно
этому руководитель обычно либо назначается
официально, либо избирается, а лидер
выдвигается стихийно;

Принцип
американского менеджмента.

*
функционирование:
руководство
выступает как процесс правовой организации
и управления совместной деятельностью
членов организации, а лидерство —
процесс внутренней социально-психологической
организации и управления общением и
деятельностью;

*
социальная
роль руководителя и лидера:
руководитель
есть посредник социального контроля и
власти, а лидер — субъект групповых
норм и ожиданий, которые спонтанно
формируются в межличностных от ношениях;

*
регламентация деятельности:
деятельность
руководителя регламентируется
соответствующим правовым обеспечением,
деятельность лидера обеспечивается
 морально-психологическими нормами
совместной деятельности;

*
режим внешних связей:
руководитель
представляет группу во внешней организации
и решает вопросы, связанные с ее
официальными отношениями вовне; лидер
в своей активности ограничен
внутри-групповыми отношениями;

*
 руководство — явление более
стабильное,
менее
подверженное перепадам во мнениях и
настроениях членов организации.

Изложенные
различия подводят нас к следующим
определениям понятий «руководство» и
«лидерство». Руководство
есть
процесс правового воздействия, осу
ществляемый руководителем на основе
власти, данной ему государством или
группой (в случаях, если руково дитель
избирается).

Руководство
в большей степени есть социальная
характеристика отношений в группе,
прежде всего с точки зрения распределения
ролей управления и под чинения. Руководство
основано на принципах право вых отношений,
социального контроля и примене ния
дисциплинарной практики.

В
свою очередь, лидерство
есть
процесс психологи ческого влияния
одного человека на других при их со
вместной жизнедеятельности, который
осуществляется на основе восприятия,
подражания, внушения, понима ния друг
друга.
Лидерство
есть чисто психологическая характеристика
поведения определенных членов груп пы.
Лидерство основано на принципах
свободного общения, взаимопонимания и
добровольности под чинения.

Таким
образом, управленческую деятельность
в широком смысле слова может осуществлять
не толь ко руководитель, но и лидер.
Социально приемле мым и эффективным в
современных условиях явля ется руководство
людьми, осуществляемое в
форме
лидерства. В идеале эти две роли выполняет
один и тот же человек, но так, к сожалению,
бывает не все гда.

В
традициях американского менеджмента
предпо лагается, что лидер и руководитель
— это, как пра вило, одно и то же лицо.
При назначении сотруд ника руководителем
на каком-либо уровне уп равления
желательно, чтобы в течение опреде
ленного срока (как пра вило, нескольких
месяцев) он стал лидером. Если это не
удалось, то по неписаным правилам
руководитель должен освободить занимаемое
место для того, кто может стать лидером.

Преимущества
лидера заключаются в том, что за ним
организация признает моральное право
приня тия решения в значимых для нее
ситуациях. Это че ловек, который занимает
вершину на иерархической лестнице
статуса и
престижа
членов организации.

Б.Д.Парыгин
называет следующие различия лидера и
руководителя:

1)
лидер в основном призван осуществлять
регуляцию межличностных отношений в
группе, в то время как руководитель
осуществляет регуляцию официальных
отношений группы как некоторой социальной
организации;

2)
лидерство можно констатировать в
условиях микросреды (каковой и является
малая группа), руководство — элемент
макросреды, т.е. оно связано со всей
системой общественных отношений;

3)
лидерство возникает стихийно, руководитель
всякой реальной социальной группы либо
назначается, либо избирается, но так
или иначе этот процесс не является
стихийным, а, напротив, целенаправленным,
осуществляемым под контролем различных
элементов социальной структуры;

4)
явление лидерства менее стабильно,
выдвижение лидера в большой степени
зависит от настроения группы, в то время
как руководство — явление более стабильное;

5)
руководство подчиненными в отличие от
лидерства обладает гораздо более
определенной системой различных санкций,
которых в руках лидера нет;

6)
процесс принятия решения руководителем
(и вообще в системе руководства)
значительно более сложен и опосредован
множеством различных обстоятельств и
соображений, не обязательно коренящихся
в данной группе, в то время как лидер
принимает более непосредственные
решения, касающиеся групповой деятельности;

7)
сфера деятельности лидера — в основном
малая группа, где он и является лидером,
сфера действия руководителя шире,
поскольку он представляет малую группу
в более широкой социальной системе.

Лидерство
— многоаспектное социальное явление.
Феномен лидерства проявляется в любых
более или менее организованных группах,
стремящейся к какой — либо общей для
группы цели.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ТЕМА:
Психологические
аспекты малых групп и коллективов: классификация и стадии развития групп,
формальные и неформальные группы

План

1.
Малая группа: понятие, виды, динамические процессы в малых группах

2.
Коллектив: понятие, признаки, стадии развития, виды коллективов

3.
Проблемы руководства и лидерства в малой группе

4.
Стили руководства малой группой

1 Малая группа: понятие, виды, динамические
процессы в малых группах

Малая группа – это
немногочисленная по составу (от 3 до 35 человек) группа, члены которой
объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном
общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений,
групповых норм и групповых процессов.

Классификация малых групп:

условные и реальные.

Условные группы объединяют людей
по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.).

Реальные группы – это группы,
реально существующие как общности в определенном пространстве и времени,
характеризующиеся тем, что ее члены связаны между собой объективными
взаимоотношениями. Реальные группы в свою очередь могут быть лабораторными
и естественными.

формальные и неформальные.

Формальные группы создаются в
соответствии с задачами, потребностями и необходимостью общества. Они имеют
четко обозначенные цели и задачи, на решение которых направлены усилия и
основная деятельность членов группы.

Неформальные группы
складываются и возникают стихийно, где ни статус, ни роли не предписаны, где
нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Неформальные группы могут
возникать как внутри формальных (группировки в студенческой группе), так и сами
по себе.

группы членства и референтные группы.

Референтные группы – это
группы, в которые индивид может быть не включен реально, но нормы поведения и
ценности которой он разделяет, т.е. это «значимый круг общения».

По уровню развития выделяют следующие разновидности
групп
:

ассоциация группа, в которой
взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей,
приятелей);

кооперация – группа, отличающаяся
реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят
деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении
конкретной задачи в определенном виде деятельности;

корпорация – группа, объединенная
только внутренними целями, не выходящими за её рамки, стремящаяся осуществить
свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп;

коллектив – группа людей, объединенных
целями совместной общественно полезной деятельности и динамикой формальных и
неформальных взаимоотношений.

Групповая динамика – это
развитие и движение группы во времени, обусловленное взаимодействиями и
взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешними воздействиями.

Основные элементы групповой динамики:

— цели группы;

— нормы группы (групповые санкции и система
ценностей);

— структура группы и проблема лидерства;

— сплоченность группы;

— феномен группового давления;

— фазы развития группы.

Нормы группы – это
определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно
быть подчинено поведение её членов.

Групповые санкции – это механизм,
посредством которого группа возвращает своих членов на путь соблюдения норм
группы. Они могут быть поощрительные и запретительные.

Сплоченность – это взаимное
тяготение членов группы друг к другу и выражается в стремлении оставаться в
группе и сохранить её любой ценой.

2 Коллектив: понятие, признаки, стадии
развития, виды коллективов

Коллектив (от лат.
collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной
организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в
рамках какой-либо организации.

По виду деятельности различают трудовые,
учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности
и другие
коллективы.

По статусу различают коллективы официальные
— «формальные»
и неофициальные — «неформальные». Официальные
коллективы
являются юридически оформленными в рамках правового
пространства, а неофициальные — на желании людей сотрудничать друг с
другом.

Основные отличия лидера и руководителя:

1 Лидер в основном призван осуществлять
регуляцию межличностных отношений в группе, а руководитель – регуляцию
официальных отношений группы как некоторой социальной организации.

2 Лидерство можно констатировать в условиях
микросреды, т.е. малой группы, а руководство – элемент макросреды, т.е.
оно связано со всей системой общественных отношений;

3 Лидерство возникает стихийно, руководитель
реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, т.е. это процесс
целенаправленный и контролируемый социальными структурами.

4 Явление лидерства менее стабильно и зависит
от настроения группы, руководство – явление более стабильное.

5 Руководство подчиненными обладает гораздо
более определенной системой различных санкций, которых в руках у лидера нет.

6 Процесс принятия решения руководителемзначительно
более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не
обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидерпринимает
решения более непосредственные, касающиеся групповой деятельности.

7 Сфера деятельности лидера– малая группа, где
он и является лидером, сфера деятельности руководителя шире, т.к. он
представляет малую группу в более широкой социальной системе.

3 Проблемы руководства и лидерства в малой
группе

Лидерство чисто
психологическая характеристика поведения определенных членов группы, а руководство
– социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения
распределения ролей, управления и подчинения.

Лидером является такой
член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов
группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует
более высокий, чем у других членов группы, уровень активности, участия, влияния
в решении данной задачи.

Теории происхождения лидерства: «теория
черт», «ситуационная теория лидерства».

4. Стили руководства малой группой

Стиль управления – это устойчивая
совокупность личностных и социально-психологических характеристик руководителя,
посредством которых реализуются те или иные методы воздействия на группу
(коллектив).

 Стили руководства коллективом (К.Левин):

Авторитарный стиль

Формальная сторона

Содержательная сторона

1 Деловые краткие распоряжения. 2 Запреты без
снисхождения, с угрозой. 3 Четкий язык, неприветливый тон. 4 Похвала и
порицания субъективны. 5 Эмоции не принимаются в расчет. 6 Позиция лидера –
вне группы.

1 Дела в группе планируются заранее. 2 Определяются
лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны. 3 Голос руководителя –
решающий.

Демократический стиль

Формальная сторона

Содержательная сторона

1 Инструкции в форме предложений. 2 Не сухая речь, а
товарищеский тон. 3 Похвала и порицания с советами. 4 Распоряжения и запреты
– с дискуссиями. 5 Позиция лидера – внутри группы.

1 Мероприятия планируются в группе. 2 За реализацию
предложений отвечают все. 3 Все разделы работы не только предлагаются, но и
обсуждаются.

Либеральный стиль

Формальная сторона

Содержательная сторона

1 Тон – конвенциональный. 2 Отсутствие похвалы и
порицаний. 3 Никакого сотрудничества. 4 Позиция лидера – незаметно, в стороне
от группы.

1 Дела в группе идут сами собой. 2 Лидер не дает
указаний. 3 Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от
нового лидера.

Конформизм (от позднелат.
conformis — подобный, сообразный), морально-политический термин, обозначающий
приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей,
господствующих мнений и т. д.

Конформизм означает отсутствие собственной позиции,
беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей
силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т. п.).

Контрольные
вопросы

1. Что такое малая группа?

2. Какие существуют классификации малых
групп?

3. Какие разновидности групп выделяют по
уровню развития?

4. Что такое групповая динамика?

5.Каковы основные элементы групповой
динамики?

6. Что такое коллектив?

7. Какие виды коллективов выделяют по виду
деятельности?

8. Какие виды коллективов выделяют по
статусу?

9. Каковы основные отличия лидера и
руководителя?

10. Какие существуют теории происхождения
лидерства?

11. Что такое стиль управления?

12. Какие стили управления коллективом
выделяет К. Левин?


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Согласно проведенным исследованиям, проблема руководства лидерства — это две равнозначные проблемы, связанные с социальной психологией. Также эти качества относятся к проблеме объединения групповой деятельности, и в психологии описывается конкретный человек этого объединения.

Цель данной работы – это разобрать, какие существуют проблемы руководства и лидерства, как в самой организации, так и как качество человека – либо приобретенное либо развитое.

Для достижения цели данной работы необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть проблемы руководства и лидерства.

Изучить формы распределения власти.

Итак, начнем с того, что проблемы лидерства и руководства еще недостаточно исследованы на данный момент, хотя проблемы стоят достаточно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феномена лидерства и, как следствие, обеспечение эффективного руководства [1].

Ключевая фигура в команде – это обычный руководитель. Многое зависит от того, как руководитель ведет себя с людьми, как и во что он вмешивается или не вмешивается, что он делает для своих подчиненных. Именно по этим причинам и тому, что личность лидера, руководитель всегда вызывает у людей повышенный интерес, ученые, особенно психологи и социологи уделяют особое внимание этим вопросам.

Лидер — это человек в организации, в группе или в команде, который пользуется признанным авторитетом, имеет влияние на группу людей и он осуществляет управленческие действия.

Руководитель – это лицо, на которое возложены служебные функции по управлению группой лиц и организации ее деятельности.

Понятия лидера и руководителя схожи, но между ними есть различия, и каждого из этих качеств имеет как преимущества, так и недостатки. Кроме того, эти понятия присущи как самому человеку, его характеру, его личности, так и самой организации.

Лидер – управляет небольшой группой людей, где он является лидером.

Руководитель – управляет большой группой людей, он управляет более широкой социальной системой.

В социальной психологии специфика понятий лидерства отчетливо видна при анализе и сравнении двух качеств — «лидерства» и «руководства».

Это дополнительные различия между руководством и лидерством, но есть и общие черты:

Лидерство и руководство – это средства координации отношений членов социальной группы.

Лидерство и руководство – это оба явления, реализующие процессы социального влияния в коллективе.

Руководство, как и лидерство, характеризуется определенной субординацией отношений. В руководстве отношения четко определены и закреплены должностными инструкциями, а в лидерстве отношения никак не очерчены.

Нередко лидерство превращается в руководство, а руководство часто становится лидерством [2].

Таблица 1 – Матрица базовых стратегий

Руководство

Лидерство

Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации

1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе

Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды

2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа)

Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры

3. Возникает стихийно

Явление более стабильное

4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы

Более определенная система различных санкций

5. Менее определенная система различных санкций

Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой

6.Решения принимают непосредственно по групповой деятельности

Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа

Суть в том, что вопрос руководства и лидерства важен и актуален. Особое значение имеют проблемы форм распределения власти в организации и выбора стиля руководства, соответствующего ситуации и сферам деятельности организации [3].

Проблемы руководства и лидерства важны в условиях финансового кризиса, так как эффективным управлением должно быть устойчивость организации, и ее возможность конкурентоспособности.

Проблема руководства и лидерства — это проблема социальной психологии, оба эти качества относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции.

Рассматривая результаты проведенного исследования, актуальность изучения лидерства предопределяет современными подходами к лидерству, тем, что необходимо учитывать психологические и личностные особенности лидера и характера взаимоотношений, который во многом определяется, как способность лидера учитывать отношение подчиненного к нему.

Важность постановки проблемы лидерства определяется следующими факторами:

Недостаточная база исследования во многих областях лидерства;

Крайне низкий уровень профессионализма современных руководителей, что приводит к низкой эффективности деятельности организации.

Каждый руководитель должен уметь определять средства, с помощью которых он будет достигать поставленных целей, и методы контроля в достижении поставленных целей, а также уметь ставить перед собой задачи. И от того, насколько эффективно руководитель способен управлять мнением команды, зависит его успешное руководство.

Вывод: проблемы руководства и лидерства в современной организации в настоящее время стоят достаточно остро, и поэтому необходимо уделять большое внимание изучению аспектов руководства и лидерства [4].

В государственных учреждениях считается, что постановка целей и принятие ответственности – это дело политиков, а не государственных служащих. Лидерство на государственной службе – это логическое несоответствие демократии.

Конечно, руководитель может стать лидером, но только тогда, когда абсолютно все члены команды будут ему доверять и, несомненно, выполнять все его указания, а главное – делать это без лишних сомнений. Такие руководители добьются своих целей и будут успешны в своем бизнесе.

Проблемы лидерства:

Противостояние между руководителем и лидером, то есть между неформальными и формальными лидерами.

Качества лидера в реальной жизни не соответствуют теоретической базе.

Деструктивные лидеры, лидеры-противники групп.

Идентификация лидеров – людей с естественными или сформированными лидерскими качествами.

Понимание индивидуальных целей лидера с целями группы.

Сочетание формального и неформального лидерства в деятельности руководителя.

Разностороннее развитие лидера – целенаправленное изучение и формирование качеств и умений, которыми обладает лидер.

Так же хочется привести пример, что в современных крупных организациях, функционирующих в условиях динамичного окружения, существуют три типа управленцев, различающихся как по своей позиции, так и по функциям в организации (Таблица 2).

Таблица 2 – Сравнение линейных руководителей, функциональных специалистов и менеджеров в организации

Критерий сравнения

Линейный руководитель

Функциональный специалист

Менеджер

Объект управления

Люди

Деятельность

Деятельность

Характеристика деятельности

Работа по правилам

Работа по правилам

Инновационная деятельность, поисковая

Отношение к текущей деятельности организации

Включен в текущую деятельность

Включен в текущую деятельность

Выключен из текущей деятельности, работает на перспективу

Общая ориентация

Ориентирован на достижение организационных целей непосредственно

Ориентирован на достижение организационных целей опосредованно – через поддержание функционирования организации

Ориентирован на развитие организации, то есть на оптимизацию функционирования для эффективного достижения организационных целей

Итог, существует огромное количество проблем лидерства в организации, наличие которых, влияют на эффективность организации. Поэтому эти проблемы требуют решения [5].

Что же касается проблемы лидерства и руководства, также хочется отметить, что проблема лидерства и руководства, зависит как от организации, так и от самого человека. Эту проблему нельзя игнорировать, так как сразу будет она видна, у этой проблемы вид открытый. И если эту проблему не решить, то компания будет обречена.

Список использованной литературы

Агарков, А.П. Теория организации. Организация производства: Интегрированное: Учебное пособие для бакалавров / А.П. Агарков, Р.С. Голов, А.М. Голиков. — М.: Дашков и К, 2015. — 272 c

Бай, Т.В. Теория и методика организации питания в туристской индустрии / Т.В. Бай, О.В. Котлярова. — М.: Русайнс, 2015. — 320 c.

Балашов, А.П. Теория организации и организационное поведение: Учебное пособие / А.П. Балашов. — М.: Вузовский учебник, 2018. — 112 c.

Балашов, А.П. Теория организации: Учебное пособие / А.П. Балашов. — М.: Вузовский учебник, 2018. — 192 c.

Третьякова, Е.П. Теория организации (для бакалавров) / Е.П. Третьякова. — М.: КноРус, 2018. — 95 c.

Лидерство и руководство в группах

Лидерство
и руководство рассматриваются в
социальной психологии как групповые
процессы, связанные с социальной властью
в группе. В общих теориях лидерства под
лидером и руководителем понимается
человек, оказывающий ведущее влияние
на группу:
лидер
— в системе неформальных отношений,
руководитель — в системе формальных
отношений.

В
социально-психологическом смысле
лидерство и
руководство — это механизмы групповой
интеграции, объединяющие действия
группы вокруг индивида, выполняющего
функцию лидера или руководителя.

Феномены
лидерства и руководства близки по своей
психологической сущности, но они не
совпадают полностью, поскольку
руководитель чаще всего ориентируется
на задачу совместной деятельности, а
лидер — на групповые интересы.

Выделяют
два аспекта власти — формальный
и психологический
— в зависимости
от ориентации лидеров и руководителей.
Формальный, или инструментальный,
аспект власти связан с правовыми
полномочиями руководителя, а
психологический определяется личностными
возможностями руководителя воздействовать
на членов группы.

Различия
между лидером и руководителем:

1)лидер
регулирует межличностные отношения,
а руководитель — формальные. Лидер
связан только с внутригрупповыми
отношениями, руководитель же обязан
обеспечить определенный уровень
отношений своей группы в микроструктуре
организации;

2)
лидер является представителем своей
группы, ее членом. Он выступает как
элемент микросреды, в то время как
руководитель входит в макросреду,
представляя
группу на более высоком уровне социальных
отношений;

3)
лидерство является стихийным процессом
в отличие от руководства. Руководство
выступает как явление более стабильное,
нежели лидерство;

4)
руководитель в процессе влияния на
подчиненных имеет значительно больше
санкций, чем лидер. Он может использовать
формальные и неформальные санкции.
Лидер имеет возможности использовать
только неформальные санкции;

5)
различие между лидером и руководителем
связано с процессом принятия решений.
Для их реализации руководитель использует
большой объем информации, как внешней,
так и внутренней. Лидер владеет только
той информацией, которая существует в
рамках данной группы. Принятие решений
лидером осуществляется непосредственно,
а руководителем — опосредованно.

Теории происхождения лидерства

К
социологическим теориям
лидерства
относятся:
теория черт, ситуационная теория, теория
определяющей роли последователей,
реляционная теория.

Теория
черт
включает
идею о том, что лидерство — феномен,
рождаемый специфическими чертами
лидера. В социологических концепциях
М. Вебера
и Э.
Трельча
был
введен специальный термин для обозначения
такой специфической черты лидера, как
харизма
исключительная одаренность человека,
которая производит особое впечатление
на окружающих его людей. Теория получила
достаточно много опровержений в связи
с тем, что разные виды жизнедеятельности
социальной группы требуют разных
качеств лидера.

Ситуационная
теория
провозглашает
значимость ситуации в процессе выдвижения
лидера. Лидер — функция ситуации. Если
социальная ситуация существования
группы кардинально меняется, высока
вероятность смены лидера. Г. Ш
и бута
ни выделил
два психологических фактора, которые
зависят от изменения ситуации: степень
формализации группы и степень автономии
членов группы. Типы социальных ситуаций
в зависимости от изменения степени
формализации отношений и автономии
субъектов:

1) внезапные
критические ситуации.
Они
являются непредсказуемыми, возникают
как стихийный процесс и способствуют
выдвижению нового лидера;

2) критические
повторяющиеся, предсказуемые ситуации.
Лидеров и
руководителей специально готовят для
определенных действий в таких ситуациях;

3) типичные
повторяющиеся ситуации,
в
основе которых лежат конвенциональные
нормы. Такие ситуации обычно не
предполагают наличия лидера. Люди,
склонные к доминированию в общении,

часто здесь
выступают в роли лидера;

4) типичные
повторяющиеся конвенциональные
ситуации,
возникающие
в учреждениях разного вида (все, что
связано с работой большинства людей);

5) групповые
ритуалы.
Это
неформальные отношения, определяющие
шаблоны социального поведения большинства
членов группы.

Ситуационные
теории лидерства повлекли за собой
разработку теории
определяющей роли последователей .
Лидерство
— функция от ожиданий (экспектаций)
последователей. Лидер не может
существовать без социальной группы.
Если группа не поддерживает лидера, то
он утрачивает возможность влиять на
ее деятельность, в связи с этим необходимо
изучать требования и интересы группы.

В
рамках теории черт, ситуационной теории
и теории определяющей роли последователей
изучались различные проблемы влияния
и руководства. Поскольку и черты лидера,
и ситуация, в которой он действует, и
мнение последователей являются значимыми
почти во всех условиях деятельности
лидера, была разработана комплексная
(реляционная) теория
лидерства,
включающая в себя основные идеи всех
трех теорий.

Стиль
лидерства

это типичная для лидера система приемов
воздействия на членов группы (подчиненных
или ведомых).

К.
Левин
выделил
три стиля лидерства: авторитарный
(директивный), демократический
(коллегиальный) и попустительский
(анархический). Авторитарный
стиль
проявляется
в жестких способах управления, отсутствии
обсуждения принимаемых решений,
управлении группой только одним
человеком — руководителем, который сам
вырабатывает решения, контролирует и
координирует работу подчиненных.
Демократический
стиль
отличается
коллегиальным обсуждением проблем в
группе, поощрением руководителем
инициативы подчиненных, активным
обменом информацией между лидером и
членами группы, принятием решений на
общем собрании. Попустительский
стиль
выражается
в добровольном отказе руководителя от
управленческих функций, устранении от
руководства, передаче функций управления
членам группы.

Выделяют
четыре стиля руководства: стиль поддержки
(ориентирован на человека); инструментальный
стиль (ориентирован на задачу); стиль,
поощряющий участие людей в принятии
решений; стиль, ориентированный на
эффективное достижение целей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Организация малой группы, функции лидера и руководителя, проблема лидерства и руководства в целом являются центральными проблемами социальной психологии. Ученые разграничивают понятия «лидер» и «руководитель», причем понятие «лидер» не относится к политическому контексту. Рассмотрим, как разграничивает эти термины Б.Д.Парыгин.

Лидер

Руководитель

Осуществляет регулирование межличностного общения в группе

Осуществляет регулирование официального общения в группе как социальной организации

Действует в границах группы

Является элементом группы, взаимодействует со всей системой общественных отношений

Стихийное появление

Назначение, выборы – процесс, который контролируется социальной структурой

Положение лидера зависит от настроя группы, оно нестабильно

Положение руководителя стабильно

Лидер не может влиять на подчиненных при помощи санкций

Руководитель пользуется системой различных санкций

Быстро принимает решения, которые касаются деятельности группы

Процесс принятия решений более сложный

Область деятельности – малая группа

Является представителем малой группы в социальной системе

Таблица 1. Разведение понятий «лидер» и «руководитель» (по Б. Д. Парыгину)

Лидер и руководитель решают проблемы одного порядка, и тот, и другой стимулируют членов группы, подводят к принятию решения, заботятся о том, какими средствами поставленные задачи будут решены. Лидерство и руководство в малых группах различаются.

Лидерство

Лидерство можно назвать психологической характеристикой определенного члена группы или нескольких ее членов. Лидер выдвигается группой тогда, когда предстоит решение конкретной задачи в конкретный ситуативный момент. Человек, с подходящими более всего для решения этой задачи свойствами и качествами, берет на себя функции организатора. Человек, претендующий на лидерство, может быть более активен в этой ситуации, более осведомлен или иметь профессиональный опыт. Другие члены группы принимают лидерство, то есть отношения выстраиваются таким образом, что он будет вести, а они будут ведомыми. Не обязательно совпадение меры притязаний лидера и готовности группы принять его. Поэтому возможности лидера могут быть возрастающими и снижающимися. Лидерство – это всегда система групповых отношений, лидер не может действовать один. Иногда понятие «лидер» приравнивают к понятию «авторитет». Это не совсем так. Безусловно, лидер обладает авторитетом в группе, но не всякий авторитетный человек способен быть лидером. Лидер – это организатор, авторитет не выполняет такой функции, он выступает примером, идеалом. Феномен лидерства – это явление специфическое и с другими понятиями не отождествляющееся.

Руководство

Руководство можно назвать социальной характеристикой отношений в группе, происходит распределение ролей управления и подчинения. Руководство – это правовой процесс. Руководитель может быть лидером. Чтобы рассмотреть психологическое содержание деятельности руководителя, необходимо учитывать механизмы лидерства, но этого недостаточно.

Происхождение лидерства

Теория «черт» (харизматическая теория) возникла из положений немецкой психологии начала XX века. Теория основывается на врожденных качествах. Лидером может стать только тот человек, который обладает набором определенных личностных свойств. Особенно подробно рассматривались такие психологические черты в американской социальной психологии. Они стали основой для разработки психологических тестов по отбору возможных лидеров. Однако выяснилось, что выделить черты, характерные для лидера, невозможно. К.Бэрд составил список, куда включил 79 «лидерских» черт: проявление инициативы, общительность, энтузиазм, уверенность, целеустремленность и др. Прозвучали мнения о том, что стабильный перечень психологических черт, необходимых лидеру, вряд ли возможно составить. Р. Стогдилл добавил этот перечень, в нем появились такие черты, как бдительность, популярность, красноречие. После опубликования своей работы Стогдиллом теория черт была опровергнута. Г. Дженнингс заметил, что теория более отражает черты экспериментатора, нежели лидера. Появилась теория «лидера без черт». Но она также не дала ответа на вопрос о том, каково происхождение лидерства.

Ситуационная теория лидерства не отмежевывается полностью от теории черт, но утверждает, что лидерство – это продукт ситуации. В разных ситуациях у группы может быть свой лидер, который превосходит других в основном для данной ситуации качестве. Лидер лучше других может актуализировать присущую ему черту в данной конкретной ситуации. Наличие этой черты наблюдается и у других людей, но она проявляется не так ярко. Свойства и черты лидера имеют относительный характер, зависящий от ситуации. Ситуационная теория предлагала главным моментом возникновения лидера считать момент его выдвижения группой. Ведь именно группа ждет от лидера раскрытия необходимой черты, такой подход называют еще функциональным.

Е.Хартли предложил четыре модели происхождения лидерства:

  • если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключается, что он же станет лидером в другой ситуации;
  • под влиянием стереотипов лидеры в одной ситуации рассматриваются группой как лидеры вообще;
  • став лидером в одной ситуации, человек приобретает авторитет, благодаря ему, группа может избрать его лидером в другой раз;
  • отдельным людям свойственно «искать посты», поэтому они ведут себя так, что им «дают посты».

Ситуационная теория приобрела большую популярность, чем теория «черт». На ее основе проводились исследования лидерства в школе «групповой динамики».

Системная теория лидерства, разработанная учеными Р .Бейслом и Ф.Слетгером, рассматривает лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер является субъектом управления этим процессом. Здесь лидерство понимается как функция группы и изучается с точки зрения целей и задач группы. Можно выделить два типа лидеров:

  • инструментальные (деловые) – люди, нацеленные на успех, на решение общей групповой задачи;
  • эмоциональные (экспрессивные) – люди, обращающие внимание на межличностные отношения, сотрудников, старающиеся создать благоприятную атмосферу.

Многие российские ученые рассматривают лидерство в контексте совместной групповой деятельности. То есть, главной является не просто ситуация, а ситуация, связанная с конкретными задачами группы, где отдельные люди могут продемонстрировать свою способность лучше других решить данную задачу. Лидер от других членов группы отличается тем, что имеет более высокий уровень влияния, а не особые черты.

Р.Л.Кричевский разработал концепцию ценностного обмена как способ выдвижения лидера. Идея ценностного обмена разрабатывалась другими учеными. В концепции Кричевского она используется для объяснения феномена лидерства. Происходит обмен значимых личностных свойств членов группы на авторитет и признание лидера. Тот, у кого наиболее полно представлены нужные качества, становится лидером. Лидер идентифицируется с набором ценностей группы. Именно поэтому он обладает наибольшим влиянием.

Так как термины «лидер» и «руководитель» употребляются неоднозначно, в социальной психологии проблему принято обозначать как стиль руководства. К.Левин, Р.Липпит, Р.Уайт проводили в школе групповой динамики эксперимент. В эксперименте принимали участие подростки 11-12 лет, которые изготавливали маски под руководством взрослых. Руководители, взрослые люди, демонстрировали разные стили руководства в группах, а экспериментаторы сравнивали эффективность деятельности этих групп. Стили руководства обозначались как авторитарный, демократический, попустительский.

Выбор таких терминов для обозначения стилей руководства был связан с личной биографией К.Левина. Эксперименты осуществлялись после эмиграции К.Левина из фашистской Германии. Употребив термины «авторитарный» и «демократический», Левин продемонстрировал свою антифашистскую позицию. Однако речь шла о психологическом рисунке типа принятия решения. Другие авторы предлагают отказаться от данной терминологии, носящей политический подтекст, и ввести новые обозначения типа «директивный», «коллегиальный», «разрешительный» (либеральный) стили с сохранением психологического рисунка.

Каждый из трех стилей, выделенных К.Левиным, можно проанализировать по двум параметрам. Необходимо отметить, что многое можно отнести и к руководителю. В условиях эксперимента равнозначно выявляются стиль лидерства и стиль руководства.

Стиль лидерства

Формальный признак

Содержательный признак

Авторитарный

Приказы, распоряжения, запреты, ограничения;

Место лидера – вне группы

Составление планов заранее, сокрытие целей, решающий голос лидера

Демократический

Инструктаж, обсуждение запретов

Место лидера – внутри группы

Составление планов при участии группы, за выполнение несут ответственность все члены группы. Решение принимается сообща после обсуждения

Попустительский

Отсутствие похвалы, поощрений, нет сотрудничества

Место лидера – в стороне от группы

Выполнение задачи не контролируется, дела пущены на самотек. Нет указаний. Решения принимаются спонтанно, в зависимости от отдельно возникших интересов

Таблица 2. Стили лидерства

Проблема лидерства и руководства часто упрощается. Считается, что в одном человеке должны непременно совпадать качества лидера и руководителя. Отсюда появилось разделение на лидеров официального и неофициального типа.

Замечание 1

На самом деле в малых группах рядом с руководителем могут существовать несколько лидеров, появившихся из группы. Психологически важно определить специфику сочетания деятельности руководителя и деятельностей многочисленных лидеров, так же, как и в его собственной деятельности сочетание черт руководителя и лидера.

Помочь может модель Ф.Фидлера, где есть руководитель, нацеленный на решение задачи, и руководитель, ориентированный на межличностные контакты. Особые методики помогут установить к какому типу относится руководитель. Например, выявляется отношение к не самому лучшему сотруднику. Тот руководитель, который нацелен на решение задачи, видит в этом сотруднике только отрицательные качества. Другой руководитель не склонен так думать. Может быть определена область групповой деятельности, где будет эффективен тот и другой руководитель. Возможно осуществить диагностику уровня социального контроля. При высоком и низком уровне социального контроля эффективнее будет руководитель, нацеленный на задачу. При среднем уровне социального контроля лучше будет работать руководитель, нацеленный на межличностные контакты. Модель многогранна, поэтому можно учитывать управленческие черты с психологическими качествами лидера.

Лидерство и руководство в малых группах

 При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой? Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как «проблема лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологической традиции, связанной с исследованием данного феномена. В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой. Поэтому крайне важно сделать прежде всего терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель». В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных термина (так же, впрочем, как и в немецком, но не в английском языке, где «лидер» употребляется в обоих случаях) и определены различия в содержании этих понятий. При этом не рассматривается употребление понятия «лидер» в политической терминологии. Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя: 1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений; 3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры; 4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное; 5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; 6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7) сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе (Парыгин, 1971. С. 310-311). Эти различия (с некоторыми вариантами) называют и другие авторы.

Как видно из приведенных соображений, лидер и руководитель имеют тем не менее дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках их деятельности существуют общие черты, что и дает право при рассмотрении проблемы зачастую описывать эту деятельность как идентичную, хотя это, строго говоря, не является вполне точным. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс (Социальная психология и социальное планирование, 1973. С. 84). Чтобы изучить психологическое содержание деятельности руководителя, можно использовать знание механизма лидерства, но одно знание этого механизма ни в коем случае не дает полной характеристики деятельности руководителя.

Поэтому последовательность в анализе данной проблемы должна быть именно такой: сначала выявление общих характеристик механизма лидерства, а затем интерпретация этого механизма в рамках конкретной деятельности руководителя.

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.

Выяснить действительные возможности лидера — значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться (Кричевский, Рыжак, 1985). Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства — это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями.

ВикиЧтение

Социальная психология
Мельникова Надежда Анатольевна

28. Лидерство и руководство в группах

Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. Под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер – в системе неформальных отношений, руководитель – в системе формальных отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство – это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.

Выделяют два аспекта власти – формальный и психологический. Формальный, или инструментальный, аспект власти связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы.

Различия между лидером и руководителем:

1) лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель – формальные. Лидер связан только с внут-ригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации;

2) лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений;

3) лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства. Руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство;

4) руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер. Он может использовать формальные и неформальные санкции. Лидер имеет возможности использовать только неформальные санкции; 5) различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений. Для их реализации руководитель использует большой объем информации, как внешней, так и внутренней. Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. Принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем – опосредованно. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем.

В некоторых источниках феномены лидерства и руководства рассматриваются как идентичные. Так, Д. Майерс считает, что лидерство – это процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.

При этом лидер может быть официально назначен или избран, но может быть и выдвинут в процессе групповых взаимодействий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Раздел 8.1. Типы проблем в группах и организациях

Раздел 8.1. Типы проблем в группах и организациях
В организациях существует различие между повторными, «рекуррентными», и «девственными» проблемами. Различные типы проблем задействуют различные типы проблемных пространств.Повторные проблемы – это непрерывные ситуации,

3.13. МАНИПУЛЯЦИИ В БОЛЬШИХ ГРУППАХ

3.13. МАНИПУЛЯЦИИ В БОЛЬШИХ ГРУППАХ
Психотерапию, проводимую с большими группами, иногда называют массовой психотерапией. Под массовой психотерапией понимают лечебный сеанс с числом больных, превышающим 50 человек. В России массовые сеансы психотерапии, пожалуй, как нигде

Специфика работы в разных группах

Специфика работы в разных группах
Рассмотрим, каковы возможные пути комплектования подростковой тренинговой группы и в чем заключается специфика работы в группах, сформированных разными способами.Добровольное участие. Подростки приходят в группу по собственному

19. Понятие о группах и коллективах

19. Понятие о группах и коллективах
Социальная сущность человека проявляется в его материальной и духовной жизни.Изолированный от других людей, он не мог превратиться из раба природы в ее повелителя. Лишь общественная трудовая деятельность обеспечила людям средства

24. Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах

24. Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах
В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения.Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Человек так или иначе относится к вещам, событиям социальной жизни, людям.

Иллюзионизм и манипуляции в больших группах

Иллюзионизм и манипуляции в больших группах
Психотерапию, проводимую с большими группами, иногда называют массовой психотерапией. Под массовой психотерапией понимают лечебный сеанс с числом больных, превышающим 50 человек. В России массовые сеансы психотерапии,

Сочетание цветов в группах душ

Сочетание цветов в группах душ
Когда люди, находящиеся в состоянии транса, покидают пространства восстановления энергии, ориентирующей настройки души и Библиотеку и начинают активно взаимодействовать с другими душами, их контрастирующие цвета становятся более

РАБОТА В ГРУППАХ

РАБОТА В ГРУППАХ

Какую этическую позицию занял Лакан в годы второй мировой войны? Он просто не написал ни единой строчки. С 1940 году он работал в военном госпитале в оккупированном Парижа. После окончания войны Лакан погружается в проблему индивидуального и

Приложение Г Вопросы для обсуждения в группах

Приложение Г
Вопросы для обсуждения в группах
Регулярное обсуждение поможет вам лучше разобраться в том, что такое серьезная ответственность. Организуйте небольшую группу из членов семьи, друзей, сотрудников или коллег и проводите еженедельные дискуссии. Прилагаем

Кто нуждается в группах поддержки?

Кто нуждается в группах поддержки?
Наверное, проще было бы задать вопрос — а кто в них не нуждается? Вы обращали внимание, сколько людей опосредовано, можно даже сказать — замаскированно, обращается за помощью, высказывая просьбы помолиться о себе или о своих ближних?

4. Упражнение на применение отклика в учебных группах

4. Упражнение на применение отклика в учебных группах
Сначала распределите роли прихожанина, пастора и наблюдателя (посредника). Затем пастор слушает прихожанина и отвечает ему в течение пяти минут (посредник следит за временем). Затем посредник (наблюдатель) оценивает

Лидерство и руководство в малых группах

Проблема лидерства
и руководства является одной из
центральных проблем социальной
психологии.

По мнению
Г.М.Андреевой «проблема лидерства»
должна быть обозначена более широко
как проблема руководства группой.

В литературе
посвященной психологии менеджмента
зарубежные авторы доказывают, что нельзя
стать лидером, не будучи эффективным
руководителем, и наоборот.(М.Кэ
де Ври, М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури.)

Э

Руководство малой группой — предварительно
спланированное, закрепленное штатным
расписанием, управление группой,
коллективом со стороны избранного
коллективом или назначенного высшей
инстанцией лица.

то объясняется тем, что лидерство
можно рассматривать и как процесс, и
как состояние. Каксостояние,
лидерство представляет собой набор
характеристик (моделей поведения и
личностных качеств), которые делают
людей более эффективными в достижении
целей. Как процесс,
лидерство — это попытка руководителя,
используя разные основы власти, повлиять
на членов группы, чтобы направить их
усилия на достижение цели. Кроме того,
лидеры считаются «высшими существами»
по сравнению с руководителями, менеджерами.

Специалист по
лидерству Уоррен Беннис так объясняет
разницу между лидерством и руководством:
он различает между «делать правильные
вещи» и «правильно делать вещи».

Один из ведущих
специалистов Франции в области менеджмента
Манфред Кэ де Ври приводит несколько
различий между лидером и руководителем:

  • Лидеры заинтересованы
    в будущем, а руководители сконцентрированы
    на настоящем.

  • Лидеры заинтересованы
    в преобразованиях, руководители
    предпочитают стабильность.

  • Лидеры строят
    долгосрочные планы, руководители
    краткосрочные.

  • Лидеры заняты
    видением, а руководители (озабоченные
    правилами и распоряжениями) сосредоточены
    на инструкциях.

  • Лидеры думают
    «зачем», руководители «почему».

  • Лидеры умеют
    делегировать власть, а руководители
    предпочитают контролировать.

  • Лидеры знают, как
    упростить, а руководителям нравится
    сложность.

  • Лидеры используют
    свою интуицию, а руководители полагаются
    на логику.

Отечественные
социальные психологи также различают
лидерство
как явление
стихийного управления группой со стороны
одного из членов группы, не закрепленное
официальными документами

и руководство,
как предварительно
спланированное, закрепленное штатным
расписанием, управление группой,
коллективом со стороны избранного
коллективом или назначенного высшей
инстанцией лица
.

Б.Д.Парыгин выделяет
следующие различия лидера и руководителя:

  1. л

    Лидерство как состояниенабор

    характеристик (моделей поведения

    и личностных качеств), которые

    делают людей более эффективными

    в достижении целей.

    Лидерство какпроцессэто
    попытка

    руководителя, используя разные основы

    власти, повлиять на членов группы,
    чтобы

    направить их
    усилия на достижение цели.

    идер в основном призван осуществлять
    регуляцию межличностных отношений в
    группе, в то время как руководитель
    осуществляет регуляцию официальных
    отношений группы как некоторой социальной
    организации;

  2. лидерство можно
    констатировать в условиях микросреды
    (какой и является малая группа),
    руководство — элемент макросреды, то
    есть оно связано со всей системой
    общественных отношений;

  3. лидерство возникает
    стихийно, руководитель всякой реальной
    социальной группы либо назначается,
    либо избирается, но так или иначе этот
    процесс не является стихийным, а
    напротив, целенаправленным, осуществляемым
    под контролем различных элементов
    социальной структуры;

  4. явление лидерства
    менее стабильно, выдвижение лидера в
    большой степени зависит от настроения
    группы, в то время как руководство —
    явление более стабильное;

  5. руководство
    подчиненными в отличие от лидерства
    обладает гораздо более определенной
    системой различных санкций, которых в
    руках лидера нет;

  6. процесс принятия
    решения руководителем (и вообще в
    системе руководства) значительно более
    сложен и опосредован множеством
    различных обстоятельств и соображений,
    не обязательно коренящихся в данной
    группе, в то время как лидер принимает
    более непосредственные решения,
    касающиеся групповой деятельности;

  7. сфера деятельности
    лидера — в основном малая группа, где
    он и является лидером, сфера действия
    руководителя шире, поскольку он
    представляет малую группу в более
    широкой социальной системе.

Таким образом,
руководство
— это строго установленный, формальный
процесс, общий для всех групп. Оно
определяется как набор действий,
основанных на использовании заранее
известных техник и средств, в то время
как лидерство основывается, прежде
всего, на личности человека и возникает
из процессов влияния и власти. Лидерство
– это процесс межличностного влияния.
Лидера порождает структура и характер
взаимоотношений в каждой конкретной
группе.

Лидерство
– психологическая характеристика
поведения определенных членов группы.
Руководство
– социальная характеристика отношений
в группе, прежде всего с точки зрения
распределения ролей управления и
подчинения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Лидерство и руководство в малых группах

 При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой? Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как «проблема лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологической традиции, связанной с исследованием данного феномена. В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой. Поэтому крайне важно сделать прежде всего терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель». В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных термина (так же, впрочем, как и в немецком, но не в английском языке, где «лидер» употребляется в обоих случаях) и определены различия в содержании этих понятий. При этом не рассматривается употребление понятия «лидер» в политической терминологии. Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя: 1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений; 3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры; 4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное; 5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; 6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7) сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе (Парыгин, 1971. С. 310-311). Эти различия (с некоторыми вариантами) называют и другие авторы.

Как видно из приведенных соображений, лидер и руководитель имеют тем не менее дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках их деятельности существуют общие черты, что и дает право при рассмотрении проблемы зачастую описывать эту деятельность как идентичную, хотя это, строго говоря, не является вполне точным. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс (Социальная психология и социальное планирование, 1973. С. 84). Чтобы изучить психологическое содержание деятельности руководителя, можно использовать знание механизма лидерства, но одно знание этого механизма ни в коем случае не дает полной характеристики деятельности руководителя.

Поэтому последовательность в анализе данной проблемы должна быть именно такой: сначала выявление общих характеристик механизма лидерства, а затем интерпретация этого механизма в рамках конкретной деятельности руководителя.

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.

Выяснить действительные возможности лидера — значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться (Кричевский, Рыжак, 1985). Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства — это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями.

ВикиЧтение

Социальная психология
Мельникова Надежда Анатольевна

28. Лидерство и руководство в группах

Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. Под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер – в системе неформальных отношений, руководитель – в системе формальных отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство – это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.

Выделяют два аспекта власти – формальный и психологический. Формальный, или инструментальный, аспект власти связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы.

Различия между лидером и руководителем:

1) лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель – формальные. Лидер связан только с внут-ригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации;

2) лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений;

3) лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства. Руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство;

4) руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер. Он может использовать формальные и неформальные санкции. Лидер имеет возможности использовать только неформальные санкции; 5) различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений. Для их реализации руководитель использует большой объем информации, как внешней, так и внутренней. Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. Принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем – опосредованно. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем.

В некоторых источниках феномены лидерства и руководства рассматриваются как идентичные. Так, Д. Майерс считает, что лидерство – это процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.

При этом лидер может быть официально назначен или избран, но может быть и выдвинут в процессе групповых взаимодействий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Раздел 8.1. Типы проблем в группах и организациях

Раздел 8.1. Типы проблем в группах и организациях
В организациях существует различие между повторными, «рекуррентными», и «девственными» проблемами. Различные типы проблем задействуют различные типы проблемных пространств.Повторные проблемы – это непрерывные ситуации,

3.13. МАНИПУЛЯЦИИ В БОЛЬШИХ ГРУППАХ

3.13. МАНИПУЛЯЦИИ В БОЛЬШИХ ГРУППАХ
Психотерапию, проводимую с большими группами, иногда называют массовой психотерапией. Под массовой психотерапией понимают лечебный сеанс с числом больных, превышающим 50 человек. В России массовые сеансы психотерапии, пожалуй, как нигде

Специфика работы в разных группах

Специфика работы в разных группах
Рассмотрим, каковы возможные пути комплектования подростковой тренинговой группы и в чем заключается специфика работы в группах, сформированных разными способами.Добровольное участие. Подростки приходят в группу по собственному

19. Понятие о группах и коллективах

19. Понятие о группах и коллективах
Социальная сущность человека проявляется в его материальной и духовной жизни.Изолированный от других людей, он не мог превратиться из раба природы в ее повелителя. Лишь общественная трудовая деятельность обеспечила людям средства

24. Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах

24. Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах
В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения.Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Человек так или иначе относится к вещам, событиям социальной жизни, людям.

Иллюзионизм и манипуляции в больших группах

Иллюзионизм и манипуляции в больших группах
Психотерапию, проводимую с большими группами, иногда называют массовой психотерапией. Под массовой психотерапией понимают лечебный сеанс с числом больных, превышающим 50 человек. В России массовые сеансы психотерапии,

Сочетание цветов в группах душ

Сочетание цветов в группах душ
Когда люди, находящиеся в состоянии транса, покидают пространства восстановления энергии, ориентирующей настройки души и Библиотеку и начинают активно взаимодействовать с другими душами, их контрастирующие цвета становятся более

РАБОТА В ГРУППАХ

РАБОТА В ГРУППАХ

Какую этическую позицию занял Лакан в годы второй мировой войны? Он просто не написал ни единой строчки. С 1940 году он работал в военном госпитале в оккупированном Парижа. После окончания войны Лакан погружается в проблему индивидуального и

Приложение Г Вопросы для обсуждения в группах

Приложение Г
Вопросы для обсуждения в группах
Регулярное обсуждение поможет вам лучше разобраться в том, что такое серьезная ответственность. Организуйте небольшую группу из членов семьи, друзей, сотрудников или коллег и проводите еженедельные дискуссии. Прилагаем

Кто нуждается в группах поддержки?

Кто нуждается в группах поддержки?
Наверное, проще было бы задать вопрос — а кто в них не нуждается? Вы обращали внимание, сколько людей опосредовано, можно даже сказать — замаскированно, обращается за помощью, высказывая просьбы помолиться о себе или о своих ближних?

4. Упражнение на применение отклика в учебных группах

4. Упражнение на применение отклика в учебных группах
Сначала распределите роли прихожанина, пастора и наблюдателя (посредника). Затем пастор слушает прихожанина и отвечает ему в течение пяти минут (посредник следит за временем). Затем посредник (наблюдатель) оценивает

Организация малой группы, функции лидера и руководителя, проблема лидерства и руководства в целом являются центральными проблемами социальной психологии. Ученые разграничивают понятия «лидер» и «руководитель», причем понятие «лидер» не относится к политическому контексту. Рассмотрим, как разграничивает эти термины Б.Д.Парыгин.

Лидер

Руководитель

Осуществляет регулирование межличностного общения в группе

Осуществляет регулирование официального общения в группе как социальной организации

Действует в границах группы

Является элементом группы, взаимодействует со всей системой общественных отношений

Стихийное появление

Назначение, выборы – процесс, который контролируется социальной структурой

Положение лидера зависит от настроя группы, оно нестабильно

Положение руководителя стабильно

Лидер не может влиять на подчиненных при помощи санкций

Руководитель пользуется системой различных санкций

Быстро принимает решения, которые касаются деятельности группы

Процесс принятия решений более сложный

Область деятельности – малая группа

Является представителем малой группы в социальной системе

Таблица 1. Разведение понятий «лидер» и «руководитель» (по Б. Д. Парыгину)

Лидер и руководитель решают проблемы одного порядка, и тот, и другой стимулируют членов группы, подводят к принятию решения, заботятся о том, какими средствами поставленные задачи будут решены. Лидерство и руководство в малых группах различаются.

Лидерство

Лидерство можно назвать психологической характеристикой определенного члена группы или нескольких ее членов. Лидер выдвигается группой тогда, когда предстоит решение конкретной задачи в конкретный ситуативный момент. Человек, с подходящими более всего для решения этой задачи свойствами и качествами, берет на себя функции организатора. Человек, претендующий на лидерство, может быть более активен в этой ситуации, более осведомлен или иметь профессиональный опыт. Другие члены группы принимают лидерство, то есть отношения выстраиваются таким образом, что он будет вести, а они будут ведомыми. Не обязательно совпадение меры притязаний лидера и готовности группы принять его. Поэтому возможности лидера могут быть возрастающими и снижающимися. Лидерство – это всегда система групповых отношений, лидер не может действовать один. Иногда понятие «лидер» приравнивают к понятию «авторитет». Это не совсем так. Безусловно, лидер обладает авторитетом в группе, но не всякий авторитетный человек способен быть лидером. Лидер – это организатор, авторитет не выполняет такой функции, он выступает примером, идеалом. Феномен лидерства – это явление специфическое и с другими понятиями не отождествляющееся.

Руководство

Руководство можно назвать социальной характеристикой отношений в группе, происходит распределение ролей управления и подчинения. Руководство – это правовой процесс. Руководитель может быть лидером. Чтобы рассмотреть психологическое содержание деятельности руководителя, необходимо учитывать механизмы лидерства, но этого недостаточно.

Происхождение лидерства

Теория «черт» (харизматическая теория) возникла из положений немецкой психологии начала XX века. Теория основывается на врожденных качествах. Лидером может стать только тот человек, который обладает набором определенных личностных свойств. Особенно подробно рассматривались такие психологические черты в американской социальной психологии. Они стали основой для разработки психологических тестов по отбору возможных лидеров. Однако выяснилось, что выделить черты, характерные для лидера, невозможно. К.Бэрд составил список, куда включил 79 «лидерских» черт: проявление инициативы, общительность, энтузиазм, уверенность, целеустремленность и др. Прозвучали мнения о том, что стабильный перечень психологических черт, необходимых лидеру, вряд ли возможно составить. Р. Стогдилл добавил этот перечень, в нем появились такие черты, как бдительность, популярность, красноречие. После опубликования своей работы Стогдиллом теория черт была опровергнута. Г. Дженнингс заметил, что теория более отражает черты экспериментатора, нежели лидера. Появилась теория «лидера без черт». Но она также не дала ответа на вопрос о том, каково происхождение лидерства.

Ситуационная теория лидерства не отмежевывается полностью от теории черт, но утверждает, что лидерство – это продукт ситуации. В разных ситуациях у группы может быть свой лидер, который превосходит других в основном для данной ситуации качестве. Лидер лучше других может актуализировать присущую ему черту в данной конкретной ситуации. Наличие этой черты наблюдается и у других людей, но она проявляется не так ярко. Свойства и черты лидера имеют относительный характер, зависящий от ситуации. Ситуационная теория предлагала главным моментом возникновения лидера считать момент его выдвижения группой. Ведь именно группа ждет от лидера раскрытия необходимой черты, такой подход называют еще функциональным.

Е.Хартли предложил четыре модели происхождения лидерства:

  • если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключается, что он же станет лидером в другой ситуации;
  • под влиянием стереотипов лидеры в одной ситуации рассматриваются группой как лидеры вообще;
  • став лидером в одной ситуации, человек приобретает авторитет, благодаря ему, группа может избрать его лидером в другой раз;
  • отдельным людям свойственно «искать посты», поэтому они ведут себя так, что им «дают посты».

Ситуационная теория приобрела большую популярность, чем теория «черт». На ее основе проводились исследования лидерства в школе «групповой динамики».

Системная теория лидерства, разработанная учеными Р .Бейслом и Ф.Слетгером, рассматривает лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер является субъектом управления этим процессом. Здесь лидерство понимается как функция группы и изучается с точки зрения целей и задач группы. Можно выделить два типа лидеров:

  • инструментальные (деловые) – люди, нацеленные на успех, на решение общей групповой задачи;
  • эмоциональные (экспрессивные) – люди, обращающие внимание на межличностные отношения, сотрудников, старающиеся создать благоприятную атмосферу.

Многие российские ученые рассматривают лидерство в контексте совместной групповой деятельности. То есть, главной является не просто ситуация, а ситуация, связанная с конкретными задачами группы, где отдельные люди могут продемонстрировать свою способность лучше других решить данную задачу. Лидер от других членов группы отличается тем, что имеет более высокий уровень влияния, а не особые черты.

Р.Л.Кричевский разработал концепцию ценностного обмена как способ выдвижения лидера. Идея ценностного обмена разрабатывалась другими учеными. В концепции Кричевского она используется для объяснения феномена лидерства. Происходит обмен значимых личностных свойств членов группы на авторитет и признание лидера. Тот, у кого наиболее полно представлены нужные качества, становится лидером. Лидер идентифицируется с набором ценностей группы. Именно поэтому он обладает наибольшим влиянием.

Так как термины «лидер» и «руководитель» употребляются неоднозначно, в социальной психологии проблему принято обозначать как стиль руководства. К.Левин, Р.Липпит, Р.Уайт проводили в школе групповой динамики эксперимент. В эксперименте принимали участие подростки 11-12 лет, которые изготавливали маски под руководством взрослых. Руководители, взрослые люди, демонстрировали разные стили руководства в группах, а экспериментаторы сравнивали эффективность деятельности этих групп. Стили руководства обозначались как авторитарный, демократический, попустительский.

Выбор таких терминов для обозначения стилей руководства был связан с личной биографией К.Левина. Эксперименты осуществлялись после эмиграции К.Левина из фашистской Германии. Употребив термины «авторитарный» и «демократический», Левин продемонстрировал свою антифашистскую позицию. Однако речь шла о психологическом рисунке типа принятия решения. Другие авторы предлагают отказаться от данной терминологии, носящей политический подтекст, и ввести новые обозначения типа «директивный», «коллегиальный», «разрешительный» (либеральный) стили с сохранением психологического рисунка.

Каждый из трех стилей, выделенных К.Левиным, можно проанализировать по двум параметрам. Необходимо отметить, что многое можно отнести и к руководителю. В условиях эксперимента равнозначно выявляются стиль лидерства и стиль руководства.

Стиль лидерства

Формальный признак

Содержательный признак

Авторитарный

Приказы, распоряжения, запреты, ограничения;

Место лидера – вне группы

Составление планов заранее, сокрытие целей, решающий голос лидера

Демократический

Инструктаж, обсуждение запретов

Место лидера – внутри группы

Составление планов при участии группы, за выполнение несут ответственность все члены группы. Решение принимается сообща после обсуждения

Попустительский

Отсутствие похвалы, поощрений, нет сотрудничества

Место лидера – в стороне от группы

Выполнение задачи не контролируется, дела пущены на самотек. Нет указаний. Решения принимаются спонтанно, в зависимости от отдельно возникших интересов

Таблица 2. Стили лидерства

Проблема лидерства и руководства часто упрощается. Считается, что в одном человеке должны непременно совпадать качества лидера и руководителя. Отсюда появилось разделение на лидеров официального и неофициального типа.

Замечание 1

На самом деле в малых группах рядом с руководителем могут существовать несколько лидеров, появившихся из группы. Психологически важно определить специфику сочетания деятельности руководителя и деятельностей многочисленных лидеров, так же, как и в его собственной деятельности сочетание черт руководителя и лидера.

Помочь может модель Ф.Фидлера, где есть руководитель, нацеленный на решение задачи, и руководитель, ориентированный на межличностные контакты. Особые методики помогут установить к какому типу относится руководитель. Например, выявляется отношение к не самому лучшему сотруднику. Тот руководитель, который нацелен на решение задачи, видит в этом сотруднике только отрицательные качества. Другой руководитель не склонен так думать. Может быть определена область групповой деятельности, где будет эффективен тот и другой руководитель. Возможно осуществить диагностику уровня социального контроля. При высоком и низком уровне социального контроля эффективнее будет руководитель, нацеленный на задачу. При среднем уровне социального контроля лучше будет работать руководитель, нацеленный на межличностные контакты. Модель многогранна, поэтому можно учитывать управленческие черты с психологическими качествами лидера.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Смена руководства областной больницы
  • Укачивающее устройство для коляски rockit инструкция
  • Простатилен свечи инструкция по применению цена в самаре
  • Флуимуцил спрей для носа цена инструкция по применению взрослым
  • Еврохим усольский калийный комбинат руководство