Как устроить теракт в школе инструкция

Памятка для обучающихся образовательной организации о правилах поведения и порядке действий при нападении вооружённых преступников

ПАМЯТКИ для руководителей учреждений и организаций, дежурных служб, персонала объектов и граждан по действиям при угрозе совершения (совершении) террористических актов и возникновению других чрезвычайных ситуаций

Типовая модель действий нарушителя, совершающего на объекте образования преступление террористической направленности в формах вооруженного нападения, размещения взрывного устройства, захвата заложников

Алгоритмы действий персонала образовательной организации, работников частных охранных организаций и обучающихся при совершении (угрозе совершения) преступления в формах вооруженного нападения, размещения взрывного устройства, захвата заложников, а также информационного взаимодействия образовательных организаций с территориальными органами МВД России, Росгвардии и ФСБ России.

Памятка действий обучающихся МОУ СШ №10 при совершении (угрозе совершения) преступлений террористической направленности

Памятка действий персонала МОУ СШ №10 при совершении (угрозе совершения) преступлений террористической направленности

Приказ О проведении учебной тренировки по отработке действий персонала, работника ЧОП и обучающихся при совершении (угрозе совершения) террористического акта в форме вооруженного нападения

Приказ Об утверждении Модели действий нарушителя и алгоритмов действий персонала и обучающихся при совершении теракта


Современная жизнь полна опасных неожиданностей, которые создают угрозу здоровью и жизни людей. Наряду с чрезвычайными ситуациями природного, техногенного и биолого-социального характера, которые чаще всего возникают от случайного стечения обстоятельств, человечество периодически переживает трагедии, вызываемые умышленными, целенаправленными действиями людей. Эти действия, всегда связанные с насилием, получили название терроризм. Понятие «терроризм» означает страх, ужас.

Любой человек по стечению обстоятельств может оказаться заложником у преступников. При этом они, преступники, могут добиваться достижения любых целей. Во всех случаях ваша жизнь может стать предметом торга для террористов. Захват может произойти на транспорте, в учреждении, на улице, в квартире.

Если вас взяли в заложники или похитили, рекомендуем придерживаться следующих правил поведения:

  • не поддавайтесь панике;
  • не допускайте действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;
  • переносите лишения, оскорбления и унижения, не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе;
  • при необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной, старайтесь не допускать истерик и паники;
  • на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивайте разрешение;
  • если вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим вы сократите потерю крови. Помните: ваша цель – остаться в живых.
  • Помните, что, получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения.
  • во время проведения спецслужбами операции по вашему освобождению неукоснительно соблюдайте такие правила:
  • лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;
  • ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб, это опасно;
  • если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон.

Если вы обнаружили подозрительный предмет, который может оказаться взрывным устройством.

Если обнаруженный предмет не должен, как вам кажется, находиться «в этом месте и в это время», не оставляйте этот факт без внимания.

Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, сообщите об этом взрослым или опросите окружающих людей. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю, кондуктору.

Если вы обнаружили подозрительный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен, немедленно сообщите о находке в полицию по телефону «02» или в службу спасения «01».

Если вы обнаружили подозрительный предмет в школе, больнице или в любом другом учреждении, немедленно сообщите о находке в администрацию.

Во всех перечисленных случаях:

  • не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте находку;
  • зафиксируйте время обнаружения находки;
  • отойдите как можно дальше от опасной находки;
  • обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы;
  • не забывайте, что вы являетесь самым важным очевидцем.

Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве маскировки для взрывных устройств используют обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, игрушки и т.п. Поэтому любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность.

Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами. Это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям!

Дорогие ребята! Уважаемые родители! Вы ознакомились с основными правилами безопасного поведения. Запомните формулу безопасности, которая заключается в следующем:

  • предвидеть опасность;
  • по возможности избегать ее;
  • при необходимости – действовать решительно и четко;
  • активно (всеми возможными способами) просить о помощи и самому ее оказывать.

     

Защита детей — глобальная задача как родителей, так и педагогов в школах и детских садах. Сегодня понятие «терроризм» прочно вошло в наш лексикон, и любому взрослому нужно знать не только, что самому делать в экстренной ситуации, но и как помочь детям, оказавшимся рядом. Кроме того, в этом вопросе важны и меры профилактики, поэтому мы рассказываем, как образовательным учреждениям соблюдать нормы антитеррористической безопасности.

  • Чем регулируется антитеррористическая защищенность образовательных учреждений

  • Какие требования установлены законом по антитеррору в школах

  • Какие требования установлены законом по антитеррору в детских садах

  • Какие документы должны быть в образовательных учреждениях по антитеррористической защищенности

  • Какие мероприятия по антитеррору нужно проводить и кто за них отвечает

  • Обучение по антитеррористической безопасности на курсах повышения квалификации для педагогов

Документы и нормы: чем регулируется антитеррористическая защищенность образовательных учреждений

В любом образовательном учреждении — школе, гимназии, лицее, частном или государственном детском саду — должны быть две папки с документами по антитеррористической безопасности. В первой собраны все нормативные акты, которыми регулируется вопрос антитеррора, во второй — документы конкретной организации.

Школа может сама дополнять первую папку необходимыми документами (когда появляются новые или обновляются старые), но минимальный набор выглядит так:

  • Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)».

  • Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (с изменениями и дополнениями).

  • Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изменениями и дополнениями). 

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2008 г. № 03-1423 «О методических рекомендациях».

  • Уголовный кодекс РФ, раздел 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», гл.24, ст. 205 «Терроризм» (принят Госдумой 24.05.96).

  • Постановление Правительства РФ от 15.09.99 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму».

  • Комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023 гг.

  • Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»

Какие требования установлены законом по антитеррору в образовательных учреждениях

Для школ. За антитеррористическую безопасность в школах отвечает администрация вместе с муниципальными властями и правоохранительными органами населенного пункта. Требования для школ такие:

  1. Обеспечить безопасность силами вневедомственной охраны или частных предприятий, предотвращать опасные ситуации, проверять всех, кто входит в здание, защищать персонал и детей от любых насильственных действий на территории.

  2. Установить металлические двери, решетки на окна, системы сигнализации, камеры и систем контроля за радиационным и химическим состоянием окружающей среды.

  3. Составить паспорт антитеррористической защищенности.

  4. Постоянно контролировать противопожарную и электробезопасность.

  5. Обучать персонал и учеников мероприятиям по гражданской обороне и улучшать материально-техническое оснащение школы.

  6. Общаться с родителями и объяснять, как они могут повлиять на безопасность.

  7. Проводить совещания и планерки по вопросам противодействия экстремизму и терроризму.

Для детских садов. К дошкольным образовательным учреждениям выдвигаются те же требования, что и к школам. Комплекс мер по антитеррористической защищенности включает:

  1. Установку кнопки тревожной сигнализации.

  2. Разработку паспорта антитеррористической защищенности.

  3. Проведение учебных эвакуационных тренировок для обучения алгоритму действий при теракте.

  4. Ограничение доступа посторонних в здание и на территорию детского сада.

Педагоги и персонал как в саду, так и в школе, должны быть бдительными, уметь адекватно действовать в экстренной ситуации, четко выполнять инструкции руководства и ответственных сотрудников. От правильных действий взрослых во время теракта зависит многое.

Какие документы должны быть в образовательных учреждениях по антитеррористической защищенности

В каждом образовательном учреждении должен быть Паспорт антитеррористической защищенности.

В этом документе:

  • есть сведения о том, как организована антитеррористическая безопасность в школе;

  • представлены возможные сценарии развития кризисных событий;

  • отмечены слабые места в плане защищенности объекта и варианты исправления ситуации;

  • есть оценка возможных последствий теракта.

Паспорт нужен, чтобы оценить объект в плане недопущения терактов и минимизации их последствий.

Помимо этого, в каждой школе и детском саду должны быть и другие документы:

  • положение об организации пропускного режима в образовательном учреждении;

  • план по обеспечению антитеррористической и пожарной безопасности образовательного учреждения, который утверждается перед началом нового учебного года.  В нем предусматриваются мероприятия не только в учебное, но и каникулярное время, в т.ч. и в летний период. Если в план включены совместные мероприятия с сопредельными ведомствами, то он должен согласовываться и с руководителями этих ведомств;

  • перспективный план оборудования образовательного учреждения инженерно-техническими средствами охраны и обеспечения безопасности (составляется на 3-5 лет с указанием объемов и источников финансирования, ответственных за реализацию пунктов плана);

  • план обеспечения безопасности образовательного учреждения при проведении массовых мероприятий (праздника, выпускного балла, общешкольных спортивных соревнований экзаменов и т.п.);

  • план-схема охраны образовательного учреждения;

  • инструкция (памятка) по действиям должностных лиц и персонала в чрезвычайных ситуациях;

  • план эвакуации учащихся, воспитанников, сотрудников образовательного учреждения при возникновении чрезвычайной ситуации (террористического акта) (утверждается руководителем образовательного учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение  мероприятий по антитеррористической защите образовательного учреждения);

  • памятка руководителю образовательного учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта или возникновении иных нештатных ситуаций;

  • памятка дежурному администратору (дежурному) образовательного учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта или возникновении иных нештатных ситуаций;

  • функциональные обязанности сотрудника учреждения, ответственного за выполнение  мероприятий по антитеррористической защите образовательного учреждения;

  • должностные инструкции сотрудника,  подразделения охраны (утверждаются руководителем учреждения, подписываются ответственным лицом учреждения  за выполнение  мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуются с руководством охранного предприятия);

  • противодиверсионный (антитеррористический) паспорт образовательного учреждения.

Какие мероприятия по антитеррору нужно проводить и кто за них отвечает

Отвечает за антитеррористическую безопасность в школе и детском саду всегда руководитель — директор образовательного учреждения. Его задача — организовать взаимодействие с правоохранительными органами и контролировать безопасность на всей территории учебного заведения.

Помимо руководителя, за безопасностью в школе и ДОУ следит антитеррористическая комиссия. В нее входят:

  • заместитель директора,

  • начальник штаба гражданской обороны,

  • механик,

  • электрик,

  • другие специалисты, которых назначит руководитель.

Антитеррористическая комиссия составляет план работы, проводит полную инвентаризацию помещений, проверяет все входы и выходы в здание и на территорию. Члены комиссии решают, сколько дверей оставить открытыми — остальные при этом опечатывают.

Также комиссия:

  • разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности;

  • описывает действия персонала и детей в случае угрозы;

  • ежедневно осматривает территорию и места, в которых возможна закладка взрывного устройства;

  • регулярно проверяет склады (особенно после поступления каких-то новых материалов);

  • участвует в подборе кадров;

  • проводит инструктаж для учеников совместно с правоохранительными органами.

Весь персонал образовательного учреждения должен знать, как действовать при захвате в заложники, при обнаружении подозрительного предмета, при угрозе или совершении теракта. Формула безопасности достаточно проста:

  • предвидеть опасность,

  • избегать ее по возможности,

  • при необходимости действовать четко и решительно,

  • активно просить о помощи и оказывать ее другим.

Обучение по антитеррористической безопасности на курсах повышения квалификации для педагогов

Все образовательные учреждения России должны соблюдать установленные на законодательном уровне требования по антитеррору. Своевременно узнать об изменениях в этой сфере можно на курсе повышения квалификации в АБиУС.

Программа курса соответствует требованиям: 

— Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»

После окончания слушатель получит удостоверение о повышении квалификации и узнает все об антитеррористической защищенности школ и детских садов. Кроме этого, на курсе подробно изучается вопрос нормативно-правового регулирования этого вопроса. Обучение заочное и дистанционное — его могут пройти педагоги и сотрудники ДОУ из любого города и региона РФ.

Академия уже больше 20 лет занимается повышением квалификации педагогов школ и детских садов. Учителя постоянно сталкиваются с новыми трудностями, для решения которых зачастую не хватает просто знаний и опыта. Плюс ко всему на государственном уровне регулярно вводятся новые правила и формируются новые нормы. Программа «Современные технологии в педагогике» поможет сориентироваться в актуальных методах воспитания школьников и сделать так, чтобы вся работа соответствовала ФГОС. А для того, чтобы работа детского сада тоже соответствовала госстандартам, в Академии разработали программу «ФГОС в дошкольном образовании». За две недели сотрудники смогут узнать все об организации образовательного процесса в ДОУ и приведут все процессы в соответствие правилам.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

1.  
Кнопка тревожной сигнализации
(КТС)

нажимается незамедлительно

для вызова наряда полиции в следующих случаях:

— при совершении (пресечении)
хищений товаров, ценностей с торговых объектов (магазинов, складов, подсобных и
офисных помещений) как в рабочее, так и в ночное время;

— для пресечения противоправных
действий граждан, которые могут привести к совершению преступлений или
административных правонарушений на объекте;

-при получении информации о
совершении преступлений или административных правонарушений вне охраняемого
объекта (в том числе при обращении граждан);

— при обнаружении признаков
незаконного проникновения на охраняемый объект;

— при обнаружении на объекте
оставленных без присмотра предметов: коробок, пакетов, сумок и других
подозрительных предметов;

— при появлении на объекте подозрительных
людей, в том числе умышленно пытающихся оставить какие-либо предметы без
согласования с руководством объекта;

— при совершении на объекте или в
непосредственной близости от него действий, представляющих собой опасность для
жизни или здоровья работников организации (предприятия) или иных граждан;

— при обнаружении признаков
пожара (возгорания, задымления), аварий систем водоснабжения электропитания и
иных, которые могут повлиять на безопасность персонала объекта и других
граждан, а также привести к повреждению имущества объекта;

— при обнаружении денежной купюры
с признаками подделки.

При первой возможности сообщить в
оперативно-дежурную службу сведения, способствующие задержанию лиц, совершивших
противоправные действия; запомнить численность преступников и их особые приметы
(рост, цвет глаз и т.д.), по телефонам:

МЧС-101, ПОЛИЦИЯ- 102,ЕДДС —
(36563) 3-05-709

Ничего не трогать, не
переставлять, не перекладывать до приезда наряда полиции.

Записать установочные данные
свидетелей (очевидцев), предложив им не покидать место происшествия до прибытия
наряда полиции.

2. Действия при обнаружении предмета с признаками
взрывного устройства.

Если вы обнаружили подозрительный
предмет в учреждении, который, не должен, как вам кажется, находиться в этом
месте и в это время, сообщите о находке в администрацию.

Предмет может иметь любой вид:
сумка, сверток, пакет и т.п., находящиеся бесхозно в месте возможного
присутствия большого количества людей, вблизи взрыво- и пожароопасных мест, расположения
различного рода коммуникаций. Также по своему внешнему виду он может быть похож
на взрывное устройство (граната, мина, снаряд и т. п.); могут торчать проводки,
изолента, скотч; возможно тиканье часового механизма, механическое жужжание,
другие звуки; иметь запах миндаля или другой незнакомый запах.

Не трогать, не подходить, не
передвигать обнаруженный подозрительный предмет!

Не курить, воздержаться от
использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного
предмета.

Немедленно сообщить об
обнаружении подозрительно предмета в правоохранительные органы.

Зафиксировать время и место
обнаружения.

Ограничить доступ людей в опасную
зону в радиусе не менее 100м.

По возможности обеспечить охрану
подозрительного предмета и опасной зоны. Находиться, по возможности, за
предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колонна, толстое дерево,
автомашина и т. д.), и вести наблюдение.

Необходимо обеспечить (помочь
обеспечить) организованную эвакуацию людей из опасной зоны по безопасным
направлениям;

Дождаться прибытия представителей правоохранительных органов,
указать место расположения подозрительного предмета, время и обстоятельства
обнаружения.

Далее действовать по указанию
правоохранительных органов.

Не сообщать об угрозе взрыва
никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать
панику.

Быть готовым описать внешний вид
предмета, похожего на взрывное устройство.

Ещё раз напоминаем: Не
предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными
предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами – это может привести
к взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям!

3. При поступлении угрозы террористического акта по
телефону.

После сообщения по телефону об
угрозе взрыва, о наличии взрывного устройства не вдаваться в панику. Быть
выдержанными и вежливыми, не прерывать говорящего. При наличии записывающего
устройства, записать разговор. Постараться сразу дать знать об этой угрозе
своему коллеге, по возможности одновременно с разговором он должен по другому
аппарату сообщить оперативному дежурному полиции и дежурному ЕДДС о поступившей
угрозе и номер телефона, по которому позвонил предполагаемый террорист.

По ходу разговора отметьте пол,
возраст звонившего и особенности его (ее) речи:

— голос: громкий (тихий), низкий
(высокий);

— темп речи: быстрая (медленная);

— произношение: отчетливое,
искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом;

— манера речи: развязная, с
издевкой, с нецензурными выражениями.

Обязательно отметьте звуковой фон
(шум автомашин или железнодорожного транспорта, звуки теле — или
радиоаппаратуры, голоса, другое).

Обязательно зафиксируйте точное
время начала разговора и его продолжительность.

В любом случае постарайтесь в
ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:

— куда, кому, по какому телефону
звонит этот человек?

— какие конкретные требования он
(она) выдвигает?

— выдвигает требования он (она)
лично, выступает в роли посредника или представляет какую-либо группу лиц?

— на каких условиях он (она) или
они согласны отказаться от задуманного?

— как и когда с ним (с ней) можно
связаться?

— кому вы можете или должны
сообщить об этом звонке?

— когда может быть проведен
взрыв?

— где заложено взрывное
устройство?

— что оно из себя представляет?

— как оно выглядит внешне?

— есть ли еще где-нибудь взрывное
устройство?

— для чего заложено взрывное
устройство?

— каковы его (её) требования?

— вы один или с вами есть еще
кто-либо?

Старайтесь удержать звонящего на
линии как можно дольше. Просите его/её повторить послание. Постарайтесь
записать каждое слово, сказанное позвонившим.

Информируйте звонящего, что в
здании находится много людей и взрыв бомбы способен привести к смерти и серьёзным
ранениям многих из них.

Будьте готовы рассказать всё
сотрудникам правоохранительных органов;

после того, как трубка повешена, немедленно сообщите об
угрозе уполномоченному должностному лицу, МЧС, правоохранительным органам, ЕДДС
и  пр..

4. При поступлении угрозы террористического акта в
письменном виде.

Угрозы в письменной форме могут
поступить в учреждение, как по почтовому каналу, так и в результате обнаружения
различного рода анонимных материалов (записки, надписи, информация, записанная
на электронном носителе, и др.).

При этом необходимо четкое
соблюдение правил обращения с анонимными материалами:

 — ни в коем случае не выбрасывайте конверт, не
мните бумагу. Отпечатки пальцев на письме, сорт бумаги, адрес отправителя,
почерк или шрифт могут помочь обнаружить злоумышленников;

— при получении анонимного
материала, содержащего угрозы террористического характера, обращайтесь с ним
максимально осторожно, уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый
пакет и поместите в отдельную жесткую папку;

— постарайтесь не оставлять на
нем отпечатков своих пальцев;

— не расширяйте круг лиц,
знакомившихся с содержанием документа;

— сообщите в правоохранительные
органы о поступлении материалов с угрозой, а также обстоятельства, связанные с
их распространением, обнаружением или получением;

— анонимные материалы не должны
сшиваться, склеиваться, на них не разрешаться делать подписи, подчеркивать или
обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания, также
запрещается их мять и сгибать;

— при         исполнении резолюции и других надписей на сопроводительных
документах не должно оставаться следов на анонимных материалах.

5. При захвате террористами заложников.

Действия при захвате заложников:

— немедленно сообщить о
случившемся в правоохранительные органы;

— по своей инициативе в
переговоры с террористами не вступать;

— при необходимости выполнять
требования захватчиков, если это не связано с причинением ущерба жизни и
здоровью людей, не противоречить террористам, не рисковать жизнью окружающих и
своей собственной;

— не провоцировать действия,
могущие повлечь за собой применение террористами оружия;

— обеспечить беспрепятственный
проезд (проход) к месту происшествия сотрудников соответствующих органов
силовых структур;

— с прибытием бойцов
спецподразделений подробно ответить на их вопросы и обеспечить их работу.
Хочу такой сайт

6. Захват в заложники.

Любой человек по стечению
обстоятельств может оказаться заложником у преступников. При этом преступники
могут добиваться достижения политических целей, получения выкупа и т.п.

Во всех случаях ваша жизнь
становиться предметом торга для террористов.

Если вы оказались в заложниках,
рекомендуем придерживаться следующих правил поведения:

неожиданное движение или шум
могут повлечь жестокий отпор со стороны террористов. Не допускайте действий,
которые могут спровоцировать террористов к применению оружия и привести к
человеческим жертвам;

 будьте готовы к применению террористами
повязок на глаза, кляпов, наручников или веревок;

 переносите лишения, оскорбления и унижения, не
смотрите преступникам в глаза (для нервного человека это сигнал к агрессии), не
ведите себя вызывающе;

 не пытайтесь оказывать сопротивление, не
проявляйте ненужного героизма, пытаясь разоружить бандита или прорваться к
выходу или окну;

 если вас заставляют выйти из помещения,
говоря, что вы взяты в заложники, не сопротивляйтесь;

 если с вами находятся дети, найдите для них
безопасное место, постарайтесь закрыть их от случайных пуль, по возможности
находитесь рядом с ними;

 при необходимости выполняйте требования
преступников, не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей
собственной, старайтесь не допускать истерики и паники;

 в случае когда необходима медицинская помощь,
говорите спокойно и кратко, не нервируя бандитов, ничего не предпринимайте,
пока не получите разрешения.

Будьте внимательны, постарайтесь
запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена,
клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения,
тематику разговоров и т.п.

Помните, что получив сообщение о
вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое
для вашего освобождения.

Никогда не теряйте надежду на
благополучный исход. Помните, чем больше времени пройдет, тем больше у Вас
шансов на спасение

ПОМНИТЕ: ВАША ЦЕЛЬ — ОСТАТЬСЯ В
ЖИВЫХ

7. Если в учреждении  применяют оружие

7.1 Первые действия

В каждом общеобразовательном
учреждении есть запасной выход и разработанный план эвакуации. Если они
свободны, нужно постараться поскорее выйти из здания.

Важно:

продумайте четкий план, как вы
будете покидать здание;

в отдельных случаях эвакуация
может быть организована через окна первых этажей здания. Не тратить время на
разговоры, сбор вещей и одевание;

если есть возможность безопасно
эвакуироваться, сделайте это вне зависимости, согласны с вашим решением другие
люди или нет;

по возможности помогите
эвакуироваться другим;

не позволяйте людям двигаться в
ту часть здания, где могут находиться стрелок или стрелки;

не прячьте руки, они должны быть
на виду;

нельзя перемещать раненных;

место для сбора после эвакуации
должно быть выбрано на достаточном удалении от образовательной организации;

как только окажетесь в безопасном
месте, вызовите помощь по телефону 102 или 112.

организовать проверку наличия
детей. Сообщить информацию об их наличии руководству образовательной
организации (при возможности), а также прибывающим сотрудникам
правоохранительных органов и спасательных подразделений.

организовать взаимодействие с
правоохранительными органами по вопросам доведения до них информации о
происшествии и принятия мер по обеспечению безопасности детей в районе
эвакуации.

четко следуйте указаниям
правоохранительных органов.

7.2 Укрытие

Если покинуть здание не
получилось, спрячьтесь там, где стрелку будет трудно вас найти.

Каким должно быть укрытие:

быть скрытым или недоступным от
стрелка;

защитите свое укрытие: постройте
баррикаду (например закидайте дверь партами и стульями) в случае, если стрелок
будет стрелять в вашу сторону, она защит вас от пуль.

укрытие не должно превратиться в
ловушку.

7.3 Если стрелок близко:

 закрыть помещение на ключ. При отсутствии
ключа от помещения – забаррикадировать дверь (партой, шкафом, стульями и т.п.);

выключить свет в помещении в
тёмное время суток;

организовать тишину и выключение
звука на мобильных устройствах, чтобы не привлекать внимание преступника. Все
гаджеты должны быть переведены в беззвучный режим, вибросигнал также отключите,
его звук может вас выдать;

отключите от сети радио,
телевизор и все другие источники шума;

спрячьтесь (за шкафы, столы, под
парты);

не издавайте лишних звуков,
ведите себя очень тихо.

7.4 Если нет возможности
выбраться из здания и спрятаться:

    ведите себя спокойно;

    по возможности наберите службу спасения,
если не можете говорить, просто оставайтесь на линии, диспетчер услышит, что
происходит и отследит вашу геолокацию.

7.5Если преступник прямо перед
вами:

не пытайтесь договориться с преступником.
В большинстве случаев это бесполезно и опасно. Не заговаривайте с ним, не
обращайтесь  к нему первым, не смотреть
ему в глаза и не привлекать к себе внимание;

не делать никаких резких
движений. Не надо спорить. Выполнять все требования преступника. Оценить какое
оружие в руках у нападающего, физические данные преступника и не преграждает ли
он путь к выходу.

7.6. Противодействие стрелку

Оказывать стрелку сопротивление
можно только в случае крайней необходимости, например, если он нападает на вас.

Все ваши действия должны быть
максимально агрессивными.

Кричите, бросайте в нападающего
все предметы, которые попадаются под руки, используйте импровизированное оружие
(например: баллончик лака для волос или дезодоранта вместо газа).

Если начали активно
сопротивляться, не останавливайтесь.

7.7 Если у нападающего
огнестрельное оружие.

Найти для детей безопасное место
(подальше от проёмов дверей и окон, под партами, столами, за шкафами),
постараться закрыть их от случайных пуль.

Держаться как можно ниже
(присесть или лечь на пол). При беспорядочной стрельбе уменьшается вероятность
оказаться на линии огня.

Держать нападающего в поле
зрения.

В крайнем случае попытаться
отвлечь нападающего на себя и дать возможность спастись детям. Нападать на
преступника с целью его обезоружить очень опасно. Бегство может привлечь
внимание преступника, и он решит остановить убегающих выстрелом. Имеет смысл
нападать только в том случае, если уже есть жертвы, и их количество может
увеличиться. Перед нападением нужно заговорить с преступником спокойным голосом
и в определённый момент резко броситься на него, постараться задрать его руку с
оружием максимально высоко, одновременно нанести удар в болевую точку,
попытаться выбить оружие из руки.

7.8 Если у нападающего холодное
оружие.

Оценить расстояние от преступника
до Вас и детей, а также до выхода из помещения. Дети, находящиеся ближе к
выходу, могут выбежать.

Держать нападающего в поле
зрения.

В крайнем случае попытаться
отвлечь нападающего на себя и дать возможность спастись детям. Нападать на
преступника с целью его обезоружить очень опасно. Бегство может привлечь
внимание преступника, и он решит остановить убегающих ударом холодного оружия.
Имеет смысл нападать только в том случае, если уже есть жертвы, и их количество
может увеличиться. Перед нападением нужно заговорить с преступником спокойным
голосом и в определённый момент резко броситься на него, постараться
блокировать движение руки с оружием, одновременно нанести удар в болевую точку,
попытаться выбить оружие.

7.9 При действиях
правоохранительных органов по нейтрализации преступников рекомендуется:

лежать на полу лицом вниз, голову
закройте руками и не двигайтесь;

ни в коем случае не бегите
навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять вас за
преступника;

если есть возможность, держитесь
подальше от проемов дверей и окон;

не берите в руки какие-либо
предметы, так как они могут быть восприняты как оружие;

выполнять все требования
сотрудников спецслужб.

Эвакуация. Если есть такая возможность, лучше всего покинуть здание, где идет стрельба. Так что первым делом стоит прикинуть, можно ли без риска для жизни выбраться с территории школы;

— Если есть возможность эвакуироваться, сделайте это вне зависимости от того, хотят ли бежать ваши друзья;

— Если ваш рюкзак, телефон или какие-то другие вещи остались в другом месте и за ними нужно идти – оставьте их в здании, эвакуируйтесь без них;

— Если можете, помогите эвакуироваться другим, подскажите безопасный путь, если знаете такой;

— Если знаете, где сейчас находится нападающий, предупредите других, чтобы не шли туда;

— Если в здании уже есть полицейские, четко следуйте их инструкциям;

— Держите руки на виду;

— Не пытайтесь вынести раненых: вы не знаете что с ними и, скорее всего, не обладаете знаниями, чтобы оказать им нужную помощь. Так что любое перемещение может быть только хуже для них;

— Как только окажетесь в безопасном месте, позвоните в «скорую» и полицию.

Укрытие. Если сбежать из школы не получается, нужно спрятаться. Так можно выиграть время пока на место происшествия прибудут силовики и обезвредят нападающего;

— Идеальное укрытие – это отдельный класс или кабинет. Там он не будет вас видеть, а стены и двери защитят от пуль;

— Обязательно заприте замок в помещении, где вы прячетесь. Если это невозможно, подоприте дверь чем-нибудь тяжелым;

— Не прячьтесь в помещениях с единственным выходом. Ведь если нападающий найдет вас в таком укрытии, вы окажетесь в ловушке;

— Спрятавшись, выключите звук на мобильных телефонах. Также выключите любой источник звука, например, телевизор или компьютер. Сидите тихо;

— Спрячьтесь за шкафами или партами таким образом, чтобы вас не было видно от входа и чтобы они прикрывали вас от пуль.

Атака на преступника. Эксперты не советуют пытаться самостоятельно обезоружить нападающего, вырвать у него оружие или еще каким-то образом попытаться на него напасть. Пусть этим займутся специально обученные люди. Кидаться на него можно только в одном случае: он сейчас напрямую угрожает вашей жизни и другого выхода у вас нет;

— Если вы все-таки решились атаковать злоумышленника, действуйте максимально агрессивно. И если уже начали, не останавливайтесь;

— Кричите – это пугает и сбивает с толку;

— Кидайте в него предметы, находящиеся под рукой, и используйте их как оружие. Голыми руками многого не добиться.

Встреча с полицией. На место происшествия быстро прибудут специально обученные люди, которые призваны остановить преступника. Не нужно им мешать или пытаться помочь;

— Следуйте всем указаниям правоохранительных органов;

— Не держите ничего в руках, будь то одежда или рюкзак. Бойцы обучены вычислять потенциальную угрозу, и когда они не видят руки человека, они думают, что он вооружен;

— Не делайте резких движений, не пытайтесь схватить полицейского или спецназовца;

— Если можете, помогите им информацией. В такой ситуации бойцам критично важно знать, сколько стрелков, какие у них оружие, их приметы и одежда, число жертв, хотя бы ориентировочно.

В Казани 11 мая в школе №175 устроил стрельбу ее 19-летний выпускник. Погибли 11 человек, 9 из которых дети (по другим данным, погибших учеников 7). Как себя вести, если в класс ворвался вооруженный человек? И что делать, если слышишь от одноклассника угрозу, что он «всех убьет»? Рассказывает практический психолог, кандидат психологических наук Лариса Пыжьянова.

Обсуждайте с детьми возможные риски

Лариса Пыжьянова. Фото Тамары Амелиной

Столкновение с тем, с чем никогда не имел опыта взаимодействия – невероятно сложная история. Поэтому обычно на экстренную ситуацию человек реагирует не головой, а «физиологически». Ответом на шок всегда становится либо борьба, либо бегство. Случаи, когда люди в панике начинают прыгать в окна (как было в ивантеевской школе 5 сентября 2017 года) –  пример первой и физиологической, то есть неосознанной реакции на стресс.

Это реакция на слово «спасайся»! Человеку в ситуации, когда на него нападают, трудно оценить реальность угрозы, поэтому-то люди начинают делать все для собственно спасения. И это реакция на бессознательном уровне. Увы, часто получается, что именно поэтому человек вредит себе гораздо больше, чем мог бы навредить ему потенциальный нападающий.

Но когда мы допускаем, что нечто подобное может с нами произойти, то мы мысленно готовимся, продумывая свою реакцию. Такие размышления вовсе не означают, что у нас невроз,  болезненный страх или паранойя. Это нормально. Обсуждение ситуации с нападением вооруженного одноклассника ничем не отличается от того случая, когда в кругу семьи мы говорим о том, «что будет, когда я закончу школу». Даже переходя дорогу, мы всегда оцениваем угрозу и вспоминаем правила поведения на дороге. Так почему бы не обсудить технику безопасности в случае захвата заложников? Здесь ровно три совета.

Первый: не бойтесь обсуждать это с детьми.

Второй: примите тот факт, что нет в мире места, где можно чувствовать себя абсолютно безопасно.

Наконец, третий совет: задумываясь над тем, «как я буду себя вести, если… » вы гарантируете себе некоторую адекватность и осознанность реакций в случае потенциальной угрозы.

Прячьтесь

Первое, что необходимо делать в случае, когда произошло внезапное нападение  – максимально обезопасить себя и, по возможности, тех, кто находится рядом.

Если ситуация угрожает вашей жизни, необходимо упасть на землю, закрыть голову руками, постараться укрыться, например, за парту, стул, угол стены. Самое опасное в подобных ситуациях — паника. Не нужно метаться и бегать по помещению. Очевидно, что по бегущей мишени стрелять удобнее. Это лишь кажется, что трудно попасть в бегущего человека. Да, трудно, конечно, однако первая реакция у нападающих — стрелять по тем, кто первый побежал.

Фото: dapozitiv.ru

Выполняйте требования и избегайте зрительного контакта

Если нападающий предъявляет какие-то требования, их надо выполнять.

Категорическая рекомендация специалистов спецслужб: не поддерживайте зрительный контакт с агрессором, даже если это ваш знакомый, друг, одноклассник. Поверьте, нам только кажется, что мы знаем человека. На самом деле, понять его состояние на данный момент, а тем более угадать мотивы агрессивных действий – крайне сложно.

Достаточно знать, что нападающий — всегда человек в крайне нестабильном психическом и эмоциональном состоянии. Общаться и безопасно для себя взаимодействовать с ним могут только специалисты спецслужб: психиатры, психологи, специально подготовленные для такой работы люди. Всем остальным, даже тем, кто считает себя друзьями или является знакомыми, лучше избегать взаимодействовать с агрессором. Всегда помните, что ваша основная цель – спасти собственную жизнь и жизнь тех, кто находится рядом.

Человек, совершающий агрессивные действия, как правило, чем-то спровоцирован, поэтому он действует импульсивно. Такие люди, конечно же, сильно отличаются от подготовленного и хладнокровного террориста, который точно знает куда, зачем и с какой целью пришел. Как правило, подобным импульсивным действиям предшествуют какие-то душевные муки и переживания. Ваш одноклассник, друг или коллега может не отдавать себе отчет в том, что и зачем он делает, какие последствия могут иметь его поступки. Любое вмешательство со стороны тех, на кого он напал, будь то словесный контакт или физическое движение, может расцениваться им однозначно — как агрессия в свой адрес.

Человек отдает себе отчет, что нападает, а значит все, что происходит с другой стороны, может восприниматься им как ответное нападение и попытка его обезвредить. Неминуемо это вызывает вспышку ярости или любую другую защитно-агрессивную реакцию, а значит усугубляет вашу ситуацию. Минимизируйте любые действия с вашей стороны. Чтобы нападающий не совершил лишних опасных действий, внешняя ситуация должна быть максимально безопасна для него. Он должен понимать, что окружающие — безвредны. Как минимум, у него не будет повода становиться еще более агрессивным и всех уничтожать.

Не кричите

Не забывайте, что крик – это один из самых мощных раздражителей. На крик у нападающих всегда возникает безусловная реакция. Выстрелы производят всегда в ту сторону, где есть движение и звук.

Не геройствуйте. Ваша главная задача — выжить.

Забудьте все примеры, которые вы видели в боевиках. Никакого геройства быть не должно. Закрывать амбразуру грудью нет надобности. Не вступайте в переговоры, не пытайтесь напасть, отобрать оружие, совершить любые другие «геройские действия». Это лишь спровоцирует в ответ агрессивное поведение и может привести к тому, что безвинно погибнут или пострадают люди, которые могли бы избежать проблем. Увы, в подавляющем большинстве случаев геройствующие только вредят себе и всем вокруг.

Чтобы совершить геройство, нужно быть подготовленным человеком. Нужны годы тренировок и коллективное понимание механизма взаимодействия в случае опасности. Представьте, что в класс ворвался человек с ружьем, который начинает стрелять. Кто готов взять на себя роль отвлекающего, а кто убегающего? А переговорщика? Так как чаще всего мы не являемся профессиональным коллективом, готовым к слаженным действиям в ситуации опасности, то самое большее, что вы можете сделать для себя и для своих близких – выжить и дождаться спецслужб.

Нужно понимать, что, в отличие от простых людей, спецслужбы годами отрабатывают свои действия, знают что, как, когда и зачем делать, кто и за какие действия отвечает.

В ситуации, когда ваш вооруженный одноклассник захватывает кабинет информатики, просто примите, что вы люди, которых захватили, и вам нужно просто ждать подмоги специалистов извне. А пока ждете, ваша задача не усугублять ситуацию, не дразнить нападающего, не делать его еще более агрессивным, не провоцировать ненужных жертвы.

Фото: klassfoto.ucoz.ru

Четко следуйте инструкциям спецслужб

Когда прибывают спецслужбы, максимально четко выполняйте их инструкции и указания. Если спецслужбы выходят с вами на контакт, вы должны полностью и безусловно подчиниться, максимально быстро и четко выполнять указания.

Я понимаю, что возникает вопрос: кто эти спецслужбы вызовет? Но если вы  находитесь под дулом автомата, вряд ли рискнёте как-то манипулировать телефоном, потому что очевидно, что ничем хорошим это не закончится. Даже простая попытка набрать номер однозначно воспринимаются нападающим как форма агрессии.

Вызвать спецслужбы должны либо свидетели, либо те, кто находится в максимальной безопасности (люди за пределами вашего класса, взятого в заложники) или вне зоны воздействия преступника, вне поля его зрения. Их задача максимально скоро оповестить о случившемся спецслужбы: МЧС, ФСБ, МВД.

Воспринимайте любую, даже шутливую угрозу, всерьез

Если ваш одноклассник действиями ли, словами ли угрожает, например, говорит, что «всех взорвет», «всех убьет», «совершит теракт», если он подкрепляет слова записями в социальных сетях, то важно понимать – любая угроза может стать реальностью, к любой угрозе нужно относиться как к реальной, а не потенциальной.

Например, в государстве Израиль граждане в силу исторических обстоятельств все и всегда готовы к нападению. Они всегда готовы не только спасти себя, других, но и отразить нападение. Там ни у кого не вызывает сомнения, что шутить на тему «убью всех» — глупо, безответственно и преступно. Ведь это действительно и глупо, и преступно.

Расскажите об угрозах родителям

Кому же рассказать о своих подозрениях? Родителям, учителям или тем взрослым людям, которые являются для вас авторитетными. Но только не надо по-советски считать это стукачеством. Даже при близком рассмотрении, информирование старших об угрозе агрессии — ну не стукачество совсем, а единственно правильное поведение. Никто не имеет права угрожать жизни других людей, тем более отнимать бесценную жизнь. Никто не имеет права нападать, терроризировать, убивать, лишать смысла жизни и счастья родителей.

Я убеждена, что любые слова, выражающие откровенную агрессию в отношении других людей, не должны оставаться без ответа и внимания. Даже за свои слова человек обязан нести ответственность перед людьми, законом, государством. Да, подростки любят бравировать, легко разбрасываются громкими выражениями, но нужно понимать, что в наше время угрозы теракта, нападения перестали быть шутками. Это стало реальностью.

Выстраивайте отношения с подростками

Подростковый период очень нестабильный: организм физически созревает, а эмоционально отстаёт, свою роль играют и гормональные бури. Подростку важно быть в том кругу, где его принимают, где он чувствует себя успешным. Если у него доверительные отношения в семье, то ему и в голову не придёт угрожающе шутить.

А вот любая форма агрессии является серьезным признаком социальной дезадаптации. Важно понимать, что если у подростка не складываются отношения с одноклассниками, родителями, учителями, если нет друзей-сверстников, и подросток не принимаем никаким социальным сообществом, если нет интересов, то это тревожный звонок. Не должно человеку быть одному. Вне социума подростку крайне сложно существовать, поэтому он непременно будет искать комфортную для себя нишу. Такой нишей может оказаться компания таких же отвергнутых.

Социальная дезапдаптация — это состояние, при котором человеку некомфортно рядом с другими людьми, но и другим людям с ним нехорошо. Признаками дезадапатции является отсутствие сочувствия, сопереживания, эмпатии, нечувствительность к чужой боли, нацеленность исключительно на себя и собственные интересы, желания, а также крайние формы эгоцентризма: либо как я хочу, либо никак. Наличие этих признаков должно вызывать тревогу у окружающих и близких. Присматривайтесь к детям, выстраивайте с ними отношения.

Будьте чуткими

Сегодня в СМИ попадают все произошедшие акты агрессии. Блогосфера так развита, что утаить информацию просто невозможно. Поэтому не нужно думать, что расстрелы в школе — приняли размах катастрофы и происходят сплошь и рядом. Здесь хочется напомнить замечательные слова английского священника и писателя Джонни Донна «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе». Нельзя говорить, что там (где-то) у них происходит кошмар, а у нас такое невозможно. Мы сегодня живём в одном общем мире, в котором повсеместно совершаются похожие вещи.

Но главное, что нужно запомнить — сохраняйте в себе человека. Не будьте  равнодушными. Когда человек напал на вас с оружием, не надо бросаться обезвреживать его. Поймите, его что-то к этому привело.

Про подростков с оружием мы говорим : эгоцентричный, холодный, не сочувствующий людям. Но даже статистически не бывает, чтобы дети были такими в раннем возрасте. Случаи отклонения редки и являются признаками серьезных психических патологий. Дети по своей природе добры, искренни и открыты миру. Но они растут рядом с нами, взрослеют, развиваются и в какой-то момент оказываются раненными в душе.

Что-то же должно было произойти в жизни ребенка, с каким жестоким ударом или пинком он столкнулся, что не сумел адаптироваться? Что случилось в его жизни, к чему окружающие оказались равнодушны? Задумайтесь над этим. Социальная дезадаптация — это всегда признак того, что в силу психической незрелости, неопытности, отсутствия мудрой поддержки, человек не справился с трудностями, споткнулся и упал, не сумел приспособиться к меняющимся условиям. Противопоставлять жертву и преступника в таком случае не верно. Нужно иметь более чуткую позицию, ведь обстоятельства всегда сложнее, чем нам кажутся на первый раз. Нельзя быть равнодушными к тем, кто рядом, тем более к детям.

Да, шутить на тему «убью всех» преступно, но и считать, что виноват только преступник, а все остальные жертвы — не правильно. Подобные акты агрессии — это как последний крик души. Это крик «обратите на меня внимание, мне плохо». Да, этот акт преступен, но это акт отчаяния.

Учите детей переосмысливать опыт

Если трагедия произошла, то задача взрослых состоит в том, чтобы помочь детям переосмыслить опыт. Очень важно, чтобы они выразили словами те чувства, которые пережили, описали то, что видели, назвали какие действия происходили, что при этом они чувствовали. При этом крайне важно, чтобы у детей не осталось ощущения того, что они беспомощные жертвы!

Переосмысливая вместе с детьми ситуацию необходимо дать им осознание того, что они были временно захвачены человеком с оружием, однако они сумели выжить, и это главное! Значит они оказались умнее и психологически устойчивее преступника. Они правильно себя повели, сумев сделать главное — сохранить жизнь свою и тех, кто был рядом. Что было правильно сделано, что можно или нельзя делать в подобных ситуациях — вот предмет для разговора с детьми, пережившими захват.

Нельзя подобные трагедии расценивать в категориях «было и прошло». Любой опыт должен быть нами не забыт, а переосмыслен. Тогда он поднимет нас на новый уровень, сделает сильнее, выносливее и мудрее.

Беседовала Дарья Рощеня

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Уфпс самарской области руководство по
  • Руководство по эксплуатации автомобили камаз 6х6
  • Знак корпорация руководство
  • Сушеница топяная инструкция по применению таблетки
  • Больница юдина руководство