Как работать по 44 фз пошаговая инструкция поставщика

Содержание

  • Вводная информация
  • Шаг 1. Анализ
  • Шаг 2. Выбор площадок
  • Шаг 3. Получение электронной подписи
  • Шаг 4. Аккредитация на ЭТП
  • Шаг 5. Поиск закупок
  • Шаг 6. Обеспечение заявки
  • Шаг 7. Подготовка заявки
  • Шаг 8. Торги
  • Шаг 9. Рассмотрение вторых частей заявок и определение результатов
  • Шаг 10. Проверка контракта
  • Шаг 11. Обеспечение исполнения контракта
  • Шаг 12. Подписание контракта

Государственный и корпоративный заказ — большой платежеспособный рынок. И многие субъекты бизнеса хотели бы получать на нем доход. Однако зачастую они попросту не знают, с чего начать. Наша инструкция поможет не заблудиться на пути к своему первому тендеру.

Вводная информация

Когда говорят о госзакупках, в первую очередь имеют в виду тендеры государственных заказчиков. Они проводятся в соответствии с законом 44-ФЗ. Частог в эту же категорию включают еще и так называемые корпоративные закупки, осуществляемые госкорпорациями и прочими компаниями с государственным участием — их регулирует закон 223-ФЗ. Каждый из этих законов определяет круг заказчиков, которые обязаны осуществлять свою закупочную деятельность на его основании.

Главное различие между этими законами в том, что 44-ФЗ строго регламентирует все действия заказчика, тогда как 223-ФЗ устанавливает лишь определенные рамки. Корпоративные заказчики сами разрабатывают Положение о закупке, в котором прописывают конкретные правила осуществления тендеров. Тогда как в рамках госзакупок все более унифицировано. На практике для поставщика это означает, что в госзакупках у заказчика меньше возможностей для нарушений. Вместе с тем закупки по 44-ФЗ более требовательны и к соблюдению правил самими поставщиками.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Торгами обычно называют аукционы в электронной форме. Это наиболее популярный способ определения поставщика, поскольку является самым прозрачным и довольно простым. Аукционы проводятся на электронных торговых площадках (ЭТП).

Наряду с аукционами, существуют и другие способы определения поставщика, которые проводятся как в электронном, так и в документарном («бумажном») виде. Однако с начала 2019 года все процедуры должны перевести в электронную форму и проводить на ЭТП.

Далее расскажем о том, как новичку войти в мир закупок.

Аукцион в электронной формеШаг 1. Анализ

На первом этапе придется провести подготовительную работу. Необходимо проанализировать сферу, в которой компания осуществляет деятельность, на предмет закупок. Вся необходимая для анализа информация есть в единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Эти данные открыты и бесплатны.

В ЕИС содержится информация о текущих, прошедших и будущих закупках. Данные для анализа можно отбирать по различным параметрам. Например, можно искать объекты закупки по ключевым словам, анализировать торги в интересующей сфере конкретного региона, ознакомиться с закупочной деятельностью основных заказчиков.

Будет полезно сразу посмотреть, как выглядит закупочная документация, а также изучить, какие требования обычно предъявляются к участникам в конкретной сфере. Возможно, будут нужны какие-то дополнительные документы — допуски, лицензии и так далее. Все это поможет сделать вывод о том, сможет ли компания поставить нужные заказчику товары или услуги.

В результате анализа будущий участник закупок должен ответить на вопросы:

  1. Каков объем рынка закупок в его сфере?
  2. Насколько высока на нем конкуренция?
  3. Кто является основными конкурентами, как часто они подают заявки и выигрывают тендеры?
  4. Каков разброс стоимости контрактов? Другими словами, сколько примерно можно на этом заработать?

Далее делаются такие выводы:

  • целесообразно ли принимать участие в закупках;
  • будет ли организация участвовать исключительно в государственных торгах (по 44-ФЗ) или также в корпоративных (по 223-ФЗ);
  • в каких регионах искать тендеры.

АнализШаг 2. Выбор площадок

Пришла пора определиться с тем, на каких площадках (ЭТП) компания будет искать торги и подавать заявки. Их существует множество. Но для проведения процедур по 44-ФЗ есть всего 6 федеральных ЭТП. Эти площадки рекомендуется выбрать в обязательном порядке. Помимо государственных торгов, они также проводят закупки и по закону 223-ФЗ.

При выборе площадок следует хорошенько познакомиться с их сайтами. Как правило, там дается исчерпывающая информация и о процессе аккредитации, и о процедуре торгов, и о том, куда обратиться, если возникли вопросы.

Шаг 3. Получение электронной подписи

Участие в торгах невозможно без получения электронной подписи (ЭЦП). Причем она понадобится уже на этапе подключения к торговым площадкам. ЭЦП — это набор файлов на USB-устройстве — токене. Получить ее можно в любом удостоверяющем центре. ЭЦП выдается на конкретное лицо — представителя организации или предпринимателя — и полностью аналогична его собственноручной подписи.

При помощи электронной подписи проводится аккредитация на ЭТП, получается доступ в раздел для пользователей площадки, подписываются различные документы в процессе закупки — от заявки до контракта.

ТокеныПочему важно определиться с площадкой до получения ЭЦП? От этого зависит, какую именно подпись выбрать. Существуют такие, которые работают на большинстве площадок, но они стоят дороже. Если планируется участвовать только в государственных торгах (по 44-ФЗ), то можно ограничиться подписью для федеральных площадок. Также существуют подписи, которые предназначены только для тех или иных конкретных ЭТП.

Когда цифровая подпись получена, пришло время настроить свое рабочее место. Сертификат подписи и специальное ПО для его использования нужно установить на компьютер, с которого будет производиться участие в торгах. Подробные инструкции обычно даются вместе с ЭЦП.

Шаг 4. Аккредитация на ЭТП

Закупка проводится на определенной площадке по выбору заказчика. На какой именно — это поставщик может узнать из извещения о закупке, размещенного в ЕИС. Чтобы участвовать в процедурах на конкретной ЭТП, нужно пройти на ней аккредитацию.

Вся информация о прохождении аккредитации дается, как правило, на сайте ЭТП. Обычно нужно заполнить заявку в электронном виде, прикрепить к ней необходимые документы и подписать электронной подписью, которая получена на предыдущем этапе. Что касается набора документов, то он примерно такой:

  • устав (для юридических лиц);
  • выписка из соответствующего реестра — ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • ксерокопия страниц паспорта — для физических лиц, в том числе ИП;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН);
  • протокол или решение о назначении директора (для юридических лиц);
  • протокол или решение об одобрении крупной сделки (для юридических лиц).

В течение 5 дней с даты отправки заявки ЭТП должна ответить на электронную почту, указанную будущим участником торгов при регистрации. Исходов может быть два:

  • аккредитация успешно пройдена, и теперь заявитель может принимать участие в закупках;
  • с документами что-то не в порядке, и на этом основании в аккредитации отказано (при этом обязательно должна быть указана причина отказа).

Шаг 5. Поиск закупок

С процессом поиска в ЕИС вы должны были познакомиться еще на этапе анализа. При поиске торгов для участия подход тот же. В поисковой строке можно указывать наименование объекта закупки, код по ОКПД2, любые ключевые слова, которые как-то могут характеризовать товар или услугу. Закупки можно отсортировать по региону, закону, в соответствии с которым они проводятся, по уровню цен, по этапу проведения и так далее. Все это возможно в разделе «Расширенный поиск». Таким образом, можно будет найти закупки, условия которых максимально соответствуют интересам участника.

ЕИС, поиск закупок

Расширенный поиск в ЕИС

Для более удобного поиска торгов можно использовать специальные сервисы, например, Контур.Закупки.

Когда процедуры отобраны, нужно познакомиться с общей информацией о каждой из них. Здесь поставщика должны интересовать преимущественно такие вопросы:

  1. На какой ЭТП она проводится. Нужно удостовериться, что аккредитация на этой площадке пройдена.
  2. Дата начала и окончания приема заявок. Следует убедиться, что хватит время на вдумчивое ознакомление с закупочной документацией и подготовку заявки.
  3. Какова сумма обеспечения заявки. Это сумма, которая блокируется на ЭТП при подаче заявки. Она служит залогом того, что поставщик имеет серьезные намерения участвовать в процедуре. Впоследствии при любом исходе (кроме уклонения победителя от подписания контракта) эта сумма будет возвращена.
  4. Какова сумма обеспечения исполнения контракта. Как и обеспечение заявки, это залог, но теперь уже на случай, что выигравший закупку поставщик добросовестно исполнит условия контракта.
  5. Какие ограничения или преференции есть в закупке в части состава исполнителей. Например, некоторые закупки по 44-ФЗ предназначаются специально для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, а по 223-ФЗ — для субъектов среднего и малого предпринимательства. Существуют также иные преференции и ограничения.

После ознакомления с общей информацией о закупке следует перейти к изучению документации. Особое внимание уделяется техническому заданию (ТЗ), где описаны конкретные характеристики объекта закупки и предъявляемые к нему требования. Это поможет поставщику реально оценить свои возможности по исполнению контракта.

Если в документации к аукциону встречаются противоречивые характеристики, неточные описания и прочие несуразности, поставщик имеет право подать запрос на разъяснение. Заказчик обязан дать ответ по существу.

Упомянутые выше ошибки и неточности в закупочной документации могут быть допущены специально. Иногда представитель заказчика сговаривается с поставщиком и предпринимает действия для увеличения его шанса на победу. При этом преследуются собственные корыстные интересы. Чаще всего конкурентное преимущество «своего» поставщика обеспечивается через запутывание условий закупочной документации в надежде на то, что другие участники не смогут или не захотят в ней разобраться. Таким образом искусственно ограничивается конкуренция, что является нарушением законодательства.

Шаг 6. Обеспечение заявки

Итак, закупка выбрана. Но прежде чем подать заявку, нужно позаботиться о ее обеспечении. Сумма обеспечения заявки на госконтракт в общем случае не превышает 5% от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Если процедура проводится для субъектов малого бизнеса и НКО, то обеспечение заявки не может быть больше 2% от НМЦК.

Денежные средства, которыми будет обеспечиваться заявка, переводятся на ЭТП и попадают на баланс участника. Все подробности об оплате обеспечения можно получить на площадке.

После того как закупка будет окончена, сумма обеспечения будет возвращена на баланс участника для использования в других торгах. ЭТП разблокирует средства в течение суток после того, как подписан итоговый протокол аукциона.

РублиШаг 7. Подготовка заявки

Процесс формирования заявки можно назвать наиболее трудным и ответственным этапом. Особенно тяжело он дается новичкам, поэтому может занять довольно много времени.

Заполнять заявку нужно в точном соответствии с инструкцией. Если возникают вопросы, целесообразно обратиться к заказчику за разъяснением.

Готовая заявка подписывается ЭЦП и подается на площадку в соответствии с ее регламентом. В этот момент денежные средства в размере обеспечения заявки будут заблокированы.

Шаг 8. Торги

Вот и наступил этап, ради которого все затевалось — проведение самого аукциона. В назначенный день и час все участники заходят в аукционный зал ЭТП и начинают торги, то есть подают свои ценовые предложения. Аукцион проводится на понижение цены, то есть лучшую позицию занимает тот участник, который предложил наименьшую стоимость контракта. Если в течение 10 минут после последнего предложения никто не сделает нового, аукцион будет завершен.

В процессе первых торгов у поставщиков, как правило, возникает немало вопросов. Лучше заранее познакомиться с информацией для участников, которая размещена на площадках, и тогда процесс не вызовет трудностей.

Когда аукцион завершен, формируется протокол. В нем определяются участники-лидеры, подавшие заявки с наименьшими ценами. Однако это еще не окончательный результат. Так что если вы оказались на позиции 2 или 3, шанс получить контракт все еще сохраняется.

Шаг 9. Рассмотрение вторых частей заявок и определение результатов

На этом этапе заказчик будет оценивать вторые части заявок лидеров торгов. Если заявка участника № 1 соответствует требованиям, то победителем закупки будет признан он. Если же нет (например, не хватает каких-то документов или выяснилось, что представлена недостоверная информация), то первенство перейдет к участнику № 2 и так далее.

В торгах по 44-ФЗ все строго регламентировано. На выбор победителя заказчику дается не более 4 рабочих дня с даты, когда был размещен протокол проведения аукциона. В этот срок заказчик должен выложить результаты в виде протокола итогов электронного аукциона.

В отношении процедур, которые проводятся по 223-ФЗ, все процессуальные моменты закрепляются в Положении о закупке заказчика и документации.

Шаг 10. Проверка контракта

Победившему участнику заказчик через функционал ЭТП направляет контракт. Необходимо убедиться, что он полностью соответствует проекту, который был размещен в закупочной документации. Также нужно обратить внимание на то, правильно ли заказчик указал данные исполнителя.

В результате проверки победитель аукциона принимает решение:

  • о подписании контракта в том виде, который направил заказчик (если не найдено ошибок или разночтений);
  • о составлении протокола разногласий (если неточности присутствуют).

Важно понимать, что в торгах по 44-ФЗ поставщик не может по своему усмотрению корректировать какие-либо условия контракта. Закон запрещает менять его существенные условия за исключением ограниченного набора случаев. Отказаться от подписания контракта исполнитель также не может. Поэтому прежде чем участвовать в аукционе, следует тщательно изучить условия проекта контракта.

Если найдены разночтения в положениях контракта и его проекта либо заказчик ошибся в реквизитах поставщика, эти ошибки указываются в протоколе разногласий. После их устранения заказчик вновь направляет контракт поставщику на подпись. Если учесть замечания невозможно, в отдельном документе он должен изложить причины этого. За поставщиком же остается право повторно составить протокол разногласий. Если требования поставщика правомерны, а заказчик не хочет их исправлять, можно жаловаться в ФАС.

Федеральная антимонопольная служба

Например, в проекте контракта было указано, что срок его исполнения 25 дней. Однако в контракте заказчик вместо этого прописал 20 дней. Поставщик указывает на эту неточность в протоколе разногласий. Если заказчик не соглашается придерживаться срока, указанного в проекте контракта, поставщик может жаловаться в ФАС. Основание: срок исполнения контракта является его существенным условием и не подлежит изменению.

С торгами по 223-ФЗ все немного иначе — во главу угла ставится Положение о закупке заказчика. В нем прописывается в том числе и порядок урегулирования споров по проекту договора.

Шаг 11. Обеспечение исполнения контракта

Во многих случаях заказчики предусматривают внесение обеспечения исполнения контракта (ОИК). Это финансовая страховка на случай, если поставщик не исполнит условия контракта в полном объеме и в заявленные сроки либо поставленный товар (услуга) не будет соответствовать требованиям.

Внести ОИК можно двумя способами:

  • перевести на счет заказчика денежные средства;
  • предоставить банковскую гарантию.

Обеспечение исполнения контракта — это сумма в размере 5-30% от НМЦК. Она повышается в полтора раза, если в ходе торгов цена снизилась более чем на четверть от первоначальной.

Сумма обеспечения будет возвращена поставщику после того, как он добросовестно исполнит свои обязательства по контракту. Если контракт предусматривает поэтапное исполнение, то после реализации отдельного этапа сумма обеспечения может снижаться.

В случае нарушения поставщиком условий контракта или их неисполнения заказчик может удержать сумму обеспечения полностью или частично в зависимости от понесенного им ущерба.

Шаг 12. Подписание контракта

Когда обеспечение переведено (или оформлена гарантия банка), можно подписывать контракт. Делается это при помощи электронной подписи прямо на ЭТП. К контракту прилагается документ, свидетельствующий о внесении поставщиком обеспечения его исполнения.

Важно понимать, что отказаться от подписания контракта поставщик не может без негативных для себя последствий. А они таковы:

  • потеря обеспечения заявки — эти средства будут переведены заказчику;
  • включение в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Вот почему важно еще до подачи заявки тщательно изучить документацию и проект контракта.

Такие же последствия наступят, если поставщик не успеет подписать контракт в установленный срок или не внесет обеспечение его исполнения. В этом случае его признают уклонившимся от подписания контракта.

Угодив в РНП, поставщик в ближайшие два года не сможет принимать участие в торгах. Более того, если учредитель или директор недобросовестного поставщика является собственником доли в другом лице или занимает там должность руководителя, это лицо также не сможет участвовать в закупках.

Подписанный контракт направляется заказчику. После того как он поставит свою подпись, контракт будет считаться заключенным. Теперь дело за поставщиком — он должен добросовестно исполнить свои обязательства.

О проблемах, с которыми сталкиваются поставщики в закупках:

44-ФЗ — это федеральный закон, который регулирует сферу закупок. В документе описан весь порядок проведения закупочной деятельности, но если вы начинающий поставщик, то сложный текст закона может показаться чересчур запутанным.

В этой статье мы объясним простыми словами, как происходит закупочная деятельность, и как к ней подготовиться.


Участники в закупках по 44-ФЗ

Участников закупок можно разделить на две группы: заказчики и поставщики. К первым относятся государственные и муниципальные организации (школы, фонды, больницы и т.д.), именно они выставляют заказы на товары и услуги. Ко вторым относятся поставщики, которые выполняют заказы (индивидуальные предприниматели и юридические лица).

К участникам косвенно можно отнести операторов электронных торговых площадок (ЭТП), где происходит закупочная деятельность. Кроме того, косвенно в закупках участвуют и федеральные органы власти: Минфин, ФАС, Рособоронзаказ, Росатом и Роскосмос. Вся сфера закупок регулируется этими органами власти.

Требования к участникам госзакупок

К поставщикам в системе государственных закупок законодательство выставляет определённые требования, и начинающий поставщик должен их знать. В первую очередь в качестве поставщиков могут выступать только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Их участие в закупках может быть ограничено, если:

  • индивидуальный предприниматель или организация находятся в процессе ликвидации;

  • у участника есть недоимки по налогам, сборам и другие задолженности за прошедший год (если общая стоимость превышает 25% от стоимости активов);

  • деятельность участника приостановлена;

  • у участника присутствует решение об открытии конкурсного производства;

  • индивидуальный предприниматель или организация признаны банкротом;

  • у участника есть судимость за преступления в сфере экономики;

  • участник входит в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчик может отказаться от составления контракта с исполнителем, если будет установлен факт нарушения правил. Поставщик же может обжаловать решение о своём отстранении или отказа заказчика от подписания контракта, если посчитает решение несправедливым.

Виды госзакупок

Заказчики выбирают поставщиков путём конкурентного определения. Законом выделены семь таких способов:

  1. Открытый конкурс.

  2. Конкурс с ограниченным участием.

  3. Двухэтапный конкурс.

  4. Электронный аукцион.

  5. Запрос котировок.

  6. Запрос предложений.

  7. Закупка товара у единственного поставщика.

Иногда заказчики при выборе опираются на наименьшую цену, иногда — на лучшее соотношение цены и условий.

Подрядчик выбирается по наименьшей цене, если способ определения — аукцион (торговый метод) или запрос котировок (неторговый метод). В первом случае поставщику, чтобы победить, нужно заполнить заявку без ошибок и постепенно снижать цену. При этом заказчик выберет того исполнителя, чья цена в итоге окажется самой низкой. При составлении заявки на участие в запросе котировок, поставщик также описывает товар или услугу и выставляет стоимость, но при этом возможность снижения цены отсутствует. Заказчик также выбирает того исполнителя, чья цена окажется самой низкой.

Конкурс (торговый метод) и запрос предложений (неторговый метод) — это такие способы определения подрядчика, в которых победителем становится тот, кто соответствует всем требованиям и предлагает лучшие условия.

Любая торговая и неторговая процедура может проходить как в один, так и в несколько этапов. Кроме того, конкурсы и аукционы могут быть как открытыми, так и закрытыми, когда выставляются те или иные ограничения на участие.

Подготовиться к участию в госзакупках можно с помощью «Астрал.Тендер». Вас научат не только работе на электронных площадках, но и, при необходимости, специалисты возьмут торги в свои руки, предоставив вам уже готовые сделки.

Место проведения госзакупок

Все закупки по 44-ФЗ проводят исключительно в электронном виде. Процесс происходит на электронных торговых площадках — сайтах, где заказчики и поставщики могут взаимодействовать.

Тендеры проходят на следующих площадках: «Сбербанк АСТ», «Государственная тендерная площадка Росэлторг», «Электронная площадка торгов РТС тендер», «Национальная электронная площадка НЭП», «Электронная торговая площадка Заказ РФ», «Всероссийская универсальная площадка ЭТП РАД Госзакупки», «ЭТП ГПБ Электронная торговая площадка Газпромбанка», «Федеральная электронная площадка ТЭК-Торг», «ЭТП Гособоронзаказа АСТ ГОЗ».

Что потребуется для участия

Начинать работу с закупками можно только после подготовки. Первый этап подготовки к закупкам — это приобретение необходимых знаний, второй — необходимых инструментов. Для участия в торгах на электронных торговых площадках поставщик должен зарегистрироваться в ЕИС — сайте единой информационной системы в сфере закупок.

Один из основных инструментов в закупочной деятельности — это электронная подпись. Её применение обязательно для регистрации на ЕИС и ведения закупочной деятельности на площадках. При этом электронная подпись обязательно должна быть квалифицированной, такую ЭП выдают только аккредитованные удостоверяющие центры.

Помочь с поиском подходящих заказов может «Астрал.Тендер». Сервис проанализирует рынок и поможет с выбором выгодных предложений.

Как проходят закупки

Проведение госзакупок по 44-ФЗ происходит по определённой схеме, которая различается лишь некоторыми элементами (как, например, видом закупки). Для того чтобы схема была понятна даже для чайников, мы выделили в ней главные шаги:

  1. Публикация заказа.

  2. Инициатор госзакупки — это заказчик. Он выставляет подробное техническое задание. В нём он отражает все требования к необходимому товару, услугам или работам. Кроме того, заказчик указывает цену и условия.

  3. Приём заявок.

  4. Поставщики отправляют заявки на выполнение заказа, в которых указывают время его исполнения и другую важную для заказчика информацию. На этот этап уходит несколько дней, заказчик выставляет их самостоятельно.

  5. Выбор исполнителя.

  6. Определение исполнителя заказа выполняется в соответствии с типом госзакупки, при этом всегда выбор падает на самое выгодное предложение. Это может быть конкурс, аукцион, запрос котировок или запрос предложений. Отбор может проходить в один или несколько этапов, что также определяет заказчик.

  7. Заключение контракта.

  8. Как только заказчик выбирает исполнителя, они заключают контракт. Структура документа обязательно должна включать сроки оплаты, приёмки и оформления результатов приёмки. В контракте указываются дополнительные параметры, как, например, условия об ответственности заказчика и исполнителя.

  9. Выполнение заказа.

  10. Поставщик выполняет заказ и предоставляет его результат. Товар или услуги которые предоставляет исполнитель, должны соответствовать оговорённым условиям, а работа должна быть выполнена в срок.

В госзакупках по 44-ФЗ задействовано множество процессов, лишь косвенно связанных с действиями поставщика. Простыми словами: для того чтобы начать работать с заказчиками, достаточно приобрести электронную подпись, зарегистрировать на портале ЕИС и найти подходящий заказ.


Для участия в госзакупках по 44-ФЗ нужно использовать квалифицированную электронную подпись. «Астрал-ЭТ» подходит для участия в торгах, работе на государственных порталах и ведения электронного документооборота. Подпись лучше использовать со специально настроенным тарифом: «Базис» или «Универсальный».

В 44-ФЗ жестко регламентируются все правила для заказчиков и поставщиков: какую процедуру проводить, какие документы и как заполнять, сколько рассматривать заявки и т.д. Словом, сам Закон о контрактной системе — это и есть пошаговая инструкция, как участвовать в госзакупках новичку и не только. Но юридический язык сложный, поэтому мы составили более понятное руководство для участников закупок.

Потребителями на рынке госзакупок являются государственные, бюджетные и муниципальные организации, госкорпорации и предприятия с различной долей государственной собственности. Основной источник финансирования — бюджеты разных уровней, федеральные целевые программы, средства государственных и муниципальных предприятий, госкорпораций. Объект финансирования — исполнение государственных нужд в товарах, работах и услугах. На основе анализа множества постановлений, разъяснений и официальных писем составили для новичков пошаговую инструкцию, как работать по 44-ФЗ для начинающих:

  1. Проверить нишу.
  2. Изучить нормативную базу.
  3. Проверить требования заказчиков.
  4. Оформить ЭЦП.
  5. Зарегистрироваться в ЕИС и на электронных площадках.
  6. Найти подходящий заказ.
  7. Собрать пакет документов для участия.
  8. Изучить тендерную документацию.
  9. Внести обеспечение заявки.
  10. Подготовить заявку.
  11. Подписать контракт.
  12. Выполнить условия соглашения.
  13. Получить деньги.

Рассмотрим ее детальнее.

С чего начать работать в тендерах по 44-ФЗ

Вот самое первое, что нужно знать о госзакупках, — насколько товар, работа или услуга, которую вы предлагаете, востребована у заказчиков. Этот процесс еще называют проверкой ниши. Это делают до изучения инструкций по госзакупкам по 44-ФЗ. Конкуренция в госзакупках достаточно высока. Цена закупки минимальна, и участие не всегда выгодно. Вот инструкция, как работать на госзакупках и оценить нишу:

  1. Зайдите на сайт ЕИС.
  2. Перейдите к расширенному поиску.
  3. Найдите завершенные закупки того товара, работы или услуги, которые хотите продать по 44-ФЗ.
  4. Изучите несколько закупок: какова была начальная цена (НМЦК), по какой цене заключили госконтракт, каковы требования к товару и условия исполнения. Для этого скачайте документацию. Чтобы это сделать, перейдите в закупку, а оттуда — в раздел «Документы».

Чтобы перейти к расширенному поиску по ЕИС, нажмите на ссылку «Все параметры».

Все параметры поиска в ЕИС

Вот так выглядят условия поиска для анализа ниши. Усложните поиск, указав этап размещения заказа, регион заказчика, ОКПД2 товара, работы или услуги.

Все параметры для поиска закупок в ЕИС

В этом разделе находится тендерная документация:

Где найти документы для тендера

А вот здесь скачиваются документы по госзакупке:

Где скачать документы для тендера

В разделе «Результаты определения поставщика» узнают стоимость контракта и победителя.

Если все устраивает и готовы выполнить контракт на таких условиях, то можете искать открытые госзакупки и готовить заявку, а пошаговая инструкция участия в госзакупках и тендерах вам поможет.

Шаг 1. Подготовиться и изучить нормативную базу

Есть работники, которые проходят обучение госзакупкам бесплатно с нуля на многочисленных онлайн-ресурсах. В отличие от заказчиков (то есть государственных, муниципальных и бюджетных структур), поставщикам для участия в закупках не понадобятся документы о специальном образовании. Есть и те, кто обращается за помощью к опытным поставщикам, в специализированные учебные центры и т.д.

Главное, чтобы информация на обучении тендерам с нуля для слушателей была актуальна на сегодня. Законодатель очень часто вносит изменения в закон 44-ФЗ и постановления о закупках.

Шаг 2. Проверить требования заказчиков

Пошаговая инструкция, как начать участвовать в госзакупках с нуля в качестве поставщика, должна содержать и этот пункт. Дело в том, что ст. 31 № 44-ФЗ от 05.04.2013 разрешает заказчикам устанавливать дополнительные требования к поставщикам некоторых товаров, работ и услуг. Чем сложнее ваш продукт, тем строже будут закупочные условия. Могут понадобиться сертификаты, лицензии, подтверждение профессиональной квалификации, наличие членства в профессиональных СРО. Имеет смысл изучить документацию конкурсных процедур, принципы формирования заявок, требования к поставщикам. Добейтесь, чтобы дополнительным требованиям соответствовали все документы, кредитная история, налоговая дисциплина, документация на товары, работы, услуги и т.д.

Шаг 3. Оформить ЭЦП, зарегистрироваться в ЕИС и на электронных площадках

Все площадки работают с электронной цифровой подписью (ЭЦП) потенциальных поставщиков. ЭЦП подтверждает полномочия ответственного лица, которое представляет организацию на торгах. Цифровой ключ сохраняется на флешке. Выдает их ФНС и ее доверенные центры. ЭЦП вы сможете использовать и в хозяйственной деятельности своей организации. Например, для сдачи отчетности в налоговую в электронном виде.

Электронная подпись для госзакупок по 44-ФЗ в соответствии со ст. 5 № 44-ФЗ от 05.04.2013 должна быть усиленной квалифицированной. Получение ЭЦП — услуга бесплатная. Но придется заплатить на носитель сертификата, т.н. rutoken и специальную программу СryptoРro. Стоимость — в среднем от 1500 рублей.

Основная часть государственных закупок проводится на электронных площадках. Их восемь:

  1. Сбербанк-АСТ.
  2. АГЗРТ.
  3. АО РАД.
  4. РТС-тендер.
  5. ЭТП ГПБ.
  6. АО ЕЭТП.
  7. ЭТП НЭП.
  8. ТЭК-Торг.

Если планируете участвовать в закрытых торгах с гостайной или в рамках гособоронзаказа, то ваша площадка — АСТ ГОЗ. Чтобы не пропустить выгодный контракт и вовремя подготовить заявку, заранее получите доступ к ЭТП, которыми пользуются будущие заказчики. Для этого пройдите регистрацию в ЕИС. Сведения об организации внесут в единый реестр участников закупок. После чего эти данные автоматически попадут на площадки и будут использованы при аккредитации.

Шаг 4. Собрать пакет документов для участия

Перечислим копии документов, которые готовят для участия в государственных закупках:

  • учредительные документы и изменения к ним;
  • решение об одобрении крупной сделки (если такое одобрение требуется по закону);
  • лицензии и приложения к ним, если ваш вид деятельности подлежит лицензированию;
  • сертификаты и допуски на продукцию, работы и услуги;
  • свидетельства о членстве в СРО, если оно для выполнения работ и услуг обязательно;
  • документы, подтверждающие полномочия руководителя (приказ о назначении или доверенность).

Иногда конкурсная документация для подтверждения квалификации исполнителя содержит требования о предоставлении копий выполненных договоров и контрактов, документов о квалификационном уровне сотрудников. Такие госзакупки по 44-ФЗ для чайников не подходят.

Перечень не является закрытым. Это значит, что госзаказчик иногда требует дополнительные документы.

Шаг 5. Найти подходящий госзаказ

ЭЦП получена, требования к документам понятны — организация готова к участию закупках по 44-ФЗ для начинающих поставщиков. Ежедневная проверка обновлений сайта www.zakupki.gov.ru позволит иметь свежую информацию о размещенных торгах. Для начала деятельности имеет смысл определить для себя критерии желаемого тендера:

  • вид конкурсной процедуры;
  • регион поставки товара, работы, услуги;
  • название потенциального заказчика;
  • ключевые слова для поиска на сайте.

Сайт закупок содержит возможность расширенного поиска по заданным вами критериям. Интересные тендеры ищут и при просмотре всех закупок, размещенных на сайте заказчиками региона. Имеет смысл не упускать из внимания и сайты крупных государственных заказчиков. Они имеют раздел закупок и размещают не только объявления о них, но и план предстоящих конкурсных процедур. Если ваша организация относится к МСП, не имеет опыта работы с госзаказом и лишних оборотных средств, то самый правильный вариант — начать с электронных аукционов по госзакупкам для новичков и запросов котировок.

В этих процедурах потребуется минимальный набор документов, поставщик определяется предложенной минимальной ценой контракта, и, как правило, не приходится резервировать денежные средства в качестве обеспечения заявки, если НМЦК закупки менее 1 млн рублей.

Крупные организации содержат отделы по работе с госзаказом, платят специальным агентствам за мониторинг информации об объявленных конкурсах в нескольких регионах, имеют открытые кредитные линии для получения банковских гарантий в качестве обеспечения исполнения контрактов.

Шаг 6. Изучить извещение и приложения к нему

Это важный этап участия. Чтобы не попасть под отклонение, тщательно изучите документы. Вот как начать работать новичку с госзакупками без ошибок:

  • проанализируйте ключевые сроки конкурсных процедур и исполнения госконтракта;
  • просмотрите условия денежного обеспечения;
  • оцените требования, предъявляемые к исполнителю госконтракта и его квалификации;
  • изучите ответственность сторон.

Шаг 7. Внести обеспечение заявки

Если конкурсные условия оговаривают предоставление финансового обеспечения со стороны участника, то ФЗ № 44 требует открыть спецсчет в банке для его резервирования. Со спецсчетами работают не все банки. Их перечень утвержден распоряжением Правительства РФ № 1451-р от 13.07.2018. В него входят банки:

  1. Сбербанк России.
  2. Банк ВТБ.
  3. Газпромбанк.
  4. Российский сельскохозяйственный банк.
  5. Альфа-Банк.
  6. Московский кредитный банк.
  7. Банк «Финансовая Корпорация Открытие».
  8. Райффайзенбанк.
  9. Росбанк.
  10. Всероссийский банк развития регионов.
  11. Промсвязьбанк.
  12. Акционерный Банк «РОССИЯ».
  13. Банк «Санкт-Петербург».
  14. Совкомбанк.
  15. Российский национальный коммерческий банк.
  16. ОТП Банк.
  17. ЮниКредит Банк.
  18. Акционерное общество «Тинькофф Банк».
  19. Акционерный коммерческий банк «АК БАРС» (публичное акционерное общество).
  20. Акционерное общество Банк «Северный морской путь».
  21. Акционерный коммерческий банк «НОВИКОМБАНК» (акционерное общество).
  22. Акционерное общество «Банк ДОМ.РФ».
  23. Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк.

Если вашего банка нет в этом списке, то спецсчет придется открывать в другом. Внимательно изучите предлагаемые условия. Некоторые банки предлагают бесплатное обслуживание спецсчета.

Шаг 8. Подготовить заявку участника

Подготовка документов заявки — самый важный этап пошаговой инструкции по участию в госзакупках и тендерах для поставщиков. Даже незначительные ошибки и недочеты повлекут отклонение и обесценят потраченные на подготовку усилия. Например, самая популярная процедура — электронный аукцион. Чтобы поучаствовать в нем, подготовьте заявку, которая содержит информацию о товаре, услуге или работах и отражает, насколько компания-поставщик соответствует требованиям.

С 2022 года торги начинаются через 2 часа после срока окончания приема заявок. После проведения торгов заказчик проверяет сведения, которые участник прописал в заявке. В течение 2 рабочих дней после проведения торгов заказчик публикует протокол подведения итогов, в котором отражает, кто победил в закупке, а чьи заявки не соответствуют требованиям.

Шаг 9. Подписать контракт

Проект контракта публикуется заказчиком не позднее 2 рабочих дней после проведения закупки. Контракт включает цену победителя, его реквизиты и описание объекта закупки. Дается 5 рабочих дней на оформление протокола разногласий, если у исполнителя есть вопросы к содержанию. Победитель может отправить заказчику 1 протокол разногласий, чтобы исправить неточности в госконтракте. Исполнитель вносит обеспечение на спецсчет непосредственно перед подписанием контракта. Подписанный исполнителем контракт размещается в течение 5 рабочих дней. В течение 2 рабочих дней его удостоверяют подписью и печатью заказчика.

ВАЖНО!

При заключении контракта по итогам запроса котировок в электронной форме, протокол разногласий не допускается! Контракт заключают не ранее чем через 2 рабочих дня после подведения итогов. А у победителя всего 1 рабочий день на подписание.

Шаг 10. Исполнить контракт и получить деньги

Заключительный шаг — выполнение принятых на себя обязательств. Чтобы заказчик принял товары, работы или услуги и подписал акты, следите: все должно соответствовать контракту. Нельзя просто взять и поменять количество или производителя товара. После подписания приемочных документов заказчик рассчитывается в срок, не превышающий 7 рабочих дней.

Об авторе этой статьи

Наталья Дмитриева

Наталья Дмитриева
Закончила Тверской государственный университет в 1987 году (тогда он назывался Калининский) по специальности «Экономика труда». Имеет степень кандидата экономических наук (научная специальность – Экономика и управление народным хозяйством).
Другие публикации автора

Участие в госзакупках стало сегодня одним из самых эффективных способов получить заказ, причем с гарантированной оплатой из бюджета. А потому интерес к подобным торговым процедурам сильно возрос. Их проведение регламентируется №44-ФЗ. Первая версия Федерального закона принята 05.04.2013, актуальная редакция – 02.07.2021. Отечественное законодательство сложно назвать понятным для восприятия, а потому имеет смысл изложить основные положения №44-ФЗ в варианте «для чайников», то есть обычным языком и без сложных юридических терминов.

Что такое 44-ФЗ простыми словами

Что регулирует и не регулирует 44-ФЗ

Кто имеет право участвовать в госзакупках

Требования к участникам госзакупки

Площадки для проведения госзакупок

Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств

Снижение начальной цены госконтракта на 25%

Реестр недобросовестных поставщиков (РПН)

Что такое 44-ФЗ простыми словами

№44-ФЗ определяет правила проведения закупок для обеспечения нужд государства и муниципалитетов. То есть любых учреждений, предприятий, органов власти, деятельность которых финансируется из бюджетов разного уровня – федерального, регионального или местного. Речь идет о таких важных для жизни как государства в целом, так и отдельного человека сферах деятельности, как:

  • образование;
  • здравоохранение;
  • правоохранительные органы, МЧС и другие ведомства исполнительной власти;
  • многочисленные органы двух других ветвей власти – судебной и законодательной;
  • и многое другое, необходимо для нормального функционирования государства.

Целью разработки и внедрения №44-ФЗ стало усиление контроля над расходованием бюджетных средств. Цель законодателей была очевидной – снижение общего уровня затрат. Сегодня, после нескольких лет практического применения Федерального закона, можно утверждать, что она в значительной степени достигнута.

Что регулирует и не регулирует 44-ФЗ

Положения №44-ФЗ регулируют все ключевые аспекты подготовки и проведения государственных закупок, включая:

  • планирование;
  • объявление;
  • отбор исполнителей и поставщиков в рамках конкурентных торговых процедур;
  • заключение государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ или предоставление услуг;
  • контроль над исполнением обязательств в рамках государственных контрактов;
  • общий аудит и мониторинг системы государственных закупок.

Требования рассматриваемого федерального закона распространяются на все виды закупок, которые финансируются из бюджетов разного уровня. Исключение составляют несколько категорий закупок, к числу которых относятся такие:

  • у финансовых организаций, имеющих международный статус;
  • связанные с обеспечением государственной защиты судей, участников судов, должностных и других лиц;
  • драгметаллов и камней с целью пополнения Госфонда;
  • услуг адвокатов для бесплатной помощи в суде;
  • избирательных комиссий для непосредственного проведения референдумов и выборов.

Кто имеет право участвовать в госзакупках

Участники госзакупок делятся на две категории. К первой относятся заказчики, в число которых входят муниципальные и государственные организации. Их основной функцией выступает выставление заказов на торги.

Вторую категорию формируют поставщики, выступающие в статусе юридических лиц или ИП. Их задачей и интересом становится поставка товаров, работ или услуг для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.

С некоторой долей условности еще одной категорией участников госзакупок можно назвать операторов ЭТП (электронных торговых площадок). В их функции входит создание условий для ведения закупочной деятельности. Контроль над соблюдением требований №44-ФЗ осуществляются контролирующие органы в лице различных федеральных ведомств и фактически приравненных к ним государственных корпораций, включая ФАС, Минфин, Прокуратуру, Росатом, Роскосмос, Рособоронзаказ и других.

Требования к участникам госзакупки

Единственным требованием к заказчикам госзакупок выступает финансирование из бюджета. Контроль над поставщиками предусматривает намного больше условий, выполнение которых требуется для допуска к участию в торгах. Первым и главным становится статус – ИП или ООО. Не допускаются к участию в госзакупках хозяйствующие субъекты, которые:

  • имеют задолженности по налогам или обязательным сборам в размере, превышающем четверть стоимости активов;
  • включены в реестр недобросовестных поставщиков;
  • находятся на стадии приостановки деятельности;
  • пребывают в процессе банкротства или ликвидации;
  • признаны банкротом;
  • имеют судимость за правонарушения в экономической сфере (распространяется на ИП, руководителей и учредителей ООО).

Наличие любого из перечисленных условий становится основанием для отказа от заключения с поставщиком государственного контракта или отклонения его заявки на участие в госзакупке. Исполнителю предоставлено право обжаловать такое решение в установленном порядке.

Преференции участникам

Актуальная версия базового Федерального закона в области государственных закупок предоставляет преференции двум категориям поставщиков. В первую входят организации инвалидов, а также учреждения системы УИС, во вторую – хозяйствующие субъекты, отнесенные к малому предпринимательству и социально ориентированным НКО. Для каждой из категорий установлены квоты, обязательные для всех видов государственных заказчиков. Дополнительной льготой становится снижение требований по сумме обеспечения заявки.

Виды госзакупок

Важной частью изложения №44-ФЗ для чайников становится перечисление возможных вариантов проведения конкурентной государственной закупки. Актуальная версия законодательства допускает семь видов подобных процедур:

  • три разновидности конкурса – открытый, с ограниченным участием и двухэтапный;
  • электронный аукцион;
  • два вида запросов – котировок и предложений;
  • закупка услуги, товара или работ у единственного поставщика.

Критериями выбора победителя, в зависимости от вида закупки, становится наименьшая цена или оптимальное соотношение стоимости и условия поставки товара/услуг. Самой распространенной формой проведения торгов выступает электронный аукцион. Его отличительными особенностями выступают: открытый и публичный характер, а также определение победителя по критерию низкой цены.

Площадки для проведения госзакупок

Одним из обязательных условий закупочных мероприятий в рамках №44-ФЗ выступает проведение в электронном формате. Законодательство жестко регламентирует перечень ЭТП, допущенных к подобным процедурам. Он размещается в свободном доступе в системе ЕИС закупки и включает на сегодня восемь торговых площадок. Использовать другие онлайн-платформы и сервисы для организации и проведения госзакупок запрещено.

Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств

Одним из ключевых условий участия поставщика в госзакупке становится предоставление обеспечения собственных обязательств. На сегодняшний день действует три их разновидности, применяемых на разных стадиях мероприятий:

  • обеспечение заявки подтверждает серьезность намерений участника и предоставляется при «входе» в процедуру;
  • ОИК или обеспечение исполнения государственного контракта требуется при его заключении с заказчиком и выступает в качестве страховки последнего;
  • ОГО или обеспечение гарантийных обязательств позволяет исключить проблемы с качеством поставляемого товара/услуги или производимых работ.

Стандартной формой обеспечения считается банковская гарантия. Она должна быть оформлена в одном из банков, аккредитованных Минфином, и внесена в соответствующий реестр.

Снижение начальной цены госконтракта на 25%

Серьезной проблемой на начальных этапах действия №44-ФЗ стало установление некоторыми далеко не всегда добросовестными поставщиками демпинговых цен. Результатом становился срыв поставки, невозможной по настолько низкой стоимости.

Для защиты от недобросовестной конкуренции введены дополнительные требования к участникам закупки, предложившим снижение цены от начальной на 25% и более. В этом случае назначается повышенное в полтора раза обеспечение контракта. Причем оно рассчитывается от стартовой цены аукциона.

Реестр недобросовестных поставщиков (РПН)

Для защиты заказчиков и добросовестных поставщиков от действий недобросовестных создан реестр последних. Он размещается в свободном доступе в соответствующем разделе ЕИС Закупки и используется для отсеивания потенциально проблемных участников госзакупок. Фактически база данных представляет собой «черный список», попадание в который означает невозможность подачи заявки на электронный аукцион и другие закупочные процедуры в рамках №44-ФЗ в течение двух лет. Основанием для внесения поставщиков в реестр становится решение ФАС, которая занимается его ведением.

Часто задаваемые вопросы

Когда и с какой целью принят №44-ФЗ?

Федеральный закон принят 5 апреля 2013 года. Целью его разработки стало дальнейшее совершенствование правил проведения государственных закупок и снижение бюджетных расходов, направляемых на это.

Какие закупки подпадают под действие положения №44-ФЗ?

Практически все, осуществляемые для удовлетворения потребностей самых разных государственных и муниципальных организаций, включая учреждения исполнительной, законодательной и судебной власти, здравоохранения, образования и т.д.

Кто выступает участником госзакупок?

Выделяют несколько категорий участников госзакупок. Главными выступают две: поставщики и заказчики. Вспомогательные функции выполняют ЭТП, предоставляющие место для проведения торгов, и контролирующие органы, которые следят за соблюдением требований законодательства.

Какие основные критерии выбора победителя госзакупки?

Для большей части конкурентных торговых процедур, например, самой популярной из них – электронного аукциона, главным критерием определения выигравшего участника становится низкая цена. В некоторых случаях основным параметром для сравнения становится оптимальное соотношение цены и условий поставки, предложенных участником.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Форд куга 2 руководство по эксплуатации купить
  • Металлоискатель своими руками подробная инструкция пират схемы
  • Руководство по hip hop
  • Canmixs zl02 смарт часы инструкция на русском
  • Толокнянка инструкция по применению для чего цена