Как провести экспертизу своими силами по 44 фз инструкция

Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс.
Если нужного документа в комплекте нет — закажите его. Это бесплатно!

(сервис доступен для клиентов АПИ и компаний Нижегородской области)

В каких случаях можно проводить экспертизу своими силами

Вы можете провести экспертизу при приемке товара (работы, услуги) собственными силами. Исключение составляют случаи, в которых Правительство РФ определило, что экспертизу осуществляют эксперты и экспертные организации (ч. 3, 4.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

Обратите внимание: если по контракту определены этапы, то экспертизу нужно проводить при приемке товара (работы, услуги) по каждому этапу (п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

Как назначить экспертов для проведения экспертизы

Для проведения экспертизы вы можете назначить одного сотрудника или создать экспертную комиссию.

Если у вас создана приемочная комиссия, вы можете передать ей полномочия по экспертизе (Письмо Минфина России от 27.10.2017 N 24-03-07/71512).

Сотрудник или комиссия могут быть назначены для экспертизы конкретной закупки, а могут быть постоянно действующими для всех закупок.

Как назначить внутреннего эксперта

Выберите сотрудника с опытом или квалификацией, которые можно отнести к объекту закупки. Например, если закупаете лекарства, экспертом может быть человек с фармацевтическим образованием, а при закупке компьютеров — специалист IT.

Также нужно проверить, чтобы сотрудник не имел с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) родственных или других связей, которые могут повлиять на экспертизу.

Назначьте эксперта приказом. Укажите в нем:

  1. его Ф.И.О. и должность;
  2. реквизиты закупок, которые нужно проверить;
  3. сроки проведения экспертизы и порядок оформления результатов. Сроки проведения экспертизы Законом N 44-ФЗ не регламентированы, но они не могут превышать установленные контрактом сроки приемки результатов исполнения контракта, поскольку такая экспертиза входит в процедуру приемки (ч. 3, 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ);
  4. право запрашивать дополнительные материалы по исполнению контракта.

Ознакомьте сотрудника с приказом под подпись.

Это подтверждает Минэкономразвития России в Письме от 21.05.2015 N Д28и-1479.

Как создать экспертную комиссию для проведения экспертизы своими силами

Чтобы создать экспертную комиссию, вам нужно:

  1. утвердить состав комиссии приказом. В него нужно включить сотрудников с опытом работы или квалификацией, которые можно отнести к объекту закупки;
  2. составить и утвердить положение об экспертной комиссии. В нем нужно определить порядок ее работы, например:

— задачи и чем руководствуется комиссия;

— ее полномочия. Например, комиссия может запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы;

— порядок оформления результатов экспертизы.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Готовое решение: Как заказчику своими силами провести экспертизу исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ (КонсультантПлюс, 2022) {КонсультантПлюс}

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Когда не требуется проведения экспертизы по 44-ФЗ
  • Кто может проводить внутреннюю экспертизу по 44-ФЗ
  • Что проверять во время внутренней экспертизы по 44-ФЗ
  • Как проводится внутренняя экспертиза по 44-ФЗ

Когда обязательства поставщика по контракту исполнены, заказчиком должна быть проведена внешняя или внутренняя экспертиза по 44-ФЗ. Не так много ситуаций, когда покупатель обязан использовать внешнюю экспертизу, в большинстве случае можно обойтись своими силами.

Для этого из числа сотрудников формируется комиссия, которая проводит приемку поставленного товара или выполненных услуг. Выбранные на роль экспертов работники несут ответственность за проведение экспертизы, поэтому обязательно знать все ее этапы и тонкости.

Когда не требуется проведения экспертизы по 44-ФЗ

Актуальное законодательство, регулирующее сферу государственных закупок, требует проведения экспертной оценки выполненных по контракту работ. Данная проверка осуществляется заказчиком, при этом рассматриваются все контракты, цель которых состоит в обеспечении нужд государственного, муниципального уровня при любой форме закупки. Однако нужно понимать, что последняя определяет, будут ли привлекаться к контрольным мероприятиям внешние эксперты, либо заказчик ограничится внутренней экспертизой по 44-ФЗ.

Проведение экспертизы по 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ позволяет отказаться от услуг приглашенных специалистов при закупках, осуществляемых на основании ряда пунктов. К ним относятся:

  • пункты 1–9, распространяющиеся на случаи, когда вышестоящие государственные органы устанавливают исполнителя контракта либо последний входит в число естественных монополии;
  • пункты 14, 15, фиксирующие правила приобретения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, посещение культурных мероприятий, если те считаются объектами авторского права;
  • пункты 17–30, устанавливающие определение поставщика по итогам несостоявшихся процедур, по договорам на управление МКД, оказанию услуг по охране объектов. Сюда же относится удовлетворение потребностей госорганов, предоставляющих услуги, направленные на управление государством;
  • пункты 32, 33, 36, 40–42, 44–48, используемые в процессе подписания соглашений на выдачу банковских гарантий, закупку лекарств, пр.

Указанное выше правило не распространяется на несостоявшиеся электронные торги, осуществляемые в любой форме. Необходимость во внутренней либо внешней экспертизе по 44-ФЗ определяется в соответствии с размером НМЦК, зафиксированной до начала закупки, и с ценой, по которой в результате было подписано соглашение с выбранным поставщиком.

Можно вовсе избежать использования экспертной оценки, если:

  • Цель закупки состоит в определении исполнителя по контракту на предоставление услуг экспертов. В такой ситуации не учитывается формат торгов, также неважно, физическое либо юридическое лицо играет роль потенциального исполнителя.
  • Это тендер, проводимый в любой форме, организованный для подготовки документации по объектам капитального строительства, либо разыгрывается право на проведение инженерных разработок, изысканий, при условии, что данные услуги оказывались до этого и на данный момент необходимо повторное исследование.

В любой другой ситуации придется провести экспертизу, если закупка организована в рамках интересующего нас ФЗ. В некоторых случаях договор с исполнителем подписывается на базе правового основания по другому контракту. Тогда, по действующему законодательству, организатор торгов государственного либо муниципального уровня имеет право отказаться от оценки экспертами итогов работ.

Экспертная оценка

Экспертная оценка также не нужна, если у продавца в конкретном случае отсутствуют конкуренты. Выбор среди разных исполнителей может быть ограничен, допустим, в связи с существованием исключительных прав в данной сфере.

Кто может проводить внутреннюю экспертизу по 44-ФЗ

Внутренняя экспертиза продукции, принимаемой от поставщика в рамках договора, может проводиться любым лицом. В 99 случаях из 100 в роли эксперта выступает сотрудник, входящий в штат заказчика, либо несколько таких специалистов. Также собственная проверка может быть включена в обязанности приемочной комиссии, комиссии по проведению закупок либо работников контрактной службы – тогда проверка ТРУ проходит коллегиально.

Подчеркнем, что закон 44-ФЗ не требует, чтобы экспертиза проводилась только одним сотрудником, поэтому покупатель сам может выбирать наиболее подходящий ему формат.

Закон 44-ФЗ не устанавливает требований по отношению к работникам, осуществляющим экспертизу от лица заказчика. Однако подобные условия предусмотрены для членов комиссии по осуществлению закупок, контрактных управляющих, специалистов соответствующей службы. Поэтому такие сотрудники заказчика не всегда могут похвастаться образованием в сфере закупок, даже могут не иметь отношения к соответствующей предметной области. Тем не менее, именно на них ложится ответственность при приемке товара заказчиком по итогам экспертизы. Особенно серьезная ситуация складывается, когда продукция не отвечает характеристикам, указанным в соглашении.

Нужно понимать, что во время внешней и внутренней экспертизы по 44-ФЗ ответственность специалистов фиксируют разные акты. Для работников, привлеченных извне, законодательство устанавливает административную (ст. 7.32.6 КоАП РФ) и уголовную ответственность (ст. 200.6 УК РФ).

Кто может проводить внутреннюю экспертизу по 44-ФЗ

Приведенные выше акты не действуют на штатных специалистов заказчика, выбранных для осуществления проверки. Дело в том, что в понятийном аппарате закона 44-ФЗ они не считаются экспертами, экспертными организациями. Это должностные лица, которые проверяют продукцию от имени заказчика. Их промахи караются согласно нормам законодательства, при этом мера зависит от того, насколько серьезны последствия ошибки.

Что проверять во время внутренней экспертизы по 44-ФЗ

Основным пунктом, который рассматривают во время контрольных мероприятий, является надлежащее качество, объем поставленных ТРУ.

Допускаются два типа проверки качества:

  • Сплошная, предполагающая проверку всего товара.
  • Выборочная, при которой оценивается некоторая доля продукции, а результаты распространяются на весь полученный от поставщика объем товара. Использование данного подхода должно быть обусловлено техническими регламентами, ГОСТами, ТУ, особыми условиями поставки, контрактом.

Помимо оценки качества, эксперт проверяет комплектность, маркировки, соответствие тары, упаковки нормам, прописанным в технических регламентах, ГОСТах, ТУ.

Порядок проведения внутренней экспертизы по 44-ФЗ требует, чтобы специалист убедился в подлинности всей документации, переданной исполнителем. Сюда относят счета, накладные, акты приемки, спецификации, пр. Также необходимо проверить, все ли полученные бумаги имеют отношение к поставленной продукции. Если у эксперта возникли трудности, сомнения по данному вопросу, в своем заключении он делает соответствующую пометку с указанием причин.

Проверяющий также должен доложить руководству, если получен не весь пакет документов. Далее руководитель принимает решение о дальнейшем проведении экспертизы.

Не секрет, что есть товары и услуги, полностью оценить которые удается исключительно во время их потребления или окончательного исполнения. Речь идет о топливе, пищевых продуктах, реактивах, услугах по ремонту, пр. Тогда ТРУ оценивается на основании мнения и претензий самих потребителей.

Если заказчик удовлетворен результатами экспертизы и уверен, что продукция отвечает положениям договора, он подписывает товарную накладную/акт выполненных работ. По закону нет необходимости в других документах, подтверждающих соответствие товара изначально заявленным характеристикам.

Проверка может показать недостатки, несоответствия требованиям, тогда готовится протокол разногласий, акт расхождений либо другой аналогичный документ. Отметим, что при его составлении используется произвольная форма.

Как проводится внутренняя экспертиза по 44-ФЗ

Делая выбор в пользу проведения экспертизы ТРУ штатными специалистами, заказчик может сэкономить значительную сумму, так как ему не требуется приглашения эксперта. Не менее важно, что такая приемка требует меньше времени, но позволяет убедиться, что работы выполнены в соответствии с условиями соглашения.

В своих письмах Минэкономразвития РФ разъяснило порядок проведения внутренней экспертизы по 44-ФЗ. Согласно информации из письма МЭР № Д28и-477 от 11.04.2014 г., заказчику необязательно содержать в своем штате отдельных специалистов, ответственных за экспертизу по определенным направлениям.

Внутренняя экспертиза делится на следующие этапы:

  1. Издание приказа, фиксирующего факт создания комиссии для проведения оценочных мероприятий. В нее должны входить не менее пяти сотрудников заказчика, имеющих необходимый опыт. Прописываются ключевые условия соглашения, то есть реквизиты, сроки проведения работ, этапность.
  2. Оценка итогов работ по договору. На нее выделяется временной отрезок, указанный в самом договоре.
  3. Подготовка документа о приемке по результатам экспертизы, то есть акта приема-передачи после внутренней экспертизы по 44-ФЗ, заключения с выводами, сделанными специалистами. В документе обозначаются все работы, сроки исполнения обязательств по договору, претензии сторон, если они есть.
  4. Отказ в приемке товара до устранения нарушений, допущенных исполнителем, если таковые обнаружены в процессе проверки.
  5. Подготовка отчета о ненадлежащем/надлежащем исполнении условий контракта.
  6. Публикация отчета в единой информационной системе. Помимо него на портале размещается документ, где закрепляются итоги работы экспертной группы.

Внутренняя экспертиза

После внутренней экспертизы вся информация оформляется отдельным документом, допустим, в виде заключения, либо сведения об итогах проверки могут быть внесены в документ о приемке – в товарную накладную/акт сдачи-приемки.

В документе о приемке обязательно фиксируется способ, использованный для проведения экспертизы, то есть была ли она проведена силами компании либо приглашались сторонние эксперты, экспертные организации. Еще одно обязательное условие – это наличие подписей всех членов приемочной комиссии, изначально утвержденной руководителем. Если имела место внутренняя экспертиза по 44-ФЗ, подпись на документе ставит руководитель или уполномоченный представитель, как указано в ч. 7 ст. 94 закона о госзакупках.

Основываясь на результатах проверки, заказчик решает, подходит ли поставленный товар под изначально установленные условия. При отсутствии возражений со стороны заказчика на акте приемки товара, работ и услуг ставится подпись.

Чтобы отвечать нормам закона 44-ФЗ, обозначенный выше акт должен включать в себя:

  • список ТРУ с указанием цены;
  • заключение приемочной комиссии, в основу которого легла проведенная экспертная оценка;
  • сведения о выявленных во время проверки недочетах, при условии, что они были найдены;
  • подпись уполномоченного представителя экспертной группы;
  • документы и заключение по результатам работы комиссии.

Поставщик не всегда готов подписать акт о приемке поставленного товара, выполненных работ. Заказчик должен знать, что в подобном случае закон допускает проведение приемки в одностороннем порядке.

Остановимся на данной ситуации подробнее. Если работа экспертной комиссии привела к составлению отрицательного приемочного документа, поставщик в рамках государственного или муниципального контракта часто отказывается заверять его своей подписью. Обычно это связано с тем, что он не согласен с заключением экспертов. Тогда для того, чтобы документ имел юридическую силу, достаточно всего одной подписи покупателя, то есть работы принимаются в одностороннем порядке. Однако исполнителю важно понимать, что такая его реакция может спровоцировать нежелательные последствия, например, он будет внесен в РНП.

В некоторых случаях при поставке товара в рамках госконтракта никак не удается избежать проведения внутренней экспертизы по 44-ФЗ. Но чаще всего заказчик может сам принять решение относительно использования экспертных услуг организаций, привлеченных извне.

Если организатор торгов хочет упростить, ускорить проверку ТРУ, она может быть проведена при помощи внутренней экспертизы. Лишь на ряд ситуаций распространяются специальные Постановления Правительства РФ и Министерства экономического развития – именно от них приходится отталкиваться, рассматривая возможные варианты осуществления экспертной оценки.

Вне зависимости от выбора внешней или внутренней проверки, заказчик обязан опираться на актуальное законодательство в области контрактной системы. Только в таком случае проверка имеет юридическую силу и может лечь в основу акта о приемке итогов работы по контракту.

вопросы

Из нашей статьи вы узнаете:

Экспертиза — обязательная процедура, которую должен выполнять каждый заказчик. В этой статье мы разберёмся, что она из себя представляет, кто её может проводить, можно ли отказаться от неё и какую ответственность заказчики несут за нарушения.

Экспертиза по 44-ФЗ — это процедура, которая подтверждает представленные поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результаты на соответствие условиям контракта. Заказчик обязан проводить экспертизу (ч.3 ст. 94 44-ФЗ). Мероприятие бывает внутренним и внешним, то есть заказчик может выполнить его своими силами или привлечь специалистов.

Важно: приёмка результатов — это не то же, что и экспертиза, но заказчик также обязан её выполнять. Если экспертиза показывает отрицательные итоги, то заказчик не имеет права принимать результаты исполнения контракта.

Экспертизу нужно проводить по итогам исполнения контракта в целом. Если же договор содержит этапы, то процедуру выполняют по каждому этапу отдельно.

В ходе проведения экспертизы специалисты проверяют, соответствуют ли результаты выполнения контракта его условиям. Эксперты или ответственные лица обращают особое внимание на качество исполнения и объём.

Примеры, на что может осуществляться проверка:

  • отсутствие брака;
  • целостность товара и его упаковки;
  • свойства товара и его соответствие санитарно-гигиеническим нормативам;
  • наличие необходимых сертификатов.

Для успешного участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагаем воспользоваться комплексным решением Астрал.Торги. Вы можете подобрать как готовый набор услуг, так и конкретный необходимый сервис. Для подключения оставьте заявку на нашем сайте.

Кто проводит экспертизу по 44-ФЗ

Как уже было сказано выше, экспертизу заказчик выполняет своими силами (внутренняя) или привлекает экспертов (внешняя). Экспертом может быть физическое и юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель.

Если это внешняя экспертиза, то заказчик заключает договор с соответствующим экспертом или экспертной организацией. Для начала нужно понять, кто не может быть допущен к процедуре. В соответствии с ч.1 ст.41 44-ФЗ экспертами не могут стать физические лица, которые:

  • были должностными лицами или работниками поставщика или заказчика в течение двух лет, предшествующих экспертизе;
  • имеют имущественные интересы в заключении контракта, относительно которого должна быть проведена экспертиза;
  • являются близкими родственниками заказчика или имеют с ним другую близкую связь (например, были усыновлены).

Экспертами не смогут стать и юридические лица, в организациях которых заказчик имеет право распоряжаться более 20% голосов, акций, долей и т.п.

Квалифицированная электронная подпись (КЭП) — необходимый инструмент в сфере закупок. Для этого подойдёт, например, Астрал-ЭТ c любым тарифом из линейки «Торги».

Как провести экспертизу по 44-ФЗ

Внешняя экспертиза

Внешнюю экспертизу заказчик выполняет с помощью экспертов. Чтобы привлечь специалиста, заказчик заключает с ним договор в соответствии с 44-ФЗ. Как уже было сказано раньше, привлекаемые эксперты должны быть независимы как от заказчика, так и от поставщика.

Заказчик подписывает соответствующий документ с экспертом, где оговорены обязанности сторон, сроки выполнения, порядок оплаты, предмет экспертизы и т.д. Эксперт или экспертная организация же проводит процедуру: изучает контракт, сравнивает его положения с полученным результатом.

Результаты мероприятия приводят в виде заключения, соответствующего правилам 44-ФЗ:

  • документ подписывает эксперт или представитель экспертной организации;
  • документ должен быть объективным и обоснованным;
  • документ не должен нарушать законодательство РФ.

Эксперты могут включить в заключение предложения по устранению выявленных нарушений и срок выполнения этой задачи. Важно отметить, что это относится только к тем нарушениям, которые не препятствуют приёму.

Заказчик обязан учитывать заключение экспертов, когда принимает решение о приёмке товаров, работ или услуг, либо мотивированному отказу от него.


Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?

Кроме оформления заключения, эксперт (экспертная организация) обязан направить контрагенту письменное уведомление о своём участии в проверке товара (работы, услуги). Такое требование прямо закреплено в ч.3 статьи 41 Закона № 44-ФЗ.

Внутренняя экспертиза

Заказчик не обязан проводить мероприятие, привлекая для этого экспертов или соответствующие организации. Он может выполнить экспертизу своими силами, и такая процедура будет называться внутренней.

Заказчик своим приказом для проведения внутренней экспертизы может:

  1. назначать отдельное лицо из числа своих сотрудников;
  2. создать специальную экспертную комиссию (письмо Минэкономразвития РФ от 10.05.2016 № Д28и-1312 и от 14.03.2016 №Д28и-707);
  3. возложить обязанности по экспертизе на комиссию по приёмке ТРУ.

Если заказчиком проводится экспертиза своими силами — по результатам такой экспертизы оформляется документ о приёмке (акт сдачи-приёмки), который подписывается заказчиком (в случае создания приёмочной комиссии подписывается всеми её и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа (ч.7 ст.94). В соответствии с разъяснениями Минфина России (письмо от 31 августа 2017 г. № 24-03-07/56034) отдельный документ о проведённой экспертизе в этом случае можно не составлять.

Если же локальными актами заказчика предусмотрено при проведении внутренней экспертизы оформление отдельного документа, то это может быть протокол комиссии или заключение.

Как и в случае с внешней экспертизой, документ должен содержать выводы, и если были обнаружены нарушения, рекомендации по их устранению.

Ниже приведён образец заключения экспертизы по 44-ФЗ своими силами.


Образец заключения экспертизы по 44-ФЗ

Как видно из образца, заключение содержит четыре раздела, основными из которых являются «Контракт (основание)» и «Проведённая экспертиза». В первом описаны предмет контракта и обязательства, во втором — результаты исполнения контракта.

Вам могут пригодиться следующие документы:

Можно ли отказаться от проведения экспертизы

Внешняя экспертиза — это право заказчика, но здесь есть свои исключения. Правительство РФ вправе определить случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Обратите внимание, что заказчик не вправе переложить свою обязанность по проведению экспертизы на контрагента. Так как экспертиза является неотъемлемой частью приёмки, а приёмка — это обязанность заказчика. Также незаконно требовать от поставщика оплатить услуги привлечённых заказчиком экспертов.

Экспертиза может не проводиться в нижеперечисленных случаях.

  1. Если поставщик может самостоятельно предоставить экспертную оценку товаров, работ или услуг, которые он и поставляет.
  2. Если товары, работы или услуги поставляют для федеральных государственных нужд (например, для решения задач по безопасности и жизнеобеспечению страны).
  3. Если поставляемые товары, работы или услуги уже прошли экспертизу до момента приёма.
  4. Если это предусмотрено Постановлениями Правительства РФ.

Ответственность за нарушения

Все заказчики должны проводить экспертизу результатов контрактов и несут ответственность за нарушения этой обязанности. Соответствующие меры закреплены в КоАП РФ, Уголовном кодексе и Законе о контрактной системе. Заказчик может понести как административную, так и уголовную ответственность.

В соответствии со ст.7.32.6 КоАП, заведомо ложное экспертное заключение влечёт наложение штрафов:

  • на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей и дисквалификацию на срок от 6 до 12 месяцев;
  • на юридических лиц в размере от 100 тысяч до 150 тысяч рублей.

На экспертов могут быть наложены и другие штрафы:

  • за несоблюдение требований к процедуре экспертизы на должностных лиц будет наложен штраф в размере 20 тысяч рублей;
  • за несоставление документов о приёмке на должностных лиц будет наложен штраф в размере 20 тысяч рублей;
  • за приёмку результатов работы, которые не соответствуют условиям контракта, на должностных лиц будет наложен штраф в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей.

Готовые решения. Вопросы применения ст. 94

1. Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Правительство Российской Федерации вправе определить случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 512-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

7. Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. В случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом в порядке и в сроки, которые установлены контрактом.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ)

7.2. При исполнении контракта жизненного цикла оформление документа о приемке поставленного товара или выполненной работы (в том числе при необходимости проектирования объекта капитального строительства, создания товара, который должен быть создан в результате выполнения работы) осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком) в соответствии с настоящим Федеральным законом в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, обеспечения исполнения контракта в части последующего обслуживания, при необходимости эксплуатации в течение срока службы, ремонта и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.

(часть 7.2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

8. Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае выявления несоответствия этих результатов либо этих товара, работы, услуги условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

9 — 12. Утратили силу. — Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. При исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона):

(в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 231-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) поставщик (подрядчик, исполнитель) в срок, установленный в контракте в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать:

а) включенные в контракт в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона идентификационный код закупки, наименование, место нахождения заказчика, наименование объекта закупки, место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе), предусмотренную подпунктами «а», «г» и «е» части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, единицу измерения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), выполненной работы, оказанной услуги;

б) наименование поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

в) наименование страны происхождения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);

г) информацию о количестве поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);

д) информацию об объеме выполненной работы, оказанной услуги;

е) стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, с указанием цены за единицу поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), выполненной работы, оказанной услуги;

ж) иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;

2) к документу о приемке, предусмотренному пунктом 1 настоящей части, могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная пунктом 1 настоящей части информация, содержащаяся в документе о приемке;

3) документ о приемке, подписанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику документа о приемке, подписанного поставщиком (подрядчиком, исполнителем), считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого документа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;

4) в срок, установленный контрактом, но не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 3 настоящей части, заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 настоящей статьи) осуществляет одно из следующих действий:

а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;

б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа;

5) в случае создания в соответствии с частью 6 настоящей статьи приемочной комиссии не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику документа о приемке в соответствии с пунктом 3 настоящей части:

а) члены приемочной комиссии подписывают усиленными электронными подписями поступивший документ о приемке или формируют с использованием единой информационной системы, подписывают усиленными электронными подписями мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа. При этом, если приемочная комиссия включает членов, не являющихся работниками заказчика, допускается осуществлять подписание документа о приемке, составление мотивированного отказа от подписания документа о приемке, подписание такого отказа без использования усиленных электронных подписей и единой информационной системы;

б) после подписания членами приемочной комиссии в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта документа о приемке или мотивированного отказа от подписания документа о приемке заказчик подписывает документ о приемке или мотивированный отказ от подписания документа о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает их в единой информационной системе. Если члены приемочной комиссии в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта не использовали усиленные электронные подписи и единую информационную систему, заказчик прилагает подписанные ими документы в форме электронных образов бумажных документов;

6) документ о приемке, мотивированный отказ от подписания документа о приемке не позднее одного часа с момента размещения в единой информационной системе в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 4 или подпунктом «б» пункта 5 настоящей части направляются автоматически с использованием единой информационной системы поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) документа о приемке, мотивированного отказа от подписания документа о приемке считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом таких документа о приемке, мотивированного отказа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

7) в случае получения в соответствии с пунктом 6 настоящей части мотивированного отказа от подписания документа о приемке поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном настоящей частью;

8) датой приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного заказчиком.

(часть 13 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

14. Внесение исправлений в документ о приемке, оформленный в соответствии с частью 13 настоящей статьи, осуществляется путем формирования, подписания усиленными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчика, и размещения в единой информационной системе исправленного документа о приемке.

(часть 14 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

15. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, документы, указанные в частях 13 и 14 настоящей статьи, не размещаются на официальном сайте.

(часть 15 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

16. В случае обмена документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта в отношении контракта, заключенного по результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона), такой обмен осуществляется с использованием единой информационной системы путем направления электронных уведомлений. Такие уведомления формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещаются в единой информационной системе без размещения на официальном сайте.

(часть 16 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 231-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

  • В каких случаях предусмотрено проведение экспертизы
  • Экспертное заключение
  • Проведение экспертизы силами заказчика
  • Роль экспертного заключения в спорных ситуациях

Федеральный закон 44-ФЗ предусматривает возможность, а в некоторых случаях и необходимость проведения экспертизы. Законом отдельно регламентируется возможность привлечения специалистов — экспертов и экспертных организаций, составления ими экспертного заключения. Поскольку 44-ФЗ не содержит специального термина или определения экспертизы, то можно исходить из общего определения экспертизы как исследования вопроса, которое требует специальных познаний в какой-либо области. Т.е. применительно к правоотношениям, которые складываются в рамках 44-ФЗ  в области госзакупок.

В каких случаях предусмотрено проведение экспертизы 

По 44-ФЗ экспертиза проводится для оценки конкурсной документации, конкурсных заявок, соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям. Статья 58 данного закона дополнительно указывает на возможность привлечения для этого экспертов или экспертной организации.

Обязательным же является проведение экспертизы результатов контракта при его приемке (ч. 4 ст. 94 Федерального закона №44-ФЗ). При этом заказчик может провести ее как своими силами, так и привлечь эксперта или экспертную организацию. Правительство РФ может установить, в каких случаях это обязательно (ч. 4.1 ст. 94 Федерального закона №44-ФЗ), но пока такие нормативно-правовые акты не приняты.

Экспертное заключение

Оно оформляется, если для целей, указанных в законодательстве о госзакупках, экспертизу проводит эксперт или экспертная организация (ч. 7 ст. 41 Федерального закона №44-ФЗ). За дачу заведомо ложного заключения предусмотрена ответственность, в зависимости от размера ущерба — административная (ст. 7.32.6 КоАП) или уголовная (ст. 200.6 УК РФ). При этом обязательно заключение с экспертом или экспертной организацией договора (п. 15) ч. 1 ст. 3 Федерального закона 44-ФЗ). Если же экспертизу проводит заказчик своими силами, то подобных требований к результату ее оформления нет. 

Заключение контракта или договора с экспертной организацией (экспертом) требует времени и соответствующих расходов. Поэтому для тех заказчиков, которые регулярно закупают технически сложные товары, работы или услуги, регулярно проводят конкурсы, имеет смысл работать с экспертами на постоянной основе. 

При выборе конкретного специалиста или организации, которые будут проводить исследование, следует иметь в виду, что для дачи экспертных заключений по некоторым вопросам предъявляются специальные требования — членство в СРО или наличие аккредитации. 

Экспертное заключение о результатах исполнения контракта (каждого отдельного этапа контракта) должно быть в течение 5 рабочих дней с даты исполнения (расторжения, изменения) контракта направлено для включения в реестр контрактов (п. 10) ч. 2 ст. 103 Федерального закона №44-ФЗ) в порядке, утвержденном Минфином России (Приказ №113н от 19.07.2019 г.). На это же указано и в подпункте к) пункта 2 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084, которым регламентирован порядок ведения реестра контрактов. Экспертное заключение направляется в составе информации об исполнении контракта.

Для облегчения взаимодействия как с экспертами, так и с исполнителями (поставщиками) желательно подробно отразить порядок проведения экспертизы в документации, указать на возможность привлечения экспертов, разработать форму для предоставления ими заключения, из которой сторонам контракта были бы понятны квалификация и опыт эксперта, методы исследования и другая информация.

Результаты проведенной экспертизы следует учитывать в решении заказчика или приемочной комиссии о приемке или отказе от приемки ТРУ.

Проведение экспертизы силами заказчика

Если приемка ТРУ не вызывает технических сложностей, или же у заказчика есть специалисты необходимой квалификации для ее проведения, то он может провести ее своими силами. Чтобы подтвердить проведение экспертизы, заказчику не требуется составлять отдельное экспертное заключение — достаточно оформленного и подписанного заказчиком (приемочной комиссией) документа о приемке товара. Правила ведения реестра контрактов также не требуют предоставления отдельного заключения в подобных случаях. Сам документ о приемке (либо же мотивированный отказ от приемки) должен отражать результаты такой экспертизы. 

Данная позиция неоднократно была подтверждена в письмах Минэкономразвития (см. в.т.ч. Письма Минэкономразвития России от 31.08.2015 N ОГ-Д28-11585, от 15.09.2015 N ОГ-Д28-12160, от 18.12.2015 N Д28и-3786, от 26.12.2016 N ОГ-Д28-15314), а также изложена и в Письме Минфина России от 20 мая 2020 г. N 24-03-06/41781.

Законодательство не регламентирует, какие именно работники должны быть привлечены к производству экспертизы, но желательно урегулировать данный вопрос локальными документами — издать соответствующие приказы, прописать соответствующие функции в должностных инструкциях. 

Роль экспертного заключения в спорных ситуациях

Характер приемки товаров, работ или услуг зависит непосредственно от предмета контракта. Законодательное закрепление проведения экспертизы является своего рода гарантией того, что выделенные средства не будут потрачены впустую и смогут действительно обеспечить государственные или муниципальные нужды. 

Чтобы обезопасить себя от рисков, связанных с тем, что их действия при приемке/отказе от приемки признают незаконными, заказчики обращаются к помощи экспертов и экспертных организаций.

Привлечение сторонних специалистов для проведения экспертизы может существенно увеличить вероятность выигрыша спора в случае, если исполнитель или поставщик не выполняют условия контракта. Прибегают к данному способу даже в том случае, если предмет закупки не столь сложен. Например, заказчик обращался за проведением технической экспертизы в случае поставки картриджей для принтеров. Актом экспертизы было подтверждено, что не все QR коды картриджей были уникальны. Таким образом было установлено несоответствие поставки техническим требованиям и выявлены признаки контрафактности товаров (дело А14-15982/2019). 

Следует, впрочем, помнить, что экспертиза в рамках 44-ФЗ не имеет статуса судебной, которую обычно назначают в сложных случаях. Например, Арбитражный суд Тамбовской области назначил судебную экспертизу при рассмотрении иска о признании незаконным одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по  поставке автоматизированных рабочих мест для медицинского учреждения. При этом было принято во внимание и то, что заказчиком уже ранее было получено экспертное заключение, согласно которому оборудование не соответствовало техническим условиям и морально устарело. В результате эксперт, назначенный судом, пришел к противоположным выводам (дело № А64-9903/2019). 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ves electric йогуртница инструкция по применению
  • Капли для глаз офтагель инструкция по применению цена отзывы
  • Мазь контрактубекс цена инструкция по применению от шрамов отзывы
  • Инструкция собеседника на устном экзамене по русскому языку 2022
  • Смена руководства причина увольнения