Крестовина карданного вала обладает значительным ресурсом, однако и она рано или поздно приходит в негодность в результате постоянного воздействия механических нагрузок. На продолжительность срока службы детали значительно влияет качество смазки, а характерными симптомами её предельного износа являются щелчки при движении и заметный люфт при покачивании кардана. В этом случае шарнир необходимо заменить, чтобы не допустить выхода из строя сопрягаемых деталей. В данном посте продемонстрируем процесс замены крестовины карданного вала на автомобиле ГАЗ 3302 (Газель).
Вместо изношенной установим крестовину Zommer 3102-2201025. Деталь с этим каталожным номером также совместима с моделями семейства Волга (24, 2410, 3102 и 3110) и УАЗ 469, 3151, 3163. Крестовина Zommer отличается тщательной обработкой поверхностей и хорошим качеством металла. В комплектацию входят стопорные кольца и штуцер тавотницы. При условии регулярной и качественной смазки деталь имеет продолжительный срок службы.
Прежде всего для замены крестовины на Газели необходимо снять карданный вал. Для этого сначала отсоединяем задний фланец кардана от фланца заднего моста, выкрутив крепежные болты. Затем откручиваем гайки, удерживающие скобу крепления подвесного подшипника, после чего выводим переднюю скользящую вилку кардана из зацепления с валом КПП.
Совет. После снятия карданного вала наденьте на его вилку пакет или замотайте её чистой ветошью, чтобы не допустить попадания внутрь грязи.
Составляющие кардана центрируются на заводе. Очистив поверхности от грязи, наносим на поверхности кардана и вилки метки, обеспечивающие возможность сборки в том же положении. Если этого не сделать, то при ином взаимном расположении деталей во время эксплуатации автомобиля появится вибрация.
Используя в качестве упора деревянный брусок, чтобы не повредить корпус кардана, с помощью отвертки и молотка выбиваем стопорные кольца, затем снимаем крышки подшипников и извлекаем саму крестовину.
Приступаем к установке новой детали. Очистив отверстия вилки заднего шарнира от грязи и ржавчины, устанавливаем крестовину и подшипники, после чего фиксируем их стопорными кольцами
Характерной особенностью и преимуществом крестовины Zommer 3102-2201025 является расположение пресс-масленки в корпусе одного из подшипников, а не изнутри, как в штатной детали. Это обеспечивает более удобный доступ к штуцеру для нагнетания смазки при помощи рычажно-плунжерного шприца. После завершения процесса штуцер тавотницы закрываем колпачком.
Теперь остается только установить карданный вал на свое место.
Установка задней крестовины карданного вала Zommer 3102-2201025 на ГАЗ 3302 выполнена специалистами сертифицированного сервисного центра по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств KAMAZ центр ООО «Ниж Бел» — официального дилера ПАО «КАМАЗ» в г.Дзержинск Нижегородской области.
Что делать, если требуется экстренная замена крестовины карданного вала Газель (ГАЗ 3302 и др.)? Вопрос, конечно, не совсем точный. Понятное дело, нужно менять. Но как? Об этом пойдет речь.
На заметку. Коль скоро возникла необходимость замены одного шарнира, следует заменить и второй, находящийся с обратной стороны кардана.
Карданный вал нужно, прежде всего, снять. Делается это на Газели элементарно путем снятия нескольких болтов. На этом заострять внимание не будем. Детали очистить от грязи и пыли. Теперь предстоит собственно замена крестовины своими руками.
Демонтаж узла при замене крестовины
-
- Для начала нужно ослабить давление подшипников на стопорные кольца. С этой целью можно нанести легкие удары молотком по стаканам подшипников.
- При помощи плоскогубцев и отвертки снимаем стопорные кольца.
- Выпрессовываем (выбиваем) стакан из вилки. Можно использовать подходящую по размеру головку ключа.
-
- Карданный вал разворачиваем на 180º, выбиваем второй подшипник.
- Демонтируем вилку.
- Таким же образом продолжаем замену, осуществляем дальнейшую разборку своими руками.
- Освобожденные детали еще раз очищаем от грязи, при необходимости шлифуем слегка мелкой шкуркой.
Монтаж крестовины карданного вала Газель
-
- Новую крестовину при замене проверяем на наличие достаточного количества масла в подшипниках. При необходимости добавляем.
-
- В одно «ухо» вилки вводим шпенек крестовины с уже надетым на него подшипником с установленным кольцом, в другое — противоположный свободный выступ крестовика.
- На последний надевается подшипник, все детали проверяются на соосность и помещаются между губками тисков. Далее — запрессовка с установкой стопорного кольца с другой стороны.
-
- При отсутствии тисков подходящего размера операции можно проделать молотком.
- Аналогичные действия производим с другой половиной шарнира.
Еще узелок на память. Основной признак износа крестовин Газели — звонкие четкие щелчки. Проблема в том, что из кабины при работающем двигателе их услышать невозможно. А вот рядом стоящий человек сразу их уловит.
Напоследок стоит сказать, что подобные действия по замене крестовины карданного вала Газель — операция не частая. У этих узлов очень большой ресурс и автомобиль Газель может без проблем выходить не одну сотенку тысяч километров без всяких замен. Но при этом надо помнить, что при каждом ТО крестовины карданного вала необходимо смазывать трансмиссионным маслом.
Загрузка…
Замена крестовины карданного вала Газель
На чтение 4 мин. Просмотров 6.9k.
Замена крестовины карданного вала газель — как это сделать? Подробное описание процесса снятия и последующей установки крестовины.
Владельцы автомобиля газель и соболь 4х4, а также в других автомобилях, где передача крутящего момента происходит при помощи карданной передачи время от времени сталкиваются с проблемой поломки крестовины карданного вала (шарнира). Естественно, в такой ситуации рекомендована ее замена. Такая деталь, как кардан газель, хоть и является довольно большой по размеру, но по конструкции настолько проста, что любой непрофессионал может выполнить ее ремонт.
Снятие крестовины
Процесс снятия крестовины карданного вала для большинства автомобилей схож. По схеме, которая будет описана ниже можно демонтировать её как с автомобиля газель, так и с соболь 4х4. Несколько иначе будет происходить снятие шарниров, установленных на автомобилях соболь 4х4, тем, которые находятся в переднем мосту, вместо ШРУСа, так как там будет несколько иным демонтаж самих вилок.
Итак, сначала стоит очистить кардан газель от грязи и пыли, а потом его демонтировать. Как снять кардан с автомобиля газель или соболь 4х4 можно найти достаточно много информации, поэтому мы эту операцию описывать не будем, но напомним, что перед демонтажем и разборкой карданного вала нанесите метки при помощи краски или зубила на все сопряженные элементы. Это необходимо для того чтобы впоследствии при сборке поставить все детали с тем же расположением, что и до разборки, тем самым избегая возможного дисбаланса.
Далее приступаем к снятию самого шарнира:
- Молотком наносим несильные удары по стаканам игольчатых подшипников, это надо для того, чтобы они несколько осели и тем самым ослабили нажатие на стопорные кольца;
- С помощью отвертки или плоскогубцев, кому как удобнее, снимаются стопорные кольца;
- Стакан игольчатого подшипника при помощи тисков или пресса выпрессовывается из вилки, для облегчения процедуры лучше воспользоваться оправкой из куска трубы или головки такого же размера, как и стакан;
- Кардан разворачивается на 180 градусов и выпрессовывается второй стакан, легче всего это сделать нанесением ударов по цапфе крестовины через оправку;
- Снимается вилка и торцевые манжеты подшипников;
- Применяя эту же схему, выпрессовываются остальные подшипники и снимается сама крестовина.
Конечно же, бывают ситуации, когда снятие крестовины с карданного вала осуществить довольно тяжело, при этом требуется именно замена шарнира, а не его ремонт. В таком случае для облегчения процедуры стоит распилить ее при помощи обычной болгарки и после этого выпрессовывать стаканы будет значительно легче.
Стоит отметить, тот факт, что если проводится замена одного шарнира, то обязательно надо менять и второй, с обратной стороны карданного вала.
Это относится не только для автомобилей газель и соболь, колесных схем 4х2 и 4х4 – это правило абсолютно для всех случаев.
Монтаж крестовины
Установка проводится значительно легче, так как все наши узлы уже очищены и обильно смазаны.
Приступим к процедуре:
- В ушко вилки заводится свободный шип крестовины, который находится с обратной стороны масленки, а противоположный шип с уже установленным на него подшипником и стопорным кольцом вводим в противоположное ушко;
- Подшипник вводится в ушко вилки и одевается на свободный шип крестовины;
- Убедившись, что оба подшипника совмещены с отверстиями вилки и шарнир зажимается тисками;
- Проводится процесс напрессовывания подшипника до момента соприкосновения запорной шайбы с ушком вилки;
- Устанавливается второе стопорное кольцо на противоположный подшипник;
- Повторить процедуру для второй половины шарнира.
Опять же напоминаем, что не стоит забывать про, заранее нанесенные, метки и провести сборку согласно им.
Ну вот, замена шарниров выполнена и можно кардан газели устанавливать на место.
Снятие и осмотр карданной передачи было рассмотрено в статье – «Осмотр и снятие карданного вала автомобиля Газель»
Неисправности карданного вала рассмотрены в статье – «Особенности конструкции карданной передачи автомобиля Газель»
Разборка карданной передачи
Карданная передача; 1 — скользящая вилка; 2 — промежуточный карданный вал; 3 — отражатель; 4 — кронштейн промежуточной опоры; 5 — промежуточная опора; 6 — отражатель; 7 — карданный вал заднего моста; 8 — фланец карданного вала; 9 — фланец ведущей шестерни главной передачи; 10 — игольчатый подшипник крестовины; 11 — крестовина; 12 — стяжной болт; 13 — стопорная шайба; 14 — стопорная пластина; 15 — уплотнительное кольцо; 16 — шлицевая вилка; 17 — уплотнительная манжета; 18 — отражатель; 19 — защитный колпачок; 20 — пресс-масленка; 21 — стопорное кольцо; 22 — подшипник промежуточной опоры
Так как карданная передача отбалансирована на заводе, при каждой ее разборке и последующей сборке необходимо сохранить первоначальное взаимное положение валов.
В противном случае при движении автомобиля может возникнуть заметная вибрация.
Чтобы при сборке шлицы хвостовика промежуточного вала и шлицевой вилки заняли прежнее положение, делаем метки краской или зубилом на трубе промежуточного вала
Делаем метки краской или зубилом на шлицевой вилке среднего шарнира.
Отверткой отгибаем выступ стопорной шайбы, расположенную внутри шлицевой вилки
Вставив в вилку вороток или отвертку, удерживаем шарнир и отворачиваем болт на три оборота.
Вынимаем пассатижами П — образную пластину
Медным молотком или через проставку сбиваем вилку со шлицев промежуточного вала
Выворачиваем болт со стопорной шайбой.
Ударяя шлицевым хвостовиком промежуточного вала о деревянную подкладку, сбиваем промежуточную опору.
Вынимаем из промежуточной опоры защитные кольца.
Перед сборкой карданной передачи закладываем смазку Литол-24 в углубления защитного кольца со стороны, обращенной к карданному валу, и вставляем кольцо.
Покрываем смазкой ШРУС-4 шлицы промежуточного вала.
Оправкой, изготовленной из трубы (диаметром, приблизительно равным диаметру внутреннего кольца подшипника промежуточной опоры), напрессовываем опору на шлицы промежуточного вала до упора.
Закладываем смазку с другой стороны подшипника и надеваем второе защитное кольцо.
Устанавливаем уплотнительное кольцо в выточку вилки заднего карданного вала.
Заворачиваем болт с надетой на него стопорной шайбой в торец вала, предварительно смазав несколькими каплями герметика резьбовое отверстие.
Нанеся на заходную часть шлицев переднего вала поясок герметика шириной 10 мм, надеваем вилку, совместив ранее нанесенные метки.
Вставляем П-образную пластину под стопорную шайбу так, чтобы выступ на пластине вошел во впадину шлица вилки, а усик на стопорной шайбе – в вырез пластины.
Заворачиваем и затягиваем болт.
Стопорим болт, отогнув на его грань выступ стопорной шайбы
Разборка карданного шарнира
Промыв керосином детали шарнира, помечаем их взаимное положение.
Поддев отверткой, осторожно снимаем стопорные кольца подшипников.
Удобнее разобрать шарнир специальным съемником.
При его отсутствии выпрессовываем подшипник в тисках, для этого подбираем из отрезков труб или колец старых подшипников упорное кольцо и оправку.
Шарнир зажимаем в тисках так, чтобы оправка располагалась со стороны масленки и выпрессовываем подшипники
Сняв с крестовины подшипники в сборе с манжетами, снимаем вилку
Аналогично выпрессовываем вторую пару подшипников (манжеты должны остаться в корпусах подшипников) и вынимаем крестовину.
В случае установки нового шарнира его детали промываем от консервационной смазки.
Каждый подшипник промываем отдельно, чтобы не перемешивать иглы.
На торцах манжет должны быть фаски, их можно сделать мелким надфилем.
Высушив вымытые детали, надеваем манжеты на шипы крестовины так, чтобы пружинки были обращены в сторону грязеотражателей.
Заливаем немного масла в стаканы подшипников и надеваем их на крестовину.
Теперь снимаем три из них вместе с манжетами, а четвертый (со стороны масленки) — оставляем.
Дальнейшая сборка шарнира не отличается от сборки шарнира с деталями, бывшими в эксплуатации.
Свободный шип крестовины, противолежащий масленке, заводим в ушко вилки, а затем противоположный шип с надетым на него подшипником и стопорным кольцом – в противоположное ушко.
На свободный шип надеваем подшипник, введя его в отверстие ушка вилки.
Убедившись, что оба подшипника направлены в отверстия вилки, зажимаем шарнир в тиски, подложив между губкой тисков и ушком вилки упорное кольцо.
Запрессовываем подшипник на стороне масленки до соприкосновения запорной шайбы с ушком вилки.
Надеваем второе запорное кольцо на противоположный подшипник.
Обе половины шарнира собираем одинаково, но не забудьте восстановить взаимное положение вилок по меткам, сделанным до разборки.
Собирая остальные шарниры, устанавливайте крестовины так, чтобы масленки всех шарниров располагались в одной плоскости и по одну сторону шарнира.
Приспособление для разборки карданных шарниров
Разборка любых карданных шарниров будет проще и удобнее, если пользоваться приспособлением, показанным на рисунке.
Приспособление для разборки карданных шарниров: 1 — болт М14х70; 2 — верхняя опорная пластина; 3 — стяжка (2 шт.); 4 — нижняя опорная пластина; 5 — гайка М12 (2 шт.); 6 — отрезки трубы с внутренним диаметром 29 мм
Расстояние между опорными пластинами выбирается в зависимости от размеров шарнира.
Как разобрать карданную передачу и заменить крестовины Газель
Так как карданная передача отбалансирована на заводе, при каждой ее разборке и последующей сборке необходимо сохранить первоначальное взаимное положение валов.
В противном случае при движении автомобиля может возникнуть заметная вибрация.
Чтобы при сборке шлицы хвостовика промежуточного вала и шлицевой вилки заняли прежнее положение, делаем метки краской или зубилом на трубе промежуточного вала
Делаем метки краской или зубилом на шлицевой вилке среднего шарнира.
Отверткой отгибаем выступ стопорной шайбы, расположенную внутри шлицевой вилки
Вставив в вилку вороток или отвертку, удерживаем шарнир и отворачиваем болт на три оборота.
Вынимаем пассатижами П — образную пластину.
Медным молотком или через проставку сбиваем вилку со шлицев промежуточного вала
Выворачиваем болт со стопорной шайбой
Ударяя шлицевым хвостовиком промежуточного вала о деревянную подкладку, сбиваем промежуточную опору
Вынимаем из промежуточной опоры защитные кольца.
Перед сборкой карданной передачи закладываем смазку Литол-24 в углубления защитного кольца со стороны, обращенной к карданному валу, и вставляем кольцо.
Покрываем смазкой ШРУС-4 шлицы промежуточного вала.
Оправкой, изготовленной из трубы (диаметром, приблизительно равным диаметру внутреннего кольца подшипника промежуточной опоры), напрессовываем опору на шлицы промежуточного вала до упора.
Закладываем смазку с другой стороны подшипника и надеваем второе защитное кольцо.
Устанавливаем уплотнительное кольцо в выточку вилки заднего карданного вала.
Заворачиваем болт с надетой на него стопорной шайбой в торец вала, предварительно смазав несколькими каплями герметика резьбовое отверстие.
Нанеся на заходную часть шлицев переднего вала поясок герметика шириной 10 мм, надеваем вилку, совместив ранее нанесенные метки.
Вставляем П — образную пластину под стопорную шайбу так, чтобы выступ на пластине вошел во впадину шлица вилки, а усик на стопорной шайбе – в вырез пластины.
Заворачиваем и затягиваем болт.
Стопорим болт, отогнув на его грань выступ стопорной шайбы
Разборка карданного шарнира
Промыв керосином детали шарнира, помечаем их взаимное положение.
Поддев отверткой, осторожно снимаем стопорные кольца подшипников.
Удобнее разобрать шарнир специальным съемником.
При его отсутствии выпрессовываем подшипник в тисках, для этого подбираем из отрезков труб или колец старых подшипников упорное кольцо и оправку.
Шарнир зажимаем в тисках так, чтобы оправка располагалась со стороны масленки и выпрессовываем подшипники
Сняв с крестовины подшипники в сборе с манжетами, снимаем вилку
Аналогично выпрессовываем вторую пару подшипников (манжеты должны остаться в корпусах подшипников) и вынимаем крестовину.
В случае установки нового шарнира его детали промываем от консервационной смазки.
Каждый подшипник промываем отдельно, чтобы не перемешивать иглы. На торцах манжет должны быть фаски, их можно сделать мелким надфилем.
Высушив вымытые детали, надеваем манжеты на шипы крестовины так, чтобы пружинки были обращены в сторону грязеотражателей.
Заливаем немного масла в стаканы подшипников и надеваем их на крестовину.
Теперь снимаем три из них вместе с манжетами, а четвертый (со стороны масленки) — оставляем.
Дальнейшая сборка шарнира не отличается от сборки шарнира с деталями, бывшими в эксплуатации.
Свободный шип крестовины, противолежащий масленке, заводим в ушко вилки, а затем противоположный шип с надетым на него подшипником и стопорным кольцом – в противоположное ушко.
На свободный шип надеваем подшипник, введя его в отверстие ушка вилки.
Убедившись, что оба подшипника направлены в отверстия вилки, зажимаем шарнир в тиски, подложив между губкой тисков и ушком вилки упорное кольцо.
Запрессовываем подшипник на стороне масленки до соприкосновения запорной шайбы с ушком вилки.
Надеваем второе запорное кольцо на противоположный подшипник.
Обе половины шарнира собираем одинаково, но не забудьте восстановить взаимное положение вилок по меткам, сделанным до разборки.
Собирая остальные шарниры, устанавливайте крестовины так, чтобы масленки всех шарниров располагались в одной плоскости и по одну сторону шарнира.
Приспособление для разборки карданных шарниров
Разборка любых карданных шарниров будет проще и удобнее, если пользоваться приспособлением, показанным на рисунке.
Расстояние между опорными пластинами выбирается в зависимости от размеров шарнира.
Карданная передача ГАЗ 2705 / 3302 Газель с 1994 года
Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
приводной вал GAZ 2705 , ремонт карданных валов GAZ 2705 , дифференциал GAZ 2705 , приводной вал GAZ 3302 , ремонт карданных валов GAZ 3302 , дифференциал GAZ 3302 , приводной вал ГАЗ 2705 , ремонт карданных валов ГАЗ 2705 , дифференциал ГАЗ 2705 , приводной вал ГАЗ 3302 , ремонт карданных валов ГАЗ 3302 , дифференциал ГАЗ 3302
Карданная передача
Карданная передача с промежуточной опорой:
- Е – места допустимых ударов при разборке;
- отражатель;
- манжета;
- игольчатый подшипник;
- стопорное кольцо;
- крестовина;
- торцовая шайба;
- скользящая вилка;
- пресс-масленка с колпачком;
- промежуточный карданный вал;
- подушка опоры;
- подшипник промежуточной опоры;
- обойма;
- шлицевая вилка;
- балансировочная пластина;
- задний карданный вал;
- фланец;
- кольцо уплотнительное;
- стопорная пластина;
- болт;
- шайба
Карданная передача автомобилей типа 4х2 (рис. 4.32) состоит из промежуточного 9 и заднего 15 полых валов с тремя карданными шарнирами и промежуточной опорой. Передний шарнир заканчивается скользящей вилкой 7, которая шлицевым отверстием устанавливается на вторичный вал коробки передач, а наружной поверхностью входит во втулку удлинителя коробки передач. Фланец заднего шарнира крепится к фланцу заднего моста четырьмя болтами с гайками.
Промежуточная опора выполнена в виде резиновой подушки 10, в отверстии которой имеется кольцевая канавка, куда установлен радиальный подшипник 11 с напрессованной на него обоймой 12. Подшипник закрытой конструкции с заложенной смазкой, и во время эксплуатации смазывать его не требуется. Промежуточная опора с помощью кронштейна болтами с гайками крепится к поперечине рамы. Соединение промежуточного вала с задним выполнено на неподвижных шлицах хвостовика с вилкой, стягивается болтом 19 и фиксируется шайбой 20 со стопорной пластиной 18.
Карданная передача автомобилей типа 4х4 состоит из трех полых карданных валов – промежуточного (рис. 4.33), переднего и заднего (рис. 4.34), имеющих по два карданных шарнира.
Промежуточный карданный вал установлен между коробкой передач и раздаточной коробкой. С коробкой передач карданный вал соединен подвижными шлицами, с раздаточной коробкой – фланцем.
Передний и задний карданные валы одинаковой длины. При установке на автомобиль разница в расстояниях между раздаточной коробкой и ведущими мостами компенсируется подвижными шлицевыми соединениями, которые снабжены пресс-масленками.
Промежуточный карданный вал:
- А – места допустимых ударов при разборке;
- отражатель,
- манжета;
- игольчатый подшипник;
- стопорное кольцо;
- крестовина;
- торцовая шайба;
- пресс-масленка с колпачком;
- скользящая вилка;
- труба;
- балансировочная пластина;;
- фланец
Карданный вал:
- А – места допустимых ударов при разборке;
- отражатель;
- манжета;
- игольчатый подшипник;
- стопорное кольцо;
- крестовина;
- торцовая шайба;
- фланец;
- шлицевая вилка;
- кожух;
- шайба;
- кольцо уплотнительное;
- обойма;
- шлицевая втулка;
- балансировочная пластина;
- труба;
- пресс-масленка с колпачком
Крестовины карданных шарниров установлены в вилках на игольчатых подшипниках, зафиксированных стопорными кольцами. Для уменьшения трения при работе шарнира между торцами крестовины и донышком каждого подшипника устанавливаются полиамидные торцовые шайбы. Карданные шарниры имеют прокачиваемую систему смазки. Для этого на центральной части крестовины установлена пресс-масленка, через которую по сквозным каналам смазка проходит к игольчатым подшипникам и затем выходит на манжеты. При смазывании рабочая кромка манжеты под давлением масла отжимается и позволяет смазке выходить наружу. Смазка, находящаяся между отражателем крестовины и манжетой, служит масляным фильтром, защищающим рабочую кромку манжеты от пыли и влаги. На пресс-масленки надеты защитные резиновые колпачки.
Техническое обслуживание карданной передачи
Примечание:
В данном разделе в тексте можно встретить следующие обозначения:
* для автомобилей типа 4х2
** для автомобилей типа 4х4
Уход за карданной передачей заключается в подтяжке гаек болтов крепления вилок шарниров к фланцам раздаточной коробки **, переднего ** и заднего мостов, кронштейна промежуточной опоры* к поперечине, болта* крепления шлицевого соединения промежуточного и заднего вала и периодической смазке шлицевых соединений** и шарниров. Перед смазыванием нужно очистить детали карданного шарнира от грязи, снять резиновый колпачок. Нагнетать масло следует до появления его из-под манжет подшипников. При первом техническом обслуживании автомобиля (пробег около 20000 км), возможно, масло не выйдет из-под всех манжет. При последующих технических обслуживаниях в результате приработки манжеты должны пропустить масло. Отсутствие выхода масла хотя бы из-под одной манжеты свидетельствует о неисправности шарнира: засорился масляный канал или соскочила пружина с манжеты. Такой шарнир надо разобрать. Избыток смазки из шарнира выбрасывается при вращении вала.
При проверке затяжки гаек и болтов крепления элементов карданной передачи необходимо соблюдать заданные моменты затяжки.
Особое внимание обращайте на затяжку соединительного болта* шлицевого соединения. Перед его подтягиванием необходимо убедиться в правильности положения шайбы и стопорной пластины и расстопорить болт.
После проверки затяжки застопорить болт отгибанием лепестков пластины на грани головки болта.
Осматривайте промежуточную опору* с целью выявления повреждений резиновой подушки и подшипника.
Возможные неисправности карданной передачи и способы их устранения
Причина неисправности | Способ устранения |
Стук в карданной передаче при резком изменении движения автомобиля или при переключении передач | |
Износ подшипников, шипов крестовин или шлицевого соединения | Заменить изношенные детали |
Ослабление крепления карданных валов | Подтянуть болты крепления карданных валов |
Вибрация карданной передачи | |
Погнута или смята труба карданного вала | Осмотреть вал, проверить его биение и, если оно превышает 0,8 мм, отрихтовать вал, при этом биение его должно быть не более 0,6 мм в любой точке по длине трубы. Вмятины на трубах валов не допускаются. Отбалансировать передачу* (вал**) динамически |
Ослабление крепления карданных валов к фланцам раздаточной коробки**, переднего** или заднего мостов | Подтянуть крепление |
Повышенный шум в промежуточной опоре * | |
Разрушен сепаратор подшипника опоры | Заменить подшипник |
Течь масла из шарниров | |
Изношены или повреждены манжеты | Заменить манжеты |
Течь смазки из шлицевого соединения** | |
Износ или повреждение уплотнительных колец | Заменить уплотнительные кольца |
Неисправности, выявляемые при осмотре | |
Проворачивание колпачка с манжетой относительно стакана подшипника (нарушение герметичности шарнира) | Заменить крестовину в сборе с подшипником. Отбалансировать передачу* (вал**) |
Проворачивание стакана подшипника в отверстиях вилки | Заменить изношенные детали, отбалансировать передачу* (вал**) |
Ремонт карданной передачи
Примечание:
В данном разделе в тексте можно встретить следующие обозначения:
* для автомобилей типа 4х2
** для автомобилей типа 4х4
Во избежание нарушения балансировки при снятии и разборке валов все сопрягаемые элементы (удлинитель коробки передач – шлицевая вилка, фланец моста – фланец кардана, фланец раздаточной** коробки – фланец кардана, труба промежуточного* вала – шлицевая вилка среднего шарнира, фланец кардана – вилка кардана) следует маркировать для того, чтобы во время сборки поставить их на прежние места и в прежнее положение.
Снятие карданной передачи с автомобиля типа 4х2
Для снятия карданной передачи необходимо:
- Очистить от грязи выступающую резьбу болтов металлической щеткой;
- отвернуть гайки болтов крепления кронштейна промежуточной опоры к поперечине рамы и снять кронштейн;
- отвернуть гайки болтов крепления фланцевого соединения карданной передачи с задним мостом;
- разъединить фланцы, сдвинув карданную передачу вперед. Для облегчения этой операции допускаются легкие удары медным молотком по фланцу заднего шарнира в месте, обозначенном буквой Е (см. рис. 4.32). Удары по трубам валов не допускаются;
- сдвинуть карданную передачу назад вниз, вынуть скользящую вилку из удлинителя коробки передач и сделать краской метку на торце вторичного вала коробки передач для сохранения взаимного положения шлицевой вилки и вторичного вала коробки передач при сборке;
- сняв карданную передачу, защитить полированную поверхность и шлицевое отверстие скользящей вилки от загрязнения и механических повреждений;
- заглушить отверстие в удлинителе коробки передач.
Снятие карданной передачи с автомобиля типа 4х4
Для снятия карданной передачи необходимо:
- очистить от грязи выступающую резьбу болтов металлической щеткой;
- отвернуть гайки болтов крепления фланцевых соединений;
- разъединить фланцы, ударив, при необходимости, медным молотком по
фланцу карданного шарнира в месте, обозначенном буквой А (см. рис. 4.33 и
4.34). Удары по трубам валов недопустимы;
- снять карданные валы, при этом у переднего и заднего валов необходимо вдвинуть шлицевую вилку во втулку, а промежуточный карданный вал необходимо сдвинуть назад вниз, вынуть скользящую вилку из коробки передач и сделать краской метку на торце вторичного вала коробки передач для сохранения взаимного положения шлицевой вилки и вторичного вала при сборке;
- защитить полированную поверхность и шлицевое отверстие скользящей вилки промежуточного карданного вала от загрязнения и механических повреждений;
- заглушить отверстие в dудлинителе коробки передач.
Разборка
Перед разборкой карданную передачу необходимо тщательно очистить, а места разборки промыть керосином.
Для демонтажа промежуточной опоры (автомобили типа 4х2) необходимо:
- отогнуть лепестки стопорной пластины с граней головки болта 19 (рис. 4.32), отвернуть болт и снять со шлицев промежуточного вала вилку 13 ударами медного молотка или через медную прокладку в месте, обозначенном буквой Е. Если вилка не снимается, необходимо разобрать средний шарнир и снять вилку съемником;
- снять промежуточную опору с вала, ударяя хвостовиком вала о деревянную или медную подкладку.
Для разборки шарниров необходимо снять стопорные кольца с подшипников крестовин, установив отвертку в торец кольца и слегка ударяя по ее ручке. Если кольцо проворачивается в канавке, подставить вторую отвертку под другой торец кольца.
После снятия колец выпрессовать подшипники в тисках, как показано на рис. 4.35, располагая пресс-масленку со стороны оправки для предохранения ее от поломки.
Разборка карданного шарнира:
- кольцо;
- фланец шарнира;
- оправка;
- подшипники;
- пресс-масленка,
- подшипники.
Проверка технического состояния деталей
Детали разобранного шарнира необходимо промыть, прочистить каналы крестовины. Они должны быть чистыми и видны насквозь. Если на шипах крестовины имеются канавки — отпечатки игл, то детали следует заменить.
Проверить шариковый клапан пресс-масленки. Исключить попадание грязи внутрь подшипника.
Убедиться в плотной посадке иглодержателей в стаканах подшипников.
Если у манжет разрушена пружина, затвердела или повреждена рабочая кромка, то их следует заменить.
В случае использования новой крестовины в сборе ее необходимо очистить от густой консервационной смазки, включая каналы. Проверить наличие пружин манжет.
При повреждении отдельных игл или потере хотя бы одной из них следует заменить весь подшипник.
Подушка промежуточной опоры (автомобили типа 4х2) не должна иметь вырывов и трещин.
Подшипник опоры не должен иметь повреждений уплотнителей, повышенного осевого и радиального зазора. Внутреннее кольцо подшипника должно вращаться плавно, без заеданий. Наружное кольцо подшипника не должно проворачиваться в обойме.
Сборка
Сборка карданных шарниров требует особой тщательности и чистоты на рабочем месте.
Если сборка производится с использованием новой крестовины в сборе с новыми подшипниками, то необходимо в первую очередь надеть на шипы крестовины манжеты до упора в отражатели. При этом пружины манжет должны быть обращены к центру крестовины. Торцовые шайбы должны быть установлены в масляные каналы шипов крестовин.
При использовании подшипников, бывших в употреблении, манжеты должны оставаться в иглодержателях подшипников.
При сборке обеспечить взаимное расположение вилок шлицевых соединений, как показано на рис. 4.32 и 4.34 (стрелки Г должны лежать в одной плоскости), остальных деталей — в соответствии с метками, установленными при разборке. Масленки крестовин должны быть расположены, как показано на рис. 4.32, 4.33 и 4.34.
Сборку необходимо осуществлять на ручном прессе или в тисках в следующем порядке:
- залить масло согласно «Карте смазки» в стаканы подшипников до середины игл;
- ввести шипы крестовины в отверстия ушек одной из вилок;
- вставить подшипники в отверстия вилки, частично надев их на шипы и вращая крестовину в разные стороны (рис. 4.36 а);
- плавно сдвинуть подшипники до упора (рис. 4.36 б);
- легким ударом молотка установить стопорное кольцо 2 в канавку подшипника. При этом кольцо необходимо придерживать, так как возможно его вылетание из канавки;
- поставить кольцо-оправку 1 на внешний торец ушка вилки с застопоренным подшипником и допрессовать крестовину с подшипниками до упора стопорного кольца в подшипник и вилку (рис. 4.36 в), затем вставить второе стопорное кольцо;
- собрать вторую половину шарнира в той же последовательности.
У собранного шарнира не должно быть заеданий и переменного усилия проворачивания. Момент проворачивания шарниров не должен превышать 2,0 Н·м (0,2 кгс·м). Если шарниры тугие, то несколькими ударами молотка в местах, обозначенных буквой Г (см. рис. 4.32) или А (см. рис. 4.33 и 4.34), добиться снижения момента проворачивания.
Последовательность сборки карданного шарнира:
- кольцо;
- стопорное кольцо
Промежуточная опора (для автомобилей типа 4х2) собирается в следующем порядке:
- напрессовать обойму 12 (см. рис. 4.32) на подшипник 11 с помощью оправки без перекоса до упора;
- установить подшипник в сборе с обоймой в кольцевую канавку отверстия подушки 10 опоры;
- установить промежуточную опору на шлицевой конец промежуточного вала до упора в буртик, ориентируя, как показано на рис. 4.32. При установке промежуточной опоры усилие необходимо прикладывать к торцу внутренней обоймы подшипника;
- вложить в канавку шлицевой вилки уплотнительное кольцо 17;
- установить шлицевую вилку 13 на шлицы хвостовика ;
- болт 19 с надетыми на него стопорной пластиной 18 и шайбой 20 ввернуть в отверстие шлицевого конца промежуточного вала, установив шайбу в прорезь шлицевой вилки так, чтобы овальное отверстие шайбы было параллельно оси отверстий ушек вилки и разместив фиксирующий усик стопорной пластины в овальном отверстии шайбы. Затянуть болт моментом 40- 44 Н·м (4,0-4,4 кгс·м).
- проверить легкость вращения подшипника промежуточной опоры;
- застопорить болт 19, отогнув на грани его головки лепестки стопорной пластины 18.
Если при ремонте заменялись вилки, фланцы или детали карданного шарнира, то балансировка карданной передачи обязательна. Динамическая балансировка карданной передачи в сборе производится на специальном стенде при частоте вращения 2000…5000 мин -1 для карданной передачи с промопорой (рис. 4.32) и 4000 мин -1 , не менее – для промежуточного, переднего и заднего карданных валов (рис. 4.33 и 4.34). Базы для балансировки – поверхности «Ж» и «И» (см. рис. 4.32, 4.33 и 4.34) фланцев шарниров, поверхность «Д» (см. рис. 4.32) промежуточной опоры (для автомобилей типа 4х2) и поверхность «В» (рис. 4.32, 4.33) скользящей вилки. Допустимый дисбаланс – 30 г·см. Уравновешивание достигается приваркой балансировочных пластин к трубе у каждого из шарниров и к кожуху 9 шлицевого соединения (рис. 4.34).
Установка карданной передачи на автомобиль
При установке карданной передачи на автомобиль необходимо убедиться в отсутствии забоин, заусениц, ржавчины и грязи на полированной поверхности и заходной фаске хвостовика и шлицах скользящих вилок 7 (см. рис. 4.32) и 8 (см. рис. 4.33), а также на присоединительных поверхностях фланцев валов и фланцев раздаточной коробки (для автомобилей типа 4х4), переднего (для автомобилей типа 4х4) и заднего мостов.
Установка валов производится в последовательности, обратной демонтажу.
Чтобы исключить деформацию промежуточной опоры (для автомобилей типа 4х4), крепление ее к поперечине рамы необходимо производить в последнюю очередь, когда автомобиль стоит на колесах и отсутствует перекос промежуточной опоры.
Затяжку гаек болтов крепления фланцев карданных валов к фланцам раздаточной коробки (для автомобилей типа 4х4), переднего (для автомобилей типа 4х4) и заднего мостов производить моментом 2,7-3,0 даН·м (2,7-3,0 кгс·м), кронштейна промежуточной опоры (для автомобилей типа 4х2) – моментом 1,2-1,8 даН·м (1,2-1,8 кгс·м).
Замена крестовины на карданном валу
Добрый день всем, кто меня читает, сегодня расскажу, как поменять крестовину на кардане. Это относительно простой ремонт, с которым справится любой владелец машины. Выполняют его по необходимости, либо при плановом техническом обслуживании. С крестовиной кардана доводить ситуацию до критической не рекомендуется, кардан может заклинить. Если его заклинило на большой скорости, тогда это грозит аварией, обрывом кардана, поломкой коробки и ведущего моста.
Для чего кардан служит
При помощи кардана происходит связь коробки передач машины с задним, либо передним мостом. Карданный вал передает от мотора вращающую силу, которая крутит шестерни мостов и полуоси колес. Для большей гибкости, карданный вал имеет два крестовых шарнира. Их еще называют крестовиной.
Устройство крестовины
Как вы уже сообразили, эта деталь похожа на крест. Да, сердцевина сделана в форме креста, на все 4 конца этого креста надеты цилиндрические чашки, внутри этих чашек подшипник, называемый игольчатым. Потому что в нем крутятся не шарики, а тонкие стальные цилиндры – иголки.
Чтобы в игольчатый подшипник не попадала пыль, между ним и крестовиной стоит резиновое или пластиковое кольцо, называемое сальником либо манжетой. Хотя размеры крестовин бывают разные, в зависимости от марки, модели и размера машины. По своему устройству, они одинаковые.
Признаки необходимости замены
Причиной для замены становится люфт шарнирного соединения. О его возникновении сигнализирует появление разных посторонних звуков, когда вращается кардан. Это могут быть скрипы, стуки и металлический звон. Появляется вибрация машины при трогании её с места и на скоростных режимах.
Услышав такие звуки, вы поймете, что пора проверить кардан. Для такой проверки, нужен доступ к машине снизу, то есть нужен подъемник, яма либо эстакада. Проверку осуществляем так:
- Машину закатите на яму (подъемник, эстакаду)
- Рычаг коробки передач переведите в нейтральное положение.
- Спуститесь под автомобиль.
- Одной рукой держитесь за крестовину, второй крутите кардан туда – сюда.
- Имеющийся люфт вы ощутите сразу.
- В конструкции кардана 2 крестовины, проверьте обе.
Причины люфта
Люфт возникает по двум причинам: произошел износ крестовины, либо игольчатых подшипников. Это происходит, когда вытекает или высыхает смазка внутри подшипников. Еще одна причина износа подшипников, это попадание в них пыли или влаги, когда разрушаются сальники.
Состояние сальников смотрите сразу при покупке и при установке крестовин. Бывают случаи, когда износ не велик, тогда люфт может быть незаметен, но скрипы или писк уже появляются. Не спешите приступать к ремонту, достаточно будет просто накачать смазки в крестовину.
Выполняем замену
Чтобы приступить к замене крестовин, нужно обеспечить себе доступ к кардану и открутить его. Есть умельцы, доказывающие, что можно менять крестовины не снимая кардан. Как по мне, этот способ для экстремалов, которые все делают через одно место, мы ведь к ним не относимся?
Снятие кардана
Для примера мной взят карданный вал автомобиля «Газель», крестовины устроены одинаково, я уже говорил, а крепление может отличаться, от других машин, но не на столько, чтобы описывать снятие каждого вала отдельно. Порядок действий такой:
- Установить машину так, чтобы у вас был доступ ко всем болтам кардана.
- По технике безопасности, заблокируйте колеса машины.
- Включите передачу, не важно какую, надо чтоб вал не крутился сам по себе.
- Промаркировать расположение всех элементов, которые будете снимать, чтобы при сборке они находились также, относительно друг друга. Карданный вал, деталь которая отбалансирована в собранном состоянии, просто перевернув вверх ногами карданную вилку, вы этот баланс нарушите.
- Потом начнутся непонятные вибрации и быстрые поломки крестовин. Зачем создавать себе ненужные проблемы? Только после этих действий кардан можно откручивать и снимать.
- Сначала открутите подвесной подшипник, который держится двумя гайками.
- Теперь 4 болта от фланца моста.
- Вытащите его из шлицов коробки передач
Снимаем крестовину
Далее работать гораздо удобнее в тисках. Зажимая вал не переусердствуйте, можно раздавить:
- Теперь будут нужны круглогубцы, крепкая большая отвертка, круглая наставка и молоток, вместо наставки годится трубка или стержень. Диаметр наставки должен быть меньше, диаметра проушин, но не на много.
- Круглогубцами удобно без повреждений вынимать стопорные кольца.
- Это можно делать и двумя плоскими отвертками, только тогда стопорное кольцо можно выкинуть.
- Если стопорное кольцо зажало туго, постучите по нему через наставку молотком. Тогда чашка просядет и вынуть стопор будет проще.
- Кольца можно извлечь сразу все, после этого нам нужно повыбивать из проушин чашки.
- Той же наставкой и молотком просаживаете чашку внутрь, с обратной стороны крестовины чашка выйдет наружу, она может и выпасть, но обычно выходит не до конца. Наносить удары по кардану не следует, помните о его балансировке.
- Вышедшую чашку проще вытащить плоскогубцами, газовым ключом либо зажмите её в тиски и дерните за кардан.
- Подобным же методом снимите остальные чашки.
- После снятия крестовины, возьмите железную щетку и очистите от грязи проушины и вилку.
- Внутри можно даже слегка пройтись мелкой наждачкой, затем очистите канавки под стопорные кольца и хорошенько протрите вал от пыли, можно даже помыть его бензином.
- Есть специальные съемники для крестовин, однако приобретать их нет смысла, даже в условиях СТО ими пользуются крайне редко.
Устанавливаем новую
Установка тоже не представляет собой ничего сложного, с этим справится любой:
- Возьмите в руки новую крестовину и осторожно снимите две чашки с противоположных сторон. Главное не рассыпать иголки подшипников. Проверьте под чашкой наличие смазки.
- Бывает, производитель забывает пр смазку, и подшипник практически сухой, сам такое видел и не раз. Если смазки нет, нужно её аккуратно нанести пальцем, иначе при сборке выпадут иголки и придется разбирать заново.
- Поместите крестовину концами без чашек в проушины на кардане, после этого вставьте аккуратно чашки в проушины.
- Они должны легко продвигаться пальцами, насколько возможно.
- Затем, уже наставкой и молотком опускаются чуть глубже канавок стопорных колец.
- Вставьте стопорные кольца.
- Если не получается вставить кольцо с одной из сторон, ненужно долбить со всей мочи, наоборот, аккуратно разберите крестовину.
- Бывает, что иголка крестовины выпадает из ряда и не дает крышке встать на место, насилуя подшипник вы только разобьете чашку и сплющите иглу, тогда придется приобрести еще один, на замену.
- Повторите процесс с другими концами подшипника.
- После замены, остается вернуть кардан в исходное положение и прикрутить.
Чтобы крестовины служили подольше, не забывайте их набивать смазкой, через имеющиеся масленки. Смазка набивается специальным шприцем. Смазку специально для крестовин искать не обязательно, поможет обычный «литол». Повторять набивку через каждые 5-6 тысяч пробега.
У меня все, спасибо вам, дорогие читатели, за то, что не забываете. Делитесь с друзьями ссылкой и сами подписывайтесь на обновления, будет много полезной информации, до свидания.