Как пользоваться профстандартом при составлении должностной инструкции учителя

Должностная инструкция – это документ, регламентирующий деятельность каждой должности и содержащий требования к Работнику, занимающему эту должность. Должностные инструкции для педагогов должны быть составлены на основе требований трудового кодекса Российской Федерации, федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012, требований профессионального стандарта педагога к выполняемой профессиональной деятельности (трудовой функции).

Содержание должностной инструкции

Составление и оформление Должностной инструкции производится с учетом требований государственного стандарта организационно-распорядительной документации. Стандарт устанавливает набор обязательных правил оформления отдельных реквизитов организационно-распорядительной документации, а также требования к структуре текста Должностной инструкции.

Структура текста документа включает в себя следующие обязательные разделы.

Общие положения.

Функции.

Должностные обязанности.

Права.

Ответственность.

Взаимоотношения (связи по должности).

Раздел «Общие положения»

В разделе:

1. Устанавливается сфера деятельности данного Работника. Полностью указывается его должность в соответствии со штатным расписанием, указывается полное название структурного подразделения с учетом наличия структурного деления подразделений на группы, отделы, департаменты, блоки.

2. Обозначается порядок назначения на должность и освобождения от занимаемой должности, порядок согласования кандидатуры на данную должность.

3. Указывается наименование должности, которую замещает и которой замещается в случае необходимости данный Работник.

4. Определяются квалификационные требования, уровень знаний и навыков

5. Указывается должность непосредственного руководителя Работника и должностные лица, которыми он руководит. Указывается должность руководителя, от которого данный Работник может получать дополнительные распоряжения, а также приоритетность выполнения распоряжений.

6. Перечисляются нормативные документы (внутренние и государственные), которыми руководствуется Работник в своей деятельности.

Раздел «Функции»

В данном разделе определяются направления деятельности Работника в соответствии с функциями структурного подразделения, закрепленного в Положении о структурном подразделении.

Перечисляются функции (трудовые функции, заявленные в профстандарте педагога), которые полностью или частично выполняются Работником, занимающим данную должность. Формулируются основные задачи Работника данной должности, предмет его деятельности, участок работы.

Раздел «Должностные обязанности»

Перечисляются конкретные функциональные обязанности (трудовые действия, соответствующие выполняемой трудовой функции и зафиксированные в профстандарте педагога[1]), которые выполняет Работник, занимающий данную должность — используются формулировки: «ведет подготовку …», «организует…», «изучает…», «анализирует…», «разрабатывает рекомендации…», «осуществляет поиск…», «привлекает …» и т.п.

Указывается форма участия Работника в управленческом процессе или выполняемые им роли. Например, «руководит…», «утверждает…», «обеспечивает…», «подготавливает…», «рассматривает…», «исполняет…», «контролирует…», «согласовывает…», «представляет…», «курирует…» и т.д.

Описание должностных обязанностей должно быть согласовано с функциями структурного подразделения, в которое входит данная должность.

Обязательный блок педагогических работников включает перечень обязанностей, указанных в статье №48 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

1) осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики;

3) уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышает свой профессиональный уровень;

8) проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходит в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдает устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

Раздел «Права»

Определяются права, предоставляемые Работнику для выполнения возложенных на него функций и обязанностей. Например, право подписи или согласования финансовых, организационно-распорядительных, нормативных и иных внутренних и внешних документов, предоставляемое работнику в соответствии с занимаемой должностью.

Перечисляются основные права, предоставляемые данной должности, по отношению к другим функциональным подразделениям организации или внешним организациям. Права ограничиваются согласно принятому в организации порядку, учредительным, уставным, договорным, нормативным и другим документам.

Обязательный блок для педагогических работников включает следующие формулировки трудовых прав, указанные в статье №47 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

5) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Раздел «Ответственность»

Указываются виды ответственности, которую несет Работник за качество и своевременность выполнения возложенных на него обязанностей, нарушения трудовой дисциплины, утерю или порчу вверенных ему материальных ценностей, документов и т.д. в соответствии с действующим законодательством РФ и внутренними нормативными документами.

Для материально ответственных должностей в обязательном порядке указывается необходимость заключения Договора о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности.

Указывается ответственность Работника за разглашение служебной и коммерческой тайны организации и иных сведений, которые могут нанести ущерб или повлиять на авторитет организации.

Для педагогических работников в обязательном порядке указывается ответственность педагогических работников, зафиксированная в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»:

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение учителем начальных классов обязанностей учитывается при прохождении им аттестации.

За оказание платных образовательных услуг обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

За использование образовательной деятельности для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Особым пунктом следует указать, что в соответствии с действующим законодательством, работник несет ответственность за:

— разглашение сведений конфиденциального характера, утрату документов, содержащих такие сведения, нарушение установленных правил обращения с конфиденциальной информацией; передачу посторонним лицам любых документов компании, не предусмотренную законодательством или интересами Компании;

— сбор сведений, составляющих коммерческую тайну, если данная информация не является необходимой для осуществления работником своих должностных обязанностей;

— незаконное получение денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в связи с занимаемым служебным положением;

— неправомерный доступ к компьютерной информации, создание, использование и распространение вредоносных программ для ПК, нарушение правил эксплуатации ПК или их сети;

— разглашение персональных данных другого лица.

«Взаимоотношения (связи по должности)»

Перечисляется круг должностных или юридических лиц (внутри и вовне организации), с которыми работник вступает в служебные взаимоотношения и обменивается информацией.

Требования к оформлению должностных инструкций

«Наименование документа»

Содержит полное название должности в соответствии со штатным расписанием с указанием полного названия структурного подразделения, включая название отдела, департамента или управления.

Гриф утверждения документа

Гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДАЮ, полного наименования должности лица, утверждающего документ, личной подписи, ее расшифровки и даты.

Гриф согласования документа

Гриф согласования состоит из слова СОГЛАСОВАНО, полного наименования должности лица, с которым согласовывается документ, личной подписи, ее расшифровки и даты.

Реквизит «Дата документа»

Реквизит «Дата документа» содержит даты согласования, утверждения документа и ознакомления с ним работника.

Срок утверждения

Должностная инструкция утверждается Директором образовательной организации в течение 14 календарных дней с момента введения должности в штатное расписание образовательной организации.

Порядок подготовки должностных инструкций

Должностные инструкции инициируются и разрабатываются руководителями структурных подразделений в сотрудничестве с отделом кадров. Ответственные работники отдела кадров оказывают консультационную помощь при разработке Должностных инструкций и участвуют в их согласовании.

Не допускается составление одной инструкции сразу для нескольких должностей. Для каждой должности в штатном расписании организации составляется отдельная инструкция.

Должностные инструкции должны быть заменены и заново утверждены в следующих случаях:

  • изменение организационной структуры;
  • изменение наименования организации или структурного подразделения;
  • изменение наименования должности;
  • расширение полномочий должности или изменение обязанностей;
  • изменение функций подразделения, затрагивающие функциональные обязанности должности.

Срок утверждения должностной инструкции: 14 календарных дней с момента произошедших изменений.

Должностная инструкция должна отражать актуальные должностные обязанности, соответствовать реальным функциям, выполняемым работником на данном рабочем месте.

Необходимо избегать дублирования должностных обязанностей различными должностями внутри одного Структурного подразделения.

Должностная инструкция учителя

Должностную инструкцию учителя составляют в свободной форме. В документе указывают требования к специалисту, что он должен знать и уметь, какие у него есть права и обязанности.

Инструкция учителя помогает директору образовательного учреждения защитить свои интересы. Например, избежать административной и уголовной ответственности за нарушения, допущенные учителем.

1. Общие положения

1.1. Учитель относится к категории специалистов и подчиняется заместителю директора образовательного учреждения (далее — ОУ) по учебно-воспитательной работе, назначается на должность и освобождается от нее приказом директора ОУ.

1.2. Для работы учителем нужно высшее или среднее профессиональное образование по специальности «Образование и педагогические науки» или по направлению, соответствующему преподаваемому предмету.

1.3. Учитель должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в РФ, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, законодательство РФ и Конвенцию ООН о правах ребенка, устав и локальные нормативные акты ОУ;
  • требования федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) основного и среднего общего образования к преподаванию своего предмета, рекомендации по их применению в ОУ;
  • основы педагогики, психологии, возрастной физиологии и гигиены;
  • преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС и образовательных программ основного и среднего общего образования, его историю и место в мировой культуре и науке;
  • современные формы и методы обучения и воспитания школьников;
  • историю, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
  • теорию и методы управления образовательными системами;
  • современные педагогические технологии обучения, реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся ОУ;
  • методы убеждения и аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разных возрастных категорий, их родителями и коллегами по работе;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • рабочую программу и методику обучения предмету;
  • программы и учебники по предмету, отвечающие положениям ФГОС;
  • пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения.

1.4. Учитель должен уметь:

  • использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам и ускоренным курсам в рамках ФГОС;
  • объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля;
  • применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения;
  • проводить занятия по учебной дисциплине, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии, современных информационных технологий и методик обучения;
  • разрабатывать рабочие программы по преподаваемому предмету на основе федеральных образовательных программ и контролировать их выполнение;
  • организовать самостоятельную деятельность детей, в том числе проектную и исследовательскую;
  • использовать современные способы оценивания — вести электронный журнал и электронные дневники обучающихся;
  • владеть методами убеждения, аргументации своей позиции;
  • организовывать внеурочную деятельность — конкурсы по предмету, тематические вечера с учетом историко-культурного своеобразия региона;
  • помогать детям, не освоившим необходимый материал — предлагать специальные задания и индивидуальные консультации, подключать других педагогов и тьюторов;
  • владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

2. Трудовые функции

2.1. Педагогическая деятельность по реализации программ основного и общего образования в рамках ФГОС.

2.2. Обучение, воспитательная и развивающая деятельность.

3. Должностные обязанности

3.1. Учитель обязан:

  • выполнять свою профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС основного общего и среднего образования;
  • разрабатывать и реализовывать программы по учебной дисциплине в рамках основных общеобразовательных программ;
  • планировать и проводить учебные занятия;
  • проводить анализ эффективности уроков и подходов к обучению;
  • контролировать и оценивать учебные достижения, текущие и итоговые результаты освоения образовательной программы обучающимися;
  • объективно оценивать знания и умения учащихся;
  • проводить контрольно-оценочную работу при обучении с применением электронного журнала и дневников;
  • регулировать поведение учащихся на уроках, поддерживать посещаемость занятий;
  • использовать на уроках и во внеурочной деятельности современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы;
  • помогать в реализации учебной, исследовательской, проектной, творческой деятельности обучающихся;
  • развивать у учащихся познавательную активность, самостоятельность, инициативность и творческие способности;
  • разрабатывать и реализовывать учебные планы по своему предмету в рамках индивидуальных программ развития ребенка;
  • организовывать олимпиады, конференции, предметные конкурсы и игры в школе, а также тематические вечера;
  • подготавливать учащихся к участию в олимпиадах по предмету, конкурсах, исследовательских проектах и ученических конференциях;
  • консультировать обучающихся по выбору профессий и специальностей, где необходимы знания преподаваемого предмета;
  • формировать представления обучающихся о полезности знаний по предмету вне зависимости от выбранной профессии или специальности.

4. Права

4.1. Учитель вправе:

  • требовать материально-технических условий, необходимых для выполнения образовательной программы по учебной дисциплине и ФГОС;
  • выбирать и использовать образовательные программы, различные эффективные методики обучения своему предмету, учебные пособия и учебники по учебной дисциплине, методы оценки знаний и умений школьников, рекомендуемые Минпросвещения РФ или разработанные самим педагогом и прошедшие необходимую экспертизу;
  • участвовать в разработке программы развития школы, получать от администрации и классных руководителей сведения, необходимые для профессиональной деятельности;
  • давать обучающимся во время уроков, а также перемен задания, которые относятся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать учеников к дисциплинарной ответственности;
  • получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, деятельность которых связана с разработкой и реализацией программ общего образования;
  • получать поощрения и награждения по результатам педагогической деятельности;
  • запрашивать у директора и других работников ОУ документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей;
  • разрабатывать и вносить на рассмотрение директора предложения по улучшению деятельности ОУ и организации труда в рамках своих должностных обязанностей;
  • знакомиться с решениями директора, касающимися его должностных обязанностей, и документами, содержащими оценку его деятельности, и давать по ним обратную связь.

5. Заключительные положения

5.1. Учитель знакомится с должностной инструкцией под подпись при приеме на работу до подписания трудового договора.

5.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у генерального директора, другой — у учителя.

5.3. Учитель знакомится под подпись с изменениями в должностной инструкции, принятыми распоряжением генерального директора и касающимися общих положений, должностных обязанностей, прав и ответственности.

С должностной инструкцией ознакомлен(а):
________ /Ковальчук Ирина Сергеевна
(подпись) / (расшифровка подписи)

Дата:
______________________

Должностная инструкция учителя

Чтобы сохранить шаблон, сделайте копию в свой гугл-док: Файл → Создать копию. Или скопируйте текст и вставьте в текстовый редактор.

docx, 15 KB

Чек-листы для предпринимателей

Пошаговые инструкции по самым частым вопросам предпринимателей

Подробнее

Еще документы

В общеобразовательных учреждениях и организациях должностные инструкции для педагогических и иных работников школ необходимо разработать на основе утвержденных Профессиональных стандартов и новых законов в области образования, ознакомить с должностными инструкциями под подпись.

В разделе рассмотрим разработанные нами новые должностные инструкции в школе по профстандартам (2023 год) в качестве образца для использования педагогами и иными работниками образовательных организаций и учреждений, с учетом ФГОС начального, основного и среднего общего образования, СП 2.4.3648-20, СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

Представленные новые должностные инструкции работников школы — лишь образец инструкций в соответствии с Профстандартами, которые в 2023 году могут быть дополнены и изменены с учетом конкретной деятельности педагога или рабочего, специфики каждого в отдельности образовательного учреждения или образовательной организации. Должностные инструкции можно купить и скачать.

Должностные инструкции
педагогов по профстандарту 2023

На данный момент (2023 год) нами разработаны должностные инструкции в соответствии с профстандартами для педагогов, включая учителя и инструктора по физкультуре, для учителей математики, русского языка и истории, учителей начальных классов школы, математики, физики и биологии, учителей химии, ИЗО и технологии.
С учетом соответствующих профстандартов разработаны должностные инструкции педагогических работников, включая тьютора школы, педагога-организатора и социального педагога, педагога-психолога и педагога-библиотекаря, воспитателя ГПД, методиста и педагога дополнительного образования.

При составлении должностных инструкций для педагогов школы использовались Профстандарты:

1. Профстандарт учителя математики, русского языка, учителя родного языка и литературы, начальных классов, воспитателя ГПД — 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» с изм на 5 августа 2016 г;
2. Профстандарт педагога-психолога — 01.002 «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н;
3. Профстандарт педагога дополнительного образования — 01.003 «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н;
4. Профстандарт педагога-организатора, педагога-библиотекаря, социального педагога, тьютора, старшего вожатого — Приказ Минтруда России от 30.01.2023 N 53н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»;
5. Профстандарт вожатого — 01.007 «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 декабря 2018 г N 840;
6. Профстандарт инструктора по физкультуре — 05.005 «Инструктор-методист», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2014 г N 630н.

  1. Должностная инструкция советника директора школы по воспитанию
  2. Должностная инструкция педагога-психолога школы по профстандарту
  3. Должностная инструкция социального педагога школы по профстандарту
  4. Должностная инструкция педагога-организатора школы (воспитательная работа)
  5. Должностная инструкция педагога-организатора школы (дополнительное образование)
  6. Должностная инструкция педагога-библиотекаря школы по профстандарту
  7. Должностная инструкция преподавателя-организатора ОБЖ по профстандарту
  8. Должностная инструкция старшего методиста дополнительного образования
  9. Должностная инструкция методиста дополнительного образования по профстандарту
  10. Должностная инструкция классного руководителя
  11. Должностная инструкция учителя школы по профстандарту
  12. Должностная инструкция учителя начальных классов по профстандарту
  13. Должностная инструкция учителя русского языка и литературы по профстандарту
  14. Должностная инструкция учителя родного языка и литературы по профстандарту
  15. Должностная инструкция учителя иностранного языка по профстандарту
  16. Должностная инструкция учителя английского языка по профстандарту
  17. Должностная инструкция учителя математики по профстандарту
  18. Должностная инструкция учителя информатики по профстандарту
  19. Должностная инструкция учителя истории и обществознания по профстандарту
  20. Должностная инструкция учителя географии по профстандарту
  21. Должностная инструкция учителя биологии по профстандарту
  22. Должностная инструкция учителя физики по профстандарту
  23. Должностная инструкция учителя химии по профстандарту
  24. Должностная инструкция учителя музыки по профстандарту
  25. Должностная инструкция учителя ИЗО по профстандарту
  26. Должностная инструкция учителя МХК по профстандарту
  27. Должностная инструкция учителя физической культуры по профстандарту
  28. Должностная инструкция инструктора по физкультуре по профстандарту
  29. Должностная инструкция учителя технологии по профстандарту
  30. Должностная инструкция учителя ОБЖ по профстандарту
  31. Должностная инструкция воспитателя ГПД по профстандарту
  32. Должностная инструкция воспитателя школы по профстандарту
  33. Должностная инструкция педагога дополнительного образования по профстандарту
  34. Должностная инструкция тьютора школы по профстандарту
  35. Должностная инструкция старшего вожатого школы по профстандарту
  36. Должностная инструкция вожатого школы по профстандарту
  37. Должностная инструкция учителя-логопеда в школе по профстандарту
  38. Должностная инструкция учителя-дефектолога (нарушения зрения)
  39. Должностная инструкция учителя-дефектолога (нарушения слуха)
  40. Должностная инструкция учителя-дефектолога (расстройства аутистического спектра)
  41. Должностная инструкция учителя-дефектолога (опорно-двигательный аппарат)
  42. Должностная инструкция учителя-дефектолога (интеллектуальные нарушения)
  43. Должностная инструкция учителя-дефектолога (задержка психического развития)

Должностные инструкции
обслуживающего персонала школы по профстандарту

Нашими сотрудниками составлены на основе профстандартов должностные инструкции для главного бухгалтера и бухгалтера школы на 2023 год, для заведующего производством, повара, помощника повара, пекаря школьной столовой, качественные должностные инструкции для специалиста по охране труда, делопроизводителя и дворника.

При составлении должностных инструкций для учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала школы использовались профстандарты:

1. Профстандарт главного бухгалтера и бухгалтера — 08.002 «Бухгалтер», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 декабря 2014 г N 1061н;
2. Профстандарт заведующего производством (шеф-повара), повара, помощника повара — 33.011 «Повар», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 610н.
3.Профстандарт пекаря — 33.014 «Пекарь», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 декабря 2015 г. N 914н.
4. Профстандарт специалиста по охране труда — 40.054 «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г № 524н;
5. Профстандарт делопроизводителя — 07.002 «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», утв. приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 6 мая 2015 г. № 276н.
6. Профстандарт дворника — 16.007 «Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме», утв. приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 21.12.2015 № 1075н.
7. Профстандарт специалиста по кадрам — 07.003 «Специалист по управлению персоналом», утв. приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 06.10.2015 № 691н.
8. Профстандарт врача-педиатра — 02.008 «Врач-педиатр участковый», утв. приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 27.03.2017 № 306н.

  1. Должностная инструкция заместителя директора по АХЧ по профстандарту
  2. Должностная инструкция заместителя директора по АХР по профстандарту
  3. Должностная инструкция заведующего хозяйством школы по профстандарту
  4. Должностная инструкция главного бухгалтера школы по профстандарту
  5. Должностная инструкция бухгалтера школы по профстандарту
  6. Должностная инструкция контрактного управляющего школы по профстандарту
  7. Должностная инструкция специалиста по закупкам в школе по 44-фз
  8. Должностная инструкция специалиста по закупкам в школе по 223-фз
  9. Должностная инструкция специалиста по охране труда в школе по профстандарту
  10. Должностная инструкция специалиста по кадрам в школе по профстандарту
  11. Должностная инструкция секретаря директора школы по профстандарту
  12. Должностная инструкция делопроизводителя школы по профстандарту
  13. Должностная инструкция уборщика служебных помещений школы по профстандарту
  14. Должностная инструкция слесаря-сантехника в школе по профстандарту
  15. Должностная инструкция дворника школы по профстандарту
  16. Должностная инструкция заведующего производством школьной столовой
  17. Должностная инструкция шеф-повара школьной столовой по профстандарту
  18. Должностная инструкция повара школьной столовой по профстандарту
  19. Должностная инструкция помощника повара школьной столовой по профстандарту
  20. Должностная инструкция пекаря школьной столовой по профстандарту
  21. Должностная инструкция кладовщика в школе по профстандарту
  22. Должностная инструкция врача педиатра в школе по профстандарту

Должностные инструкции работников школы в соответствии с новыми профстандартами разрабатываются нами по мере принятия и введения в действие самих профессиональных стандартов для должностей сотрудников, выполняющих трудовые функции в образовательных организациях и учреждениях.

Перейти к разделу:
Должностные инструкции для школы по ЕКС

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Требуется ли разработка на предприятиях должностных инструкций в полном соответствии с профессиональными стандартами либо на их основе?

Для начала определим, есть ли у современных предприятий необходимость формировать должностные инструкции по профстандартам.

Должностная инструкция — документ, составление которого не предусмотрено ТК РФ, однако установлено рядом других федеральных нормативных актов для некоторых профессий, в частности:

  • врачей (подп. 1 п. 2 ст. 73 закона «Об охране здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ);
  • охранников (приказ МВД РФ от 22.08.2011 № 960) и пр.

Когда составление должностной инструкции необязательно, она может формироваться работодателем как локальный нормативный акт, дополняющий трудовой договор с наемным сотрудником, в целях:

  • официального закрепления квалификационных требований к кандидатам на трудоустройство;
  • установления прав и обязанностей сотрудника, с которыми он, подписывая документ, выражает согласие;
  • детальной регламентации трудовых функций сотрудника для повышения эффективности его работы.

Предполагается, что каждая из отмеченных целей утверждения инструкции будет находить отражение в ее содержании. Вопрос в том, чтобы обеспечить наполнение документа корректными и актуальными формулировками. Одним из источников данных, которые могут быть использованы при составлении соответствующих формулировок, может быть профессиональный стандарт, утвержденный для позиции, по которой разрабатывается должностная инструкция.

Собственно, назначение профстандарта заключается в установлении требований к квалификации сотрудника, необходимой для выполнения им работы по той или иной профессии. Профстандарты обязательны к применению, если это прямо предписано ТК РФ или иным федеральным нормативным актом. Но даже если это не так, то характеристики квалификации, отраженные в профессиональном стандарте, должны задействоваться работодателями в качестве основы при определении внутрикорпоративных требований к квалификации сотрудников — с учетом их трудовых функций, используемых технологий производства, системы менеджмента (ст. 195.3 ТК РФ).

Таким образом, положения ТК РФ фактически предписывают работодателям формировать должностные инструкции (если таковые используются как источники требований к квалификации) на основе профстандартов.

Рассмотрим, в какой структуре может быть представлена должностная инструкция работника в общем случае, а также каким образом она может быть заполнена с применением профстандартов.

Должностная инструкция с учетом профессионального стандарта: структура документа

Обязательная форма должностной инструкции законодательством РФ не установлена. Распространена практика, по которой в нее включаются следующие основные разделы:

1. Общие положения.

Здесь чаще всего отражаются:

  • сведения о назначении инструкции;
  • порядок назначения человека на должность, его подчиненность;
  • требования к уровню образования и опыту сотрудника;
  • требования к знаниям и умениям специалиста.

2. Функциональные обязанности.

Здесь фиксируется перечень типичных действий сотрудника, составляющих его работу на занимаемой должности.

3. Права.

Основные права, которые отражаются в документе, чаще всего связаны с доступом человека к тем или иным корпоративным сведениям, а также с возможностями его взаимодействия с другими сотрудниками по различным вопросам.

4. Ответственность.

Здесь фиксируются, как правило, стандартные формулировки — о том, что сотрудник несет ответственность за свои действия в соответствии с законодательством РФ и локальными нормативными актами.

5. Заключительные положения.

Здесь обычно отражается, что:

  • инструкция составлена в 2 экземплярах;
  • сотрудник знакомится с инструкцией и удостоверяет ознакомление с ней подписью.

Утверждается должностная инструкция руководителем предприятия.

Рассмотрим, какие именно формулировки профстандартов могут быть использованы в целях составления должностной инструкции. Полезнее всего будет изучить их в части тех разделов, которые являются в наибольшей степени зависящими от специфики конкретной должности работника («Общие положения», «Функциональные обязанности» и «Права»).

Сборник должностных инструкций, составленных в полном соответствии с действующим законодательством, вы найдете в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к К+ можно получить бесплатно. 

Профстандарт как основа для должностной инструкции: сведения из раздела 1

Профстандарт в общем случае содержит (п. 6 методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтрудсоцзащиты РФ от 29.04.2013 № 170н):

  • раздел 1, в котором фиксируются общие сведения о позиции, для которой определяются квалификационные требования;
  • раздел 2, в котором содержится описание всех трудовых функций, которые входят в соответствующий профстандарт;
  • раздел 3, в котором отражаются сведения об обобщенных трудовых функциях, а также развернутые характеристики конкретных трудовых функций;
  • раздел 4, в котором отражаются данные об организациях, разработавших профстандарт.

Для нас наиболее полезными будут, очевидно, первые три раздела.

Из раздела 1 профстандарта в целях составления инструкции можно извлечь наименование занятия по коду ОК3 (графа «Группа занятий»). Именно эта графа определяет название должности, для которой составляется инструкция. Также наименование должности по инструкции может базироваться на сведениях в графе «Возможные наименования должностей» подраздела «Обобщенная трудовая функция» раздела 3 профстандарта.

Профстандарт как основа должностной инструкции: раздел 2

Второй раздел профстандарта может быть полезен прежде всего как инструмент соотнесения содержания работы человека по существу с определенными профстандартом характеристиками (т. е. с указанными там обобщенной и конкретизированной трудовыми функциями).

Близкие по содержанию работы отдельные трудовые функции объединены в разделе в группы — обобщенные трудовые функции. Для каждой обобщенной трудовой функции (для всех конкретных трудовых функций, которые входят в нее) установлен отдельный уровень квалификации. Например, в профстандарте «Бухгалтер», утвержденном приказом Минтруда от 21.02.2019 № 103н, предусмотрены обобщенные функции:

  • ведение бухгалтерского учета;
  • составление и предоставление финотчетности.

Для первой из указанных обобщенных функций требуется наличие квалификации уровня 5, для второй — уровня 6. Законодательно характеристики соответствующих уровней закреплены в приказе Минтрудсоцзащиты РФ от 12.04.2013 № 148н. Так, уровень 5 предполагает, в частности, наличие у человека как минимум среднего образования по профессии, а также практического опыта работы. Уровень 6 требует, в свою очередь, высшего образования или же среднего по программам подготовки специалистов среднего звена и аналогично практического опыта работы.

Профстандарт как основа для должностной инструкции: раздел 3

Конкретные требования к уровню образования и опыту по обобщенным трудовым функциям (и для соответствующих им конкретизированных функций) закреплены в третьем разделе профстандарта. Эти требования могут быть включены в раздел «Общие положения» должностной инструкции.

Третий раздел профстандарта также может быть также полезен с точки зрения:

  • формирования перечня функциональных обязанностей сотрудника по должностной инструкции (им может соответствовать перечень «Трудовые действия», установленный для конкретной трудовой функции в профстандарте);
  • формирования перечня знаний и умений сотрудника по должностной инструкции (им могут соответствовать перечни «Необходимые умения» и «Необходимые знания», также установленные для конкретной трудовой функции в профстандарте).

Кроме того, формулировки, приведенные в перечне «Трудовые действия» по профстандарту, могут быть использованы и при составлении раздела «Права» должностной инструкции. Как мы отметили выше, права сотрудника, фиксируемые в инструкции, могут выражаться в получении доступа к определенным данным, а также в возможности взаимодействия с коллегами. Профстандарт вполне может определять и то и другое.

Итоги

Определять перечни трудовых функций работника, фиксируемых в должностной инструкции, работодатели должны на основе профстандартов для соответствующей должности (либо, если это установлено федеральным законодательством, — в полном соответствии с профстандартом). Решение данной задачи облегчается тем, что современные профессиональные стандарты во многих случаях содержат все необходимые сведения для заполнения разделов «Общие положения», «Функциональные обязанности» и «Права» должностных инструкций.

Узнать больше о применении профстандартов вы можете в статьях:

  • «Наименование должностей по профстандартам (нюансы)»;
  • «Приказ о внедрении профстандартов в организации – образец»;
  • «Профстандарт юрисконсульта».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Lenovo b570e инструкция по эксплуатации pdf
  • Акип 3418 руководство по эксплуатации
  • Балканкар ремонт руководство по ремонту скачать
  • Unitabs arthroactive для собак инструкция по применению
  • Средство эпин для растений инструкция по применению цена