Как пользоваться инвалидной коляской пошаговая инструкция

Инвалидное кресло-коляска – не такое простое и безопасное устройство, каким может показаться. При использовании надо быть осторожным, чтобы не навредить себе и избежать падения, травмирования или хронической боли. Независимо от того, какое инвалидное кресло у пожилого человека (стандартное или электрическое, современное или традиционное без дополнительных функций), правила безопасности, которые нужно знать и применять, в основном универсальны.

Как пользоваться инвалидной коляской пожилому человеку – инструкция и правила безопасности

Меры предосторожности

Опрокидывание и падение – самые частые «аварии», с которыми сталкиваются пользователи инвалидных колясок. Очень важно следовать нескольким простым правилам:

  • Перед тем, как сесть в инвалидную коляску, зафиксируйте тормоза колес. У электрических моделей отключите питание.
  • Садясь в коляску и выходя из нее, не наступайте на подножку. Откиньте ее наверх и в сторону.
  • Если есть встроенный ремень безопасности, обязательно им пользуйтесь.
  • Всегда блокируйте тормоза колес, если не передвигаетесь или пересаживаетесь из кресла.
  • Старайтесь не ездить в коляске под дождем или мокрым снегом, так как она может потерять сцепление с дорогой и опрокинуться, а после контакта с водой – заржаветь. У кресла-коляски с электроприводом могут намокнуть и выйти из строя устройство управления или аккумулятор.
  • Держитесь подальше от неровных поверхностей – скатов, склонов, лестниц, бордюров и др. Они лишают вас главного фактора безопасного перемещения в инвалидной коляске – равновесия.
  • Чтобы сохранять устойчивость кресла, при движении не откидывайтесь сильно назад или вперед, не переносите центр тяжести вбок. Распределяйте свой вес равномерно, нагрузка на каждое колесо должна быть одинаковой.
  • При передвижении всегда держите ноги на подножке.
  • Бордюры, ступени и лестницы преодолевайте только с помощью сопровождающих.
  • Когда пытаетесь дотянуться до предметов, находящихся спереди, сбоку или сзади коляски, старайтесь сильно не наклоняться. Из-за смещения центра тяжести она может опрокинуться.
  • Не пытайтесь использовать тормоз, предназначенный для фиксации колес, как средство замедления или остановки во время движения.

Как правильно пользоваться инвалидной коляской

Обычные ежедневные действия, которые потребуется выполнять в кресле-каталке – пересаживания, наклоны вперед и назад, перемещения и т. п. В целях безопасности попробуйте отработать выполнение этих движений в чьем-либо присутствии.

Для большинства людей идеальное положение сидя в инвалидной коляске соответствует правилу 90-90-90:

  • изгиб на 90 ° в бедрах;
  • изгиб на 90 ° в коленях;
  • сгиб на 90 ° в лодыжках.

Ягодицы должны полностью и равномерно распологаться на сиденье, чуть соприкасаясь со спинкой кресла-коляски. Бедра – параллельны земле, а колени – на одной линии с бедрами (не выше или ниже).

О параметрах подбора инвалидного кресла читайте в другой публикации пансионата «Благо».

Правильная посадка обеспечит нормальное глотание и дыхание и убережет от ран и дискомфорта, поэтому стоит потратить некоторое время на то, чтобы привыкнуть сидеть как надо.

Инструкция для пользователей:

  1. Разместитесь в кресле-коляске в правильном вертикальном положении. Ноги должны быть впереди в подножках.
  2. Возьмитесь за ободки задних колес руками и отведите их назад или вперед, чтобы двигаться в соответствующем направлении.
  3. Уменьшайте скорость, когда приближаетесь к изменению направления, например к поворотам. Быстрый поворот может привести к падению кресла-коляски и травме.

Сначала будет трудно приспособиться к движению. Со временем у пользователя разовьется сила в плечах и улучшится равновесие. Это облегчит управление.

Маневренность инвалидного кресла зависит от множества механических и личных факторов. Два наиболее важных из них – вес пользователя и конструкции коляски. Большой вес улучшает сцепление с поверхностью, а это означает, что кресло будет более устойчивым, но при этом пожилому человеку придется приложить больше усилий для перемещения.

Как правильно пользоваться инвалидной коляской

Советы для сопровождающих

У лиц, ухаживающих за пожилым человеком, одна из самых тяжелых работ. Они трудятся долгие часы 7 дней в неделю, заботясь о людях, которые не в состоянии позаботиться о себе.

Важная часть ухода за пожилым человеком – помочь ему правильно и безопасно маневрировать в инвалидной коляске. Вот несколько советов, которые помогут избежать несчастных случаев:

  • Перед использованием коляски убедитесь, что все детали исправны.
  • Не поднимайте инвалидное кресло за подлокотник, колеса и любые съемные или подвижные детали.
  • Не снимайте с коляски защиту от опрокидывания (антиопрокидыватели). Проверьте, что они находятся в надлежащем рабочем состоянии.
  • Избегайте передвигать пожилого человека в инвалидном кресле вверх или вниз по любым крутым склонам. Это крайне небезопасно. Вы можете легко потерять контроль над коляской или опрокинуть ее.
  • Не позволяйте пожилому человеку в инвалидном кресле подниматься и спускаться по лестнице в одиночку. Для этого нужны два помощника. По возможности используйте лифты или пандусы, если таковые имеются.

Как безопасно подниматься по лестнице

Для помощи понадобится 2 человека. Не пытайтесь поднять по лестнице пожилого человека только с одним помощником. Это небезопасно.

  1. Разверните инвалидное кресло спинкой к основанию лестницы.
  2. Самый сильный из двух помощников должен встать ЗА коляской и взяться за ручки для сопровождающего. Одна нога на ступеньке выше кресла, вторая – на следующей более высокой ступени.
  3. Другой помощник для контроля удерживает переднюю часть кресла-коляски, держась за детали чуть выше передних колесиков. За подлокотники или подножки держаться нельзя – они могут оторваться. Одна нога рядом с инвалидной коляской, а другая для равновесия немного сзади.
  4. Первый помощник откидывается назад, взяв на себя вес кресла, и осторожно тянет его на первую ступеньку.
  5. Оба одновременно толкают кресло-коляску на следующую более высокую ступеньку.

Как безопасно спускаться по лестнице

Здесь, опять же, нужно рассчитывать на двух человек.

  1. Разверните инвалидное кресло передом к ступенькам.
  2. Более сильный из двух помощников должен встать ЗА инвалидной коляской. Он берется за ручки позади кресла-коляски и наклоняет его ровно настолько, чтобы приподнять передние колеса и облегчить работу второго человека.
  3. Другой помощник держит переднюю часть кресла-коляски, чуть выше колесиков.
  4. Оба медленно и осторожно перемещают инвалидную коляску так, чтобы задние колеса опустились на следующую нижнюю ступень.

Помочь пожилому человеку приспособиться к жизни в инвалидной коляске бывает непросто. Одни чувствует себя беспомощными и боятся своего нового положения. Другие – стесняются выходить на публику, гадая, что о них подумают люди. В любом случае, потребуется некоторое время, чтобы адаптироваться к новым условиям.

По вопросам временного или постоянного пребывания в пансионате для пожилых людей «Благо» позвоните по телефону в Хабаровске +7(4212) 69-16-48.

  • Популярные публикации


  • Download Article


    Download Article

    If you have acquired a disability or an injury that makes it difficult to walk and you have to use a wheelchair to help you move more easily, don’t be intimidated. It may take a little while to get comfortable in your wheelchair, but soon you will be able to move around like a pro!

    1. Image titled Use a Wheelchair Step 2

      1

      Take a look at your wheelchair to see what type you have. The main types of wheelchair are the standard manual wheelchair, the active manual wheelchair, and the electric power wheelchair. Different types of wheelchairs have different controls, structure and accessories to help you move around.

      • Manual wheelchairs require you to propel by pushing the pushrims by hand.
      • Standard wheelchairs often have features such as armrests (fixed, removable or swing-away), swing-away or removable footplates, and attendant handles on the back of the armrest. Some standard chairs can fold for transport, others are rigid and can’t collapse.
      • Active wheelchairs are designed for longer-term and more fluid use. They typically do not have armrests, have lower backrests, and often lack attendant handles. Active chairs are often rigid but folding varieties exist.
      • Electric wheelchairs include motors and remote controls that you use to direct and move the chair with less physical exertion, for those who cannot propel a manual chair.
      • Manual chairs may be equipped with power assist, typically bought separately, to allow you to move forward without constant propelling.
      • A fourth type of wheelchair is the transit chair, which you cannot move yourself and must be pushed by a friend, family member or carer. These are designed for people who cannot propel themselves. If you’re buying a chair online, be sure you are buying a self-propelled chair and not a transit chair. This can be an expensive mistake![1]
    2. 2

      Wheelchairs are always equipped with brakes (also called wheel locks) located beside the main wheels. These lock into place to stop your chair from moving. These can be used when you are stopped at a destination or transferring in or out of your wheelchair.

      • Some standard chairs will have attendant brakes on the attendant handles, which can be used by a friend, family member or carer to brake the chair from behind.
    3. Advertisement

    1. 1

      The structure and measurements of a wheelchair varies, and having the right fit for your body and needs is very important to make sure you are comfortable and supported. The size and arrangement of the seat, backrest, footplate and other features will determine your comfort and ability to use the chair.

    2. 2

      Check that the size of the wheels suits. This impacts the overall height of the chair as well as how it moves. Wheels are usually measured in inches and can come in a variety of sizes. While you can sometimes swap these later, this can take experience and be hard and expensive.

    3. 3

      Explore your seat. Your seat should be comfortable and about as wide as your hips. The width of the seat is important. If it’s too wide, you will need to reach outwards to reach your pushrims, which can cause strain, tiredness and injury. If it’s too narrow, you won’t be able to fit or use the chair comfortably, or even at all. The height of your seat is important. Your hips should be elevated slightly above your knees.

      • A good way to check is to see if two fingers fit beside the widest point of your hips/thighs and the edge of the seat.
      • The depth of the seat is important too. Your knees should be able to be at a 90 degree angle. Some standard chairs have differently angled leg rests.
      • If you’re using the chair for long periods of time, consider a wheelchair cushion to protect and support your hips, lower back and tailbone.
    4. Image titled Use a Wheelchair Step 3

      4

      Check your backrest. Before using the wheelchair, you want to make sure it will be the most comfortable for you. Wheelchairs usually come with cushions on the seat and backrest, but you might need to change some settings to get more comfortable, like adding cushions to push you up or a blanket to cover a cold seat.The height and fit of your backrest will impact your comfort and how easily you can push your wheelchair. Ideally your backrest will leave clear space behind your shoulders so that you can easily propel your wheelchair.

      • Standard chairs usually have high backrests, but many can be folded down for transport. Folding these down during use can give you the clear space needed for propelling your chair.
      • Active chairs usually have low backrests shaped to support you best. They may or may not have handles.
      • Some wheelchairs will have high backs and headrests for those that need extra support of the upper body and head.
      • If you have trouble sitting completely upright, find more pillows to add to the seat or the backrest so you can sit in a position that will let you reach the controls you need.
    5. 5

      Manage your handles. If your wheelchair has attendant handles on the back, these can be both helpful and harmful. They’re great if you tire easily and need a friend, family member or carer to begin pushing you, but can have drawbacks.

      • Some handles have attendant brakes, so if you need to be pushed, the person helping you can have control over the chair without needing to reach forward.
      • Handles can be a great place to hang a bag from. Be sure to distribute weight evenly between left and right, and don’t put too much on the back of your chair. If it’s too heavy, you might tip over backwards, which can cause serious injury.
      • Unfortunately, well-meaning but uninformed strangers may try to push you against your will. If your attendant handles can be folded down, or if your standard chair has a folding back, this can hide the handles from view and help prevent this. If your handles cannot fold away and people try to push you, consider handle covers.
    6. 6

      Measure your footplate. The distance between the edge of the seat and the top of the footplate can make a big difference in the fit of your wheelchair, and if it’s too short or too long can make the chair painful to use.

      • Your feet should sit comfortably on the footplate with your knees at a 90 degree angle. If your knees are pushed above your hips, the footplate is too high. If your feet can’t reach, it’s too low.
      • To change the height of your footplate, use a wrench or hex key (one is usually provided with the chair) to loosen the front bolts. Then rotate the footplates to adjust the height to the desired level. Use the wrench to tighten the bolts when you’ve finished adjusting.[2]
      • Standard chairs may have swing-away footplates that swing to the sides. These can assist you with transferring in and out of your wheelchair.
      • If you need extra height, a thick wheelchair cushion can give you a boost.
      • Make sure to check the height while wearing your usual choice of shoes. The thickness of the sole can make a difference.
    7. 7

      Understand your chair’s structure and add-ons. The basic features and added pieces on your wheelchair can make a difference in how you can use it. Wheelchairs may feature different types of casters (front wheels), armrests, anti-tippers or phone/drink holders.

      • The size of your caster decides what your chair is good at. Small casters let you move faster, but you’ll struggle more over rough terrain like grass, cobblestone, rocks and cracked roads. Large casters give you a smoother ride over rough terrain but you can’t move as fast.
      • Armrests can be comfortable when you aren’t moving, but they can make it hard to propel. Active wheelchairs usually don’t have these. On a standard chair, swing-away or removable armrests are best. If you do have armrests, make sure you can propel without having to reach out too far, and that you aren’t hitting the armrest with your arm as you move.
      • Anti-tippers are optional on many wheelchairs. They are tiny wheels on the back of the chair that help stop you falling backwards when on steep slopes, or if there’s weight on the back of your chair.
      • Wheelchairs can be equipped with bags or holders for items like your phone and keys, or to hold a drink for you while you move.
      • For some injuries, an extended leg rest may be used to keep your leg straight. This can make turning and fitting in elevators hard, so you’ll need to be aware of your body.
    8. Advertisement

    1. Image titled Use a Wheelchair Step 4

      1

      Before you start moving around, you’ll want to get into your chair. First, make sure your brakes are on by checking the sides of your wheels or pressing the pedal brake. This will ensure that your chair stays still while you get in it.[3]

    2. Image titled Use a Wheelchair Step 5

      2

      If your wheelchair has swing-away footplates, move these to the side. This makes it easier to sit down if you have low mobility or may trip.

    3. Image titled Use a Wheelchair Step 6

      3

      If you are unsteady, use a stable object or transfer rail to support you. If your wheelchair has armrests, these can be used. You are going to lower yourself into a sitting position in the wheelchair, so you will want your back to face the chair. Then, as you can, lower yourself onto the seat.

    4. Image titled Use a Wheelchair Step 7

      4

      If you moved your footplates, you will want to move them back so you can rest your feet on them.

    5. Advertisement

    1. Image titled Use a Wheelchair Step 8

      1

      Once you’re comfortably seated, get ready to start moving! On each wheel of the chair there will be pushrims you use to move. To move forward, grip each pushrim just behind you and push forwards evenly with each hand. Let go and return your hands to the starting position, then repeat.

      • There are different techniques to make propelling easier. A good way to do this is to push forward and, when letting go, move your hands in an arc to return to the starting position. Moving in a smooth circular motion will help you move more easily than just moving your hands back and forth, and will be less tiring.
      • Electric wheelchairs have different types of controls to move you forward. These controls can either be a mini joystick that you push forward; a touchpad upon which you place your fingers then drag them forward, away from you; or a switch, which you flip on to move forward.[4]
      • Remember to tuck your elbows in when you move through doorways and narrow aisles.[5]
    2. Image titled Use a Wheelchair Step 9

      2

      To go backwards, grip the front of the pushrims and pull back towards yourself. Let go and return your hands to the starting position, then repeat.

    3. Image titled Use a Wheelchair Step 10

      3

      Practice at home to get comfortable and confident with the movement of you and your chair. Getting used to the actions will make it easier to move around outside.

      • When you’re on a slope, be cautious. If possible, have a friend, family member or carer ready to catch you if you tip or lose control while you’re getting used to your wheelchair. It can be difficult to control the speed gained going downhill, and it is difficult to push on an uphill slope.
      • Be aware of the people around you when on slopes. Most people won’t realise to get out of the way! If you’re on a downhill slope you will pick up speed very quickly, and may collide with others. Having clear space ahead as you approach an uphill slope will let you pick up speed, making it easier.
    4. Advertisement

    1. Image titled Use a Wheelchair Step 11

      1

      To turn right, pull your right wheel back and push your left wheel forward at the same time.

      • On an electric chair, turn your joystick to the right, drag your fingers to the right on your touchpad, or flip your right switch on.
    2. Image titled Use a Wheelchair Step 12

      2

      To turn left, pull your left wheel back and push your right wheel forward at the same time.

      • On an electric chair, turn your joystick to the left, drag your fingers to the left on your touchpad, or flip your left switch on.
    3. Image titled Use a Wheelchair Step 13

      3

      To move backward and to the right, push your right wheel and pull the left wheel backward.

    4. Image titled Use a Wheelchair Step 14

      4

      To move backward and to the left, push your left wheel and pull the right wheel backward.[6]

    5. Advertisement

    1. Image titled Use a Wheelchair Step 15

      1

      If you are transferring between your wheelchair and your bed, a toilet or a seat, move close to your destination.

    2. Image titled Use a Wheelchair Step 16

      2

      Turn your brakes on. Like when you get into a wheelchair, when you get out you want it to be still. So turn your brake levers back into position to stop your wheels from moving.

    3. Image titled Use a Wheelchair Step 17

      3

      If your wheelchair has swing-away footplates, move these to the side and rest your feet on the floor.

    4. Image titled Use a Wheelchair Step 18

      4

      If you are unsteady, use a stable object or transfer rail to support you. If your wheelchair has armrests, these can be used. When using armrests, put your hands on each armrest and lean forward to push up.[7]

      • If you need assistance with transferring, a friend, family member or carer may be able to help you.
      • If you are able to stand confidently, be sure to not trip over the footplates when exiting your chair.
    5. Advertisement

    1. 1

      If you can, it’s always best to consult a doctor and/or occupational therapist about wheelchair use. Different countries have different ways of organising this, but especially if your disability or injury will need you to use a wheelchair for a longer time having a doctor’s input is important.

      • Wheelchairs are best understood as a mobility replacement more than a mobility aid. If you’re needing it for long term use, you’ll need your doctor to help work on managing your disability or injury.[8]
      • In some countries you can recieve funding assistance from insurance or the government to fund a wheelchair if you go to your doctor.
    2. 2

      Of course it’s best to avoid falling, but it’s a good idea to be prepared just in case. Falls can occur because of obstacles on the ground, too much weight on the back of the chair, collisions, or losing control of the chair.

      • Know the brace position that best suits your body and chair. Typically this is putting your face to your knees and crossing your arms in front of you as you fall. Protecting your head, back and arms when you fall is most important as these are how you get around.
      • Practise righting yourself and your chair at home. This is easier with the help of another person to catch you while you work out your movements and the weight and movement of your chair.
    3. 3

      If you have limited or no sensation in your legs or feet, be careful to avoid collisions, even with small objects. It can be dangerous if you injure your foot or leg because you may not notice until you leave your chair.

    4. 4

      City and town environments can be hazardous. Even places that are “wheelchair accessible” will have obstacles and hazards that make it difficult or risky to move. Stairs aren’t the only problem!

      • Be careful when you come across a new type of ground. Uneven concrete, cobblestones, grass, dirt, tactile paving, rail lines and other obstacles can snag your casters or tip you out.
      • Be aware of footpaths that slant towards the road. You may need to propel with only one arm or propel very slowly to avoid sliding into the street.
      • When crossing the street, be very careful. You’re now below the eye-line of most drivers and they may not see you if they’re not paying attention. If you go out a lot at night, consider bicycle reflectors on your wheels to help protect yourself.
    5. Advertisement

    Video

    Ask a Question

    200 characters left

    Include your email address to get a message when this question is answered.

    Submit

    Advertisement

    • Wheelies can be incredibly risky. Avoid these if you don’t know what you’re doing or don’t have complete confident control over your body and chair. While these can help you make it over small ledges and curbs, they are very risky and can cause serious injury. If you’re going to try them anyway, keep your upper body perpendicular (at a 90 degree angle) to the ground. This will help keep your weight forward.

    Advertisement

    References

    About This Article

    Article SummaryX

    Once you’ve gotten into your wheelchair, adjust the breaks, footpads, and armrests as needed. To move forward, rotate the wheels or push the joystick forward; to move backwards, simply reverse the movements. To turn in a manual wheelchair, hold the wheel on the side that you want to turn still, and then rotate the other wheel. For example, if you want to turn right, keep the right wheel motionless, and turn the left wheel! To learn how to use the brakes to safely stop the wheelchair, read on!

    Did this summary help you?

    Thanks to all authors for creating a page that has been read 88,284 times.

    Did this article help you?

    Памятка по эксплуатации Кресло-коляски

    1. Распаковка.

    Для приведения кресло-коляски в состояние эксплуатационной готовности достаточно выполнить несколько простых ручных операций:

    1. — Если Вы находитесь сбоку от коляски, немного наклоните ее к себе. Надавив ладонью на крестообразную поперечину, разложите ее. Убедитесь в том, что крестообразная поперечина защелкнулась в опоре.
    2. — Вытяните отворот обивки спинки вверх и закрепите его тканевой застежкой на обивке сиденья. Уложите подушку на сиденье.
    3. — Вставьте подножку (при наличии) в узлы крепления. В завершение откиньте вниз опоры для ног.

    2 Транспортировка.

    Откиньте вверх опоры для ног и снимите подушку с сиденья.

    Взявшись за обивку сиденья посередине спереди и сзади, потяните ее вверх – инвалидная коляска сложится.

    В сложенном положении коляски нажатием кнопки закрепите ремень фиксации складной рамы, чтобы не допустить случайного раскладывания коляски.

    При сборке обязательно следите за тем, чтобы фиксатор подножки снова защелкнулся.

    При сборке обязательно следите за тем, чтобы все фиксаторы слышно защелкнулись в соответствующих гнездах. Проверьте функционирование тормозов.

    1. Пересаживание.

    Установите коляску в положение тормоза. Откиньте вверх опоры для ног коляски. Выполните пересаживание в другую коляску. Вновь откиньте вниз опоры для ног коляски. Установите ноги на опоры для ног инвалидной коляски. Затем снимите коляску со стояночных тормозов.

    1. Техническое обслуживание.

    Работоспособность инвалидной коляски и, в особенности, ее тормозов принципиально должна проверяться всякий раз до ее применения.

    При обнаружении неисправностей просьба незамедлительно обратиться в обслуживающий Вас авторизованный специализированный магазин с целью их устранения. Это в первую очередь относится к тем случаям, когда Вы замечаете изменение ходовых качеств коляски или снижение ее устойчивости.

    Обладая определенными навыками, Вы можете сами производить техобслуживание отдельных узлов инвалидной коляски, способствуя их безотказной работе:

    • Между поворотным колесом и его вилкой часто собираются волосы и грязь, что со временем приводит к затруднению хода колес. Снимите поворотные колеса и тщательно очистите вилки и сами колеса неагрессивным бытовым чистящим средством.
    • Если Ваша инвалидная коляска намокла, рекомендуется при первой же возможности вытереть ее насухо.
    • Не используйте инвалидную коляску в морской воде и, по возможности, избегайте попадания песка и грязи в подшипники колес.
    1. Чистка и дезинфекция

    Применяйте для чистки обивки и ремней теплую воду и средство для мытья посуды. Пятна выводите при помощи губки или мягкой щетки. После чистки указанных частей прополощите их и оставьте сушиться.

    Не используйте агрессивные чистящие средства, растворители, жесткие щетки и т.п.

    Не стирать! Не разрешается загружать части в стиральную машину. Для дезинфекции следует пользоваться средствами на водной основе

    Перед дезинфекцией очистите ручки и обивку. Допускается влажная очистка пластмассовых деталей, элементов рамы, ходовой части и колес неагрессивным чистящим средством, после чего их необходимо хорошо высушить.

    Внимание! В случае поломки кресло-коляски, при не надлежащем использовании, ремонт производится за Ваш счет!

    Инвалидная коляска во многом облегчает жизнь человека с травмами ног, позвоночника, а также болезнями, при которых он неспособен к самостоятельному передвижению. Она позволяет гулять, посещать учреждения, передвигаться до нужной точки самостоятельно или с посторонней помощью.

    Однако, необходимо знать и соблюдать правила безопасного использования инвалидной коляски, чтобы минимизировать риски и сохранить целостность и здоровье себя и окружающих. Мы собрали перечень рекомендаций как для самостоятельного передвижения на коляске, так и для сопровождающих.

    Правила для сопровождающих:

    1. Перед каждой поездкой, прежде чем усадить пациента, проверяйте техническую исправность коляски, особенно, если был длительный перерыв в ее использовании.
    2. Сначала нужно проверить подножки, затем усадить человека, и только потом зафиксировать его ноги на подножках.
    3. Перед началом движения убедитесь, что человеку удобно. А также проверьте, чтобы края одежды, пледа, шарфа не попадали в спицы.
    4. Во время движения и остановок не отпускайте ручки коляски, даже если вам кажется, что поверхность ровная и безопасная. Сначала всегда зафиксируйте коляску, а потом отпускайте ручки.
    5. На спусках переверните коляску большими колесами и спинкой вперед и везите с небольшим наклоном.
    6. Предупреждайте вслух своего подопечного о каждом предстоящем действии — въезде на бордюр, повороте, наклоне коляски вперед или назад. Так вы не вступите в диссонанс с его действиями и поможете ему сохранять равновесие.
    7. Выходите из дома с ощутимым запасом времени, не торопитесь, не обгоняйте пешеходов, не срезайте углы. Двигайтесь размеренно.
    8. Тактика заезда на бордюр: наклоните коляску назад, поставьте передние колеса на бордюр, убедитесь, что оба колеса прочно встали, затем поднимайте задние колеса. При спуске — наоборот. Наклоните коляску назад, передние колеса поднимутся, съезжайте  с бордюра задними колесами, потом поставьте передние на место. Вперед кресло не наклоняется вообще.
    9. При входе в двери, проезде через турникеты следите, чтобы локти и колени человека на коляске не ударялись об окружающие предметы.
    10. Спуск с лестницы всегда происходит при участии двух человек. Коляска при этом разворачивается спинкой и большими колесами вперед и немного наклоняется назад.
    11. При подъеме и перемещении коляски правильно группируйтесь: ноги чуть согните в коленях, спину держите прямо.

    Библиотека

    Глава 8. Обучение активному пользованию коляской

    Debes, ergo potes
    (Ты должен значит можешь)

    Данная глава посвящена обучению основным приемам пользования коляской. Овладение этими приемами дает
    возможность самостоятельно преодолевать всевозможные препятствия, включая лестничные марши, бордюры, пересаживаться с коляски в автомобиль, на кровать, в ванную, танцевать, заниматься спортом, выполнять домашнюю работу, словом, дают новый толчок к активной жизни. Пособие служит информационным багажом для самостоятельного изучения, а также поможет организациям, занимающимся реабилитацией людей на колясках, в подготовке и проведении сборов по обучению активному использованию коляски.

    Обучение активному пользованию коляской

    Требования к коляске

    Наиболее полно овладеть всеми приемами пользования коляской позволяют коляски активного типа. Они имеют ряд особенностей, дающих преимущества перед обычными колясками. А именно:
    Возможность регулировки положения осей задних колес позволяет уменьшить нагрузку на передние колеса и обеспечивает высокую маневренность.
    Развал колес в 3-5 градусов является оптимальным для обычных активных колясок и позволяет повысить боковую устойчивость коляски, уменьшить ее увод на дорогах поперечным наклоном, уберечь пальцы рук от травм при проезде в створ дверей.
    Быстросъемные колеса позволяют при их снятии снизить вес коляски приблизительно на пять килограмм и уменьшить ее габариты. Это дает возможность самостоятельно грузить коляску в автомобиль и упрощает ее транспортировку.
    Укороченная база (в основном за счет упрощенной конструкции подножки и уменьшенного расстояния между осями передних и задних колес) позволяет размещаться в обычном пассажирском лифте, осуществлять развороты в ограниченном пространстве.
    Минимальные размеры сиденья позволяют уменьшить общую ширину коляски, что позволяет попадать в узкие двери, проемы лифтов.
    Минимальная высота спинки способствует естественному прогибу позвоночника в поясничном отделе, не препятствует поворотам корпуса вместе с руками. Позволяет полностью отводить назад руки при вращении обручей коляски. Уменьшает габариты коляски.

    Основные параметры и регулировка активной коляски

    Основными параметрами при выборе активной коляски являются:
    Ширина и глубина сиденья, высота спинки (см. главу «Выбор коляски»).
    Наклон сидения назад, кроме того, обеспечивает устойчивость корпуса, препятствует сползанию тела с подушкой для сидения вперед. Оптимальный наклон;- около 6 градусов. Больший наклон улучшает устойчивость, но ухудшает нормальное кровоснабжение ног. Наклоном так же можно регулировать глубину посадки и, значит, добиваться более удобного вращения обручей коляски.
    Наклон спинки сидения позволяет регулировать угол и удобство посадки. Изменять наклон позволяют коляски со складывающейся вперед спинкой. На колясках, складывающихся «ножницами», подобная регулировка, как правило, не предусмотрена.
    Длина подножек (1) (рис. на стр. 132-133) должна позволять бедрам полностью ложиться на подушку для сидения, распределяя равномерно нагрузку от веса тела. Необходимо, чтобы стопы ног полностью соприкасались с подножкой. При спуске по лестнице подножка не должна задевать ступеньки. Поэтому вместе с регулировкой подножек необходимо искать оптимальную толщину подушки для сидения. Увеличивая толщину подушки, можно поднять на ту же величину подножки. Но при этом необходимо помнить, что пальцы опущенных рук должны доставать оси колес.
    Положение осей задних колес (11) (рис. на стр. 132-133) обеспечивает наименьшую нагрузку на передние колеса, тем самым улучшая ход коляски, ее маневренность, позволяет держать баланс (ездить с поднятыми передними колесами). Каждому пользователю необходимо найти такое положение осей задних колес, при котором можно без усилий поднимать передние колеса и в тоже время не опрокидываться назад при малейшем движении тела. Смещение задних колес вперед уменьшает длину коляски, облегчает подъем и спуск по лестнице, вместе с тем несколько усложняет преодоление препятствия типа бордюр, подъем на крутые склоны, пандусы. В конструкциях, где имеется возможность вертикального перемещения осей, изменение положения осей задних колес позволяет также менять наклон сиденья.
    Захватные обручи (9) (рис. на стр. 132-133) могут располагаться на разном расстоянии от обода колес. Большее расстояние позволяет лицам с ослабленными кистями рук вращать обручи за счет просунутого между обручем и ободом
    большого пальца рук. Таким людям рекомендуется иметь обручи с резиновым или пластиковым покрытием, которое имеет большее трение. Для категорий пользователей, не имеющих проблем с работой рук, рекомендуются обручи из металла, не электризующегося от трения и с меньшей теплопроводностью, чтобы руки быстро не охлаждались от контакта с обручами, и с расстоянием, не позволяющим большому пальцу застрять между ободом и обручем (обычно это расстояние около 1,5 см). Обручи могут иметь разный размер. Меньший размер обручей позволяет увеличить скорость движения, поэтому, в основном, используется на спортивных колясках и рекомендуется для езды по дорогам со щебеночным покрытием и в горах. Меньший диаметр обручей необходим так же для исключения проскальзывания колес при наезде на камни. Оптимальное расстояние в таких условиях от обода до поверхности земли — 6 см. Обычное около 3,5-4 см.

    Основные параметры и регулировка активной коляски

    Краткое описание конструкции и назначение типовой активной коляски

    Типовая активная коляска имеет раму (7), складывающуюся «ножницами» или бывает со складывающейся (вперед) спинкой. Рама установлена на два ведущих колеса (6) и два самоориентирующихся (2), см. рисунки.
    Ведущие (задние) колеса крепятся в адаптерах (5), конструкция которых позволяет изменять угол наклона сиденья и положение центра тяжести путем перестановки приемных втулок (10) (рис. на стр. 132-133) ведущих колес в те или иные отверстия.

    Краткое описание конструкции и назначение типовой активной коляски

    Задние колеса являются быстросъемными: для снятия колеса требуется нажать кнопку (11) (рис. на стр. 132-133) на его оси и потянуть колесо на себя, не отпуская кнопку. Установка задних колес производится в обратной последовательности.
    Задние колеса устанавливаются с развалом для улучшения ездовых качеств коляски. Регулировать развал можно, подкладывая шайбы между адаптером и трубой рамы (располагая шайбы на нижних болтах крепления адаптера к раме). При необходимости заузить коляску на пару сантиметров можно переставить адаптеры во внутреннюю часть рамы.

    Меры безопасности

    Перед началом использования кресла-коляски необходимо выбрать надлежащее положение осей задних колес. Это позволит избежать падений и травм! Как уже отмечалось, оси задних колес могут быть установлены различно относительно рамы. Чем больше оси вынесены вперед, тем легче ход за счет снижения нагрузки, приходящейся на передние колеса, и легче встать на баланс на задние колеса для преодоления различных препятствий. Однако непроизвольно опрокинуться назад при этом наиболее вероятно. Оптимальное положение осей задних колес зависит от физических данных конкретного пользователя. По мере совершенствования навыков, оси задних колес могут быть переставлены вперед. Для предотвращения опрокидывания могут быть установлены блокираторы опрокидывания (трубки с колесиками), располагаемые сзади в нижней части рамы коляски. После установки задних колес на кресло-коляску убедитесь, что колесо застраховано от осевых перемещений шариками быстросьемной оси.

    Основные приемы пользования коляской

    Основным элементом активного пользования коляской является умение балансировать на задних колесах. Владение этим приемом позволяет научиться самостоятельно преодолевать лестничные марши, бордюры и другие препятствия. Больший диаметр задних колес, в сравнении с передними, позволяет легко преодолевать на них барьеры, непреодолимые при обычном движении коляски на четырех колесах.

    Езда в положении баланса

    Езда в положении баланса

    Для подъема передних колес (балансирования) необходимо захватить обручи колес, отведя руки назад, и достаточно резко
    прокрутить их вперед, одновременно откинув тело с головой назад. Как только колеса оторвались, нужно зафиксировать положение баланса небольшими движениями обручей. Руки при этом полусогнуты, что позволяет легко скользить ладонями по обручам вперед-назад. При правильно выбранном расположении осей задних колес, при котором они находятся вблизи центра тяжести, удержание коляски на задних колесах не требует никаких усилий.

    Езда в положении баланса

    Еще легче поднимать передние колеса, придав коляске движение назад (захватив обручи впереди вытянутыми руками), и не отпуская обручей, когда руки окажутся отведенными назад, резко прокрутить их обратно (вперед). Передние колеса легко отрываются от поверхности. Наклоном корпуса и головы, вращением обода постарайтесь удержать коляску в этом положении. Не стоит захватывать обручи вместе с колесами — это мешает свободному перемещению рук по обручам и плавности движения рук, делая их более резкими.

    Езда в положении баланса

    Для страховки можете проделывать это, стоя спиной к кровати, которая не даст полностью перевернуться при опрокидывании. Или воспользуйтесь услугами помощника, страхующего вас сзади. Если дома у вас есть перекладина, можете привязать к ней или перекинуть через нее эластичный резиновый бинт или веревку, закрепить ее на ручках или скобе спинки сидения коляски, отрегулировать длину бинта с таким расчетом, что при опрокидывании коляски он не позволит ей полностью перевернуться.
    Старайтесь увеличивать продолжительность стояния на задних колесах. И когда почувствуете себя уверенно, начинайте движение. При этом для начала не слишком разгоняйтесь, вращайте обручи не большими движениями, плавно скользя руками по их поверхности.
    Следующий шаг — повороты. Стоя на задних колесах, возьмите обруч той стороны, в какую вы собираетесь повернуть, чуть дальше от себя, почти вытянутой рукой. Другая рука, наоборот, согнута и берет обруч ближе к спинке. Одновременным вращением обручей начинаем круговое движение, плавно возвращая руки в исходное положение при проходе ими верхнего положения.

    Преодоление бордюров

    Преодоление бордюров

    Как только научитесь уверенно ездить на задних колесах, можете смело приступать к взятию барьеров. Первый из них — атавизм древней архитектуры — бордюрный камень. В странах, где считаются с правами каждого, он заботливо опущен в местах переходов, нам же предстоит позаботиться о своей свободе — научиться преодолевать его на коляске. Не теряя, конечно, надежды изменить отношение архитекторов и строителей к инвалидам в лучшую сторону.

    Пока же несильно разгоняем коляску, перед бордюром поднимаем передние колеса (с таким расчетом, чтобы они его не коснулись и были подняты не очень высоко), и в момент наезда больших колес на бордюр, вращаем обручи с одновременным наклоном тела вперед. Стараемся полностью опустить передние колеса с одновременным выходом задних колес на верхнюю кромку бордюра. (Это особенно необходимо, если за бордюром находится земля, мешающая выходу коляски, дополнительным сопротивлением передних колес.) Обращаю ваше внимание на важность наклона тела вперед при касании бордюра, при котором инерция тела работает на преодоление препятствия. Чем оно выше, тем более необходим энергичный и низкий наклон туловища.

    Преодоление бордюров

    Следует начинать отработку техники на более низких бордюрах, высотой 7-10 см, переходя постепенно к более высоким. Отмечу возможность преодоления бордюров высотой более 20 см, но и нецелесообразность подвергать коляску дополнительным нагрузкам. Ведь при стандартном диаметре колеса около 60 см бордюр высотой более 15 см возможно преодолевать, в основном, за счет большей скорости коляски в момент соприкосновения с бордюром.
    При наличии за бордюром (или одиночной ступенькой) объекта (например, поручень, стойка, труба и т.п.), за который можно ухватиться рукой, его преодоление возможно следующим способом. Для начала поднимаем передние колеса. Подъехав к бордюру вплотную задними колесами, опускаем передние на его верхнюю кромку. Одной рукой хватаемся за объект и подтягиваем себя с коляской, другой — вращаем обод колеса. Таким образом возможно безболезненно преодолевать одиночные ступеньки и бордюры высотой около 25 см, недоступные при обычном способе их преодоления.
    В качестве объекта можно аналогичным способом воспользоваться рукой любого пешехода, пожелавшего протянуть вам руку помощи. Хотя подтолкнуть вас сзади ему будет физически легче. Но многие, не зная специфики поведения коляски, толкают ее сзади, и, как правило, упираются передними колесами коляски в асфальт за бордюром. И тут, не понимая, в чем загвоздка, борются неимоверно, отрывая от земли задние колеса, почти поднимая коляску и пытаясь доставить ее по назначению. А это не так сложно, если одновременно толкать коляску и ногой, упираясь ей в нижнюю часть рамы (смотрите рисунок в разделе «Рекомендации помощникам»).

    Спуск с бордюра

    Спуск с бордюра производится на задних колесах. Подъехав к кромке бордюра на задних колесах, в момент их соскальзывания с него, придерживаем обручи, не позволяя коляске грубо приземлиться. Придерживать обручи нужно настолько, чтобы не давать проскальзывать колесам на кромке бордюра. Это особенно важно в дождливую погоду и на бордюрах (ступеньках), имеющих скользкую или рассыпающуюся кромку. В противном случае существует вероятность опрокидывания назад.
    Такая же техника необходима при спуске с лестниц с наклоном до 20 градусов (например, высотой ступенек 11 см и шириной ступенек 30 см) и с площадкой для колеса, на которой оно может быть зафиксировано. Более высокие ступеньки требуют выверенных движений, особенно при отскоке коляски при приземлении. Поэтому важно, чтобы на высоких крутых ступенях колеса коляски не были сильно накачаны. Это необходимо, чтобы коляска при спуске не разогналась и была возможность фиксировать ее на каждой ступеньке.
    Существует техника спуска с бордюра, при которой коляска разгоняется перед краем бордюра и приземляется на все четыре колеса. Но для этого нужно большее пространство за бордюром, необходимое для торможения разогнавшейся коляски. Коляска при неправильном приземлении подвергается повышенным нагрузкам, и наезд передних колес на препятствие чреват падением седока вперед.

    Спуск и подъем по лестнице

    Спуск и подъем по лестнице

    СПуск по лестнице с перилами. Становимся спиной к лестничному пролету, ближайшей к перилам рукой беремся за них, другой, выпрямленной рукой, держим обруч колеса впереди. Наклоняемся вперед и, оттолкнувшись от перил, приступаем к спуску Руками придерживаем перила и обруч, не давая коляске разогнаться. Фиксируем свое положение на каждой ступеньке и перехватываем в этот момент руки. Руку на перилах подводим к себе, руку на ободе (не отрывая от них) возвращаем вперед. Тело во время всего спуска наклонено к ногам. Руки работают циклично (когда на перилах рука разгибается — рука на ободе сгибается, когда рука на перилах сгибается — рука на ободе разгибается). Существует спуск, при котором обе руки держатся за перила, при этом тело развернуто к перилам. Такой способ рекомендуется лицам с ослабленными кистями рук. При спуске они могут пропускать перила под руками и зажимать их между руками и грудью.

    Спуск и подъем по лестнице

    Если наклон ступенек и их ширина позволяют зафиксировать коляску в положении на задних колесах на ступенях, то можно Спускаться с Лестницы без перил в положении баланса на задних колесах (как с бордюра). Как правило, этот способ используется на открытых наружных лестницах, которые не имеют перил, но более пологи. Этот способ доступен только при уверенных навыках езды в положении баланса. В случае опрокидывания коляски предпочтительным является падение назад, при котором спинка коляски ложится на ступени. Для предотвращения травмы локтей, руки следует убрать вперед, выпрямляя их и не отпуская обода колес. Падение назад ничем не грозит, разве что битой посудой, если ваша сумка за спиной загружена стеклотарой, а вот падение вперед чревато серьезными травмами. Поэтому пользуйтесь данным способом спуска только в случае полной уверенности в ваших силах и возможностях.

    Подъем по лестнице с перилами. Для предотвращения растяжений, перед подъемом следует размять кисти, разогреть мышцы рук и спины.
    Становимся спиной к лестнице. Прижимаем задние колеса к первой ступеньке, располагая ближнее к перилам колесо на расстоянии около 5 см от них. Разворачиваемся лицом к перилам, беремся за них вытянутой назад (ближайшей к ним) рукой.

    Спуск и подъем по лестнице

    Еслипод перилами имеется решетка, можно браться за нее. Это удобней, например, когда перила скользкие. Другой, дальней от перил, рукой беремся за обруч ближнего к ним колеса с таким расчетом, чтобы был ход руки в сторону вращения назад. Встаем на задние колеса и в положении баланса одновременными движениями рук начинаем подъем. Одна рука подтягивается за перила, другая вращает обод колеса в сторону подъема. Не заваливайтесь телом назад, держите его вертикально (чтобы проекция центра тяжести попадала в точку контакта колеса с поверхностью ступеньки)! Так коляска никогда не выскочит из-под вас, и ближнее (вращаемое) колесо не будет проскальзывать при вращении (так как будет загружено вашим весом). На последней ступеньке более энергичным движением рук выведите коляску на лестничную площадку, опуская передние колеса и не теряя связи с перилами и ободом колеса. Если перила заканчиваются вместе с последней перед площадкой ступенькой, то выход на нее требует достаточной физической силы.
    Поэтому те, кому это сложно, могут воспользоваться другим способом подъема на верхнюю ступеньку. На предпоследней ступеньке опускаем передние колеса и наклоняемся вперед. Отталкиваясь от перил с одновременным разворотом корпуса в их сторону, выталкиваем ближнее к перилам колесо на лестничную площадку. Перехватываем руки. Ближайшая к вышедшему на площадку колесу рука берется за него. Другая рука держится за перила. Поднимаем передние колеса, разворачивая коляску, ставим ближнее переднее колесо на площадку. Переносим вес тела на заднее (большое) колесо, стоящее на площадке. Отталкиваясь от перил, заносим оставшиеся колеса на площадку. Вот мы и на высоте!

    Спуск и подъем по лестнице

    Примечание. При подъеме данным способом колеса располагаем на расстоянии около 15 см от перил, чтобы при развороте коляски перед выходом на лестничную площадку подножка коляски не задевала перила. Можно достичь этого, если в процессе подъема даем коляске удалиться (а она имеет тенденцию к этому) от перил с расчетом, что перед последней ступенькой ближнее к перилам колесо будет удалено от них на 15 сантиметров. Способ возможен при ширине лестницы большей, чем длина коляски!

    Спуск с пандусов и наклонных поверхностей

    Спуск осуществляется на задних колесах. Придерживая обручи колес, не даем коляске сильно разогнаться. При длительном и крутом спуске пользуйтесь перчатками.

    Пересаживание в машину и погрузка в нее коляски

    Подъехать к открытой двери машины под углом так (величина в градусах в зависимости от пристрастий, но не более 40), чтобы сиденья коляски и машины были как можно ближе друг к другу. Перекинуть руками ноги на пол машины. Передвинуться на край коляски. Ближайшей к машине рукой опереться на сиденье, дальней схватиться за рантик крыши или за ручку над дверью. Подтянувшись, переместить тело на сиденье. В качестве опоры можно использовать и раму коляски. Тем, кому не удается пересесть таким способом, поможет применение гладкой дощечки, расположенной между сиденьем коляски и машины. В этом случае, скользя по дощечке, перемещаемся на сиденье машины.
    Для погрузки активной коляски наклоняем ее на себя, перекидывая на подножку (если коляска складывается ножницами, предварительно складываем ее). Колеса в этом положении оторваны от земли и легко снимаются. Снимая колеса, прислоняем их к дверце машины. Складываем раму. Плечо во время складывания коляски опирается на косяк дверного проема, тем самым, освобождая руки. Отталкиваясь плечом от косяка и самой коляской от поверхности, наклоняем тело назад (вовнутрь машины) одновременно перемещаем раму коляски на грудь (для удобства предварительно регулируем наклон спинки сиденья машины). После этого, в положении полулежа, переносим раму коляски на сиденье рядом или на сиденье сзади. Заносим оставшиеся колеса, и можно пускаться в путь.

    Пересаживание на коляску с пола

    Пересаживание на коляску с пола

    Подвигаем коляску к спине. Беремся рукой за соответствующую сторону рамы коляски (удобней браться в месте изгиба трубы рамы). Другая рука упирается в поверхность вблизи таза. Иногда удобней упираться сжатой в кулак рукой, так удобней поднять таз на большую высоту. Или отталкивайтесь от предварительно поставленного стула, толстой книги и т.п. Для большего упрощения задачи следует подкладывать под таз подушки или создать другую форму ступеньки, приближающей таз к сиденью. В этом случае обе руки заносятся за спину и держатся за раму вблизи сиденья. Отжимаясь обеими руками, заносим таз на сиденье коляски. Коляску при этом лучше не ставить на тормоз и подтягивать ее под себя. Хотя это и требует определенных усилий, научившись, вы будете лихо, без проволочек заскакивать на своего «скакуна».

    Пересаживание на коляску с пола

    Можно садиться на коляску, расположившись к ней лицом, стоя на коленях. Затягивая тело руками на сиденье, резко развернуться — и вы в седле.

    Подъем с коляской при опрокидовании

    При опрокидывании, а может случаться и такое, выставьте левую (для правшей) руку назад, повернув корпус в ее сторону. Упритесь ею в пол. Правой рукой резко вращайте обруч (можно любой) назад, с одновременным отталкиванием от иола левой рукой. Этот способ требует достаточной силы и сноровки. Но трудность в его овладении в большей степени состоит в психологическом страхе перед любым падением.

    Подъем с коляской при опрокидовании

    Если вы сползли с сиденья или коляска выскользнула из-под вас, дайте ей спокойно опуститься на спинку. И «катапультируйтесь» переворотом через себя, предварительно захватив ноги руками. Тем, кто не оспаривает высказывание «рожденный ползать — летать не может», лучше мирно сползти с коляски и штурмовать ее из привычного положения — сидя на полу.

    Проезд в узкие двери и проемы

    Один из самых простых способов проезда через узкие двери — это пересаживание с коляски на стул, установленный за дверью. Дальнейшие действия: складывание коляски, перенос ее через дверной проем, раскладывание коляски и пересадка на нее со стула. Мы же рассмотрим другой способ, не зависящий от наличия стула и не требующий пересаживания с коляски. Но он дает возможность проехать в дверис проемом, на 6-8 сантиметров меньшим обычной ширины коляски.

    Проезд в узкие двери и проемы

    Итак, подъезжаем к двери, располагая передние колеса в проеме с расчетом, что не будет помех со стороны проема для снятия одного колеса. Беремся одной рукой за косяк двери и наклоняем коляску (подтягиваясь рукой и перенося вес тела на одну сторону до отрыва от поверхности противоположного колеса). Другой рукой снимаем колесо и переносим его вперед за проем двери. Подтягиваясь рукой за косяк двери и отталкиваясь от него другой рукой, перемещаемся вперед на расстояние, дающее возможность надеть снятое колесо. Лучше располагать коляску под острым углом со стороны неснятого колеса к проему. Это позволяет быстрее поставить снятое колесо на место, не выезжая далеко за косяк двери, теряя его опору. Одеваем его — и двери позади. Преодолеть узкий проем гораздо легче с помощником с незначительной помощью с его стороны, суть которой в поддержке коляски со стороны снятого колеса.

    Подьем по лестнице без перил

    Можно подниматься и по лестницам без перил. Но наклон таких лестниц должен в среднем не превышать 15 градусов и площадка для колеса быть более 30 см. Если сказать проще, высота ступенек должна быть не более 10 см, колесо должно свободно размещаться на ступеньке с запасом пространства. Для подъема нужно, прижимая к кромке ступеньки колеса, резким прокручиванием обручей назад, заскочить на ступеньку. Если длина ступеньки позволяет, лучше не прижиматься вплотную к ступеньке, а немного разогнать коляску для заскока на ступеньку. Нужно также в момент прокручивания обручей помогать кратковременным наклоном туловища назад. При заскоке на ступеньку сразу наклонять туловище вперед (возвращая в исходное положение), для удержания баланса.

    Подьем по лестнице без перил

    Данный способ следует использовать только при уверенных навыках владения коляской. Не используете его на мокрых ступенях и ступенях, сделанных из скользких материалов (мрамор, кафель и т.п.) Берегите ваши локти! Как правило, падений не всегда удается избежать и, падая назад, убирайте локти, выпрямляя руки и прижимая их к туловищу.

    Городок

    Для занятий но обучению активному использованию коляски поможет специальный городок. Его приспособления имитируют препятствия и позволяют научиться их преодолевать. Данный городок можно использовать для проведения обучающих сборов и для организации соревнований по фигурному вождению.
    Перечень приспособлений, входящих в состав городка: имитатор бордюра из двух секций, горка, гребенка, качели, лесенка, фишки (кегли).
    Горка — две пары наклонных досок (полозьев) с горизонтальной площадкой (900×900 мм) между ними. С одного бока площадки расположена ступенька высотой 150 мм. Две пары наклонных досок — съемные, крепятся на скобах, уголках или стержнях-гвоздях. Разные длины досок позволяют имитировать спуски с наклоном в 10 и 15 градусов.
    Гребенка — горизонтально лежащая деревянная рама с поперечинами, из брусков 40×40 мм со слегка закругленными верхними краями. Преодолевается на задних колесах.
    Имитатор бордюра делается из двух симметричных имитаторов с таким расчетом, что при их совмещении (один при этом в перевернутом положении), при вставке двух фиксирующих брусков, образует один имитатор в два раза выше.
    Лесенка позволяет научиться удерживать баланс на задних колесах при подъеме и спуске со ступеней. Крутизна ступе- • ней лесенки — 11-14°.
    Качели позволяют довести до совершенства чувство баланса на задних колесах. Для его отработки качели преодолевают на задних колесах как можно медленнее, с расчетом разворота на 180е на середине.

    Городок

    Городок

    * * *

    Теперь уважаемый читатель и ты ознакомлен с основными приемами владения коляской. И в твоих силах начать путь, вершина которого теряется не в высоких горах Кавказа или Гималаев, а лежит глубоко в тебе. Ведь только через преодоление своей духовной и телесной немощи лежит наш общий путь. Успехов и веры тебе в твоем личном пути преодоления!
    Знайте, что только каждодневная практика позволит вам забыть все трудности, сопутствующие первым шагам.

    Верьте: вам это по силам! Пробуйте, учитесь, и вы покорите любые вершины.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Климовичский райисполком руководство
  • Руководство пользователя для альфа авто
  • Скачать мануал для bmw
  • Руководство летного отряда
  • Должностная инструкция машиниста бульдозера 6 разряда