(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 347-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, определяются трудовыми договорами в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких фондов, учреждений, предприятий (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий, в размере, не превышающем размера, который установлен:
для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы, указанного в части второй настоящей статьи, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Условия оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов иных организаций устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.
Среднемесячная зарплата выплачивается руководителю по тем же основаниям, что и обычным работникам. Разбираем, как правильно ее рассчитать и какие нюансы необходимо принять во внимание.
Зачем необходимо рассчитывать среднемесячную заработную плату
Есть несколько ситуаций, когда необходимо рассчитать среднемесячную зарплату:
- работник собрался в отпуск, необходимо сделать соответствующие выплаты;
- компания намерена компенсировать работнику неиспользованные дни отпуска;
- бухгалтер рассчитывает выходное пособие;
- компания оплачивает обучение с отрывом от производства и пр.
Полный список причин, когда бухгалтер считает среднюю з/пл, содержится в ТК РФ.
Расчет средней зарплаты при командировке
Еще одна причина, по которой рассчитывается средняя з/пл — определение предельного соотношения выплат директору и рядовому персоналу. Расскажем об этом в следующем разделе.
Что такое предельное соотношение и зачем оно нужно
Размер финансового вознаграждения рядового сотрудника может значительно отличаться от выплат директорам учреждений. Это закономерно: руководитель и главбух имеют солидный опыт, несут серьезную нагрузку, да и уровень их ответственности несопоставим с ответственностью обычных работников.
Вполне логично, что и доходы будут различаться. Но есть такие ситуации, когда законодательство устанавливает лимит соотношения доходов. Другими словами, з/пл директора учреждения может превышать з/пл обычного сотрудника до установленного законом предела.
Новые правила расчета зарплаты 2019
Закон № 347-ФЗ от 03.07.2016 определил перечень организаций, которые обязаны соблюдать этот самый лимит соотношений.
Важно!
Требование касается государственных учреждений, которые финансируются из бюджетов разного уровня.
Так, для директоров ФГУП и их замов лимит варьирует в пределах от 1 до 8, для руководителей гос. внебюджетных фондов требования иные — от 1 до 10.
Чтобы найти предельную величину, необходимо предварительно рассчитать показатели среднемесячного заработка работников, осуществляющих деятельность на управленческих постах, и остальных работников, на основании чего определяется соотношение зарплат.
Обратите внимание!
Расчет предельного уровня соотношения средней заработной платы необходимо производить по итогам календарного года.
Формула расчета среднего месячного заработка
Существует общепринятый порядок расчета средней з/пл. Подробнее о нем можно узнать, ознакомившись со статьей 139 Трудового кодекса.
Важно!
В любых ситуациях среднюю з/пл определяют, исходя из фактически начисленного сотруднику заработка и времени, которое он фактически отработал за двенадцать календарных месяцев, истекших до периода, в котором бухгалтер рассчитывает среднемесячную зарплату.
Расчет среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей вычисляем по формуле:
Важно!
Бухгалтер должен понимать, что указанный выше расчет осуществляется в отношении каждой единицы управленческого персонала. Если же сотрудник совмещает должности, то в расчет включаются как выплаты по основному месту деятельности, так и доплата за совмещение. В случае же совместительства к расчету принимается только оплата основной деятельности.
При определении размера среднемесячного заработка во внимание принимаются следующие выплаты
Учет премий при расчете средней заработной платы
Как обеспечить конфиденциальность доходов руководителей
В большинстве компаний стараются сохранить в тайне сведения о заработке сотрудников, сумме премиальных администрации и основного персонала, о размере окладов, расчете отпускных или компенсаций.
Разглашение данной информации внутри предприятия ведет к созданию недовольства, конфликтам сотрудников. Так, некоторые организации при трудоустройстве просят подписать документ о неразглашении информации о зарплате коллегам.
Но наиболее остро стоит проблема с сохранением конфиденциальности размера выплат ТОП-менеджменту. Когда расчет зарплаты ведет штатная бухгалтерия, «засекретить» данную информацию не получится, потому что бухгалтер-расчетчик точно будет в курсе. А уже от него информация, чисто по-дружески, может стать доступной кому-то еще. И так далее.
В 1С-WiseAdvice обеспечивается полная сохранность конфиденциальных файлов. Никто из сотрудников компании-клиента не будет знать, сколько зарабатывают руководители.
Подведем итог
Расчет среднемесячной зарплаты руководителя осуществляется по тем же принципам, что и рядовым сотрудникам компании.
В госучреждениях необходимо соблюсти баланс между соотношениями зарплат руководителя и линейного персонала. Контрольные показатели установлены законодательством.
Хотите читать советы налоговых экспертов и главных бухгалтеров?
Подпишитесь на обновления блога
Дата публикации: 15.09.2014 08:08 (архив)
Письмом ФНС России от 20.08.2014 № СА-4-3/16606@ доведена согласованная с Минфином России (письмо Минфина России от 30.07.2014 № 03-03-10/37432) позиция по вопросу порядка учета в целях налогообложения прибыли выплат в виде вознаграждения руководителям государственных унитарных предприятий.
В соответствии со статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пунктом 2 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда отнесены начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.
При этом пунктом 21 статьи 270 НК РФ установлено, что в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).
Особый порядок вознаграждения руководителей государственного предприятия установлен Положением об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.1994 № 210 (далее — Положение).
Согласно пункту 4 указанного Положения, вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, за вычетом средств, направленных на потребление.
Так, если начисление сумм вознаграждения руководителю государственного унитарного предприятия осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения, то следует учитывать нормы пункта 1 статьи 270 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы, в частности, в виде сумм прибыли после налогообложения.
В этой связи если вознаграждение руководителю государственного унитарного предприятия выплачивается за счет прибыли, оставшейся после налогообложения, то подобные выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
В случае если начисление вознаграждения руководителю государственного унитарного предприятия производится на основании трудового договора, а показатель чистой прибыли (по данным бухгалтерского учета) применяется только для определения размера вознаграждения и не является источником таких выплат, то подобные расходы учитываются в целях налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда.
- Главная
- Документы
Когда и как доплачивают за совмещение должностей?
Письмо
Министерства труда и социальной защиты РФ
№14-1/ООГ-6636
от 12.07.2021
02.11.2021
Минтруд России в письме от 12.07.2021 г. № 14-1/ООГ-6636 разъяснил о доплате работнику, исполняющему обязанности руководителя. Замещение руководителя отдела предусмотрено должностной инструкцией работника. При этом должность заместителя руководите…
Полная версия этого комментария доступна
при подписке на платный раздел сайта «Комментарии к документам для бухгалтера»
Получить доступ