Как назывался орган созданный для руководства вооруженными силами

        высший орган военного управления, руководящий работой всех центральных и местных военных органов.

         Служба Г. ш. возникла в 16—17 вв., когда в армиях были учреждены должности Генерал-квартирмейстеров, которые ведали осмотром местности и дорог, передвижением войск, организацией разведки и т. п. Первоначально эти должности замещались только на время войны, с конца 18 в. становятся постоянными. Во Франции с 1792 генерал-квартирмейстерство получило название Главного штаба армии. Особую роль он приобрёл в 1805—14 при Наполеоне, когда во главе Главного штаба был . А. Бертье. В Пруссии с 1785 название «Г. ш.» и «генерал-квартирмейстерский штаб» становятся однозначными. Он представлял особый корпус офицеров, получивших подготовку в дворянской военной академии, учрежденной в 1765 Потсдаме. В Австро-Венгрии наименование Г. ш. вместо генерал-квартирмейстерского штаба, было принято лишь в 70-х гг. 19 в. В Великобритании, в отличие от большинства др. стран, Г. ш. не представлял собой особого корпуса офицеров, а организационно входил в военное министерство.

         В России с начала 18 в. существовали чины Г. ш. и чины квартирмейстерские. До середины 18 в. назв. «Г. ш.» имело собирательное значение: под чинами Г. ш. понимались все офицеры и генералы, находящиеся на службе в штабах, а квартирмейстерские чины входили в квартирмейстерскую часть и исполняли службу Г. ш. В 1701 вводится должность генерал-квартирмейстера, на которую был назначен князь А. Ф. Шаховской; штатами 1711 установлена определённая численность квартирмейстерской части. В 1763 квартирмейстерская часть переименована в Г. ш., подчинённый вице-президенту военной коллегии. В 1796 Г. ш. упраздняется и вместо него учреждается свита его величества по квартирмейстерской части, подчинявшаяся непосредственно царю. В 1810 управляющим квартирмейстерской частью назначается генерал-адъютант П. М. Волконский, который значительно упорядочил и расширил функции службы Г. ш. и организовал центральное управление свиты (канцелярию управляющего квартирмейстерской частью), ставшее в дальнейшем отдельным ведомством. В 1815 был учрежден Главный штаб, подчинявшийся царю. Квартирмейстерская часть вошла состав Главного штаба под названием Управления генерал-квартирмейстерства. В 1821 свита его величества по квартирмейстерской части переименована в Г. ш. В 1832 создана Военная академия для подготовки офицеров Г. ш. (её предшественником было училище колонновожатых, существовавшее в 1815—26). В 1832 Главный штаб упразднён, а управление Г. ш. под названием Департамента Г. ш. вошло в состав военного министерства. Его роль сузилась, он ведал лишь топографическими съёмками и военной статистикой. Основателем подлинного Г. ш., отвечавшего усложнившимся задачам военного управления, явился военный инженер Д. А. Милютин (1861—81). В 1863 создаётся Главное управление Г. ш., вошедшее в состав восстановленного в 1865 Главного штаба. Дальнейшее развитие Г. ш. получил при начальнике Главного штаба генерале Н. Н. Обручеве (1881—97). В 1905 Главное управление Г. ш. стало самостоятельным органом, начальник которого был непосредственно подчинён императору, а с 1908 — военному министру. В1906 образован Морской Г. ш. Накануне 1-й мировой войны 1914—18 Г. ш. состоял из 5 отделов (генерал-квартирмейстера, по устройству и службе войск, мобилизационного, военных сообщений военно-топографического) и 2 комиссий (крепостной и комитета Г. ш.).

         В западно-европейских странах повышение роли Г. ш. началось со 2-й половины 19 в. Рост численности армий, развитие новых средств борьбы, путей сообщения, средств связи, потребность экономической подготовки войны и сложность руководства операциями массовых армий определили решающую роль Г. ш. в планировании и ведении войны. Их структура и задачи, взаимоотношения с др. органами военного управления в различных странах обусловливались политическим, экономическим и военным положением государства. В Пруссии т. н. Большой Г. ш., получивший самостоятельность с 1806, при Х. Мольтке Старшем (1857—88) занял ведущее положение в военном управлении и стал оказывать большое влияние на развитие агрессивной политики Германии (формально Г. ш. и после образования в 1871 Германской империи продолжал называться прусским, но фактически он выполнял функции общегерманского Г. ш.). При А. Шлифене (1891—1906), Х. Мольтке Младшем (1906—14) и П. Гинденбурге (1916—19) он становится основным проводником экономической и политической экспансии германского милитаризма. Находясь в подчинении императора, Г. ш. играл решающую роль в оперативном планировании войны и подготовке к ней германских вооруженных сил. Был ликвидирован в 1919. Такую же роль в этот период играл Г. ш. Австро-Венгрии. Во Франции Г. ш. решал вопросы, относящиеся к подготовке войск, планированию и обеспечению операций. Вопросы ведения войны и её материального обеспечения решало правительство. При Ж. Жоффре (1911) роль французского Г. ш. значительно повысилась, однако он не имел такого влияния в государстве, как германский Г. ш. В Великобритании в начале 20 в. были созданы имперский Г. ш. армии, подчинённый военному министру, морской и полевой штабы. Координация деятельности всех штабов осуществлялась начальником имперского Г. ш., который отчитывался перед Военным советом, а затем перед малым военным кабинетом, состоявшим из гражданских министров.

         Перед 2-й мировой войной 1939—45 дальнейший научно-технический прогресс, появление новых видов вооруженных сил и родов войск, рост численности кадровых вооруженных сил привели к значительному усложнению и росту объёма задач, решаемых Г. ш. Особая роль в государстве принадлежала германскому Г. ш., который стал восстанавливаться с 1920. С 1932 он начал осуществлять тайную программу расширения рейхсвера. К 1938 в Германии сложилась сложная организационная система Г. ш., сохранившаяся и в ходе 2-й мировой войны. Эта система включала штаб верховного командования вооруженными силами (ОКВ), формально входивший в него, но фактически самостоятельный штаб оперативного руководства, Г. ш. сухопутных войск, авиации, штаб руководства морской войной. Каждый из этих органов претендовал на ведущее положение в стратегическом руководстве вооруженными силами, что приводило трениям и противоречивым стратегическим решениям. Основную роль в руководстве вооруженными силами на фронтах играл Г. ш. сухопутных войск (ОКХ), который имел в своём составе следующие управления: оперативное, разведывательное, организационное, боевой подготовки, связи, военно-транспортное, укреплений, военно-научное, снабжения, военной администрации, военно-технического снабжения, автотранспортной и инженерной службы; отделы — юридический, интендантский, медицинский, ветеринарный, подготовки офицеров, картографический и топографический и др., а также отделы генералов-инспекторов родов войск. В мае 1945, согласно решению Потсдамской конференции, германский Г. ш. был распущен и дальнейшая его деятельность запрещена.

         В СССР после Октябрьской революции был создан в мае 1918 Всероссийский главный штаб Всероглавштаб), объединивший функции Г. ш. и ряда других центральных управлений. Органом оперативного руководства 6 сентября 1918 стал штаб Реввоенсовета Республики, а с 8 ноября — Полевой штаб Республики (начальник — Н. И. Раттель, В. Ф. Костяев, М. Д. Бонч-Бруевич, П. П. Лебедев). В феврале 1921 Всероглавштаб был объединён с Полевым штабом Республики и получил название Штаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Развитие советского Г. ш. связано с именем М. В. Фрунзе (начальник Штаба РККА, апрель 1924 — январь 1925), который стремился превратить его в «военно-теоретический штаб пролетарского государства». В дальнейшем начальниками Штаба РККА были: М. Н. Тухачевский (ноябрь 1925 — май 1928), Б. М. Шапошников (май 1928 — апрель 1931), В. К. Триандафиллов (май — июль 1931), А. И. Егоров (июль 1931 — сентябрь 1935). 22 сентября 1935 Штаб РККА был переименован в Г. ш. РККА. Начальниками Г. ш. были: А. И. Егоров (сентябрь 1935 — май 1937), Б. М. Шапошников (май 1937 — август 1940), К. А. Мерецков (август 1940 — январь 1941), Г. К. Жуков (февраль — июль 1941). В 1936 была создана Академия Г. ш., до 1936 функции Академии Г. ш. в значительной мере выполняла Военная академия имени М. В. Фрунзе.

         В годы Великой Отечественной войны 1941—45 Г. ш. являлся основным органом Ставки Верховного Главнокомандования по стратегическому планированию и руководству вооруженными силами на фронтах. Начальниками Г. ш. были: Б. М. Шапошников (август 1941 — май 1942), А. М. Василевский (июнь 1942 — февраль 1945), А. И. Антонов (с февраля 1945).

         В годы 2-й мировой войны 1939—45 в США и Великобритании функции Г. ш. выполняли комитеты начальников штабов. Английский комитет начальников штабов состоял из начальника имперского Г. ш. (председатель), начальников штабов ВВС и ВМС, начальника штаба при министерстве обороны и начальника штаба совместных операций. Примерно таким же был состав комитета начальников штабов в США. Весной 1942 был создан Объединённый комитет начальников штабов американских и английских вооруженных сил, который находился в Вашингтоне, но подчинялся одновременно главам союзных государств.

         После 2-й мировой войны научно-технический прогресс и появление новых средств борьбы — ракетно-ядерного оружия — обусловили дальнейшую централизацию управления вооруженными силами.

         В США и Великобритании коллегиальный принцип работы Г. ш. к началу 70-х гг. сохраняется. В США при Комитете начальников штабов создан рабочий орган — Объединённый штаб, который превращается в полновластный Г. ш. В Великобритании Комитету начальников штабов, входящему в министерство обороны, подчинён штаб обороны, руководящий деятельностью штабов армии, ВВС и ВМС. В ФРГ функции Г. ш. выполняет Главное управление по военным вопросам. Ему подчинены главные штабы сухопутных войск, ВВС и ВМС. При Совете НАТО существует Военный комитет, фактически являющийся Г. ш. Североатлантического блока.

         Сов. Г. ш., как высший орган управления, обеспечивает согласованную деятельность главных штабов видов Вооруженных Сил, штаба тыла, главных и центральных управлений министерства обороны. С марта 1946 именуется Генеральным штабом Вооруженных Сил СССР. Начальниками Г. ш. в послевоенное время были: А. И. Антонов (февраль 1945 — март 1946), А. М. Василевский (март 1946 — ноябрь 1948), С. М. Штеменко (ноябрь 1948 — май 1952), В. Д. Соколовский (май 1952 — апрель 1960), М. В. Захаров (апрель 1960 — март 1963), С. С. Бирюзов (апрель 1963 — октябрь 1964), М. В. Захаров (ноябрь 1964 — сентябрь 1971). С сентября 1971 Г. ш. возглавляет В. Г. Куликов. С марта 1953 начальник Г. ш. одновременно является первым заместителем министра обороны СССР. В СССР и др. социалистических странах Г. ш. входят в состав министерства обороны и подчинены министрам обороны. Для координации деятельности Объединённых Вооруженных Сил государств — участниц Варшавского договора 1955 (См. Варшавский договор 1955) существует Штаб Объединённых Вооруженных Сил этих государств.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 14, с. 47—50; Шапошников Б. М., Мозг армии, кн. 1—3, М. — Л., 1927—29; Штеменко С. М., Генеральный штаб в годы войны, М., 1968; Глиноецкий Н. П., История русского Генерального штаба, т. 1-2, СПБ, 1883-94; Макшеев Ф. А., Русский Генеральный штаб. Состав и служоа его, СПБ, 1894; Столетие военного министерства, 1802—1902, т. 4 — Главный штаб, ч. 1—2, кн. 2, отд. 1, СПБ, 1902—10; Гейсман П. А., Генеральный штаб. Краткий исторический очерк его возникновения и развития, СПБ, 1903; Куль Г., Германский генеральный штаб и его роль в подготовке и ведении мировой войны, пер. с нем., 2 изд., М., 1936; Прусско-германский Генеральный штаб 1640—1965, пер. с нем., М., 1966; Кингстон-Макклори Э. Дж., Руководство войной, пер. с англ., М., 1957; Погью Ф. С., Верховное командование, пер. с англ., М., 1959; Hittle J. D., Military staff. Its history and development, Harrisburg, 1952—3.

М. В. Захаров.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.

Военное управление — комплекс мероприятий предпринимаемых государством по созданию вооружённых сил, их поддержанию на должном уровне, отвечающем требованиям обороноспособности и принятой военной доктрины и непосредственно само руководство вооружёнными силами[1]

Непосредственно само руководство (командование) войсками (силами) внутри вооружённых сил на всех уровнях, называется Управление войск (сил) и не относится к комплексу военного управления[2].

Содержание

Направления военного управленияПравить

Военное управление включает в себя постоянную работу должностных лиц органов государственного управления по следующим направлениям [3][4]:

  • Военное строительство и развитие элементов вооружённых сил государства;
  • Поддержание боевой готовности войск;
  • Поддержание и развитие мобилизационных возможностей государства;
  • Обеспечение войск во всех планах, для полноценного функционирования и выполнения поставленных задач;
  • Распределение финансовых средств в вооружённых силах и контроль за их целевым расходом;
  • Руководство вооружёнными силами при выполнении поставленных задач в мирное и военное время.

Организация военного управления в государствеПравить

Вне зависимости от принадлежности к государству, организация военного управления имеет примерно одинаковую структуру[5].
Глава государства по конституции государства является верховным главнокомандующим, высшим должностным лицом, осуществляющим военное управление.
В конституции государства законодательно закрепляются состав военных учреждений и формирований, которые входят в военную организацию (вооружённые силы) в мирное время, состав ведомств имеющих в подчинении формирования которые передаются вооружённым силам в военное время, а также органы государственного управления задачей которых является руководство над вооружёнными силами на различных уровнях. Данные органы государственной власти, также входящие в состав вооружённых сил именуются органами военного управления.
Правительство осуществляет военное управление через центральные органы военного управления. Глава государства или глава правительства ставят задачи непосредственно руководителям центральных органов военного управления в виде указов или постановлений правительства.
Также государство может участвовать в военном управлении через коллегиальные органы вне вооружённых сил.
К примеру законодательно через комиссии в парламенте которые занимаются вопросами составления военного бюджета, реформирования вооружённых сил и их перевооружения. Подобные комиссии есть в парламентах большинства государств и состоят они в основном из профессиональных военных вышедших в отставку, компетентных в вопросах военного строительства[6].
Также коллегиальным органом осуществляющим военное управление вне вооружённых сил можно считать счётную палату при парламентах, которая осуществляет контроль за целевым расходом средств военного бюджета государства [7].

Организация военного управления в вооружённых силахПравить

Центральные органы военного управленияПравить

Главным центральным органом военного управления является Министерство обороны, возглавляемое министром обороны.
Задачей Министерства обороны является общее управление вооружёнными силами в мирное время. В некоторых государствах применяются иные формулировки как Министерство национальной обороны (Китай, Польша, Канада, Греция и другие).
Вторым по значимости центральным органом военного управления в государстве является Генеральный штаб (сокращённо Генштаб).
Данный орган в некоторых государствах именуется как Объединённый комитет начальников штабов (США) либо Комитет начальников штабов (Казахстан).
По определению Клаузевица, назначение Генштаба состоит в разработке и изложении идеи высших строевых начальников в форме приказаний, со всеми необходимыми для исполнения подробностями; кроме того, Генштаб обязан заботиться о боевой готовности и материальных нуждах войск, для чего, не вмешиваясь в деятельность специальных органов, должен сообщать им необходимые указания, вытекающие из общего хода военных действий; с другой стороны, Генштаб получает от этих органов сведения о степени обеспечения войск предметами довольствия[8].

Управление войсками (силами)Править

Сектор военного управления, определяющий деятельность командиров (начальников), штабов, служб и других органов управления по поддержанию постоянной боевой готовности войск (сил), подготовке к боевым действиям и руководству войсками (силами) по выполнению поставленных задач именуется Управлением войсками (силами).
В данное определение входит[9]:

  • постоянный сбор сведений об обстановке и их анализ;
  • принятие решения на боевые действия (операция, рейд, бой и так далее);
  • доведение задач подчинённым войскам (силам);
  • планирование боевых действий;
  • организация взаимодействия разных формирований;
  • подготовка подчинённых войск (сил) и штабов к боевым действиям и руководство ими в ходе боевых действий;
  • организация контроля и помощи подчинённым войскам.

Управление войсками выполняется командирами (командующими) лично и через штаб, а также через заместителей, начальников родов войск и специальных войск, начальников служб в соответствии с полученными актами военного управления (см.ниже) от выше стоящего начальства.

Разделение управления по видам вооружённых сил и родам войскПравить

Непосредственно в системе Министерства обороны военное управление вооружёнными силами разделяется по видам вооружённых сил (Военно-морской флот, Военно-воздушные силы, Сухопутные войска) и родам войск (танковые войска, артиллерия, инженерные войска, войска связи, морская пехота и т.д.)[3].
Организационно это представлено управлением в составе министерства, руководящим определённым видом или родом войск.
К примеру:

  • Главное военно-медицинское управление Министерства обороны Российской Федерации (ГВМУ Минобороны России);
  • Главное управление железнодорожных войск ВС СССР;
  • Главное управление Военно-морскими силами Министерства обороны США;
  • Главное управление войск специального назначения Министерства обороны США.

Разделение управления по видам обеспечения и контроляПравить

В зависимости от разновидности боевого и тылового обеспечения войск в системе Министерства обороны существуют специальные службы, решающие задачи обеспечения и выполняющие контроль над их осуществлением.

Данные службы (управления) существуют в формированиях вооружённых сил всех уровней, начиная с управления воинской части/соединения и выше.
Примерами таких служб являются:

  • Медицинская служба Вооружённых сил Великобритании
  • Топографическая служба Вооружённых сил Российской Федерации
  • Управление военной разведки Израиля

Некоторые органы военного управления (службы) решают вопрос исключительно контроля войск и вооружённых сил на определённом направлении.
Такими контролирующими органами военного управления к примеру являются:

  • Военная комендатура в ВС России;
  • Военная служба правопорядка Вооружённых сил Украины;
  • Военная контрразведка Франции;
  • Главное политическое управление Войска Польского
  • Особый отдел в ВС СССР.

Разделение управления по географическим регионамПравить

Военное управление также разделяется по территориальному признаку: в вооружённых силах вводится разделение формирований и военных учреждений по географическим регионам, в которых они находятся[3].
В зависимости от принадлежности к государству вводится система военных округов (Россия, Бразилия, Китай, Япония и так далее), в которой воинские формирования расположенные на территории близлежащих субъектов (область, штат, провинция, автономия) государства в определённом географическом регионе сведены под общее командование. В некоторых государствах также могут именоваться региональными командованиями (Казахстан).
В США органы военного управления представлены оперативными управлениями на определённом театре военных действий. К примеру:

  • Оперативное Управление Сухопутных Войск США на Африканском ТВД
  • Оперативное Управление Сухопутных Войск США на Арктическом ТВД

Управление формированиями военно-морского флота у таких крупных держав как Россия и США также разделяется по акваториям океанов в которых они базируются. Существуют основные оперативно-стратегические объединения флота, действующие на постоянной основе, как, например:

  • Тихоокеанский флот России
  • Тихоокеанский флот ВМС США

Также имеются оперативные объединения, формируемые при необходимости на определённый период времени в заданном регионе планеты. Военнослужащие и техника командируются с основных сил флота и служат на ротационной основе[источник не указан 323 дня]. Как пример:

  • Пятый флот — объединение ВМС США, действующее в западной части Индийского океана и Персидского залива.
  • Средиземноморская эскадра ВМФ РФ — в настоящее время это единственная оперативная эскадра в ВМФ РФ.

Организация местного военного управленияПравить

Мобилизационные органы военного управленияПравить

Поддержание мобилизационных возможностей государства требует создания органов местного военного управления.
Заключается оно в создании системы государственных учреждений ведущих учёт мобилизационных резервов в регионах.
В России к примеру подобной системой является институт военных комиссариатов (сокращённое обиходное название — военкомат).
В некоторых государствах бывшего СССР приняты иные названия для данных учреждений ведущих аналогичную деятельность. К примеру в Казахстане они именуются Департамент по делам обороны (для области) или Управление по делам обороны (для района).
Основными функциями военных комиссариатов является ведение воинского учёта населения и технических средств привлекаемых в военное время в вооружённые силы, а также организация переподготовки военнослужащих запаса[3][10].

Органы военного управления по сохранению правопорядкаПравить

Следующей структурой местного военного управления являются органы по сохранению правопорядка в среде военнослужащих.
На данном этапе в большинстве государств данную функцию выполняет военная полиция, находящаяся в подчинении начальников гарнизонов.

В более широком понимании, кроме задач по сохранению правопорядка среди военнослужащих к данной структуре местного военного управления также относится организация гарнизонной и комендантской службы, перед которыми стоит задача координации действий с правоохранительными органами вне вооружённых сил и органами местного самоуправления при возникновении чрезвычайных ситуаций, при переходе государства от мирного к военному времени, при организации проводки военных колонн и т.д..[3].

Акты военного управленияПравить

ОпределениеПравить

Военное управление проявляется в актах. Акт военного управления представляет собой государственно-властное повеление на основе законодательства принятого в государстве, в пределах компетенции органов военного управления, направленное на регулирование отношений в процессе организации военного управления, жизни, быта и деятельности войск.
Актам военного управления присущи следующие черты[3]:

  • Подзаконность — соответствие акта законодательству государства и иным актам органов военного управления;
  • Правовой характер — юридическая ответственность за выполнение актов;
  • Авторитарность — обязательность исполнения акта лицами и органами, на которых он распространяется, независимо от того находятся ли эти лица в подчинении органа издавшего данный акт или нет;
  • Императивность — обязательность исполнения акта, независимо от согласия исполнителей.

Разновидности актов военного управленияПравить

Различаются следующие акты военного управления[3]:

  • Приказ — документ, представляющий собой письменное повеление органа военного управления;
  • Директива — распорядительный документ, перечисляющий указания по подготовке и ведению боевых действий, вопросам боевой готовности, всестороннего обеспечения войск (сил), боевой и оперативной подготовке, обучению, воспитанию, штатной организации и другим вопросам жизни и деятельности войск (сил). Директива применяется главным образом в системе руководства войсками, стратегическими и оперативно-стратегическими объединениями.
  • Наставление — свод правил деятельности или правила обращения с оружием, боевой техникой и их применения.
  • Положение — акт, определяющий какую-либо конкретную область военно-служебных отношений или устанавливающий структуру и правовое положение того или иного органа.
  • Инструкция — акт, регламентирующий правила деятельности того или иного органа, воинского должностного лица, военнослужащего.
  • Постановление — правовой акт, содержащий решение коллегиального органа или должностного лица.
  • Предписание — письменное распоряжение в котором начальник (командир) предписывает подчинённому указания где перечисляются поставленные задачи и сроки их выполнения.
  • Указание — документ определяющий организацию исполнения приказов (директив) и других актов вышестоящих органов.
  • Приказание — акт, издаваемый начальником штаба от имени командира воинской части, в котором до подчиненных доводятся задачи по отдельным вопросам.

См. такжеПравить

  • Вооружённые силы
  • Генеральный штаб
  • Единоначалие
  • Боевая задача
  • Боевой приказ

СсылкиПравить

  • «Система военного управления». Махмут Гареев. Военно-промышленный курьер. № 3(20) 28.01.2004
  • «Курс государственной науки». Глава VII « Военное управление». Чичерин Б. Н. Тома I-III. Москва, типография товарищества И.Н.Кушнерев и Ко, 1894 г.

ПримечанияПравить

  1. «Курс государственной науки». Глава VII «Военное управление». Чичерин Б. Н. Тома I-III. Москва, типография товарищества И.Н.Кушнерев и Ко, 1894 г.
  2. Коллектив авторов. статья «Управление войск (сил)» // Военная энциклопедия в 8-ми томах / Под ред. Иванов С. Б.. — М.: Воениздат, 2004. — Т. 8. — С. 191—192. — 543 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-203-01875-8.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 «Правоведение». Учебное пособие для не-юридических военных ВУЗов. Г.В.Зибров, В.А.Зайцев, В.И.Иванов, И.Ю.Устинов. ВАИУ. Воронеж. 2008 год. 266 с.
  4. Центральное военное управление. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. т. XXXVIII, с. 28—32
  5. Система военного управления. Генерал армии Махмут Гареев
  6. Комитет Государственной Думы по обороне Архивная копия от 6 октября 2015 на Wayback Machine
  7. Счетная палата США отчиталась о расходах на F-35
  8. Генеральный штаб. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. т. VIII, с. 326—328
  9. Военный энциклопедический словарь (ВЭС),М.,ВИ,1984 г., страница 766
  10. Президент Российской Федерации В.ПУТИН. Положение о военных комиссариатах (7 декабря 2012 года).

Похожие вопросы:


Вопрос: Высший орган руководства вооруженными силами во время войны
Ответ: ставка

Вопрос: Высший орган командования вооруженными силами
Ответ: ставка

Вопрос: Осуществление многими лицами руководства без четкого разграничения обязанностей; отсутствие единого руководства (в отличие от единоначалия)
Ответ: многоначалие

Вопрос: Занятие вооруженными силами территории противника?
Ответ: оккупация

Вопрос: Командующий вооруженными силами государства или группы государств на одном театре военных действий или стратегическом направлении; командующий отдельными видами вооруженных сил
Ответ: главнокомандующий

Буквы:

1

2

3

4

5

6

        высший орган военного управления, руководящий работой всех центральных и местных военных органов.

         Служба Г. ш. возникла в 16—17 вв., когда в армиях были учреждены должности Генерал-квартирмейстеров, которые ведали осмотром местности и дорог, передвижением войск, организацией разведки и т. п. Первоначально эти должности замещались только на время войны, с конца 18 в. становятся постоянными. Во Франции с 1792 генерал-квартирмейстерство получило название Главного штаба армии. Особую роль он приобрёл в 1805—14 при Наполеоне, когда во главе Главного штаба был . А. Бертье. В Пруссии с 1785 название «Г. ш.» и «генерал-квартирмейстерский штаб» становятся однозначными. Он представлял особый корпус офицеров, получивших подготовку в дворянской военной академии, учрежденной в 1765 Потсдаме. В Австро-Венгрии наименование Г. ш. вместо генерал-квартирмейстерского штаба, было принято лишь в 70-х гг. 19 в. В Великобритании, в отличие от большинства др. стран, Г. ш. не представлял собой особого корпуса офицеров, а организационно входил в военное министерство.

         В России с начала 18 в. существовали чины Г. ш. и чины квартирмейстерские. До середины 18 в. назв. «Г. ш.» имело собирательное значение: под чинами Г. ш. понимались все офицеры и генералы, находящиеся на службе в штабах, а квартирмейстерские чины входили в квартирмейстерскую часть и исполняли службу Г. ш. В 1701 вводится должность генерал-квартирмейстера, на которую был назначен князь А. Ф. Шаховской; штатами 1711 установлена определённая численность квартирмейстерской части. В 1763 квартирмейстерская часть переименована в Г. ш., подчинённый вице-президенту военной коллегии. В 1796 Г. ш. упраздняется и вместо него учреждается свита его величества по квартирмейстерской части, подчинявшаяся непосредственно царю. В 1810 управляющим квартирмейстерской частью назначается генерал-адъютант П. М. Волконский, который значительно упорядочил и расширил функции службы Г. ш. и организовал центральное управление свиты (канцелярию управляющего квартирмейстерской частью), ставшее в дальнейшем отдельным ведомством. В 1815 был учрежден Главный штаб, подчинявшийся царю. Квартирмейстерская часть вошла состав Главного штаба под названием Управления генерал-квартирмейстерства. В 1821 свита его величества по квартирмейстерской части переименована в Г. ш. В 1832 создана Военная академия для подготовки офицеров Г. ш. (её предшественником было училище колонновожатых, существовавшее в 1815—26). В 1832 Главный штаб упразднён, а управление Г. ш. под названием Департамента Г. ш. вошло в состав военного министерства. Его роль сузилась, он ведал лишь топографическими съёмками и военной статистикой. Основателем подлинного Г. ш., отвечавшего усложнившимся задачам военного управления, явился военный инженер Д. А. Милютин (1861—81). В 1863 создаётся Главное управление Г. ш., вошедшее в состав восстановленного в 1865 Главного штаба. Дальнейшее развитие Г. ш. получил при начальнике Главного штаба генерале Н. Н. Обручеве (1881—97). В 1905 Главное управление Г. ш. стало самостоятельным органом, начальник которого был непосредственно подчинён императору, а с 1908 — военному министру. В1906 образован Морской Г. ш. Накануне 1-й мировой войны 1914—18 Г. ш. состоял из 5 отделов (генерал-квартирмейстера, по устройству и службе войск, мобилизационного, военных сообщений военно-топографического) и 2 комиссий (крепостной и комитета Г. ш.).

         В западно-европейских странах повышение роли Г. ш. началось со 2-й половины 19 в. Рост численности армий, развитие новых средств борьбы, путей сообщения, средств связи, потребность экономической подготовки войны и сложность руководства операциями массовых армий определили решающую роль Г. ш. в планировании и ведении войны. Их структура и задачи, взаимоотношения с др. органами военного управления в различных странах обусловливались политическим, экономическим и военным положением государства. В Пруссии т. н. Большой Г. ш., получивший самостоятельность с 1806, при Х. Мольтке Старшем (1857—88) занял ведущее положение в военном управлении и стал оказывать большое влияние на развитие агрессивной политики Германии (формально Г. ш. и после образования в 1871 Германской империи продолжал называться прусским, но фактически он выполнял функции общегерманского Г. ш.). При А. Шлифене (1891—1906), Х. Мольтке Младшем (1906—14) и П. Гинденбурге (1916—19) он становится основным проводником экономической и политической экспансии германского милитаризма. Находясь в подчинении императора, Г. ш. играл решающую роль в оперативном планировании войны и подготовке к ней германских вооруженных сил. Был ликвидирован в 1919. Такую же роль в этот период играл Г. ш. Австро-Венгрии. Во Франции Г. ш. решал вопросы, относящиеся к подготовке войск, планированию и обеспечению операций. Вопросы ведения войны и её материального обеспечения решало правительство. При Ж. Жоффре (1911) роль французского Г. ш. значительно повысилась, однако он не имел такого влияния в государстве, как германский Г. ш. В Великобритании в начале 20 в. были созданы имперский Г. ш. армии, подчинённый военному министру, морской и полевой штабы. Координация деятельности всех штабов осуществлялась начальником имперского Г. ш., который отчитывался перед Военным советом, а затем перед малым военным кабинетом, состоявшим из гражданских министров.

         Перед 2-й мировой войной 1939—45 дальнейший научно-технический прогресс, появление новых видов вооруженных сил и родов войск, рост численности кадровых вооруженных сил привели к значительному усложнению и росту объёма задач, решаемых Г. ш. Особая роль в государстве принадлежала германскому Г. ш., который стал восстанавливаться с 1920. С 1932 он начал осуществлять тайную программу расширения рейхсвера. К 1938 в Германии сложилась сложная организационная система Г. ш., сохранившаяся и в ходе 2-й мировой войны. Эта система включала штаб верховного командования вооруженными силами (ОКВ), формально входивший в него, но фактически самостоятельный штаб оперативного руководства, Г. ш. сухопутных войск, авиации, штаб руководства морской войной. Каждый из этих органов претендовал на ведущее положение в стратегическом руководстве вооруженными силами, что приводило трениям и противоречивым стратегическим решениям. Основную роль в руководстве вооруженными силами на фронтах играл Г. ш. сухопутных войск (ОКХ), который имел в своём составе следующие управления: оперативное, разведывательное, организационное, боевой подготовки, связи, военно-транспортное, укреплений, военно-научное, снабжения, военной администрации, военно-технического снабжения, автотранспортной и инженерной службы; отделы — юридический, интендантский, медицинский, ветеринарный, подготовки офицеров, картографический и топографический и др., а также отделы генералов-инспекторов родов войск. В мае 1945, согласно решению Потсдамской конференции, германский Г. ш. был распущен и дальнейшая его деятельность запрещена.

         В СССР после Октябрьской революции был создан в мае 1918 Всероссийский главный штаб Всероглавштаб), объединивший функции Г. ш. и ряда других центральных управлений. Органом оперативного руководства 6 сентября 1918 стал штаб Реввоенсовета Республики, а с 8 ноября — Полевой штаб Республики (начальник — Н. И. Раттель, В. Ф. Костяев, М. Д. Бонч-Бруевич, П. П. Лебедев). В феврале 1921 Всероглавштаб был объединён с Полевым штабом Республики и получил название Штаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Развитие советского Г. ш. связано с именем М. В. Фрунзе (начальник Штаба РККА, апрель 1924 — январь 1925), который стремился превратить его в «военно-теоретический штаб пролетарского государства». В дальнейшем начальниками Штаба РККА были: М. Н. Тухачевский (ноябрь 1925 — май 1928), Б. М. Шапошников (май 1928 — апрель 1931), В. К. Триандафиллов (май — июль 1931), А. И. Егоров (июль 1931 — сентябрь 1935). 22 сентября 1935 Штаб РККА был переименован в Г. ш. РККА. Начальниками Г. ш. были: А. И. Егоров (сентябрь 1935 — май 1937), Б. М. Шапошников (май 1937 — август 1940), К. А. Мерецков (август 1940 — январь 1941), Г. К. Жуков (февраль — июль 1941). В 1936 была создана Академия Г. ш., до 1936 функции Академии Г. ш. в значительной мере выполняла Военная академия имени М. В. Фрунзе.

         В годы Великой Отечественной войны 1941—45 Г. ш. являлся основным органом Ставки Верховного Главнокомандования по стратегическому планированию и руководству вооруженными силами на фронтах. Начальниками Г. ш. были: Б. М. Шапошников (август 1941 — май 1942), А. М. Василевский (июнь 1942 — февраль 1945), А. И. Антонов (с февраля 1945).

         В годы 2-й мировой войны 1939—45 в США и Великобритании функции Г. ш. выполняли комитеты начальников штабов. Английский комитет начальников штабов состоял из начальника имперского Г. ш. (председатель), начальников штабов ВВС и ВМС, начальника штаба при министерстве обороны и начальника штаба совместных операций. Примерно таким же был состав комитета начальников штабов в США. Весной 1942 был создан Объединённый комитет начальников штабов американских и английских вооруженных сил, который находился в Вашингтоне, но подчинялся одновременно главам союзных государств.

         После 2-й мировой войны научно-технический прогресс и появление новых средств борьбы — ракетно-ядерного оружия — обусловили дальнейшую централизацию управления вооруженными силами.

         В США и Великобритании коллегиальный принцип работы Г. ш. к началу 70-х гг. сохраняется. В США при Комитете начальников штабов создан рабочий орган — Объединённый штаб, который превращается в полновластный Г. ш. В Великобритании Комитету начальников штабов, входящему в министерство обороны, подчинён штаб обороны, руководящий деятельностью штабов армии, ВВС и ВМС. В ФРГ функции Г. ш. выполняет Главное управление по военным вопросам. Ему подчинены главные штабы сухопутных войск, ВВС и ВМС. При Совете НАТО существует Военный комитет, фактически являющийся Г. ш. Североатлантического блока.

         Сов. Г. ш., как высший орган управления, обеспечивает согласованную деятельность главных штабов видов Вооруженных Сил, штаба тыла, главных и центральных управлений министерства обороны. С марта 1946 именуется Генеральным штабом Вооруженных Сил СССР. Начальниками Г. ш. в послевоенное время были: А. И. Антонов (февраль 1945 — март 1946), А. М. Василевский (март 1946 — ноябрь 1948), С. М. Штеменко (ноябрь 1948 — май 1952), В. Д. Соколовский (май 1952 — апрель 1960), М. В. Захаров (апрель 1960 — март 1963), С. С. Бирюзов (апрель 1963 — октябрь 1964), М. В. Захаров (ноябрь 1964 — сентябрь 1971). С сентября 1971 Г. ш. возглавляет В. Г. Куликов. С марта 1953 начальник Г. ш. одновременно является первым заместителем министра обороны СССР. В СССР и др. социалистических странах Г. ш. входят в состав министерства обороны и подчинены министрам обороны. Для координации деятельности Объединённых Вооруженных Сил государств — участниц Варшавского договора 1955 (См. Варшавский договор 1955) существует Штаб Объединённых Вооруженных Сил этих государств.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 14, с. 47—50; Шапошников Б. М., Мозг армии, кн. 1—3, М. — Л., 1927—29; Штеменко С. М., Генеральный штаб в годы войны, М., 1968; Глиноецкий Н. П., История русского Генерального штаба, т. 1-2, СПБ, 1883-94; Макшеев Ф. А., Русский Генеральный штаб. Состав и служоа его, СПБ, 1894; Столетие военного министерства, 1802—1902, т. 4 — Главный штаб, ч. 1—2, кн. 2, отд. 1, СПБ, 1902—10; Гейсман П. А., Генеральный штаб. Краткий исторический очерк его возникновения и развития, СПБ, 1903; Куль Г., Германский генеральный штаб и его роль в подготовке и ведении мировой войны, пер. с нем., 2 изд., М., 1936; Прусско-германский Генеральный штаб 1640—1965, пер. с нем., М., 1966; Кингстон-Макклори Э. Дж., Руководство войной, пер. с англ., М., 1957; Погью Ф. С., Верховное командование, пер. с англ., М., 1959; Hittle J. D., Military staff. Its history and development, Harrisburg, 1952—3.

М. В. Захаров.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.

23 июня 1941 года была создана Ставка Главного командования. Этот орган был создан для стратегического руководства всеми вооруженными силами в годы войны.

Все силы народа – на разгром врага

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Закончилось время провокаций, которое при попустительстве и подстрекательстве западных держав переросло в грубое нарушение элементарных норм международного права. Германия встала на путь грабительских захватов и чудовищных зверств в оккупированных странах. Вся западная территории СССР стала полигоном для выполнения захватнического плана «Барбаросса». Масштабы военных действий  превысили все предполагаемые расчеты и потребовали от руководства страны быстрых и уверенных действий. На правительство сразу и без всякой очередности свалились сложнейшие задачи – от приостановки наступления немецких войск, всеобщей мобилизации, эвакуации на восток промышленных (в первую очередь оборонных) предприятий, населения и до организации производства вооружения. Все это требовало кардинальных изменений во всей системе политического, государственного и военного руководства. В существующей конституции не были предусмотрены элементы управления в военное время. На первом этапе все общее руководство осуществлялось ВКП(б), а вернее, ЦК во главе с И. В. Сталиным. Уже на следующий день, то есть 23 июня, Совет народных комиссаров утвердил новый орган власти в военное время – Ставку Главного командования. Ее возглавлял нарком обороны Тимошенко, но вскоре ее председателем стал сам Сталин. Ставка стала эффективным органом управления и просуществовала до осени 1945 года.

Члены ставки ВГК

Почему Ставка?

Мы немного отвлечемся от событий 1941 года и расскажем, откуда возникло это слово. В древности ставкой назывался походный шатер, где размещался полководец. Ставки были и в армиях других стран, и у ханов Золотой Орды. В Ордынскую ставку приезжали русские князья, где получали ярлык на княжение. Со временем значение «ставки» изменилось. В годы Первой мировой войны это был орган полевого управления войсками и место нахождения императора, который еще и возглавлял армию. Кстати, еще весной 1941 года, во время стратегических командно-штабных учений, Наркомат обороны поднимал вопрос о создании Ставки Главного командования. Но чего-то конкретного добиться не удалось, и вопрос о Ставке остался открытым. Война внесла свои коррективы, и новый орган появился на следующий день после нападения на страну и стал осуществлять руководство вооруженными силами. В первом составе Ставки были маршал Тимошенко, начальник Генштаба Жуков, председатель Совнаркома Сталин, его заместитель Молотов, Буденный и нарком ВМФ Кузнецов. Когда Сталин стал во главе Ставки, он был еще и председателем Государственного комитета обороны. Была создана и группа советников по различным вопросам, но очень скоро все они получили новые назначения, и эта группа не восстанавливалась.

Состав СВГК

Ставка все годы работала в Москве. Вы все знаете, какое сложное положение сложилось в Москве к осени 41 года. Из Москвы были эвакуированы многие государственные учреждения, иностранные посольства. Ставка все время оставалась в Москве, правда, менялись места базирования. Первоначально все ее заседания проводились в Кремле, но из-за угрозы авианалетов, Ставка переехала в район Кировских ворот. Рядом находились и все вспомогательные службы.

Организаторы Победы

Ставка обладала всей полнотой власти. Все гражданские, партийные и советские организации должны были выполнять ее распоряжения. Контроль над выполнением распоряжений Ставки осуществляли ее представители. 8 августа 1941 года И. Сталин был назначен Верховным Главнокомандующим, и Ставка была переименована в Ставку Верховного Главнокомандования (СВГК).

Члены Ставки за работой

Ставка действительно стала главным организатором Победы. Она возглавляла общее стратегическое руководство всей Красной Армией, Военно-морским флотом, пограничниками, внутренними войсками и партизанами. Она оценивала военно-политическую и военно-стратегическую обстановку, и она же принимала оперативные решения по взаимодействию и координации действий всех войсковых подразделений – от фронтов до партизанских отрядов. Ставка занималась подготовкой резервов и материально-техническим обеспечением Армии. Ставке подчинялись вооруженные силы, и она утверждала планы операций, обеспечивала их силами и резервами.

Особняк на Мясницкой, одно из посещений ставки

Практически все важные решения принимались после обсуждения в СВГК. Приглашались и командующие фронтами, и крупные государственные деятели, и члены Политбюро. Представители Ставки и сами часто выезжали на места сражений, чтобы оказать помощь в руководстве той или иной операцией. С 1942 года вводится новый институт стратегического управления – представители СГВК с широким кругом полномочий. Принято считать, что именно с этого времени работа Ставки наиболее эффективна.

Члены Ставки за работой

В октябре 1945 года завершаются боевые действия Второй мировой войны, и Ставка Верховного Главнокомандования упраздняется.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Блогир 3 5мг инструкция по применению таблетки
  • Central door locking system cl104n 023 инструкция на русском
  • Встреч президента с руководством федерального собрания
  • Руководство казначейства республики дагестан официальный сайт
  • Как создать госуслуги личный кабинет на телефоне бесплатно пошаговая инструкция