Как называется руководство для уложенной комиссии

Уложенная комиссия 1767-1768 годов

Содержание:

  • Цель созыва Уложенной комиссии 1767-1768 годов
  • Состав комиссии
  • Суть деятельности Уложенной комиссии
  • Структура и история написания «Наказа» Екатерины II
  • Причины роспуска уложенной комиссии
  • Результат деятельности

Цель созыва Уложенной комиссии 1767-1768 годов

Уложенная комиссия — это выборный орган, созданный в 1767 г., целью которого являлась систематизация законодательства страны.

В 1649 году в период правления Алексея «Тишайшего» принимается Соборное уложение, представляющее собой свод законодательства государства. Он действовал до 1832 года. Так, одной из задач Уложенной комиссии, созванной Екатериной II, являлась систематизация правовых актов во избежание путаницы и принятие нового Соборного уложения.

Кроме того, с помощью Уложенной комиссии Екатерина II хотела провести отдельные частные реформы, чтобы доказать цивилизованному миру, что она является просвещенным правителем своего государства. Уложенная комиссия придавала российскому абсолютизму черты сословно-представительной монархии.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Состав комиссии

Императрица хотела, чтобы комиссию представляли все сословия, и даже издала соответствующий указ. Ей это было необходимо для выяснения настроений, царящих у на всех уровнях общества — от дворян до простых горожан. Примечательно, что даже государственные крестьяне получили допуск в комиссию с предоставлением права оставлять свои предложения. При этом крепостные крестьяне оставались не у дел, несмотря на то, что данный пласт являлся самым многочисленным среди населения страны.

Больше всего в Уложенной комиссии набралось горожан, среди которых было немало дворян, как и среди чиновничьего состава. То есть фактически дворянство составляло значительную часть выборного органа.

Одним из принципов деятельности комиссии выступала выборность депутатов, которая осуществлялась следующим образом:

  • у дворян — 1 депутат от уезда;
  • у крестьян — 1 депутат от провинции;
  • у горожан — 1 депутат от города.

Всего в составе Уложенной комиссии находилось 564 человека, больше половины из которых представляло правящее сословие.

Суть деятельности Уложенной комиссии

Так, 31 июня 1767 г. произошло открытие Уложенной комиссии, на котором началось обсуждение наказов Екатерины II. Однако все дискуссии свелись к обсуждению титула императрицы и его обновлению. Так продолжалось порядка 8 заседаний.

Спустя год Уложенная комиссия собиралась 5 дней в неделю, где зачитывался и обсуждался «Наказ» — специально изданный документ, который должен был служить опорой для принятия новых законов.

Однако в итоге за весь год существования и деятельности Уложенной комиссии не было принято ни одного важного решения и не внесено никаких существенных предложений.

С середины 1768 г. комиссия собирается уже 4 раза в неделю, а затем и всего лишь 2 раза. В декабре 1768 г. Екатерина II распускает орган.

К последствиям Уложенной комиссии следует отнести следующие важные моменты:

  1. Выбран титул для императрицы Екатерины II — Великая.
  2. Были выяснены основные разногласия между крестьянами и привилегированным сословием.
  3. Отсутствие Нового Уложения, которое так и не было принято.

Самым негативным моментом неудачной работы комиссии послужило падение авторитета императрицы в глазах простых людей. По одной из версий именно недоверие к власти спровоцировало восстание Емельяна Пугачева.

Структура и история написания «Наказа» Екатерины II

«Наказ» Уложенной комиссии разрабатывался на протяжении двух лет с 1765 по 1767 гг. Документ представлял собой сборник произведений всемирно известных просветителей: Дидро, Монтескье, Беккариа — данный факт не был ни для кого секретом.

В «Наказе» заключалось 506 статей. Члены Уложенной комиссии были обязаны опираться на документ при осуществлении своей деятельности. Документ провозглашал принцип справедливого правления, а также то, что Екатерина II является мудрой правительницей и сторонницей просвещения.

Однако в кругу депутатов начались противоречия, что свидетельствовало о неготовности российского общества менять действующий строй. Восстание Пугачева, произошедшее в 1773-1775 гг., продемонстрировало, насколько напряжены отношения между представителями разных сословий.

Главным плюсом «Наказа» является то, что на его основе были приняты следующие акты:

  1. Жалованная грамота дворянству. Документ освобождал дворян от обязательного прохождения службы, от телесных наказаний и наделал их новыми привилегиями.
  2. Устав благочиния. Документ внес новые законы, регламентирующие деятельность полицейских в городах, а также четко определял круг их полномочий.
  3. Жалованная грамота городам. Согласно документу, была проведена классификация всех проживающих в городах на 6 разрядов. В основу разделения легли социальные и финансовые условия граждан.

Сама императрица считала Жалованную грамоту дворянству и Жалованную грамоту городам эталоном своей законотворческой деятельности.

Причины роспуска уложенной комиссии

Роспуск Уложенной комиссии не был плановым мероприятием. Официальной причиной роспуска явилось начало военных действий с Турцией и в связи с возникшей необходимостью сосредоточить силы, в т.ч. состоящих из депутатов комиссии, в армии и других местах, занятых на фронте. Однако по некоторым статистическим данным всего лишь 4% членов комиссии принимало участие в военном конфликте.

Историки предполагают, что основной причиной роспуска является неэффективность работы Уложенной комиссии и неспособностью решить основополагающие задачи. Новое Соборное уложение так и не было принято, хотя это являлось основной целью создания комиссии. К тому же, те изменения буржуазного характера, на которые делала акцент Екатерина II, не могли быть реализованы в условиях господствующего в стране феодализма.

Еще одно противоречие заключалось в том, что императрица стремилась принять новые законы, базирующиеся на принципах равенства и свободы, и, вместе с тем, укрепляла позиции самодержавия и предоставляла привилегии господствующему сословию дворян.

Результат деятельности

Результатом деятельности Уложенной комиссии стали следующие положения:

  1. Самодержавие является лучшей формой правления.
  2. В обществе существует разделение на тех, кто правит, и тех, кем правят.
  3. Закон должен применяться одинаково ко всем гражданам.
  4. Монарх не отнимает свободу у людей, свобода является правом человека делать все то, что не запрещает закон.
  5. Государь берет на себя ответственность по повышению уровня образования, грамотности, медицины, культуры и просвещения у населения.

Все предложения и идеи, предписанные в «Наказе», являлись возвышенными и гуманистическими. Однако реформы никак не касались крестьян, составляющих 90% всего населения страны — никто не был заинтересован в том, что их нужно освободить или хотя бы предпринять попытки. Большая часть изменений лишь представляла императрицу как просвещенного монарха, что было выгодно ей для поддержания своего статуса на мировой арене.

Сами законы давали привилегии лишь дворянам, значительная часть которых занимала выборные и административные должности. Главный посыл «Наказа» был слишком идеализирован и несовместим с реальностью той эпохи.

«СТОЛЕТИЕ БЕЗУМНО И МУДРО»

XVIII век был веком противоречивым, и не для одной России, но и для всей Европы тоже. «Столетие безумно и мудро» — так поэт-современник оценил XVIII в. Торжество разума и фанатизм, свободомыслие и подобострастие, стремление к независимости и деспотизм — все уживалось рядом. 

В России в царствование Екатерины II противоречивость времени стала особенно заметна, и многие образованные люди, а прежде всего сама властительница, замечали это. Пытались действовать во благо, но ход времени нельзя преломить одним желанием, жизнь диктует свое. «Екатерининский век» — «золотой век русского дворянства» вошел в историю как сплав просвещения и рабства. Императрица вдохновлялась идеей просвещенной монархии. Двор новой императрицы  отличался от прежних не только роскошью. У придворных и высшего общества теперь стало модным блеснуть знанием трудов знаменитых мыслителей XVII-XVIII вв. Дворяне выписывали из-за границы произведения просветителей десятками и сотнями томов. Каждый столичный вельможа считал необходимым иметь хорошую библиотеку. Книги читали в подлинниках, переводов на русский язык почти не существовало. Дворянство, особенно столичное, и аристократия были уже достаточно хорошо образованны. Многие говорили на нескольких языках. В моду входил французский. При Екатерине выросло первое «непоротое поколение» российских дворян, которые обладали чувством достоинства, имели представление о чести благородного человека. Но при всем этом «просвещенная царица» окружила себя невиданно большим числом любимцев. Правда, лишь некоторые из фаворитов Екатерины II (например, Алексей и Григорий Орловы, Григорий Потемкин) допускались к управлению государством. Впрочем, все «вельможи в случае», могли влиять на государственные дела близостью к императрице, имея возможность «замолвить словечко». Поэтому «дружбой» с фаворитами не пренебрегали даже видные сановники и военные чины. Екатерина щедро награждала фаворитов, полководцев, вельмож: дарила поместья с десятками тысяч крепостных.

О просвещенной монархии в XVIII в. писали Вольтер, Руссо и другие просветители. В те времена многие полагали, что история совершается поступками великих людей: полководцев, государственных сановников и, конечно, монархов, от которых зависит процветание или несчастье государств. Навязывать порядок только принуждением, считали лучшие умы XVIII столетия, нельзя. Это деспотизм. Необходимо убеждать людей, что законы и порядок нужны для общего блага, А убедить можно лишь образованных подданных. Поэтому главный инструмент исправления общества — это просвещение. Чем больше будет школ, университетов, книг — тем лучше. Постепенно, по мере охвата общества просвещением, монарх должен расширять права и свободы подданных. Но спешить с дарованием прав и свобод не стоит, чтобы не попасть в положение дрессировщика, спустившего неприрученного медведя. Идеям просвещенного абсолютизма пытались следовать многие европейские монархи, в частности переписывавшийся с Вольтером прусский король Фридрих II. Просветителям и образованным коронованным персонам XVIII в. хотелось создать «союз мыслителей и королей» во имя разума и общего блага. Но в реальности это плохо удавалось. «Властитель дум», «некоронованный король Европы» Вольтер не мог ужиться в своем отечестве с «королем солнцем» Людовиком XIV и его наследником Людовиком XV, потому что он постоянно убеждался, насколько слова французских монархов расходятся с делами. В жизни короли, скорее, руководствовались знаменитой фразой Людовика XIV: «Государство — это я!»

МЕЧТЫ О   КОНСТИТУЦИИ

Некоторые аристократы, например воспитатель наследника Павла Никита Панин, надеялись, что при Екатерине II будет ограничено самодержавие в пользу дворянства, и прежде всего — аристократии. Через несколько недель после возведения Екатерины II на трон он поднес императрице проект. Там Панин живо изобразил «временщиков, куртизанов и ласкателей», которые сделали из государства «гнездо своим прихотям» и потворствуют «лихоимству, роскоши, мотовству и распутству». Исправить положение Панин предлагал, ограничив самодержавие особым Императорским советом из 6-8 человек и созданием Верховного Сената, где заседали бы пожизненно депутаты, назначенные монархом, и депутаты, избранные от дворянства. В XIX в. декабрист М.А. Фонвизин рассказывал, что Панин желал, чтобы «Сенат был бы облечен полною законодательною властью, а императорам оставались бы исполнительная, с правом утверждать обсужденные и принятые Сенатом законы и обнародовать их».

Но Екатерина II не допускала никакого вмешательства в свои самодержавные права. Она вообще была убеждена, что абсолютная монархия — идеальная форма правления для России. «Российская империя есть столь обширна, — писала императрица, — что, кроме самодержавного государя, всякая другая форма правления вредна ей, ибо все прочие медлительнее в исполнениях». Однако предолжение Панина о реформе Сената было одобрено императрицей. В 1764 году он был разделен на шесть департаментов с пятью сенаторами в каждом, что повысило эффективность его работы. Н.И. Панин, в конце концов, сжег проект своей «Конституции». Правда, рассказывали, что даже за два дня до своей смерти этот высокопоставленный екатерининский вельможа убеждал наследника престола Павла даровать России конституцию.

ЩЕРБАТОВ «О ПОВРЕЖДЕНИИ НРАВОВ В РОССИИ»

«Не неприятель был Петр Великий честному обществу; … хотел, чтобы оно безубыточно каждому было. Он учредил ассамблеи. Но сиим ассамблеям предписал печатными листами правила, что должно на стол поставлять и как принимать приезжих, сим упреждая и излишнюю роскошь, и тягость высших принимать.

Но слабы были сии преграды, когда вкус, естественное сластолюбие и роскошь стараются поставленную преграду разрушить и где неравность чинов и надежда получить что от вельмож истребляют равность.

Начали люди наиболее привязываться к государю и вельможам, яко к источникам богатства и награждений. Привязанность сия учинилась — не привязанность верных подданных, любящих государя и его честь и соображающих все с пользою государства, но привязанность рабов, жертвующих все своим выгодам.

Грубость нравов уменьшилась, но оставленное ею место лестью наполнилось; оттуда произошло раболепство, презрение истины, обольщение государя…

Были еще и другие причины, происходящие от самих учреждений, которые твердость и добронравие искореняли. Ибо стали не роды почтенны, а чины и заслуги и выслуги; и тако каждый стал добиваться чинов, а не всякому удастся прямые заслуги учинить, то за недостатком заслуг стали стараться выслужиться всякими образами, льстя и угождая государю и вельможам. Могла ли остаться добродетель и твердость в тех, которые в юности своей от палки своих начальников дрожали?»

Памфлет историка М.М. Щербатова «О повреждении нравов в России» написан в 1786 г. или 1787 г.

УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ

Екатерина II заявила, что для улучшения коренным образом российских порядков необходимо составить новое Уложение справедливых и разумных законов. Выработку новых законов она решила поручить Уложенной комиссии из выбранных представителей почти всех сословий. И вот, в 1767 г. в Грановитой палате московского Кремля собрались 564 депутата — представители дворян, купцов, государственных крестьян и даже депутаты от различных народов, входивших в Российскую империю. Не допущены к работе в Уложенной комиссии были только крепостные. Депутаты привезли с мест наказы (пожелания к новым законам).

Открылась работа Уложенной комиссии слушанием наказа Екатерины II. Императорский наказ содержал пересказ и заимствования из работ просветителей Монтескье, Беккария, Юста и статей знаменитой французской книги — «Энциклопедии», составленной французскими просветителями во главе с Дидро. «Энциклопедия» явилась гимном свободе человека, здравому смыслу и разуму, в век, когда деспотизм монархов и властей давал себя знать чуть ли не каждый день, когда еще нередки бывали случаи религиозного фанатизма и случались варварские казни еретиков.

Екатерина заявила, что намерена продолжать дело преобразования России на европейский лад, начатое Петром Великим. Императрица высказалась против крепостного права, против обычая применять в суде и следствии пытки, говорила о веротерпимости и предложила обсудить вопрос о равенстве всех людей перед законом. В заключение Екатерина выразила надежду, что новое Уложение сделает российский народ самым счастливым.

Речь императрицы произвела впечатление в России и за ее пределами. Екатериной II восхищались Вольтер, Дидро, Гримм и другие европейские просветители, с которыми российская императрица вела оживленную переписку. Позже Вольтер написал одному из своих русских корреспондентов по переписке: «Я боготворю три предмета: свободу, терпимость и вашу императрицу».

Начались заседания Уложенной комиссии, которые тянулись полтора года. «Общее благо» никак не вырисовывалось… Каждое сословие отстаивало свои интересы. Государственные крестьяне жаловались на тяжесть налогов, на захват земель помещиками. Купцы возмущались тем, что дворяне открывают заводы и занимаются торговлей. Большинство дворянских депутатов наотрез отказывались сократить свою власть над крепостными. Об освобождении крепостных людей и слышать не хотели. Лишь отдельные депутаты предлагали меры, которые, не ущемляя материальные интересы помещиков, защищали крестьян от их всемогущества. Так, дворянин Козельский предлагал закрепить законом оброки и повинности крепостных, чтобы помещики не могли самовольно увеличивать их. Депутат Маслов говорил, что следует создать особую государственную коллегию для управления владельческими крестьянами, которая бы собирала с крепостных подати и оброки в пользу помещиков; несколько депутатов стояло за наделение крепостных крестьян правом собственности на землю.

Между тем грянула война с Турцией. Многие дворяне-офицеры заспешили в полки. Под предлогом войны деятельность комиссии временно приостановили, но по окончании военных действий она так и не возобновила свою работу. Итак, неограниченное русское самодержавие не пострадало при «просвещенной императрице», новое Уложение справедливых законов тоже не было создано.

«СПЛАВ ПРОСВЕЩЕНИЯ И РАБСТВА»

Но законы в стране все же принимались. Екатерина II не подтвердила указ Петра III от 18 февраля 1762 г. «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», но и не отменяла его. Дворяне получили право оставлять военную или гражданскую службу и выходить в отставку, когда пожелают. Они могли вообще не служить, жить в столице, городах или в имениях — по своему усмотрению. Благородные люди имели право в любое время уезжать за границу, служить у иностранных правителей, а потом, возвратившись на родину, продолжить свою карьеру здесь в полученном за рубежом звании. Отменялись все телесные наказания дворян. Дворяне имели право лично обращаться к императрице с прошениями и жалобами. В.О. Ключевский остроумно заметил, что так было покончено с «дворянским крепостным правом». Далее историк продолжал: «По требованию исторической логики и общественной справедливости на другой день, 19 февраля, должна была бы последовать отмена крепостного права, она и последовала на другой день, но спустя 99 лет». (Манифест об отмене крепостного права вышел 19 февраля 1861 г.)

Сама Екатерина II много раз неодобрительно высказывалась о крепостном праве, называла его рабством, но не решалась упразднять, потому что российским помещикам крепостное право казалось явлением естественным, и они свергли бы любого, кто покусился бы на их выгоду. К разговорам о вреде рабства большинство дворян относилось либо равнодушно, либо враждебно. Пример тому — конкурс, объявленный Вольным экономическим обществом. Это общество возникло в 1765 г. и ставило целью знакомить помещиков с рациональными способами ведения хозяйства. На конкурс поставили вопрос: полезно ли для общества, чтобы крестьяне имели в собственности землю и иное движимое и недвижимое имущество? На конкурс поступило 162 работы: из них 155 прислали иноземцы, в том числе Вольтер и знаменитый математик Эйлер; и только 7 — русские. Некоторые отечественные авторы критиковали пороки крепостничества, но о необходимости свободы крестьян говорилось в иностранных работах. Впрочем, даже победитель конкурса французский ученый де Лабей советовал не спешить в России с отменой крепостного права, т.к. дикого русского мужика необходимо просветить и подготовить к воле.

Дворянское столичное общество знало о содержании конкурсных работ в основном по слухам. Их не печатали, а рассматривали в узком кругу с участием императрицы. Призывы Вольного экономического общества к внедрению в хозяйство новшеств не находили широкого отклика, а провинциальные дворяне часто вообще о трудах Вольного экономического общества ничего не слышали.

Именно поэтому вопреки «требованию исторической логики», по указу от 17 января 1765 г. помещик мог отправить неугодного своего крепостного уже не только в ссылку в Сибирь, но и на каторгу, причем срок каторжных работ устанавливал сам помещик. Он же мог в любой момент вернуть каторжного домой. Два других екатерининских указа запрещали под угрозой ссылки в Нерчинск крепостным жаловаться на помещика и возлагали содержание воинских команд, посланных усмирять волнения крестьян, на самих крестьян. Вовсю процветала торговля крепостными людьми. Лишь одного права не имел помещик — не имел права убивать крепостных. Однако на деле многие крестьяне умирали от наказаний, наложенных хозяевами. Психически ненормальная помещица Дарья Салтыкова замучила до смерти около ста человек, прежде чем ее отдали под суд «за душегубство». (Салтыкова была признана виновной и заключена в монастырскую тюрьму.)

Но в то же время грубое давление на крестьян чередовалось в «екатерининский век» с мерами, которые облегчили положение отдельных групп крестьян. Екатерина II ограничила произвол остзейских баронов (немецких по происхождению дворян Прибалтики), введя регламентацию повинностей прибалтийских, латышских и эстонских крепостных крестьян. Прибалтийским крестьянам разрешили подавать жалобы на произвол помещиков, были ограничены телесные наказания крестьян.

В 1764 г. вышел екатерининский указ о секуляризации церковных владений. (Такой указ издавал и Петр III, но в ходе дворцового переворота в пользу Екатерины его отменили.) Около 2 млн. монастырских крестьян обоего пола перешли в управление Коллегии экономии. Поэтому их стали называть экономическими. Положение бывших монастырских крестьян улучшилось. Ненавистную барщину отменили, крестьяне получили дополнительную землю к наделам. Государству они обязаны были теперь выплачивать денежный оброк, что способствовало торговой деятельности крестьян, росту их предприимчивости и инициативы. По мнению историков, до 1764 г. примерно 100 тыс. монастырских крестьян находились в волнении. Екатерина II в своих «Записках» свидетельствовала, что в год ее восшествия на престол до 150 тыс. монастырских и помещичьих крестьян «отложилися от послушания, коих всех усмирить надлежало». После указа о секуляризации волнения бывших монастырских крестьян пошли на убыль. Указ о секуляризации имел еще одно важное следствие. Государству была окончательно подчинена православная церковь. Это явилось завершением длительного процесса постепенного лишения церкви самостоятельности, поэтому духовенство спокойно восприняло волю императрицы. Лишь ростовский митрополит Арсений Мацеевич выступил против, за что был лишен сана и отправлен в ссылку.

Уложенная комиссия Екатерины II. 

Уложенные комиссии – особые коллегиальные органы, которые созывались в Российской империи при Екатерине II (1767-1768 года) для того, чтобы систематизировать все законы, вышедшие после издания Соборного уложения 1649 года. Это были временные, сословно — представительные органы, которые собирались всего семь раз. Самая масштабная
Уложенная комиссия была созвана в 1767 году.

Уложенные комиссии отвечали представлениям Екатерины Алексеевны о том, как должны выглядеть органы управления в условиях существования сословно — представительной монархии.

Причины созыва Уложенной комиссии

Екатерина II и все просвещенное дворянство понимало, что российское законодательство, основывающееся на положениях Соборного уложения 1649 года, невероятно устарело. Требовалось пересмотреть и основой закон государства, и систематизировать вышедшие законы, то есть создать почву для появления нового Уложения. В Манифесте 1766 году, изданного императрицей, прямо указывалась на то, что члены комиссии должны были подготовить проект нового Уложения и представить его для утверждения императрице.

Идея об организационной форме данного коллегиального органа принадлежала самой Екатерине Алексеевне. Она почерпнула её у известных философов-просветителей XVIII столетия, Монтескье и Беккария.

Состав комиссий

Вопрос о составе комиссии очень занимал императрицу. Она рассмотрела несколько проектов, которые были предоставлены государственными чиновниками, и отклонила их. Она считала, что для проведения выборов в данный коллегиальный орган некоторые сословия (дворяне, горожане, казаки, свободные сельские обыватели) должны были прислать своих представителей. Духовенство не должно было участвовать в выборах. Естественно, что по всей империи наблюдались нарушения установленной процедуры, но императрица смотрела на это вполне благосклонно.

В конечном итоге было выбрано 564 депутата:

· 28 правительственных чиновников
· 161 дворянин (почти все-военные)
· 208 горожан (почти все – купцы)
· 54 казака
· 79 крестьян
· 34 иноверца (самоеды, башкиры, черемисы; к ним были представлены переводчики).

Каждый депутат снабжался особым Наказом, в котором избиратели перечисляли свои «нужды и чаяния». На составления Наказов давалась три дня, но почти каждое сословие, каждая губерния или уезд отнеслись к их составлению очень серьезно. В настоящее время свод данных наказов (изданный в сборнике Императорского Исторического общества) – важный исторический документ, отображающий общие идеи, витавшие в обществе в екатерининскую эпоху. Этим сводом пользуются также в том случае, когда хотят предельно четко представить себе государственный строй восемнадцатого века.

Что примечательно, один депутат мог иметь несколько наказов. По официальной статистике

· на 161 депутата от дворян пришлось 165 наказов;
· на 208 депутатов от горожан – 210 наказов;
· на 79 депутатов от крестьян, 54 депутатов от казаков и 34 депутатов — иноверцев пришлось 1066 наказов.

Это очень примечательная статистика. Она говорит о том, что больше всего изменении ждали низшие сословия.

Выборы и процесс составления наказов проходил свободно, без всякого давления со стороны центральной власти или местных администраций.

Структура комиссии

В 1767 году первая Уложенная комиссия начала работу. Главой всей комиссии назначался маршал (председатель) комиссии. Екатерина Алексеевна утвердила кандидатуру А. И. Бибикова.

Полномочия маршала:

· назначать заседания;
· вносить предложения;
· проводить голосования;

Во всех делах маршал должен был советоваться с генерал-прокурором Сената.

Структура комиссии

1. Общая комиссия (все депутаты, решения важных вопросов).
2. 15 частных комиссий (для решения конкретных вопросов сословного или территориального характера; по пять человек из общего числа депутатов).
3. Дирекционная комиссия (руководящее начало в работе всех комиссия; все её члены были назначены императрицей лично);
4. Комиссия Сводов (систематизация законодательных актов)
5. Комиссия Наказов (систематизация и приведение к общему «знаменателю» всех депутатских наказов).
6. Экспедиционная комиссия (исправления законов с точки зрения современного языка).

Основа для работы Комиссий – Наказ императрицы Екатерины II

Императрица Екатерина Алексеевна сама составила «Наказ», который должен был стать основой для работы депутатов. Большинство идей она почерпнула в работах Монтескье и де Аламбера (французских просветителей). Всего «Наказ» состоял из 521 статьи, в которых раскрывались

· общие принципы государственного устройства;
· основы законодательной политики;
· идеи Уголовного права;
· общественная сословная организация;
· финансовые принципы.

«Наказ» отражал идеи абсолютизма. В нем точно указывалось, что монархия – идеальная форма правления. Единственным ограничением власти монарха был так называемый этнический принцип. Понятие свободы нивелировалось, все сводилось к политической, а не к личной свободе.

«Наказ» стал основой для появления таких важных актов как Жалованная грамота городам и Жалованная грамота дворянству. Кроме того, именно в «Наказе» были сформированы юридические принципы, ранее не известные отечественному праву:

· появилась идея иерархии нормативных актов;
· особого, юридического языка;
· системность законов.

Заседания комиссий

Самой представительной была первая комиссия, 1767 года. Работа последующих постепенно свелась к чтению наказов и законов. Ничего конкретного не происходило, никаких голосований не проводилось. Из всех произошедших заседаний можно отметить только заседания с первого по восьмое, когда читался Наказ императрицы и ей был присужден титул «Великой и премудрой матери Отечества».

Екатерина разочаровалась в деятельности комиссий и воспользовалась наступившей войной (с Турцией), а потом и Крестьянской войной под предводительством Е. Пугачева для того, чтобы прекратить её работу. Также определенное влияние на непродуктивную работу комиссии оказали сословные разногласия. Хотя фактически она продолжала некоторую деятельность, которая вылилась в конечном итоге в принятия Уложения о губерниях 1775 года.

Созыв Уложенной комиссии стал вершиной эпохи Просвещенного абсолютизма Екатерины II. Уложенные комиссии — особый коллегиальный орган власти в Российской империи, появившийся в XVIII веке. Комиссии собирались для обсуждения и решения наиболее важных вопросов жизни социума. Самой представительной была Комиссия 1767 года, созванная Екатериной II для кодификации правовых норм, то есть для создания нового свода законов (основная цель, которую хотела достичь императрица и основная причина созыва комиссии). Екатерина II увлеклась идеями гуманизма и просвещения. Она, как и ее современники-монархи, желала править именно в духе Просвещенного абсолютизма, когда государь понимает всю меру собственной ответственности перед подданными без деления их на классы и сословия, то есть благоденствие этих самых подданных — главная задача государя.

Уложенная комиссия Екатерины II 1

В данной концепции также указывалось, что подданные должны оценить такое поведение монарха и всячески поддерживать его реформы и начинания, а также активно участвовать в их проведении. Естественно, императрица понимала, что в основе масштабных реформ должно лежать законодательство и законы государства, созданные еще в XVII веке, морально устарели. Количество законов в Российской империи было огромным, но они были бессистемны и часто противоречили друг другу. Единственным же «глобальным» нормативным актом, действовавшим в России XVIII века, было Соборное Уложение Алексея Михайловича за 1649 год (при Елизавете Петровне также созывались Уложенные комиссии для кодификации законов, но результаты работы были нулевыми).

Интересно. Абсолютизм как форма правления не соответствовала духу эпохи Просвещения. Уложенные комиссии играли определенную роль: они создавали иллюзию существования сословно-представительной монархии, что было выгодно Екатерине Алексеевне, так как она хотела славы «просвещенного государя».

Предыстория создания Уложенной комиссии

14 декабря 1766 года Екатерина II издала указ о необходимости созыва представителей всех сословий для того, чтобы определить их «основные нужды» и для того, чтобы кодифицировать все законы Империи, создав из них новый свод законов, новое Уложение. Императрица подчеркнула, что для этих целей она напишет особо составленный «Наказ», который станет руководством для будущих членов Комиссии.

Интересно. Идея созыва комиссии всецело принадлежала императрице, хотя отдельные мысли о подобном сословно-представительном органе она нашла у западноевропейских мыслителей: Монтескье («О духе законов»), Беккария («О преступлениях и наказаниях»).

Екатерина Алексеевна II Великая (1762 -1796)

Екатерина Алексеевна II Великая (1762 -1796)

План созыва комиссии и выборов в нее составляли

  • генерал-прокурор Сената А. А. Вяземский;
  • обер-прокурор Сената В. А. Всеволжский;
  • генерал-рекетмейстер И. И. Козлов;
  • тайный советник С. М. Кузьмин.

В результате план был доработан и несколько видоизменен императрицей:

  • депутатов должны были присылать отдельные сословия, дворяне, горожане, казаки и свободные сельские обыватели, то есть все, кроме духовенства и крепостного крестьянства;
  • в комиссии должны были быть представители от всех правительственных учреждений, включая Синод;
  • выборные от каждого города и уезда должны были составлять собственные «Наказы», которая комиссия в обязательном порядке должна была рассматривать.

Интересно. Некоторые города и уезды присылали для работы в комиссии больше депутатов, чем было необходимо, иногда в это число входило и духовенство, а некоторые — не присылали ни одного депутата, полностью игнорируя государственные директивы.

Состав Уложенной комиссии

По оценкам исследователей, в работе комиссии, созванной Екатериной, приняли участие 564 депутата:

  • 28 членов государственных структур (Сенат, Синод, коллегии);
  • 161 депутат от дворян (в основном военные — 109 человек);
  • 208 депутатов от горожан (в основном купцы — 173 человека, а также мещане, секретари магистратов и представители духовных правлений);
  • 54 депутата от казаков;
  • 79 депутатов от крестьян (государственные);
  • 34 иноверца (татары, башкиры, черемисы, многие из которых не знали русского языка и для работы в комиссии вынуждены были выбирать себе так называемых «опекунов»-переводчиков).

Все депутаты были «вооружены» «Наказами» от своих избирателей. На составление этих «Наказов» отводился определенный срок, и вся процедура их составления строго регламентировалась. Важно отметить, что к составлению этих документов избиратели отнеслись крайне серьезно. «Наказы» дают представление о реальной ситуации в Империи на момент начала правления Екатерины Второй.

Интересно. «Наказов» было много больше, чем депутатов (приблизительно 1066 документов от представителей разных сословных групп). Важно отметить, что чиновники не оказывали никакого давления на их составителей. Только в Малороссии генерал-губернатор П. А. Румянцев запретил включать в документы требования, связанные с избранием гетмана.

То, как Екатерина Великая понимала идеи Просвещенного абсолютизма отражено в «Наказе», изданном перед началом работы Уложенной комиссии. Создавая этот документ, императрица ориентировалась на труды таких философов как Д’ Аламбер, Дидро, Монтескье и Беккариа, но при этом она учла реалии жизни в России XVIII века.

Наказ Екатерины 2 1767

В конечном итоге у нее получился документ, состоящий из 650 статей, содержащий следующие тезисы (основные черты российского Просвещенного абсолютизма):

  • самодержавие, монархия — идеальная форма правления для Российской империи, ограничение власти монарха может привести к трагедии;
  • деление общества на сословия и группы — естественно (кто-то умеет править, а кем-то нужно управлять);
  • равенство всех перед законом — важная составляющая жизни империи (законов не должно быть много и они должны быть просты для понимания и легки для запоминания; уголовное право — одинаково для всех, без учета сословной принадлежности);
  • монарх не имеет права посягать на свободу подданных, но свобода — это лишь право делать то, что не запрещено законом (преступление легче предупредить, то есть просветительская работа чиновников — обязательное условие качественной работы всей правовой системы);
  • правовая система государства должна быть хорошо структурированной (законы и подзаконные акты);
  • обязанность монарха заботиться о благе всех подданных, но действовать строго в установленном законом порядке.

Несмотря на то, что содержание «Наказа» императрицы получилось несколько пространным, именно им должны были руководствоваться депутаты Уложенной комиссии, составляя новый свод законов (в документе были статьи, посвященные вопросам устройства государства и его законодательной политики, концепции уголовного права, юридической техники, вопросам полицейского управления и финансирования всей правовой структуры государства).

Интересно. Положения «Наказа» декларировались, но исполнены так и не были. Екатерина стремилась популяризировать себя, укрепить собственную власть и часто прибегала к репрессивным мерам. Положение же большей части подданных империи за годы ее правления не улучшилось, а ухудшилось.

Начало работы и структура Уложенной комиссии

31 июля 1767 года Комиссия начала работу. Главой ее (маршалом) был избран А. И. Бибиков. Его кандидатура была утверждена самой императрицей.

Екатерина II

Функционал маршала был следующим:

  • назначение дат заседаний комиссии;
  • вынесение вопросов на рассмотрение;
  • рассмотрение разного рода предложений;
  • общее руководство комиссией.

Маршал обладал не одним, а двумя голосами, и в случае спорной ситуации его голос был решающим. Единственным челом комиссии, который обладал схожим функционалом, был генерал-прокурор Сената.

Определялась следующая структура комиссии:

  • общая (генеральные заседания);
  • дирекционная (5 человек, назначаемых императрицей; руководили работой всех вновь созданных комиссии);
  • 15 частных комиссии (по 5 человек в каждой; ведали решением отдельных вопросов);
  • 4 особых комиссии (важные вопросы, касающиеся государственного управления);
  • Комиссия Сводов («собирание» всех законов Империи);
  • Комиссия Наказов (изучение всех «Наказов», привезенных депутатами).

Ход работы комиссии и ее закрытие

Первые восемь заседаний комиссии, прошедшие в 1768 году, депутаты посвятили чтению Большого Наказа императрицы. Результатом этого чтение стало «поднесение» Екатерине II титула «великой, премудрой, матери отечества». Потом

  • читали крестьянские Наказы;
  • читали законы «о благородных»;
  • читали купеческие Наказы.

Предложений и голосований не было, то есть деятельность была полностью «бесплодной», что было отмечено императрицей. Постепенно количество заседаний сокращалось: в 1769 году комиссия собиралась лишь два раза в неделю, а в 1772 году Общая комиссия была официально распущена из-за начала боевых действий против Османской империи (фактическая работа была прекращена еще раньше, когда дворяне стали уезжать в действующую армию).

Частные комиссии работали, все также бесплодно до 1775 года, потом Екатерина распустила Уложенную комиссию Никакой кодификации законов, естественно, не произошло. Уложенная комиссия, создаваемая с помпой и широким общественным резонансом, просто была забыта. Таким образом, вся суть работы Уложенной комиссии Екатерины II, если говорить кратко, свелась к еще большему укреплению власти государыни, легализации ее царствования.

Автор статьи

Александр Андреевич Майер

Эксперт по предмету «История России»

Предложить статью

Причины созыва Уложенной комиссии

Определение 1

На протяжении $XVIII$ в. неоднократно созывались временные коллегиальные органы для разработки и систематизации российского законодательства. Они назывались Уложенными комиссиями, всего их было созвано $7.$

Истории наиболее известна комиссия, созванная Екатериной II в $1767$ г. Императрица Екатерина II сильно увлекалась идеями европейского Просвещения, кроме того, созыв комиссии придал дворянству, участвовавшему в этом наиболее активно, дополнительное чувство собственной важности. Таким образом, созывая Уложенную комиссию, Екатерина II, как говорится, убивала двух зайцев одним выстрелом:

  • показывала свою либеральность и образованность,
  • и вместе с тем, повысила доверие дворянства, своей главной опоры.

Существует мнение, согласно которому Уложенная комиссия Екатерины II – фарс от начала до конца, просто желание самовозвышения в глазах потомков, особенно если учесть, что именно Екатерина сформировала эту идею под впечатлением от французских просветителей.

Следующим важным побудительным моментом при созыве Уложенной комиссии было стремление поставить Россию на один уровень с ведущими европейскими странами, ведь сама идея, которую вычитала императрица Екатерина II, содержится в труде Монтескье «О духе законов».

Деятельность комиссии

Уложенную комиссию созвали в $1767$ г., официальное открытие произошло $31$ июля. Ее состав был довольно пестрым при доминировании элиты. Общее количество депутатов равнялось $564$ человекам. Из правительства в комиссии было $28$ человек. Дворянство представляли $161$ участника. Города представляли $208$ человек разных сословий (свободных). Кроме того, в Уложенную комиссию вошли и свободные сельские жители – $79$ человек, как правило, зажиточные. Участвовали также $54$ казака и $34$ иноверца – т.е. представители коренных народов Поволжья, Урала.

«Уложенная комиссия 1767 г.» 👇

Работа комиссии была построена следующим образом: избранные депутаты привозили от своих избирателей т.н. наказы, документы, в которых давалась оценка существующим проблемам. Количество наказов намного превысило число депутатов, всего было подано более $1,5$ тыс. документов.

На открытии Комиссии начали зачитывать Большой Наказ Екатерины II, написанный на манер модных европейских авторов Просвещения, без конкретики советовавший, как и какие вопросы нужно рассматривать. Последующие $10$ заседаний были посвящены опять же Большому Наказу и принятию Екатериной II титула Великой.

У Комиссии был наблюдатель и председатель, генерал-прокурор. Маршалом (тоже руководителем) был назначен Бибиков А.И. Кроме общей комиссии были созданы еще $15$ на отдельные вопросы, в них участвовало по $5$ человек. Однако работа отдельных комиссий была плохо согласована между собой и с общей.

В результате, работа комиссии начала буксовать. Все заседания проходили за зачитыванием огромного количества наказов, привезенных депутатами. Дальше обсуждений наказов дело не шло, предложений не выдвигалось.

Через год после открытия Комиссия стала собираться сначала по $4$ раза в неделю вместо $5$, а затем все реже и реже. Екатерина II была разочарована в этом проекте, либо просто потеряла к нему интерес. С началом Русско-турецкой войны $1768-1774$ гг. общая комиссия была распущена в связи с необходимостью многих ее участников нести службу на войне, отдельные комиссии некоторое время еще продолжали работу. Из-за войны заседания Уложенной комиссии постоянно отодвигали, а в последний раз она упоминается в документах в $1773$ г.

Итоги

Роспуск Уложенной комиссии из-за Русско-турецкой войны являлся удачным предлогом завершить бессмысленную деятельность. Этот орган открывался с большими надеждами, но реальных результатов не было достигнуто вообще.

Замечание 1

Отметим, что народ возлагал на Уложенную комиссии большие надежды. Вероятно, закрытие этого органа отчасти спровоцировало восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

Екатерина II воочию убедилась в невозможности применения в России европейских стандартов и систем. С завершением работы Уложенной комиссии сворачивается и эпоха Просвещенного абсолютизма в Российской империи.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зовиракс дуо актив цена мазь от герпеса инструкция по применению
  • Чиктоник инструкция по применению в ветеринарии для телят
  • Руководство по эксплуатации форд торнео кастом 2017 года
  • Руководство мид казахстана
  • Руководство пользователя по разработке сайта