Как называется руководство армии

Главнокомандующий

  • Главнокома́ндующий:

    временная или постоянная высшая воинская должность на каком-либо театре войны (театре военных действий) или стратегическом направлении (регионе);

    должность начальника вида вооружённых сил (отдельного рода войск (сил), не всегда) государства, объединённых вооружённых сил государств.Сокращённо — Главко́м. Ранее на Руси Главнокомандующий или Большой воевода правил Главными силами или Большим полком.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Верхо́вный главнокома́ндующий (верховный командующий, главковерх) — высший начальник вооружённых сил государства (или коалиции государств), обычно в военное время, а иногда и в мирных условиях.

Генеральный штаб (сокр. Генштаб, ГШ ВС) — центральный орган военного управления и основной орган оперативного управления вооружёнными силами во многих государствах.

Армейский корпус (АК) — формирование, постоянное оперативно-тактическое объединение (корпус) в сухопутных войсках вооруженных сил различных государств, основу которого составляют моторизованные стрелковые (стрелковые, пехотные, моторизованные пехотные) соединения (дивизия, бригада), части и подразделения других войск.

Вое́нный о́круг (ВО) — территориальное общевойсковое объединение соединений, частей, военно-учебных заведений и различных местных военных учреждений.

Штаб (от нем. Stab) — основной орган управления войсками (силами), предназначенный для руководства их повседневной и боевой деятельностью.

Упоминания в литературе

«На основании высочайше утвержденного 16 июля 1914 года Положения о полевом управлении войск в военное время, – говорится в указанной справке, – территория, предназначенная для развертывания и действия вооруженных сил, а равно для расположения всех их тыловых учреждений, составляет театр военных действий (ст. 8). На этой территории высшая власть принадлежит Верховному главнокомандующему, который облекается чрезвычайными полномочиями, причем повеления его исполняются на театре военных действий всеми без изъятия правительственными местами и общественными управлениями, а равно должностными лицами всех ведомств и всем населением, как высочайшие повеления (ст. 17). За свои распоряжения и действия он ответствует только перед Его Величеством и никакое правительственное место, учреждение или лицо не дает ему предписаний и не может требовать от него отчетов (ст. 20), а равно не имеет права непосредственно с ним сноситься, кроме министров и главноуправляющих отдельными частями, и лиц, непосредственно подчиненных Верховному главнокомандующему».

Круг ведения начальника Генерального штаба, как представителя Верховного главнокомандующего в верховном командовании, ограничивался лишь теми пределами, которые конституцией были установлены для высших имперских должностных лиц. Поэтому, напр., – а это нужно упомянуть в связи с последующим – направление политики германской империи, составлявшее круг ведения имперского канцлера, и административное управление армией, составлявшее круг ведения военного министра, оставались самостоятельными. Этим поясняется подчеркнутая выше важность временного объединения должностей военного министра и начальника Генерального штаба, при непредвиденных в полном объеме условиях, созданных войной.

Примечательно, что перед войной Верховный главнокомандующий не принимал участия в составлении плана войны и стратегическом планировании развертывания русских фронтов и мобилизационных мероприятий. Подразумевалось, что великий князь Николай Николаевич займет пост командующего 6 й армией, выделенной из войск Санкт-Петербургского военного округа и предназначенной для прикрытия балтийского побережья на случай вступления в войну Швеции. Следовательно, пост Верховного главнокомандующего оказался для дяди царя в некоторой степени неожиданным. Главное же заключалось в том, что великий князь Николай Николаевич даже сам по себе последовательно не готовился к этой должности, а значит, во многом зависел от своих ближайших сотрудников.

Другая реформа, которая затрудняла мобилизацию, – введение системы, известной под названием «скрытых резервов». Все боевые рода войск имели в своем составе формирования, состоявшие из сравнительно малого числа офицеров и нижних чинов, которые должны были служить ядром частей второго наступательного эшелона; они и представляли собой упомянутый «скрытый резерв». В то же время все штабы высшего военного командования предстояло еще сформировать; это требование, вкупе с некоторыми другими, указывало на недостатки системы, поскольку естественно, что только недавно сформированный штаб не может в незнакомых условиях моментально приступить к исполнению своих обязанностей. Эта проблема касалась подготовки штабов верхнего командного уровня начиная со штаба армии и кончая штабом Верховного главнокомандующего. С открытием боевых действий было необходимо сформировать один штаб Верховного главнокомандующего всей русской армии, три штаба главнокомандующих фронтами, включая командование на Кавказе, и, если учитывать Кавказскую армию, одиннадцать армейских штабов, что в общем составляло четырнадцать главных командований. Офицеры, из которых следовало сформировать эти штабы, должны были иметь опыт службы в Военном министерстве в Петрограде, в Императорском Генеральном штабе или в штабах командования различных военных округов. Все эти учреждения, однако, могли выделить для формирования новых штабов высшего армейского командования только малую часть из своих высокопоставленных офицеров; их время было уже занято мобилизацией второго эшелона армии одновременно с теми, кто уже был призван.

Наместник одновременно являлся главнокомандующим Отдельным Кавказским корпусом, а с 1860 года также Наказным атаманом Кавказских казачьих войск, обладающий всей полнотой военной и гражданской власти на Кавказе. Наместнику, по отношению ко всем отраслям управления в крае, были присвоены власть и права министров84. Кавказский наместник, например, мог разрешать вопросы, относящиеся по общему правилу к компетенции министров. Также генерал-губернаторы имели право представлять доклады о делах управления непосредственно императору и получать от него распоряжения. Наиболее важные представления как министров, так и губернаторов направлялись только через генерал-губернаторов. Любое новое распоряжение или закон, касающийся данного края, не мог быть введён в действие без предварительного заключения от генерал-губернатора85. Кроме того, наместнику предоставлялось право лично разрешать дела, превышавшие министерскую власть, вносить их в Комитет министров.

Связанные понятия (продолжение)

Корпус (от лат. corpus «тело, единое целое») — форма организации войск в оперативном звене, принятая в вооружённых силах многих государствах.

Начальник штаба — должность в формированиях вооружённых сил (где она предусмотрена) некоторых государств и лицо находящееся на ней.

Ма́ршал (нем. Marschall < др.-в.-нем. marahscalc «конюх») — воинское звание (или чин) высшего генеральского состава в армиях ряда государств. В некоторых государствах (дореволюционная Россия, Великобритания, Германия, Австрия, Индия) соответствующий чин называется (назывался) фельдмаршал (генерал-фельдмаршал). В России генерал-фельдмаршал — высшее воинское звание до 1917 года.

Генера́л а́рмии — персональное воинское звание в вооружённых силах ряда государств.

Войска́ (Си́лы) — собирательное название воинских частей, соединений и объединений и других постоянных или временных воинских формирований, по признаку принадлежности или общности задач.

Генерал-инспектор — одна из высших государственных должностей, существовавших в Российской империи; главный начальник по какому-либо отдельному военному ведомству или роду оружия.

Сухопу́тные войска́ — формирование (вид вооружённых сил (ВС)) многих государств мира, наряду с военно-морским флотом (силами) и военно-воздушными силами (флотом).

Генерал рода войск — чин и воинское звание с указанием рода войск (ранее именовались рода оружия) в вооруженных силах ряда государств и стран.

Во́инское зва́ние — звание военнослужащего или военнообязанного в запасе (отставке), которое определяет положение (права и обязанности) военнослужащих по отношению к другим военнослужащим, персонально присваиваются каждому гражданину, проходящему военную службу (обучавшемуся для прохождения военной службы в военных учебных заведениях и приравненных к ним) в вооружённых силах (ВС) в соответствии с его служебным положением, военной или специальной подготовкой, принадлежностью к виду ВС, роду войск…

Военное управление — комплекс мероприятий предпринимаемых государством по созданию вооружённых сил, их поддержанию на должном уровне, отвечающем требованиям обороноспособности и принятой военной доктрины и непосредственно само руководство вооружёнными силамиНепосредственно само руководство (командование) войсками (силами) внутри вооружённых сил на всех уровнях, называется Управление войск (сил) и не относится к комплексу военного управления.

Во́инская до́лжность (в/д) — должность (ранее чин) военнослужащего или военнообязанного в запасе (отставке) вооружённых сил государства, которая определяет его положение (права и обязанности) по отношению к другим военнослужащим или военнообязанным.

Министр обороны — министр, возглавляющий министерство обороны (военное министерство) того или иного государства…

Генера́л-полко́вник — чин, воинское звание высшего офицерского состава вооружённых сил, в ряде государств мира. В зависимости от системы воинских званий каждого государства может являться одним из высших или высшим воинским званием.

Театр военных действий (сокращённо ТВД) — территория, на которой происходят или могут потенциально происходить военные действия, а также развёрнуты формирования государств, входит в состав Театра войны (ТВ).

Брига́да (фр. brigade — отряд, команда) — формирование, наименьшее тактическое соединение в вооружённых силах многих государств.

Отдельная армия (сокращённо: ОА) — отдельное формирование (отдельное оперативно-стратегическое объединение, армия) рода войск (сил) вида вооружённых сил (ВС) государства, предназначается для ведения самостоятельных стратегических операций, на отдельном операционном направлении, не входящая в состав фронта (группы армий (армейской группы), в мирное время — в состав военного округа (округа ПВО, флота), выполняющая задачи по предназначению самостоятельно.

Объединение — общевойсковое формирование и (или) формирование сил, включающее несколько объединений меньшего состава, соединений, и (или) отдельных частей, заведений, учреждений и предприятий.

Офице́р (нем. Offizier, через позднелатинское officiarius — должностное лицо, от лат. officium — должность) — должностное лицо силовых структур: вооружённых сил, в некоторых государствах полиции (милиции).

Дислокация войск (сил) (фр. dislocation) — размещение (расквартирование) (главным образом в мирное время) вооружённых сил: частей, соединений (бригада, дивизия, корпус), военных учреждений сухопутных войск в отведённых для них местах на территории страны и за её пределами (в населённых пунктах, специальных военных городках, лагерях); распределение частей, соединений ВВС по аэродромам базирования (авиационным базам), кораблей ВМФ по портам и военно-морским базам. Также дислокацией может называться…

Дивизия (от лат. divisio — деление, разделение) — основное тактическое соединение в вооруженных силах многих государств. Присутствует практически во всех видах вооружённых сил и родах войск и предназначена для выполнения боевых задач.

Военное строительство — часть военного дела, включающая в себя теорию и практику создания, то есть строительства (формирования, реформирования), в соответствии с внешними и внутренними условиями в мире и стране, вооружённых сил (ВС) государства, взаимосвязанные экономические, социально-политические, военные и другие мероприятий по созданию и совершенствованию военной организации государства.

Вооружённые си́лы (ВС) — главная вооружённая организация государства или группы государств, предназначенная для обеспечения военной безопасности, защиты государственных интересов при агрессии и ведении войны, недопущения или ликвидации угрозы миру между государствами и безопасности. Кроме выполнения основных функций возложенных на вооружённые силы, они также могут привлекаться к поддержанию порядка в государстве при чрезвычайных ситуациях, ликвидации последствий природных и техногенных катастроф…

Операция (от лат. operatio «действие») — форма ведения военных действий оперативными (оперативно-стратегическими) объединениями вооружённых сил, совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту, времени ударов, манёвров , боёв и сражений разнородных войск (сил) видов ВС, которые проводятся одновременно и последовательно в соответствии с единым замыслом и планом для решения задач на театре военных действий или театре войны, стратегическом или операционном направлении (в определённой…

Дежурный генерал — в органах управления стратегических звеньев вооружённых сил (ВС) многих государств, должностное лицо в генеральском звании, возглавляющее дежурный расчёт главного командного пункта ВС или вида ВС.

Отставка — это прекращение государственной или приравненной к ней службы служащим, занимающим должность (увольнение), а также освобождение лица от занимаемой государственной должности, по его письменному заявлению.

Формирова́ние (воинское формирование) — обобщённое наименование подразделений, воинских частей, соединений, объединений и других структурных единиц вооружённых сил а также других войск, которые имеют специфические особенности предназначения, формирования и комплектования.

Прика́з — в административном праве вид акта управления, волевое властное официальное распоряжение руководителя, командира или начальника, отданное в пределах его должностных полномочий и обязательное для исполнения подчинёнными.

Генера́л-майо́р — чин, а также первичное воинское звание или специальное звание (с добавлением ведомства) высшего офицерского (начальствующего) состава, находящееся между полковником или бригадным генералом и генерал-лейтенантом.

Генера́л-квартирме́йстер — одна из высших штабных должностей, учреждавшаяся в вооружённых силах некоторых государств.

Военные действия — организованное применение вооружённых сил государства (включая различные военизированные формирования и силовые структуры) для ведения войны на стратегическом уровне.

Министе́рство оборо́ны — о́рган управления, в составе правительства суверенного государства, управляющий организацией (Вооружённые силы, Армия, например — НОАК) по защите государства или страны, от внешних угроз.

Театр войны (англ. Theater of war, Area of war) — термин, в военном деле и международном праве, сухопутная территория, морская акватория и воздушное пространство воюющих государств, а также открытое море и воздушное пространство над ним, в пределах которых воюющие стороны могут вести или ведут военные действия, войну.

Боевая готовность — способность войск (вооружённых сил), конкретного военного формирования приступить к выполнению боевых задач в соответствии с их предназначением в заданные сроки.

Род войск (сил) — составная часть вида вооружённых сил государства, включающая воинские формирования, которые имеют свойственные только им основное вооружение и военную технику, а также способы их применения.

Вое́нный атташе́ (фр. attaché «прикреплённый») — категория атташе, представитель военного ведомства при дипломатическом представительстве или миссии (сотрудник) назначившего его государства, включается в состав дипломатического корпуса и пользуется дипломатическими привилегиями и иммунитетами; аккредитуется при Министерстве иностранных дел (МИД) государства пребывания.

Разве́дка — комплекс мероприятий, проводимых государством в лице военного ведомства (его сотрудника), преимущественно по получению и обработке данных о действующем или вероятном противнике, его военных ресурсах, боевых возможностях и уязвимости, а также о театре военных действий.

Вид вооружённых сил (Вид ВС) — составная часть вооружённых сил государства, предназначенная для ведения свойственных только ей военных действий в определённой географической области: на суше, на море или в воздушном пространстве.

Военное время — период, в течение которого два государства, группа государств, либо политические силы внутри одного государства (гражданская война) находятся в состоянии войны между собой.

Адмира́л фло́та — воинское звание в военно-морском флоте ряда государств. Военно-морское звание адмирал флота существует в Военно-Морском Флоте России, а также в военно-морских силах Австралии, Аргентины, Новой Зеландии, Великобритании, США, Нидерландов, Италии (Grande Ammiraglio), Хорватии (Admiral flote), Нигерии, Турции (Büyükamiral), Таиланде, Греции (Archinaúarchos), Испании (Capitán General de la Armada), Индии и Португалии (Almirante da Armada).

Воинская часть (В.ч.) — организационно самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица, содержащаяся по установленному штату, в Вооружённых Силах и других войсках (пограничных, внутренних, железнодорожных, гражданской обороны) СССР а также государств бывшего СССР.

Брига́дный генера́л — первичное (низшее) генеральское звание в ряде армий мира. Обычно занимает положение между полковником и генерал-майором, в редких случаях эквивалентен генерал-майору. Эквивалентный военно-морской чин — коммодор.

Ниже представлен список глав военных ведомств Российской империи, Российской Республики, Государства Российского, РСФСР и Российской Федерации — руководителей военных ведомств России.

Подробнее: Главы военных ведомств России

Тыловое обеспе́чение (Интендантство) — обеспе́чение (снабжение) вооруженных сил в мирное и военное время вооружением, боеприпасами, топливом, продовольствием и т. п., то есть комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение финансовых, материально-технических, хозяйственных, противопожарных, автотранспортных, медицинских, торгово-бытовых и других потребностей вооружённых сил государства.

Фронт — формирование, высшее (до 1935 года) оперативно-стратегическое объединение войск (сил) вооруженных сил на континентальном театре военных действий (ТВД), предназначенное для проведения стратегических операций по уничтожению крупных вражеских группировок либо обороны жизненно важных территорий в русской военной традиции.

Упоминания в литературе (продолжение)

С 1918 года и до сих пор президент рейха номинально возглавлял вооруженные силы, как и в большинстве других демократических стран. Однако, как правило, он осуществлял эти прерогативы только в ограниченной сфере, главным образом в том, что касалось кадров и протокола. Новый главнокомандующий вермахта с его всеохватывающей властью вынужден был поэтому первым добиваться для себя подобающего места между главой государства с одной стороны, и главнокомандующими тремя видами войск – с другой. По сути дела, это могло означать только то, что главнокомандующим сухопутными, военно-морскими и военно-воздушными силами, которые до сих пор обладали независимой властью в своих областях, в частности в ведении боевых действий, пришлось отдать существенную часть своих полномочий Верховному главнокомандующему, вклинившемуся теперь между ними и главой государства. Другим следствием стало то, что главнокомандующие отдельными видами вооруженных сил поняли, что их понизили на целый уровень в военной иерархии, и еще до того, как появилась возможность всесторонне проверить целесообразность такого разделения власти, а следовательно, и ответственности.

Военные администраторы во Франции (пехотный генерал Карл Генрих фон Штюльпнагель) в Бельгии и Северной Франции (пехотный генерал Александр фон Фалькенхаузен) в военных вопросах подчинялись главнокомандующему войсками на Западе, однако во всех административных делах и в тех, что касались хозяйственного использования их районов для военных целей, они были подответственны непосредственно Верховному командованию вермахта. С начала 1942 года высшие офицеры СС и офицеры службы безопасности (секретной полиции) осуществляли свою исполнительную власть на оккупированных территориях. Они получали приказы непосредственно от Гиммлера – приказы, которые держались в секрете от военной администрации. Таким образом, главнокомандующего войсками на Западе обычно ставили перед фактом даже в таких серьезных вопросах, как депортация и экзекуция.

Данилов пишет, что «император не обладал данными, необходимыми для крупного военачальника». Можно возразить, что великий князь, как это подтвердил ход событий, такими данными тоже не обладал. Умен, энергичен – да, конечно. Но об уровне Наполеона или Суворова даже и говорить не приходится. Важнее другое. Разве до 1915 г. был пример принятия российским императором поста Верховного главнокомандующего? Даже Петр Великий, лично принимая участие в военных действиях, никогда не возлагал на себя звания генерал-аншефа. Под Полтавой он командовал дивизией в армии Шереметьева, под Гангутом – главными силами галерной эскадры и т. д. Император должен руководить всей жизнью империи и согласовывать усилия разных ведомств по обеспечению действующей армии всем необходимым. Император, принимающий на себя командование действующей армией, в итоге утрачивает управление империей и получает измену верхушки, государственный переворот в тылу. Такой шаг может быть или глубоко ошибочным, или вынужденным, когда монарх идет на колоссальный риск, явно сознавая это. «Некем взять…»

Наместник одновременно являлся главнокомандующим Отдельным Кавказским корпусом, а с 1860 года также Наказным атаманом Кавказских казачьих войск, обладающий всей полнотой военной и гражданской власти на Кавказе. Наместнику, по отношению ко всем отраслям управления в крае, были присвоены власть и права министров55. Кавказский наместник, например, мог разрешать вопросы, относящиеся по общему правилу к компетенции министров. Также генерал-губернаторы имели право представлять доклады о делах управления непосредственно императору и получать от него распоряжения. Наиболее важные представления как министров, так и губернаторов направлялись только через генерал-губернаторов. Любое новое распоряжение или закон, касающийся данного края, не мог быть введён в действие без предварительного заключения от генерал-губернатора56. Кроме того, наместнику предоставлялось право самолично разрешать дела, превышавшие министерскую власть, вносить их в Комитет министров.

13 марта 1941 г. верховное командование германских вооруженных сил издало секретный приказ – дополнение к директиве № 21 (план «Барбаросса») – о мероприятиях, которые следует проводить в зонах, объявляемых оперативными. Здесь рейхсфюрер СС получал особые полномочия и под собственную ответственность проводил меры по ликвидации политического устройства этих областей. Но, подчеркивалось в директиве, главнокомандующие войсками в каждой области (они делились на три: Северная – Прибалтика, Центральная – Белоруссия, Южная – Украина) является высшим начальником, и ему надлежит вершить правосудие в тесном сотрудничестве с назначенными рейхскомиссарами оккупированных советских областей[47]. Следовательно, речь шла о тесном сотрудничестве военного командования с СС в осуществлении политики Германии на оккупированных советских территориях. Немецкие генералы несут, таким образом, полную ответственность за совершенные злодеяния.

Тем не менее кризис «Бломберга – Фрича», вызвавший столь сильное возмущение Франца Гальдера, принес ему новые повышения – так часто происходило на протяжении карьеры Гальдера: он фрондировал против режима, но продолжал пользоваться его благосклонностью, постоянно занимая все более и более высокие посты и получая новые отличия. Кризис завершился полной перестройкой системы военного руководства, было ликвидировано Военное министерство и сформировано Верховное командование вермахта. Верховного командования сухопутными войсками на первом этапе преобразования не коснулись, были лишь проведены некоторые кадровые перестановки. Гальдер в самый разгар кризиса «Бломерга – Фрича» – 1 февраля 1938 года – был произведен в генералы артиллерии, а 4 февраля сменил Эриха фон Манштейна на посту 1-го обер-квартирмейстера Генштаба. Теперь Гальдер стал ближайшим помощником и 1-м заместителем начальника Генштаба Людвига Бека. В руках Гальдера было сконцентрировано все оперативное планирование будущих завоеваний. Ему подчинялись важнейшие отделы Генштаба: Оперативный, Организационный, Технический, а также Топографическая и военно-географическая служба. Положение Гальдера еще более упрочилось в связи с тем, что новым главнокомандующим сухопутными войсками стал генерал-полковник фон Браухич, с которым он был знаком по совместной службе в Войсковом управлении в начале 1930-х годов. Отношения же между Браухичем и непосредственным шефом Гальдера Людвигом Беком были в целом прохладные, и Браухич предпочитал обсуждать оперативные вопросы не с Беком, а со своим бывшим подчиненным.

Если назначение главнокомандующего и создание верховного командования характеризуют, по крайней мере внешне, завершение процесса приобретения РОА самостоятельности, то в двух столь важных учреждениях, как военное правосудие и военная разведка, проявилось, что Освободительная армия действительно вскоре зажила собственной жизнью. Правда, о военной юстиции имеются лишь отрывочные документы [75]. Но из них, во всяком случае, вытекает, что при армейском штабе был назначен главный военный прокурор и одновременно были предприняты усилия по созданию цепочки судебных инстанций «сверху донизу» и разработке, совместно с юридическим отделом КОНР, инструкций и предписаний для прокурорской деятельности и осуществления судебной процедуры. То, что Власов в своем качестве главнокомандующего являлся также высшим судебным чином РОА, было, не желая того, засвидетельствовано советской стороной, когда на московском процессе 1946 г. его обвинили в расстреле нескольких «военнопленных». Речь шла о следующем [76]: 6 военнослужащих Освободительной армии, приговоренных к смерти военным судом за шпионаж в пользу Советского Союза, находились в апреле 1945 г. при штабе военно-воздушных сил РОА в Мариенбаде [ныне Марианске-Лазне, Чехия. – Прим. пер.], т. к. лишь здесь имелись помещения, исключавшие побег. Приговоры были представлены Власову во время пребывания в Мариенбаде, и он их утвердил – правда, как сообщают свидетели, лишь с колебаниями, с тяжелым сердцем и только тогда, когда ему заявили, что трудно подчеркивать автономию РОА перед немцами, если при этом избегать выполнения фундаментальных функций, функций юрисдикции. Самостоятельность РОА не в последнюю очередь проявилась и в том, что военный суд 1-й дивизии в последние дни войны взял на себя даже право осудить к смерти офицера германского вермахта Каттерфельд-Куронуса за якобы имевший место шпионаж в пользу Советского Союза [77].

Делая уступки сам, Военный министр А. И. Гучков призывал к этому и Верховного главнокомандующего генерала М. В. Алексеева. Например, в разговоре по прямому проводу он предлагал ему отстранять от командования «заведомо неспособных генералов», чтобы упрочить свое положение. Причем советовал эти решения принять «безотлагательно, лучше сделать эти шаги добровольно, чем под принуждением»[134]. Так, уже 11 марта был уволен в отставку главнокомандующий Западным фронтом генерал А. Е. Эверт. Таким же путем был уволен в резерв командир 3-го армейского корпуса генерал Г. Е. Янушевский. Согласно выработанной Военным министром совместно с Верховным главнокомандующим «программе обновления командного состава», подлежали замене и другие командиры и военачальники. Всего из частей и соединений Западного фронта к июлю 1917 г. были удалены или ушли по причине выраженного им недоверия 35 командиров и начальников[135].

Во время войны германское Верховное командование фактически неправильно применяло пехоту, что выразилось в том, что пехотные дивизии больше не рассматривались как основа вермахта, которую необходимо оберегать. Несмотря на то что эти соединения были хуже одеты, вооружены и оснащены, Верховное командование, не раздумывая, возлагало на них все более тяжелые задачи. Происходила массовая гибель пехотинцев из-за злополучной так называемой стратегии запрета на отступление и постоянных отказов в ответ на все более настоятельные требования предоставить пехоте свободу действий для проведения продуманных, осмысленных боевых операций. Пехотные дивизии стали жертвой революционного, форсированного развития материальнотехнической составляющей вооруженных сил, для которого не оказалось достаточных сил и средств. Поэтому против этого выступил мужественно, но безрезультатно главнокомандующий сухопутными войсками генерал-полковник барон фон Фрич, незабываемый по-рыцарски честный солдат, крупный деятель в области воспитания и подготовки военных кадров, павший в бою (он был первым немецким генералом, погибшим во Второй мировой войне – в Польше в сентябре 1939 г. – Пер.). То же сделал проницательный, сознававший свою ответственность начальник Генерального штаба сухопутных войск генерал-полковник Бек, ушедший из жизни 20 июля 1944 г. (покончил с собой после подавления заговора против А. Гитлера, в котором он принял участие. – Пер.). Они были убеждены в настоятельной необходимости создания и развития соответствующими темпами танковых войск тактического и оперативного назначения и сильных военно-воздушных сил. Однако при этом основой вермахта должны были остаться оснащенные современным оружием пехотные дивизии. Под руководством начальника Генерального штаба вермахта, возникшего из Генерального штаба сухопутных войск, должно было обеспечиваться необходимое единое командование, но этого не пожелал диктатор (то есть Гитлер. – Ред.).

Круг офицеров, участвовавших в подготовительных работах, был настолько узким для сохранения тайны, что командующий военной авиацией узнал о запланированной операции только после подписания директивы «Учение Везер». Геринг, который очень давно знал от Розенберга, что подготовка в этом направлении шла полным ходом, был глубоко уязвлен и пожаловался 2 марта Гитлеру на начальника Верховного командования вермахта, предположив, что тот исключил его по личным причинам. Прежде всего, Геринг высказался против любого подчинения соединений военной авиации группе XXI. 4 марта Йодль в разговоре с начальником Генерального штаба военной авиации генералом Ешоннеком добился согласия по организационной форме, что все участвующие в операции «Учение Везер» силы военной авиации подчиняются X авиационному корпусу и – соответственно требованиям группы XXI – должны получать приказы от главнокомандующего военной авиацией. Распоряжение от 14 марта принципиально урегулировало приказные отношения и разграничения трех родов войск.

Военные реформы проводилось поэтапно в течение целого десятилетия. По «Положению» 1864 года территория России была разделена на пятнадцать военных округов. Управления округа (артиллерийское, инженерное, интендантское, военно-медицинское) имели двойное подчинение – командующему войсками и соответствующим главным управлениям Военного министерства. По инициативе Милютина старое деление войск на корпуса упразднили, и высшей тактической единицей стала дивизия, однако через несколько лет корпуса восстановили. Военно-окружная реформа обеспечила оперативное руководство войсками с целью их быстрой мобилизации. В итоге реформы 1867 года была создана стройная система центрального военного управления, упразднены дублирующие структуры, аппарат министерства сократился почти на тысячу человек, вдвое уменьшилась канцелярская переписка. В 1868 году император утвердил «Положение о полевом управлении войск в военное время», которое уточняло функции главнокомандующего и его штаба, координацию их действий с окружными управлениями. Однако это нововведение страдало серьезными недостатками и на практике привело к излишней бюрократизации военного управления. «Положение» 1868 года считается специалистами наименее удачной реформой Милютина.

В 1914 г., когда Россия вступила в мировую войну, было необходимо решить вопрос о Верховном главнокомандующем. Николай II не хотел, чтобы назначение великого князя Николая Николаевича на этот пост состоялось в мирное время. По мнению генерала Ю.Н. Данилова, «Государь, который по вопросу о Верховном главнокомандовании в случае войны не давал в мирное время никаких указаний, лелеял, видимо, мысль о возложении этих обязанностей лично на себя»[178]. Однако эта идея императора не встречала сочувствия со стороны министров, за исключением военного министра В.А. Сухомлинова. Поэтому когда в первые дни войны на Совете министров, собранном в Петергофе, все присутствующие высказались против желания государя, Николай II решил временно не брать на себя обязанности Верховного главнокомандующего и возложил их на великого князя Николая Николаевича. 20 июля 1914 г. появился высочайший указ о назначении Верховным главнокомандующим действующей армии и флота великого князя Николая Николаевича. «Не признавая возможным, по причинам общегосударственного характера, стать теперь же во главе наших сухопутных и морских сил, привлеченных для военных действий, признали мы за благо…» Такими именно словами начинался упомянутый выше указ, ясно отмечавший временный характер назначения великого князя. Сам Николай Николаевич по этому поводу говорил генералу А.А. Поливанову еще в 1911 г.: «Я себя держу совершенно в стороне, я от этой должности отклоняюсь, а на Сухомлинова не рассчитываю»[179]. С данным решением императора была согласна и Александра Федоровна, которая 19 сентября 1914 г. писала супругу в Ставку: «…тебе лучше не быть сейчас во главе армии»[180].

Требовать вывода петроградских полков было удобнее от имени фронта, чем от имени тыловых канцелярий. Из этих соображений Керенский подчинил петроградский гарнизон главнокомандующему Северным фронтом Черемисову. Изымая столицу в военном отношении из собственного ведения как главы правительства, Керенский тешил себя мыслью, что подчиняет ее себе как Верховному главнокомандующему. В свою очередь генерал Черемисов, которому предстояло раскусить крепкий орех, искал помощи у комиссаров и комитетчиков. Общими силами выработан был план ближайших действий. На 17-е штаб фронта совместно с армейскими организациями вызывал в Псков представителей Петроградского совета, чтоб пред лицом окопов предъявить им свое требование в упор.

Война со Швецией победно завершилась. Часть армейских сил выводится с театра военных действий. В мае новоиспеченный полный пехотный генерал назначается главнокомандующим Финляндской армией и финляндским генерал-губернатором. В должностной иерархии Российской империи это были, в силу близости к столице, посты большой важности.

Начавшаяся 12 июня 1812 г. новая война с Наполеоном поставила русское государство перед выбором: победить или исчезнуть. Первый этап военных действий, ознаменовавшийся отступлением русских армий от границы, вызывал критику и негодование в сановном обществе Петербурга. Недовольный действиями главнокомандующего и военного министра М. Б. Барклая-де-Толли чиновный мир обсуждал возможную кандидатуру его преемника. Созданный царем для этой цели Чрезвычайный комитет из высших чинов империи определил свой выбор кандидата в главнокомандующие, основываясь «на известных опытах в военном искусстве, отличных талантах, а равно и на самом старшинстве». Именно исходя из принципа старшинства в чине полного генерала, Чрезвычайный комитет остановил свой выбор на 67-летнем М. И. Кутузове, который в своем возрасте оказался самым старшим генералом от инфантерии. Его кандидатура и была предложена царю на утверждение. Своему генерал-адъютанту Е. Ф. Комаровскому по поводу назначения Кутузова Александр Павлович сказал следующее: «Публика желала его назначения, я его назначил. Что же касается меня, то я умываю руки». 8 августа 1812 г. был издан высочайший рескрипт о назначении Кутузова главнокомандующим в войне с Наполеоном.

Перед первым походом в Восточную Пруссию великий князь Николай Николаевич заявлял о готовности начать движение на Берлин четырьмя армиями: первые две должны были атаковать немцев на север от Вислы, третья – на юг от этой реки и четвертая – на Позен и Бреслау1. Одним из первых распоряжений великого князя по армии был приказ Гвардейскому корпусу отправляться на Северо-Западный фронт, в распоряжение генерала П. К. Ренненкампфа2. Однако уже 25 июля (7 августа) гвардии, а также 1-му армейскому корпусу было предписано покинуть 1-ю армию и отправиться под Варшаву. Извещая главнокомандующего Северо-Западным фронтом генерал Я. Г Жилинского о решении Николая Николаевича (младшего), генерал Н. Н. Янушкевич четко отмечал: «Части войск, собираемые против Германии на левом берегу Вислы, как образующие авангард новой армии, полевые управления коей будут сформированы распоряжением Верховного главнокомандующего, включаются в состав войск Северо-Западного фронта, но должны оставаться под общим начальством старшего, в Вашем непосредственном ведении, вне зависимости от командующего 2-й армией. Необходимо теперь же приступить к подготовке тыла и снабжения войск, подлежащих переброске на левый берег Вислы»3.

1918 года СНК принял Декрет об организации Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ)[292], объявивший о роспуске русского и создании РККФ на единых с РККА политических и организационных принципах[293]. Реорганизация же заключалась в преобразовании 22 февраля 1918 года ВМК в Народный комиссариат по морским делам (НКМД), наделяемый функциями упраздняемых КВМД (в пределах ведения) и Морского министерства, а также роспуске Законодательного совета. В первом параграфе положения о Коллегии НКМД говорилось: «Морское ведомство ведает всем, относящимся до военного флота и морской обороны государства, получая надлежащие на то указания от правительства и Высшего военного совета[294]». Морское ведомство составляли: НКМД (включая ГМШ, МГШ и главные управления), флоты с входящими в их состав частями, приморскими крепостями, управлениями, учреждениями и заведениями и местные установления. Вскоре ГМШ был ликвидирован, а из его состава выделились главные управления по делам личного состава и военно-морских учебных заведений. Управление морским ведомством на правах главнокомандующего флотом осуществлялось Коллегией НКМД в составе Народного Комиссара (председатель, представлявший в ведомстве правительство) и четырех членов, в том числе двух военно-морских специалистов. НКМД проводил демобилизацию старого флота, создавал РККФ и руководил его боевой деятельностью в годы Гражданской войны и военной интервенции[295]. Непосредственное руководство военными действиями флота осуществлялось через МГШ, единственно уцелевший к тому времени орган управления старого флота. К этому времени на Балтийском флоте в составе Службы связи еще действовали достаточно сильные и эффективные силы и средства радиоразведки, включавшие в себя Радиостанцию особого назначения, 10 станций радиоперехвата и 10 радиопеленгаторных станций[296], расположенных на территории Эстонии, Латвии и Финляндии.

28 декабря: временно исполняющий должность Верховного главнокомандующего А.Ф. Мясников издал Приказ № 986, где говорилось: «Военная контрразведка в действующей армии существенно необходима в период боевых действий… В период перемирия… органы контрразведки, имея меньшую напряженность работы, могут быть значительно сокращены и упрощены без существенного вреда для дела».

Более того, выдвинутый Гитлером принцип разделения ответственности, так же как и его стремление не уступать никому из своих коллег дающее власть положение главнокомандующего, снижал эффективность командования. Главнокомандующий видом вооруженных сил, подчиняющийся лично Гитлеру, мог использовать свои личные связи с Верховным главнокомандующим ради потребностей своих людей, не уделяя особого внимания общим интересам. Из-за тесных связей Гитлера с главнокомандующим люфтваффе Герингом, а во второй части войны – также с главнокомандующим военно-морским флотом Дёницем предложения этих командующих, ввиду отсутствия влиятельных, не подверженных партийному влиянию советников, часто принимались в ущерб сухопутным войскам.

Приблизительно в том же виде, как и в Германии, представлялась экономическая разруха и в России в период Великой войны, как то установлено разведыванием учрежденной приказом начальника штаба Верховного главнокомандующего генерал-адъютанта Алексеева 31 мая 1916 г. моей комиссии для борьбы с военными, шпионами и мародерами тыла. В район этой комиссии входила не только территория Европейской России, но и оккупированная часть Персии.

Командование Кавказской армии на совещании 1 декабря вынуждено было признать глубокое разложение армии и полную утрату боеспособности. На этом же совещании принято решение немедленно приступить к формированию национальных частей для спасения ситуации на фронте. Предполагалось перебрасывать на Кавказ все части, которые изъявят желание на добровольных началах вступить в национальные соединения. Однако опять речь шла о русском, грузинском и армянских корпусах. В начале декабря из штаба Кавказского фронта последовало предложение о мусульманизации отдельных частей, в первую очередь 219-го пехотного запасного полка. Закавказский комиссариат и Краевой совет Кавказской армии поддержали это предложение. Соответствующий приказ появился 18 декабря, в тот же день комиссариат объявил о создании новой армии, включавшей в себя и Мусульманский корпус. Именно 18 декабря 1917 года можно признать датой фактического возникновения будущей азербайджанской армии, созданной на базе Мусульманского корпуса. Формирование корпуса из мусульман Закавказья было официально начато на следующий день согласно приказу № 155 главнокомандующего войсками Кавказского фронта генерала от инфантерии М.А. Пржевальского.

В результате совещания при Ставке о мерах к поднятию боеспособности в армии, в Ставке учреждена должность комиссара при штабе Верховного главнокомандующего; комиссаром назначен бывш. комиссар Северного фронта В.Б. Станкевич, который в телеграммах, разосланных им главнокомандующим и командующим армиями, свои задачи видит в «создании условий, облегчающих боевую работу командного состава»; в телеграммах на имя всех фронтовых и армейских комитетов Станкевич указывает, что главной задачей его деятельности является тесное единение войсковых организаций с командным составом и комиссарами, что должно служить лучшим средством к поднятию боеспособности армии и преодолению невзгод, связанных с войной («Народное слово», № 102).

За более чем 30-месячный период моей работы в должности начальника Генерального штаба, а в дальнейшем и в бытность членом Ставки она полностью в утвержденном ее составе при Верховном Главнокомандующем ни разу не собиралась. На протяжении всей войны стратегические решения, направляемые в войска в виде директив Ставки, рассматривались Политбюро ЦК нашей партии и Государственным Комитетом Обороны, всецело осуществлявшими руководство вооруженной борьбой и деятельностью тыла страны, с привлечением в каждом отдельном случае необходимых для данной цели ответственных военных и гражданских работников.

Начальник штаба Главковерха генерал от инфантерии Н. Н. Янушкевич не имел должного опыта стратегического планирования. Следует отметить отсутствие на момент начала войны завершенного плана стратегических операций. Существовавшие на тот момент планы исходили из вероятности ведения войны против Австро-Венгрии и Германии одновременно. Еще в 1912 г. обсуждалась возможность нанесения главного удара по Австро-Венгрии, для чего следовало сосредоточить все силы Киевского и Одесского округов на границе и, если противник, воспользовавшись незавершенностью мобилизационного развертывания, первым начнет наступление на российскую территорию, то нанести сильный контрудар, перенося военные действия на территорию Галиции и Буковины. Эти планы были изложены будущим начальником штаба Верховного Главнокомандующего генерал-лейтенантом М.В. Алексеевым в докладе «Общий план войны». В нем Алексеев критически оценивал официальный план, принятый в 1910 г. военным министром, генералом от кавалерии В. А. Сухомлиновым.

Согласно «Учреждению», главнокомандующий большой действующей армией пользуется неограниченной властью в армии, так как он «представляет лицо императора» и облекается императорской властью[246]. Впервые главнокомандующий получил ту «полную мочь», о которой в свое время мечтали П. А. Румянцев и А. В. Суворов. Главнокомандующий управляет армией через Главный полевой штаб, состоящий из четырех «главных отделений»: Управления начальника Главного штаба; Полевого артиллерийского отделения; Полевого инженерного отделения; Интендантского отделения[247].

Из документов фонда ВУА следует отметить отчеты о деятельности разведотделения штаба главнокомандующего за 1904 и 1905 гг., переписку военных агентов с Главным штабом, штабом Приамурского военного округа и штабом наместника, а также ряд других документов об организации разведки в Японии и на театре военных действий. Особого внимания заслуживает дело, озаглавленное «Сведения о распоряжениях, сделанных по главным управлениям Военного министерства по обеспечению Дальневосточных войск в течение войны»[10], где содержится конспект всех вышеуказанных распоряжений, а также полная информация о том, какие виды вооружений, продовольствия, обмундирования и снаряжения, когда и в каком количестве отправлялись на Дальний Восток. Этот источник имеет неоценимое значение при изучении вопросов, связанных с работой главных управлений Военного министерства в период Русско-японской войны.

После захвата 25 октября (7 ноября) 1917 г. власти большевиками А. Ф. Керенский подписал 1(14) ноября распоряжение о назначении генерала Н. Н. Духонина на должность Верховного Главнокомандующего. Новый Верховный Главнокомандующий, считая незаконным Временное рабоче-крестьянское правительство во главе с В. И. Лениным (Ульяновым), отказался выполнить его предписание «обратиться к военным властям неприятельских армий с предложением немедленного приостановления военных действий в целях открытия мирных переговоров». Поэтому Николай Николаевич 9 (22) ноября был отстранен от должности.

Несмотря на то, что Круглов С.Н. находился в войсках, руководство Наркомата внутренних дел не забывало о нём, и в столь горячее время приказом от 7 августа 1941 года опытный в кадровых делах заместитель наркома был назначен председателем Центральной аттестационной комиссии НКВД СССР. Очевидно, вопрос о кадрах был крайне важен в связи со сложившейся фронтовой обстановкой и неожиданной сдачей в плен значительной части армии во главе с восемью десятками генералов и почти двумястами тысячами командиров. Видимо, эти, не известные нам ранее, чрезвычайные обстоятельства вынудили Сталина И.В. сделать заявление о том, что «у нас нет военнопленных, у нас есть изменники Родины». Наркомату внутренних дел поручили создать фильтрационные лагеря для проверки военнослужащих, возвращавшихся из плена или побывавших на территории, занятой противником. Приказом Верховного Главнокомандующего до сведения всех находившихся на фронте красноармейцев и командиров доводилось, что их семьи в тылу становились заложниками их поведения на фронте. В случае сдачи в плен родственники могли подвергнуться репрессиям. За отказ от выполнения боевого приказа военнослужащий мог жестоко караться, вплоть до расстрела на месте [52].

Во время боевых действий 1812 года все чиновники «Особенной канцелярии», помимо своих непосредственных обязанностей, выполняли самые разные поручения военного руководства. На этот период «Особенная канцелярия» превратилась, по существу, в часть собственной канцелярии Главнокомандующего 1-й Западной армии Барклая де Толли. До оставления Москвы Закревский возглавлял сотрудников «Особенной канцелярии» в полевых условиях. Лично отличился в сражениях под Витебском и Смоленском а также в Бородинском сражении. Его храбрость и исполнительность постоянно отмечались Барклаем де Толли.

Французский военный министр того времени А. Мильеран не выразил сочувствия этой идее, опасаясь, по-видимому, в результате принятия этого плана неизбежного ослабления войск на французском фронте. Русская Ставка, на заключение которой был передан этот вопрос, также встретила английское предложение с чувством некоторого недоверия. В самом деле, к этому времени державы Согласия в результате работы своей дипломатии должны были уже прийти к определенному выводу о невозможности, при господствовавших в балканских государствах настроениях, ожидать от этих государств какого-либо добровольного соглашения в целях объединенных действий. При отсутствии же такового и в случае всегда возможной военной неудачи войск союзников, престиж их мог подвергнуться большому испытанию, что представляло бы большие опасности для дела держав Согласия, именно на Балканском полуострове. Поэтому русский Верховный главнокомандующий признавал возможным лишь в целях некоторого нравственного воздействия согласиться на отправку в состав сербской армии того казачьего полка, который был подготовлен раньше к перевозке в Англию. Лишь под особым давлением в штабе Верховного главнокомандующего нашли дополнительно возможным, в случае необходимости, усилить этот казачий полк бригадой пехоты.

После июльских событий Совет Союза казачьих войск не мог не втянуться в политическую борьбу. В отличие от Временного правительства в Петрограде за ним стояла вполне реальная сила – три Донских казачьих полка (1-й, 4-й и 14-й). Это вынуждало власть считаться с казаками. 11 июля Дутов передал в правительство резолюцию Совета о поддержке телеграммы Л.Г. Корнилова о введении смертной казни. 12 июля правительство приняло соответствующее постановление, а 24 июля Корнилов был назначен Верховным главнокомандующим. 19 июля члены Совета представились министру-председателю А.Ф. Керенскому328. 21 июля Дутов принял участие в совещании в Зимнем дворце по вопросу о полномочиях Керенского. В конце июля помещение Совета посетил управляющий военным министерством Б.В. Савинков, который о чем-то долго беседовал с Дутовым, причем войсковой старшина А.Н. Греков, зашедший на некоторое время в кабинет Дутова, куда Греков имел свободный доступ, в конце беседы, услышал, что разговор касался деятельности Корнилова329. Впереди были драматические события.

Было бы ошибочно думать, что армия являлась вполне подготовленной для восприятия временной «демократической республики», что в ней не было «верных частей» и «верных начальников», которые решились бы вступить в борьбу. Несомненно, были. Но сдерживающим началом для всех их являлись два обстоятельства: первое – видимая легальность обоих актов отречения, причем второй из них, призывая подчиниться Временному правительству, «облеченному всей полнотой власти», выбивал из рук монархистов всякое оружие, и второе – боязнь междуусобной войной открыть фронт. Армия тогда была послушна своим вождям. А они – генерал Алексеев, все главнокомандующие – признали новую власть. Вновь назначенный Верховный главнокомандующий, великий князь Николай Николаевич, в первом приказе своем говорил: «Установлена власть в лице нового правительства. Для пользы нашей родины я, Верховный главнокомандующий, признал ее, показав тем пример нашего воинского долга. Повелеваю всем чинам славной нашей армии и флота неуклонно повиноваться установленному правительству через своих прямых начальников. Только тогда Бог нам даст победу».

30 ноября Военно-революционный комитет при Ставке принял «Проект положения о демократизации армии» и в тот же день телеграфно довел его до сведения войск. 1 декабря проект был опубликован. Всем солдатским комитетам, главнокомандующим фронтами, командующим армиями, командирам корпусов, дивизий и полков предписывалось впредь до утверждения положения о демократизации армии руководствоваться этим проектом[61].

Кто в армии самый главный: твой первый непосредственный начальник или Президент?

Содержание

  • 1 Кто в армии самый главный: твой первый непосредственный начальник или Президент?
    • 1.1 Традиционные звания в армии
    • 1.2 За сколько можно стать генералом?
    • 1.3 Каким должен быть человек, возглавляющий армию
    • 1.4 Какие существуют воинские формирования

Каждая структура имеет определённую цепочку из людей, которым присвоено то или иное звание, в зависимости от которого определяются и права, и обязанности. Рассматривая армию можно увидеть множество различных званий, нося которые, человек получает право на те или иные действия. Кроме этого, в армии существуют армейские должности, которые, кстати, играют куда более важную роль, нежели звание.

Армия является государственной структурой, поэтому самым главным человеком является президент. Еще его называют Верховным Главнокомандующим. Он, имея все полномочия, отдаёт какие-то приказы, направленные на массовое улучшение структуры в целом. Благодаря президенту военное дело развивается, не стоит на месте. (Если президент у нас хороший, конечно)

Думаю, что с этим вопросов возникнуть не должно, а если все-таки возникли, то советую озвучить их прямо сейчас в комментариях под этим постом.

Те из вас, кто уже отслужили или служат сейчас, знают, что в армии все обычные для гражданской жизни вещи только кажутся обычными. В армии не бывает чего-то обычного или простого. С ответом на вопрос «Кто в армии главный?» такая же история. Давайте окунемся в детали этого вопроса более детально. Начнем со званий.

Традиционные звания в армии

[tds_info]Я уже писал отдельную большую статью на сайте про звания и погоны армии России. Если вас особо интересует именно этот вопрос — то советую переходить по ссылке и читать одноименную статью. Если же вас интересует разгадка вопроса «Кто в армии самый главный», тогда читайте дальше.[/tds_info]

Маршал – воинское звание, которое присуждают особому человеку за какие-то грандиозные заслуги. Думаю, что вы со мной согласитесь, что таких людей можно смело называть героями. Важность звания в том, что оно идёт сразу после президента страны (Верховного Главнокомандующего). Человек в этом звании решает важные вопросы, которые касаются всего воинского формирования страны.

Сразу после маршала идёт человек со званием генерал армии. Оно присваивается тому, кто возглавляет пост высшего командного состава армии.

Генерал-полковник – это третье по старшинству генеральское звание. Получить такое звание довольно сложно, так как необходимо иметь особые заслуги за героические подвиги и действия, совершённые с целью защиты родного государства.

Это 3 высших звания в армии России. Встретить людей с такими погонами просто на улице невозможно. У каждого из них есть, как минимум, свой личный вертолет. Ну и работают они, как вы понимаете, тоже не в обычных воинских частях, в которых мы (обыкновенные солдаты) проходим срочную службу.

За сколько можно стать генералом?

Этот вопрос желающие поскорее достичь небывалых высот парни задают мне довольно часто. Думаю, что где-то раз в 2 недели какой-нибудь паренек пишет. Поэтому я решил ответить на него отдельно.

Генерал в армии России – это уважаемый человек, который получил звание не просто так, а за заслуги. Кроме этого следует понимать, что необходимо обладать большим умом. Как минимум понадобится высшее военное образование, без которого генеральские звёзды вряд ли посыплются на погоны. Плюс к этому есть определённое время, спустя которое человек может получить звание. Генералом можно стать после 40 лет, но это в самом лучшем случае.

Генерал армии

Но можно пойти и другой дорогой. Как это сделали, например, Рамзан Кадыров и Сергей Шойгу. Каждый из них добывал генеральские погоны своим путем, но факты не лгут. В истории России (той, что появилась после развала СССР) на сегодняшний день самым молодым генералом является Рамзан Кадыров. На момент получения генеральского чина ему было всего тридцать три года. Назначение состоялось в 2009-ом году. Так руководство России отметило его заслуги в борьбе с банд-формированиями в Чечне.

Еще одним молодым генералом России является Сергей Шойгу. В 1993-ем году он, как глава российского МЧС, получил звание генерал-майора. На тот момент Шойгу было всего тридцать семь лет.

Каким должен быть человек, возглавляющий армию

Возглавлять армию – это не совсем просто. Мне так кажется! В первую очередь командующий армией должен быть уверенным в себе человеком, который всегда готов принять неординарное решение. Не только уверенность, но и способность думать, принимать решения должны присутствовать у возглавляющего армию. Краткий в своих словах, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный – все те черты, без которых хорошего командующего не получится.

Какие существуют воинские формирования

Армия – это одно из самых крупных формирований, однако есть и те, которые имеют более мелкие масштабы. Самым маленьким является отделение. В нём людей меньше всего.

[tds_info]Если вы хотите узнать о других воинских формированиях подробнее, то советую вам прочитать статью Сколько человек в роте, батальоне, отделении и так далее. А я пока расскажу о том, зачем вам понадобится эта информация.[/tds_info]

Давайте разберем несколько кейсов.

  1. Вы — солдат, который только начал службу. Первый непосредственный ваш начальник — это младший сержант, который по должности является командиром вашего отделения. Он отдает вам простой приказ. Например, передать заместителю командира роты важную информацию, которая только что поступила из штаба. Вы бежите сломя голову по казарме в поисках заместителя командира роты и натыкаетесь на командира роты, который отдает вам другой приказ. Как быть?
  2. Вы — заместитель командира батальона. Только что вам отдал приказ ваш непосредственный начальник — командир батальона. При выполнении приказа вы получаете другой приказ от командира полка, но выполнить предыдущий приказ еще не успели. Что делать?
  3. Вы — полковник Вооруженных Сил Российской Федерации. Служите в штабе и получаете приказ от своего начальника, на выполнение которого у вас есть 1 час. Затем в ходе этого часа вам поступает другой приказ от Министра обороны РФ. Как поступить правильно?

Если бы я не служил, то точно ответил во всех трех случаях одинаково. Мой ответ был бы типа бросить выполнение первого приказа и заняться выполнением нового. Ведь во всех трех обозначенных нами случаях приказы отдают люди, которые имеют должность выше того человека, который отдал первый приказ.

Но с точки зрения Устава российской армии этот поступок будет не совсем верным. По Уставу вы не просто должны приступить к выполнению нового приказа, но и предупредить лицо, отдавшее вам новый приказ о том, что уже выполняете приказ своего начальника. Назвать его и озвучить приказ, конечно.

Только после этого, если человек, который отдал вам второй приказ не передумает, услышав новую для себя от вас информацию, вы должны приступить к выполнению нового приказа. И то не забыть при этом предупредить своего начальника, который отдал первый приказ, о том, что теперь вы выполняете новый приказ. И также назвать должность и сам приказ, конечно. Чтобы не услышать дополнительные вопросы в ответ.

Надеюсь, что вы сразу поняли, о чем я говорю. Если нет — то вот вам простая последовательность действий.

  1. Предупредить о том, чей приказ вы уже выполняете.
  2. Если второй приказ подтверждается — то предупредить того, кто отдал вам первый приказ.
  3. Выполнить второй приказ.

[tds_warning]Обращаю ваше внимание на то, что эта схема относится только к тем случаям, когда второй приказ вы получаете от человека, который является выше отдавшего первый приказ по должности. И не всегда это означает, что он будет выше и по званию тоже.[/tds_warning]

Надеюсь, что после такого детального разбора у вас не останется сомнений в том, кто в армии самый главный. Если же какие-то непонятные моменты остались, то прошу не стесняться и смело озвучить их в комментариях к посту. Буду рад ответить для вас на все вопросы. Задавайте прямо сейчас!

Благодарю за внимание,

Автор блога об армии «Армия: взгляд изнутри»,

сержант запаса Сувернев.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка…

Пожалуйста, оцените статью:

Загрузка…

Сохранить себе или поделиться с друзьями:

Командующий[1], термин[2] в военном деле России:

  1. военный начальник (военачальник) (официальное должностное лицо, должность с добавление чем командует) в вооружённых силах (ВС) государства, на которого вышестоящим начальством (министр обороны, глава государства, Верховный главнокомандующий) возложено командование (управление, руководство) войсками, объединением, родом войск (сил) ВС государства, так же военнослужащий назначенный на эту должность;
  2. составная часть (одно из слов) наименования воинской должности или воинского звания (РККА) военнослужащего;

В Вооружённых силах существуют следующие категории командующих, представлены не все:

  • Командующий армией;
  • Командующий армейской группой (в некоторых ВС государств);
  • Командующий группой армий;
  • Командующий флотилией;
  • Командующий родом войск;
  • Командующий родом сил (командующий силами);
  • Командующий войсками округа (военного, пограничного, ПВО, жандармов, внутренних войск);
  • Командующий войсками фронта;
  • Командующий флотом;
  • Командующий театром военных действий, в англосаксонском военном деле.

Некоторые любители применять военные термины используют его как попало.

Сидеть в кресле Командующего — одна из самых почётных должностей … .

Содержание

  • 1 Должность ВС России
    • 1.1 Имперский период
    • 1.2 Советский период
    • 1.3 Федеральный период
  • 2 Шри-Ланка
  • 3 Латвия
  • 4 Звание ВС России
  • 5 Примечания
  • 6 См. также
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Должность ВС России

Имперский период

Интересное определение Командующего, в военном деле России того периода, начальник строевой части (современность: строевой командир), не утверждённый в должности, а временно исполняющий обязанности по должности (ВрИД) до утверждения. Например: должность командира гвардейского полка положена в чине генерал-майора, и если на эту должность назначается военнослужащий в чине полковника, то, впредь до его производства в должность, он именуется Командующим полком.[3]

Советский период

В ВС СССР имелись:

  • Командующий войсками армии (ударной, ОН, танковой, воздушной, ПВО, конной, трудовой (до 1946 года)
  • Командующий армией (танковой, ракетной, воздушной, ПВО)
  • Командующий армейской группой
  • Командующий группой армий
  • Командующий флотилией
  • Командующий родом войск:
    • Командующий ВВС РККА
    • Командующий артиллерией РККА ВС СССР;
    • Командующий бронетанковыми и механизированными войсками РККА ВС СССР;
    • Командующий ВДВ РККА ВС СССР;
    • Командующий ИВ ВС СССР;
    • Командующий ЖДВ ВС СССР;
  • Командующий родом сил (командующий силами)
  • Командующий войсками округа (фронта)
  • Командующий флотом:
    • Командующий ЧФ ВМФ ВС СССР;
    • Командующий БФ ВМФ ВС СССР;
    • Командующий СФ ВМФ ВС СССР;
    • Командующий ТОФ ВМФ ВС СССР;

Федеральный период

В ВС России, на данный момент, имеются:

  • Командующий РВСН ВС России;
  • Командующий ВВКО ВС России;
  • Командующий ВДВ ВС России;
  • Командующий войсками командования противовоздушной и противоракетной обороны;
  • Командующий войсками оперативно-стратегического командования воздушно-космической обороны;
  • Командующий войсками космического командования;
  • Командующий Дальней авиацией;
  • Командующий войсками округа
  • Командующий ЧФ ВМФ ВС России;
  • Командующий БФ ВМФ ВС России;
  • Командующий СФ ВМФ ВС России;
  • Командующий ТОФ ВМФ ВС России;
  • Командующий войсками РК внутренних войск МВД России

Шри-Ланка

  • Командующий армией

Латвия

  • Командующие НВС Латвии

Звание ВС России

Командарм — командующий армией, в 1935 — 1940 годы, в СССР, существовало воинское звание командарм, которое не надо путать с сокращённым названием должности командующего армией.

Примечания

  1. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова, Толковый словарь Ожегова, 1949 — 1992 годов.
  2. Словарь военных терминов. — М.: Воениздат, Состовители А. М. Плехов, С. Г. Шапкин. 1988 год;
  3. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890 — 1907 годов;
П: Портал «Военное дело»
wikt: командующий в Викисловаре?
q: Командующий в Викицитатнике?
s: ЭСБЕ/Командующий в Викитеке?
commons: Category:Commanding officer на Викискладе?
n: Командующий в Викиновостях?

См. также

  • Командир
  • Главнокомандующий
  • Главноначальствующий
  • Верховный главнокомандующий

Литература

  • Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890 — 1907 годов;
  • С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова, Толковый словарь Ожегова, 1949 — 1992 годов.
  • Иллюстрированное описание обмундирования и знаков различия Красной и Советской Армии (1918—1945 гг.), составитель О. В. Харитонов, Ленинград (Л..), Артиллерийский исторический музей ГАУ МО СССР, 1960 год;
  • А. П. Белобородова (под общей редакцией), Справочно-статистические материалы: Военные кадры Советского государства в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг., Москва (М..), Воениздат (ВИ), 1963 год;
  • Советская военная энциклопедия, том (т.) 3, М.., ВИ, 1978 год;
  • Военный энциклопедический словарь, (М..), ВИ, 1984 год;
  • Словарь военных терминов. — М.: Воениздат, Состовители А. М. Плехов, С. Г. Шапкин. 1988 год;
  • Методическое пособие по справочной работе в ЦАМО России, Подольск, издательство ЦАМО, 1995 год;
  • К. А. Калашников, В. И. Феськов, А. Ю. Чмыхало, В. И. Голиков, Статистический сборник: Красная Армия в июне 1941 год; Томск, Издательство ТГУ, 2001 год;

Ссылки

  • Словарь военных терминов. — М.: Воениздат, Состовители А. М. Плехов, С. Г. Шапкин. 1988 год

Единоначалие. Командиры (начальники) и подчиненные. Старшие и младшие

Единоначалие. Командиры (начальники) и подчиненные.

Старшие и младшие

33. Единоначалие является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.

34. По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными.

Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Он должен быть для подчиненного примером тактичности, выдержанности и не должен допускать фамильярности и предвзятости по отношению к нему. За действия, унижающие честь и достоинство подчиненного, начальник несет ответственность.

Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника.

Лица гражданского персонала Вооруженных Сил, замещающие воинские должности, являются начальниками для подчиненных в соответствии с замещаемой штатной должностью.

35. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно, являются прямыми начальниками.

Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником.

36. По своему воинскому званию начальниками являются проходящие военную службу:

маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота — для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

генералы, адмиралы, полковники и капитаны 1 ранга — для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

старшие офицеры в воинских званиях подполковника, капитана 2 ранга, майора, капитана 3 ранга — для прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

младшие офицеры — для сержантов, старшин, солдат и матросов;

прапорщики и мичманы — для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части;

сержанты и старшины — для солдат и матросов одной с ними воинской части.

37. Военнослужащие, которые по своему служебному положению и воинскому званию (статьи 35 и 36 настоящего Устава) не являются по отношению к другим военнослужащим их начальниками или подчиненными, могут быть старшими или младшими.

Старшинство определяется воинскими званиями военнослужащих.

Старшие по воинскому званию в случае нарушения младшими воинской дисциплины (правил поведения, ношения военной формы одежды, выполнения воинского приветствия и др.) должны требовать от них устранения этого нарушения. Младшие по воинскому званию обязаны беспрекословно выполнять эти требования старших.

38. При совместном исполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены командиром (начальником), старший из них по воинской должности, а при равных должностях старший по воинскому званию является начальником.

Армия – это организованная система, в которой военнослужащие выполняют определенные задачи. Важным элементом этой системы является руководящий состав. В армии есть два основных руководителя: командующий и командир.

Командующий – это высшее руководящее лицо в военном подразделении. Он отвечает за управление всеми видами деятельности, обеспечивает выполнение задач и распоряжений, выдвигает планы и рекомендации для повышения боевой готовности войск. Командующий проводит стратегический анализ и подготавливает планы для более эффективного экипирования и обучения военнослужащих.

Командир – это лицо, которое располагает непосредственным руководством войсками на местах. Он командует подразделением и контролирует его работу, непосредственно возглавляет боевые действия и мероприятия, контролирует выполнение приказов и инструкций. Командир является связующим звеном между командующим и бойцами, ответственным за принятие решений в условиях боевой обстановки и за жизнь своих военнослужащих.

Командующий и командир играют важную роль в армии. Они не могут успешно осуществлять свои задачи отдельно друг от друга. Лишь скоординированные действия обоих руководителей могут привести к успеху и достижению целей, поставленных перед ними.

Особенности руководства в армии: роль командующего и командира

В армии существует два уровня руководства: командующий и командир. Командующий является высшим руководителем военной операции и отвечает за стратегические решения. Командир же возглавляет подразделение на местности и решает тактические задачи в рамках операции.

Командующий отвечает за планирование и координацию всей операции, а также за подготовку и обучение войск. Он ориентируется на общую картину и стремится к достижению главной цели. Командир же работает всего с несколькими подразделениями и знает каждого своего бойца. Он отвечает за выполнение задач в рамках своего подразделения и контролирует выполнение задач каждым бойцом.

Командующий и командир имеют разные подходы к решению проблем. Командующий может принимать решения в условиях неопределенности, тогда как командир должен решать задачи в условиях необходимости максимально быстро и эффективно.

При этом, командующий и командир работают в тесной связке и должны точно понимать свои роли в работе. Подчиненные должны также понимать различия между командующим и командиром и следовать их указаниям, чтобы действия были координированными и эффективными.

Роль командующего в армии

Командующий — это высшее звено в военной иерархии, отвечающее за руководство всеми военными операциями. Его главная роль состоит в поддержании боеспособности и готовности армии к любым задачам, а также в принятии стратегических решений.

Командующий распределяет войска по задачам, устанавливает приоритеты в боевых действиях и изучает сложности, с которыми может столкнуться армия. Он также отвечает за обеспечение военной безопасности, контролирует выполнение заданий и устанавливает строгие правила дисциплины.

Для эффективного руководства военной операцией, командующий должен обладать высоким уровнем профессионализма и знаний в области военного дела. Он должен быть умелым стратегом и тактиком, а также уметь принимать важные решения в критических ситуациях.

Роль командующего в армии не только связана с военными операциями, но и с социальной ответственностью перед своими подчиненными. Командующий должен быть заботливым и бережным по отношению к своим солдатам, предоставлять им необходимые условия для жизни и выполнения задач, а также быть готовым к поддержке и помощи в любой момент.

Кто такой командир и каковы его функции

Определение

Командир – это должностное лицо, которое непосредственно командует военнослужащими в частях и подразделениях Вооруженных Сил РФ. Он является ответственным за обеспечение боевой готовности своего подразделения и выполнение поставленных задач.

Функции

Основная функция командира – это управление своим подразделением. Он определяет порядок выполняемых задач и контролирует их выполнение. Командир также отвечает за дисциплину в частях и подразделениях, участвует в подготовке военнослужащих к военным действиям.

Еще одна важная функция командира – это организация боевой подготовки своих подчиненных. Он контролирует обучение военнослужащих, проводит базовую подготовку и тренировки, готовит их к военным действиям. Кроме того, командир отвечает за сохранность военной и материальной техники, находящейся на боевом хранении в его подразделении.

Заключение

Командир – это важный звено в системе управления Вооруженных сил РФ. Ему доверяется ответственное задание – обеспечить боевую готовность своего подразделения и выполнение поставленных задач. В сложных условиях военных действий, командир является ведущей фигурой в поддержании боевой морали, дисциплины и подходов.

Отличия между командующим и командиром

В армейской иерархии наиболее высокую должность занимает командующий. Он отвечает за весь фронт военных действий и принимает стратегические решения.

Командир, в свою очередь, руководит конкретным подразделением. Он отвечает за четкую и скоординированную работу своей команды в соответствии с поставленными задачами.

Одна из главных особенностей руководства командующего заключается в том, что он не имеет прямого контакта с солдатами. Он передает свои приказы через промежуточные звенья, такие как командиры подразделений.

Командир же находится в тесном контакте со своей командой и имеет прямую связь со своими подчиненными. Важной частью его работы является мотивация и контроль над командой, которые необходимы для достижения целей в установленные сроки.

Таким образом, главное отличие между командующим и командиром заключается в их роли в системе управления армейским подразделением и уровне ответственности, а также в различии в способах общения и контроля над подчиненными.

Требования к командующему в армии

Командующий является высшим начальником армии. От него зависят не только успехи в боевых действиях, но и жизнь и здоровье воинов. Поэтому к нему предъявляются высокие требования.

  • Профессионализм. Командующий должен владеть всеми знаниями, необходимыми для управления армией, а также понимать ход военных операций и технические характеристики вооружения. Именно знания и опыт помогут ему принимать верные решения в экстренных ситуациях.
  • Лидерские качества. Командующий должен уметь вести людей за собой, обладать харизмой и умением мотивировать союзников к достижению общей цели.
  • Организаторские способности. Командующий должен уметь планировать и координировать действия подчиненных, а также учитывать возможные риски и создавать систему безопасности как для личного штаба, так и для всей армии.
  • Мужество. Командующий должен быть мужественным и готовым лично возглавить стратегические мероприятия и сами боевые действия.
  • Дисциплина. Командующий – это пример для всей армии, поэтому он должен не только четко выполнять приказы и держать подчиненных в тонусе, но и сам являться примером дисциплинированности.

Требования к командиру в армии

Командир – это человек, на которого возложена ответственность за подготовленность и боеспособность своего подразделения. Для того, чтобы быть хорошим командиром, необходимо соответствовать определенным требованиям.

  • Лидерские качества. Командир должен быть лидером для своих подчиненных. Ему необходимо обладать умением вести людей к поставленной цели, мотивировать их и установить доверительные отношения.
  • Знание своего дела. Командир должен прекрасно знать свою должность, свое подразделение и его возможности. Он должен обладать техническими знаниями и уметь правильно распределять ресурсы.
  • Умение принимать решения. Командир должен оперативно принимать решения в критических ситуациях. Ему необходимо иметь четкое понимание ситуации и уметь быстро оценивать риски.
  • Ответственность. Командир несет ответственность за успех или неудачу своего подразделения. Он должен быть готов принимать на себя ответственность за свои действия.

Обучение командующих в армии

Курсы повышения квалификации

Для становления военных лидеров, должностных лиц и командующих в армии, существуют специализированные курсы повышения квалификации. Они предназначены для обучения всех необходимых навыков и знаний, которые необходимы для разработки стратегии военных операций, организации защиты страны, обеспечения государственной безопасности и т.д.

Обучение кадров на полигоне

На полигонах военнослужащим обучают руководству боевыми приемами и техникой стрельбы, а также организации боевых действий в условиях ближнего и дальнего боя. Это позволяет подготовить командира не только к теории, но и к практической работе со своими подчиненными.

Образовательные программы на факультете

Командующие армии, как правило, имеют высшее образование, поэтому неизбежно важно уделить внимание вузовскому образованию в данной области. Как результат, в России существует несколько военных академий, где обучаются будущие командиры. Образовательная программа включает в себя изучение базовых знаний и практических навыков, связанных с проведением военных операций, таких как организация воинского подразделения и организация боевых действий в условиях искусственного конфликта.

Участие в миротворческих миссиях

Участие в миротворческих миссиях является одним из самых эффективных способов подготовки высококвалифицированных командиров. Военнослужащие получают подготовку в организации гуманитарной помощи на месте конфликта, а также в организации и координации группы миротворцев. Этот вид обучения значительно повышает уровень квалификации командующих и развивает навыки в области стратегического мышления и стратегии военных операций.

Обучение командиров в армии

Теоретический курс

Первым этапом обучения будущих командиров является теоретический курс, который включает в себя изучение таких дисциплин, как тактика, стратегия, боевая подготовка, военное право, психология и др. Преподавание проводится специалистами-офицерами, имеющими большой опыт в службе и командовании. Ключевыми элементами теоретического курса являются лекции, дискуссии, семинары и самостоятельная работа студентов.

Практическая подготовка

После завершения теоретической подготовки, командирам предстоит проходить практическую подготовку. На этом этапе обучения будущие командиры знакомятся с техникой и вооружением, практикуются в командовании отделениями и взводами, участвуют в тактических учениях и испытаниях новых моделей военной техники. Практическая подготовка заканчивается испытанию будущих командиров при постановке на управление тренировочным боем.

Дополнительное обучение

В современной армии командиров обычно обучают не только военным дисциплинам, но и другим, которые могут быть полезны в повседневной жизни и в будущей гражданской карьере. Так, часто будущим командирам читают курсы по руководству, управлению, деловой коммуникации и другим навыкам, которые могут пригодиться в гражданской жизни после службы. Важной частью дополнительного обучения является изучение иностранных языков для осуществления международного сотрудничества.

  • Итоги обучения
    • После успешного прохождения обучения командир получает звание офицера.
    • Командир готов к управлению личным составом и выполнению задач на поле боя.
    • Во время службы командир продолжает обучаться, участвуя в учениях и тренировочных боях.

Кто может стать командующим или командиром в армии

Для того чтобы стать командующим в армии, необходимо иметь огромный опыт в военном деле и знать теорию науки военного дела отлично. Кроме этого, необходимо иметь высшее военное образование и большой практический опыт управления войсками.

В то же время стать командиром в армии может любой человек, прошедший службу по контракту. Но чтобы стать настоящим командиром, необходимо проявлять высокий профессионализм, обладать лидерскими качествами и умение принимать трудные решения.

Кроме того, для становления в должности командира второго ранга или более, необходимо иметь высшее образование, проходить специальную службу и иметь высокие результаты в управлении подразделениями.

Важно отметить, что в армии крайне ценятся уважение и доверие солдат к своему командиру и командующему, поэтому особое внимание уделяется не только профессиональным качествам, но и личностным качествам и моральным ценностям кандидатов на эти должности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ok sept дезинфицирующее средство инструкция по применению
  • Как заплатить налог с продажи автомобиля через госуслуги инструкция
  • Руководство организации надеется что таким образом они могут остановить рост очереди в детские сады
  • Педагогическое руководство коллективом макаренко
  • Почечный чай эвалар био инструкция по применению