Как классное руководство группой

Опыт работы классного руководителя группы 3 ФК

Павловского филиала ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж» Титовой Елены Владимировны 

Влияние наследственности и среды

корректируется воспитанием

В.В. Зельновский

В ХХI веке российское общество остро ощутило глобальный кризис, который охватил не только все социальные, производственные, политические, экономические и другие сферы, но и самого человека — его сознание, чувства, поведение. Новые исторические условия выдвинули ряд проблем, важность которых стала очевидна в воспитательной работе классных руководителей образовательных учреждений. В современной жизни молодежи наблюдается снижение общего уровня образованности и воспитанности, радикальное изменение ценностных ориентаций, безыдейность, негативное отношение к общественно полезной деятельности, безнравственное и асоциальное поведение, тяжелые социальные условия, толкающие подростков на преступления. И эти проблемы не случайны, так как сознание вступающего в жизнь молодого поколения, естественно, подвержено противоречиям и сомнениям.

В период снижения моральных норм и критериев, когда меняются сложившиеся нравственные ценности, растет преступность, сексуальное насилие, обесценивается человеческая жизнь, происходит резкое материальное расслоение граждан, ухудшение медицинского обслуживания, задача классного руководителя – построить правильно процесс воспитательной работы с подростками, которые пришли из школы в профессиональное образовательное учреждение с уже сформировавшейся жизненной позицией. Учитывая все проблемы, которые сложились в российском обществе и образовании, необходимо своевременно оказать юношам и девушкам содействие в правильном выборе духовно-нравственных ценностей, помогающих сформировать общекультурные и профессиональные компетенции.  

Как бы ни была трудна деятельность классного руководителя, но, несомненно, она необходима студентам, поскольку основное структурное звено в колледже — это учебная группа, представляющая собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии студентов, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, создавать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности студентов в группе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.

С сентября 2014 года по настоящее время являюсь классным руководителем группы студентов 3 курса специальности 49.02.01. «Физическая культура» (3 ФК). Общий стаж моей работы в качестве классного руководителя – 7 лет.

Известно, что в работе классного руководителя необходима систематичность и последовательность как залог успеха и результативности воспитательных воздействий. Исходя из этого, в Павловском филиале ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж» мною была разработана система воспитательной работы «Олимпийские резервы», цель которой — сплочение и формирование активной, творческой, нравственно богатой личности на основе духовных и моральных ценностей, направленных на гражданское, патриотическое, спортивно-оздоровительное воспитание. Неотъемлемым качеством личности каждого человека должна быть толерантность, так как только толерантный человек, уважающий не только собственную позицию, но и точку зрения других, может жить и продуктивно работать в нашем постоянно изменяющемся мире. Именно поэтому одним из приоритетных направлений своей воспитательной работы я определила воспитание у студентов толерантности.

В процессе создания и развития воспитательной системы мною были поставлены следующие задачи:

1 курс: изучить индивидуальные особенности каждого студента, помочь адаптироваться к новым условиям жизни, сплотить коллектив группы и сформировать межличностные отношения через толерантность;

2 курс: сформировать гражданское самосознание, адекватное отношение к общечеловеческим ценностям через создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных, профессиональных, творческих способностей каждого студента;

3 курс: развить индивидуальные способности каждого студента с учетом их интересов и имеющегося жизненного опыта для дальнейшего успешного освоения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности «Физическая культура»;

4 курс: выпустить во взрослую жизнь специалиста, владеющего общекультурными и профессиональными компетенциями, способного к адаптации в современной социокультурной среде, владеющего навыками самореализации и достижения успеха, с формировавшейся активной жизненной позицией, стремлением к достижению спортивных результатов через формирование потребности в ведении здорового образа жизни.

В воспитательной системе определены пять основных направлений:

  • нравственное воспитание;
  • гражданское и патриотическое воспитание;
  • спортивно-оздоровительное;
  • интеллектуальное;
  • волонтёрское движение.

Нравственное воспитание предполагает формирование таких качеств, как уважение, забота, взаимопомощь, сострадание, честность, доброта.

Цель данного направления  формирование у подростков нравственного сознания, устойчивых моральных качеств, нравственных потребностей на основе усвоения норм и принципов общественной морали, организация и развитие коллектива на принципах духовности, культуры и толерантности.

На первом этапе своей воспитательной работы я изучила личные дела студентов, на линейке, посвященной Дню знаний, познакомилась со своей группой, с их родителями. По моему мнению, залогом успешной воспитательной работы с обучающимися должно быть сотрудничество классного руководителя с родителями, так как семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности подростка. Основным успехом моей воспитательной работы считаю использование системного и индивидуального подхода к каждому студенту в отдельности и группе в целом, формирование межличностных отношений, толерантности, развитие интеллектуальных способностей, которые играют важную роль в воспитании  личности, уважающей и себя, и других. При составлении плана работы с группой использую такие формы, как беседы, классные часы, круглые столы, диспуты, викторины, встречи с интересными людьми, что позволит студентам включиться в организованную деятельность, сформировать систему взаимоотношений.

Успех деятельности классного руководителя не возможен без студенческого самоуправления. Основные принципы деятельности органа самоуправления в группе — это самостоятельность, ответственность, равноправие и сотрудничество, чувство коллективизма. Самоуправление в группе осуществляется в разных видах: участие в планировании, разработке, выполнении коллективных, групповых и индивидуальных поручений, дежурство по кабинету и колледжу. Основным координатором деятельности различных секторов в группе совместно с классным руководителем является староста, который помогает составить план воспитательной работы на учебный год, формирует мини-группы для подготовки и проведения классных мероприятий, контролирует посещение занятий. Учебный сектор следит за успеваемостью студентов. Трудовой сектор организует группу на субботники, генеральные уборки. Спортивный — организует участие в общеколледжных, районных и областных соревнованиях по разным видам спорта. Культмассовый сектор осуществляет помощь в организации досуга студентов, повышает их активность в конкурсах, акциях, тематических мероприятиях и т.п. Редколлегия производит сбор информации для выпуска бюллетеней, газет, оформления студенческого уголка.

На 1 курсе мною был создан актив группы, который помог студентам на первоначальном этапе воспитательного процесса адаптироваться в колледже, а в дальнейшем организовать и привлечь их к участию во всех запланированных мероприятиях.

За три года совместно со студентами группы мы подготовили и провели ряд мероприятий:

  • классный час «Жизнь как главная ценность человека» в форме беседы о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы жизнь его имела смысл и цель. Во время беседы выяснилось, что многие из подростков не знают своего предназначения в жизни, поэтому встал вопрос, как развить в этом возрасте у молодых людей потребность быть полезным для окружающих и общества в целом. Возникла необходимость в оказании помощи в поиске себя и своих интересов через вовлечение во внеклассные и спортивные мероприятия;
  • классный час «Толерантны ли мы?» проводился в форме диспута, где сами студенты во время спора, приводя свои примеры из жизни, развили тему толерантности, смогли найти ответы на вопросы: «Всегда ли мы бываем толерантны?», «Почему иногда мы не замечаем, что обидели человека, находящего рядом с нами?», «Можно ли воспитать в себе толерантность?»;
  • открытый классный час в форме круглого стола «Жестокость, равнодушие и сочувствие», цель которого – выявить причины возникновения жестокости и равнодушия в обществе, умение оценить ситуацию, раскрыть возможность молодого поколения в оказании помощи ближнему, воспитать чувство доброты и милосердия. Данное мероприятие помогло проследить отношение подростков в группе к жестокому, безнравственному поведению людей в обществе, рассмотреть их взгляды на решение и оценивание экстремальных ситуаций, связанных с личными качествами и воспитанием. Анализируя проведение классного часа, я пришла к выводу, что мои студенты способны сочувствовать, сопереживать чужому горю, оказывать помощь слабым и беззащитным, старикам и детям;
  • классный час «Я, мы и другие» проведен совместно с педагогом-психологом в форме деловой игры, которая позволила раскрепостить каждого участника, расположить к себе, рассказать о своих родителях, школьных друзьях, интересах и увлечениях;
  • классный час «Умение общаться – путь к успеху!» с участием педагога-психолога колледжа позволил многим студентам группы научиться общаться, говорить друг другу правду, не обидев при этом собеседника.

Гражданское и патриотическое воспитание.

От уровня патриотического сознания подрастающего поколения зависит безопасность страны во всех сферах: политической, военной, социальной.

Цель реализации данного направления — сформировать у подростков уважение и чувство гордости за свое Отечество, ответственность за судьбу своей страны, бережное отношение к национальным традициям.

В группе обучаются юноши допризывного возраста, поэтому основная задача классного руководителя — воспитать чувства гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, готовности к активному их проявлению в различных сферах жизни общества.

Для реализации поставленных задач мною были запланированы и проведены:

классные часы: «Самобытная словесность старого времени», «Обычаи и традиции моей страны», «Национальные традиции», «Я будущий воин своего Отечества», «Трагедия войны моими глазами»;

фотоконкурсы: «Моя мама — лучшая на свете», «Самая дружная группа колледжа»;

конкурсы сочинений: «Загляните в мамины глаза», «Мое любимое слово в русском языке»;

видеолекторий «Оборона города Воронежа от немецко-фашистских захватчиков»;

районная и областная Олимпиада по основам избирательного законодательства;

конкурсы стенгазет, посвященных Дню славянской  письменности, Дню Победы.

Ежегодно команда юношей принимает участие в военно-спортивных мероприятиях общеколледжного, районного и областного уровня: «Святое дело – Родине служить», «А ну-ка, парни». Студенты входят в состав знаменной группы,  участвуют в торжественном шествии, несут вахту Памяти в колледже, на Посту № 1 накануне Дня Победы. Все проводимые мероприятия воспитывают у подростков ценностное отношение к истории нашей страны, ее традициям, развивают чувство патриотизма.

Спортивно–оздоровительное воспитание направлено на физическое развитие подростков, стремление и упорство в достижении спортивных результатов через формирование потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье будущих поколений.

Целью реализации данного направления считаю формирование у подростков бережного отношения к своему здоровью, развитие воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, чувства дружбы и товарищества, навыков культурного поведения, привлечение студентов к регулярным занятиям спортом.

Студенты моей группы занимают призовые места в спортивных соревнованиях разного уровня:

  • 1 место по легкоатлетическим многоборьям в Мемориале памяти мастера спорта СССР О.С. Королёва (22-23.11.2014 г.);
  • 1 место в соревнованиях по легкой атлетике среди средних профессиональных образовательных учреждений Воронежской области в зачет круглогодичной Спартакиады Воронежского регионального отделения ОГ ФСО «Юность России», в прыжках в длину (27.04.2014 г.);
  • 1 место по колледжу в соревнованиях по футболу среди юношей (21.09.2016 г.);
  • 1 место по колледжу в соревнованиях по настольному теннису (01.03.2017 г., 14.03.2017 г.);
  • 2 место в соревнованиях по легкой атлетике среди средних профессиональных образовательных учреждений в зачет круглогодичной Спартакиады Воронежского регионального отделения ОГ ФСО «Юность России», в эстафете 4*100м (27.04.2014 г.);
  • 2 место в финальных соревнованиях по волейболу среди средних профессиональных образовательных учреждений в зачет круглогодичной Спартакиады Воронежского регионального отделения ОГ ФСО «Юность России», в эстафете 4*100м (02.04.2015 г.);
  • 2 место в открытом первенстве г. Россошь по баскетболу среди сборных команд средних профессиональных образовательных учреждений Воронежской области (09.12.2015 г.);
  • 2 место в соревнованиях по баскетболу (07.11.2016 г.);
  • 2 место в соревнованиях по настольному теннису среди сборных команд профессиональных образовательных учреждений Воронежской области (16.03.2017 г.).

За период обучения со студентами проведены классные часы: «Вредные привычки», «Курение и спорт – несовместимые понятия», «Профилактика гриппа и ОРВИ»; анкетирование «Мое отношение к алкоголю, табакокурению, наркотикам», конкурс проектов «Здоровым быть здорово!»; акции: «Всемирный день борьбы с туберкулезом», «Всемирный день борьбы со СПИДом»; игра «Народные забавы»; видеолекторий «Изменения в организме человека при ВИЧ-инфекции»; выпуск стенгазеты «Мы должны всё знать о СПИДе».

Интеллектуальное развитие студента – это совокупность различных познавательных процессов, которые представлены такими элементами, как ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.

Цель данного направления — сформировать у подростков познавательный интерес, развить способность к творческому восприятию, обобщению, критическому мышлению.

С целью развития познавательно-интеллектуального уровня и с учетом способностей и интересов студентов привлекаю их к участию в научно-исследовательской деятельности, различных конкурсах, олимпиадах.

Ежемесячно по итогам учебно-воспитательного процесса провожу собрания и классные часы, где обсуждаются успеваемость и возможные пути ее повышения.

Уже третий год команды, в состав которых входят студенты моей группы, в районной интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?», Олимпиаде по основам избирательного законодательства становятся победителями.

В 1 Всероссийской олимпиаде школьников и студентов «Мыслитель» по учебному предмету «Биология» и 2 Всероссийской олимпиаде школьников и студентов «Интеллектуал» заняли 1 место.

Следующее направление воспитательной деятельности группы – волонтёрское движение, предоставляет студентам возможность сделать окружающих их людей немного счастливее. Волонтёры группы занимаются благотворительностью, вселяют тяжелобольным надежду на излечение, занимаются интересными делами, приносящими пожилым и больным людям радость, душевное тепло и хорошее настроение. Многим это помогает обрести смысл жизни.

Цель волонтёрского движения — привить чувства милосердия, доброты, взаимопомощи. Студенты моей группы ежегодно посещают реабилитационный центр с игровой программой и подарками, принимают участие в благоустройстве приусадебного участка ветеранов Великой Отечественной войны, в благотворительных акциях: «Весенняя неделя добра», «Белый цветок»,  «Подарки от Деда мороза», собирают средства для детей – инвалидов, что формирует у молодёжи гуманное отношение к окружающему миру, милосердие и сострадание.

Вся эта деятельность укрепляет студенческий коллектив и способствует формированию у студентов активной жизненной позиции.

В результате реализации программы воспитательной деятельности в группе у студентов сформировались нравственные идеалы, чувство патриотизма и гражданственности, стремление к здоровому образу жизни, к достижению высоких спортивных результатов, желание помочь каждому нуждающемуся и нести ответственность за любое порученное дело.

Надеюсь, что из стен образовательного учреждения мои студенты выйдут конкурентноспособными специалистами, учителями физической культуры, способными обучать и воспитывать подрастающее поколение.

Классное руководство

Классный руководитель должен быть
организатором ученического коллектива класса, хорошо знать учащихся, условия их
жизни, особенности характеров, их интересы и склонности и с учетом этого
проводить разностороннюю работу с классом по решению учебно-воспитательных
задач, стоящих перед школой. Классный руководитель — это педагог-профессионал,
духовный посредник между обществом и ребенком в усвоении культуры, накопленной
человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды
воспитывающей деятельности в классном коллективе, создающий условия для
индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальную
коррекцию процесса его социализации.

Во-первых, изучение учащихся. Классное
руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В
результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной
организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода.
Изучение учащихся продолжается на продолжении всего срока их обучения.

Организация и воспитание
классного ученического коллектива
 — это один из
основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Объединяя учащихся в
дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки
для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Следующим разделом деятельности классного
руководителя является повышение качества знаний и укрепление
дисциплины
Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина —
важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы.
Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний школьников,
стремится предупредить отставание отдельных учеников и второгодничество в своём
классе.

Организация и проведение
внеурочной и внеклассной воспитательной работы
 —
ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В школах
сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации.
Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной
деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных
её направления — идейно-воспитательная работа и организация практических дел
школьников.

Классное руководство осуществляется
как педагогическая функция, обеспечивающая организацию воспитательного процесса
в основном его звене — первичном ученическом коллективе. 

Основными аспектами воспитательной деятельности
классного руководителя (куратора учебной группы) в соответствии с
«Концептуальными подходами к созданию системы воспитания в учебных заведениях
профессионального образования» являются:

• Создание благоприятных условий для развития
личности.

• Содействие формированию учебной группы как
коллектива.

• Ведение педагогически обоснованных наблюдений
за обучающимися, их социальным окружением.

• Содействие социальному профессиональному
становлению обучающихся.

• Организация и осуществление
психолого-педагогической профилактики.

• Содействие в реализации индивидуальных планов
воспитания, самовоспитания обучающихся.

В процессе своей деятельности классный
руководитель:

·получает
регулярную информацию о физическом и психическом здоровье воспитанников, их
успеваемости и поведении;

·по мере
необходимости обращается за методической и организационно-педагогической
помощью к руководству образовательного учреждения, методическим объединениям,
работающим в нем;

·по согласованию
с администрацией образовательного учреждения приглашает родителей (законных
представителей) для оказания помощи, координации действий в воспитании их
детей, обращается в комиссию, инспекцию по делам несовершеннолетних и другие
организации для решения вопросов, связанных с обучением и воспитанием
обучающихся класса;

·систематически
анализирует динамику личностного развития обучающихся;

·проводит
классные часы (собрания, «часы общения» и т. п.) и родительские
собрания;

·содействует
деятельности родительского комитета класса (учебной группы);

·при поддержке
коллег и родителей (законных представителей) осуществляет диагностику воспитанности
обучающихся, эффективности воспитательной работы с ними;

·повышает свою
профессиональную квалификацию в целях совершенствования воспитательного
процесса;

·планирует свою
деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию,
установленными администрацией образовательного учреждения для классных
руководителей;

·ведет личные
дела обучающихся, журнал педагогических наблюдений за динамикой развития
обучающихся и коллектива класса (учебной группы) в целом;

·осуществляет постоянный
текущий контроль над учебным процессом;

·работает с
родителями по всем профессиональным, воспитательным и бытовым проблемам
учащихся;

·ведет
индивидуальную работу с «трудными» учащимися и их родителями;

·осуществляет
сбор сведений о семьях с указанием места работы, жительства, контактных
телефонах;

·осуществляет
организационную поддержку досуга студентов.

Классный руководитель является организатором
разнообразных видов жизнедеятельности детей:

·познавательной,
которая расширяет кругозор студентов, приобщает их к чтению, развивает
любознательность, формирует потребность в образовании, способствует
интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;

·трудовой,
направленной на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в
виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда,
сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирующего
уважительное отношение к материальным ценностям как средству существования
человека;

·общественной,
содействующей социализации школьника, приобщающей его к активному
преобразованию действительности;

·свободного
общения, осуществляемого как досуг студентов, когда их общение освобождено от
предметной цели и когда содержанием и целью их деятельности является общение с
«другим человеком» как ценностью.

Круг обязанностей классного руководителя:

1. Организация деятельности классного
коллектива.

• Ведение журнала.

• Организация классного коллектива:
распределение поручений, работа с активом, направление учеников класса в советы
дел, правильная организация каждого коллективного творческого дела, помощь в
работе старшего дежурного.

• Организация дежурства.

• Забота о внешнем виде воспитанников.

2. Организация учебной работы классного коллектива
и отдельных учащихся.

• Строгий контроль за посещаемостью. Классный
руководитель несет личную ответственность за пропуски учащимися пар без
уважительных причин.

• Забота о заболевших студентах, пропустивших
много пар, обеспечение им помощи в учебе, передачи пар, внимания товарищей по
классу.

• Создание обстановки, благоприятствующей
учебе.

• Создание условий для развития наиболее
одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора
учащихся (вовлечение в кружки, факультативы, конкурсы, олимпиады, смотры,
организация устных журналов, экскурсий, посещений выставок, дальних поездок и
т. п.).

• Развитие умения научно организовать
умственный труд (цикл бесед, рекомендации, индивидуальная работа, привлечение к
работе психолога).

3. Организация внеучебной жизни классного
коллектива.

• Создание микроклимата в классе, формирование
межличностных отношении, их коррекция, регулирование взаимоотношений.

• Развитие умений общаться, воспитание
ответственности перед коллективом за порученное дело, помощь в его исполнении,
контроль за его исполнением.

• Организация творческих дел в классе с
привлечением отдельных учащихся или всего коллектива класса.

Таким образом, функции воспитания и социальной защиты подростков и
молодежи являются стержнем, вокруг которого строится вся система деятельности
классного руководителя (куратора) и наполняется соответствующим содержанием.

Классный руководитель организует разнообразную деятельность студентов:
познавательную, трудовую, эстетическую, а также свободное общение студентов,
являющееся частью досуга обучающихся.

В процессе работы с учебной группой немаловажную роль играет функция
сплочения коллектива. При этом задача сплочения коллектива выступает не как
самоцель, а как способ достижения поставленных перед коллективом целей.

Одной из задач, стоящих перед классным руководителем, является
развитие ученического самоуправления.

В работе классного руководителя можно выделить стратегические и
тактические цели. Первые намечаются на определенный период. Они формулируются в
виде прогнозируемого результата воспитательного процесса. Тактические цели
предполагают обозначение ближней перспективы и прогнозируют результат
конкретного воспитательного мероприятия, воздействия и т. д.

Игры на сплочение студентов

1.     Прекрасный пример игры
на сплочение коллектива. Ведущий заблаговременно и самостоятельно
подготавливает атрибуты для игры: ватман, наклейки, аппликации, картинки,
фотографии, ткань, маркеры, краски – все, при помощи чего можно создать
красочный и красивый коллаж или картину. Затем все участники собираются вместе
вокруг большого стола, и ведущий дает задание создать картину или коллаж на
конкретную тему, например, «Наша команда», «Трудовые будни», «Тяжело в учении»
или «Лучший коллектив». Такое совместное творчество способствует сплочению,
раскрытию и реализации способностей, демонстрации талантов, знаний и умений. В
дополнение к этому игроки постоянно общаются и взаимодействуют друг с другом,
прислушиваясь, озвучивая свои идеи, находя компромиссные

решения.

2.    
Еще
одна разновидность игры на сплочение коллектива, где нужно рисовать. Ее можно
использовать и как шуточное разовое мероприятие, и как часть большого тренинга.
Хотя в большей степени упражнение подходит для офисного выполнения. Ведущий
заранее готовит большой лист ватмана, фломастер или маркер. Команда делится на
пары. Ассистенты завязывают игрокам глаза. Ведущий дает задание нарисовать
какой-то объект (от простого, типа квадрата, до сложного, типа какого-то
животного). Участники вместе берут один инструмент руками (можно также рисовать
по очереди, чтобы каждый продолжал картину другого) и начинают рисовать
заданный объект. Это веселая и непринужденная игра отлично тренирует понимание
без слов и делает людей ближе друг к другу.

3.    
Смысл
этой игры  состоит в следующем: команда разделяется на небольшие подгруппы (от
2 до 5 человек) и ведущий раздает каждой из них списки мест или вещей, которые
нужно сфотографировать. Так, задачей может быть запечатлеть интерьер кафе или
театра, памятник, голубя или собаку, конкретную улицу или мост, какое-то здание
или даже человека – в ход может идти все, что угодно. Чтобы усложнить задачу,
можно дать задание сфотографировать несколько объектов одновременно. Например,
сделать фото, на котором присутствует вывеска с названием фирмы, воздушный шар,
кот и шоколадка. Такие задания помогают людям сработаться, научиться 
планировать
и решать задачи
, лучше узнать друг друга и раскрыться. Ко
всему прочему на память останутся приятные эмоции и любопытные фотоснимки.

Семь советов, как создать коллектив из класса

Самой первой задачей для классного руководителя является создание коллектива учеников. Если у вас получится объединить детей, то классное руководство станет интересным делом и даже определенной инвестицией в будущее.  

Все благодарные ученики вырастут и станут специалистами в своем деле — тогда у вас будет на кого опереться в разных жизненных ситуациях. Конечно, важно не только создать, но и развивать коллектив, проявив творчество и здоровую долю пофигизма ко всей канцелярской работе и неадекватным требованиям администрации.

Итак, несколько советов из личной практики.

2003 год.

1. Будьте авторитетом

Современные дети не уважают только за то, что вы старше или потому что вы учитель. Для них это не аргумент. Правильно это или нет — дискутировать в этой статье не буду, просто примем как факт. Можно задавить, запугать, но уважения это не прибавит, а в деле создания коллектива сыграет негативную роль. Они уважают людей, имеющих свое мнение, интересную жизнь вне школы, обладающих чувством юмора и плюс ко всему прекрасно владеющих своей профессией. Станьте для них таким человеком.

Классный руководитель, который имеет собственное достоинство и поддерживает чувство собственного достоинства в каждом ученике — ключевой элемент для создания коллектива.

2. Общее дело

Как только произошел процесс взаимного знакомства и взаимного приятия или неприятия, пора начинать действовать активно. Срочно организуйте общее дело: например регулярный выпуск газеты или КВН, на который ваши ученики вызовут на битву, например, старший класс, учителей и т.д. Самое главное, чтобы выбор мероприятия исходил от самих ребят и был им интересен. Навязанный сверху формат разрушит дело на корню (сами знаете, как готовить спущенные сверху мероприятия — ни уму ни сердцу). Подготовка конкретного дела будет объединять всех в достижении цели.

Такую газету мы выпускали в докомпьютерную эру.

Важно, чтобы у каждого было собственное задание, за которое он в состоянии отвечать. Общее дело поможет ребятам посмотреть друг на друга с другой стороны, увидеть положительные стороны каждого. Так будет сделан следующий шаг в становлении коллектива.

3. Да ошибкам

Если вам удалось выполнить п.1, ваши поступки и слова будут оказывать огромное влияние на ваших подопечных. Примите для себя некоторые правила, которые будут поддерживать хорошие отношения и укреплять их. Никогда не ругайте за ошибки. Это отбивает охоту двигаться вперед, рождает неуверенность. Учите ребят  делать правильные выводы из неудач. Это очень полезный опыт. Я обычно говорила, что, ошибившись, стоит расстроиться… на пару минут. А потом нужно посмотреть на ситуацию со стороны и понять, а что было сделано не так, может, посоветоваться с кем-то. И сделать в следующий раз по-другому. Для ребенка важно ваше мнение, а не укор и овиновачивание. Перевод ошибки со знака «минус» на знак «плюс» очень сильно влияет на атмосферу в коллективе.

4. Нет фамилиям

Еще одно важное правило для создания положительной психологической обстановки в коллективе — намеренное избегание фамилий. Называйте учеников по именам. Собственное имя ласкает слух, располагает к учителю. Фамилию употребляйте только в случае совпадения имен, если нет возможности взглядом или жестом обратиться к ребенку. Подобный стиль общения с учениками дает им хороший пример для общения друг с другом. Уважительное обращение ребят к своим одноклассникам будет способствовать укреплению коллектива.

5. Бойкот бойкотам

Конфликты — это неотъемлемая часть жизни. Безусловно, в школе постоянно возникают спорные случаи, разборки. Учитель должен быть именной мировым судьей. Задача — вручить каждому конфликтующему свой кусок ответственности.

— Кто первый начал?

— Он.

— А кто первый продолжил? (Обычно такой вопрос застает ребят врасплох)

— Я.

— Значит, ответственность за ситуацию 50 на 50.

В моей педагогической практике подобные  конфликты обычно заканчивались извинениями друг перед другом за свой кусок вины, после чего ребята убегали вместе играть на переменку.

Используйте конфликты как способ укрепления взаимоотношений. Научите ребят находить в каждом положительные стороны, а не акцентируйте на недостатках. Никто не должен чувствовать себя отверженным. Демонстрируйте свое категорически отрицательное отношение ко всем видам доносам, сплетням, бойкотам. Выращивайте в учениках доверие друг к другу как основу крепкого коллектива.

6. Оценка не отражает истинного лица

Часто учителя грешат тем, что переносят учебные успехи или неуспехи в послеурочную жизнь. Забудьте об оценках в журнале в процессе общения с учениками. Не вспоминайте о них никогда и не попрекайте ими. Вы общаетесь прежде всего с человеком. Он может получать двойки за диктант, зато задачки по математике очень сложные решает или цветы дома экзотические выращивает. У каждого свои таланты. Найдите их, и как классный руководитель вы от этого только выиграете. А если он доверит вам свои тревоги и сомнения, значит, произошло чудо — он принял вас как старшего друга. Цените это. Вы ведь хотели создать коллектив, а душевная близость в коллективе — неотъемлемая его составляющая.

7. Забудьте, что вы учитель

Коллектив — это группа единомышленников. В хорошем коллективе при разных социальных статусах по-человечески все равны. Забудьте, что вы учитель, вспомните, что вы человек со своими недостатками, увлечениями и желаниями. Рассказывайте о том, какие книги вы прочитали, какие спектакли и фильмы посмотрели, где побывали. Не бойтесь показывать свои негативные эмоции — вы имеете на них точно такое же право , как и они. Будьте искренни с ребятами. Поверить можно только тому, кто не врет, поэтому делайте то, что говорите. Коллектив создает не учитель и не классный руководитель. Коллектив может создать только человек, которому поверят и с которым пойдут вместе.

2019 год. Встреча с классным руководителем 25 лет спустя. Это они делали газету.

Методические рекомендации
классным руководителям групп нового набора

Основными направлениями комплексной системы организационно-педагогических мер, которые позволяют классному руководителю оптимизировать работу и быстрее достичь необходимых результатов, являются:

— проведение работы по ознакомлению студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса в колледже, профессиональному ориентированию;
— ознакомление классного руководителя с социально-демографическими характеристиками студентов, изучение черт характера, уровня знаний и общественной активности;

— изучение формирующейся системы межличностных отношений в учебной группе;
— развитие у первокурсников недостающих организаторских умений и навыков;
— оказание помощи в научной организации труда студентов;
— оказание помощи студентам в организации самовоспитания.
Перечислим основные задачи, стоящие перед классным руководителем на начальном этапе формирования профессиональных интересов учащихся нового набора:
— выявление у студентов мотивов поступления в данное учебное заведение;
— определение степени сознательности выбора учебного заведения и профессии;
— определение степени понимания специфики и характера получаемой профессии;
— диагностика данных, которые могут и должны быть развиты в процессе подготовки будущих специалистов.

Классному руководителю необходимо основное внимание уделить активному ознакомлению студентов с требованиями, предъявляемыми профессией к личности специалиста. Представляется также необходимым развитие у студентов познавательного интереса к научным и профессиональным требованиям через организацию внеучебной деятельности студентов, например, посещение научно-технических выставок, предприятий и заводов соответствующего профиля и т.п.

Авторы многих исследований отмечают, что у студентов имеется определенная потребность в самообразовании, но уровни этой потребности различны. Задача куратора состоит в том, чтобы создать условия для ее удовлетворения, сформировать побудительные мотивы к самообразованию у каждого студента, оказать необходимую помощь. Мера помощи должна быть строго определена индивидуальными особенностями и возможностями студента.

При выполнении перечисленных задач основой деятельности классного руководителя выступает планирование, содержащее алгоритм работы и общую логику его деятельности с учебной группой, в целом отражающие требования к его работе.


Среди требований к классному руководителю можно перечислить следующие:

1. Постоянное участие в жизни группы в течение учебного года: помощь в решении проблем, работа по созданию дружеской атмосферы в группе, интерес к личности каждого студента.
2. Контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов: проверка журнала посещаемости, посещение учебных занятий, беседы с преподавателями.
3. Помощь в вопросах, связанных учебным расписанием, занятиями, сессией.
4. Знание бытовых условий и состояния здоровья каждого студента в группе.
5. Привлечение студентов к исследовательской работе, изучение их научных интересов.
6. Приобщение студентов к студенческой жизни, предоставление возможности для самореализации.
7. Индивидуальная работа со студентами: как с теми, у которых возникают проблемы с адаптацией в колледже, так и с теми, кто стремиться к более глубокому изучению учебных дисциплин. Вопросам взаимодействия с сокурсниками, с преподавателями, личным проблемам студентов классный руководитель также должен уделять внимание.
8. Работа с родителями: доведение до их сведения необходимой информации о посещаемости (не посещаемости), успеваемости (неуспеваемости), поведении студента в колледже.
9. Этическое и эстетическое воспитание студентов в группе: контроль за внешним видом, поведением студентов группы, соблюдением ими правил внутреннего распорядка в колледже; привитие интереса к культуре и искусству.

Общие подходы к работе классного руководителя:

1. Заочное знакомство с группой
Знакомство с группой необходимо начинать за несколько дней до начала учебного года. Работа классного руководителя в этот период заключается в подготовки списка группы (занесением его в журнал классного руководителя), ознакомление с личными делами студентов: выявление потенциальных лидеров, заведомо слабых по успеваемости студентов (согласно школьным оценкам). Всю необходимую информацию занести в журнал классного руководителя на листы для заметок.

2. 1 сентября: девиз дня – «Мы вам рады»
В первый учебный день классного руководителя:
– присутствует вместе со студентами группы на торжественном собрании первокурсников (как на факультете, так и на общеуниверситетской);
– помогает разобраться с учебным расписанием;
– организует первое знакомство с группой;
– представляет преподавателей, которые ведут занятия в группе в этот день (а лучше, если представить всех преподавателей перед их первым занятием в группе);
– проводит знакомство с учебным корпусом, чтобы помочь студентам освоиться в стенах колледжа;
– настраивает студентов на серьезное и ответственное отношение к учебе, к жизни в колледже, бережное отношение к материальным ценностям предоставленным в их пользование (мебель, оборудование, литература и т.д.).
Желательно, чтобы классный руководитель провел большую часть дня 1 сентября с группой: это поможет вам быстрее узнать студентов, а им чувствовать себя увереннее.

3. Знакомство с колледжем, специальностью
Знакомить студентов с колледжем (историей, традициями, особенностями, требованиями к студентам) можно начать уже 1 сентября и продолжить в течение ближайших месяцев.
Знакомить студентов с учебным заведением и специальностью можно следующим образом:
– заочное знакомство: беседы с группой, просмотр фильма об истории колледжа и отделения данной специальности;
– экскурсия по колледжу, по наиболее интересным и необходимым для студентов местам (главный корпус, актовый зал, спорткомплекс, библиотека и т.д.);
– знакомство со студенческой жизнью в колледже: с системой студенческого самоуправления, с подразделениями воспитательной системы, с общественными организациями;
– знакомство и пояснение Устава колледжа, прав и обязанностей студентов.

4. Знакомство в группе
Общеизвестно, что успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Уже на первом году обучения группа может пройти все этапы развития, начиная от диффузного состояния до уровня коллектива. Чтобы ускорить процесс адаптации студентов к условиям нового для них учебного заведения, необходимо помочь им активизировать дружеские связи в группе. Для этого на начальном этапе работы необходимо провести знакомство студентов в группе.
Знакомство группы позволяет, во-первых, студентам лучше узнать своих однокурсников, во-вторых, классному руководителю получить максимальное количество информации о студентах.
Для того чтобы быстрее и успешнее познакомить студентов друг с другом существует множество методик (паспорт знакомств, «Снежный ком», «Имя-качество», «Я не умею» и др.). Можно знакомиться просто во время беседы: задавать вопросы и вызывать к ответу различных студентов. Главное для классного руководителя во время проведения знакомства внимательно наблюдать за группой (наблюдения необходимо затем занести в журнал куратора).
Можно обратиться в психологическую службу колледжа, чтобы педагог-психолог провел тренинг «Знакомство», во время которого в живой и непринужденной форме студенты смогли бы познакомиться друг с другом, наладить общение. Проведение в группе бесед и тренинговых занятий под руководством психолога позволит снизить уровень тревожности, возникающей у большинства первокурсников в первые месяцы адаптации, и поможет студентам развить коммуникативные способности и навыки, расширить круг их психологических знаний и представлений.

5. Выбор актива группы
Актив группы выбирается в сентябре месяце, но не в первые дни учебы (на это время может быть назначен временный староста). Состав актива группы зависит от существующей системы студенческого самоуправления. В любом случае актив группы представляют староста, заместитель старосты и профорг.
Выборы актива проводит классный руководитель или временный староста в присутствии классного руководителя. До того как проводить выборы, необходимо познакомить студентов с полномочиями и обязанностями представителей актива. Нельзя допускать, чтобы человека выбирали против его желания, а также, чтобы студенты равнодушно относились к выбору актива группы. Также необходимо сразу сказать студентам, что актив группы в конце учебного года (а при необходимости и в течение года) по итогам работы может быть переизбран. И не забудьте провести перевыборы в апреле-мае месяце!
Задача классного руководителя во время выборов актива группы состоит в том, чтобы настроить студентов на серьезное отношение к происходящему, направить студентов в решении вопросов выбора актива, но не решать все за них (даже если их выбор кажется вам не верным).

6. Классный час
Классный час проводится один раз в неделю. Тематика классного часа:
– решение повседневных проблем и вопросов, появившихся у группы;
– обсуждение актуальных вопросов современной жизни (знание и защита собственных прав, ценность семьи для современной молодежи, городской и сельский образ жизни и т.д.);
– встречи с выпускниками колледжа, специалистами, представителями общественными организаций и др.;
– проведение деловых игр на коллективное взаимодействие, на сплочение и развитие доверия студентов друг к другу;
– индивидуальные беседы со студентами по возникающим проблемам.
Классный руководитель может приглашать в группу на классный час психолога по темам, разработанным в психологической службе колледжа или со своими предложениями.

7. Мероприятия с группой
Кроме классного часа преподавателю необходимо вместе с группой принимать участие в мероприятиях, организуемых на отделении и в колледже.
Классный руководитель в течение учебного года организует также внутригрупповые мероприятия, мероприятия между группами и курсами. Направления данных мероприятий:
– посещение культурных мест нашего города: театров, выставок, музеев;
– спортивные (футбол, волейбол, лыжные прогулки и т.д.);
– пешие походы, выезды на природу;
– поездки в другие города, по историческим местам;
– интеллектуальные игры;
– Дни именинников;
– издание настенной газеты;
– мероприятия, посвященные празднованию памятных дат, государственных и профессиональных праздников;
– дискуссионные клубы и др.

8. Подведение итогов первого семестра и учебного года
Подведение итогов проводится на собрании группы в конце учебного семестра. Итоги подводятся по нескольким позициям:
– успеваемость;
– посещаемость;
– социальная активность студентов;
– сплоченность коллектива, возникающие в этом плане проблемы;
– перевыборы актива группы (в конце учебного года);
– степень реализации поставленных целей и задач.

Отчет классного руководителя.

По окончании каждого учебного семестра необходимо составить письменный отчет и сдать его заместителю директора по воспитательной работе.

Схема отчета:

1.Общие сведения о группе:
— курс, специальность;
— количественный, половозрастной состав группы;
— социальная характеристика группы (городские/сельские, малообеспеченные, благополучные/неблагополучные семьи и т.п.);
— успеваемость студентов группы (заинтересованность в учебе, способности, динамика успеваемости за год)
— социометрическая и психологическая характеристика группы (взаимоотношения в коллективе, группы общения, интересы студентов, уровень ответственности, активности и т.д.).

2. Проведенная классным руководителем работа:
— периодичность работы с группой
— план работы: мероприятия и дела, индивидуальная работа со студентами группы (если проводились).
— анализ проведенной работы со студентами: какой эффект дали проведенные мероприятия, беседы, классные часы, индивидуальная работа (если проводилась).
— работа с родителями (проводилась ли, дала ли эффект и т.д.)

3. Выводы о проделанной работе, пожелания.

Отчет составляется согласно схеме в произвольной форме (текстовый вариант, таблицы, графики и т.д.).

САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК МЕТОД

ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВА

(Из опыта работы классного руководителя Романовой Л.В.)

Только там, где есть общественная жизнь,

есть потребность и возможность самоуправления,

где ее нет, всякое самоуправление

выродится в фикцию или игру».

С.И.Гессен

Самоуправление это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей

Для достижения поставленных целей, я считаю,необходимо реализовать ряд задач:

предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;

формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;

воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;

воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолеть трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты;

сформировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.

Каждый раз, когда я беру малышей в пятом классе, то начинаю с помощью ребят, конечно же, формировать органы ученического самоуправления в классе.

Дети ответственно подходят к этому делу, так как понимают значимость этого процесса. В органы ученического самоуправления избираются ребята,которые способны не только ответственно подойти к делу, стать его инициатором, повести за собой и получить результат, которому все будут рады, но которые могут «вчувствоваться» в переживания и настроения своих сверстников, способные к сопереживанию и сорадованию. Воспитание в детях чувства милосердия, возвращение к нему –настоятельная необходимость и, я считаю,первостепенная педагогическая задача, цель которой – сформировать у учащегося готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия. Один из главных органов классного самоуправления – это совет класса, он возглавляет и координирует всю работу. В его состав избираются лучшие представители классного коллектива, которые могут возглавить одно из направлений работы.

Функции совета класса (СК)

участвует в обсуждении и составлении плана работы класса;

подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса;

заслушивает отчёты о проделанной работе ответственных за направления;

организует участие класса в КТД (коллективно — творческих делах);

выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов;

обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях;

поддерживает связь с ЦОЖ (центр общественной жизни).

Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса,где всё – для ученика и всё, что делается, –исходит от ученика.

Деятельность органов ученического самоуправления материализуется не только в отдельных мероприятиях и делах, но и в работе по формированию в ученическом коллективе специальной атмосферы, так называемого «духа коллектива». Синонимами данного понятия выступают понятия «духовный коллектив»,«морально-психологический климат»,«морально-этическая атмосфера». Эта атмосфера должна помогать делать самостоятельный нравственный выбор. В выборе он должен руководствоваться нравственно-этическими ценностями, которые утверждаются в классном коллективе. В своём классе мы совместно с ребятами разработали и утвердили не только морально-этические ценности воспитательного коллектива, но и правила поведения ученика нашего класса. Эти классные законы мы после обсуждения и принятия не только наглядно оформили, но и довели досведения учителей,работающих в классе, родителей. Ребята должны прийти к выводу, что они создали правила, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков,которые мешают другим, не принимать неправильных решений. Учащиеся должны понять, что если им не нравится какое-то правило, можно обсудить его с товарищами, внести изменения, но если оно одобряется большинством учащихся, правило надо выполнять и стараться не нарушать даже по уважительной причине.

Правила для учащихся класса:

Соблюдать Устав школы этическую основу самоуправления, не самоцель, а средство саморазвития личности.и установленные в школе правила для учащихся.

Уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности жизнь и здоровье своё и окружающих.

Принимать активное участие в жизни коллектива.

Свободно выражать своё мнение по любому вопросу.

Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать.

Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах.

Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах.

Не опаздывать на урок.

Не пропускать школу без уважительной причины; в случае отсутствия в школе необходимо.

Поставить в известность классного руководителя и предоставить документы, объясняющие твоё отсутствие в школе.

Не покидать школьное здание, не получив на это разрешения классного руководителя.

Исходя из опыта организации ученического самоуправления, я пришла к таким выводам:

Самоуправление в классе,– необходимый компонент современного воспитания. Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.

Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.

Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.

Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но страны.

Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса,где всё – для ученика и всё, что делается, –исходит от ученика. Самоуправление, как и дисциплина, – результат огромной совместной работы взрослых и детей.Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни.Это поможет подвести их к самоуправлению. Да и следует помнить, что не учащиеся для самоуправления, а самоуправление для учащихся;что подлинное самоуправление в широком понимании этого слова – это стиль жизни воспитательного коллектива. Мне помогают создать этот стиль коллективное планирование,организация в классе временных советов дел,поочерёдное выполнение обязанностей дежурного,коллективный анализ и оценка всех проведённых мероприятий, регулярные самоотчёты учащихся о выполнении поручени . Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия учащихся, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач. Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся .Организация соревнования между звеньями , широкое развертывание общественно полезной деятельности способствует формированию саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:

Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.

Стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.

Воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы).

Воспитание достойных творческих лидеров.

Структура классного самоуправления

Органы самоуправления обучающихся реализуют демократические отношения между педагогами и обучающимися, защищают права учащихся, организуют повседневную жизнь школьного ученического коллектива.

Членам Совета обучающихся предоставлены права обращаться к любому работнику школы с вопросами и предложениями.

Заседания Совета проводятся не реже одного раза в месяц.

Из числа членов Совета избираются его староста и заместитель.

Гласность работы Совета обучающихся, оперативность всех его решений обеспечивается через стенную печать.

Совет коллектива взаимодействует с органами ученического самоуправления, первичными коллективами обучающихся (классами), педагогами, родителями, внешкольными учреждениями.

Класс является одним из основных структурных элементов и одновременно базой для формирования обучающихся.

Самоуправление в классе формируется путём функционирования микроколлективов-учебных секторов. Именно они являются постоянным движущим рабочим коллективом, чья основная задача сводится к проведению индивидуальной работы с каждым учеником с учётом его склонностей и интересов.

Сектора и их функции:

Учебный сектор

взаимопомощь в учении

участие в организации и проведении предметных олимпиад, конкурсов, вечеров по учебным предметам

ходатайствии о поощрении или наказании обучающихся перед Педсоветом или Попечительским советом.

Трудовой сектор

активное участие в организации трудового воспитания и допрофессиональной трудовой подготовке

участие в профориентационной работе

развитие самообслуживания

бережное отношение к общественной собственности

воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения обучающихся

выполнение правил внутреннего трудового распорядка

создание трудовых объединений обучающихся

благоустройство школьной территории

Культмассовый сектор

— подготовка и проведение КТД

-поведение совместных с общественностью мероприятий

-организация концертов, культурных программ, шоу-программ дискотек

-совместно с администрацией определять порядок дежурства по ОУ.

Спортивный сектор

проведение спортивных мероприятий на уровне ОУ

участие в спортивных мероприятиях города и района

Информационный сектор

получение и обмен информацией с помощью компьютерных сетей;

создание средств массовой информации внутри лицея;

информирование коллектива обучающихся по различным вопросам деятельности;

доведение до сведения обучающихся решений органов самоуправления.

Высшим органом ученического самоуправления является классное собрание-собрание всех учащихся класса, которое собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

Классное собрание избирает классный ученический совет, его председателя и заместителя; избирает представителей на школьную ученическую конференцию; решает вопросы жизни классного коллектива;

утверждает общественные поручения; слушает отчеты об их исполнении;

решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса; вырабатывает предложения в адрес Совета обучающихся.

В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является классный совет обучающихся, который собирается по мере необходимости.

Классный совет обучающихся выполняет следующие функции:

выполняет решения классного собрания обучающихся; организует дежурство по классу; организует внеклассные мероприятия; готовит и проводит классные собрания; организовывает участие класса в школьных ученических делах.

Решения классного ученического совета обязательны для выполнения учащимися после их утверждения классным собранием.

Органы самоуправления обучающихся в ОУ реализуют демократические отношения между педагогами и обучающимися, защищают права учащихся, организуют повседневную жизнь школьного ученического коллектива.

Членам Совета обучающихся предоставлены права обращаться к любому работнику школы с вопросами и предложениями.

Заседания Совета проводятся не реже одного раза в месяц.

Из числа членов Совета избираются его председатель и заместитель.

Гласность работы Совета обучающихся, оперативность всех его решений обеспечивается через стенную печать.

Совет коллектива взаимодействует с органами ученического самоуправления, первичными коллективами обучающихся (классами), педагогами, родителями, внешкольными учреждениями.

Ожидаемые результаты:

— формирование актива класса;

— возникновение дружеских связей между учащимися, общих интересов;

— приобретение школьниками навыков организаторской деятельности;

— стабилизация межличностных отношений;

— самореализация в творческой деятельности;

— формирование модели выпускника – личности, готовой интеллектуально и физически развиваться, способной строить собственную жизнь, достойную Человека.

Эффективность деятельности органов ученического самоуправления влияет на развитие личностных и процессуальных качеств человека.

Анализ личностных качеств учащихся школы – активности,

самостоятельности и самочувствия имеет следующие результаты:

72 % учащихся знают, где может высказать свои предложения и замечания;

54 % отмечают, что и каким образом изменилось в классе, по его инициативе;

58 % имеют опыт самостоятельной организации деятельности в классе;

37 % имеют позитивный опыт разрешения школьных проблем;

68 % знают, какие кл .ресурсы он может использовать для решения проблемы, и где ( у кого) они находятся;

56 % отмечают, что и каким образом в нём изменилось в процессе деятельности;

49 % отмечают свою успешность в освоении разных социальных ролей.

                                     Организация самоуправления в классе

                                                    

                                   

                                                    

                                       

                                     

                                                   

                                                     

Динамика самоуправлени    я на разных этапах развития коллектива

 

Первый этап

Второй этап

Третий этап

Коллективу присущи:

отсутствие актива, общности целей, интереса к деятельности в коллективе

сформированность актива, заинтересованность учащихся в делах коллектива

наличие общественного мнения, постоянно меняющегося актива в органах самоуправления

Функции самоуправления:

исполнительская

организаторская

управленческая

Содержание функций:

получение задания, определение режима выполнения, экспертная оценка, самооценка, самоконтроль и др.

определение цели и усвоение задач, обеспечение работы (условия, средства), распределение обязанностей, оперативное руководство, подведение итогов

оценка, анализ, принятие решения, организация планирования, контроль, регулирование

Тенденция развития самоуправления:

метод

форма

принцип

Элементы системы ученического самоуправления

задание, поручение, расстановка, взаимоконтроль и др.

учком, старостат, комиссии, бригады, штабы и др.

коллективное планирование, проведение, анализ дела

Способы привлечения учащихся к самоуправлению:

назначение ответственных лиц

выборность актива демократическим путем

участие каждого в организации дел в порядке очередности

Позиция педагога:

учитель

консультант

партнер

Характер деятельности педагога:

сообщает учащимся знания о значении самоуправления, формирует положительные мотивы у учащихся к самоуправленческой деятельности, вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной работы

передает учащихся организаторский опыт, показывает пример участие в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении школы

сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач

Ученическое самоуправление не столько вводится, сколько выращивается в самом коллективе. Главное – помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция фрезеровщика 5 разряда по профстандарту
  • Эдипресс таблетки инструкция по применению цена аналоги
  • Как разложить диван клик кляк с ушами инструкция
  • Руководство по тренировке с каменными замками
  • Насобек беклометазон спрей для носа инструкция по применению