Как экспедиция под руководством бартоломео диаша назвала открытую ими южную точку африки

Экспедиция Бартоломеу Диаша

В конце XV в. португальцы наконец осуществили мечту Генриха Мореплавателя — проплыли вокруг Африки. В 1488 г. Бартоломеу Диаш обогнул мыс Доброй Надежды и вышел в Индийский океан.

Диогу Кан

В 1482 г. и в 1485 г. Диогу Кан пересек экватор, открыл устье реки Конго и поплыл дальше на юг вдоль берегов Африки, вплоть до пустыни Намиб. Во время второго путешествия он загадочным образом исчез. Но установленные им падраны увенчанные крестом каменные столбы — стали великолепными ориентирами для будущих путешественников.

Смелое решение

Бартоломеу Диаш

Бартоломеу Диаш (1450-1500)

Перед экспедицией Бартоломеу Диаша, вышедшей в море в августе 1487 г., была поставлена задача обойти африканский континент с юга и найти путь в Индию. Три каравеллы вышли из лиссабонского порта. Впервые один из кораблей был выделен под продовольствие. В декабре 1487 г. Диаш оставил корабль с продовольствием в бухте Уолфиш (совр. Намибия) и продолжил путь. Суда с трудом плыли вперед из-за сильных встречных ветров и мощного холодного Бенгельского течения. Это течение движется на север от Антарктиды.

Диаш принял решение, которое требовало мужества: отойти дальше от берегов в Атлантический океан, на юго-запад, а потом вернуться, прочертив на линии маршрута широкую петлю. Но тут его корабли попали в свирепый шторм. В течение казавшихся бесконечными 13 дней разгулявшаяся стихия швыряла маленькие каравеллы из стороны в сторону в водах, которые были намного холоднее, чем у берегов. Моряки думали, что погибнут. Наконец буря утихла, и Диас направил свои суда на восток, чтобы вновь подойти к берегу, но земли не было видно!

Мыс Доброй Надежды

В феврале 1488 г. Диаш повернул к северу, и вскоре на горизонте стали видны горы. Оказалось, что во время бури корабли прошли мимо поворота береговой линии к востоку. Повернув затем на восток, они едва не обошли континент с юга. Подойдя к берегу, корабли двинулись на восток. Однако уставший от лишений экипаж грозил бунтом, требуя немедленного возвращения в Португалию. Вынужденный принять это требование, Диаш добился от команды согласия на то, что еще два дня флотилия будет плыть на восток и затем повернет назад. За это время им удалось достичь того места, где берег поворачивал к северу. Взору моряков открылся Индийский океан. Диаш и его люди сами не заметили, как миновали крайнюю южную точку Африки — далеко вдающийся в море мыс, названный мысом Бурь.

Новая напасть

Добравшись до ангольского побережья, Диаш обнаружил, что почти все его люди, оставшиеся там, умерли от цинги. Эта болезнь, свирепствовавшая среди моряков, возникала из-за нехватки витаминов в еде, которую они брали с собой в путь: это были в основном сухари и сушеное мясо.

Путь в Индию

В декабре 1488 г. корабли Диаша вошли в порт Лиссабона. В память о перенесенных испытаниях Диаш назвал южную точку Африки мысом Бурь, но король Жуан II переименовал его в мыс Доброй Надежды — надежды на то, что осуществится заветная мечта португальских моряков: будет открыт путь в Индию. Диаш преодолел труднейшую часть этого пути и доказал, что Атлантика соединяется с Индийским океаном. В 1500 г. Диаш, участвуя в экспедиции в Индию, погиб в 24-дневном шторме у мыса Доброй Надежды.

Маршруты экспедиций Д.Кана и Б.Диаша

Маршруты экспедиций Д.Кана и Б.Диаша

Поделиться ссылкой

Португальскому мореплавателю Бартоломеу Диашу первому в мире удалось обогнуть Африку с юга. Ко второй половине XV в. войны с маврами опустошили казну Португалии. Вдобавок все торговые пути проходили мимо страны, из-за чего она была исключена из мировой торговли. Единственным решением этой проблемы стали поиск и открытие новых маршрутов. Взоры португальцев обратились на Восток, к стране пряностей и богатств — Индии. Если бы удалось добраться туда морем, Лиссабон значительно поправил бы свое положение (возить товары по суше было долго, накладно и небезопасно — на купцов то и дело нападали грабители). Гипотеза о том, что Атлантический и Индийский океаны соединяются «где-то там, за Африкой», не давала покоя португальскому королю. Нужно было рискнуть, пока инициативу не перехватили конкуренты.

Содержание

  1. Подготовка к экспедиции
  2. Вдоль африканских берегов
  3. Бунт на корабле и мыс Бурь
  4. Почему европейцы стремились в Индию?

Идея открыть водный путь в Индию возникла у Генриха Мореплавателя

Идея открыть водный путь в Индию возникла у Генриха Мореплавателя, сына короля Жуана I. Несмотря на прозвище, он ни разу не выходил в море, так как страдал от качки

Бартоломеу Диаш вошел в историю географических открытий как самый гуманный первоискатель. При встрече с туземцами он вел себя как гость, а не как хозяин, чего нельзя сказать о его последователях. Аборигенов он одаривал специально припасенными для этого вещами, если же видел, что люди настроены воинственно, просто уходил. Тем не менее, на его счету есть жертва: во время нападения туземцев Диаш пустил стрелу и убил одного из них.

Бартоломеу Диаш — скромный мореплаватель, незаметно для себя изменивший мир

Бартоломеу Диаш — скромный мореплаватель, незаметно для себя изменивший мир

Подготовка к экспедиции

Возглавить экспедицию по поиску морского пути в Индию поручили Бартоломеу Диашу. Он отличался неторопливостью, любил продумывать все до мелочей, поэтому к походу готовился целых 10 месяцев. В распоряжение Бартоломеу поступили опытнейшие португальские моряки, кроме того, король предоставил ему две каравеллы и одно транспортное судно с припасами. В начале августа 1487 г. экспедиция покинула Лиссабон и отправилась в неизвестность.

На открытых землях португальские мореплаватели устанавливали падраны

На открытых землях португальские мореплаватели устанавливали падраны — столбы, увенчанные крестом и украшенные португальским гербом. На них писали, кто и когда обнаружил данное место. Столбы чаще всего делали из камня, чтобы продемонстрировать, что Португалия закрепляет эту территорию за собой на века

Вдоль африканских берегов

Первое время суда шли проторенной дорогой: португальские мореплаватели уже добирались до широты устья Конго, поэтому кое-какие сведения о данном участке пути у них имелись. Тем не менее, на материк странники сходили только для того, чтобы пополнить запасы питьевой воды, контактов с аборигенами они избегали. Чем дальше суда продвигались на юг, тем пустыннее и опаснее казались берега. Когда экспедиция пересекла Южный тропик, корабли попали в полосу густого тумана — возможно, именно из-за него Диаш и не заметил, как проплыл мимо устья великой реки Оранжевой.

Маршрут экспедиции Бартоломеу Диаша

Маршрут экспедиции Бартоломеу Диаша

Португальцы первыми ступили на земли Намибии в месте, сегодня известном как Берег Скелетов. Именно здесь моряков накрыл густой туман, появление которого объясняют соседством холодного Бенгельского течения и жаркой пустыни. Холодный воздух, полное отсутствие питьевой воды в радиусе нескольких сотен километров и практически нулевая видимость сделали этот район непригодным для судоходства. Моряки до сих пор относятся к нему с опаской.

Бартоломеу Диаш: маршрут экспедиции, путешествие в Африку и открытия

У берегов Намибии экспедиция попала в сильнейший шторм. Чтобы его обойти, Диаш приказал отклониться от курса и выйти в открытое море. План сработал: каравеллы сильно потрепало, но они остались целыми. Однако это оказалось единственной хорошей новостью. Когда буря утихла, моряки пришли в ужас: суда далеко отнесло от проложенного маршрута, а берега не просматривались ни с одной из сторон. Путешественники 13 дней не видели земли и заранее считали себя погибшими. Сначала они шли на восток, затем на север, и, наконец, на горизонте показался долгожданный берег — бухта, где сегодня находится курортный городок Моссел-Бей. За пеленой шторма Диаш и его команда не заметили, как сделали невероятное — обогнули Африку с юга, доказав тем самым, что Атлантический и Индийский океаны соединены между собой.

Реплика каравеллы Бартоломеу Диаша

Реплика каравеллы Бартоломеу Диаша, выставленная в музее города Моссел-Бей (ЮАР)

Памятник Бартоломеу Диашу в Кейптауне (ЮАР)

Памятник Бартоломеу Диашу в Кейптауне (ЮАР)

Бунт на корабле и мыс Бурь

Заметив, что материк оказался слева, а не справа, как было раньше, мореходы осознали, что произошло. Диаш загорелся идеей плыть дальше, но команда остудила его пыл: суда основательно потрепало, припасы заканчивались, начались голод и цинга. Измученные матросы пригрозили Бартоломеу бунтом, если он не повернет назад. Диаш выторговал еще три дня плавания, но этого времени, оказалось недостаточно, чтобы достичь желанной Индии. Крайней точкой маршрута португальцев стало устье большой реки, которую назвали Риу-ди-Инфанти. После этого экспедиция повернула назад.

По пути домой Диаш совершил открытие, принесшее ему известность. Он достиг крайней юго-западной точки Африки и нарек ее мысом Бурь. Позже король Жуан I переименовал крайний пункт в мыс Доброй Надежды — надежды на то, что путь в Индию все-таки будет открыт.

Мыс Доброй Надежды

Мыс Доброй Надежды, возле которого сливаются Атлантический и Индийский океаны

Долгое время считалось, что мыс Доброй Надежды — самая южная точка Африки. Когда материк перемерили более детально, выяснилось, что он заканчивается мысом Игольным. Однако известность последнего меркнет по сравнению со славой своего именитого соседа, который ежегодно посещают толпы туристов.

Почему европейцы стремились в Индию?

Сказочная Индия без конца манила к себе европейцев. Во времена Бартоломеу Диаша, пожалуй, не осталось мореплавателя, который не горел бы желанием добраться до заветных берегов. И причин на то было огромное множество. Здесь культивировали душистые растения (имбирь, гвоздику, мускатный орех, перец), которых в Европе еще не знали. В Старом Свете их использовали для хранения и обеззараживания продуктов.

Индийские штаты по сей день своего рода шкатулка, наполненная разнообразными пряностями

Индийские штаты по сей день своего рода шкатулка, наполненная разнообразными пряностями

В Индии можно было обзавестись предметами роскоши, стоившими целое состояние: шелком, слоновой костью, драгоценными камнями.

Восточная страна славилась своими лекарями, которые использовали неизвестные европейцам лекарства: алоэ, валериану, камфару, асафетиду.

В Старом Свете в моде были сады и парки, а апельсиновые, лимонные и другие деревья из Индии, как нельзя лучше подходили для их обустройства.

From Wikipedia, the free encyclopedia

Bartolomeu Dias

Statue of Dias at the High Commission of South Africa in London

Born 1450
Died 29 May 1500 (aged approximately 50)

South Atlantic Ocean, near the Cape of Good Hope

Nationality Portuguese
Other names Bartholomew Diaz
Occupation(s) Navigator and explorer
Known for Being the first European mariner to round the southern tip of Africa

Bartolomeu Dias[1] (c. 1450 – 29 May 1500) was a Portuguese mariner and explorer. In 1488, he became the first European navigator to round the southern tip of Africa and to demonstrate that the most effective southward route for ships lies in the open ocean, well to the west of the African coast. His discoveries effectively established the sea route between Europe and Asia.

Early life[edit]

Bartholomeu Dias was born around 1455. His family had a maritime background, and one of his ancestors, Dinis Dias, explored the African coast in the 1440s and discovered the Cape Verde Peninsula in 1445.[2]

Tracing his biography is complicated by the existence of several contemporary Portuguese seafarers with the same name.[3] He was clearly a seaman of considerable experience and may have been trading for ivory along the Guinea coast as early as 1478. In 1481, Dias accompanied an expedition, led by Diogo de Azambuja, to construct a fortress and trading post called São Jorge da Mina in the Gulf of Guinea.[4] Indirect evidence also points to his possible participation in Diogo Cão’s first expedition (1482–1484) down the African coast to the Congo River.[5]

Voyage around Africa[edit]

Diogo Cão had made two voyages to try to reach the southern end of Africa’s western coastline but had failed both times. Nevertheless, King John II of Portugal remained determined to continue the effort. In October 1486, he commissioned Dias to lead an expedition in search of a trade route around the southern tip of Africa. Dias was also charged with searching for Prester John, a legendary figure believed to be the powerful Christian ruler of a realm somewhere beyond Europe, possibly in the African interior. Dias was provided with two caravels of about 50 tons each and a square-rigged supply ship captained by his brother Diogo. He recruited some of the leading pilots of the day, including Pêro de Alenquer and João de Santiago, who had previously sailed with Cão.[6][7]

No contemporary documents detailing this historic voyage have been found as almost all maritime records were destroyed in the 1755 Lisbon earthquake and ensuing tsunami. Much of the available information comes from the sixteenth-century historian João de Barros, who wrote about the voyage some sixty years later.[8]

An illustration of the São Cristóvão and São Pantaleão

The small fleet left Lisbon in or around July 1487. Like his predecessor, Cão, Dias carried a set of padrãos, carved stone pillars to be used to mark his progress at important landfalls. Also on board were six Africans who had been kidnapped by Cão and taught Portuguese. Dias’s plan was to drop them off at various points along the African coast so that they could testify to the grandeur of the Portuguese kingdom and make inquiries into the possible whereabouts of Prester John.[9]

The expedition sailed directly to the Congo, and from there proceeded more carefully down the African coast, often naming notable geographic features after saints that were honored on the Catholic Church’s calendar. When they weighed anchor at what today is Porto Alexandre, Angola, Dias left the supply ship behind so that it could re-provision them later, on their return voyage. By December, Dias had passed the farthest point reached by Cão, and on 8 December 1487 he arrived at the Golfo da Conceição (modern-day Walvis Bay, Namibia). After making slow progress along the Namibian coast, the two ships turned southwest, away from land. Historians have debated whether this happened because they were driven offshore by a storm or because they were deliberately trying to find more favorable winds. Whatever its cause, the change of course brought them success: the ships traced a broad arc around the tip of Africa and, on 4 February 1488, after 30 days on the open ocean, they reached the continent’s southern cape and entered what would later become known as Mossel Bay.[10]

The ships continued east for a time and confirmed that the coast gradually trended to the northeast. Dias realized that they had accomplished Portugal’s long-sought goal: they had rounded the southern cape of Africa. Dias’s expedition reached its furthest point on 12 March 1488, when it anchored at Kwaaihoek, near the mouth of the Boesmans River—where they erected the Padrão de São Gregório. By then, the crew had become restless and was urging Dias to turn around. Supplies were low and the ships were battered. Although Dias wanted to continue, the rest of the officers unanimously favored returning to Portugal, so he agreed to turn back. On their return voyage, they sailed close enough to Africa’s southwestern coast to encounter the Cape of Good Hope for the first time in May 1488. Tradition has it that Dias originally named it the Cape of Storms (Cabo das Tormentas) and that King John II later renamed it the Cape of Good Hope (Cabo da Boa Esperança) because it symbolized the opening of a sea route from west to east.[11][12]

At the cape, Dias erected the last of their padrãos and then headed northward. They reached their supply ship in July, after nine months of absence, and found that six of that ship’s nine crewmen had died in skirmishes with the natives. The vessel had become rotten with worms, so they unloaded the supplies they needed from it, and burnt it on the beach. Few details are known about the remainder of the voyage. The ships made stops at Príncipe, the Rio do Resgate (in present-day Liberia), and the Portuguese trading post of São Jorge da Mina. Dias returned to Lisbon in December 1488, after an absence of 16 months.[13][14]

The Dias expedition had explored a thousand more miles of the African coastline than previous expeditions had reached; it had rounded the southern tip of the continent, and it had demonstrated that the most effective southward ship route lay in the open ocean well to the west of the African coast-a route that would be followed by generations of Portuguese sailors. Despite these successes, Dias’ reception at court was muted. There were no official proclamations, and, at the time, Dias received little in recognition of his accomplishments.[15]

Later years[edit]

Dias was later ennobled for his accomplishments, and by 1494 he was serving as a squire in the court of King John II. He also served as superintendent of the royal warehouses from 1494 to 1497.[16]

Following Dias’s return from his successful first voyage around Africa’s southern cape, Portugual took a decade-long break from Indian Ocean exploration. King John was beset by numerous problems, including the death of his only son, a war in Morocco, and his own failing health. It was not until 1497 that another voyage was commissioned and Dias was asked to provide assistance.[17] Drawing on his experience with maritime exploration, Dias contributed to the design and construction of the São Gabriel and its sister ship the São Rafael. These were two of the ships that Vasco da Gama used to sail around the Cape of Good Hope and continue to India. Dias participated in the first half of da Gama’s voyage but stayed behind after reaching the Cape Verde Islands.[18] Two years later he was one of the captains of the second Indian expedition, headed by Pedro Álvares Cabral. This flotilla was the first to reach Brazil, landing there on 22 April 1500 before continuing east to India. Dias perished in May 1500 when captaining a ship near the Cape of Good Hope: four ships, including Dias’s, encountered a huge storm off the cape and were lost on 29 May.[19]

Personal life[edit]

Dias was married and had two sons, Simão Dias de Novais and António Dias de Novais.[20] His grandson Paulo Dias de Novais became the first governor of Portuguese Angola and, in 1576, the founder of São Paulo de Luanda.[21]

Legacy[edit]

The Portuguese government erected two navigational beacons, Dias Cross and da Gama Cross, to commemorate Dias and Vasco da Gama, who were the first modern European explorers to reach the Cape of Good Hope. When lined up, these crosses point to Whittle Rock, a large, permanently submerged shipping hazard in False Bay.

See also[edit]

  • Dias Cross Memorial
  • Diogo Cão
  • Diogo Dias

References[edit]

  1. ^ ˈPronunciation:
    English: di əs; Portuguese ˈdi əʃ; «Dias». Random House Webster’s Unabridged Dictionary
  2. ^ Oakley 2003
  3. ^ Dutra 2007
  4. ^ Ravenstein 2010 pp. 1–2
  5. ^ Ravenstein 2010 p. 6
  6. ^ Oakley 2003
  7. ^ Crowley 2015, pp. 17–19
  8. ^ Crowley 2015, pp. 17–19
  9. ^ Crowley 2015, pp. 17–19
  10. ^ Ravenstein 1900, pp. 644–645
  11. ^ Ravenstein 1900, pp. 644–645
  12. ^ Crowley 2015, pp. 21–23
  13. ^ Ravenstein 1900, p. 648
  14. ^ Crowley 2015, pp. 21–23
  15. ^ Crowley 2015, p. 24
  16. ^ Dutra 2007
  17. ^ Crowley 2015, p. 26
  18. ^ Livermore 2021
  19. ^ Livermore 2021
  20. ^ Ravenstein 2010, p. 1
  21. ^ Livermore 2021

Bibliography[edit]

  • Campbell, Gordon (2003). The Oxford Dictionary of the Renaissance. Oxford University Press.
  • Crowley, Roger (2015). Conquerors : How Portugal Forged the First Global Empire (First ed.). New York. ISBN 978-0-8129-9400-1. OCLC 904967943.{{cite book}}: CS1 maint: location missing publisher (link)
  • Dutra, Francis A. (2007). «Dias, Bartholomew». The Oxford Companion to World Exploration. Oxford University Press.
  • Howgego, Raymond John, ed. (2003). «Dias, Bartolomeu». Encyclopedia of Exploration to 1800. Hordern House. ISBN 1875567364.
  • Livermore, Harold V. (2021). «Bartolomeu Dias». Encyclopedia Britannica. Retrieved 4 May 2021.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  • Oakley, Robert (2003). «Dias, Bartolomeu». In Gerli, E. Michael (ed.). Medieval Iberia : an encyclopedia. New York: Routledge. ISBN 0-415-93918-6. OCLC 50404104.
  • Ravenstein, Ernst Georg (2010). Bartolomeu Dias. William Brooks Greenlee, Pero Vaz de Caminha. England: Viartis. ISBN 978-1-906421-03-8. OCLC 501399584.
  • Ravenstein, E. G. (1900). «The Voyages of Diogo Cão and Bartholomeu Dias, 1482–88». The Geographical Journal. 16 (6): 625–655. doi:10.2307/1775267. hdl:2027/mdp.39015050934820. ISSN 0016-7398. JSTOR 1775267.

External links[edit]

Media related to Bartolomeu Dias at Wikimedia Commons

  • Beazley, Charles Raymond (1911). «Diaz de Novaes, Bartholomeu» . Encyclopædia Britannica. Vol. 8 (11th ed.). p. 172.
  • Catholic Encyclopedia

Бартоломеу Диаш родился и жил именно в ту эпоху, когда одна за одной открывались новые земли, путешественники высаживались на материки, на которые до тех пор не ступала нога человека, когда были нанесены на карты новые морские пути, добавлены острова, отмечены мысы и заливы. Более того, ему посчастливилось стать мореплавателем и первооткрывателем в это время.

В 1474 году начались экспедиции из Португалии к африканским побережьям, так как появилась необходимость изучать и выстраивать новые торговые пути. Одной из таких экспедиций по поручению короля Жуана II руководил Бартоломеу Диаш. Мореплаватель отправился в сторону Индии на трех кораблях в 1487 году. Его экипаж состоял из 60 опытных мореходов, хорошо ориентировавшихся в прибрежных водах.

Цель экспедиции Диаша была конкретной — обогнуть по морю южное побережье Африки и найти путь к Индии. Помимо мореходов на корабле были 6 темнокожих пленных, которых собирались высаживать в разных местах вместе с золотом, пряностями и прочими товарами. Они должны были предлагать их туземцем и убеждать их вести торговлю с Португалией. Плану не было суждено воплотиться в жизнь — некоторые африканки умерли по пути, кого-то же все-таки выпустили на берегу, однако миссия не была выполнена.

Diaz_on_his_voyage_to_the_cape.jpg
Корабль Бартоломеу Диаша. Источник: wikipedia.org

Вскоре после неудачной высадки туземцев на берега Африки мореплавателей застал сильный шторм, который продолжался несколько дней. В непогоду корабли шли со спущенными парусами и отклонились от курса. Когда ветер стих, Диаш приказал идти к берегу, указав в противоположную от материка сторону. Так экспедиция прибыла в бухту, на берегу которой путешественники обнаружили туземцев и скот.

Отправившись в обратный путь к Португалии, Диаш и его экспедиция обнаружили величественный мыс, который сегодня называется «Мыс Доброй Надежды». Фрэнсис Дрейк, один из самых известных пиратов, говорил о нем: «Этот мыс — самый величавый, самый красивый мыс, какой только мы видели в целом свете!».

Экспедиция Диаша принесла бесценные плоды для познания берегов Африки, а также морских путей к Индии. Он с гордостью докладывал о впервые обнаруженных землях королю. Этот поход зародил в путешественники желание дойти до Индии. В 1500 году он собрал новую экспедицию и отправился в путь. Вскоре после выхода в море путешественников застал сильнейший шторм. Бартоломеу Диаш, горячо желавший достичь берегов Индии, погиб во время него.

Источники:
GeoMan.ru: Библиотека по географии

Изображение анонса: stankobiznes.ru


Изображение лида: tut1.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нтц система руководство
  • Что нужно для обшивки дома сайдингом своими руками пошаговая инструкция
  • Руководство по смывам
  • Боярышник настойка показания к применению инструкция к применению
  • Инструкция по эксплуатации toyota verso 2014