Качество классного руководства

Совершенствование личностных качеств

классного руководителя, как одно из условий

его самореализации

   Если мы покопаемся в своей памяти, то может быть, вспомним, как в детстве многие из наших сверстников хотели быть учителями. С годами число их заметно уменьшалось и даже сходило на нет. 
   Вот и я на вопрос, кем я буду во взрослой жизни, почти не задумываясь, отвечала: «Учителем». Примерами мне для подражания были такие учителя, личностными качествами которых были искренняя любовь к детям, организованность, справедливость, неподдельный интерес к жизни и личности каждого воспитанника. 


   Прошли годы, я стала педагогом… 


   Вот уже много лет работаю в школе учителем, одновременно являясь классным руководителем. И могу сказать, что деятельность классного руководителя многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк, огорчения и неудачи более часты, чем радости и победы. Ведь классный руководитель – это тот человек, который создает оптимальные условия для организации учебной работы и внеклассной жизни всего класса и каждого ученика в отдельности. 

   Наверное, трудно, а, пожалуй, и невозможно забыть первых своих учеников. Ершистые, непосредственные, по-своему, по-детски мудрые. Они на глазах повзрослели, выросли. С ними я приобретала опыт воспитательной работы. Это они научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны.

    Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Ведь почти каждая третья семья неполная. Каждая вторая имеет лишь одного ребенка. Родители видят своих детей чаще всего спящими. А в семьях, где есть старики, воспитание и надзор доверены им.

    Я поэтому и стремилась стать для своих учеников тем родным человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами.
   Исходя из этого стержневым компонентом в моей философии выходит просто человеческое: помочь, понять, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам.


   Такая помощь может включать совет, доброе слово и играют огромную роль в нашей жизни.

   Анализируя свою воспитательную работу в 8 классе, сопоставляя цели и результат воспитания, я спланировала дальнейшую воспитательную работу с 9 классом.

   Важными целями воспитательной работы с классом считаю: 


•  создание условий для саморазвития человека, как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности;


•  максимальное содействие психологическому и личностному развитию школьников, обеспечивающее им готовность к самоопределению во взрослой жизни. 

   Работая классным руководителем у меня совершенствуются личностные качества, ведь чтобы подопечные считали своего классного руководителя настоящим лидером на пути в будущее, учителю нужно систематически совершенствовать все эти качества, при этом оставаясь человеком. Говоря про личностные качества классного руководителя, мы в первую очередь имеем в виду доброту. Ведь он каждый день имеет дело с детьми, чья душа в этом возрасте так ранима. Конечно, доброта должна идти рука об руку с требовательностью и необходимой твёрдостью.

   Кстати, наряду с добротой такие качества классного руководителя как забота, внимание, понимание, отзывчивость, доброжелательность ставят на первое место в своих педагогах сами учащиеся. Видимо, в современной жёсткой жизни им не хватает этих простых человеческих чувств.

   Важно помнить, что дети в классе – это твое отражение, поэтому надо стараться постоянно работать над собой.

      Я не придерживаюсь лозунга «Учитель всегда прав!». Это далеко не всегда так.

      Я не стесняюсь признаваться в собственных ошибках, просчетах, умею анализировать их и делать выводы.

      Я тщательно продумываю принципы своей воспитательной работы и стараюсь следовать им.

 К принципам я отношу следующее:

  • быть честным с детьми;
  • не бояться быть простым и человечным, однако сохранять дистанцию между собой и учениками;
  • быть требовательным и справедливым, объяснять детям свои требования;
  • быть оптимистом, стараться ставить себя на место детей и сопереживать им;
  • быть заинтересованным в детях и в их делах, уметь защищать их, когда необходимо;
  • быть последовательным и объективным;
  • быть артистом  в своей профессии, владеть ораторским  искусством, воздействовать словом убедительно и эмоционально;
  • не давать обещаний, которые не можешь выполнить, но, пообещав, всегда исполнять;
  • не давать оценок детям, наблюдая их только в учебном процессе.

   Ведь  главное — сохранять молодость души на долгие годы, тогда будет легче понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.

ЛИЧНЫЕ
КАЧЕСТВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ – ПОМОЩНИКИ В РАБОТЕ

Личностные
качества классного руководителя оказывают существенное влияние на характер и
форму применения различных методов управления коллективом студентов. Это
проявляется и в стиле деятельности руководителя, который зависит от объективных
и субъективных причин. Личность характеризуется не только тем, что она делает,
но и тем, как она это делает.

 Существенное
влияние на стиль деятельности оказывают: интеллект педагога; его общая
культура; уровень профессиональной подготовки; особенности характера и темперамент;
присущие педагогу нравственные ценности.

 Стиль
деятельности педагога во многом характеризуется отношениями со студентами.
Наиболее распространенными являются три стиля руководства:

 •
авторитарный;

 •  демократический;

 •
попустительский.

1. При авторитарном
стиле руководитель
 полностью определяет направление действий группы,
дает задания, показывает приемы работы поэтапно, сам указывает каждому, что и
вместе с кем делать, продемонстрировав однажды прием, считает, что свое дело
сделал, остается оценивать успехи каждого, персонально адресуя упреки (похвалу)
отдельным учащимся. Наблюдаются агрессивность, враждебность во
взаимоотношениях.

 2. При
демократическом стиле руководства
 группа обсуждает направления своих
будущих действий при участии и помощи руководителя, демонстрирует не менее двух
альтернативных приемов каждого действия, учащиеся сами выбирают, кому и с кем
работать, руководитель работает почти наравне с другими; в своих замечаниях
объективен, оценивает действия, а не личности. Чаще употребляются дружеские
обращения, сочувственные замечания.

 3. При
попустительском стиле руководства
 отмечается полная свобода для
индивидуальных или групповых решений, при минимальном участии руководителя. В
возникающие споры он не вмешивается совсем или только в случаях крайней
необходимости. Оценивать работу или влиять на ход событий даже не пытается.

К основным признакам
поведения классного руководителя, создающего развивающий климат относят:

·        
Открытость,
непринужденность общения. Никому не нравится, когда его обманывают, пытаются на
чем-то «поймать». Легче, когда можно не взвешивать каждое слово. Разумеется,
такт необходим, вседозволенность может принести только вред.

·        
Понимание,
способность «войти в положение» другого. Это вовсе не означает одобрения любого
поступка. Но безучастность, безразличное отношение к человеку, подчеркивание
социальной дистанции вызывает подозрительность и недоверие.

·        
Гласность.
Неравенство в межличностных отношениях неизбежно. Однако одно дело, если оно
основано на положении в административной иерархии, и совсем другое, когда
строится на известных всем нравственных качествах.

·        
Не
оценивание личности, а анализ фактов. Иногда оценка необходима, но лучше
объяснить учащемуся последствия его поступка для других и для него лично, чем
просто навесить ярлык.

·        
Не
приказ, а ориентация на проблему. Важно учесть мнение исполняющего, чтобы он
был ответственен за результаты своей деятельности.

Начинающие, молодые классные
руководители (воспитатели), помня о стилях руководства в начале своей
деятельности, пытаются строить свои взаимоотношения на демократической основе,
но сталкиваются с тем, что учащиеся подобное отношение воспринимают как признак
слабости и создают хаос. Не справляясь с ситуацией, трудностями, их благие
намерения терпят крах. Необходимо помнить, что прямой противоположностью
демократического стиля является попустительский; преподаватель демонстративно
позволяет классу «сесть себе на шею», или переходит на проверенный авторитарный
стиль. Демократический стиль, это подлинное сотрудничество учителя с учениками,
предполагает требовательность в сочетании с высоким уважением к личности
ребенка. Чтобы научиться контролировать свое поведение, настроение, чувства и
мысли, важно выработать критическое отношение к себе, умение владеть собой,
чтобы управлять собственной психикой (спонтанное проявление дурного настроения
— это есть распущенность, отравляющая жизнь окружающим).

Обязанности классного руководителя закреплены в локальных актах школы. Причём у разных школ они могут отличаться.

Глобальная задача — создать безопасную воспитывающую среду в классе. А как он будет это делать — решать ему. Но есть несколько задач, которыми занимается каждый классный руководитель.

Следить за посещаемостью и успеваемостью

В начале дня классный руководитель узнаёт, все ли ученики пришли в школу, и сразу связывается с родителями тех, кого нет.

Весь рабочий день он общается со школьниками, учителями-предметниками, администрацией школы, чтобы решить текущие проблемы: кто-то опоздал на урок, не выучил домашнее задание или плохо написал контрольную.

Решать организационные вопросы

В течение дня классный руководитель решает организационные вопросы класса — например, касающиеся питания учащихся или дежурства по классу. В средней и старшей школе ученики берут на себя ответственность за эти вопросы и сами организуют процессы, но их надо проконтролировать.

Проводить классные часы и другие мероприятия

На классном часе можно обсудить текущие вопросы и проблемы. Или посвятить его определённой теме — вместе изучить профессии будущего, разобраться в новой технологии, устроить дискуссионный клуб.

Также этом году во всех школах запустят цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». Задача классного руководителя — продумать, как пройдёт классный час: формат, повестка, продолжительность.

Классный руководитель вместе с учениками участвует в мероприятиях. Это могут быть не только классические субботники или дни самоуправления. События можно разнообразить: сходить на экскурсию на работу одного из родителей или устроить целую конференцию, где взрослые расскажут о своих профессиях; провести квест в школе.

Общаться с родителями учеников

Классный руководитель делает это каждый день: встречается лично, созванивается, переписывается в мессенджерах, отправляет информацию в школьный чат. Но основная форма общения с родителями — собрания.

Изучать новую информацию

Каждый день учителя получают новую информацию: меняется законодательство, появляются новые технологии работы. Классному руководителю важно не упускать эту информацию — повышать свой профессиональный уровень и идти в ногу со временем.

Составлять план работы с классом

Классный руководитель составляет программу воспитания и социализации учащихся. В ней он ежегодно планирует воспитательные дела, анализирует и отмечает результаты работы с классом.

Поддерживать свой класс

В младших классах дети часто относятся к классному руководителю как ко второй маме. Бегут жаловаться, если их обидели, делятся переживаниями, хотят, чтобы их обняли.

В средних и старших классах они взрослеют, но всё равно ищут поддержки — чтобы классный руководитель помог исправить плохую оценку в четверти, подсказал, как можно наладить отношения с учителем-предметником. Важно, чтобы во всех этих ситуациях классный руководитель был рядом.

Для классного руководителя важны доброта, честность, искренность, чувство юмора, оптимизм, справедливость, уважение к коллегам, ученикам и их родителям, и даже — любовь. А также…

Стрессоустойчивость

Работа с детьми — это работа с эмоциями, а значит, классному руководителю важно быть стрессоустойчивым. И уметь управлять не только эмоциями учеников, но и, что более важно, своими.

Креативность

Классный руководитель может использовать иммерсивный метод на классных часах, проводить онлайн-квизы, помогать детям с профориентацией. Новые идеи и творческий подход помогут разнообразить работу с классом и сделать процесс интересным и эффективным.

Внимательность

Прежде всего — к детям, их интересам и проблемам. Ученики нередко рассказывают классному руководителю свои тайны, размышления — они видят в нём старшего товарища, с которым можно посоветоваться. Детям это особенно важно, потому что не каждый ребёнок может поделиться переживаниями с родителями или друзьями.

Управленческие навыки

Классный руководитель — это и стратег, и тактик. Поэтому важно быть целеустремлённым, коммуникабельным, гибким. Также нужно уметь планировать рабочее время, организовывать мероприятия, анализировать свою деятельность, мотивировать детей и родителей.

Ответственность

Важно быть ответственным классным руководителем и предвидеть результат своей работы. Дети — наше будущее, поэтому важно не забывать задавать себе вопрос: «Какими мы хотим их видеть?».

Особый навык классного руководителя — полюбить «жриамули». Это грузинское слово, которое означает весёлый шум: например, щебет птиц или детский гул. Он отличается от обычного людского шума тем, что наполнен радостью.

Шалва Амонашвили, известный педагог, доктор психологических наук, считал, что тот, «кому нравится детский „жриамули“, тот склонен к педагогической деятельности, а кто уже пристрастился к нему, тот обретает своё педагогическое счастье».

Когда я пришла в школу, классное руководство казалось мне самым романтичным из всего, что может быть в работе учителя. Я с восторгом смотрела на тех коллег, вокруг которых каждую перемену и по любому поводу собирались их дети. Они что-то обсуждали, планировали, решали, у них был свой мир, в который пускали далеко не всех. Но романтическая пелена быстро упала с глаз.  

Личностные и профессиональные качества классного руководителя

Личностные и профессиональные качества классного руководителя

Как я узнала об изнанке классного руководства

У меня были маленькие дети, поэтому сама я в течение нескольких лет от классного руководства отказывалась, предвидя неудобства с больничными. 

Зато в моем кабинете каждый день после уроков работал неофициальный клуб психологической разгрузки. Приходили все, кому нужно было поговорить, посоветоваться или просто скоротать время в ожидании чего-нибудь.

Мне очень нравилось общаться с детьми, а вот от классных руководителей я все чаще стала слышать жалобы на то, что у них не остается времени на это самое общение. Сотрудничество с теми, кто должен быть заинтересован в детских судьбах, как-то очень быстро свелось к требованию предоставить отчет. Точнее, отчеты. Зачастую смысл всех этих бумаг непонятен, за исключением того, что все, кто мог, сняли с себя ответственность за происходящее, а классный руководитель остался виноватым и, соответственно, должным отчитаться. 

Дети нарушили комендантский час — а где был классный руководитель, почему не предусмотрел и не пошел ловить нарушителей до появления полиции? Ребенок пришел из дома с синяками — почему классный руководитель не выяснил вовремя, что такое в этой семье возможно, и не предотвратил? Ребенок ушел из дома — что ж вы не поймали и не вернули его?

Добил период карантина. Когда полиции попался ребенок, которого мама отправила в магазин за солью, оказалось, что они ничего не знают о том, что детям нельзя выходить из дома, ведь классный руководитель их не предупредил об этом. Или недостаточное количество раз предупредил. Главное — виноватого определили.

Этот список можно продолжать бесконечно. Некоторые ситуации по прошествии времени кажутся комичными и нелепыми, но в момент, когда все это происходило, было не до смеха. И вообще, тема классного руководства с каждым годом и даже месяцем представлялась мне все более печальной и не такой уж интересной.

Мой неудачный опыт

Я уже привыкла к тому, что я просто учитель-предметник, но однажды на педсовете услышала, что со следующего года буду классным руководителем пятого класса. 

К первому сентября я смогла убедить себя, что так надо, и с детьми встретилась с удовольствием, хотя совмещать эту радость с 36-часовой нагрузкой было довольно тяжело. 

Дети внимательно слушали мои рекомендации, часто советовались, как поступить, помогали в подготовке мероприятий и повседневных делах, с удовольствием выполняли небольшие поручения. Многие каждый день оставались после уроков и общались в классе, пока я пыталась завершить свои бесконечные дела.

Были проблемы с поведением и успеваемостью. Но радовало то, что 30 человек, из которых 7 пришли из других школ, смогли стать полноценным коллективом, в котором было комфортно. 

Но было и то, к чему я никак не была готова:

  • В течение учебного года мне пришлось убедить родителей написать кучу документов и отправить на обучение по адаптированной программе пять человек, так как по обычной программе они не успевали. При этом получилось со всеми остаться в хороших отношениях. 
  • Нарисовались родители, которые лучше меня знали, как нужно выполнять мою работу и что я делаю не так. Сначала они советовали, потом исчезали, а после этого жаловались всем, кому только можно. И с ними получилось, скажем так, договориться.
  • До сих пор не могу понять, как можно делать выводы и клеймить других людей на основе сплетен, но и это было нашей реальностью. Понятно, что такие родители передают столь ценное умение своим детям. К счастью, их было мало, но все-таки они влияли на погоду в классе. 

И вот я вроде справилась со всеми трудностями. Учителя, работающие с детьми, хвалили их и отмечали, как сильно изменился класс. Живи да радуйся! Но в моей жизни появились новые проекты, которые требовали много времени, и я просто физически не успевала все совмещать. Нужно было делать выбор. И я поняла, что тратить свой драгоценный ресурс на классное руководство я не хочу. 

Потребовалось довольно много времени, чтобы найти себе замену. К счастью, сейчас у моих детей очень хороший классный руководитель.

Новость о моем уходе дети восприняли очень эмоционально — к этому я точно не была готова. Они переживали так, что я два дня не находила себе места. 

Зная о жалобах родителей, коллега сказала, что если я уйду сейчас, то уйду побежденной. Но я понимала, что мне не нужна победа в такой войне. Я вообще не хочу ни с кем воевать. 

Я не смогла остаться классным руководителем. Я ушла. Это мое решение. Возможно, когда-нибудь я о нем пожалею. Возможно, буду винить себя и пытаться понять, чего мне не хватило, чтобы остаться.

Без каких качеств невозможно быть классным руководителем

Конечно, все начинается с любви к детям. Если она есть, половина проблем просто исчезает. Но остаётся другая половина.

Работа с подростками — это бесконечная борьба с ними за них же самих. Прекрасно, когда родители готовы сотрудничать с учителем, а вот если нет, тогда к противоборствующей стороне прибавляются еще и они. В этом случае задача становится посложнее, а терпения и остроумия требуется побольше.

Классный руководитель должен быть тонким психологом: чувствовать детей и помогать им принять себя такими, какие они есть, и научиться жить в гармонии с собой и окружающими; чувствовать родителей, уметь вставать на их место, понимать и принимать их переживания и недовольство — куда уж без него — и реагировать на их эмоции так, чтобы и поддержать, и убедить.

Адекватно выполнять свою роль связующего звена между учениками, учителями и родителями. Работать на пользу детям, даже порой защищать их самих и их интересы, но не перегибать палку. Это не так легко, как кажется. В поисках справедливости можно испортить отношения с коллегами, так ничего и добившись.

Педагогу нужно четко обозначить свои требования, определить правила, по которым будет жить класс, и самому неукоснительно соблюдать их. Тогда и дети ответят тем же.

Но, пожалуй, самое важное качество классного руководителя — верить в то, что вполне возможно изменить этот мир к лучшему, и заряжать этой верой всех вокруг. 

Читайте также:

В чем цели и задачи современного классного руководителя? И отличаются ли они для учителя, работающего в современной городской или сельской малокомплектной школе? О том, что делается сегодня в регионе для финансовой поддержки классных руководителей – в нашем материале.

Наставник и помощник

Практически каждый из нас помнит свою первую учительницу: добрый, а иногда и строгий голос, внимательный взгляд, особая, почти материнская забота. «Вторая мама» — так ее чаще всего и называют.

На классном руководителе – особая ответственность. Это — наставник для детей, помощник, зримый пример поведения и решения жизненных ситуаций. В жизни каждого ребенка он будет играть особую роль: например, трудному подростку он необходим для социализации и адаптации, улучшения посещаемости, профилактики вредных привычек; обычному, среднестатистическому школьнику, классный руководитель помогает правильно выстроить отношения с одноклассниками, помириться с друзьями, найти общий язык с родителями. Талантливому ребенку наставник нужен отнюдь не меньше, ведь именно учитель может вовремя увидеть сильные стороны ученика, поможет их развить, поделиться опытом, не даст таланту затеряться. Учить, воспитывать, прививать духовно-нравственные ценности и любовь к Родине, стимулировать интерес к учебе, формировать полноценного гражданина своей страны – на классного руководителя возложены эти и многие другие задачи.  

«Классное руководство — это не профессия,  — подчеркивает начальник отдела организации предоставления общего образования департамента образования науки и молодежной политики Оксана Кузнецова. — А огромная ответственности перед детьми, родителями, обществом. Быть классным руководителем – это значит отдать свое сердце и всю свою любовь детям. А для этого нужна колоссальная трудоспособность, умение разглядеть в каждом ребенке неповторимость, уникальность, талант, а потом зажечь в их душах огонь познания самого себя».

Золотые слова? Безусловно! Но за ними кроется огромная работа. Сегодня в Воронежской области обучаются 227 482 школьника в 715 организациях среднего и общего образования. Многие из этих ребят все еще находятся под трепетным надзором классных руководителей (их в регионе 11 543). 

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Согласно официальной классификации функции классного руководителя делятся на три больших группы: целевые, социально-психологические и управленческие. Под целевыми понимается воспитание ребенка, его защита от неблагоприятного влияния социальной среды, помощь в решении личностных проблем и подготовка к самостоятельно жизни.  Под социально-психологическими функциями имеется в виду помощь в выстраивании отношений со сверстниками в классе, сплочение коллектива, организаторские функции. А управленческие функции говорят сами за себя: классный руководитель, словно капитан корабля, должен руководить детским коллективом и учить свою «команду» самоконтролю и самокоррекции, организованности и самостоятельному планированию.

Есть функции классных руководителей, которые сразу видны невооруженным взглядом. Это – организация питания и дежурств школьников, контроль посещаемости и проведение классных часов, наблюдение за здоровьем учеников и их внешним видом. Однако огромная часть работы скрыта от посторонних глаз, но не менее важна. Это, к примеру, взаимодействие с родителями учеников. Вот как об этом рассказывает Елизавета Довгоселец, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 38 им. Е.А.Болховитинова:

«Взаимосвязь классный руководитель — родитель очень важна. Ведь цель наша общая — благо ребёнка. Когда родители видят, что дети увлечены и с удовольствием ходят в школу, тогда и отношение к преподавателю совсем другое. Родители — мои «союзники» однозначно! А в век информационных технологий это еще проще, ведь мы с ними всегда на связи. Классный руководитель должен быть мобильным».  

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Работа с семьями учеников включает в себя не только проведение родительских собраний, но и педагогическое просвещение родителей, их привлечение к различным внеклассным мероприятиям, изучение условий семейного воспитания, личное посещение семей и изучение условий, в которых живет и воспитывается ребенок, а при необходимости и проведение индивидуальных диагностических бесед и консультативно-коррекционной работы с родителями учащихся. Таким образом, получается, что воспитывая ребенка, классный руководитель берет на себя ответственность за всю его семью. Вот как рассказывает об этом Жанна Тюряева, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №101:

«Порой классный руководитель знает гораздо больше о ребенке, чем его родители. Ему отводится роль воспитателя, наставника, психолога, лидера, друга, учителя. И, учитывая это, связь классного руководителя с семьей ребенка должна быть очень тесной. В моем классе родители  — частые гости на внеклассных мероприятиях. Совместные праздники, экскурсии, просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, соревнования, конкурсы, организация проектной деятельности все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений и талантов».

Получается, что классный руководитель – это не просто учитель, проверяющий тетрадки с домашними заданиями, но и психолог, врач-диагност и даже юрист.  И при этом, он должен находить время на саморазвитие и самообразование, а иначе детям будет с ним попросту неинтересно:

«В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех, кого воспитывает, — рассказывает Вера Животягина из МБОУ СОШ №105. — Ему необходимо быть интересной личностью, глубоко владеть знаниями, умениями в какой-либо из областей культуры. Например, увлекаться театром, живописью, каким-то направлением в литературе, рисовать, петь, заниматься спортом, разбираться в моде, и быть для своих воспитанников реальным примером, которому хочется подражать».

Помощь от государства

Сложно ли все это совмещать одному человеку? Безусловно! А сколько душевного тепла и бессонных ночей, а то и просто слез бессилия и усталости тратят эти люди. Как компенсирует государство эти моральные и физические затраты? Помимо заработной платы ежемесячно классные руководители получают региональную и федеральную надбавки за классное руководство.

5000 рублей из федерального бюджета выплачивается с 1 сентября 2020 года, причем она не зависит от количества учеников в классе. А если учитель ведет два класса, то доплату он получит за каждый класс отдельно.     

Кроме того, существуют и региональные выплаты, которые правительство Воронежской области, несмотря на пандемию и связанные с ней экономические трудности, сохранила в полном объёме. В общей сложности в текущем году на выплаты классным руководителям в региональных организациях общего и среднего образования было выделено 313,4 млн. руб.

«В соответствии с поручением Президента России Владимира Путина на территории Воронежской области 11 543 классных руководителя в общеобразовательных организациях региона получают актуальные выплаты, — пояснил руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов. — Начисления федеральной надбавки проводятся до конца месяца по отдельной ведомости. Региональная выплата, существовавшая ранее, в соответствии с уже действующим порядком, начисляется классными руководителями вместе с заработной платой».

Помимо материальных компенсаций у классных руководителей есть еще и моральные бонусы, к примеру – участие в муниципальном конкурсе «От призвания к признанию». Он состоит из нескольких этапов: заочного и очного. На заочном этапе жюри оценивает учительский сайт, эссе, видео визитку классного руководителя. Во время очного этапа проходит защита воспитательной программы и проводится показательный классный час для детей. Конкурсанты, набравшие максимальное количество баллов, сражаются в финале, где показывают мастер класс для своих коллег.

Многие преподаватели, с которыми мы пообщались, участвовали в данном состязании. Елизавета Довгоселец, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 38 им. Е.А.Болховитинова, была призером номинации «Молодой педагог», а Александр Захаренко, учитель географии МБОУ СОШ №1 испытал свои силы в номинации «Классный руководитель». Вот как он сам рассказывает об этом событии:

«Скажу честно, поначалу я вообще не хотел участвовать. Время было хлопотное: только набрал 10-ый класс, и нужно было организовать коллектив: экскурсии, тематические классные часы, внеклассные мероприятия и т.д. А ведь ещё и проведение занятий – уроков, которые требуют не меньшего времени и отдачи. Что же всё все-таки меня подтолкнуло к участию? По образованию я учитель географии, а это накладывает свой отпечаток: любовь к путешествиям, открытиям, интерес к новому и неизвестному. Всё это пересилило груз рутинных задач, и я принял решение об участие!»

Как оказалось – не зря: Александр Захаренко стал победителем в вышеупомянутой номинации. Еще один классный руководитель, сумевший завоевать «золото» сразу в нескольких муниципальных и областных конкурсах, таких как «Воспитать человека», «Уроки Победы» и «Растим гражданина» — Валентина Артюшова, учитель истории и обществознания,  классный руководитель 9 класса МКОУ Пчелиновская СОШ. Школа, где она работает, является малокомплектной и это накладывает свою специфику на весь учебный процесс.

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

В 9 классе там учатся всего 5 человек — один юноша и четыре  девушки. В этом есть и свои минусы, и свои плюсы. К примеру, из-за малого числа учеников в классе, сложно, а то и невозможно проводить командные  соревнования или групповые квест игры. Ребятам не хватает духа соперничества, который, как правило, присутствует в больших школах. Кроме того рядом со школой нет досуговых центров для молодежи и учреждений дополнительного образования, а значит вся тяжесть воспитательной работы в сельской местности ложится на классного руководителя, который должен заинтересовать, вовлечь детей, организовать их  досуг так, чтобы они развивались и получали  дополнительные знания наравне с учениками городских  школ. 

Однако есть и плюсы: небольшое количество детей позволяет классному руководителю более тщательно раскрыть склонности, достоинства и таланты каждого ребенка. По сути, все они – скорее не класс, а одна крепкая, дружная семья. Валентина Артюшова знает характер и склонности  каждого подростка, его вопросы и проблемы. И это способствует созданию близких доверительных отношений.

Класс под руководством Валентины Артюшовой успел реализовать много проектов и завоевать много наград: ребята развивают свои таланты на базе пчелиновского сельского дома культуры, учатся доброте и милосердию в сотрудничестве с приходом Успенского храма поселка Ясенки, регулярно участвуют в акциях «Белый цветок» и «Из детских рук — частицу доброты», ходят на экскурсии по родному краю,  записывают воспоминания детей войны, приглашают в школу воинов Афганистана и Чечни. К 75-летию  Великой Победы класс подготовил и реализовал проект «Книга памяти села Пчелиновка».

Ученики Валентины Артюшовой — постоянные участники различных муниципальных, региональных и всероссийских состязаний. В их копилке — приз всероссийского кон курса «Мы — гордость Родины» и конкурса «История местного самоуправления».

Вот как говорит о своих воспитанниках сама Валентина Артюшова:

«Что бы я хотела видеть в своих учениках? Свободное мышление, толерантность, умение конструктивно решать проблемы, способность к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Моя цель — увидеть, разглядеть, не пропустить в ученике всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины души его».

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Все эти задачи невыполнимы без главной составляющей – любви к работе и своим подопечным. И данную истину как нельзя лучше подтверждают слова Татьяны Тюрнёвой, классного руководителя 9 «А» класса МКОУ Стрелицкой СОШ Семилукского муниципального района Воронежской области:

«Как бы пафосно ни звучали сейчас мои слова, но я люблю свой 9 «А» класс, люблю каждого, а их 21, как своего ребенка, с их недостатками и достоинствами. Как радуется душа, когда видишь, что они растут и взрослеют на твоих глазах, еще вчерашние пятиклашки, а сегодня – юноши и девушки. Если мы обратимся к словарю Ожегова, то увидим, что слово наставник имеет следующее значение – учитель, воспитатель, руководитель. И не зависимо от того, как мы назовём учителя – классный руководитель или наставник, цель одна – сеять разумное, доброе и вечное!»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Бизнес в россии руководство
  • Ман тга д2066 мануал
  • Правила для руководства ума декарт конспект
  • Руководство по свадебном платье
  • Должностная инструкция системного администратора в школе 2021 по профстандарту