История создания классного руководства

Нажмите, чтобы узнать подробности

200 лет назад началось становление института классного наставничества, заменившего гувернеров, дядек, нянек. Согласно Уставу учебных заведений 1804 г. учителя помимо обучения должны были заниматься и воспитанием учащихся – на основе изучения свойств и нравов детей, гуманистического подхода. В 1871 году в России был введен институт классных наставников, которых назначали по одному на класс с обязательной учебной нагрузкой в своем классе (18 часов в неделю). Этим актом был сделан шаг к сближению обучения и воспитания. Классные наставники, неформально относившиеся к своему делу, пользовались уважением. В женских гимназиях классными наставниками были «классные дамы».

После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующие задачей стало политическое воспитание учащихся на основе коммунистической идеологии. Однако далеко не все учителя желали и умели воспитывать детей в духе требований новой власти. В первичных коллективах воспитательной работе внимания почти не уделялось. Приоритетным было создание и развитие общешкольного ученического коллектива. Функции учителей, прикрепленных к классам (группам) для организации воспитательной работы, определялись конкретными нуждами школы и носили преимущественно технический характер (сбор сведений об учащихся, родителях, посещаемости и так далее). По сути, классный наставник воспитательной работой не занимался.

После революции 1917 года должности наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание осуществлялось по остаточному принципу.

В 1923 г. классное наставничества было официально ликвидировано и сделано ставка на ученическое самоуправление. Однако желаемые результаты не были достигнуты, более того ученические организации в середине 20- х гг. находились в состоянии кризиса. Причинами его стали недостаток опыта организаторской деятельности детей, переоценка их возможностей и недооценка роли учителя в становлении самоуправления. Выходом из сложившейся ситуации явилось прикрепление учителей к группам учащихся – первичным школьным коллективам. В круг обязанностей групповодов входили организация самоуправления детского коллектива (главная функция), организация учебно- воспитательного процесса, изучение учащихся, условий их жизни работа, с родителями В 1931 году была введена должность групповода, а с 1934 года – классного руководителя. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

В отечественной в школе происходят кардинальные изменения: восстанавливается классно- урочная система, индивидуальный систематический учет знаний, разрабатываются стабильные программы и учебники и так далее. В связи с этим изменяется и положение групповодов. Особое внимание в этот период уделялось проблемам, связанным с восстановлением школьной сети и учебного процесса. Воспитательная работа как бы отошла на второй план. Однако в конце 40-начале 50-х гг внеучебная деятельность несколько оживилась, хотя результаты были далеко не лучшими.

В военный период, роль классного руководителя как воспитателя боеспособного поколения возрастает, что проявляется в усилении военной подготовки и патриотического воспитания учащихся. К основным формам работы классных руководителей относятся: организа-ция помощи фронту (работа в госпиталях, помощь в сельскохозяйственных работах,сбор металлолома, стеклянной посуды и т.д.), проведение политинформаций и агитаций. В приказе Наркомпроса «Об укреплении дисциплины в школе» отмечается необходимость «систематической воспитательной ра-боты», актуальность патриотического воспитания, военной подготовки, общественно-полезного труда, высокой успеваемости и дисциплин. Деятельность классных руководителей определялась положением школы в годы войны. В прифронтовых школах под руководством классных руково-дителей, пионервожатых, комсомольских организаций, учителей активно велась оборонная работа. Школьники проверяли светомаскировку, порядок в бомбоубежищах, большое количество учащихся и учителей работало на подступах к городам по созданию оборонительных сооружение. Школа, ее педагогический коллектив спасали ребят, кормили, одевали.

По- другому развивалась ситуация в школах в тылу: реализовывалась воспитательная задача боеспособности молодого поколения, а также задача высокой успеваемости и дисциплины. Классный руководитель был организатором обществнно-полезной деятельности учащихся по сбору металлолома, бутылок, шефской работы в госпиталях, тимуровского движения, тесно взаимодействовал с пионерской и комсомольской организациями. Одним из главных методов в работе классного руководителя являлась организация социалистического соревнования. Таким образом, содержание деятельности классного руководителя в этот пе-риод обусловлено задачами военного времени, появляются дополнительные функции связанные с родительской поддержки и защитой учащихся. В настоящее время в школах институт классных руководителей подвергается реформированию и развивается на вариативной основе. Наиболее известны следующие:

· освобожденный вариант. Воспитатель не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями школьников;

· организатор параллели классов. Он не является учителем-предметником, а занимается только воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших классах;

· руководитель разновозрастного детского коллектива. Данный вариант организации воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;

· традиционный вариант классного руководства, который используется чаще всего практике образовательных учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.

Таким образом, классный руководитель является координатором деятельности трех коллективов: детского ученического, педагогического (включающего учителей, работающих с данным классом, и администрацию школы) и родителей учащихся и других членов их семей. Классный руководитель – формальный и фактический лидер группы, организатор, вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор, информатор, сотрудник, создающий условия для самореализации каждого из своих воспитанников.

Классный руководитель остается главным организатором воспитатель-ной деятельности в классе, обеспечивающим развитие и воспитание личности каждого ребенка. Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать: генезис института классного руководства представляет собой этапы становления и развития, обращение к которым позволяет увидеть совершенствование содержания, форм и технологии деятельности классного руководителя. Целью образование, как подсказывает само слово, должно быть созидание, формирование ОБРАЗА человека сознательного, человека совершенного характера. Эта цель достижима при участии настоящих учителей и воспитателей, классных руководителей.

Только любящий своих детей, и преданный своему делу учитель ( в широком понимание этого слово) способен оказать неоценимую помощь в гармоничном становлении Человека.

История становления института
классного руководства в России

Классный руководитель 

  На протяжении XIX–XX вв. по-разному
решался вопрос о том, кто должен заниматься воспитанием детей в образовательных
учреждениях.

  В ноябре 1804 года (во времена
правления Александра I) был издан «Устав учебных заведений». В нем указывалось,
что основная цель учебных заведений – не только давать соответствующие знания,
но и осуществлять воспитание духа и тела. Тогда же впервые появилась должность
профессионального воспитателя, в обязанности которого входило изучение личности
ребенка и воспитание в нем «добродетели и благонравия».

  Циркуляр Министерства просвещения
1813 года «Об установлении должности комнатных надзирателей при пансионах»
предписывал строгое разделение функций обучения и воспитания. Надзиратели в
течение суток находились вместе со своими питомцами (на каждого приходилось 15
воспитанников). Они вместе с воспитанниками ходили на занятия, помогали делать
домашние задания, вместе проводили свободное время, следили за порядком и
чистотой в комнатах пансиона. Надзирателями могли быть люди, владеющие
французским языком, с надежной нравственностью, хорошими манерами поведения.

  Во времена правления Николая I
(1796–1855 гг.) изменяется цель учебных заведений, теперь их суть – воспитание
слуги отечества путем строжайшей дисциплины, быстрого и четкого выполнения
требований педагога. В 1835 г. была введена должность классных надзирателей,
которые следили за поведением учащихся (на занятиях, на улице, в общественных
местах). Образование классных надзирателей было на порядок ниже «комнатных
надзирателей» – им достаточно было иметь образование на уровне уездного
училища. Именно эта причина делала их малоавторитетными, а их постоянный надзор
вызывал лишь ненависть со стороны учащихся. Нередко на должность надзирателя,
приглашались иностранцы (немцы).

  В 1871 году в России был введен
институт классных наставников, которых назначали по одному на класс с
обязательной учебной нагрузкой в своем классе (18 часов в неделю). Этим актом
был сделан шаг к сближению обучения и воспитания. Классные наставники,
неформально относившиеся к своему делу, пользовались уважением. В женских
гимназиях классными наставниками были «классные дамы».

  После революции 1917 года должности
наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя
входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были
под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве
образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание
осуществлялось по остаточному принципу.

  В 1931 году была введена должность
групповода, а с 1934 года – классного руководителя. Обязанности классного
руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

Классный руководитель 

  В настоящее время в школах
России наиболее известны следующие институты классного руководства:

  • освобожденный вариант. Воспитатель
не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного
класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями
школьников;

  • организатор параллели
классов.
 Он не является учителем-предметником, а занимается только
воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших
классах;

  • руководитель
разновозрастного детского коллектива.
 Данный вариант организации
воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;

  • традиционный вариант
классного руководства
, который используется чаще всего практике образовательных
учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное
руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит
изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с
учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями
учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.

  Таким образом, классный
руководитель является координатором деятельности трех коллективов: детского
ученического, педагогического (включающего учителей, работающих с данным
классом, и администрацию школы) и родителей учащихся и других членов их семей.
Классный руководитель – формальный и фактический лидер группы, организатор,
вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор,
информатор, сотрудник, создающий условия для самореализации каждого из своих
воспитанников.

  Права классного
руководителя.

  Классный руководитель – это
административное  лицо и он имеет право:

  1. Получать информацию о
психическом и физическом здоровье детей.

  2. Контролировать успеваемость
каждого ученика.

  3. Контролировать посещаемость
учебных занятий детьми.

  4. Координировать и направлять в
единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального
педагога).

  5. Организовывать воспитательную
работу с учащимися класса, через проведение «малых педсоветов» педагогических
консилиумов, тематических и других мероприятий.

  6. Приглашать родителей в школу.

  7. Получать помощь от
педагогического коллектива школы.

  8. Решать вопросы, связанные с
воспитанием и обучением учащихся.

  9. Определять индивидуальный режим
работы с детьми.

  10. Обращаться в комиссию по делам
несовершеннолетних, по согласованию с администрацией.

  Обязанности классного
руководителя.

  1. Оказание помощи ученику в
решении острых проблем (с привлечением психолога).

  2. Установление контактов с
родителями и оказание им помощи в воспитании детей (с привлечением психолога и
социального педагога).

  3. Организация в классе
учебно-воспитательного процесса, необходимого для развития положительно
потенциала личности ребенка в рамках определенной деятельности.

  Для этого классному руководителю
необходимо знать:

  а) психолого-педагогические основы
работы с детьми;

  б) владеть новыми информационными
технологиями и различными теориями воспитания;

  в) иметь педагогический такт и быть
коммуникабельным.

  Ведущие роли классного
руководителя.

  1. «Контролер», обеспечивающий
включение учащегося в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением,
поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями,
индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный
процесс).

  2. «Проводник по Стране знаний»,
создающий условия развития познавательного интереса и желания учиться
(информация учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к
учащимся, воспитательные мероприятия познавательного характера, помощь учащимся
в самообразовании, обеспечение процесса учения, координация усилий всех
учителей, работающих в классе).

  3. «Нравственный наставник»,
способствующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих,
конфликтов как между учащимися, так между учащимися и педагогами, работающими в
классе (обучение этике и этикету, беседы на нравственные, социальные, правовые
темы, оценка поступков ученика, индивидуальная работа с учащимися, нарушающими
нормы поведения образовательном учреждении).

  4. «Носитель культуры», помогающий
освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный
процесс (организация экскурсий, коллективных походов, в театр, музеи, выставки,
вечера и беседы о культуре, культмассовые мероприятия в классе и школе).

  5. «Социальный педагог», который
способствует решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных
условий общения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков
социальной жизни).

  6. «Старший товарищ», который
помогает включиться в различные виды деятельности, берет на себя часть забот об
учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой
деятельности).

Классный руководитель – это педагог, который имеет особую ответственность за класс, в котором он работает. История классного руководства в России начинается с далеких времен основания первых учебных заведений.

Священные письмена Древней Руси указывали на необходимость изучения различных наук и навыков, а также на роль учителей, воспитывающих учеников в духе моральных и нравственных ценностей. Однако, идея классного руководства так, как мы её знаем сегодня, не возникла сразу.

Процесс формирования классного руководства в современном понимании начался в XIX веке, во времена Петра I.

Постепенно в России сформировалась система классного руководства, включающая в себя руководителя класса, обеспечивающего психологическую и педагогическую поддержку учащимся. Классный руководитель стал играть важную роль в воспитательном процессе, следя за успехами и проблемами каждого ученика и содействуя их развитию.

На сегодняшний день классный руководитель остается одним из ключевых фигур в образовательном процессе. Он оказывает помощь в учебе и вопросах социализации, помогает поддерживать дисциплину, разрешает конфликты и вовлекает учеников во внеклассные и научные активности.

Содержание

  1. Эволюция роли классных руководителей
  2. Советы и поддержка классных руководителей
  3. Изменение требований к классным руководителям
  4. Современное состояние классного руководства в России

Эволюция роли классных руководителей

Роль классного руководителя в России претерпела значительные изменения на протяжении истории. В прошлом классный руководитель был главным организатором учительского и воспитательного процесса в классе. Он контролировал поведение учеников, оценивал их успехи и помогал решать проблемы, связанные с учебой и воспитанием.

В современной России роль классного руководителя также соответствует требованиям современного образования. Классный руководитель отвечает не только за организацию уроков, но и за общую атмосферу в классе, помогает ученикам адаптироваться в школе, разрешает конфликты и поддерживает дружеские отношения между учениками.

В последние годы роль классного руководителя стала еще более активной и разнообразной. Теперь он должен быть не только организатором учебного процесса, но и психологом, социальным работником, педагогом-психологом и специалистом по воспитанию подростков. Классный руководитель часто проводит индивидуальные и групповые консультации, помогает ученикам разрешить свои проблемы и осуществляет связь с родителями.

Итак, эволюция роли классных руководителей наглядно показывает, как меняются требования к образованию и подходы к воспитанию детей. Классные руководители остаются одними из ключевых фигур в развитии и воспитании школьников и продолжают адаптироваться к изменяющимся условиям современного мира.

Советы и поддержка классных руководителей

1. Будьте доступными и открытыми

Установите дружеские отношения с учениками, дайте им понять, что они могут обратиться к вам в любое время с любыми вопросами или проблемами. Старайтесь быть присутствующими в школьной жизни, участвовать в мероприятиях и слушать самые разные мнения и идеи.

2. Выведите учеников на театрализованные и практические занятия

Используйте нестандартные методы обучения: театрализацию, игры, проекты. Вовлекайте учеников в практическую деятельность, где они смогут использовать полученные знания на практике и увидеть их применение в реальной жизни.

3. Обратите внимание на индивидуальные потребности учеников

Каждый ученик уникален и имеет свои индивидуальные потребности. Обратите внимание на каждого студента, попытайтесь понять его сильные и слабые стороны, помогайте ему развиваться и достигать своих целей.

4. Сотрудничайте с родителями

Сотрудничество с родителями является важной частью работы классного руководителя. Ведите открытый диалог с родителями, организовывайте встречи и родительские собрания, делитесь информацией о прогрессе учеников и совместно работайте над их благополучием и успехами.

5. Постоянно развивайтесь и обучайтесь

История классного руководства постоянно меняется, поэтому важно постоянно развиваться и обучаться новым методам и подходам. Прочитывайте профессиональную литературу, посещайте семинары и тренинги, обменивайтесь опытом с коллегами, чтобы стать настоящим профессионалом своего дела.

Надеюсь, эти советы помогут вам стать успешным классным руководителем и создать в классе дружественную и поддерживающую обстановку. Помните, что ваша работа имеет огромное значение для развития и будущего каждого ученика!

Изменение требований к классным руководителям

Роль классного руководителя в российской школе с годами претерпела значительные изменения. Если раньше его основной функцией была поддержка дисциплины и контроль за поведением учащихся, то сегодня требования к классному руководителю гораздо шире и разнообразнее.

Современный классный руководитель должен обладать не только знаниями предмета, которым он преподает, но и педагогическими навыками и навыками работы с детьми различных возрастных групп. Ему необходимо уметь создавать благоприятную и дружескую атмосферу в классе, способствующую развитию учеников.

Также классному руководителю требуется умение организовывать и проводить индивидуальную и коллективную работу с учениками, а также родительскими и старшими школьниками.

Требования к классному руководителю раньше: Требования к классному руководителю сегодня:
Контроль над поведением учащихся Создание благоприятной атмосферы в классе
Поддержка дисциплины Способность организовывать и проводить индивидуальную и коллективную работу с учениками
Навыки работы с детьми различных возрастных групп

Таким образом, значительное изменение требований к классным руководителям отражает ориентацию российской школы на гуманизацию образования и активное вовлечение учащихся в образовательный процесс.

Современное состояние классного руководства в России

Во-первых, классные руководители сейчас имеют больше обязанностей, чем раньше. Они отвечают не только за успеваемость и дисциплину в классе, но также занимаются социально-педагогической работой, помогая ученикам адаптироваться в новых условиях и решать различные проблемы.

Во-вторых, классные руководители должны быть готовы к работе с разнообразными учениками. Сегодня в классах могут быть ученики разных национальностей, социальных групп, разных уровней развития и особенностей. Поэтому классные руководители должны уметь применять различные методы и подходы, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно и получал необходимую поддержку.

В-третьих, классные руководители сталкиваются с проблемой недостатка времени. Объем работы по организации внеклассной и воспитательной работы, а также документации, значительно вырос. Это требует от классного руководителя умения планировать свое время и эффективно выполнять свои обязанности.

Необходимо отметить, что в последние годы государство и образовательные организации стараются облегчить работу классных руководителей. Ведется системная работа по совершенствованию их подготовки, предоставлению дополнительных ресурсов и поддержке в решении сложных вопросов.

В целом, современное состояние классного руководства в России требует от классных руководителей профессионализма, гибкости и умения адаптироваться к изменяющимся условиям. Важную роль в этом процессе играют государственная политика в области образования и поддержка образовательных организаций.

Текст: Анастасия Валерьевна Ерофеевская, учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Иркутска СОШ № 28

Вначале XIX в. Министерство народного просвещения издало постановление, согласно которому в пансионах института должны были присутствовать комнатные надзиратели, акцентирующие внимание на нормах поведения. Комнатным надзирателем мог быть образованный человек, прошедший определённую подготовку, демонстрирующий знание французского и немецкого языков, отличающийся высоконравственным поведением. Основная его задача заключалась в контроле, поэтому педагоги пребывали с учениками буквально круглосуточно, так они смотрели за тем, чтобы учащиеся соблюдали требования учебного заведения.

Комнатные надзиратели не только посещали занятия, следили за подготовкой домашнего задания, планировали деятельность подопечных в свободное время, но и уделяли внимание личностям воспитанников, проверяли книги, к которым дети проявляли интерес (во избежание плохого влияния). В 1862 г. неблагозвучное наименование «надзиратель» заменили на слово «воспитатель». С того времени воспитатель осуществлял ещё и преподавательскую деятельность, максимум 6 часов в неделю, такое ограниченное количество времени объяснялось тем, что педагог должен сохранять силы, чтобы уделять внимание детям.

В 1864 г. появились классные наставники (дамы). Они выполняли воспитательную функцию, осуществляя тесную связь с семьёй, посещая занятия. Следили за выполнением домашней работы, уделяли внимание неуспевающим детям, помогали родителям. Задачу надзора передали помощнику классного наставника. После революции появилась идеологическая составляющая. Чтобы дети проявляли себя активнее, начали функционировать пионерская и комсомольская организации, взявшие на себя воспитательные задачи. На смену классным надзирателям и классным дамам пришли «групповоды», которые отвечали за следующее:
■ организовывали работу самоуправления школьников,
■ контролировали посещаемость,
■ взаимодействовали с родителями подопечных.

Воспитанницы с классными дамами, 1909 г.

28 июня 1934 г. группы переименовали в классы, а групповод превратился в классного руководителя, закреплённого за определённым классом и осуществляющего педагогическое сопровождение развития каждого ребёнка.

Классный руководитель проводил воспитательную работу коммунистической направленности в системе, сотрудничал с пионерской организацией, взаимодействовал с родителями и учителями, был заинтересован в высоком проценте успеваемости.
С 1941 г. усилилось воспитание учащихся в патриотическом ключе. Этому способствовало привлечение учащихся к общественно полезному труду, к организации помощи фронту.

В 1947 г. перед классными руководителями возникла новая задача – вести работу над сплочением ученического коллектива. Продолжая прививать любовь к Родине, классный руководитель был призван:
■ обращать внимание класса на важность труда на благо общества;
■ участвовать в заседаниях советов и сборах пионерского отряда;
■ вести работу с родителями, осуществлять помощь в системе;
■ проводить с учащимися класса оборонно-спортивные мероприятия;
■ наблюдать за здоровьем подопечных;
■ осуществлять профориентационную работу;
■ повышать квалификацию.

В 1960 г. с принятием «Положения о классном руководителе восьмилетней и средней общеобразовательной трудовой политехнической школы с производственным обучением» стали ясны основные функциональные обязанности:
■ всестороннее изучение учеников;
■ выявление их запросов, склонностей и интересов;
■ организация деятельности класса;
■ решение вопросов успеваемости и дисциплины;
■ содействие участию учащихся в производительном труде;
■ решение вопросов профориентации и внеурочной деятельности;
■ осуществление связи с родителями.

В 1965 г. (после официального введения должности классного руководителя) были указаны его функциональные обязанности. Появились различные формы работы. В 1985 г. формы деятельности классного руководителя упростились. В семьях снизилось внимание к воспитанию, проявилась дистанцированность учащихся от родителей, из-за чего классные руководители часто выполняли функцию социальной защиты.

Благодаря появившимся в 1998 г. в школах педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам дополнительного образования и др. был отмечен подъём воспитательной работы. Усилия упомянутых специалистов был призван объединять классный руководитель. Воспитание стало главным направлением.

С 2001 г. начала осуществляться нормативная поддержка классных руководителей, многие позиции были отражены на государственном уровне:
■ системная реализация воспитательной деятельности;
■ использование проектно-программных механизмов деятельности;
■ применение современных воспитательных технологий;
■ несение персональной ответственности за результативность.
С появлением ФГОС классный руководитель, выступающий в качестве главного организатора воспитательной деятельности, стал обеспечивать развитие и воспитание личности каждого ученика. На данный момент о правах и обязанностях классных руководителей можно узнать, ознакомившись с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Таким образом, на протяжении нескольких столетий происходило и происходит совершенствование форм работы классного руководителя, который всегда является ключевой фигурой, носителем культуры, организатором, помощником и наставником.


Список источников

  1. Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2007. 496 с.
  2. Демушкина К. В. Развитие института классного руководства в советской школе (1917–1984) : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. СПб., 2005. 188 с.
  3. Корябкина Е. В. Становление и развитие института классного руководства в России // Человек и образование. 2011. № 3 (28). С. 123–128.1

1 Фото в статье: https://citifox.ru/2016/03/04/gimnazistki-19-veka-krasivye-devushki-ca/

Классное руководство

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Предложить статью

Определение 1

Классное руководство – это разновидность педагогической деятельности, ориентированная на воспитание, социальное и общее развитие личностей учащихся разных возрастных категорий в системе образования.

Классное руководство связано с формированием коллектива учащихся и созданием системы коллективной жизнедеятельности и коллективного воспитания в рамках школы.

Реализацией классного руководства занимается классный руководитель, являющийся педагогом и духовным наставником. Его деятельность направлена на решение воспитательных задач, построение индивидуальных образовательных и воспитательных маршрутов учащихся, а также на гуманизацию образования.

История развития классного руководства

Классное руководство, как система воспитания в учебных заведениях возникла в России около трех столетий назад.

Рассмотрим этапы становления классного руководства:

  1. Досоветская система классного руководства. Появление классного руководства приходится на 1871 год. В это время осуществляется создание системы наставничества в учебных заведениях разного типа. Наставниками назначались педагоги, которые занимались ведением документации и контролем посещаемости и дисциплины. Кроме того, наставки занимались патриотическим воспитанием подрастающего поколения, прививали им трудовые навыки и воспитывали уважение к религиозным канонам.
  2. Советская система классного руководства. С созданием СССР происходит полная ликвидация системы наставничества. В новой системе образования вводится система ученического самоуправления. Она оказалась неэффективной, поскольку не решала задач воспитания. Должность классного руководителя впервые была введена в образовательную систему СССР в 1934 году. Было утверждено первое положение о классном руководстве, в котором установлены его функции по составлению характеристик учащихся, проведению мероприятий, установлению взаимодействия со всеми педагогами, ведущими занятия в классе, аналитическая работа. В 1960 году было принято новое положение о классном руководстве, согласно которому педагогу отводилась роль организатора мероприятий. Направленность воспитательной деятельности стала носить мероприятийный характер. С 1970 года классному руководителю стала отводится новая роль: воспитатель, организатор трудовой деятельности, организатор мероприятий. Классный руководитель занимался воспитанием учащихся, развитием у них навыков самостоятельности, проводил выезды на сельскохозяйственные работы, вел документацию, составлял отчетность и т.д. Это вело к огромному перенапряжению, перегруженности работой педагогов. При этом, классным руководителем не мог стать каждый педагог. Был жесткий отбор, выбирались только лучшие учителя, профессионалы, мастера своего дела.
  3. Постсоветский период развития классного руководства. После распада СССР была принята новая система образования, в которой классное руководство приобрело новый характер. Классное руководство становится творческим процессом. Современный педагог занимается воспитанием и развитием всесторонне развитой гармоничной личности. он воспитывает познавательный интерес учащихся, организует систему взаимодействия с родителями, занимается организацией классной и внеклассной работы. К современному классному руководителю предъявляются повышенные требования. Он должен быть не только мастером своего дела, профессиональным квалифицированным специалистом, но и владеть информационными-коммуникативными технологиями, общей культурой, коммуникативными навыками.

«Классное руководство» 👇

Целевое назначение классного руководства

Классное руководство нацелено на формирование в учебном заведении и коллективе учащихся условий, способствующих саморазвитию, самореализации и самоутверждению личности каждого учащегося.

Классный руководитель анализирует систему отношений в коллективе, изучает личность каждого учащегося и помогает в решении затруднений социального становления и развития этой личности.

Исходя из целевого назначения классного руководства можно обозначить ряд его задач. К ним относятся:

  • Формирование классного коллектива;
  • Развитие классного коллектива и построение положительных взаимоотношений между его участниками;
  • Создание положительного микроклимата в классном коллективе;
  • Защита прав и свобод, интересов каждого учащегося;
  • Создание системы воспитывающего обучения;
  • Формирование основ здорового образа жизни;
  • Нравственное воспитание и социальное развитие каждого учащегося;
  • Выстраивание системы гуманных отношений между учащимися;
  • Построение социально-ориентированного творческого образовательного процесса.

Классный руководитель реализует данную цель и задачи на основе планирования своей деятельности, основанного на методических рекомендациях и собственном творческом подходе к классному руководству.

Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные направления классного руководства

Классное руководство выступает деятельностью, носящей системный характер т.е. она имеет ряд связанных компонентов и направлений, каждое из которых тесно связано с другим и их функционирование взаимообусловлено. Таким образом, классное руководство является совокупностью следующих направлений, которые характеризуются взаимосвязью и взаимозависимостью:

  • Аналитическое направление. Оно связано с диагностикой личности каждого учащегося, составлением характеристик на них, а также проведением анализа существования и функционирования классного коллектива, оценкой динамики его развития, составление прогнозов дальнейшего существования и полноценного развития.
  • Организационно-педагогическое направление. Оно ориентировано на развитие всех аспектов деятельности учащихся в учебном заведении: творческого, познавательного, социального. Кроме того, осуществляется организация различных видов деятельности учащихся, организация внеклассной работы и установления взаимодействия с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
  • Коммуникативное направление. Оно связано с координацией взаимоотношений в учебном коллективе, а также отношений между учащимися и педагогами и созданием благоприятного взаимодействия в учебном коллективе и благоприятного психологического микроклимата.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 09.04.2023

Похожие материалы по теме

Социальная работа

#Статья

Автор(ы):
Александра Владимировна Каптюк

Автор(ы):
Елена Александровна Булахова

Автор(ы):
Нина Петровна Добренко

Автор(ы):
Юлия Алеквандровна Герцен

Автор(ы):
Юлия Альбиновна Хмельницкая

Решение любого учебного вопроса за 300

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гепа мерц инъекции инструкция по применению
  • Орнидазол цена в воронеже инструкция по применению
  • Мануал на yamaha zeal 250
  • Руководство по техническому обслуживанию subaru legacy outback
  • Эвелин тинт для бровей с хной инструкция по применению