Исторические аспекты развития классного руководства в россии

История развития классного
руководства

Институт
классного руководства в России сложился более трех столетий назад, который
можно соотнести с периодами: досоветский, советский и постсоветский. Каждый
период характеризуется определенными тенденциями, взлетами и падениями.
Рассматривая досоветский период, следует заметить, что до 1804 года воспитанием
детей занимались гувернеры, гувернантки, бонны, няньки, дядьки и только с 1804
года в Уставах лицеев и гимназий России, говорится, что воспитание возлагается
на учителей, которые обязаны приучать детей «учтивости, правдивости и чести».

С
1871 года официально утвержден институт наставничества в
учебных заведениях России. Наставникам вменялись следующие функции: поддержание
порядка в учебном заведении; контролировать посещаемость учащихся; вести
школьную документацию; изучать и наблюдать за учащимися; воспитывать чувство
уважения к Закону и Отечеству; развивать религиозные чувства. Эти функции
сохранились вплоть до 1917 года.

Характеризуя
советский период с 1917 года нужно отметить, что в 20-е годы с созданием
Программы Единой Трудовой школы, институт наставничества был ликвидирован и
сделана попытка передать функции воспитания «ученическому самоуправлению», но
ожидаемые результаты были получены неутешительные и с 1927 года ответственность
за воспитание учащихся возлагалась на групповода.Значительный взлет
в развитии института классных руководителей был в 1934 году, где в Уставе школы
впервые появляется должностное лицо классный руководитель и
определены его функции. Положение о классном руководителе действовало на
протяжении тринадцати лет, вплоть до 1947 года, когда было введено новое
«Положение о классном руководителе» в котором были определены такие функции в
деятельности классного руководителя, как право проводить собрание учителей
предметников работающих в классе; введены такие формы отчетности классного
руководителя, как характеристики на каждого учащегося и весь класс в конце
года, анализ проведенных мероприятий, что породило эпоху бумаготворчества.

Следующее
«Положение о классном руководителе» было утверждено вновь через тринадцать лет
в 1960 году, в котором была отменена мелочная опека со стороны администрации, и
воспитание в школе стало носить «мероприятийный характер», считалось, чем
больше мероприятий проводит классный руководитель с учащимися, тем лучше.

В
1970 году с переходом школы ко всеобщему среднему образованию в школах возник
дефицит в классных руководителях, так как классными руководителями назначали
учителей «лучших из лучших». Если пятидесятые годы ознаменовались личностным
подходом в воспитании учащихся, то в семидесятых годах прошлого столетия
главной задачей было всестороннее воспитание и развитие личности, воспитание
самостоятельности у старшеклассников. Наряду с такими положительными
направлениями в работе классного руководителя отмечалась большая перегрузка в
их деятельности: отвлечение их на неквалифицированные виды труда (агитация
населения на выборы, выезды с учащимися на сельскохозяйственные работы и др.).

В
конце восьмидесятых годов, когда произошел социально-экономический спад в
государстве, неразбериха в разных его системах, к упадку пришла и система
образования. Снизился не только уровень воспитания, но и обучения. Функция
воспитания была переложена на семью, где снизился уровень материального
благосостояния, закрылись предприятия, сократились производства, многие
родители лишились работы. В начале девяностых годов О.С.Газман и Е.В.
Бондаревская провели исследования среди школьников, результаты которого показали,
что 25 % школьников отрицательно относятся к деятельности классного
руководителя в школе и такая ситуация сохранялась вплоть до 2000 года. В начале
третьего тысячелетия проведено анкетирование учащихся Л.И. Маленковой, в
которых задано было всего два вопроса: нужен ли вам классный руководитель и
каким он должен быть? Результаты анкет показали, что почти 100% детей отметили
«нужен» и назвали качества личности, которые должны быть у классного
руководителя: доброта, забота, честность, культура, умение поддержать и защитить
и др. Классный руководитель — это не должность, а как отмечают сами педагоги,
это бесконечное творчество.

Классному
руководителю XXI века предъявляются совершенно новые требования, которые
необходимо учитывать при подготовке будущих педагогов в условиях
педагогического колледжа или вуза, это владение информационно-коммуникативными
средствами (ИКТ), как в учебной, так и воспитательной работе. ИКТ в работе
классного руководителя необходимо, так как способствует развитию
познавательного интереса обучающихся, позволяют идти в ногу со временем.
Внеклассные мероприятия с использованием компьютера проходят намного
интереснее, когда дети создают свои презентации, видеоролики о жизни класса,
проведенных экскурсиях и др. Проведение психологического тестирования в режиме
Онлайн вообще идут на «ура», сайты классов, где общаются дети,
педагоги, родители. В глазах учеников авторитет и компетентность учителя,
владеющего компьютером, только повышается.

Лекция №1

Тема.1 Исторический аспект развития классного руководства в России

В деятельности почти каждого учителя начальной школы есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Как бы ни сложна была его работа, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность младших школьников, формируются социальные отношения между учениками; в классе реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Поэтому классный руководитель – педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы, одна из ведущих фигур в воспитательной системе школы.

Институт классного руководства в России сложился более трех столетий назад, который можно соотнести с периодами: досоветский, советский и постсоветский. Каждый период характеризуется определенными тенденциями, взлетами и падениями. Рассматривая досоветский период, следует заметить, что до 1804 года воспитанием детей занимались гувернеры, гувернантки, бонны, няньки, дядьки и только с 1804 года в Уставах лицеев и гимназий России, говорится, что воспитание возлагается на учителей, которые обязаны приучать детей «учтивости, правдивости и чести».

С 1871 года официально утвержден институт наставничества в учебных заведениях России. Наставникам вменялись следующие функции: поддержание порядка в учебном заведении; контролировать посещаемость учащихся; вести школьную документацию; изучать и наблюдать за учащимися; воспитывать чувство уважения к Закону и Отечеству; развивать религиозные чувства. Эти функции сохранились вплоть до 1917 года.

Характеризуя советский период с 1917 года нужно отметить, что в 20-е годы с созданием Программы Единой Трудовой школы, институт наставничества был ликвидирован и сделана попытка передать функции воспитания «ученическому самоуправлению», но ожидаемые результаты были получены неутешительные и с 1927 года ответственность за воспитание учащихся возлагалась на групповода.

Значительный взлет в развитии института классных руководителей был в 1934 году, где в Уставе школы впервые появляется должностное лицо классный руководитель и определены его функции. Положение о классном руководителе действовало на протяжении тринадцати лет, вплоть до 1947 года, когда было введено новое «Положение о классном руководителе» в котором были определены такие функции в деятельности классного руководителя, как право проводить собрание учителей предметников работающих в классе; введены такие формы отчетности классного руководителя, как характеристики на каждого учащегося и весь класс в конце года, анализ проведенных мероприятий, что породило эпоху бумаготворчества.

Следующее «Положение о классном руководителе» было утверждено вновь через тринадцать лет в 1960 году, в котором была отменена мелочная опека со стороны администрации, и воспитание в школе стало носить «мероприятийный характер», считалось, чем больше мероприятий проводит классный руководитель с учащимися, тем лучше.

В конце восьмидесятых годов, когда произошел социально-экономический спад в государстве, неразбериха в разных его системах, к упадку пришла и система образования. Снизился не только уровень воспитания, но и обучения. Функция воспитания была переложена на семью, где снизился уровень материального благосостояния, закрылись предприятия, сократились производства, многие родители лишились работы. В начале девяностых годов О.С.Газман и Е.В. Бондаревская провели исследования среди школьников, результаты которого показали что 25 % школьников отрицательно относятся к деятельности классного руководителя в школе и такая ситуация сохранялась вплоть до 2000 года.

В начале третьего тысячелетия проведено анкетирование учащихся Л.И. Маленковой, в которых задано было всего два вопроса: нужен ли вам классный руководитель и каким он должен быть? Результаты анкет показали, что почти 100% детей отметили «нужен» и назвали качества личности, которые должны быть у классного руководителя: доброта, забота, честность, культура, умение поддержать и защитить и др.

Классный руководитель это не должность, а как отмечают сами педагоги, это бесконечное творчество. Классному руководителю XXI века предъявляются совершенно новые требования, которые необходимо учитывать при подготовке будущих педагогов в условиях педагогического колледжа или вуза, это владение информационно-коммуникативными средствами (ИКТ), как в учебной, так и воспитательной работе. ИКТ в работе классного руководителя необходимо, так как способствует развитию познавательного интереса обучающихся, позволяют идти в ногу со временем. Внеклассные мероприятия с использованием компьютера проходят намного интереснее, когда дети создают свои презентации, видеоролики о жизни класса, проведенных экскурсиях и др.

Конечно же, в первую очередь нужно разобраться, какова цель классного руководства в целом.

Цель классного руководства заключается в формировании ценностных ориентаций обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность их личности, соответствующую насущным интересам личности и общества.

Если говорить более простым языком, то цель классного руководства заключается в создании условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Определений о том, кого называют классным руководителем множество.

Классный руководитель — это педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.

Классный руководитель – это педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических ситуациях школьной жизни.

Классный руководитель – это основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначенное директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.

Рассмотрев данные определения, хотелось бы выделить основную отличительную особенность классного руководителя от учителя.

Классный руководитель — центральное лицо воспитательного процесса.

Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью. Задачи его воспитательной деятельности определяются общими задачами воспитания и конкретными условиями жизни класса. На разных этапах развития коллектива классный руководитель выдвигает конкретные задачи воспитания и, опираясь на ученический коллектив, проводит разнообразную воспитательную работу с классом и отдельными учениками. При определении этих задач, он учитывает возрастные особенности учеников, уровень их знаний и состояние успеваемости, дисциплины в классе, наличии таких качеств, как трудолюбие, коллективизм, сознание общественного долга.

Если говорить о задачах классного руководителя, то их огромное количество.

Структурировав все эти задачи, можно выделить 4 основные группы:

социальная (вовлечение в систему социальных связей)

диагностическая (знание личностных качеств учащихся, правильная организация системы воспитания)

воспитательная (конкретизация нравственных норм)

процессуальная (выбор эффективных педагогических средств для планирования работы)

К социальным задачам можно отнести такие задачи как:

  1. Формирование и развитие коллектива класса
  2. Организация системной работы с обучающимися в классе
  3. Гуманизация отношений между обучающимися, а также между обучающимися и педагогическими работниками.

К диагностическим задачам можно отнести такие задачи как:

  1. Изучения класса в целом и отдельно каждого ученика.
  2. Работа с родителями учащихся.

К воспитательным задачам можно отнести такие задачи как:

  1. Формирование здорового образа жизни обучающихся.
  2. Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.

К процессуальным задачам можно отнести такие задачи как:

  1. Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы.
  2. Организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.
  3. Координация воспитательной деятельности учителей.

Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания, а также необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Обновлено: 22.09.2023

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.
Классное руководство как проблема собирает в узел всю совокупность самых разных и сложнейших вопросов воспитания школьника. И поэтому её рассмотрение вдвойне интересно: оно позволяет раскрыть широкую картину научного видения воспитательного процесса и выверить школьные традиции организации воспитания детей, устоявшиеся в течение многих десятилетий, а заодно развернуть идеальную конструкцию логически точного и ясного практического воплощения научно-педагогических идей.

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

  • формирование и развитие коллектива класса;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • формирование здорового образа жизни;
  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • защита прав и интересов обучающихся;
  • организация системной работы с обучающимися в классе;
  • гуманизация отношений между обучающимися, между обучающими и педагогическими работниками;
  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  • организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Формы работы классного руководителя.

  • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
  • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
  • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
  • определить содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
  • учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
  • обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критерием: результативности и деятельности.

Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).

Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя: организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся.

Характеристика направлений в системе работы классного руководителя

Цель: освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

Цель: создание условий для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека.
  • Сотрудничество с медицинским персоналом школы, с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
  • Сотрудничество с родителями учащихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы.
  • Сотрудничество с психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
  • Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
  • Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
  • психическое и физическое здоровье,
  • традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
  • культура сохранения собственного здоровья,
  • ответственность за здоровье других людей,
  • гармония души и тела, режим дня и здоровье,
  • воля и её значение в сохранении здоровья,
  • самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
  • спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы, между школами;
  • встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, курсантами военных учебных заведений, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;
  • походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
  • спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
  • беседы и дискуссии на различные темы;
  • обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.

Цель: помочь детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные знания законов и правовых норм государства;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
  • первоначальные навыки коллективной работы;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
  • Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.
  • Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
  • Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
  • Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
  • право,
  • закон,
  • права и обязанности,
  • правонарушения,
  • преступления,
  • ответственность,
  • долг,
  • честь,
  • достоинство,
  • личность,
  • правовые нормы,
  • совесть,
  • справедливость.
  • Формы работы классного руководителя в направлении.
  • Тематические классные часы.
  • Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.
  • Конкурсы, викторины по правовой тематике.
  • Праздники, читательские конференции по праву.

Цель: освоить разнообразные способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.

  • умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
  • Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.
  • Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.
  • Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
  • Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.
  • умственное развитие,
  • способности,
  • уровни интеллектуального развития,
  • умственные способности,
  • фантазии в жизни человека,
  • способности к творчеству,
  • культура умственного труда.
  • внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
  • интеллектуальные игры внутри класса, параллели, среди школ района, республики;
  • интеллектуальные бои;
  • спецкурсы для интеллектуального развития.

Цель: ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.

Итак, Педагогическая деятельность предполагает организацию преподавания и воспитательной работы. Организатором воспитательной работы в классе является классный руководитель.

На сегодняшний день известны разные варианты классного руководства: традиционный, когда учитель-предметник попутно осуществляет и функции классного руководителя; должность освобожденного классного руководителя; куратор параллели классов и др.

Можно выделить три основные группы функций классного руководителя:

— функции воздействия на ребенка: изучение индивидуальных особенностей развития, окружения, интересов; программирование воспитательных воздействий; реализация комплекса методов и средств; анализ эффективности воспитательных воздействий;

— функции создания воспитывающей среды: сплочение коллектива; формирование благоприятной психологической атмосферы; включение в разнообразные виды социальной деятельности; развитие детского самоуправления;

— функции коррекции влияния различных субъектов социальных отношений ребенка: педагогическая помощь семье; взаимодействие с педагогическим коллективом; коррекция воздействия средств массовой коммуникации; нейтрализация негативного воздействия социума; взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

В своей работе классный руководитель использует богатый арсенал различных форм деятельности как в работе с учащимися, так и в работе с коллегами-учителями и с родителями учеников.
Список использованной литературы
1. Воронов В. Педагогика школы в двух словах: конспект-пособие / В. Воронов. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 192 c.

2. Еремина Р.А. Функции и основные направления деятельности классного руководителя / Р.А. Еремина. – М.: Владос, 2008. — 183 с.

3. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе / В.П. Сергеева. — М.: ЦГЛ, 2003. — 220 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующие задачей стало политическое воспитание учащихся на основе коммунистической идеологии. Однако далеко не все учителя желали и умели воспитывать детей в духе требований новой власти. В первичных коллективах воспитательной работе внимания почти не уделялось. Приоритетным было создание и развитие общешкольного ученического коллектива. Функции учителей, прикрепленных к классам (группам) для организации воспитательной работы, определялись конкретными нуждами школы и носили преимущественно технический характер (сбор сведений об учащихся, родителях, посещаемости и так далее). По сути, классный наставник воспитательной работой не занимался.

После революции 1917 года должности наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание осуществлялось по остаточному принципу.

В 1923 г. классное наставничества было официально ликвидировано и сделано ставка на ученическое самоуправление. Однако желаемые результаты не были достигнуты, более того ученические организации в середине 20- х гг. находились в состоянии кризиса. Причинами его стали недостаток опыта организаторской деятельности детей, переоценка их возможностей и недооценка роли учителя в становлении самоуправления. Выходом из сложившейся ситуации явилось прикрепление учителей к группам учащихся – первичным школьным коллективам. В круг обязанностей групповодов входили организация самоуправления детского коллектива (главная функция), организация учебно- воспитательного процесса, изучение учащихся, условий их жизни работа, с родителями В 1931 году была введена должность групповода, а с 1934 года – классного руководителя. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

В отечественной в школе происходят кардинальные изменения: восстанавливается классно- урочная система, индивидуальный систематический учет знаний, разрабатываются стабильные программы и учебники и так далее. В связи с этим изменяется и положение групповодов. Особое внимание в этот период уделялось проблемам, связанным с восстановлением школьной сети и учебного процесса. Воспитательная работа как бы отошла на второй план. Однако в конце 40-начале 50-х гг внеучебная деятельность несколько оживилась, хотя результаты были далеко не лучшими.

По- другому развивалась ситуация в школах в тылу: реализовывалась воспитательная задача боеспособности молодого поколения, а также задача высокой успеваемости и дисциплины. Классный руководитель был организатором обществнно-полезной деятельности учащихся по сбору металлолома, бутылок, шефской работы в госпиталях, тимуровского движения, тесно взаимодействовал с пионерской и комсомольской организациями. Одним из главных методов в работе классного руководителя являлась организация социалистического соревнования. Таким образом, содержание деятельности классного руководителя в этот пе-риод обусловлено задачами военного времени, появляются дополнительные функции связанные с родительской поддержки и защитой учащихся. В настоящее время в школах институт классных руководителей подвергается реформированию и развивается на вариативной основе. Наиболее известны следующие:

· освобожденный вариант. Воспитатель не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями школьников;

· организатор параллели классов. Он не является учителем-предметником, а занимается только воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших классах;

· руководитель разновозрастного детского коллектива. Данный вариант организации воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;

· традиционный вариант классного руководства, который используется чаще всего практике образовательных учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.

Таким образом, классный руководитель является координатором деятельности трех коллективов: детского ученического, педагогического (включающего учителей, работающих с данным классом, и администрацию школы) и родителей учащихся и других членов их семей. Классный руководитель – формальный и фактический лидер группы, организатор, вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор, информатор, сотрудник, создающий условия для самореализации каждого из своих воспитанников.

Классный руководитель остается главным организатором воспитатель-ной деятельности в классе, обеспечивающим развитие и воспитание личности каждого ребенка. Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать: генезис института классного руководства представляет собой этапы становления и развития, обращение к которым позволяет увидеть совершенствование содержания, форм и технологии деятельности классного руководителя. Целью образование, как подсказывает само слово, должно быть созидание, формирование ОБРАЗА человека сознательного, человека совершенного характера. Эта цель достижима при участии настоящих учителей и воспитателей, классных руководителей.

Только любящий своих детей, и преданный своему делу учитель ( в широком понимание этого слово) способен оказать неоценимую помощь в гармоничном становлении Человека.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870 гг.) — основоположник русской педагогики, переводчик, публицист, детский писатель За свою непродолжительную научную и педагогическую деятельность он оставил наследие, обратившись к которому мы можем найти ответы на многие вопросы, касающиеся современной системы образования и воспитания. В настоящей статье анализируются модели воспитательной деятельности классного наставника отечественной гимназии, нашедшие отражение в трудах ученого.

Ключевые слова: К. Д. Ушинский, классный наставник, отечественная гимназия, воспитание, модели воспитательной деятельности.

В исследовании феномена классного наставничества в воспитательной системе отечественной гимназии во второй половине ХIХ — начале ХХ в. нами выделены три модели воспитательной деятельности классного наставника. На наш взгляд, все они находят свое отражение во взглядах К. Д. Ушинского. Представим характеристику каждой из них.

Согласно первой — практико-ориентированной — модели, основной целью воспитательной деятельности классного наставника являлось воспитание дисциплинированных, активных, мыслящих людей, служащих на благо Отечества. Наряду с этим, воспитатели призваны осуществлять практическое наставление гимназистов в вопросах дисциплины, учебной деятельности, культуры и норм поведения, соблюдения гигиенических норм, выполнению трудовых обязательств. Для достижения данной цели классным наставником реализовывались следующие направления воспитания:

 трудовое воспитание — нацелено на формирование у воспитанников положительного отношения к труду, воспитание трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности;

 воспитание навыков учебной деятельности происходит через развитие познавательного интереса и применение полученных знаний на практике, выработку самостоятельности и самоконтроля.

Реализация направлений воспитания обеспечивалась с помощью методов: приучение к труду, дисциплинарное требование, личный пример, наставления, предостережения, напоминания, увещание, совет, самостоятельная работа. Результатом воспитательной деятельности классного наставника с этой точки зрения должно стать уважение старших, дисциплинированность, овладение воспитанниками навыками учебной и трудовой деятельности.

Вторая модель воспитательной деятельности педагога названа нами нравственно-ориентированной, в рамках которой педагог-воспитатель дореволюционных гимназий — это наставник нравственности и патриотических чувств, стремящийся раскрыть индивидуальность и уникальность каждого воспитанника. В основе воспитательной деятельности классных наставников в гимназии лежали такие прогрессивные педагогические принципы как учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, стремление к достижению высокого уровня нравственно-религиозной, эстетической воспитанности. С этой точки зрения, классный наставник должен осуществлять следующие направления воспитания:

 эстетическое воспитание — процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и пониманию прекрасного, предполагающий выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, стремление и умение вносить элементы прекрасного в разные сферы жизни.

Средствами эстетического воспитания, по К. Д. Ушинскому, становятся окружающая природа и эстетика труда, уклад школьной жизни, нравственность отношений между учителем и учащимися (в игре, учении), родной язык (устное народное творчество и художественная литература), различные виды искусства (пение, музыка, живопись). К. Д. Ушинский настаивает на том, что большая роль в эстетическом воспитании детей принадлежит педагогу. Интересно, что автор вносил предложение о необходимости художественного образования учителей и воспитателей.

В рамках нравственно-ориентированной модели К. Д. Ушинским названы такие методы и формы воспитательной работы как нравственная беседа, нравственное чувствование, личный пример, организация культурного досуга. Результатом деятельности наставников являлось формирование нравственно-здоровой личности.

Успешная реализация функций классного руководителя в современных условиях предполагает осмысление и обобщение исторического опыта в решении проблем классного руководства в теории и практике отечественной педагогики. Анализ исторического опыта позволяет выявить теоретические представления о деятельности классного наставника в воспитательной системе дореволюционной гимназии, выделить целевые ориентиры, основные функции и направления его деятельности, сформулировать конструктивные идеи.

1. Ушинский К. Д. Воспоминания об обучении в Новгород-Северской гимназии. — М.: Директ-Медиа, 2012.

2. Ушинский К. Д. Письма о воспитании наследника русского престола // Собр. пед. соч. в 6 т. — Т.1. — М.: Педагогика, 1988.

3. Ушинский К. Д. Три элемента школы // Журнал для воспитания. — 1857. № 5. — С.67.

Основные термины (генерируются автоматически): классный наставник, воспитательная деятельность, отечественная гимназия, воспитательная работа, воспитательная система, исторический опыт, классное наставничество, Новгород-Северская гимназия, родной язык, учебная деятельность.

banner

§ 1. Когда педагог начал руководить классом?

Официальное утверждение института классного наставничества в России произошло только в 70-х гг. XIX в. Однако следует заметить, что люди, профессионально занимающиеся воспитанием, существовали и до этого. В дворянских семьях и семьях состоятельных кругов детей воспитывали «дядьки» и «няньки», затем появляются гувернеры и гувернантки, в учебных заведениях обязанности по воспитанию учащихся возлагались на самих учителей.
В начале XIX в. , согласно «Уставу учебных заведений, под-ведомых университетам» 1804 г. , учителя помимо образования учащихся должны были заниматься и их воспитанием — на основе изучения «свойств и нравов» детей, гуманистического подхода к ребенку. «Учителя занимают у своих учеников место родителей и поэтому должны принять их ласково, терпеливо, внимательно и не должны почитать себя за самовластных судей над детьми». Вместе с тем не осталась без внимания и проблема взаимодействия учителей с родителями: «Учитель совокупным трудом и советом с родителями должен стараться о наилучшем детей воспитании». Из других функций учителя как воспитателя можно выделить еще приучение к учтивости, правдивости, чести. Основным средством воспитательной работы служил личный пример педагога.
В период правления Николая I воспитанию уделяется особое внимание, поскольку «одно обучение не есть воспитание и даже вредно для возделывания нравственности». Причиной подобного положения вещей явилось восстание декабристов и последующие изменения в общественной жизни. Ориентация русской школы на школу прусскую, распространение педагогической системы Гербарта определили основную цель воспитания того времени: формирование преданного, верноподданного гражданина.
Отсюда и требование к учителям в Уставе гимназий и училищ 1828 г. : воздействовать «на юные души воспитанников, служа для них примером благонравия, трудолюбия, ревностного исполнения долга и строгого соблюдения правил чести». В то же время в Уставе говорилось о необходимости изучения каждого учащегося с целью подбора к нему «приличнейших» средств воспитания, чтобы оно было «истинно действительным и полезным «.
Однако некоторые положения остались только на бумаге. Например, учитель должен был быть снисходительным, «особливо к слабостям, недостатку способностей и к неумышленным поступкам: не всякая неисправность, даже не всякая вина заслуживает строгого взыскания». Однако воспитанием в средних учебных заведениях в этот период кроме учителей занимались и надзиратели, хотя и не имели официального статуса. Их основной задачей было наблюдение за дисциплиной и порядком, а также бдительный надзор за воспитанниками; ведение журнала, где отмечались успехи, проступки, склонности, черты характера учащихся; они должны были занимать детей в свободное время чтением и так далее.
Официально институт классных наставников был утвержден в 1871 г. В Уставе 1871 г. используется понятие «классный наставник в гимназиях и прогимназиях». Назначались они из числа преподавателей, которые вместе с тем проводили и учебные занятия.
Круг обязанностей классных наставников был очень широк: поддержание порядка на уроках; контроль за посещением, наличием учебных пособий; ведение школьной документации; наблюдение за развитием учащихся и его изучение; знание их способностей, прилежания, успехов; проведение ежемесячных совещаний с учителями, работающими в классе; составление письменного отчета. Классный наставник должен был также воспитывать у учащихся чувство уважения к закону и его исполнителям, преданность государю и Отечеству. Особое внимание уделялось укреплению и развитию религиозного чувства.
Однако на практике деятельность классных наставников ограничивалась только наблюдением за порядком и дисциплиной.
Следует отметить и тот факт, что эта должность была непрестижной. Несмотря на то что директором гимназии мог стать только человек, работавший классным наставником, за исполнение данных функций он получал всего 160 рублей в год, тогда как зарплата старшего учителя достигала 2,5 тысячи рублей в год. Кроме того, поскольку акцент в гимназиях был сделан на обучение, у классных наставников, учебная нагрузка которым не снижалась, почти не было времени на организацию и осуществление воспитательной работы.
В конце ХIХ-начале XX в. , в связи с изменениями в обществе, усиливается интерес к личности ребенка, его интересам и потребностям. Однако функции классных наставников остались, по сути дела, теми же, что и по Уставу 1871 г. Важнейшей задачей по-прежнему считалась организация учебного процесса (дисциплина на уроке, посещаемость, организация дополнительных занятий, заданий и др. ).
Серьезное внимание должно было уделяться нравственному и патриотическому воспитанию учащихся в духе христианской морали (православия) и верности царю и Отечеству.
В начале XX в. начинается целенаправленная организация внеклассной работы, досуга учащихся, проводятся дополнительные занятия по различным предметам, литературные вечера, гимнастические кружки и др.
В 1913-1914 гг. появляются новые формы организации внеклассной работы: кружки по языкам, нумизматике, рисованию, лепке, музыке; постановка спектаклей; литературно-музыкальные, танцевальные вечера, выставки, экскурсии.
Контролируя проведение досуга учениками, классный руководитель при этом не являлся его организатором и участником.

Читайте также:

      

  • Монархи 18 века сообщение
  •   

  • Военное дело сарматов сообщение
  •   

  • Губернаторский культурный центр юные дарования кузбасса сообщение
  •   

  • Сообщение о животных нашего края
  •   

  • Корея в 19 веке сообщение

Исторический аспект развития классного руководства в России

Классное руководство – это разновидность педагогической деятельности, ориентированная на воспитание, социальное и общее развитие личностей учащихся разных возрастных категорий в системе образования.

Классное руководство связано с формированием коллектива учащихся и созданием системы коллективной жизнедеятельности и коллективного воспитания в рамках школы. Реализацией классного руководства занимается классный руководитель, являющийся педагогом и духовным наставником. Его деятельность направлена на решение воспитательных задач, построение индивидуальных образовательных и воспитательных маршрутов учащихся, а также на гуманизацию образования.

Классное руководство, как система воспитания в учебных заведениях возникла в России около трех столетий назад.

Рассмотрим этапы становления классного руководства:
1. Досоветская система классного руководства. Появление классного руководства приходится на 1871 год. В это время осуществляется создание системы наставничества в учебных заведениях разного типа. Наставниками назначались педагоги, которые занимались ведением документации и контролем посещаемости и дисциплины. Кроме того, наставки занимались патриотическим воспитанием подрастающего поколения, прививали им трудовые навыки и воспитывали уважение к религиозным канонам.

2. Советская система классного руководства. С созданием СССР происходит полная ликвидация системы наставничества. В новой системе образования вводится система ученического самоуправления. Она оказалась неэффективной, поскольку не решала задач воспитания. Должность классного руководителя впервые была введена в образовательную систему СССР в 1934 году. Было утверждено первое положение о классном руководстве, в котором установлены его функции по составлению характеристик учащихся, проведению мероприятий, установлению взаимодействия со всеми педагогами, ведущими занятия в классе, аналитическая работа. В 1960 году было принято новое положение о классном руководстве, согласно которому педагогу отводилась роль организатора мероприятий. Направленность воспитательной деятельности стала носить мероприятийный характер. С 1970 года классному руководителю стала отводится новая роль: воспитатель, организатор трудовой деятельности, организатор мероприятий. Классный руководитель занимался воспитанием учащихся, развитием у них навыков самостоятельности, проводил выезды на сельскохозяйственные работы, вел документацию, составлял отчетность и т.д. Это вело к огромному перенапряжению, перегруженности работой педагогов. При этом, классным руководителем не мог стать каждый педагог. Был жесткий отбор, выбирались только лучшие учителя, профессионалы, мастера своего дела.

3. Постсоветский период развития классного руководства. После распада СССР была принята новая система образования, в которой классное руководство приобрело новый характер. Классное руководство становится творческим процессом. Современный педагог занимается воспитанием и развитием всесторонне развитой гармоничной личности. он воспитывает познавательный интерес учащихся, организует систему взаимодействия с родителями, занимается организацией классной и внеклассной работы. К современному классному руководителю предъявляются повышенные требования. Он должен быть не только мастером своего дела, профессиональным квалифицированным специалистом, но и владеть информационными-коммуникативными технологиями, общей культурой, коммуникативными навыками.

Таким образом, следует вывод, что реализации задач воспитания в школе ключевой фигурой является классный руководитель. Именно он объединяет всех участников учебно-воспитательного процесса (государство, родителей, общественные организации, учеников, администрацию школы и др.) для создания условий саморазвития и самореализации личности обучающегося. Классный руководитель сейчас – это основной педагог, способный помочь ребенку и его родителям. В то же время к его деятельности наблюдается повышение требований: системность воспитательного процесса в классе, проектно-программных механизмов деятельности, применение современных воспитательных технологий, результативность деятельности.
Следует отметить, что период модернизации, с одной стороны, нормативно поддержал классного руководителя, а с другой стороны, поставил его в ситуацию персональной ответственности за результаты воспитания.

1. История возникновения классного руководства

2.

Институт классного руководства в России берет
свое начало с ХIХ века, когда в учебных заведениях в
водится новая должность комнатного надзирателя.
Главная функция деятельности комнатного
надзирателя-контроль за соблюдением требований
образовательного учреждения, надзор за учащимися
в образовательном учреждении.

3.

Несколько позже в гимназиях для осуществления
внешнего надзора за воспитанниками вводится ш
тат классных надзирателей (воспитателей).
Большое внимание обращается на организацию и
содержание воспитательной работы, проводимой
классными воспитателями.
Дальнейшее изменение института классного руков
одства определено Уставом 1864 г., который ввод
ит институт классных наставников (в женских ги
мназиях-классные дамы)

4.

К концу XIX века формируется главная функция
профессионально-педагогической деятельности
классного руководителя-воспитательная,
содержащая задачу педагогического сопровождения
развития ребенка и помощи родителям в деле
воспитания.
Дальнейший период становления института
классного руководства связан с деятельностью
групповодов и происходит в условиях коренных
изменений российского государства.

5. Довоенный период

(1934–1941 гг.) харак‐
теризуется формированием новых функций классн
ого руководителя, незначительно из‐
менившихся в дальнейшем, сохранившихся до сег
одняшнего времени : организация сис‐
тематической воспитательной работы в клас‐
се, воспитание учащихся в «духе коммуниз‐
ма», формирование сознательной дисципли‐
ны школьников, работа над высокой успевае‐
мостью учащихся, сотрудничество с общест‐
венными организациями (пионерской и ком‐
сомольской), работа с родителями и учителями

6. Военный период

В военный период (1941–1945 гг.) роль
классного руководителя как воспитателя
боеспособного поколения возрастает, что
проявляется в усилении военной подготовки
и патриотического воспитания учащихся. Ос‐
новными формами работы классных руково‐
дителей являются: организация помощи
фронту (работа в госпиталях, помощь в сель‐
скохозяйственных работах, сбор металлоло‐
ма, стеклянной посуды и т.д.), проведение по‐
литинформаций и агитаций.

7. Послеоенный период

Активизация деятельности института
классного руководства происходит в послево‐
енный период (1945–1958 гг.). В 1947 г. при‐
нимается Положение о классном руководите‐
ле, предписывающее в качестве основной за‐
дачи профессиональной деятельности «орга‐
низацию учащихся класса в дружный, целе‐
устремленный ученический коллектив»

8.

Новые обязанности:
мобилизация внимания класса на вопросы учения
и общественно‐полезного труда
участия в заседаниях советов и сборах пионерского
отряда (комсомольской группы)
проведение с учащимися класса оборонно–
спортивных мероприятий
систематическое наблюдение за здоровьем
учащихся (постоянная связь по этим вопросам с
военруком, физруком, школьным врачом)

9.

Таким образом, деятельность классного руководите
ля приобретает четкую направленность, которая
сохраняется до сих пор и проявляется во взаи‐
модействиях с каждым субъектом образова‐
тельного процесса. Получают распростране‐
ние разные формы воспитательной деятель‐
ности, а также методическое сопровождение деят
ельности классного руководителя. Классный руко
водитель становится главным организатором восп
итательного процесса в классе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Железа гидроксид декстран инструкция по применению
  • Артишок инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки взрослым
  • Лактулоза сироп для новорожденных инструкция по применению
  • Алмагель тева суспензия инструкция по применению взрослым
  • Монтаж кондиционера своими руками видео инструкция для чайников