Исполнение обязанностей директора в должностной инструкции

Елена Моносзон, руководитель проекта КонсультантАрбитраж: Волго-Вятский округ

В практической деятельности хозяйствующих субъектов часто возникает вопрос о правовом статусе лица, исполняющего обязанности руководителя (генерального директора, директора). В частности, как правильно оформить и указать в договорах основания его полномочий.
Подобные вопросы возникают ввиду того, что действующее законодательство не дает четкого ответа на вопрос о правовом статусе исполняющего обязанности руководителя.

Предлагаю рассмотреть две ситуации, при которых полномочия исполняющих обязанности лиц в договорных правоотношениях принципиально различаются.

Ситуация первая.
В организации есть действующий руководитель и его должность не является вакантной. Руководитель знает, что будет длительное время отсутствовать на рабочем месте (необходимо уехать в командировку, уйти в отпуск или пройти лечение). Он заранее издает приказ о том, что во время его отсутствия его обязанности будет исполнять иное должностное лицо (как правило, один из заместителей руководителя). Исполняющий обязанности руководителя на период его временного отсутствия становится главой трудового коллектива организации. Работники должны будут исполнять все его приказы и распоряжения.
При этом полномочия исполняющего обязанности руководителя на заключение договоров от имени организации (хозяйствующего субъекта) в данном случае должны оформляться не приказом, а доверенностью.
Дело в том, что приказ является внутренним (локальным) распорядительным документом и его действие не будет выходить за рамки организации, в которой он издан. Кроме того, приказ не предоставляет гражданско-правовых полномочий. Документом, который позволяет одному лицу действовать от имени другого, является именно доверенность (п. 1 ст. 185 ГК РФ).
Следовательно, при заключении договоров исполняющий обязанности руководителя подтверждает свои полномочия доверенностью, а не приказом.

Ситуация вторая.
Должность руководителя организации неожиданно оказалась вакантной. Допустим, занимавшее эту должность лицо уволилось по собственному желанию.
Руководитель имеет с юридическим лицом не только гражданско-правовые отношения, но и трудовые. Трудовое законодательство не содержит норм, препятствующих любому работнику уволиться по собственному желанию вне зависимости от наличия у него иных обязательств перед работодателем.
Руководитель организации в данном случае не исключение. Предположим, учредители или совет директоров организации не готовы сразу предложить конкретную кандидатуру для занятия должности руководителя, в которой они были бы уверены и за избрание которой они могли бы проголосовать на своем внеочередном заседании или собрании.
Поэтому они избирают не руководителя, а исполняющего обязанности, в большинстве случаев им становится опять же один из заместителей бывшего руководителя данной организации.
Срок его полномочий, как правило, ограничен временными рамками, но чаще всего он определяется вплоть до даты проведения очередного заседания или собрания. Хотя встречаются случаи, когда такое лицо находится в статусе исполняющего обязанности многие годы, что, впрочем, не противоречит закону.
В этом случае исполняющий обязанности является единоличным исполнительным органом юридического лица. Его полномочия не нужно подтверждать доверенностью, так как они основаны на уставе, а также на протоколе внеочередного заседания совета директоров или общего собрания участников (акционеров, членов).

Вывод: Если в договоре имеется ссылка на то, что от имени одного из контрагентов будет действовать исполняющий обязанности руководителя, необходимо заранее (до фактического подписания договора) уточнить, каковы основания приобретения лицом соответствующего правового статуса: существует ли исполняющий обязанности при вакантной должности руководителя организации или же он функционирует при действующем руководителе организации.

Материал составлен на основании документов из справочно-правовой системы КонсультантПлюс.
Специальное предложение для адвокатов по использованию системы КонсультантПлюс вы можете получить, заказав обратный звонок на нашем сайте https://api.nnov.ru/.

Полномочия директора сохраняются за ним всегда, вне зависимости от того, где он находится: в отпуске, дома, на работе, за рубежом, в больнице и так далее.

Директор несет полную ответственность за деятельность компании, в том числе налоговую, административную и гражданскую.

Обычно вопрос о дате подписания документа и о полномочиях директора возникает, когда появляются трудовые либо налоговые споры, возбуждаются административные либо уголовные дела. Поэтому, не стоит пускать «на самотек» подписание документов во время отпуска.

Например, в письме от 20.08.2020 № 77/7-30028-20-ОБ/10-33260-ОБ/18-1193 ГИТ советовала не подписывать во время отпуска финансовые и налоговые документы. При этом неважно, есть у директора УЭЦП или нет, может он работать дистанционно или нет. Важна дата подписания и ее совпадение с периодом отпуска, которая может «сработать» не в пользу компании и ее директора.

Передача полномочий директора на время отпуска

Директор может передать свои полномочия другому работнику на период отпуска, командировки, болезни и т.п. Вариантов несколько.

Передача полномочий заместителю директора

Если у директора есть заместитель, и это установлено штатным расписанием, передать полномочия можно ему.

В идеальном варианте, временное исполнение обязанностей директора на период его болезни, отпуска должно быть закреплено в трудовом договоре заместителя. В таком случае не нужно готовить никаких дополнительных документов о передаче полномочий. Заместитель примет на себя обязанности директора на время его отсутствия на основании договора, автоматически.

Если у директора несколько заместителей, нужно издать приказ о возложении на определенного заместителя.

Иметь заместителей, которые вправе выполнять обязанности директора на время его отсутствия выгодно и с финансовой точки зрения. Если заместитель замещает директора в рамках трудового договора, доплата за эту работу ему не полагается. Директор вправе назначить доплату по своему усмотрению.

Передача полномочий как временное совмещение должностей

Обя­зан­но­сти ру­ко­во­ди­те­ля во время его от­пус­ка может ис­пол­нять дру­гой ра­бот­ник.

Оформить это можно совмещением. За­ме­ща­ю­щий со­труд­ник будет вы­пол­нять обязанности директора в те­че­ние ра­бо­че­го дня параллельно со сво­и­ми ос­нов­ны­ми обя­зан­но­стя­ми.

Доверенность

Чтобы работник, замещающий директора на время отпуска, мог подписывать текущие рабочие документы, понадобиться доверенность.

Документ можно составить на бланке организации за подписью директора. Важно указать:

  • место и дата оставления;
  • информация о доверителе: наименование юридического лица, ОГРН, адрес, сведения о руководителе;
  • сведения о доверенном лице;
  • перечень документов, которые вправе подписывать доверенное лицо;
  • срок действия документа;
  • право передоверия;
  • подпись доверителя, печать или штамп организации.

Доверенность на право подписи документов не нужно заверять у нотариуса, достаточно подписи руководителя организации и печати.

Если директор планирует отсутствовать длительное время, замещающему его сотруднику может понадобится доверенность для представления интересов компании в госорганах. Здесь может понадобиться доверенность, заверенная у нотариуса.

Доплачивать ли заму, если руководитель в отпуске?

Нужно ли как-то оплатить труд заместителя директора во время отпуска последнего? Ведь он выполняет не только свою, но и директорскую работу. Как это оформить, как совмещение или ещё как-то?

Всё зависит от того, входит ли в трудовую функцию заместителя директора исполнение обязанностей директора на период его временного отсутствия. Напомню, трудовая функция работника должна быть обязательно указана в трудовом договоре и при необходимости конкретизирована в должностной инструкции.

Что входит в трудовую функцию

При этом возможно разделение функций директора между несколькими заместителями и другими должностными лицами в соответствии с направлениями их деятельности (главный бухгалтер, главный инженер, директор по персоналу, директор по производству и т.п.). Это тоже должно быть чётко прописано в соответствующих документах (трудовом договоре, должностной инструкции).

Является ли выполнение такой работы совмещением должностей? Для этого обратимся к ст. 60.2 ТК РФ, из определений которой можно сделать вывод, что совмещение должностей — это дополнительная работа, которая выполняется работником наряду с работой, определённой его трудовым договором.

Если исполнение обязанностей директора входит в трудовую функцию должностного лица, как бы оно ни называлось, эту работу уже нельзя считать дополнительной, и она не подпадает под регулирование ст. 60.2. Данный вывод подтверждают специалисты Роструда (письмо Роструда РФ от 24.05.2011 № 1412-6-1):

«…на практике могут быть случаи, когда в должностной инструкции отдельных категорий работников предусматривается, что в период отсутствия на рабочем месте другого работника со схожей трудовой функцией они исполняют обязанности отсутствующего работника. Указанные положения должностных инструкций… не предполагают осуществление доплат, поскольку в таком случае данная работа (исполнение обязанностей временно отсутствующего работника) выполняется в рамках заключенного трудового договора».

Имеется и судебная практика, подтверждающая эту позицию. Во всех приведённых случаях истцам было отказано в требованиях выплат за исполнение обязанностей отсутствующих руководителей, так как это входило в их трудовую функцию и было закреплено в должностных инструкциях и должностном регламенте, с которыми истцы были ознакомлены в надлежащем порядке:

  • определение Московского городского суда от 15.04.2011 № 4г/5-2359/11;
  • кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.12.2011 № 33-18341/2011;
  • апелляционное определение Московского областного суда от 28.05.2014 № 33-11581/2014.

Увеличение объёма выполняемых работ

Казалось бы, всё понятно: обязан — выполняй, но почему же вопрос о доплате возникает вновь и вновь со стороны работников, исполняющих обязанности отсутствующих руководителей?

Ответ очевиден: люди чувствуют возрастающую нагрузку и хотят получить за это денежную компенсацию. И их желания вполне укладываются в требования трудового законодательства, а именно части первой ст. 21 ТК РФ:

«Работник имеет право на… выплату заработной платы в соответствии со сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы…»

«Совершенно очевидно, что сложность труда и количество выполняемой штатным заместителем или помощником отсутствующего работника …в период отсутствия замещаемого работника намного выше, нежели в период, когда приведенные работники выполняют работу при работающем руководителе» — говорится в определении Верховного суда РФ от 11.03.2003 № КАС03-25.

Что же делать? Да, это не совмещение должностей, и положения ст. 151 ТК РФ здесь неприменимы, но организация может установить стимулирующую выплату (надбавку или премию), которой и будет поощрять таких работников. Не забывайте правильно описать порядок и размеры такой выплаты в соответствующем локальном нормативном акте.

Временное совмещение должности

Если же исполнение обязанностей не входит в трудовую функцию работника, то оно квалифицируется как дополнительная работа, и регулируется ст. 60.2 и 151 ТК РФ. Нам нужно заручиться письменным согласием работника, обговорить размер доплаты, содержание и объём работ, период выполнения работ и оформить соглашение и приказ.

Причём, в данном случае оформляется два приказа: по личному составу и по основной деятельности.

Вопрос

Наше учреждение – бюджетное, учредитель – Комитет по образованию, у директора заключен трудовой договор с Комитетом по образованию. Директор в отпуск уходит по приказу Комитета, в этом же приказе есть реплика «исполнение обязанностей руководителя учреждения на период его отпуска возложить на заместителя директора». Достаточно ли такого приказа, чтобы указанный заместитель имел на время отпуска полномочия руководителя учреждения? Как передаются полномочия руководителя на период его отпуска в общем случае и в бюджетных учреждениях? Достаточно ли приказа о назначении исполняющего обязанности, или дополнительно необходима доверенность?

Ответ

Наличие приказа Комитета по образованию бюджетному учреждению является недостаточным условием для исполнения иным работником учреждения обязанностей руководителя.

Приказ Комитета по образованию является документом, который бюджетному учреждению следует исполнить, а именно:

— издать приказ по основному виду деятельности, в котором отразить полномочия лица, исполняющего обязанности, и срок их действия;

 — оформить в простой письменной форме доверенность;

 — оформить соответствующие кадровые документы.

Обоснование

Бюджетное учреждение является таким же участником гражданских правоотношений, как и другие формы юридических лиц (ст. 123.22, «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ).

Поручение выполнения работы следует рассмотреть с позиции полномочий руководителя (гражданское право) и с позиции выполнения трудовой функции работником (трудовое право).

Наличие приказа учредителя учреждения о передаче полномочий руководителя, являющегося органом учреждения, другому физическому лицу является обязательным (ст. 123.21, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ). Во исполнение данного приказа и устава образовательной организации руководитель организации издает приказ по учреждению о передаче на определенный срок четко перечисленных функций и полномочий руководителя учреждения работнику, определенному Комитетом, и оформляет соответствующую простую письменную доверенность вновь назначенному лицу (ст. 185.1, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ)

С позиций трудового законодательства исполнение обязанностей руководителя учреждения в период отпуска основного работника является для работника, на которого эти обязанности возлагаются, либо поручением дополнительной работы, либо изменением существующей трудовой функции на новую (ст. 60.2, «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ). Данный выбор (поручение дополнительной работы или изменение трудовой функции) будет формировать алгоритм оформления документов с работником.

Передача полномочий руководителя на период его отпуска в общем случае и в бюджетных учреждениях осуществляется практически единой процедурой, в которой бюджетным учреждениям дополнительно определен шаг – распорядительный документ учредителя (в данном случае – приказ Комитета). Для передачи полномочий единоличного исполнительного органа бюджетного учреждения во исполнение решения учредителя (приказа Комитета) следует:

 – издать приказ по основному виду деятельности, в котором отразить полномочия исполняющего обязанности и срок их действия;

 – оформить в простой письменной форме доверенность.

При оформлении полномочий следует соблюсти и требования трудового законодательства, определив способ поручения данной работы (поручение ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ работы или изменение ТРУДОВОЙ ФУНКЦИИ) и оформив соответствующие кадровые документы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Автомагнитола пионер mvh 190ubg инструкция по применению
  • Овесол инструкция по применению цена таблетки для печени отзывы взрослым
  • Омвд перово руководство
  • Нитокс для животных инструкция по применению для лошадей
  • Бесартек лекарство инструкция по применению взрослым таблетки