Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки
Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем
Например:
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск
Современный перевод «Абхидхамматтха-сангахи» («Руководства по Абхидхамме») предлагает введение в фундаментальную философскую психологию буддизма. Начиная со времени своего написания в XI или XII веке, «Сангаха» служит ключом к мудрости, содержащейся в Абхидхамме. В книге исследуются основные вопросы Абхидхаммы, включая состояния сознания и ментальные факторы, функции и процессы ума, материальный мир, взаимозависимое происхождение, а также методы и стадии медитации. Данная работа представляет собой точный перевод «Сангахи», сопровождающийся оригинальным текстом на пали и комментариями. Этот детальный путеводитель с более чем 40 таблицами и диаграммами успешно проводит читателей через все сложности Абхидхаммы.
Оглавление
Список таблиц
Предисловие к русскому изданию
Введение
Абхидхамма
Двоичный метод
Отличительные черты Абхидхаммы
Происхождение Абхидхаммы
Семь книг
Комментарии
«Абхидхамматтха-сангаха»
Комментарии к «Сангахе»
Коротко о «Сангахе»
Глава I. Собрание учений о состояниях сознания
1. Слова восхваления
2. Четырёхкратная первичная реальность
3. Четыре класса сознания
Сознание сенсорной среды (4–17)
Неблаготворное сознание (4–7)
4. Сознание, коренящееся в жадности
5. Сознание, коренящееся в злости
6. Сознание, коренящееся в заблуждении
7. Итог неблаготворного сознания
Бескоренное сознание (8–11)
8. Неблаготворное результирующее сознание
9. Благотворное результирующее бескоренное
сознание
10. Функциональное бескоренное сознание
11. Итог бескоренного сознания
Прекрасное сознание (12)
Прекрасное сознание сенсорной среды (13–17)
13. Благотворное сознание сенсорной среды
14. Результирующее сознание сенсорной среды
15. Функциональное сознание сенсорной среды
16. Итог прекрасного сознания сенсорной среды
17. Итог сознания сенсорной среды
Сознание тонкоматериальной среды (18–21)
18. Благотворное сознание тонкоматериальной среды
19. Результирующее сознание тонкоматериальной среды
20. Функциональное сознание тонкоматериальной среды
21. Итог сознания тонкоматериальной среды
Сознание нематериальной среды (22–25)
22. Благотворное сознание нематериальной среды
23. Результирующее сознание нематериальной среды
24. Функциональное сознание нематериальной среды
25. Итог сознания нематериальной среды
Сверхмирское сознание (26–28)
26. Сверхмирское благотворное сознание
27. Сверхмирское результирующее сознание
28. Итог сверхмирского сознания
Итог состояний сознания (29)
121 тип сознания (30–32)
30. Вкратце
31. Подробно
32. Заключение
Глава II. Собрание учений о ментальных факторах
Введение (1)
Пятьдесят два ментальных фактора (2–9)
Этически вариабельные факторы (2–3)
2. Универсальные ментальные факторы
3. Случающиеся время от времени
Неблаготворные факторы (4)
Прекрасные факторы (5–8)
5. Универсальные прекрасные факторы
6. Воздержания
7. Безграничности
8. Не-заблуждение
Итог ментальных факторов (9)
Ассоциация ментальных факторов (10–17)
Вводный стих (10)
Этически вариабельные факторы (11–12)
11. Анализ
12. Итог
Неблаготворные факторы (13–14)
13. Анализ
14. Итог
Прекрасные факторы (15–16)
15. Анализ
16. Итог
Фиксированные и нефиксированные составляющие (17)
Комбинация ментальных факторов (18–30)
18. Вводный стих
Сверхмирское сознание (19–20)
19. Анализ
20. Итог .
Возвышенное сознание (21–22)
21. Анализ
22. Итог
Прекрасное сознание сенсорной среды (23–24)
23. Анализ
24. Итог
Различия среди прекрасных типов сознания (25)
Неблаготворные сознания (26–27)
26. Анализ
27. Итог
Бескоренное сознание (28–29)
28. Анализ .
29. Итог
Заключение (30)
Глава III. Собрание учений о разном
Вводный стих (1)
Собрание учений о чувствах (2–4)
2. Анализ чувства
3. Классификация по типу сознания
4. Итог
Собрание учений о корнях (5–7)
5. Анализ корней
6. Классификация по типу сознания
7. Итог
Собрание учений о функциях (8–11)
8. Анализ функций
9. Классификация по типам сознания
10. Классификация по количеству функций
11. Итог
Собрание учений о дверях (12–15)
12. Анализ дверей
13. Классификация по типу сознания
14. Классификация по количеству дверей
15. Итог
Собрание учений об объектах (16–19)
16. Анализ объектов
17. Классификация по типам дверей
18. Классификация по типам сознания
19. Итог
Собрание учений об основах (20–22)
20. Анализ основ
21. Классификация по типу сознания
22. Итог
Глава IV. Собрание учений о ментальном процессе
Вводный стих (1)
Перечисление категорий (2–5)
2. Шесть шестёрок
3. Шесть типов сознания
4. Шесть процессов
5. Шестеричная презентация объектов
Процесс у пяти дверей (6–11)
6. Очень большой объект
7. Большой объект
8. Слабый объект
9. Очень слабый объект
10. Четверичное представление объектов
11. Итог
Процесс ум-двери (12–13)
12. Ограниченный процесс джаван
13. Итог
Процесс джаван погружения у ум-двери (14–16)
14. Процесс погружения
15. Взаимосвязи в погружении
16. Итог .
Процедура регистрации (17–20)
17. Анализ регистрации
18. Добавочная бхаванга
19. Закон регистрации
20. Итог
Процедура джаваны (21–23)
21. Джавана сенсорной среды
22. Джаваны в достижениях
23. Итог
Анализ по типам личностей (24–26)
24. Бескоренные и с двумя корнями
25. Трёхкоренные
26. Итог
Анализ по типам миров (27–29)
27. Анализ
28. Особые случаи
29. Итог
Заключение (30)
Глава V. Собрание учений о том, что находится вне ментального процесса
Вводный стих (1)
Перечисление категорий (2)
Четыре мира существования (3–8)
3. Обзор
4. Горестный мир
5. Сенсорный мир блаженства
6. Мир тонкоматериальной среды
7. Мир нематериальной среды
8. По типам личностей
Четыре типа сознания перерождения (9–17)
9. Обзор
10. Сознание перерождения в горестном мире
11. Сознание перерождения в сенсорном мире блаженства
12. Срок жизни в сенсорном мире
13. Сознание перерождения в тонкоматериальной среде
14. Срок жизни в тонкоматериальной среде
15. Сознание перерождения в нематериальной среде
16. Срок жизни в нематериальной среде
17. Итог
Четыре типа каммы (18–21)
18. По типу функции
19. По порядку созревания
20. По времени созревания
21. По месту созревания
Неблаготворная и благотворная камма (22–26)
22. Неблаготворная камма
23. По типам корней и сознаний
24. Благотворная камма, относящаяся к сенсорной среде
25. Благотворная камма, относящаяся к тонкоматериальной среде
26. Благотворная камма, относящаяся к нематериальной среде
Результаты каммы (27–33)
27. Результаты неблаготворной каммы
28. Результаты благотворной каммы тонкоматериальной среды
29. Благотворные результаты и корни
30. Альтернативный взгляд
31. Результаты благотворной каммы тонкоматериальной среды
32. Результаты благотворной каммы нематериальной среды
33. Заключение
Процесс смерти и перерождения (34–40)
34. Четыре причины смерти
35. Знаки в момент умирания
36. Ум во время смерти
37. Смерть и перерождение
38. Объекты сознания перерождения сенсорной среды
39. Объекты возвышенного сознания перерождения
40. Определение перерождения
Поток сознания (41)
Заключение (42)
Глава VI. Собрание учений о материи
Вводный стих (1)
Перечисление материальных явлений (2–5)
2. Вкратце: великие первоэлементы и производная материя
3. Подробно: реально произведённая материя
4. Подробно: косвенно произведённая материя
5. Двадцать восемь типов материи
Классификация материи (6–8)
6. Одинарная
7. Как множественная
8. Итог
Происхождение материи (9–15)
9. Четыре способа происхождения
10. Камма как способ возникновения материи
11. Сознание как способ возникновения материи
12. Температура как способ возникновения материи
13. Питание как способ возникновения материи
14. Анализ по способу возникновения
15. Итог
Группирование материальных явлений (16–22)
16. Вкратце
17. Группы, порождённые каммой
18. Группы, порождённые сознанием
19. Группы, порождённые температурой
20. Группы, происходящие от питания
21. Внутренние и внешние
22. Итог
Закономерности возникновения материальных феноменов (23–29)
23. В мире сенсорной среды
24. Непрерывность возникновения
25. Во время смерти
26. Стих ..
27. В тонкоматериальном мире
28. Среди невоспринимающих существ
29. Итог
Ниббāна (30–32)
30. Определение
31. Анализ
32. Итог
Глава VII. Собрание учений о категориях
Вводный стих (1)
Перечисление категорий (2)
Собрание учений о неблаготворном (3–14)
3. Пороки
4. Потоки
5. Узы
6. Телесные узлы
7. Цепляния
8. Препятствия
9. Скрытые наклонности
10. Оковы (метод Суттанты)
11. Оковы (метод Абхидхаммы)
12. Загрязнения
13. Разъяснение
14. Итог
Собрание учений о смешанных категориях (15–23)
15. Корни
16. Факторы джхāны
17. Факторы пути
18. Управляющие способности
19. Силы
20. Доминанты
21. Питание
22. Разъяснение
23. Итог
Собрание учений об инструментах Просветления (24–33)
24. Четыре основы осознанности
25. Четыре высших усилия
26. Четыре средства достижения
27. Пять управляющих способностей
28. Пять сил .
29. Семь факторов Просветления
30. Восемь факторов пути
31. Разъяснение
32. По типу состояний
33. По разновидностям возникновения
Собрание учений о целом (34–40)
34. Пять скоплений
35. Пять скоплений цепляния
36. Двенадцать сенсорных сфер
37. Восемнадцать элементов
38. Четыре благородные истины
39. Разъяснение
40. Итог
Глава VIII. Собрание учений по обусловленности
Вводный стих (1)
Вкратце: два метода (2)
Метод взаимозависимого происхождения (3–10)
3. Базовая формула
4. Категории анализа
5. Три периода
6. Двенадцать факторов
7. Четыре группы
8. Три круга .
9. Два корня
10. Итог
Метод обусловленных отношений (11–28)
11. Двадцать четыре условия
12. Вкратце: применение
13. Ментальное для ментального .
14. Ментальное для ментального-материального
15. Ментальное для материального
16. Материальное для ментального
17. Концепции и ментальное-материальное для ментального
18. Ментальное-материальное для ментального-материального
19. Условие доминирования
20. Условие совозникновения
21. Условие взаимности
22. Условие поддержки
23. Условие питания
24. Условие управляющей способности
25. Условие диссоциации
26. Присутствие и неисчезновение
27. Синтез условий
28. Итог
Анализ концепций (29–32)
29. Вкратце
30. Концепция, которую делают известной
31. Концепция, которая делает известной
32. Итог
Глава IX. Собрание учений об объектах медитации
Вводный стих (1)
Собрание учений об умиротворённости (2–21)
Базовые категории (2–5)
2. Объекты медитации
3. Темпераменты
4. Развитие
5. Образы
Сорок объектов медитации (6–12)
6. Касины
7. Отвратность
8. Памятования
9. Безграничности
10. Одно восприятие
11. Один анализ
12. Нематериальные состояния
Анализ пригодности (13)
Анализ развития (14–15)
14. По типу трёх стадий
15. По типу джхāны
Анализ местности (16–21)
16. Образы
17. Появление образа в медитации
18. Достижение джхāны
19. Нематериальные достижения
20. Другие объекты медитации
21. Прямое знание
Собрание учений, посвящённых прозрению (22–44)
Базовые категории (22–27)
22. Стадии очищения
23. Три характеристики
24. Три созерцания
25. Десять типов знания
26. Три освобождения
27. Три двери освобождения
Анализ очищения (28–34)
28. Очищение добродетели
29. Очищение ума
30. Очищение взгляда
31. Очищение через преодоление сомнения
32. Очищение пути и того, что не является путём
33. Очищение пути
34. Очищение знанием и видением
Анализ освобождения (35–37)
35. Три двери освобождения
36. Освобождение в пути и плоде
37. Освобождение в достижении плода
Анализ личностей (38–41)
38. Вошедший в поток
39. Однажды возвращающийся
40. Не-возвращающийся
41. Арахант
Анализ достижений (42–44)
42. Доступность
43. Достижение прекращения
44. Выход из прекращения
Заключение (45)
Колофон
Примечания
Литература и источники
Глоссарий
- Главная
- Книги, журналы, диски
- Буддийская философия
- Исчерпывающее руководство по Абхидхамме. «Абхидхамматха-сангаха» ачарьи Ануруддхи
Исчерпывающее руководство по Абхидхамме. «Абхидхамматха-сангаха» ачарьи Ануруддхи
- Артикул: 19016
- Отзывы (3)
- Вопросы и ответы (0)
Перевод
Перевод с английского Е. Гаврилова
Переплет
Твердый переплет
Описание
Содержание
Современный перевод «Абхидхамматтха-сангахи» («Руководства по Абхидхамме») предлагает введение в фундаментальную философскую психологию буддизма. Начиная со времени своего написания в XI или XII веке, «Сангаха» служит ключом к мудрости, содержащейся в Абхидхамме. В книге исследуются основные вопросы Абхидхаммы, включая состояния сознания и ментальные факторы, функции и процессы ума, материальный мир, взаимозависимое происхождение, а также методы и стадии медитации. Данная работа представляет собой точный перевод «Сангахи», сопровождающийся оригинальным текстом на пали и комментариями. Этот детальный путеводитель с более чем 40 таблицами и диаграммами успешно проводит читателей через все сложности Абхидхаммы.
- Отзывы о товаре (3)
- Вопросы и ответы (0)
Обязательно к прочтению. Удивительное открытие
Наконец-то. Друзья. Я рад что вы наконец выпустили перевод….Здоровья вам и прогресса в практике Ребята! _/\_
Интересные фрагменты из книги: Не-жадность (алобха): Необходимо понять, что не-жадность – это не простое отсутствие жадности, а присутствие позитивных добродетелей, таких как щедрость и самоотречение. Не-злость заключает в себе такие позитивные добродетели, как: любящая доброта, вежливость, миролюбивость, дружественность и так далее. А вот глава: Благотворное сознание первой джха̄ны: Орошающая восторженность ударяет в тело опять и опять, как волны о морской берег. Поднимающая восторженность может заставить тело парить. И пронизывающая восторженность пронизывает все тело, как наводнение заполняет пещеру. Последний вариант идентифицируется как пӣти в джха̄не. Как фактор джха̄н пӣти подавляет помеху недоброжелательность (вйа̄па̄да). Счастье (сукха): Этот фактор джха̄н является приятным ментальным чувством. Он идентичен соманассе, радости, а не сукхе, являющейся приятным телесным чувством, которое сопровождает благотворное результирующее сознание тела. Сукха, также переводимое как благость, порождено обособленностью от сенсорных удовольствий; и поэтому оно объясняется как нира̄мисасукха – неземное или духовное счастье.
Другие товары раздела Буддийская философия
В книге исследуются философские идеи раннего буддизма (до разделения на «хинаяну» и «махаяну» и предпринята попытка определить их место и значение в общем комплексе индийской буддийской философии, культуры, социальных форм и религиозных практик.
«Мышление и наблюдение» — уникальная книга, в которой Пятигорский, в придуманной им форме четырех лекций, обращаясь к читателю как к слушателю, излагает свою собственную «обсервационную философию», занимающуюся наблюдением мышления. Или, как написал сам автор, «наблюдением чего бы то ни было как мышления».
«Путь бодхисаттвы» («Бодхичарья-аватара») — крупнейшее произведение буддизма махаяны, написанное выдающимся индийским мыслителем и поэтом VIII века Шантидевой. В книге «Совершенная мудрость» Далай-лама подробно излагает девятую главу «Бодхичарья-аватары», разъясняя буддийскую практику развития мудрости.
Материал курса из 24-х лекций, представленный в этой книге, касается раннего периода мадхьямаки, споров тибетских философов о мадхьямаке и параллелей мадхьямаки с философией квантовой физики.
«Срединный путь» представляет собой запись устных наставлений Его Святейшества Далай-ламы к важнейшему сочинению буддийского ученого-философа II в. Нагарджуны «Коренные строфы о срединности» (Муламадхьямака-карика). Духовный лидер комментирует три основные главы бессмертного сочинения Нагарджуны в том порядке, в котором советует их изучать.
Предлагаемый сборник посвящен обсуждению взаимоотношения абсолютной и относительной истин в буддийской философии. В него вошли: комментарий Васубандху к знаменитому трактату Майтреи-Асанги «Разделение явлений и абсолютной реальности», «Две истины в традиции великой мадхьямаки» Дуджома Ринпоче, «Львиный рык утверждения пустотности другого» Мипама Ринпоче и «Две истины» Джамгона Конгтрула.
В книге представлен трактат «Введение в Мадхьямику», а также приведены комментарии на него известных тибетских мастеров. Трактат посвящен обсуждению базовой парадигмы буддийской доктрины — учению о пустоте (шуньята) — и является основополагающим текстом для воззрения школы Гелугпа.
“Пудгала-винишчая” — это изложение анатмавады в форме полемики автора с другими течениями индийской философии. Условно, 9-ю книгу можно разделить на несколько глав: в кратком введении Васубандху приводит свой главный «гносеологический аргумент» против существования атмана, в первой главе он спорит со школой пудгалавада по вопросу онтологического статуса индивида, во второй с ними же, базируясь на толковании сутт ПК, в третьей — с вайшешиками.
Доктрина зависимого происхождения выражает саму суть буддийского воззрения — непостоянство, неудовлетворительность бытия, отсутствие самости. Постижение этого учения в ходе медитации прозрения ведет к разрыву в цепи обусловленности и достижению ниббаны.
Муламадхьямака-карика (изложение основ Срединного пути) является одним из самых влиятельных произведений в истории буддийской философии. В нем указывается, что метафизические идеи и воззрения являются лишь условными обозначениями и концептуальными проекциями, а все явления пусты, лишены самобытия и подобны сну, иллюзии или симуляции.
Предлагаемый сборник посвящен рассмотрению основ медитативной практики и философского воззрения буддийской традиции Тхеравады.
В «Сердцевине дерева Бодхи» Буддадаса Бхиккху простым и доступным языком излагает философию пустотности, или suññatā, которая лежит в самом сердце буддизма. Искусно увязывая тему пустотности с этической дисциплиной, он даёт нам ценный шанс поразмышлять о месте философии в нашей жизни.
В книге представлены два трактата Третьего Кармапы с подробными комментариями на них Джамгена Конгтрула, которые лежат в основе философского направления Жентонг традиций Кагью и Риме.
Монография посвящена исследованию буддийского учения о срединном познании, разработанного в школе мадхьямика-прасангика традиции Гелуг. На основе анализа большого комплекса тибетоязычных источников эксплицируются специфические гелугпинские концепции истины, достоверности, срединности и стилей срединного философствования.
В книге «Пустота — это радость» польский профессор, доктор философии А. Пшибыславски излагает важнейшие концепции буддийской философии, делая это доступно и легко, часто в шутливой форме, пользуясь образами и примерами из современной жизни.
Вашему вниманию впервые на русском языке представлен сборник текстов великого мастера традиции Джонанг Джецуна Таранатхи по воззрению пустоты-от-другого (жентонг). Автор дает сущностные наставления, а также проводит четкую грань между воззрениями рантонг и жентонг, исчерпывающе отвечает на возражения оппонентов и делится своими опытом и мудростью.
Наиболее знаменитый труд Чже Цонкапы, в котором важнейшие идеи индо-тибетского буддизма изложены в форме систематического руководства, подробнейшим образом описывающего весь путь духовного развития вплоть до достижения Пробуждения.
Брахмаджала-сутта является одной из самых важных буддийских сутт. В ней Будда изложил схему из шестидесяти двух положений, способную охватить и постичь истинную сущность всевозможных философских воззрений относительно природы самости и внешнего мира.
В книге обсуждаются основы буддийской теории познания, в частности, представлены классификации познавательных актов с точки зрения развития ума, содержится курс лекций по предмету «Ум и знание» современного тибетского ученого Чжамьян Кенцзэ, переведенный на русский язык, и текст тибетского источника XVIII в., на основании которого был прочитан этот курс.
В книге представлены переводы тибетоязычных версий двух самых популярных сутр Махаяны — «Сущности праджня-парамиты» и «Алмаза рассекающего» вместе с комментариями на них известного философа школы прасангика традиции Гелуг, настоятеля крупного монастыря Чонэ Тагпы Шедуба.
Основная тема, рассматриваемая во второй части трактата, — это описание высшего и глубокого Пути достижения состояния будды посредством детального объяснения особого воззрения пустотности.
Сборник включает научные статьи автора, послужившие одним из источников его лекций о мадхьямаке, опубликованных под названием «Беседы о пустоте». Материал этих статей может служить подспорьем для лучшего понимания содержания данных лекций.
«Золото, выплавленное из руды», трактат, составленный Манджушримитрой, древнеиндийским ученым философской школы читтаматра, занимает особое место в истории индо-тибетского буддизма как один из первых и наиболее важных письменных источников, содержащих систематическое изложение доктрины Великого Совершенства (дзогчен).
В настоящей книге представлен курс лекций Тралега Кьябгона Ринпоче, посвящённый влиянию философии йогачары на тантру и махамудру и проясняющий роль таких важных в истории буддийской практики понятий, как алая-виджняна и природа будды.
Всеведущий Долпопа Шераб Гьялцен (1292–1361) — величайший мастер традиции Джонанг, воплощение царя Шамбалы Пундарики, основоположник доктрины пустоты-от-другого (жентонг). Перед вами заключительная часть его фундаментального труда по воззрению пустоты — «Горная Дхарма: Океан определенного смысла. Плод».
Наиболее знаменитый труд Чже Цонкапы, в котором важнейшие идеи индо-тибетского буддизма изложены в форме систематического руководства, подробнейшим образом описывающего весь путь духовного развития вплоть до достижения Пробуждения.
Текст представляет из себя философский трактат, синтезирующий воззрение йогачары, для описания уровня конвенциональной истины, с воззрением мадхьямаки для описания уровня абсолютной истины. Данный текст считается одним из наиболее важных в традиции ньингма тибетского буддизма и является, своего рода, ключом к пониманию тантрического воззрения.
«Средний Ламрим» — изложение всей системы буддийской теории и практики, где детально разъясняются путь нравственного совершенствования и техника медитации. Наиболее зрелое произведение Цонкапы на эту тему, написанное им через 13 лет после создания «Большого руководства к этапам пути Пробуждения».
Эта книга посвящена жизни и учению мастера тибетского буддизма Долпопе Шерабу Гьялцену (1292–1361). Известный как Будда из Долпо, он был одним из выдающихся и неординарных мыслителей тибетской истории и величайшим экспертом Калачакра-тантры, изложившим воззрение пустоты-от-другого (по-тибетски — жентонг).
В книге представлен перевод с тибетского сутры «Праджня-парамита восьмитысячная» — одной из основных канонических сутр буддизма. В ней детально разъясняются ключевые термины и основные положения учения о трансцендентальной мудрости — праджня-парамите, которая занимает центральное место в буддизме Махаяны.
Планируемая дата
27 сентября (Ср)
Курьером
бесплатно от 3 500 ₽
от 95 ₽
бесплатно от 2 000 ₽
Оригинальное название:
A Comprehensive Manual of Abhidhamma
Современный перевод «Абхидхамматтха-сангахи» («Руководства по Абхидхамме») предлагает введение в фундаментальную философскую психологию буддизма. Начиная со времени своего написания в XI или XII веке, «Сангаха» служит ключом к мудрости, содержащейся в Абхидхамме. В книге исследуются основные вопросы Абхидхаммы, включая состояния сознания и ментальные факторы, функции и процессы ума, материальный мир, взаимозависимое происхождение, а также методы и стадии медитации. Данная работа представляет собой точный перевод «Сангахи», сопровождающийся оригинальным текстом на пали и комментариями. Этот детальный путеводитель с более чем 40 таблицами и диаграммами успешно проводит читателей через все сложности Абхидхаммы.
Подробное оглавление
Список таблиц
Предисловие к русскому изданию
Введение
Руководство по абхидхамме
I. Собрание учений о состояниях сознания П.
Собрание учений о ментальных факторах
III. Собрание учений о разном
IV. Собрание учений о ментальном процессе V.
Собрание учений о том, что находится
вне ментального процесса
VI. Собрание учений о материи
VII. Собрание учений о категориях
VIII. Собрание учений по обусловленности
IX. Собрание учений об объектах медитации
Колофон
Примечания
Литература и источники
Глоссарий
Поделитесь своим мнением об этом товаре с другими покупателями — будьте первыми!
Дарим бонусы за отзывы!
За какие отзывы можно получить бонусы?
- За уникальные, информативные отзывы, прошедшие модерацию
Как получить больше бонусов за отзыв?
- Публикуйте фото или видео к отзыву
- Пишите отзывы на товары с меткой «Бонусы за отзыв»
Правила начисления бонусов
Задайте вопрос, чтобы узнать больше о товаре
Если вы обнаружили ошибку в описании товара «Исчерпывающее руководство по Абхидхамме» (авторы: Ануруддха А.), то выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!
<div style=»color: #555555; font-size: 80%; font-style: italic; font-family: serif; text-align: center;»>Материал из »’Библиотеки Теопедии»’, http://ru.teopedia.org/lib</div>
Абхидхарма-коша. Ниданы
Излагать эту тему мы начнём немного издалека, а именно, с ответа на вопрос: «Что означает в буддизме понятие «промежуточное состояние существования»».
Ответ будет следующим. Существует в промежутке между состояниями смерти и нового рождения. То «тело», которое возникает между состоянием смерти и состоянием рождения, чтобы обрести рождение в другом месте, называется промежуточным состоянием существования, поскольку оно находится между двумя воплощёнными существования.
Почему же это возникшее тело не получает название рождённого?
Рождённым называется то, что пришло к состоянию рождения, поскольку здесь слово «рождаться» имеет значение «приходить». Промежуточное существо не достигло того места, куда ему предстоит прийти, поэтому оно не является рождённым в общепринятом смысле.
Что же это за место, куда предстоит прийти?
Это то место, где созревание следствия, обусловленного прежними действиями, обретает проявление и завершение. Зародыш входит в материнское лоно при наличии трёх условий: когда мать здорова и месячные регулярны, когда мать и отец, охваченные желанием, соединяются в соитии и когда присутствует гандхарва (промежуточное существо). Существо в промежуточном состоянии имеет форму будущего существования в собственном смысле, к которому оно и идёт. Его физическое тело совершенно прозрачно, его нельзя увидеть, подобно тому, как его нельзя и осязать. Размеры у такого существа как у пяти-шестилетнего ребёнка и, по сути, они не соприкасаются с вмещающим их лоном. А входит он в это лоно через влагалище. Поэтому в буддистской традиции тот из близнецов, который рождается последним, называется старшим, а тот, который первый – младшим. Существо в промежуточном состоянии обладает всеми пятью органами чувств и его тело не испытывает противодействия. Противодействие – это материальное сопротивление или непроницаемость. Тот, кто обладает им, называется испытывающим противодействие. Существо, находящееся в промежуточном человеческом состоянии, с неотвратимостью рождается среди людей, а не богом и не животным. Питаются существа в промежуточном состоянии запахом, поэтому и называются гандхарвами – «тот, кто питается запахом». Гандхарва, принадлежащий к нижним разрядам живых существ, питается дурным запахом, принадлежащий к высшим – приятным. Существо в промежуточном состоянии может пребывать не более семи недель. Если кто-либо за сорок восемь дней не выбрал себе место своего рождения, то на сорок девятый день его с неотвратимостью «кидают» в рождение. К сожалению, в Абхидхарма-коше не сказано кто его «кидает», скорее всего, это неодолимый закон кармы. И летит оно на воплощение со скоростью металлического шарика по водосточной трубе.
Оно, гандхарва, видит место своего рождения, даже если оно находится на большом удалении, с помощью «божественного зрения», возникающего благодаря энергии действия. После соединения семени отца и яйцеклетки матери в атомах возникает движение, приводящее к их изменению под влиянием тепла матки. Через последовательное образование диад и триад, происходит развитие зародыша. Когда тело его образовалось, в него входит способность сознания, которая не могла войти на стадии существования только семени и яйцеклетки, поскольку манас нуждается в теле, как в опоре. Питательные соки в теле матери поддерживают его. А затем благодаря невидимой кармической силе (адришта), зародыш распадается на атомы под воздействием маточного тепла, после чего эти атомы, соединяясь с атомами питательных соков, образуют новое уже кармическое физическое тело. Если гандхарва мужского пола, то плод располагается в правой части матки, спиною вперёд и с поджатыми под себя ножками, если же гандхарва женского пола, то плод располагается в левой части матки, лицом ко входу в неё. Как правило, все существа входят в материнскую матку в бессознательном состоянии, пребывают в ней и покидают её также в бессознательном состоянии, слепо подчиняясь карме. Каким образом входят в материнскую матку чакравартины и бодхисаттвы, Будды – описано отдельно.
Будда сказал: «Есть действие, есть и созревание его результата… Суть данного обозначения в следующем: при наличии ЭТОГО возникает ТО: в развернутом виде это причинно-зависимое возникновение». И далее: «Я изложу вам, о монахи, причинно-зависимое возникновение и дхармы, возникшие в причинной зависимости».
То и другое – все причинно-обусловленные дхармы. Почему будущие дхармы, то есть ещё не созданные, называются причинно-обусловленными? В силу того, что дхармы обладают природой мотивации, формирования своего следствия. Здесь возникновение рассматривается, как причина, а возникшее, как результат. Компонент, выступающий в качестве причины, есть причинно-зависимое возникновение, поскольку из него нечто возникает. Компонент, выступающий в качестве результата, есть возникшее в причинной зависимости. Таким образом, все компоненты устанавливаются в этой двоичности, так как каждый из них существует как причина и следствие. Повторяемость в пространстве и времени носит закономерный характер. Не существует где бы то ни было, каких бы то ни было объектов, возникших из самих себя, или же из чего-то другого, или же из себя и другого, или же беспричинно. Круговорот бытия не имеет начала. Рождение обусловлено действиями и аффектами: в свою очередь, аффекты и действия обусловлены рождением: благодаря аффектам и действиям происходит новое рождение – так следует понимать безначальность круговорота бытия.
Если бы можно было вообразить его начало, то оно не имело бы причины, а при отсутствии причинности всё возникало бы без причины, всё и сразу. Круговорот бытия – этот процесс не имеет начала. Однако, установлено, что он имеет конец вследствие исчерпания причины. Так, росток не возникает, если семя погибло, поскольку рождение зависит от причины. Непрерывная последовательность групп в трёх состояниях существования, есть причинно-зависимое возникновение, включающее двенадцать компонентов в трёх периодах. Двенадцать компонентов здесь – это неведение, формирующие факторы, сознание, имя и форма, шесть источников сознания, контакт, чувствительность, жажда, привязанность, существование, рождение, старение и смерть. Три периода – начальный, конечный и средний, то есть прошедшее, будущее и настоящее состояние существования. Теперь перейдём к описанию двенадцати нидан.
- Неведение (авидья) – это состояние аффектности в прежнем существовании, поскольку неведение сопровождается аффектами, а проявление аффектов вызывается неведением. Неведение это отдельная дхарма, как противоположность знания. Неведение именуется в сутрах оковами, цепями, аффективной предрасположенностью, потоком страстей, узами. Поэтому оно не может быть просто отсутствием знания определённого свойства. Неведение это незнание своих прошлых жизней. Не осознавая три признака обусловленных явлений, неведение не понимает взаимозависимого возникновения и посему удерживает нас в путах сансары.
- Формирующие факторы (самскара или сансара). Состояния благой и прочей деятельности в прежнем существовании здесь получают название формирующих факторов. Самскара означает зачатки наклонностей и ментальных импульсов этого рождения, которые являются причинами нового рождения: в благих уделах людей или богов, если карма благая, и в не благих адовых областях, если карма утяжелённая.
Эти две ниданы прошлого воплощения определяют условия существования, ментальные и физические особенности настоящего воплощения.
- Сознание (виджняна) – это состояние пяти групп соотнесения, пяти скханд в момент зачатия. Сознание в момент зачатия и представляет собой первый момент существования. Поэтому в Тибете все жители на год старше, чем в остальном мире, поскольку там за дату рождения принимается время зачатия.
- Имя-форма (нама-рупа) – это то время, что находится между зачатием и до появления шести источников сознания. Как один из компонентов формулы причинно-зависимого возникновения, «имя и форма» всегда обусловлена сознанием, и является некоторой психофизической целостностью, понимаемой как ментальность-материальность. То есть нама-рупа – это состояние внутриутробное после момента зачатия и до того, как оформятся четыре органа чувств: глаз, ухо, нос, язык. Способность осязать и мыслить возникают сразу. В этом интервале, пока шесть органов чувств ещё не оформлены полностью, выделяются пять периодов эмбрионального развития плода: калала, арбуда, пешин, гхана, прашакха, которые вместе и образуют период существования «имени и формы».
- Шесть источников сознания (чадаятана) – это полностью оформленные органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело и мозг, как источник ментального сознания. Это состояние завершающего периода внутриутробного существования. Эта нидана называется также «до встречи трёх», что означает «до рождения», то есть до того, когда ребёнок впервые закричит после появления на свет.
- Контакт (спарша) возникает из соединения трёх факторов. Это встреча трёх: органов чувств, объектов чувств и сознания. Эта встреча трёх возникает в момент рождения. Только после рождения ребёнок может видеть, слышать, обонять запахи, ощущать вкусы, осязать осязаемое. По времени «контактом» называется то состояние, которое существует от рождения до тех пор, пока не возникает способность различать причины трёх видов чувствительности: приятное, неприятное и нейтральное. Условно это можно отнести от рождения до семи лет. Именно введу отсутствия способности различать считается, что человек до семи лет новую карму не создает.
- Чувствительность (ведана). Состояние чувствительность существует до тех пор, пока не возникает влечение к половому контакту. Условно это время от семи лет до пятнадцати. Это состояние психофизического существа называется так, потому что в нём полностью доминирует чувствительность. Чувствительность можно подразделить на пять типов: физическое удовольствие, умственное удовольствие, физическая боль, умственная боль и нейтральное состояние.
- Жажда (тришна). Состояние, в котором активно проявляется влечение к чувственным объектам и половому общению, называется жаждой. Оно существует до тех пор, пока не начинаются поиски соответствующих объектов. Условно это время от пятнадцати до восемнадцати лет.
- Привязанность (упадана). Схватывание, стремление не разлучаться с объектом желания. Привязанностью называется состояние, когда индивид, стремящийся к обладанию объектом наслаждения, ищет его повсюду. Условно это возраст после восемнадцати лет. Цепляние заставляет индивида вовлекаться в деятельность, порождающую следующее существование, что означает активное порождение причин, то есть кармы. Схватывание включает четыре типа: цепляние за (1) чувственные удовольствия, за (2) ошибочные воззрения, за (3) воззрения о правилах и ритуалах, за (4) воззрение существования «я», души, атмана.
- Существование (бхава). Привязанность определяет существование. Оно либо благое, либо неблагое, либо, смешанное. Одни – принадлежат к миру криминальному, другие – на страже родины, закона и порядка, третьи – обычные обыватели, четвёртые – благочестивые монахи, мыслители, философы. Это и сеть существование. Все они, оставив этот мир, получают, благодаря деятельности в этой жизни, новое рождение.
- Рождение (джати) – новое воплощение. Это тот самый компонент причинно-зависимого возникновения, который в этом существовании называется сознанием, и есть рождение в другом существовании. Словосочетание «в другом существовании» подразумевает три альтернативы: рождение в людском мире человеком; духом – в адовых областях; богом – в божественных мирах. Рождение – это «проявление совокупностей» новой жизни.
- Старение и смерть (джарамарана). Старение – это угасание жизни, которое начинается сразу же после рождения. Смерть – это растворение тела ума данной жизни. Старение и смерть происходят из-за рождения. Чтобы полностью прекратить старение и смерть и больше их не переживать, следует прекратить рождение в самсаре. Тренируя свой ум, необходимо уже в этой жизни зародить благое устремление к просветлению.
Таковы двенадцать нидан, двенадцать компонентов причинно-зависимого возникновения, о которых говорится, что они четырёх видов: мгновенное, универсальное, взаимосвязывающее и статическое.
Почему мгновенное? В одном мгновении присутствуют все двенадцать компонентов. Допустим, например, что некто замыслил из жадности лишить жизни живое существо. Его помрачённость – это неведение; то, что выступает мотивацией – это формирующие факторы; реагирование на каждый объект – сознание; сосуществующие с сознанием четыре группы – это имя и форма; органы чувств, опирающиеся на имя и форму – это шесть источников сознания; направленное соединение шести источников сознания – это контакт; содержание опыта в контакте – это чувствительность; влечение – это жажда; связанные с ней проявления аффектов – привязанность; всплывание всех этих дхарм-явлений – рождение; созревание – старение; разрушение – смерть.
Говорят также, что причинно-зависимое возникновение и мгновенное, и взаимосвязывающее, так как всё это – проявления причинно-обусловленных дхарм.
Статическое возникновение – это двенадцать состояний, представляющие пять групп, которые связывают воедино три последовательных существования (см. таблицу). Оно же и универсальное.
Почему двенадцать нидан относятся лишь к живым существам? Чтобы устранить заблуждение относительно начальных, конечных и настоящих форм их существования. У того, кто достигает истинного понимания причинно-зависимого возникновения и дхарм, возникших в причинной зависимости, как они существуют в реальности, появляется видение. У него не возникает вопросов типа: «Был ли я раньше? Кто я теперь? Кем я буду?»
Некоторые утверждают, что причины у «неведения» отсутствуют, поэтому надо добавить тринадцатую нидану. Отнюдь. Установлено, что поверхностная ментальная деятельность, возникающая в момент контакта, выступает условием неведения, которое сосуществует с чувствительностью. Таким образом, у неведения отсутствует свойство беспричинности, и потому нет необходимости в дополнительном тринадцатом компоненте причинно-зависимого возникновения.
Жизнь | Звенья | Двадцать вариаций (четыре группы по пять) |
---|---|---|
(А) предыдущая |
1. Неведение, авидья 2. Формирующие факторы, самскара |
Пять прошлых причин
1, 2, 8, 9, 10 |
(Б) текущая |
3. Сознание, виджняна 4. Имя-форма, нама-рупа 5. Шесть источников сознания, чадаятана 6. Контакт, спарша 7. Чувства, ведана |
Пять текущих следствий
3, 4, 5, 6, 7 |
(Б) текущая |
8. Жажда, тришна 9. Привязанность, упадана 10. Существование, бхава |
Пять текущих причин
8, 9, 10, 1, 2 |
(В) будущая |
11. Рождение, джати 12. Старение и смерть, джарамарана |
Пять будущих следствий
3, 4, 5, 6, 7 |
Столбец «звенья» показывает, что наша текущая жизнь, Б, коренится в неведении и формирующих действиях жизни предшествующей (А). В результате созревания кармы (формирующих действий), обусловленной неведением, возникают пять факторов-следствий этой жизни (Б); сознание, имя-форма, шесть источников, контакт и чувство. В этой жизни (Б) при возникновении чувства возникает и страстное желание. Оно ведёт к цеплянию, которое порождает активную карму возобновлённого существования. Эти три фактора приводят к очередному перерождению (В), во время которого переживаются рождение, старение и смерть.
В жизни каждого существа все эти факторы перемешаны. Чтобы понять, как двенадцать факторов действуют в текущей жизни, мы смотрим на последний столбец с его двадцатью вариантами, разделёнными на четыре группы по пять звеньев.
- Пять прошлых причин. Неведение и формирующие действия, а также страстное желание, цепляние и активная карма возобновлённого существования в прошлой жизни послужили причинами для жизни нынешней.
- Пять текущих следствий. Эти пять причин привели к пяти текущим следствиям: факторам 3-7, которые представляют собой развёрнутое описание рождения, старости и смерти.
- Пять текущих причин. Пять причин, существующих в этой жизни: страстное желание, цепляние, возобновлённое существование, неведение и формирующие действия – приводят к будущему рождению. Хотя это те же факторы, что и в группе ведущих к нынешней жизни прошлых причин, здесь они возникают в текущей жизни и обуславливают жизнь будущую.
- Пять будущих следствий. Звенья 3-7 – включающие рождение и старение/смерть – из-за пяти текущих причин возникают в жизни будущей.
Тот, кто видит взаимозависимое возникновение, видит Дхарму; тот, кто видит Дхарму, видит взаимозависимое возникновение.
Литература:
- 1. Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 1. Разделы I и II. – М.: Ладомир, 1998.
- 2. Ачарья Анурудхи. Исчерпывающее руководство по Абхидхарме (Абхидхарма-сангаха). – М.: Ганга, 2018.
- 3. Далай-Лама и Тубтен Чодрон. Буддизм. Один учитель, много традиций. – М.: Эксмо, 2019.