Интерактивное руководство по обучению

Интерактивные инструкции — это новый стандарт обучения на производстве!

Сегодняшние вызовы:

  • Людей на рынке становится все меньше, а найти опытных специалистов ещё сложнее

  • Учить и удерживать сотрудников становится главным приоритетом

  • От качества обучения зависит успех всей компании

Получить демо-доступ

Каким компаниям нужен модуль?

Обучите новичков или переобучите опытных на 30% быстрее

Покажем режимы для ученика и наставника

Два режима в одном модуле: как ученик и наставник извлекут максимум

Как внедрить модуль в компанию?

Расскажем этапы внедрения и мотивации исполнителей

Проблемы с текущим подходом к обучению:

Для ученика:

  • Ничего не понимает из устаревших инструкций

  • Высокий уровень брака из-за незнания процессов

  • Быстро теряет мотивацию и увольняется

Для наставника:

  • Высокая нагрузка от обучения новых сотрудников

  • Не хватает времени выполнить свои рабочие задачи

  • Не всегда есть желание и навыки для обучения других

Для компании:

  • Снижение производительности и качества из-за ошибок персонала

  • Высокие издержки на поиск и обучение новых кадров

  • Потеря уникальных знаний при увольнении сотрудников

Интерактивные инструкции — это решение!

Пошаговое обучение с фото, видео и голосовыми подсказками

Режим аттестации и тестирования

Можно коллективно добавлять знания

Единая база знаний компании, доступная 24/7

Наставники легко добавляют свои знания в систему

Ученик самостоятельно изучает процессы в удобном формате

ИИ помогает улучшить и дополнить инструкции

Любой рабочий может отправить технологу предложение по дополнению инструкции

Интерактивные инструкции на вашем предприятии:

1. Подготовка

Распишите свой процесс и оборудование, чтобы было понятно, что фотографировать по списку

2. Фото

Сделайте фото процесса и оборудования по списку на телефон или с фотографом

3. Загрузка в систему

Создайте шаги, добавьте фото в систему

4. Добавление знаний

Поставьте точки/комментарии с коллегами

Инструкции сохраняются в цифровом формате, что предотвращает их потерю.
Система доступна 24/7 и не зависит от наставников.

  • Сократить время обучения на 30-50%

  • Снизить количество ошибок и брака на 40%

  • Освободить время опытных экспертов

  • Создать единую базу знаний компании с возможностью оперативного обновления

ПОЛУЧИ ДЕМО-ДОСТУП

Адаптивное
обучение

Интерактивные инструкции учитывают уникальный темп и стиль обучения каждого сотрудника.

Мобильное
обучение

Ваши сотрудники могут учиться на ходу с помощью мобильных устройств

Мониторинг и
аналитика

Система отслеживает прогресс каждого сотрудника, предоставляя обратную связь

Экологичность

Забудьте о бумажных инструкциях и переходите на нашу цифровую платформу

Безопасность и
соответствие стандартам

С помощью детализированных инструкций по безопасности, наша система поможет соблюдать строгие стандарты и нормы безопасности

IT-Безопасность данных

Мы понимаем значимость конфиденциальности данных. Наши меры безопасности включают ограниченный доступ к инструкциям только с территории вашего предприятия

Оставьте Заявку и Получите Демо Доступ

Оставьте заявку прямо сейчас, чтобы получить демо доступ к нашей платформе для более подробного ознакомления с ней

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Оставьте Заявку и Получите Демо Доступ

Оставьте заявку прямо сейчас, что бы получить демо доступ к нашей платформе для более подробного ознакомления с ней

Top 10 interactive training software

Использование интерактивного программного обеспечения для обучения позволяет учащимся взаимодействовать с учебным материалом, что повышает эффективность обучения. Эти программы также могут предоставить им возможность общаться со своими коллегами для обмена знаниями, идеями и взглядами для более целостного обучения. Поскольку обучение – это активный процесс, наличие элемента взаимодействия вовлечет учащихся в работу с вашим учебным материалом, что поможет им лучше понять и запомнить информацию.

Чтобы помочь вам в этом, мы перечислили десять бесплатных интерактивных программ для обучения, которые вы можете использовать для создания увлекательных и интерактивных уроков и курсов, которые повысят интерес и участие ваших учеников.

1. EdApp

Лучшей платформой для интерактивного программного обеспечения для онлайн-обучения является EdApp. Эта SAAS-система управления обучением (LMS) позволяет легко вовлекать учеников в процесс обучения благодаря различным возможностям.

Что делает программное обеспечение LMS EdApp таким легким для добавления интерактивности, так это простота использования его авторского инструмента SCORM. Интерактивные элементы можно просто перетащить в урок из списка компонентов. После того, как урок создан, настройка каждого элемента сводится к изменению нескольких значений.

Одним из примеров интерактивности является то, как в системе управления обучением EdApp реализованы викторины и геймификация. Можно легко добавить несколько готовых игр, например, древностей. Кроме того, таблица лидеров для каждого урока делает весь курс игровым.

Другие примеры интерактивности в электронном обучении – это поддержка социального обучения в EdApp. Учащиеся могут взаимодействовать друг с другом с помощью функции обсуждения EdApp, а также общаться на форумах.

Все эти функции помогают поддерживать вовлеченность учащихся, использующих платформу EdApp, что приводит к лучшим результатам обучения.

Interactive Training Software - EdApp

2. Обучение 360

Еще одним кандидатом на роль программного обеспечения для удаленного обучения является 360 Learning. Эта облачная платформа обучения обеспечивает интерактивность, позволяя участникам работать на новом уровне.

Контент может быть получен из любого места, и как создатель курса, так и учащиеся могут сотрудничать друг с другом в общем онлайн-пространстве. Дискуссионные форумы позволяют учащимся задавать вопросы и отвечать на них, что приводит к обучению с помощью сверстников, которое может быть весьма эффективным.

Interactive training software - 360 Learning

3. Stream LXP

Еще одна платформа для обучения сотрудников, которая обеспечивает интерактивность, – это Stream LXP. В этом программном обеспечении, как и в предыдущем, большое внимание уделяется сотрудничеству. Они пытаются вовлечь обучение через социальный, геймифицированный контент.

Интерактивность также обеспечивается ботом Stream LXP, который может вводить учебные события непосредственно в учебный план учащегося. Этот процесс может нарушить монотонность обычного учебного плана.

Interactive Learning Software – Stream LXP

4. HSI

HSI также является компьютерным обучающим программным обеспечением, которое определяется его интерактивной платформой. Они используют творческие методы обучения, такие как рассказывание историй, чтобы помочь учащимся сохранить полученные знания.

Эти истории интерактивны, и учащиеся могут самостоятельно изучать их в процессе обучения. Они также используют компьютерную графику, чтобы усилить воображение.

Software For interactive Learning - HSI

5. Userlane

Еще одно программное обеспечение для обучения малого бизнеса с интерактивностью – Userlane. В нем используются интерактивные руководства, помогающие учащимся понять поставленные перед ними задачи.

Учебный план, основанный на задачах, позволяет учащимся сосредоточиться на выполнении заданий, а не просто следовать инструкциям. Это приводит к органичному обучению, когда сотрудники учатся посредством ежедневных микрообучений.

Interactive Online Training Software - Userlane

6. Newired

Newired – еще один пример интерактивного программного обеспечения для онлайн-обучения. Их цель – дать учащимся возможность взять под контроль их обучение соблюдению нормативных требований, избавившись от старых, статичных методов очного или смешанного обучения, и вместо этого использовать динамичные методы с контекстуальным руководством на месте.

Цифровое обучение и тренинги Newired способствуют переходу обучающихся на цифровые технологии и делают этот процесс более приятным. Повышенный интерес к обучению помогает учащимся и заинтересованным сторонам достичь своих целей.

Interactive Training Platform - Newired

7. Trivie

Тренеры, которые все еще ищут другое программное обеспечение для обучения персонала с интерактивным обучением, также могут выбрать Trivie. Во-первых, она использует адаптивное обучение для персонализации уроков для каждого человека. Это делает обучение более интерактивным, потому что нужный контент предоставляется именно тогда, когда он необходим.

Еще одним уникальным компонентом, повышающим интерактивность, является геймифицированное микрообучение. Это позволяет автору курса быстро создавать игры и внедрять их в качестве микрообучения для сотрудников.

Interactive Training Program - Trivie

8. PlayerLync

Интерактивность также преобладает в программном обеспечении для онлайн-обучения от PlayerLync. С помощью этого программного обеспечения для создания курсов разработчики учебных курсов могут создавать уроки с учетом интерактивности, аннотируя документы и видео. Они также могут использовать 360-градусное видео для создания более захватывающего опыта.

Учащиеся могут воспользоваться преимуществами интерактивности благодаря инструментам совместной работы PlayerLync. Они также могут объединять задания в последовательности.

Interactive Training Tool - PlayerLync

9. Навыки безопасности

Safety Skills – это еще одна платформа, которую следует рассмотреть при поиске интерактивного программного обеспечения для онлайн-обучения. У них есть более 700 интерактивных онлайн-уроков по технике безопасности.

Их учебные курсы разработаны в развлекательном стиле, чтобы учащиеся были более вовлечены в процесс обучения. Кроме того, они рассчитаны на самостоятельное обучение и используют требования к компетентности, чтобы убедиться, что обучающиеся успешно завершили каждый урок.

Interactive training software - Safety Skills

10. Nittio Learn

Еще одна система управления обучением, которая использует интерактивность для вовлечения обучающихся, – Nittio Learn. Авторский инструмент упрощает добавление интерактивности, поскольку вы можете добавлять всплывающие окна, горячие точки и другие элементы взаимодействия. Вы даже можете добавить автоматические голосовые подсказки.

Оценки – еще один компонент, который можно сделать более увлекательным с помощью интерактивности. Можно легко создавать визуальные оценки, такие как сопоставление, упорядочивание и визуальные изображения с голосовым сопровождением.

Interactive Learning Software - Nittio Learn

Что такое интерактивное программное обеспечение для обучения?

Чтобы сделать обучение максимально увлекательным, хорошо, чтобы оно было интерактивным. Интерактивность не дает учащимся устать от уроков, в которых содержание постоянно передается, но учащимся не предоставляется возможность ответить. Предоставление учащимся возможности обратной связи очень важно для того, чтобы убедиться, что они запомнили содержание.

Существует множество способов сделать интерактивным программное обеспечение для онлайн-обучения. Некоторые способы повышения интерактивности включают использование видео с вопросами на понимание, добавление опросов или игр.

Интерактивное программное обеспечение для обучения в заключение

В этой статье мы рассмотрели десять лучших платформ для интерактивного обучающего программного обеспечения. Мы увидели, что существуют всевозможные способы сделать курсы интерактивными, например, путем добавления анимации и голосового сопровождения или геймификации учебного контента. Каков ваш опыт использования интерактивности в обучающем программном обеспечении?




В статье авторы показывают важность интерактивных технологий в процессе обучения студентов и подготовки специалистов технических специальностей.



Ключевые слова:



интерактивные, 3D, пособие, механизмы, агрегаты, ЭС2Г, Blender, устройство, визуализация, технологии

.

Обучающиеся в технических учебных заведениях получают, в основном, объемную теоретическую базу, которую предоставляет преподаватель, опираясь на учебные материалы: пособия, справочники, плакаты, выпущенные десятки лет назад. В виду сложности усвоения, такой подход, в виде конспектирования материала, зачастую с последующим его «заучиванием» дает возможность его освоить только на базовом уровне. Однако, это лишает человека более четкого и глубокого понимания вопроса, который в действительности пытается раскрыть преподаватель.

В подавляющем большинстве случаев студент, изучив информацию, представленную в учебном пособии или на плакате, может уверенно говорить и даже оперировать полученными данными, однако, встретившись лицом к лицу с объектом изучения (например, узел или агрегат механизма), приходит в затруднение с его применением, так как ранее он видел данный объект изучения лишь в виде черно-белого рисунка в учебной литературе. Таким образом уже при практическом обучении будущий специалист приходит к пониманию, что он представлял данный объект в процессе изучения материала несколько по-другому, т. е. искаженно или неполно.

Облегчить восприятие учебной информации и способствовать более глубокому ее усвоению позволяет применение современных образовательных технологий, которые дают возможность «рассмотреть объект обучения со всех сторон».

Одним из базовых принципов в подготовке инженерных профессий является формирование необходимого навыка пространственного мышления уже на начальном этапе подготовке, определение которого приводится ниже.

Пространственное мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности, с помощью которого возможно создание трехмерных образов и действия с ними в процессе решения всевозможных задач.

Если в процессе обучения, особенно на начальном этапе, зачастую очень сложно представить объект изучения в полной мере, то по этой причине учебный процесс проходит менее результативно для обучаемых, а также влечет за собой ряд негативных эффектов:

  1. снижение интереса к вопросу, который рассматривается;
  2. снижение концентрации над важными деталями;
  3. снижение способности использования долговременной памяти.

Для технических вузов данные вопросы являются важными так как оказывают существенное влияние на подготовку будущего специалиста, поэтому заслуживают особого внимания, а их решение будет способствовать более качественному освоению образовательных программ.

В таком случае возникает вопрос, как осуществить решение поставленных вопросов и повысить качество обучения будущих специалистов? Очевидно, что решению будет способствовать применение комплексного подхода в учебном процессе, а также имеющихся современных средств обучения и образовательных технологий.

Исторически, основной дисциплиной, формирующий навык пространственного мышления, столь необходимого инженеру, является начертательная геометрия и инженерная графика. С данной дисциплиной уже на первом курсе сталкивается каждый обучающийся по техническим специальностям. Но в последнее время в учебный процесс интегрируется дисциплина «Проектная деятельность», в рамках которой начинающие свой учебный путь будущие молодые профессионалы в учебных лабораториях, активно совмещая теорию и практику, занимаются моделированием/прототипированием.

Стоит отметить, что использование интерактивных средств в обучении является одним из факторов современного этапа развития образования на основе диалогового обучения [1], где коммуникативная роль отдана математическому коду, заложенному в контент.

Исследования психофизиологических особенностей восприятия и усвоения информации показали следующее:

— текстовое представление информации даёт только до 20 % усвоения информации;

— презентации и видеоролики — до 50 %;

— визуализация (тренажёры, интерактивные инструкции) — 90 % [2].

Дополнительным же способом представления информации являются интерактивные инструкции, которые повышают эффективность ее восприятия [3]. Они обеспечивают максимальную наглядность учебного материала, поскольку делают возможным воспроизводить анимацию несколько раз, приближать объект и менять ракурс просмотра.

Наглядным примером этому служит разработанное авторами обучающее интерактивное пособие по устройству скоростного электропоезда ЭС2Г «Ласточка», предназначенная для использования в учебном процессе как в образовательных учреждениях, так и на производственных предприятиях. Этот контент был воссоздан при помощи двух вспомогательных программ:

— Blender 3D 3.4;

— Macromedia Flash Pro 8.

Основными этапами разработки интерактивной инструкции являются:

— поиск наглядного материала (референс);

— моделирование объекта исследования;

— применение материалов;

— анимация;

— экспорт видеоматериала из 3D редактора;

— создание виртуальной панели и загрузка материала.

Одним из самых сложных и трудоемких этапов разработки интерактивного учебного пособия является поиск материалов. Поиск материала (на примере модели электропоезда серии ЭС) начинается с изучения литературы, посвященной конструкции и техническому исполнению агрегатов электропоезда. Сложностью получения информации является ее конфиденциальность. Это объясняется необходимым условием для защиты своей интеллектуальной собственности разработчиком/производителем. Несмотря на то, что одним из ценных источников информации являются заводские каталоги деталей и сборочных единиц, их получение и использование не всегда представляется возможным. В такой документации изложено более детальное изображение запасных частей и других вспомогательных агрегатов, благодаря которым, удается собрать необходимое количество информации для создания интерактивного пособия.

Второй этап включает в себя создание модели. Этот процесс требует наличия определенных навыков пространственного мышления, умения чтения чертежей, работы с фотоматериалом и, конечно же, навыков работы с самой программой Blender 3D. Моделирование всегда начинается с создания основных геометрических примитивов (упрощенный образ), придания общей формы объекту. Первым этапом является моделирование корпуса вагона ЭС2Г. Затем идет прорисовка окон, примитивов упрощенного образа подвагонного оборудования и узлов, расположенных на крыше.

За моделированием следует процесс применения материалов. В рассматриваемой программе имеется функционал присвоения модели блок-узлов, которые содержат в себе информацию о материале объекта, это может быть в примитивном случае цвет, шероховатость и отражение. В расширенном варианте имеется возможность присвоения материалу свойств металлов или неметаллов, прорисовывают процедурные текстуры и настраивают карты нормалей. Все эти функции придают создаваемому объекту реалистичность, приближая его к оригиналу.

Следующим этапом идет настройка сцены, в которой размещаются все элементы на заготовленные места, где располагается камера с фокусировкой на те объекты, которые важны для дальнейшей работы. Затем расставляется освещение, которое бывает разным, либо это естественное (солнце), либо искусственное (лампы), как источника света. Когда композиция сцены будет настроена, свет подобран, и камера подключена, наступает следующий этап — создание анимации. На данном уровне необходимо четко контролировать время воспроизведения анимации, она не должна быть слишком долгой или слишком короткой. Пользователь должен полностью осознавать каждое перемещение детали, запоминая разборку и сборку узла.

Когда анимация полностью реализована, необходимо выбрать параметры видеоролика для повышения качества картинки, такие как:

— разрешение видео;

— количество кадров в секунду;

— двигатель рендера (вариант получения (генерации) изображения).

Разберем каждый из параметров по порядку. Разрешение глобальным образом влияет на качество изображения. Существует большое количество видов разрешений в пикселях, например: 1920×1080 — (1080Р), 2560×1960 — (2К), 3840×2160 — (4К Ultra HD), 7680×4320 — (8К Ultra HD). Количество кадров в секунду повышает плавность воспроизведения анимации, примером могут быть: 25, 30, 60 кадров. Если речь идет о двигателе, то тут выбор не столь велик, в 3D редакторе Blender существует 3 двигателя, осуществляющие разные типы рендера картинки и анимации, такие как:

Eevee — игровой двигатель, сочетающий оптимальные параметры производительности и скорости рендера анимации применяемых в gamedev (модели применяемые в компьютерных играх);

Cycles — двигатель, приближающий полученный контент к реализму и имеющий свои особенности настроек;

Freestyle — особый тип двигателя, позволяющий осуществлять рендер в мультипликационном формате.

Все эти параметры в широком смысле влияют на финальный проект, который при сочетании самых высоких настроек, будет иметь реалистичный вид с плавной анимацией и четкой картинкой. Однако, с увеличением таких настроек наступает процесс, который тесно связан с этапом выбора параметров видеоролика, а именно визуализации (рендеринг). Тесная связь между ними объясняется тем, что чем больше будут выбраны качественные настройки, тем дольше будет осуществляться рендеринг, но это во многом зависит и от возможностей вычислительной машины. Нет обоснованной необходимости выбирать самые высокие настройки, зачастую это не приводит к видимому для зрителя результату. Необходимо в первую очередь соблюдать баланс между возможностями машины и качеством финальной картинки.

Последним этапом в создании пособия является использование Flash анимации в Adobe Flash Pro 8. В данном пакете ведется разработка виртуальной панели, стиля, размера и расположения интерактивных кнопок, задания команд (переходов) для этих кнопок и конечно работа с видеоматериалом, который мы извлекли из рендеринга. Благодаря гибкому интерфейсу можно настроить абсолютно любой вариант подачи информации. Это может быть сочетание анимации и текстового материала, графических выносок для обозначения узлов, не исключено и создание системы самоконтроля усвоения материала.

После прохождения всех этапов получаем итоговый результат в виде интерактивного учебного пособия, приведенной на рис. 1:

Интерактивное обучающее пособие — «Устройство и принцип работы электропоезда ЭС2Г»

Рис. 1. Интерактивное обучающее пособие — «Устройство и принцип работы электропоезда ЭС2Г»

Интерактивные средства обучения отличаются гибкостью и вариативностью. Их можно использовать на всех этапах обучения, например, в качестве тренажера в процессе формирования и развития навыков и умений для достижения компетенций учебной программы. Но зачастую это оказывается труднореализуемой задачей. Также интерактивные средства применяются для организации различных видов учебной деятельности, среди которых индивидуальная и групповая самоподготовка, исследовательская и проектная работы [1]. Интерактивные пособия стимулируют обучающихся на самостоятельное получение знаний.

При выделении объекта на 3D-модели существует возможность просмотра технической документации или соответствующую теоретическую базу, проиллюстрированную на рис. 2.

Теоретические сведения о разобщительном кране тормозного ящика № 425

Рис. 2. Теоретические сведения о разобщительном кране тормозного ящика № 425

Таким образом, интерактивное учебное пособие представляет собой электронный каталог и полный пакет документации в цифровом формате, содержащий информацию об устройстве и принципе действия механизма, изображенного на рис. 3.

Устройство третьего вагона электропоезда ЭС2Г «Ласточка»

Рис. 3. Устройство третьего вагона электропоезда ЭС2Г «Ласточка»

В случае реализации интерактивной инструкции как учебного проекта обучающимися можно проводить оценку степени усвоения пройденного материала на предмет качества исполнения как интерактивного учебного пособия в целом, так и отдельных узлов и компонентов (по конструкционному и функциональному значению). При этом программному аппарату можно предоставить функции контроля полученных знаний, т. е. обратную связь, позволяющую оценивать качество действий обучающихся.

Таким образом сложности обучающихся, связанные с недостаточным уровнем пространственного мышления, возникающие при освоении специальных дисциплин, позволит облегчить интерактивное учебное пособие. Такой инструмент в открытом доступе дает возможность обучающемуся лучше усвоить изучаемый материал, усилить самоконтроль собственных знаний, повысить интерес к процессу обучения, а как будущему специалисту высококачественно выполнять трудовые функции, в том числе в любых нестандартных ситуациях.

Литература:

  1. Ваганова О. И., Воронина И. Р., Лошкарева И. А. Интерактивные средства обучения как эффективный инструмент образовательной деятельности [Текст] / О. И. Ваганова, И. Р. Воронина, И. А. Лошкарева // Балтийский гуманитарный журнал. — 2020. — Т. 9. — № 3(32). — С. 135–139
  2. Ros Dowse, Martina Ehlers. Medicine labels incorporating pictograms: do they influence understanding and adherence? Patient Educ Couns. 2005 Jul; 58(1):63–70.doi: 10.1016/j.pec.2004.06.012. (дата обращения 06.01.2023)
  3. https://practicum.yandex.ru/blog/vizualizaciya-dannyh/ (дата обращения 06.01.2023)
  4. Голованова И. И. Практики интерактивного обучения: метод. пособие [Текст] / И. И. Голованова, Е. В. Асафова, Н. В. Телегина. — Казань: Казан. ун-т, 2014. — 288 с.
  5. Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»»: учеб. Пособие / А. Ю. Слизов и др.; под ред. А. В. Ширяева — М.: ООО «Издательский дом «Автограф», 2015. — 236 с. ISBN 978–5–906088–17–8.

Основные термины (генерируются автоматически): интерактивное учебное пособие, пространственное мышление, учебный процесс, будущий специалист, виртуальная панель, интерактивная инструкция, начальный этап, процесс обучения, упрощенный образ, усвоение информации.

#статьи


  • 0

Что такое интерактивное обучение и в чём его особенности

Рассказываем о методах обучения, основанных на взаимодействии между людьми, а также между человеком и учебной средой.

Фото: Cavan Images / Getty Images

Наталья Скорнякова

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Понятие интерактивного обучения появилось относительно недавно — в 1990-е годы. И это до сих пор далеко не самая разработанная область педагогики. Так, теоретики пока не пришли к единому мнению, нужно ли выделять интерактивные методы обучения в отдельную категорию. К тому же нередка ситуация, когда интерактивным считают только обучение с помощью интерактивных цифровых технологий.

В этой статье — о том, что всё-таки из себя представляет интерактивное обучение и чем оно отличается от других видов, на каких принципах основано и какие методы обучения можно назвать интерактивными.

Интерактивным называют обучение, которое подразумевает постоянное взаимодействие педагога с учащимися, учащихся друг с другом или учащихся с образовательной средой. В интерактивном обучении происходит взаимный обмен информацией, а действия разных участников образовательного процесса влияют друг на друга.

И тут возникает затруднение. Так, широко распространено деление методов обучения на активные и пассивные. В пассивном обучении главная роль принадлежит преподавателю — он выступает источником знаний, которые учащиеся должны усвоить. Типичный пример пассивного метода обучения — лекция: преподаватель объясняет тему, а студенты конспектируют этот материал, чтобы потом повторить на экзамене.

Активное обучение подразумевает, что ученик уже не объект, которому педагог передаёт знания, а самостоятельный субъект. Он конструирует свои знания, занимаясь поиском и анализом информации, проводя эксперименты и так далее. Пример активного метода обучения — проектная деятельность, в которой учащийся исследует проблему или задачу и создаёт продукт для её решения.

Тогда что насчёт интерактивного обучения? В теории и практике пока нет однозначного мнения, можно ли выделить его в качестве отдельной, третьей категории или же это подвид активного обучения. Например, исследователи из ЛГУ имени А. С. Пушкина отмечают, что во ФГОС высшего образования эти термины выступают в качестве синонимов, а в педагогической литературе к интерактивному и активному обучению нередко относят одни и те же методы — например, деловые игры, дискуссии, эвристические беседы, проектный метод и другие.

Профессор Университета Аризоны Мишелин Чи считает, что можно разграничить разные виды учебной активности (активную, конструктивную и интерактивную) по действиям, которые выполняют учащиеся. Исследовательница исходит из того, что активная деятельность — это любые физические действия ученика. Конструктивная предполагает самостоятельное создание новой информации на основе существующей. А интерактивная деятельность, по словам Мишелин Чи, строится на взаимодействии между разными участниками образовательного процесса.

Фото: Ground Picture / Shutterstock

Деятельность учащегося в интерактивном обучении может принимать такие формы:

  • Диалоговое взаимодействие — обучение происходит путём взаимного обмена идеями между субъектами. Мишелин Чи выделяет два вида диалога. Первый происходит между учащимся и экспертом (это может быть преподаватель, тьютор или даже однокурсник, который лучше владеет темой). Эксперт ведёт в ходе диалога — задаёт наводящие вопросы, объясняет, даёт корректирующий фидбэк. Второй вид диалога — между учащимися. Здесь оба собеседника занимают равную позицию: развивают идеи друг друга, дискутируют о какой-то проблеме, поочерёдно отвечают на вопросы.
  • Взаимодействие с учебной средой — например, с цифровой образовательной платформой. Интерактивность подразумевает не просто потребление контента, а обмен информацией и обратной связью. Например, когда студент смотрит видеолекцию, это пассивная деятельность, а когда он занимается в учебном симуляторе — уже интерактивная.
  • Физическое взаимодействие — оно происходит, когда учащимся нужно координировать свои моторные действия для решения какой-либо учебной задачи. Например, пара учеников вместе собирает конструктор Lego или управляет персонажем в игровом тренажёре на одном компьютере.

Как отмечает Мишелин Чи, в интерактивном взаимодействии учащийся совершает, по сути, те же мыслительные операции, как и при конструктивной активности — самостоятельно создаёт новую информацию на основе известной. Только запускают и направляют этот процесс не индивидуальные действия (скажем, анализ литературы по теме), а совместные. Например, в дискуссии ученик отталкивается от аргументов собеседника и придумывает к ним контраргументы. Или формулирует тезисы с помощью наводящих вопросов учителя.

Именно вклад других участников и отличает интерактивное обучение от прочих видов. По словам исследовательницы, такой взаимный обмен даёт важные преимущества:

  • Собеседник может дать учащемуся новые фрагменты информации, помочь ему взглянуть на проблему под другим углом, побудить к размышлению над сложным вопросом, дать конструктивную обратную связь. Всё это обогащает опыт студента.
  • Общее понимание, достигнутое в процессе диалога, может быть более глубоким и уникальным для всех участников. То есть, обмениваясь мыслями и идеями, они могут прийти к результату, которого не достигли бы по отдельности.

Центр преподавательского мастерства в бизнес-образовании Высшей школы менеджмента СПбГУ сформулировал шесть принципов проектирования занятия в интерактивном обучении:

  • Все элементы занятия, включая среду, должны помогать студенту достигнуть образовательной цели.
  • Студенты — субъекты, активные участники образовательного процесса.
  • Преподаватель — не транслятор знаний, а старший наставник, фасилитатор.
  • Работа с группой перестраивается от монологической манеры в диалогическую. То есть преподаватель не только делится информацией, но и принимает обратную связь, взаимодействует с группой.
  • Преподаватель постепенно передаёт ответственность и самостоятельность группе. Сначала студенты могут выполнять задачи под его надзором, но со временем становятся более самостоятельными и автономными.
  • Задания и форматы на занятии разнообразны. Преподаватель предлагает студентам разные виды взаимодействия, механики, инструменты среды: индивидуальную, парную и групповую работу, типовые задания и творческие, исследовательские, проектные.

Как уже упоминалось, многие авторы не разделяют активные и интерактивные методы обучения, поэтому составить строгий перечень именно интерактивных методов вряд ли получится. Однако можно назвать методы, основанные на взаимодействии между учащимися, в котором преподаватель играет роль фасилитатора, куратора или наставника. Вот некоторые из них:

  • Деловая или ролевая игра — имитация конкретной ситуации (в случае деловой игры — из профессионального контекста), в которой учащиеся занимают определённые роли с разными целями, полномочиями, интересами и решают задачи, приближенные к реальной жизни.
  • Дискуссия — обсуждая какой-либо открытый вопрос или проблему, участники приводят аргументы в защиту своей позиции и ищут ошибки в рассуждениях друг друга, учатся конструктивно критиковать и воспринимать критику, находить компромисс.
  • Мозговой штурм — группа генерирует идеи для решения проблемы или задачи, анализирует их и отбирает самые эффективные.
  • Метод кейсов — анализ конкретной ситуации, как правило, неоднозначной и не подразумевающей единственного верного решения. Учащимся нужно рассмотреть ситуацию с разных сторон, применяя теоретические знания, прийти к какому-либо решению и аргументировать его. Анализ кейса может быть индивидуальным, но по-настоящему интерактивной будет считаться групповая работа.
  • Проектный метод — учащиеся изучают проблему или задачу и проектируют продукт для её решения. Все преимущества интерактивного обучения появляются при проектной деятельности в группе, хотя над проектом можно работать и в одиночку.

Интерактивное обучение в цифровой среде может применяться в двух формах. Первая — перенос в онлайн взаимодействия между людьми. Например, та же групповая дискуссия может проходить на платформе для видеоконференций. Провести мозговой штурм можно с помощью виртуальной доски, обычного или пространственного чата, а дистанционную работу над проектом организовать, используя трекер задач.

Второй вид взаимодействия происходит между учащимся и интерактивным инструментом — средством обучения, которое реагирует на действия пользователя и даёт обратную связь. Правда, характеристика «интерактивный» в этом контексте стала настолько размытой, что может обозначать и презентацию, в которой ученик кликом переключает слайды, и VR-симуляцию.

Фото: Stockbusters / Shutterstock

Георгий Аствацатуров, руководитель научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий при Армавирской государственной педагогической академии, ссылаясь на зарубежных исследователей, называет три уровня интерактивности мультимедийных технологий:

  • Реактивное взаимодействие — у пользователя очень ограниченные возможности управлять программой, а информация ему подаётся в заданном порядке. Это может быть, например, слайдовый курс или простой электронный учебник.
  • Активное взаимодействие — пользователь контролирует программу: он сам решает, в какой последовательности получать контент и выполнять задания, определяет объём и темп изучения материала. Пример такого взаимодействия — работа с базами знаний и онлайн-энциклопедиями, обучение на образовательных платформах, предполагающих самостоятельный выбор учебной траектории.
  • Обоюдное взаимодействие — пользователь и программа взаимно воздействуют друг на друга и дают обратную связь в реальном времени. Такую степень интерактивности можно встретить в игровых тренажёрах, симуляторах в виртуальной реальности и так далее.

Технологии VR и AR в своё время были вершиной интерактивности в электронном обучении, позволяя проводить эксперименты в виртуальных лабораториях и отправляя учащихся на экскурсии в космос или другие исторические эпохи. Сейчас, вероятно, революцию совершает ИИ — в частности, большие языковые модели, способные по-настоящему беседовать с пользователем. Уже сегодня такие нейросети применяют в интерактивном обучении — например, для тренировки софт-скиллов в реалистичных диалогах.

Как зарабатывать больше с помощью нейросетей?
Бесплатный вебинар: 15 экспертов, 7 топ-нейросетей. Научитесь использовать ИИ в своей работе и увеличьте доход.

Узнать больше

У учителей, особенно новичков, часто возникают вопросы по технологии использования на уроках интерактивных методов обучения. Как сделать так, чтобы дети не баловались, а работали, и чтобы материал хорошо усвоился? В статье разберем, какие методы называются интерактивными и как их применять на уроках на разных ступенях обучения в школе.

Интерактивные методы: суть, задачи, принципы

Интерактивные методы основаны на двустороннем обмене информацией между участниками обучения. На рисунке ниже показано, как строится взаимодействие при использовании такого метода.

Интерактивные методы

Учитель в этой схеме стоит над процессом, он создает условия для работы и направляет учащихся в их деятельности. И несмотря на то, что педагог не является главным участником, подготовка таких уроков намного сложнее и занимает больше времени, чем организация обычных занятий. Но результат обычно стоит затраченных усилий.

Задачи интерактивных методов обучения

  • Включение каждого участника в активный процесс освоения знаний.
  • Реализация дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся.
  • Формирование навыков успешного общения, таких как умение слушать, строить диалог, задавать вопросы, работать в команде.
  • Развитие умения самостоятельно добывать знания, разделять задачи на более мелкие, определять последствия своего выбора и брать на себя ответственность за результат.

    В итоге знания усваиваются гораздо быстрее и лучше. Интерактивные методы находятся в основании пирамиды на следующем рисунке:

    Задачи интерактивных методов обучения

    Принципы интерактивных методов

    • Равенство всех участников.
    • Отсутствие критики личности.
    • Любой ответ — не истина, а информация для размышления.

      В интерактивных методах широко используются различные технологии: для постановки проблемы применяют аудио и видео, для поиска и оформления результатов — компьютеры. Современные технологии делают обучение более эффективным.

      На конкретных примерах рассмотрим несколько интерактивных форм обучения и используемые в них приемы.

      Примеры интерактивных методов обучения

      Сюжетно-ролевая игра

      Возраст: для начальной и средней школы.

      В чем польза: дети учатся играть разные роли, выражать свою позицию, влиять на других участников, вести диалог и находить компромисс, решать конфликтные ситуации.

      Виды сюжетно-ролевых игр: связанные с открытием, профессией, искусством; фантастические, созидательные, игры-путешествия.

      Как проводить. Учитель задает правила игры и обстановку, в которой будет происходить действие, составляет список ролей, определяет задачи и при необходимости этические установки для каждой роли. Дети распределяют роли, готовят необходимый реквизит и проводят другую предварительную подготовку. Затем наступает время игры, где учащиеся демонстрируют добытые знания, взаимодействуют друг с другом. Они могут попробовать различные варианты и модели поведения и выбрать оптимальный.

      Примеры сюжетно-ролевых игр

      Зоопарк. Детям дается задание создать условия для содержания животных в зоопарке: узнать, чем они питаются, где живут и т. д. Затем они проводят «экскурсию» для своих одноклассников.

      Драматизация. Дети знакомятся со сценарием художественного произведения, распределяют роли, готовят костюмы (или элементы костюмов) и декорации. Чтобы эффект от такого урока был сильнее, после инсценировки следует провести с детьми беседу и спросить, как они себя чувствовали в своей роли, какие выводы сделали.

      Игра на ассоциации

      Возраст: для начальной и средней школы.

      В чем польза: улучшает память и внимание, развивает образное и логическое мышление, обогащает словарный запас. Игры на ассоциации идеально подходят для уроков русского и иностранного языка.

      Виды игр на ассоциации: вербальные (на словах), образные (с использованием изображений или пантомим), предметные (с применением предметов).

      Как проводить. Играть в ассоциации можно в начале урока или в конце, использовать игру как разминку или как закрепление изученного на уроке. Учитель объясняет правила. Далее в зависимости от вида игры дети садятся в круг и по очереди называют слова или угадывают загаданное слово.

      Примеры игр на ассоциации

      Цепочка ассоциаций. Ученики по очереди придумываю ассоциацию на слово, сказанное предыдущим участником. Слова не должны повторяться. Вариант посложнее — необходимо объяснить свою ассоциацию.

      Цветочек ассоциаций. Задача учеников — назвать как можно больше ассоциаций к одному и тому же слову или предмету.

      Угадай слово. Класс делится на две группы. По одному человеку из каждой группы становятся ведущими. Они загадывают одно и то же слово и по очереди любым образом пытаются подсказать своей группе, что это за слово — называя слова-ассоциации или показывая пантомиму. Задача команды — отгадать загаданное слово. Кто быстрее, тот и победил.

      Мини-исследование

      Интерактивные методы обучения

      Возраст: простые мини-исследования под руководством педагога можно проводить в начальной школе; сложные, рассчитанные на большой объем самостоятельной работы — в средних и старших классах. 

      В чем польза: дети учатся собирать и анализировать данные и формулировать на их основе версию, подбирать факты для ее обоснования или опровержения, защищать свою точку зрения; развивается мышление, самоконтроль и взаимоконтроль. Можно использовать на любом уроке.

      Виды мини-исследований: по числу участников (индивидуальные, групповые и коллективные); по месту (урочные и внеурочные), по времени (короткие и длительные), по теме (предметные и межпредметные).

      Как проводить

      1. Определить предмет исследования — его предлагает учитель или сами ученики.

      2. Сформулировать суть проблемы.

      3. Составить план исследования и пути решения проблемы. Этот этап для учеников наиболее трудный, им стоит подсказать, на какие вопросы нужно ответить и где найти необходимые сведения.

      4. Проведение исследования. Кроме изучения источников этот этап может включать проведение эксперимента, опытов, опроса, анализ статистических данных.

      5. Оформление результатов и подведение итога.

      Примеры мини-исследований

      Составление справочника. Например, это может быть справочник лекарственных растений региона или книга русских пословиц. Класс делится на группы по 2–3 человека. Каждая группа изучает какую-то одну тему (одно растение, одну пословицу и т. д.)  и представляет результаты в виде описания, рисунков, исторических сведений. Результаты могут быть представлены как на бумаге, так и в электронном виде: как презентация, видеоролик или слайдшоу.

      Эксперимент. Группа учеников определяет проблему и проводит эксперимент в классе или дома, опрашивает других людей, собирает статистические сведения, анализирует их. Результатом становится исследовательская работа с таблицами, схемами, иллюстрациями.

      Кейс-метод (разбор ситуаций)

      Возраст: для средней и старшей школы.

      В чем польза: дети учатся применять теоретические знания для решения практических задач; материал усваивается более эффективно за счет эмоциональной вовлеченности; развиваются коммуникативные навыки, умение анализировать и мыслить критически. Подходит для использования на уроках по любому предмету.

      Как проводить

      Суть этого метода состоит в разборе проблемной ситуации, созданной на основе фактов из реальной жизни. Его задача — помочь не столько освоить знания, сколько развить новые качества и умения. Как правило, проблемная ситуация имеет несколько решений и множество альтернативных путей, которые приводят к этому решению.

      1. Учитель распределяет учеников по небольшим группам, знакомит с ситуацией и сроками, объясняет, как будет оценивать работу.

      2. В группах ученики работают с кейсом и формируют свое решение.

      3. Каждая группа презентует свое решение перед классом.

      4. Учитель организует обсуждение решений, после чего подводит итоги.

      Примеры кейсов

      Метод анализа ситуации. Группы учащихся анализируют представленную ситуацию, находят в ней проблемы и придумывают варианты решения. Затем оценивают предложенные решения и выбирают наилучшее.

      Метод инцидентов. Ученики получают неполный кейс — в виде краткого сообщения «Случилось…» или «Произошло…». Задача учащихся — разобраться в проблеме, определить, каких знаний не хватает для принятия решения. Они задают учителю вопросы и, получив достаточное количество сведений, анализируют их и выносят решение.

      Метод разбора деловой корреспонденции (баскет-метод, информационный лабиринт). Это работа с документами. Каждая группа получает одинаковый набор разнородных документов, относящихся к определенной проблеме, человеку или организации — докладные, служебные записки, письма, личные документы и т. д. Задача учащихся на первом этапе — разобрать все эти документы, адресовать правильному исполнителю. На втором этапе они проводят анализ всех документов и определяют, что случилось и как можно решить проблему, то есть выйти из лабиринта.

      Если вы хотите применять методы интерактивного обучения в школе, расширьте свое представление о современных образовательных технологиях в целом. Обратите внимание на следующие курсы повышения квалификации АНО «НИИДПО». Обучение на курсах дистанционное*, после успешного освоения программы выдается удостоверение установленного образца.

      Использование интерактивных методов обучения помогает создать на уроке комфортную для учеников среду, при которой каждый учащийся будет чувствовать свою успешность. Обязательно применяйте их, а если нужны новые знания, приемы или методики — приходите учиться к нам!

      *Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

      Заявка на обучение или консультацию

      Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

      100% дистанционный формат

      100% дистанционный формат

      Подробнее

      Учебные материалы доступны 24/7 в приложении на смартфоне и личном кабинете на компьютере.

      Помощь в процессе обучения

      Помощь в процессе обучения

      Подробнее

      Более 170+ экспертов-практиков всегда на связи в системе дистанционного обучения. Работает контакт-центр.

      Регулярные онлайн-вебинары

      Регулярные онлайн-вебинары

      Подробнее

      Онлайн-вебинары с экспертами каждый месяц. Вебинары в записи по тематике программы и другим направлениям.

      Материалы программы доступны бессрочно

      Материалы программы доступны бессрочно

      Подробнее

      В системе дистанционного обучения Вы получите бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения.

      Скидки на обучение

      Скидки на обучение

      Подробнее

      Скидка 5% на повторное обучение, возможность вернуть до 13%, оформив налоговый вычет. Рассрочка 0% на программы профессиональной переподготовки.

      Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю

      Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю

      Подробнее

      На период обучения доступ к 130000+ книг и 16000+ дисциплин, энциклопедиям и книжным коллекциям электронной библиотеки biblioclub.ru.

      Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    • Ультрасмектин таблетки инструкция по применению детям
    • Денас руководство по терапии
    • Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта это
    • Новогодние кристаллы опыты для детей инструкция
    • Экспресс тест на вич инструкция по слюне