Методические рекомендации к проведению
Итогового собеседования по русскому языку в 9 классе
Впервые девятиклассники некоторых российских школ прошли итоговое собеседование по русскому языку в 2017-2018 учебном году. Введено оно было с целью усилить коммуникативную составляющую при обучении русскому языку в школе. Действительно, цифровой век обогатил нашу жизнь различными гаджетами, помогающими в различных сферах жизни. Но в то же время засилье телефонов и компьютеров лишило подростков живого общения, а это в свою очередь сузило рамки межличностного общения. Назначение итогового собеседования – оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях допуска к государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты итогового собеседования могут быть использованы при приёме обучающихся в профильные классы средней школы.
Итоговое собеседование проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).
Выполнение испытуемыми совокупности представленных в работе заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки, достигнутого к концу обучения в основной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку (устная речь). Итоговое собеседование по русскому языку за курс основной школы состоит из двух частей и содержит 4 задания открытого типа с развёрнутым ответом.
Часть 1
Задание 1 – чтение вслух текста научно-публицистического стиля.
Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации.
Часть 2
Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.
Задание 4 – участие в диалоге.
Все задания итогового собеседования относятся к базовому уровню сложности.
Поговорим о каждом задании.
1.Чтение вслух
Отметим, что для чтения на итоговом собеседовании учащимся будут предложены тексты научно-популярного стиля о выдающихся людях России. Это преследует важные воспитательные и познавательные цели. Текст сопровождается иллюстрациями, которые помогут учащемуся наиболее полно сформировать представление о человеке – герое текста.
Объем текстов варьируется в пределах 170–200 слов.
Задание 1 направлено на контроль навыков техники осмысленного чтения и проверяет понимание участником собеседования содержания текста, что проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи: темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузация, фразовое ударение, словесное ударение, повышение/понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических норм, отсутствии искажений слов.
Также задание проверяет умение учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины (например, Юрий Алексеевич Гага̀рин, Байкону̀р).
Одним из требований, предъявляемых к тексту для чтения, является наличие имени числительного, представленного в цифровой форме записи.
К тому же числительное дано в тексте в одном из косвенных падежей, поэтому учащимся при чтении необходимо правильно его просклонять
(к примеру, «Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам»).
Критерии оценивания чтения вслух |
Баллы |
|
ИЧ |
Интонация |
|
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста |
1 |
|
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста |
0 |
|
ТЧ |
Темп чтения |
|
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче |
1 |
|
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
2 |
Если интонация соответствует пунктуационному оформлению текста, экзаменуемый получает балл. Темп чтения соответствует коммуникативной задаче, если время прочтения не превышает более 2-х минут.
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания
Пересказ – связное изложение прочитанного текста. Это средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса и развитию восприятия, памяти, внимания, мышления.
Традиционно пересказ является более легким видом монологической речи по сравнению с монологическим высказыванием, так как пересказ придерживается авторской композиции произведения, в нем используются готовый авторский сюжет и готовые речевые приемы.
Существуют различные виды пересказа: пересказ подробный и сжатый, выборочный и сплошной, с изменением лица рассказчика и др.
Объем текста для чтения составляет 160–200 слов, поэтому в задании 2 учащимся будет предложено пересказать текст подробно, а также включить в него предложенное высказывание. При подготовке к заданию учащийся должен определить, в какой части текста использование высказывания логично и уместно.
Важно, чтобы пересказ и включённое в него высказывание составляли цельный текст, высказывание должно быть введено в текст любым из способов цитирования. Учащийся во время пересказа имеет право зачитать высказывание.
Время, отведённое на подготовку, составляет 2 минуты. Обратим внимание на то, что учащийся, выполняя задание 1, уже обращался
к данному тексту, работал с его содержанием, поэтому при подготовке
к пересказу должен сосредоточиться на анализе дополнительной информации и включении ее в свой текст.
Критерии оценивания пересказа текста |
Баллы |
|
П1 |
Сохранение при пересказе микротем текста |
|
Все основные микротемы исходного текста сохранены |
2 |
|
Упущена или добавлена одна или более микротем |
0 |
|
П2 |
Соблюдение фактологической точности при пересказе |
|
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет |
1 |
|
Допущены фактические ошибки (одна и более) |
0 |
|
П3 |
Работа с высказыванием |
|
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично |
1 |
|
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа |
0 |
|
П4 |
Способы цитирования |
|
Ошибок нет |
1 |
|
Допущены ошибки при цитировании (одна и более) |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
4 |
Речевое оформление заданий 1 и 2 оценивается совместно.
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)* |
Баллы |
|
Г |
Соблюдение грамматических норм |
|
Грамматических ошибок нет |
1 |
|
Допущены грамматические ошибки (одна и более) |
0 |
|
О |
Соблюдение орфоэпических норм |
|
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением) |
1 |
|
Допущены орфоэпические ошибки (две и более) |
0 |
|
Р |
Соблюдение речевых норм |
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок |
1 |
|
Допущены речевые ошибки (четыре и более) |
0 |
|
Иск. |
Искажения слов |
|
Искажений слов нет |
1 |
|
Допущены искажения слов (одно и более) |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
4 |
* Если участник собеседования не приступал к выполнению задания 2, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (P1) ставится не более 2 баллов.
При оценивании правильности речи при чтении текста особое внимание следует обращать на соблюдение учениками грамматических норм (Г) (склонение имени числительного), орфоэпических норм (О) и искажений слов (Иск.).
При оценивании правильности речи при пересказе должно контролироваться соблюдение учащимися грамматических (Г), орфоэпических (О) и речевых (Р) норм.
Оценивая правильность речи в заданиях 1 и 2 итогового собеседования, экзаменатор не должен фиксировать ошибку в том случае, если учащийся самостоятельно её исправил.
Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 11.
Задание 3. Тематическое монологическое высказывание
Психологи, психолингвисты, лингвисты, изучающие устную речь, обращают внимание на то, что монолог как вид устного высказывания вызывает серьёзные затруднения у современных школьников. Эти затруднения обусловлены тем, что монолог относительно редкий вид речевого высказывания, который используется довольно ограниченной группой людей: преподавателями, лекторами, журналистами, политиками
и т.д. Но даже представители названных социальных групп и профессий, для которых монологическая речь является частью их профессиональной деятельности, чаще всего речь готовят: у них есть планы, наброски, тезисы, презентации. Можно говорить о том, что этот монолог стилизует устные формы речи с её повторами, паузами, для того чтобы создать иллюзию её спонтанности, естественности и усилить выразительность.
Во время беседы учащемуся предлагается три темы, из которых он может выбрать одну и построить своё высказывание, опираясь на предложенные вопросы. Три варианта соответствуют трем главным типам текста: описание, повествование и рассуждение. Конечно, учащийся не обязан в своем ответе использовать элементы только выбранного типа речи, но тем не менее содержание наводящих вопросов предписывает строить текст по определенной типологической модели.
В практике сложилось представление о том, что повествование является наиболее простым видом устного высказывания, а рассуждение – наиболее сложным. При анализе результатов итогового собеседования возникает искушение присвоить выбору учащегося некий коэффициент сложности. На самом деле вряд ли оправданно безотносительно к конкретной речевой задаче считать повествование более простым, чем рассуждение. Не следует забывать о том ключевом условии, которое мы сформулировали выше, –
о цели. Учащийся выбирает не тип речи, а коммуникативную цель, которая реализуется определенным способом с помощью отобранных приемов.
Конечно, повествование, целостность которому придает событие, проще строится, потому что его развертыванием управляет логико-хронологическая последовательность: однажды… сначала… потом… Но при этом повествование обладает колоссальной информационной насыщенностью, вбирая в себя разные объекты реальности (место, время, люди, имена, поступки), без которых цель сообщения не может быть эффективно реализована.
Описанию трудно придать жёсткий порядок, устанавливающий последовательность перечисляемых признаков и свойств выбранного объекта, поэтому учащимся бывает так сложно строить тексты этого типа речи. Но вместе с тем там нет и того жесткого требования полноты, которую задает повествованию событийность.
Рассуждение оперирует категориями, и они не всегда имеют соответствия в эмпирическом опыте учащегося, между понятиями устанавливаются сложные логико-смысловые связи (причина, следствие, противопоставление, аналогия и т.д.). Однако рассуждение имеет жесткую схему развертывания, которая организует высказывание.
Можно сказать, что все три варианта монолога имеют примерно одинаковую сложность, но они различаются целями, которые реализуются набором специфических средств.
Темы монологов соответствуют знаниям, жизненному опыту, интересам и психологическим особенностям школьников данного возраста и посвящены школе, семье, увлечениям подростков.
Монологическое тематическое высказывание создаётся с опорой на вербальную и визуальную информацию (фотографию и сформулированные
в задании вопросы по теме, если участник собеседования выбирает описание, и только сформулированные в задании вопросы по теме, если участник собеседования выбирает повествование на основе личного жизненного опыта или рассуждение по поставленной проблеме).
На подготовку учащимся даётся 1 минута, в течение которой они могут собраться с мыслями, продумать содержание своего монолога.
Критерии оценивания задания 3. Монологическое высказывание
Таблица 1
Критерии оценивания монологического |
Баллы |
|
М1 |
Выполнение коммуникативной задачи |
|
Участник справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют |
1 |
|
Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но допустил фактические ошибки, и/или привёл менее 10 фраз по теме высказывания |
0 |
|
М2 |
Учёт условий речевой ситуации |
|
Учтены условия речевой ситуации |
1 |
|
Условия речевой ситуации не учтены |
0 |
|
М3 |
Речевое оформление монологического высказывания (МР) |
|
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена |
1 |
|
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна или более) |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
3 |
Оценивая задание по критерию М1 «Выполнение коммуникативной задачи», следует исходить из того, что учащийся должен создать монологическое высказывание объёмом не менее 10 фраз по выбранной теме, при ответе рекомендовано ответить на четыре вопроса, сформулированных
в задании. Однако учащийся имеет право дополнить или изменить свой план ответа в зависимости от коммуникативного замысла, т.е. не отвечать на предложенные вопросы или ответить лишь на некоторые, развивать содержание монолога по своему усмотрению. Во время итогового собеседования не стоит ограничивать творческий потенциал учащихся.
Вторым критерием (М2) оценивания задания 3 является учет учеником речевой ситуации.
Понятие речевой ситуации включает в себя: сферу речевого общения; предмет речи; условия, обстоятельства, при которых происходит речевое общение; социальные связи и личные отношения между говорящими; цели, задачи речевых действий, речевых поступков.
Сфера речевого общения и предмет речи определяют выбор функционально-смыслового типа речи и стиля. При непосредственном общении с окружающими мы пользуемся разговорной речью; в сфере научной деятельности – научным стилем; в сфере общественных отношений – публицистическим стилем; в сфере официально-деловых отношений – официально-деловым стилем.
По своим внешним условиям речевое общение может быть официальным, требующим соблюдения всех норм, правил, всех формальностей (для него характерен бесстрастный, сдержанный тон), и неофициальным, в форме дружеской беседы приятелей, разговора с хорошо знакомым человеком один на один, разговора в семейном кругу.
На выбор языковых средств накладывают отпечаток социальное положение, социальные роли говорящих и их личные отношения: учитель и ученик (на уроке, перемене, в личной, доверительной беседе), директор школы и ученик, отец и сын, мать и дочь, ученик и ученик (знающие друг друга и незнакомые), ребенок и взрослый (родственник, знакомый, незнакомый). Во всех названных и во многих других случаях создаются ситуации, в которых необходим быстрый и правильный выбор функциональной разновидности языковых средств, соответствующих данной речевой, социальной ситуации речевого общения.
Важным компонентом речевой ситуации являются цели, задачи речевого общения. В зависимости от целей и задач общения используются средства соответствующей разновидности языка, соответствующего стиля. Речевая ситуация требует от коммуникантов соблюдения определенных правил ведения разговора и определяет формы его выражения.
По третьему критерию (М3) оценивается речевое оформление монологического высказывания. Полное завершенное монологическое высказывание должно быть логичным, характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.
Требования завершённости и логичности в применении к устному высказыванию, особенно в условиях спонтанной речи, имеют, безусловно, иной характер, чем в применении к письменной речи. Тем не менее они являются вполне обоснованными, так как учащемуся предлагается план ответа. Важно, что перед участником собеседования стоит задача создать целостный текст, а не просто ответить на вопросы, никак не связывая отдельные предложения в завершенный логичный текст.
Оценивание грамотности речи задания 3 ведётся по отдельным критериям совместно с заданием 4.
Задание 4. Участие в диалоге
В диалоге собеседники имеют свои персональные роли (учащийся – взрослый), и эти ролевые амплуа определяют заданную вопросно-ответную форму коммуникации, где оценивается не только содержательная сторона ответа, но и его оформление. Но эта оценка может иметь диагностический смысл тогда, когда диалог не превращается в «допрос», а воспроизводит естественную и привычную форму речевого взаимодействия, предполагающую свободное самовыражение.
По окончании монологического высказывания учащегося собеседник задаёт три вопроса по теме. Вопросы сформулированы заранее и зафиксированы в карточке собеседника. Обращаем внимание, на то, что вопросы подобраны таким образом, чтобы помочь расширить и разнообразить содержательный и языковой аспект речи учащегося, стимулировать его к использованию новых типов речи и расширению языкового материала. К примеру, если учащийся в монологе описывал фотографию (ведущий тип речи – описание), то в ответах на вопросы ему будет необходимо использовать такие типы речи, как повествование и рассуждение. Если в монологическом высказывании участник собеседования рассказывал о своём личном опыте (ведущий тип речи – повествование), то в ответах на вопросы он будет рассуждать, обобщать свой личный опыт и переводить его на уровень анализа общественных проблем
По критерию Д1 оцениваются ответы ученика на все вопросы, заданные собеседником, в целом. Для диалогической речи естественно, что на один вопрос может быть дан исчерпывающий ответ, состоящий из одной фразы. Чтобы ответить на другой вопрос, ученику может понадобиться несколько фраз. Критерий Д1 учитывает успешность речевой коммуникации.
Учёт речевой ситуации, критерий Д2, позволяет обеспечить взаимодействие между экзаменатором-собеседником и учеником.
Обратим внимание на некоторые сложные моменты в организации диалога с учащимся.
Во-первых, необходим естественный переход от монолога ученика к диалогу с собеседником. Не следует отдельно анонсировать переход к заданию 4 («Теперь мы переходим к следующему заданию. Вы должны будете полно ответить на мои вопросы»). Диалог, как и в обычной речи, должен создавать впечатление спонтанности, непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика.
Да, у собеседника есть подготовленные вопросы для проведения диалога, но в зависимости от содержания монологического высказывания учащегося он вправе менять их последовательность, уточнять и дополнять информацию. Не следует читать вопрос, необходимо создать ситуацию естественного общения.
Во-вторых, цель собеседника – эмоционально расположить учащегося к беседе, стимулировать его речевую деятельность. Если учащийся отказывается отвечать на вопросы (произносит фразы типа: «Я не знаю»,
«У меня нет никаких интересов», «Мне нечего рассказать» и т.п.), необходимо задать ряд стимулирующих высказывание вопросов, попытаться «разговорить» ученика. То же речевое поведение собеседника рекомендовано и в ситуации односложных ответов учащихся. К примеру, разберём диалог:
– Чьё мнение для Вас важно?
– Папы.
В данной ситуации получен односложный ответ на вопрос, который будет оценен 0 баллов. Чтобы избежать коммуникативной неудачи, собеседнику необходимо помочь ученику развить своё высказывание: выразить удивление, переспросить, уточнить его ответ.
– Папы? А почему? Какие важные советы Вы получили от него?
Речевое оформление заданий 3 и 4 оценивается интегрально.
Таблица 2
№ |
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)* |
Баллы |
Г |
Соблюдение грамматических норм |
|
Грамматических ошибок нет |
1 |
|
Допущены грамматические ошибки (одна и более) |
0 |
|
О |
Соблюдение орфоэпических норм |
|
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более двух орфоэпических ошибок |
1 |
|
Допущены орфоэпические ошибки (три и более) |
0 |
|
Р |
Соблюдение речевых норм |
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок |
1 |
|
Допущены речевые ошибки (четыре и более) |
0 |
|
РО |
Речевое оформление |
|
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции |
1 |
|
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
4 |
* Если участник собеседования не приступал к выполнению задания 3, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (P2) ставится не более двух баллов.
Оценивая правильность речи при выполнении заданий 3 и 4 итогового собеседования, экзаменатор не должен фиксировать ошибку в том случае, если учащийся самостоятельно её исправил.
Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9.
Общее количество баллов за выполнение всей работы – 20.
К числу типичных ошибок при выполнении участниками собеседования задания 4 можно отнести односложные ответы на вопросы собеседника.
К числу типичных ошибок собеседников при организации диалога задания 4 можно отнести:
- неумение создать атмосферу «живой» беседы;
- отсутствие непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика;
- вопросы задаются формально; читаются;
- неумение стимулировать речь учащегося;
- неумение создать комфортную психологическую обстановку для учащегося, в которой он не боится устного ответа.
Учащийся получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов.
15 декабря 2020
В закладки
Обсудить
Жалоба
Порядок проведения итогового собеседования
Рекомендации по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку в 2021 году.
Письмо Рособрнадзора №05-151 от 15.12.2020: 05-151.pdf
Порядок проведения: rek-its.pdf
Инструкция
для пробного собеседования по русскому языку в 9 классе
(
для экзаменатора-собеседника)
№ п/п |
Действия |
Действия |
Время |
|
Время, |
15 |
|||
Приветствие *Здравствуйте! Присаживайтесь. Поставьте |
Приветствие экзаменатора-собеседника. |
|||
Короткий *Вам выдаётся инструкция по процедуре Устная Задание В В (Экзаменатор-собеседник В Желаем |
Выдаётся По ходу чтения Обучающийся |
|||
|
||||
— |
Называет свою фамилию, |
|||
1. |
||||
1.1. |
— |
|||
*За несколько секунд напомнить о — Время заканчивается! |
Подготовка |
2 |
||
1.2. |
Слушание текста. Задание 1. — Прочитайте |
Чтение |
2 |
|
2. |
||||
2.1. |
— |
Подготовка к пересказу |
1 |
|
2.2. |
Задание 2. — Перескажите |
Пересказывают |
3 |
|
3. |
Монолог |
|||
3.1 |
Подготовьтесь к |
Подготовка |
1 |
|
3.2 |
Задание 3. — Слушаем Вас! |
Ответ |
3 |
|
4. |
||||
4.1. |
Задание 4. — Ответьте на Задать все 3 вопроса, |
Отвечает |
3 |
|
— Спасибо! Ответ принят. (Экзаменатор записывает время окончания |
||||