Инструкция при обучении методом отдельных блоков является

Реестр методов работы


Краткое описание

Метод обучения отдельными блоками (DTT) – методика, в которой единицей обучения является отдельный блок (trial). Блок состоит из инструкции, реакции (ответа ученика) и последствия — терапевт вознаграждает успешное выполнение инструкции, а в случае неуспеха использует процедуру коррекции ошибки. На этапе освоения навыка в блок включается подсказка. В ходе обучения один и тот же блок повторяется несколько раз подряд. Метод DTT был разработан И. Ловаасом (Lovaas, 1987) в Калифорнийском Университете в ЛосАнджелесе (UCLA). Теоретической основой метода обучения отдельными блоками (DTT) является прикладной анализ поведения.


Цели/область применения метода

Основные области, на развитие которых направлен данный метод

  • Сфера социального взаимодействия
  • Сфера коммуникации
  • Когнитивная сфера

Конкретные навыки, на которые направлен данный метод

  • Поведение слушателя (восприятие речи на слух, установление глазного контакта с говорящим, выполнение инструкции, просьбы и др.);
  • Имитация;
  • Соотнесение объектов и их изображений;
  • Различение объектов по функциям, характеристикам, качествам (ФХК);
  • Разговорные навыки (запрос, комментирование, вопросы-ответы);
  • Навыки игры;
  • Навыки социализации (взаимодействие со сверстниками, выражение эмоций и др.);
  • Базовые учебные навыки (письмо, чтение, арифметика).


Целевая группа

Возраст:
Метод DTT может применяться, начиная с 2-х летнего возраста, обучение может продолжаться от двух до шести лет. Данный метод редко используется для обучения взрослых людей.

Уровень развития ребенка, при котором можно использовать метод:
Как правило, использование метода рекомендовано для обучения маленьких детей или низко-функциональных детей с РАС.

Особенности детей, показывающие, что применение данного метода нецелесообразно:
Высокий уровень функционирования.


Требования к квалификации специалиста, применяющего метод

Требования к базовому образованию:
Особых требований к квалификации нет.

Метод DTT может применять не только специально обученный поведенческий специалист, но и родители, учителя или другие люди, ответственные за социальное развитие ребенка, его образование и воспитание.

Требования или рекомендации к прохождению сертифицированных курсов или тренингов:
Обучение методу DTT осуществляется в рамках прикладного анализа поведения. Данных о том, что родители или другие специалисты должны получать сертификат по DTT, нет. Но консультации с более опытным специалистом (куратором, супервизором) крайне желательны. 


Технология применения

Этапы применения метода:
Основные компоненты метода: дискриминационный стимул (SD) —  последовательность подсказок по определенной схеме (при необходимости) — целевое поведение — поощрение —  короткий интервал перед следующим заданием.

  1. Привлечение внимания ребенка (сосредоточенность ребенка на задании).
  2. Подача инструкции терапевтом (учителем).
  3. Подсказка (при необходимости)
  4. Реакция ребенка на инструкцию (ответ).
  5. Предоставление последствия на ответ (подкрепление правильной реакции или коррекция ошибки)
  6. Короткий интервал (2-5 сек.) — время между последствием и началом следующего блока

Форма организации занятий (инд/групп)

DTT обычно проводят в формате индивидуального занятия, один на один. Ряд исследований показали успешные результаты внедрения DTT для обучения в формате группы (Leaf et al., 2013; Taubman et al., 2001).


Технология применения (примеры)


Эффективность метода (практики)

Показана эффективность на исследованиях отдельных кейсов (single case study) и на исследованиях малых групп (Steibrenner et al, 2020)


Источники, использованные при описании метода

  1. Lovaas, O. Ivar (1987). «Behavioral treatment and normal educational and intellectual functioning in young autistic children». Journal of Consulting and Clinical Psychology. 55(1): 3–9. doi:10.1037/0022-006x.55.1.3. ISSN 1939-2117.
  2. Steinbrenner J. R. et al. Evidence-Based Practices for Children, Youth, and Young Adults with Autism //FPG Child Development Institute. – 2020


Дополнительные источники

  1. Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения //М.: Бахрах-М. – 2015
  2. Лиф Р., Макэкен Д. Идет работа. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивной поведенческой терапии при аутизме //М.: ИП Толкачев. – 2016
  3. Lang R., Hancock T. B., Singh N. N. Overview of early intensive behavioral intervention for children with autism //Early intervention for young children with autism spectrum disorder. – Springer, Cham, 2016. – С. 1-14
  4. Waltz M. Autism: A social and medical history. – Springer, 2013
  5. Lerman D. C., Valentino A. L., LeBlanc L. A. Discrete trial training //Early intervention for young children with autism spectrum disorder [Электронный ресурс]. URL: http://aba.nsu.ru/wp-content/uploads/2016/10/OBUCHENIE-OTDEL%60NYIMI-BLOKAMI-DTT.pdf
Другие материалы по теме

Прямая трансляция с Конференции "Открывая двери" (г. Орел)

1. Преимущества методики.

В исследовании 1987 года, проведенном знаменитым профессором Lovaas, Обучение отдельными блоками использовалось для обучения группы детей с аутизмом множеству различных комплексных навыков. До того, как данное исследование было опубликовано, общепризнанным фактом считалось то, что дети с аутизмом неспособны к обучению. Родителям аутичных детей рекомендовали поместить своего ребенка в лечебные комплексы и клиники и пытаться двигаться дальше в жизни. Невозможно переоценить тот вклад, который осуществил Loovas, чтобы продемонстрировать, что дети с аутизмом могут обучаться при условии, что процесс преподавания будет некоторым образом модифицирован.

На сегодняшний день метод Обучения отдельными блоками получил широкое применение, и он, возможно, представляет собой наилучший из известных подходов в АВА. Как правило, низкофункциональные аутичные дети или аутичные дети младшего возраста начинают обучение по методике DTT в более структурированной и механической манере, а со временем у ребенка формируется готовность к переходу к более естественному стилю обучения, такому как Обучение в Натуральной Среде или Случайное Обучение.

Зачастую, когда люди выражают свое недовольство по поводу подхода АВА, они высказывают критику в адрес того, что тераписты АВА делают из детей «роботов», опираются на многократное повторение и заучивание, кормят детей конфетами на протяжении всего дня и т.п. Несмотря на то, что это искаженное и некорректное мнение о работе по методике Прикладного анализа поведения, в таких заявлениях есть некоторая доля истины.

Метод DTT действительно основывается на разбиении навыков на этапы, повторении и усилении. Тем не менее, если АВА-терапия реализуется квалифицированными специалистами, DTT может помочь аутичному ребенку достигнуть потрясающих результатов в речевых навыках, имитативных навыках, умении концентрироваться на выполнении задач, навыках самопомощи, моторных навыках, а также навыках игры. Исследовательская база является обширной и убедительной: DTT работает.

Согласно методике DTT, комплексные сложные навыки разбиваются на более мелкие, отдельные задачи, выполнению которых необходимо обучить ребенка. В процессе использования метода DTT целью является разбить навык на такое количество отдельных действий, какое необходимо в случае каждого конкретного ребенка. Некоторые дети не нуждаются в большом количестве шагов, а некоторым потребуется намного большее их число. Принимайте решение о разбиении навыков на отдельные действия, основываясь на ходе прогресса каждого ребенка. Если у вас не получается обучить его какому-либо навыку на протяжении нескольких недель, возможно, его стоит разбить на более мелкие действия, чтобы помочь ребенку разобраться в этом.

2. Понятие «обучающий блок». Анализ обучающего блока как трехфакторной модели поведения.

Определенный стимул SD —> Реакция

Определенный стимул SD – это инструкция или требование, которое выставляется ребенку. Примерами определенных стимулов могут быть: «Дотронься до своего носа», «Встань», «Сколько?», «Дотронься до яблок» и т.п. В случае с методом DTT, определенный стимул приводит к желаемой реакции. Если терапист говорит ребенку «Дотронься до своего носа», существует специфическая реакция, которой специалист хочет добиться от ребенка. Если ребенок реагирует правильно, терапист предоставляет ему усиливающее последствие. Если ребенок реагирует неправильно, терапист предоставляет подсказку. Определенный стимул должен оставаться постоянным, вне зависимости от времени суток, специалистов и различных условий окружающей среды. Если утром терапист говорит «Дотронься до своего носа», а в обед говорит «Покажи мне, где твой нос», это может спутать ребенка и даже замедлить его обучение. Определенный стимул говорит ребенку о том, чего от него хотят, а с усилением он контактирует при помощи корректной реакции. Усиление увеличивает вероятность того, что ребенок будет корректно реагировать в будущем.

Усиление

Усиление – это важнейшая и необходимая часть любой АВА-программы. В особенности это справедливо для метода DTT, поскольку в рамках обучающей сессии по методике DTT существует большое количество возможностей для обучения. В зависимости от предоставляемого режима усиления, ребенок может получать усиление сотни раз в ходе одной терапевтической сессии. При постоянном режиме усиления каждая правильная реакция сопровождается усиливающим последствием. В случае переменного режима усиления лишь за некоторыми правильными реакциями следует поощрение. Используемый режим усиления зависит от каждого конкретного ребенка.

Усиление должно находиться в удобном и доступном для специалиста месте, а также быть готовым к использованию (закрытый пакетик чипсов будет не самым удачным выбором — лучше открыть пакетик, а чипсы выложить на тарелку в целях обеспечения моментальной доступности), однако, поощрение не должно находиться в свободном доступе у ребенка. Поощрения должны быть разнообразными, часто сменяться, и их следует предоставлять в небольшом объеме. Если усилением, например, является щекотка, то не стоит щекотать ребенка в течение 5 минут после правильного ответа на вопрос. Можно пощекотать его 4 секунды, а затем продолжить обучение.

Многие люди считают, что сессии в формате DTT обязательно должны предполагать съедобные поощрения, но это не так. Причина, по которой в сессиях DTT часто используются съедобные пощрения, заключается в том, что очень маленькие дети или дети, которые только начинают обучение по программе АВА, не считают социальное взаимодействие, внимание со стороны взрослых или игрушки/игры поощряющими. В случае таких детей тераписты вынуждены использовать такие поощрения, как конфеты, чипсы или мороженое, потому что этим ограничиваются интересы и предпочтения ребенка. Тем не менее, цель заключается в том, чтобы перевести ребенка со съедобных поощрений как можно скорее.

Множественные блоки обучения.

В зависимости от способностей и функционального уровня конкретного ребенка, терапевты применяют обучение множественными и смешанными блоками обучения. Множественный блок означает, что специалист задает целевой вопрос или выдает целевую инструкцию множество раз, повторяя ее с точностью. Например, это может выглядеть так: «Блок 1: Дотронься до собачки… Блок 2: Дотронься до собачки… Блок 3: Дотронься до собачки». Множественные блоки обычно используются для обучения очень маленьких детей, детей, незнакомых с АВА-методами обучения или же низкофункциональных аутичных детей.

В рамках некоторых программ на данном этапе также может добавляться обобщение путем замены стимула для каждого нового блока. Таким образом, в первом блоке ребенок дотрагивается до фотографии коричневой собаки, во втором – до фотографии белой собаки и т.п.

Обобщение

Обобщение в рамках DTT может происходить за счет использования различных материалов. Во-вторых, существует технология «поддержания» навыков. Она заключается в том, что уже известные ребенку навыки повторяются спустя несколько дней, недель или даже месяцев с момента обучения. Целью программы поддержания навыков является убеждение в том, что ребенок действительно овладел определенным навыком, поскольку аутичные дети имеют склонность быстро их утрачивать. Кроме того, одному и тому же навыку можно обучать различным образом. Например, для того, чтобы обучить ребенка собирать какой-либо паззл, его можно обучить собирать несколько других паззлов. Можно работать над паззлом в различных местах, например, на кухне, в учебном кабинете, на крыльце, веранде и т.п. Упущение моментов обобщения при составлении программы может привести к серьезным проблемам в долгосрочной перспективе.

3. Сессия блоков, варианты формирования обучающих сессий.

Отдельный обучающий блок повторяется снова и снова в ходе терапевтической сессии. Все должно происходить в быстром темпе, и терапист должен собирать данные о каждом из обучающих блоков после его завершения. Каждый обучающий блок представляет собой возможность для обучения, и целью сессии DTT является предоставление ребенку сотен обучающих возможностей для того, чтобы обучить его определенным навыкам. Детям младшего возраста, как правило, требуется около 10 блоков на каждый навык, а дети постарше могут работать по схеме 5 блоков на навык.

4. Этапы обучения. Критерий смены этапа.

Переход на следующий этап – более 80% правильных реакций в течение трех последовательных сессий.

Переход предыдущий этап – менее 60 — 70% правильных ответов в течение двух последовательных сессий.

Прекращение сессии по причине трех последовательных ошибок. Если и в следующей сессии менее 70% правильных реакций, пересматриваем условия: увеличиваем интенсивность подсказки, снижаем требования.

В случае стойкого неуспеха прекращаем работу по программе. Это решает супервизор.

5. Процедура обучения методом блоков. Протокол программы и мониторинг динамики освоения навыков.

Сбор данных при обучении методом DTT осуществляется для каждого обучающего блока. Когда ребенок получает усиление, терапист записывает данные о том, как ребенок выполнял задание. Листы для записи данных варьируют от очень простых до самых сложных. Могут использоваться «птички», система плюс/минус и другие записи. Метод сбора данных не так важен, как обеспечение сбора этих данных. Без точных и подробных данных сложно или практически невозможно определить прогресс ребенка и принять решение в отношении его обучающей программы.

Если же специалист не любит собирать данные, тогда следует остановить свой выбор на вербально-поведенческих программах, в которых данные не собираются для каждого обучающего блока. Существуют «за» и «против» для каждого из этих методов, и выбор зависит от индивидуальной успеваемости ребенка.

6. Смешанные блоки.

Смешанные блоки, также называемые случайным чередованием, представляют собой обучение целевым реакциям в случайном порядке без использования повторения. Это может выглядеть таким образом: «Блок 1: Дотронься до собачки… Блок 2: Дай мне красный… Блок 3: Сколько тебе лет?». Как правило, целью является добиться перехода от множественных блоков к смешанным блокам, хотя некоторые дети нуждаются в повторении, чтобы обучиться определенным навыкам.

Приложение:

Протокол измерения базового уровня

§Составьте список из 10 инструкций.

§Привлеките внимание ученика путем моделирования позиции «руки на парте».

§Скажите инструкцию.

§Ждите правильного ответа не дольше, чем 5 секунд.

§После того, как ребенок продемонстрировал ответ (правильный или нет), зарегистрируйте ответ:

ü Плюс если правильный самостоятельный ответ

ü Минус если ответ неправильный или нет ответа в течение 5 секунд

§Не хвалите за правильный ответ; не говорите «нет» или «неправильно», если нет ответа или ответ неправильный

§Не подсказывайте!

§Хвалите ребенка только за поведение, отличное от ответа, связанного с инструкцией (ты хорошо сидишь, красивые руки и т.п.

§Этапы усложнения навыка не запланированы

§Критерий обобщения навыка: ребенок демонстрирует навык еще с одним педагогом

Источники:

1.: http://autism-aba.blogspot.com/2013/07/discrete-trial-teaching.html#ixzz6DgLm5hYj

2.: http://autism-aba.blogspot.com/2013/07/discrete-trial-teaching.html#ixzz6DgZ06JeI

Анохина Ольга Васильевна
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
Сивкова Ольга Алексеевна
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 67 «Аистенок»
Г. Старый Оскол

Материалы Регионального научно-практического семинара «Использование прикладного анализа поведения в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»

Специалисты все чаще стали встречаться с детьми, имеющими особенности психофизиологического развития и трудности поведения. Значительная часть из группы этих детей составляет дети с расстройствами аутистического спектра. В США 92% людей с диагнозом аутизм адаптированы к жизни в социуме, в России только 10%. Помочь ребенку реализовать и способствует этому правильная организация психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде.

Одним из эффективным и хорошо зарекомендовавшим себя методом как в нашей стране так за рубежом является – метод АВА (прикладной анализ поведения).

Прикладной анализ поведения, ПАП (англ. Applied behavior analysis, ABA) — это научная дисциплина, предполагающая использование современной поведенческой теории обусловливания для изменения социально значимого поведения. Поведенческие аналитики отвергают использование гипотетических конструктов, но сосредотачиваются на объективно наблюдаемых отношениях (зависимостях) поведения и окружающей среды.

Существует множество различных методов ABA-терапии, например «Обучение в Натуральной Среде», «Вербальное поведение», и «DTT – Обучение Отдельными Блоками».

Рекламное сообщение     

Метод DTT основывается на разбиении навыков на этапы, повторении и усилении.

Обучение отдельными пробами – подход к обучению один-на-один, используемый для обучения навыкам в запланированной, контролируемой и систематической манере. DTT используется, когда ученик нуждается в том, чтобы навык изучался небольшими повторяющимися этапами. Каждая проба или возможность для обучения имеет определенное начало и конец, то есть границы, определяющие отдельный блок.  Для подкрепления целевых навыков и поведений используется положительная похвала или прямое поощрение.

С КЕМ И ГДЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ?

  • Обучение детей с раннего возраста до начальной школы при любом функциональном уровне.
  • Наиболее часто применяется с маленькими детьми от 2 до 9 лет.
  • Применяется дома, в школе или амбулаторных условиях.

СТРУКТУРА DTT

Отдельный блок представляет собой трёхчастную последовательность A-B-C:

  • A: инструкция (SD) и подсказка
  • B: ответ ребёнка
  • C: последствие и подсказка.

На практике:

[Инструкция]-[задержка 3-5 секунд]-(подсказка)-[целевая реакция]-[поощрение].

В зависимости от системы подсказок после неверного ответа может предоставляться либо подсказка, либо коррекционный блок.

ИНСТРУКЦИИ. Предлагается начинать с кратких инструкций, но «как только ученик начнет прогрессировать, инструкции должны усложняться и содержать больше слов». Предоставление более сложных языковых конструкций может улучшить обобщение и подготовить ученика к естественным ситуациям, моделировать более естественную речь и увеличивать вовлечение ученика на обучающих сессиях.

ВАРИАТИВНОСТЬ ИНСТРУКЦИЙ. Предлагается варьировать инструкции в зависимости от ученика и условий среды.

  • Если приобретение навыков не замедляется с использованием более сложных инструкций, ученик может быть готов к варьированию инструкций.
  • Если будет установлено, что на данный момент простые инструкции являются наилучшим выбором для данного ученика, варьирование лучше не применять.

Варьирование инструкций на ранних стадиях обучения может привести к более медленному приобретению навыков, но к более эффективной генерализации и поддержанию. Терапист должен стремиться использовать варьирование, так как оно предоставляет лучшую генерализацию и не дает заскучать ученику.

Подсказка – процедура, позволяющая увеличить вероятность совершения реакции.

ВИДЫ ПОДСКАЗОК

  • Вербальная подсказка — слова и вопросы.
  • Моделирование – имитация целевого движения или речи «живой» моделью или на видеозаписи. Физическая подсказка – физический контакт ученика и инструктора.
  • Жестовая подсказка – движение руками, головой, туловищем, мимика, взгляд.
  • Визуальная подсказка — картинки, знаки, текст.
  • Позиционная подсказка — расположение стимулов в пространстве.

ИЕРАРХИЯ ПОДСКАЗОК

  • Полная физическая
  • Частичная физическая
  • Моделирование
  • Жестовая
  • Позиционная
  • Визуальная
  • Вербальная
  • Подсказки нет

ТРАДИЦИОННЫЙ ВАРИАНТ

Традиционный DTT отличается строгостью, практически полностью исключает гибкость или индивидуализацию, зависящие от ответов ученика.

  1. предоставлять простые инструкции, например, «мяч» вместо «потрогай мяч»;
  2. не менять инструкции между пробами;
  3. придерживаться одного специфического типа подсказки или системы ослабления подсказок;
  4. избегать лишних стимульных подсказок;
  5. отдавать предпочтение безошибочному обучению и избегать коррекционных процедур;
  6. использовать строгую прогрессию (от массовых проб к расширенным пробам и к случайной ротации);
  7. обучать только в “стерильной”/не отвлекающей среде.

Существуют также рекомендации строго уравновешивать порядок презентации и размещения целевых и нецелевых стимулов внутри и между пробами (контр балансировка).

СОВРЕМЕННЫЙ ВАРИАНТ DTT

  1. Выбирайте способ презентации и размещения целевых стимулов, основываясь на ученике;
  2. Используйте естественные языковые инструкции, когда возможно;
  3. Меняйте инструкции сразу, как только это становится возможным;
  4. Используйте гибкую систему ослабления подсказок;
  5. Используйте последствия для обучения дополнительным навыкам (использование инструктирующей обратной связи, может привести к дополнительному обучению: «Ты выбрал шапку, молодец! Шапку ты носишь, когда холодно!»);
  6. Не стоит пренебрегать процедурой коррекции ошибки;
  7. Собирайте данные (будьте гибкими);
  8. Обучайте и в “нестерильной” среде.

Для DTT существует множество разновидностей систем сбора данных, которые позволяют отслеживать прогресс ученика:

  • По каждой пробе (непрерывный сбор данных);
  • По 1 холодной пробе (в начале, во время случайной пробы, во время последней пробы);
  • По 3 холодным пробам;
  • Усредненный сбор данных (разным процентным диапазонам присваиваются номера на шкале Лайкерта).

DTT обычно проводят в формате индивидуального занятия, один на один. Оценка результативности работы с ребенком – это уверенное владение им соответствующим навыком. Этот метод работает. И подвергать сомнению его результативность сегодня не приходится.

обучение отдельными блоками

Существует множество различных методов ABA-терапии, например, Обучение в Натуральной Среде, Вербальное поведение, и DTT: Обучение Отдельными Блоками. Многие люди думают, Обучение отдельными блоками и АВА-терапия являются синонимами, а деятельность ABA-терапистов заключается лишь в том, что они сидят за столом с карточками и небольшими кусочками конфет. Это распространенное заблуждение. Прикладной анализ поведения является широкой и многогранной сферой. Анализ Поведения — это наука, которая может быть применена самым различным образом с целью обучения новому поведению, а DTT представляет собой лишь одну из ветвей на древе ABA.

В исследовании 1987 года, проведенном знаменитым профессором Lovaas, Обучение отдельными блоками использовалось для обучения группы детей с аутизмом множеству различных комплексных навыков. До того, как данное исследование было опубликовано, общепризнанным фактом считалось то, что дети с аутизмом неспособны к обучению. Родителям аутичных детей рекомендовали поместить своего ребенка в лечебные комплексы и клиники и пытаться двигаться дальше в жизни. Невозможно переоценить тот вклад, который осуществил Loovas, чтобы продемонстрировать, что дети с аутизмом могут обучаться при условии, что процесс преподавания будет некоторым образом модифицирован.

На сегодняшний день метод Обучения отдельными блоками получил широкое применение, и он, возможно, представляет собой наилучший из известных подходов в АВА. Если Ваш ребенок получает услуги прикладного анализа поведения в специализированном учреждении или в частном порядке, существует большая вероятность того, что специалисты, работающие с ним, используют методику DTT в ходе обучающих сессий. Как правило, низкофункциональные аутичные дети или аутичные дети младшего возраста начинают обучение по методике DTT в более структурированной и механической манере, а со временем у ребенка формируется готовность к переходу к более естественному стилю обучения, такому как Обучение в Натуральной Среде или Случайное Обучение.

Зачастую, когда люди выражают свое недовольство по поводу подхода АВА, они высказывают критику в адрес того, что тераписты АВА делают из детей «роботов», опираются на многократное повторение и заучивание, кормят детей конфетами на протяжении всего дня и т.п. Несмотря на то, что это искаженное и некорректное мнение о работе по методике Прикладного анализа поведения, в таких заявлениях есть некоторая доля истины. Метод DTT действительно основывается на разбиении навыков на этапы, повторении и усилении. Тем не менее, если АВА-терапия реализуется квалифицированными специалистами, DTT может помочь аутичному ребенку достигнуть потрясающих результатов в речевых навыках, имитативных навыках, умении концентрироваться на выполнении задач, навыках самопомощи, моторных навыках, а также навыках игры. Исследовательская база является обширной и убедительной: DTT работает.

Давайте внимательнее рассмотрим метод Обучения отдельными блоками (DTT).

Отдельный обучающий блок:

В случае метода DTT специалистами используется следующий формат учебного блока (или подхода): предъявление материала, предоставление определенного стимула SD, предоставление подсказки в случае неправильной реакции или усиление правильной реакции, удаление материала. Этот процесс в совокупности называется отдельным обучающим блоком, и он повторяется снова и снова в ходе терапевтической сессии. Все должно происходить в быстром темпе, и терапист должен собирать данные о каждом из обучающих блоков после его завершения. Каждый обучающий блок представляет собой возможность для обучения, и целью сессии DTT является предоставление ребенку сотен обучающих возможностей для того, чтобы обучить его определенным навыкам. Детям младшего возраста, как правило, требуется около 10 блоков на каждый навык, а дети постарше могут работать по схеме 5 блоков на навык.

Разбиение задач на отдельные шаги

Согласно методике DTT, комплексные сложные навыки разбиваются на более мелкие, отдельные задачи, выполнению которых необходимо обучить ребенка. Так что же считается комплексным и сложным навыком? Практически все. В случае ребенка с аутизмом обучение тому, как писать свое собственное имя, может представлять собой 5-10-ти шаговый процесс. Например, если ребенка зовут «Дима», сначала ему необходимо научиться обводить букву «Д», затем «и» и т.п. После обведения он учится писать каждую букву в отдельности самостоятельно. И наконец, ребенку дается листок бумаги и карандаш вместе с инструкцией «Напиши свое имя», а специалист предоставляет подсказки к написанию каждой из букв (произносит «Д…и…м…а», пока ребенок пишет). Со временем терапист ограничит и устранит свою помощь до тех пор, пока ребенок не начнет писать свое имя самостоятельно. Звучит сложно? На самом деле, это не так. В процессе использования метода DTT целью является разбить навык на такое количество отдельных действий, какое необходимо в случае каждого конкретного ребенка. Некоторые дети не нуждаются в таком большом количестве шагов для того, чтобы научиться писать собственное имя. А некоторым потребуется намного большее их число. Принимайте решение о разбиении навыков на отдельные действия, основываясь на ходе прогресса каждого ребенка. Если у вас не получается обучить его какому-либо навыку на протяжении нескольких недель, возможно, его стоит разбить на более мелкие действия, чтобы помочь ребенку разобраться в этом.

Множественные блоки обучения и смешанные блоки обучения

В зависимости от способностей и функционального уровня конкретного ребенка, терапевты применяют обучение множественными и смешанными блоками обучения. Множественный блок означает, что специалист задает целевой вопрос или выдает целевую инструкцию множество раз, повторяя ее с точностью. Например, это может выглядеть так: «Блок 1: Дотронься до собачки… Блок 2: Дотронься до собачки… Блок 3: Дотронься до собачки». Множественные блоки обычно используются для обучения очень маленьких детей, детей, незнакомых с АВА-методами обучения или же низкофункциональных аутичных детей. В рамках некоторых программ на данном этапе также может добавляться обобщение путем замены стимула для каждого нового блока. Таким образом, в первом блоке ребенок дотрагивается до фотографии коричневой собаки, во втором – до фотографии белой собаки и т.п. Смешанные блоки, также называемые случайным чередованием, представляют собой обучение целевым реакциям в случайном порядке без использования повторения. Это может выглядеть таким образом: «Блок 1: Дотронься до собачки… Блок 2: Дай мне красный… Блок 3: Сколько тебе лет?». Как правило, целью является добиться перехода от множественных блоков к смешанным блокам, хотя некоторые дети нуждаются в повторении, чтобы обучиться определенным навыкам.

Определенный стимул SD —> Реакция

Определенный стимул SD – это инструкция или требование, которое выставляется ребенку. Примерами определенных стимулов могут быть: «Дотронься до своего носа», «Встань», «Сколько?», «Дотронься до яблок» и т.п. В случае с методом DTT, определенный стимул приводит к желаемой реакции. Если терапист говорит ребенку «Дотронься до своего носа», существует специфическая реакция, которой специалист хочет добиться от ребенка. Если ребенок реагирует правильно, терапист предоставляет ему усиливающее последствие. Если ребенок реагирует неправильно, терапист предоставляет подсказку. Определенный стимул должен оставаться постоянным, вне зависимости от времени суток, специалистов и различных условий окружающей среды. Если утром терапист говорит «Дотронься до своего носа», а в обед говорит «Покажи мне, где твой нос», это может спутать ребенка и даже замедлить его обучение. Определенный стимул говорит ребенку о том, чего от него хотят, а с усилением он контактирует при помощи корректной реакции. Усиление увеличивает вероятность того, что ребенок будет корректно реагировать в будущем.

Усиление

Усиление – это важнейшая и необходимая часть любой АВА-программы. В особенности это справедливо для метода DTT, поскольку в рамках обучающей сессии по методике DTT существует большое количество возможностей для обучения. В зависимости от предоставляемого режима усиления, ребенок может получать усиление сотни раз в ходе одной терапевтической сессии. При постоянном режиме усиления каждая правильная реакция сопровождается усиливающим последствием. В случае переменного режима усиления лишь за некоторыми правильными реакциями следует поощрение. Используемый режим усиления зависит от каждого конкретного ребенка. Усиление должно находиться в удобном и доступном для специалиста месте, а также быть готовым к использованию (закрытый пакетик чипсов будет не самым удачным выбором — лучше открыть пакетик, а чипсы выложить на тарелку в целях обеспечения моментальной доступности), однако, поощрение не должно находиться в свободном доступе у ребенка. Поощрения должны быть разнообразными, часто сменяться, и их следует предоставлять в небольшом объеме. Если усилением, например, является щекотка, то не стоит щекотать ребенка в течение 5 минут после правильного ответа на вопрос. Можно пощекотать его 4 секунды, а затем продолжить обучение.

Многие люди считают, что сессии в формате DTT обязательно должны предполагать съедобные поощрения, но это не так. Причина, по которой в сессиях DTT часто используются съедобные пощрения, заключается в том, что очень маленькие дети или дети, которые только начинают обучение по программе АВА, не считают социальное взаимодействие, внимание со стороны взрослых или игрушки/игры поощряющими. В случае таких детей тераписты вынуждены использовать такие поощрения, как конфеты, чипсы или мороженое, потому что этим ограничиваются интересы и предпочтения ребенка. Тем не менее, цель заключается в том, чтобы перевести ребенка со съедобных поощрений как можно скорее.

Сбор данных

Сбор данных при обучении методом DTT осуществляется для каждого обучающего блока. Когда ребенок получает усиление, терапист записывает данные о том, как ребенок выполнял задание. Листы для записи данных варьируют от очень простых до самых сложных. Могут использоваться «птички», система плюс/минус и другие записи. Метод сбора данных не так важен, как обеспечение сбора этих данных. Без точных и подробных данных сложно или практически невозможно определить прогресс ребенка и принять решение в отношении его обучающей программы. Если же специалист не любит собирать данные, тогда следует остановить свой выбор на вербально-поведенческих программах, в которых данные не собираются для каждого обучающего блока. Существуют «за» и «против» для каждого из этих методов, и выбор зависит от индивидуальной успеваемости ребенка.

Обобщение

Многие люди полагают, что DTT – это скучный и механический вид АВА-терапии, и что он обучает детей навыкам «в вакууме» (ребенок может ответить «Свинка», когда его спрашивают «Кто говорит хрю-хрю?», однако не может ответить на вопрос «Как говорит свинка?»). Однако существует одна простая истина: специалисты с низким уровнем профессионализма оказывают непрофессиональные и некачественные услуги АВА-терапии. Единственной причиной, почему методу DTT может не хватать плана по обобщению навыков, может быть то, что программа обучения была разработана несоответствующим образом. Как уже упоминалось выше, обобщение в рамках DTT может происходить за счет использования различных материалов. Во-вторых, существует технология «поддержания» навыков. Она заключается в том, что уже известные ребенку навыки повторяются спустя несколько дней, недель или даже месяцев с момента обучения. Целью программы поддержания навыков является убеждение в том, что ребенок действительно овладел определенным навыком, поскольку аутичные дети имеют склонность быстро их утрачивать. Кроме того, одному и тому же навыку можно обучать различным образом. Например, для того, чтобы обучить ребенка собирать какой-либо паззл, его можно обучить собирать несколько других паззлов. Можно работать над паззлом в различных местах, например, на кухне, в учебном кабинете, на крыльце, веранде и т.п. Упущение моментов обобщения при составлении программы может привести к серьезным проблемам в долгосрочной перспективе.

Источник: http://www.iloveaba.com/2012/10/dtt-discrete-trial-teaching.html

Реестр методов работы


Краткое описание

Метод обучения отдельными блоками (DTT) – методика, в которой единицей обучения является отдельный блок (trial). Блок состоит из инструкции, реакции (ответа ученика) и последствия — терапевт вознаграждает успешное выполнение инструкции, а в случае неуспеха использует процедуру коррекции ошибки. На этапе освоения навыка в блок включается подсказка. В ходе обучения один и тот же блок повторяется несколько раз подряд. Метод DTT был разработан И. Ловаасом (Lovaas, 1987) в Калифорнийском Университете в ЛосАнджелесе (UCLA). Теоретической основой метода обучения отдельными блоками (DTT) является прикладной анализ поведения.


Цели/область применения метода

Основные области, на развитие которых направлен данный метод

  • Сфера социального взаимодействия
  • Сфера коммуникации
  • Когнитивная сфера

Конкретные навыки, на которые направлен данный метод

  • Поведение слушателя (восприятие речи на слух, установление глазного контакта с говорящим, выполнение инструкции, просьбы и др.);
  • Имитация;
  • Соотнесение объектов и их изображений;
  • Различение объектов по функциям, характеристикам, качествам (ФХК);
  • Разговорные навыки (запрос, комментирование, вопросы-ответы);
  • Навыки игры;
  • Навыки социализации (взаимодействие со сверстниками, выражение эмоций и др.);
  • Базовые учебные навыки (письмо, чтение, арифметика).


Целевая группа

Возраст:
Метод DTT может применяться, начиная с 2-х летнего возраста, обучение может продолжаться от двух до шести лет. Данный метод редко используется для обучения взрослых людей.

Уровень развития ребенка, при котором можно использовать метод:
Как правило, использование метода рекомендовано для обучения маленьких детей или низко-функциональных детей с РАС.

Особенности детей, показывающие, что применение данного метода нецелесообразно:
Высокий уровень функционирования.


Требования к квалификации специалиста, применяющего метод

Требования к базовому образованию:
Особых требований к квалификации нет.

Метод DTT может применять не только специально обученный поведенческий специалист, но и родители, учителя или другие люди, ответственные за социальное развитие ребенка, его образование и воспитание.

Требования или рекомендации к прохождению сертифицированных курсов или тренингов:
Обучение методу DTT осуществляется в рамках прикладного анализа поведения. Данных о том, что родители или другие специалисты должны получать сертификат по DTT, нет. Но консультации с более опытным специалистом (куратором, супервизором) крайне желательны. 


Технология применения

Этапы применения метода:
Основные компоненты метода: дискриминационный стимул (SD) —  последовательность подсказок по определенной схеме (при необходимости) — целевое поведение — поощрение —  короткий интервал перед следующим заданием.

  1. Привлечение внимания ребенка (сосредоточенность ребенка на задании).
  2. Подача инструкции терапевтом (учителем).
  3. Подсказка (при необходимости)
  4. Реакция ребенка на инструкцию (ответ).
  5. Предоставление последствия на ответ (подкрепление правильной реакции или коррекция ошибки)
  6. Короткий интервал (2-5 сек.) — время между последствием и началом следующего блока

Форма организации занятий (инд/групп)

DTT обычно проводят в формате индивидуального занятия, один на один. Ряд исследований показали успешные результаты внедрения DTT для обучения в формате группы (Leaf et al., 2013; Taubman et al., 2001).


Технология применения (примеры)


Эффективность метода (практики)

Показана эффективность на исследованиях отдельных кейсов (single case study) и на исследованиях малых групп (Steibrenner et al, 2020)


Источники, использованные при описании метода

  1. Lovaas, O. Ivar (1987). «Behavioral treatment and normal educational and intellectual functioning in young autistic children». Journal of Consulting and Clinical Psychology. 55(1): 3–9. doi:10.1037/0022-006x.55.1.3. ISSN 1939-2117.
  2. Steinbrenner J. R. et al. Evidence-Based Practices for Children, Youth, and Young Adults with Autism //FPG Child Development Institute. – 2020


Дополнительные источники

  1. Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения //М.: Бахрах-М. – 2015
  2. Лиф Р., Макэкен Д. Идет работа. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивной поведенческой терапии при аутизме //М.: ИП Толкачев. – 2016
  3. Lang R., Hancock T. B., Singh N. N. Overview of early intensive behavioral intervention for children with autism //Early intervention for young children with autism spectrum disorder. – Springer, Cham, 2016. – С. 1-14
  4. Waltz M. Autism: A social and medical history. – Springer, 2013
  5. Lerman D. C., Valentino A. L., LeBlanc L. A. Discrete trial training //Early intervention for young children with autism spectrum disorder [Электронный ресурс]. URL: http://aba.nsu.ru/wp-content/uploads/2016/10/OBUCHENIE-OTDEL%60NYIMI-BLOKAMI-DTT.pdf
Другие материалы по теме

Прямая трансляция с Конференции "Открывая двери" (г. Орел)

Анохина Ольга Васильевна
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
Сивкова Ольга Алексеевна
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 67 «Аистенок»
Г. Старый Оскол

Материалы Регионального научно-практического семинара «Использование прикладного анализа поведения в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»

Специалисты все чаще стали встречаться с детьми, имеющими особенности психофизиологического развития и трудности поведения. Значительная часть из группы этих детей составляет дети с расстройствами аутистического спектра. В США 92% людей с диагнозом аутизм адаптированы к жизни в социуме, в России только 10%. Помочь ребенку реализовать и способствует этому правильная организация психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде.

Одним из эффективным и хорошо зарекомендовавшим себя методом как в нашей стране так за рубежом является – метод АВА (прикладной анализ поведения).

Прикладной анализ поведения, ПАП (англ. Applied behavior analysis, ABA) — это научная дисциплина, предполагающая использование современной поведенческой теории обусловливания для изменения социально значимого поведения. Поведенческие аналитики отвергают использование гипотетических конструктов, но сосредотачиваются на объективно наблюдаемых отношениях (зависимостях) поведения и окружающей среды.

Существует множество различных методов ABA-терапии, например «Обучение в Натуральной Среде», «Вербальное поведение», и «DTT – Обучение Отдельными Блоками».

Рекламное сообщение     

Метод DTT основывается на разбиении навыков на этапы, повторении и усилении.

Обучение отдельными пробами – подход к обучению один-на-один, используемый для обучения навыкам в запланированной, контролируемой и систематической манере. DTT используется, когда ученик нуждается в том, чтобы навык изучался небольшими повторяющимися этапами. Каждая проба или возможность для обучения имеет определенное начало и конец, то есть границы, определяющие отдельный блок.  Для подкрепления целевых навыков и поведений используется положительная похвала или прямое поощрение.

С КЕМ И ГДЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ?

  • Обучение детей с раннего возраста до начальной школы при любом функциональном уровне.
  • Наиболее часто применяется с маленькими детьми от 2 до 9 лет.
  • Применяется дома, в школе или амбулаторных условиях.

СТРУКТУРА DTT

Отдельный блок представляет собой трёхчастную последовательность A-B-C:

  • A: инструкция (SD) и подсказка
  • B: ответ ребёнка
  • C: последствие и подсказка.

На практике:

[Инструкция]-[задержка 3-5 секунд]-(подсказка)-[целевая реакция]-[поощрение].

В зависимости от системы подсказок после неверного ответа может предоставляться либо подсказка, либо коррекционный блок.

ИНСТРУКЦИИ. Предлагается начинать с кратких инструкций, но «как только ученик начнет прогрессировать, инструкции должны усложняться и содержать больше слов». Предоставление более сложных языковых конструкций может улучшить обобщение и подготовить ученика к естественным ситуациям, моделировать более естественную речь и увеличивать вовлечение ученика на обучающих сессиях.

ВАРИАТИВНОСТЬ ИНСТРУКЦИЙ. Предлагается варьировать инструкции в зависимости от ученика и условий среды.

  • Если приобретение навыков не замедляется с использованием более сложных инструкций, ученик может быть готов к варьированию инструкций.
  • Если будет установлено, что на данный момент простые инструкции являются наилучшим выбором для данного ученика, варьирование лучше не применять.

Варьирование инструкций на ранних стадиях обучения может привести к более медленному приобретению навыков, но к более эффективной генерализации и поддержанию. Терапист должен стремиться использовать варьирование, так как оно предоставляет лучшую генерализацию и не дает заскучать ученику.

Подсказка – процедура, позволяющая увеличить вероятность совершения реакции.

ВИДЫ ПОДСКАЗОК

  • Вербальная подсказка — слова и вопросы.
  • Моделирование – имитация целевого движения или речи «живой» моделью или на видеозаписи. Физическая подсказка – физический контакт ученика и инструктора.
  • Жестовая подсказка – движение руками, головой, туловищем, мимика, взгляд.
  • Визуальная подсказка — картинки, знаки, текст.
  • Позиционная подсказка — расположение стимулов в пространстве.

ИЕРАРХИЯ ПОДСКАЗОК

  • Полная физическая
  • Частичная физическая
  • Моделирование
  • Жестовая
  • Позиционная
  • Визуальная
  • Вербальная
  • Подсказки нет

ТРАДИЦИОННЫЙ ВАРИАНТ

Традиционный DTT отличается строгостью, практически полностью исключает гибкость или индивидуализацию, зависящие от ответов ученика.

  1. предоставлять простые инструкции, например, «мяч» вместо «потрогай мяч»;
  2. не менять инструкции между пробами;
  3. придерживаться одного специфического типа подсказки или системы ослабления подсказок;
  4. избегать лишних стимульных подсказок;
  5. отдавать предпочтение безошибочному обучению и избегать коррекционных процедур;
  6. использовать строгую прогрессию (от массовых проб к расширенным пробам и к случайной ротации);
  7. обучать только в “стерильной”/не отвлекающей среде.

Существуют также рекомендации строго уравновешивать порядок презентации и размещения целевых и нецелевых стимулов внутри и между пробами (контр балансировка).

СОВРЕМЕННЫЙ ВАРИАНТ DTT

  1. Выбирайте способ презентации и размещения целевых стимулов, основываясь на ученике;
  2. Используйте естественные языковые инструкции, когда возможно;
  3. Меняйте инструкции сразу, как только это становится возможным;
  4. Используйте гибкую систему ослабления подсказок;
  5. Используйте последствия для обучения дополнительным навыкам (использование инструктирующей обратной связи, может привести к дополнительному обучению: «Ты выбрал шапку, молодец! Шапку ты носишь, когда холодно!»);
  6. Не стоит пренебрегать процедурой коррекции ошибки;
  7. Собирайте данные (будьте гибкими);
  8. Обучайте и в “нестерильной” среде.

Для DTT существует множество разновидностей систем сбора данных, которые позволяют отслеживать прогресс ученика:

  • По каждой пробе (непрерывный сбор данных);
  • По 1 холодной пробе (в начале, во время случайной пробы, во время последней пробы);
  • По 3 холодным пробам;
  • Усредненный сбор данных (разным процентным диапазонам присваиваются номера на шкале Лайкерта).

DTT обычно проводят в формате индивидуального занятия, один на один. Оценка результативности работы с ребенком – это уверенное владение им соответствующим навыком. Этот метод работает. И подвергать сомнению его результативность сегодня не приходится.

обучение отдельными блоками

Существует множество различных методов ABA-терапии, например, Обучение в Натуральной Среде, Вербальное поведение, и DTT: Обучение Отдельными Блоками. Многие люди думают, Обучение отдельными блоками и АВА-терапия являются синонимами, а деятельность ABA-терапистов заключается лишь в том, что они сидят за столом с карточками и небольшими кусочками конфет. Это распространенное заблуждение. Прикладной анализ поведения является широкой и многогранной сферой. Анализ Поведения — это наука, которая может быть применена самым различным образом с целью обучения новому поведению, а DTT представляет собой лишь одну из ветвей на древе ABA.

В исследовании 1987 года, проведенном знаменитым профессором Lovaas, Обучение отдельными блоками использовалось для обучения группы детей с аутизмом множеству различных комплексных навыков. До того, как данное исследование было опубликовано, общепризнанным фактом считалось то, что дети с аутизмом неспособны к обучению. Родителям аутичных детей рекомендовали поместить своего ребенка в лечебные комплексы и клиники и пытаться двигаться дальше в жизни. Невозможно переоценить тот вклад, который осуществил Loovas, чтобы продемонстрировать, что дети с аутизмом могут обучаться при условии, что процесс преподавания будет некоторым образом модифицирован.

На сегодняшний день метод Обучения отдельными блоками получил широкое применение, и он, возможно, представляет собой наилучший из известных подходов в АВА. Если Ваш ребенок получает услуги прикладного анализа поведения в специализированном учреждении или в частном порядке, существует большая вероятность того, что специалисты, работающие с ним, используют методику DTT в ходе обучающих сессий. Как правило, низкофункциональные аутичные дети или аутичные дети младшего возраста начинают обучение по методике DTT в более структурированной и механической манере, а со временем у ребенка формируется готовность к переходу к более естественному стилю обучения, такому как Обучение в Натуральной Среде или Случайное Обучение.

Зачастую, когда люди выражают свое недовольство по поводу подхода АВА, они высказывают критику в адрес того, что тераписты АВА делают из детей «роботов», опираются на многократное повторение и заучивание, кормят детей конфетами на протяжении всего дня и т.п. Несмотря на то, что это искаженное и некорректное мнение о работе по методике Прикладного анализа поведения, в таких заявлениях есть некоторая доля истины. Метод DTT действительно основывается на разбиении навыков на этапы, повторении и усилении. Тем не менее, если АВА-терапия реализуется квалифицированными специалистами, DTT может помочь аутичному ребенку достигнуть потрясающих результатов в речевых навыках, имитативных навыках, умении концентрироваться на выполнении задач, навыках самопомощи, моторных навыках, а также навыках игры. Исследовательская база является обширной и убедительной: DTT работает.

Давайте внимательнее рассмотрим метод Обучения отдельными блоками (DTT).

Отдельный обучающий блок:

В случае метода DTT специалистами используется следующий формат учебного блока (или подхода): предъявление материала, предоставление определенного стимула SD, предоставление подсказки в случае неправильной реакции или усиление правильной реакции, удаление материала. Этот процесс в совокупности называется отдельным обучающим блоком, и он повторяется снова и снова в ходе терапевтической сессии. Все должно происходить в быстром темпе, и терапист должен собирать данные о каждом из обучающих блоков после его завершения. Каждый обучающий блок представляет собой возможность для обучения, и целью сессии DTT является предоставление ребенку сотен обучающих возможностей для того, чтобы обучить его определенным навыкам. Детям младшего возраста, как правило, требуется около 10 блоков на каждый навык, а дети постарше могут работать по схеме 5 блоков на навык.

Разбиение задач на отдельные шаги

Согласно методике DTT, комплексные сложные навыки разбиваются на более мелкие, отдельные задачи, выполнению которых необходимо обучить ребенка. Так что же считается комплексным и сложным навыком? Практически все. В случае ребенка с аутизмом обучение тому, как писать свое собственное имя, может представлять собой 5-10-ти шаговый процесс. Например, если ребенка зовут «Дима», сначала ему необходимо научиться обводить букву «Д», затем «и» и т.п. После обведения он учится писать каждую букву в отдельности самостоятельно. И наконец, ребенку дается листок бумаги и карандаш вместе с инструкцией «Напиши свое имя», а специалист предоставляет подсказки к написанию каждой из букв (произносит «Д…и…м…а», пока ребенок пишет). Со временем терапист ограничит и устранит свою помощь до тех пор, пока ребенок не начнет писать свое имя самостоятельно. Звучит сложно? На самом деле, это не так. В процессе использования метода DTT целью является разбить навык на такое количество отдельных действий, какое необходимо в случае каждого конкретного ребенка. Некоторые дети не нуждаются в таком большом количестве шагов для того, чтобы научиться писать собственное имя. А некоторым потребуется намного большее их число. Принимайте решение о разбиении навыков на отдельные действия, основываясь на ходе прогресса каждого ребенка. Если у вас не получается обучить его какому-либо навыку на протяжении нескольких недель, возможно, его стоит разбить на более мелкие действия, чтобы помочь ребенку разобраться в этом.

Множественные блоки обучения и смешанные блоки обучения

В зависимости от способностей и функционального уровня конкретного ребенка, терапевты применяют обучение множественными и смешанными блоками обучения. Множественный блок означает, что специалист задает целевой вопрос или выдает целевую инструкцию множество раз, повторяя ее с точностью. Например, это может выглядеть так: «Блок 1: Дотронься до собачки… Блок 2: Дотронься до собачки… Блок 3: Дотронься до собачки». Множественные блоки обычно используются для обучения очень маленьких детей, детей, незнакомых с АВА-методами обучения или же низкофункциональных аутичных детей. В рамках некоторых программ на данном этапе также может добавляться обобщение путем замены стимула для каждого нового блока. Таким образом, в первом блоке ребенок дотрагивается до фотографии коричневой собаки, во втором – до фотографии белой собаки и т.п. Смешанные блоки, также называемые случайным чередованием, представляют собой обучение целевым реакциям в случайном порядке без использования повторения. Это может выглядеть таким образом: «Блок 1: Дотронься до собачки… Блок 2: Дай мне красный… Блок 3: Сколько тебе лет?». Как правило, целью является добиться перехода от множественных блоков к смешанным блокам, хотя некоторые дети нуждаются в повторении, чтобы обучиться определенным навыкам.

Определенный стимул SD —> Реакция

Определенный стимул SD – это инструкция или требование, которое выставляется ребенку. Примерами определенных стимулов могут быть: «Дотронься до своего носа», «Встань», «Сколько?», «Дотронься до яблок» и т.п. В случае с методом DTT, определенный стимул приводит к желаемой реакции. Если терапист говорит ребенку «Дотронься до своего носа», существует специфическая реакция, которой специалист хочет добиться от ребенка. Если ребенок реагирует правильно, терапист предоставляет ему усиливающее последствие. Если ребенок реагирует неправильно, терапист предоставляет подсказку. Определенный стимул должен оставаться постоянным, вне зависимости от времени суток, специалистов и различных условий окружающей среды. Если утром терапист говорит «Дотронься до своего носа», а в обед говорит «Покажи мне, где твой нос», это может спутать ребенка и даже замедлить его обучение. Определенный стимул говорит ребенку о том, чего от него хотят, а с усилением он контактирует при помощи корректной реакции. Усиление увеличивает вероятность того, что ребенок будет корректно реагировать в будущем.

Усиление

Усиление – это важнейшая и необходимая часть любой АВА-программы. В особенности это справедливо для метода DTT, поскольку в рамках обучающей сессии по методике DTT существует большое количество возможностей для обучения. В зависимости от предоставляемого режима усиления, ребенок может получать усиление сотни раз в ходе одной терапевтической сессии. При постоянном режиме усиления каждая правильная реакция сопровождается усиливающим последствием. В случае переменного режима усиления лишь за некоторыми правильными реакциями следует поощрение. Используемый режим усиления зависит от каждого конкретного ребенка. Усиление должно находиться в удобном и доступном для специалиста месте, а также быть готовым к использованию (закрытый пакетик чипсов будет не самым удачным выбором — лучше открыть пакетик, а чипсы выложить на тарелку в целях обеспечения моментальной доступности), однако, поощрение не должно находиться в свободном доступе у ребенка. Поощрения должны быть разнообразными, часто сменяться, и их следует предоставлять в небольшом объеме. Если усилением, например, является щекотка, то не стоит щекотать ребенка в течение 5 минут после правильного ответа на вопрос. Можно пощекотать его 4 секунды, а затем продолжить обучение.

Многие люди считают, что сессии в формате DTT обязательно должны предполагать съедобные поощрения, но это не так. Причина, по которой в сессиях DTT часто используются съедобные пощрения, заключается в том, что очень маленькие дети или дети, которые только начинают обучение по программе АВА, не считают социальное взаимодействие, внимание со стороны взрослых или игрушки/игры поощряющими. В случае таких детей тераписты вынуждены использовать такие поощрения, как конфеты, чипсы или мороженое, потому что этим ограничиваются интересы и предпочтения ребенка. Тем не менее, цель заключается в том, чтобы перевести ребенка со съедобных поощрений как можно скорее.

Сбор данных

Сбор данных при обучении методом DTT осуществляется для каждого обучающего блока. Когда ребенок получает усиление, терапист записывает данные о том, как ребенок выполнял задание. Листы для записи данных варьируют от очень простых до самых сложных. Могут использоваться «птички», система плюс/минус и другие записи. Метод сбора данных не так важен, как обеспечение сбора этих данных. Без точных и подробных данных сложно или практически невозможно определить прогресс ребенка и принять решение в отношении его обучающей программы. Если же специалист не любит собирать данные, тогда следует остановить свой выбор на вербально-поведенческих программах, в которых данные не собираются для каждого обучающего блока. Существуют «за» и «против» для каждого из этих методов, и выбор зависит от индивидуальной успеваемости ребенка.

Обобщение

Многие люди полагают, что DTT – это скучный и механический вид АВА-терапии, и что он обучает детей навыкам «в вакууме» (ребенок может ответить «Свинка», когда его спрашивают «Кто говорит хрю-хрю?», однако не может ответить на вопрос «Как говорит свинка?»). Однако существует одна простая истина: специалисты с низким уровнем профессионализма оказывают непрофессиональные и некачественные услуги АВА-терапии. Единственной причиной, почему методу DTT может не хватать плана по обобщению навыков, может быть то, что программа обучения была разработана несоответствующим образом. Как уже упоминалось выше, обобщение в рамках DTT может происходить за счет использования различных материалов. Во-вторых, существует технология «поддержания» навыков. Она заключается в том, что уже известные ребенку навыки повторяются спустя несколько дней, недель или даже месяцев с момента обучения. Целью программы поддержания навыков является убеждение в том, что ребенок действительно овладел определенным навыком, поскольку аутичные дети имеют склонность быстро их утрачивать. Кроме того, одному и тому же навыку можно обучать различным образом. Например, для того, чтобы обучить ребенка собирать какой-либо паззл, его можно обучить собирать несколько других паззлов. Можно работать над паззлом в различных местах, например, на кухне, в учебном кабинете, на крыльце, веранде и т.п. Упущение моментов обобщения при составлении программы может привести к серьезным проблемам в долгосрочной перспективе.

Источник: http://www.iloveaba.com/2012/10/dtt-discrete-trial-teaching.html

 Статья «Применение метода DTT на уроке по развитию речи
для детей с ОВЗ (особый ребенок)»

 Коррекционное образование

На сегодняшний момент методы экспериментально решили опробовать
и применить для обучения детей с ОВЗ (особый ребенок), интегрируя эти методы в
урок по развитию речи. Данные методы положительно себя зарекомендовали для
большинства детей с ОВЗ и дают хорошую результативность на уроках. Методом
отдельных блоков можно обучать разным навыкам.

Применение метода DTT на уроке по развитию речи для детей с
ОВЗ (особый ребенок)

DTT (Discrete Trial Training)
методика обучения дискретными пробами или отдельными блоками — была разработана
Иваром Ловаасом из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, и сейчас
широко применяется практиками прикладного анализа поведения. На сегодняшний
момент методы экспериментально решили опробовать и применить  для обучения
детей с ОВЗ (особый ребенок), интегрируя эти методы в урок по развитию речи.
Данные методы положительно себя зарекомендовали для большинства детей с ОВЗ и
дают  хорошую результативность на уроках.

У данных  методик есть своя несложная терминология.
Например, то, что кладется перед учеником (это может быть карточка с изображением
или вещь), называется «стимул». Слова, которыми учитель приглашает ученика к
действию, называются «инструкция». Само действие ученика называется «реакция».
А то, чему ученик обучается – это «навык».

Методом отдельных блоков можно обучать разным навыкам. Можно
учить наименовывать (тогда инструкция будет звучать как «Это…?», «Что это?» и
т.п.). Это, в частности, способствует увеличению активного словарного запаса.
Можно учить распознавать стимул среди нескольких (тогда инструкция будет
звучать как («Где?» «Покажи…» «Дотронься до…» и т.п.). Ученик сканирует
несколько изображений (предметов), выбирает затребованное (например, указывает
пальцем), вполне себе полезный навык, способствует сосредоточенности, и
пассивный словарный запас тоже пополняется.

У этого метода (и в целом у всех обучающих методик
прикладного анализа поведения) есть обязательные условия. Среди них –
непременное поощрение каждой верной реакции. И подсказки, которые не дают
ученику оставаться в плену своих ошибок, помогают ему чаще отвечать правильно,
и таким образом создают атмосферу успешности и способствуют быстрому
продвижению в освоении навыка.

Педагоги самостоятельно выбирают поощрения для своих детей,
зная и понимая их потребности,  и как повлияет данное поощрение на
дальнейшее состояние ребенка. Поощрения могут быть прямыми (например, конфета,
печенье, шоколадка  в награду за каждую верную реакцию) либо —
 «генерализованные» поощрения. Это 10 ярких магнитиков. За каждую верную
реакцию на металлическую полоску со щелканьем ставился очередной магнитик.
Когда они набирались все, «сессия» (тоже термин) считалась оконченной, и
ребенок получал перерыв, в который мы занимались с ним мотивационной
деятельностью. Поощрения должны со временем уменьшаться и  постепенно
увеличивать  время занятий до перерыва (теперь за каждые 10
магнитиков  получаем  «звездочку», и ребенок получает доступ к
мотивационной деятельности, набрав 3 звездочки).

А называется он «Метод отдельных блоков», потому что
обучение происходит в виде отдельных трехфакторных блоков: Инструкция – Реакция
– Последствие (поощрение или коррекция ошибки), и между блоками следует делать
очень короткий, но отчетливый передых. В такой технике с ребенком  мы
занимались в быстром темпе, паузу между блоками заполняло щелканье магнитика.

***

За три четверти этого учебного года ученик  научился
 наименовывать 17 карточек «Что растет в саду?», 17 карточек с птицами и
узнавать (указывать) 17 карточек «Чудеса древнего мира».

Поскольку наименовывать – это вербальный навык, то и
подсказка была вербальной. Когда ученик  затруднялся  назвать, что за
фрукт-ягода перед ней, он  получал полную вербальную подсказку:
«Смородина». С облегчением повторял: «Смородина», еще раз получал
 инструкцию: «Что это?», отвечал самостоятельно «Смородина» и получал магнитик.
Чтобы не выработалось зависимости от подсказок, их следует редуцировать.
Причем, как можно раньше и побыстрее. Вербальные подсказки на начальном этапе
редуцируются «от наибольшей – к наименьшей». То есть при следующем затруднении
подсказка уже звучит как «Смороди…». Потом «Сморо…», потом «Смо…», потом «См…».
Произносить надо негромко и монотонно, как будто это ее собственные мысли, в
противном случае, ученик  не говорил после подсказки «Смородина», а с
удовольствием доканчивал «…на». На продвинутом этапе подсказки становятся уже
«от наименьшей – к наибольшей», и при затруднении я сначала слегка
«подталкивала» ученика: «См…», если не вспоминал, тогда «Смо…», и на каком-то
этапе он обязательно вспоминал и произносил «Смородина», получал  повторную
инструкцию, отвечал верно без подсказки и получал магнитик. Этот вид подсказки
(от наименьшей к наибольшей) знаком большинству из нас по совместному
заучиванию стихов, к примеру («Мой дя…», «Мой дядя…», «Мой дядя са…»).

Когда учились указывать на карточки, использовали т.н.
«жестовую подсказку». Я показывала ученику  пальцем на карточку, которую
ученик  затруднялсь идентифицировать. Редукция подсказки была в
продолжительности жеста. Если первый раз держала палец на карточке 5 секунд,
чтобы убедиться, что ученик  увидел и запомнил расположение «целевого
стимула» (тоже термин), то постепенно подсказка становилась мимолетной, не
дольше 1 секунды.

***

А теперь о самой методике.

Она состоит из 3 этапов.

  1. Этап одиночного стимула.

Перед учеником выкладывается 1 (одна) карточка с
изображением целевого стимула. Дается инструкция: «Где Стоунхендж?». Этап
завершается, когда происходит первая верная самостоятельная реакция. В случае с
моим учеником  – это после первого же раза. Но, напоминаю, что метод был
разработан для работы с аутистичными детьми, у которых может просто
отсутствовать реакция на инструкцию.

  1. Добавление «дистракторов».

При переходе на 2 этап рядом с карточкой с изображением
целевого стимула кладется дистрактор (отвлекающий стимул). Отвлекающий стимул
должен очень сильно отличаться от целевого. Я клала перевернутую лицом вниз
другую карточку из набора. Дается инструкция «Что это?». При правильном ответе
карточки меняются местами, и инструкция повторяется. При правильном ответе
добавляется еще один дистрактор, и инструкция повторяется еще три раза с
ротацией карточек в непредсказуемом порядке. Дети с расстройствами
аутистического спектра могут показать на дистрактор, и с ними проводится
процедура коррекции ошибки с использованием подсказки, описанная выше. Первые два
набора мы учились по классической схеме, а потом я решила усложнить
 задачу, и, когда мы приступили к изучению памятников («Чудеса Древнего
мира»), стала использовать для дистракторов не перевернутые нейтральные
карточки, а карточки с изображениями еще не изученных памятников. И в
результате качество приобретенного навыка оказалось значительно хуже, чем у
первых двух наборов. Ученик  часто ошибается, критерия овладения навыком
(80% правильных реакций) мы еще не достигли, хотя показывать пальцем проще, чем
наименовывать.

По завершении 2 этапов с одним стимулом, эти же этапы
проводятся еще с 2 стимулами, и потом совершается переход на 3 этап.

  1. Этап свободной ротации.

На этом этапе перед учеником выкладываются три изученных
стимула, и по ним выполняются инструкции (или показать на карточку и спросить:
«Что это?», или спросить: «Где…?»). При верном ответе производится ротация
карточек в произвольном порядке, и вопрос задается еще несколько раз про разные
стимулы, тоже в произвольном порядке.

При ошибке производится процедура коррекции ошибки,
описанная выше.

По окончании сессии предоставляется поощрение.

Потом этапы повторяются с другими стимулами в наборе. Потом
уже нужно задавать вопросы, выложив перед учеником по 6-8 символов. Критерием
приобретения навыка считается 80% правильных ответов 3 дня подряд. Желательно
через 1,5-2 месяца вернуться к набору и проверить, не утерялся ли приобретенный
навык.

Таким образом, идя по четкому алгоритму, используя подсказки
и предоставляя поощрения, можно выучить с учеником много различных слов и
понятий, причем эти знания приобретаются незаметно и легко, и остаются надолго.

***

Приложение.

Списки «целевых стимулов»

Что растет в саду?

Птицы

Чудеса Древнего мира

1.Аджанта

  1. Венера Милосская
  2. Колизей
  3. Рисунки Наски
  1. Александрийская библиотека
  1. Висячие сады Семирамиды
  2. Колосс Родосский
  3. Статуя Зевса в Олимпии
  1. Александрийский маяк
  1. Египетские пирамиды
  2. Мавзолей в Галикарнасе
  3. Стоунхендж
  4. Аполлон Бельведерский
  5. Карнакский храм
  6. Петра
  7. Сфинкс
  1. Храм Артемиды в Эфесе

Скачано с www.znanio.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Dfc boss ii t b2 инструкция
  • Как заполнить декларацию 3 ндфл через госуслуги инструкция пошаговая
  • Классное руководство ярославская область
  • Мометазон акрихин мазь инструкция по применению цена отзывы
  • Празицид суспензия плюс для котят дозировка инструкция по применению