Инструкция полета в самолете для пассажиров

13.3.1 Пассажир при подготовке к полету должен:

–  лично упаковать свою ручную кладь и багаж или постоянно присутствовать при их упаковке другими лицами с целью исключения вложений в них незнакомых ему предметов;
–  отказываться брать от любых лиц предметы (упаковки) для транспортировки и передачи их другим лицам без предварительного личного просмотра их содержимого;
–  не оставлять без личного присмотра перевозимые вещи и предметы до мо-мента их сдачи под ответственность Авиакомпании;
–  не брать в полет (по возможности) и отказаться от транспортировки электронных приборов и средств связи.

13.3.2 Пассажир при оформлении своего полета должен:

–  иметь на руках документ, удостоверяющий его личность;
–  уведомить сотрудников аэропорта при прохождении регистрации о наличии у него разрешенного к перевозке личного оружия и наличия в багаже электронных приборов;
–  быть готовым ответить на вопросы: кто упаковывал багаж, оставался ли он без присмотра пассажира, а также назвать содержимое багажа;
–  информировать сотрудников служб авиационной безопасности или любого сотрудника аэропорта обо всех явлениях, вызывающих обеспокоенность пассажира в безопасности полета;
–  пройти предполетный досмотр;
–  предъявить для досмотра ручную кладь и багаж, а также личные предметы и вещи, находящиеся при пассажире.

13.3.3 Пассажир в период прохождения досмотра и ожидания посадки в самолет должен:

–  выполнять установленные администрацией аэропорта правила авиационной безопасности и содействовать авиационному персоналу и членам экипажа воздушного судна в их обеспечении.

13.3.4 Пассажир на борту воздушного судна обязан:

–  безоговорочно выполнять требования и распоряжения командира воздушного судна и членов экипажа;
–  размещать ручную кладь и личные вещи на специально отведенных местах, указанных бортпроводником;
–  соблюдать общепринятые правила поведения в общественных местах;
–  застегнуть привязные ремни при включенном табло «Пристегните ремни» и (по указанию бортпроводника) оставлять их застегнутыми;
–  выполнять правила перевозки;
–  выполнять правила пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, санитарно-противоэпидемические правила;
–  соблюдать правила перевозки опасных веществ или предметов;
–  соблюдать правила безопасности полета.

13.3.5 Пассажиру на борту воздушного судна запрещено:

–  создавать ситуации, угрожающие безопасности полета, а также жизни (здоровью) пассажиров и членов экипажа (попытка открыть дверь, люк самолета, отказ от пристегивания ремнем безопасности, курение в неположенном месте и т.д);
–  создавать ситуации, способствующие совершению или возникновению хулиганских поступков, действий, унижающих честь и достоинство окружающих, а также агрессивных действий со стороны других лиц;
–  повышать голос, неуважительно и агрессивно относиться к другим пассажирам и членам экипажа;
–  без необходимости беспокоить отдыхающих (спящих) пассажиров;
–  пользоваться электронными приборами и средствами связи (компьютерами, мобильными телефонами и т.п.) во время руления, взлета и посадки самолета;
–  препятствовать выполнению служебных обязанностей членов экипажа;
–  употреблять наркотические и другие вещества, способные вызвать интоксикацию организма;
–  употреблять алкогольные напитки, принесенные на борт пассажирами, в том числе приобретенные в магазинах беспошлинной торговли;
–  курить на борту воздушного судна в течение всего полета, в том числе электронные сигареты;
–  загромождать проходы, аварийные и служебные двери и подходы к аварийным выходам;
–  использовать аварийно-спасательное оборудование без указания экипажа;
–  производить видео и фотосъемку в условиях турбулентности, во время руления, взлета и захода на посадку с момента включения табло «Пристегните ремни» до его выключения, также видео и фотосъемку других пассажиров и членов экипажа без их согласия;
–  портить какое-либо оборудование или имущество на борту воздушного судна;
–  выносить с борта воздушного судна любое оборудование или имущество Авиакомпании;
–  нарушать правила пожарной безопасности, санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические правила;
–  нарушать правила перевозки опасных веществ или предметов.

13.3.6 В случае прекращения по инициативе Авиакомпании действия договора воздушной перевозки вследствие нарушения пассажиром правил поведения на борту воздушного судна и создания им угрозы безопасности полета либо угрозы жизни (здоровья) других лиц, а также невыполнения пассажиром распоряжений командира воздушного судна, уплаченная за воздушную перевозку сумма, пассажиру не возвращается.

13.3 Правила поведения пассажира при подготовке к полету и на борту воздушного судна

В основе корпоративной стратегии ПАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» лежит принцип максимальной ориентации на удовлетворение ожиданий и требований наших клиентов. С этой целью мы стремимся постоянно повышать качество предоставляемых авиакомпанией услуг. Выполнять эту задачу нам помогает тот факт, что подавляющее большинство наших пассажиров ведет себя так, как это принято в цивилизованном обществе.

Безопасность в Международном аэропорту «Шереметьево» обеспечивает Акционерное общество «Шереметьево Безопасность», созданное в 1998 году.
АО «Шереметьево Безопасность» стало одним из первых в России предприятий, которое обеспечивает соблюдение норм, правил и принципов авиационной безопасности на воздушном транспорте в соответствии с требованиями Стандартов ИКАО / ИАТА и воздушным законодательством Российской Федерации.

Пассажиры должны хорошо усвоить информацию о расположении запасных выходов, правила пользования спасательными жилетами и аварийной кислородной системой — только в этом случае при возникновении чрезвычайных обстоятельств спасательные службы и экипаж смогут действовать четко и эффективно. Поскольку самолеты бывают разных типов, то и расположение запасных выходов и средств безопасности на каждом из них тоже могут существенно отличаться. Поэтому перед началом полета внимательно прослушайте объяснения бортпроводника и ознакомьтесь с инструкцией о поведении в аварийной ситуации.

Если в течение всего полета Вы сидите или спите, советуем оставлять ремни безопасности застегнутыми. Это поможет легче перенести воздушные ямы, убережет Вас от травм в случае резких толчков при возникновении турбулентности.

Однако в ряде случаев мы сталкиваемся с деструктивным поведением, угрожающим безопасности полетов и снижающим уровень комфорта пассажиров. В подобных случаях руководство ПАО «Аэрофлот» придерживается следующей политики:

  • не оставлять без последствий ни одно нарушение «Правил поведения пассажиров»;
  • предоставлять летному и наземному персоналу авиакомпании полномочия, необходимые как для предотвращения нарушений «Правил поведения пассажиров», так и для их пресечения;
  • оказывать всевозможное содействие правоохранительным органам в привлечении нарушителей порядка к ответственности и применении к ним соответствующих санкций.

Согласно действующим в ПАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» «Правилам поведения пассажиров», в целях соблюдения безопасности полетов, повышения качества предоставляемых услуг, предупреждения нарушений общественного порядка и других правонарушений, совершаемых на борту воздушных судов и на территории наземных объектов гражданской авиации,

Пассажиры имеют право

  • требовать предоставления всех услуг, предусмотренных условиями договора воздушной перевозки, указанными на бланке бумажного авиабилета, на сайте авиакомпании в процессе оформления электронного билета или в офисах продажи;
  • в случае, если их жизни, здоровью или личному достоинству угрожает опасность — обращаться к работникам авиапредприятия и требовать у них защиты.

Пассажиры обязаны

  • безоговорочно выполнять требования командира воздушного судна и рекомендации других членов экипажа; 
  • соблюдать дисциплину и порядок;
  • выключать или переключить в автономный режим работы (авиарежим) электронные устройства по требованию членов экипажа на любом этапе полета.

Пассажирам запрещается

  • Создавать ситуации, угрожающие безопасности полета или жизни, здоровью и личному достоинству других пассажиров, а также авиаперсонала — допускать по отношению к ним любое оскорбление — словесное или физическое
  • Употреблять алкогольные напитки, кроме тех, что были предложены на борту воздушного судна
  • Курить (в том числе электронные сигареты) на борту самолетов в течение всего полета
  • Использовать аварийно-спасательное оборудование без соответствующих указаний экипажа
  • Создавать условия, не комфортные для остальных пассажиров и препятствующие работе членов экипажа
  • Портить принадлежащее авиапредприятию имущество и/или выносить его с борта самолета

Заведомо ложное, в том числе имеющее характер шутки, сообщение пассажира о наличии в багаже оружия/взрывных устройств/опасных веществ в ряде случаев может быть признано ложной информацией о готовящихся взрывах/терактах и квалифицировано как преступление, предусмотренное ст. 207 Уголовного Кодекса Российской Федерации. За данное преступление пассажир может быть оштрафован на сумму до 200 000 рублей или подвергнут иному наказанию, установленному данной статьей.

В случае нарушения перечисленных выше требований, современное международное воздушное право, национальное законодательство 166 государств, ратифицировавших Конвенцию «О преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна» (Токио, 1963 г.), в том числе — Российской Федерации, а также действующие в ПАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» «Правила поведения пассажиров» и существующая практика их применения, предусматривают

Правила предусматривают санкции

  • прекращение обслуживания алкогольными напитками пассажира, находящегося в состоянии как алкогольного опьянения, так и любой другой интоксикации;
  • изъятие у пассажиров на время полета (с последующим возвратом по его окончании) принадлежащих им спиртных напитков, в том числе — приобретенных в магазинах беспошлинной торговли на борту самолета;
  • применение мер принуждения к лицу, отказывающемуся выполнять распоряжения командира воздушного судна;
  • удаление пассажира-нарушителя с борта самолета в ближайшем пункте его посадки, а в случае совершения самолетом вынужденной посадки — возмещение пассажиром дополнительных расходов, понесенных авиакомпанией в результате его недопустимого поведения;
  • передача такого пассажира в правоохранительные органы независимо от государства посадки;
  • возмещение пассажиром материального ущерба, причиненного им авиакомпании вследствие порчи принадлежащего ей имущества;
  • тюремное заключение (в отдельных странах — сроком до 2-х лет);
  • наложение денежного штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей (в отдельных странах — размером более $3000), или административный арест на срок до пятнадцати суток;
  • лишение пассажира права дальнейшего пользования услугами перевозчика, в том числе — расторжение уже заключенного договора о воздушной перевозке, без компенсации его стоимости;
  • аннулирование виз, выданных как Российской Федерацией, так и другими государствами;
  • придание инциденту максимальной публичной огласки в СМИ и на специальных интернет-сайтах;
  • наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток за невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях часть 6 Статьи 11.17 введена Федеральным законом РФ от 21.12.2009г № 336-ФЗ). 

Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с требованиями безопасности существуют ограничения по размещению пассажиров на местах в ряду аварийного выхода. В случае возникновения аварийной ситуации, пассажиры, размещенные на местах у аварийных выходов/люков, должны оказать помощь экипажу самолета. Именно по этой причине данные места недоступны для предварительной (онлайн) регистрации и не предоставляются:

  • детям до 12 лет ( в том числе при наличии сопровождающих лиц);
  • беременным женщинам;
  • пассажирам, перевозящим животных в салоне самолета;
  • лицам с ограничениями жизнедеятельности;
  • пассажирам, которым необходимо использовать удлинительный ремень безопасности;
  • лицам, не владеющим русским и английским языками.

Непосредственно у аварийного люка запрещено размещение лиц моложе 18 лет. Пожалуйста, будьте готовы к тому, что члены экипажа попросят Вас занять другое кресло в салоне самолета, если на стойке регистрации Вам будет ошибочно выдан посадочный талон на места у аварийного выхода.

Дополнительную информацию  можно получить также:

http://www.aeromash.ru/ru/about/stoplist/stoplist_in_detail

Автор

канд. филос. наук А.И. Овчарова ‒ редактор редакционного отдела информационных систем и ресурсов управления развития цифровых технологий ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ»

Научный редактор

докт. мед. наук, доц. А.Ф. Завалко

Полет на самолете, на первый взгляд, может показаться быстрым и комфортным способом переместиться из одного города в другой или из одной страны – даже на другой континент. Однако из-за воздействия целого ряда факторов авиаперелеты могут повлиять на ваше здоровье и самочувствие. Большинство путешественников не заметят каких-либо неблагоприятных последствий для своего здоровья во время полета, тем не менее они могут возникнуть, если у вас есть определенные проблемы со здоровьем. Как сделать полет максимально комфортным, мы расскажем в нашей статье.

Приезжайте в аэропорт пораньше

Чтобы избежать стресса перед полетом и не опоздать на рейс, запланируйте ранний отъезд в аэропорт. Это даст вам ощущение спокойствия: если возникнет пробка на дороге или длинная очередь на паспортный контроль, то вы не будете волноваться.

Проверка безопасности

Проверки безопасности могут вызвать опасения у путешественников, оснащенных металлическими устройствами, такими как искусственные суставы, кардиостимуляторы или внутренние автоматические дефибрилляторы. На некоторые кардиостимуляторы может повлиять современное оборудование для проверки безопасности, и любой путешественник с кардиостимулятором должен иметь при себе заключение своего врача.

Какое место выбрать в салоне?

Если вам необходимо выйти из самолета одним из первых, то выбирайте места на передних рядах, так вы окажетесь ближе всех к выходу. Кроме того, с носа авиалайнера начинается обслуживание, а значит, вы получите обед или ужин раньше других пассажиров.
Места в хвосте считаются наиболее безопасными: по статистике, опубликованной в американском научном журнале «Популярная механика», в случае катастрофы у пассажиров задних рядов на 40 % выше шансы спастись. Места рядом с крыльями самолета гарантируют наименьшую турбулентность.
Места у запасного выхода или на первом ряду предполагают большее пространство перед ногами и между креслами. Кресло у иллюминатора позволит вам облокотиться на стену и вздремнуть, а соседям не придется будить вас, чтобы выйти. Однако надо учитывать, что места «у окна» предполагают холодный фюзеляж (за бортом температура воздуха около – 60°С), поэтому следует одеться потеплее.
Место у прохода тоже имеет свои преимущества, особенно для тех, у кого длинные ноги, потому что их легче вытянуть, т.к. есть больше места для маневра, и не мешает стена самолета. Также вам не нужно будет волноваться о том, что вы побеспокоите своих соседей, если вам захочется встать, чтобы размяться, или сходить в туалет.

Какую одежду выбрать для путешествия?

Оптимально на время пути отдать предпочтение максимально свободной и удобной одежде. Надо учитывать, что в салоне может быть и жарко, и холодно, поэтому хорошо бы взять с собой палантин (пледы предлагают не в каждом самолете) и одеться слоями – от футболки до толстовки и куртки. Теплые носки тоже могут пригодиться, если вы решите снять обувь.

Куда положить вещи?

На откидных столиках и в карманах впереди стоящих кресел скапливается больше всего мусора, независимо от того, как тщательно их моют. Постарайтесь не класть личные вещи, еду без подноса и упаковки на столик. Не лишними будут санитайзер для рук и влажные салфетки с антибактериальным эффектом.

Что есть перед полетом и в самолете?

Во избежание укачивания за несколько дней до предстоящего перелета позаботьтесь о том, чтобы в вашем рационе не появлялись холестериносодержащие продукты, такие как жирные сорта мяса, рыбы или сало. Лучше отказаться от молока и сливок, а предпочтение отдать овощам и фруктам, плодам цитрусовых, и при приготовлении пищи использовать растительное масло.
Большинство авиакомпаний предлагает, кроме стандартного, несколько вариантов меню на выбор: для пассажиров с диабетом, соблюдающих диету, веганов и вегетарианцев, а также безлактозное, детское и кошерное питание. Указать свои пожелания к меню нужно при покупке билета. В полете пригодятся перекусы – фрукты, овощи, орехи. Надо иметь в виду, что из-за сухого воздуха и низкого давления на борту падает чувствительность вкусовых рецепторов, поэтому основные блюда авиакомпаний часто содержат избыточное количество соли и сахара.

Что пить?

Чтобы избежать обезвоживания во время долгого перелета, в самолете нужно пить больше воды. И лучше начать это делать в дни, предшествующие полету. По той же причине следует отказаться от алкоголя, кофе и кофеинсодержащих напитков. После досмотра ручной клади купите пару бутылок обычной воды, чтобы не звать всякий раз стюардессу ради маленького стаканчика с напитком.

Как защитить кожу от сухого воздуха?

Настройте кондиционер над креслом так, чтобы воздух не дул в лицо и не сушил кожу еще больше. Некоторые пассажиры освежают лицо термальной водой в виде спрея, но делать это не стоит: попадая на кожу, вода испаряется, обезвоживая ее еще больше, и нарушается гидробаланс. Для увлажнения подойдут пробники и специальные мини-наборы многофункциональных средств для путешествий. Не забывайте о правилах авиакомпаний касательно объемов флаконов с жидкостью.

Как избежать отеков?

Обезвоживание может спровоцировать отеки, которые также обусловлены задержкой солей в организме, особенно у беременных женщин. Во время полета вы редко меняете положение тела, что вызывает застой жидкости в тканях. Чтобы избавиться от отеков, следует снять обувь, размять икры и ступни, пройтись по салону, перенося вес тела на пальцы ног. Старайтесь не скрещивать ноги, сидя в кресле: это дополнительно затрудняет кровоток. Поможет компрессионное белье, надетое под одежду, не сковывающую движений.

Что делать, если заложило ухо?

В обычных условиях атмосферное давление идентично давлению в барабанной полости уха. Из-за разницы давления во внешней среде и человеческом организме во время взлета и посадки уши может закладывать. При зевании, глотательных и жевательных движениях внутреннее отверстие евстахиевой трубы приоткрывается, что позволяет выровнять перепады.
В этом случае помогут леденцы либо жвачка, а во время набора и снижения высоты самолетом желательно не спать.

Как спать во время полета?

Одной из самых больших проблем в течение рейса может быть шум от других пассажиров, будь то плачущий ребенок или шумная компания друзей. Это может сильно раздражать, если вы пытаетесь немного поспать. Пара мягких силиконовых берушей может помочь заглушить большую часть шума. Также наушники с шумоподавлением снижают уровень шума и позволяют расслабиться во время полета.
Кроме того, захватите с собой маску для сна и подголовник-подушку, которую не надувайте полностью: из-за перепадов атмосферного давления аксессуар может лопнуть.
Для минимизации риска джетлага (синдрома смены часового пояса) следует специально подготовить ваш организм заранее, чтобы долгое время не путать день с ночью и жить по московскому времени. Лучше всего за три дня перед полетом на Запад ложиться спать на час или два позже. Это помогает организму постепенно привыкать к новому часовому поясу. Если же этого не произойдет, то стоит рассмотреть прием препаратов с мелатонином (гормоном, отвечающим за регуляцию суточных ритмов), предварительно проконсультировавшись с врачом.
Рекомендуем также во время рейса переставить часы на всех своих устройствах на новое время. И если вы прилетаете днем, постарайтесь поспать в самолете, чтобы не уснуть еще до наступления ужина. Отправляйтесь спать, когда в вашем новом часовом поясе наступит поздний вечер.

Чем заняться?

Подумайте заранее, чем развлечь себя во время многочасового перелета. В лоукостерах вам максимум предложат почитать журнал авиакомпании, поэтому можно купить стопку журналов в аэропорту и после прочтения оставить их в самолете. Пригодится книга или планшет с заранее сохраненными фильмами и музыкой. Можно разобрать галерею фотографий из отпуска или сделать записи в ежедневнике, подводя итоги поездки и строя новые планы. Кстати, наушники лучше брать свои – те, которые выдают в самолете, не являются одноразовыми. После использования их очищают и заново упаковывают, но это не гарантирует их гигиенической безопасности.

Если вы носите контактные линзы

Если вы привыкли носить ежедневно контактные линзы, то на время полета лучше надеть очки. Сухой воздух в самолете может высушить контактные линзы и вызвать слезоточивость.

Курильщики

Сейчас практически все авиакомпании запрещают курение на борту. Некоторые курильщики могут испытывать стресс, особенно во время длительных перелетов, и им следует обсудить этот вопрос с врачом перед поездкой. Никотиновые пластыри или жевательная резинка, содержащие никотин, могут быть полезны во время полета, а также может быть рассмотрено использование других лекарств или методов.

Длительный перелет и дополнительные риски

Во время полета на большое расстояние приходится долго сидеть неподвижно, подчас в неудобной позе, что приводит к венозному застою. В последнее время медики говорят об опасности тромбоза глубоких вен (ТГВ), который может развиться в самолете. Вслед за инфарктом, инсультом ТГВ занимает третье место среди причин смертности. Во время длительного полета (больше трех часов) кровоток в ногах резко ослабевает, в результате увеличивается опасность тромбоза. Дополнительные факторы риска – травмы ног, прием гормональных препаратов, наследственные нарушения свертывания крови.
Если вам предстоит длительный полет и у вас есть проблемы с венами, то лучше проконсультироваться с врачом и воспользоваться специально разработанными компрессионными гольфами, которые уменьшают венозный застой. Их следует надевать вместо обычных носков или гольфов.
Чаще всего ТГВ подвержены пассажиры экономического класса, т.к. там меньше расстояние между креслами в самолете, и пассажиру приходится сидеть в более неудобной позе. Пассажиры первого класса имеют возможность расположиться куда более комфортно.
В группе риска ТГВ находятся те, кто страдает варикозным расширением вен, ожирением, пожилые люди, беременные женщины.

Пассажиры с ограниченными возможностями и авиаперелет

Физическая неполноценность обычно не препятствует авиаперелету. Пассажир, который не в состоянии самостоятельно позаботиться о своих потребностях во время полета (включая пользование туалетом и пересадку с инвалидной коляски на сиденье и наоборот), должен находиться в компании сопровождающего, способного оказать всю необходимую помощь. Бортпроводникам, как правило, не разрешается оказывать такую помощь, и пассажиру, который нуждается в ней, но не имеет подходящего сопровождающего, может быть отказано в поездке. Путешественникам, прикованным к инвалидным коляскам, следует рекомендовать ограничивать потребление жидкости до или во время путешествия, чтобы избежать посещения туалета во время перелетов, поскольку это может нанести вред общему состоянию здоровья.
У авиакомпаний есть правила, касающиеся условий проезда пассажиров с ограниченными возможностями. Поэтому следует связаться с авиакомпаниями для получения рекомендаций перед поездкой, также полезную информацию можно найти на их веб-сайтах.

Можно ли заболеть из-за других пассажиров во время полета?

Исследования показали, что риск передачи какого-либо инфекционного заболевания на борту воздушного судна невелик. Качество воздуха в салоне самолета тщательно контролируется. Вентиляция обеспечивает общую смену воздуха 20–30 раз в час. Большинство современных самолетов оснащены системами рециркуляции, которые перерабатывают до 50 % воздуха в салоне. Рециркулируемый воздух обычно проходит через высокоэффективные фильтры для очистки воздуха от твердых частиц, используемые в больничных операционных и отделениях интенсивной терапии, которые улавливают частицы пыли, бактерии, грибки и вирусы.
Тем не менее передача инфекции может происходить между пассажирами, которые находятся в одном и том же салоне воздушного судна, обычно в результате кашля или чихания инфицированного человека или при прикосновении (прямой контакт или поверхности, к которым прикасаются другие пассажиры). Очень заразные заболевания, такие как грипп, с большей вероятностью передадутся другим пассажирам в ситуациях, когда система вентиляции воздушного судна не работает.
Чтобы свести к минимуму риск передачи инфекций, путешественникам, которые плохо себя чувствуют (особенно если есть высокая температура), следует отложить полет до тех пор, пока они не поправятся. Лицам с активным инфекционным заболеванием не следует путешествовать воздушным транспортом. Авиакомпании могут отказать в посадке на рейс пассажирам с очевидным проявлением инфекционного заболевания. Ограничения и правила могут варьироваться в зависимости от авиакомпании, поэтому, если у вас есть какие-либо сомнения, следует обратиться за консультацией в медицинский отдел выбранной авиакомпании.

Список литературы:

  1. Air travel advice // World Health Organization: official website. 27 April 2020. URL: https://www.who.int/news-room/questions-and-answers/item/air-travel-advice (дата обращения: 15.05.2023).
  2. Рябухина С. В самолете: как сделать воздушное путешествие комфортным? // Аргументы и факты. 2009. 23 июля. URL: https://aif.ru/health/life/12505 (дата обращения: 15.05.2023).
  3. Рудевич И. 12 советов для комфортного перелета // РБК. Здоровье. 2018. 26 ноября. URL: https://style.rbc.ru/health/5bfba4ec9a794770e53d385d (дата обращения: 15.05.2023).

Logo

Что надо знать, если впервые летите на самолете?

Для тех, кто первый раз отправляется в полет, важно понимать порядок подготовки, посадки на самолет и сбора багажа. Если путешественник неопытный, совет при перелете будет очень важен, так как именно дополнительная информация покажет правила регистрации, посадки на воздушное судно и поведения на нем.

Для многих туристов первый полет на самолете становится самым настоящим испытанием. Связано это с тем, что они предварительно не ознакомились с действующими правилами и требованиями, в том числе, касающимися багажа, ручной клади, а также особенностями поведения в аэропорту и в салоне. Это приводит к тому, что некоторые туристы опаздывают на свой рейс или берут не все документы, необходимые для поездки. Поэтому мы предлагаем ряд полезных рекомендаций, как правильно подготовиться к полету, куда надо идти, прибыв в аэропорт, и где сесть в самолете

    Покупка билетов на рейс

    Начинать надо с покупки авиабилетов. Для этого можно использовать разные службы или агентства, заказать сертификаты, дающие право на перелет. При использовании любого варианта рекомендуется учесть следующие нюансы:

    • при внесении личных данных надо обязательно проверить правильность заполнения паспортных и прочих данных, включая ФИО, пол, дату рождения, сведения о детях и другой важной информации;
    • надо сделать сканы документов, сохранить их в электронном виде на смартфон, чтобы при необходимости можно было быстро их предоставить;
    • паспорта, билеты, посадочные талоны и другие документы необходимо всегда иметь при себе, нельзя сдавать их в багаж (рекомендуется завести отдельный кейс, специально предназначенный для личных бумаг).

    Перед тем, как выехать в аэропорт, следует повторно проверить наличие билетов и паспорта. Несмотря на распространение электронного документооборота, многие авиакомпании регистрируют пассажиров только при наличии бумажной версии билета. Это же касается и посадочных талонов – они всегда должны быть при себе.

    Пошаговая инструкция для пассажиров в аэропорту

    Для тех, кто совершает первый полет на самолете, можно предоставить такую инструкцию по поведению в аэропорту:

    • подготовка документов и проверка правильности заполнения, даты и времени вылета;
    • номер терминала надо уточнить заранее, чтобы на месте не терять время на длительные поиски;
    • проверка багажа и ручной клади на предмет запрещенных предметов (у разных авиакомпаний такой перечень может серьезно различаться, что важно учитывать);
    • в аэропорт надо приезжать за 2-3 часа до времени вылета, как минимум, так как процедура сдачи багажа и регистрации может занять час и больше – лучше подождать посадку уже в полной готовности, чем опоздать на рейс;
    • способ регистрации надо выбрать заранее, ознакомиться с условиями, выбрать место, если такая услуга предоставляется;
    • надо у перевозчика сразу ознакомиться с требованиями к багажу, нормам по габариту и весу, перечнем предметов, которые на борт брать нельзя;
    • заранее выбирайте способ регистрации, выбирайте место (некоторые перевозчики предоставляют такую услугу, как выбор места, которое и закрепляется за пассажиром);
    • уточните, можно ли брать с собой ручную кладь и какой она может быть, особо важно это для спортивного инвентаря, который многие опасаются сдавать в багаж, зонтиков, других личных вещей нестандартных габаритов;
    • сразу надо учитывать особенности климата города прилета, приготовить теплые вещи при необходимости;
    • при сборе чемодана составьте опись всех вещей, которые в нем находятся, не берите предметы, в необходимости которых вы не уверены;
    • для перелета одевайтесь удобно и комфортно, учтите, что в салоне может быть прохладно;
    • при прохождении контроля детектор реагирует на металлические предметы, например, пряжки, крючки и пуговицы, что надо учитывать при прохождении рамки;
    • чтобы облегчить взлет и посадку, рекомендуется взять с собой леденцы или жевательную резинку;
    • на смартфоне при посадке надо включить режим авиаполета или отключить телефон вообще;
    • на борту рекомендуется отказаться от чрезмерного употребления спиртного или кофе;
    • для повышения комфорта рекомендуется брать с собой небольшую подушечку под голову, сегодня в продаже имеется большое количество таких товаров;
    • еда в самолете далеко не всегда отличается высоким качеством, она сильно отличается от привычной, поэтому рекомендуется захватить с собой шоколадку или печенье;
    • перед сдачей багажа чемодан рекомендуется защитить пленкой, чтобы поверхность не была повреждена, такое простое решение может предотвратить хищения личных вещей, что также не редкость даже в крупных аэропортах мира;
    • при получении багажа надо запастись терпением, если чемодана на ленте нет, следует обратиться к работникам авиаперевозчика.

    Приезд в аэропорт

    Для многих новичков вопрос, куда идти в аэропорту, является одним из самых важных. Поэтому заранее следует ознакомиться с существующими порядками, приехать примерно за три часа до вылета. Это позволит без спешки пройти все процедуры, спокойно зарегистрироваться и сдать багаж. Рассчитывая время выхода из дома, рекомендуется принимать во внимание такие факторы:

    • способ, при помощи которого вы будете добираться до аэропорта, на что минимум может потребоваться час, узнайте расписание общественного транспорта или вызывайте такси заблаговременно;
    • узнайте, из какого именно терминала планируется отлет, так как для больших аэропортов передвижение между отдельными терминалами может иногда занять много времени;
    • учитывайте, что регистрация заканчивается примерно за 40-60 минут до времени вылета;
    • посадка начинается за 15-25 минут до вылета, к этому моменту надо уже сдать багаж и находиться около ворот;
    • внимательно слушайте объявления и обратите внимание на объявления на табло.

    Если вы будете в точности соблюдать все рекомендации, пропустить рейс станет трудной задачей. Но также не забывайте, что время вылета или посадки может быть изменено. Если вы находитесь в Дьюти-Фри или кафе, такие объявления можно легко пропустить.

    Вход в аэропорт

    Где именно находится вход в аэропорт или нужный терминал? Можно ли оставить машину на стоянке или лучше приехать на такси? Как далеко от остановки общественного транспорта до нужного выхода? Все эти вопросы необходимо решить заранее, например, минимум за день до вылета. Необходимо помнить, что стоянки в аэропортах часто платные, но есть отдельные площадки, где можно поставить машину на пару дней с минимальными расходами. Но от стоянки до терминала придется идти пешком, поэтому надо сразу определиться с особенностью внутренней транспортной сети. Все аэропорты мира отличаются в этом отношении, поэтому такие нюансы надо уточнять на сайте или у компании, предоставляющей услуги авиаперевозок.

    Табло и зона регистрации

    При прибытии следует найти информационное табло и проверить статус своего рейса. Такие экраны располагаются внутри здания, они хорошо видны, но отображение информации на них может быть различным. Искать свой рейс несложно, учитывая такие данные:

    • надо найти номер рейса на билете, после чего найти аналогичный на табло;
    • в строке будут указаны номер стойки для выполнения регистрации (в некоторых случаях их несколько), время ее работы;
    • если регистрация не объявлена, напротив номера не будет никакой информации, но примерно за 2-3 часа надо проверить повторно;
    • если напротив номера рейса указана задержка или отмена, подробную информацию следует уточнить у представителя авиакомпании.

    Если на табло показаны такие надписи, как Boarding или Check-in closed, значит посадка уже идет или регистрация завершена. В обоих случаях такие надписи на табло означают, что на регистрацию вы опоздали. Если самолет еще не вышел на полосу, надо поспешить и найти представителя компании или стойку для опоздавших, которые обычно есть в крупных аэропортах. При возможности пассажира проводят на борт, но это доступно далеко не всегда.

    Подготовка багажа

    При сборе багажа надо предварительно ознакомиться с правилами и ограничениями на сайте перевозчика. Брать с собой рекомендуется только самое необходимое, в аэропорту после досмотра чемодан лучше обернуть защитной пленкой. Ручная кладь должна соответствовать разрешенным габаритам, но надо помнить, что острые предметы запрещены. Также общее количество любых жидкостей не может превышать 100 мл, то есть большие флаконы с духами, шампуни и прочее могут отобрать. Если они у вас есть, лучше убирайте в багаж. Пакеты из Дьюти-Фри обычно разрешают все компании, но некоторые могут потребовать доплатить за них. При перевесе багажа также придется доплачивать.

    Процедура регистрации

    Первый полет в самолете – это не только посадка, но и такая важная процедура, как регистрация. Для этого необходимо найти стойку той авиакомпании, билеты которой приобретены. Сделать это не сложно, в любом аэропорту имеются указатели, показывающие, где именно находятся такие стойки. Далее надо просто найти необходимый логотип. Если вы не уверены, что сможете ориентироваться правильно в незнакомом месте, рекомендуется проконсультироваться у своего оператора, куда именно идти. Обычно компании, которые предоставляют услуги авиаперелетов, предлагают номера «горячей линии», где можно быстро и без проблем получить необходимую информацию.
    Удаленно пройти регистрацию можно за 12 часов до вылета, сразу определившись, где сесть в самолете. После регистрации будет предоставлена маршрутная квитанция и посадочный талон. Для первого полета рекомендуется проходить регистрацию не онлайн, а по приезду в аэропорт. Посадочный талон следует сохранять до окончания поездки.
    Паспортный контроль
    Паспортный контроль – это проверка всех документов, необходимых для вылета. Перечень включает в себя паспорт, билеты, посадочные талоны и прочее. Важно сразу уточнить, что именно требуется для вылета в определенном направлении и иметь эти бумаги под рукой.

    Досмотр

    Такая процедура предусматривает личный досмотр и проверку ручной клади. Также проверяются документы, проводится сканирование сумок. При прохождении рамки следует помнить, что детектор реагирует на все металлические предметы, поэтому ремни с пряжками и другие металлические вещи лучше сразу снять. В некоторых случаях вас попросят разуться, это также является стандартной процедурой.
    Таможенный контроль предусматривает заполнение декларации. Не требуют внесения такие предметы, как парфюмерия, сигареты, спиртное и ряд других товаров, включая купленные в Дьюти-Фри. Но при наличии продуктов, подлежащих декларированию, заполнение соответствующих бумаг является обязательным.

    Зона ожидания

    После прохождения досмотра можно проследовать в зону ожидания, если до посадки еще есть время. Обычно тут имеются кафе, магазины или просто места, где можно отдохнуть. На табло отображается вся необходимая информация о рейсе, то есть пропустить посадку будет проблематично.

    Первый раз в самолете

    Первый полет на самолете для многих – достаточно серьезное моральное испытание. Но это происходит только в том случае, если не подготовиться. Сразу надо учесть, что в аэропорту везде имеются информационные надписи. Конечно, для новичка разобраться в них может быть непросто, но в случае появления вопросов можно всегда обратиться к работнику авиакомпании. Кроме того, при предъявлении посадочного талона пассажиру всегда покажут направление, куда надо идти для посадки. Если человек подходит к полету ответственно, никаких трудностей не возникнет. Тем более что сегодня многие аэропорты предлагают посадку через удобные телескопические мосты, которые ведут непосредственно в салон самолета.
    При прохождении моста у трапа пассажиров встречает стюардесса, которая поможет найти место в салоне, при необходимости подскажет, где можно разместить ручную кладь. После того, как все пассажиры поднялись на борт, можно попросить одеяло и подушку. Непосредственно перед началом движения борта будет проведен инструктаж, как себя вести в самолете, пользоваться кислородными масками или передвигаться к аварийному выходу, если потребуется срочно покинуть воздушное судно. Такой инструктаж рекомендуется прослушать до конца.

    Места

    Где сесть в самолете, чтобы место было максимально удобным? Многие компании предлагают такую услугу, как предварительный заказ места. При покупке билета можно сразу выбрать номер кресла и зону в салоне в пределах определенного класса. При этом надо учитывать, что в головной части трясет меньше, сильнее всего болтанка ощущается в хвосте. Самый большой промежуток между креслами – около аварийного выхода, но такие места обычно стоят дороже или их надо покупать заранее. Как получить такое место? При регистрации надо просто попросить об этом, если кресло свободное, вы его получите без проблем.

    Еда

    Если вы предпочитаете вегетарианское или другое специальное питание, об этом необходимо уведомить компанию заранее. Также надо учитывать, что еда в самолете сильно отличается от привычной и, если вы не хотите остаться голодным, берите с собой шоколадку. Чаще всего питание качественное, но по вкусу оно приходится далеко не всем.

    Взлет и посадка

    Первый полет на самолете – это не только подготовка, но и взлет с посадкой, которые обычно доставляют больше всего волнений. Конечно, современное воздушное судно является технически сложным и надежным транспортным средством. Но многое зависит от опыта и мастерства пилота, его способности учитывать погодные и другие внешние условия, работать с техникой. Однако беспокоиться особо не о чем, к полетам сегодня допускаются только квалифицированные пилоты, все бортовые системы дублируются, что повышает безопасность. По статистике, обычный автомобиль намного опаснее, чем самолет.
    Перед взлетом самолет должен выйти на полосу, то есть может уйти до 20-30 минут в зависимости от аэропорта. На этот момент все пассажиры уже должны находиться в креслах, следует пристегнуться, убрать ручную кладь. Спинки сидений должны находиться в правильном вертикальном положении, телефоны следует отключить. На иллюминаторах имеются шторки – их надо поднять на время руления взлета.
    Сам перелет дискомфорта не доставляет, особых требований нет. Перед посадкой все пассажиры также должны занять свои места, пристегнуться. После приземления сразу вставать не надо, на руление к гейту может потребоваться время, кроме того, сразу пассажиры не выходят, надо дождаться открытия дверей. В среднем на все эти действия уходит около получаса.
    После выхода из самолета надо проследовать на паспортный контроль, приготовив документы. Обычно он не занимает много времени, после чего следует пройти в зону получения багажа.
    Правила поведения в самолете при попадании в зону турбулентности
    Многие пассажиры боятся вхождения в зону турбулентности из-за болтанки, сильной вибрации и тряски. Но это естественное природное явление, то есть вихревые воздушные потоки, в которые может войти самолет во время полета. Явление не представляет опасности, хотя и может доставить ряд неудобств пассажирам. Но зона преодолевается быстро, никакого негативного влияния на борт не оказывает. Поэтому паниковать не надо, следует расслабиться, пристегнуться и подождать, пока самолет преодолеет зону турбулентности.

    Советы для тех, кто боится летать

    Для многих первый полет на самолете становится настоящим стрессом, что связано со страхами высоты. Конечно, на высоте многие могут чувствовать себя в опасности, но по статистике подобный авиатранспорт является одним из самых безопасных. Уровень аварийности чрезвычайно низкий, наземный транспорт может быть более опасным, чем высокотехнологичный самолет.
    Как успокоить себя и устранить страх перед полетами? Рекомендуется придерживаться следующих советов:

    • сильнее всего тряска ощущается в хвостовой части, поэтому рекомендуется брать билеты ближе к головной части салона;
    • вибрации, шумы и тряска при взлете и посадке являются нормальным явлением, волноваться не надо;
    • самыми шумными местами являются участки над крыльями, поэтому рекомендуется стараться выбирать кресла по центру или впереди;
    • для тех, кто страдает клаустрофобией, рекомендуются места около прохода;
    • заложенность в ушах и укачивание можно убрать при помощи обычной жевательной резинки или леденцов, если шум в ушах сильно досаждает, можно имитировать зевок;
    • при перелете надо дышать правильно, делать медленные выдохи и глубокие вдохи;
    • воздух в салоне при перелете очень сухой, это нормальное явлением, поэтому рекомендуется больше пить чистой воды;
    • чтобы успокоиться, можно скачать на мобильное устройство интересную книгу или несколько фильмов, изначально настроиться на позитив – алкоголь в данной ситуации ничем не поможет, он только усиливает панику.

    Если паника не отступает, лучше обратиться к стюардессе. Они проходят специальное обучение и могут успокоить пассажира, сделав его пребывание на воздушном судне максимально комфортным.
    Каким будет первый перелет, зависит только от самого пассажира. Поэтому заранее настраивайтесь на то, что поездка будет легкой и приятной. Также важно предусмотреть все нюансы, включая подготовку к полету, учет требований к багажу и многое другое.

    Выбирайте качественные авиатренажеры! Почувствуйте себя настоящим пилотом! Подарите праздник себе и своим близким!

    Наши цифры

    2014

    Организуем полеты с 2014 года

    30+

    Среди наших партнеров более 10 аэродромов, 23 аэроклуба, три парашютные дропзоны и две аэротрубы.

    6500+

    Более 6500 клиентов летают с нами каждый год.

    Некоторые люди не летают на самолетах только потому, что они ни разу этого не делали. Это не страх опасности, не боязнь высоты, а просто паника перед чем-то неизвестным. И многие не понимают, какого удовольствия они себя лишают, ведь летать очень приятно и интересно, а главное — быстро. И во многих случаях это единственный способ добраться в нужное место. Не стоит пренебрегать техническим прогрессом, ведь уже далеко в прошлом лошади и кареты, недели и месяцы пути.

    Лично меня поначалу пугали не самолеты, а аэропорт. Как в него попасть, куда бежать, как ничего не перепутать и вообще… Давайте представим, что вы оказались в аэропорту впервые. Порядок действий будет примерно одинаков, разве что досмотр и паспортный контроль в некоторых случаях меняются местами.

    Первый раз в аэропорту

    Во сколько нужно приехать? Регистрация на рейс начинается за два часа до вылета. Почему так рано? Нужно успеть пройти большое количество процедур, требующих времени. Можно приехать еще раньше на всякий случай. Но лучше не позже, особенно, если вы летите в первый раз.

    Вход

    В нашей стране, в отличие от многих других, усилена антитеррористическая безопасность. Поэтому старайтесь закладывать время, которое вы потратите на то… чтобы зайти внутрь аэропорта. Часто там возникают очереди. Вас уже там осмотрят и просканируют ваши вещи, даже если вы просто пришли в качестве провожатого. Выйти обратно можно, но попасть обратно в аэропорт получится только снова через досмотр.

    Табло и зона регистрации

    Табло вылета и прилета — это, пожалуй, самый романтичный объект в аэропорту, причем даже не раз воспетый. На табло указываются номер, пункт назначения, время вылета рейса. Обязательно сверяйте номер рейса. Однажды мы чуть не запутались с рейсами Барселона — Москва, которые отправлялись с разницей в 15 минут.

    Иногда в одно и то же время могут отправляться несколько рейсов, тоже следите. Еще путаницу вносит то, что часто авиакомпании отправляют совместные рейсы. Не ориентируйтесь на название авиакомпании, и даже иногда время не показатель. Направление и номер — вот то, что вам нужно увидеть. Также на табло обозначается, на какую стойку регистрации нужно идти и в каком состоянии регистрация: открыта ли она или, не дай бог, закончилась. Регистрация на рейс, как я уже говорила, начинается за 2 часа до вылета и заканчивается за 40 минут до него.

    Подготовка багажа

    Ни на одном «добром» портале я не нашла полезной инфы о подготовке багажа.

    Обычно про запрещенные предметы и вес багажа «умные» лайфхакеры пишут где-то в абзацах про досмотр, не учитывая то, что с багажом мы расстаемся значительно раньше, и это подразумевает совсем другую последовательность действий.

    Багаж летит отдельно от вас

    Вы можете лететь и без багажа, а положить все вещи в ручную кладь, если это позволяет авиакомпания. Так обычно делаю я, это значительно ускоряет расставание с аэропортом по прилете. В таком случае ваш чемоданчик или рюкзак должен подходить по определенным габаритам и не превышать норму по весу.

    Габаритный и негабаритный багаж

    Габаритный — подходящий по стандартным размерам. Выражаясь русским языком, стандартный чемодан или сумка. Негабаритный подходит по весу, но не по размеру, и оформляется отдельно. Кстати, теряется чаще всего именно негабаритный багаж.

    Если вас волнует эта тема, то смело заходите на сайт авиакомпании и проверяйте, что у них можно, а что нельзя. Иначе никак. Ибо разные авиакомпании по-разному относятся к багажу. Понятное дело, что такие предметы, как гитара, огромная коробка или плазменный телевизор сложно назвать габаритным багажом. За оформление негабаритного багажа отдельных денег не попросят.

    Дополнительное место

    Вы можете докупить дополнительное место для багажа, это стоит отдельных денег. Но читерство никто не отменял, к примеру, золотая карта «Аэрофлота» позволяет провозить бесплатно два багажа одновременно, ну и в принципе такая карта — это труЪ и зависть.

    Упаковка

    Чемоданы обычно забрасывают в самолет достаточно варварским образом, поэтому если вам хочется продлить жизнь своему походному другу, вы можете его упаковать за отдельную плату. Багаж обмотают специальной пленкой специально обученные люди в специальных местах. Найти их несложно.

    Если вы везете что-то ценное, желательно обмотать багаж. В аэропорту обычно бывает несколько паковален с разной ценой. Естественно, самые дорогие расположены ближе всего к центральному входу. Вас обмотают примерно за 700 рублей, или 10–15 EUR. Помимо официальных упаковщиков есть еще «человеки-пауки», которые предложат такую же услугу в 2–3 раза дешевле. Немного побродите по аэропорту, многозначительно взирая на паковальни, и эти предприимчивые хитрецы найдут вас сами.

    Перевес

    Если у вас (о ужас!) перевес, то готовьте денежку. Ну и времени на оформление дополнительного багажа и перевеса понадобится от 20 до 40 минут точно.

    Ваш багаж должен проходить по габаритам и весу, как я уже говорила, допустимым в определенной авиакомпании, а также в него желательно положить все, что нельзя брать на борт, то есть жидкости, аэрозоли, и острые предметы.

    Ощупайте себя. Деньги, паспорт, прочие документы и посадочный талон необходимо буквально приклеить к себе. Ни в коем случае не оставляйте деньги в багаже (есть и такие случаи), а без паспорта вы в принципе далеко не улетите. Лучше всего хранить такие необходимые предметы в маленькой сумке или кармане, в общем, при себе.

    Регистрация

    Можно зарегистрироваться на рейс из дома заранее. Это дает определенные преимущества. Например, можно выбрать лучшие места в самолете.

    Регистрация — это элементарно, Ватсон. При регистрации на регулярный рейс обычно не просят ничего, кроме паспорта: у сотрудников уже есть все данные, ибо Большой Брат давно следит за тобой… Один единственный раз испанцы попросили распечатку моего электронного билета, потому что в их базе мое имя написали не с той буквы. Но это скорее исключение, чем правило. На регистрации вы временно прощаетесь с вашим багажом. Багаж ставится на ленту и взвешивается. После всего этого вам выдается посадочный талон с указанием вашего гейта (выхода), вашего места в самолете и бирка для получения багажа. Ни в коем случае не теряйте посадочный. Теперь он ваш царь и бог.

    Возможно, вас спросят, что вы берете в самолет. Вносимые вами на борт пожитки именуются ручной кладью. Вот чего не должно быть в ручной клади:

    • Жидкостей. Некоторые думают, что на борт в принципе нельзя пронести ничего жидкого, но это не так. До 100 миллилитров любого жидкого вещества спокойно можно провозить с собой.
    • Острых, колющих и режущих предметов. Если в вашей ручной клади оказались ножнички, штопоры и ножи, то скорее всего вас попросят расстаться с ними на досмотре. Про диабетиков узнавали. Шприцы можно. Но при наличии (цитата) «справки от врача в свободной форме».
    • Аэрозолей. Все лаки, пшикалки и брызгалки должны лететь в багажном отделении.

    Ручная кладь может весить до 10 килограммов. Требования к габаритам у всех авиакомпаний примерно одинаковые. Есть даже специальные чемоданы, подходящие под размеры ручной клади. На самом деле, если вы летите регулярным рейсом, на борт можно пронести почти все. Однажды мы везли огромную корзинку, гигантские пяльца, размером с хулахуп и… соломенные снопы. Они были легкие, но объемные, за ними нас почти не было видно. Однако сотрудники «Аэрофлота» отнеслись к снопам лояльно, даже пожелали нам хорошо провести мероприятие.

    Помимо специального чемодана на борт можно взять достаточно большую сумку или рюкзак. Так как в командировки мы везем на себе кучу реквизита, то все личные вещи обычно помещаются в небольшую сумочку.

    Досмотр

    На досмотре можно потерять достаточно много времени, так как там будут люди, спешащие не только на ваш рейс. Вы берете специальный лоток и укладываете на него все: ручную кладь, вещи, гаджеты, ноутбук (в Европе его просят доставать из сумки и называют его лэптоп, на минуточку!), все металлические предметы и обувь, если она на толстой подошве или каблуке. Здесь легко расстаться с жидкостями или аэрозолями, если их объем превышает норму. Например, вы пытаетесь протащить литр шампуня — скорее всего его изымут. Крема, гели, токсичные вещества, острые предметы — скажите им «адьос», если не переложили в чемодан. Так мы расстались с «Энтеросгелем» в аэропорту Хитроу, там было очень строго.

    Вся эта история связана, опять же, с антитеррористической безопасностью, подобные правила были введены в 2007 году. На борт (еще раз) — не больше 100 миллилитров жидкости в совокупности, то есть можно взять с собой маленький крем, спрей от насморка, пробник духов и жидкость для линз, в общем, кучу жидкостей, но главное, чтобы в сумме их было не больше сотни мл. Да, и желательно забыть про шутки о наркотиках и оружии. В аэропорту шуток не понимают.

    Если вы не хотите терять кучу времени и делать себе нервы, а также смущать тетенек с грустными лицами и сканерами в руках, то в принципе не стоит навешивать на себя все железные украшения, оставшиеся от бабушки-цыганки, ремни с массивными пряжками и надевать обувь на толстой подошве или каблуке: разденут и разуют как нечего делать. А это, согласитесь, не самая приятная процедура. Вот, кстати, ссылка на дико смешное видео, где товарищ не понял, что от него хотят, и просканировался вместе со своим багажом.

    Паспортный контроль

    Паспорт и посадочный талон держите при себе, лучше в руке. На паспортном контроле также лучше избежать глупых шуток. Фотографировать зону паспортного контроля запрещено. Поэтому, если что-то вдруг показалось вам забавным (например, ваше собственное лицо, и вы запилили себяшку), вас попросят удалить фотографии.

    Официальное лицо в будке может задавать вопросы. Например, о цели путешествия. Будет листать ваш паспорт в поисках виз и штампов. Мне несколько раз делали замечания, что, дескать, я все время не смотрю на пограничника, а ковыряюсь в телефоне (лучше ни на что постороннее не отвлекаться от этого важного процесса), и про то, что паспорт подмочен (да, я однажды уронила его в Куру в Тбилиси, и несколько печатей расплылись). Да и просто вы можете не понравиться. Кстати, если у вас биометрический паспорт или виза, возможно, вас попросят приложить палец к инфракрасному считывателю.

    Зона ожидания

    При повторном прочтении собственного текста я живо заменила слово «желательно» на «обязательно». Вам строго обязательно нужно сразу же найти ваш гейт (выход). Иногда это бывает непросто. Иногда между гейтами ездят специальные поезда, как в мадридском Барахасе или лондонском Хитроу. Иногда пишут страшные цифры: сколько к выходам идти. Иногда это бывает цифра 15, то есть минут. Но выдыхайте: в российских аэропортах такого не встречалось. На вашем билете будет указан номер выхода и бординг тайм, то есть время начала посадки. Лучше не уходить от греха подальше от нужного выхода далеко, иначе можно пропустить важную информацию. Выход может поменяться, рейс может задержаться, да мало ли что еще. Контролируйте ситуацию.

    Обычно в зоне ожидания что-то есть. Например, «Дьюти-фри». Что такое «Дьюти-фри» не нужно объяснять русскому туристу, который как правило начинает готовиться к отпуску, распивая спиртные напитки из этого блестящего, вкусно пахнущего и сияющего маркета. Поверье, что в «Дьюти-фри» дешевле, является лишь поверьем. Например, алкоголь и вкусняшки зачастую дороже, чем в супермаркетах, сигареты продают только блоками, косметика соответствует рыночной стоимости. Однако в чем не стоит сомневаться, так это в качестве продукции. Покупать хороший парфюм, профессиональную косметику, подарочные упаковки конфет лучше в «Дьюти-фри». Кстати, при покупке вас попросят предъявить ваш посадочный, поэтому не убирайте его далеко.

    Ну и, конечно же, в зоне ожидания есть всякие кафешки. Если только вы не в берлинском Тегеле, например, который больше похож на место, где в «Икее» пакуют покупки. Недешевое удовольствие кушать там, но обычно я беру воду в автомате. В самолете сухой воздух и хочется пить. Купленное в этой зоне что-либо годно для проноса на борт.

    Посадка в самолет

    В зависимости от аэропорта ваш путь от гейта на борт может быть таким:

    • телескопический трап,
    • автобус,
    • пешком.

    Если аэропорт маленький, то вы можете пойти пешком, обычно небольшое расстояние. Автобус иногда приходится ждать, в них жарко и тесно. Идеально, если вы идете по телескопическому трапу — это такой воздушный мост из аэропорта в самолет.

    Если у вас много ручной клади, лучше вставайте в очередь на гейт пораньше, чтобы успеть занять багажные полки. Иногда рядом с вами может не быть свободных мест, поэтому придется искать пустую полку вдали от своего кресла. В умных аэропортах существует разделение по группам, чтобы не создавались очереди на гейт. В таком случае номер вашей группы также указан на посадочном талоне. Но лично я любитель ждать до последнего: вскакиваю на гейт, когда основная масса людей уже зашла в самолет.

    Первый раз в самолете

    И вот вы такой счастливый сидите в самолете и, возможно, трясетесь от страха, что вот-вот эта махина взмоет в воздух. Мгновенно это не произойдет. Какое-то время вы будете упаковываться. Какое-то время экипаж будет готовиться. Потом красивые стюардессы начнут показывать, как и что нужно делать в экстренной ситуации. В это время самолет начнет двигаться к взлетной полосе. Раньше я всегда любила момент взлета, когда железная птица разгоняется так, что вас вжимает в кресло, и потом отрывается от земли, а теперь я часто засыпаю еще до взлета. Главное, если страшно, примите удобную позу. Удача, если у вас есть с собой подушка под голову, потому что внешний комфорт и внутренний неотделимы.

    Места

    Что касается мест внутри самолета, то здесь действует простой закон: чем ближе вы к голове, тем меньше вас будет трясти в турбулентности. Турбулентность, или болтанка — это колебания самолета, вызванные вихревыми потоками ветра, нисходящим и исходящим. Это нестрашно. Обычная болтанка, возникающая при пролете через некоторые виды облаков, ничем не опасна. Самолет спроектирован так, чтобы выдерживать возникающие при этом перегрузки. В общем, когда трясет самолет — это не техническая поломка, и не пилот сошел с ума, это просто временное явление, которое нужно принять и простить. И не стоит настраивать себя на ужас: много раз летала так, что не трясло вовсе. Поскольку в начале самолета тряска ощущается меньше, бизнес-класс расположен именно там.

    Что касается «у окна или не у окна», то здесь момент спорный. Если вы ни разу не летали, то вам, возможно, кажется, что увлекательная картинка в иллюминаторе творится на протяжении всего перелета. Однако это не так. Самое интересное — это взлет и посадка, когда вы видите город, превратившийся в игрушечный. А далее самолет набирает высоту и поднимается выше облаков. За окошечком будут однообразные слепящие белые облака, если летите днем, или бесконечная темь, если ночью. Если вы не являетесь большим любителем воткнуться лбом в стену и захрапеть, то окно незачем. Нет ничего плохого в том, чтобы выбрать место у прохода, — удобно ходить в туалет, не перешагивая через спящих соседей.

    Отлично, если вы летите в полупустом самолете. После взлета, когда разрешено бродить по салону, загляните в хвостовую часть: там могут оказаться три свободных кресла. Я называю это «плацкарт». На них можно растянуться, накрыться пледом и поспать. Никто вам слова дурного не скажет — проверено.

    Особый шик при регистрации — получить места у аварийного выхода. Просите, и дадут, если они еще свободные. В большинстве самолетов расстояние до следующего кресла очень дальнее, а столик выдвигается из подлокотника. Конечно, на вас будет большая ответственность — спасать пассажиров в случае экстренной эвакуации, поскольку вы там будете самый первый к выходу. Но зато вы можете вытянуть ноги и балдеть.

    Еда

    Все зависит, конечно же, от авиакомпании и особенности рейса. Если у вас есть возможность зарегистрироваться заранее, то, возможно, вам было также предложено выбрать меню. Крупные международные авикомпании предлагают специальное меню: кошерное или вегетарианское. Не пробовала заказывать меню заранее, но знаю, что так можно.

    Однажды брала вегетарианский обед на борту British Airways. Салат с киноа, авокадо и тофу были гораздо вкуснее, чем обычный обед, в который входила черствая булочка с майонезом. Впрочем, в любом случае не ждите от эконом-класса кулинарных изысков. К сожалению, бизнес-классом лететь не довелось, но посвященные знают, что там вкусно, особенно если это «Аэрофлот». К счастью, у последних вкусно даже в экономе, иногда перепадала и красная рыбка.

    Самая смешная самолетная еда в моей жизни была организована «дочкой» немцев Lufthansa, компанией Air Berlin. К сожалению, они перестали летать из Москвы. Я на всю жизнь запомнила прекрасный сухой паек, состоящий из очень острых чипсов и стакана сока. А самый ужасный обед был у Air Moldova: какой-то невнятный сэндвич.

    Если вы летите днем или вечером, шансов поесть получше гораздо больше: ночью и ранним утром можно максимум рассчитывать на булочку. Конечно, и от времени перелета многое зависит. Обыкновенная пропорция — это чем дольше лететь, тем больше еды дадут. В любом случае, самолетная еда не претендует на что-то невероятное, поэтому, если у вас есть возможность что-то захватить в самолет, захватите. К шоколаду и печенькам обычно нет претензий.

    И, конечно, стоит сказать, что на высоте нам естся и пьется совсем не так, как на земле, еда кажется вкуснее. Кстати, есть целый стереотип о том, что чаще всего в самолете пьют томатный сок. Мол, он кажется нам вкуснее, чем на земле, и лучше утоляет жажду. В самолете хочется пить постоянно, так как, повторюсь, воздух в салоне очень сухой. К тому же, сытный томатный сок имеет более насыщенный вкус, который нам нравится. Лучше всегда запастись бутылочкой воды, главное, не перед зоной досмотра, а после: купленную в зоне ожидания воду можно пронести на борт. А что касается алкоголя, почти на всех международных рейсах есть и вино, и шампанское, и пиво. Бортпроводники могут просто вам не предложить сие. Но если есть острое желание подвыпить, спросите, и вам организуют баночку неплохого пива — проверено на себе у British Airways.

    Взлет и посадка

    Если ваш самолет поднялся в воздух, и все прошло успешно, можете расслабиться до момента посадки. По статистике, 90 % неисправностей самолета происходят именно при взлете и посадке. Именно поэтому певица Елка страстно желает, чтобы пилот «хорошо взлетел и крайне удачно сел». При взлете и посадке просят пристегнуть ремни, привести кресло в вертикальное положение, убрать столики и открыть шторки. Все это делается для того, чтобы при экстренной ситуации было меньше препятствий для осуществления программы по спасению.

    Когда со мной первый раз летел знакомый, ему очень сильно не нравились маневры самолета, когда борт поворачивает и оказывается одним крылом ниже, а другим выше. Если вы это увидели и испугались, знайте, что ничего страшного в этот момент не происходит, просто самолетик поворачивает.

    Если вы летите на курорт , то скорее всего вы начнете снижаться прямо над синью вод. Опять же, паника в таком случае излишня, аэропорты курортов действительно находятся прямо на берегу. Суша появится, не переживайте!

    Некоторые считают, что мягкость посадки зависит от авиакомпании или типа самолета. Ничегошеньки подобного, всем рулит пилот, вернее пилоты, так как обычно управление делится между ними поровну. Лучше всего меня посадила в черногорский Тиват недолюбленная, разоренная и всячески печально известная авиакомпания «Когалымавиа», когда у них был контракт с оператором TUI.

    Важная деталька: рассчитывайте время правильно. Как только самолет приземлится, какое-то время он будет ехать по взлетной, кружить по аэропорту, пока не остановится. Еще какое-то время пройдет, прежде чем вас выпустят из самолета. Еще примерно полчаса (или больше) займет паспортный контроль на международном рейсе и получение багажа на любом. Поэтому не стоит заказывать такси ко времени прилета.

    Не стоит тут же вскакивать и бежать из самолета. Даже можно не вставать. Какое-то время вы будете ждать, когда откроются «двери в новую страну».

    В аэропорту страны прибытия

    Далее вас ждет почти все то же самое, что и при вылете: трап или автобус, паспортный контроль и получение багажа. Вставайте в очередь, где написано All Passports, и вам поставят печать (наконец-то!) с названием аэропорта. Далее идем по стрелочкам к багажу, который уже наверняка соскучился по вам так же, как и вы по нему. Над багажной лентой обычно пишут номер рейса и откуда прилетел самолет, так что ошибиться сложно. К тому же, очень редко бывает, что два и больше самолета прилетают минута в минуту, поэтому наверняка вам туда, где стоит больше всего людей. Если аэропорт уж очень большой, то есть и табло, на котором указано, где искать багаж.

    Если лента прокрутилась уже стопятьсот раз, а ваш чемодан так и не появился, да еще и все пассажиры ушли, то здесь что-то не так. Тогда вы идете к представителям своей авиакомпании с корешком посадочного (именно на нем бирка с номером вашего багажа) и скорее всего все решается благополучно. Ну и далее вы, заштампованные, обагаженные и счастливые можете направляться к выходу (по стрелочкам) и начинать покорять новые земли!

    ***

    Надеюсь, вы смогли узнать об авиаперелетах что-то новое и теперь с наслаждением предвкушаете тот момент, когда бортпроводник объявит, что ваш самолет готов к взлету.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Техническое руководство по эксплуатации хендай туксон
  • Инструкция по сборке корабля лего пиратского корабля
  • Клей б 7000 инструкция на русском языке
  • Хлорофиллипт водный раствор инструкция по применению цена
  • Сушилка для продуктов homeclub fd 901 инструкция по применению