Инструкция по заполнению коносамента по графам

Коносамент

Редактор: Татьяна Разгонова

Документ для международных перевозок водными видами транспорта


Поделиться

Документ для международных перевозок водными видами транспорта


Поделиться

Коносамент подтверждает, что у отправителя груза есть договор с перевозчиком, а у получателя — право забрать посылку, а также содержит данные о грузе.

Чаще всего коносамент используют в морских и смешанных перевозках, когда один из видов транспорта — морской. Также его могут оформлять, если нужно перевезти груз речным транспортом, но это случается реже.

Коносамент — это доказательство, что перевозчик взял на себя ответственность за доставку. Для отправителя он — гарантия, что груз прибудет в порт назначения. У этого документа нет единой формы, перевозчик выписывает его на фирменном бланке или на листе А4 и отдает отправителю после получения груза.

Образец коносамента

На оригинальном образце коносамента ставят надпись «Original», а на копии — «Copy»

Коносамент не только подтверждает ответственность за доставку, еще он:

  • содержит полную информацию о грузе — данные отправителя, погрузчика и получателя, адреса погрузки и выгрузки, даты и полное описание груза, условия его транспортировки;
  • доказывает, что отправитель и перевозчик заключили договор о транспортировке груза, и содержит все основные условия договора;
  • подтверждает, что перевозчик принял груз к перевозке;
  • позволяет получателю забрать груз;
  • может быть обеспечением кредита в некоторых случаях.

Бывает, что в коносаменте не написано, кто получает отправление. В таком случае по нему можно передать или продать право собственности на груз и он автоматически становится ценной бумагой. Такой коносамент дает любому человеку право владеть грузом, даже если он его еще не получил. Более того, его можно указывать как дополнительное средство обеспечения: то есть можно взять кредит, а гарантией его возврата указать коносамент.

Неименные коносаменты оформляют для того, чтобы можно было поручить груз компании-посреднику. Например, по такому документу экспедиторская компания может передать груз таможенному перевозчику, чтобы быстрее пройти проверки на таможне и доставить груз получателю.

Вместо коносамента можно оформлять морскую накладную на груз или любые другие документы для подтверждения факта погрузки. Морская накладная — требование выдать груз получателю в порту выгрузки. Главное отличие морского коносамента от накладной в том, что накладная не обязательно содержит полное описание груза и условия транспортировки и не дает получателю право собственности.

Коносамент составляют в трех или четырех экземплярах: для отправителя, перевозчика и получателя. Когда получатель забирает груз, остальные документы теряют силу.

В логистике используют много видов коносаментов. У одного и того же документа могут быть разные характеристики, в зависимости от адресата, способа доставки, отметок о состоянии и сроков погрузки.

В среде логистов и экспедиторов ордерный и предъявительский коносаменты могут называть оборотными документами, если в них нет конкретного получателя, или необоротными, если он указан.

Требования к обязательным реквизитам документа описаны в кодексе торгового мореплавания. Во всех коносаментах указывают:

  • название и адрес перевозчика;
  • название порта погрузки и дату приемки груза;
  • название и адрес отправителя;
  • название порта выгрузки;
  • название получателя, если отправитель указал его;
  • название груза, количество, вес и особые отметки, например о том, что груз хрупкий;
  • внешнее состояние груза и упаковки;
  • размер оплаты за перевозку груза — фрахт — или отметку, что фрахт оплачивает получатель;
  • время и место, где выдали коносамент;
  • количество оригиналов коносамента;
  • подпись перевозчика.

В документе можно указать дополнительные данные, о которых договорились отправитель и перевозчик. При заполнении коносамента советуем учесть следующее:

  1. В коносаменте нельзя ошибаться. Любые изменения должен согласовать отправитель, поэтому исправление после погрузки — сложный и длительный процесс.
  2. Обязательно проставлять особые отметки — они подскажут перевозчику, что по такому коносаменту провозят груз с особыми условиями хранения, например хрупкий или ценный. Это нужно, чтобы перевозчик соблюдал условия транспортировки.
  3. Советуем дополнительно включать пункт, что перевозчик должен нести ответственность, если случится форс-мажор.

Если указать данные представителя транспортной компании или посредника в порту выгрузки, это тоже поможет получателю оперативно получить груз и решить проблемы, если они появятся.

Любые ошибки в коносаменте могут привести к тому, что судно задержится на этапе разгрузки или таможенного досмотра. Исправлять их придется через отправителя за дополнительную оплату, это может занять много лишнего времени. Если из-за ошибок судно не сможет разгрузиться, придется выплачивать транспортной компании компенсацию убытков из-за простоя. Если в коносаменте не указаны особые отметки, перевозчик может доставить поврежденный груз, а из-за длительной задержки груз может испортиться.

Если неправильно заполнить коносамент, можно сорвать сроки доставки и получить штрафы. Размер штрафов устанавливают в договоре между отправителем и перевозчиком, а за ошибки в описании груза дополнительно штрафует таможня. Размер штрафа от таможни будет от 10 000 до 20 000 ₽ для должностных лиц, от 25 000 до 50 000 ₽ для субъектов МСП, включая ИП, и от 50 000 до 100 000 ₽ для крупных организаций.

Получатель груза ошибся в документе и заплатил таможне 50 000 ₽ штрафа

Компания «Аверс» заключила договор с экспедиторской компанией «Трансмарин» на перевозку таможенного груза из Шанхая в Екатеринбург. Все документы и морской коносамент были оформлены на 32 поддона самокопирующей бумаги весом 15 510 кг.

Трансмарин нанял таможенного перевозчика, чтобы ввезти международный груз без уплаты пошлин, но таможня задержала груз и оштрафовала перевозчика на 50 000 ₽, потому что реальный вес и количество поддонов не совпали с указанными в документах. Таможня зарегистрировала 30 поддонов бумаги весом 16 020 кг.

Таможенный перевозчик обратился в Трансмарин, чтобы ему компенсировали сумму штрафа. А Трансмарин взыскал через суд эту сумму с компании «Аверс», так как отправитель передал неверные данные.

Решение по кассационной жалобе ООО «Аверс»

  1. Коносамент — это документ, который используют в водных перевозках. Он содержит полную информацию о грузе и доказывает, что перевозчик принял на себя ответственность доставить его в порт назначения.
  2. Коносамент — ценная бумага, если в нем нет сведений о получателе, его можно передавать, продавать и брать кредит под отгруженные товары.
  3. Существует много видов коносамента. Один и тот же документ может иметь несколько разных характеристик, в зависимости от адресата, способа доставки, отметок о состоянии и сроков погрузки.
  4. Единой формы документа нет, у перевозчика может быть свое оформление бланка коносамента, но в нем обязательно должны быть данные, которые прописаны в кодексе торгового мореплавания.
  5. В коносаменте нельзя ошибаться, это может стать причиной срыва сроков доставки и штрафов за груз. Любые изменения должен согласовать отправитель, поэтому исправление после погрузки — сложный и длительный процесс.

Больше по теме

Все события бизнеса у вас в почте

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей

Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Личный опыт

Правильно ли заполнен ваш коносамент?

Коносамент – это документ, который выдается перевозчиком груза грузовладельцу и который удостоверяет право собственности последнего на отгруженный товар. Корректное заполнение этого документа очень важно. Если при заполнении коносамента были допущены ошибки, процесс оформления вашего груза может затянуться. Поэтому, чтобы вы смогли вовремя получить ваш товар, заранее проверяйте корректность указанных данных в следующих полях:

Внешний вид коносамента

Обратитесь к нам прямо сейчас!

Обратите внимание, что все поля заполняются только на английском языке!

 

Отправитель (SHIPPER)

В данном поле указывается полное название и адрес компании-отправителя вашего груза в соответствии с договором.

 

Получатель (CONSIGNEE)

В данном поле указывается полное название и адрес компании-получателя груза, если груз был отправлен на юридическое лицо, или фамилия, имя, отчество и адрес получателя груза, если груз был отправлен на физическое лицо.

 

Уведомить (NOTIFY PARTY)

В данном поле указывается либо грузополучатель либо экспедитор (полное название компании с указанием адреса электронной почты, контактного лица и телефонного номера), которого компания-отправитель будет уведомлять о ходе перевозки. Обычно заполняется так же, как и поле «Consignee»: same as consignee.

 

Описание груза (DESCRIPTION OF GOODS)

В данном поле указывается наименование груза, его масса и число мест. При необходимости могут быть указаны особые свойства перевозимого груза.

 

Возникли вопросы по заполнению коносамента?

Если у вас есть дополнительные вопросы по заполнению коносамента, обратитесь к нашим специалистам, а также звоните нам по телефону +7 (902) 050-40-50 (во Владивостоке) или +7 (916) 2-888-444 (в Москве)

Напоминаем, что компания «Альтерна», как надежный таможенный представитель, всегда готова предложить клиентам выгодные решения в вопросах таможенного оформления, экспорта и импорта грузов. Мы занимаемся доставкой и растаможкой самых разных товаров (включая автозапчасти и оборудование) из Китая, Южной Кореи, Японии, США и других стран мира.

 

Обратитесь к нам прямо сейчас!

Поделитесь со своим друзьями

Правильно ли заполнен ваш коносамент?

Коносамент – это документ, который выдается перевозчиком груза грузовладельцу и который удостоверяет право собственности последнего на отгруженный товар. Корректное заполнение этого документа очень важно. Если при заполнении коносамента были допущены ошибки, процесс оформления вашего груза может затянуться. Поэтому, чтобы вы смогли вовремя получить ваш товар, заранее проверяйте корректность указанных данных в следующих полях:

Внешний вид коносамента

Обратитесь к нам прямо сейчас!

Обратите внимание, что все поля заполняются только на английском языке!

Отправитель (SHIPPER)

В данном поле указывается полное название и адрес компании-отправителя вашего груза в соответствии с договором.

Получатель (CONSIGNEE)

В данном поле указывается полное название и адрес компании-получателя груза, если груз был отправлен на юридическое лицо, или фамилия, имя, отчество и адрес получателя груза, если груз был отправлен на физическое лицо.

Уведомить (NOTIFY PARTY)

В данном поле указывается либо грузополучатель либо экспедитор (полное название компании с указанием адреса электронной почты, контактного лица и телефонного номера), которого компания-отправитель будет уведомлять о ходе перевозки. Обычно заполняется так же, как и поле «Consignee»: same as consignee.

Описание груза (DESCRIPTION OF GOODS)

В данном поле указывается наименование груза, его масса и число мест. При необходимости могут быть указаны особые свойства перевозимого груза.

Возникли вопросы по заполнению коносамента?

Если у вас есть дополнительные вопросы по заполнению коносамента, обратитесь к нашим специалистам, а также звоните нам по телефону +7 (902) 050-40-50 (во Владивостоке) или +7 (916) 2-888-444 (в Москве)

Напоминаем, что компания «Альтерна», как надежный таможенный представитель, всегда готова предложить клиентам выгодные решения в вопросах таможенного оформления, экспорта и импорта грузов. Мы занимаемся доставкой и растаможкой самых разных товаров (включая автозапчасти и оборудование) из Китая, Южной Кореи, Японии, США и других стран мира.

Обратитесь к нам прямо сейчас!

Поделитесь со своим друзьями

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

1. В коносамент должны быть включены следующие данные:

1) наименование перевозчика и место его нахождения;

2) наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;

3) наименование отправителя и место его нахождения;

4) наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;

5) наименование получателя, если он указан отправителем;

6) наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем;

7) внешнее состояние груза и его упаковки;

8) фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;

9) время и место выдачи коносамента;

10) число оригиналов коносамента, если их больше чем один;

11) подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки.

Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика.

2. После того как груз погружен на борт судна, перевозчик по требованию отправителя выдает ему бортовой коносамент, в котором в дополнение к данным, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, должно быть указано, что груз находится на борту определенного судна или судов, а также должны быть указаны дата погрузки груза или даты погрузки груза.

В случае, если перевозчик до погрузки груза на борт судна выдал отправителю коносамент на принятый для перевозки груз или иной относящийся к данному грузу товарораспорядительный документ, отправитель должен по просьбе перевозчика возвратить такой документ в обмен на бортовой коносамент.

Перевозчик может удовлетворить требования отправителя к бортовому коносаменту посредством дополнения любого ранее выданного документа при условии, если дополненный таким образом документ включает в себя все данные, которые должны содержаться в бортовом коносаменте.

05.09.2018
Начинающий логист

Заполнение коносамента — материал, которым мы начинаем серию из четырёх статей, посвящённых особенностям его оформления. В ней мы начнём Вас знакомить с основными полями коносамента (Bill of Landing, B/L). Этот документ является одним из самых важных транспортных документов. Обращаем Ваше внимание на то, что данная информация является общей и не относится к какой-то конкретной морской линии. Каждый перевозчик может иметь свои собственные поля и инструкции по их заполнению. Итак начнём с основных полей, включаемых при оформлении коносамента.

заполнение коносамента (часть 1)

Shipper (отправитель, 1)

Наименование и адрес компании, которая выступает отправителем груза. Эта компания может являться владельцем или производителем груза, но не обязательно, так как отправителем может выступать продавец или экспедитор, в зависимости от вида коносамента. Также отправитель не обязательно должен быть экспортером груза.

Consignee (грузополучатель, 2)

Данное поле содержит наименование и адрес физического лица или компании, которые имеют официальное право на получение груза. Когда происходит заполнение коносамента указанная информация заносится в это поле. Эта сторона может быть владельцем или итоговым получателем товара, но не всегда таковой является. В данном поле может быть указан банк, посредник или экспедитор.

Статус “Consignee” в коносаменте сопровождается риском и финансовой ответственностью за возможные проблемы с грузом. Среди таких проблемы могут быть следующие:

  • задержка выпуска груза таможенными органами;
  • отказ в выпуске груза таможенными органами;
  • штрафы и сборы за простой контейнера в порту или его использование после вывоза и т.д.

Notify (уведомляемая сторона, 3)

В это поле заносятся контактные данные лица, которое должно быть оповещено о прибытии груза. Здесь может быть указан итоговый получатель, таможенный представитель или экспедитор.

B/L No. (номер коносамента, 4)

Данная графа предназначена для внесения уникального номера коносамента. По этому номеру в дальнейшем отслеживаются грузы в системе перевозчика.

Carriers Agents (агенты перевозчика)

В данном поле морская линия указывает контактные данные своего представителя в порту выгрузки. Эти данные необходимы для того, чтобы представитель клиента или экспедитор в месте назначения могли связаться с линией и актуализировать информацию о перевозке или получить релиз.

На этом заполнение коносамента не заканчивается, читайте следующие материалы серии для того, чтобы разобраться в этом документе.

Коносамент в морских перевозках

Коносамент позволяет забрать груз из морского порта и нужен для оформления таможенной декларации. Поэтому в документе не должно быть ошибок. Чтобы быстрее проверять и ориентироваться в содержимом коносамента, в статье дали примеры коносаментов и составили расшифровку граф.

2 февраля 2023

Что такое коносамент

Для перевозки грузов морем используют универсальный документ — коносамент. Документ обязывает транспортную компанию передать товар от грузоотправителя к получателю. В коносаменте содержится информация о перемещении груза, из какого порта и когда отправлен, а также информация, которая используется для таможенного оформления, — сведения о грузе.

морской коносамент bill of lading

Коносамент — международная транспортная накладная на перевозку груза морем, которая подтверждает право получателя забрать груз из порта. 

Вот основные функции коносамента в морских перевозках:

  • подтверждает договор о перевозке груза;
  • содержит полную информацию о грузе;
  • фиксирует погрузку на борт судна;
  • позволяет получателю забрать груз.

Если в коносаменте не указывают грузополучателя, то он становится оборотным. Другими словами, право на груз можно передать или продать в пути следования. Тогда у коносамента появляется новая функция, он становится ценной бумагой.

У коносамента нет единой формы. Поэтому каждая морская линия оформляет документ по-разному. Обычно перевозчик печатает данные на своем бланке в трех экземплярах. Один для отправителя, второй для перевозчика, третий для получателя.

Вот несколько примеров коносаментов морских линий, которые работают с доставкой контейнеров в Россию:

Пример морского коносамента на груз из Китая — Авангард Директ

Коносамент на груз из Китая морской линии Fesco.

Пример морского коносамента на груз из Турции — Авангард Директ

Коносамент на груз из Турции морской линии Akkon.

Пример морского коносамента на груз из Вьетнама — Авангард Директ

Коносамент на груз из Вьетнама морской линии Sinokor.

Информация в коносаменте

Важно проверить правильность заполненного коносамента. И если есть ошибки, то исправить их заранее. Иначе таможня может задержать выпуск груза и провести проверку. Особенно это касается данных о грузе, его весе и количестве.

Как переводится «Consignee», для чего графа «Notify party» и что значит пометка «Shippers stow load and count»? Чтобы быстрее ориентироваться в коносаменте, составили памятку с расшифровкой граф коносамента:

Графа Расшифровка
B/L No 
(BL No)
Номер коносамента.
Shipper Грузоотправитель, название компании с адресом. Например, фабрика из Китая.
Consignee Грузополучатель, название компании с адресом. Например, российский импортер.
Notify party
(Notify address)
Компания, которую информируют о прибытии груза. Это может быть экспедитор или грузополучатель.
Vessel Название судна.
Place of Receipt Место получения груза для отправки. Если графа заполнена, то линия забирала груз с фабрики. Если не заполнена, значит линия перевозит груз из порта в порт.
Port of Loading Порт погрузки.
Port of Discharge Порт назначения.
Place of Delivery Место доставки груза. Эта графа заполняется, если морская линия доставляет груз из порта назначения до склада грузополучателя.
Kind of Packages; Description of goods / Numbers / Quantity Информация о грузе и его упаковке / количество груза и упаковки.

Если есть пометка «Shippers stow load and count» — «Отправитель загрузил и пересчитал товар». То это означает, что информацию занесли со слов отправителя.

Container / Size type / Seal Номер контейнера / Размер и тип контейнера / Номер пломбы
Weight, kgs Вес груза в килограммах. Обычно указывают вес брутто.
Measurement, m3 Объем груза в кубических метрах.
Freight & Charges Фрахт и надбавки.

Если перевозка уже оплачена — «freight prepaid», если нет и фрахт подлежит сбору —  «freight collect». Иногда не уточняют и ссылаются на согласование сторон — «as arranged».

Date of Issue of B/L Дата выпуска коносамента.
Shipped on Board Date Дата погрузки на борт судна.

Под описанием товара или в графе о фрахте и надбавках могут прописывать условия сборов демердж и детеншн. Подробнее об этих дополнительных надбавках — прочитать в статье.

Что значит FCL, CY-CY, LIFO и другие сокращения в коносаменте

В коносаменте встречаются сокращения и оговорки, которые мы собрали в таблицу и расшифровали.

Сокращение Расшифровка Перевод
B/L  
BoL
Bill of lading Коносамент
HBL House bill of lading Домашний коносамент
MBL Master bill of lading Морской / Линейный коносамент
LIFO Liner in free out В стоимость включена погрузка на судно, но не включена выгрузка в порту назначения.
FILO Free in liner out В стоимость включена выгрузка в порту назначения, но не включена погрузка на судно.
LILO Liner in liner out В стоимость включены погрузка и выгрузка.
FIFO Free In Free Out Стоимость без погрузки и выгрузки.
FCL Full container load Отправитель использовал целый контейнер.
LCL Less Container Load Отправитель использовал отдельную часть контейнера вместе с другими. Речь идет об отправке товара сборным грузом.
CY-CY
CY/CY
Container yard to container yard Перевозка из контейнерного терминала отправления до контейнерного терминала назначения.
COC Carrier owned container Контейнер принадлежит перевозчику.
SOC Shipper owned container Контейнер принадлежит отправителю.

В описании груза встречаются сокращения: ctns, pcs, qty и другие. Такие сокращения используются в инвойсе и упаковочном листе. — Расшифровку можно прочитать здесь.

Виды коносамента

Коносамент, который получает импортер от поставщика на полностью оплаченный товар, — обычно это именной домашний коносамент. В случае, если товар доставляют с перегрузкой на другое судно, то дают два коносамента — океанский и фидерный. Например, когда товары из Азии доставляют в порт Санкт-Петербург с перегрузкой в европейском порту. Видов коносамента много, ниже основная классификация.

В зависимости от получателя груза:

  • Именной коносамент или «Straight B/L» оформляют на имя конкретного получателя без права передавать груз кому-то другому. Тогда в графе «Consignee» указывают реквизиты грузополучателя, а на полях коносамента есть отметка «non-negotiable».
  • Ордерный коносамент или «Order B/L» дает право третьему лицу получить груз. Это фиксируют словами «по приказу» — «to order» в графе «Consignee».
  • В коносаменте на предъявителя или «Bearer B/L» отсутствует  конкретный получатель. Груз выдают любому, кто предъявит оригинал коносамента.

В зависимости от пользователя документа:

  • Домашний коносамент или «House B/L» оформляют для отправителей груза. Например, для фабрики. Чтобы фабрика затем отправила копию или оригинал коносамента своему покупателю.
  • Морской коносамент или «Master B/L» оформляют для экспедитора, агента или другого посредника. Иногда такой коносамент называют линейным.

По способу доставки:

  • Рейсовый / линейный коносамент для регулярных рейсов.
  • Фрахтовый / чартерный / трамповый коносамент для нерегулярных и разовых отправках судна.
  • Прямой коносамент для морских перевозок из порта в порт.
  • Сквозной коносамент для отправок несколькими видами транспорта. 
  • Фидерный коносамент для дальнейшей перевозки груза на небольшом судне.

Читать дальше

Морские порты Китая

Крупнейшие китайские порты, которые есть в маршрутах следования контейнеровозов.

Образцы заполнения документов
при транзитных грузоперевозках

Аэробил (Airwaybill)

Авианакладная с оригинальным номером, по которой груз перемещается воздушным путём.
Является основным документом при авиаперевозке. Требуется для получения груза, отправленного воздушным путем.
Если груз пришел без оригинала авианакладной, то получить его с таможни (или оформить транзит через ОАЭ) невозможно.
Образец авианакладной.

Коносамент (Bill of Lading)

Морская транспортная накладная с оригинальным номером, в сопровождении которой груз перемещается по морю.
Является основным документом при морской перевозке. Требуется для получения груза, отправленного морским путем.
Без оригинала этого документа никакие действия над морским грузом в ОАЭ не представляются возможным.
Образец коносамента.

Инвойс (Invoice)

Платёжный документ, составляемый поставщиком (продавцом) товара, в котором указывются

  • покупатель
  • полная номенклатура (наименования и кол-во) товара
  • дата и условия продажи
  • стоимость каждой единицы и полная стоимость товара.

Аналог российской счет-фактуры.

От суммы инвойса исчисляется пошлина, уплачиваемая нами в таможенные органы ОАЭ при ввозе груза в страну.
В случае, если груз прибыл в ОАЭ с копией инвойса (читайте Примечание ниже) таможня ОАЭ налагает штраф в размере 500 AED (136 USD). Без копии инвойса получение груза невозможно.
Образец инвойса.

Упаковочный лист (Packing list)

Документ (приложение к инвойсу) составляемый отправителем, в котором указаны объёмно-весовые и количественные характеристики товара по каждому месту груза (по каждой коробке).
Без оригинала упаковочного листа получение груза, отправленного контейнером невозможно.
Для груза отправленного по воздуху, как минимум, требуется копия упаковочного листа.
Образец упаковочного листа.

Примечание
Инвойсы и упаковочные листы должны быть обязательно на английском языке.
Документы, составленные на других языках, таможней ОАЭ не признаются.
Инвойс обязательно должен иметь уникальный номер, тип, дату и условия поставки (Incoterms 2000).
Инвойс должен быть на оригинальном фирменном бланке либо с синей печатью компании.
Печать обязательно должна быть на понятном местной таможне языке (английский или арабский).

Любое нарушение из вышеперечисленного приводит к тому, что инвойс не считается оригиналом.
Например, японский инвойс, составленный на английском языке, с печатью из иероглифов за документ не считается.
При получении груза, с таким инвойсом таможня считает его копией и взымает штраф в размере 500 AED (136 USD).

Сертификат происхождения (Certificate of Origin)

Документ, подтверждающий страну происхождения (изготовления) товара.
Выдается ппроизводителю (или покупателю) товара торгово-промышленной палатой страны производства.
С 2010 года входит в комплект необходимых документов.
В случае отсутствия сертификата таможня взымает штраф в размере 500 AED (136 USD).
Образец сертификата происхождения.

Коносамент в морских перевозках

Коносамент позволяет забрать груз из морского порта и нужен для оформления таможенной декларации. Поэтому в документе не должно быть ошибок. Чтобы быстрее проверять и ориентироваться в содержимом коносамента, в статье дали примеры коносаментов и составили расшифровку граф.

2 февраля 2023

Что такое коносамент

Для перевозки грузов морем используют универсальный документ — коносамент. Документ обязывает транспортную компанию передать товар от грузоотправителя к получателю. В коносаменте содержится информация о перемещении груза, из какого порта и когда отправлен, а также информация, которая используется для таможенного оформления, — сведения о грузе.

морской коносамент bill of lading

Коносамент — международная транспортная накладная на перевозку груза морем, которая подтверждает право получателя забрать груз из порта. 

Вот основные функции коносамента в морских перевозках:

  • подтверждает договор о перевозке груза;
  • содержит полную информацию о грузе;
  • фиксирует погрузку на борт судна;
  • позволяет получателю забрать груз.

Если в коносаменте не указывают грузополучателя, то он становится оборотным. Другими словами, право на груз можно передать или продать в пути следования. Тогда у коносамента появляется новая функция, он становится ценной бумагой.

У коносамента нет единой формы. Поэтому каждая морская линия оформляет документ по-разному. Обычно перевозчик печатает данные на своем бланке в трех экземплярах. Один для отправителя, второй для перевозчика, третий для получателя.

Вот несколько примеров коносаментов морских линий, которые работают с доставкой контейнеров в Россию:

Пример морского коносамента на груз из Китая — Авангард Директ

Коносамент на груз из Китая морской линии Fesco.

Пример морского коносамента на груз из Турции — Авангард Директ

Коносамент на груз из Турции морской линии Akkon.

Пример морского коносамента на груз из Вьетнама — Авангард Директ

Коносамент на груз из Вьетнама морской линии Sinokor.

Информация в коносаменте

Важно проверить правильность заполненного коносамента. И если есть ошибки, то исправить их заранее. Иначе таможня может задержать выпуск груза и провести проверку. Особенно это касается данных о грузе, его весе и количестве.

Как переводится «Consignee», для чего графа «Notify party» и что значит пометка «Shippers stow load and count»? Чтобы быстрее ориентироваться в коносаменте, составили памятку с расшифровкой граф коносамента:

Графа Расшифровка
B/L No 
(BL No)
Номер коносамента.
Shipper Грузоотправитель, название компании с адресом. Например, фабрика из Китая.
Consignee Грузополучатель, название компании с адресом. Например, российский импортер.
Notify party
(Notify address)
Компания, которую информируют о прибытии груза. Это может быть экспедитор или грузополучатель.
Vessel Название судна.
Place of Receipt Место получения груза для отправки. Если графа заполнена, то линия забирала груз с фабрики. Если не заполнена, значит линия перевозит груз из порта в порт.
Port of Loading Порт погрузки.
Port of Discharge Порт назначения.
Place of Delivery Место доставки груза. Эта графа заполняется, если морская линия доставляет груз из порта назначения до склада грузополучателя.
Kind of Packages; Description of goods / Numbers / Quantity Информация о грузе и его упаковке / количество груза и упаковки.

Если есть пометка «Shippers stow load and count» — «Отправитель загрузил и пересчитал товар». То это означает, что информацию занесли со слов отправителя.

Container / Size type / Seal Номер контейнера / Размер и тип контейнера / Номер пломбы
Weight, kgs Вес груза в килограммах. Обычно указывают вес брутто.
Measurement, m3 Объем груза в кубических метрах.
Freight & Charges Фрахт и надбавки.

Если перевозка уже оплачена — «freight prepaid», если нет и фрахт подлежит сбору —  «freight collect». Иногда не уточняют и ссылаются на согласование сторон — «as arranged».

Date of Issue of B/L Дата выпуска коносамента.
Shipped on Board Date Дата погрузки на борт судна.

Под описанием товара или в графе о фрахте и надбавках могут прописывать условия сборов демердж и детеншн. Подробнее об этих дополнительных надбавках — прочитать в статье.

Что значит FCL, CY-CY, LIFO и другие сокращения в коносаменте

В коносаменте встречаются сокращения и оговорки, которые мы собрали в таблицу и расшифровали.

Сокращение Расшифровка Перевод
B/L  
BoL
Bill of lading Коносамент
HBL House bill of lading Домашний коносамент
MBL Master bill of lading Морской / Линейный коносамент
LIFO Liner in free out В стоимость включена погрузка на судно, но не включена выгрузка в порту назначения.
FILO Free in liner out В стоимость включена выгрузка в порту назначения, но не включена погрузка на судно.
LILO Liner in liner out В стоимость включены погрузка и выгрузка.
FIFO Free In Free Out Стоимость без погрузки и выгрузки.
FCL Full container load Отправитель использовал целый контейнер.
LCL Less Container Load Отправитель использовал отдельную часть контейнера вместе с другими. Речь идет об отправке товара сборным грузом.
CY-CY
CY/CY
Container yard to container yard Перевозка из контейнерного терминала отправления до контейнерного терминала назначения.
COC Carrier owned container Контейнер принадлежит перевозчику.
SOC Shipper owned container Контейнер принадлежит отправителю.

В описании груза встречаются сокращения: ctns, pcs, qty и другие. Такие сокращения используются в инвойсе и упаковочном листе. — Расшифровку можно прочитать здесь.

Виды коносамента

Коносамент, который получает импортер от поставщика на полностью оплаченный товар, — обычно это именной домашний коносамент. В случае, если товар доставляют с перегрузкой на другое судно, то дают два коносамента — океанский и фидерный. Например, когда товары из Азии доставляют в порт Санкт-Петербург с перегрузкой в европейском порту. Видов коносамента много, ниже основная классификация.

В зависимости от получателя груза:

  • Именной коносамент или «Straight B/L» оформляют на имя конкретного получателя без права передавать груз кому-то другому. Тогда в графе «Consignee» указывают реквизиты грузополучателя, а на полях коносамента есть отметка «non-negotiable».
  • Ордерный коносамент или «Order B/L» дает право третьему лицу получить груз. Это фиксируют словами «по приказу» — «to order» в графе «Consignee».
  • В коносаменте на предъявителя или «Bearer B/L» отсутствует  конкретный получатель. Груз выдают любому, кто предъявит оригинал коносамента.

В зависимости от пользователя документа:

  • Домашний коносамент или «House B/L» оформляют для отправителей груза. Например, для фабрики. Чтобы фабрика затем отправила копию или оригинал коносамента своему покупателю.
  • Морской коносамент или «Master B/L» оформляют для экспедитора, агента или другого посредника. Иногда такой коносамент называют линейным.

По способу доставки:

  • Рейсовый / линейный коносамент для регулярных рейсов.
  • Фрахтовый / чартерный / трамповый коносамент для нерегулярных и разовых отправках судна.
  • Прямой коносамент для морских перевозок из порта в порт.
  • Сквозной коносамент для отправок несколькими видами транспорта. 
  • Фидерный коносамент для дальнейшей перевозки груза на небольшом судне.

Читать дальше

Морские порты Китая

Крупнейшие китайские порты, которые есть в маршрутах следования контейнеровозов.

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

1. В коносамент должны быть включены следующие данные:

1) наименование перевозчика и место его нахождения;

2) наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;

3) наименование отправителя и место его нахождения;

4) наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;

5) наименование получателя, если он указан отправителем;

6) наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем;

7) внешнее состояние груза и его упаковки;

8) фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;

9) время и место выдачи коносамента;

10) число оригиналов коносамента, если их больше чем один;

11) подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки.

Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика.

2. После того как груз погружен на борт судна, перевозчик по требованию отправителя выдает ему бортовой коносамент, в котором в дополнение к данным, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, должно быть указано, что груз находится на борту определенного судна или судов, а также должны быть указаны дата погрузки груза или даты погрузки груза.

В случае, если перевозчик до погрузки груза на борт судна выдал отправителю коносамент на принятый для перевозки груз или иной относящийся к данному грузу товарораспорядительный документ, отправитель должен по просьбе перевозчика возвратить такой документ в обмен на бортовой коносамент.

Перевозчик может удовлетворить требования отправителя к бортовому коносаменту посредством дополнения любого ранее выданного документа при условии, если дополненный таким образом документ включает в себя все данные, которые должны содержаться в бортовом коносаменте.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Факторы успешного руководства
  • Руководство по eclipse ide
  • Дэн 132шм руководство по эксплуатации
  • Спбгу руководство официальный сайт
  • Скачать руководство по ремонту маз 5516 скачать