Инструкция по выживанию в лесу 5 класс литература васюткино озеро

Скачать материал

Как выжить в тайгеПАМЯТКА

Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Как выжить в тайгеПАМЯТКА

    1 слайд

    Как выжить в тайге

    ПАМЯТКА

  • Если вы заблудились в тайге, это не значит, что все кончено, нужно только соб...

    2 слайд

    Если вы заблудились в тайге, это не значит, что все кончено, нужно только соблюдать определенные правила и умело пользоваться подручными средствами. Главное – не давать волю страху и не паниковать. Самый хороший помощник – ваш трезвый ум.

    «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» 

  • Правило № 1: когда отправляешься в тайгу – обязательно возьми с собой еду, на...

    3 слайд

    Правило № 1: когда отправляешься в тайгу – обязательно возьми с собой еду, например, хлеб и спички, чтобы разжечь костёр.
    «Когда Васютка с ружьём на плече и с патронташем па поясе, похожий па коренастого, маленького мужичка, вышел из избы, мать привычно строго напоминала:
    — Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь. Хлеба взял ли с собой?
    — Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.
    — Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.
    Тут уж с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички.»

  • Правило № 2: по дороге нужно делать «затеси» и от них далеко не отходить Зате...

    4 слайд

    Правило № 2: по дороге нужно делать «затеси» и от них далеко не отходить
    Затеси – зарубки, отметки на стволах деревьев, которые делаются для того, чтобы не потерять дорогу в тайге.

  • «Весело насвистывая, шёл он по тайге, следил за пометками на деревьях и дум...

    5 слайд

    «Весело насвистывая, шёл он по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдёт немного, ещё топором тюкнет, потом ещё. За этим человеком пойдут другие люди; собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка. Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем, а уж морщинки-то на лице едва ли зарастут.»

  • Правило № 3: обязательно возьми с собой компас, чтобы ориентироваться в прост...

    6 слайд

    Правило № 3: обязательно возьми с собой компас, чтобы ориентироваться в пространстве
    «Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух:
    — Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдёшь. Ну вот, всё в порядке, а ты, чудак, боялся! — хохотнул Васютка и бодро скомандовал себе: — Шагом арш! Эть, два!»

  • «Наконец Васютка забросил мешок за плечо, постоял с минуту, как бы прощаясь с...

    7 слайд

    «Наконец Васютка забросил мешок за плечо, постоял с минуту, как бы прощаясь с обжитым местом, и пошёл строго на север. Рассудил он просто: в южную сторону тайга тянется на тысячи километров, в ней вовсе затеряешься. А если идти на север, то километров через сто лес кончится, начнётся тундра. Васютка понимал, что выйти в тундру — это ещё не спасение. Поселения там очень редки, и едва ли скоро наткнёшься на людей. Но ему хотя бы выбраться из лесу, который загораживает свет и давит своей угрюмостью.»

  • Правило № 4: с помощью спичек разжечь костёр«Перво-наперво надо развести огон...

    8 слайд

    Правило № 4: с помощью спичек разжечь костёр
    «Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички.
    Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил всё в кучку и поджёг. Огонёк, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Мох вспыхнул — вокруг посветлело. Васютка подбросил ещё веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров — веселее с ними.»
    «Не дыша, он чиркнул спичку о коробок, дал огоньку разгореться в ладонях и поднёс к берёсте. Она стала корчиться, свернулась в трубочку и занялась. »

  • Правило № 5: на костре можно приготовить обед или ужин, вот рецепт:Но прежде:...

    9 слайд

    Правило № 5: на костре можно приготовить обед или ужин, вот рецепт:
    Но прежде: «Надо было запастись на ночь дровами.
    Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.»
    Правило № 6:

  • «Заночевать решил Васютка на берегу озера. Он выбрал посуше место, натаскал д...

    10 слайд

    «Заночевать решил Васютка на берегу озера. Он выбрал посуше место, натаскал дров, развёл огонь. С огоньком всегда веселее, а в одиночестве — тем более. Обжарив в костре шишки, Васютка одну за другой выкатил их из золы палочкой, как печёную картошку. От орехов уже болел язык, но он решил: пока хватит терпения, не трогать хлеб, а питаться орехами, мясом, чем придётся.»

  • Правило № 7: приготовь место для ночлега«Поужинав, Васютка сложил остатки еды...

    11 слайд

    Правило № 7: приготовь место для ночлега
    «Поужинав, Васютка сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, и принялся готовить место для ночлега.
    Он перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, накрывшись телогрейкой.
    Снизу подогревало.
    Занятый хлопотами, Васютка не так остро чувствовал одиночество. Но стоило лечь и задуматься, как тревога начала одолевать с новой силой. Заполярная тайга не страшна зверьём. Медведь здесь редкий житель. Волков нет. Змей — тоже. Бывает, встречаются рыси и блудливые песцы. Но осенью корма для них полно в лесу, и едва ли они могли бы позариться на Васюткины запасы. И всё-таки было жутко. Он зарядил одноствольную переломку, взвёл курок и положил ружьё рядом. Спать!»

  • Правило № 8: ищи лиственный лес, т.к он тянется вдоль берега реки«Долго Васют...

    12 слайд

    Правило № 8: ищи лиственный лес, т.к он тянется вдоль берега реки
    «Долго Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственный лec обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге.»
    «Далеко впереди Васютка заметил уходящую в глубь тайги жёлтую бороздку лиственного леса. Значит, там речка.»

  • Правило № 9: Первым делом постарайтесь отыскать реки или ручьи. Отлично, если...

    13 слайд

    Правило № 9: Первым делом постарайтесь отыскать реки или ручьи. Отлично, если вы знаете, куда они текут. Если не знаете, все равно держитесь рек или ручьев, не старайтесь срезать путь, можете уйти совсем в глушь и начать бесцельно блуждать по лесу. Рано или поздно на берегах рек вам встретятся населенные пункты – люди всегда селятся близ рек. К тому же, у вас не будет проблем с водой.

    «Впереди берег… Вода! Не веря своим глазам, Васютка остановился. Так он простоял некоторое время и почувствовал, что ноги его вязнут. Болото! Болота чаще всего бывают у берегов озёр. Губы Васютки задрожали: «Нет, неправда! Бывают болота возле Енисея тоже». Несколько прыжков через чащу, крапиву, кусты — и вот он на берегу.
    Нет, это не Енисей. Перед глазами Васютки небольшое унылое озеро, подёрнутое у берега ряской.
    Васютка лёг на живот, отгрёб рукою зелёную кашицу ряски и жадно припал губами к воде. Потом он сел, усталым движением снял мешок, начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался.»

  • Раз ветра не было, а утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное!

    14 слайд

    Раз ветра не было, а утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное!

  • «Гудок! — догадался Васютка. — Пароход гудит! Но почему же он слышится оттуда...

    15 слайд

    «Гудок! — догадался Васютка. — Пароход гудит! Но почему же он слышится оттуда, с озера? А-а, понятно».
    Мальчик знал эти фокусы тайги: гудок всегда откликается на ближнем водоёме. Но гудит-то пароход на Енисее! В этом Васютка был уверен. Скорей, скорей бежать туда! Он так заторопился, будто у него был билет на этот самый пароход.»
    «Так же неожиданно Васютка очнулся, перестал шуметь и даже несколько смутился, оглядываясь вокруг. Но никого нигде не было, и он стал решать, куда идти: вверх или вниз по Енисею? Место было незнакомое. Мальчик так ничего и не придумал. Обидно, конечно: может быть, дом близко, в нём мать, дедушка, отец, еды — сколько хочешь, а тут сиди и жди, пока кто-нибудь проплывёт, а плавают в низовьях Енисея не часто…»

  • Правило № 10НИКОГДА НЕ УНЫВАЙ И НЕ СДАВАЙСЯ!!!

    16 слайд

    Правило № 10
    НИКОГДА НЕ УНЫВАЙ И НЕ СДАВАЙСЯ!!!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 364 763 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Другие материалы

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

  • 16.04.2018
  • 789
  • 3

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

  • 16.04.2018
  • 1644
  • 72

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

Тема урока: Уроки выживания (по рассказу Виктора Петровича Астафьева «Васюткино озеро»)

Цель урока: выявление  способов выживания в условиях природы на примере рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Задачи урока:

Предметные: охарактеризовать черты главного героя в условиях выживания в тайге; раскрыть поступки через анализ художественного текста

Метапредметные:

1.      Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения,

2.      Развивать навыки групповой работы.

3.      Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

Личностные: 1.Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.

2. Воспитывать любовь к природе.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Ход урока

I. Вводно-мотивационный этап.

Запишите в тетради число тему урока: Уроки выживания (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)

 Маленькой песчинке легко затеряться в океане? Так же легко человеку заблудиться в тайге и погибнуть. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.

Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Как вы понимаете это высказывание?

Сформулируйте цель урока: выявить способы выживания в условиях природы на примере рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

— Что же помогло герою рассказа Астафьева выжить, не погибнуть в тайге? — Именно об этом мы поговорим сегодня на уроке.

II. Операционно-содержательный этап.

Проследим, как она раскрывается в тексте.

-Почему Васютка отправился в тайгу? Отчего ему было скучно?

-Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова?

(Краюшку хлеба. «Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать»)

-Почему Васютка спокойно шёл по тайге? (Знакома, не раз бывал, следил за затесями)

 Сколько дней провел Васютка в тайге?

-Пять дней провел Васютка в тайге, как он прожил эти дни и как выжил, мы узнаем проследив за его путешествием.

1.      Исследовательская работа в группах

На прошлом уроке вы поделились на группы и вам было задано домашнее задание: проследить за путешествием Васютки и подготовить сообщения о том, как он провел эти дни в тайге. 1 группа – сообщение о 1 дне в тайге, 2 группа – о 2 дне, 3 группа – о 3 и 4 днях

1 группа. Сообщение о том, как главный герой провел 1 день в тайге, опираясь на вопросы:

— С какой птицей встретился? Что узнали о повадках этой птицы? (Удивительно чуткий клюв у кедровки. Пустые орехи она даже не вынимает из гнёздышка)

-Какую пользу приносит эта птица? (Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра)

-Почему Васютка не стал в неё стрелять?

-Почему заряды в тайге берегли, называя их по-хозяйски припасами?

-Что заставило Васютку забыть о сборе шишек? Кого он увидел?

-Как обычно проходит охота на глухаря?

-О чём говорит поведение мальчика? (В нём проснулся охотничий азарт)

-В какой момент Васютка понял, что заблудился? («Где же затеси?» )

— Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил что заблудился?

-Страшно ли было Васютке? Почему? (Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.)

— Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? (Тайга наша кормилица, хлипких не любит)

— Как Васютка провёл первую ночь в тайге.

— Что он сделал в первую очередь? О чём это свидетельствует? ( Решил, что надо взять себя в руки, «перво- наперво надо развести огонь. Собрал сухие ветки, сорвал пучок сухого мха-бородача, сложил всё в кучу и поджёг. Запасся на ночь дровами.)

— Как мальчик приготовил себе еду?

— В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?

-Что сделал, поев? (Сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, укрывшись телогрейкой)

— О чём говорит такое поведение мальчика в тайге?

— Какие черты характера обнаружились в мальчике?

2 группа. Сообщение о том, как герой провел 2 день в тайге, опираясь на вопросы:

-На следующий день произошла ещё одна встреча мальчика с миром природы. С кем? Почему Васютка разговаривал с белкой?

— Как и почему Васютка относится к окружающей его природе? ( Васютка убивал дичь как охотник, чтобы прокормиться, а не ради забавы, воспринимал животных и птиц как равных: сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Он хорошо знает жизнь и повадки птиц и животных).

-Почему тайга казалась мальчику молчаливой и равнодушной? Почему тайга напоминала Васютке море? Какие слова использованы при описании тайги? Как чувствует себя мальчик в этот момент?

— Какие ещё трудности пришлось преодолеть мальчику на своём пути?

-Где провёл мальчик 2-ую ночь? Почему ему было очень тяжело?

3 группа. Сообщение о том, как герой провел 3 и 4 дни в тайге, опираясь на вопросы:

-Чем отличалась 3-я ночь?

-Почему Васютка искал лиственные деревья среди хвойных?

-Расскажите, как Васютка нашёл озеро.

— В чём увидел мальчик своё спасение? Что привлекло его внимание? (В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”).

— Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? (Много рыбы. “В озере – белая рыба!”)

-Кому благодарен Васютка за своё спасение?

-Почему называет реку Енисеюшко?

— Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? Только ли радость оттого что спасён? Докажите словами из текста. Как это его характеризует?

— Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)

Физкультминутка

— Представьте, что вы маленький орешек, упавший с кедра и попавший в почву.

( присесть на корточки, сжаться в комочек)

Маленькому орешку холодно, он сжимается, чтоб согреться.

(мышечное напряжение, глаза зажмуреня)

Весной солнечные лучи согрели землю и орешек отогрелся, расправил свои плечи.

( расслабление мышц)

Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти.

У него появились корешки

( встать на ноги, открыть глаза)

и первые стебельки

( поднять полусогнутые в локтях руки над головой).

Солнышко так согрело росток, появившийся из орешка, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими веточками.

(Вытянуться вверх, подняться на цыпочки, помахать кистями рук.)

3.      Работа с таблицей

— Итак, перед вами таблица, которую я назвала «Уроки тайги». Вам нужно заполнить правую часть таблицы, в левой части таблицы подобраны цитаты из текста, а в правой вы должны сформулировать законы, которые должны соблюдать, отправляясь в лес. Заполнять таблицу вы будете устно (писать не надо!).

Уроки тайги.

«Таков старинный порядок: идёшь в лес – бери еду, бери спички»

Готовиться основательно к походу в тайгу

 «…наверное, всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдёт немного, ещё топором тюкнет, потом ещё. За этим человеком пойдут другие люди; собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка»

Обозначать особыми приметами дорогу

«Трепет перед драгоценным «припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков от роду»;

«Убирайся, рыжая, стрелять буду!» (говорит белке, просто так зверей не убивает, стреляет в воздух)

Не тратить попусту порох и дробь, бережно относиться к тайге

«Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка»;

«…глухарь, сидя на дереве, с любопытством смотрит вниз…» (герой начинает подражать собаке, чтобы поймать глухаря)

Знать повадки зверей и птиц

«Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень»;

«Васютка сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, и принялся готовить место для ночлега»

Уметь развести костёр, приготовить пищу, устроиться на ночлег

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит! – вспомнились ему слова отца и дедушки»;

(Словарная работа: объясняем слово «хлипкий»: безвольный, слабохарактерный)

 «Тишина, Васютка рукавом утирает пот со лба и, набравшись храбрости, решительно направляется в сторону тёмного предмета» (когда в темноте он сначала испугался большого корня)

Не терять присутствия духа

«Почти голая сторона у ели – значит, в ту сторону север, а где ветвей больше – юг»;

«Трава стала попадаться чаще и уже не отдельными былинками, а пучкам. Васютка заволновался: трава растёт обычно вблизи больших водоёмов»;

«Он не раз слышал от рыбаков, что в некоторых озёрах будто бы водится белая рыба, но озёра эти должны быть или были когда-то проточными. .. Да, если озеро проточное и из него вытекает речка, то она в конце концов приведёт его к Енисею»;

«Мальчик знал эти фокусы тайги: гудок всегда откликается на ближайшем водоёме»

Знать таёжные приметы

Итоговый вопрос: что помогло Васютке выжить в трудных условиях?

(Васютка умел анализировать происходящее: «Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таёжника, рано появилась у Васютки». Ему пригодились навыки, полученные в общении со взрослыми, смекалка, сноровка и вера в себя, знание законов и тайн тайги)

  Давайте запишем этот важный вывод в тетрадь.(Дети по ходу урока записывают в тетрадь основные выводы)

Законы тайги:

1. Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.

2. Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться.

3. Не стреляй попусту, береги драгоценный припас!

4. Возьми с собой в лес собаку!

5. Запомни: удача не всегда приводит к счастью!

6. Не убивай птицу, зверя ради удовольствия!

4. Быть наблюдательным, внимательным, осторожным.

5. Уметь ориентироваться по сторонам света.

6. Слушай и запоминай народные приметы!

7. Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоёме.

8. Не терять веры в свои силы.

4.        Составить синквейн по образу главного героя

1.    Тема называется одним словом ( обычно существительным), наприме, Васютка

2.    Описание темы в 2 словах, 2 прилагательных

3.    Описание действий в рамках этой темы,3 глагола

4.    Фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме ( предложение  из 4 слов)

5.    Синоним  из 1 слова, который повторяет суть темы

Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.

Заблудился, не отчаялся, нашел выход, борется, обрадовался, всплакнул

Васютка – маленький покоритель тайги. Тайга хлипких не любит.

Путешественник, победитель

III. Рефлексивно-оценочный этап.

-Чему можно поучиться у Васютки?

-Какие достоверные знания о тайге, особенностях поведения в ней вы получили, прочитав рассказ? Что нового для себя узнали?

— Пригодится ли вам это в будущем?

🞭  Сегодня я узнал(а)…

🞭  Было интересно…

🞭  Было трудно…

🞭  Урок дал мне для жизни…

🞭   Своей работой на уроке я…

🞭  Мое настроение…

Домашнее задание: 

На «5»

Написать сочинение — рассуждение на тему » Как Васютка выжил в тайге».

На «4»

— Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес? Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу?

Составьте и запишите «Памятку идущему в лес» и «Если ты заблудился в лесу».

Памятка №1. Советы идущему в лес

1.         Продумай тщательно маршрут.

2.         Не забудь взять компас.

3.         Возьми спички для костра.

4.         Захвати с собой теплые вещи.

5.         Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).

Памятка №2. Если ты заблудился.

1.         Не паникуй, успокойся.

2.         Прекрати бесполезное движение,

3.         Осмотри место, где находишься.

4.         Собери хворост, дрова для костра (на ночь).

5.         Разожги костер, приготовь пищу.

6.         Подготовь из веток, травы место для ночлега.

7.         Спокойно ожидай спасателей, родственников.

Сегодня
мы…

·                  
Узнаем, как действовать, если вы потерялись в лесу.

·                  
Выясним, как выживал в тайге герой рассказа «Васюткино озеро».

·                  
Проанализируем, ошибки героя и попытаемся посмотреть на рассказ глазами
современного человека.

Но
сначала мы присоединимся к Алине, перед которой встал тяжёлый выбор.

– Что же
взять? – бормотала девочка. – Может быть, книгу? А топор понадобится или нет?
Нужно ли брать шапку?


Переезжаешь? – поинтересовался Миша.

–- В
первый раз иду в поход, – отмахнулась Маша.

И поход
будет в густом лесу. А если я заблужусь – как мне быть? Ведь мне придётся
выживать в чаще!

Как тут
быть? Что мне взять с собой?

Я должна
непременно быть ко всему готова!

– Могу
посоветовать отличную книгу для выживания в дикой среде, – предложил Миша. –
Называется «Робинзон Крузо».


Отличная книга, – согласился Артем. – Если вы потерпели кораблекрушение у
необитаемого острова.

– Но я не
собираюсь жить на острове двадцать шесть лет, – растерялась Алина.

– Тогда
тебе подойдёт другое произведение, – улыбнулся Артем. – Это «Васюткино
озеро» – рассказ, который написал Виктор Астафьев.

Здесь
полно нужной информации.

Ведь
главный герой, Васютка, заблудился в лесу, и ему пришлось выживать в тайге.

Так что в
рассказе мы можем увидеть и проанализировать ошибки героя. Выяснить, что
нужно взять в лес
. И как себя вести, если ты потерялся.

А ещё мы
можем примерить эту ситуацию на наше время и добавить кое-что от себя!

В сюжете
рассказа мы видим, как Васютка собирается. Потом наблюдаем за его поведением в
тайге. А потом он теряется, и ему приходится выживать.

С какой
же части мы начнём? С того, с чего начинают любой поход – со сборов.

Что берет
с собой в лес Васютка?

Ружье и
патроны к нему. Перочинный ножик. Ещё у него есть спички. И горбушка хлеба.

Да и то,
хлеб его заставляет взять с собой мать:

«…Хлеба
взял ли с собой?

— Да
зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.

— Не
разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя.

Спокон
веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.

Тут уж
с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери
спички».

А что
Васютка не взял?

Соль – об
этом он потом жалел. И воду. Но нужно учитывать, что реки и озёра во время
действий рассказа были гораздо чище.

Да и
герой не собирался заходить далеко и оставаться в лесу долго.

Так
что мы возьмём в лес?

Запас
воды и пищи – обязательно. Конечно, не только хлеб – но что-нибудь питательное.

Спички
или зажигалку.

Соль. Нож
– можно складной. Неплохо соорудить мини-аптечку, где будет бинт, йод,
нашатырный спирт.

Можно
прихватить одежду на случай холода. И средство от насекомых.

Так-так…
а чего тут не хватает?  

Мобильного
телефона.

У Васютки
такого прибора, конечно, просто не могло быть. А вот в наше время они есть, и
телефон нужно иметь при себе просто обязательно. Кроме всего прочего – это ещё
и фонарик.

И вот
мы оказываемся в лесу. Что теперь делать?
Самый простой ответ – попытаться
не заблудиться.

Посмотрим,
как это случилось с героем Астафьева.

«…Тр-рах!
— и черная птица, хлопая крыльями, полетела в глубь леса.

«Ранил!»
— встрепенулся Васютка и бросился за подбитым глухарём».

Тут мы
видим, как герой отвлекается. В азарте он сворачивает с тропы и
отходит от затесей – отметок на стволах.

Что
происходит дальше?

«Птица
уходила небольшими перелётами. Они становились всё короче и короче. Глухарь
слабел. Вот он, уже не в силах поднять грузное тело, побежал.

«Теперь
всё — догоню!» — уверенно решил Васютка и припустил сильнее. До птицы оставалось
совсем недалеко».

Герой в
пылу погони совсем не думает о том, куда бежит. Он не замечает дорогу,
не отмечает направление.

И вот
наконец глухарь пойман.

«Думая
о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывал, пел, что на ум
приходило.

Вдруг
он спохватился: где же затеси? Пора уж им быть».

Васютка
даже не подумал о том, в каком направлении шёл. Он был слишком счастлив тем,
что добыл глухаря. И двигался не раздумывая.

Так
какие правила мы уже можем вывести из этого?

·                  
В лесу нельзя сворачивать с тропы.

·                  
Нужно замечать свой путь.

·                  
Главное – не отвлекаться и помнить, где тропа.

А еще мы,
в отличие от Васютки, можем кричать. Нужно звать свою группу, вообще,
людей. Если вы заблудились не в безлюдной огромной тайге – вас услышат.

Но
допустим, что мы всё-таки заблудились
! Да и на зов никто не откликается…
Что делать? Определять, где север, где юг? А идти куда – на север или на юг?

Правильный
ответ – никуда.

Потому
что герой Васютки совершил ошибку, которая чуть не стала для него роковой.

Посмотрим
на такой отрывок. «С замирающим сердцем бежал он к дереву, чтобы пощупать
рукой зарубку с капельками смолы, но вместо неё обнаруживал шершавую складку
коры. Васютка уже несколько раз менял направление, высыпал из мешка шишки и
шагал, шагал…».

Получается,
что герой всё больше себя запутывает. Он ищет затеси, всё время меняет
направление…

А потом
делает ещё кое-что похуже.

«Он
вскрикнул и бросился бежать. Сколько раз он спотыкался, падал, вставал и снова
бежал, Васютка не знал.

Наконец
он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви.

Потом
упал с валежин вниз лицом в сырой мох и замер».

Сначала
герой был уверен, что скоро найдёт затеси, и метался из стороны в сторону. А
потом поддался панике и побежал неизвестно куда!

И ведь
потом отец прямо говорит Васютке: метаться было нельзя. Мальчика скоро бы
нашли, ведь он не мог уйти далеко. А так он сам уходил всё глубже в тайгу.

Так
что делать, если ты заблудился?

·                  
Оставаться на месте и не метаться в разные стороны.

·                  
Звать людей, звонить по телефону родным, знакомым, в полицию. Просить
помощи.

·                  
Не поддаваться страху и панике – это самое главное.

·                  
Но если в лесу приходится остаться не на час и не на два? Если припасы
уже закончились – что же делать тогда?

Вот
Васютка в такой ситуации начал припоминать нужные советы:

«Тайга,
наша кормилица, хлипких не любит!» — вспомнились ему слова отца и дедушки. И он
стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и
охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из
дому. Пригодились спички.

Васютка
обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача,
искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджёг».

Вася
вырос в тайге.
Так что он знает, как поджарить птицу, обеспечивает себя
орехами и ягодами. И даже пьёт воду из озера.

Но мы
вряд ли можем надеяться поймать утку. Да и с питьём воды из водоёмов в лесу
лучше повременить, пока это возможно.

Зато
можно полакомиться грибами и ягодами. Но только знакомыми. Иначе можно
получить тяжёлое отравление.

Можно и
развести костёр, только так, чтобы не сжечь лес. Костёр поможет вас найти.

Но даже
не это самое главное. Гораздо важнее – то, как вы чувствуете себя и как себя
ведёте.

А вот
здесь герой Астафьева действует совершенно правильно. После первой вспышки
испуга и печали – он не даёт себе отчаиваться.

И
старается не терять присутствия духа.

Вместо
этого герой занимает себя необходимыми делами. Он добывает еду, устраивается на
ночлег, чинит одежду. Все его мысли направлены на выживание.

При этом
заметим, что герой чередует труд и отдых. Он верно оценивает свои силы. Но
слабости и бессилию не поддаётся, хотя в конце концов сильно устаёт.

А самое
главное – герой не перестаёт думать и рассуждать. Как раз это его и
спасает.

Так
как же вести себя, если вдруг потерялся?

·                  
Постараться не паниковать, отложить страх и отчаяние на потом – ведь они
отнимают драгоценные силы.

·                  
Нужно занять себя конкретными делами – собрать топливо, устроить
укрытие, набрать немного еды…

·                  
Главное – не тратить слишком много сил. И не проваливаться в оцепенение
и забытье.


Отлично! – захлопала в ладоши Алина. – Теперь у меня есть чёткий план!


Удивительно полезная книга, – заметил Миша. – Немного дополнить современными
реалиями – и получится целое пособие по выживанию!

Итак,
что мы возьмём с собой в лес?

·                  
Запас воды и провизии.

·                  
Что-то для розжига костра.

·                  
Соль. Нож.

·                  
Основные медикаменты.

·                  
Мобильный телефон – обязательно.

·                  
Можем добавить средство от насекомых и лишнюю одежду.

Как
будем вести себя в лесу?

·                  
Не отвлекаться.

·                  
Не сходить с тропинки.

·                  
Замечать дорогу – приметы и направление, в котором движешься.

·                  
Перекликаться со своими спутниками.

А как
быть, если всё-таки заблудились?

·                  
Оставаться на месте и не метаться в разные стороны.

·                  
Связаться с людьми.

·                  
Не паниковать, постараться занять себя делом.  

·                  
Изо всех сил держаться и выживать до прихода подмоги.

·                  
А для этого надо беречь силы, не поддаваться слабости и сонливости.

Получается,
что Астафьев написал очень нужную книгу. Но в ней, кроме истории выживания,
есть ещё кое-что полезное.

Об этом
мы поговорим на следующем уроке.

КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской  и социальной помощи» Урок литературы в 5 классе Учитель русского языка и литературы Логунова Елена Юрьевна Март 2018г.

КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Урок литературы в 5 классе

Учитель русского языка и литературы Логунова Елена Юрьевна

Март 2018г.

Виктор Петрович Астафьев  1924-2001

Виктор Петрович Астафьев 1924-2001

На родине писателя: Красноярск

На родине писателя: Красноярск

На реке Енисей

На реке Енисей

Село Овсянка. Дом В. Астафьева

Село Овсянка. Дом В. Астафьева

Сибирь. Тайга

Сибирь. Тайга

Рассказ «Васюткино озеро».  Уроки выживания

Рассказ «Васюткино озеро». Уроки выживания

Внимательный читатель  викторина 1. На какой реке происходит действие рассказа?  2. Чем снабжал Васютка рыбаков?  3. Почему мама заставила Васютку взять в тайгу хлеба?  4. Затеси – это…  5. Какую птицу первой увидел Васютка?  6. Когда Васютка понял, что заблудился?  7. Почему Васютка, увидев в озере рыбу, удивился?  8. В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру?

Внимательный читатель викторина

1. На какой реке происходит действие рассказа? 2. Чем снабжал Васютка рыбаков? 3. Почему мама заставила Васютку взять в тайгу хлеба? 4. Затеси – это… 5. Какую птицу первой увидел Васютка? 6. Когда Васютка понял, что заблудился? 7. Почему Васютка, увидев в озере рыбу, удивился? 8. В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру?

Затеси

Затеси

Васютка

Васютка

Почему Васютка смог выжить в тайге?

Почему Васютка смог выжить в тайге?

Васютка знает: животный и растительный мир тайги; правила выживания в тайге.  Васютка умеет: добывать кедровые орехи; охотиться с помощью ружья; ориентироваться на местности; определять стороны горизонта; разводить костёр; готовить пищу; устраивать ночлег; определять погоду; подавать сигналы бедствия.

Васютка знает:

животный и растительный мир тайги;

правила выживания в тайге.

Васютка умеет:

добывать кедровые орехи;

охотиться с помощью ружья;

ориентироваться на местности;

определять стороны горизонта;

разводить костёр;

готовить пищу;

устраивать ночлег;

определять погоду;

подавать сигналы бедствия.

 Памятка №1.  Советы идущему в лес  - Продумай тщательно маршрут.  -Не забудь взять компас.  -Возьми спички для костра.  -Захвати с собой теплые вещи.  -Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари).

Памятка №1. Советы идущему в лес

Продумай тщательно маршрут. -Не забудь взять компас. -Возьми спички для костра. -Захвати с собой теплые вещи. -Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари).

Памятка №2 Если ты заблудился   -Не паникуй, успокойся.  -Прекрати бесполезное движение.  -Осмотри место, где находишься.  -Собери хворост, дрова для костра (на ночь).  -Разожги костер, приготовь пищу.  -Подготовь из веток, травы место для ночлега.  -Спокойно ожидай спасателей, родственников.

Памятка №2

Если ты заблудился

-Не паникуй, успокойся. -Прекрати бесполезное движение. -Осмотри место, где находишься. -Собери хворост, дрова для костра (на ночь). -Разожги костер, приготовь пищу. -Подготовь из веток, травы место для ночлега. -Спокойно ожидай спасателей, родственников.

Домашнее задание 1.Нарисовать иллюстрацию к произведению. 2.Разгадать кроссворд. 3.Письменно ответить на вопрос: Чему бы я хотел научиться у Васютки?

Домашнее задание

1.Нарисовать иллюстрацию к произведению.

2.Разгадать кроссворд.

3.Письменно ответить на вопрос:

Чему бы я хотел научиться у Васютки?

Законы тайги (ответы):

  • Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб
  • Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться
  • Беречь патроны
  • Быть наблюдательным, внимательным, осторожным
  • Уметь ориентироваться по сторонам света
  • Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоёме
  • Не терять веры в свои силы

­Пример сочинения 1

О том, что законы тайги бывают суровы мы узнаем из школьной программы. Виктор Астафьев сам вырос на окраинах Красноярска и знает об это не понаслышке. В таких суровых условиях в семилетнем возрасте он потерял мать, которая утонула в реке.

К этой потере он так и не смог привыкнуть. Мальчика воспитывали отец с мачехой в Игарке, а временами бабушка с дедушкой. Начав рано жить самостоятельно и зарабатывать себе на хлеб,­ Астафьев знал, что такое лишения и отсутствие крова над головой.

Возможно, именно поэтому он писал такие реалистичные рассказы о выживании в условиях тайги.

Главный герой рассказа “Васюткино озеро” чем-то похож на автора, но есть и отличия. У тринадцатилетнего Васютки есть заботливые отец и мать, чье предусмотрительное воспитание помогает ему выжить в лесу. Васютка и сам довольно смышленый и в лес никогда без спичек, ножа и ружья не ходил.

Он знал, что каждый раз, попадая в тайгу, нужно делать на деревьях зарубки, чтобы потом по ним же вернуться. Он также знал, что кедрач растет по берегам реки, что на юга тайга тянется на сто верст и более,

поэтому лучше идти на север. Этому смелому подростку удалось продержаться в тайге пять дней.
Все в селе беспокоились его исчезновением и уже не надеялись увидеть его в живых.

Как же удалось Васютке выжить в таких суровых условиях? Ему, конечно же, помогло знание законов тайги, которые давались ему с детства. В голове у мальчика целый багаж знаний о том, как ориентироваться по деревьям, как определять речная ли рыба или озерная, как отличать птиц по голосам, как добыть и приготовить себе пищу.

Вдобавок к этим знаниям, конечно же, согревает мысль о доме и матери, которая в дорогу положила ему краюшку хлеба. Сложно пришлось ему в бескрайней и холодной тайге, но Васютка справился. Спички пригодились для того, чтобы по вечерам разводить костер, ножом он разделывал подстреленных им птиц, ну, а хлеб берег для крайнего случая.

Прекрасно разбираясь в сортах рыбы, он понял, что рядом с ним проточное озеро, а значит, оно вытекает в какую-нибудь речушку, которая в свою очередь впадает в Енисей. В своем рассказе Виктор Астафьев рисует смышленого мальчишку, который жил в гармонии с природой и умело использовал свои знания о тайге в ответственный момент.

Читая рассказ “Васюткино озеро”, мы видим, что главный герой растет настоящим мужчиной, благодаря правильному воспитанию.

Ему с детства прививали такие качества, как мужество, храбрость, трудолюбие и стойкость. В конце рассказа, мужики из рыболовной бригады прозвали водоем, который открыл мальчик, Васюткиным озером.


Пример сочинения 2

Писатель Виктор Петрович Асафьев родился в сибирской деревне Овсянка и прожил большую часть жизни в северном городе на Енисее – Красноярске. И в молодости, и в зрелые годы он много ходил по тайге и изучил её законы, считаться с которыми приходится каждому попавшему в её мир.

Тайга – это зауральская огромная территория хвойного леса, местами непроходимая из-за бурелома, часто – из-за болот. Вековые кедры, сосны, ели, пихты отражены на карте темно-зелёным цветом. Эта зелёная страна величественна, могущественна и сурова.

Рассказ «Васюткино озеро» (1952 г.) на примере героя, 13-летнего подростка Васи Шадрина, учит мудрости  общения с таёжной природой и выживания в ней. Мальчик усвоил вековые знания о тайге от своей семьи. Отец и дед – рыбаки артели, а в период ледостава на Енисее промышляют в лесу зверя. С неводом, сетями, ружьём сибиряки учат управляться с детства.

Мать мальчика трудится по дому. Она тоже хранительница законов тайги. Они касаются, прежде всего, экипировки. Вот что должен взять с собой человек, отправляющийся даже на пару часов за грибами или, как Васютка, – за кедровыми шишками:

Ружьё
Еду (хотя бы ломоть хлеба)
Спички
Соль
Топорик

Каждый сибиряк знает, что тайга полна неожиданностей. Десятки примеров слышал и Василий о том, как человек уходил в лес и никогда не возвращался, пропадал.  Заблудиться может каждый.

Это случилось и с героем рассказа. Научился ли Васютка серьёзно относиться к неписаным законам? Пройдёмся по приведённому списку. Из небольшого перечня он обязательной вещью, похоже, считал только ружьё.

Хлеб он поначалу брать отказывался, и только настойчивость матери заставила взять краюху. Золотым запасом потом обернулся каждый кусочек. Мальчик боялся даже жевать, а сосал почерствевшие корки, растягивая подольше, потому что в каждой крошке была жизнь.

Спичек у мальчика оказалось мало. Что стоило взять два коробка? Ведь они плечи не оттянули бы. Заблудившись, он экономил каждую спичку, как большую ценность. Окажись без них в осеннем мокром лесу, костра не разведёшь, не согреешься, а значит, замёрзнешь и погибнешь.

О соли подросток вообще забыл. Одно дело – подстрелить утку или гуся. Это Василий умеет. Он даже умудрился одним выстрелом подбить двух птиц и одну ранить. У парнишки есть навыки, как общипать, выпотрошить и запечь дичь. Но как же есть мясо без соли? Отчасти помогло в этой беде то, что в мешке для шишек раньше хранили соль. И опять каждая крупица из уголков была для заблудившегося Васютки на вес золота.

Топорика тоже не оказалось у сборщика шишек. Таёжные жители обычно подвешивают его к поясу или кладут в мешок. Герою рассказа четыре раза приходилось разводить большой костёр, который должен дать жар и тепло на всю ночь или стать сигналом о бедствии. Не имея, чем нарубить веток, герой делал это руками, изранил их и потратил много лишних сил.

Обувь мальчика – тоже слабое место в его походе в тайгу. Ноги промокли. Правую подошву пришлось подвязывать тесёмками, оторванными от одежды. Хотя в этом винить мальчика нельзя: он носил то, что у него было.

Снаряжение – важная часть науки о существовании среди суровой природы тайги.  Но главные законы касаются передвижения в ней, умения читать зелёную книгу леса, слушать и понимать язык его жителей.

Зарубки на деревьях – вот путеводитель в чаще. Их называют ещё – затеси. Василий и здесь сплоховал, хотя знал о том, что зарубки – это путь домой, в привычный мир, да и мать ему об этом напомнила. Но увлёкшись подраненным глухарём, мальчишка сбился с дороги и дорого заплатил за несерьёзное отношение к вековечным правилам.

Язык тайги, верность и постоянство её знаков – это то, что помогло герою найти путь к спасению. И здесь он молодец. Он читает книгу природы и находит в траве, полоске лиственного леса подсказку, что впереди – река, выход к людям. По цвету заката и высыпавшим звёздам определяет, что следующий день будет ветреный и холодный.

Морально не сломиться и выстоять в поединке с суровой природой  Василию Шадрину помогло и слышанное много раз от отца и деда утверждение: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» Возможно, в этих словах заключена главная истина и закон о взаимоотношениях человека и таёжной природы.


Пример сочинения 3

Произведение В. Астафьева «Васюткино озеро» — это интересная история из жизни простого деревенского мальчишки, которая сопровождается познавательными эпизодами, связанными с узнаванием многих подробностей посетителей тайги.

Правила, касающиеся этой природной зоны, которые знал и Васютка, и все, кто его окружал, сводились к тому, чтобы иметь при себе еду и спички при походе в лес, уметь различать по звукам и шороху приближающийся объект. Спички – это спасение от холода, если путешественник решил заночевать вдали от дома или заблудился. От подобного закона никто не отказывался, зная, насколько огромен и опасен лесной массив. Каждый, кто каким-то образом был связан с лесом, должен всегда иметь представление о его обитателях, препятствиях, которые могут оказаться на пути.

Одним из законов тайги в рассказе является понимание того, что хлеб, который берут с собой охотники в лес, спасение в голодное время. Его отсутствие может привести к гибели.

По некоторым действиям Васютки можно предположить, насколько бесценным является в тайге порох. Именно поэтому мальчик старается не тратить его зря, как и остальные рыбаки и охотники. Это также является общим требованием для героев. Важной необходимостью каждого присутствующего в тайге становится знание того, что такое затеси. Такие пометки люди делают не только для себя, но и рассчитывают на других, чтобы не заблудиться. Благодаря им охотники удачно возвращаются домой. В случае отсутствия пометок лес считался чужой, незнакомой территорией.

Однажды, заблудившись в тайге, мальчик судорожно пытался вспомнить те признаки, по которым можно было бы вернуться домой. Среди них и поиск лиственницы, которая могла бы привести к реке. И редеющая трава, кустарники, которые, как правило, по наблюдениям любителей охоты, могут помочь выбраться из тайги – это спасительный круг для заблудившегося. Узнавание потерявшегося человека издали может быть осуществлено благодаря громким хлопкам выстрела из ружья. Таким образом за счет прихваченного с собой оружия или пламени любой нуждающийся способен привлечь внимание проезжих.

Помимо того, что каждый человек, собирающийся в тайгу, должен иметь при себе необходимые вещи, он должен уметь справляться со своими эмоциями – не подпускать к себе чувство страха.

Рассказ «Васюткино озеро» интересен и детям, и взрослому поколению. Он познавателен, так как содержит уникальные многолетние наблюдения за природой, следуя которым, многие остаются в безопасности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Письменная просьба руководству
  • Сульгин авексима инструкция по применению таблетки показания к применению взрослым
  • Теплосчетчик danfoss m cal mc инструкция
  • Рыбий жир в капсулах польза для женщин инструкция по применению
  • Авм 12к руководство по эксплуатации