Требования к витаминизации в образовательных учреждениях.
Правильная организация питания детей в образовательных учреждениях предусматривает обеспечение их потребности в таких пищевых веществах, как белки, жиры, углеводы и витамины. Особенно большое значение имеет витамин С. Доказано, что витамин С способствует наиболее оптимальному развитию детей, повышает их сопротивляемость к различным вредным факторам внешней среды, и в первую очередь к инфекционным заболеваниям. Но он легко разрушается при хранении продуктов, их термической обработке, особенно при нарушениях технологии приготовления блюд.
Даже при правильно составленном меню, включении в него достаточного количества овощей и фруктов не всегда удаётся обеспечить необходимое содержание в рационах детей витамина С, особенно остро ощущается недостаток этого витамина в зимне-весеннее время.
В связи с этим в образовательных учреждениях введена обязательная витаминизация пищи аскорбиновой кислотой.
Витаминизация блюд проводится с учетом состояния здоровья детей, под контролем медицинского работника и при обязательном информировании родителей о проведении витаминизации.
Витаминизированные напитки готовят в соответствии с инструкцией непосредственно перед раздачей.
При отсутствии в рационе питания витаминизированных напитков проводится искусственная C-витаминизация. Искусственная C-витаминизация в образовательных организациях осуществляется из расчета для детей от 1 — 3 лет — 35 мг, для детей 3 — 6 лет — 50,0 мг на порцию, для детей 7 — 11 лет – 60,0 мг на порцию, для детей 11 лет и старше – 70,0 мг на порцию.
Препараты витаминов вводят в третье блюдо (компот или кисель) после его охлаждения до температуры 15 °C (для компота) и 35 °C (для киселя) непосредственно перед реализацией.
Витаминизированные блюда не подогреваются. Витаминизация блюд проводится под контролем медицинского работника (при его отсутствии — иным ответственным лицом).
Данные о витаминизации блюд — дата и время витаминизации, количество порций, количество вводимого препарата из расчета суточной дозы и числа детей, получающих питание, а также сведения о количестве витаминов, поступающих с искусственно витаминизированными блюдами, заносятся медицинским работником в журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд, который хранится один год.
Витамин С (он же аскорбиновая кислота) жизненно необходим для многих биохимических окислительно-восстановительных процессов, поскольку витамин С способствует образованию в организме дезоксирибонуклеиновой кислоты. Доказано, что витамин С способствует наиболее, оптимальному развитию детей, повышает их сопротивляемость к различным вредным факторам внешней среды, а в первую очередь к инфекционным заболеваниям. Но он легко разрушается при хранении продуктов, их термической обработке, особенно при нарушениях технологии приготовления блюд.
При недостатке в человеческом организме витамина С организм, улучив подходящий момент, сразу же сдастся в плен даже самой безобидной простуде. Именно поэтому в учреждениях образования проводится С-витаминизация.
В соответствии с приказом министра здравоохранения. О дальнейшем улучшении проводимой в России обязательной С-витаминизации питания в лечебно-профилактических и других учреждениях и Инструкцией по проведению С-витаминизации питания № 978-72, утвержденной Главным санитарным врачом, обязательная С-витаминизация питания проводится круглогодично в больницах, санаториях, домах инвалидов, родильных домах, диетических столовых, детских учреждениях и других объектах с круглосуточным пребыванием людей.
С-витаминизацияпроводится на пищеблоке диетической сестрой путем внесения определенной дозы аскорбиновой кислоты в первые или третьи блюда непосредственно перед раздачей, но не ранее, чем за 1 ч до нее. В связи с тем, что подогревать витаминизированные блюда не рекомендуется, предпочтительнее витаминизировать третьи блюда. Дозы аскорбиновой кислоты установлены следующие: для взрослых — 80 мг, для беременных женщин — 100 мг, для кормящих матерей — 120 мг, для детей — от 40 до 70 мг. Аскорбиновая кислота должна храниться в темном месте.
Витаминизация выполняется по следующей схеме:
- отвешивание порошка аскорбиновой кислоты по числу порций;
- растворение аскорбиновой кислоты в небольшом количестве жидкой части блюда;
- внесение в массу блюда и перемешивание.
Ежедневно в школах производится витаминизация третьих блюд обеда обычным витамином С. Предпочтительнее всего витаминизировать именно третьи блюда, в том числе и чай. Витаминизация всегда проводится прямо на пищеблоке. Она осуществляется медицинскими работниками, причем непосредственно перед раздачей, поскольку подогрев витаминизированных блюд по нормам не допускается.
Данные по С-витаминизации записываются в специальный журнал, где указывается дата и час витаминизации, наименование витаминизированного блюда, количество витаминизированных порций, доза витамина на порцию, общая масса взятой аскорбиновой кислоты.
Обновлено: 23.09.2023
Задачу обеспечить бесплатным горячим питанием всех учащихся начальной школы с первого по четвертый класс обозначил Президент Российской Федерации Владимир Путин 15 января в своем Послании Федеральному Собранию.
Подробнее о проекте
В соответствии с задачей, поставленной Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию, все учащиеся младших классов должны быть обеспечены горячим питанием не реже одного раза в день, а в меню должны быть и горячее блюдо, и горячий напиток. Министерством просвещения Российской Федерации проведена соответствующая нормативная работа для того, чтобы эти нормы распространялись на все регионы уже с нового учебного года. Для реализации процесса обеспечения горячим питанием в федеральном бюджете выделено более 108 млрд рублей до 2023 года.
На практике законодательные изменения обязывают школы предоставлять качественное, здоровое и полноценное горячее питание. Оно должно быть сбалансированным, помогать детям восполнить энергию и способствовать их физическому развитию, отвечать всем стандартам и требованиям безопасности.
У регионов также появится возможность и необходимые инструменты, чтобы при разработке меню учитывать запросы детей с ОВЗ, тех, кто нуждается в диетическом питании, а также национальные, конфессиональные и местные особенности питания.
МКОУ «Ново-Дмитриевская СОШ» является муниципальным казенным учреждением, имеющим статус юридического лица. Школа работает в одну смену, количество учащихся 302. Горячим питание обеспеченны учащиеся начальных классов в количестве 151. Для питания учащихся в школьной столовой разработано примерное двухнедельное меню. Меню согласовано с главным врачом территориального Центра Государственного Санитарно-эпидемиологического контроля и утверждено директором школы. Меню составлено с целью обеспечения наиболее полноценного питания школьников разных возрастов при минимальной его стоимости. В меню довольно разнообразный ассортимент блюд.
Оборудование и организация работы школьной столовой.
По характеру производства столовая школы относится к типу-столов образовательного учреждения, работающая на продовольственном сырье и полуфабрикатах, она производит и реализует блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню. Продукты поставляет ИП Муталипов М.А. Столовая находится в здание школы и включают в себя следующие группы помещений:
Зал приема пищи; ( 70 посадочных мест);
умывальник для посетителей;
В состав производственного помещения столовой входит: заготовочный и доготовочный, моечная для столовой и кухонной посуды.
Для приготовления холодных блюд предусмотрены отдельные столы. Оборудование школьной столовой составляют электроплиты, бытовые холодильники для хранения молочной продукции (сметана, масло сливочное, молоко) и для мясной продукции (колбасы, сосиски, сардельки). Посуду моют ручным способом. В залах для приема пищи размещены столы стандартной облегченной конструкции и умывальники. Рядом с ними установлены электрополотенца и одноразовые полотенца. Штат работников столовой 2 человека: повар (1 чел.), кухонный рабочий (1 чел.).
Рабочий день начинается в 8 часов и заканчивается в 14:00
Контроль за качеством готовой продукции возложен на бракеражную комиссию школы. Повар осуществляет контроль поступившего в школу сырья. Результаты контроля записываются в специальном журнале. Режим технологического оборудования осуществляйся по мере необходимости с подписанием договора.
Организации обслуживания в школьной столовой.
Горячий завтрак школьники получают во время перемен. График питания в школьной столовой разработан на основании расписания занятий, утвержден директором школы. Посуда в столовой фарфора-фаянсовая и сортовая стеклянная.
Периодически члены родительского комитета Тарумовской школы посещают столовую. С их слов, «Наша столовая – это любимое место учеников. В ее обустройстве продумано все: от вкусной, качественной и, главное, полезной пищи до высококлассного сервиса. Здесь можно не только поесть и физически набраться сил к постижению наук, но и обогатиться духовной пищей: пообщаться в спокойной непринужденной обстановке с друзьями и одноклассниками. И, недаром, всех словно магнитом тянет в столовую. Попадая в просторный, красиво и со вкусом декорированный зал столовой, ты словно оказываешься в уютной теплой домашней обстановке, где пахнет ароматным хлебом. Столы и стулья приглашают поудобнее устроиться и отведать необычные блюда.
ПАМЯТКА ПО ПРОВЕРКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ И СОБЛЮДЕНИЯ САНИТАРНО — ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМ
I. Основные нормативно-правовые и методические документы по организации питания, размещенные на школьных сайтах в сети Интернет:
II. Документация пищеблока школы
На пищеблоке должна быть следующая документация:
— журнал бракеража готовой кулинарной продукции;
— журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья;
— журнал здоровья (с включением в него данных осмотра на наличие гнойничковых заболеваний, сведений об отсутствии острых кишечных заболеваний, ангин, нахождении сотрудников на листке временной нетрудоспособности);
— санитарный журнал для фиксации результатов внутреннего и общественного контроля;
— перспективное меню, ежедневное меню, технологические карты;
— сборник технологических нормативов, рецептур блюд и кулинарных изделий, предназначенных для общественного питания;
— журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд;
— медицинские книжки работников пищеблока с отметкой о прохождении медицинских осмотров, наличии прививок против вирусного гепатита A, дизентерии Зоне, брюшного тифа;
— журнал регистрации вводного инструктажа на рабочем месте, инструкция по технике безопасности по всем видам работы;
— ассортиментный перечень блюд и изделий пищеблока;
— журнал учета температурного режима холодильного оборудования;
— журнал учета аварийных ситуаций (на системах энергоснабжения, водоснабжения, канализации);
— — журнал учета проведения проверок.
III.Документы по организации питания в школе
— Примерное десятидневное меню для учащихся 1- 4 классов;
-Положение о бракеражной комиссии;
-Приказ о создании бракеражной комиссии в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении;
-Положение о школьной столовой, о порядке и организации горячего питания;
-Приказ об организации питания в школе;
-Приказ о соблюдении санитарных норм в школьной столовой;
-Программа по совершенствованию организации горячего питания обучающихся на 2020- 2021 уч. год;
— График организации горячего питания;
-Акт проверки готовности пищеблока к началу учебного года;
IV. Основные требования к персоналу пищеблока
-Наличие личной медицинской книжки установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских осмотров, лабораторных исследований, сведения о профилактических прививках (против кори, краснухи, дифтерии, вирусного гепатита A, дизентерии Зоне, брюшного тифа), отметка о профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.
-Наличие следующих требований:
· к личной гигиене персонала;
· к оборудованию, инвентарю, посуде и таре в столовой.
· к условиям и технологии изготовления кулинарной продукции;
— Рекомендуемый перечень моющих средств, допущенных для мытья посуды на предприятиях общественного питания;
-Режим мытья столовой посуды ручным способом;
V. Обязанности медицинского работника по контролю за качеством питания в школе
— Приказ об ответственности медперсонала за соблюдение санитарных норм в пищеблоке школы.
-книга контроля правильности отбора и условий хранения суточных проб;
— контроль санитарного состояния пищеблока, контроль наличия дезинфицирующих растворов в пищеблоке;
VI. Организация общественного контроля за питанием в школы
— Положение о родительском контроле за организацией горячего питания в ОО;
-Приказ о создании родительского комитета по контролю за организацией горячего питания обучающихся;
Приказ 11.2 О создании комиссии по производственному и родительскому контролю организации горячего питания.docx (скачать)
Приказ 44 Об утверждении Порядка предоставления денежной компенсации на обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.docx (скачать)
ПОЛОЖЕНИЕ об общественной комиссии по контролю за организацией и качеством питания обучающихся.docx (скачать)
График уборки помещений в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции.docx (скачать)
Важнейшим фактором сохранения и укрепления здоровья детей школьного возраста является рациональное и адекватное питание. Качественная пища должна обеспечивать поступление в организм таких веществ, которые составляют основу различных органов и тканей, возмещают энергозатраты, способствуют нормальному физиологическому и нервно-психическому развитию детей, повышают работоспособность, создают условия для адекватной адаптации к образовательной деятельности.
В соответствии с требованиями пункта 14.1. СанПиН 2.4.5.2409-08 руководитель образовательного учреждения является ответственным лицом за организацию и полноту охвата обучающихся горячим питанием.
Для обеспечения здоровым питанием всех обучающихся образовательного учреждения, необходимо составление примерного меню на период не менее двух недель (10-14 дней), в соответствии с рекомендуемой формой составления примерного меню (п.6.4 СанПиН 2.4.5.2409-08).
Примерное меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7-11 и 12 — 18 лет) (п. 6.6 СанПиН 2.4.5.2409-08).
Для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей посещающих группу продленного дня должен быть организован дополнительно полдник. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 — 4-х часов (п. 6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08).
С учетом возраста обучающихся в примерном меню должны быть соблюдены требования настоящих санитарных правил по массе порций блюд (п.6.9, приложение №3 к СанПиН 2.4.5.2409-08).
Рекомендуемая масса порций блюд (в граммах) для обучающихся различного возраста
Читайте также:
- Конкурс на проектирование школы
- Паруня астафьев краткое содержание
- Ужас расщелины голубого джона краткое содержание
- Мореплавание солнышкина краткое содержание
- Квадратный метр из газеты поделка в школу
1. С-витаминизация
питания проводится круглогодично в
яслях, яслях-садах, домах ребенка, детских
домах, школах-интернатах, лесных школах,
профессионально-технических училищах,
больницах и санаториях (для детей и
взрослых), санаториях-профилакториях,
родильных домах, домах инвалидов и
престарелых, в диетических столовых и
детских молочных кухнях.
С-витаминизацию
готовых блюд в школах и в столовых
промышленных предприятий рекомендуется
проводить в зимне-весенний период, а в
районах Крайнего Севера — круглогодично.
Примечание.
С-витаминизация пищи в школах,
оздоровительных лагерях и в столовых
промышленных предприятий и вузов
проводится администрацией по специальному
предписанию органов здравоохранения,
согласованному с соответствующими
ведомствами, в том числе и с местными
советами профсоюзов.
По специальному
разрешению санэпидстанции С-витаминизация
готовой пищи синтетической аскорбиновой
кислотой может не проводиться в том
случае, если плодоовощные блюда,
шиповник и другие естественные
витаминоносители, используемые в
питании, содержат такие количества
витамина С, которые соответствуют
утвержденным Минздравом РФ нормам
потребности людей в этом витамине. СЭС
может разрешить временный перерыв в
С-витаминизации на основании данных
лабораторного контроля соответствующих
блюд.
Ежедневно
витаминизируются только первые или
третьи блюда обеда или молоко.
Предпочтительнее витаминизировать
третьи блюда, в том числе чай.
Аскорбиновая
кислота вводится из расчета суточной
нормы потребности человека в витамине
С:
30 мг для детей до
1 года,
40 мг для детей в
возрасте от 1 года до 6 лет,
50 мг для детей в
возрасте от 6 до 12 лет,
70 мг для подростков
в возрасте от 12 до 17 лет,
80 мг для взрослых
людей,
100 мг для беременных
женщин,
120 мгдля кормящих
матерей.
Витаминизация
проводится на пищеблоке старшей
медицинской сестрой, диетсестрой
или другим лицом медицинского
персонала, специально выделенным для
этой цели.
Витаминизация
готовых блюд проводится непосредственно
перед их раздачей. Подогрев витаминизированных
блюд не допускается.
Способ витаминизации
первых блюд: таблетки аскорбиновой
кислоты, рассчитанные по числу порций
(или соответственно
отвешенную аскорбиновую кислоту в
порошке), кладут в чистую тарелку,
куда заранее налито небольшое
количество (100—200 мл) жидкой части блюда,
подлежащего витаминизации, и растворяют
при помешивании ложкой, после чего
выливают в общую массу блюда, перемешивая
половником; тарелку ополаскивают жидкой
частью этого блюда, которую тоже
выливают в общую массу блюда.
При витаминизации
молока аскорбиновую кислоту добавляют
непосредственно после закипания молока
из расчета, соответствующего потребности
детей данного возраста в аскорбиновой
кислоте, но не более 175 мг аскорбиновой
кислоты на 1 л молока (во избежание
его свертывания). Практически
витаминизацию молока можно проводить
лишь для детей в возрасте до 1 года.
При витаминизации
киселей аскорбиновую кислоту вводят
в жидкость, в которой размешивают
картофельную муку.
В учреждении, где
производится витаминизация, лицо,
ответственное за С-витаминизацию,
ежедневно заносит в меню-раскладку
сведения о проводимой витаминизации,
причем указывает наименование
витаминизированного блюда, число
витаминизированных порций, количество
аскорбиновой кислоты (в миллиграммах),
введенной в общую массу блюда, количество
таблеток, использованных для витаминизации,
содержание аскорбиновой кислоты в
таблетке.
Аскорбиновую
кислоту (таблетки или порошок),
используемую для витаминизации
готовых блюд, следует хранить в защищенном
от света сухом, прохладном месте, в
плотно закрытой таре, под замком, ключ
от которого должен находится у лица,
ответственного за витаминизацию.
С изданием данной
инструкции считать утратившей силу
«Инструкцию по проведению С-витаминизации
питания в больницах (для детей и взрослых),
яслях, домах ребенка, детских санаториях
и родильных домах», утвержденную
02.02.64 № 351-61.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #