Инструкция по входному контролю готовой продукции

 Входной контроль — составная часть системы качества, целью которого служит предупреждение запуска в производство материалов, несоответствующих установленным требованиям. Перед передачей материала в производство и  изготавливать из него детали мы должны проверить соответствует ли материал нормам качества. Специалисты входного контроля просматривают заявки на входной контроль, при необходимости отправляют материал в Центральную Заводскую Лабораторию, которая выдает заключение о качестве материала.

Для отображения заявок на контроль необходимо перейти в подсистему «Управление качеством» и выбрать раздел «Заявка на контроль»

В результате откроется автоматизированное рабочее место АРМ «Заявка на контроль», в котором отображаются все заявки и указывается статус. Имеется возможность отбора по датам, по складу и по статусу. Признак Отработана ставится, когда по каждой позиции документа зарегистрированы результаты контроля.

В нижней части экрана перечень номенклатуры, статус серии «На проверке» говорит о том что результаты контроля у нас не зарегистрированы  

Специалисты входного контроля дополнительно получают уведомление на почту что заявки сформированы и необходимо выполнить проверку.

После выбора нужной заявки необходимо нажать кнопку «Создать на основании» и выбрать пункт «Регистрация результатов контроля».

Пользователю необходимо:

  • При необходимости можно указать ссылку на карту разрешения.
  • Период испытаний
  • Указать статус серии (Годен или нет), если материал годный, то мы можем переместить его в производство. Если не годный- то не можем переместить в производство, можем только переместить  на склад — Изолятор брака

Склад — Изолятор брака, на эти склады мы перемещаем продукцию, которая признана не годной, мы ее временно изолируем, далее принимаем решение (выставляем претензию поставщику материала, либо оформляем Карту разрешений и с определенными ограничениями допускаем в производство)

  • Указать статус контроля (Касается заявки на контроль).
  • Комментарий пользователь может оставить на вкладке «Заключение».

  • Пробы — какие отбирались, куда передавались и в каком количестве
  • Прикрепить электронные документы — сертификат качества (перед добавлением файлов необходимо записать документ)

Если серия признается не годной, то список прикрепляемых файлов меняется — помимо сертификата мы должны загрузить Переписку с поставщиками и ТОРГ12, счет-фактуру, без этих файлов мы провести документ не сможем.

Список групп документов настраиваемый и обязательность заполнения документов тоже настраивается — меню — Группы документов  и Настройка контроля наличия приложенных файлов 

Настраиваем какие группы документов в каких документах отображать, для каких статусов документов и обязательная загрузка.

После проведения документа статус серии становится «Годен»

После того как признали серию годной, мы можем делать перемещение на другие склады, помимо изолятора брака.

После необходимо на основании приходного ордера распечатать «Ярлык QMS»

Настройка подписей в регистре «Подпись пользователя»

Мы можем в системе настроить оповещение пользователей как при регистрации заявки, меню — QMS — Оповещение пользователей заявки

При открытии заявки пользователю будет приходить письмо о необходимости проведения контроля.

При необходимости можно воспользоваться отчетом «Необработанные заявки на контроль», который находится в подсистеме «Управление качеством». Этот отчет показывает заявки, которые еще не обработаны.

Также существует отчет по срокам годности

Стандарт предприятия

Порядок проведения входного контроля закупленной продукции.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает порядок действий по контролю поступающих товарно-материальных ценностей на предприятие, используемых в производстве серийной продукции, для оценки соответствия закупаемых ТМЦ требованиям нормативной документации.

Стандарт разработан службой ЛВК.

Действие настоящего стандарта распространяется на деятельность ЦС и ЛВК, а также других подразделений и служб предприятия, участвующих в данном процессе.

Ответственность за приемку ТМЦ по количеству, наименованию, наличию сопроводительных документов, состоянию упаковки, пломб несут работники Центрального Склада.

Ответственность за качественное и своевременное проведение входного контроля ТМЦ по качеству возлагается на работников ЛВК.

Процедура проведения входного контроля представлена в блок-схеме (приложение А).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

  • Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству.
  • Инструкция о порядке приемки продукции производственно — технического назначения и товаров народного потребления по качеству.
  • Общий ограничительный перечень проверок материалов на входном контроле
  • Общий ограничительный перечень проверок комплектующих изделий на входном контроле
  • Положение учета, выполнения и снятия с контроля мероприятий корректирующего и предупреждающего действия
  • СМК Руководящий документ Управление несоответствующей продукцией Использование методики 8D
  • СМК Закупки Порядок приема закупленной продукции на склады предприятия, хранения и выдачи в производство
  • СМК Управление процессами Организация эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования
  • СМК Управление процессами Организация эксплуатации, технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования
  • СМК Обеспечение производства технологической оснасткой, средствами измерения и контроля
  • Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием. Основные положения.
  • СМК Управление несоответствующей продукцией Основные положения

3 Термины и определения

В данном стандарте использованы термины и определения, применяемые в отечественных ГОСТ, а также в международных стандартах.

  • ГОСТ – государственный стандарт;
  • КД – конструкторская документация;
  • ЛВК – лаборатория входного контроля;
  • НД – нормативная документация;
  • НТД – нормативно-техническая документация;
  • ОМТС – отдел материально-технического снабжения;
  • ОТК – отдел технического контроля;
  • ОГМетр – отдел главного метролога;
  • ОСТ – отраслевой стандарт;
  • СТП – стандарт предприятия;
  • СМК – система менеджмента качества;
  • ТМЦ – товарно-материальные ценности;
  • ТТН – товарно-транспортная накладная;
  • ТД – технологическая документация;
  • ТУ – технические условия;
  • ЦС – центральный склад;
  • FIFO – способ организации порядка использования ТМЦ поступивших на склад – товар пришедший первым, должен первым отгружаться в производство;
  • УПП – управление производственным предприятием;
  • ПКИ – покупные комплектующие изделия;
  • ДЗЛ – дирекция по закупкам и логистике;
  • БТК – бюро технического контроля;
  • РИУ — ремонтно-инструментальный участок;
  • КТБ — конструкторско-технологические бюро.

4 Общие положения

4.1 Проверка закупленной продукции осуществляется согласно Рейтингу комплектующих, Инструкциям и ограничительным перечням проверок на входном контроле, а также данному стандарту.

4.2 Рейтинг комплектующих:

4.2.1 Перечень продукции, поступающей на предприятие, находится в сетевой папке предприятия и размещается на сервере.

Перечень содержит следующую информацию по ТМЦ:

  • код УПП;
  • номенклатура (наименование ТМЦ должно точно соответствовать его наименованию в спецификации 1 С УПП);
  • наименование поставщика;
  • дата внесения в перечень;
  • рейтинг;
  • измененный рейтинг;
  • дата изменения рейтинга;
  • информация по качеству поступающей продукции (партия/ выборка/брак).

4.2.2 В таблице 1 перечислены рейтинги продукции и соответствующие степени строгости проверок.

Таблица 1

Рейтинг продукции

Степень строгости проверок:

1

Упрощенная проверка

2

Стандартная проверка

В зависимости от рейтинга продукции используются следующие виды контроля:

Рейтинг 1: Контроль соответствия наименования на этикетках поступившего материала с заказом. Контроль работниками ЦС, согласно разделу 5.

ТМЦ, имеющие рейтинг 1 работниками ЦС на входной контроль в ЛВК не предъявляются.

При поступлении на контроль продукции, поступившей впервые, в случае введения новой номенклатуры или смены поставщика ей присваивается рейтинг 2. Контроль ТМЦ с рейтингом 2 проводится ЦС и ЛВК. Для подтверждения возможности использования данного материала в производстве при необходимости привлекаются технические службы.

При смене поставщика ТМЦ специалист ОМТС обязан сообщить в технологическое бюро цеха потребителя о запуске партии от нового поставщика с целью определения рейтинга.

Если, при проведении стандартной проверки, приемлемыми признаны 5 партий подряд, то такой продукции присваивается рейтинг 1. Для электронных компонентов, этикеток без надписей, упаковочных материалов кроме пакетов антистатических, метизов возможно присвоение рейтинга 1 по результатам 1 проверки. Для этого инженер ЛВК сообщает в Бюро нормирования материалов о необходимости смены рейтинга комплектующего на 1.

Если при использовании в производстве продукции с рейтингом 1 обнаруживается ее несоответствие, которое могло быть выявлено на входном контроле, то технолог цеха незамедлительно сообщает:

  • в ЛВК, для сообщения поставщику,
  • в Бюро нормирования материалов ТД для изменения рейтинга ТМЦ на 2.

4.3 При получении положительных результатов проверки закупленной продукции представителями ЦС, ТМЦ с рейтингом 2 предъявляются в ЛВК для проверки по качеству вместе с приходным ордером (приложение Б).

4.4 На ЛВК объем выборки, параметры проверки установлены в Ограничительных Перечнях проверок на входном контроле (раздел 2), а также в технологических процессах, инструкциях, чертежах. Проверке подлежит также дата изготовления поступившей продукции, сертификат качества.

4.5 При невозможности проверки продукции с использованием имеющихся на предприятии приборов и оборудования поставщик предоставляет гарантию или свидетельство о проведении тестирования (с результатами замеров и испытаний).

4.6 В случае положительных результатов входного контроля продукции с рейтингом 2 в Приходных ордерах работник ЛВК ставит штамп ЛВК, подпись и дату.
 

5 Порядок приемки продукции на Центральном складе

5.1 Продукция поступает в зону «ПКИ-материалы. Зона приемки».

5.2 При поступлении продукции представители Центрального склада проверяют:

  • наличие сопроводительной документации;
  • дату изготовления на соответствие требованиям Ограничительных Перечней проверок на входном контроле;
  • проводят идентификацию ПКИ на соответствие сопроводительной документации;
  • целостность упаковки, пломб;
  • наличие документов по качеству;
  • количество.

В случае отсутствия сопроводительной документации у экспедитора, сопровождавшего груз, работник ЦС осуществляет ее поиск в одной из упаковок с грузом.

5.3 Кладовщики Центрального склада производят проверку полученных ТМЦ согласно п.5.2 и передают сопроводительные документы специалисту по учету для создания приемки в системе 1С УПП.

5.4 Специалист по учету сверяет количество и наименование всех ТМЦ поступивших в зону «ПКИ-материалы. Зона приемки» (независимо   от рейтинга) с ТТН в системе 1С УПП. В случае расхождения наименования и количества, поступивших ТМЦ с заказом, или несоответствия даты производства или идентификации в сопроводительных документах требованиям Ограничительных Перечней, специалист по учету передает информацию начальнику ОМТС (специалисту ОМТС) для принятия решения по оприходованию ТМЦ и работы с поставщиками.

5.4.1 На ТМЦ, принятые с рейтингом 1, работник ЦС создает перемещение в системе 1 С УПП на склад «ПКИ и материалы-Центральный склад».

Кладовщик ЦС оформляет ярлык и прикладывает его к каждой упаковке ТМЦ.

Ярлык содержит следующую информацию: наименование, код материала по 1С УПП и номер приходного ордера.

На продукцию, признанную годной, на которую не наклеиваются ярлыки, работники ЦС оформляют ярлык хранения в бумажном варианте. При хранении на складе и в момент выдачи в производство продукция должна сохранять читаемую маркировку. При необходимости кладовщик ЦС производит дополнительную маркировку продукции дубликатами ярлыков хранения.

5.4.2 На ТМЦ, принятые с рейтингом 2, специалист по учету распечатывает «Приходный ордер» (Приложение Б). Приходный ордер оформляется в одном экземпляре. Номер приходного ордера соответствует номеру записи в журнале регистрации закупаемой продукции. Заполненные приходные ордера хранятся на ЦС. Срок хранения приходного ордера – 5 лет.

В случае предъявления части партии или полностью 100% количества ТМЦ непосредственно в ЛВК, для проведения необходимых замеров и проверок, эти ТМЦ перемещают в системе 1 С УПП в зону «ПКИ и материалы — ЛВК».

При необходимости проведения срочной проверки, заведующий ЦС или по его указанию специалист по учету, ставит в распечатанном приходном ордере пометку «срочно», после чего приходный ордер передается кладовщику.

ВНИМАНИЕ: все последующие операции в первую очередь производятся со «срочными» ТМЦ и только затем – с остальными.

5.5 Кладовщик передает приходный ордер работнику ЛВК.

Работники ЛВК проводят проверку предъявленной продукции согласно разделу 6.

5.6 По итогам входного контроля приходный ордер со штампом ЛВК передается кладовщику.

Кладовщик раскладывает ТМЦ на стеллажи, делает отметку в приходном ордере, на какой стеллаж размещены ТМЦ и передает его специалисту по учету, для перемещения по 1С УПП ТМЦ на склад.

Выдача ТМЦ на оперативные склады ПДО (на склады цехов потребителей) осуществляется с соблюдением принципа FIFO.

5.7 В случае обнаружения несоответствия:

  • по количеству;
  • по документации (например, накладная на товар не соответствует товару, накладная отсутствует, отсутствуют документы по качеству);
  • по дате производства требованиям Ограничительных Перечней;
  • по маркировке (маркировка не соответствует знакам обозначения ТМЦ в заказе покупки в УПП) — продукция помещается в Изолятор Брака Центрального склада.

Допускается оставлять такую продукцию в зоне «ПКИ-материалы. Зона приемки» с биркой «Продукция, ожидающая решения» не более суток.

О выявленном несоответствии информируется по электронной почте начальник ОМТС, Директор по закупкам и логистике. Приемка в УПП систему при этом не производится. Начальником ЦС незамедлительно оставляется Акт и передается в ОМТС для извещения и вызова поставщика.

5.8 При запуске в производство ТМЦ до завершения входного контроля применяется процедура «запуска с синей полосой» (по производственной необходимости):

  1. Начальник ОМТС согласовывает предварительно «Разрешение» с директором по качеству (начальником ОТК), директором по производству.
  2. Директор по качеству (начальник ОТК) сообщает ЛВК по E-mail о решении запуска ТМЦ без входного контроля и копию направляет в БТК, соответствующего цеха, ПДО и соответствующий цех.
  3. Представитель ЦС оформляет «Разрешение» в виде записи в рабочем журнале (Журнал учета Разрешений запуска продукции до завершения входного контроля);
  4. Кладовщик ЦС, получив распоряжение о выдаче в производство продукции, до завершения входного контроля, дополняет регистрационный номер в «Журнале регистрации закупленной продукции» литерой «С». Маркирует продукцию ярлыком и перечеркивает этот ярлык синей полосой. Продукция выдается на оперативный склад ПДО (на склад цеха потребителя).
  5. Представитель БТК соответствующего цеха контролирует наличие идентификационной синей полосы (на сопроводительных картах) на всем маршруте прохождения продукции, не проходившей входной контроль.
  6. При получении положительного заключения ЛВК, кладовщик ЦС заменяет ранее выданный с синей полосой ярлык, на ярлык с номером заключения ЛВК, или дополняет ранее выданный ярлык номером заключения ЛВК и зеленой полосой.
  7. На сопроводительных картах работники цеха рядом с синей полосой ставят зеленую полосу.

В том случае, если продукция будет изготовлена раньше получения результатов входного контроля, вся продукция (сопроводительные карты) идентифицируется синей полосой и изолируется в изолятор брака.

При положительном результате входного контроля продукция оформляется, как годная.

При отрицательном результате продукция признается несоответствующей и анализируется.

6 Приемка продукции в ЛВК

6.1 Продукция, поступающая в ЛВК, должна быть принята ОТК предприятия-изготовителя. Работники ЦС перемещают ТМЦ с рейтингом 2 в зону ожидания проверки — «ПКИ и материалы — ЛВК».

Срочные материалы проверяются в срок не более суток (от момента передачи копии приходного ордера в службу входного контроля, до получения необходимых заключений от специалистов и перемещения материала на склад, либо до созыва совещания по рассмотрению вопросов использования материалов) при условии, что одновременно поступает не более трех срочных разноименных материалов. Обычные материалы (не срочные) проверяются в соответствии с очередностью поступления в срок не более 2-х суток после поступления (при условии нахождения в зоне приемки в этот период не более 20 разноименных материалов и отсутствии срочных позиций). Исключение составляют ПКИ и материалы, для проверки которых необходимо производить опытную сборку в условиях производства. В случае превышения количества одновременных предъявлений начальник ЛВК согласует очередность проверки с ПДО цехов.

6.2 Работники ЛВК освобождаются от контроля качества и комплектности оборудования, оргтехники, технической оснастки, средств измерений, строительных и хозяйственных материалов, поступающих на предприятие для собственных нужд, контроль которых осуществляют соответственно ОГЭ, ОГМетр, хозяйственный отдел предприятия.

Входной контроль товарно-материальных ценностей, используемых для изготовления специальной оснастки в РИУ, проводится ЛВК.

6.3 Контролеры ЛВК, при проведении входного контроля поступившей продукции, руководствуются следующими документами:

  • Рейтингом комплектующих;
  • Общими ограничительными перечнями проверок;
  • инструкциями;
  • нормативно-технической документацией: ГОСТ, ОСТ, ТУ, КД, ТД;
  • и, при необходимости, договорами и контрактами на поставку продукции.

6.4 Работник ЦС, на основании приходного ордера, производит отбор компонентов для проверки в соответствии с планом выборки, при необходимости привлекает логиста для перемещения выбранных компонентов в зону входного контроля.

6.5 В случае полного соответствия предъявленной продукции требованиям нормативной документации допускается регистрация результатов входного контроля в Рейтинге комплектующих и Журнале учета результатов входного контроля, без оформления протокола входного контроля. (Протокол оформляется в случае проведения больше 10 замеров).

Контролер ЛВК в строке «Приходного ордера», соответствующей проверенной продукции, ставит свой личный штамп, дату проверки, что означает идентификацию данной партии как принятой.

В Рейтинг комплектующих в графу «Дата поступления» в соответствующий месяц приемки контролер ЛВК заносит сведения о проверенной продукции: Партия/выборка/брак. Цвет графы-зеленый – партия допущена без замечаний.

Приходный ордер передается кладовщику, а выборка продукции перемещается в системе 1 С УПП на Центральный склад.

На принятую продукцию работник ЦС оформляет ярлык хранения с указанием количества продукции в партии, даты изготовления, номера приходного ордера.

6.6 При выявлении любых несоответствий предъявленной на входной контроль продукции, в том числе отклонений от требований НТД, отсутствии проверяемых ПКИ в Общем ограничительном перечне входного контроля или документе, регламентирующем порядок проверки ПКИ, контролер ЛВК оформляет протокол входного контроля (приложение В). Номер протокола соответствует номеру приходного ордера.

Работник ЛВК в Рейтинг комплектующих в графу «Дата поступления» в соответствующий месяц приемки заносит сведения о проверенной продукции: Партия/выборка/брак. Цвет графы-синий — партия допущена с замечаниями, красный – партия /брак.

6.6.1 Оформленные протоколы хранятся на ЛВК в течении 5 лет.

Пункт 3.3 «Использовать без доработки» заполняется в случае, когда начальник КТБ соответствующего цеха и начальник ОТК приняли решение об использовании сырья, материалов с отклонениями, не влияющими на качество конечной продукции и не увеличивает трудоемкость ее производства.

Пункт 3.4 «Использовать по разрешению» заполняется в случае, когда принимается решение об использовании ТМЦ с отклонениями от требований НТД с оформлением «Карты разрешения» в виду производственной необходимости.

Общий срок оформления карты разрешения не более 3-х суток с момента доведения соответствующего протокола до ДЗЛ.

Оформление и ответственность за своевременный выпуск карты разрешения возложены на ОМТС.

6.6.2 Ежедневно, в 8-30 на территории ЛВК собирается комиссия для принятия решения по несоответствующей продукции на предмет дальнейшего использования её в производстве, состоящая из Начальника ОТК, Директора по закупкам, Директора по производству, Начальника технологического бюро цеха потребителя или лиц, их заменяющих.

Основной задачей комиссии является принятие решений по использованию несоответствующей продукции.

В число решений о дальнейшем использовании продукции могут входить:

  • проведение разбраковки;
  • проведение дополнительных испытаний;
  • решение о возврате поставщику материала, несоответствие которого обнаружено при входном контроле или в производстве;
  • разрешение на использование в производстве ПКИ или материалов с несущественным отклонением от норм ТУ;
  • решение об утилизации в виду невозможности дальнейшего использования и возврата Поставщику.

В случае установления техническими службами невозможности использования данной продукции контролёр ЛВК выписывает ярлык несоответствия, который крепится на видное место упаковки данной продукции.

Продукция, не подлежащая дальнейшему использованию, помещается в изолятор брака ЦС.

7 Требования к Ограничительным перечням проверок

7.1 Ограничительные перечни проверок комплектующих изделий и материалов формирует конструкторско-технологические бюро цехов потребителей. Согласование перечней с дирекцией по качеству обязательно. Утверждает перечни Директор по производству.

7.2 Перечень проверок продукции на входном контроле должен содержать:

  • наименование, марку и тип контролируемой продукции, обозначение НТД, требованиям которой должна соответствовать продукция;
  • контролируемые параметры (показатели) и пункты НТД, по которым должна проводиться проверка;
  • средства измерения и их технические характеристики;
  • гарантийный срок хранения;
  • вид контроля;
  • уровень контроля; нормативный коэффициент качества (NQL) или приемлемый уровень качества (AQL); объем выборки или пробы, если он не определяется однозначно заданием вышеуказанных параметров.

7.3 При внесении в Ограничительные Перечни новых видов проверок ТМЦ, требующих проведения измерений, правильность проведения замеров универсальными средствами определяется конструкторско-технологическими службами и подтверждается ОГМетр. В этом случае извещение о внесении изменений в Ограничительные перечни, должно быть согласовано с указанными выше службами. При необходимости конструкторско-технологические службы разрабатывают технологические процессы входного контроля и приспособления для проведения измерений. Срок внедрения изменения должен быть определен с учетом сроков изготовления приспособлений и разработки техпроцесса входного контроля. Согласование техпроцессов входного контроля с Директором по качеству или начальником ОТК обязательно.

8 Работа с поставщиками

Забракованная продукция на входном контроле и в процессе производства, ожидающая решения поставщика, изолируется в изоляторе брака ЦС с ярлыком несоответствия.

В случае возникновения претензий по упаковке или количеству комплектующих, обнаруженных при приёмке на ЦС, ответственность за организацию работы с поставщиками несёт Директор по закупкам и логистике.

В случае выявлений несоответствий в процессе производства и в процессе эксплуатации, забракованные ПКИ помещаются в изолятор брака ЦС с «Бланком забракования покупного комплектующего» (Приложение Ж). В бланке указан характер брака, причина, по которой забракована продукция, дата проверки продукции, код УПП, № товарно-транспортной накладной и дата, за подписями ответственных лиц.

Для срочной отправки отказавшей продукции в гарантийный период изделий, выполняются следующие действия:

в течение одного рабочего дня с момента выявления отказавшего ПКИ, передать ПКИ в ЛВК с бланком забракования покупного комплектующего, с указанием в нем наименования ПКИ, кода УПП, ТТН и дату; № акта анализа изделий или 8D; фото отказавших изделий – ответственный Начальник БТК по ответственному цеху. В актах анализа указывать срок отправки не более 4 дней (2 дня получение ответа от поставщика на уведомление, в том числе оформление акта забракования ЛВК + 2 дня отправка ускоренным способом) – ответственный Начальник БТК по цеху. В течение 4 часов с момента получения отказавшего ПКИ, ЛВК оформляет и направляет уведомление поставщику и копию в ДЗЛ об ускоренной отправке ПКИ для анализа – ответственный ЛВК.

При получении ответа, ЛВК (не более 2 рабочих дней с момента отправки уведомления) направляет акт забракования (с указанием акта анализа-№ и даты) в ДЗЛ – ответственный ЛВК. В реестре сообщений заносятся данные по ПКИ в день отправки уведомления поставщику с выделением графы «дата отправки несоответствующей продукции поставщику (план-факт)» красным цветом – ответственный ЛВК. В течение 2 рабочих дней с момента получения акта забракования от ЛВК, специалист ДЗЛ оформляет отправку ПКИ ускоренным способом. ЛВК заполняет в реестре дату отправки факт.

К актам забракования прилагается форма 8D, где определен срок предоставления поставщиком мероприятий корректирующего действия.

При отсутствии от поставщика мероприятий корректирующего действия в течении 30 дней с момента отправки забракованной продукции в адрес поставщика оформляется повторный запрос мероприятий, копия направляется в ДЗЛ для работы с поставщиком. При отсутствии плана корректирующих действий в течение 3 дней с момента отправки повторного запроса мероприятий имеющийся задел ПКИ и следующая партия блокируется до получения мероприятий корректирующего действия с обозначением партии гарантийного качества.

Уведомление об обнаружении несоответствующей продукции может быть направлено по электронной почте в виде письменного сообщения в свободной форме, факсимильной связью, либо по форме уведомления (приложение Г). К нему, по необходимости, прикладываются подтверждающие документы: фотографии дефектов, карты замеров и т.п.

Если поставщик не отвечает на уведомление о несоотетствии в течение 3 дней, то претензия направляется повторно, с пометкой «Повторно», копия в ДЗЛ. Повторная претензия направляется так же и в случае обнаружения тех же несоответствий в следующих поставках. При отсутствии ответа поставщика на повторное уведомление в течении 3 дней имеющаяся и следующая партии данных изделий блокируется – ответственный Начальник ЛВК.

Для работы с поставщиками в сетевой папке предприятия находится Реестр сообщений поставщикам (Приложение Д), где отслеживается вся переписка в соответствии с установленными сроками и контролируется выполнение корректирующих мероприятий поставщиками.

Столбцы реестра немедленно заполняются ЛВК, начальник ОМТС отслеживает заполнение колонок «дата получения ответа, факт», «дата отправки несоответствующей продукции поставщику», «получение мероприятий от поставщика, факт».

При выявлении несоответствующей продукции на входном контроле или в процессе производства, не срочного характера, инженер по качеству ЛВК составляет «Акт о забраковании» (приложение Е) в течение 5 дней с момента ее выявления, но не позднее 4 месяцев со дня поступления продукции на ЦС.

Сканированные акты забракования находятся в сетевой папке предприятия. Инженер ЛВК направляет электронное сообщение в службу ОМТС и бухгалтерию о размещении на сервере нового акта забракования ТМЦ.

Ответственность за качество упаковки, соответствие наименования, марки, количества отгружаемой продукции акту забракования несет ЛВК.

Ответственность за упаковку забракованной продукции несет начальник цеха потребителя продукции.

Ответственность за соответствие отправляемой продукции по количеству и наименованию сопроводительным документам (ТТН, акту о забраковании и др.), а также за соответствие сроков отгрузки требованиям настоящего стандарта несет ОМТС.

Сроки оформления брака определены Инструкциями, также договорами на поставку продукции.

Сроки отправки брака поставщику определены договорами (контрактами).

При отсутствии требований по отправке брака в договорах и контрактах определены следующие сроки:

отправка забракованной продукции осуществляется работниками ОМТС в десятидневный срок с момента подписания акта о забраковании службой ЛВК;

в отдельных случаях срок может быть изменен Директором по закупкам и логистике (например, в случае организации отправки брака поставщику в более поздний срок), но не должен быть более 30 дней.

По итогам текущего месяца начальник ОМТС отслеживает заполнение реестра сообщений поставщикам в части своевременности отправки забракованных ПКИ и своевременности получения ПКД и принимает соответствующие меры по своевременному получению ответов от Поставщика.  Инженер по качеству ЛВК ежемесячно до первого числа следующего месяца за отчетным направляет отчет по реестру сообщений директору по качеству и директору по закупкам и логистике.

9 Проведение инспекционного контроля Центрального склада

9.1 С целью выявления возможной порчи, истечения сроков хранения материалов и изделий со стороны ЛВК осуществляется инспекционный контроль Центрального склада не реже 1 раза в квартал с составлением акта. В акте проверки условий и сроков хранения закупленной продукции указываются: дата проверки, места проверки, выявленные недостатки.

9.2 Акт направляется заведующей ЦС, Начальнику ПДО для разработки мероприятий корректирующего и предупреждающего действия и устранения выявленных недостатков. Заведующая ЦС в течении 3 рабочих дней с момента получения акта предоставляет мероприятия корректирующего и предупреждающего действия, при необходимости данные мероприятия ставятся на контроль.

9.3. Результативность мероприятий ЛВК оценивает при очередном аудите.

9.4 При отсутствии мероприятий в установленный срок инженер ЛВК сообщает заведующей ЦС и начальнику ПДО об истечении сроков получения мероприятий и уведомляет о нарушении Директора по качеству.

Блок схема входного контроля
Форма приходного ордера входной контроль
Форма протокола входного контроля
Форма уведомления поставщика входного контроля
реестр сообщений поставщикам входной контроль
Форма акта забракования входной контроль
Форма бланка проверки материалов входной контроль

УДК 658.51

Проблемные вопросы проведения входного контроля материалов и покупных (комплектующих) изделий

Problem Topics of the Incoming Inspection of Materials and Purchased (Components) Products

Авторы

Лобанов А.В., Жуков В.В., Круглова Ю.В.

Authors

Lobanov A.V., Zhukov V.V., Kruglova Iu.V.

Аннотация

Статья посвящена проблемным вопросам проведения входного контроля материалов, полуфабрикатов и покупных (комплектующих) изделий: малого объёма закупаемой продукции, единичного характера закупки покупных изделий, документального оформления подтверждения соответствия на продукцию, закупаемую у поставщиков, не связанных с выполнением гособоронзаказа.

Abstract

The article is devoted to the problem topics of the incoming inspection carrying out for the materials, semi-finished products and purchased products (component parts): a small volume of purchased products, a single nature purchase of purchased products, documentary confirmation of conformity for products purchased from suppliers not related to the implementation of the State Defense Order.

Ключевые слова

верификация, входной контроль, закупаемая продукция, материалы, полуфабрикаты, покупные (комплектующие) изделия

Keywords

verification, incoming inspection, purchased products, materials, semi-finished products, purchased products (component parts)

Спецификой продукции ФГУП «НПО «Техномаш» (далее – Предприятие) является её производственно-техническое назначение. Определение продукции дано в ГОСТ 15.000-2016 «Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП). Основные положения»: «Продукция производственно-технического назначения – это продукция для использования в качестве средств промышленного и сельскохозяйственного производства». Особенностью производства подобного рода продукции является использование материалов, полуфабрикатов (П/Ф) и покупных (комплектующих) изделий (ПКИ) общепромышленного производства и назначения (далее – закупаемая продукция), в том числе импортного производства, составляющих значительную часть покупных изделий.

Приобретение закупаемой продукции осуществляется Предприятием в соответствии с Федеральным законом [1]. При этом к закупаемой продукции, если она не попадает под действие технических регламентов (ТР ТС) или не входит в Перечни, утверждённые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 (далее – Перечни), могут не предъявляться требования, характерные для оборонной продукции, в части обязательного подтверждения соответствия.

Требования по порядку проведения входного контроля закупаемой продукции установлены в ГОСТ 24297–2013 «Верификация закупленной продукции. Основные положения» и ГОСТ РВ 0015–308–2017 «Система разработки и постановки на производство военной техники. Входной контроль изделий. Основные положения».

ГОСТ 24297 устанавливает, что на верификацию представляют продукцию, принятую уполномоченным лицом поставщика, вместе с сопроводительной документацией, удостоверяющей ее качество (сертификатом, паспортом, удостоверением о качестве и т. д.), оформленной в установленном порядке.

ГОСТ РВ 0015–308 устанавливает, что одной из задач входного контроля является проверка наличия сопроводительной (эксплуатационной) документации на изделия (руководство по эксплуатации, формуляры, паспорта, этикетки, сертификаты и др.), установленной требованиями ГОСТ 2.610, ГОСТ РВ 0002–601, а также документов о качестве, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации (заявления о соответствии оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, требованиям государственного заказчика государственного оборонного заказа согласно [2], документа о подтверждении соответствия требованиям технических регламентов согласно [3] и др.).

Федеральным законом [4] установлено, что обязательными требованиями наряду с требованиями технических регламентов являются требования, установленные государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и (или) государственными контрактами (договорами). Однако поставщиками закупаемой продукции общепромышленного применения в большинстве случаев являются организации, не участвующие в выполнении государственного оборонного заказа, работающие на коммерческий рынок. И их продукция может не попадать под действие технических регламентов и не входить в Перечни, для продукции, на которую не имеется технических регламентов, но которая подлежит обязательному подтверждению соответствия.  

Как следствие, от таких поставщиков закупаемая продукция может поступать на Предприятие без комплекта документации, подтверждающей соответствие. Это происходит по следующим причинам:

  • поставщик является посредником, реализующим на территории Российской Федерации импортную продукцию, и у него отсутствуют подлинники документации изготовителя, подтверждающие соответствие;
  • поставщик ссылается на положение Федерального закона [4] (статья 23), устанавливающее, что обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента, а, поскольку на поставляемую продукцию не распространяются требования технических регламентов, она не подлежит обязательному подтверждению соответствия;
  • поставщик ссылается, что его продукция не включена в Перечни и не подлежит обязательному подтверждению соответствия.

В некоторых случаях из этой ситуации можно выйти, получив заключение от Всероссийского научно-исследовательского института стандартизации на перечень закупленных материалов, П/Ф и ПКИ, что указанная продукция не подлежит обязательному подтверждению соответствия. В большинстве случаев приходится искать согласованное решение, что поставщик предоставит документы по подтверждению соответствия.

Чтобы исключить подобные моменты, при заключении договоров на поставку материалов, П/Ф и ПКИ в конкурсную документацию и в их условия целесообразно включать требования по подтверждению соответствия поставляемой продукции в любом сочетании:

  • наличие сертификатов соответствия или деклараций о соответствии на продукцию, на которую имеются ТР ТС или включённую в Перечни;
  • наличие документов о добровольной сертификации продукции;
  • наличие сопроводительной и/или эксплуатационной документации на продукцию (руководства по эксплуатации, формуляры, паспорта, этикетки, свидетельства о приёмке, свидетельства об утверждении типа и т.д.), установленной требованиями нормативной документации, с отметками служб технического контроля организаций-изготовителей о приёмке продукции;
  • наличие документов, подтверждающих соответствие приобретаемой продукции установленным требованиям, заверенных соответствующими подписями и печатями, если продукция (включая комплектующие изделия межотраслевого применения) приобретается у организаций-посредников, реализующих в т.ч. импортную продукцию.

Также в конкурсную документацию и в условия контрактов (договоров) на поставку продукции целесообразно включать требования о гарантийных обязательствах поставщиков на срок не менее одного года с момента установки ПКИ в продукцию Предприятия. Это необходимо, чтобы в процессе отработки продукции Предприятия и всего цикла её испытаний, покупные изделия, входящие в её состав, находились в рамках гарантийных сроков.

Таким образом, если поставщик соглашается с условиями по подтверждению соответствия его продукции, установленными в конкурсной документации и в условиях договора на поставку, то требования по наличию документов о подтверждении соответствия будут являться легитимными.

Особую проблему представляют покупные изделия импортного производства. В Российской Федерации их реализуют либо официальные дилеры, либо посредники. Как правило, ни у дилеров, ни у посредников нет подлинников документов, подтверждающих качество продукции. И при этом также отсутствует техническая документация, в которой устанавливается порядок проверок и испытаний. Всё это создаёт дополнительные трудности при проведении процедуры входного контроля.

Необходимо отметить, что большую часть продукции Предприятия составляют изделия единичного (разового) изготовления. Соответственно, значительную часть покупных изделий составляют изделия, закупаемые разово, что создаёт особые трудности при проведении входного контроля, т.к. в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 0015–308 должны быть оборудованы рабочие места для проведения входного контроля. Создание рабочего места, его оснащение необходимым оборудованием, разработка технической документации на проведение контроля параметров закупаемой продукции для проведения единичной операции по проверке характеристик покупного изделия является невыгодным с экономической точки зрения.

В сложившихся условиях выполнение задачи по входному контролю разово закупаемой продукции целесообразно проводить по двум вариантам:

  1. В соответствии с подпунктом 8.4.2.18 ОСТ 134-1028 с изм. 1 при проверке качества закупленной и поставленной продукции признавать результаты приемо-сдаточного контроля (испытаний) качества, проводимого поставщиком.
  2. Включать в условия контрактов (договоров) на закупку продукции требования по проведению входного контроля на предприятиях-поставщиках, как это допускается ГОСТ 24297 и ГОСТ 0015–308.

Проведение входного контроля по первому варианту актуально для закупаемой продукции импортного производства, т.к. разработка инструкций по входному контролю и установление объёма проверок, порядка их проведения в большинстве случаев является затруднительными. Поскольку у организаций-посредников или официальных дилеров зарубежных фирм – изготовителей закупаемой продукции, как правило, отсутствует техническая документация на закупаемую продукцию, устанавливающая объёмы, порядок и последовательность проведения проверок при проведении оценки соответствия. И разработка инструкций по входному контролю с установлением объёма проверок становится практически не реализуемой.

По второму варианту входной контроль может быть организован, если закупаемая продукция поставляется непосредственно предприятием-изготовителем. В этом случае предприятие-поставщик информирует Предприятие о том, что закупаемая продукция изготовлена, прошла технический контроль и готова к предъявлению на входной контроль. На предприятие-поставщик направляются работники ОТК, которые проводят необходимые проверки в соответствии с техническими условиями (ТУ) на закупаемую продукцию (под ТУ понимаются технические условия, разработанные по ГОСТ 2.114–2016, и иная техническая документация, устанавливающая необходимый и достаточный объём проверок (испытаний) для подтверждения соответствия закупаемой продукции). После чего закупаемая продукция считается прошедшей входной контроль и отправляется на Предприятие в таре, опломбированной пломбами ОТК.

Проблемными являются вопросы входного контроля материалов отечественного производства, учитывая малые объёмы их закупок Предприятием. Как следствие, рабочее место, оборудованное, например, рентгенофлуоресцентным анализатором химического состава металлов и разрывной машиной для проверки механических свойств металлов, будет использоваться со значительными перерывами, до 2–3 месяцев и более. При этом стоимость разрывной машины превышает один миллион рублей, а рентгенофлуоресцентного анализатора – 2,5 миллиона рублей.

Выходом из такой ситуации может служить допускаемое ГОСТ РВ 0015–308 привлечение сторонних организаций, аккредитованных на право проведения соответствующих проверок и испытаний. Например, в I квартале 2021 года стоимость проведения анализа химического состава и механических свойств партии образцов не превышала 10 000 рублей. Таким образом, после проведения анализа объёмов закупок материалов Предприятием возможен выбор варианта проведения входного контроля с привлечением сторонних организаций, имеющих аккредитацию на право проведения анализа химического состава и механических свойств металлических и не металлических материалов.

Таким образом, можно сформулировать основные проблемные вопросы при проведении входного контроля закупаемой продукции:

  • единичный (разовый) характер создаваемой продукции Предприятия, отсутствие устоявшегося производства, что предопределяет отсутствие устоявшейся номенклатуры закупаемой продукции;
  • малые объёмы закупаемой продукции, что делает закупку и внедрение контрольно-проверочного и испытательного оборудования для проведения входного контроля экономически невыгодными, т.к. данное оборудование будет простаивать большую часть времени без использования по назначению;
  • труднореализуемость создания рабочих мест для проведения входного контроля, т.к. рабочие места фактически будут разовыми вследствие единичного (разового) приобретения ПКИ для комплектации продукции Предприятия.

Следовательно, оптимальными методами проведения входного контроля в конкретных условиях деятельности Предприятия являются:

  1. Признание результатов приемо-сдаточного контроля (испытаний) качества, проводимого поставщиком закупаемой продукции, подтвержденных документально – сертификатами соответствия или декларациями о соответствии, документами о добровольной сертификации, сопроводительной или эксплуатационной документацией с отметками служб технического контроля организаций-изготовителей о приёмке продукции или иной документацией, установленной действующими нормативно-техническими документами.
  2. Проведение входного контроля на предприятиях-поставщиках в соответствии с условиями, установленными в конкурсной документации и контрактах (договорах) на поставку закупаемой продукции.

Библиографический список

  1. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ: принят Государственной Думой 08.07.2011: одобр. Советом Федерации 13.07.2011.
  2. Об утверждении формы заявления о соответствии оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, требованиям государственного заказчика государственного оборонного заказа, порядка его заполнения и регистрации: приказ Министра обороны Российской Федерации от 16.01.2013 № 6.
  3. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ: принят Государственной Думой 04.07.2008: одобр. Советом Федерации 11.07.2008.
  4. О техническом регулировании. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ: принят Государственной Думой 15.12.2002: одобр. Советом Федерации 18.12.2002.

Лобанов Андрей Владимирович – главный специалист ФГУП «НПО «Техномаш» имени С.А. Афанасьева. Тел. 8(495) 689-95-36, доб. 97-08. E-mail: a.lobanov@tm.fsa / Lobanov Andrei Vladimirovich – Principal specialist of FSUE «NPO «Technomac» named after S.A. Afanasev. Tel.: 8(495) 689-95-36, ext. 97-08. E-mail: a.lobanov@tm.fsa

Жуков Владимир Владимирович – руководитель направления ФГУП «НПО «Техномаш» имени С.А. Афанасьева. Тел.: 8(495) 689-95-94, доб. 23-93. E-mail: V.Zhukov@tmnpo.ru / Zhukov Vladimir Vladimirovich – Area Head of FSUE «NPO «Technomac» named after S.A. Afanasev. Tel.: 8(495) 689-95-94, ext. 23-93. E-mail: V.Zhukov@tmnpo.ru

Круглова Юлия Васильевна – специалист ФГУП «НПО «Техномаш» имени С.А. Афанасьева. Тел.: 8(495) 689-95-55, доб. 95-55. E-mail: yuliya-frolova-1987@mail.ru / Kruglova Iulia Vasilevna – Specialist of FSUE «NPO «Technomac» named after S.A. Afanasev. Tel.: 8(495) 689-95-55, ext. 95-55. E-mail: yuliya-frolova-1987@mail.ru

 

Межрегиональная ассоциация архитекторов и проектировщиков

Библиотека СРО


Совершенствование порядка проведения входного контроля поступающих материалов в строительстве и оформления его результатов

Входной контроль материалов является первой стадией строительного контроля, от которого зависит все дальнейшее строительство. На данный момент входному контролю часто не уделяется должного внимания, в результате в работе используются материалы, не соответствующие проекту, имеющие явные и скрытые дефекты, без необходимой товаросопроводительной документации. Подрядчик также часто фальсифицирует результаты собственного контроля и пытается допустить в работу такие материалы. Все это происходит от недостатков системы строительного контроля и системы его документального оформления в составе исполнительной документации.
В статье изучен порядок входного контроля поступающих материалов, его процедур и ответственности за проведение. Выявлены коллизии законодательства и стандартов, а также проблематика их практического применения. Произведен анализ форм, состава и характера оформления, а также практики проведения входного контроля. Даны рекомендации по изменению законодательства и стандартов касательно принципов проведения входного контроля, а также форм исполнительной документации.

Результаты исследования
Коллизии терминов и определений
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 39 384-ФЗ, строительный контроль является одной из форм обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, процессов строительства, монтажа, наладки и утилизации в случаях, предусмотренных законодательством (ст. 53 ГрК РФ).
Требования о применении соответствующих материалов в строительстве также указаны в ст. 34 384-ФЗ.
Входной контроль является первой стадией строительного контроля перед операционным и приемочным. Согласно п. 100 приложения 1 ГОСТ 16504-81, «входной контроль – контроль продукции поставщика, поступившей к потребителю или заказчику и предназначаемой для использования при изготовлении, ремонте или эксплуатации продукции».
В отмененном ГОСТ 24297-87 также использовался термин входного контроля. Однако в ГОСТ 24297-2013, отменившем предыдущий, вместо входного контроля начали использовать термин верификации, который был использован на основании терминов ГОСТ ISO 9000-2011.
Согласно п. 3.8.4 ГОСТ Р ИСО 9000-2015, «верификация (verification) – подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены». Кроме того, согласно п. 3.11.7 ГОСТ Р ИСО 9000-2015, «контроль (inspection) – определение соответствия установленным требованиям. Если результат контроля показывает соответствие, он может быть использован для целей верификации. Результат контроля может показывать соответствие, или несоответствие, или степень соответствия».
Таким образом, верификация является продолжением контроля, а не его вторым названием. Поэтому здесь возникает конфликт терминологии между ГОСТ 24297-2013 и СП 48.1330.2019, где верификационный контроль означает проверку заказчиком правильности произведенного контроля подрядчиком, что соответствует определению ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Из конфликта терминологии стандартов можно сделать ошибочные выводы, что верификацию поставленной продукции подрядчиком с оформлением необходимого журнала верификации, в соответствии с ГОСТ 24297 2013, обязан выполнять представитель строительного контроля заказчика. В связи с вышеизложенным, для исключения коллизий терминов далее используется термин входного контроля.

Зоны ответственности по входному контролю и порядок его проведения
В соответствии с ч. 3 ст. 34 384-ФЗ и п. 5 ПП РФ № 468, ответственным за входной контроль является лицо, осуществляющее строительство.
Согласно п. 6 ПП РФ № 468, заказчик осуществляет проверку правильности проведенного контроля подрядчиком.
Согласно п. 5.2 ГОСТ 24297-2013, за верификацию (прим. входной контроль) ответственен персонал с соответствующими полномочиями.
Согласно форме журнала верификации (прим. входного контроля) закупленной продукции приложения А ГОСТ 24297-2013, какая-либо подпись с ответственностью заказчика за входной контроль также не предусмотрена.
Таким образом, входной контроль находится в зоне ответственности подрядчика и является внутренним производственным контролем, а заказчик проверяет лишь правильность его проведения подрядчиком, осуществляя внешний инспекционный контроль.
Необходимо отметить, что на данный момент ответственным за входной контроль, как и за операционный и приемочный, назначен специалист по организации строительства (главный инженер проекта), согласно требованиям ч. 2 ст. 52 и ч. 5 ст. 55.5-1 ГрК РФ, а также в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист по организации строительства». При этом специалист по организации строительства (главный инженер проекта), согласно требованиям ч. 55.5 ГрК РФ, должен состоять в национальном реестре специалистов НОСТРОЙ.
Порядок проведения входного контроля описан в пп. 7 и 8 ПП РФ № 468.

Планирование входного контроля и состав процедур
Для упорядочения требований и облегчения работы участникам строительства некоторыми ведомствами были разработаны методические материалы и положения для проведения входного контроля, а также о поставках и складировании материалов, как например: «Типовое положение о входном контроле материалов, комплектующих изделий и оборудования на предприятиях нефтепереработки и нефтехимии», ВСН 212-85, а также положения о поставке продукции производственно-технического назначения и положения о поставках товаров народного потребления.
Необходимо отметить отсутствие эффективной и рабочей системы планирования проверок, в том числе входного контроля. Из трех стадий контроля — только операционный планируется посредством схем операционного контроля качества (далее — СОКК) в составе технологических карт (далее — ТК). И хотя, согласно пп. 5.3-5.9 ГОСТ 24297-2013, должен разрабатываться и согласовываться с заказчиком перечень продукции, подлежащей входному контролю, — на практике данная процедура чаще не исполняется, соответственно, не ставятся приоритеты, и процедуру проходят абсолютно все материалы, а также некоторые другие сопутствующие изделия.
Состав процедур входного контроля описан в ст. 474 ГК РФ. При этом качество товара должно соответствовать положениям ст. 469 ГК РФ.
Ранее, согласно п. 7.4 СНиП 3.01.01-85*, при входном контроле достаточно было проверить материалы внешним осмотром и соответствие их требованиям стандартов и рабочей документации, а также наличие сопроводительной документации. Таким образом, лабораторный контроль являлся чаще дополнительным, который назначался, как правило, для материалов и изделий с отсутствующей сопроводительной документацией, либо при сомнениях в их подлинности, либо при сомнениях касательно качества самих материалов.
Однако на данный момент, согласно СП 48.1330.2019 и п. 6.5 ГОСТ 24297-2013, состав мероприятий по входному контролю более не ограничивается проверкой внешним осмотром и наличия сопроводительной документации, т. е. не установлены минимальные требования мероприятий по входному контролю, и фактически проверяющие могут потребовать, чтобы подрядчик выполнил весь комплекс проверок согласно ГОСТ или ТУ на материал.
Кроме того, изготовитель материала (товара) также должен осуществлять контроль качества, соответственно, сопроводительный документ должен иметь такую отметку.
Практика входного контроля показывает, что чем больше прошло времени от момента прихода материала на площадку до момента оформления входного контроля, тем менее достоверна эта информация и тем выше риски потери сопроводительной документации.

Отсутствие сопроводительной документации
Часто на площадку поступают материалы и изделия без сопроводительной документации, подтверждающей качество, либо отсутствует часть документации. К ней относятся всевозможные сертификаты, паспорта, руководства и инструкции по монтажу и эксплуатации оборудования.
При этом всю товаросопроводительную документацию можно разделить на два типа: документы, выдаваемые органами по сертификации производителю продукции, а также документы, выдаваемые производителем. Кроме того, ПП РФ № 982 утверждены единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. Продукция должна соответствовать принятым техническим регламентам в соответствии со ст. 23,24 и 25 184-ФЗ.
С поставленной продукцией, кроме сертификата или декларации о соответствии, если их наличие требуется согласно соответствующему перечню сертификации, должен также предоставляться документ о качестве (паспорт), необходимость и состав которого регламентируется ГОСТ или ТУ на конкретную продукцию.
В ст. 464 ГК РФ описан порядок действий в случае, если поставщик не передал сопроводительную документацию, которые дают право отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.
Также, согласно п. 7.3 ГОСТ 24297-2013, «при поступлении на верификацию (прим. входной контроль) продукции без сопроводительной документации, удостоверяющей ее качество, в отдельных случаях верификация (прим, входной контроль) может быть осуществлена на соответствие действующей НД на данный вид продукции с обязательным оформлением акта о ее фактическом качестве и комплектности с указанием отсутствующих документов».
Аналогичные условия существуют и в и. 14 Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству П-7.
Исходя из вышеизложенного, для некоторых материалов можно осуществить входной контроль без сопроводительной документации, подтверждающей качество, и принять ее по количеству, ожидая передачи документов поставщиком, либо осуществить приемку по качеству на основе проведенных лабораторных испытаний. Касательно же оборудования — без комплекта оригиналов документации, к примеру по лифтам, сдать и поставить его на учет будет невозможно.

Оформление входного контроля
Согласно п. 8.1 ГОСТ 24297-2013, подрядчик для регистрации произведенного контроля должен вести журнал верификации (прим. входного контроля). На рисунке 1 представлена форма журнала.

Необходимо отметить, что форма журнала входного контроля, согласно отмененному ГОСТ 24297-87, имела также графы с информацией по рекламациям.
Используются и другие формы журнала. Приложением И СП 48.1330.2019 предусмотрена форма журнала входного учета и контроля качества получаемых деталей, материалов и оборудования. На рисунке 2 представлена форма журнала СП 48.1330.2019.

Также можно разработать собственную форму документа, утвердив ее по организации, как, например, сделала компания АО «Транснефть». На рисунке 3 представлен пример формы 12 журнала входного контроля качества РД 39-0147105-015-98.

Вместе с тем для заказчика основным документом входного контроля является именно журнал, и контролирует он именно те материалы, которые допущены в производство подрядчиком. Остальные акты, рекламации и др. являются по сути внутренними документами подрядчика.
Материалы и ссылки на сопроводительную документацию (паспорта, сертификаты и пр.) необходимо прописывать в графе 3 актов освидетельствования скрытых работ (далее — ОСР), освидетельствования ответственных конструкций (далее — ООК) и освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения (далее -ОУСИТО) по формам РД 11-02-2006, а также в гра-фах некоторых специальных журналов.
Также необходимо отметить, что стандартами не определен порядок проведения входного контроля отдельно для поставок подрядчика и отдельно для поставок заказчика, соответственно, по умолчанию обычно подрядчик производит контроль и того, и другого по одной и той же процедуре.

Дополнительный акт входного контроля
Вместе с тем на строительстве объектов кроме журнала верификации (прим. входного контроля) все чаще можно встретить дополнительные формы актов входного кон-троля с обязательной подписью представителя заказчика. Так, часто для данной цели используют акт о результатах проверки изделий на соответствие технической документации по форме 3.3 ВСН 012-88 ч. II, несмотря на то, что документ является ведомственным для строительства магистральных трубопроводов.
Кроме того, согласно пп. 1.4, 1.6 и 3.1 ВСН 012-88 ч. II, данная форма акта являлась текущей документацией и не предъявлялась приемочным комиссиям в составе исполнительной документации. Также форма предполагалась лишь для контроля наиболее важных изделий, таких как трубы, задвижки и пр. поставки заказчика. Необходимо также отметить, что сама форма являлась рекомендуемой и вместе с тем была довольно непрактичной в применении из-за повторения в ней одних и тех же данных по нескольку раз. В результате исполнители часто допускали ошибки при заполнении документа, а проверяющие, соответственно, их выявляли и предъявляли замечания к оформлению, увеличивая сроки подписания документа.
В СП 392.1325800.2018 данный документ с немного измененным названием «акт результатов входного контроля МТР и оборудования» по форме 2.1 уже стал обязательным для всех материалов по проекту. При этом с неясной целью к подписи специалиста строительного контроля заказчика дополнительно была добавлена подпись застройщика (заказчика). Часто на объекте такой акт применяется вообще без журнала входного контроля ГОСТ 24297-2013, так как подходы к ответственности за контроль с подписанием акта заказчиком и подписанием журнала одним лишь подрядчиком совершенно разные.
Таким образом, процедура выборочного контроля материалов заказчиком превращается во всеобъемлющий охват контролем поступающих материалов и изделий, увеличивая при этом объем работы, что не согласуется с функционалом строительного контроля технического заказчика в соответствии с положениями ПП РФ № 468. Минусом оформления входного контроля актами вме сто или дополнительно к журналу входного контроля является то, что многие проверяющие требуют оформления данных документов не по приходу материалов на весь их объем, а отдельно под конкретный шифр проектной или рабочей документации для удобства проверки. Иногда, как например, для технологических трубопроводов, проверяющие требуют оформления отдельных актов под каждую линию трубопроводов, увеличивая объемы оформления и копий сопроводительных документов в десятки или даже сотни раз. Соответственно, всю эту документацию в нескольких экземплярах требуется подписать, а копии соответствующим образом заверить.
Кроме того, сопроводительные документы обычно не лежат в одной папке (книге) с самого начала и до конца строительства, а постоянно перемещаются с их комплектацией или формированием. Поэтому сослаться в актах ОСР, как это требуется, на конкретную папку с документами входного контроля либо на папку с оригиналами паспортов и сертификатов часто не представляется возможным. Отследить все эти перемещения оригиналов по отдельным актам или нескольким рукописным журналам, а также понять самому или проконтролировать заказчику, сколько всего материала пришло и сколько осталось, занимает неоправданно много времени и ресурсов.
Подрядчика данная схема устраивает, так как он приносит документы на подпись заказчику, который в большинстве случаев смотрит только их и тем самым меньше выходит на проверку материалов на склад.

Доверие заказчика к контролю подрядчика
Согласно пп. 8.1–8.4 ГОСТ 24297-2013, подрядчик должен осуществлять входной контроль и не допускать в производство бракованную продукцию с оформлением всей необходимой документации. Таким образом, со стороны заказчика должна быть некоторая доля доверия к контролю подрядчика, в том числе осуществляемого строительными лабораториями. Однако позиция недобросовестного подрядчика чаще состоит в том, чтобы с помощью подписи представителя строительного контроля заказчика, в том числе на дополнительных актах входного контроля, легализовать поставленные материалы с несоответствующим качеством. То есть под предлогом более строгого контроля подрядчик или отдельные специалисты чаще пытаются разделить ответственность с заказчиком и вместо того, чтобы проводить входной контроль самим, пытаются протащить контрафакт в производство. Часто это срабатывает. Также недобросовестными подрядчиками в большинстве не исполняются положения ГОСТ 24297-2013 по маркировке и изоляции бракованной продукции.
Именно поэтому недобросовестные подрядчики никогда не заинтересованы ни в своевременном ведении строительного контроля, ни в достоверной его фиксации в исполнительной документации.
В связи с вышеизложенным, при соблюдении всех необходимых мероприятий на бумаге доверие заказчика к производимому контролю подрядчиком, как в части входного контроля, так и в части операционного контроля, если таковой вообще имеет место быть, полностью отсутствует.
Существует два варианта решения данной проблемы – проверять все самому, производя входной контроль за подрядчика, в том числе незаинтересованной лабораторией, либо осуществлять выборочные проверки и каждый раз «бить по рукам» таким «художникам», предъявляя претензии к компетенциям лаборатории и отдельных специалистов подрядчика. Второй вариант, ввиду ограничения ресурсов заказчика, представляется более практичным и соответствует действующему законодательству и стандартам.

Контрафакт и фальсификат
Согласно п. 5.1 ГОСТ 24297-2013, «верификацию (прим. входной контроль) закупленной продукции проводят с целью проверки соответствия качества продукции установленным требованиям и предупреждения запуска в производство или эксплуатацию несоответствующей продукции». Можно также добавить – фальсифицированной и контрафактной продукции.
Согласно ст. 1515 ГК РФ, «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными».
С каждым годом на рынке России появляется все больше некачественных, поддельных строительных материалов. По некоторым оценкам, доля контрафактной и фальсифицированной продукции в некоторых сегментах рынка достигает 50–60 %, что наносит серьезный урон как экономике РФ, так и безопасности построенных зданий и сооружений.
Однако входной контроль является лишь последней стадией проверки, а между выпуском продукции и собственно входным контролем на площадке строительства должно осуществляться множество мероприятий, в том числе на государственном уровне.
Правительством РФ утверждена «Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года», согласно которой обозначены цели, поставлены задачи и должен быть разработан соответствующий комплекс мер. Также стратегией впервые приведен термин фальсифицированной продукции.
Каждый подрядчик в той или иной мере фальсифицировал документацию, скачивал из сети Интернет сертификаты и паспорта, корректировал даты и другие данные в документах, проводил входной контроль на новую поставку с документацией с предыдущих поставок и т. п. Однако необходимо отметить, что проблема входного контроля является более глубокой, чем может показаться на первый взгляд. Поставка контрафактной продукции поставщиками и тотальная фальсификация поставок подрядчиком связана, в первую очередь, с системой ценообразования.
Дело в том, что когда проектировщики при формировании стоимости позиций, отсутствующих в сметных сборниках, берут данные из прайсов недобросовестных поставщиков, которые торгуют более дешевыми контрафактными материалами, они часто тем самым занижают сметную стоимость, которая используется при формировании сметных расчетов. И далее подрядчик просто не имеет возможности найти требуемый качественный ма-
териал или изделие за стоимость, указанную в сметных расчетах. И уже во вторую очередь проблемой входного контроля можно назвать несовершенство отечественной системы строительного контроля.

Заключение
Низкая эффективность входного контроля является следствием отсутствия, в первую очередь, его планирования. Данный факт не позволяет выставлять приоритеты контроля, а также определять зону ответственности участников строительства за контроль.
Из практики проведения входного контроля можно сделать вывод, что отечественная система качества предполагает многоуровневую проверку материалов с фиксацией товаросопроводительных документов в актах ОСР, что часто фальсифицируется подрядчиком. Оформление отдельных актов с подписью заказчика по результатам входного контроля имеет множество недостатков. Более того, такой подход выгоден недобросовестным подрядчикам, так как позволяет переложить ответственность за поставленные некачественные материалы на заказчика.
Одним из путей решения указанных проблем может стать изучение передового зарубежного опыта в части контроля качества. Однако без внедрения системы отсечения прайсов контрафактной продукции, которые на данный момент используются при разработке проектировщиками сметных расчетов, в принятой системе ценообразования и закупок, а также борьбы с контрафактной продукцией на государственном уровне, проблему качества материалов в принципе невозможно решить. То есть подход ценообразования и экономии средств, в том числе бюджетных, не должен изначально базироваться на данных о некачественной или контрафактной продукции от недобросовестных поставщиков.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Калипсо инсектицид инструкция по применению на яблоне
  • Хлорофиллипт для полоскания горла детям инструкция по применению цена
  • Панангин форте состав инструкция по применению
  • Инсектарий для черной львинки своими руками пошаговая инструкция
  • Руководство для корректуры карт