ПОЛОЖЕНИЕ о заполнении, ведении и проверке журнала учета работы педагога дополнительного образования
- Подробности
- Категория: Локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности
- Опубликовано 07.05.2020 13:05
- Автор: yarushkina
- Просмотров: 4828
Принято УТВЕРЖДАЮ
На заседании Директор МБОУ Новоникольской СОШ
Управляющего Совета
_____________О.Н.Давыдова _______________Л.Б. Чернышова
Протокол № от Приказ № от
Положение
о заполнении, ведении и проверке журнала учета работы педагога дополнительного образования
1. Общие положения
1.1. Журнал учета работы педагога дополнительного образования (далее – Журнал)является государственным документом, ведение его обязательно для каждого педагога дополнительного образования.
1.2. Педагоги дополнительного образования несут ответственность за хранение, содержание в надлежащем виде Журнала в течение учебного года.
1.3. Контроль за правильным и систематическим заполнением Журналов осуществляет директор Учреждения или его заместитель по воспитательной работе.
1.4. По окончании учебного года педагоги дополнительного образования обязаны сдать Журналы директору или заместителю директора по воспитательной работе.
1.5. Директор Учреждения и его заместитель по воспитательной работе обеспечивают хранение.
2. Заполнение Журнала
2.1. Журнал заполняется по каждой группе обучающихся. В одном журнале можно заполнять сведения по двум группам.
2.2. На первой странице Журнала руководитель объединения записывает название объединения, расписание, фамилию, имя, отчество руководителя (полностью).
2.3. Руководитель детского объединения аккуратно записывает в журнал фамилии и имена обучающихся в алфавитном порядке, заполняет общие сведения об обучающихся, данные о родителях и классном руководителе (воспитателе) обучающихся.
2.4. Все данные на обучающихся, расписание занятий должны быть заполнены в течение 30 календарных дней (одного месяца) с момента начала занятий (учебного года)
3. Ведение Журнала
3.1. Журнал рассчитан на один учебный год.
3.2. В журнале на каждый месяц учебного года отводится отдельная страница, где указывается состав объединения (фамилия, имя обучающегося полностью), содержание занятий, дата и количество часов работы объединения в соответствии с расписанием и календарно-тематическим планированием.
3.3. Руководитель объединения отмечает в журнале неявившихся обучающихся буквой «н» (в графе соответствующей дате занятия)
3.4. В случае изменения состава объединения, выбывшие отмечаются, а вновь принятые вносятся в список обучающихся в объединении с указанием даты вступления в объединение.
3.5. Руководитель объединения систематически проводит с обучающимися инструктаж по технике безопасности. Всех прошедших инструктаж вносит в список обучающихся, прошедших инструктаж.
3.6. Изменения расписания заполняются на 1 странице с обязательным указанием даты, когда произошли изменения.
3.7. Все записи в журнале должны вестись регулярно, четко и аккуратно
4. Проверка Журнала
4.1. Проверку Журналов осуществляет директор Учреждения и заместитель директора по воспитательной работе.
4.2. Замечания по ведению журнала заполняются заместителем директора по воспитательной работе и директором учреждения дополнительного образования.
4.3. По итогам проверки составляется Справка, в которой указываются все замечания, предложения по ведению Журнала, устанавливаются сроки их устранения.
4.4. Педагоги дополнительного образования обязаны устранить все замечания по ведению Журнала в установленные сроки
4.5. В случае не устранения замечаний по ведению Журнала в установленные сроки к педагогу дополнительного образования может быть применено административное взыскание.
ИНСТРУКЦИЯ
по
заполнению журнала учёта работы
педагога
дополнительного образования
1.
Общие
положения
1.1.
Настоящая
инструкция устанавливает правила ведения и заполнения журнала учёта работы
педагога дополнительного образования в объединении.
1.2.
Журнал
учёта работы объединений является государственным учётным, финансовым
документом основанием для выплаты заработной платы педагогу. Его обязан вести
каждый педагог дополнительного образования.
1.3.
Журнал
ведется в строгом соответствии с «Указаниями к ведению журнала учета работы
педагогов дополнительного образования в объединении (секции, клубе, кружке)»,
размещенными на 2-й странице титульного листа типового журнала.
1.4.
Журнал
рассчитан на учебный год и ведется в каждом объединении дополнительного
образования.
2.
Требования к оформлению журналов
2.1.
На
титульном листе журнала указывается учебный год и название творческого
объединения в соответствии учебным планом, учебным расписанием и дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой (при наличии номера учебной
группы указывается № группы);
2.2.
Заполнение
страницы № 1 журнала учета работы педагога дополнительного образования
производится в соответствии со следующими требованиями (приложение № 1):
ü Название учреждения
указывается полностью без сокрушений (муниципальное бюджетное
образовательное учреждение дополнительного образования детей «Шелковской Центр
технического творчества»);
ü Название
творческого объединения должно соответствовать учебному плану,
учебному расписанию и дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе;
ü Дни и часы
занятий объединения указываются в соответствии с расписанием и
приказом по учреждению (Понедельник, вторник с 16.00 до 16.40 в соответствии с
приказом № 52 от 10.09.2015 года «Об утверждении учебного расписания»);
ü Изменения
расписания объединения указываются на основании приказа по учреждению и
расписанию;
ü ФИО руководителя
объединения указывается полностью, без сокращений;
2.3.
Заполнять
страницы 2-25 журнала необходимо в соответствии с «Указаниями к ведению журнала
учета работы педагогов дополнительного образования в объединении (секции,
клубе, кружке)», размещенными в журнале п.п. 6, 7.
2.4.
В
журнале на страницах 2-25 на каждый месяц учебного года отводит отдельная
страница, где указывается состав группы, содержание занятий, дата и количество
часов работы объединения.
2.5.
Педагог
дополнительного образования заполняет в журнале:
•
Титульный
лист;
•
Списки
обучающихся на всех страницах (фамилия, имя — полностью);
•
Учет
массовых мероприятий с обучающимися;
•
Творческие
достижения обучающихся;
•
Список
обучающихся в объединении;
•
Данные
о родителях и классном руководителе обучающегося;
•
Список
обучающихся, прошедших инструктаж по технике безопасности;
•
Годовой
цифровой отчет.
2.6.
Даты
занятий заполняются строго по утвержденному расписанию занятий. Даты,
поставленные на левой половине листа журнала должны полностью соответствовать
датам занятий группы на правой половине листа и расписанию (Приложение № 2).
2.7.
Записи
в графе «Содержание занятий» заполняются согласно темам, указанным в календарно-тематическом
плане и содержании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(нельзя
делать прочерки повторяемости тем занятий).
2.8.
Количество
часов, отмечаемых в журнале, должно строго соответствовать педагогической
нагрузке и утвержденному расписанию занятий.
2.9.
Журнал
заполняется педагогом в день проведения занятия. Недопустимо производить
запись занятий заранее.
2.10.
Все
записи ведутся
на русском языке (за исключением случаев, когда нельзя обойтись без иностранных
слов. Например: структура «Es gibt…», редактор «Microsoft Word»).
2.11.
Педагог
систематически, в дни и часы занятий отмечает в журнале: неявившихся – буквой
«н», больных – буквой «б» (в графе соответствующей дате занятий). Выставление в
журнале оценок, точек, знаков «-», «+» или других не допускается.
2.12.
Отсутствие
учащегося по причине болезни подтверждается медицинской справкой, вложенной в
журнал.
2.13.
В
графе «Подпись руководителя» ставится личная подпись педагога.
2.14.
Страницы
26-27 «Учет массовых мероприятий с обучающимися» заполняются педагогом по мере
участия учащихся в мероприятиях (учрежденческого, районного, городского, республиканского,
всероссийского уровня), в рамках работы объединения дополнительного образования
(Приложение № 3).
2.15.
Страницы
28-29 «Творческие достижения обучающихся» заполняются педагогом согласно достижений
учащихся в районных, республиканских, всероссийских и международных
мероприятиях. Указывается название мероприятий в соответствии с Положением о
конкретной конференции, фестивале, конкурсе и т.д. и конкретный результат
(диплом 1 степени, Гран-при и т.д.) (Приложение № 4).
2.16.
Заполнять
страницы 30-33 журнала следует в соответствии с «Указаниями к ведению журнала
учета работы педагогов дополнительного образования в объединении (секции,
клубе, кружке)», размещенными в журнале п.8. и является обязательным. При
заполнении учитываются следующие требования (Приложение № 5):
—
указывать
№ и даты приказа «О зачислении в объединение» в графе «Дата поступления в
объединение»
—
№
и даты приказа «Об отчислении из объединения» в графе «Когда и почему выбыл»
2.17.
Графу
«Заключение врача о допуске к занятиям» заполняет врач (медицинский работник
учреждения). Заполнение данной графы педагогом допускается только при наличии
соответствующей медицинской справки о допуске к занятиям. Медицинское
заключение о состоянии здоровья необходимо для спортивно-технических объединений.
Для остальных категорий воспитанников данная графа не заполняется.
2.18.
Заполнять
страницы 36-37 журнала учета работы педагога дополнительного образования в
соответствии с «Указаниями к ведению журнала учета работы педагогов дополнительного
образования в объединении (секции, клубе, кружке)», размещенными в журнале п.9.
В пункте «Краткое содержание инструктажа» возможна ссылка на № конкретной
инструкции по ТБ, утвержденной в рамках образовательного учреждения.
2.19.
Страницы
30-31, 34-35 (Приложение 6), 36-37 (Приложение 7) журнала заполняются педагогом
в течение первых двух недель работы объединения дополнительного образования.
2.20.
Записи
в журнале должны вестись регулярно, чётко и аккуратно шариковой ручкой синего
(фиолетового) цвета без исправлений. Не разрешается использовать на одной
странице чернила разного цвета.
2.21.
Категорически запрещается допускать учащихся к
работе с журналом.
2.22.
Не
допускаются исправления в журнале, а также использование
корректирующих средств.
2.23.
На
странице, где записывается пройденный материал, в конце каждого месяца педагог
записывает число проведенных занятий.
2.24.
В конце
учебного года (31 мая) на правой странице подводятся итоги прохождения
программы за год:
ü записывается
количество занятий «по плану» (в соответствии с календарно-тематическим планированием),
«проведено» (количество фактически проведённых занятий). При несовпадении
указывается расхождение и причина. Делается запись «Программа пройдена
полностью» или «Программа не пройдена» и указывается причина. Запись заверяется
личной подписью педагога ДО.
3.
Контроль за ведением журнала
3.1. Страница 38
«Годовой цифровой отчет заполняется педагогом согласно количественного списка
воспитанников за 1 полугодие (январь), 2 полугодие, год (май).
3.2. Страница 39
«Замечания, предложения по работе объединения» заполняется заместителем
директора, методистом или директором с целью систематического контроля
правильности ведения журнала (п.2 «Указаниями к ведению журнала учета работы
педагогов дополнительного образования в объединении (секции, клубе, кружке)».
3.3. Журнал проверяется
ежемесячно, по итогам проверки готовится итоговая справка или приказ
с указанием замечаний и рекомендаций.
3.4. Письменные
замечания и предложения по устранению ошибок в заполнении журнала педагог
дополнительного образования детей обязан исправить до следующей очередной
проверки. Невыполнения предписаний влечёт за собой нарушение своих должностных
обязанностей, применение взысканий.
3.5. В конце учебного
года не позднее двух недель по окончанию учебного процесса журнал сдается в Центр
для хранения в архиве.
Приложение № 1
Титульный лист
ИНСТРУКЦИЯ по ведению журнала учета работы педагога дополнительного образования в детском объединении (секции, клубе, кружке)
1. Журнал учета работы педагога дополнительного образования является государственным учетным, финансовым документом, ведение которого обязательно для каждого руководителя детского объединения.
2. Заместитель директора обязан систематически контролировать правильность ведения журнала.
3. Журнал учета работы детского объединения рассчитан на учебный год и ведется в каждом детском объединении.
4. Все записи в журнале должны вестись регулярно, аккуратно, без исправлений. Не допускается ставить в клетках, предназначенных для отметки отсутствующих на занятиях, точки, плюсы или иные значки; выполнять записи карандашом.
В исключительных случаях допускается делать исправления, которые необходимо оговорить в нижней части страницы, заверив их личной подписью (с расшифровкой и датой) педагогического работника, сделавшего исправление. Использование корректирующей жидкости не допускается.
5. Педагог проводит набор и запись в детское объединение в течение 15 дней, в конце первого месяца занятий составляет «Список обучающихся в объединении» и заполняет«Сведения о родителях и классном руководителе (воспитателе) обучающегося».
Если обучающийся прервал посещение объединения дополнительного образования, то в журнале указывается дата выбытия. Если обучающийся начал посещение объединения не с начала учебного года, то он вносится в списки с указанием даты начала им занятий.
6. Руководитель детского объединения заполняет в журнале первую страницу (титульный лист) с общей информацией об объединении дополнительного образования: название образовательного учреждения, направленность и название объединения, расписание занятий и его изменения, свою фамилию, имя и отчество, сведения об аккомпаниаторе (при его наличии) и расписание его работы.
7. Все изменения расписания в течение года проводятся по согласованию с заместителем директора по воспитательной работе образовательного учреждения и отмечаются на титульном листе.
8. Для учета работы детского объединения в журнале на каждый месяц учебного года отводится отдельная страница, где указывается состав кружка (фамилия, имя полностью), содержание занятия, дата и количество часов работы кружка в соответствии с расписанием.
Педагог дополнительного образования в конце каждого месяца считает количество часов на одну группу и делает запись в журнале: «Всего за (месяц) … часов».
9. Содержание занятий должны соответствовать образовательной программе объединения и учебно-тематическому плану.
На первом занятии в графе «Содержание занятий» обязательна запись «Вводный инструктаж по технике безопасности». Если практическое занятие проводится на выезде или с использованием различного специального снаряжения в графе «Содержание занятий» в день занятия делается запись о проведенном инструктаже и тема занятия.
Количество часов, отмечаемых в журнале, должно строго соответствовать педагогической нагрузке и утвержденному расписанию занятий с данной группой.
В группах, в которых совместно с педагогом работает аккомпаниатор, обязательно проставляются часы, отработанные педагогом и аккомпаниатором.
Обязательна подпись о выработке часов за каждый день занятий.
10. Педагог систематически, в дни и часы занятий детского объединения, проверяет явку членов детского объединения и отмечает в журнале всех неявившихся буквой «н», заболевших отмечает буквой «б» (в графе соответствующей дате занятия).
11. При проведении занятий в форме экскурсии или похода, предусмотренных образовательной программой, могут объединяться одно или два занятия из расчета, что на экскурсию записывается в журнале не более 4 часов, на однодневный поход записывается не более 6 часов. В графе «Содержание занятия» указывается номер приказа о проведении похода.
12. В случае болезни педагога или концертмейстера, учебного отпуска, разрешенного приказом отпуска без содержания, командировки делается соответствующая запись в журнале. Часы в таких случаях в журнале не проставляются. Праздничные дни так же отмечаются записью в журнале без проставления часов. При переносе занятий производится запись: «Перенос занятий с … (указывается дата)».
13. В журналах детских объединений физкультурно-спортивного (кроме шахматного), туристического, хореографического профиля прикладываются обязательные медицинские справки, разрешающие каждому учащемуся заниматься в данном объединении, либо напротив фамилии каждого обучающегося в графе «Заключение врача о допуске к занятиям» раздела «Список обучающихся в объединении» ставится подпись школьной медсестры или участкового педиатра.
14. В раздел «Учет массовой работы» педагог вносит информацию о каждом участнике: дату, содержание, место проведения, количество участников, ответственного за проведение.
15. Заполняя раздел журнала «Творческие достижения обучающихся», педагог заносит сведения о признании достижений обучающихся — их награждении, победах в конкурсах и олимпиадах, получении ими квалификационных разрядов и титулов.
16. В «Список обучающихся в объединении, прошедших инструктаж по технике безопасности» руководитель детского объединения систематически вносит записи о проведенных с обучающимися инструктажей по технике безопасности, указывается дата проведения инструктажа и его краткое содержание.
17. Педагог обязан по требованию предоставлять журнал на проверку. Замечания по ведению журнала заполняются заместителем директора и директором образовательного учреждения.
18. В журналах педагогов дополнительного образования, работающих на базе школ, при сдаче журнала необходимо иметь подпись ответственного лица школы – заместителя директора по воспитательной работе, подтверждающего проведение занятий.
19. «Годовой цифровой отчет» заполняется с 10 по 20 сентября за первое полугодие, с 5 по 15 января за второе полугодие и с 1 по 10 мая за год.
20. По окончании учебного года журнал сдается в Центр Детского Творчества.
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проведения инструктажей по технике безопасности с обучающимися.
1. Настоящее Положение определяет виды, содержание и порядок проведения инструктажей по технике безопасности с обучающимися образовательного учреждения дополнительного образования.
2. Изучение вопросов безопасности труда организуется и проводится на всех стадиях образовательного процесса с целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
3. Обучение обучающихся в виде инструктажей с регистрацией в журнале учета работы педагога дополнительного образования в детском объединении (секции, клубе, кружке) по правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности:
— теоретические и практические занятия;
— трудовая и профессиональная подготовка;
— занятия общественно-полезным трудом;
— экскурсии, походы;
— спортивные занятия, соревнования;
— массовые мероприятия.
4. С обучающимися детского объединения инструктажи проводят педагоги дополнительного образования, каждый со своей группой, и регистрируют отдельно для каждой группы в специальном разделе журнала «Список обучающихся в объединении, прошедших инструктаж по технике безопасности».
5. Вводный инструктаж по безопасности труда проводится с обучающимися перед началом занятий по правилам безопасного поведения в учреждении, кабинетах, мастерской, спортзале.
На первом занятии в графе «Содержание занятий» обязательна запись «Вводный инструктаж по технике безопасности».
6. Первичный инструктаж проводится с обучающимися перед выполнением лабораторных и практических работ в учебных кабинетах, в учебных мастерских и спортзале.
Если практическое занятие проводится на выезде или с использованием различного специального снаряжения в графе «Содержание занятий» в день занятия делается запись о проведенном инструктаже и тема занятия.
7. Если обучающиеся принимают участие в массовых мероприятиях: соревнованиях, походах выходного дня, многодневных походах, выездах на экскурсию и т. п., то с обучающимися необходимо провести целевой инструктаж по семи рекомендуемым направлениям:
a) пожарная безопасность;
b) электробезопасность;
v) профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;
g) безопасность на воде, на льду;
d) меры безопасности при проведении спортивных соревнований, экскурсий, походов, на спортплощадке;
e) профилактика негативных криминогенных ситуаций;
c) правила безопасного обращения с взрывоопасными предметами, веществами, при проведении летней оздоровительной работы и трудовой практики.
8. Внеплановый инструктаж проводится:
— при введении в действие новых инструкций по охране труда, а также изменений к ним;
— в связи с изменившимися условиями труда;
— при нарушении обучающимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;
— по требованию органов надзора;
— при перерывах в работе более чем на 60 календарных дней.
9 Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой учащихся.
Объем и содержание инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
Внеплановый инструктаж регистрируется в журналах с указанием причины проведения внепланового инструктажа.
Инструкция
по правилам безопасности при проведении массовых мероприятий
для педагогов дополнительного образования
1. Перед проведением мероприятия проверить все помещения, пути эвакуации и наличие пожарного инвентаря.
2. На время проведения мероприятия устанавливается дежурство руководителей детского объединения с привлечением в помощь старшеклассников и классных руководителей.
3. Во главе каждой группы должен быть старший, проинструктированный руководителем образовательного учреждения или его заместителем.
4. Помещение должно иметь не менее двух выходов, которые не запираются на замок, но имеют внутренние задвижки, запоры.
5. При количестве мест более 200, кресла и стулья закрепляются между собой или к полу.
6. Вход и выход освещаются надлежащими приборами.
7. Стены и потолок не должны иметь обоев.
8. Для затемнения нельзя использовать ставни.
9. В помещениях нельзя хранить легковоспламеняющиеся жидкости, взрывоопасные, горючие материалы.
10. Нельзя применять открытый огонь, хлопушки, бенгальские огни, пиротехнические средства.
11. Полы должны быть ровными, без выступов.
12. Ветки ели (сосны) должны находиться от стен на расстоянии не менее одного метра.
13. Лампочки в гирляндах должны быть не мощнее 25 Вт, провода – из медной жилы, включение только штепсельной вилкой.
14. Не применять для оформления помещения, декораций и сценического оборудования горючие материалы и искусственные ткани.
15. На окнах не должно быть глухих решеток.
16. Соблюдать другие правила противопожарной безопасности.
Инструкция
по оказанию первой медицинской помощи педагогами дополнительного образования
Техника проведения искусственного дыхания
• Уложите пострадавшего на спину в горизонтальное положение, расстегнув или сняв стесняющую тело одежду;
• подложите что-либо под плечи;
• встаньте справа от пострадавшего, подведите правую руку под его шею, а левую положите на лоб, и максимально отведите назад его голову;
• откройте рот пострадавшего большим пальцем руки или обеими руками;
• оказывающий помощь делает глубокий вдох, затем вдувает воздух через марлю или платок из своего рта в рот или нос ребенка;
• при вдувании воздуха необходимо следить за движением грудной клетки ребенка;
• при способе дыхания «рот в рот» герметичность достигается путем закрывания носа, при способе дыхания «рот в нос» путем закрывания рта;
• вдувание воздуха производится 12-15 раз/мин у взрослых и 20-30 раз у детей. Выдох пострадавшего происходит пассивно.
Техника проведения непрямого массажа сердца
• Положите пострадавшего на жесткую поверхность на спину, расстегнув или сняв стесняющую тело одежду;
• встаньте слева от пострадавшего;
• определите правильное месторасположение рук при проведении непрямого массажа сердца;
• положите ладонь одной руки на нижнюю треть грудины, а другую руку — на ее тыльную поверхность;
• надавливание осуществляется путем ритмичного сжатия сердца (60-80 раз/мин) между грудиной и позвоночником;
• после каждого надавливания проследить за тем, чтобы грудная клетка расправилась (для наполнения полостей сердца венозной кровью), не отрывая от нее рук;
• на момент вдоха массаж сердца прерывают.
При носовом кровотечении
• Не запрокидывать голову пострадавшего назад, а наклонить ее вперед, удерживая при этом корпус в прямом положении, расстегнув воротник и пояс одежды;
• постараться высморкаться, прочистить носовую полость от слизи и сгустков свернувшейся крови, но лучше это проделать под струей воды;
• зажать ноздри минут на 10 пальцами, большим и указательным;
• положить холодный компресс на область носа и затылка;
• можно также вложить в нос ватный или марлевый тампон;
• если через 5-7 мин кровотечение не прекратится, снова зажмите ноздри и вызывайте врача.
При кровотечении (артериальном, венозном)
• При сильном артериальном кровотечении (кровь имеет ярко красный цвет) наложите жгут выше раны, ближе к месту ранения, подложив под него чистую ткань, и затяните его до полной остановки кровотечения;
• подложите под жгут записку с указанием точного времени его наложения (не более чем на 1-1,5 часа). Жгут нельзя закрывать повязками или одеждой;
• при венозном кровотечении (кровь имеет темный цвет) – для временной его остановки, поврежденную конечность поднимите вверх и на рану наложите давящую повязку.
При солнечном ударе
• При легком перегревании выведите пострадавшего в прохладное место, освободите шею и грудь от стесняющей одежды, снимите обувь;
• смочите ему лицо и голову холодной водой;
• уложите пострадавшего, приподняв ему голову; дайте холодное питье (немного минеральной или слегка подсоленной воды) и разденьте его;
• положите на голову смоченное в холодной воде полотенце или наложите холодный компресс на область шеи;
• до прибытия врача накладывайте на тело холодные компрессы, пить давайте после того, как пострадавший придет в себя.
При укусах и ужаливании насекомыми (осами, пчелами и т. д.)
• При ужаливании 1-2 насекомыми удалите пинцетом или ногтями жало с ядовитым мешочком (осторожно, чтобы не раздавить мешочек до удаления жала);
• на место отека положите пузырь со льдом;
• боль и воспаление облегчают спиртовой компресс, примочки из тертого сырого картофеля, растирание ужаленного места ломтиком чеснока;
• если оса или пчела случайно попали в рот, нужно сосать кусочки льда, пить сильно охлажденную воду;
• зуд от укусов комаров, мошкары, пчел (после удаления жала) можно устранить, протерев кожу нашатырным спиртом, раствором питьевой соды (0,5 чайной ложки на стакан воды), разрезанной луковицей, долькой чеснока, кашицей из поваренной соли, млечным соком одуванчика.
При укусе змеи
• Не давайте пострадавшему двигаться;
• успокойте его: паника и возбуждение ускоряют кровоток;
• зафиксируйте с помощью шины пострадавшую от укуса конечность;
• приложите к месту укуса растертые или разжеванные листья подорожника;
• давайте обильное питье;
• не прижигайте место укуса марганцовкой, не накладывайте жгут, не давайте алкоголь. Следует как можно быстрее обратиться за помощью к врачу.
При укусе собаки
• Не пытайтесь немедленно остановить кровь (кровотечение способствует удалению слюны собаки из раны);
• промойте рану чистой водой;
• несколько раз продезинфицируйте кожу вокруг укуса йодом, раствором марганцовки, одеколоном, наложите повязку. При подозрении на бешенство обратитесь к врачу.
При ушибе
• Обеспечьте пострадавшему полный покой;
• наложите на место ушиба холодный компресс (смоченный в холодной воде платок, полотенце) или пузырь со льдом.
При переломе конечностей
• Обеспечьте полный покой поврежденного участка тела;
• при открытом переломе и наличии кровотечения остановите его при помощи давящей повязки или жгута;
• наложить шину (из доски, фанеры, палок, картона), зафиксировать два ближайших сустава.
После термического или электрического ожога
• Оттащите пострадавшего от источника поражения;
• не поливайте обожженную поверхность кожи водой;
• наложите на обожженный участок кожи сухую стерильную повязку;
• при ожоге глаз сделайте холодные примочки из чая, немедленно вызывайте врача.
Чего категорически не следует делать при сильных ожогах:
• обрабатывать кожу спиртом;
• прокалывать образовавшиеся пузыри;
• смазывать кожу жиром, зеленкой, крепким раствором марганцовки;
• срывать прилипшие к месту ожога части одежды;
• прикасаться к нему рукой;
• разрешать пострадавшему самостоятельно двигаться;
• поливать пузыри и обугленную кожу водой.
При отравлении пищевыми продуктами
• Дать пострадавшему 3-4 стакана воды или розового раствора марганцовки для промывания желудка.
• Вызвать рвоту путем раздражения задней стенки глотки пальцами.
Помощь при утоплении
• Как можно быстрее извлеките утопающего из воды;
• удалите изо рта и носа ил, грязь и песок;
• переверните пострадавшего на живот, затем обеими руками приподнимите его за ноги и потрясите так, чтобы из дыхательных путей и желудка вытекла вода;
• начинайте сразу же делать искусственное дыхание. При возобновлении у пострадавшего самостоятельного дыхания напоите его горячим чаем, укутайте в одеяло и доставьте в лечебное учреждение.
При попадании инородного тела в дыхательные пути
• Прежде всего, освободите рот от остатков пищи пальцем, обернутым марлей, платком, повернув голову пострадавшего набок;
• ударьте его в межлопаточную область ладонью (но не кулаком) для обеспечения проходимости дыхательных путей;
• если эти меры не помогают, то пострадавшего следует немедленно транспортировать в лечебное учреждение.
Во время эпилептического припадка
• Немедленно вызывайте врача;
• не пытайтесь в момент судорог приводить больного в чувство или переносить на другое место;
• постарайтесь только придержать его при падении во избежание травм;
• уберите все острые и твердые предметы, способные травмировать больного или случайно нанести травму вам.
Помните: после прекращения судорог больной засыпает и происшедшего с ним не помнит, будить его нельзя!
При обмороке
• Уложите пострадавшего на спину с несколько запрокинутой назад головой и приподнятыми ногами, чтобы улучшить кровоснабжение мозга;
• расстегните воротник и пояс, чтобы шея и грудь не были стянуты, обрызгайте лицо водой, похлопайте по щекам;
• дайте вдохнуть пары нашатырного спирта, одеколона, уксуса, раздражающих слизистую оболочку носа;
• в душном помещении откройте окно, обеспечьте доступ свежего воздуха.
При поражении электрическим током (молнией)
• Выведите пострадавшего из-под действия электрического тока, используя подручные средства (доска, палка, сухая одежда, предметы, не проводящие ток), выключите рубильник;
• если пострадавший в сознании, без видимых тяжелых ожогов и травм, положите его на спину, расстегните стесняющую дыхание одежду;
• не позволяйте ему двигаться. Не давайте пить — это вызовет рвоту и нарушение дыхания;
• при отсутствии сознания, но сохранившемся дыхании уложите пострадавшего на бок, на твердую, горизонтальную поверхность, обеспечьте приток свежего воздуха. Обрызгайте водой, разотрите и согрейте тело;
• в случае нарушения дыхания и сердцебиения, немедленно приступайте к проведению искусственного дыхания и непрямому массажу сердца. Не прекращайте их до полного появления самостоятельного дыхания и сужения зрачков или до прибытия врача.
При болях в области сердца, в области живота
• Больного необходимо уложить в постель и пригласить доктора.
• Других мер самостоятельно не предпринимайте.
Оказав первую медицинскую помощь, педагогу необходимо обязательно обратиться к врачу!
Инструкция
для детей и подростков по пожарной безопасности
1. Для младших школьников
1.1. Нельзя трогать спички и играть с ними.
1.2. Опасно играть с игрушками и сушить одежду около печи, нагревательных приборов с открытой спиралью.
1.3. Недопустимо без разрешения взрослых включать электроприборы и газовую плиту.
1.4. Нельзя разводить костры и играть около них.
1.5. Если увидел пожар, необходимо сообщить об этом родителям или взрослым.
2. Для старших школьников
2.1. Следите, чтобы со спичками не играли маленькие дети, убирайте их в недоступные для малышей места.
2.2. Не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные упаковки.
2.3. Не оставляйте электронагревательные приборы без присмотра. Запрещайте малышам самостоятельно включать телевизор. Уходя из дома, выключайте электроприборы из сети.
2.4. Помните, что опасна не только бочка с бензином, но и пустая бочка из-под него или другой легковоспламеняющейся жидкости, и зажженная спичка может привести к тяжелым ожогам и травмам.
2.5. Не разжигайте печь или костер с помощью легковоспламеняющихся жидкостей (бензин, солярка).
2.6. Не оставляйте непотушенных костров.
2.7. Не поджигайте сами и не позволяйте младшим поджигать тополиный пух или сухую траву.
2.8. Старшеклассники обязаны знать план и способы эвакуации (выхода из здания) на случай возникновения пожара, места расположения первичных средств пожаротушения и правила пользования ими.
2.9. Учащиеся обязаны сообщить преподавателю или работнику учреждения о любых пожароопасных ситуациях.
2.10. При возникновении возгорания или при запахе дыма немедленно сообщить об этом педагогу.
3.На территории образовательного учреждения
3.1. На территории школы запрещается разводить костры, зажигать факелы, применять фейерверки и петарды, другие горючие составы.
3.2. Запрещается курить в здании школы и на ее территории.
3.3. Запрещается приносить в школу спички, горючие жидкости (бензин и растворители), легковоспламеняющиеся вещества и материалы.
3.4. Запрещается пользоваться в классах и кабинетах осветительными и нагревательными приборами с открытым пламенем и спиралью.
3.5. Категорически не допускается бросать горящие спички в урны, в контейнеры-мусоросборники.
3.6. В случаях пожарной опасности производится эвакуация школы, сигналом к которой является длительная серия коротких звонков.
3.7. Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой.
3.8. Без разрешения администрации и педагогических работников учреждения учащимся не разрешается участвовать в пожаротушении здания и эвакуации его имущества.
Инструкция
по технике безопасности для детей и подростков при проведении прогулок,
туристских походов, экскурсий, экспедиций
1. Общие требования безопасности
1.1. К прогулкам, туристическим походам, экскурсиям и экспедициям допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
1.2. Опасные факторы:
— изменения установленного маршрута движения, самовольное оставление места расположения группы;
— травмирование ног при неправильном подборе обуви, передвижение без обуви, а также без брюк или чулок, укусы ядовитыми животными, пресмыкающимися и насекомыми;
— отравление ядовитыми растениями, плодами и грибами;
— заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из непроверенных открытых водоемов.
1.3. При проведении прогулки, туристского похода, экскурсии, экспедиции группу учащихся, воспитанников должны сопровождать двое взрослых.
1.4. Для оказания первой медицинской помощи пострадавшим во время прогулки, туристского похода, экскурсии, экспедиции обязательно иметь аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.
2. Перед проведением прогулки, туристского похода, экскурсии, экспедиции:
2.1. Пройти соответствующую подготовку, инструктаж, медицинский осмотр и представить справку о состоянии здоровья.
2.2. Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движения и соответствующую сезону и погоде.
2.3. Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности необходимыми медикаментами и перевязочными материалами.
3. Во время прогулки, туристского похода, экскурсии, экспедиции:
3.1. Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя и его заместителя, самовольно не изменять установленный маршрут движения и место расположения группы.
3.2. Отправляясь на экскурсию, в поход, надевать одежду, соответствующую сезону и погоде, на ноги надевать прочную обувь, носки, на голову – головной убор. Во время экскурсии не снимать обувь и не ходить босиком.
3.3. Во время привалов во избежание ожогов и лесных пожаров не разводить костры.
3.4. Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.
3.5. Не трогать руками ядовитых и опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растения, грибы, а также колючие растения и кустарники.
3.6. Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не пить воду из открытых водоемов, использовать для этого питьевую воду из фляжки, которую необходимо брать с собой, или кипяченую воду.
3.7. Соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать руководителя группы об ухудшении состояния здоровья или травмах.
3.8. Уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.