Инструкция
по учету агентуры в органах государственной
безопасности СССР
Приложение
№ 1 к приказу Председателя КГБ СССР
от 4 июля
1983 г. № 00145
I. Общие
положения
1. Комитет
государственной безопасности СССР,
выполняя поставленные Коммунистической
партией и Советским правительством
задачи по борьбе с подрывной деятельностью
разведок империалистических государств,
зарубежных антисоветских центров и
враждебных элементов внутри страны
большое значение придает совершенствованию
и укреплению агентурного аппарата,
повышению роли агентуры1 как основного
оперативного средства органов КГБ2. В
системе мер по созданию надежного,
работоспособного агентурного аппарата
и обеспечению его эффективного
использования важное место занимает
правильно организованный, хорошо
налаженный учет агентуры.
Настоящая
Инструкция устанавливает для
контрразведывательных подразделений
органов КГБ правила организации учета
агентуры, порядок документального
оформления вербовочных мероприятий и
исключения агентов из агентурного
аппарата, ведения личных, и рабочих дел
агентов, а также регламентирует справочную
работу и статистическую отчетность о
наличии и движении агентуры.
2. Учет
агентуры и справочная работа по нему
осуществляются в целях:
а)
предотвращения мероприятий по подготовке
на вербовку лиц, состоящих в действующем
агентурном аппарате;
б)
предотвращения изучения одних и тех же
лиц как кандидатов на вербовку сотрудниками
разных оперативных подразделении;
в)
предотвращения вербовок лиц, ранее
исключенных из агентурного аппарата
за двурушничество, дезинформацию и
непригодностью по личным качествам к
сотрудничеству с органами КГБ;
г) недопущения
необоснованной разработки действующих
агентов, которые по заданиям органов
КГБ поддерживают связь с враждебными
элементами;
д) исключения
возможной расшифровки действующих
агентов при вызове их в органы КГБ в
качестве свидетелей и по другим причинам;
е) эффективного
маневрирования агентурой в процессе
взаимодействия контрразведывательных
подразделений органов КГБ;
ж) оказания
помощи оперативным работникам в изыскании
агентурных подходов к разрабатываемым
(проверяемым) лицам;
з) использования
материалов личных и рабочих дел агентов,
исключенных из агентурного аппарата,
в работе оперативных подразделений;
и) создания
необходимого резерва агентурного
аппарата для решения оперативных задач
в особый период
3. Агентурный
аппарат состоит из агентов, резидентов,
содержателей явочных квартир и не
состоящих в негласном штате органов
госбезопасности содержателей
конспиративных квартир3.
4. Учет
агентуры осуществляется:
а) в КГБ
СССР — Десятым отделом;
б) в КГБ
союзных и автономных республик,
управлениях КГБ по краям и областям —
десятыми отделами, отделениями, группами;
в) в
управлениях особых отделов КГБ СССР,
особых отделах КГБ СССР по группам
войск, военным округам, округу ПВО,
флотам, объединениям и соединениям
центрального подчинения — десятыми
отделениями, группами
Десятыми
отделами, отделениями, группами4
учитывается также агентура разведывательных
аппаратов пограничных войск (кроме
закордонной агентуры) и особых отделов
КГБ СССР по пограничным округам.
5. В целях
обеспечения справочной работы по учетам
агентуры в десятых подразделениях КГБ
— УКГБ централизуется пофамильный учет
всех агентов5, резидентов, содержателей
конспиративных и явочных квартир,
проживающих в пределах республики (не
имеющей областного деления), края,
области, включая агентов из числа рабочих
и служащих воинских частей и других
гражданских лиц, состоящих в агентурном
аппарате управлений особых отделов КГБ
СССР, особых отделов КГБ СССР и
разведывательных аппаратов пограничных
войск, а также агентов Первого главного
управления КГБ СССР и первых управлений,
служб, отделов, отделений КГБ — УКГБ из
числа советских граждан, подготавливаемых
для вывода за границу и используемых
на территории СССР6.
В масштабе
всего Союза, равно и в масштабе союзных
республик, имеющих областное деление,
учет агентуры не централизуется.
II. Порядок
оформления вербовки, регистрации агентов
и резидентов
6. На каждого
кандидата на вербовку из числа постоянно
проживающих в СССР советских и иностранных
граждан и лиц без гражданства оперативный
работник по поступлению проверочных
материалов с санкции начальника отделения
(направления, сектора) или его заместителя
заводит дело, к которому приобщает
материалы проверки и последующего,
изучении кандидата.
7. Дела с
материалами проверки и изучения
кандидатов на вербовку регистрируются
в отдельном журнале формы № 12,
предусмотренном Инструкцией по
обеспечению режима секретности в работе
с документами в органах государственной
безопасности, введенной в действие
приказом КГБ при СМ СССР № 0500-1974 г. При
регистрации дел в журнале указываются
начальные буквы фамилии, имени и отчества
кандидата на вербовку. В оперативных
подразделениях эти журналы ведут
сотрудники, выделенные для ведения
лицевых счетов.
После
заведения дела кандидата на вербовку
берется па контрольный учет7. Для этой
цели оперативный работник па
подготавливаемое к вербовке лицо
заполняет учетную карточку формы 3
(приложение № 1), которая подписывается
начальником оперативного отдела, особого
отдела КГБ СССР, окружного, городского,
районного отдела (отделения) КГБ — УКГБ8
или его заместителем и сдается в десятое
подразделение для помещения в картотеку
пофамильного учета агентуры. В верхнем
левом углу карточки проставляется штамп
— «контрольный учет».
8. В десятых
подразделениях на лиц, взятых на
контрольный учет, ведется список, в
котором указываются фамилия, имя,
отчество кандидата на вербовку, каким
оперативным подразделением и когда
(число, месяц, год) поставлен на учет. По
истечении годичного срока с момента
постановки на контрольный учет карточки
формы 3 из картотеки изымаются и передаются
начальнику оперативного подразделения
для принятия решения о дальнейшем
содержании кандидата на контрольном
учете пли снятии с учета.
После
вербовки или отказа от ее проведения
ввиду непригодности изучавшегося лица
контрольные карточки из картотеки
изымаются и уничтожаются. О снятии лиц
с контрольного учета в списках производятся
соответствующие отметки.
9. Для
получения разрешения на вербовку9 агента
или резидента оперативный работник
представляет соответствующему начальнику
рапорт, и котором, кроме установочных
данных подготовленного к вербовке лица,
указываются цель вербовки, основа, на
которой она будет проводиться, и
отражаются результаты изучения и
проверки кандидата, его политические,
деловые и личные качества, наклонности,
сильные и слабые стороны характера,
умение вести себя в той или иной среде,
сведения о его связях, как он действовал
при выполнении поручении органов КГБ,
его реальные возможности, необходимые
для выполнения ближайших конкретных
задач, и перспективы дальнейшего
использования.
В рапорте,
кроме того, излагается план вербовки,
в котором указывается, где, когда, с
использованием каких материалов и кем
будет осуществлена вербовка, а также
вносится предложение о способе закрепления
вербовки (подписка о сотрудничестве,
получение письменной или устной
информации и др.).
О состоявшейся
вербовке оперативный работник докладывает
рапортом начальнику, давшему разрешение
на вербовку. В рапорте указывается, кем,
где, когда и каким образом осуществлена
вербовка, реакция вербуемого на
предложение о секретном сотрудничестве;
сведения, заслуживающие оперативного
внимания, которые он сообщил в процессе
вербовочной беседы; какие оперативные
возможности завербованного дополнительно
выявлены в ходе вербовки; как закреплена
вербовка; псевдоним завербованного,
какое задание ему дано, когда и где
намечена первая встреча с ним и
обусловленный способ связи.
10.Если
вербовка не состоялась ввиду непригодности
лица к использованию в агентурном
аппарате или отказа его от сотрудничества
с органами КГБ, либо по другим причинам,
оперативный работник представляет
рапорт с изложением обстоятельств и
причин, по которым вербовка не состоялась.
Этот рапорт с резолюцией начальника,
давшего разрешение на вербовку, вместе
со всеми материалами сдается на хранение
в десятое подразделение.
Лицо,
отказавшееся сотрудничать с органами
госбезопасности, предупреждается о
неразглашении сделанного ему предложения
о сотрудничестве подпиской или устно,
в зависимости от обстоятельств.
11. Дела с
материалами Изучения кандидатов,
вербовка которых признана нецелесообразной
на стадии их проверки и изучения ( по
представления рапорта на вербовку или
до становления личного оперативного
контакта, если таковой устанавливался),
уничтожаются по акту. Однако в случаях,
когда в процессе изучения кандидатов
были получены сведения, препятствующие
привлечению их к сотрудничеству с
органами КГБ, такие материалы должны
сдаваться па хранение в архив по
постановлениям, утвержденным руководителями
оперативных отделов, окружных, городских,
районных отделов (отделений), особых
отделов КГБ СССР и разведывательных
аппаратов погранвойск.
12. На каждого
вновь завербованного агента или резидента
оперативный работник не позднее 48 часов
после утверждения вербовки обязан
представить в десятое подразделение
органа КГБ учетные карточки формы 3 и
3-а (приложения № 1 и 2), подписанные
начальником оперативного отдела,
окружного, городского, районного отдела
(отделения), разведывательного отдела
(отделения), пограничного отряда
(отдельного контрольно-пропускного
пункта) или его заместителем. Десятое
подразделение в день поступления учетных
карточек раскладывает их в картотеки
учета агентуры, регистрирует завербованного
агента (резидента) в журнале установленной
формы (приложение № 3), присваивает делу
регистрационный номер и выдает
оперработнику под расписку в журнале
или высылает при сопроводительном
письме обложки (приложения № 4 и 5) и
бланки, необходимые для оформления
личного и рабочего дел.
Окружные,
городские, районные отделы (отделения)
КГБ — УКГБ, руководителям которых не
предоставлено право санкции на вербовку,
учетные карточки формы 3 и 3-а направляют
вместе с рапортом о состоявшейся вербовке
в соответствующий отдел КГБ — УКГБ. Эти
материалы в день поступления докладываются
лицу, давшему разрешение на вербовку,
и после утверждения вербовки сдаются
в десятое подразделение для регистрации.
После
регистрации агента все материалы вместе
с обложками и бланками десятое
подразделение возвращает в окружной,
городской, районный отдел (отделение),
о чем делает соответствующую отметку
в журнале регистрации.
В аналогичном
порядке особые отделы КГБ СССР по
корпусам, дивизиям, бригадам регистрируют
завербованных агентов из числа иностранных
граждан и лиц без гражданства, постоянно
проживающих в СССР, в десятых подразделениях
управлении особых отделов КГБ СССР,
особых отделов КГБ СССР но группам
войск, военным округам, округу ПВО и
флотам.
Особые
отделы КГБ СССР и окружные, городские,
районные отделы (отделения) КГБ — УКГБ,
руководителям которых предоставлено
право на вербовку агентов, подлежащих
регистрации, направляют в соответствующие
десятые подразделения только учетные
карточки формы 3 и 3-а.
13.Агентура
особых отделов КГБ СССР по пограничным
округам регистрирует ей в десятых
подразделениях управлении особых
отделов КГБ СССР и особых отделов КГБ
СССР по военным округам и флотам, на
территории которых размешены особые
отделы КГБ СССР, но пограничным округам.
Агентура
разведывательных аппаратов пограничных
войск регистрируется в десятых
подразделениях КГБ — УКГБ по местам
жительства агентов.
14.После
утверждения состоявшейся вербовки на
каждого агента и резидента оперативный
работник заводит личное и рабочее дело.
В личном
деле, состоящем из трех частей,
сосредоточиваются следующие документы:
в первой
части
а) анкета
завербованного (приложение № 6). В анкетах
на военнообязанных указывается
военно-учетная специальность, воинское
звание, в каком военкомате состоит на
учете, в какую команду приписан10;
б) автобиография
завербованного;
в) рапорт
с санкцией на вербовку и рапорт о
состоявшейся вербовке с указанием о
зачислении завербованного лица в
агентурный аппарат;
г) рапорт
на установление личного оперативного
контакта с кандидатом на вербовку (если
такой контакт устанавливался);
д) подписка
о сотрудничестве с органами КГБ (если
таковая была получена) и другие документы
закрепления вербовки;
е)
характеристики на агента (резидента);
ж) постановления
об исключении агента (резидента) из
агентурного аппарата и о восстановлении
с ним связи;
во второй
части
з) справки
о проверке кандидата на вербовку, но
оперативным учетам и учетам агентуры,
установка по месту жительства и другие
документы, связанные с его изучением;
материалы проверки надежности агента
(резидента), заключения о возможности
выезда его за границу; агентурные
материалы, касающиеся агента (резидента);
в третьей
части
и) лист
учета сотрудников, работавших с агентом
или знакомившихся с его личным делом
(приложение № 7);
к) лист
учета конспиративных и явочных квартир,
на которых принимался агент (приложение
№8);
л) лист
учета агентов, состоящих на связи у
резидента (приложение № 9);
м)
регистрационный лист учета поощрений
и других расходов (приложение № 10);
н) справка
о способах двусторонней связи агента
(резидента) с оперработником и оперработника
с агентом (резидентом) — составляется
заново при изменении способа связи;
о) справки
о легендах по зашифровке посещения
агентом (резидентом) конспиративных и
явочных квартир;
п) план
воспитания, обучения и использования
агента (резидента);
р) письменные
задания агенту;
с) справки
о выполнении агентом данных ему заданий
К личному
делу по возможности приобщаются
автобиография и фотокарточка агента
(резидента), добытые оперативным путем.
В каждой
части дела все документы полистно
нумеруются и вносятся во внутренние
описи. Ведение описей, учет и изъятие
документов из личных дел осуществляется
в соответствии с Инструкцией по
обеспечению режима секретности в работе
с документами в органах государственной
безопасности11.
15. Категорически
запрещается знакомить агентов, резидентов
с анкетами и другими формами учета
агентуры. Анкета заполняется оперативным
работником в отсутствие за вербованного
на основании собранных биографических
и других характеризующих его данных.
Все последующие изменения в положении
агента (служебные, семенные, касающиеся
отношения к военной службе и другие)
должны своевременно отражаться в анкете
и сообщаться в десятые подразделения
для внесения соответствующих изменений
в учетные документы.
16. В рабочем
деле агента сосредоточиваются подлинные
его сообщения. Каждое сообщение агента
должно быть подписано избранным им
псевдонимом с указанием даты. На отдельном
листе, приобщаемом к делу вместе с
сообщением, указывается должность,
звание и фамилия оперативного работника,
принявшего сообщение, дата и место
проведения явки, сколько снято копий с
сообщения и к каким делам оперативного
учета они приобщены, излагаются краткие
сведения о лицах, проходящих по сообщению,
какие необходимо провести мероприятия
или как использовано сообщение и данные
агенту задания. Вносить какие-либо
изменения или добавления в сообщения
агента не разрешается. В порядке
исключения к рабочим делам могут
приобщаться справки, составленные
оперативным работником по устной
информации агента.
В рабочем
деле ведется лист учета сотрудников,
работавших с агентом или знакомившихся
с его рабочим делом (приложение № 7) и
список лиц, проходящих по сообщениям
агента (приложение № 11), с указанием
номеров листов дела, где упоминаются
эти лица.
III. Порядок
оформления вербовки и регистрации
содержателей конспиративных и явочных
квартир
17. В целях
обеспечения строгой конспирации в
работе с агентурой и создания благоприятных
условий для ее приема и инструктажа
органы КГБ приобретают и используют
конспиративные и явочные квартиры.
Конспиративные
квартиры приобретаются также для работы
штатных негласных сотрудников службы
наружного-наблюдения и установочного
аппарата, для размещения средств
оперативной техники. В отдельных случаях
конспиративные квартиры приобретаются
для проведения особо важных
агентурно-оперативных мероприятия
(установление контактов с иностранными
гражданами, их вербовка, осуществление
оперативно-технических мероприятий).
18. Для
получения санкции па вербовку содержателя
конспиративной или явочной квартиры
составляется рапорт, в котором указываются
цель вербовки, сведения, характеризующие
политические и деловые качества кандидата
па вербовку, результаты проверки
кандидата, взрослых членов его семьи и
его соседей по дому, а в многоквартирных
домах — лиц, проживающих па одной
лестничной площадке, а также ниже и выше
— этажом. Кроме того в рапорте указываются
доводы об оперативной необходимости
приобретения квартиры, насколько удобна
и пригодна она для приема агентуры,
соответствует ли требованиям конспирации.
К рапорту прилагается план квартиры,
схема подходов к ней, справка о легенде
зашифровки квартиры и справка о личном
ознакомлении с квартирой начальника
отдела (отделения).
19. О
результатах вербовки содержателя
конспиративной или явочной квартиры и
об обусловленной сумме вознаграждения
за пользование помещением составляется
рапорт, который представляется па
утверждение начальнику, давшему санкцию
на вербовку. В рапорте указываются также
уточненные данные о легенде зашифровки
конспиративной или явочной квартиры.
В тех
случаях, когда начальник, давший санкцию
на вербовку, не имеет права устанавливать
вознаграждения содержателям конспиративных
и явочных квартир, о сумме вознаграждения
за пользование помещением составляется
отдельный рапорт, который представляется
на утверждение должностному лицу,
имеющему право устанавливать размер
вознаграждения.
20. От
содержателей явочных квартир и
совершеннолетних членов их семей должны
быть получены подписки, в которых
оговаривается, что они обязуются хранить
в строгой тайне, ставшие им известными
методы работы органов КГБ. Такие же
подписки оперативный работник получает
от содержателей конспиративных квартир,
а также от совершеннолетних членов их
семей, если предусматривается, что они
будут проживать вместе с вербуемым на
конспиративной квартире.
В некоторых
случаях, если это не вызывается
необходимостью, подписки могут не
отбираться (соответствующие мотивы
должны быть изложены в рапорте на
вербовку).
21. Содержатели
конспиративных и явочных квартир
регистрируются в десятых подразделениях
в порядке, установленном пунктом 12
настоящей Инструкции для регистрации
агентов, с том лишь разницей, что в
учетных документах вместо слова «агент»
указывается «содержатель конспиративной
(явочной) квартиры».
На содержателей
конспиративных квартир, состоящих в
негласном штате органов КГБ, составляются
учетные карточки формы 3 по установочным
данным документов прикрытия.
Адреса
конспиративных и явочных квартир в
учетных документах, представляемых в
десятые подразделения, не указываются.
22. На каждого
содержателя конспиративной и явочной
квартиры заводится личное дело12.
На
конспиративную квартиру, кроме того,
заводится отдельное дело, которое
регистрируется в десятом подразделении
в журнале (приложение № 3) на основании
представляемой оперативным подразделением
служебной записки, с указанием даты
получения санкции на использование
квартиры, ее псевдонима, размера
ежемесячного вознаграждения
квартиросодержателю, если он не состоит
в негласном штате органов КГБ, и в
распоряжении какого отдела (отделения),
квартира будет находиться.
23. В личном
деле содержателя конспиративной или
явочной квартиры, состоящем из грех
частей, сосредоточиваются следующие
документы:
в первой
части
а) анкета
и автобиография содержателя конспиративной
или явочной квартиры;
б) рапорт
на вербовку содержателя конспиративной
или явочной квартиры с обоснованием
необходимости приобретения квартиры;
в) справка,
характеризующая квартиру, разработанная
легенда ее прикрытия и план квартиры с
указанием подходов к ней;
г) рапорт
о состоявшейся вербовке содержателя и
приобретении квартиры с санкцией на ее
использование и о размере оплаты
содержателя;
д) подписки
содержателя конспиративной (явочной)
квартиры и совершеннолетних членов его
семьи (если таковые были получены);
е) постановления
об исключении содержателя квартиры из
агентурного аппарата и о восстановлении
с ним связи;
во второй
части
ж) материалы
проверки содержателя конспиративной
пли явочной квартиры, взрослых членов
его семьи и лиц, проживающих в окружении
квартиры (справки о проверке по оперативным
учетам и учету агентуры, установки по
дому и др.); материалы периодической
проверки явочной квартиры па засекреченность
(заключения о степени надежности и
возможности дальнейшего использования
и др.); заключения о возможности выезда
содержателя конспиративной или явочной
квартиры за границу;
в третьей
части
з) лист
учета сотрудников, работавших с
содержателем квартиры или знакомившихся
с его личным делом (приложение № 7);
и) список
оперативных работников, пользующихся
квартирой (приложение № 12);
к) список
агентов (по псевдонимам), принимаемых
на квартире (приложение № 13);
л)
регистрационный лист учета поощрений
и других расходов
24. В деле
на конспиративную квартиру сосредоточиваются
следующие документы:
а) рапорт
на приобретение конспиративной квартиры;
б) справка,
характеризующая квартиру, разработанная
легенда ее прикрытия и план квартиры с
указанием подходов к ней;
в) рапорт
о приобретении квартиры с санкцией на
ее использование;
г) справка
о содержателе квартиры;
д) список
оперативных работников, пользующихся
квартирой (приложение № 12);
е) список
агентов, принимаемых на квартире
(приложение № 13);
ж) документы
по учету оборудования и инвентаря
квартиры;
з) документы
о расходах, связанных с использованием
квартиры, копии отчетов, сдаваемых в
финансовый аппарат органа КГБ;
и) материалы
периодической проверки квартиры на
засекреченность (заключения о степени
надежности и возможности дальнейшего
использования и др.).
25. При
закрытии конспиративной квартиры
выносится соответствующее постановление,
утверждаемое лицом, имеющим право дачи
санкции на ее использование, и дело на
квартиру сдается в десятое подразделение
в общем порядке. К делу должны быть
приложены документы о передаче на
хранение или дальнейшем использовании
оборудовании и инвентаря закрытой
квартиры.
26. В случае
смерти содержателя явочной квартиры,
пригодной для дальнейшего использования,
в качестве ее содержателя может быть
завербован в установленном порядке
член семьи бывшего содержателя, оставшийся
проживать в квартире, или вновь
поселившийся в ней квартирант. При этом
личное дело исключенного из агентурного
аппарата содержателя приобщается к
зарегистрированному в десятом
подразделении личному делу нового
содержателя, о чем производятся
соответствующие отметки в учетных
карточках и журналах регистрации личных
дел.
IV. Порядок
перевода агентов, резидентов, содержателей
конспиративных и явочных квартир из
одной категории агентуры в другую
27. Перевод
агентов, резидентов, содержателей
конспиративных и явочных квартир из
одной категории агентуры в другую
производится по мотивированному
постановлению, утверждаемому лицом,
которому предоставлено право санкции
на вербовку агентуры. Новые личные дела
в этих случаях не заводятся. При переводе
агента или резидента в категорию
содержателя конспиративной или явочной
квартиры его рабочее дело, сдается в
архив или уничтожается по акту, который
приобщается к личному делу.
Для отражениях
в учетах агентуры произведенных изменений
в десятое подразделение представляются
вновь заполненные карточки формы 3 и
3-а, на оборотной стороне которых
указывается, из какой категории переведен
агент (резидент, содержатель конспиративной
или явочной квартиры), и дата утверждения
постановления о переводе. Десятое
подразделение раскладывает полученные
карточки в алфавитную картотеку
пофамильного учета агентуры и
статистическую картотеку, а старые
учетные карточки из картотеки изымает
и уничтожает.
28. Личные
дела на содержателей конспиративных и
явочных квартир, которые до перевода в
эту категорию агентуры являлись агентами
или резидентами, после исключения
содержателей из агентурного аппарата
должны храниться в архиве в течение
сроков, установленных для хранения
личных дел на агентов и резидентов.
V. Порядок
учета кандидатов, подготовленных для
использования в качестве агентов,
резидентов, содержателей явочных квартир
в особый период
29. На каждого
кандидата на вербовку в качестве агента,
резидента, содержателя явочной квартиры,
подготовленного на особый период, за
исключением кандидатов, подготовленных
особыми отделами КГБ СССР, оперативный
работник с санкции начальника отделения
(направления, сектора) или его заместителя
заводит дело, к которому приобщаются
материалы проверки и изучения кандидата
и составленная на их основании справка
с заключением о возможности и
целесообразности его вербовки в особый
период. В справке, кроме установочных
данных на кандидата, отражаются результаты
проверки и изучения кандидата, его
политические, деловые и личные качества,
наличие контрразведывательных
возможностей и направление использования
в особый период. В справке также
указывается, по какой причине кандидат
не подлежит призыву в Вооруженные Силы
СССР с объявлением мобилизации. Справка
утверждается лицом, которому предоставлено
право санкции на вербовку агентов,
резидентов, содержателей явочных квартир
в мирное время. Утвержденная справка с
наступлением особого периода заменяет
собой санкционированный рапорт па
вербовку. Для определения пригодности
кандидата для использования в особый
период с ним устанавливается личный
оперативный контакт.
Один раз в
три года составляются и приобщаются к
делам характеристики на зачисленных в
резерв агентуры кандидатов.
В аналогичном
порядке оформляются материалы, когда
для использования в особый период
подготовлено лицо, ранее состоявшее в
агентурном аппарате органов КГБ на
которое в десятом подразделении, имеется
архивное личное дело. Однако в этом
случае вместо указанной справки
составляется и утверждается соответствующим
должностным лицом постановление о
восстановлении связи в особый период
с бывшим агентом (резидентом, содержателем
конспиративной или явочной квартиры).
30. Дело с
материалами проверки кандидата13 на
вербовку заводится и регистрируется
сразу же при поступлении первичных
проверочных материалов. Регистрация
дел производится в отдельном журнале
формы № 12, предусмотренном Инструкцией
по обеспечению режима секретности в
работе с документами в органах
государственной безопасности. Впереди
учетного номера дела проставляется
условный индекс «РВ»14 (например, РВ-15).
В третьей графе журнала указываются
фамилия и инициалы кандидата. Журналы
ведут оперативные работники, которым
поручено ведение лицевых счетов.
- История
- СССР
- Cancel
Агентура и доверенные лица органов государственной безопасности
Совершенно секретно
Экз. № 213 0
П Р И К А З ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР
4 июля 1983 года
Москва
О введении в действие Положения об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности СССР
Комитет государственной безопасности СССР, руководствуясь указаниями Коммунистической партии, ее Центрального Комитета по надежному обеспечению безопасности страны, неуклонно повышает боеспособность органов КГБ в борьбе с усилившейся разведывательно-подрывной деятельностью классового противника. Укрепляются чекистские кадры. Последовательно проводится в жизнь ленинский принцип прочной опоры на трудящихся, их помощь и поддержку. Важнейшее значение в решении разведывательных и контрразведывательных задач придается совершенствованию агентурного аппарата, эффективному использованию агентуры как основного чекистского средства. Улучшается работа с доверенными лицами.
Вместе с тем осложнение международной обстановки, возрастание агрессивности империализма, активизация тайной подрывной деятельности противника требуют дальнейших действенных мер по повышению боеспособности и мобилизационной готовности органов КГБ, укреплению’ их оперативных сил и средств. Особое значение приобретают задачи качественного укрепления агентурного аппарата, совершенствования всей работы с агентурой и доверенными лицами.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Ввести в действие одобренное ЦК КПСС и утвержденное Коллегией Комитета государственной безопасности СССР Положение об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности СССР (прилагается).
2. Руководителям подразделении центрального аппарата Комитета государственной безопасности СССР, органов КГБ на местах, командованию войск пограничных округов, пограничных отрядов и ОКПП обеспечить глубокое знание оперативным составом Положения об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности СССР, неукоснительное исполнение его требований в агентурно — оперативной деятельности.
3. Оперативно-техническому управлению КГБ СССР совместно с заинтересованными подразделениями центрального аппарата КГБ СССР в шестимесячный срок подготовить Инструкцию о порядке использования агентуры и доверенных лиц при проведении оперативно-технических мероприятий.
Следственному отделу КГБ СССР совместно с заинтересованными подразделениями центрального аппарата КГБ СССР в трехмесячный срок внести необходимые дополнения и изменения в ныне действующую Инструкцию о порядке организации и проведения в органах и войсках КГБ внутри — камерной разработки лиц, содержащихся под стражей, вытекающие из Положения об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности СССР.
С приказом и Положением ознакомить руководящий и оперативный состав подразделений центрального аппарата КГБ СССР, органов КГБ на местах, разведаппаратов пограничных войск КГБ СССР, а также преподавательский состав специальных кафедр разведывательного и контрразведывательного профиля учебных (кроме военно-учебных) заведений КГБ.
Председатель Комитета
Тематические индексы: 3-18-1, 4-1, 7-1, 7-00, 9-1, 9-2, 9-3, 9-4, 9-5-0, 9-6-0, 9-7-0, 9-8-0, 13-1-3, 13-3, 16-2, 17-2, 17-3-1, 19-7, 20-2-2, 40-2, 40-3, 40-4, 40-5, 40-6, 40-7, 40-8, 40-9, 40-10, 40-11.
Одобрено ЦК КПСС
Утверждено Коллегией КГБ СССР
17 июня 1983 года
Совершенно секретно
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Председателя КГБ СССР
от 4 июля 1983 года № 00140
ПОЛОЖЕНИЕ
об агентурном аппарате и доверенных лицах
органов государственной безопасности СССР
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Совершенно секретно
Экз. № 2093
П Р И К А З ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР
4 июля 1983 года
Москва
Об утверждении Инструкции по учету агентуры в органах государственной безопасности СССР
1. Утвердить Инструкцию по учету агентуры в органах государственной безопасности СССР (приложение № 1).
2. Руководителям оперативных подразделений центрального аппарата КГБ СССР, органов КГБ на местах, — начальникам войск пограничных округов КГБ СССР организовать тщательное изучение Инструкции всем оперативным составом органов госбезопасности и разведывательных аппаратов пограничных войск и обеспечить ее неуклонное выполнение.
3. Считать утратившими силу и внести изменения в нормативные акты КГБ согласно перечню (приложение № 2).
Председатель Комитета
Тематические индексы: 9-1, 9-2, 9-3, 13-0, 13-1-1, 13-1-2, 13-1-3,�13-1-4, 13-1-6, 13-2, 13-3, 13-5, 13-6, 14-1, 16-2, 17-3-1, 40-5, 40-6, 40-7, 40-8, 40-9, 40-11
Совершенно секретно
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
к приказу Председателя КГБ СССР
от 4 июля 1983 года № 00145
ИНСТРУКЦИЯ
по учету агентуры в органах государственной безопасности СССР
Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Эйлат — главный израильский курорт на Красном море и важные морские ворота страны в Азию. Город молодой, основанный в 1949 году, сразу после провозглашения независимости Израиля и построенный с нуля. Раньше на этом месте был османский полицейский пост Умм-Раш-Раш и несколько кособоких …
Сегодня, 21 сентября 2022 года от Рождества Христова, Президент России Владимир Путин объявил частичную мобилизацию. Чем, фактически, объявил войну… блоку НАТО. К б/Украине эта мобилизация не имеет никакого отношения. К ней имеет отношение только изъятие 4-х областей из территории …
Ребят, не в обиду, но где вы такие смачные кадры в госдуму набираете? У нас в РБ наш усатый тоже отжигает будь здоров, но вот ваши эти Мизулины и Астаховы- это же клад просто! Фейсбучек мне приносит сакраментальное про униженных мужчин и «как поплавали». Сначала было не смешно, а сейчас …
В «Бриллиантовой руке», 1968 г., все, конечно, помнят икону в квартире контрабандиста Козодоева. Икона в доме, на языке массовых понятий того времени, обозначает, что хозяин жилплощади – человек недалекий, трусливый, погрязший в предрассудках, ненадежный, бесчестный, развратный. …
- История
- СССР
- Cancel
Агентура и доверенные лица органов государственной безопасности
Originally posted by varjag_2007 at Агентура и доверенные лица органов государственной безопасности
Совершенно секретно
Экз. № 213 0
П Р И К А З ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР
4 июля 1983 года
Москва
О введении в действие Положения об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности СССР
Комитет государственной безопасности СССР, руководствуясь указаниями Коммунистической партии, ее Центрального Комитета по надежному обеспечению безопасности страны, неуклонно повышает боеспособность органов КГБ в борьбе с усилившейся разведывательно-подрывной деятельностью классового противника. Укрепляются чекистские кадры. Последовательно проводится в жизнь ленинский принцип прочной опоры на трудящихся, их помощь и поддержку. Важнейшее значение в решении разведывательных и контрразведывательных задач придается совершенствованию агентурного аппарата, эффективному использованию агентуры как основного чекистского средства. Улучшается работа с доверенными лицами.
Вместе с тем осложнение международной обстановки, возрастание агрессивности империализма, активизация тайной подрывной деятельности противника требуют дальнейших действенных мер по повышению боеспособности и мобилизационной готовности органов КГБ, укреплению’ их оперативных сил и средств. Особое значение приобретают задачи качественного укрепления агентурного аппарата, совершенствования всей работы с агентурой и доверенными лицами.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Ввести в действие одобренное ЦК КПСС и утвержденное Коллегией Комитета государственной безопасности СССР Положение об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности СССР (прилагается).
2. Руководителям подразделении центрального аппарата Комитета государственной безопасности СССР, органов КГБ на местах, командованию войск пограничных округов, пограничных отрядов и ОКПП обеспечить глубокое знание оперативным составом Положения об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности СССР, неукоснительное исполнение его требований в агентурно — оперативной деятельности.
3. Оперативно-техническому управлению КГБ СССР совместно с заинтересованными подразделениями центрального аппарата КГБ СССР в шестимесячный срок подготовить Инструкцию о порядке использования агентуры и доверенных лиц при проведении оперативно-технических мероприятий.
Следственному отделу КГБ СССР совместно с заинтересованными подразделениями центрального аппарата КГБ СССР в трехмесячный срок внести необходимые дополнения и изменения в ныне действующую Инструкцию о порядке организации и проведения в органах и войсках КГБ внутри — камерной разработки лиц, содержащихся под стражей, вытекающие из Положения об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности СССР.
С приказом и Положением ознакомить руководящий и оперативный состав подразделений центрального аппарата КГБ СССР, органов КГБ на местах, разведаппаратов пограничных войск КГБ СССР, а также преподавательский состав специальных кафедр разведывательного и контрразведывательного профиля учебных (кроме военно-учебных) заведений КГБ.
Председатель Комитета
Тематические индексы: 3-18-1, 4-1, 7-1, 7-00, 9-1, 9-2, 9-3, 9-4, 9-5-0, 9-6-0, 9-7-0, 9-8-0, 13-1-3, 13-3, 16-2, 17-2, 17-3-1, 19-7, 20-2-2, 40-2, 40-3, 40-4, 40-5, 40-6, 40-7, 40-8, 40-9, 40-10, 40-11.
Одобрено ЦК КПСС
Утверждено Коллегией КГБ СССР
17 июня 1983 года
Совершенно секретно
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Председателя КГБ СССР
от 4 июля 1983 года № 00140
ПОЛОЖЕНИЕ
об агентурном аппарате и доверенных лицах
органов государственной безопасности СССР
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Совершенно секретно
Экз. № 2093
П Р И К А З ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР
4 июля 1983 года
Москва
Об утверждении Инструкции по учету агентуры в органах государственной безопасности СССР
1. Утвердить Инструкцию по учету агентуры в органах государственной безопасности СССР (приложение № 1).
2. Руководителям оперативных подразделений центрального аппарата КГБ СССР, органов КГБ на местах, — начальникам войск пограничных округов КГБ СССР организовать тщательное изучение Инструкции всем оперативным составом органов госбезопасности и разведывательных аппаратов пограничных войск и обеспечить ее неуклонное выполнение.
3. Считать утратившими силу и внести изменения в нормативные акты КГБ согласно перечню (приложение № 2).
Председатель Комитета
Тематические индексы: 9-1, 9-2, 9-3, 13-0, 13-1-1, 13-1-2, 13-1-3,�13-1-4, 13-1-6, 13-2, 13-3, 13-5, 13-6, 14-1, 16-2, 17-3-1, 40-5, 40-6, 40-7, 40-8, 40-9, 40-11
Совершенно секретно
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
к приказу Председателя КГБ СССР
от 4 июля 1983 года № 00145
ИНСТРУКЦИЯ
по учету агентуры в органах государственной безопасности СССР
Совершенно секретно
Экз. № 213 0
П Р И К А З
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР
4 июля 1983 года № 00140
Москва
О введении в действие Положения об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности
СССР
Комитет государственной безопасности СССР, руководствуясь указаниями Коммунистической партии, ее Центрального
Комитета по надежному обеспечению безопасности страны, неуклонно повышает боеспособность органов КГБ в борьбе с
усилившейся разведывательно-подрывной деятельностью классового противника. Укрепляются чекистские кадры.
Последовательно проводится в жизнь ленинский принцип прочной опоры на трудящихся, их помощь и поддержку. Важнейшее
значение в решении разведывательных и контрразведывательных задач придается совершенствованию агентурного аппарата,
эффективному использованию агентуры как основного чекистского средства. Улучшается работа с доверенными лицами.
Вместе с тем осложнение международной обстановки, возрастание агрессивности империализма, активизация тайной
подрывной деятельности противника требуют дальнейших действенных мер по повышению боеспособности и мобилизационной
готовности органов КГБ, укреплению’ их оперативных сил и средств. Особое значение приобретают задачи качественного
укрепления агентурного аппарата, совершенствования всей работы с агентурой и доверенными лицами.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Ввести в действие одобренное ЦК КПСС и утвержденное Коллегией Комитета государственной безопасности СССР
Положение об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности СССР (прилагается).
2. Руководителям подразделении центрального аппарата Комитета государственной безопасности СССР, органов КГБ на
местах, командованию войск пограничных округов, пограничных отрядов и ОКПП обеспечить глубокое знание оперативным
составом Положения об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности СССР,
неукоснительное исполнение его требований в агентурно — оперативной деятельности.
3. Оперативно-техническому управлению КГБ СССР совместно с заинтересованными подразделениями центрального
аппарата КГБ СССР в шестимесячный срок подготовить Инструкцию о порядке использования агентуры и доверенных лиц при
проведении оперативно-технических мероприятий.
Следственному отделу КГБ СССР совместно с заинтересованными подразделениями центрального аппарата КГБ СССР в
трехмесячный срок внести необходимые дополнения и изменения в ныне действующую Инструкцию о порядке организации и
проведения в органах и войсках КГБ внутри — камерной разработки лиц, содержащихся под стражей, вытекающие из
Положения об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности СССР.
С приказом и Положением ознакомить руководящий и оперативный состав подразделений центрального аппарата КГБ
СССР, органов КГБ на местах, разведаппаратов пограничных войск КГБ СССР, а также преподавательский состав
специальных кафедр разведывательного и контрразведывательного профиля учебных (кроме военно-учебных) заведений КГБ.
Председатель Комитета В. Чебриков
Тематические индексы: 3-18-1, 4-1, 7-1, 7-00, 9-1, 9-2, 9-3, 9-4, 9-5-0, 9-6-0, 9-7-0, 9-8-0, 13-1-3, 13-3, 16-
2, 17-2, 17-3-1, 19-7, 20-2-2, 40-2, 40-3, 40-4, 40-5, 40-6, 40-7, 40-8, 40-9, 40-10, 40-11.
Одобрено ЦК КПСС
Утверждено Коллегией КГБ СССР
17 июня 1983 года
Совершенно секретно
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Председателя КГБ СССР
от 4 июля 1983 года № 00140
ПОЛОЖЕНИЕ
об агентурном аппарате и доверенных лицах
органов государственной безопасности СССР
1. Общие положения
1.1. Органы государственной безопасности, созданные ленинской партией для защиты революционных завоеваний
Великой Октябрьской социалистической революции, действуют в интересах Советского государства и советского общества.
Источником силы чекистских органов является повседневное руководство и контроль со стороны КПСС, ее Центрального
Комитета. Органы КГБ неукоснительно соблюдают положения Конституции СССР и советские законы. В их деятельности
неуклонно осуществляется ленинский принцип связи с трудящимися, опоры па массы. Патриотизм советских людей, их
активная жизненная позиция в обеспечении безопасности социалистического государства — неисчерпаемый резерв
дальнейшего повышения боеспособности органов КГБ.
1.2. В обеспечении безопасности Советского государства п общества органы КГБ используют весь арсенал имеющихся в
их распоряжении средств, но всегда выделяли и выделяют 1-агентуру, поскольку она была и остается основным средством
чекистской деятельности.
Агентурная работа строится в полном соответствии с внешней и внутренней политикой Коммунистической партии,
подчинена целям и задачам, которые она ставит перед органами КГБ в конкретных исторических условиях, неуклонно
осуществляется с партийных, классовых позиций. Она требует от чекистов глубокого понимания интересов Советского
государства и советского общества, высоких политических, деловых и моральных качеств.
Исходя из внутриполитического положения в пашен стране сфера применения такого острого чекистского средства, как
агентура, уже сейчас могла бы быть сужена. Но поскольку империализм не отказывается и никогда не откажется от
ведения тайной подрывной деятельности против СССР, советские органы госбезопасности обойтись без агентуры не могут.
Более того, в условиях активизации агрессивных сил империализма, шпионских и иных подрывных зарубежных центров ее
значение возрастает. С помощью агентуры чекисты действуют наступательно, проникают в политические, экономические и
военные органы империалистических и недружественных государств, их спецслужбы и враждебную среду. Агенты
непосредственно участвуют в других активных операциях органов КГБ, в их мероприятиях по выявлению и пресечению
подрывных акций противника, вскрытию государственных преступлений, в предупредительно-профилактической работе.
1.3. Основу агентурного аппарата органов КГБ составляют преданные делу коммунизма и социалистической Родине
советские граждане. В силу специфических особенностей борьбы с тайной подрывной деятельностью противника органы КГБ
приобретают агентов также из числа иностранных граждан, лиц без гражданства и враждебных элементов.
1.4. Агентурный аппарат органов КГБ должен быть качественно высоким, а количественно небольшим. Иметь агентов
необходимо столько, сколько требуется для решения конкретной задачи на конкретном участке оперативной деятельности.
1.5. Одним из важнейших условий успешной работы с агентурой является строжайшее соблюдение конспирации.
1.6. В решении задач по обеспечению государственной безопасности страны органы КГБ активно используют помощь
советских граждан на доверительной основе.
1.7. Агентурная работа и работа с доверенными лицами осуществляется в строгом соответствии с Положением о
Комитете государственной безопасности СССР, нормативными актами КГБ СССР, данным Положением[1].
1.8. Агентурная работа и работа с доверенными лицами — дело творческое, сложное. Она должна опираться на
глубокое знание форм и методов подрывной деятельности противника, его устремлении, на объективный анализ и
прогнозирование оперативной обстановки, имеющийся опыт, строгий учет требований разведки и контрразведки.
Обеспечение успешной работы с агентурой и доверенными лицами требует от руководящего и оперативного состава
организационных навыков, профессиональной компетентности, умения воспитывать, обучать, эффективно использовать
агентурный аппарат и доверенных лиц в борьбе с подрывной деятельностью противника и враждебных элементов.
2. Основные задачи, решаемые с помощью агентуры
Осуществление активных мероприятий по борьбе с разведывательно-подрывной деятельностью противника.
Добывание политической, экономической, научно-технической, военной и иной разведывательной информации.
Разработка разведывательных органов, их резидентур, иных специальных служб, центров и организаций, действующих
против Советского Союза, проникновение в них; выявление, предупреждение и пресечение подрывной деятельности
разведчиков и агентов противника; розыск шпионов, террористов, диверсантов, а также скрывающихся от уголовного
преследования других лиц, совершивших особо опасные и иные государственные преступления.
Выявление, проверка и разработка лиц, установивших (намеревающихся установить) преступные связи со спецслужбами
противника; предупреждение становления отдельных политически неустойчивых советских граждан на путь измены Родине.
Ограждение советских граждан от подрывных акций противника.
Контрразведывательное обеспечение объектов и работ оборонного и военного назначения, сохранности государственной и
военной тайны; предотвращение утечки секретов к противнику, оперативное расследование фактов утечки таких сведении,
утраты документов и специзделий; участие в противодействии технической разведке противника; оперативное обеспечение
безопасности литерных и специальных перевозок; дезинформация противника.
Содействие командованию и политическим органам в укреплении боевой готовности и боеспособности Вооруженных Сил СССР.
Контрразведывательное обеспечение Министерства внутренних дел СССР, его органов и внутренних войск.
Защита экономики страны от подрывной деятельности противника и враждебных элементов; предотвращение актов диверсии и
вредительства; расследование чрезвычайных происшествии на объектах народного хозяйства, выявление лиц, умышленно
создающих предпосылки к таким происшествиям, а также инспираторов и подстрекателей, антиобщественных проявлении;
борьба с контрабандой и незаконными валютными операциями
Борьба с подрывной деятельностью зарубежных антисоветских идеологических центров и организаций, предотвращение и
срыв их акций; разработка нелегальных антисоветских группирований; предупреждение массовых и групповых
антиобщественных проявлений, эмиграционных и иных негативных процессов, которые могут возникнуть под воздействием
идеологической диверсии противника, враждебных элементов или в силу других обстоятельств, нейтрализация этих
процессов; предупреждение и пресечение распространения заведомо ложных измышлений, порочащих советский
государственный и общественный строи; розыск авторов антисоветских анонимных документов, листовок и надписей.
Предотвращение террористических акций.
Оперативное обеспечение охранных мероприятий.
Оперативное обеспечение охраны государственной границы СССР.
Охрана иностранных представительств на территории СССР.
Создание условий для конспиративного внедрения и применения оперативно-технических средств, проведения установок и
других специальных мероприятий.
Содействие полному и всестороннему раскрытию особо опасных и иных государственных преступлений, расследованию
уголовных дел.
Обеспечение оперативно-мобилизационной готовности.
Участие в необходимых случаях в выявлении хищений и расхитителей социалистической собственности, взяточничества и
спекуляции в особо крупных размерах.
3. Агентурный аппарат
3.1. Агентурный аппарат органов КГБ состоит из агентов, резидентов, содержателей явочных квартир и не состоящих
в негласном штате органов госбезопасности содержателей конспиративных квартир.
Агент — советский гражданин, иностранный гражданин (подданный) либо лицо без гражданства, негласно
сотрудничающий с органами КГБ и выполняющий их задания по обеспечению безопасности СССР.
Резидент — советский гражданин, завербованный органами КГБ па идейно-политической основе и осуществляющий
руководство переданными ему на связь агентами или доверенными лицами.
Содержатель явочной квартиры — завербованный органами КГБ на идейно-политической, патриотической основе
советский гражданин, предоставляющий жилое помещение органам госбезопасности для работы с агентами и резидентами и
обеспечивающий при этом необходимые условия конспирации.
Содержатель конспиративной квартиры (не состоящий в негласном штате органов КГБ) — завербованный па идейно-
политической основе советский гражданин, обеспечивающий условия для агентурной и другой оперативной работы в
помещении, находящемся в распоряжении органов госбезопасности.
3.2. На каждом участке, направлении, объекте работы органов госбезопасности создается агентурный аппарат,
способный в любых условиях надежно контролировать оперативную обстановку, влиять на ее развитие в нужном
направлении, активно участвовать в борьбе со шпионажем, идеологической диверсией, иной подрывной деятельностью
противника и враждебных элементов.
3.3. Выполнение требования о том, что агентурный аппарат должен быть качественно высоким, а количественно
небольшим, обеспечивается: вербовкой работоспособных, перспективных агентов, правильной их расстановкой и
воспитанием, квалифицированной работой с каждым агентом, полным использованием его возможностей, постоянной заботой
о стабильности агентурного аппарата.
3.4. Формирование агентурного аппарата осуществляется по линейно-объектовому принципу на основе постоянного
изучения оперативной обстановки на конкретных участках чекистской деятельности, знания ее тенденций и возникающих
оперативных задач. Первостепенное внимание уделяется созданию агентурных позиций па участках и направлениях наиболее
острой борьбы с подрывной деятельностью противника, сосредоточения особо важных государственных и военных секретов.
Оперативный сотрудник своевременно осуществляет подбор и изучение кандидатов па вербовку, планомерно укрепляет
агентурный аппарат.
3.5. В агентурный аппарат контрразведки вербуются главным образом советские граждане — патриоты нашей Родины,
обладающие высоким чувством ответственности за безопасность Советского государства, способные по своим личным и
деловым качествам, занимаемому положению и другим возможностям успешно выполнять задания органов КГБ. Они
приобретаются на идейно-политической основе, при соблюдении принципа добровольности.
В необходимых случаях для решения конкретных оперативных задач разрешается вербовать агентов из числа членов и
кандидатов в члены КПСС.
3.6. Там, где требуется, агенты приобретаются из числа лиц, подпавших под влияние антисоветской пропаганды,
вынашивавших намерение совершить преступные действия, судимых в прошлом за участие в антисоветской деятельности, из
числа националистических, реакционных церковно-сектантских и иных враждебных элементов.
При их вербовке могут использоваться компрометирующие материалы, материальная и иная личная заинтересованность.
Разрешается вербовать лиц, совершивших государственные или иные преступления. Вербовка не освобождает их от
уголовной ответственности. При возникновении особой необходимости и наличии смягчающих обстоятельств может решаться
вопрос об освобождении агента от уголовной ответственности в установленном заколом порядке. Вербовка органами КГБ
лиц, отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях МВД, осуществляется в установленном КГБ СССР порядке.
При подготовке, проведении вербовок и последующей работе с агентами из перечисленных выше категории лиц
осуществляется их политическое и нравственное перевоспитание.
3.7. Агенты из числа иностранных граждан и лиц без гражданства приобретаются и используются для своевременного
выявления и срыва, враждебных Советскому Союзу планов спецслужб противника по подрыву политической и экономической
основы, обороноспособности Советского государства, проводимых в этих же целях акций идеологической диверсии. К
сотрудничеству с органами КГБ привлекаются главным образом лица, лояльно относящиеся к Советскому Союзу. При
вербовке агентов из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, работе с такими агентами постоянно учитываются
их социально-классовая принадлежность, мировоззрение, национально-психологические особенности. В вербовочных
мероприятиях в отношении таких лиц используются материальная и иная личная заинтересованность, компрометирующие
материалы.
3.8. Важная задача оперативного состава — повседневный, целенаправленный поиск лиц, из числа которых могут быть
завербованы и в процессе активной деятельности, воспитания и обучения подготовлены ценные и особо цепные агенты. К
категории таких агентов относятся:
из числа советских граждан — лица, принимающие эффективное участие в предупреждении и пресечении особо опасных
государственных преступлений, разоблачении агентуры н эмиссаров противника, получающие сведения о планах и замыслах
спецслужб противника и зарубежных антисоветских центров, активно участвующие в компрометации и разложении враждебных
формировании, а также добывающие информацию, имеющую существенное значение для обеспечения сохранности важных
государственных и военных секретов, укрепления обороноспособности страны, повышения боевой готовности Вооруженных
Сил и улучшения охраны государственной границы СССР;
из числа иностранных граждан и лиц без гражданства — политические и государственные деятели, высокопоставленные
чиновники, дипломаты США, ФРГ, Англии, Франции, Японии, Канады, Израиля, других капиталистических и недружественных
государств, руководящие работники международных организаций и другие иностранные граждане, представляющие
документальную и иную информацию о внешней и внутренней политике своих государств, стран главного противника и
других недружественных государств, об их планах в отношении Советского Союза, социалистического содружества, а также
способные оказывать влияние на формирование внешнеполитического курса своих правительств; кадровые сотрудники и
агенты разведывательных н контрразведывательных органов, руководящие работники военных ведомств и генеральных штабов
капиталистических и развивающихся стран и другие лица, добывающие достоверные сведения о планах, замыслах и
конкретных акциях спецслужб противника, военно-экономическом потенциале, оперативных и мобилизационных планах США,
их союзников по военно-политическим блокам, других недружественных государств, а также иную важную информацию по
оперативным и военным вопросам; сотрудники шифровальных служб капиталистических и развивающихся стран; ученые и
специалисты, передающие документальные и другие данные о научно-техническом потенциале, военных достижениях и
новейших видах вооружения, важных научных проблемах и разработках, ведущихся в капиталистических государствах, и
иную ценную научно-техническую информацию; крупные промышленники, финансисты и коммерсанты капиталистических стран,
оказывающие выгодное для Советского Союза влияние на формирование экономической политики своих государств;
руководители, функционеры и авторитеты эмигрантских, сионистских, националистических, клерикальных и других
антисоветских зарубежных организаций, а также их эмиссары, активно сотрудничающие с органами КГБ.
Определение принадлежности к ценным и особо цепным агентам осуществляется с учетом добываемой ими информации и
перспектив их использования по мотивированным заключениям, утверждаемым соответственно начальниками Второго и
Третьего главных, Четвертого, Пятого и Шестого управлений, Главного управления пограничных войск КГБ СССР, по
представлениям председателей КГБ союзных республик и КГБ автономных республик РСФСР, начальников КГБ СССР по краям и
областям, начальников войск пограничных округов, управлений особых отделов КГБ СССР особых отделов КГБ СССР по
группам войск, округам, илотам, объединениям центрального подчинения. Утверждение заключение на агента приобщается к
его личному делу.
3.9. Вербовка агента, как правило, разрешается после проверки и всестороннего изучения кандидата, получения
полных данных о его надежности, личных качествах и реальных возможностях, необходимых для успешного выполнения
заданий органов КГБ. Выводы о пригодности кандидата к негласному сотрудничеству с органами КГБ должны опираться па
конкретные, убедительные данные. В этих целях используются официальные источники, оперативный учет, агентура и
доверенные лица, наружное наблюдение, оперативная установка, информационно-поисковые системы органов КГБ, а при
необходимости и другие оперативные и оперативно — технические средства[2]. Во всех случаях выясняются возможные
препятствия к привлечению данного лица к сотрудничеству с органами КГБ (душевный и физический недуг, низкие
моральные качества, болтливость, замкнутость, предвзятость, трусость и т. п.).
Наиболее тщательно проверяются и изучаются кандидаты на вербовку из числа иностранных граждан, лиц без
гражданства, советских граждан, постоянно проживающих за границей, враждебных элементов, а также лиц, вербуемых для
участия в особо сложных контрразведывательных мероприятиях и операциях (внедрение в спецслужбы противника, его
подрывные идеологические центры и организации, разработка иностранных разведчиков, враждебных группирований, других
объектов дел оперативного учета).
3.10. В целях изучения кандидата на вербовку из числа советских граждан, проверки его па конкретных поручениях,
получения объективных характеризующих данных с ним может устанавливаться личный оперативный контакт. Для
установления личного оперативного контакта избирается соответствующий предлог и необходимая основа. Принимаются меры
к сохранению кандидатом в тайне контакта с оперативным сотрудником. Поручения кандидату на вербовку должны иметь
отношение к компетенции органов госбезопасности, соответствовать возможностям кандидата, способствовать более
полному изучению его личных качеств. Не допускается расшифровка перед кандидатом объектов заинтересованности органов
КГБ.
Продолжительность поддержания личного оперативного контакта с кандидатом па .вербовку определяется
дифференцированно в зависимости от личности кандидата, полноты и достоверности уже имеющихся о нем сведений, цели
вербовки, характера и важности задач, для решения которых имеется в виду использовать будущего агента.
3.11. Вербовка агентов проводится как путем постепенного привлечения, вербуемого к выполнению заданий органов
КГБ, так и путем прямого вербовочного предложения.
Вербовка агента может быть закреплена письменным обязательством (подпиской), получением от агента оперативной
информации, распиской о получении денежного или иного вознаграждения, негласной документацией процесса вербовки и т.
п. По завершении вербовки в целях конспирации, как правило, совместно с агентом избирается его псевдоним.
3.12. В качестве резидентов вербуются в основном члены КПСС, способные по своим политическим, моральным, деловым
данным и возможностям обеспечивать успешное руководство группой агентов или доверенных лиц и эффективное их
использование в интересах решения контрразведывательных задач.
При изучении кандидатов на вербовку в качестве резидентов исходить из того, что резидент должен быть преданным
делу Коммунистической партии и Советского государства, политически грамотным, обладать волевыми качествами,
способностью убеждать людей, оказывать на них нужное влияние. Важными чертами резидента являются душевная теплота,
доброжелательность, умение добиваться глубокого взаимопонимания с людьми. При необходимости с кандидатом на вербовку
в качестве резидента может быть установлен личный оперативный контакт.
Вербовка резидентов осуществляется при строгом соблюдении принципа добровольности. Она завершается отбором
подписки о негласном сотрудничестве с органами КГБ.
3.13. Содержатели конспиративных и явочных квартир приобретаются из числа советских граждан, надежных в
политическом и моральном отношении, малосемейных, добровольно и с желанием дающих согласие оказывать помощь органам
госбезопасности. Они должны сохранять в тайне использование жилплощади в интересах органов КГБ, создавать
необходимые условия для встреч с агентами, способствовать обеспечению конспирации.
3.14. Резерв кандидатов на вербовку для формирования агентурного аппарата в особый период готовится в плановом
порядке из числа невоеннообязанных и лиц, должности которых на военное время бронируются. В органах военной
контрразведки — в основном из числа военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов) и военнообязанных Вооруженных
Сил СССР приписного состава.
Систематически ведется изучение кандидатов на вербовку в особый период, при необходимости с ними устанавливается
личный оперативный контакт для ознакомления и проверки на выполнении отдельных поручений (особенно во время
проведения войсковых учений, расследования чрезвычайных происшествий и т. п.).
3.15. Членов КПСС и ВЛКСМ, избранных в партийные и комсомольские комитеты (бюро), секретарей первичных партийных
н комсомольских организаций, ответственных и технических работников партийного, комсомольского аппаратов,
политических органов Вооруженных Сил СССР, депутатов Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных
республик и местных Советов народных депутатов, работников профсоюзных органов, суда и прокуратуры использовать в
качестве агентов, резидентов, содержателен конспиративных и явочных квартир не разрешается.