Есть проблемы, успешное решение которых волнует всех. Именно к таким относится ставшая остро социальной во всех странах мира проблема детского травматизма. По данным Всемирной организации здравоохранения, в развитых странах после того, как удалось резко снизить заболеваемость детскими инфекциями, основными причинами смертности детей стали травмы. Они же во многих случаях приводят к инвалидности.
За последние годы работа по предупреждению детского травматизма заметно активизировалась. Расширились и укрепились деловые контакты органов образования и здравоохранения с Государственными автомобильной и пожарной инспекциями; к работе подключились средства массовой информации, общественность.
Классификация травм, их причины и последствия
Травмы детей можно классифицировать:
по возрастному принципу
грудного возраста
от 1 до 3 лет
от 3 до 7 лет
от 7 до 15 лет
по характеру повреждений
сотрясения мозга
переломы
прочие
Статистика показывает, что 60% детей после сотрясений мозга наблюдаются остаточные явления в виде нарушения психики, снижения зрения, слуха. У 7% детей, поступающих в стационары, остаются неустранимые увечья и у 7% детей отмечаются эпилептические припадки.
В каждой семье, где ребенок перенес травму, нарушен нормальный ритм жизни. Все подчинены положению пострадавшего.
Тяжелыми по своим последствиям и массовости являются случаи воднотранспортного травматизма, которые нередко кончаются гибелью или оставляют детей инвалидами на всю жизнь.
Ситуаций, чреватых получением травм, очень много. Изучение их выявило ряд типичных причин, по которым возникает большинство травм у детей.
Прежде всего — в результате плохой ориентировки их в окружающих условиях; вследствие недисциплинированного поведения во время прогулок на участке; при падении с горок, качелей, деревьев, оград, лестниц, шведских стенок и других спортивных сооружений, а также в группах во время игр, при столкновении детей друг с другом, ударах о батареи, стеклянные двери и т.д.
Целый ряд травм получают дети в результате несоблюдения правил содержания домашнего хозяйства, а также дворов, недостаточной уборки тротуаров.
Существуют объективные причины детского травматизма: ребячья подвижность (склонность к необдуманному риску, неумение предвидеть последствия своих поступков, оценивать ситуацию); расторможенность и высокая возбудимость детей (азарт и лихачество, особенно у мальчиков).
На первый взгляд кажется, что травма ребенка — явление случайное, непредвиденное, а само понятие «травматизм» представляется чем-то хаотичным и неуправляемым. На самом же деле это далеко не так. Несчастный случай не случаен! В травме ребенка чаще всего повинна беспечность или непредусмотрительность взрослых.
Анализ большого количества материалов, полученных в результате длительной практической работы с детьми, позволяет выявить определенную закономерность и цикличность данного явления. Из года в год дети получают одни и те же повреждения, попадают в одинаковые опасные ситуации. Предпосылкой этому, как было уже указано, являются психофизиологические особенности детей. Все наиболее типичные, часто встречающиеся травмы у детей можно классифицировать.
По видам:
падения на ровном месте (поскользнулись, зацепились, ноги заплелись);
падения с высоты (мебель, балкон, дерево, крыша);
ранения (ножницы, стекло, игла, гвоздь, нож);
ожоги (кипяток, огонь, электричество, химические вещества);
ушибы упавшими сверху предметами (полка, ваза, сосулька);
обморожения (длительное пребывание на улице в морозную, ветреную погоду);
укусы (собака, кошка, грызуны, насекомые);
отравления (ядовитые ягоды и растения, грибы, лекарства, недоброкачественная пища);
повреждения, вызванные попаданием внутрь организма инородных тел (монеты, пуговицы, мозаика, песок и другие мелкие предметы);
ушибы от избытка движения (об угол, о дверь, столкновения друг с другом);
занозы (плохо обработанные поверхности деревянных игрушек, предметов; палки, колючие растения).
Травмоопасные ситуации:
в процессе подвижных игр («Салочки», «Прятки», «Жмурки», бег наперегонки, спрыгивания и т.д.);
в результате детских шалостей, шуток (стрельба из трубочек, подножка, отодвигание стула, толкание, драка, бросание друг в друга различных предметов);
при катании на качелях, каруселях;
при катании на велосипеде, самокате;
при купании в водоемах;
во время игр на проезжей части.
Создание безопасных условий в дошкольном учреждении
Воспитатели, медицинские работники, родители, общественность должны быть едины в своем стремлении окружить ребенка заботой и вниманием, вырастить его крепким, здоровым, уберечь от беды.
Основная «вакцина» против травматизма — правильное воспитание, оно всецело зависит от воспитателей. В воспитании детей мелочей не бывает. Что усвоено в детстве, впоследствии становится привычкой. Эти общеизвестные истины являются непреложными и в профилактике детского травматизма. Для того чтобы воспитательный процесс был эффективным, давал положительные результаты, необходимо создать в детском учреждении благоприятные санитарно-гигиенические условия и обеспечить заботливый уход за детьми.
Шкафы и полки в групповых и приемных комнатах должны быть надежно закреплены. Внутренние двери, имеющие частичное остекление, должны быть защищены деревянными щитами на уровне роста ребенка, а радиаторы отопления — иметь съемные решетки. Запоры на дверях должны располагаться также выше уровня роста ребенка. Лестничные марши должны иметь ограждения.
Не рекомендуется располагать в виде украшений на лестничных маршах тяжелые картины, эстампы, кашпо с растениями во избежание несчастных случаев с детьми.
Музыкальные инструменты, где бы они ни находились (в групповой комнате, на участке, в физкультурном или музыкальном зале), также должны быть надежно закреплены.
Категорически запрещается хранить различные моющие и дезинфицирующие средства в групповых и спальных комнатах, в туалетах и на пищеблоке. Они должны содержаться в специально отведенных для этого местах, не доступных для детей. В групповой аптечке не должно быть медикаментов, не рекомендованных детям.
Вся территория дошкольного учреждения должна содержаться в чистоте и порядке, иметь ограждение, чтобы не было доступа бродячим и диким животным. Уборка территории должна проводиться ежедневно до прихода детей или вечером после их ухода. Летом при сухой погоде участок поливается два раза в день. Зимой площадки, дорожки и подходы к зданию должны расчищаться от снега.
На участке (весной и осенью) должна осуществляться обрезка деревьев и кустарников.
Категорически запрещается использование ядовитых химических веществ для обработки и подкормки деревьев, кустарников, растений цветников и огородов во избежание отравлений детей и персонала дошкольного учреждения.
Для озеленения участка не допускается использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючими листьями.
Оборудование на участках и в помещениях детского учреждения должно быть надежно и устойчиво закреплено и исключать все возможные случаи травмирования детей.
Требования к работникам дошкольного учреждения
Работники дошкольного учреждения должны поставить перед собой задачу — сделать все возможное, чтобы предотвратить несчастные случаи с детьми не только в стенах своего учреждения, но и дома, на улице, на отдыхе в лесу, парке и т.п.
Администрация дошкольного учреждения должна создать травмобезопасную среду в дошкольном учреждении и обеспечить постоянный жесткий контроль за охраной жизни и здоровья детей, а также за строгим соблюдением требований техники безопасности.
Педагогическому персоналу следует быть предельно внимательным к детям, не оставлять их одних! Во время завтрака, обеда, полдника и ужина предупреждать возможные ожоги горячей пищей. Следить, чтобы дети во время приема пищи правильно пользовались ножом и вилкой, другими предметами.
Всегда надо помнить, что в работе с детьми первостепенное значение имеют личность педагога, его пример для окружающих, а также характер общения с другими воспитателями.
Обслуживающему персоналу запрещается:
привлекать детей к получению пищи с пищеблока, к раздаче жидких и других горячих блюд во время дежурства в группе;
оставлять в приемных и групповых комнатах, санитарных узлах ведра с горячей водой, дезинфицирующие растворы, химические моющие средства, а также инвентарь, предназначенный для уборки (тряпки, щетки и т.д.).
Медицинский работник должен проводить беседы с родителями, с педагогическим и техническим персоналом о профилактике травматизма, чаще напоминать о необходимости хранить спички, лекарства, режущие и прочие опасные предметы в местах, не доступных детям, систематически проверять содержание аптечек. Строго следить за тем, чтобы дети не приносили домой и в детский сад подобранные на улице или полученные от других детей различные опасные предметы. Особого внимания требуют электрифицированные игрушки и игры.
Требования к организации и проведению занятий с детьми
Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации. Появление этих качеств обусловливается соответствующей воспитательной работой в детском саду и в семье, постоянным руководством и контролем со стороны воспитателей. В дальнейшем действия детей приобретают все более осмысленный характер. Дети должны своевременно овладевать навыками самообслуживания.
Воспитание навыков безопасного поведения у детей должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, в разнообразных занятиях, в процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой.
На всех занятиях и особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, работы в уголке природы и на участке дети не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях.
Дети должны твердо знать, что играть со спичками, огнем, электрическими приборами, открывать краны газовой плиты строго запрещено.
Не рекомендуется применение спичек и в качестве материала для детских поделок. На занятиях по ручному труду уместно ознакомить детей со свойствами различных материалов и инструментов, которые используются для работы с ними.
В процессе игр важно приучать ребят к соблюдению элементарных правил поведения — уступить, пропустить, предупредить и т.д. Необходимо, чтобы дети овладели умениями и навыками работы с игровым строительным материалом, а в среднем и старшем дошкольном возрасте — с бумагой и природным материалом (уметь правильно пользоваться ножницами и другими инструментами).
В помещении, на участке детского сада, во время работы в уголке природы детей следует обучать навыкам бережного обращения с животными и растениями, правилам ухода за ними. В уголке природы не должно быть ядовитых растений, с колючими и острыми листьями и плодами.
Необходимо знакомить детей с произведениями художественной литературы, отражающими данную тематику (Приложение 3).
Формы работы с дошкольниками могут быть самыми разнообразными: занятия в группе с использованием наглядного материала, беседы воспитателя, экскурсии, прогулки по городу, в лес, на речку, в поле и т.д.
Детям нужна правдивая, убедительная информация, которая захватила бы ребят и заставила самих думать, рассуждать, делать правильные выводы. Восприятие такой информации, как показала практика, будет более полным и глубоким, если она будет подкреплена зрительным образом, рисунком. Ребенок, посмотрев рисунок, сопоставляет изображенное в нем с тем, что видит сам в жизни. Он получает возможность реально оценивать ситуацию, рассуждать, анализировать, учиться наблюдать. При этом сама картинка становится более понятной и доступной, она как бы входит во внутренний мир ребенка, изменяя его поведение и помогая формированию необходимых навыков, воспитанию привычки правильно пользоваться предметами быта.
Дети сами дают прекрасный фактический материал для бесед. Их творческие рассказы и рисунки всегда привлекают своеобразием видения мира, верностью восприятия мелких реалистических деталей, на которые взрослые зачастую не обращают внимания. Такие беседы оставляют у детей яркие впечатления, оказывая большое эмоциональное воздействие. На занятиях можно использовать экспозиции детских рисунков, подобрав их по тематике и хорошо оформив.
Воспитателю надо так построить беседу, чтобы в ходе ее ребенок открывал для себя что-то новое, интересное, а порой и загадочное. Это интригует ребят, а неожиданные смешные моменты ассоциируются с различными ситуациями из их собственного опыта. Обычно все дети активно участвуют в беседе. Примеры из жизни хорошо убеждают их в реальности представленного сюжета, его достоверности и типичности. Дети рассуждают, спорят, доказывают, делают полезные для себя выводы. После обсуждения каждой травмоопасной ситуации воспитатель побуждает детей высказывать свои предложения о том, как можно избежать этой ситуации, в чем ошибки персонажа сюжета. В конце беседы после рассматривания иллюстративного материала дошкольники подводятся к самостоятельному выводу — как вести себя в аналогичной ситуации, какие принять меры предосторожности. По окончании занятия для закрепления информации спрашивают детей, что им больше всего понравилось из выставки картинок или рисунков.
Использование наглядности способствует более прочному усвоению материала и формированию у дошкольников понятия о детском травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить тяжесть детских травм и снизить их число до минимума. Дети учатся управлять своим поведением дома, на улице, во дворе, в детском учреждении, в общении с живыми объектами. Дети, хорошо информированные о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях, стараются не рисковать в подобных случаях, сдерживают свои желания и даже останавливают других детей, когда те в результате шалости могут получить повреждение.
Оборудование и материалы
Основным оборудованием для проведения занятий с детьми являются серии картин, изображающих различные опасные ситуации из жизни детей. В зависимости от местных условий, климата, а также времени года можно дополнить тему иллюстрациями и примерами из жизни детей, проживающих в данной местности.
Большую помощь в изготовлении рисунков могут оказать родители, шефствующие организации и школьники.
Темы для рисунков или иллюстраций могут быть самыми различными: «Ушибы упавшими сверху предметами», «Падения с высоты», «Опасные ситуации при катании на велосипеде (самокате)», «Ранения острыми предметами» и другие в соответствии с приведенной выше классификацией и местными условиями.
Работа детского сада с семьей
Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей. В семье ребенок делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки.
Проводя работу с родителями, необходимо помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Важно убедить родителей в том, что они могут обучить детей избегать опасные ситуации, влекущие за собой получение травмы. Нужно построить работу так, чтобы родители задумались над этой проблемой и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка.
Не следует диктовать родителям, как им поступать, и декларировать известные истины. Необходимо доходчиво разъяснять те факты, которые лежат в основе поведения, у истоков детских травм, убедить в том, что многое можно предотвратить.
Нужны знания о психологических особенностях и физиологических возможностях ребенка на всех возрастных ступенях дошкольного возраста, которые являются предпосылками поведения ребенка в окружающем мире, но при этом необходимо учитывать и местные условия.
Таким образом, работа с родителями должна строиться с учетом возраста детей и ориентироваться на конкретную аудиторию, а не вообще на родителей.
Прежде всего, необходимо определить учебно-воспитательные задачи. Главными из них являются:
расширение знаний родителей о психофизиологических особенностях ребенка данного возраста, его поведения в окружающей среде;
воспитание чувства ответственности, наблюдательности, внимания, предусмотрительности, осторожного обращения с ребенком;
формирование представлений о наиболее частых, типичных ситуациях в жизни детей данного возраста; какие и когда возможны повреждения;
обучение необходимым приемам оказания первой помощи пострадавшему ребенку;
чем и как заниматься с ребенком дома.
Тема детского травматизма — деликатная. Чтобы ее раскрыть, необходим особый подход, хороший иллюстративный конкретный материал, отработанная методика преподнесения информации.
Знакомя родителей с общими педагогическими и медицинскими требованиями, необходимо учитывать специфику той или иной семьи, каждого ребенка, но при этом могут возникнуть такие вопросы, обсуждение которых следует проводить не при широкой аудитории, на общем собрании, а в индивидуальной беседе.
Необходимо систематически проводить с родителями беседы о возможных случаях травматизма в помещениях, на улице, у реки, об опасности игры с огнем, о правилах поведения на дорожно-транспортных магистралях. Нужно объяснить родителям, какие последствия влекут за собой падения с высоты, отравления, серьезные ранения, ожоги, избегая в беседе сугубо медицинских терминов.
Многие родители приводят пострадавших детей к хирургу после того, как сами лечили повреждения (ушибы, ожоги, укусы, ссадины), а некоторые совсем не обращаются за медицинской помощью, обходясь домашними средствами. В таких случаях необходимо информировать родителей о правильном оказании первой помощи при повреждениях, указать, когда необходимы прививки от столбняка, и дать другие рекомендации.
Предлагая родителям рекомендации, чем и как заниматься с ребенком дома, обязательно нужно обратить внимание на то, что у ребенка-дошкольника мышление образное. Ему недостаточно одного объяснения, так как у детей нет необходимого опыта и они не представляют себе в полной мере последствия своих поступков. Детям нужен наглядный материал, показ. Рисовать профессионально не обязательно, достаточно просто изобразить опасную ситуацию и прокомментировать ее, а затем вместе с ребенком сделать правильный вывод. Дошкольники с удовольствием раскрашивают контурные копии, объясняя при этом содержание сюжета своим младшим братьям и сестрам. Можно постепенно приучить ребенка быть внимательным, аккуратным, отучить от дурных привычек (грызть ногти, карандаши, ручки и т.д.), обучить правильному обращению с бытовыми приборами, ножом и многими другими полезными вещами, которые при неправильном использовании могут стать чрезвычайно опасными.
Беседуя с родителями, желательно использовать диапозитивы с изображением типичных опасных ситуаций.
Не следует перегружать аудиторию информацией, надо использовать лишь ту, которая делает материал интересным, привлекающим вниманием, а главное — убедительным и запоминающимся.
Работу с семьей воспитателям следует вести совместно с родительским активом. Хорошо, если в состав родительского комитета войдут родители врачи, сотрудники ГАИ, педагоги и другие специалисты.
В условиях сельской местности, где дошкольники начинают рано и самостоятельно общаться с природой, а также при выездах на дачу, загородную прогулку возможны отравления детей ядовитыми растениями и грибами. Поэтому перед началом летнего сезона воспитатель или медицинский работник проводит с родителями и детьми беседы на данную тему, дает советы, как научить ребят отличать полезные для здоровья человека растения от вредных, съедобные грибы от несъедобных. Кроме того, надо объяснить детям, что необходимо быть предельно внимательными при общении с живыми объектами природы, так как возможны укусы насекомых, змей.
Необходимо особо предостеречь родителей от предоставления детям излишней самостоятельности при купании в водоемах, катании с ледяных горок на санках, коньках, прогулках в лес без присмотра старших.
При поступлении ребенка в школу заботу о нем в значительной мере берет на себя школа. Однако это не снимает ответственности с родителей, так как дети очень восприимчивы к личному примеру окружающих их людей, а родителей — в особенности.
Оформление уголка по профилактике травматизма
В каждой возрастной группе рекомендуется оформить уголок по предупреждению травматизма у детей. Это может быть красиво оформленный стенд или папка-передвижка с рекомендациями для родителей. Материалы должны периодически меняться в зависимости от времени года, так как детский травматизм отличается сезонностью.
Например, весной чаще бывают ожоги пламенем от костров, которые разжигаются с целью уничтожения мусора во дворах. Укусы собак чаще всего регистрируются в мае. Выпадения из окон, падения с балконов также чаще встречаются весной, когда открываются окна после зимы. Летом — падения с велосипедов, самокатов, качелей, со стогов сена; утопления. Осенью — падения с деревьев при сборе фруктов; орехов; переохлаждения. Зимой — падения с санок, при катании на лыжах, коньках; ушибы шайбой во время игры в хоккей, снежками, кусками льда; падения в прорубь, обморожения.
Оформление стендов должно быть ярким, красочным, хорошо иллюстрированным, привлекающим внимание. Стенд можно разместить в вестибюле или раздевальной комнате той или иной возрастной группы, где часто бывают родители.
Когда дети из-за невнимательности, шалости или непослушания получают травмы непосредственно в детском саду, такие случаи следует отразить в «Молнии» и поместить на какое-то время на стенде или в методическом кабинете.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ
Гальченко В. Приключения пожарного. М., 1974.
Житков Б. Помощь идет. М., 1981.
Житков Б. Первая тревога. М., 1981.
Маршак С. Пожар. М., 1969.
Маршак С. Рассказ о неизвестном герое. М., 1986.
Маршак С. Кошкин дом. М., 1986.
Михалков С. Дядя Степа. М., 1969.
Островский Б. С огнем не шутят. Киев, 1979.
Толстой Л. Пожарные собаки. М., 1969.
Толстой Л. Косточка. М., 1986.
Фирсов Т. Куда спешат красные машины. М., 1974
Инструкция для воспитателей по предупреждению
детского дорожно–транспортного травматизма
• Отправляясь на экскурсию или на прогулку по улицам города, воспитатель
обязан точно знать число детей, которых он берет с собой (обязательно
сделать пометку в журнале экскурсий). Оставшиеся по каким — либо
причинам воспитанники в детском саду, по указанию заведующего находятся
под присмотром определенного сотрудника.
• Группы детей разрешается водить только по тротуару (а не по дороге вдоль
тротуара). Нужно следить, чтобы дети шли строго по двое, взявшись за руки.
• Дети очень любознательны, в пути они могут увлечься чем — нибудь,
отстать или уклониться в сторону. Поэтому группу детей всегда должны
сопровождать двое взрослых: один идет впереди, другой — сзади.
• Переходить через улицу надо на перекрестках или в местах, где имеются
знаки перехода, по пешеходным дорожкам и при зеленом сигнале светофора.
• Переходить через улицу надо не спеша, спокойным ровным шагом.
• Переходить через улицу надо напрямик (а не наискось), потому что это
ближайший путь на противоположную сторону.
• При переходе улицы на перекрестке надо обращать внимание не только на
зеленый сигнал светофора, но и на приближающийся транспорт. Прежде чем
сойти с тротуара необходимо пропустить машины .
• В тех местах, где нет тротуара, надо ходить по левой стороне, навстречу
транспорту, и при его приближении уступать ему место, отходя к краю
дороги.
• Воспитателям нужно брать с собой красный флажок, и в случае, когда дети
не успели перейти улицу, поднятием вверх флажка дать сигнал водителю
остановиться и пропустить остальных детей.
• Большое значение имеет обучение детей правилам уличного движения. Это
следует делать систематически и настойчиво, сообразуясь с особенностями
детского возраста.
• Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения,
чтобы со знанием преподать их детям.
Просвещение родителей по вопросам обучения детей правилам
дорожного движения
Организуя столь важную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей
воспитанников. Для этого нужно продумать их участие в проводимых
мероприятиях. Следует посвятить этому отдельное родительское собрание,
на котором ознакомить родителей с основными мерами по обеспечению
безопасности их детей на улицах.
Так, на собрании важно напомнить родителям, что яркая одежда
помогает водителю увидеть ребенка. И наоборот, малыша трудно заметить,
если на нем блеклая одежда. Ребенку трудно разглядеть, что делается на
улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт. Детям
нужно разъяснять, какой опасности они подвергаются, когда их не видно.
Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду
неоновых цветов с отражающими полосками или специальными
отражателями. Современная детская одежда (куртки, комбинезоны) обычно
уже имеет нашивки-отражатели. Многие игрушки, значки, наклейки на
детских рюкзаках имеют свойства отражателей. Чем их больше на одежде и
вещах ребенка, тем лучше.
Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям?
Во-первых,
разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок.
Во-вторых, воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить
контролировать свои эмоции и реакции.
В-третьих, учить управлять своим
телом, понимать его физические границы и возможности, переносить
приобретенный опыт на новые ситуации.
Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они
становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и
повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно
столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали
алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно,
компетентно и предусмотрительно.
Следует разъяснять детям, что машина, даже припаркованная, может в любой
момент двинуться с места, неожиданно выехать из-за угла, из подворотни,
ворот.
Дети должны знать, что играть на стоянке машин, прятаться за
припаркованные машины – опасно для жизни. С ребенком необходимо
исследовать двор и ближайшие улицы, показать опасные места, объяснить,
чем они опасны, найти вместе с ним наиболее безопасное место для игр во
дворе.
Малышу следует объяснять значение дорожных знаков и сигналов
светофора, рассказывать, что происходит вдали и вблизи улицы, по которой
он ходит вместе с родителями.
Нельзя разрешать детям играть самостоятельно на улице где-либо кроме
детских площадок, а кататься на санках можно позволять только с тех горок,
которые родители видели сами и уверены, что они безопасны. Безопасным
можно считать склон, не выходящий на проезжую часть.
Следует четко
указывать границы участка, где дети могут спокойно кататься на велосипедах
и других транспортных средствах.
Надо постоянно напоминать, что машина не только “красивая игрушка”
(пусть и великоватая для ребенка), средство передвижения, перевозки грузов,
но и источник опасности.
Грамотное поведение в транспорте, вблизи дорог и на улице включает в
себя ряд умений, не связанных непосредственно со знаниями об автомобилях
и устройстве дорог. Имеется в виду, что дети должны уметь различать
основные цвета, формы, изображения, используемые при регулировке
движения транспорта и в знаках дорожного движения, усвоить понятия
“вправо”, “влево” (“справа”, “слева”, “направо”, “налево”), “посередине”,
“между”, “мимо”, “вверх”, “вниз”, “спиной”, “боком”, а также другие слова,
обозначающие направление движения и местонахождение предмета. Дети
должны понимать и такие слова, как “стой”, “быстро”, “опасно”,
“осторожно”, “посмотри”, “внимание”, “по очереди”, “вместе” и т. д.
Кроме
того, необходимо научить их запоминать расположение предметов, быстро
распознавать предмет, концентрировать внимание на отдельном предмете и
на нескольких неподвижных и движущихся предметах, видеть боковым
зрением и т. д.
Если ребенок заблудился на улице, это становится проблемой и для него
самого, и для родителей. Хорошо известно, что каждый ребенок хоть раз в
жизни да потеряется, но большинство родителей не готовы к такому
повороту событий и воспринимают его как трагедию.
Для ребенка это часто
та ситуация, в которой он вынужден проявить все полученные знания о том,
как переходить дорогу, как дойти до дома, вспомнить имя, фамилию, адрес и
т. п. Даже если родители много раз повторяли все это своему малышу, они не
могут быть уверены в том, что в стрессовой ситуации дошкольник не
растеряется и будет действовать адекватно. Поэтому на всякий случай надо
снабдить ребенка карточкой, на которой написаны все эти сведения, а также
фамилия, имя, отчество, домашний и рабочий телефон родителей, бабушек и
дедушек, каких-нибудь друзей или знакомых.
Ребенку обязательно следует
внушить, что, если он потеряется и на его плач и крик родители не придут, он
должен обратиться к милиционеру, каким-нибудь пожилым людям или
продавцу в магазине.
На информационных стендах для родителей детей разного возраста следует
повесить рекомендации по обучению правилам дорожного движения и
поведения на улице. Это будет еще одним поводом напомнить родителям о
важности данной темы и обсудить это с ребенком по дороге домой. В
отношении проблемы безопасности детей не должно быть легкомыслия,
нетерпимы разногласия по принципиальным вопросам.
Перечень оборудования и наглядных материалов в ДОУ по изучению
правил дорожного движения.
Для занятий, по обучению детей безопасному поведению на улицах и
дорогах , в каждой возрастной группе (начиная со средней) организованы
уголки дорожного движения.
В них представлены:
— наглядно-иллюстрационный материал (иллюстрации: транспорт,
светофор, дорожные знаки, сюжетные картины с проблемными дорожными
ситуациями);
— настольно-печатные игры (разрезные картинки, игры с правилами, лото,
домино и т.д.);
— настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные
игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, фигурки людей);
— атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток,
фуражка, дородные знаки: наглядные и переносные, модель светофора);
— детская художественная литература по тематике дорожного движения;
— конструкторы;
— пособия и игры по обучению детей ПДД;
— безопасные маршруты «Дом – детский сад» (для детей старшего
дошкольного возраста);
— детские рисунки по данной тематике;
— альбом с фотографиями: «Улица Майская», «Мой двор», рассказы детей, с
отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и
осторожными (старший дошкольный возраст);
— стенды для родителей «Осторожно – дорога», «Это надо знать» с
оформленной наглядной агитацией в каждой возрастной группе.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО — ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
• Отправляясь на экскурсию или на прогулку по улицам, воспитатель обязан точно знать число детей, которых он берет с собой (обязательно сделать пометку в журнале экскурсий). Оставшиеся по каким — либо причинам дети в детском саду, по указанию заведующей находятся под присмотром определенного сотрудника.
• Группы детей разрешается водить только по тротуару (а не по мостовой вдоль тротуара). Нужно следить, чтобы дети шли строго по двое, взявшись за руки.
• Дети очень любознательны, в пути они могут увлечься чем — нибудь, отстать или уклониться в сторону. Поэтому группу детей всегда должны сопровождать двое взрослых: один идет впереди, другой — сзади.
• Переходить через улицу надо на перекрестках или в местах, где имеются знаки перехода, по пешеходным дорожкам и при зеленом сигнале светофора.
• Переходить через улицу надо не спеша, спокойным ровным шагом.
• Переходить через улицу надо напрямик (а не наискось), потому что это ближайший путь на противоположную сторону.
• При переходе улицы на перекрестке надо обращать внимание не только на зеленый сигнал светофора, но и на приближающийся транспорт. Прежде чем сойти с тротуара необходимо пропустить машины.
• В тех местах, где нет тротуара, надо ходить по левой стороне, навстречу транспорту, и при его приближении уступать ему место, отходя к краю дороги.
• Воспитателям нужно брать с собой красный флажок, и в случае, когда дети не успели перейти улицу, поднятием вверх флажка дать сигнал водителю остановиться и пропустить остальных детей.
• Большое значение имеет обучение детей правилам уличного движения. Это следует делать систематически и настойчиво, сообразуясь с особенностями детского возраста.
• Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием преподать их детям.
Перевозка детей.
• Перевозить детей разрешается только в автобусах.
• При посадке в автобус детям показывают через какую дверь надо входить. В салоне их рассаживают на сидениях.
• Воспитатель должен еще раз убедиться в том, что все двери и все стекла в окнах закрыты.
Правила организации и проведения походов с дошкольниками
Любому походу предшествует большая предварительная работа. Воспитатели разрабатывают подробные планы пребывания детей в походе.
В любом походе мы обязательно вспоминаем с детьми правила поведения в природе. Выход с детьми на природу требует тщательной подготовки, соблюдения техники безопасности, поэтому важно досконально проверить запрограммированный маршрут. Накануне похода педагоги обследуют дорогу, места стоянок и игр, определяют время движения. Необходимо предусмотреть все мелочи, продумать сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом.
При организации похода рекомендуется соблюдать следующие правила:
- во время следования дети идут в парах, соблюдая правила дорожного движения;
- менее подготовленные дети, гиперактивные, а также те, которые легко отвлекаются, идут впереди;
- взрослые идут так, чтобы держать в поле зрения всех детей;
- на месте стоянки следить за самочувствием и настроением детей;
- дети должны знать, что в походе необходимо выполнять требования взрослых.
Чем тщательнее поход будет подготовлен взрослыми, тем ярче и насыщеннее будут детские впечатления, тем больше пользы принесет это путешествие.
Инструкция по предупреждению дорожно-транспортного травматизма с воспитанниками для воспитателей
- Подробности
- Категория: Инструкции по охране труда по видам работ
- Опубликовано 14.09.2013 12:23
- Автор: Солнышко
- Просмотров: 12526
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ЖИЗНИ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО
ТРАВМАТИЗМА С ВОСПИТАННИКАМИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
О порядке организации и построения группы детей для следования по улицам и дорогам
При проведении любых прогулок или экскурсий с детьми, при общем количестве их в группе свыше 15 человек, должно быть не менее двух сопровождающих взрослых.
Один из сопровождающих назначается старшим (ответственным). Старший сопровождающий идет впереди группы, а второй позади. В случае, когда сопровождающий один, он должен находиться позади группы, чтобы постоянно видеть всех детей.
Дети строятся в колонну по два и берут друг друга за руки. Желательно, чтобы во время движения колонной в руках у них не было никаких предметов и игрушек.
Каждый сопровождающий должен иметь при себе красный флажок.
О порядке следования по тратуарам и обочинам дорог
Группа детей, построенная в колонну по два, движется шагом по тротуару или
пешеходной дорожке, придерживаясь правой стороны.
Если тротуар или пешеходная дорожка отсутствуют, разрешается вести колонну детей по левой обочине дороги навстречу движению транспортных средств, но только в светлое время суток.
При движении по обочине дороги, независимо от численности группы, должно быть два сопровождающих. При этом они несут два красных флажка: один в голове колонны (группы), другой — позади.
Вести детей следует таким маршрутом, чтобы на пути имелось возможно меньше переходов через проезжую часть улицы.
О порядке перехода проезжей части улицы и дороги
Перед началом перехода необходимо остановить направляющую пару, чтобы растянувшийся строй сгруппировался.
Переходить проезжую часть разрешается только в местах, обозначенных разметкой или дорожным знаком «пешеходный переход», а если их нет — на перекрестках по линии
тротуаров.
На регулируемых перекрестках переходить можно только при разрешающем сигнале светофора или регулировщика.
Вне населенных пунктов при отсутствии обозначенных пешеходных переходов дорогу следует переходить только под прямым углом в местах, где она хорошо просматривается в обе стороны, и только после того, как сопровождающий убедится в отсутствии приближающегося транспортного средства. Переход улиц и дорог с группой детей в зоне ограниченной видимости, когда возможно внезапное появление транспорта, запрещен!
При переходе нерегулируемых перекрестков и загородных дорог, а также перекрестков, регулируемых светофором или регулировщиком, сопровождающие должны иметь наготове красные флажки.
Перед началом перехода сопровождающий должен выйти на проезжую часть с поднятым красным флажком, чтобы привлечь внимание водителей, и только убедившись, что его заметили, можно начинать переход через дорогу группы детей.
Если группа не успела закончить переход к моменту появления транспорта на близком расстоянии, сопровождающий дополнительно предупреждает водителя поднятием красного флажка, становясь лицом к приближающемуся транспортному средству
Перевозка детей
Перевозка детей разрешается только в автобусах, категорически запрещается перевозка детей в кузове грузового автомобиля!
Автобус, предназначенный для перевозки детей, должен быть хорошо подготовлен, исправен, чисто вымыт, салон убран. Автобус обязательно накануне должен пройти проверку районной Госавтоинспекции.
К управлению автобусом допускается только лишь опытный водитель, прошедший специальный инструктаж и хорошо знающий маршрут движения.
На каждый автобус, на котором перевозятся дети, назначается старший машины, ответственный за соблюдение всех правил перевозки детей. Старший машины назначается руководителем учреждения или организации, в чье распоряжение подается автобус. Он обязан следить за посадкой и высадкой детей, их размещением в салоне автобуса, за соблюдением порядка в салоне во время движения, а также не допускать выхода детей на проезжую часть во время остановок.
Водитель автобуса должен быть проинструктирован администрацией детского учреждения о том, что начинать можно только с разрешения руководителя перевозки детей. Представители администрации или педагоги должны лично убедиться в том, что двери и окна автобуса закрыты.
Число перевозимых детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест (устанавливается технической характеристикой автобуса).
При перевозке группы детей необходимо, чтобы в автобусе находилось не менее двух взрослых.
Посадка и высадка детей производится только по команде старшего машины. Высаживать детей со стороны проезжей части запрещается!
Перевозка детей запрещается в сложных дорожных и метеорологических условиях (сильный дождь, туман, гололед и т.п.). При возникновении таких условий в пути следования вопрос о дальнейшем продолжении движения решается лицом, ответственным за перевозку детей.
Каждый автобус должен быть оборудован двумя легкосъемными огнетушителями емкостью не менее 2-х литров (один — в кабине водителя, другой — в пассажирском салоне), спереди и сзади должен быть установлен опознавательный знак «дети». Автобус также должен быть укомплектован знаком аварийной остановки и медицинской аптечкой.
В случае проезда детей в общественном транспорте, необходимо выполнять правила входа и выхода из транспорта. О входе и выходе сопровождающий должен предупредить водителя. Группа детей дошкольного возраста имеет право входить и выходить во все двери одновременно только на остановочных пунктах маршрута после полной остановки транспортного средства.
С инструкцией ознакомлен(а):
Дата ____________________ Подпись ________________________
Методические рекомендации по профилактике детского травматизма
<article>
Есть проблемы, успешное решение которых волнует всех. Именно к таким относится ставшая остро социальной во всех странах мира проблема детского травматизма. По данным Всемирной организации здравоохранения, в развитых странах после того, как удалось резко снизить заболеваемость детскими инфекциями, основными причинами смертности детей стали травмы. Они же во многих случаях приводят к инвалидности.
За последние годы работа по предупреждению детского травматизма заметно активизировалась. Расширились и укрепились деловые контакты органов образования и здравоохранения с Государственными автомобильной и пожарной инспекциями; к работе подключились средства массовой информации, общественность.
Классификация травм, их причины и последствия
Травмы детей можно классифицировать:
<pre>
по возрастному принципу
грудного возраста
от 1 до 3 лет
от 3 до 7 лет
от 7 до 15 лет
по характеру повреждений
сотрясения мозга
переломы
прочие </pre>
Статистика показывает, что 60% детей после сотрясений мозга наблюдаются остаточные явления в виде нарушения психики, снижения зрения, слуха. У 7% детей, поступающих в стационары, остаются неустранимые увечья и у 7% детей отмечаются эпилептические припадки.
В каждой семье, где ребенок перенес травму, нарушен нормальный ритм жизни. Все подчинены положению пострадавшего.
Тяжелыми по своим последствиям и массовости являются случаи воднотранспортного травматизма, которые нередко кончаются гибелью или оставляют детей инвалидами на всю жизнь.
Ситуаций, чреватых получением травм, очень много. Изучение их выявило ряд типичных причин, по которым возникает большинство травм у детей.
Прежде всего — в результате плохой ориентировки их в окружающих условиях; вследствие недисциплинированного поведения во время прогулок на участке; при падении с горок, качелей, деревьев, оград, лестниц, шведских стенок и других спортивных сооружений, а также в группах во время игр, при столкновении детей друг с другом, ударах о батареи, стеклянные двери и т.д.
Целый ряд травм получают дети в результате несоблюдения правил содержания домашнего хозяйства, а также дворов, недостаточной уборки тротуаров.
Существуют объективные причины детского травматизма: ребячья подвижность (склонность к необдуманному риску, неумение предвидеть последствия своих поступков, оценивать ситуацию); расторможенность и высокая возбудимость детей (азарт и лихачество, особенно у мальчиков).
На первый взгляд кажется, что травма ребенка — явление случайное, непредвиденное, а само понятие «травматизм» представляется чем-то хаотичным и неуправляемым. На самом же деле это далеко не так. Несчастный случай не случаен! В травме ребенка чаще всего повинна беспечность или непредусмотрительность взрослых.
Анализ большого количества материалов, полученных в результате длительной практической работы с детьми, позволяет выявить определенную закономерность и цикличность данного явления. Из года в год дети получают одни и те же повреждения, попадают в одинаковые опасные ситуации. Предпосылкой этому, как было уже указано, являются психофизиологические особенности детей. Все наиболее типичные, часто встречающиеся травмы у детей можно классифицировать.
По видам:
падения на ровном месте (поскользнулись, зацепились, ноги заплелись);
падения с высоты (мебель, балкон, дерево, крыша);
ранения (ножницы, стекло, игла, гвоздь, нож);
ожоги (кипяток, огонь, электричество, химические вещества);
ушибы упавшими сверху предметами (полка, ваза, сосулька);
обморожения (длительное пребывание на улице в морозную, ветреную погоду);
укусы (собака, кошка, грызуны, насекомые);
отравления (ядовитые ягоды и растения, грибы, лекарства, недоброкачественная пища);
повреждения, вызванные попаданием внутрь организма инородных тел (монеты, пуговицы, мозаика, песок и другие мелкие предметы);
ушибы от избытка движения (об угол, о дверь, столкновения друг с другом);
занозы (плохо обработанные поверхности деревянных игрушек, предметов; палки, колючие растения).
Травмоопасные ситуации:
в процессе подвижных игр («Салочки», «Прятки», «Жмурки», бег наперегонки, спрыгивания и т.д.);
в результате детских шалостей, шуток (стрельба из трубочек, подножка, отодвигание стула, толкание, драка, бросание друг в друга различных предметов);
при катании на качелях, каруселях;
при катании на велосипеде, самокате;
при купании в водоемах;
во время игр на проезжей части.
Создание безопасных условий в дошкольном учреждении
Воспитатели, медицинские работники, родители, общественность должны быть едины в своем стремлении окружить ребенка заботой и вниманием, вырастить его крепким, здоровым, уберечь от беды.
Основная «вакцина» против травматизма — правильное воспитание, оно всецело зависит от воспитателей. В воспитании детей мелочей не бывает. Что усвоено в детстве, впоследствии становится привычкой. Эти общеизвестные истины являются непреложными и в профилактике детского травматизма. Для того чтобы воспитательный процесс был эффективным, давал положительные результаты, необходимо создать в детском учреждении благоприятные санитарно-гигиенические условия и обеспечить заботливый уход за детьми.
Шкафы и полки в групповых и приемных комнатах должны быть надежно закреплены. Внутренние двери, имеющие частичное остекление, должны быть защищены деревянными щитами на уровне роста ребенка, а радиаторы отопления — иметь съемные решетки. Запоры на дверях должны располагаться также выше уровня роста ребенка. Лестничные марши должны иметь ограждения.
Не рекомендуется располагать в виде украшений на лестничных маршах тяжелые картины, эстампы, кашпо с растениями во избежание несчастных случаев с детьми.
Музыкальные инструменты, где бы они ни находились (в групповой комнате, на участке, в физкультурном или музыкальном зале), также должны быть надежно закреплены.
Категорически запрещается хранить различные моющие и дезинфицирующие средства в групповых и спальных комнатах, в туалетах и на пищеблоке. Они должны содержаться в специально отведенных для этого местах, не доступных для детей. В групповой аптечке не должно быть медикаментов, не рекомендованных детям.
Вся территория дошкольного учреждения должна содержаться в чистоте и порядке, иметь ограждение, чтобы не было доступа бродячим и диким животным. Уборка территории должна проводиться ежедневно до прихода детей или вечером после их ухода. Летом при сухой погоде участок поливается два раза в день. Зимой площадки, дорожки и подходы к зданию должны расчищаться от снега.
На участке (весной и осенью) должна осуществляться обрезка деревьев и кустарников.
Категорически запрещается использование ядовитых химических веществ для обработки и подкормки деревьев, кустарников, растений цветников и огородов во избежание отравлений детей и персонала дошкольного учреждения.
Для озеленения участка не допускается использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючими листьями.
Оборудование на участках и в помещениях детского учреждения должно быть надежно и устойчиво закреплено и исключать все возможные случаи травмирования детей.
Требования к работникам дошкольного учреждения
Работники дошкольного учреждения должны поставить перед собой задачу — сделать все возможное, чтобы предотвратить несчастные случаи с детьми не только в стенах своего учреждения, но и дома, на улице, на отдыхе в лесу, парке и т.п.
Администрация дошкольного учреждения должна создать травмобезопасную среду в дошкольном учреждении и обеспечить постоянный жесткий контроль за охраной жизни и здоровья детей, а также за строгим соблюдением требований техники безопасности.
Педагогическому персоналу следует быть предельно внимательным к детям, не оставлять их одних! Во время завтрака, обеда, полдника и ужина предупреждать возможные ожоги горячей пищей. Следить, чтобы дети во время приема пищи правильно пользовались ножом и вилкой, другими предметами.
Всегда надо помнить, что в работе с детьми первостепенное значение имеют личность педагога, его пример для окружающих, а также характер общения с другими воспитателями.
Обслуживающему персоналу запрещается:
привлекать детей к получению пищи с пищеблока, к раздаче жидких и других горячих блюд во время дежурства в группе;
оставлять в приемных и групповых комнатах, санитарных узлах ведра с горячей водой, дезинфицирующие растворы, химические моющие средства, а также инвентарь, предназначенный для уборки (тряпки, щетки и т.д.).
Медицинский работник должен проводить беседы с родителями, с педагогическим и техническим персоналом о профилактике травматизма, чаще напоминать о необходимости хранить спички, лекарства, режущие и прочие опасные предметы в местах, не доступных детям, систематически проверять содержание аптечек. Строго следить за тем, чтобы дети не приносили домой и в детский сад подобранные на улице или полученные от других детей различные опасные предметы. Особого внимания требуют электрифицированные игрушки и игры.
Требования к организации и проведению занятий с детьми
Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации. Появление этих качеств обусловливается соответствующей воспитательной работой в детском саду и в семье, постоянным руководством и контролем со стороны воспитателей. В дальнейшем действия детей приобретают все более осмысленный характер. Дети должны своевременно овладевать навыками самообслуживания.
Воспитание навыков безопасного поведения у детей должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, в разнообразных занятиях, в процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой.
На всех занятиях и особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, работы в уголке природы и на участке дети не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях.
Дети должны твердо знать, что играть со спичками, огнем, электрическими приборами, открывать краны газовой плиты строго запрещено.
Не рекомендуется применение спичек и в качестве материала для детских поделок. На занятиях по ручному труду уместно ознакомить детей со свойствами различных материалов и инструментов, которые используются для работы с ними.
В процессе игр важно приучать ребят к соблюдению элементарных правил поведения — уступить, пропустить, предупредить и т.д. Необходимо, чтобы дети овладели умениями и навыками работы с игровым строительным материалом, а в среднем и старшем дошкольном возрасте — с бумагой и природным материалом (уметь правильно пользоваться ножницами и другими инструментами).
В помещении, на участке детского сада, во время работы в уголке природы детей следует обучать навыкам бережного обращения с животными и растениями, правилам ухода за ними. В уголке природы не должно быть ядовитых растений, с колючими и острыми листьями и плодами.
Необходимо знакомить детей с произведениями художественной литературы, отражающими данную тематику (Приложение 3).
Формы работы с дошкольниками могут быть самыми разнообразными: занятия в группе с использованием наглядного материала, беседы воспитателя, экскурсии, прогулки по городу, в лес, на речку, в поле и т.д.
Детям нужна правдивая, убедительная информация, которая захватила бы ребят и заставила самих думать, рассуждать, делать правильные выводы. Восприятие такой информации, как показала практика, будет более полным и глубоким, если она будет подкреплена зрительным образом, рисунком. Ребенок, посмотрев рисунок, сопоставляет изображенное в нем с тем, что видит сам в жизни. Он получает возможность реально оценивать ситуацию, рассуждать, анализировать, учиться наблюдать. При этом сама картинка становится более понятной и доступной, она как бы входит во внутренний мир ребенка, изменяя его поведение и помогая формированию необходимых навыков, воспитанию привычки правильно пользоваться предметами быта.
Дети сами дают прекрасный фактический материал для бесед. Их творческие рассказы и рисунки всегда привлекают своеобразием видения мира, верностью восприятия мелких реалистических деталей, на которые взрослые зачастую не обращают внимания. Такие беседы оставляют у детей яркие впечатления, оказывая большое эмоциональное воздействие. На занятиях можно использовать экспозиции детских рисунков, подобрав их по тематике и хорошо оформив.
Воспитателю надо так построить беседу, чтобы в ходе ее ребенок открывал для себя что-то новое, интересное, а порой и загадочное. Это интригует ребят, а неожиданные смешные моменты ассоциируются с различными ситуациями из их собственного опыта. Обычно все дети активно участвуют в беседе. Примеры из жизни хорошо убеждают их в реальности представленного сюжета, его достоверности и типичности. Дети рассуждают, спорят, доказывают, делают полезные для себя выводы. После обсуждения каждой травмоопасной ситуации воспитатель побуждает детей высказывать свои предложения о том, как можно избежать этой ситуации, в чем ошибки персонажа сюжета. В конце беседы после рассматривания иллюстративного материала дошкольники подводятся к самостоятельному выводу — как вести себя в аналогичной ситуации, какие принять меры предосторожности. По окончании занятия для закрепления информации спрашивают детей, что им больше всего понравилось из выставки картинок или рисунков.
Использование наглядности способствует более прочному усвоению материала и формированию у дошкольников понятия о детском травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить тяжесть детских травм и снизить их число до минимума. Дети учатся управлять своим поведением дома, на улице, во дворе, в детском учреждении, в общении с живыми объектами. Дети, хорошо информированные о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях, стараются не рисковать в подобных случаях, сдерживают свои желания и даже останавливают других детей, когда те в результате шалости могут получить повреждение.
Оборудование и материалы
Основным оборудованием для проведения занятий с детьми являются серии картин, изображающих различные опасные ситуации из жизни детей. В зависимости от местных условий, климата, а также времени года можно дополнить тему иллюстрациями и примерами из жизни детей, проживающих в данной местности.
Большую помощь в изготовлении рисунков могут оказать родители, шефствующие организации и школьники.
Темы для рисунков или иллюстраций могут быть самыми различными: «Ушибы упавшими сверху предметами», «Падения с высоты», «Опасные ситуации при катании на велосипеде (самокате)», «Ранения острыми предметами» и другие в соответствии с приведенной выше классификацией и местными условиями.
Работа детского сада с семьей
Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей. В семье ребенок делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки.
Проводя работу с родителями, необходимо помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Важно убедить родителей в том, что они могут обучить детей избегать опасные ситуации, влекущие за собой получение травмы. Нужно построить работу так, чтобы родители задумались над этой проблемой и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка.
Не следует диктовать родителям, как им поступать, и декларировать известные истины. Необходимо доходчиво разъяснять те факты, которые лежат в основе поведения, у истоков детских травм, убедить в том, что многое можно предотвратить.
Нужны знания о психологических особенностях и физиологических возможностях ребенка на всех возрастных ступенях дошкольного возраста, которые являются предпосылками поведения ребенка в окружающем мире, но при этом необходимо учитывать и местные условия.
Таким образом, работа с родителями должна строиться с учетом возраста детей и ориентироваться на конкретную аудиторию, а не вообще на родителей.
Прежде всего, необходимо определить учебно-воспитательные задачи. Главными из них являются:
расширение знаний родителей о психофизиологических особенностях ребенка данного возраста, его поведения в окружающей среде;
воспитание чувства ответственности, наблюдательности, внимания, предусмотрительности, осторожного обращения с ребенком;
формирование представлений о наиболее частых, типичных ситуациях в жизни детей данного возраста; какие и когда возможны повреждения;
обучение необходимым приемам оказания первой помощи пострадавшему ребенку;
чем и как заниматься с ребенком дома.
Тема детского травматизма — деликатная. Чтобы ее раскрыть, необходим особый подход, хороший иллюстративный конкретный материал, отработанная методика преподнесения информации.
Знакомя родителей с общими педагогическими и медицинскими требованиями, необходимо учитывать специфику той или иной семьи, каждого ребенка, но при этом могут возникнуть такие вопросы, обсуждение которых следует проводить не при широкой аудитории, на общем собрании, а в индивидуальной беседе.
Необходимо систематически проводить с родителями беседы о возможных случаях травматизма в помещениях, на улице, у реки, об опасности игры с огнем, о правилах поведения на дорожно-транспортных магистралях. Нужно объяснить родителям, какие последствия влекут за собой падения с высоты, отравления, серьезные ранения, ожоги, избегая в беседе сугубо медицинских терминов.
Многие родители приводят пострадавших детей к хирургу после того, как сами лечили повреждения (ушибы, ожоги, укусы, ссадины), а некоторые совсем не обращаются за медицинской помощью, обходясь домашними средствами. В таких случаях необходимо информировать родителей о правильном оказании первой помощи при повреждениях, указать, когда необходимы прививки от столбняка, и дать другие рекомендации.
Предлагая родителям рекомендации, чем и как заниматься с ребенком дома, обязательно нужно обратить внимание на то, что у ребенка-дошкольника мышление образное. Ему недостаточно одного объяснения, так как у детей нет необходимого опыта и они не представляют себе в полной мере последствия своих поступков. Детям нужен наглядный материал, показ. Рисовать профессионально не обязательно, достаточно просто изобразить опасную ситуацию и прокомментировать ее, а затем вместе с ребенком сделать правильный вывод. Дошкольники с удовольствием раскрашивают контурные копии, объясняя при этом содержание сюжета своим младшим братьям и сестрам. Можно постепенно приучить ребенка быть внимательным, аккуратным, отучить от дурных привычек (грызть ногти, карандаши, ручки и т.д.), обучить правильному обращению с бытовыми приборами, ножом и многими другими полезными вещами, которые при неправильном использовании могут стать чрезвычайно опасными.
Беседуя с родителями, желательно использовать диапозитивы с изображением типичных опасных ситуаций.
Не следует перегружать аудиторию информацией, надо использовать лишь ту, которая делает материал интересным, привлекающим вниманием, а главное — убедительным и запоминающимся.
Работу с семьей воспитателям следует вести совместно с родительским активом. Хорошо, если в состав родительского комитета войдут родители врачи, сотрудники ГАИ, педагоги и другие специалисты.
В условиях сельской местности, где дошкольники начинают рано и самостоятельно общаться с природой, а также при выездах на дачу, загородную прогулку возможны отравления детей ядовитыми растениями и грибами. Поэтому перед началом летнего сезона воспитатель или медицинский работник проводит с родителями и детьми беседы на данную тему, дает советы, как научить ребят отличать полезные для здоровья человека растения от вредных, съедобные грибы от несъедобных. Кроме того, надо объяснить детям, что необходимо быть предельно внимательными при общении с живыми объектами природы, так как возможны укусы насекомых, змей.
Необходимо особо предостеречь родителей от предоставления детям излишней самостоятельности при купании в водоемах, катании с ледяных горок на санках, коньках, прогулках в лес без присмотра старших.
При поступлении ребенка в школу заботу о нем в значительной мере берет на себя школа. Однако это не снимает ответственности с родителей, так как дети очень восприимчивы к личному примеру окружающих их людей, а родителей — в особенности.
Оформление уголка по профилактике травматизма
В каждой возрастной группе рекомендуется оформить уголок по предупреждению травматизма у детей. Это может быть красиво оформленный стенд или папка-передвижка с рекомендациями для родителей. Материалы должны периодически меняться в зависимости от времени года, так как детский травматизм отличается сезонностью.
Например, весной чаще бывают ожоги пламенем от костров, которые разжигаются с целью уничтожения мусора во дворах. Укусы собак чаще всего регистрируются в мае. Выпадения из окон, падения с балконов также чаще встречаются весной, когда открываются окна после зимы. Летом — падения с велосипедов, самокатов, качелей, со стогов сена; утопления. Осенью — падения с деревьев при сборе фруктов; орехов; переохлаждения. Зимой — падения с санок, при катании на лыжах, коньках; ушибы шайбой во время игры в хоккей, снежками, кусками льда; падения в прорубь, обморожения.
Оформление стендов должно быть ярким, красочным, хорошо иллюстрированным, привлекающим внимание. Стенд можно разместить в вестибюле или раздевальной комнате той или иной возрастной группы, где часто бывают родители.
Когда дети из-за невнимательности, шалости или непослушания получают травмы непосредственно в детском саду, такие случаи следует отразить в «Молнии» и поместить на какое-то время на стенде или в методическом кабинете.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ
Гальченко В. Приключения пожарного. М., 1974.
Житков Б. Помощь идет. М., 1981.
Житков Б. Первая тревога. М., 1981.
Маршак С. Пожар. М., 1969.
Маршак С. Рассказ о неизвестном герое. М., 1986.
Маршак С. Кошкин дом. М., 1986.
Михалков С. Дядя Степа. М., 1969.
Островский Б. С огнем не шутят. Киев, 1979.
Толстой Л. Пожарные собаки. М., 1969.
Толстой Л. Косточка. М., 1986.
Фирсов Т. Куда спешат красные машины. М., 1974
</article>