Инструкция по сохранению жизни в спасательной шлюпке

  1. Спасательные шлюпки и плоты. Действия при оставлении судна и способы выживания.

Основные спасательные
средства коллективного пользования —
это шлюпочное
устройство
,
включающее шлюпки
и катера,
спасательные
плоты,
а
также механизмы для их спуска и подъема.

На морских судах
предусматривается наличие как минимум
одной моторной дежурной шлюпки, (со
скоростью не менее 4-6 уз.) для немедленного
использования в случае падения человека
за борт или для сбора спасательных
шлюпок и плотов на воде.

Количество
посадочных мест в шлюпках на судне с
каждого борта должно быть достаточным
для размещения в них всех людей,
находящихся на судне.

Исключения могут
делаться для отдельных, уникальных
судов или для уникальных рейсов, например,
перевозка паломников, когда обеспечить
всех пассажиров посадочными местами в
спасательных шлюпках невозможно.

Спасательные
шлюпки

являются основным
спасательным средством

на морских судах и могут быть открытого
или закрытого
типа.

Спасательные
шлюпки открытого типа

должны иметь запас плавучести, позволяющий
удерживаться на плаву в полностью
залитой шлюпке со снабжением и находящимися
в ней людьми. Основные недостатки
открытых шлюпок — возможность их заливания
и плохая защита спасающихся от
экстремальных температур и атмосферных
осадков

Закрытые
самовосстанавливающиеся шлюпки

имеют преимущества и в последнее время
находят все большее применение. В их
конструкции используются пассивное
или активное
самовосстановление.
В первом случае восстановление происходит
за счет формы надводной части шлюпки и
положения ее ЦТ, во втором — за счет
перетекания жидкого балласта из днищевого
отсека в несимметричный бортовой. Люди
пристегиваются к сидениям ремнями,
чтобы в случае опрокидывания при спуске
они не получили травм и чтобы не изменялось
положение ЦТ шлюпки.

Шлюпки с автономной
системой воздухоснабжения

устроены так, чтобы обеспечить при
закрытых входах и отверстиях нормальную
работу двигателя не менее 10 мин, и чтобы
воздух оставался безопасным и пригодным
для дыхания.

Огнезащищенные
спасательные шлюпки

обеспечивают безопасность находящихся
в них людей в течение не менее 8 мин,
находясь на воде в зоне охватывающего
ее со всех сторон огня. Обычно такие
шлюпки комплектуются системой водяного
орошения.

Максимальная
вместимость спасательной шлюпки не
превышает 150 человек, а ее полная масса
с людьми и снабжением 20,3 т. Шлюпки
вместимостью 60—100 человек должны быть
либо моторными, либо с механическим
приводом на гребной винт, вместимостью
более 100 человек — только моторными.

Спасательные
плоты
, наряду
со шлюпками, находят применение на
морских судах. Они бывают жесткими и
надувными.

Материалом для
жестких плотов служат легкие сплавы
или пластмассы.

Плоты снабжаются
камерами плавучести, их грузоподъемность—4—12
человек. Широкого распространения
жесткие плоты не получили из-за своей
громоздкости.

Надувные плоты
(ПСН)

пассажировместимостью 6—25 человек в
походном положении хранят в контейнерах,
занимающих мало места.

Быстро приводить
их в готовность можно двумя способами.

В первом случае
экипаж освобождает от крепления
контейнеры и сбрасывает их в воду.

Во втором случае
освобождение контейнера происходит
автоматически за счет срабатывания
гидростата, когда тонущее судно
погружается в воду. Обладающий
положительной плавучестью контейнер
всплывает, его створки раскрываются,
пусковой линь, закрепленный одним концом
на палубе судна, включает систему
газонаполнения, которая приводит плот
в рабочее (надутое) состояние за 1—3 мин,
в зависимости от температуры окружающего
воздуха.

Посадка осуществляется
либо с воды (люди прыгают за борт и вплавь
добираются до плота), либо, реже, с помощью
специальных трапов.

Основные недостатки
этих плотов

— необходимость прыгать в воду, иногда
с большой высоты; на плот люди попадают
в мокрой одежде, что при низкой температуре
воздуха может привести к переохлаждению
и гибели. В последнее время созданы
плоты новых конструкций: они надуваются
на палубе судна, здесь же проводится
посадка людей, затем с помощью кран-балки
их спускают за борт.

Всем плотам
присущ общий недостаток

невозможность активного перемещения,
поскольку они не оборудованы двигателями.

Аварийный радиобуй
либо сбрасывается экипажем с терпящего
бедствие судна, либо всплывает после
его гибели. В воде он автоматически
включается и передает сигнал бедствия,
содержащий сведения о судне (его тип,
название, государственная принадлежность),
характере бедствия и времени, прошедшем
с начала аварии.

На случай аварии
на судах предусмотрены различные
средства спасения: спасательные круги,
жилеты, костюмы, шлюпки и надувные плоты.

Установлен порядок
пользования ими, который доводят до
сведения пассажиров.

Первая проблема,
встающая при кораблекрушении — паника.

Командир и члены
экипажа

обязаны
подавить ее любыми средствами
.
Это должен быть неожиданный и сильный
раздражитель: звук, боль, личный пример,
угроза и т.п. Паника редко начинается
сразу у нескольких человек, зачинщиком
обычно становится один
.
Поэтому лучшее средство от неорганизованной
попытки спасения — упреждающее
внимание к потенциальным паникерам.

Расчеты показывают,
что вероятность
спасения при организованном оставлении
судна выше, чем при паническом, от 4 до
47 раз (
в
зависимости от спасательного плавсредства).

Решение об
оставлении судна принимает только
капитан
.

Посадка в шлюпки
и на плоты производится только по команде
с мостика.

Например — при
гибели парохода «Эри», перевозившего
иммигрантов в Чикаго из-за незнания
английского языка, на котором капитан
отдавал команды, и паники на грани
безумия, погибли
242 пассажира из 250.

Предварительные
меры защиты

— необходимо продумать пути эвакуации.
Причем нужно учитывать паникующую
толпу, затопления, крен судна, темноту,
пожары, задымления и т.д.

В первую очередь
предоставляются места женщинам, детям,
раненым и старикам.

При аварии
необходимо трезво оценивать ситуацию
.
Например лучше потерять полминуты,
чтобы взять фонарь и спас. жилет, чем
выиграть время, но заблудиться и утонуть
в темноте отсеков судна.

Суда как правило
сразу не тонут, всегда есть немного
времени
.

Поэтому каждому
надо стараться:

надеть
больше одежды
,
включая перчатки, берет, сверху — защитный
костюм из водонепроницаемой ткани;

взять
личные лекарства,

деньги, документы, спички, зажигалку

правильно
надеть спасательный жилет;

стараться
остаться сухим и не получить травм

пересаживаясь на шлюпку или надувной
плот

— если вынуждены
прыгать, то желательно в
воду
, с высоты
не более 5
метров
,
закрыв рот
и нос
одной
рукой, второй крепко держась
за жилет
;

плыть
только к спасательному средству
,
так как в воде с каждый движением
увеличиваются потери тепла

— если позволяют
обстоятельства, погрузить одеяло,
дополнительные одежды, аварийное радио,
питьевую воду,

— собрать все
обломки, которые могут пригодиться.

Во время и после
аварии четко
выполнять все требования капитана
,
экипажа или старшего по спас. судну.

Опыт кораблекрушений
показывает, что в
основе этических правил лежит
целесообразность
.

В конечном счете,
это вопрос оптимальной стратегии
действий, при которой выигрывают все.
Капитан в
любом случае покидает
судно последним.

Стрессоры
выживания, которые должен принять в
расчет командир
,
— боль, жажда, голод, переутомление и
страх в условиях холода, жары или
одиночества. Организуя жизнь потерпевших,
надо помнить, что от 50 до 75% впадут в
буйную истерику или прострацию и лишь
12-25% смогут действовать разумно и
решительно
.
Опираясь на них, нужно немедленно оказать
помощь пострадавшим и поддерживать
порядок.

После отхода на
безопасное расстояние всем
спасательным средствам необходимо
объединиться

и удерживаться
в месте гибели судна,

для этого следует поставить плавучий
якорь и освободить водяные карманы,
равномерно перераспределить по
спасательным средствам людей, запасы,
снабжение назначить на плоту или шлюпке
старшего и организовать несение вахты.

Если есть обоснованная
надежда достичь берега

или выйти на судовые пути пытаться
поступать так
.
Относительную близость берега можно
определить по появлению на воде веток
с листьями, по поведению некоторых видов
чаек и т.д.

Действовать
согласно инструкции по сохранению жизни
на спасательном плоту.

Общее представление
о картине действий при кораблекрушении

дает сводная таблица процедур по
выживанию.

В первые 24 часа:

— помочь потерпевшим
при посадке;

— перерезать линь;

— спустить плавучий
якорь;

— обеспечить связь
с другими плавсредствами;

— закрыть входные
отверстия спасательного плота, если
холодно или бурное море;

— надуть днище
плота;

— проверить, нет
ли утечек. Закрыть пробками;

— принять таблетки
от морской болезни;

— собрать воду;

— проверить, чтобы
все снаряжение было надежно закреплено
во избежание потери в случае опрокидывания;

-в холодном климате
делать упражнения; чтобы сберечь тепло,
нужно держаться вместе.

А также: выставить
вахтенного, спасательные средства
подготовить к использованию. В первые
24 часа могут пить только больные и
раненые.

Спустя 24 часа:

— часто проветривать
плот;

— в жарком климате
спускать днище днем и надувать ночью.
Днем увлажнять одежду. Смачивать водой
наружную оболочку тента, чтобы снизить
температуру внутри плота;

— держать ноги по
возможности сухими. Поднимать ноги и
двигать ими регулярно, сняв обувь;

— вахтенные должны
защищаться от обморожения или солнечных
ожогов, прикрывая все участки кожи;

— сохранять дымовые
шашки и ракеты до момента, когда будет
реальная возможность, что они будут
замечены;

— поручить одному
человеку их применение. Не применять
их все вместе в надежде обнаружить себя;

— прежде чем собирать
дождевую воду из соответствующих
отсеков, убедитесь, что там нет солевых
осадков;

— сохранять жидкость
в организме, сокращая бесполезные
движения. Для сокращения потоотделения
увлажнять одежду днем и защищаться от
солнца;

— строго рационировать
воду: 500-600 миллилитров на человека,
поделенные на многочисленные малые
дозы с самой большой дозой вечером;

— никогда не пить
морскую воду или мочу;

— есть только
аварийный запас.

— не есть морских
рыб или птиц за исключением вынужденной
необходимости или если не имеется
достаточного запаса питьевой воды;

— в холодном климате
одежда с умерших снимается и делится
между выжившими.

— алкоголь сильно
затрудняет выживание как в холоде, так
и жаре и без питья средний взрослый
человек может оставаться в живых от 3
до 10 дней.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Каждый год в морях и океанах по разным причинам погибает 200—250 судов различных возрастов и типов. В настоящее время все члены экипажей судов проходят обучение на берегу по вопросам борьбы с пожаром, по оказанию первой медицинской помощи, по борьбе за живучесть судна, по спасательным средствам и способам личного выживания в экстремальных условиях.

Однако далеко не все относятся с должным вниманием к изучению и отработке действий по вышеперечисленным темам. В этом я убеждаюсь каждый раз, когда провожу заседание Государственной квалификационной комиссии по судомеханикам. А ведь знание своих действий в экстремальных ситуациях поможет вам сохранить свою жизнь.

Для моряка судно — это его дом в море, и свой дом надо уметь защищать от всех бед: пожара, затопления, потери остойчивости и пр. А если судно пассажирское, то экипаж отвечает и за безопасность пассажиров, которых он должен спасать в первую очередь.

К сожалению, бывают такие ситуации, когда все усилия экипажа по спасению судна положительных результатов не дают, и тогда капитан подает команду: «Экипажу оставить судно!». По этой команде экипаж должен действовать согласно судовому расписанию по тревогам, где расписаны действия каждого члена экипажа.

Высадка с судна, погрузка в спасательные средства, организация жизни на спасательных средствах имеют очень важное значение для выживания. Трудно представить более сложную и опасную для человека ситуацию, чем та, когда он оказывается вдруг в спасательном средстве во власти морской стихии.

Далеко не все люди, оказавшиеся в такой ситуации, способны к активным и целесообразным действиям. Только 12-25% сохраняют самообладание, быстро оценивают обстановку и действуют решительно и разумно. Именно на эту часть людей командиру спасательного средства необходимо возложить обязанности по оказанию помощи нуждающимся и осуществлению других необходимых действий.

Международной морской организацией разработаны рекомендации по выживанию при кораблекрушении. Ниже приведены основные из них на различных этапах оставления судна.

Высадка с судна

  • Надеть побольше одежды (особенно в холодных широтах), головной убор, перчатки, поверх всего — водонепроницаемый или теплозащитный костюм.
  • Правильно надеть спасательный жилет.
  • Высадиться в спасательное средство по возможности сухим.
  • Если будете вынуждены прыгать, то делать это желательно с высоты не более 5 метров, крепко держась за жилет.
  • Попав в воду, плыть только к спасательному средству.

Если позволяют обстоятельства, надо погрузить в спасательные средства одеяла, дополнительную одежду, еду, питьевую воду, аварийное радио.

С собой можно взять документы, спички или зажигалку, личные лекарства, деньги. Все другие предметы и личные вещи брать с собой запрещено.

Первоочередные действия после посадки в спасательные средства в первые 24 часа

  • Первым действием после посадки в спасательные средства, направленным на выживание спасающихся, является отход от борта судна. Оставаясь у борта судна, шлюпка может быть разбита волной о борт, камеры плавучести плота могут быть повреждены, спасательные средства могут быть втянуты в воронку, образующуюся в месте затопления судна. Рекомендуется отходить на минимально безопасное расстояние, ориентировочно равное длине корпуса судна. Когда все спасающиеся сели в спасательную шлюпку или плот, то отходят от судна на гарантированно безопасное расстояние в зависимости от ситуации и учета опасных факторов (например, взрыв топливных танков, опасного груза и т.п.).
  • Следующее первоочередное действие — осмотреться в шлюпке (плоту), проверить отсутствие повреждений, утечек воздуха с камер плота, устранить их, убедиться в надежном закрытии сливных отверстий в шлюпке и пр.
  • Оказать первую помощь пострадавшим. В этой страшной ситуации оставления гибнущего судна уже могут быть люди нервнопотрясенные, раненые, с переломами, кровотечениями, ожогами и т.д.
  • Сдать опасные предметы командиру спасательного средства, а также сдать дополнительно взятые кем-либо воду, пищу, сигареты, спички и т.п.
  • Отойдя от борта судна, поставить плавучий якорь.
  • Спасательные средства связать между собой фалинями длиной более 10 метров.
  • По возможности более равномерно распределить людей по спасательным средствам.
  • Определить очередность несения круглосуточной вахты наблюдения за поверхностью воды, горизонтом, воздушным пространством, а также очередность дежурства внутри спасательного средства и охраны запасов воды и пищи.
  • Принять таблетки от морской болезни.
  • Проверить, чтобы все снаряжение было надежно закреплено во избежание потери в случае опрокидывания.
  • В холодном климате делать упражнения; чтобы сберечь тепло, держаться вместе.
  • Всем спасательным средствам держаться вместе и находиться у места гибели судна, если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути. Необходимо беречь запасы топлива для шлюпочного двигателя.

Спустя первые 24 часа

  • Часто проветривать плот и шлюпку.
  • В жарком климате спускать днище плота днем и надувать ночью. Днем увлажнять одежду. Смачивать водой наружную оболочку тента.
  • Держать ноги по возможности сухими. Регулярно поднимать ноги и двигать ими, сняв обувь.
  • Вахтенные должны защищаться от обморожения или солнечных ожогов.
  • Сохранять дымовые шашки и ракеты до момента, когда появится реальная возможность, что их заметят.
  • Поручить их применение одному человеку. Не применять их все вместе в надежде обнаружить себя.
  • Сохранять жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для сокращения потовыделения увлажнять одежду днем.
  • Строго рационировать воду: 500-600 мл в день на человека, поделенные на многочисленные малые дозы с самой большой дозой вечером.
  • Никогда не пить морскую воду.
  • Питаться только аварийным запасом пищи. Не есть морских рыб и птиц, если нет достаточного запаса питьевой воды.

В добавление к этому надо отметить, что без питья средний взрослый человек может оставаться в живых от 3 до 10 дней. При рационе 500—600 мл воды в сутки разумно действующий взрослый человек способен продержаться даже в тропиках не меньше 10 дней без серьезных изменений в организме. Без пищи можно прожить месяц и более.

В условиях выживания жизненной установкой каждого должно быть: «Жизнь продолжается до тех пор, пока не потеряна вера в спасение. Если мне суждено погибнуть, то пусть это случится как можно позже, а за это время должна и может прийти помощь».

Французский врач Ален Бомбар, пересекший в 1952 году Атлантический океан на надувной лодке за 65 суток без запасов воды и пищи, писал: «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха».

Коллеги-механики, мне не довелось оставлять судно и выживать в спасательном средстве. Мне хочется, чтобы и вы избежали этого, но море есть море, и все может быть. Надеюсь, что, прочтя этот раздел, вы станете более защищенными и сможете сберечь себя, выжить в сложной и опасной ситуации, потому что только береженого Бог бережет.

01

Со знанием дела

Более 20 лет опыта, специалисты компании работали в российских и международных организациях морской индустрии.

02

Сотни партнеров

Доверили нам десятки тысяч проектов в России и по всему миру. Минимизируем риск судовых операций и повышаем безопасность судоходства.

03

Гарантия качества

Предоставляем услуги высочайшего качества и гарантируем конечный результат в рамках нашей системы менеджмента качества.

Установить прямо с сайта

« Назад


Инструкции по сохранению жизни в спасательных средствах 22.01.2021 10:33

С целью повышения безопасности на судах Вашему вниманию предлагается информация по требованиям к спасательным средствам. 

В соответствии с требованиями МК СОЛАС, Глава 3, Правило 34 и Кодексом ЛСА (LSA Code):

в каждом спасательном плоту должны иметься:

  • инструкции по первоочередным действиям (Правило 4.1.5.1.23, instructions for immediate action);
  • инструкции по сохранению жизни (Правило 4.1.5.1.22, instructions on how to survive).

09.03.LSS-sm

в каждой спасательной шлюпке должны иметься:

  • инструкции по сохранению жизни (Правило 4.4.8.4, survival instructions or manual).

09.01.LSS-sm

С целью выполнения требований МК СОЛАС и Кодекса ЛСА (LSA Code) наша компания предлагает Вам разработку соответствующих инструкций по действиям в спасательных шлюпках и плотах, разработанные в соответствии с положениями ИМО Резолюции А.657(16):

02.08.01.00-ISM-titul

Дополнительно, нашей компанией разработаны судовые плакаты по действиям в спасательных шлюпках и плотах:

02.43.LSA-Liferaft Immediate Action-sm  02.44.LSA-Liferaft Survival Instructions-sm   02.45.LSA-Lifeboat Survival Instructions-sm

1.

Для перехода к следующему
слайду, нажмите на левую
клавишу мыши

2. Учебный центр специалистов морского транспорта

• СПАСЕНИЕ
НА МОРЕ
• Сохранение жизни в
спасательном
средстве

3. В СООТВЕТСТВИИ С МИНИМАЛЬНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ К КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ СПОСОБОВ ЛИЧНОГО ВЫЖИВАНИЯ ЛИЦ РЯДОВОГО СОСТАВА, ПО

СПАСАТЕЛЬНЫМ ШЛЮПКАМ,
СПАСАТЕЛЬНЫМ ПЛОТАМ И ДЕЖУРНЫМ
ШЛЮПКАМ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМСЯ
СКОРОСТНЫМИ,
ПЕРСОНАЛА ПАССАЖИРСКИХ СУДОВ РО-РО,
И ПАССАЖИРСКИХ СУДОВ ИНЫХ, ЧЕМ РО-РО
МК ПДНВ -78
А-VІ/1-1; А-VІ/1-2; А-VІ/2-1; А-V/2; А-V/3;

4.

5.

Ориентировка и наблюдение в море. Если по каким-либо причинам компаса
нет или он неисправен, то направление можно определить другими способами.
В северном полушарии точное направление на север указывает Полярная
звезда. В тропиках обоих полушарий линия, проведенная через большую ось
созвездия Южный Крест, указывает направление на юг. Положение Солнца
около 13 ч местного времени указывает на юг. В высоких широтах летом
Солнце дважды в сутки указывает на юг — около 13 ч и 01 ч местного времени.
Весной и осенью направление восток — запад можно с допустимой
погрешностью определить по восходу-заходу Солнца.
В течение определенного времени после аварии направление можно
определить по направлению зыби и волн, которое было известно до аварии
судна. В районах постоянных ветров (муссонов и пассатов) можно с
достаточной точностью ориентироваться по направлению ветра. Например, в
Атлантическом океане: в северном полушарии на протяжении 1000 миль вдоль
западных берегов Африки работает северо-восточный пассат, а в южном
полушарии — юго-восточный; в северной части Индийского океана ориентиром
может служить направление муссонов.
Появление на поверхности воды веток с листьями свидетельствует об
относительной близости берега. Отдельное неподвижное кучевое облако на
чистом
горизонте
указывает
на
наличие
острова
вулканического
происхождения или лагуны атолла. Чайки, олуши и фаэтоны не удаляются от
берега больше чем на 150 миль и перед заходом Солнца возвращаются к
берегу. Наблюдая за ними, можно судить о близости берега и направлении к
нему.

6.

7. ПТИЦЫ ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ВДАЛИ ОТ БЕРЕГА

• а – морские
ласточки;
• б – буревестники;
• в – водорезы;
• г — глупыши

8.

9.

СОХРАНЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В СПАСАТЕЛЬНОМ СРЕДСТВЕ
Психологический аспект выживаемости. Для человека бедствие на море — понятие, скорее всего
психологическое. Среди ночи (это более тяжелый вариант) он просыпается от громких звонков тревоги,
выбегает на палубу и видит вокруг только мглу, окутавшую океан. В течение нескольких минут из тепла
и уюта каюты, из грез сновидений человек брошен в холодную воду океана, где надо будет собрать все
силы и доплыть до шлюпки или плотика и взобраться в них.
Многочисленные исследования показывают, что далеко не все люди, оказавшиеся в экстремальной
ситуации, способны к активным разумным действиям: 50 — 75 % потерпевших катастрофу внешне
относительно спокойны, но находятся в состоянии психологического или физического стресса,
ошеломлены, и не в состоянии принимать необходимые решения и действовать; 12— 25 % впадают в
истерическое состояние, проявляющееся в сильном возбуждении и необъяснимых поступках или,
наоборот, в подавленности и полной неспособности к действию; только 12—25 % быстро оценивают
обстановку и, сохраняя самообладание, начинают действовать разумно и решительно — именно эта
часть пострадавших и может обеспечить спасение всех потерпевших аварию.
Через некоторое время нервный стресс у большинства людей проходит, они адаптируются к реальным
условиям, в которых находятся, и начинают разумно и энергично действовать.
Выживаемость потерпевших зависит от множества субъективных и объективных факторов:
психического состояния (эмоциональной устойчивости, воли к жизни); физического состояния
(тренированности, обученности, выносливости и пр.); погодных условий (температуры и влажности
воздуха, волнения моря, осадков и пр.).
В наиболее сложные условия попадает потерпевший, оставшийся в море один, так как для человека
общественная форма существования является нормой, как в обычных, так и в экстремальных условиях.
Будучи изолированным, от своего социального окружения силой обстоятельств, человек испытывает
психологический дискомфорт, а в состоянии неопределенности — сильный стресс. Одиночество
порождает страх, человек теряет веру в спасение, происходит деформация личности, что приводит к
искаженному восприятию действительности.
История многих морских катастроф свидетельствует о том, что немало людей погибло в море, не
израсходовав запасов воды и пищи, не реализовав возможности на спасение — их убил страх.
Среди всех остальных факторов выживания основное значение имеет моральный фактор.
Состояние одинокого человека в море определяется стрессами выживания: страхом, одиночеством,
переутомлением, жаждой, холодом, жарой.

10.

11.

Вероятность спасения терпящих бедствие в море достаточно велика, но многое зависит
от самих потерпевших, которые должны мобилизовать всю силу духа, чтобы преодолеть
страх.
Для сохранения жизни в спасательном средстве и для того, чтобы спасающиеся в нем
успешно перенесли плавание в открытом море, необходимы: дисциплина, полное
доверие друг к другу, бодрость и твердая убежденность в преодолении всех трудностей.
Ответственным лицом за моральное и физическое состояние спасающихся в
спасательном средстве является его командир. Если в спасательном средстве не
оказалось командного состава, который смог бы возглавить это средство, то обязанности
старшего берет на себя старшина. Если ни один из спасающихся не имеет специальной
подготовки, то командира спасательного средства выбирают.
Все распоряжения командира должны выполняться беспрекословно. Он обязан
заботиться о безопасности всех спасающихся; определить им место в спасательльном
средстве и обязанности каждого из них (кроме больных); выработать единый распорядок
на сутки и контролировать точное его выполнение; распределять пищевой рацион и воду
и контролировать их выдачу; обеспечить уход за больными и ранеными; для сохранения
энергии спасающихся использовать весла или ручной привод гребного винта лишь, в
крайнем случае, отдавая предпочтение движению под парусами либо отстаиваясь на
плавучем якоре. Четкая организация жизни в спасательном средстве помогает
поддерживать высокий моральный дух, сохранять бодрое настроение и избежать страха.
Среди спасающихся, могут оказаться малодушные или люди с неустойчивой психикой.
Нужно воздействовать на них силой коллектива, пресекая элементы проявления паники,
ссор, уныния, эгоизма, находя каждому занятие.
По возможности, следует разнообразить обязанности, вводить дополнительные занятия,
которые мобилизуют внимание большей части спасающихся. Например, ведение
вахтенного журнала может стать коллективным занятием. Зная, что вахтенный журнал
является свидетельством поведения при спасании, члены экипажа будут контролировать
свои поступки. В вахтенном журнале записывается название покинутого судна, дата,
район и причины аварии, фамилия, имя, отчество и адрес каждого спасающегося,
важные ежедневные события, рацион пищи и воды, расход запасов и т. п.

12.

13.

14.

Ловля рыбы — полезное занятие не только как средство пополнения
пищевого рациона, но и как средство благотворного воздействия на нервную
систему, особенно при вынужденных остановках во время штиля.
Рекомендуется поощрять все попытки спасающихся изобрести способы
пополнения запасов воды и пищи.
К основным мерам по сохранению человеческой жизни в спасательном
средстве, которые должны быть предприняты командиром, относятся
следующие.
Предотвращение морской болезни. Рвота лишает желудок ценной влаги,
которая должна поглощаться организмом. Поэтому сразу же после отхода от
борта аварийного судна все спасающиеся должны принять средства для
предупреждения морской болезни (таблетки аэрона или другие средства).
Все страдающие морской болезнью и плохо чувствующие себя в дальнейшем
должны принимать одну таблетку утром, полтаблетки в середине дня и
полтаблетки вечером. Больше двух таблеток в день принимать не
рекомендуется, так как аэрон, может вызвать ощущение сухости во рту, но
это не означает, что потребность организма человека в воде увеличивается.
Подбирание плавающих предметов с судна. Следует использовать все
возможности, чтобы подобрать плавающие на воде предметы, которые
могут оказаться полезными как во время нахождения в спасательном
средстве, так и в случае, если спасательное средство будет выброшено на
берег. В спасательные надувные плоты не следует брать предметы с
зазубренными и острыми краями.
Изъятие всякого оружия. Всякое оружие, включая пиротехнические
средства, топоры, ножи, колющие предметы и т. п., должно быть, передано
на хранение командиру спасательного средства.

15.

Защита спасающихся от переохлаждения и жары. После размещения спасающихся в
спасательном средстве следует установить съемное штормовое укрытие или использовать
шлюпочный чехол, брезент, паруса, одеяла для защиты от брызг, холода или жары. Не
следует снимать мокрую одежду в холодную погоду, она быстрее высохнет на человеке, если
он находится в тепле. Промокших следует укрыть от ветра, посадив под чехол или парус так,
чтобы они могли прижаться друг к другу, делать простые упражнения кистями рук сгибатьразгибать ноги в лодыжках и т. п., не давая, друг другу уснуть, пока не просохнет одежда. В
очень холодную погоду руки следует держать под мышками, а ноги хорошо согреваются,
если они будут располагаться на животе другого человека под одеждой.
В жаркую погоду, по возможности, не следует перегреваться и нужно стараться избегать тех
условий, которые могут способствовать, выделению тепла и потере влаги. Если отсутствует
специальное штормовое укрытие, то чехол шлюпки может быть использован как навес для
защиты от солнца, однако таким образом, чтобы в спасательное средство проникал воздух.
Частое смачивание навеса будет поддерживать прохладу в спасательном средстве, а
смачивание одежды спасающихся и сохранение ее сырой в течение дня — прохладу тела.
Все хозяйственные дела должны быть закончены до наступления дневного зноя, и все
спасающиеся, кроме вахтенных, должны находиться в состоянии полного покоя, расслабить
насколько возможно мускулатуру, чтобы сохранить энергию и прохладу. Солнечные лучи
могут быть опасны даже в облачные дни, так как люди в спасательном средстве испытывают
действие не только прямых лучей солнца, но и отражаемых поверхностью воды. Вахтенный,
не находящийся в тени, должен быть одет, а на голове должна быть свернута из полотенца
или рубашки чалма, защищающая шею и части лица от ожогов, а глаза — от солнечного
блеска.
Купание с борта не рекомендуется, так как при этом расходуется энергия. Большую
прохладу телу, чем купание, дает влажная одежда. К вечеру, до захода солнца, вся одежда и
спасательное средство должны быть тщательно просушены.
После входа в спасательный надувной плот из холодной воды можно снять и отжать
одежду. Тепла, выделяемого находящимися на плоту людьми, достаточно для согревания.
Двойной тент плота и надувное днище хорошо защищают от потерь тепла даже в холодную
погоду.

16.

17.

Затем нужно закрыть оба входа в плот, оставив небольшое отверстие для свежего воздуха.
Если на плоту мало людей, им следует прижаться друг к другу, чтобы быстрее согреться.
Организация вахтенной службы и распределение обязанностей. На спасательном средстве
должна быть организована круглосуточная вахта, состоящая не менее чем из двух человек.
Спасающихся равномерно размещают между носовыми и кормовыми частями спасательного
средства. Заместитель командира спасательного средства должен взять на себя заботу о
находящихся в носовой части, а командир — в кормовой. Между всеми спасающимися (кроме
больных) должны быть распределены обязанности как по поддержанию живучести
спасательного средства, чистоты и порядка в нем, так и по заполнению свободного времени
спасающихся. Они обязаны: вести круглосуточное посменное наблюдение за водной
поверхностью и воздухом; подавать сигналы бедствия; работать на веслах, ручном приводе
гребного винта и руле; вычерпывать воду; убирать и поддерживать чистоту, ухаживать за
больными и ранеными и оказывать им помощь; распределять рационы питания и воды и
оказывать помощь при их выдаче; изготовлять снасти и ловить рыбу, собирать питьевую воду,
вести вахтенный журнал, а на надувном плоту — дополнительно осматривать плот через 2—3
ч и подкачивать, при необходимости, его воздухом, осушать, регулировать температуру и
вентиляцию.
Организация наблюдения за водной поверхностью, воздухом, связь.
Вахта должна вести непрерывное круглосуточное наблюдение за водной поверхностью и
воздухом. В распоряжении вахтенных должны быть днем гелиограф, сигналы которого в
солнечные дни видны на расстоянии до 20 миль, а ночью ручной сигнальный фонарь,
направленный луч которого виден на большие расстояния. Ручным сигнальным фонарем
можно подавать прерывистые сигналы или сигналы азбуки Морзе (на — плотах азбука Морзе
нанесена на внутренней поверхности тента); при этом точка передается короткой, а тире —
более продолжительной вспышкой (1 — 2с). Следует подавать международный сигнал
бедствия: три точки, три тире, три точки. Пиротехнические средства используются, как
правило, только в ночное время. Их необходимо иметь всегда в полной готовности, чтобы не
пропустить благоприятной возможности привлечь к себе внимание судов, самолетов и
вертолетов. Запас пиротехники в спасательном средстве ограничен, поэтому ее следует
использовать с полной эффективностью. Если судно, самолет или вертолет приближаются, то
пиротехнические средства используются, по возможности, на минимальных расстояниях до
них.

18.

19.

Пиротехника применяется только с разрешения командира в соответствии с
иллюстрационной таблицей спасательных сигналов, имеющейся в каждом спасательном
средстве. Правила пользования пиротехническими средствами изложены в инструкциях,
напечатанных на корпусах ракет, фальшфейеров и плавучих дымовых шашках.
На дуге спасательного надувного плота имеется электрическая лампочка в прозрачном
колпачке. Ее свет виден на несколько миль. Прерывистые световые сигналы лучше
привлекают внимание, чем постоянно горящие. Поэтому следует периодически прикрывать
лампочку ладонью. Израсходованные водоналивные батарейки, питающие лампочку
(находятся в воде около входа), могут быть
заменены запасными или снятыми со
спасательных жилетов (нагрудников). Перед опусканием в воду с батареек необходимо
снять герметизирующую их ленту красного цвета.
Для подачи звуковых сигналов на спасательных средствах пользуются свистками.
Звуковые сигналы целесообразно давать в тумане и при плохой видимости.
Организация выдачи пищи и воды.
Выживание при недостатке пиши и воды. Человек может длительное время обходиться без
пищи при сохранении нормальной физической и психической активности.
В условиях голодания включаются защитные реакции, снижающие интенсивность обмена
веществ, а для восполнения энергии организм человека начинает расходовать свои
внутренние резервы. Нормальный человеческий организм при массе 70 кг располагает
энергетическими резервами около 690 тыс. кДж. Суточные энергозатраты человека,
находящегося в состоянии покоя, составляют приблизительно 7500 кДж, следовательно, за
40 суток будет израсходовано 300 тыс. кДж, или 45 % всех резервов, что является
пределом, за которым человек погибает. В первую очередь расходуется жировая клетчатка,
затем мышечная ткань и ткань внутренних органов, при этом головной мозг, сердце и
легкие остаются в неприкосновенности, что обеспечивает нормальную сердечнодыхательную и умственную деятельность.
Если человека обеспечить дневным рационом питания, калорийность которого составляет
2000 кДж, то он сохраняет физическую и умственную работоспособность в течение двух
недель и более. Согласно требованиям Международной Конвенции СОЛАС-74 на
спасательном средстве должен находиться запас продуктов калорийностью не менее
10 000 кДж на каждого человека.

20.

Человеческий организм на 65 % состоит из воды, потеря им 10 % влаги вызывает
глубокие необратимые изменения и может привести к гибели. При обезвоживании
организма начинается процесс загустевания крови, нарушается солевой баланс и обмен
веществ, повышается перегрев. Наибольшую опасность для человека представляет
перегрев, так как при этом сильно растут водопотери (табл. 1.).
Как видно из табл. 1., даже простые способы защиты (смачивание одежды забортной
водой и применение тентов) значительно снижают водопотери организма.
При увеличении водопотерь человек начинает испытывать жажду, которая переносится
значительно тяжелее, чем чувство голода. При нахождении на спасательном средстве
субъективное чувство жажды усиливается — дополнительным раздражителем служит
морская вода.
Таблица 1. Водопотери человеческого организма.
Условия, в которых находится
человек
Температура, °С
Водопотери, мл/ч
Обнаженный на солнцепеке
45-50
420
В сухой одежде на солнцепеке
50-57
370
В сухой одежде в тени
43-45
230
Во влажной одежде на
солнцепеке
42-49
170

21.

Пределом выживаемости человека при отсутствии пищи в нормальных условиях
является период 50—70 сут.
Способность человека к выживанию повышается при ежедневном приеме 60—70 г легко
усваиваемых углеводов (сахара, витаминизированных конфет), которые способствуют
задержке белков в организме.
Пределом выживаемости человека без воды в нормальных условиях является период 14
сут, который при высокой температуре окружающего воздуха может резко сократиться.
Для выживания человека достаточно 0,5 л воды в сутки.
Пищевой рацион на спасательных средствах судов морского флота состоит из
сгущенного
молока
с
сахаром,
печенья,
ириса
и
карамели
леденцовой
витаминизированной. При употреблении этого рациона организму человека требуется
минимальное количество воды. Расфасованные в полиэтиленовые пакеты и алюминиевые
тубы продукты можно хранить продолжительное время.
Пищевой рацион должен быть, по возможности, уложен в кормовой части спасательной
шлюпки и находиться под контролем командира. Суточный рацион пищи и воды
устанавливает командир, а их распределением строго по норме занимаются специально
назначенные им люди.
Пища и вода раздаются только по приказанию командира, открыто для всех, согласно
установленному распорядку, по возможности три раза в день. При восходе солнца, в
полдень и при заходе солнца. При раздаче пищи и воды спасающихся следует вызывать в
порядке очередности, по списку. Каждый из них должен иметь свою кружку или банку.
Никому не следует давать добавочных порций воды, особенно тем, кто пьет морскую воду
и этим ухудшает свое положение. Если позволяют условия, можно выдавать добавочные
порции воды больным и раненым. Прежде чем делать глоток воды, рекомендуется
держать ее долго во рту; пить ее следует, не ополаскивая рот. Ни в коем случае нельзя
пить морскую воду (или даже полоскать ею рот), которая не только усиливает жажду, но
очень вредна и может в короткое время вызвать нарушение нервной системы и смерть.
Табак и алкогольные напитки усиливают жажду. В тропиках необходимо избегать
лишних движений,
меньше находиться под палящим солнцем, чтобы уменьшить
потовыделение.

22.

Чтобы с большей пользой для организма использовать сухари, их
следует разломать, кусочки положить в карман и грызть в течение всего
дня, при желании их можно размачивать в порции воды. Сгущенное
молоко можно намазывать на сухари или разбавлять водой, но лучше
всего его есть без воды за час до ее выдачи. Всю пищу следует сосать или
есть, медленно разжевывая. Вареную или сырую рыбу и птицу нужно
съедать как можно скорее после того, как она поймана. Не рекомендуется,
есть рыбу, не покрытую чешуей, с жабрами, покрытыми слизью, или
рыбу с дряхлым мясом, а также икру и молоки рыб. Свежую рыбу можно
есть сырой. Мясо рыбы становится вкуснее, если его нарезать полосками
и высушить на солнце. При этом для нормального ее переваривания в
желудке человека потребуется около двух частей воды на одну часть
рыбы по массе.
Все морские птицы съедобны. Ловить их можно на большой рыболовный
крючок, поддерживаемый на плаву. Летучая мышь, упавшая в
спасательное, средство, является хорошей пищей. Если имеются
недостаточные запасы воды, то рыбу не следует, есть, так как она для
переваривания требует много воды.
Любая пища вызывает жажду, поэтому, если воды недостаточно, то
нужно уменьшить и количество пищи. В первый день никому не следует
выдавать воду, кроме больных. В последующее время дневная норма
воды не должна превышать 400 — 500 г, даже если запасы достаточны.
При холодной или умеренной температуре можно уменьшить и эту норму.
Ответственный за раздачу должен вести запись выданного им
количества и остатка пищи и воды, чтобы командир в любое время мог
оценить положение с их запасами.

23.

Сбор питьевой воды. При остром недостатке или полном отсутствии
воды следует воздерживаться от приема пищи, пока не будет
добыта вода. Для пополнения запасов питьевой воды необходимо
использовать все возможности. Спасающиеся должны участвовать
в сборе дождевой воды, для чего могут быть использованы
шлюпочный чехол, брезент, паруса, а также кружки, консервные
банки или какой-либо плотный, но гнущийся материал. Во время
дождя следует заполнить водой все имеющиеся сосуды и выпить
как можно больше дождевой воды. Вся дождевая вода, собранная
с помощью шлюпочного чехла, брезента, паруса, назначается для
общего потребления и сливается для хранения в любые
подходящие сосуды, а оставшуюся воду можно поровну
распределить как дополнительный рацион. В высоких широтах
запас воды можно пополнить за счет многолетнего опресненного
льда, который имеет голубоватый оттенок в отличие от молодого
льда с молочносерым цветом.
В снабжении некоторых типов спасательных средств имеются
солнечные дистилляторы. К ним прилагаются инструкции для
использования. В тропиках дневная производительность таких
дистилляторов составляет около 1 л. Поэтому с первых же часов
пребывания в спасательном средстве следует пользоваться
дистилляторами для пополнения запасов питьевой воды.

24.

Пополнение пищевого рациона. Пищевые запасы могут быть пополнены ловлей рыбы и птиц
на рыболовные принадлежности, имеющиеся в снабжении спасательных средств. Число
рыболовных принадлежностей можно увеличить за счет предметов, находящихся в
спасательном средстве. Для изготовления лески могут быть использованы нитки из брезента,
парусины или капронового линя, а для изготовления крючков — перочинный нож, монеты и т.
п. Большинство рыб, пойманных далеко в море, съедобны. Небольшое исключение
составляют рыбы, которые имеют острые шипы и колючие лучи спинного плавника или
раздуваются. Ядовитые рыбы окрашены в желто-серый либо в черный цвет с красноватыми
пятнами. Даже хорошо проваренные или прожаренные ядовитые рыбы содержат яд.
Резервом пищи могут служить все морские водоросли, за исключением нитевидных или с
мелкими веточками водорослей, которые могут содержать раздражающие вещества. Для
проверки приготовления к употреблению водоросли следует размять в руках. Если они
издают резкий кислый запах, то их в пищу употреблять нельзя.
Устранение повреждений спасательных средств. Для устранения водотечности спасательной
шлюпки щели можно законопатить ватой или тканью из одежды спасающихся. При обрыве
снастей в свежую погоду необходимо немедленно убрать паруса до сращивания снастей.
Промедление с уборкой парусов при обрыве снасти может привести к поломке мачты. В этом
случае надо наложить на мачту шину из весел и принайтовить ее бензелями. Повреждение
камер плавучести спасательного надувного плота приводит к выходу газа. Отверстия в камере
могут появиться вследствие прокола ее острыми плавающими предметами. Спасающиеся
могут повредить плот подошвами ботинок, подбитыми гвоздями. При обнаружении проколов
или разрывов следует вставить в них аварийную пробку, зажать металлической заглушкой,
затем подготовить и приклеить заплату, как указано в инструкции, имеющейся в пакете с
ремонтными материалами. После наложения заплаты нельзя туго надувать плот в течение
суток. Давление газа в надувных камерах может колебаться вследствие разности дневных и
ночных температур. При повышении давления часть газа может утечь через
предохранительные клапаны. Подкачку камер, если в этом есть необходимость, можно
произвести ручным мехом или даже надуть ртом через впускные клапаны. Неисправный
предохранительный клапан может стравливать газ сверх необходимых пределов, в
результате чего надувные отсеки плота становятся мягкими. В этом случае необходимо
перекрыть предохранительный клапан пробкой, прикрепленной к нему на штерте.

25. ЯДОВИТЫЕ РЫБЫ

• а – скорпион;
• б – дикобраз;
• в – жаба;
• г – камень;
• д – пила;
• е – скат;
• ж – зебра.

26. САМОДЕЛЬНЫЕ РЫБОЛОВНЫЕ СНАСТИ

27.

Для предотвращения повреждения спасательного надувного плота
необходимо убедиться, что на нем нет предметов, которые могут его
повредить (консервных банок с острыми краями, выступающих
гвоздей и скоб на обуви спасающихся и т. п.). Следует принять
меры, чтобы твердые предметы не терлись длительное время при
качке о поверхности надувных частей плота, что может привести к
стиранию
резинового
слоя
и
к
потере
герметичности.
Пиротехнические средства следует зажигать только за бортом плота
(над водой) и с подветренной стороны, чтобы не прожечь плот
пламенем и искрами.
Общие меры предосторожности. Спасающиеся в спасательном
средстве обязаны находиться в спасательных жилетах или
нагрудниках при достаточном их количестве. Нельзя купаться и
опускать в воду ноги и руки, чтобы не пострадать от акул. При
сильной качке и ветре следует размещаться в спасательном
средстве равномерно, не скапливаться на одном борту. Если
необходимо оставить спасательное средство, то, спрыгнув в воду,
следует прикрепиться к нему концом, чтобы не отстать при его
сильном дрейфе во время ветра. При буксировке плота судном
спасающиеся должны размещаться таким образом, чтобы примерно
1/3 их находилась в одной его половине и 2/3 — в другой.

28.

29. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ

а — сигнал, передаваемый на частоте 2181
кГц (радиотелефон) троекратно (МЭЙ-ДЭЙ,
МЭЙ-ДЭЙ, МЭЙ-ДЭЙ,);
6 -сигнал, передаваемый на частоте 500 кГц
(радиотелеграф) троекратно
(SОS,SОS,SОS);
в — ракета однозвездная. выбрасывающая
поочередно красные звезды,
продолжительность горения б с;
г — парашютная ракета красного цвета,
высота 300 м, продолжительность горения
40 с;
д — шашка дымовая, оранжевое дымовое
облако, продолжительность горения 3 мин;
е — ракета-граната звуковая (звук с
интервалом 1 мин);
ж — непрерывно звучащий туманный сигнал
(горн);
з — флаги NС из международного свода
сигналов;
и — квадратный флаг и шар (или наоборот);
к— пламя горящей в бочке жидкости;
л — медленное опускание и поднимание рук;
м— сигналы, принятые РЛС

По сигналу тревоги по оставлению судна члены экипажа и пассажиры должны прибыть на места сбора, которые, как правило, находятся вблизи мест установки коллективных спасательных средств.

Места сбора могут быть изменены из-за большого крена, заливания палубы, наличия огня или задымленности и т. п.

Для указания маршрутов эвакуации по судну размещаются фотолюминесцентные указатели с символами или надписями белого или желтого цвета на зеленом фоне. Указатели обозначают также места расположения спасательных средств, выхода из помещения и т. п.

Перед выходом необходимо одеться в соответствии с климатическими условиями и погодой, рассчитывая на самый худший вариант. В условиях умеренных и низких температур нужно надеть теплую, желательно шерстяную одежду (теплое белье, свитеры), теплые носки, куртку с водонепроницаемым верхним слоем, шерстяные перчатки, прочную закрытую обувь и головной убор. Нельзя надевать обувь на высоких каблуках. Нужно взять с собой личные документы, очки, самые необходимые лекарства. К месту сбора каждый должен выходить с закрепленными за ним индивидуальными спасательными средствами (спасательным жилетом, гидротермокостюмом).

Сбор членов экипажа должен осуществляться:

  • при численности экипажа до 15 человек – в течение 3 минут;
  • при численности от 15 до 50 человек – в течение 4 минут;
  • при численности более 50 человек – в течение 10 минут.

Четкость, быстрота и согласованность действий при выходе к местам сбора по тревоге отрабатывается на учениях по оставлению судна. Члены экипажа должны твердо знать, по каким маршрутам и через какие выходы они должны попадать к местам сбора, уметь ориентироваться на судне в полной темноте.

Выделенные члены группы охраны порядка и безопасности по команде с мостика проверяют пути эвакуации, докладывают на мостик, какие проходы свободны или загромождены, при необходимости освобождают проходы.

Организуется доставка и погрузка в спасательные средства одеял, дополнительных запасов воды, продовольствия, пиротехнических средств. Члены экипажа, за которыми закреплены соответствующие обязанности, доставляют с мостика носимую радиостанцию, автоматический радиобуй, радиолокационный ответчик.

Командиры шлюпок и плотов и их заместители проверяют по спискам наличие людей, расписанных на эти спасательные средства. Списки должны также иметь заместители командиров шлюпок и плотов. На местах сбора и при посадке в коллективные спасательные средства особенно велика роль соблюдения порядка и дисциплины. Командир шлюпки или плота должен показывать пример собранности и уверенности в своих действиях, пресекать проявления паники и растерянности.

Спасательные жилеты и гидротермокостюмы надевают по команде с мостика. Командир плота или шлюпки и его заместитель проверяют правильность надевания. Старший помощник капитана и старший механик организуют контроль за тем, чтобы никто из людей не остался в жилых или служебных помещениях судна.

Конвенция СОЛАС-74 предписывает, чтобы либо на коллективных спасательных средствах, либо на пульте управления их спуском или вблизи них были размещены плакаты с нанесенными на них символами, наглядно изображающими действия при посадке в шлюпки или плоты, спуске их на воду и использовании их оборудования.

Отход спасательных средств от борта судна

Для отхода шлюпки от борта нужно незначительно переложить руль от борта судна, отдать фалинь и дать ход. Однако отход спасательной шлюпки или спасательного плота от борта тонущего судна осложняется тем, что шлюпки и плоты спускаются, как правило, с подветренного борта и после спуска на воду оказываются в ветровой тени судна.

Шлюпка с гребным винтом фиксированного шага правого вращения может отходить от правого борта судна как в нос, так и в корму. От левого борта судна шлюпка может отходить только на переднем ходу, так как на заднем ходу корма шлюпки будет не отходить от борта судна, а наоборот, прижиматься к нему.

Чтобы отсоединить плот от тонущего судна, надо обрезать пусковой линь (фалинь) ножом с закругленным лезвием и плавучей рукояткой, закрепленным около входа в плот вблизи места крепления коренного конца фалиня.

Командир спасательного плота назначает двух гребцов, которые садятся у входа под тент и работают веслами, отводя плот от гибнущего судна. Когда плот отойдет от судна на достаточное расстояние, отпускают штерты, подтягивающие балластные карманы.

Действия спасающихся в коллективных спасательных средствах после отхода от гибнущего судна

На внутренней стороне тента спасательного плота напечатана инструкция по первоначальным действиям, которая расположена так, чтобы ее можно было прочитать при
свете электрической лампочки, автоматически загорающейся при надувании плота. Инструкция напоминает, что должен сделать экипаж плота в первую очередь:

  • организовать поиск и спасание людей, оказавшихся в воде; плавающим в отдалении нужно бросать спасательное кольцо, прикрепленное к плавучему линю, и подтягивать к входу плота;
  • после отхода от судна убедиться, что плавучий якорь находится в воде;
  • закрыть входы плота, отрегулировав их так, чтобы обеспечивалась защита от непогоды и вентиляция в подтентовом помещении;
  • вскрыть упаковку со снабжением, достать и прочитать инструкцию по сохранению жизни на спасательном средстве.

Инструкция предусматривает, что необходимо установить командира плота.

Если среди спасающихся не оказалось командира или его заместителя, указанных в расписании по тревогам, то обязанности командира принимает на себя старший по должности и наиболее опытный из находящихся на борту коллективного спасательного средства членов экипажа.

Действия спасающихся в коллективных спасательных средствах после отхода от гибнущего судна

Воду с днища плота надо удалить, используя плавучие черпаки, насухо протереть днище губкой, входящей в комплект снабжения. При необходимости создать тепловую изоляцию от забортной воды надувают днище плота воздухом с помощью ручного меха. Если в подтентовое пространство проник из камер углекислый газ, нужно проветрить помещение.

Командир плота обеспечивает оказание первой медицинской помощи спасающимся, получившим травмы, и больным.

Аналогичные действия осуществляются и в спасательной шлюпке. В ней также имеется инструкция или руководство по сохранению жизни.

Командир плота или шлюпки распределяет обязанности между членами экипажа коллективного спасательного средства. Он назначает вахтенных, которые должны осуществлять наблюдение за окружающей обстановкой, поручает наблюдателям докладывать о любых обнаруженных плавающих предметах; те из них, которые могут оказаться полезными, поднимают на борт.

Ведется постоянное наблюдение за состоянием плота. В штормовых условиях необходимо обеспечить постоянное наблюдение за шторками входов в спасательный плот и готовность к заделыванию входов при их разрыве; разрушение входа ударом волны может привести к заполнению водой подтентового помещения и гибели людей.

Выделяются лица, ответственные за сохранность запасов питьевой воды и пищи, за сбор дождевой воды, за ловлю рыбы и т. д. Нужно установить санитарные нормы для сохранения обитаемости спасательного средства.

Командир обязан вести дневник, в который заносится список людей, оказавшихся на борту плота или шлюпки, а также сведения обо всех происходящих событиях.

Необходимо подготовить и использовать имеющиеся на борту плота или шлюпки средства для обнаружения: выставить и закрепить радиолокационный отражатель или задействовать радиолокационный ответчик, включить в работу аварийный радиобуй. Пиротехнические средства следует использовать для привлечения внимания и подачи сигналов бедствия тогда, когда есть надежда, что они будут замечены.

Экипаж спасательного средства должен подготовиться к действиям при подходе судна-спасателя, взятию на буксир или подъему на борт спасателя и спасанию с помощью вертолета.

Как правило, после оставления гибнущего судна на спасательной шлюпке или спасательном плоту, когда нет реальной надежды добраться до ближайшего берега или района интенсивного судоходства, самое разумное – оставаться на месте аварии, где будут искать потерпевших бедствие. Шлюпки и плоты нужно собрать в одном месте; дежурные
шлюпки или моторные спасательные шлюпки буксируют к этому месту плоты. Для самостоятельного передвижения плота используются гребки (плавучие весла). Можно также забрасывать в нужном направлении как можно дальше плавучий якорь, собранный в комок, а затем подтягиваться за дректов.

Шлюпки и плоты соединяют друг с другом фалинями или буксирными линями, которые наращиваются другими имеющимися прочными концами и вытравливаются на полную длину, чтобы избежать обрыва при волнении. Для уменьшения дрейфа выпускается плавучий якорь, а на плотах открывают днищевые балластные карманы.

Высадка шлюпки и плота на берег

Подход к берегу и высадка на него представляют собой особенно опасную для спасающихся ситуацию, так как в полосе прибоя шлюпка и плот могут быть перевернуты и разрушены ударами о прибрежные скалы и рифы.

Если имеется такая возможность, следует избегать высадки на скалистые участки. При подходе к берегу удерживать шлюпку перпендикулярно фронту волны. Подготовить к отдаче плавучий якорь, нарастив его дректов имеющимися прочными концами.

Когда расстояние до берега будет приблизительно равно длине дректова, опустить плавучий якорь и несколько сместить центр тяжести шлюпки в направлении, противоположном берегу.
Постепенно потравливать дректов, а если шлюпка начинает разворачиваться лагом к волне, удерживать его, чтобы не допустить разворота.

При сближении с берегом нужно стремиться удерживать шлюпку на пологом склоне крупной волны. Следование к берегу на гребне волны особенно опасно, так как оконечность шлюпки при этом резко опускается, что приводит к удару о грунт и опрокидыванию шлюпки.

Приближаясь на волне к береговой черте, нужно максимально увеличить скорость хода с тем, чтобы шлюпка была выброшена на берег как можно дальше.

На спасательном плоту для выброски на берег нужно также опустить плавучий якорь и потравить дректов на всю длину. Люди на плоту должны разместиться на середине плота и как можно ниже. Надувной спасательный плот имеет малую осадку, и поэтому он скользит по поверхности воды, что уменьшает опасность ударов о грунт.

Спасание людей вертолетом

Для спасания людей вертолетом нужно подготовить на аварийном судне посадочную площадку, освободив это место от антенн, натянутых тросов и других предметов,
за которые могут задеть лопасти винта вертолета или зацепиться спущенный с него трос. Вблизи от площадки установить вымпел для указания направления ветра.

Для предотвращения скольжения вертолета после посадки следует застелить площадку грузовой сетью из пенькового троса, которая должна быть прочно закреплена. Место посадки обозначить буквой «Н», выложенной белыми полотнищами. В темное время суток подсветить место посадки, вымпел, мачты, трубы, рубки, но так, чтобы освещение не ослепляло пилота. До посадки вертолета люди должны быть удалены с площадки. Судно сохраняет постоянными курс и скорость, если только от командира вертолета не последуют другие указания.

Если посадка вертолета на судно невозможна, то вертолет может принимать людей в режиме зависания. С вертолета спускается на тросе приспособление для подъема людей: спасательная корзина, спасательный пояс или иное.

Во избежание поражения статическим электричеством, заряд которого может достигать 250 000 В, не следует дотрагиваться до спущенного с вертолета металлического троса с подъемным приспособлением, пока он не заземлится, прикоснувшись к металлическим
частям судна или к воде.

В подъемное устройство одновременно размещается только такое число людей, какое указано с вертолета. В зависимости от типа устройства человек фиксируется в нем поясным ремнем, лямками с карабином и т. п. Если на судне нельзя выбрать место, безопасное для зависания над ним вертолета и подъема людей, рекомендуется спустить на воду надувной спасательный плот и спасающимся перейти на него. Плот удерживать на фалине в 40–50 м от судна, подъем людей осуществлять с плота.

Оказание помощи терпящему бедствие судну

При оказании помощи терпящему бедствие судну капитан обязан, прежде всего, принять все меры для спасения людей. Эта операция выполняется безвозмездно. Спасание судна, груза и другого имущества производится лишь с согласия капитана бедствующего судна, при условии заключения договора о спасании.

До подхода к аварийному судну необходимо наладить с ним связь, выяснить положение и подготовить все аварийно-спасательные средства к предстоящим действиям, составить примерный план действий, размещения спасенных людей и оказания им медицинской помощи.

Для снятия людей с гибнущего судна при помощи шлюпки судноспасатель выходит на наветренную сторону гибнущего судна и спускает подветренную шлюпку. Пока шлюпка производит снятие людей, судно-спасатель переходит на подветренную сторону аварийного судна, чтобы дать возможность шлюпке со спасенными людьми возвратиться по ветру и волне.

Если состояние погоды не позволяет спустить шлюпку, то спасение людей значительно осложняется. В этом случае линь подают другими способами, например при помощи линеметательных аппаратов или при помощи поплавка.

Для снятия людей с гибнущего судна может быть использован спасательный плот. Для этого судно-спасатель буксирует плот на длинном буксирном тросе, медленно пересекая курс гибнущего судна под его кормой и маневрируя таким образом, чтобы приблизить буксирный трос к судну и дать возможность экипажу этого судна поднять его на палубу, а вслед за тем подтянуть плот к борту на подветренной стороне. При успешном осуществлении такой операции можно посадить людей на плот и отправить их на судно-спасатель. В случае необходимости
операцию повторяют.

Для снятия людей с судна, потерпевшего аварию у берега, может быть использована канатная переправа.

Оказание помощи судну терпящему бедствие в море

Хорошим средством для подъема людей на борт судна-спасателя является сетка. По сетке могут одновременно подниматься несколько человек, при этом имеется возможность оказания помощи физически слабому человеку или раненому, т. к. с обеих сторон могут подниматься другие люди, оказывающие ему помощь. Кроме того, необходимо использовать штормтрапы, рекомендуется также вдоль борта расставить людей с бросательными концами, при этом на подаваемой части линя должны быть завязаны беседочные узлы.

Литература

Матрос морского судна — Шарлай Г. Н. [2014]

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как в сбербанк бизнес онлайн продлить полномочия директора пошаговая инструкция
  • Кумкумади крем для лица инструкция индия
  • Сервис мануалы для принтеров эпсон
  • Majezik flurbiprofen инструкция на русском таблетки от чего
  • Эколаб антибиотик инструкция по применению взрослым в таблетках