Инструкция
Инструкция по содержанию искусственных сооружений
Обозначение: | Инструкция |
Обозначение англ: | Instruction |
Текущий статус документа: | действует |
Название документа рус.: | Инструкция по содержанию искусственных сооружений |
Дата актуализации текста: | 01.12.2013 |
Дата введения: | 28.12.1998 |
Область применения: | Инструкция регламентирует содержание искусственных сооружений (мостов, путепроводов, эстакад, виадуков, тоннелей, водопропускных труб, лотков, галерей, селеспусков и т.д.), расположенных на железнодорожных линиях независимо от класса железнодорожных путей (путей), на которых осуществляется движение поездов с наибольшими установленными скоростями: пассажирских — до 140 км/ч, рефрижераторных — до 120 км/ч, грузовых — до 90 км/ч. |
Разработан: | ВНИИЖТ МПС НИИ мостов Департамент пути и сооружений |
Утверждён: | 28.12.1998 МПС РФ (Russian Federation Ministry of Railroads ) |
Издан: | Издательство Транспорт (1999 г. ) |
Нормативные ссылки: |
|
Скачать Инструкция
2.1. За всеми без исключения искусственными
сооружениями на протяжении всего периода
их эксплуатации должен производиться
систематический надзор, включающий:
осмотры, осуществляемые обходчиками
железнодорожных путей и искусственных
сооружений; текущие осмотры, периодические
осмотры; обследования и испытания;
специальные наблюдения и другие осмотры,
осуществляемые в порядке, установленном
настоящей Инструкцией.|
При проведении осмотров особое внимание
необходимо обращать на слабые
элементы сооружений; на места, в которых
образование тех или иных дефектов
наиболее вероятно; на элементы и узлы,
имеющие дефекты, существенно снижающие
их грузоподъемность.
2.2. Осмотр искусственных сооружений
обходчиками железнодорожных путей и
искусственных сооружений, а при их
отсутствии — бригадирами пути или
квалифицированными монтерами пути,
производится в порядке и сроки,
установленные Инструкцией по текущему
содержанию железнодорожного пути.
При выявлении неисправностей, угрожающих
безопасности движения поездов (повреждение
сооружений негабаритными грузами,
разрывы элементов металлических
пролетных строений, подмывы и внезапные
деформации опор, сплывы конусов, вывалы
камней из обделки тоннелей, лопнувший
рельс и т.п.), обходчик обязан оградить
опасное место установленным порядком,
немедленно доложить о случившемся
дорожному или мостовому мастеру и
принять возможные меры к устранению
неисправностей.
Порядок обслуживания больших мостов и
тоннелей обходчиками железнодорожных
путей и искусственных сооружений
устанавливается местной инструкцией,
утверждаемой начальником дистанции
пути.
2.3. Обходчики железнодорожных путей и
искусственных сооружений при содержании
мостов и тоннелей обязаны:
следить за состоянием всех элементов
мостового полотна (мостовых брусьев,
металлических поперечин, железобетонных
плит безбалластного мостового полотна,
охранных приспособлений, уравнительных
приборов и уравнительных рельсов,
рельсовых замков разводных мостов и
других);
проверять и подтягивать лапчатые болты,
шпильки плит безбалластного мостового
полотна, крепление противоугонных
(охранных) уголков и брусьев, контруголков
(контррельсов), уравнительных приборов,
рельсовых замков разводных мостов;
очищать от грязи, снега и льда рельсовый
путь, уравнительные приборы, рельсовые
замки разводных мостов, мостовое полотно,
элементы пролетных строений в уровне
проезда, не допускать застоя воды в
коробах поясов, на подферменных площадках
и в других местах;
очищать от снега и льда лестницы и сходы
по откосам конусов и насыпей у мостов
и труб перед проходом весенних вод, а
при необходимости и в других случаях;
следить за проходом весенних вод и
ледохода, вести наблюдения за уровнем
воды, за состоянием укреплений конусов
и откосов насыпей;
следить за исправным состоянием смотровых
приспособлений, противопожарного
инвентаря, наполнять бочки водой и ящики
песком;
содержать в чистоте камеры и ниши в
тоннелях, производить их побелку,
скалывать и убирать наледи, образующиеся
на пути, следить за состоянием обделки,
проверять состояние выходов из штолен
и достаточность отепления их в зимнее
время;
на пути в пределах мостов (тоннелей) и
на прикрепленных участках подходов
закреплять и смазывать болты, добивать
костыли, подкреплять противоугоны,
очищать рельсы и скрепления от грязи,
содержать в чистоте поверхность
балластного слоя, обочины земляного
полотна и водоотводные устройства,
своевременно выпалывать траву, не
допускать застоя воды на пути, обочинах
и в кюветах.
Длина участка пути на подходах к мосту
(тоннелю), обслуживаемого обходчиком
пути и искусственных сооружений,
устанавливается начальником дистанции
пути и не должна превышать 500 м с каждой
стороны сооружения.
Обходчики железнодорожных путей и
искусственных сооружений ведут Журнал
обходчика железнодорожных путей и
искусственных сооружений (форма
ПУ-35), в котором, помимо записи о приеме
и сдаче дежурств, заносятся результаты
осмотров и проверок верхнего строения
пути, искусственных сооружений, а также
указываются работы, выполненные
обходчиком во время дежурства.
2.4. Целью текущих осмотров являются:
наблюдение за общим состоянием
искусственных сооружений, выявление
всех неисправностей с выделением
требующих незамедлительного устранения,
определение объема необходимых ремонтных
работ, контроль за выполнением надзора
и содержания обходчиками железнодорожных
путей и искусственных сооружений, а
также инструктирование этих работников.
Текущему осмотру подвергаются все части
искусственных сооружений: рельсовый
путь, мостовое полотно, пролетные
строения, опорные части, опоры; порталы
и обделка тоннелей;
оголовки и звенья труб; конусы насыпи,
русла, включая укрепления, лотки,
регуляционные и берегоукрепительные
сооружения. К текущему осмотру относятся
также наблюдения за режимом водотоков
и за образованием наледей.
2.5. Текущие осмотры искусственных
сооружений осуществляют бригадиры
пути, дорожные и старшие дорожные
мастера, начальники участков, бригадиры
по искусственным сооружениям, мостовые
(тоннельные) мастера, начальники и
заместители начальников дистанций пути
на закрепленных за ними участках,
устанавливаемых начальником дистанции
пути.
Мостовой (тоннельный) мастер или под
его руководством бригадир по искусственным
сооружениям должен производить текущий
осмотр искусственных сооружений в
пределах дистанции пути или закрепленного
ему участка в сроки, устанавливаемые
начальником дистанции пути для каждого
сооружения в зависимости от его состояния,
с учетом следующих требований:
при исправном состоянии железнодорожные
тоннели, металлические, железобетонные
и каменные мосты и трубы нужно осматривать
один раз в три месяца, а деревянные мосты
и трубы, а также пешеходные мосты
(тоннели) — один раз в месяц;
для слабых и дефектных искусственных
сооружений впредь до устранения
неисправностей, угрожающих безопасности
движения поездов, а также для сооружений,
находящихся в ремонте, устанавливаются
более частые сроки осмотров вплоть до
непрерывного наблюдения;
пролетные строения, рассчитанные по
нормам 1907 года и более ранним, а также
с низким классом по грузоподъемности,
нужно осматривать не реже одного раза
в два месяца;
пролетные строения, усиленные сваркой,
а также пролетные строения мостов,
находящиеся в северных условиях и не
отвечающие современным требованиям к
конструкциям северного исполнения,
необходимо осматривать в зимнее время
не реже одного раза в месяц; при этом
отдельные элементы старых пролетных
строений по нормам проектирования 1907
года и ранее, подверженные наибольшим
динамическим воздействиям (продольные
и поперечные балки проезжей части, узлы
прикрепления подвесок и другие) при
температуре наружного воздуха ниже
минус 30°С необходимо осматривать в
более частые сроки, устанавливаемые
начальником дистанции пути в зависимости
от состояния пролетных строений, опыта
их эксплуатации и рекомендаций дорожной
мостоиспытательной станции.
Бригадиры пути, дорожные и старшие
дорожные мастера, начальники участков,
начальники и заместители начальников
дистанций пути (кроме заместителей по
инженерным сооружениям) проводят текущие
осмотры искусственных сооружений в
порядке, установленном Инструкцией по
текущему содержанию железнодорожного
пути. Заместитель начальника дистанции
пути по инженерным сооружениям должен
осматривать все большие и средние мосты,
тоннели и все дефектные сооружения, а
также ремонтируемые сооружения не реже
чем в сроки, установленные начальником
дистанции пути для осмотра этих сооружений
мостовым мастером.
В период ливней и пропуска весеннего
паводка дорожные, мостовые и старшие
дорожные мастера, начальники участков,
бригадиры пути и бригадиры по искусственным
сооружениям должны осматривать и
проверять сооружения по мере необходимости
для обеспечения бесперебойного и
безопасного движения поездов.
2.6. На участках, где наблюдаются сильные
ливни, перед наступлением ливневого
периода и после его окончания, а также
после землетрясений силой 4 балла и
более, проводятся дополнительные
сплошные осмотры искусственных сооружений
начальником дистанции пути (его
заместителем или главным инженером
дистанции пути) с участием мостового
мастера, начальника участка, старшего
дорожного и дорожного мастеров.
2.7. Результаты текущего осмотра
искусственных сооружений с описанием
обнаруженных неисправностей и указанием
объема необходимых ремонтных работ
заносятся мостовыми мастерами и
бригадирами по искусственным сооружениям
в Книгу записи результатов осмотра
искусственных сооружений (ПУ-30), которую
ежемесячно проверяет и подписывает
начальник дистанции пути или его
заместитель.
Заместитель начальника дистанции пути
по инженерным сооружениям также ведет
Книгу записи результатов осмотра
искусственных сооружений.
Наиболее существенные повреждения,
выявленные при текущих осмотрах, а также
результаты осмотров после землетрясений
и сильных ливней, заносятся в Книги
искусственных сооружений.
2.8. Периодические осмотры всех искусственных
сооружений должны производиться
начальником дистанции пути (его
заместителями или главным инженером
дистанции пути) с участием мостового
(тоннельного) мастера, начальника
участка, старшего дорожного и дорожного
мастеров в сроки, установленные
начальником службы пути в зависимости
от состояния сооружений, но не реже двух
раз в год — весной (после прохода высоких
вод) и осенью. При этом один из осмотров
проводится лично начальником дистанции
пути.
При периодическом осмотре детально
проверяется общее состояние искусственных
сооружений (в том числе верхнее строение
пути на сооружении и подходах к нему) с
производством в случае надобности
инструментальных измерений. При этом
выявляются дефекты, требующие устранения,
составляется перечень необходимых
ремонтных работ, выясняется тщательность
надзора за сооружением, проверяется
полнота и качество произведенных ранее
работ, даются указания о порядке
дальнейшего надзора.
Для обеспечения надлежащего качества
периодические осмотры пешеходных мостов
и путепроводов на электрифицированных
участках необходимо осуществлять с
обязательным снятием напряжения с
контактной сети и проводов ВЛ.
Результаты периодических осмотров
оформляются актами, заносятся в Книгу
записи результатов осмотра искусственных
сооружений (ПУ-30), а также в Книги
искусственных сооружений с перечислением
выявленных дефектов и указанием объема
и сроков требуемых ремонтных работ.
Указанные акты и Книги подписываются
руководителем дистанции пути, производившим
осмотр, и мостовым мастером. При выявлении
опасных повреждений, кроме записи в
Книгах искусственных сооружений
составляется отчет или заключение,
представляемое в службу пути.
По результатам периодических осмотров
сооружений должны разрабатываться
утверждаемые начальником дистанции
пути мероприятия по устранению выявленных
неисправностей, дефектов и недостатков
в организации содержания с указанием
сроков и ответственных за выполнение.
Опасные повреждения, угрожающие
безопасности движения поездов и проходу
людей, устраняются немедленно.
2.9. Руководители железных дорог должны
производить периодические осмотры
искусственных сооружений в следующем
порядке.
Наиболее крупные и ответственные
сооружения по перечню, утверждаемому
МПС России, не реже одного раза в год
осматривают комиссии, возглавляемые
заместителем начальника железной
дороги, ведающим путевым хозяйством.
Большие мосты длиной более 200 м,тоннели, а также мосты, имеющие опасные
дефекты или находящиеся под особым
наблюдением по перечню, утверждаемому
заместителем начальника железной
дороги, не реже одного раза в год
осматривает начальник службы пути или
его заместитель по инженерным сооружениям
или главный инженер службы пути с
участием начальника отдела инженерных
сооружений, руководителей отделений и
дистанций пути. При этом наиболее сложные
сооружения должен осматривать начальник
службы пути.
Большие мосты и тоннели, не вошедшие в
указанные перечни, а также средние мосты
с металлическими пролетными строениями,
рассчитанными по нормам проектирования
1907 года и более ранним, и все средние
мосты длиной более 50 м не реже одного
раза в год осматривают заместитель
начальника отделения дороги совместно
с начальником дистанции пути и мостовым
мастером.
Пешеходные мосты один раз в год должны
осматриваться комиссией под руководством
лично заместителя начальника отделения,
а пешеходные мосты, расположенные в
городах по месту нахождения управления
железной дороги, — под руководством
начальника службы пути или его заместителя.
При проведении периодических осмотров
руководителями управлений и отделений
железных дорог наряду с оценкой состояния
сооружений, выявлением дефектов и
разработкой мер по их устранению,
проверяются вопросы организации надзора
и содержания, ведение технической
документации, своевременность устранения
недостатков, выявленных в результате
предыдущих осмотров. Результаты осмотров
оформляются актами, которые прикладываются
к Книгам искусственных сооружений; в
Книгах делается запись о проведенных
осмотрах с указанием даты и лиц,
производивших осмотр.
Копии актов периодических осмотров
сооружений комиссиями, возглавляемыми
заместителями начальника железной
дороги, в двухнедельный срок направляются
в Департамент пути и сооружений МПС
России.
Мероприятия по устранению неисправностей,
дефектов и недостатков в организации
содержания, выявленных при осмотрах
сооружений, должны утверждаться и
контролироваться руководителями,
проводившими осмотр.
2.10. Результаты периодических весенних
и осенних осмотров искусственных
сооружений, меры по улучшению их
содержания и ремонта рассматриваются
по каждой дистанции пути начальником
службы пути (его заместителем или главным
инженером) вместе с отчетом начальника
дистанции пути.
Заместители начальников железных дорог,
ведающие путевым хозяйством, и начальники
служб пути рассматривают результаты
весеннего и осеннего осмотров искусственных
сооружений и меры по улучшению содержания,
ремонта и подготовки к пропуску паводка
с отчетами руководителей дистанций
пути, где имеется значительное количество
слабых и дефектных сооружений или
выявлены серьезные недостатки в
организации содержания и ремонта
сооружений.
2.11. Все искусственные сооружения должны
быть обследованы дорожными
мостоиспытательными станциями при
участии мостового (тоннельного) мастера
по плану, утвержденному начальником
службы пути. При этом большие и средние
мосты со сквозными металлическими
пролетными строениями, спроектированными
по нормам 1907 года и более ранним, а также
пролетные строения с низким классом по
грузоподъемности подвергаются
обследованию (а в необходимых случаях
— испытаниям) не реже одного раза в год;
остальные большие и средние мосты
подвергаются обследованию (а в необходимых
случаях -испытаниям) не реже одного раза
в пять лет.
Все остальные сооружения должны
обследоваться не реже одного раза в 10
лет преимущественно в порядке сплошного
обследования, осуществляемого в целом
по дистанциям пути или направлению. При
этом дефектные и слабые сооружения
обследуются в зависимости от их состояния
в сроки, устанавливаемые начальником
службы пути.
Болтосварные пролетные строения с
герметически замкнутыми коробчатыми
элементами в первый год эксплуатации
должны быть подвергнуты целевому
обследованию мостоиспытательной
станцией для определения качества
герметизации внутренних полостей
коробчатых элементов.
Обследование подводной части опор
ремонтно-обследовательской водолазной
станцией МПС России производится не
реже одного раза в 10 лет по перечню,
утвержденному Департаментом пути и
сооружений МПС России. К обследованию
можно привлекать другие водолазные
станции по согласованию с Департаментом
пути и сооружений МПС России.
Обследование опор сооружений, не вошедших
в утвержденный перечень, а также
внеплановое обследование в случае
появления косвенных признаков повреждения
(трещины в надводной части опор, уходящие
под воду; крены опор; случаи навала судов
и т.п.) производятся по заявкам железных
дорог.
Мостоиспытательные и тоннельно-обследовательская
станции МПС России производят плановые
обследования сооружений по перечню,
утвержденному Департаментом пути и
сооружений МПС России. Кроме того, по
заявкам железных дорог могут производиться
обследования мостов, тоннелей и других
сооружений, не вошедших в утвержденный
перечень.
Контроль за устранением обнаруженных
указанными станциями дефектов и
неисправностей возлагается на
мостоиспытательные станции железных
дорог и тоннельно-обследовательскую
станцию МПС России.
2.12. При обследованиях сооружений
указанные мостоиспытательные и другие
станции служб пути железных дорог и МПС
России должны производить детальный
осмотр всех элементов сооружений, а при
необходимости — инструментальные
измерения, а также проверять тщательность
содержания сооружений, правильность
ведения технической документации и
качество выполненных ремонтных работ.
При каждом обследовании нужно оценивать
состояние, содержание и качество ремонта
сооружения, давать анализ изменений
состояния, устанавливать неисправности
и недостатки, определять необходимые
меры по обеспечению безопасности
движения поездов и нормальной работы
сооружения.
В необходимых случаях, кроме общих
обследований производятся целевые
детальные обследования отдельных частей
сооружения.
2.13. Испытания сооружений должны
производиться: при приемке в эксплуатацию
вновь построенных крупных сооружений,
а также новых и опытных конструкций;
при возникновении в процессе эксплуатации
дефектов в конструкции (в том числе
после аварий), влияние которых трудно
учесть расчетом; при усилении слабых
сооружений с целью выяснения эффективности
усиления в порядке проверки расчетных
предпосылок; в специальных случаях с
целью накопления материала для уточнения
норм проектирования и расчета сооружений.
2.14. О результатах обследования и испытания
составляется подробный отчет или
заключение. Кроме того, на месте должны
быть даны письменные указания о проведении
неотложных мероприятий.
2.15. Дорожные мостоиспытательные станции
должны контролировать устранение
выявленных ими неисправностей и дефектов.
Работники обследовательских и
мостоиспытательных станций МПС России,
железных дорог, а также научных организаций
при выявлении опасных неисправностей
и дефектов обязаны на месте совместно
с руководителями дистанций пути
разрабатывать меры по их устранению и
обеспечению безопасности движения
поездов, незамедлительно докладывать
начальникам отделений и служб пути
железных дорог о характере дефектов и
принятых мерах. Кроме того, они обязаны
телеграфировать в Департамент пути и
сооружений МПС России о неисправностях
по крупным и ответственным сооружениям,
устранение которых не терпит отлагательства,
и принятых мерах.
Требования работников мостоиспытательных
станций железных дорог и обследовательских
станций МПС России по вопросам организации
надзора за состоянием и содержанием
искусственных сооружений, являются
обязательными для выполнения начальниками
дистанций пути.
2.16. Руководители мостоиспытательных
станций дорог и обследовательских
станций МПС России имеют право принимать
решения об ограничениях скорости
движения поездов и пропускаемой нагрузки
по искусственным сооружениям, направленные
на обеспечение безопасности движения
поездов.
Выполнение таких решений должно ими же
лично контролироваться с докладом
службе пути.
2.17. За слабыми и дефектными сооружениями,
а также за опытными и новыми типами
конструкций необходимо вести специальные
наблюдения, целью которых являются:
предупреждение расстройств слабых и
дефектных конструкций, угрожающих
безопасности движения поездов, пропуску
пешеходов по пешеходным мостам или
тоннелям и автотранспорта по автодорожным
путепроводам; уточнение причин появления
неисправностей; выявление конструктивных,
строительных и эксплуатационных
недостатков опытных и новых конструкций
для своевременного их устранения и
недопущения при дальнейшем изготовлении
такого типа конструкций.
Объем и характер наблюдений за слабыми
и дефектными сооружениями устанавливаются
начальником дистанции пути или начальником
мостоиспытательной станции,
производившей обследование, с учетом
конструкции и состояния сооружения, а
также условий эксплуатации (интенсивность
движения поездов, климатические и
погодные условия, характер паводка и
т.д.). По указанию начальника дистанции
пути за дефектными сооружениями может
быть установлено непрерывное наблюдение
с проведением соответствующих измерений
и выполнением необходимых работ.
О всех случаях установления специальных
наблюдений за слабыми и дефектными
сооружениями, принимаемых мерах по уст
ранению неисправностей и отмене
специальных наблюдений начальник
дистанции пути должен незамедлительно
докладывать отделению железной дороги,
а также в службу пути железной дороги.
Наблюдения за опытными типами конструкций
производятся по специальным программам,
разрабатываемым научно-исследовательскими
организациями и мостоиспытательными
станциями и утверждаемым службами пути
железных дорог или Департаментом пути
и сооружений МПС России. |
2.18. К слабым и дефектным сооружениям,
за которыми необходимы специальные
наблюдения, следует относить:
к слабым — сооружения, включая пешеходные
мосты (тоннели) и автодорожные путепроводы,
не обеспечивающие по своему состоянию
и грузоподъемности (прочности и
устойчивости) пропуск обращающихся
поездов и автотранспорта без ограничения
скорости или нагрузки, а также сооружения,
расчетная грузоподъемность (прочность)
которых равна или близка к обращающейся
нагрузке; сооружения, имеющие
нестабилизировавшиеся деформации
отдельных частей или элементов (просадки,
крены и пучение опор мостов, деформации
обделок тоннелей, просадки звеньев труб
и т.д.) или повышенные прогибы и колебания
пролетных строений и опор мостов (в том
числе пешеходных) под нагрузкой;
к дефектным — сооружения, имеющие
неисправности, дальнейшее развитие
которых может понизить несущую способность
конструкции (искривление сжатых элементов
и неисправность их соединительной
решетки, трещины в растянутых элементах
или в растянутой зоне изгибаемых
элементов, трещины в сварных пролетных
строениях, коррозия металла, слабый
бетон, оголение рабочей арматуры, подмывы
опор и другие); железобетонные пролетные
строения с откидными консолями;
сооружения, основные несущие конструкции
которых выполнены с применением балок
типа «Пейне»; конструкции пешеходных
мостов и автодорожных путепроводов из
рельсов со сварными соединениями, а
также старых лет постройки; пролетные
строения, усиленные сваркой; деревянные
мосты и трубы; мосты, трубы и другие
водопропускные сооружения, имеющие
недостаточную водопропускную способность
и подверженные размывам; сооружения,
перегруженные балластом с отклонениями
размеров балластной призмы от нормативов.
2.19. За большими мостами, в том числе за
мостами с разводными пролетами, должен
быть установлен порядок надзора и
содержания с учетом конструктивных
особенностей и состояния сооружений.
Перечень таких сооружений и порядок
надзора за ними устанавливает начальник
железной дороги.
При необходимости служба пути железной
дороги разрабатывает местные инструкции
по содержанию таких сооружений.
|
|
|