Инструкция по пожарной безопасности на автомобильном транспорте

Главное управление МЧС России по Тамбовской области.

Уважаемые коллеги!

Памятка по правилам пожарной безопасности при эксплуатации автотранспортной техники.

Одним из важных требований безопасной эксплуатации автомобилей является соблюдение водителем требований пожарной безопасности. Причинами пожаров в автомобилях является банальный недостаток знаний пожарной опасности отдельных узлов, агрегатов, применяемых горюче-смазочных материалов, невыполнения и несоблюдения правил пожарной безопасности при технической эксплуатации автомобилей, несвоевременного и не в полном объёме проведённого технического обслуживания.

Пожары в автомобилях быстротечны и предоставляют большую опасность для водителей и пассажиров. Обилие электрооборудования и синтетической обшивки салона в случае пожара выделяют большое количество токсичных газов. Наличие огнетушителя в салоне является неотъемлемой частью комплектации автомобиля. Огнетушитель должен быть надёжным и исправным.

Наиболее часто повторяющиеся причины пожара:

В гаражах: неосторожное обращение с огнём; нарушение правил пользования электрооборудованием; проведение электросварочных работ; неисправность электрооборудования и электрической сети; нарушение требований пожарной безопасности при хранении и заправке автомобиля топливом и горюче-смазочным материалом.

В автомобиле: неисправность электрооборудования и топливной системы; неосторожное обращение с огнём при курении в салоне; использование открытого огня (факелов) для разогрева двигателя. При ремонте: неисправность электрооборудования; нарушение правил пожарной безопасности при проведении электросварочных работ и неосторожного обращения с огнём; неисправность системы питания.

Анализ пожаров в автомобилях показывает, что наиболее частой причиной их возникновения являются короткое замыкание при неисправности электрооборудования.

Короткое замыкание происходит в результате нарушений изоляции электропроводки и из-за неисправности электрооборудования. При коротком замыкании, ток протекая по проводнику, вызывает значительное его нагревание при котором возможно загорание изоляции проводника, а затем контактирующих с ним сгораемых материалов, так и возникает пожар. Профилактика и предупреждение коротких замыканий заключается в правильном монтаже и эксплуатации электропроводки и электрооборудования.

Перегрузка электросети – это явление, при котором возникают токи намного превышающие допустимые. Причиной перегрузки является неправильный расчёт электрических сетей при подключении дополнительной нагрузки. Чтобы избежать перегрузок не допускайте подключение дополнительного электрооборудования потребляемой мощностью превышающей, предусмотренной проектом.

Переходные сопротивления – опасны в пожарном отношении значительные переходные сопротивления, возникающие в местах соединения проводов, присоединения их к выключателям, розеткам, щиткам, электроприборам. Провод в месте контакта с большим переходным сопротивлением может нагреться до температуры воспламенения изоляции. В значительной степени увеличивается переходное сопротивление при кратковременных коротких замыканиях, отключаемых при исправно действующей защите. Надежность контакта обеспечивается опрессовкой, пайкой или специальными зажимами, снабженными пружинящими шайбами.

Меры пожарной безопасности:

Только повышенная ответственность каждого владельца индивидуального транспортного средства за соблюдением правил пожарной безопасности собственного гаража и автомобиля исключает возможность возникновения загораний и пожаров.

Все работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля должны проводиться при заглушенном двигателе и выключенном зажигании. Для освещения мест и участков работы необходимо пользоваться переносными лампами напряжением не более 12 вольт. Перегоревший предохранитель можно заменить только после устранения причины короткого замыкания.

Во время подзарядки аккумуляторной батареи происходит выделение свободного водорода. Смесь водорода с кислородом воздуха образует взрывоопасную концентрацию. Поэтому в месте подзарядки аккумуляторов запрещается пользоваться открытыми источниками огня. Зажимы на клеммы аккумулятора должны обеспечить надёжность контакта.

Пресс-служба ГУ МЧС России

по Тамбовской области

8 (4752) 72 99 50

27.03.2014

Автомобиль является сложным механизмом, который требует правильной эксплуатации и тщательного ухода. Кроме регулярной проверки основных узлов и агрегатов, необходимо тщательным образом следить за таким фактором, как пожарная безопасность машины.

Несомненно, основными источниками пожара в автомобиле являются неисправности в электропроводке, а также разгерметизация топливной системы. Однако нельзя забывать про жидкости и смазывающие элементы, выполняющие свое предназначение в автомобиле, которые также могут образовать горючую смесь. Например, температура вспышки тосола + 138°С, а возгорания + 145°С, температура воспламенения масел и тормозных жидкостей колеблется от 150-300°С.

При «благоприятных» условиях автомобиль сгорает за три-четыре минуты.

Соблюдение элементарных правил пожарной безопасности поможет Вам предупредить пожар в собственном автомобиле:

— не пользуйтесь для освещения источниками огня;

— не оставляйте автомобиль с открытой горловиной топливного бака;

— периодически проводите ТО всех агрегатов автомобиля, не скупитесь на ремонт, ведь это, прежде всего безопасность Вас и Ваших близких;

— обеспечьте автомобиль огнетушителем.

Основные действия в случае возгорания автомобиля:

— как только вы обнаружили, что ваш автомобиль горит, следует немедленно остановиться, заглушить двигатель и поставить авто на ручной тормоз;

— если возгорание произошло в двигательном отсеке, то следует с осторожностью открывать капот, так как из-за притока кислорода возможен выброс пламени;

— если загорелась электропроводка, следует скинуть клеммы аккумулятора;

всегда держите огнетушитель в доступном месте, чтобы не пришлось тратить драгоценное время на его поиски, помните, только в течение первых 1,5 минут, у вас есть возможность сбить пламя;

— при тушении возгорания в моторном отсеке не используйте воду, так как это может вызвать короткое замыкание или распространение горящего бензина и, следовательно, увеличение площади возгорания;

— если возгорание произошло в районе бензобака, то велика вероятность взрыва, который может произойти в любую секунду, в данной ситуации следует заглушить двигатель и всем находящемся в автомобиле людям, эвакуироваться на безопасное расстояние;

— вызовите службу пожаротушения по номеру: 112.

Уважаемые автовладельцы, убедительная просьба не оставлять автомобили на подъездных дорогах, внутридворовых проездах, так как припаркованный автотранспорт препятствует проезду и работе специальной пожарной техники в случае пожара.

Помните, припаркованные вне установленных мест автомобили в случае пожара могут послужить причиной гибели людей.

Назад в раздел

Многие предприятия имеют в своей собственности транспортные средства, для хранения которых оборудованы гаражи и автомобильные стоянки. Возгорания в гаражах далеко не редкость. В результате пожара могут пострадать работники предприятия, а организация — потерять ценное имущество. С этой целью на каждом предприятии должна иметься инструкция о мерах пожарной безопасности в гараже, с которой следует ознакомить сотрудников и неукоснительно следовать ей.

Общество с ограниченной ответственностью «Пион»

Утверждаю

генеральный директор
ООО «Пион»
Воронов А.В.
“__”___________2017 г.
Воронов Воронов А.В.

Инструкция №___

ИНСТРУКЦИЯ
О МЕРАХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГАРАЖАХ, АВТОСТОЯНКАХ
И НА АВТОТРАНСПОРТЕ

1. Общие требования

Настоящая инструкция разработана в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (ред. от 28.09.2017) «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»), Постановлением Правительства РФ от 17.02.2014 № 113 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» и устанавливает правила поведения работников в гараже школы при пожаре и соблюдение правил пожарной безопасности в гараже школы, правила содержания здания, технических помещений, прилегающей территории гаража. Является обязательной для исполнения всеми работниками.

1.1. При содержании гаража работники обязаны руководствоваться Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), Правилами пожарной безопасности для предприятия автотранспорта (ВППБ 11-01-96), другими нормативными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности, и настоящей Инструкцией.

1.2. Гараж по функциональной пожарной опасности относится к классу Ф5.2, по степени огнестойкости — I , а по классу конструктивной пожарной опасности — С0.

1.3. Помещения для стоянки легковых автомобилей по НПБ 105-95 допускается относить к категории В1-В4, за исключением автомобилей с двигателями, работающими на сжиженном газе.

1.4. В гараже и помещениях гаража, на видных местах должны быть вывешены знаки (таблички) с указанием фамилии и инициалов лица, ответственного за противопожарный режим и номера телефона вызова пожарной охраны «01» или «112».

1.5. Работники гаража, водители допускаются к работе только после прохождения вводного и первичного противопожарного инструктажей на рабочем месте. Результаты проведения инструктажей фиксируются соответственно в «Журнале регистрации вводного противопожарного инструктажа» и в «Журнале регистрации противопожарного инструктажа на рабочем месте» с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

1.6. Работники гаража и водители должны быть обучены приемам работы с огнетушителем, пожарным краном, которые обозначены знаками.

2. Требования к содержанию гаражей, автостоянок

2.1. Покрытие пола должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов и рассчитано на сухую уборку помещений.

2.2. Покрытие пола должно быть из материалов, обеспечивающих группу распространения пламени по такому покрытию не ниже РП 1.

2.3. Автомобиль, прибывший в гараж, должен быть оборудован исправным, сертифицированным огнетушителем.

2.4. Легковой автомобиль должен комплектоваться порошковым или хладоновым огнетушителем вместимостью корпуса не менее 2 л (ОП-2 или ОХ-2). Допускается применение на автомобиле ОУ, если он имеет огнетушащую способность не ниже (по классу пожара B), чем рекомендуемый ОП.

2.5. Наружный проезд и площадка у выхода из гаража должны своевременно очищаться от снега и льда.

2.6. Специальные огнезащитные покрытия, нанесенные на открытую поверхность конструкций, должны периодически восстанавливаться или заменяться при их разрушении или в соответствии со сроком эксплуатации, установленным в технической документации на эти покрытия.

2.7. Помещения содержать в чистоте. Упаковочный материал необходимо удалять ежедневно по мере его накопления.

2.8. Места стоянок автотранспорта в гараже должны оборудоваться:

  • двумя выездами, буксировочными тросами из расчета один трос на 10 автомобилей;
  • автоматической пожарной сигнализацией;
  • системой оповещения людей о пожаре;
  • сертифицированными переносными и передвижными огнетушителями, в соответствии с требованиями ППБ 01-03;
  • знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями НПБ 160-97, ГОСТ Р.12.4.026-2001.

2.9. Наружные проезды и площадки у выходов из гаража должны своевременно очищаться от снега и льда.

2.10. Специальные огнезащитные покрытия, нанесенные на открытую поверхность конструкций, должны периодически восстанавливаться или заменяться при их разрушении или в соответствии со сроком эксплуатации, установленным в технической документации на эти покрытия.

2.11. Должен быть разработан план эвакуации, расстановки автомобилей с указанием очередности и порядка эвакуации.

2.12. Должно быть предусмотрено дежурство в ночное время, выходные и праздничные дни, а также определен порядок хранения ключей зажигания.

2.13. Направления путей движения автомобилей и эвакуационных путей, выходов для людей и выездов для автотранспорта из гаража должны оборудоваться объемными самосветящимися знаками пожарной безопасности, подключенными к сети эвакуационного освещения.

2.14. Указатели должны устанавливаться на высоте 2 м и 0,5 м от пола и включаться автоматически при срабатывании систем пожарной автоматики.

2.15. В местах проезда автомобилей высота помещений и ворот от пола до низа выступающих конструкций и подвесного оборудования должна превышать не менее чем на 0,2 м наибольшую высоту автомобиля и должна быть не менее 2,0 м.

2.16. Пути движения автомобилей внутри автостоянок должны быть оснащены ориентирующими водителя указателями.

2.17. Параметры мест для хранения автомобилей и проездов на автостоянке, расстояния между автомобилями на местах хранения, а также между автомобилями и конструкциями здания определяются проектом в зависимости от типа (класса) автомобилей, габаритов автомобилей, их маневренности и расстановки с учетом требований ОНТП 01-91.

2.18. Минимальные размеры мест хранения следует принимать: длина места стоянки — 5,0 м, ширина — 2,3 м.

2.19. Помещения содержать в чистоте. Упаковочный материал необходимо удалять ежедневно по мере его накопления.

2.20. По окончании работы лицо, ответственное за противопожарный режим помещения, или работник, уходящий последним, должен проверить противопожарное состояние помещения и обесточить электрооборудование.

2.21. Пролитые на пол ГСМ должны быть немедленно убраны при помощи песка.

2.22. Рабочую одежду необходимо хранить в специальных шкафах.

3. Требования к пожарной безопасности

3.1. Расстановка автомобилей в гаражах, на стоянках под навесами или на специальных площадках для безгаражного хранения должна производиться согласно нормам строительного проектирования гаражей.

3.2. В помещениях гаража, ремонта автомобилей, а также и на стоянках автомобилей под навесами и на открытых площадках запрещается:

  • пользоваться открытым огнем, курить и производить работы с переносными кузнечными горнами, паяльниками, лампами и переносными сварочными аппаратами;
  • держать автомобили с открытыми отверстиями бензобаков;
  • производить подзарядку аккумуляторных батарей (в помещениях стоянки и обслуживания);
  • хранить какие-либо материалы и предметы, за исключением оборудования, относящегося к данным помещениям;
  • производить мойку бензином или керосином автомобильных кузовов и деталей;
  • хранить горючее (бензин, керосин), за исключением бензина, в баках автомобилей;
  • хранить тару из-под легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
  • загромождать выездные ворота и проезды;
  • оставлять на местах стоянки груженые автомобили;
  • устанавливать автомобили в количествах, превышающих норму, нарушать способ их расстановки, уменьшать расстояние между автомобилями и между автомобилями и элементами зданий.

3.3. Помещения для стоянки автомобилей не должны непосредственно сообщаться с помещениями для аккумуляторных, ацетилено-газогенераторных, вулканизационных, кузнечных, прессовых, сварочных, деревообделочных, обойных и регенерационных, котельных, складских — для хранения масел, обтирочных и легковоспламеняющихся материалов.

3.4. Заправка автомобилей топливом должна производиться только на заправочном пункте или на специально отведенной площадке у склада ГСМ. Запрещается производить заправку автомобилей горючим в помещениях, на стоянках обслуживания и ремонта, а также розлив горючего при заправке.

3.5. Во всех помещениях стоянки, обслуживания и ремонта автомобилей должны соблюдаться следующие меры пожарной безопасности:

  • в помещениях и смотровых ямах должна производиться уборка мусора, отходов после выхода автомобилей со стоянки на линию и после окончания работы каждой смены;
  • разлитое масло и горючее должны немедленно убираться с помощью песка или опилок.

Использованный песок и опилки должны собираться в специальные металлические ящики с крышками, установленными вне гаражных помещений.

3.6. В помещениях для ремонта автомобилей и подсобных помещениях не допускается производить ремонт автомобилей с баками, наполненными горючим (а у газовых автомобилей — при заполненных газом баллонах), и картерами, заполненными маслом.

По окончании работы помещения и смотровые ямы должны очищаться от промасленных обтирочных концов и разлитых жидкостей.

3.7. В помещениях для хранения автомобилей не допускается:

  • подогревать двигатели открытым огнем (костры, факелы, паяльные лампы), а также пользоваться открытым источником огня для освещения во время техосмотров, проведения ремонтных и других работ;
  • оставлять в автомобиле промасленные обтирочные концы и спецодежду по окончании работы;
  • оставлять автомобиль с включенным зажиганием;
  • поручать техническое обслуживание и управление автомобилем людям, не имеющим соответствующей квалификации;
  • производить окраску машин.

3.8. Отработанная смазка должна храниться в металлической таре вне помещений стоянки и обслуживания автомобилей.

4. Действия персонала при пожаре

4.1. Первый, обнаруживший пожар или явные признаки горения (задымление, запах гари), немедленно должен сообщить по телефону «01» или «010» в пожарную охрану, указать объект и место возникновения пожара, сообщить свою фамилию; по возможности принять меры по тушению пожара имеющимися огнетушителями и пожарным краном.

4.2. Удалить за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара.

4.2.1. Указать эвакуационные маршруты, порядок движения при эвакуации.

4.2.2. Назначить лиц из состава дежурного персонала и водителей, привлекаемых к эвакуации людей и транспортных средств.

4.2.3. По возможности приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения.

4.2.4. В случае невозможности потушить загоревшийся автомобиль, соблюдая меры безопасности, по возможности отбуксировать горящий автомобиль из гаража с помощью других транспортных средств.

4.3. Для тушения очага пожара переносными углекислотными огнетушителями (ОУ-3, ОУ-4, ОП–3, ОП-4) необходимо:

  • взять огнетушители (если они на кронштейне, то снять с кронштейнов);
  • поднести огнетушитель к очагу пожара;
  • сорвать пломбу, выдернуть чеку;
  • направить раструб на огонь;
  • нажать на рычаг управления подачей газа и приступить к тушению пожара.

4.4. Порядок приведения в действие пожарного крана внутреннего противопожарного водопровода:

  • необходимо обесточить электрооборудование;
  • первый номер срывает пломбу и открывает шкаф, второй номер берет ствол и раскатывает пожарный рукав в направлении очага пожара;
  • далее первый номер открывает кран и включает кнопку насоса–повысителя, второй номер работает со стволом по тушению пожара.

4.5. При невозможности организовать тушение пожара немедленно покинуть гараж, руководствуясь планом эвакуации.

С инструкцией ознакомлены:

Скачать

Памятка по правилам пожарной безопасности при эксплуатации автотранспортной техники.

Одним из важных требований безопасной эксплуатации автомобилей является соблюдение водителем требований пожарной безопасности. Причинами пожаров в автомобилях является банальный недостаток знаний пожарной опасности отдельных узлов, агрегатов, применяемых горюче-смазочных материалов, невыполнения и несоблюдения правил пожарной безопасности при технической эксплуатации автомобилей, несвоевременного и не в полном объёме проведённого технического обслуживания.

Пожары в автомобилях быстротечны и предоставляют большую опасность для водителей и пассажиров. Обилие электрооборудования и синтетической обшивки салона в случае пожара выделяют большое количество токсичных газов. Наличие огнетушителя в салоне является неотъемлемой частью комплектации автомобиля. Огнетушитель должен быть надёжным и исправным.

Наиболее часто повторяющиеся причины пожара:

В гаражах: неосторожное обращение с огнём; нарушение правил пользования электрооборудованием; проведение электросварочных работ; неисправность электрооборудования и электрической сети; нарушение требований пожарной безопасности при хранении и заправке автомобиля топливом и горюче-смазочным материалом.

В автомобиле: неисправность электрооборудования и топливной системы; неосторожное обращение с огнём при курении в салоне; использование открытого огня (факелов) для разогрева двигателя. При ремонте: неисправность электрооборудования; нарушение правил пожарной безопасности при проведении электросварочных работ и неосторожного обращения с огнём; неисправность системы питания.

Анализ пожаров в автомобилях показывает, что наиболее частой причиной их возникновения являются короткое замыкание при неисправности электрооборудования.

Короткое замыкание происходит в результате нарушений изоляции электропроводки и из-за неисправности электрооборудования. При коротком замыкании, ток протекая по проводнику, вызывает значительное его нагревание при котором возможно загорание изоляции проводника, а затем контактирующих с ним сгораемых материалов, так и возникает пожар. Профилактика и предупреждение коротких замыканий заключается в правильном монтаже и эксплуатации электропроводки и электрооборудования.

Перегрузка электросети – это явление, при котором возникают токи намного превышающие допустимые. Причиной перегрузки является неправильный расчёт электрических сетей при подключении дополнительной нагрузки. Чтобы избежать перегрузок не допускайте подключение дополнительного электрооборудования потребляемой мощностью превышающей, предусмотренной проектом.

Переходные сопротивления – опасны в пожарном отношении значительные переходные сопротивления, возникающие в местах соединения проводов, присоединения их к выключателям, розеткам, щиткам, электроприборам. Провод в месте контакта с большим переходным сопротивлением может нагреться до температуры воспламенения изоляции. В значительной степени увеличивается переходное сопротивление при кратковременных коротких замыканиях, отключаемых при исправно действующей защите. Надежность контакта обеспечивается опрессовкой, пайкой или специальными зажимами, снабженными пружинящими шайбами.

Меры пожарной безопасности:

Только повышенная ответственность каждого владельца индивидуального транспортного средства за соблюдением правил пожарной безопасности собственного гаража и автомобиля исключает возможность возникновения загораний и пожаров.

Все работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля должны проводиться при заглушенном двигателе и выключенном зажигании. Для освещения мест и участков работы необходимо пользоваться переносными лампами напряжением не более 12 вольт. Перегоревший предохранитель можно заменить только после устранения причины короткого замыкания.

Во время подзарядки аккумуляторной батареи происходит выделение свободного водорода. Смесь водорода с кислородом воздуха образует взрывоопасную концентрацию. Поэтому в месте подзарядки аккумуляторов запрещается пользоваться открытыми источниками огня. Зажимы на клеммы аккумулятора должны обеспечить надёжность контакта.

Топливные баки автомобилей всегда должны быть закрыты, для чего следует проверять герметичность закрытия заливных горловин. В том случае, если имеется течь в баке, автомобиль запрещено ставить на стоянку.

На стоянке не должно быть предметов, которые мешали бы произвести перемещение транспорта при пожаре. Аналогично запрещается курить и работать с открытым огнём, хранить горючие и воспламеняющиеся вещества на стоянках. Водителям запрещается разогревать двигатели, коробки передач и мосты, прочие узлы автомобилей открытым огнём. Во избежание воспламенения нельзя оставлять автомобиль с включённым двигателем или бросать в нём промасленный материал и рабочую одежду.

Во время заправки автомобиля топливом необходимо заглушить двигатель, выполнить заземление бака или цистерны при помощи цепочки, обеспечить герметичность в месте соединения сливного шланга с приёмным патрубком. В случае возникновения протекания топлива следует срочно его устранить, а топливо засыпать песком.

В том случае, если на автомобиле неисправна топливная система, запрещается подача прямо в карбюратор бензина при помощи шланга или другим способом. Мойку двигателя нельзя осуществлять бензином или прочими легковоспламеняющимися жидкостями. Водитель обязан следить, чтобы на двигателе и картере не было масла или грязи. Нельзя использовать открытое пламя при диагностике неисправностей автомобиля, курить при открытом баке или вблизи от любых элементов системы питания.

Применение огнетушителей на автомобилях

Огнетушитель является неотъемлемой частью комплектации транспортного средства. Обычно ТС оснащают хладоновыми или порошковыми огнетушителями. Можно использовать углекислотные огнетушители, имеющие огнетушащую способность для ликвидации пожара класса В. Конструкция огнетушителя должна иметь соответствующую вибрационную прочность. Для заправки в порошковый огнетушитель используют смеси класса АВСЕ.

Объём огнетушителя для легковых и грузовых ТС, должен быть не менее 2 л. Огнетушители располагают в удобном для водителя месте, если их размещают вне кабины, то защищают от осадков, грязи, лучей и прочих природных факторов. Крепления огнетушителя должны быть надёжными и исключать его выпадение при случае возникновения аварийной ситуации.Запрещается хранение огнетушителей в багажнике и в другихместах, доступ к которым затруднен

Чёткое соблюдение правил пожарной безопасности позволяет обеспечивать надёжную и длительную эксплуатацию ТС, без риска возникновения возгорания. Поэтому водители должны придерживаться требований инструкции по пожарной безопасности при использовании автомобиля.

Like this post? Please share to your friends:
  • Как часто меняются должностные инструкции работников рб
  • Silent hill 2 мануал
  • Автором книги руководство по физическому образованию детей был кто
  • Тест на ковид biocredit инструкция по применению
  • Инфинити надо инструкция по сборке на русском языке