Инструкция по олимпиаде по русскому языку

Методические рекомендации по проведению ВсОШ

(муниципальный этап)

4-е классы

2021 – 2022 учебный год

Олимпиада проводится в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к изучению русского языка.

1) В олимпиаде имеет право принимать участие каждый обучающийся, в том числе вне зависимости от его успеваемости по предмету. Число мест в классах (кабинетах) должно обеспечивать самостоятельное выполнение заданий олимпиады каждым участником.

2) Рекомендуемое время проведения олимпиады по русскому языку для 4 класса – 60 минут.

3) Олимпиадная работа не является контрольной работой участника, поэтому любые исправления в работе, в том числе зачёркивание ранее написанного текста, не являются основанием для снятия баллов; недопустимо снятие баллов в работе за неаккуратность записи при ее выполнении.

4) Баллы не выставляются «за старание участника», в том числе за запись в работе большого по объему текста, но не раскрывающего его содержание.

5) Победителями и призерами олимпиады в одной параллели могут стать учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов.

Инструкция по выполнению работы.

На выполнение олимпиады по русскому языку отводится 60 минут.

Работа включает в себя 18 заданий.

Ответы на задания №3, №4, №6, №7, №8, №9, №10, №13, №14, №17, №18 запиши в поле со словом «Ответ». В заданиях №2, №15, №16 выбери верный ответ и отметь его галочкой. В заданиях №9, №11, №12, №14, №17 дописать верный ответ на свободной строке. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для

экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.

Шифр ________________

Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс

Поставь в словах знак ударения.t1646580729aa.gif

Завидно, красивее, гусеница, жаворонок, звонит, засуха.

Отметь «V» где звуков больше, чем букв:

ягода

день

поёт

t1646580729aa.gift1646580729aa.gifклён

змея

Прочитай транскрипцию, запиши слова, обозначь части речи.

t1646580729aa.gif[ c‘ ивод’ н’ и], [ ацв’итат’], [ аб’й’ивл’эн’ий’э].

Ответ:____________________________________________________________

Выпиши слова, в которых есть звук [й]

И вскользь мне бросила змея:

«У каждого судьба своя!»

Нt1646580729aa.gif о я-то знал, что так нельзя –

Жить, извиваясь и скользя …

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Из звуков, входящих в слово ПАЛИТРА, ученик составил слова:

пt1646580729aa.gif ар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара.

Найди и подчеркни среди этих слов слова со звуками, которых нет

в слове палитра.

Напиши два слова, в которых одновременно встречались бы Ь и Ъ знаки.

t1646580729aa.gif

Ответ: _______________________________________________________

Запишите слово, в котором приставка такая, как в слове «испечь», корень такой, как в слове «толкать», суффиксы те же, что в словах «малиновый» и «зарывать», а окончание, как в слове «фантазирует».

t1646580729aa.gif

Ответ:_______________________________________________________________

Из данных слов выбери и запиши слово, состоящее из корня, суффикса и окончания, и разбери его по составу.

t1646580729aa.gifВерблюды, прибегут, пароход, садик.

Ответ: ______________________________________________________

Составь из букв данного слова существительное другого склонения, укажи тип склонения (1,2,3) во всех словах.

Кукла — ___________________

Тьма — ____________________

Кt1646580729aa.gift1646580729aa.gif очан — _____________

Банка — ______________

10.  Найдите спрятанные в предложениях Фамилии хорошо известных вам писателей, выпишите их.

а) Мама, а змея, рыба, комар, шакал — это всё звери?

бt1646580729aa.gif ) Витя, не надо краба ртом трогать.

Ответ: _____________________________________________________________

Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.

а) Овладевать собой, успокаиваться — ______________________________________

б) Очень тесно — ________________________________________________________

вt1646580729aa.gif ) Усиленно думать над трудным вопросом — _______________________________

г) Хорошо запомнить — ____________________________________________

12. Одним словом объясните значения заимствованных слов.

Дегустация

Лозунг

Антракт

Финал

t1646580729aa.gif

Составьте три словосочетания, в которых слова «седой», «бархатный», «прямой» употреблены в переносном значении.

Ответ: ____________________________________________________________

_t1646580729aa.gif ___________________________________________________________________________________________________________________________________

Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.

Туфли — _________________; каникулы — __________________;

нt1646580729aa.gif оски — _________________; колени — __________________;

сани — _________________; помидоры -__________________.

Отметь «Х» ряд, в котором все слова являются однокоренными.

водяной, водопровод, водитель.

дружить, друзья, подруга.

t1646580729aa.gifносить, носки, поднос.

привоз, перевозчик, возникает.

16. Отметь «Х» предложение, в котором глагол употреблён в форме прошедшего времени.

Я собирал фишки и вкладыши.

На улице звучит аккордеон.

t1646580729aa.gifЯ читаю интересный рассказ.

Мне нравится урок музыки.

17. Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втoрoгo слова.

t1646580729aa.gif

При ( … ) ец, каб ( … ) окошко, часто ( … ) ос, ме ( … ) олад.

Составь и запиши из данных слов предложение. Подчеркни в словах мягкие согласные. Раздели слова на слоги вертикальной чертой.

Парк, от, дома, нашего, недалеко, прекрасный.

Оt1646580729aa.gif твет: __________________________________________________________

_________________________________________________________________

Ключи (ответы), критерии оценивания

Ключ

Баллы

Максимальное кол-во баллов

1

зАвидно, красИвее, гусЕница, жАворонок, звонИт, зАсуха.

За каждый верный ответ — 1 балл.

6

2

Ягода

поёт

змея

За каждый верный ответ — 1 балл.

3

3

Сегодня – наречие,

отцветать – глагол,

объявление – существительное.

За каждое верное слово –1 балл.

За каждое верное определение части речи – 1 балл.

6

4

Змея, своя, я, извиваясь.

За каждый верный ответ -1 балл.

4

5

Лапа, пир, тир.

За каждый верный ответ -1 балл.

3

6

Объяснить съехать объехать и т.д.

За каждый верный ответ -1 балл.

2

7

Истолковывает.

Задание оценивается 2 баллами.

2

8

Садик

Задание оценивается 2 баллами.

2

9

кукла (1) — кулак (2)

тьма (1) — мать (3)

кочан (2) — ночка (1)

банка (1) — кабан (2)

За каждое верно составленное слово -1 балл.

За каждое верное указания склонения – 1 балл.

4

8

10

Маршак

Барто

За каждый верный ответ -1 балл.

2

11

Брать себя в руки.

Яблоку негде упасть.

Ломать голову.

Зарубить себе на носу.

За каждый верный ответ -1 балл.

(Снижается1 балл, за орфографические ошибки)

4

12

Антрaкт – перерыв,

дегустапия – проба,

лозунг — призыв,

финал — конец.

За каждый верный ответ -1 балл.

(Снижается1 балл, за орфографические ошибки)

4

13

Например: седой лес, бархатный голос, прямой взгляд.

Каждый верный ответ оценивается 1 баллом.

3

14

Туфли — туфель,

носки — носков,

каникулы — каникул,

колени — колен,

помидоры — помидоров,

сани — саней.

Каждый верный ответ оценивается 1 баллом.

6

15

Дружить, друзья, подруга.

Задание оценивается 2 баллами.

2

16

Я собирал фишки и вкладыши.

Задание оценивается 2 баллами.

2

17

При (БОР) ец,

каб (ЛУК) окошко,

часто (КОЛ) ос,

ме (ШОК) олад. 

Каждый верный ответ оценивается 1 баллом.

4

18

Не/да/ле/ко от на/ше/го до/ма пре/крас/ный парк.

За правильно составленное предложение – 1 балл.

За (4) правильно подчеркнутых мягких согласных – 1 балл.

За(4) правильное деление слов на слоги – 1 балл.

1

4

4

Общее количество баллов

76​​​​​​​

Рейтинг выстраивается по количеству баллов.

Методика подготовки к олимпиадам по русскому языку

            Подготовка к выступлению на
олимпиаде начинается уже на уроках русского языка, а далее это, конечно,
углубление и расширение знаний учащихся через факультативы , кружки, элективные
курсы для учащихся.

При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь
нескольких принципов.

1.Максимальная самостоятельность.

       Самые прочные знания это те, которые добываются  собственными усилиями,
в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип,
предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и
анализ нерешенных заданий.

2.Активность знаний.

      Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в
активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в
соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в
настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление,
уточнение и расширение запаса знаний. Из этого, следует, что разбор олимпиадных
заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для
успешного участия в олимпиадах.

3. Опережающий  уровень сложности.

       Для успешного участия в олимпиаде необходимо
вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть
принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается
результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого
принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность
успешно реализоваться.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад.

        При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки,
находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так  и ученика.
Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на
качество подготовки к олимпиаде. Но он также необходим для учащихся, так как
способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение
анализировать не только успехи, но и недостатки.

Работа с одарёнными детьми требует от педагога
высокого уровня квалификации, влюблённости в собственное дело, постоянного
чувства ответственности, последовательности и систематичности действий. По
сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и
даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем
несравнимые положительные переживания, в случае неудачи — соответственно
отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста»,
продвижения на пути профессионального и личностного становления.

           Олимпиады всех уровней обязательно включают в
себя 10 разделов: «История Русского языка»,
«Фонетика», «Орфоэпия», «Орфография»,
«Лексика», «Морфемика», «Словообразование»,
«Морфология», «Синтаксис», «Пунктуация». Работа с
данными разделами предполагает поэтапную подготовку учащихся по всем разделам
языкознания. Каждый из разделов включает в себя 4 вкладки: теоретические
сведения по разделу лингвистики, словарь лингвистических терминов, «проверь
себя» (вопросы с ответами для самопроверки), контрольное тестирование.

3. После ознакомления с теоретическим
материалом, выполнения тренировочных и контрольных заданий учащимся
предлагается выполнить дистанционную олимпиаду в соответствии со ступенью
обучения. Олимпиаду могут пройти организованные учителем-предметником группы
учащихся. После выполнения заданий олимпиады учитель получает ключи с ответами
от организаторов сайта, самостоятельно проверяет работы учащихся и отчет по
результатам олимпиады отправляет организаторам. На сайте постоянно заполняются
рейтинговые таблицы. Форма организации сайта позволяет сделать олимпиаду
максимально творческой: мы предлагаем задания, требующие развернутого ответа,
умения анализировать текст.

Использование средств ИКТ и
Интернет – ресурсов

в процессе подготовки к олимпиаде

Интерактивные средства обучения
предоставляют уникальную возможность школьникам для самостоятельной творческой
и исследовательской деятельности. Обучающиеся действительно получают
возможность самостоятельно учиться. Неоценима роль Интернет-ресурсов при
подготовке к Олимпиадам, ГИА и ЕГЭ.
 Грамотное использование интернет ресурсов
помогает обучающимся достойно подготовиться к олимпиадам.

Основной целью использования
информационно-компьютерных технологий при подготовке к олимпиадам одаренных
детей в 5 — 11 классов становится цель обеспечения индивидуализации обучения
(наряду с целями экономии времени и повышения доли наглядности в обучении,
приводимыми в некоторых электронных пособиях).

Разработка методов обучения с помощью
информационных и компьютерных технологий и фрагментов электронных уроков,
ориентированных на одаренных детей, а также выявления позитивных и негативных
последствий, которые оказывает информатизация на обучение и развитие одаренных
детей.

Одним из очень интересных факторов,
создающих предпосылки для успешного обучения одаренных детей с использованием
средств ИКТ и Интернета является то, что таких детей характеризует высокая
самостоятельность в процессе познания. Они широко используют «саморегуляционные
стратегии» обучения и легко переносят их на новые задачи (в том числе задачи
старших классов, вплоть до 10-11 класса), что позволяет опережать программный
материал и создаёт предпосылки для новых форм индивидуализации в обучении. Эти
дети могут учиться автономно, в том числе и при поддержке учителя.

Также разработка специальных компьютерных
обучающих программ, расширяющих возможности реализации новых способов и форм
самообучения и саморазвития, а также компьютеризация контроля знаний
способствуют реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого
для одаренных учащихся, в том числе при подготовке к олимпиадам.

Интернет предоставляет уникальные
возможности для школьного образования и воспитания личности. Он представляет
собой не только практически неисчерпаемый массив образовательной информации, но
и выступает как средство, инструмент для ее поиска, переработки, представления.
Интернет является уникальным источником активной интеллектуальной и
коммуникативной деятельности школьника, его творческой самореализации, в
результате которых у него появляется возможность приобрести необходимые знания,
умения. навыки. В настоящее время в Интернет активно идет процесс создания и
систематизация ресурсов для целей школьного образования. Поскольку
образовательные веб-сайты стали важным элементом новых образовательных
информационных технологий, важно познакомить учителей предметников и методистов
с дидактическим потенциалом Сети, с возможностями, предоставляемыми такими
сайтами для целей образования и воспитания школьников.

Наиболее интересные и полезные сайты при
подготовке к олимпиаде по русскому языку это:

Olimpiada.ru

RusOlimp

Светозар.

Словарь древнерусского языка

АБИЕ – тотчас, сразу
АБО — или, либо
АБЫ — чтобы; если бы; лишь бы; хотя бы
АВВА — отец, настоятель монастыря на Востоке
АДАМАНТ — алмаз
АЕР — воздух
АЖЕ — если, что, который, даже, и вот
АЖНО — как, как вдруг, так что
АЗ – я
АКИ — как
АКРИДА — саранча; молодой побег растения
АЛАФА — награда
АЛКАТЬ — поститься, голодать
АЛЧБА — голод, пост
АМАНАТ — заложник
АМИНЬ – истинно; истинно так
АМО (АМОЖЕ, КАМО) – куда
АНАФОРА — приношение; просфора
АНО — но, а, однако, даже
АРКУДА — медведь
АРКУЧИ — говоря
АТО — пусть, да
АЩЕ – если, хотя, ли
БАГР — багряный
БАГРЕЦ — красная краска; сорт сукна
БАГРЯНИЦА — драгоценная ткань багряного цвета; одежда из этой ткани
БАЙДАНА — кольчуга
БАЛВОХВАЛЬСТВО — язычество
БАЛИЙ — колдун; заклинатель; врач
БАСКАК — властелин, воевода
БДЕТИ — бодрствовать, не спать; заботиться


БЕ – он был, она была, оно было
БЕБРЯНЪ — ткань из шелка особой выделки
БЕДЕНЬСТВО — обеднение, бедствие
БЕЗАДЩИНА — выморочное имение, доход или оброк с такого имения
БЕЗЖИВОТИЕ — нищета
БЕСЕРМЕН — магометанин
БЕСПРИКЛАДНО — беспримерно
БЕСПРОТОРИЦА — безысходность, отсутствие средств
БЕСТЕ – вы были
БЕХ – я был, была
БЕХОМ – мы были
БЕХУ – они были
БИРЕВ — господарь, судебный пристав, староста
БИРИЧ — глашатай
БИСКУП — католический епископ
БЛАГИЙ — добрый, хороший; приятный, красивый
БЛАЖИТИ – славить, восхвалять
БЛАЗНИТИ — соблазнять, обманывать
БЛАЗНЬ — обман, обольщение; искушение, сомнение
БЛЮСТИ — соблюдать, охранять

БО – ибо, потому что
БОЛОГО — благо, добро
БОЛОНЬ — низменное поречье, пространство между двумя валами
БОЛЬМА — более всего, преимущественно
БОРЗО — быстро
БОРОНЯ — оборона
БРАНЬ – война
БРАЦИ — брачный пир, пирушка
БРАШНО — еда, кушанье
БРЕЗЕТЬ — беречь
БРОЗДО — узда
БРЯЧИНА — пир
БРЕЗГ — рассвет
БУДИ – будь
БУЕСТЬ — отвага, горячность; дерзость, необузданность; буйство
БУСОВИ (БУСЫЕ) — серо-дымчатые
БЫЛИЕ — трава, злак; растительная пища; снадобье из трав
БЫСТЕ – вы были
БЯШЕ – он был
БЯХУ – они были
ВАПЪ — краска
ВАПНИЦА — сосуд для красок
ВАПНО — известь
ВАРИТИ – предварять, предупреждать; беречь
ВАСИЛИСК – змей
ВАСНЬ — может быть, итак, будто
ВЕДАТИ — знать, ведать; уметь, мочь
ВЕЖА — шатер, юрта, кибитка
ВЕЙЯ — ветка
ВЕЛЕЛЕПИЕ — восхваление, возвеличение; величие
ВЕЛИЙ – великий, продолжительный, изобильный
ВЕЛИЦЕЙ – великой
ВЕЛЬЗЕВЕЛ — дьявол
ВЕЛЬМИ – весьма, очень
ВЕМ – знаю
ВЕРВЬ — веревка; крестьянская община
ВЕРЪЖЕН — поврежден
ВЕРСТАТИ — сравнивать, уравнивать
ВЕРТОГРАД — сад
ВЕРШИЕ — плоды
ВЕСИ – знаешь
ВЕСТНО — гласно, публично
ВЕЧЕРНИЙ — западный; вечерний
ВЖДАТИ — жаждать
ВЗЫГРАТИ – возвеселиться
ВЗЫСКАНИЕ — распря; прение; поиск
ВИД — образ
ВНЕГДА – когда
ВНЕЖЕ — тот, который
ВНИТИ — войти
ВОЖЬ — провожатый
ВОЗБНУТИ СЯ — пробудиться
ВОЗГРИ — сопли
ВОЗРАСТ — рост
ВОИ — воины
ВОНЯ – запах, аромат
ВОСТЯГНУТИ — воздержаться
ВОСХИТИТИ — похитить, унести, украсть
ВОСХИЩЕНИЕ — похищение
ВРЕТИЩЕ — рубище
ВСКУЮ – зачем, для чего
ВСУЕ – напрасно
ВЫДРУКОВАТЬ — напечатать
ВЫЖЛЕЦ — гончая собака; ищейка
ВЫМОЛ — пристань
ВЫНИКНУТИ — высунуться
ВЫНЗЕ — вынул
ВЫНЬЗТИ — вынуть из ножен


ВЫРИНУТЬСЯ — вырваться
ВЫСЕЧИ — освободить, вывести силой
ВЫТЕПАТЬ — вытолкать
ВЫТЬ — еда, время еды
ВЫХОД — жалование
ВЫЧЕНИЕ — учение
ВЫЯ — шея
ВЪВАДИТЬСЯ — повадиться
ВЪВЕРГНУТИ — бросить внутрь чего-то
ВЪЗНЯТИ — поднять вверх
ВЪНЯТИ — обратить внимание
ВЪПЪЛЧЕНИЕ — войско, битва, сражение
ВЪСУЕ — напрасно, впустую
ВЪСХЫТИТИ — подхватить, похитить, взять
ВЯТШИЙ — знатный
ВЯЩЕ — более
ВЯЩИЙ — больший, старший по положению, знатный
ГАВРАН — ворон
ГАРИП — иноземец, странник
ГБЕЖ — сустав, сгиб; поворот, наклон
ГЛАГОЛ — слово
ГЛАДНЫЙ — голодный, ненасытный, жадный, хищный
ГЛЕЗНО — голень, лодыжка
ГЛУМ — шумное веселье, игра; насмешка, издевательство
ГОБИНО — богатство; урожай
ГОВЕЙНО — пост
ГОЛКА — шум, крик
ГОЛОМЯ — много; открытое место
ГОНЗАТИ — избегать
ГОНЬЗНУТИ — спастись бегством
ГОРАЗДО — искусно, умело; весьма, очень
ГОРЕ – вверх
ГОРНИЙ — верхний, высокий; вышний, небесный, божественный
ГОРОДНИЦА — часть моста
ГОРОЧНЫЙ — горчичный
ГОСТИТВО — пир
ГОСТЬ — купец
ГРАНАТА — пушка
ГРАНЕСЛОВИЕ — церковный стих; сочинение похвальное в честь кого-то
ГРАНЕСЛОВНИК — название сложной по составу книги
ГРЕЗНЪ — гроздь; куща деревьев или кустарников; плод, ягода
ГРИВНА — денежная и весовая единица; украшение, носимое на шее
ГРИДЬ — княжеский телохранитель, дружинник, воин
ГРУДНЫЙ — замерзший
ГРУСТКО — тяжко, грустно
ГРЯСТИ — идти
ГУДЕЦ — певец, музыкант
ДВАЩИ — дважды
ДЕБРЬ — горный склон, ущелье
ДЕИ — ужели, разве
ДЕЛЯ — для, ради
ДЕННИЦА — утренняя заря; падучая звезда
ДЕСНИЦА – правая рука
ДЕСНЫЙ – правый
ДЕТЕЛЬ — дело, действие
ДЕЯТИ — делать, творить, совершать; говорить
ДИВИЙ — дикий; жестокий, грубый; дивный
ДЛАНЬ – ладонь
ДМЕНИЕ — надменность
ДМИТИСЯ — делаться надменным
ДНЕСЬ — сегодня
ДОБЛЕ — доблесть, доблестно
ДОБРОЗРАЧНЫЙ — красивый
ДОВОЛИТИ — предоставить, снабдить; надлежит, подобает
ДОКАМЕСТ — пока, с тех пор
ДОКОНЧАНИЕ — мирный договор, согласие
ДОЛУ – вниз
ДОНДЕЖЕ (ДОНДЕ) – до тех пор, пока
ДРУЖИНА — Товарищи, община, спутники; войско; жена
ДРУЖНИЙ — другой; относящийся к княжеской дружине
ДРЯХЛ — печален
ДУБЛИЙ — крепкий, сильный; доблестный; искусный; родовитый
ДЩЕРЬ – дочь
ЕГДА – когда; в то время как
ЕГОЖЕ – которого
ЕДА – неужели; разве, иначе, как бы не
ЕДИНЕЦ — дикий кабан
ЕЖЕ — что, если, когда
ЕКЗАРХ — духовное лицо, обличенное особой, высшей властью
ЕЛЕФАНТ — слон
ЕЛИКО — сколько, как можно скорее, кто, что
ЕЛИЦЫ – те, которые
ЕЛМАЖЕ — так как, потому что, когда
ЕМАТИ (ИМАТИ, ЕМЛЕТЬ) — брать, взять
ЕМШАН — полынь
ЕПИСТОЛИЯ — письмо, послание
ЕТЕРЪ — некоторый, некто
ЖАГРА — фитиль для воспламенения пороха
ЖЕЛОВАНИЕ — милость, пожалование
ЖЕДАТИ — жаждать
ЖЕЛВЬ — мозоль, нарыв; черепаха
ЖЕЛДЫ — травы
ЖЕЛЯ — печаль
ЖЕНУТЬ — гонять, преследовать
ЖИВОТ – жизнь, имущество; домашний скот
ЖИВОТА ГОНЕЗЕ — жизни лишить
ЖИВОТА ЛИХОВАНЪ — жизни лишен
ЖИР — богатство, изобилие
ЖИТО — хлеб на корню, посевы; богатство
ЖРЕТИ — приносить в жертву
ЗАБРАЛО — верхняя часть городской стены; ограда
ЗАЗОР — позор
ЗАЗРИТЬ — порицать, хулить, осуждать
ЗАКОСНЕНИЕ — отлагательство, задержка
ЗАКЫХАНЬЕ — чиханье
ЗАЛАВОК — уступ в русле реки
ЗАЛАЗ — опасность, гибельность
ЗАМЯТНЯ — замешательство, беспокойство, волнение
ЗАНЕ – ибо, так как, потому что
ЗАНЕЖЕ – ибо, так как, потому что
ЗАПОВЕДАТИ — приказывать; наказывать
ЗАРАЗИТИСЯ — убиться, сразиться
ЗАСПА — крупа
ЗАСТЕНЬ — тень
ЗАТИ — избавить, избежать
ЗАТОЧНЫЙ — глухой, пустынный
ЗАЯТИ — взять, захватить
ЗДАТЕЛЬ — строитель, зодчий; гончар
ЗЕЛИЕ — трава, зелень; лекарство, яд; порох
ЗЕЛО – очень, весьма; точно, тщательно; совершенно
ЗЕЛЬНЫЙ — сильный
ЗНАМЕНЬЕ — знак, указание
ЗНАНЬ — знание
ЗРАК – вид, образ, лицо
ЗРЕТИ — видеть, смотреть
ИДЕ, ИДЕЖЕ — где, когда, так как
ИЖЕ — который
ИЗВЕТ — оговорка, объяснение; наговор, обман
ИЗГЛАШАТИСЯ — объявить
ИЗДАН ПО КРОМОЛЕ — изменник
ИЗРАДА — измена
ИЗРАДЕЦ — изменник
ИЗРЯДНЫЙ — превосходный
ИЗОГРАФ — иконописец
ИЗУМЕТИСЯ — лишиться ума
ИЗЫМАТИ — поймать
ИЗЯТИ — изъять
ИКОНОМ — управляющий церковным имуществом
ИМАТИ — брать, занимать, захватывать
ИНДЕ — в другом месте, кое-где; или
ИНО — то, в таком случае, так, разве, только
ИПАТ — воевода
ИПОСТАСЬ — лицо, существо
ИРИЙ — рай, теплые страны
ИСКУСИТИ — испытать
ИСПОВЕДАТИ — приказать, рассказать
ИСТАЯТИ — погубить
ИСТОЕ — самое главное, сущность, итог
ИСТОКОМ — мимоходом
ИСТОПКА — изба, баня
ИСТРОШАТИ — издержать
ИСТЯГНУТИ — вытянуть, растянуть; протянуть
ИШЕМ — мед, хмельной напиток
КАЖЕНИК — скопец
КАЗАНИЕ — наставление, увещевание
КАЗАТЕЛЬ — наставник
КАЛИГИ — сапоги с низкими голенищами
КАЛ — нечистоты, грязь
КАЛНЫЙ — грязный
КАЛУГЕР — монах
КАМАРА — свод, кров; шатер, палата
КАМО — куда
КАНОРХАТИ — читать речитативом; петь псалмы
КАПА — шапка
КАПИТИСЯ — собираться вместе
КАПЬНО — вместе, сообща
КАТУНА — жена
КЕНДАРЬ — мера веса (около 3 пудов)
КЕРАСТЬ — змея; ехидна
КЕРЕМИДА — плита
КЕРСТА — гроб, могила
КЛЮКА — хитрость, обман
КЛЮСЯ — лошадь, жеребенок
КЛЮЧИМЫЙ — годный
КЛЮЧЬ — руль, кормило
КМЕТЬ — воин
КОБЬ — волхование, гадание; счастье, удача
КОЗНОВАНИЕ — коварство
КОЙ (КУЮ) — какой, какую
КОЛГОТА — ссора, неурядица
КОЛО — повозка, телега, колесо
КОМАРЫ — своды на кровле
КОМОНЬ — боевой конь
КОМЪКАТИ — причащать
КОМКАНИЕ — причащение
КОПРИНА — шелк
КОРМ — пища; род подати, содержание; пир, угощение
КОРМЫХАТИСЯ — кормиться
КОРОСТА — гроб
КОСНЕТИ – медлить
КОСНО – медленно
КОТОРА — ссора, вражда
КОТОРАТИСЯ — браниться, ругаться, ссориться
КОФАР — раб-индус
КОЩЕЙ — раб, пленник
КОЩУНА — святотатство; забавные шутки
КРАМОЛА — мятеж, бунт; злой умысел, коварство; засада, раздор
КРАСНА — пряжа, ткацкий стан
КРИН — лилия
КРОМЕ ЗРЯ — смотря в сторону, не смотря на это
КРЫЛОШАНЕ — церковнослужители
КУДЕСЫ — чудеса
КУНА — шкурка куницы, денежный знак в Древней Руси
КУПИНА – куст, кустарник
КУПИЩЕ — рынок, торжище
КУПНО — вместе
КУЩА – палатка
КЫЙ (КИЙ) — какой, который; некоторый
КЪМЕТЬ — воин, дружинник
ЛАГВИЦА — чаша
ЛАГОДИТИ — потворствовать; делать приятное
ЛАНИТА — щека
ЛАСКОСЕРДИЕ — чревоугодие
ЛАСКОСЕРДИЙ — обжорливый; изнеженный
ЛЕК — игра в кости
ЛЕПОТА – красота, великолепие; приличие
ЛЕПШИЙ — лучший
ЛЕСТЬ — обман, хитрость; ересь; заговор
ЛЕТОРОСЛИ — побеги растений
ЛЕТЬ — можно
ЛЕХА — гряда, куча
ЛИХВА — проценты
ЛИХОЕ — злое
ЛИЧЬБА — число, счет
ЛИШЕНИК — ничтожный, несчастный
ЛОВЪ — охота
ЛОВИТВА — охота, рыбная ловля
ЛОВИЩЕ — место для звериной и рыбной охоты
ЛОЖЕСНА — утроба, матка
ЛОМОВОЙ — тяжелый
ЛОНИСЬ — в прошлом году
ЛУКА — изгиб, извилина
ЛУКАРЕВО — извилисто
ЛУКНО — лукошко
ЛУТОВЯНЫЙ — лыковый
ЛЫЧЕНИЦА — лапти
ЛЮБО — хорошо, угодно, может быть, даже
ЛЮБЫ — любовь, привязанность; пристрастие, склонность; согласие
ЛЬСТИВЫЙ — хитрый, обманывающий
ЛЯДИНА — заросль, кустарник; молодой лес
МАЕСТАТ — престол, трон
МАМОНЬ — вид обезьяны
МАСТРОТА — мастерство
МЕГИСТАНЕ — сановники, вельможи
МЕТАНИЕ — поклоны
МЕЧНИК — княжеский дружинник в Древней Руси; страж, оруженосец
МИЛОТЬ — овчина; верхняя одежда; мантия, плащ
МНИТИ — думать, полагать
МОВЬ — баня
МОГИЛА — холм
МРЕЖА — сеть
МУДИТИ, МУДНО — медлить, медленно
МУНГИТЫ — монголы
МУСИКИЙСКИЙ — музыкальный
МУСИКИЯ — музыка
МУХОЯР — бухарская ткань из хлопка с шерстью или шелком
МШИЦА — мелкое насекомое, мошка
МУХОРТЫЙ — невзрачный, хилый
МЫТАРЬ — сборщик податей, лихоимец
МЫТО — плата; подать, торговая пошлина; застава, место сбора мыта
НАБЪДЕТИ — заботиться, помогать
НАВЬ — смерть
НАВОДИТИ — оклеветать
НАЗИРАТИ – наблюдать
НАЗНАМЕНОВАТИ — указывать, представлять
НАИПАЧЕ – особенно же
НАКАЗАТЕЛЬ — наставник, учитель
НАКРЫ — бубны, барабаны
НАЛЕСТИ — добыть, найти
НАЛЯЦАТИ – напрягать
НАМЕТЫВАТИ — назначить
НАПОЛЫ — пополам, надвое
НАПРАСНО — внезапно, неожиданно
НЕПЩЕВАТИ – придумывать
НАРИЦАТЬ — называть
НАРОЧИТЫЙ — определенный, известный; знатный; отличный
НАРЯД — распоряжение, установление порядка
НАСАД — судно
НАСЛЕДОК — потомок
НАСОЧИТИ — донести, объявить, сообщить
НАСТОЛОВАНИЕ — наследование княжеского престола
НАЮ — наш
НАЯТИ — нанять
НЕВЪГОЛОС — невежда
НЕГЛИ — может быть, пожалуй
НЕДБАЛЬСТВО — небрежность
НЕКЛЮЧИМЫЙ — недостойный
НЕЛЮБИЕ — неудовольствие, досада; вражда
НЕМЕЦКИЙ — иноземный, иностранный
НЕМКО — немой
НЕОБЫТНЫЙ — скверный
НЕПРАЗДНАЯ — беременная
НЕПРИЯЗНЬНЫЙ — враждебный, дьявольский
НЕПЩАТИ (НЕПЩАВАТИ) — полагать, сомневаться; думать
НЕТИ — племянник
НЕУМЫТНЫЙ — неподкупный
НИКОЛИЖЕ (НИКОЛИ) – никогда
НИЧТОЖЕ ВЕЛИЕ – ничего особенного
НОГУТ — горох
НОЛИ — может быть; почти, вплоть, тогда
НУДМА — силой
НУЖНО — тяжко
НУЖНЫЙ — принудительный, плохой
НЫ – нас
НЫРИЩА — развалина, логово, яма, буерак
ОБАДИТЬ — обмануть, расположить к себе
ОБАЧЕ – однако, но
ОБЕСИТЕ — повесить, завесить
ОБЕСТИТИ — оповестить, известить
ОБИДЯТИ — обходить
ОБНОСИТИ — возносить, прославлять
ОБИНУТИСЯ – отступить от чего-либо
ОБЛО, ОБЛЫЙ — круглый
ОБОНЬ ПОЛ — на другой половине, на другой стороне
ОБОЯЛНИК — обольститель, чародей
ОБРАЗ — вид, изображение; икона; пример, символ, знак
ОБРОЧИТИ — облагать оброком
ОБЪСИТИ — повесить, подвесить
ОВО — ли, то…то, или…или
ОВОГДА — иногда
ОВЫЙ — один, некий, этот, тот; такой, некоторый
ОДЕСНУЮ – справа
ОДНОРЯДКА — верхняя однобортная одежда
ОДРИНА — строение, изба, хлев
ОЖЕ — что, если
ОКАЯТИ — назвать несчастным, жалким; счесть недостойным
ОКОРМЛЯТИ – управлять
ОКРЕСТ – вокруг, около
ОКСАМИТЪ — шелковая ткань с ворсом из золотых или серебряных нитей
ОКУШАТИСЯ — пробовать, пытаться сделать чего-либо
ОЛАФА — награда, подарок
ОЛЕ — однако, но
ОМЖЕННЫЙ — закрытый
ОНОГДЫ — недавно
ОНОМО — так
ОНСИЦА — некто, какой-то
ОНУДУ — с тех пор, оттуда
ОПАНИЦА — чаша, посуда
ОПАШЬ — хвост
ОПРАТИ — постирать
ОПУСНЬТИ — измениться, осунуться
ОПЯТЬ — назад, обратно
ОРАТАЙ — пахарь
ОРАТЬ — пахать
ОРЬ — конь
ОРТЪМА — покрывало; попона
ОСЕ — вот
ОСКОРБИТИСЯ — скорбеть
ОСЛОП — жердь, дубина
ОСН — острие
ОСТРОГ — частокол, ограда из кольев или бревен
ОСЪСТИ — окружить, осадить
ОТАЙ — тайно, скрыто
ОТГРЕБАТИСЯ — устраняться, удаляться
ОТЕНЬ — отцовский
ОТЕПЛА — теплота
ОТМЕТНИК — отщепенец
ОТНУДУ — откуда, оттуда, почему, потому, вследствие того
ОТРЕЧЕНИЕ — осуждение, запрещение
ОТРОК — подросток, юноша; дружинник из личной охраны князя
ОТЧИТАТИСЯ — отрекаться
ОТЩЕТИТЬ — повредить, испортить
ОХАБИТЬСЯ — спрятаться; оставить; отстать; воздержаться
ОЦЕТ — уксук
ОЧЕ — если
ОЧИНА — отчина, удел, переданный отцом сыну
ОШУЮЮ – слева
ПАВОЛОКЫ — шелковые ткани
ПАКИ – еще, снова, опять
ПАРДУС — гепард, барс
ПАРОБЪК — мальчик, слуга, прислужник
ПАХАТИ — веять, развеваться
ПАЧЕ – более, выше, превыше, лучше
ПЕЛЫНЬ — полынь
ПЕНЯЗЬ — денежная монета
ПЕРЕКЛЮКАТЬ — перехитрить
ПЕРЕПАСТЬ — испугаться
ПЕРЕТОЛМАЧИТЬ — истолковать, перевести с другого языка
ПЕРЕЧЕС — ссадина
ПЕРСИ – груди
ПЕРСТЬ — горсть земли, земля, тлен
ПЕСТУН — воспитатель
ПЕЧАЛОВАНИЕ — забота, попечение, хлопоты
ПЕЧИСЯ — заботиться
ПЪШЬЦЬ — пешеход
ПЪШЬЦИ — пехота
ПИРА — сума
ПЛИЩЬ — шум, крик; смятение, волнение
ПЛОТЬ — тело
ПЛОТЯНИЙ — телесный
ПЛЮСНА — ступня
ПОВЪСМО — пучок, моток
ПОВЕСТЬ — известие, сообщение, рассказ
ПОВОЛОЧИТЫ — шелковые
ПОВРЕЩИ — повергнуть
ПОВЪДЪТИ — рассказать, сказать, показать
ПОГАНСКЫЙ — языческий
ПОГАНЫЙ — язычник
ПОДОБСТВО — сравнение, употребление
ПОДРУЧИТИ — подчинить
ПОДРУЧНИК — подчиненный
ПОДЪХИБЬ — лесть, лукавство
ПОЗОР – зрелище; посмешище
ПОЗОРУТИ — смотреть
ПОКЛЯП — согнутый, искривленный
ПОКОСНЫЙ — попутный
ПОЛЕ — судебный поединок
ПОЛМА — половина
ПОЛОШАТИ — пугать
ПОЛСТЯНЫЙ — войлочный
ПОЛУДНЕ — юг
ПОЛУНОЩЬ — север
ПОЛЬНЫЙ — открытый
ПОМАВАТИ – дать знак
ПОМИНКИ — подарки
ПОНЕ – хотя, по крайней мере
ПОНТ — море
ПОПАСТИ — схватить, захватить
ПОПРИЩЕ — путевая мера длиной 1000 шагов; дневной переход
ПОПРИЯТИ — содействовать
ПОРЕКЛО — прозвище
ПОРОКИ — стенобитные орудия
ПОРОСИ — пыль
ПОРТЪ — кусок ткани. одежда
ПОРТНО — холст
ПОРУБ — темница, тюрьма, погреб
ПОСКЕПАТИ — расколоть, расщепать; нанести вред
ПОСЛОВИЦА — словесный договор, согласие; поговорка
ПОСЛУХ — свидетель
ПОСОЛОНЬ — по солнцу
ПОСТРЕЛ — чума, эпидемия
ПОТРЕБИТИ — истребить
ПОТЩИТИСЯ — постараться
ПОТЯГНУТИ — изловчиться, постараться
ПОТЯТИ — ударить, убить
ПОУХАТИ — понюхать
ПОХУХНАНИЕ — осмеяние
ПОЯТИ — взять
ПРАВЫЙ — настоящий, правильный
ПРЕВРАТИТИ — обратить, склонить
ПРЕЛАГАТАЙ — разведчик, соглядатай; посланец
ПРЕЛЕСТНЫЙ — лживый, обманчивый
ПРЕЛЕСТЬ — обман, заблуждение; обольщение; дьявольские козни
ПРЕНИЯ (ПРЯ) — спор, тяжба; возражение; судебное дело
ПРЕПОЛОВЕНИЕ — середина чего-либо
ПРЕСЛОВУЩИЙ — знаменитый, прославленный
ПРЕТИТЬ — угрожать
ПРЕТОРЖИТИ — разодрать
ПРЕТЫКАТИСЯ — спотыкаться, запинаться; ошибаться, грешить
ПРЕСЪХНУТИ — иссякнуть
ПРЕЩЕНИЕ — угроза
ПРИВАБИТИ — призвать, пригласить; привлечь
ПРИВОЛОКА — верхняя короткая одежда
ПРИКЛАД — пример
ПРИРАЗИТИСЯ — воспротивиться
ПРИСЕТИТИ — посетить, навестить; ниспослать милость; рассмотреть
ПРИСНО — всегда
ПРИСНЫЙ — родной, близкий
ПРИСТЯПАТИ — снарядиться
ПРИТОЧНИКЪ — сочинитель притч
ПРИТЬКНУТИ — доказать
ПРОКЪ — остаток
ПРОМЫШЛЕННИК — заступник
ПРОСЛУТИ — прославиться
ПРОСТРЕТИ — протянуть, вытянуть; продолжить; расстелить, положить
ПРОТИВЕНЬ — отпечаток, список; пошлина
ПРОТОЗАНЩИК — страж
ПРОУСТАВИТИ — предопределить
ПРОЧЕЕ — будущее, в будущем
ПРЯЖИТИ — сушить, жарить (с погружением в масло), печь
ПЫХ — гордость, надменность
ПЬРСТЬ — палец
ПЯТОК — пятница
РАЗДРЯГА — раздор
РАЗИТИСЯ — разойтись; исчезнуть, опустеть
РАЗОР — позор; распря
РАЗСТРОЯТИ — разделить на три части
РАКА — гробница
РАЛО — соха
РАМЕНА — плечи (от шеи до локтя)
РАМЕНО — напряженно, сильно, стремительно
РАМО — плечо
РАСПАСТИ — устроить
РАСПОП — поп-расстрига
РАТАЙ — пахарь
РАЧЕНИЕ — любовь, страсть
РЕВНОСТЬ — усердие
РЕЗАНА — денежная единица
РЕЗОИМАНИЕ — ростовщичество, лихоимство
РЕКЛ ЕСИ – (ты) сказал
РЕЛЬ — перекладина
РЕСНОТА — истина; достоинство, приличие
РЕХ – (я) сказал
РЕЧИ — говорить, сказать
РЕШИТИ — развязать
РИСТАТЬ — бегать, быстро ходить, скакать
РОЖЕН — заостренный кол
РОЖЬЦИ — стручки
РОТА — клятва, присяга
РУЦЕ – руки
РЯДЕЦ — чиновник
РЯДИТИСЯ — сговариваться, устраиваться
РЯДОВИЧ — купец; торговец в торговых рядах
РЯДЪ — строй, порядок, ряд
РЯП — рябчик, куропатка
РЯСЫ — украшение
СВАРА — ссора
СВАРИТИ — бранить, укорять; казнить, поражать
СВЕНЕ — кроме, сверх, вне, помимо; вопреки
СВЕРСТАН — приравнен
СВИЦКИЙ — шведский
СЕ БО – ибо вот
СЕМО И ОВАМО — сюда и туда
СИЛЬНИК — силач; всемогущий
СИЛЯЖЬ — низкий кустарник
СИНГЛИТ — совет вельмож
СИРЕЧЬ — то есть
СИРОМАХ — бедняк
СИЦЕ – так
СКАРЕДНЫЙ — скверный
СКАРЛАТ — дорогая ткань, вид бархата
СКАРЯДИЕ — скверность, мерзость; печаль, тоска
СКИМАХ (СХИМНИК) — монах
СКИМЬНЬ — львенок
СКОЛИЯ — черви
СКОРА — шкура, мех
СКРАНИЯ — виски, щеки
СКЪПАНИЕ — расщепление, рассечение
СКУДЕЛЬНИЦА — горшок
СКУПЬ — вместе
СЛАНА — иней
СЛАНЫЙ — соленый
СЛОВУТИЕ — молва, слух; знатность
СЛОВУТНЫЙ — знаменитый, известный, славный
СЛУХ — доносчик; ухо
СЛЫ — послы
СМАГА — пламя, огонь, жар
СМОТРЕНИЕ — попечение
СМЫКА — колодка
СНИДАТЬ — есть, закусывать
СОБИНА — имущество
СОКОЛАТИ — болтать, стрекотать
СОЛИЛО — блюдо
СОЛОМЕНЬ (ШЕЛОМАНЬ) — холм
СОНЬМ — собрание, сбор; съезд, собор
СООБЕДНИК — сотрапезник
СОЧИВО — чечевица
СПЕКУЛАТОР — палач
СПОД — круг, группа
СПОНА — препона, препятствие
СПЯТИ — опрокинуть, обратить в бегство
СРАЧИЦА — исподняя рубашка
СРОК — отрывок, кусок
СТАФИЛЬЕ — изюм
СТЕГНО — бедро
СТЕЗЯ – тропа, узкая дорога
СТЕПЕНЬ — ступень
СТЕРВО — труп; гибель
СТОМАХ — желудок
СТРАНЬ — подле, напротив
СТРАННЫЙ — странник; иностранный
СТРАСТЬ — страдание, бедствие, мучение, несчастье, порок
СТРАТИГ — военачальник
СТРУЖИЕ — древко копья
СТРЫЙ — дядя по отцу
СТРЪХА — нижняя часть крыши
СТУД — позор
СУГНУТИ — настигнуть, догнать
СУГУБЫЙ — двойной, удвоенный
СУЕТА — напрасно, впустую; ничтожность
СУЛИЦА — короткое метательное копье
СУРЬСКИЙ — сирийский
СУСТУГ — металлическая нагрудная пряжка, застежка
СХОДАТАЙ — выходец, потомок
СЫНОВЕЦ — племянник
СЫР — творог
СЫРОЯДЕЦ — дикарь, варвар
СЪВАЖАТИ — побуждать к ссоре
СЪВЕЧАТИ — условиться
СЪДЕТЕЛЬ — создатель; помощник
СЪЗДАТИ — построить, создать
СЪЛУЦИЙ — горбатый
СЪПЛЕТАНЬЕ — ссора, свара
СЪСУТИ — насыпать
СЪТУЖАЮЩИЙ — притесняющий
СЫТА — вода, подслащенная медом; разварной мед
СЯКЫЙ — такой
ТАЛЬ — заложник
ТАРЪЛЬ — плоская круглая посудина
ТАТЬ — вор, грабитель
ТАЧЕ — потом
ТВАРЬ — изделие, произведение; создание, творение
ТЕЗОИМЕНИТЫЙ — одноименный
ТЕМЬ — поэтому
ТИУН — домовый управитель при князьях и боярах
ТОВАР — стан, обоз; имущество
ТОЛМА — так
ТОЛМАЧ — переводчик
ТОЛСТИНА — грубая ткань
ТОЧИИ — подобный, такой
ТРЕБНЫЙ — нужный
ТРЕСКА — жердь, кол
ТРЕСКИ — спички
ТРОСТЬ — палочка для писания; трость, палка
ТРЯСЦА — лихорадка
ТУГА — печаль, тоска, скорбь
ТУЛ — колчан
ТУМБАН — большой барабан
ТУНЕ – даром, напрасно
ТУТНЬ — гром, грохот; конский топот
ТЩА — напрасно
ТЩАНИЕ — старание, забота
ТЩЕТА — суета; недостаток, убыток
ТЯЖЬКЫЙ — тяжелый, опасный
УБЛАЖАТИ – прославлять
УБО – так, итак; в таком случае
УБРУС (УБРУСЕЦ) — платок, полотенце
УВЕДЕТИ — узнать
УВЕР — утешение, успокоение; утеха, радость; наставление
УВОЗ — спуск, подъем
УГОЗНИТИ — избежать
УГРИН — венгр
УД — член
УДОЛИЕ — ложбина, долина; яма
УЖЪ — веревка
УЗОРОЧЬЕ — драгоценные вещи, украшенные узорами
УЙ — дядя по матери
УКЛАД — дань
УКЛОНИТИ — отклонить, направить в сторону
УКОРИТИ — устыдить, осудить, оскорбить, обидеть, унизить
УКРОП — горячая, теплая вода
УКРОХ — кусок
УКУПИТИ — собрать, составить
УЛУЧИТИ — получить, наследовать
УМЕТЫ — отбросы, грязь
УНЕ – лучше
УНЕНЧ — просящий
УНОТЫ — юноши, юные
УНУК — внук
УНЬЦЬ — олень, теленок
УПОЛОВНЯ — ковш
УРИСТАНЬЕ — бег, скачка
УРОК — уговор, условие; наставление, указание; плата, подать, штраф
УСМЯГЛЫЙ — усталый
УСНИЕ — кожа
УСПЕНИЕ — погружение в сон; мирная кончина
УСТРЪТИ — встретить
УТЕЧИ — убежать
УТИНОК — щепка
УТЫЙ — исхудалый
УХАРИ — маски
УХЫЩРЕНИЕ — хитрость; искусство; ремесло
ФАРИС (ФАРЬ) — конь
ФРЯЖСКИЙ — итальянский; европейский
ФУТРИНА (ФУРТОВИНА) — буря, непогода
ХАРАЛУГ — булат, сталь
ХАРАЛУЖНЫЙ — булатный
ХАРАТЬЯ (ХАРТИЯ) — пергаментная рукопись, грамота, книга
ХИНОВИ — половцы
ХИНОВСКИЙ — половецкий
ХИТРОСТЬ — мудрость, искусность
ХОРУГВЬ — знамя
ХОТЬ — любимый, любимая, желание
ХУПАВЫЙ — тщеславный, гордый, хвастливый; нарядный; ленивый
ХЫТРЕЦ — художник, творец
ХЫТРЫЙ — искусный, знающий, мудрый
ЦВИЛИТИ — огорчить, мучить
ЦЕЛОВАТИ — приветствовать
ЦЕЖЬ — кисельный раствор
ЦЕРЬ — трут
ЧАДЬ — слуги; младшая дружина
ЧАЮ – ожидаю
ЧЕКАН — топор
ЧЕЛЯДЬ — прислуга
ЧЕРВЛЕНЫЙ — красный
ЧИ — разве, или, хотя
ЧИЛИ — или
ЧИРЫ — башмаки
ЧПАГ — карман, мешок
ЧРЕДИМЫЙ — придерживающийся установленного порядка
ЧРЕСЛА — поясниться
ЧУМ — ковш
ЧЮДЬ — западнофинские племена
ШАР — краска, цвет
ШАРОВИ — краски, цвета
ШЕЛОМ — шлем
ШЕРТ — напиток; клятва; договорные отношения
ШИША — вор, бродяга
ШУБАШ — военачальник
ШУЙЦА — левая рука
ЮЖИК — родственник
ЮЗА — цепь, оковы
ЯДЬ — еда, пища
ЯЖЕ – которая, которые, которых
ЯЗВА — рана; беда, печаль
ЯЗВЕНЪ — ранен
ЯКО — что, так что, чтобы, ибо, хотя
ЯКОЖЕ – как; чтобы
ЯПОНЧИЦА — накидка, плащ
ЯРУГА — проходимый овраг
ЯРЫЙ — мощный, буйный
ЯСТИ — есть
ЯТИ — взять, брать, схватить, достигнуть

41176928-9411-4e74-82c3-a4d70758fa1e

Русский язык обязателен для сдачи как на ОГЭ, так и на ЕГЭ. Не имеет значения, на какой факультет собирается поступать абитуриент, ведь язык нужен в любом случае. Полностью миновать данный экзамен не получится, так как результат учитывается в аттестате об образовании. Но можно зачислиться в вуз приоритетно – в этом помогут перечневые состязания и Всероссийская олимпиада школьников.

Рассказываем о том, как эффективно подготовиться к олимпиаде по русскому языку и поступить на бюджет.

Содержание

Какие бывают олимпиады по русскому языку?

Всероссийская олимпиада школьников

ВсОШ – самое масштабное соревнование, в котором участвуют ученики школ со всей страны. Стать частью олимпиадного движения и войти в историю Всеросса может каждый. Для этого необходимо получить личный код у классного руководителя и ввести его в первом туре олимпиады. Все школьники имеют равный доступ к заданиям начальной ступени, за выполнение тестирования плата не взимается.

Ребята могут участвовать во ВсОШ по русскому языку уже с 4 класса, но муниципальный, второй этап, открывается для семиклассников, а вот региональный и заключительный – для 9-11 классов. Если ребенок уверен в своих знаниях, он может написать олимпиаду за старшую параллель обучения.

Победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников ожидают денежные вознаграждения, а также БВИ. Но сдать ЕГЭ по русскому языку все-таки придется. Приятная новость заключается в том, что на экзамене нужно лишь набрать баллы не ниже пороговых. Лицам, продемонстрировавшим кладезь знаний и занявшим призовое место на ВсОШ, точно не составит труда дать ответы на несколько вопросов в ЕГЭ.

419df244-21f0-4331-857a-b1e718f80fbd

Перечневые олимпиады

ВсОШ – крупнейшее соревнование с огромным количеством участников. Крупнейшее, но далеко не единственное. Ученики школ могут попробовать свои силы в вузовских олимпиадах, которые организуются локальными университетами. Уровень соперничества ниже, задания отчасти проще, а призы не менее приятны.

Финалисты, показавшие высокие результаты в заключительном туре, получают право на поступление без вступительных испытаний, 100 баллов за ЕГЭ или максимальный результат за ДВИ, проводимые внутри вуза. Обратите внимание, что для действия привилегии необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку на 75+ баллов.

Популярные перечневые олимпиады по русскому языку

Название

Классы участия

Сроки проведения

Олимпиада РГГУ для школьников

9-11 классы

Отборочный этап: январь-февраль

Заключительный этап: февраль

«В начале было Слово…»

8-11 классы

Отборочный этап: ноябрь

Заключительный этап: февраль-март

Олимпиада «Высшая проба»

7-11 классы

Отборочный этап: ноябрь

Заключительный этап: январь-февраль

Олимпиада «Ломоносов»

1-11 классы

Отборочный этап: октябрь-ноябрь

Заключительный этап: февраль-март

Московская олимпиада школьников по филологии

5-11 классы

Отборочный этап: ноябрь-январь

Заключительный этап: февраль

Интенсивы по подготовке к региональному этапу ВсОШ

Все, что нужно знать
для победы, за 7 дней!

Как проходит олимпиада по русскому языку?

Парадокс олимпиады в том, что значительная часть заданий не на русском. Чем выше класс обучения ребенка, тем больше доля сложных вопросов. Основой выступают славянские языки. Участники должны переводить тексты, находить закономерности, определять значение отдельных слов, проводить параллели между языками. Одними лишь знаниями не обойтись – должны быть развиты интуиция, логическое мышление, умение производить анализ.

На олимпиаде запрещено пользоваться дополнительными средствами, брать с собой пособия, справочники. Всю информационную базу нужно освоить во время подготовки, а затем применить полученные знания при выполнении заданий.

В случае выявления нарушения работа аннулируется, ученик школы сможет принять участие только в следующем сезоне олимпиады, т.е. через год.

f83169f3-763b-437f-987b-9767a9e51d24

Материалы по подготовке к олимпиаде по русскому языку

Одни из главных помощников в подготовке к олимпиаде по русскому языку – словари. Какие сборники правил понадобятся?

  • Орфографический словарь. Правописание слов;
  • Этимологический словарь. Происхождение слов, их взаимосвязь;
  • Фразеологический словарь. Значение устойчивых словосочетаний;
  • Орфоэпический словарь. Произношение слов, ударение.

1. Книга «Почему языки такие разные». В. А. Плунгян

Автор повествует о закономерностях развития слов, о факторах, которые влияют на становление речи. Пособие позволит разобраться в истоках языков и выявить тенденции их формирования.

2. Книга «Русский синтаксис в научном освещении». А. М. ПешковскиЙ

Труды А. М. Пешковского заслуживают отдельного внимания. Книга «Русский синтаксис в научном освещении» пользуется популярностью у младших и старших поколений. В ней представлены материалы по всем видам предложений, по формам слов и словосочетаний. Полученная информация точно будет ценным вкладом в познание и пригодится на олимпиадах по русскому языку.

3. Книга «Современный русский литературный язык. Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия». С. В. Князев

В книге собраны основные сведения о фонетике, орфографии и орфоэпии русского языка. Информация подходит как студентам, так и ученикам школы, которые готовятся к олимпиаде.

Как подготовиться к олимпиаде по русскому языку?

Олимпиада – серьезное соревнование, которое наделяет победителей и призеров особыми правами при поступлении в вуз. Но получить привилегии можно только при успешной демонстрации знаний на состязании. Путь к успеху может быть в течение как нескольких месяцев, так и нескольких лет, поэтому важно начать готовиться уже сейчас и не оставлять все на последний год обучения в школе.

 1.Ознакомьтесь с регламентом проведения олимпиады

У каждого соревнования по русскому языку свои особенности, которые стоит изучить заранее. Время выполнения заданий, формат проведения, сроки, типовые вопросы — все это надо уточнить до начала олимпиады.

2.Откройте задания олимпиады прошлых лет

Для получения высоких баллов требуется регулярная практика. Решение заданий, встречавшихся в прошлых сезонах олимпиады по русскому языку, поможет привыкнуть к структуре состязания, освоиться и получить ценный опыт.

Регулярные курсы по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ

Поступаем в вуз мечты без проблем!

3.Систематизируйте подготовку

Начать готовиться за короткий срок до старта тура – не лучший вариант, который вряд ли позволит без труда дать ответы на все вопросы и пройти на следующую ступень олимпиады. Составьте график изучения тем и соблюдайте сроки, если вы решительно нацелены на призовое место.

4.Чаще работайте с текстами на славянских языках

Переводите, анализируйте, сравнивайте слова в русском и других языках, находите сходства и отличия, чтобы прочувствовать тонкости речи разных народов. Есть вероятность, что подобные тексты и фразы встретятся и в текущем сезоне олимпиады.

5.Занимайтесь подготовкой с профессионалами

Самый эффективный метод освоения материала – занятия с наставниками, обладающими полным спектром знаний. В онлайн-школе «Коалиция» работают преподаватели, которые всегда с радостью готовы поделиться полезной информацией с учениками.

cc427350-3d65-420a-9f55-b3a4560e57aa

Выводы

Участие в олимпиаде по русскому языку – важный шаг к поступлению на бюджет. Присоединяйтесь к олимпиадному движению, ответственно готовьтесь, чтобы быть награжденными за проделанный умственный труд и приоритетно зачислиться в вуз!

Поделиться в социальных сетях

Читайте также

Технология подготовки учащихся начальной школы к олимпиаде по русскому языку

Предметные олимпиады

  • Предметные олимпиады являются наиболее массовой формой внеурочной работы по учебным предметам;

  • Для школьника олимпиада – это конкурс на лучшее знание предмета;

  • Олимпиады способствуют подготовке школьников к жизни в современных условиях конкурентного мира

Олимпиада (греч.) — это соревнование учащихся на лучшее выполнение заданий в какой-либо области знаний

По уровню проведения олимпиады бывают:

— школьные

— районные

— областные или краевые

— всероссийские

— международные.

По форме проведения:

— очные

— очно-заочные

— заочные (дистанционные)

— сетевые.

Очные и заочные олимпиады проводятся уже давно. А вот дистанционные и сетевые олимпиады появились сравнительно недавно, но количество участников в них постоянно растёт.

Дистанционная эвристическая олимпиада — это олимпиада, в которой участники и организаторы удалены друг от друга, находятся в разных городах, странах. Участие в олимпиадах осуществляется с помощью электронной почты, форумов, а также других ресурсов сети Интернет.

Дистанционные олимпиады могут выполняться несколько дней, а вот сетевая олимпиада проходит в режиме реального времени Интернет.

Критерии дистанционной олимпиады:

— оригинальность;

— глубина;

— нестандартность;

— степень творческой реализации.

По количеству участников:

— командные;

— персональные.

Цели и задачи проведения олимпиад по русскому языку

  • Раскрытие творческих возможностей каждого ребёнка, развитие творческой инициативы ученика;

  • Выявление одаренных детей; учащихся, которые могут представлять свое учебное заведение на последующих этапах Олимпиады;

  • Проверка учащихся по предмету, развитие сообразительности, чувства языка, формирование умений творчески применять имеющиеся знания;

  • Популяризация русского языка как науки и школьного предмета;

  • Воспитание интереса к школьным урокам русского языка и внеурочным занятиям по предмету;

  • Повышение эффективности обучения.

Можно ли создать технологию эффективной подготовки «призёров» как минимум муниципального  уровня?

Исходное положение № 1

Какими бы сложными ни были олимпиадные задания, они строятся на основе школьного курса русского языка и программы. Задания усложняют и логически развивают базовые предметные знания, облекают их в занимательную форму!

Исходное положение № 2

Полное прохождение программного материала.  Необходим интенсивный курс занятий, желательно ежедневных, когда весь школьный материал не только «проходится», но и усваивается, контролируется, пока ребёнок не будет «удерживать в голове» 90% базового школьного курса.

Последующее углубление материала может происходить в любых формах и по любым источникам.

Исходное положение № 3

Одаренный ребенок — «олимпиадник» должен обладать следующими качествами:

  • личная   заинтересованность ребёнка;

  • широкий кругозор;

  • интерес к предмету;

  • высокое чувство ответственности;

  • широкие учебные возможности (память, мышление, формальная логика, способность к анализу и синтезу) и «умение учиться»

Принципы, лежащие в основе подготовки учащихся к олимпиаде:

  • Принцип максимальной самостоятельности – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются  собственными усилиями, в процессе работы с литературой, при решении различных заданий.

  • Принцип активность знаний. Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент.

  • Принцип опережающего уровня сложности. Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

  • Принцип опоры на результаты прошедших олимпиад. При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так  и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

Принцип гуру: На последнем занятии перед олимпиадой необходимо напутственное слово учителя, необходимо поговорить с учащимися о тактике  выполнения  заданий на самой олимпиаде, настроить, убедить, что победителями все не бывают «Главное не победа, главное участие. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя». За два три дня лучше отказаться от решения заданий, чтобы не привести к психологическому утомлению организма и, как следствие, притуплению творческого потенциала. Во время этой паузы накапливаются резервы и желание добиться успеха на олимпиаде.

Правила
построения собственной системы подготовки учащихся к участию в олимпиадном движении

  • Начинать надо с работы над собой, повышая уровень своего профессионального мастерства!

  • Готовить ученика системно, а не эпизодически, начиная с 1 класса!

  • Опираться на базовую литературу по предмету и иметь банк олимпиадных заданий!

  • Быть в курсе информации по всем олимпиадам текущего года!

Привлекать учеников к участию во всех возможных открытых дистанционных олимпиадах и конкурсах по русскому языку!

Основные формы работы:

Коллективные:

  • Факультативы, кружки, элективы

  • Дискуссия по лингвистической проблематике

  • Интеллектуальный марафон

  • Конкурсы и викторины по русскому языку

  • Словесные игры и забавы во внеурочное время

  • Коллективные проекты

  • Предметные недели

Индивидуальные:

  • Индивидуальное тьюторское сопровождение лингвистически одаренных детей

  • Консультирование одаренных детей по возникающим вопросам

  • Индивидуальные проекты

  • Творческие задания

  • Работа с тренажерами, тренинговые задания

Методы и приемы работы с учащимися:

  • Мультимедийная презентация — один из эффективных методов подготовки школьников к олимпиаде

  • Решение тренинговых заданий – всех имеющихся материалов олимпиад разного уровня сложности

  • Применение разноуровневых заданий

  • Лингвистическая гимнастика на каждом уроке (шарады, ребусы, кроссворды)

  • Проблемный метод

  • При подготовке учеников можно использовать обучающие компьютерные программы «Репетитор», «Большая детская энциклопедия», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».

Результаты школьного уровня олимпиады:

Участники олимпиады продемонстрировали:

  • владение орфоэпическими нормами русского литературного языка;

  • знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова;

  • знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в речи;

  • знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой;

  • знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова;

  • знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления;

  • некоторую осведомленность в области истории русского языкознания;

  • коммуникативные умения и навыки;

  • творческие способности.

Типы заданий и примеры:

Задания условно можно объединить в три больших блока: тесты, задачи, творческие задания

1. Лингвистические тесты . К этому типу можно отнести задания, предполагающие воспроизведение знаний определенного раздела и демонстрацию навыков языкового разбора в рамках школьного курса русского языка. Задания тестового характера могут проверять знание трудных случаев орфографии и пунктуации, владение орфоэпическими и грамматическими нормами, навыки морфемного и синтаксического разбора. К заданиям данного типа можно отнести и те, которые требуют точного и лаконичного ответа в утвердительной форме. В тестовой форме могут быть предложены задания, позволяющие выявить широту кругозора, знание истории русской письменности и русского языкознания, историко-культурных сведений о языке, оценить словарный запас, знание семантики русских слов и фразеологизмов, стилистических ресурсов языка.

Пример:1. Обведи слово, в котором все согласные буквы обозначают только звонкие согласные звуки.

1) столица 2) здоровье 3) поход 4) свобода

2. Лингвистические задачи

Лингвистические задачи – это задания эвристического характера, требующие: а) знаний в разных областях русского языка; б) навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа; в) языкового чутья и лингвистической догадки; г) использования общих исследовательских приемов (наблюдение, описание, сопоставление, систематизация, обобщение).

Типология лингвистических задач учитывает разные виды деятельности, необходимые для их успешного выполнения. Они определяются в соответствии с формами речевой деятельности и общими направлениями анализа языкового материала и единиц языка.

Изучение нормативной грамматики и лексики на уроках русского языка в школе – это знакомство с системой языка, иногда воспринимаемой как совокупность правил. В реальной речевой деятельности, которая всегда более разнообразна, чем «правила языка», мы сталкиваемся с живыми текстами, преподносящими трудные задачи для всех говорящих. Поэтому и классификацию заданий возможно производить в рамках отношений текста и языка (от текста к языку и обратно).

I. От текста к языку. В заданиях этого типа предлагается текст, высказывание или словоупотребление в речи, требуется сделать вывод о свойствах языковых единиц как элементов языковой системы.

Выполнение заданий требует навыков аналитического чтения, направленного на правильное понимание речи. Подобные задания в большей мере помогают оценить лингвистические способности, языковое «чутье», глубину восприятия слова, навыки анализа языкового материала. В качестве примера могут быть приведены вопросы по лексике и фразеологии:

В чем заключается особенность употребления выделенных слов? Почему такие слова иногда называют «губками», «джокерами»?

Восток – дело тонкое. Жизнь – интересная штука. Человеческое счастье – вещь сложная.

К заданиям данного типа можно отнести и комментирование и исправление орфографических, пунктуационных и речевых ошибок. Например:

Объясните причину орфографических ошибок: бульён, маёр, ёг.

II. От языка к тексту. Здесь моделируется активная речевая деятельность, то есть процесс письма с целью выражения и сообщения мысли. Исходным условием являются правила, закономерности языка, свойства языковых единиц. Требуется применить эти сведения к анализу предложенных фактов речи. В этом случае также следует выделить две возможные группы заданий.

III. От языковых фактов к системе языка. В этом разделе могут быть представлены довольно разнородные задания структурно-лингвистического плана, по типу противостоящие предыдущим. Выполняя их, учащиеся не должны ни опираться на предложенный текст, ни самостоятельно составлять какой-либо заданный текст. Ответы на поставленные вопросы требуют аналитического подхода, понимания системных связей внутри языка, как на одном языковом уровне, так и межуровневых. Задания этого типа объединены в две группы.

IV. От языка к науке о языке, описанию языка. Язык как объект науки диктует свои способы его описания. На них базируются основные исследовательские операции (анализ, обобщение, систематизация). Поэтому элементарный анализ фактов языка требует и научной эрудиции.

3. Творческие задания

Творческие задания, направленные на создание развернутых высказываний, текстов

Примеры заданий:

  1. По данным рифмам сочинить стихи;

  2. Напишите сочинение-миниатюру об орфографии «И всё-таки она хорошая», пользуясь одноимённой книгой М. В. Панова;

  3. Преобразование, творческая переработка текста; перевод зашифрованного текста.

Памятка
для учеников при подготовке к олимпиаде по русскому языку

  • Чтобы хорошо подготовиться к олимпиаде, обращайтесь к словарям — толковому, орфоэпическому и другим.

  • Изучите орфоэпический минимум для учащихся, запомните ударение в сложных случаях.

  • Повторите грамматические нормы употребления слов; необходимо знать грамматические нормы форм множественного числа существительных, употребление прилагательных в степени сравнения, согласование частей речи и др.

  • Воспользуйтесь этимологическим словарем во время подготовки к олимпиаде. В тестах обычно встречаются задания, связанные с происхождением слова, с изменением его формы, употребления и лексического значения. История образования слова может объяснять и написание.

  • Воспользуйтесь фразеологическим словарем. Вам важно не только хорошо уметь разъяснять значения устойчивых сочетаний слов, но и подбирать к ним синонимичные фразеологизмы и антонимы.

  • Повторите также написания словарных слов. Для этого обратитесь к учебникам по русскому языку, орфографическому словарю.

  • Повторите материал о типах текста и стилях речи, научитесь определять тип речи и стиль текстов.

  • Повторите требования написания сочинений. Научитесь писать, аргументируя свои мысли, и при этом не уходить в сторону от темы сочинения. Главное — не сколько вы напишете, а как раскроете тему.

Показатели эффективности выбранной технологии подготовки к олимпиадам:

— удовлетворённость детей своей деятельностью;

— повышение уровня индивидуальных достижений в образовательных областях;

  • совершенствование общепредметных и социальных компетенций.

Что даёт участие в олимпиадах ребёнку?

1. Получение жизненного опыта.

2. Расширение кругозора, интеллектуальный рост.

3. Более успешное обучение школьным предметам. (Приобретение навыков применения нестандартных умений в нестандартных ситуациях, использование навыков логического мышления, умение обобщать, проводить аналогии, прогнозировать результат, включать интуицию, воображение, фантазию).

4. Творческий рост, развитие личностных компетенций.

5. Умение оценивать себя.

6. Радость успеха.

7. Возможность поступления в престижные учебные заведения.

Организация олимпиад для учащихся начальных классов по русскому языку:

Для проведения каждой олимпиады определено базовое учреждение. При проведении олимпиады члены творческого совета организуют встречу участников. Размещают лиц, сопровождающих детей, осуществляют учёт детей и кодирование олимпиадных работ. Для учащихся начальной школы городской тур олимпиады – это всегда праздник. Для ребят проводится торжественная линейка, представление педагогов в аудиториях, вручение эмблем, затем ребята расходятся по аудиториям, получают пакет заданий и после инструктажа приступают к выполнению заданий. Все задания составлены с учётом учебных и возрастных особенностей учащихся.

По завершению работы материалы сдаются педагогу – организатору. Далее творческий совет проверяет работы по ключу. Результаты протоколируются, указываются выявленные ошибки. На заседании методического совета, после проведения всех предметных олимпиад, работы детей, набравших наибольшее количество баллов, дешифруются. Результаты предметных олимпиад педагоги школ узнают из городского приказа.

Завершается олимпиадный марафон большим праздником, на котором проходит награждение победителей по всем предметам. Творческие коллективы школы поздравляют ребят и педагогов. Победители олимпиад, вместе с дипломом и музыкальным подарком получает возможность сфотографироваться с педагогом и всеми призёрами олимпиады.

Олимпиады занимают важное место в развитии детей. Именно на 1 ступени обучения происходят первые открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности развивают ребёнка, стимулируют интерес к различным наукам. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребёнка.

В заключении нельзя не сказать, что за каждой предметной олимпиадой, стоит труд не только методиста, но и большого коллектива педагогов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство еас опс
  • Мануал киа оптима 2020
  • Как не бояться общения с руководством
  • Руководство стим гта сан андреас
  • Менопур мультидоза 600 инструкция по применению