Инструкция по охране труда при работе с транспортером

XII. Требования охраны труда при эксплуатации конвейеров

общего применения

116. Загрузочные и разгрузочные устройства конвейеров должны быть оборудованы средствами, предотвращающими налипание, заклинивание и зависание в них груза, образование просыпей (выпадение штучных грузов) и перегрузку конвейера.

117. Конвейеры с передвижными загрузочными и разгрузочными устройствами должны оборудоваться концевыми выключателями и упорами, ограничивающими зону их перемещения.

118. Приемная часть конвейеров, загружаемых вручную штучными грузами, должна быть выполнена так, чтобы обеспечивалась загрузка конвейера горизонтальным перемещением груза или с небольшим уклоном в сторону загрузки с погрузочной площадки либо транспортных средств.

119. Приемная часть загрузочных устройств конвейеров для сыпучих и пылевидных грузов должна быть выполнена так, чтобы обеспечивались загрузка механизированным способом и пылеулавливание.

120. Ручная загрузка конвейера допускается, если:

1) в соответствии с технологическим процессом механизированная загрузка невозможна;

2) расстояние от пола или площадки (подножки), на которой находится работник, до верхней кромки бункера не превышает 1,3 м.

121. Ширина площадки для загрузки конвейера должна быть не менее 0,8 м и при расположении на высоте более 0,5 м должна иметь ограждение высотой 1,1 м с обшивкой по низу высотой не менее 0,15 м.

122. Конвейеры, предназначенные для транспортировки тарных грузов, должны быть оборудованы по всей длине бортами высотой не менее 0,2 м.

123. Для исключения падения груза при его передаче с конвейера на спуск концы отводных шлагбаумов должны вплотную примыкать к борту конвейера и спуска.

124. У наклонно установленных конвейеров должна исключаться возможность самопроизвольного перемещения грузонесущего элемента с грузом при отключении привода.

125. Неприводные конвейеры должны иметь в загрузочной части ограничительные упоры и приспособления, обеспечивающие снижение скорости движения груза.

126. Грузовые натяжные устройства конвейеров должны иметь концевые упоры для ограничения хода натяжной тележки и концевые выключатели, отключающие привод конвейера при достижении натяжной тележкой крайних положений.

127. На наклонных конвейерах (участках конвейеров) штучные грузы при транспортировке должны находиться в неподвижном состоянии по отношению к плоскости грузонесущего элемента конвейера и не менять свое положение во время транспортировки.

128. Участки цепных конвейеров с углом наклона более 10° должны быть оснащены ловителями для захвата цепи в случае ее обрыва.

129. Конвейеры, предназначенные для транспортировки пылевидных, пыле-, паро- и газовыделяющих грузов, должны иметь укрытия, снабженные местной (локальной) вытяжной вентиляцией для подключения аспирационных устройств или оросительных систем.

130. Конвейеры, предназначенные для транспортировки мокрых грузов, должны быть закрыты по всей длине кожухами или щитами, предохраняющими работников от брызг пульпы.

131. Конвейеры, транспортирующие горячие грузы, должны быть оборудованы средствами защиты работников от ожогов.

132. Конвейеры для транспортировки сыпучих грузов должны допускать механизированную уборку просыпи в доступных местах трассы (конвейерной линии) без остановки конвейера.

133. На участках трассы, находящихся вне зоны видимости оператора пульта управления, должна быть установлена двухсторонняя звуковая или световая сигнализация, включающаяся автоматически перед включением привода конвейера.

134. Конвейеры должны иметь устройства, отключающие конвейер при обрыве ленты или канатно-натяжных устройств.

При наличии на одном конвейере нескольких пусковых кнопок, установленных в разных местах, они должны быть электрически сблокированы так, чтобы исключался случайный пуск конвейера.

135. Производство ремонтных или наладочных работ на конвейере во время его работы запрещается.

На отключенных электрических аппаратах конвейера на время производства работ на трассе должны быть вывешены запрещающие знаки безопасности с поясняющей надписью «Не включать! Работа на линии».

136. Эксплуатация конвейера запрещается при отсутствии или неисправности:

1) ограждений натяжных и приводных барабанов, роликоопор и отклоняющих роликов;

2) заземления электрооборудования, бронированных кабелей и металлоконструкций;

3) сигнализации и освещения.

137. Защитные ограждения конвейеров должны быть откидными (на петлях, шарнирах) или съемными, изготовленными из отдельных секций. Для удобства обслуживания конвейеров в ограждениях должны быть предусмотрены дверцы и крышки.

138. В зоне возможного нахождения работников должны быть ограждены:

1) канаты и блоки натяжных устройств, грузы натяжных устройств на высоту их перемещения и участок пола под ними;

2) загрузочные устройства для насыпных грузов;

3) приемные устройства (бункеры, горловины машин), установленные в местах сброса грузов с конвейеров;

4) нижние выступающие части конвейера, пересекающего проходы для работников или проезды для транспортных средств (устройством навесов, продолженных за габариты конвейера не менее чем на 1 м);

5) участки трассы конвейеров (кроме подвесных), через которые не допускается проход людей (установкой вдоль трассы перил высотой не менее 1,1 м со сплошной обшивкой по низу на высоту не менее 0,15 м и дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от пола).

139. Конвейеры, передвигающиеся по рельсам, должны быть закрыты кожухами или ограждены по всей длине перилами высотой не менее 1,1 м со сплошной обшивкой по низу на высоту не менее 0,15 м и дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от пола.

140. На технологической линии, состоящей из нескольких последовательно соединенных и одновременно работающих конвейеров или из конвейеров в сочетании с другими машинами, приводы конвейеров и всех машин должны быть сблокированы так, чтобы в случае внезапной остановки какой-либо машины или конвейера предыдущие машины и конвейеры автоматически отключались, а последующие продолжали работать до полного схода с них транспортируемого груза.

При аварийной остановке на конвейере должна автоматически включаться светозвуковая сигнализация.

141. Конвейеры малой (до 10 м) протяженности в головной и хвостовой частях должны быть оборудованы аварийными кнопками «Стоп» для остановки конвейера.

Конвейеры 00000001.wmz протяженности должны быть дополнительно оборудованы выключающими устройствами для остановки конвейера в аварийных ситуациях в любом месте.

При оснащении всей трассы конвейера тросовым выключателем, дающим возможность остановки конвейера с любого места, аварийные кнопки для остановки конвейера в головной и хвостовой частях допускается не устанавливать.

142. Многоприводные конвейеры должны иметь тормозные устройства на каждом приводе.

143. Во время работы конвейера запрещается:

1) ремонтировать узлы и элементы конвейера, очищать поддерживающие ролики, барабаны приводных, натяжных и концевых станций, убирать просыпь из-под конвейера;

2) устранять пробуксовку ленты на барабане путем подбрасывания в зону между лентой и барабаном песка, глины, канифоли, битума и других материалов;

3) переставлять поддерживающие ролики, натягивать и выставлять ленту конвейера вручную;

4) работать при неисправных реле скорости, защиты от пробуксовки, схода ленты, при неисправных сигнальных устройствах и устройствах экстренной остановки конвейера;

5) ремонтировать электрооборудование, находящееся под напряжением.

Выполнение указанных работ должно производиться при полной остановке и отключении от сети конвейера, при снятых предохранителях и закрытом на замок пусковом устройстве, на котором должен быть вывешен запрещающий знак безопасности с поясняющей надписью «Не включать! Работают люди».

144. Смазка узлов и элементов конвейера должна производиться после полной остановки конвейера и принятия мер по исключению его случайного пуска.

Общие требования безопасности.

  1. К работе по обслуживанию транспортера допускаются лица не моложе 18 лет, предварительно прошедшие медицинский осмотр, а также вводный инструктаж по ОТ и ПБ, инструктаж на рабочем месте и соответствующее обучение профессии в учебном комбинате или на производстве по разработанной программе, прошедшие стажировку под руководством сменного мастера или квалифицированного рабочего со стажем работы не менее 3-х лет в течение 12-15 смен, имеющие допуск к самостоятельной работе после стажировки, аттестованные по ТБ, имеющие удостоверение по ТБ.

    1.2. Транспортерщик работает под непосредственным руководством сменного мастера, четко и своевременно выполняет его распоряжения.

  2. Работник должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка комбината, исключить употребление алкогольных, наркотических и токсических средств. Курение разрешается только в специально отведенных для этого местах, вне производственных зданий и сооружений. Работник должен знать и выполнять требования безопасности при пользовании лифтом. При ходьбе на лестницах необходимо держаться за перила. Соблюдать меры предосторожности при ходьбе по территории комбината.

    1.4. Рабочее место и эксплуатируемое оборудование необходимо содержать в чистоте.

    1.5. При обслуживании транспортера опасными и вредными факторами являются:

  • вращающиеся и движущиеся механизмы оборудования;

  • привода;

  • места набегания ленты на приводной и натяжной барабаны;

  • опорные и направляющие ролики;

  • движущаяся транспортерная лента;

  • электрический ток и статическое электричество;

  • повышенная температура подшипников;

  • повышенная запыленность и шум;

  • недостаточная освещенность рабочего места.

  1. При повышенной запыленности воздуха и наличии открытого пламени или других источников повышенной температуры в помещении возможен взрыв пылевоздушной смеси.

    1. Согласно типовым отраслевым нормам транспортерщику полагается спецодежда:

  • костюм х/б;

  • куртка ватная х/б;

  • сапоги суконные;

  • шлем х/б;

  • респиратор.

1.8. К несчастным случаям могут привести:

  • несовершенство или отсутствие ограждений вращающихся деталей, приводов, мест набегания ленты на барабаны;

  • устранение пробуксовки ленты или других неисправностей на ходу транспортера.

1.9. Источником загорания на транспортере может явиться пробуксовка ленты на приводном барабане.

  1. Работник обязан:

  • соблюдать требования данной инструкции;

  • правильно использовать СИЗ;

— знать и соблюдать правила личной гигиены.

  1. О каждом несчастном случае или аварийной ситуации работник обязан сообщить сменному мастеру или начальнику цеха, сохранить обстановку на рабочем месте и состояние оборудования такими, какими они были на момент происшествия, если это не угрожает здоровью и жизни окружающих и не приведет к аварии.

  2. Работник несет ответственность за нарушение требований настоящей инструкции в порядке, установленном Правилами внутреннего трудового распорядка комбината и действующим законодательством.

    2. Требования безопасности перед началом работы.

    2.1. Приступая к работе работник обязан надеть спецодежду, тщательно заправить ее, не допуская свисающих концов, волосы убрать под головной убор.

    2.2. Транспортерщик должен ознакомиться с результатами предыдущей смены, выяснить все имеющиеся технические неполадки в работе транспортера, аспирационных установок, их причины, способы устранения.

    2.3. Произвести наружный осмотр рабочего места и проверить:

  • санитарное состояние рабочего места;

  • нет ли на рабочем месте посторонних предметов;

  • свободны ли проходы;

  • исправность находящегося на этаже оборудования;

  • исправность освещения;

  • герметичность оборудования, воздуховодов;

  • наружным осмотром убедиться в исправности электроаппаратуры и проводов, заземляющих проводов, сигнализации;

  • наличие и исправность инструментов и приспособлений;

  • исправность реле контроля скорости;

  • исправность ограждений приводов;

  • исправность и целостность транспортерной ленты.

2.4. Во время приемки смены при остановленном оборудовании необходимо проверить:

  • натяжение ремней приводов;

  • натяжение (прогиб) транспортерной ленты.

2.5. В случае обнаружения неисправностей следует сообщить сменному мастеру и действовать по его указанию.

2.6. Перед включением транспортера в работу должен быть дан звуковой сигнал. Необходимо убедиться в безопасности людей, работающих в помещении, в отсутствии посторонних предметов, инструментов и приспособлений на ленте, механизмах, ограждениях.

2.7. При дистанционном пуске, услышав звуковой сигнал, необходимо отойти от транспортера на безопасное расстояние.

3. Требования безопасности во время работы.

3.1. При пуске транспортера необходимо убедиться что:

  • до пуска транспортера включена в работу соответствующая аспирационная сеть;

  • приводные ремни не пробуксовывают;

  • транспортерная лента правильно набегает на приводной и натяжной барабан;

  • все механизмы работают плавно, без посторонних звуков.

3.2. Следить за поступлением продукта на транспортер, не допуская перегрузки транспортерной ленты.

3.3. Во время работы:

  • не прикасаться к движущимся частям транспортера;

  • не снимать ограждения с вращающихся маханизмов транспортера и аспирационных установок;

  • не становиться на оборудование, вентиляторы, электродвигатели;

  • не снимать и не надевать приводные ремни на шкивы.

3.4. Для перехода через транспортер пользоваться специальными переходными мостиками или обходить.

3.5. Следить за исправностью разгружающих устройств, насыпных лотков, аспирационных установок, своевременно очищать их от отложений пыли.

3.6. При обнаружении пробуксовки ленты следует остановить транспортер и сообщить об этом сменному мастеру или начальнику цеха. Не смазывать барабаны вяжущими веществами (канифоль и др.) и не пытаться самому устранить неисправность.

3.7. При остановке оборудования для выполнения ремонтных работ необходимо остановить оборудование с пульта управления и обесточить в РП с вывеской плаката «Не включать! Работают люди».

3.8. Следить за натяжкой ремней технологического и аспирационного оборудования.

3.9. При появлении посторонних шумов, ударов, вибрации оборудование следует немедленно выключить.

  1. Следить за герметизацией оборудования и воздуховодов.

3.11. Для извлечения посторонних предметов, попавших на нижнюю ветвь транспортера, транспортер следует остановить с помощью кнопки или другого устройства аварийного отключения.

3.12. Своевременно убирать завалы и россыпи продукта, не допускать его скопления в движущихся и вращающихся деталях. Уборку пыли в помещении призводить согласно графика.

3.13. Содержать рабочее место в надлежащем порядке, уборку под транспортером, вентилятором производить только после остановки этого оборудования.

3.14. Для ликвидации завала транспортера необходимо:

  • прекратить подачу зерна на ленту;

  • дать сигнал и остановить транспортер;

  • специальным скребком разгрузить ленту.

3.15. Для ликвидации завала нории:

  • прекратить подачу зерна в норию;

  • остановить норию;

  • открыть задвижки на башмаке нории и специальным скребком освободить норию от зерна.

  1. При самопроизвольной остановке транспортера следует прекратить подачу зерна на ленту, установить причину остановки, сообщить сменному мастеру.

    4.Требования безопасности в аварийных ситуациях.

    4.1. При возникновении опасных предаварийных ситуаций (запах нагретого продукта, гари, дыма, попадание в оборудование посторонних предметов, завала оборудования продуктом и т.д.) все технологическое, транспортерное и аспирационное оборудование должно быть оставлено и тщательно проверено. Запуск его возможен только после выявления и устранения причин неполадок.

    4.2. При обнаружении загорания пыли или продукта в технологическом, транспортном или аспирационном оборудовании или в случае взрыва пылевоздушных смесей, локальных взрывах в технологическом оборудовании необходимо:

  • немедленно отключить все электрооборудование с пульта управления;

  • немедленно поставить в известность сменного мастера, начачальника цеха;

  • сообщить в пожарную охрану комбината по телефону 225;

  • для предотвращения распространения пламени в оборудовании перекрыть все самотеки и воздуховоды, связанные с оборудованием;

  • приступить к тушению загорания имеющимися средствами пожаротушения;

  • в случае угрозы жизни покинуть помещение.

4.3. Аварийное отключение транспортеров производить нажатием кнопки «СТОП», установленной в надсилосном и в подсилосном этажах на колонках напротив транспортеров через каждые 10 метров.

4.4 Немедленно остановить транспортер в случае:

  • пробуксовки или схода ленты с барабана;

  • появления запаха гари или пламени;

  • загорания электропроводки или искрения электрооборудования;

  • завала ленты продуктом;

  • высокой запыленности воздуха в помещении, если включение аспирации не дает эффекта;

  • повышения температуры подшипников;

  • попадания в опасную зону или захвата вращающимися или движущимися деталями людей.

4.5. При загорании электрооборудования и электропроводки обесточить все оборудование этажа в РП. Тушить загоревшееся электрооборудование сухим песком или углекислотными огнетушителями.

4.6. В случае травмирования или внезапного заболевания пострадавший должен сообщить сменному мастеру и обратиться в здравпункт.

  1. При захвате руки или одежды работающих набегающей лентой и барабаном немедленно остановить транспортер и попытаться обратным ходом высвободить пострадавшего. При невозможности – разрезать ленту в головной или хвостовой части транспортера. Оказать пострадавшему первую доврачебную помощь, при необходимости доставить в лечебное учреждение.

    5. Требования безопасности по окончании работы.

    5.1. Обо всех обнаруженных нарушениях техники безопасности сообщить сменному мастеру или начальнику цеха.

    5.2. По окончании смены работник должен привести в порядок свое рабочее место, используя щетки с длинной ручкой и другой инвентарь для безопасного проведения работ.

    5.3. Снять спецодежду и убрать в гардероб.

    5.4. Перед переодеванием в личную одежду принять гигиенический душ.

    5.5. Оставаться в цеху или на территории комбината после окончания смены без ведома сменного мастера или начальника цеха не допускается.

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для машиниста ленточного конвейера.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работе машинистами ленточного конвейера допускаются лица старше 18 лет, прошедшие обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж на рабочем месте, специальное обучение по профессии, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
1.2. Машинист ленточного конвейера должен знать:
— устройство, принцип действия, режимы работы, правила управления ленточным конвейером, порядок его обслуживания;
— действие на человека опасных и вредных производственных факторов, которые могут возникнуть во время работы, а также способы защиты от их воздействия;
— требования охраны труда, электробезопасности, производственной санитарии, пожарной и промышленной безопасности при эксплуатации ленточного конвейера;
— сигналы оповещения о пожаре, места расположения противопожарного оборудования и первичных средств пожаротушения;
— место хранения аптечки первой помощи пострадавшим.
1.3. Машинист ленточного конвейера должен:
— применять в процессе работы оборудование и механизмы по назначению и в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;
— выполнять работу, входящую в его обязанности или порученную администрацией, если он обучен правилам безопасного выполнения этой работы;
— содержать в исправном состоянии и чистоте конвейер, оборудование, инструмент, приспособления, инвентарь и средства индивидуальной защиты;
— применять безопасные приемы выполнения работ;
— уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
— выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности и надписей, а также сигналов, подаваемых водителями транспортных средств и машинистами других грузоподъемных машин и механизмов;
— обходить на безопасном расстоянии места, где ведутся работы на высоте;
— уметь оказывать первую помощь пострадавшим.
1.4. Машинисту ленточного конвейера запрещается:
— работать вблизи вращающихся частей оборудования, не огражденных защищенными сетками или кожухами;
— снимать защитные сетки и кожухи до полной остановки вращающихся частей оборудования;
— производить самостоятельно регулировку и ремонт вышедшего из строя оборудования;
— прикасаться к арматуре общего освещения, к оборванным электропроводам, зажимам (клеммам) и другим легкодоступным токоведущим частям оборудования;
— заходить за ограждения опасных мест;
— приступать к выполнению новой, не связанной с его прямыми обязанностями работы без получения от мастера инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;
— допускать на территорию производственной площадки, в производственные и бытовые помещения посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии;
— находиться на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
1.5. Машинист ленточного конвейера обязан соблюдать режим труда и отдыха в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка.
1.6. Во время работы на машиниста ленточного конвейера могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
— движущиеся элементы транспортных средств, оборудования и перемещаемые ими грузы, материалы, особенно при размещении этих средств и оборудования в тоннелях, галереях и в других стесненных условиях;
— вращающиеся элементы приводных, натяжных, загрузочных, разгрузочных узлов и др.;
— поражение электрическим током;
— повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны и производственных помещений;
— недостаточная освещенность.
1.7. Особую опасность при использовании оборудования непрерывного действия представляет контакт с подвижными элементами (зубчатыми колесами, шкивами, грузом и др.) и зоны набегания ленты (у шкивов, роликов), захват за спецодежду, незастегнутую или незаправленную надлежащим образом, а также рукавицы и т.п.
1.8. Машинист ленточного конвейера должен обеспечиваться необходимыми средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами.
1.9. Специальную и личную одежду, обувь необходимо хранить в отдельных шкафчиках в гардеробной. Выносить спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты за пределы производства запрещается.
1.10. Машинист ленточного конвейера обязан следить за исправностью выданных ему спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также содержать шкафчик в чистоте и порядке. Спецодежду и спецобувь следует своевременно сдавать в стирку и ремонт.
1.11. Машинист ленточного конвейера должен выполнять следующие требования пожарной безопасности:
— курить только в установленных для этого местах;
— не подходить с открытым огнем к легковоспламеняющимся материалам, емкостям с легковоспламеняющимися жидкостями и свежеокрашенному оборудованию;
— хранить смазочные материалы в масленках, обтирочные материалы — в металлических ящиках или ведрах с крышками в специально отведенных местах. Чистый и использованный обтирочный материал должны храниться раздельно;
— не загромождать рабочее место, проходы и доступы к противопожарному оборудованию и первичным средствам пожаротушения;
— не пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара, и нестандартными (самодельными) электронагревательными приборами;
— во избежание электротравм и поражений электрическим током машинист ленточного конвейера не должен прикасаться к открытой электропроводке и кабелям;
— рабочее место должно быть обеспечено изолирующим ковриком и диэлектрическими перчатками;
— не допускать на рабочее место посторонних лиц.
1.12. Перед приемом пищи необходимо вымыть руки теплой водой с мылом или очищающими пастами, разрешенными к применению в установленном порядке. Принимать пищу разрешается в специально отведенном помещении. Прием пищи и хранение пищевых продуктов на рабочем месте запрещаются.
1.13. Машинист ленточного конвейера должен знать устройство, принцип действия и правила эксплуатации обслуживаемых им конвейеров, схемы автоматической блокировки оборудования, порядок остановки и пуска конвейеров, значение звуковой и световой сигнализации, применяемой в данном производстве.
1.14. На рабочем месте машиниста ленточного конвейера должен храниться необходимый запас материалов, запасных частей и инструмента для мелкого ремонта, смазочных и обтирочных материалов, помещенных в закрытые металлические ящики, а также инвентарь для уборки рабочего места.
1.15. При передвижении и нахождении на территории производственной площадки машинист ленточного конвейера обязан соблюдать следующие меры безопасности:
— быть внимательным ко всем предупредительным знакам и сигналам, подаваемым транспортными средствами и оборудованием;
— ходить по пешеходным дорожкам, переходить автомобильные дороги и железнодорожные пути в установленных местах, проходя по дороге, идти по обочине навстречу движущемуся транспорту.
1.16. В случае получения травмы, заболевания или ухудшения здоровья машинист ленточного конвейера должен прекратить работу, известить о несчастном случае (заболевании, ухудшении здоровья) своего непосредственного руководителя и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.
1.17. В случае получения травмы другим работником машинист ленточного конвейера должен прекратить работу, принять меры по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему и немедленно известить о несчастном случае непосредственного руководителя.
1.18. При обнаружении неисправности оборудования, инструмента, защитных приспособлений, средств индивидуальной защиты, освещения, вентиляции, создающих опасность для жизни и здоровья работников или являющихся предпосылкой к аварии или пожару, машинист ленточного контейнера обязан немедленно сообщить об этом непосредственному руководителю.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы машинист ленточного конвейера должен надеть необходимую спецодежду и спецобувь, застегнуть и заправить должным образом, чтобы не было свисающих концов.
2.2. Перед пуском ленточного конвейера необходимо проверить:
— состояние транспортерной ленты и ее стыков;
— исправность звуковой и световой сигнализации;
— исправность сигнализирующих датчиков, блокировок;
— наличие и работоспособность противопожарной защиты конвейера;
— надежность работы устройств аварийного останова конвейера;
— правильность натяжения конвейерной ленты;
— наличие и исправность роликов;
— наличие защитного заземления электрооборудования, брони кабелей, рамы конвейера;
— наличие и надежность ограждений приводных, натяжных и концевых барабанов.
2.3. Перед пуском ленточного конвейера необходимо убедиться в том, что на трассе не производятся какие-либо работы.
2.4. Не допускается пускать в работу ленточный конвейер, если проходы захламлены и загромождены.
2.5. Машинист ленточного конвейера должен принять меры по устранению обнаруженных недостатков, а при невозможности сделать это сообщить непосредственному руководителю и не включать конвейеры до устранения всех неисправностей.
2.6. В случае передачи смены без остановки оборудования машинист ленточного конвейера, сдающий смену, должен сообщить машинисту ленточного конвейера, принимающему смену, а также непосредственному руководителю обо всех имевших место неисправностях в работе обслуживаемых конвейеров. Сделать запись в журнале приема-сдачи смены.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Машинист ленточного конвейера обязан работать в выданной ему спецодежде и обуви, а также использовать также другие средства индивидуальной защиты.
3.2. Машинист ленточного конвейера обязан:
— быть внимательным и выполнять требования установленных звуковых и световых сигналов;
— передвигаться по установленным проходам и переходным мостикам;
— следить за исправностью ограждений приводных, натяжных станций и роликоопор конвейера;
— следить за исправным состоянием перегрузочных точек, натяжных барабанов, редукторов питателей, автоматических устройств, установленных на конвейере, за правильной разгрузкой материалов в приемные агрегаты;
— содержать зону обслуживания конвейера и рабочее место в чистоте, не загромождая их посторонними предметами.
3.3. При централизованном дистанционно-автоматическом управлении технологическим оборудованием и транспортировкой перерабатываемого материала и готовой продукции запуск конвейеров производится с пульта управления диспетчером предприятия. Перед запуском оборудования диспетчером подаются предупредительный световой и звуковой сигналы.
3.4. Перед началом загрузки оборудования необходимо проверить работу конвейера на холостом ходу. При этом устанавливается правильность движения ленты конвейера, отсутствие боковых смещений ленты, ее состояние.
3.5. Работы по очистке и смазке конвейеров, по натягиванию и направлению ленты по роликам и т.п. разрешается производить только при выключенном электродвигателе и снятых предохранителях, а на пусковых устройствах должны быть вывешены предупредительные плакаты «Не включать! Работают люди!». Отключение от сети необходимо производить в диэлектрических перчатках, стоя на изолирующем коврике.
3.6. Во время работы конвейера машинисту запрещается:
— переставлять или заменять поддерживающие и направляющие ролики;
— стоять на раме конвейера или находиться на движущейся ленте;
— направлять движение ленты, а также поправлять бортовое уплотнение вручную;
— уходить со своего рабочего места без разрешения непосредственного руководителя.
3.7. Для предотвращения аварийных ситуаций необходимо не допускать схода ленты с барабанов, завала конвейера, забивки разгрузочных воронок и желобов, обрыва и пробуксовки ленты.
3.8. Во время работы ленточного конвейера не допускается:
— устранение перекоса конвейерной ленты с использованием металлического прута, трубы, палки и т.п., регулирование положения барабанов и роликовых опор;
— хранение горючих жидкостей, смазочных и обтирочных материалов вблизи пусковых устройств конвейера;
— применение для редукторов приводов конвейеров смазочных материалов, не рекомендованных заводом-изготовителем;
— работа при неисправных реле скорости, реле защиты от пробуксовки конвейерной ленты, реле схода конвейерной ленты, сигнальных устройствах и устройствах экстренной остановки конвейера, при образовавшихся завалах транспортируемого материала на конвейерной ленте;
— устранение пробуксовки конвейерной ленты с использованием подсыпки между лентой и барабаном канифоли, битума, песка, транспортируемого и другого материала. Устранение пробуксовки конвейерной ленты необходимо производить при остановленном конвейере натяжением ленты способом, предусмотренным в конструкции конвейера;
— смазка подшипников и других трущихся деталей;
— допуск посторонних лиц к управлению конвейером.
3.9. В процессе эксплуатации ленточного конвейера необходимо систематически контролировать:
— правильность загрузки конвейерной ленты транспортируемым материалом;
— плавность движения и состояние конвейерной ленты;
— положение и работу щеток и скребков.
3.10. Ленточный конвейер или конвейерная линия должны быть немедленно остановлены:
— при пробуксовке конвейерной ленты на приводных барабанах;
— при появлении запаха гари, дыма, пламени;
— при ослаблении натяжения конвейерной ленты сверх допустимого;
— при сбегании конвейерной ленты на роликоопорах или барабанах до касания ею неподвижных частей конвейера и других предметов;
— при неисправности защит, блокировок, средств экстренной остановки конвейера;
— при отсутствии или неисправности ограждающих устройств;
— при неисправных болтовых соединениях, при обнаружении незатянутых болтов;
— при ненормальном стуке и повышенном уровне шума в редукторе привода;
— при забивке транспортируемым материалом перегрузочного узла;
— при отсутствии двух и более роликов на смежных опорах;
— при повреждениях конвейерной ленты и ее стыкового соединения, создающих опасность аварии;
— при нарушении футеровки приводного и прижимного барабанов;
— при заклинивании барабанов.
3.11. Остановку ленточного конвейера следует производить (при нормальной работе) после схода с него груза.
3.12. После окончания работы ленточного конвейера необходимо:
— отключить конвейер от электросети;
— очистить конвейерную ленту, барабаны, загрузочные и приемные устройства от налипшего материала;
— сделать запись в журнале осмотра и ремонта конвейера об обнаруженных неполадках и мерах по их устранению.
3.13. В случае внезапного прекращения подачи электроэнергии пусковые устройства электродвигателей и рычаги управления ленточных конвейеров незамедлительно переводятся в положение «Стоп».
3.14. При работе с передвижными ленточными конвейерами особое внимание необходимо обращать на ограждение мест возможного защемления в зоне набегания ленты на барабан, ролик, шкив.
3.15. Передвижные ленточные конвейеры, если они не закрыты специальными кожухами, и ленточные конвейеры, установленные в производственных зданиях ниже уровня пола, должны быть ограждены по всей длине перилами высотой не менее 1,0 м с обшивкой понизу шириной не менее 0,15 м и дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от пола.
3.16. При перемещении передвижных ленточных конвейеров работники, производящие эти перемещения, должны находиться сзади или впереди конвейера.
3.17. Работа передвижного ленточного конвейера не допускается при неисправной ходовой части, отсутствии ограничительного болта на подъемной раме.
3.18. При работе передвижного ленточного конвейера с подъемной рамой, имеющей подъемное устройство для изменения угла наклона, нахождение людей под поднятой рамой не допускается.
3.19. Электрический кабель, питающий привод передвижного ленточного конвейера, должен размещаться таким образом, чтобы исключались случаи наезда на него транспортных средств; разъемы секций кабеля должны располагаться под землей.
3.20. Для предотвращения выпадения тяжелых грузов или сдувания легких сыпучих грузов с ленты передвижного ленточного конвейера рекомендуется устанавливать боковые ограничительные щитки высотой не менее 200 мм, которые одновременно выполняют роль укрытия опасных зон возможного защемления.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При работе ленточного конвейера могут возникнуть следующие аварийные ситуации:
— сход ленты с барабанов;
— обрыв или продольный порез ленты;
— завал конвейера;
— забивка разгрузочных воронок и желобов;
— возгорание электрооборудования, замыкание электропроводки.
4.2. При возникновении аварийной ситуации машинист ленточного конвейера должен остановить конвейер, вывесить табличку «Не включать!» и сообщить о случившемся непосредственному руководителю.
4.3. При завале и пробуксовке ленты конвейера необходимо в месте завала очистить ленту, барабаны, ролики от материала.
4.4. Участие в работах по восстановлению ленты, ликвидации завалов конвейера осуществляется по указанию непосредственного руководителя, при этом должны быть приняты меры, исключающие ошибочное или самопроизвольное включение привода конвейера.
4.5. При возникновении замыкания электропроводки, ее загорания, загорания электрооборудования машинист ленточного конвейера должен немедленно отключить источник электропитания, сообщить диспетчеру и приступить к ликвидации загорания, используя порошковые огнетушители.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. В конце смены машинист ленточного конвейера должен:
— пропустить весь материал, находящийся на конвейере, до полной его разгрузки;
— остановить конвейер, отключив его от электросети;
— очистить ленту, барабаны, ролики от налипшего материала;
— убрать просыпь из-под приводных, отклоняющих, хвостовых барабанов и натяжных станций;
— привести в порядок рабочее место, убрать инструмент в специально отведенное место.
5.2. Выявленные при осмотре конвейера дефекты и неисправности необходимо устранить, а если это невозможно сделать собственными силами, доложить сменному мастеру и сделать запись в журнале приема-сдачи смены.
5.3. После окончания работы необходимо принять душ или вымыть лицо и руки теплой водой с мылом.
5.4. Спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты машинист ленточного конвейера должен хранить в гардеробной отдельно от повседневной одежды.

Скачать Инструкцию

ИНСТРУКЦИЯ

ПО  ОХРАНЕ  ТРУДА   № __________

ДЛЯ  МАШИНИСТА  ЛЕНТОЧНОГО  ТРАНСПОРТЕРА

(ТРАНСПОРТИРОВЩИКА)

1. Общие положения

1.1. К самостоятельным работам на транспортере допускаются лица, которые имеют профессиональные навыки работы на транспортере и прошли медицинский осмотр.

1.2. Машинист ленточного транспортера (транспортировщик), которого принимают на работу, должен пройти вводный инструктаж по охране труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, приемам и способам оказания доврачебной помощи пострадавшим и должен быть ознакомлен под роспись с условиями работы, правилами и льготами за работу во вредных и опасных условиях труда, о правилах поведения при возникновении аварий.

1.3. До начала работы непосредственно на рабочем месте машинист ленточного транспортера (транспортировщик) должен пройти первичный инструктаж по безопасным приемам выполнения работ.

О проведении вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте делаются соответствующие записи в Журнале регистрации вводного инструктажа по вопросам охраны труда и Журнале регистрации инструктажей по вопросам охраны труда. При этом обязательны подписи как того, кого инструктировали, так и того, кто инструктировал.

1.4. Машинист ленточного транспортера (транспортировщик) после первичного инструктажа на рабочем месте должен на протяжении 2-15 смен (в зависимости от стажа, опыта и характера работы) пройти стажировку под руководством опытного квалифицированного машиниста ленточного транспортера (транспортировщика), который назначается приказом (распоряжением) по предприятию.

1.5. Повторный инструктаж по правилам и приемам безопасного ведения работы и охраны труда машинист ленточного транспортера (транспортировщик) должен проходить:

– периодически, не реже одного раза в квартал;

– при неудовлетворительных знаниях по охране труда не позднее месячного срока;

– в связи с допущенным случаем травматизма или нарушением требований охраны труда, которые не привели к травме.

1.6. Машинист ленточного транспортера (транспортировщик) должен работать в спецодежде и обуви, а также средствах индивидуальной защиты, предусмотренных Типовыми отраслевыми нормами: костюме хлопчатобумажном пылезащитном, ботинках кожаных, рукавицах комбинированных, очках защитных (от механических повреждений), каске, кроме того, на внешних роботах и в неотапливаемых галереях зимой дополнительно – куртке и брюках хлопчатобумажных на утепленной прокладке.

Спецодежда, спецобувь и средства индивидуальной защиты должны быть исправные и соответствовать росту и размеру.

1.7. Машинист ленточного транспортера должен пользоваться только исправным инструментом.

1.8. Запрещается допускать к техническому обслуживанию и ремонту лиц, которые не имеют на это права.

1.9. Машинисту ленточного транспортера запрещается оставлять без присмотра работающий транспортер.

1.10. Электрические провода в границах ленточного транспортера и от транспортера к рубильнику должны быть помещены в резиновый шланг и защищены от механических повреждений. Раму транспортера необходимо заземлять.

1.11. Транспортеры, под которыми могут находиться или проходить люди, должны быть оборудованы бортами, а над проходом установлена металлическая сетка.

1.12. Запрещается проход по лентам транспортера, как в продольном, так и в поперечном направлениях.

1.13. Верхний конец ленточного транспортера должен перекрывать грузоприемочную площадку на длину не менее  0,5м.

1.14. При подаче пыльных материалов (цемента, извести, алебастра и др.) транспортеры должны быть закрыты, чтобы не допустить распыления материалов.

1.15. При транспортировании искусственных материалов транспортер должен быть оборудован бортами высотой не менее половины предельных габаритов, а его барабан на стороне разгрузки должен заходить не менее, чем на 0,5 м вглубь приемочной площадки.

1.16. Для приема искусственных грузов у транспортера должно быть установлено специальное приемочное устройство. Запрещается принимать искусственные грузы вручную непосредственно с транспортерной ленты.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Перед началом работы машинист ленточного транспортера должен:

– внимательно осмотреть части механизмов ленточного транспортера;

– проверить плотное прилегание колодки ленты к поверхности барабана и отсутствие повреждений в ленте;

– проверить, достаточные ли защитные средства подвижных частей механизма, крепкое ли их крепление;

– проверить при пробном пуске транспортера легкость вращения барабанов и роликов, движение ленты, достаточность ее натяжения, а также состояние защитных средств противовеса натяжного устройства;

– надеть спецодежду, спецобувь, а при необходимости, и средства индивидуальной защиты;

– осмотреть состояние пусковой электроаппаратуры, соответствующих предохранителей, а также заземление электродвигателей;

– после осмотра механизмов транспортера и устранения неисправностей машинист должен смазать все трущиеся детали агрегата.

3. Требования безопасности во время выполнения работы

3.1. Перед пуском транспортера следует убедиться в отсутствии на нем остатков материалов, инструмента и других посторонних предметов, а также предупредить рабочих, которые обслуживают механизм, звуковым сигналом про его пуск. Запрещается присутствие посторонних лиц возле механизма при пуске его в работу.

3.2. Сделать пробный пуск транспортера без нагрузки. Если при этом не будут выявлены неисправности, его следует постепенно загружать.

3.3. Во время пробного запуска необходимо проверить правильность работы всех частей машины.

3.4. Для обеспечения нормальной работы ленточных транспортеров необходимо соблюдать такие правила:

– систематически наблюдать за работой роликоопор;

– постоянно наблюдать за работой натяжных устройств;

– регулярно осматривать загрузочные воронки, разгрузочные и очистительные устройства.

3.5. Машинисту транспортера запрещается:

– останавливать ленточные транспортеры в загруженном состоянии (за исключением аварийных случаев);

– очищать и ремонтировать во время движения;

– предупреждать сдвигание ленты в сторону с помощью упора, отстранять буксование ленты на приводном барабане, подсыпать канифоль, песок и прочие материалы.

3.6. Запрещается во время работы транспортера предупреждать скольжение транспортерной ленты, подсыпать песок, глину, шлак, канифоль, гудрон и т.п. между лентой и барабаном, натягивать, укреплять, исправлять ленту, переставлять ролики, которые поддерживают ленту, а также очищать натяжные и приводные станции (барабаны), звездочки вручную.

Эти операции разрешается проводить при выключенном электродвигателе, если предохранители и вилки разрыва снял электромонтер.

3.7. При эксплуатации ленточного транспортера в условиях, если вся трасса не просматривается, в местах пуска должна быть установлена двусторонняя звуковая сигнализация. Прямую сигнализацию с управлением с места пуска транспортера допускается использовать лично лишь в случаях, если транспортер просматривается полностью на всю его длину.

4. Требования безопасности после окончания работы

4.1. По окончании работы машинист ленточного транспортера должен:

– сообщить рабочим о прекращении загрузки ленточного транспортера материалами;

– остановить механизм и выключить рубильник; ящик, в котором он установлен, запереть на замок.

4.2. Осмотреть и очистить части механизма от грязи, материала и пыли. При очищении механизмов необходимо пользоваться защитными очками.

4.3. После окончания смены и перед началом работы необходимо периодически смазывать подшипники, ролики, которые не крутятся, и неисправные заменять.

4.4. По окончании работы машинист ленточного транспортера должен снять спецодежду, очистить ее от пыли и другой грязи и отнести в отведенное для хранения место. Потом вымыть лицо и руки теплой водой с мылом или принять душ.

4.5. Обо всех неисправностях, выявленных при осмотре или работе транспортера, машинист должен сообщить механику или сменщику.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. Если на ленте транспортера выявлены надрывы металла, резкие прогибы и дефекты сварочных швов, работу следует немедленно прекратить. Осматривать ленту необходимо перед началом каждой смены.

5.2. Запрещается гасить горящие провода или электрокабель, не выключив напряжения.

5.3. В случае пожара необходимо немедленно отвести людей на безопасное расстояние, сообщить пожарной охране и принять меры по гашению.

5.4. В случае внезапного прекращения подачи тока машинист ленточного транспортера должен выключить рубильник и затормозить механизм.

5.5. Немедленно выключить ток при таких обстоятельствах:

– при поломке какой-либо детали механизма;

– при несчастном случае, который случился возле механизма с кем-либо из обслуживающего персонала;

– в случае возникновения пожара в зоне работ.

5.6. При несчастных случаях машинист ленточного транспортера должен оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, а при неотложных случаях вызвать скорую медицинскую помощь и немедленно сообщить администрации о несчастном случае.

________________________  ________________  _________________

(должность руководителя         (личная подпись)  (фамилия, инициалы)

подразделения

/организации/ — разработчика

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель (специалист)

службы охраны

труда предприятия                ______________  _______________

(личная подпись)  (фамилия, инициалы)

Юрисконсульт                      ______________  _______________

(личная подпись)  (фамилия, инициалы)

Главный технолог                  ______________  _______________

(личная подпись)  (фамилия, инициалы)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по заполнению 4 тэр за 2021 год
  • Rowenta so curls как пользоваться пошаговая инструкция
  • Максавит горячее питье инструкция по применению
  • Руководство по уходу за орхидей
  • Массажер therapy stroke slimming инструкция на русском