Инструкция по охране труда при буксировке сцепке расцепке автомобилей

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для безопасного производства работ по буксировке, cцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа).

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа допускаются водители или специально назначенные лица, прошедшие:
— предварительный медицинский осмотр;
— вводный инструктаж по охране труда;
— инструктаж по пожарной безопасности;
— инструктаж по охране труда при выполнении данного вида работ и инструктаж по оказанию первой помощи;
— проверку знаний требований охраны труда.
1.2. Работник должен не реже 1 раза в 6 месяцев проходить повторный инструктаж по охране труда.
1.3. При буксировке, сцепке и расцепке необходимо быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.
1.4. Запрещается выполнять работы по буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа после употребления алкоголя, наркотиков и приема медикаментов, замедляющих скорость реакции.
1.5. Все рабочие операции следует выполнять спокойно и осмотрительно.
1.6. При буксировке, сцепке и расцепке необходимо знать и помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:
— работе с ненадежно заторможенным автомобилем, прицепом, полуприцепом;
— нахождении работника между буксирующим автомобилем с работающим двигателем и прицепом или буксируемым автомобилем во время сцепки или расцепки;
— использовании случайных предметов в качестве буксира;
— несогласованных действиях водителей буксирующего и буксируемого автомобилей.
1.7. Водитель или специально назначенное лицо при выполнении работ по буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) должен соблюдать требования настоящей, знать и уметь оказывать первую помощь при несчастных случаях, немедленно останавливать работу и докладывать руководству обо всех аварийных ситуациях и неисправностях.
1.8. За невыполнение требований настоящей инструкции и несоблюдение требований охраны труда работник несет ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы работник, производящий буксировку, сцепку, расцепку автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) должен:
— проверить исправность прицепов (полуприцепов), их буксирных устройств, наличие и исправность приспособлений и инструментов;
— удалить из зоны работы посторонних лиц;
— затормозить стояночным тормозом прицеп (полуприцеп), подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки).

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Во время подачи автомобиля-тягача к прицепляемому транспортному средству запрещается нахождение людей между этим транспортным средством и движущимся автомобилем.
3.2. Сцепку или расцепку следует производить на ровной горизонтальной поверхности, причем продольная ось сцепляемого полуприцепа должна совпадать с продольной осью автомобиля-тягача.
3.3. Сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и двух или более прицепов, должны производить три человека: водитель; лицо, производящее сцепку; лицо, координирующее их работу.
3.4. В исключительных случаях (дальние рейсы, вывозка сельскохозяйственных продуктов с полей и т.д.) сцепку разрешается производить одному водителю.
3.5. Перед сцепкой прицепа (полуприцепа) водитель должен убедиться в том, что:
— соединительные шланги и электропровода не мешают сцепке;
— борта закрыты;
— седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепления исправны;
— передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло.
3.6. При сцепке или расцепке дышло прицепа, не имеющее удерживающих пружин, следует устанавливать на стойку, предохраняющую его от падения.
3.7. Растормаживать прицеп или полуприцеп и убирать упоры из-под колес разрешается только после окончания сцепки.
3.8. До того, как производящий сцепку или расцепку станет между автомобилем и прицепом, водитель автомобиля должен затормозить свой автомобиль стояночным тормозом, заглушить двигатель и поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение.
3.9. Запрещается осуществлять буксировку транспортных средств методом толкания.
3.10. Буксировка автомобиля на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.
3.11. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4-6 м, а при буксировке на жесткой сцепке – не более 4 м.
3.12. Буксировка запрещается:
— транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (допускается буксировка методом частичной погрузки);
— двух и более транспортных средств;
— транспортных средств с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;
— в гололедицу на гибкой сцепке.
3.13. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается нахождение людей в буксируемом автобусе, в кузове буксируемого грузового автомобиля.
3.14. При буксировке путем частичной погрузки запрещается нахождение людей в кабине или кузове буксируемого автомобиля, а также в кузове буксирующего автомобиля.
3.15. При буксировке на гибкой сцепке запрещается натягивание троса рывками. Запрещается нахождение людей ближе 6 м от натягиваемого троса.
3.16. Буксирные металлические тросы должны иметь на концах петли со специальной заделкой.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При несчастном случае необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить о случившемся руководству, при необходимости вызвать скорую помощь по телефону 103, сохранить обстановку такой, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью работников и не приведет к дальнейшей аварии.
4.2. При возникновении пожара необходимо немедленно отключить оборудование, за исключением аварийного освещения, сообщить об этом в ближайшую пожарную часть по телефону 101 и своему непосредственному руководителю, затем приступить к тушению очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

5.1. Убрать приспособления, инструмент в отведенное место.
5.2. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом.
5.3. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

Скачать Инструкцию

По охране труда при буксировке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа)

1. Введение.

1.1. Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопасности при буксировке, сцепке и расцепке, автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа).

1.2. Водитель или специально назначенное лицо при выполнении работ по буксировке, сцепке и расцепке должен:

  • соблюдать требования данной инструкции;
  • знать и уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.

Заметив нарушение требований безопасности другим работником, предупредить его о необходимости их соблюдения.

2. Общие требования безопасности.

2.1. К буксировке, сцепке и расцепке автомобилей допускаются водители или специально назначенные лица, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда и обученные безопасным методам работы.

2.2. Работник, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца) не должен приступать к работе.

2.3. При буксировке, сцепке и расцепке необходимо быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

2.4. При буксировке, сцепке и расцепке необходимо знать и помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:

  • работе с ненадежно заторможенным автомобилем, прицепом, полуприцепом;
  • нахождение работника между буксирующим автомобилем с работающим двигателем и прицепом или буксируемым автомобилем во время сцепки или расцепки;
  • использование случайных предметов в качестве буксира и запорных;
  • несогласованных действиях водителей буксирующего и буксируемого автомобилей.

2.5. За невыполнение требований инструкции, работник, производящий буксировку, сцепку расцепку автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) несет ответственность, согласно действующего законодательства.

3.Требования безопасности перед началом работы.

3.1. Перед началом работы водитель, производящий буксировку, сцепку, расцепку должен:

  • удалить из зоны работы посторонних лиц;
  • проверить исправность прицепов, (полуприцепов) их буксирных устройств, наличие и исправность приспособлений и инструментов.

4. Требования безопасности во время работы.

4.1. Перед сцепкой и расцепкой автомобиля и прицепа (полуприцепа), водитель обязан  поставить на стояночный тормоз, при его наличии, прицеп (полуприцеп) и подложить под колеса противооткатные упоры.

4.2. Во время подачи автомобиля – тягача к прицепляемому транспортному средству запрещается нахождение людей между этим транспортным средством и движущимся автомобилем. Водитель должен убедиться в этом.

4.3. Сцепку или расцепку следует производить на ровной горизонтальной поверхности, причем продольная ось сцепляемого полуприцепа должна совпадать с продольной осью автомобиля тягача.

4.4. Сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и двух и более прицепов, должны производить три человека — водитель, лицо, производящее сцепку и лицо, координирующее их работу. В исключительных случаях (дальние рейсы, вывозка сельхозпродуктов с полей и т.д.) сцепку разрешается производить одному водителю.

4.5. Перед сцепкой прицепа (полуприцепа) водитель должен убедиться в том что:

  • соединительные шланги и провода не мешают сцепке;
  • борта закрыты;
  • седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепления исправны;
  • передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло.

4.6. При сцепке или расцепке, дышло прицепа, не имеющее удерживающих пружин, водителю следует устанавливать на стойку, предохраняющую его от падения.

4.7. Водителю растормаживать прицеп или полуприцеп и убирать упоры, из-под колес, разрешается только после окончания сцепки.

4.8. До того как производящий сцепку или расцепку станет между автомобилем и прицепом, водитель автомобиля должен затормозить свой автомобиль стояночным тормозом, заглушить двигатель и поставить рычаг переключения передач (контролера) в нейтральное положение.

4.9. Запрещается осуществлять буксировку транспортных средств методом толкания.

4.10. Буксировка автомобиля на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства

4.11. Буксировку автомобилей разрешается осуществлять на жесткой и гибкой сцепке.

4.12. Скорость при буксировке автомобилей не должна превышать 50 км/час.

4.13. При буксировке с применением гибкой или жесткой сцепки за рулем буксируемого транспортного средства должен находиться водитель, за исключением случая, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает следование буксируемого транспортного средства по колее буксирующего.

4.14. При буксировке на жесткой  сцепке у буксируемого автомобиля должно быть исправно рулевое управление, а при буксировке на гибкой – рулевое управление и тормоза. Водитель должен убедиться в этом.

4.15. Водитель должен обеспечивать расстояние, между транспортными средствами при жесткой сцепке не более, 4 метров, а при гибкой сцепке в пределах 4-6 метров.

4.16. При гибкой сцепке буксир через каждый метр обозначается водителем сигнальными щитками или флажками в соответствии с Правилами дорожного движения.

4.17. Водителю запрещается буксировать механические транспортные средства:

  • на гибкой сцепке в гололедицу;
  • два и более, одновременно;
  • с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства.

4.18. При меньшей  фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки.

4.19. При буксировке механических транспортных средств, в светлое время суток на буксирующем транспортном средстве водитель должен  включить ближний свет фар, а на буксируемом, в любое время суток – габаритные огни и аварийную сигнализацию.

4.20. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке водителю ЗАПРЕЩАЕТСЯ — перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля, а при буксировке путем частичной погрузки – нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа допускаются водители или специально назначенные лица, прошедшие:
— предварительный медицинский осмотр;
— вводный инструктаж по охране труда;
— инструктаж по пожарной безопасности;
— инструктаж по охране труда при выполнении данного вида работ и инструктаж по оказанию первой помощи;
— проверку знаний требований охраны труда.
1.2. Работник должен не реже 1 раза в 6 месяцев проходить повторный инструктаж по охране труда.
1.3. При буксировке, сцепке и расцепке необходимо быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.
1.4. Запрещается выполнять работы по буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа после употребления алкоголя, наркотиков и приема медикаментов, замедляющих скорость реакции.
1.5. Все рабочие операции следует выполнять спокойно и осмотрительно.
1.6. При буксировке, сцепке и расцепке необходимо знать и помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:
— работе с ненадежно заторможенным автомобилем, прицепом, полуприцепом;
— нахождении работника между буксирующим автомобилем с работающим двигателем и прицепом или буксируемым автомобилем во время сцепки или расцепки;
— использовании случайных предметов в качестве буксира;
— несогласованных действиях водителей буксирующего и буксируемого автомобилей.
1.7. Водитель или специально назначенное лицо при выполнении работ по буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) должен соблюдать требования настоящей, знать и уметь оказывать первую помощь при несчастных случаях, немедленно останавливать работу и докладывать руководству обо всех аварийных ситуациях и неисправностях.
1.8. За невыполнение требований настоящей инструкции и несоблюдение требований охраны труда работник несет ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы работник, производящий буксировку, сцепку, расцепку автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) должен:
— проверить исправность прицепов (полуприцепов), их буксирных устройств, наличие и исправность приспособлений и инструментов;
— удалить из зоны работы посторонних лиц;
— затормозить стояночным тормозом прицеп (полуприцеп), подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки).

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Во время подачи автомобиля-тягача к прицепляемому транспортному средству запрещается нахождение людей между этим транспортным средством и движущимся автомобилем.
3.2. Сцепку или расцепку следует производить на ровной горизонтальной поверхности, причем продольная ось сцепляемого полуприцепа должна совпадать с продольной осью автомобиля-тягача.
3.3. Сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и двух или более прицепов, должны производить три человека: водитель; лицо, производящее сцепку; лицо, координирующее их работу.
3.4. В исключительных случаях (дальние рейсы, вывозка сельскохозяйственных продуктов с полей и т.д.) сцепку разрешается производить одному водителю.
3.5. Перед сцепкой прицепа (полуприцепа) водитель должен убедиться в том, что:
— соединительные шланги и электропровода не мешают сцепке;
— борта закрыты;
— седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепления исправны;
— передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло.
3.6. При сцепке или расцепке дышло прицепа, не имеющее удерживающих пружин, следует устанавливать на стойку, предохраняющую его от падения.
3.7. Растормаживать прицеп или полуприцеп и убирать упоры из-под колес разрешается только после окончания сцепки.
3.8. До того, как производящий сцепку или расцепку станет между автомобилем и прицепом, водитель автомобиля должен затормозить свой автомобиль стояночным тормозом, заглушить двигатель и поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение.
3.9. Запрещается осуществлять буксировку транспортных средств методом толкания.
3.10. Буксировка автомобиля на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.
3.11. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4-6 м, а при буксировке на жесткой сцепке – не более 4 м.
3.12. Буксировка запрещается:
— транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (допускается буксировка методом частичной погрузки);
— двух и более транспортных средств;
— транспортных средств с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;
— в гололедицу на гибкой сцепке.
3.13. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается нахождение людей в буксируемом автобусе, в кузове буксируемого грузового автомобиля.
3.14. При буксировке путем частичной погрузки запрещается нахождение людей в кабине или кузове буксируемого автомобиля, а также в кузове буксирующего автомобиля.
3.15. При буксировке на гибкой сцепке запрещается натягивание троса рывками. Запрещается нахождение людей ближе 6 м от натягиваемого троса.
3.16. Буксирные металлические тросы должны иметь на концах петли со специальной заделкой.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При несчастном случае необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить о случившемся руководству, при необходимости вызвать скорую помощь по телефону 103, сохранить обстановку такой, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью работников и не приведет к дальнейшей аварии.
4.2. При возникновении пожара необходимо немедленно отключить оборудование, за исключением аварийного освещения, сообщить об этом в ближайшую пожарную часть по телефону 101 и своему непосредственному руководителю, затем приступить к тушению очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

5.1. Убрать приспособления, инструмент в отведенное место.
5.2. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом.
5.3. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство для интервью
  • Jura кофемашина инструкция по эксплуатации на русском языке
  • Камчатский край прокуратура руководство
  • Кардамон для животных инструкция по применению
  • Декоративная штукатурка для стен в ванной своими руками пошаговая инструкция