Главная Статьи Инструкция по нанесению лакокрасочных материалов
Инструкция по нанесению лакокрасочных материалов
Этап 1. Подготовка поверхности
Правильная подготовка поверхности необходима для успешной реализации любой схемы защитных покрытий. Невозможно переоценить значимость удаления нефти, масла, старого покрытия и поверхностных загрязняющих примесей (типа окалины и ржавчины, цементного молока на бетонной и солей цинка на оцинкованной поверхности).
Характеристика любого лакокрасочного покрытия напрямую зависит от правильной и добросовестной подготовки поверхности перед покрытием. Даже самая передовая и дорогая система покрытия будет недолговечной и малоэффективной, если подготовка поверхности не выполнена должным образом.
Подготовка поверхности:
- очистить от пыли, влаги, грязи ржавчины и окалины.
- удалить острые кромки, заусенциии брызги от электросварки.
- грубые сварные швы зачистить.
- удалить с подготавливаемой поверхности жировые загрязнения, старую отслоившуюся краску.
- поверхность обезжирить и просушить.
Способы подготовки поверхности
Ручной: при помощи скребков, стальных щёток, наждачной бумаги.
Механический: с применением специальных шарошек, наждачных кругов, стальных щёток и ершей.
Огневой: данный способ используется при толщине металла не менее 5 мм.
Химическая очистка: травление в кислоте соляной, серной или орто- фосфорной.
Лучший способ: пескоструйный или дробеструйный.
Этап 2. Обезжиривание
Обезжиривание производится бензином или уайт-спиритом. Для этого поверхность обильно смачивается при помощи кисти, щётки или тряпки. Не допускается применять для этих целей керосин. Допускается обезжиривание растворами щёлочи. (тринатрий-фосфата, едкого натрия и др.)
Этап 3. Подготовка ЛКМ
Краски, эмали перед применением необходимо тщательно перемешать. Лакокрасочные материалы при нанесении на окрашиваемую поверхность должны иметь рабочую вязкость, соответствующую их свойствам, назначению и способу нанесения, т.е. не быть излишне густыми или жидкими.
Способ определения вязкости (текучести): на чистую стеклянную пластину нанести каплю краски и поставить вертикально.
«Под кисть» — капля краски стечёт «до подсыхания» не более чем на 1-2 см.
«Под краскораспылитель» — капля краски стечёт «до подсыхания» не более чем на 3-4 см.
При разбавлении лакокрасочных материалов необходимо знать какие для них требуются применять разбавители или растворители. При применении неподходящих или некачественных растворителей или разбавителей эмали или краски могут приобрести нежелательные свойства или свернуться. Свёртывание красок или эмалей так же может произойти если температура растворителя или разбавителя значительно ниже разбавляемого материала. Растворитель или разбавитель нужно прибавлять в разводимый лакокрасочный материал небольшими порциями при постоянном и тщательном перемешивании всего количества разводимого материала. При введении излишнего количества растворителей или значительно снижается «укрывистость» т.е. способность окрашивать поверхность одним слоем так, чтобы через него не просвечивался нижележащий слой грунта или металла. Перемешанную и разведённую краску наливают в рабочую посуду через сито с латунной или капроновой сеткой N 0,18 или 0,16, имеющей 1040-1480 отверстий на 1 см2.
Этап 4. Окраска
Для получения качественного красочного покрытия не нужно красить при низких или слишком высоких температурах, а также на солнце, на сквозняке, в тумане и при слабом дожде. Во время малярных работ температура должна быть не ниже 5С°.
Лакокрасочные материалы наносятся равномерным тонким слоем без пропусков и потёков. Очередной слой материала можно наносить только после высыхания ранее нанесённого слоя. Количество наносимых слоёв лакокрасочных материалов и общая их толщина определяется технологией окраски изделия и зависит от требований предъявленных условиями эксплуатации к изделию. Уменьшать количество слоев краски, увеличивая соответственно их толщину обычно не допускается, так как от этого будут образовываться подтеки, морщины и трещины. Лакокрасочное покрытие, полученное от нанесения трех тонких слоев краски, имеет значительно лучшее качество и большой срок службы, чем покрытия, полученные от нанесения двух более толстых слоев при одинаковой общей толщине нанесенного в обоих случаях слоя краски. Сокращения количества слоев лакокрасочного покрытия с сохранением его общей толщины и одновременным улучшением качества можно достигнуть при подогреве наносимых лакокрасочных материалов до 40–50° С.
Окрашивание можно производить кистью, валиком, краскораспылителем или окунанием.
Способ «окунанием» — толщина наносимого этим способом слоя краски регулируется её вязкостью, а так же подогревом ЛКМ и окрашиваемых изделий. Сушка производится на крючках, под лотками для стекания излишнего материала.
«Кистью» — Кисть держат под прямым углом к окрашиваемой поверхности, но красят не торцом кисти, а ее боком. Прижав щетину кисти (цангу) к поверхности, наносят ровные параллельные мазки краски на одинаковом расстоянии друг от друга, а затем, не набирая краски, растушевывают их поперечными взаимообратными крест-накрест штрихами, добиваясь тонкого ровного слоя краски, ее хорошего приставания к окрашиваемой поверхности.
Способ «распылением» — Нанесение лакокрасочных материалов способом распыления при помощи сжатого воздуха в 4–6 раз производительнее, чем при применении кистей. Краскораспылитель нужно держать перпендикулярно окрашиваемой поверхности все время на одинаковом от нее расстоянии 20–30 см, передвигая его с равномерной скоростью 14–18 м/мин. Если краскораспылитель держать под углом к окрашиваемой поверхности, то краска на ней образует складки. При изменении расстояния до окрашиваемой поверхности или скорости передвижения краскораспылителя изменяется толщина наносимого слоя краски и поверхность будет окрашена неравномерно. Краску краскораспылителем нужно наноcить прямыми горизонтальными или вертикальными полосами (в зависимости от формы окрашиваемом поверхности), начиная с верхнего левого угла, отпуская крючок каждый раз, когда полоса краски доходит до края окрашиваемой поверхности.
Этап 5. Сушка
Сушка лакокрасочных покрытий при окружающей температуре должна производиться с соблюдением определенных условий, так как она является завершающей операцией, от правильного выполнения которой во многом зависят стойкость и внешний вид нанесенного лакокрасочного покрытия. Сушка нанесенных лакокрасочных материалов производится после каждой технологической операции по их нанесению, т. е. после грунтовки, шпатлевки и после нанесения каждого слоя эмали или лака. Нанесение каждого последующего слоя покрытия производится, только после полного высыхания ранее нанесенного слоя.
Следует помнить, что защитные свойства и необходимую твердость пленка лака или краски приобретает только после ее полного высыхания, и поэтому для предотвращения ее повреждения окрашиваемые изделия до окончания сушки не следует транспортировать и перемещать или производить над ними какие-либо монтажные операции.
На практике различают две стадии высыхания пленки нанесенного лакокрасочного покрытия: «высыхание от пыли», когда пыль уже не прилипает к подсыхающей пленке, и «полное высыхание», когда при надавливании на пленку пальцем на ней не остается следа (проверка на отлип).
Основными причинами плохого качества, наносимых лакокрасочных покрытий, являются: низкая квалификация исполнителей, применение материалов, не соответствующих условиям эксплуатации покрытия, плохая подготовка поверхности под окраску, неправильное и неумелое применение материалов, сокращение технологических операций и несоблюдение их режимов, плохое качество материалов из-за длительного и неправильного их хранения, плохое качество кистей, неправильная регулировка краскораспылителей, транспортировка окрашенных изделий до полного окончания сушки лакокрасочных покрытий и повреждение покрытий при установке окрашенных изделий.
Проверка качества нанесенных лакокрасочных покрытий обычно производится внешним осмотром. Качество покрытия должно обеспечиваться постоянным контролем за соблюдением и правильным выполнением всех технологических операций, правильным выбором применяемых материалов и контролем за их исполнением.
Настоящая инструкция предназначена для руководства при проведении окрасочных работ красками «Полифан-Антикор» марок ВД-КЧ-1ФА, ВД-АК-1ФА металлоконструкций эксплуатирующихся в условиях воздействия неагрессивной и слабоагрессивной среды с температурой от -60°С до +80°С без ограничения по влажности.
Инструкция составлена на основании ТУ-2316-001-34895698-96.
1.Общие положения
1.1. Полимерфосфатные водно — дисперсионные краски марок ВД-КЧ-1ФА / ВД-АК-1ФА (цвет — красно-коричневый, темно-коричневый, черный, зеленый) рекомендуются для антикоррозионной зашиты и декоративной окраски металлоконструкций (стальных, алюминиевых, чугунных, оцинкованных).
1.2. Краски могут применяться как самостоятельное покрытие, так и в качестве фосфатирующего грунта под краски марок МА,ГФ, ХВ, БТ и др. В случае использования нитроэмалей необходима дополнительная проверка на их совместимость.
1.3. Если краска ВД-КЧ-1ФА / ВД-АК-1ФА выступает в качестве самостоятельного покрытия, необходимо наносить не менее 3-х слоев (толщина покрытия в один слой — не менее 20 мкм и зависит от исходной поверхности, метода нанесения и условной вязкости краски), если в качестве грунтовки под эмали типа АК, МА, ХВ, БТ и др. — в один — два слоя,
В этом случае время выдержки между нанесением краски ВД-КЧ-1ФА / ВД-АК-1ФА и покрывными перечисленными лакокрасочными материалами должно быть не менее 24 часов. Применение красок ВД-КЧ-1ФА, ВД-АК-1ФА темно-серого и темно-синего цветов без предварительного грунтования недопустимо, так как они предназначаются для получения верхних слоев в комбинированных покрытиях.
1.4. Оптимальное нанесение краски и сушка покрытия производится при температуре не ниже 15°С и относительной влажности не более 80 %. Изменение условий снижает качество покрытия.
1.5. При окрашивании изделий на открытом воздухе необходимо избегать попадания осадков на свежеокрашенную поверхность (в течение 2-х часов).
2. Подготовка поверхности перед окрашиванием
2.1. Поверхности, подлежащие окрашиванию, классифицируют по степени зажиренности и окисленности по ГОСТ 9.402.
2.2. Выбор конкретной схемы подготовки поверхности производят по ГОСТ 9.402 в зависимости от материала, характеристики изделия и условий эксплуатации.
2.3. Обезжиривание поверхности производят с помощью водных растворов моющих средств типа КМ-К КМ-2, КМ-5, Лабомид-203 и других по ГОСТ 9.402. Допускается, в качестве исключения, применение органического растворителя — уайт-спирита.
Операцию обезжиривания производят методом окунания в моечный раствор, методом распыления, методом протирки ветошью или щеткой. Оптимальная температура водных моющих растворов — (50-70)°С. Продолжительность обезжиривания зависит от выбора моющего состава, от степени зажиренности поверхности и определяется опытным путем. Необходимость замены растворов определяют экспериментально, по снижению качества обезжиривания. После обезжиривания проводят промывку поверхности теплой водой (30-40)°С с последующей сушкой.
2.4. Качество обезжиривания проверяют визуально. При протирании поверхности чистой салфеткой на ней не должно быть жировых загрязнений.
При отсутствии жировых загрязнений обезжиривание можно не производить.
2.5. Неплотносцепленную ржавчину и окалину удаляют с помощью механических устройств, вручную металлическими щетками или химическим способом.
Наличие плотносцепленной окалины допустимо по ГОСТ 9.402 и инструкции ЦНИИСК им. Кучеренко для окрашивания крупногабаритных изделий и изделий сложной формы с толщиной металла не менее 4 мм, изделий из стального литья, чугуна, поковок и горячих штамповок.
2.6. Алюминий и его сплавы, оцинкованную сталь рекомендуется подвергать обработке, с целью повышения адгезии и защитных свойств (фосфатирование, оксидирование с применением концентратов КФ-7, КФА-8 и др. по ГОСТ 9.402).
2.7. Старое плохо сцепленное с металлом лакокрасочное покрытие (ремонтный вариант) рекомендуется удалять с помощью смывок марок СД, СП-7, АФТ-1 и др. в зависимости от материала, с последующей промывкой и сушкой поверхности.
2.8. Разрыв во времени между подготовкой поверхности и окрашиванием должен быть минимальным (не более 24 часов).
3. Подготовка краски к работе
3.1. Краски «Полифан» поставляются в готовом к применению виде. При необходимости допускается разбавление водой, но не более 5 % к массе краски. После разбавления краска должна соответствовать ТУ 2316-001-34895698-98.
3.2. Перед применением краску тщательно перемешать до однородного состояния.
В случае необходимости профильтровать через металлическую сетку № 02-01 (ГОСТ 6613) или через два слоя марли.
В процессе хранения краски на поверхности возможно образование пленки, которую следует удалить.
4. Окрашивание
4.1. Технология окрашивания (необходимое количество операций, условная вязкость, время и температура сушки, толщина покрытия, расход краски, количество слоев) должны быть указаны в НТД на окрашиваемое изделие.
4.2. Краски «Полифан» наносят на сухую, чистую поверхность любым из способов (методом пневматического, безвоздушного распыления, валиком, кистью, окунанием). При пневматическом методе окрашивания применяют сжатый воздух первой группы по ГОСТ 9.010 (перед началом работы его проверяют на отсутствие в нем воды и минерального масла).
4.3. Необходимость шпатлевания устанавливают в зависимости от исходного состояния поверхности и требований, предъявляемых к внешнему виду покрытия (классу покрытия).
Шпатлевка должна наноситься на высушенный слой грунтовки (краски).
Необходимо обращать внимание на совместимость шпатлевки с покрывным материалом.
4.4. Каждый слой лакокрасочного материала должен наноситься по высохшему предыдущему.
Сушку окончательно окрашенного изделия до степени 3 производят при температуре (20+2)°С в течение 2-х часов или при 60 °С в течение 20 мин. При температуре ниже указанной, время сушки — увеличивается. Для жестких условий эксплуатации покрытие, необходимо выдержать в течение 5-ти суток при естественной сушке, при горячей — одни сутки.
5. Контроль качества
5.1. Контроль качества лакокрасочного покрытия производят пооперационно и окончательно окрашенного изделия визуальным методом на отсутствие потеков, сорности, непрокрашенных мест, отслаивания, пузырей.
5.2. Контроль толщины покрытия производят толщиномерами различного типа. Расход краски при двухразовом нанесении — (150-180) г/м2.
5.3. Цвет покрытия определяют методом визуального сравнивания с выбранным эталоном цвета «Картотеки» при естественном или искусственном дневном рассеянном свете.
5.4. Краски «Полифан» после высыхания должны образовывать ровную, однородную матовую или полуматовую поверхность.
6. Требования техники безопасности
6.1. Краски «Полифан» — пожаро-взрывобезопасны, 3-й класс опасности по ГОСТ 12.1.044 (умеренно опасные вещества). Окрасочные работы производить в помещениях, снабженных приточно-вытяжной вентиляцией.
6.2. Для защиты органов дыхания применять средства индивидуальной защиты по ГОСТ 12.4.034. Для защиты лица и глаз — защитные очки по ГОСТ 12.4.013.
7.4. При попадании краски на кожные покровы и слизистые оболочки — тщательно промыть их проточной водой с мылом.
8. Хранение и транспортирование
8.1. Краски «Полифан» хранят и транспортируют в плотно закрытой таре при температуре от 5°С до +35°С. Допускается краски ВД-АК-1ФА (морозостойкий вариант) транспортировать при температуре до минус 20°С.
8.2. Гарантийный срок хранения (ГСХ) — 12 месяцев. По истечении ГСХ краска подлежит повторной аттестации на соответствие требованиям ТУ. При положительных результатах испытаний ГСХ краски продлевается на 6 месяцев.
Лакокрасочные
покрытия,
образуются в результате пленкообразования
(высыхания, отверждения) лакокрасочных
материалов (ЛКМ),
нанесенных на поверхность (подложку).
Основное назначение: защита материалов
от разрушения (напр., металлов —
от коррозии, дерева — от гниения) и
декоративная отделка поверхности.
В
машиностроении наиболее распространён
метод нанесения лакокрасочные
покрытия с помощью ручных или
автоматических пистолетообразных
краскораспылителей. Применение этого
высокопроизводительного метода позволяет
получать лакокрасочные покрытия хорошего
качества на поверхностях различной
формы. В установках для пневматического
распыления может быть осуществлен
подогрев (до 55-70°С) как лакокрасочного
материала, так и расходуемого на
распыление воздуха. Это позволяет
наносить высоковязкие материалы и
уменьшать, таким образом число слоев,
необходимых для получения лакокрасочные
покрытия заданной толщины. Недостаток
метода — большие потери лакокрасочного
материала (до 50%) па рассеивание в
окружающем воздухе («туманообразование»).
Резкое
сокращение потерь на «туманообразование»
(до 5-10%) достигается при распылении
лакокрасочных материалов в электрическом
поле постоянного тока высокого напряжения
(около 100 кв). В результате коронного
разряда, создаваемого
на острой кромке распылителя, частицы
материала приобретают заряд (обычно
отрицательный), вследствие чего они
распыляются и осаждаются на противоположно
заряженном и заземлённом изделии. В
электрическом поле наносят
многослойные лакокрасочные покрытия
Однотипные
изделия массового производства, имеющие
обтекаемую форму, можно окрашивать
методами окунания и струйного обливания;
в последнем случае расходуется меньше
лакокрасочного материала. Дефект Лакокрасочные
покрытия, получаемых этими методами, —
образование подтёков и «наплывов» —
предотвращают, пропуская окрашенные
изделия через туннель с парами
растворителя. При этом задерживается
улетучивание растворителя из нанесённого
слоя, что позволяет избежать преждевременного
загустения лакокрасочного материала.
Методом
электроосаждения в ваннах на аноде
(напряжение постоянного тока 30-500 в)
на автоматизированных конвейерных
линиях получаютЛакокрасочные покрытия из
водоразбавляемых грунтовок и лаков.
Под влиянием электрофореза частицы
лакокрасочного материала разряжаются
на аноде и осаждаются на нём, переходя
в водонерастворимую форму. Этим методом
может быть нанесён только один
слойЛакокрасочные покрытия (20-25 мкм)
6 Методы нанесения лакокрасочных покрытий
Методы
нанесения жидких ЛКМ.
1.
Ручной (кистью, шпателем, валиком) — для
окраски крупногабаритных изделий
(строительных сооружении, некоторых
промышленных конструкций),
исправления дефектов.
в быту; используются ЛКМ естественной
сушки.
2.
Валковый — механизированное нанесение
ЛКМ с помощью системы валиков обычно
на плоские изделия (листовой и рулонный
прокат, полимерные
пленки. щитовые элементы мебели, бумага.
картон, металлической фольга).
3.
Окунание в ванну, заполненную ЛКМ.
Традиционные ЛКМ удерживаются на
поверхности после извлечения изделия
из ванны вследствие смачивания. В случае
водоразбавляемых ЛКМ обычно применяют
окунание с электро-, хемо- и
термоосаждением. Электроосаждение —
частицы ЛКМ движутся в результате электрофореза к
изделию, которое служит соотв. анодом
или катодом. При катодном электроосаждении
получают лакокрасочные покрытия,
обладающие повышенной коррозионной
стойкостью. Применение метода
электроосаждения позволяет хорошо
защитить от коррозии острые углы и
кромки изделия, сварные швы, внутренней
полости. При хемоосаждении используют
ЛКМ дисперсионного типа, содержащие окислители,
при их взаимодействии с металлической
подложкой на ней создается
высокая концентрация поливалентных ионов (Ме0:Ме+n),
вызывающих коагуляцию приповерхностных
слоев ЛКМ. При термоосаждении осадок
образуется на нагретой поверхности; в
этом случае в воднодисперсионный ЛКМ
вводят спец. добавку ПАВ, теряющего
растворимость при нагревании.
4.
Струйный облив (налив) — окрашиваемые
изделия проходят через «завесу»
ЛКМ. Струйный облив применяют для окраски
узлов и деталей различных машин и
оборудования, налив — для окраски плоских.
Методы облива и окунания применяют для
нанесения ЛКМ на изделия обтекаемой
формы с гладкой поверхностью, окрашиваемые
в один цвет со всех сторон.
5.
Распыление:
а)
пневматическое — с помощью ручных или
автоматических пистолетообразных
краскораспылителей, ЛКМ с температурой
от комнатной до 40-85 °С подается
под давлением (200-600
кПа) очищенного воздуха; метод
высокопроизводителен, обеспечивает
хорошее качество лакокрасочные покрытия
на поверхностях различной формы;
б)
гидравлическое (безвоздушное),
осуществляемое под давлением,
создаваемым насосом (при
4-10 МПа в случае подогрева ЛКМ, при 10-25
МПа без подогрева);
в)
аэрозольное — из баллончиков, заполненных
ЛКМ и пропеллентом.
применяют при подкраске автомашин,
мебели и др.
Существ.
недостаток методов распыления — большие
потери ЛКМ (в виде устойчивого аэрозоля.
уносимого в вентиляцию, из-за оседания
на стенах окрасочной камеры и в
гидрофильтрах), достигающие 40% при
пневмораспылении
Методы
нанесения порошковых ЛКМ: насыпание
(насеивание); напыление (с подогревом
подложки и газопламенным или плазменным
нагревом порошка,
либо в электростатическом поле); нанесение
в псевдоожиженном слое, например
вихревом, вибрационном.
Многие
методы нанесения ЛКМ применяют при
окраске изделий на конвейерных поточных
линиях, что позволяет формировать
лакокрасочные покрытия при повышенных
температурах, а это обеспечивает их
высокие технические свойства.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
03.06.2015152.06 Кб146.doc
- #
- #
- #
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Задачи окрашивания металлических изделий
- Выбор краски в зависимости от задач
- Подготовительный этап окраски металлических изделий
- 7 способов окрашивания металлических изделий
- Проблемы при окрашивании металлических изделий
Окраска металлических поверхностей является необходимым этапом, даже в том случае, если конструкция сделана из нержавеющей стали. Дело в том, что существует несколько видов коррозии, и если изделие используется в агрессивной среде, то без защитного покрытия никак не обойтись.
Есть много вариантов и способов окраски, все зависит не только от вида самого металла, но и от условий эксплуатации изделия и окружающей среды. В нашей статье мы расскажем, как производится окраска, какие действия необходимо предпринять до начала процесса и каких ошибок следует избегать.
Задачи окрашивания металлических изделий
Ржавчина является главной проблемой, с которой приходится сталкиваться в процессе использования предметов из металла. Коррозия может появиться по всей поверхности изделия либо поразить только отдельные участки. Выделяют разные виды коррозии: химическая, электрохимическая, газовая, пр., причем роль основных агрессивных сред здесь играют атмосферный воздух, вода, газы, химические вещества.
От ржавчины страдают любые металлы и сплавы, разница лишь в степени воздействия на материал. Допустим, низкоуглеродистая сталь корродирует со скоростью 0,05–0,1 мм/год, а оцинкованная – в десять раз медленнее.
Для защиты металла применяют электрохимические методы, меняют свойства коррозионной среды, осуществляют легирование металлов. Либо можно изолировать материал от контактов с внешней средой. В таком случае прибегают к окраске металлических изделий, нанося лакокрасочные, металлические, полимерные и иные разновидности покрытий.
Выбор краски в зависимости от задач
При подборе определенного состава для обработки изделия нужно понимать, что краска будет по-своему взаимодействовать с разными поверхностями. Специалисты рекомендуют предварительно ознакомиться с особенностями металлических объектов, которые планируется частично либо полностью защитить от ржавчины.
Черные металлы чаще всего покрывают красками на масляной основе. Отдельное внимание стоит уделить способу нанесения красящего вещества – его распределяют по поверхности изделия кистью или валиком быстрыми резкими движениями. Несоблюдение технологии чревато преждевременным окислением металла, из-за чего покрытие ляжет неравномерно. Кроме того, окисление приводит к утрате металлической поверхностью некоторых значимых эксплуатационных характеристик. Снижается прочность, сокращается продолжительность службы материала, стойкость к внешним воздействиям.
Предметы из оцинкованной стали могут отлично служить без дополнительной защиты. Дело в том, что соединение цинка, которым покрывают основу из черных металлов, характеризуется отличной износостойкостью, устойчивостью к влиянию окружающей среды. Поэтому для окраски подобных металлических изделий выбирают эмалевые смеси на алкидной основе.
Цветные металлы покрывают эпоксидными или полиуретановыми составами, а также хороший эффект дает порошковая окраска металлических изделий.
Не стоит наносить краски на масляной основе на оцинкованные металлические предметы, поскольку их молекулярная структура не позволяет добиться сцепления с подобными сплавами во время обработки.
Подготовительный этап окраски металлических изделий
Важно как можно более ответственно подойти к данной работе, ведь любые промахи будут заметны, а исправить недочеты оказывается сложно либо нереально. Поэтому необходимо придерживаться следующей последовательности:
- Очистить окрашиваемый предмет от пыли и грязи, остатков старого декоративного слоя. Даже если вы будете использовать ту же краску, что и в предыдущий раз, при защите изделий из металла лучше избегать наложения слоев.
- Обезжирить, так как данная процедура позволяет повысить степень адгезии. Если работы ведутся в уличных условиях, важно защитить поверхность от грязи. Первую смывку делают растворителем либо уайт-спиритом – средство наносят на всю площадь, уделяя наибольшее внимание труднодоступным зонам. Далее предмет моют теплым мыльным раствором, ополаскивают чистой водой, чтобы удалить остатки мыла, сушат. В результате должна получиться чистая и сухая поверхность.
- Провести шпаклевание, если присутствуют заметные дефекты, такие как трещины, углубления. Перед этим необходимо покрыть антикоррозийным составом все зоны, которые подлежат подобной обработке. Шпатлевку наносят выборочно, только на проблемные зоны, тщательно распределяя и разравнивая. После высыхания поверхность шлифуют, чтобы добиться эффекта единой плоскости.
- Удалить ржавчину, при наличии очагов сильной коррозии используют преобразователь. Перед его нанесением с поверхности убирают основные следы повреждения влагой. Благодаря наличию фосфорной кислоты в данном составе запускается реакция, позволяющая сформировать защитную пленку.
- Удалить небольшие повреждения при помощи шлифовки, зачистки. Стоит оговориться, что не все металлы грунтуют, кроме того, нужно учитывать, чем будет проводиться окраска металлического изделия. Так, оцинкованные поверхности не подлежат грунтованию.
Когда все указанные шаги завершены и заготовка высохла, можно переходить к непосредственному нанесению краски.
7 способов окрашивания металлических изделий
Если нужно защитить от коррозии небольшой предмет и работы ведутся в домашних условиях, лучшим вариантом становится покраска вручную при помощи валиков, кистей, тампонов или аэрозольных баллончиков. Также данный способ применяется в ряде отраслей машиностроения, в том числе при работе с высокотоксичными материалами, в составе которых присутствуют соединения меди, свинцового сурика, пр.
Окраска металлических изделий осуществляется такими способами:
- Вручную.
Здесь в ход идет малярная кисть. К данному методу прибегают для обработки небольших участков ровной поверхности. Главным его достоинством считается экономичность, но нужно быть готовым к тому, что способ достаточно трудоемкий и отличается низкой производительностью. Более эффективна покраска валиком, но она подходит только для работы с большими металлическими изделиями, состоящими из ровных поверхностей.
- Облив и окунание.
Этот метод позволяет получить однослойное и грунтовочное покрытие вне зависимости от сложности формы изделия. Поверхность смачивают жидким лакокрасочным материалом, после чего тот за счет адгезии и своей вязкости остается на предмете в виде тонкого слоя. Этот способ окраски металлических изделий предполагает несложное использование оборудования и обеспечивает покрытие прекрасного качества. Однако он не позволяет добиться одной толщины красочного слоя на всем предмете, кроме того, технология предполагает немалый расход краски.
- Пневматическое распыление.
Это один из наиболее распространенных способов обработки – таким образом наносится примерно 70 % всех производимых лакокрасочных материалов. Струя сжатого воздуха дробит красящий состав, формируя аэрозоль. Получившаяся взвесь соприкасается с изделием, коагулирует, на металле оседает слой краски. Данный принцип подходит для нанесения лака, грунтовки, эмали, в том числе быстросохнущей. Немаловажно, что допускается пневматическое распыление на слой краски с «отлипом» и на недосушенную грунтовку.
Правда, при такой обработке неизбежно образование тумана. В результате ухудшаются санитарно-гигиенические условия труда, значительно возрастает расход лакокрасочного материала – до 25–55 %. Помимо этого, приходится применять большое количество растворителей, чтобы получить необходимую вязкость состава.
- Безвоздушное распыление.
При такой окраске металлических изделий краска распыляется при помощи высокого гидравлического давления. Последнее нагнетается насосом во внутренней полости устройства и вытесняет состав через сопло. Как только скорость на выходе превышает критический уровень для определенной вязкости, легколетучие компоненты начинают испаряться. Это приводит к тому, что объем материала увеличивается, происходит диспергирование.
Использование данной технологии не предполагает появления тумана. А за счет более высокой вязкости составов удается снизить расход растворителей и самой краски на 20 %. Однако и у этого метода есть свои минусы – он плохо подходит, если требуется обработать изделие сложной формы.
- Гальваническая покраска.
За счет электролита на металлический предмет наносится тонкая металлическая пленка. Молекулы металла-покрытия переносятся на верхний слой изделия при помощи токопроводящего раствора и проникают в обрабатываемую поверхность. Иначе говоря, один металл проникает в другой.
Окраска металлических изделий гальваническим способом повышает их прочность, стойкость к износу, ржавчине. Немаловажно, что защищенная таким образом поверхность хорошо смотрится. Правда, есть металлы, которые невозможно соединить между собой.
- Электростатическое распыление.
Используются два электрода, где в роли первого выступает сам металлический предмет, а в роли второго – коронирующий электрод. Они находятся под напряжением на некотором расстоянии друг от друга. Между электродами образуется электрическое поле высокого напряжения, куда вводят распыленный лакокрасочный состав. Частицы краски заряжаются от кромки электрода либо ионизированного воздуха, двигаются по силовым линиям электрического поля и оседают на заземленном предмете. В итоге на металле остается равномерное покрытие.
Серьезным минусом этого способа окраски металлических изделий считается тот факт, что для него могут использоваться только составы с определенными эклектическими качествами.
- Нанесение порошковой краски.
Все описанные выше методы предполагают работу с жидкими лакокрасочными материалами. В основе использования порошковых красок лежит их способность преобразовываться в аэрозоль. Он оседает на изделии благодаря электризации содержащихся в нем частиц в результате контакта с нагретой поверхностью или липкой подложкой, конденсации на холодной плоскости.
Подобная обработка в 1,5–2 раза дороже, чем с применением обычных составов. Дело в том, что она связана с жесткими технологическими нормами и не может проводиться без дорогостоящего оборудования. Но метод не менее востребован, чем традиционные, а иногда даже превосходит их по частоте использования. Это связано с высоким качеством монолитного полимерного покрытия, формируемого при окраске металлических изделий.
Проблемы при окрашивании металлических изделий
Для получения хорошего результата при обработке металла должны применяться только краски высокого качества. Также важен опыт специалиста.
Обычно при эксплуатации окрашенной металлической поверхности проявляются такие дефекты:
- Пыль и мусорные частицы на поверхности.
Мусор и пыль могут появиться просто из-за недостаточной чистоты в процессе обработки изделия либо при продолжительной сушке ряда типов краски. Если в помещении грязно, пыль испортит не до конца просохший лакокрасочный слой.
Этого можно избежать, если работать исключительно в чистых помещениях без дополнительного притока воздуха, который также может принести мелкие частица грязи.
- Сморщивание свежего красочного слоя.
Морщины, мелкие волны образуются при наложении слишком толстого слоя краски. Либо если решено провести окраску металлического изделия поверх старого покрытия низкого качества.
Важно зачистить поверхность предмета наждаком, нанести грунтовку и лишь после завершения подготовительных операций покрывать свежим составом. Если первый слой не успел полностью просохнуть, также присутствует вероятность появления морщинок.
- Образование пузырьков.
Причиной появления пузырьков на свежеокрашенной поверхности или даже на старой краске является резкий перепад температуры. Избавиться от проблемы позволяет зачистка с последующим наложением нового слоя краски на пострадавшую область.
- Следы от кисти, валика.
Кисть оставляет следы, если она была влажной во время работы либо краска оказалась недостаточно жидкой. Такие разводы говорят о низком качестве выполнения окраски металлических изделий. В норме допускается использование хороших новых либо полностью просушенных старых кистей.
Лучше отказаться от толстого слоя краски, заменив его парой тонких слоев. Не рекомендуется обрабатывать поверхность предмета из металла остатками старых составов – необходимо приобрести свежий аналог.
- Начало отслаивания краски.
Некачественное нанесение покрытия приводит к тому, что оно начинает слоиться. Здесь поможет только зачистка поверхности металлической щеткой. Лучше всего подойдет проволочная щетка, после работы которой стоит дополнительно отшлифовать металл.
- Пятна и разводы.
Подобные дефекты – это результат неравномерного сцепления состава с поверхностью предмета во время окраски металлических изделий. Всему виной может быть влажный валик, низкое качество краски, отсутствие грунтовки. Либо поверхность могла не успеть полностью высохнуть перед финальной обработкой.
- Желтые пятна.
Краска на металлической поверхности может приобрести желтоватый оттенок, если изделие сильно нагревается во время эксплуатации. Чаще всего такое случается с радиаторами отопления.
Чтобы подобного не произошло, необходимо отдать предпочтение высококачественной краске и избегать составов на алкидной основе.
- Очаги плесени.
Данная проблема появляется в помещениях с повышенной влажностью, где отсутствует дополнительная вентиляция. Для окраски металлических изделий, эксплуатируемых в подобных условиях, подойдут лишь масляные составы. Если речь идет о покраске стен, то последние важно время от времени мыть с антисептиками.
От качественной покраски предметов из металла зависит срок службы конструкции. При выборе одного из названных выше методов важно оценить дальнейшие условия использования изделия, рассчитать, в какую сумму обойдется обработка при помощи различных составов. После этого можно остановить выбор на материалах, которые покажут себя лучше всего в данной ситуации.
Применение качественных, грамотно подобранных покрытий – это гарантия сохранения отличного внешнего вида и большого срока службы конструкции.
Читайте также