Инструкция по использованию кислородной маски в самолете

Безопасность полета: кислородные маски. Как пользоваться и как все устроено

29 октября 2018, 17:57

Мало найдется людей, которые еще не испытывали волнение во время полета на самолетах. В самом начале полета бортпроводники проводят инструктаж безопасности. В одном из пунктов уделяется внимание кислородным маскам. В этой статье мы расскажем, зачем нужны кислородные маски в самолете, как ими пользоваться.

Обычный пассажир видит кислородную маску только во время предполетного инструктажа, да и то большинство почему-то во время их демонстрации смотрит куда-то по сторонам. И не уделяет этому должного внимания, и очень даже зря! 

Сама возможность летать быстро для самолета обусловлена сниженным сопротивлением воздуха: чем дальше от Земли, тем меньше его плотность (то есть меньше на единицу объема молекул кислорода, азота и других газов, из которых состоит воздух). То есть чем выше мы летим, тем выше возможная скорость. Если вдруг происходит разгерметизация салона, то маски автоматически выпадают из специальных отсеков. Они расположены в багажных полках, непосредственно над пассажирскими сидениями, рядом с панелью управления местным освещением, вентиляцией и кнопкой вызова стюарда. Количество масок всегда на одну больше, чем сидений в ряду, например, если 3 сиденья, то масок будет 4, такое количество рассчитано для пассажиров, которые летят с детьми на руках. Волноваться, что масок не хватит, нет ни малейших оснований: их количество всегда предусмотрено с запасом. Кроме того, две маски имеется в туалетах, 2 над местами бортпроводников и по 2 в каждом кухонном модуле.

Некоторые пассажиры ошибочно полагают, что кислород для масок загружают в баллонах в аэропорту, как питьевую воду. Это не так. Живительный воздух получают уже непосредственно в самолете. Для этого каждый ряд сидений оборудован отдельным генератором. Кислород образуется в результате протекания химической реакции железа с хлоратом или перхлоратом натрия. Продолжительность реакции составляет максимум 12 минут. Этого вполне достаточно, чтобы пилот опустил борт на безопасную высоту, на которой можно свободно дышать без маски.

Как пользоваться кислородными масками в самолете

В случае выпадения из специальных отсеков кислородных масок следует НЕМЕДЛЕННО взять и надеть ее.

ВАЖНО! Первым надеть кислородную маску обязан взрослый, чтобы быть способным действовать дальше: надеть маску на ребенка и следовать указаниям экипажа.

В том случае, если взрослый начнет надевать маску на ребенка и от нехватки кислорода в этот момент потеряет сознание, то ему уже никто не поможет. Как и ребенку, который останется один на один с экстренной ситуацией.

Подача кислорода начнется в момент, когда вы ее потянете на себя при надевании. Механизм срабатывания простейший: натягивается канатик, который вытаскивает предохранительный штырь, подпружиненный боёк ударяет запал и начинается химическая реакция. А кто маску не потянет, кислорода не получит.

НЕ ПАНИКОВАТЬ, если увидите дымок, почувствуете запах гари, резкое снижение и заложенность ушей.

Кислорода хватит на 12-15 минут, этого времени достаточно, что бы пилоты снизили воздушное судно на безопасную высоту, примерно до 1 000 метров. Поэтому если выпали кислородные маски и самолет начал резко терять высоту — это не потому, что он падает, а потому, что экипаж делает то, что должен. Заложенность ушей — это тоже нормальное состояние, станет комфортнее, как только высота стабилизируется. 

Если легкий дымок пойдет по салону при активации кислородных масок, это нормально и не должно вас пугать. Панель над каждым сиденьем содержит коктейль из химических веществ, которые при сгорании выделяют кислород. Потянув маску на себя, вы активируете химический процесс, который невозможно прервать или остановить.

Запах гари — это не пожар, а последствия химической реакции.

На тот случай, когда какому-то пассажиру становится плохо и ему требуется кислород, на борту в укромных местах есть несколько баллонов с кислородом.

Всех пассажиров самолета перед полетом инструктируют, как вести себя в воздухе, ставят в известность о правилах безопасности. В инструктаже обязательно объясняется, как пользоваться в экстренных ситуациях кислородными масками. Данные аксессуары размещаются над пассажирскими креслами. Они выпадают при разгерметизации и резком снижения давления в самолетном салоне.

В каких обстоятельствах используется кислородная маска

Пассажирские самолеты движутся на больших высотах, от 9 до 12 км. Плотность воздуха в этих слоях атмосферы низкая, и в авиалайнере искусственно поддерживается стабильное давление. В нестандартной ситуации могут возникнуть разгерметизация, задымление самолета, и пассажирам потребуется для дыхания кислородные маски.

Как устроена в самолете кислородная маска

Кислородная маска имеет весьма сложное устройство, но очень эффективна в работе. Тонкая трубочка соединяет ее с генератором кислорода, в котором кислород выделяется в результате соединения особых химических элементов: хлората калия, перекиси бария, хлората натрия и других. Маска работает так четко, что человеку кажется необязательным ее использование. Но при попытке ее снять он тут же испытает удушье в результате недостатка кислорода. Поэтому маску надо надевать беспрекословно по команде бортпроводника и не пытаться снять до его распоряжения.

Как работает кислородная маска

Подача кислорода начинается после срабатывания простейшего механизма. Когда пассажир тянет маску на себя и одевает, срабатывает механизм и начинается химическая реакция с выработкой кислорода. Реакция неостановима, продолжается 15 минут. Это времени достаточно, чтобы экипаж предпринял все меры для устранения причин ЧП и спасения самолета и пассажиров.

При возникновении внештатной ситуации главное – не впадать в панику. Масок хватает на всех пассажиров, комплектуются они по две штуки. Предусмотрено наличие лишних кислородных масок для пассажиров, путешествующих с детьми. Маски, вопреки обычной логике, вначале необходимо надевать взрослым, а потом только детям: взрослые должны иметь возможность контролировать ситуацию и заботиться о малышах, а не наоборот.

В салоне при срабатывании масок может появиться дымок, ощущаться запах гари. Паниковать по этому поводу не нужно: это происходит в результате того, что генератор нагревается при работе до 230 градусов. Заложенность ушей тоже не должна никого пугать: при быстром снижении высоты это – обычное явление.

При разгерметизации салона в продолжение недолгого времени у человека начинает развиваться гипоксия, при которой возникают:

  • тошнота;

  • головокружение;

  • разрушительные процессы необратимого характера в головном мозге.

Поэтому приказ бортпроводника надеть кислородную маску следует исполнять мгновенно и неукоснительно.

Отправляясь в полет, следует знать, что самолет – одно из самых надежных средств передвижения. Пассажир имеет все шансы рассчитывать, что его путешествие будет комфортным и приятным. Однако следует быть готовым и к непредвиденным обстоятельствам, в которых кислородная маска при правильном обращении может спасти человеку жизнь и здоровье.

Назад в раздел

Кислородные маски в самолетах: откуда там кислород, на сколько его хватает и что будет, если не надеть маску

АвиаперелетыБезопасность

Дата публикации 07.05.2018

Пассажирка одного из рейсов авиакомпании Southwest Airlines погибла в результате разгерметизации самолета. Разбираемся, как в этой ситуации помогают кислородные маски.

Апрельский инцидент с самолетом Southwest Airlines, когда обломок взорвавшегося двигателя разбил иллюминатор, вызвав разгерметизацию и гибель одной из пассажирок, поднял важную тему: как на самом деле работают инструкции по безопасности. Трагедия продемонстрировала, что в экстремальной ситуации не все пассажиры следуют правилам, хотя уверены в том, что хорошо их знают. В Twitter было опубликовано фото из салона, где видно, что почти все надели свои кислородные маски неправильно. Издание The Telegraph разбирается в устройстве кислородных масок и в правилах поведения при разгерметизации.

По мнению пользователя, опубликовавшего фото, все пассажиры надели маски неправильно из-за того, что не слушали бортпроводника. «Прекратите делать селфи, положите телефон и слушайте!» — написал юзер. Тем не менее большинство авиапассажиров слышали эти инструкции так много раз, что могут рассказать их по памяти.

PEOPLE: Listen to your flight attendants! ALMOST EVERYONE in this photo from @SouthwestAir #SWA1380 today is wearing their mask WRONG. Put down the phone, stop with the selfies.. and LISTEN. **Cover your NOSE & MOUTH. #crewlife #psa #listen #travel #news #wn1380 pic.twitter.com/4b14lZulGm

— Bobby Laurie (@BobbyLaurie) April 17, 2018

Вероятно, что пассажиры Southwest просто запаниковали. Многие цепенеют перед лицом опасности и не могут следовать инструкциям. Те, кто пережил жесткую посадку на самолете, рассказывали, что многие пассажиры искали на своих ремнях безопасности кнопку, как в автомобиле. Однако ремни в самолетах работают не так. Некоторые просто неподвижно сидят на своих местах, шокированные происходящим, даже если бортпроводник кричит, чтобы они эвакуировались.

Как работают кислородные маски?

Так как же работают кислородные маски, при каких обстоятельствах их выбрасывают и сколько на самом деле кислорода в них? Действительно ли они обеспечивают безопасность или просто опьяняют пассажиров, пока падает самолет? Последний вопрос — цитата из «Бойцовского клуба», Тайлер Дёрден тоже задавался этим вопросом.

«Кислород опьяняет. В катастрофических ситуациях люди впадают в панику и бешено глотают воздух, и вдруг эйфория, покой, и ты смиряешься с судьбой. Вот рисунок. Аварийное приводнение — 600 миль в час. А на лицах спокойствие, как у коров в Индии».

Конспирологи расстроятся: кислородные маски действительно нужны для безопасности в самолетах. Их нужно использовать, когда давление в самолете скачет — о чем и было сказано пассажирам рейса Southwest.

На больших высотах уровень кислорода в воздухе очень низкий; обычно в самолетах автоматически поддерживается давление уровня 1,5–2,5 километра над уровнем моря. То есть перелет — это как посетить Мехико или Денвер.

Падение давления — это серьезная и потенциально опасная проблема. Если оно происходит внезапно, например из-за разбитого иллюминатора, самолет может быть поврежден или полностью уничтожен. К счастью, чаще всего такие случаи не столь разрушительны, и экипаж может с ними справиться.

«Авиакатастрофы, связанные с падением давления, встречаются крайне редко. Даже если в корпусе самолета появляется пробоина, с этим можно справиться, — рассказывает Патрик Смит, пилот и автор книги «Говорит командир корабля» (Cockpit Confidential). — Если давление снизится ниже определенного уровня, с потолка упадут кислородные маски. Маску стоит надеть, а затем попытаться расслабиться. Скоро самолет вернется на прежнюю высоту, а запаса кислорода хватит на всех».

На сколько хватит кислорода?

Несколько минут? Гораздо меньше, чем кажется. Поэтому, вероятно, пилоты будут вынуждены сделать спуск на безопасную высоту достаточно быстро.

«Пилоты тоже наденут свои маски и снизятся до трех километров, — говорит Смит. — Аварийный спуск ощущается достаточно жестко не потому, что самолет падает, а потому, что экипаж действует по инструкции».

Смит говорит с позиции опыта. Он вспоминает перелет из Южной Америки в США: «Над Карибским морем в самолете неожиданно раздался громкий свист, который, казалось, исходил из ниоткуда и отовсюду. Приборы показывали, что мы стремительно теряем давление. Мы с капитаном начали резко снижаться до трех километров над уровнем морем. Уверен, что для пассажиров это было как американские горки, однако мы все контролировали. Все это время был включен автопилот».

Данные об авариях (к примеру, о крушении самолета Helios Airways в 2005 году) свидетельствуют, что кислорода хватит на 12–15 минут.

Что произойдет, если не надевать кислородную маску при резком снижении?

Если в салоне упало давление, гипоксия (нехватка кислорода в мозге) быстро напомнит о себе тошнотой и головными болями. В редких случаях гипоксия может вызвать эйфорию.

Пользователь сайта Quora Трейси Брайан описала свои ощущения при разгерметизации и резком снижении: «Я была необычайно спокойна. Помню даже свой смех, шутки над другими пассажирами, которые надевали кислородные маски, и разговоры о том, что надевать их необязательно. На самом деле я испытывала кислородное голодание. В конце концов мой друг заставил меня надеть маску, и к тому моменту, когда гипоксия начала проходить, я стала нервничать».

По данным компании Airbus, если самолет разгерметизируется на высоте 12 километров, пассажиры смогут рассуждать адекватно примерно 18 секунд. Когда эйфория от кислородного голодания закончится, оно может повредить мозг или вовсе убить. Поэтому кислородную маску определенно стоит надеть.

Кислородные маски работают благодаря нагреванию

В самолетах не хранятся баллоны с кислородом — они весят слишком много. Все немного сложнее. В панели над каждым сиденьем содержится сочетание химических элементов, которое выделяет кислород при нагревании. Там может быть пероксид бария, который используется в фейерверках, хлорат натрия, который применяют для борьбы с сорняками, а также хлорат калия, который часто встречается в школьных экспериментах (он бурно реагирует в контакте с сахаром).

Не стоит ждать, что кислородный баллон будет надуваться. Многие пассажиры снимали маски, поскольку считали, что они не работают из-за пустого баллона, и в результате страдали от гипоксии. При этом предупреждение о том, что баллон не будет надуваться, содержится в любой предполетной инструкции.

По словам представителя British Airways, кислород в маски подается постоянным потоком. Баллон для этого газа не надувается, как в больницах. Его объем зависит от дыхания пассажира. Если он будет дышать слишком часто, баллон будет оставаться почти пустым. Если же пассажир будет дышать медленно, емкость может успеть наполниться.

Генератор кислорода также может сильно нагреваться, поэтому в салоне самолета может возникать запах гари. Беспокоиться из-за него не стоит.

Опасны ли генераторы кислорода? Отчасти. В 1996 году катастрофа самолета ValuJet 592 унесла жизни 110 человек. Причиной несчастного случая стало возгорание в генераторе кислорода. Пожар, однако, начался с грузового отсека: загорелись приборы, у которых давно закончился срок годности, а упаковка не соответствовала стандартам безопасности. Из-за толчка загорелся один, а затем огонь перекинулся на остальные. Кислородные маски не выдают пассажирам, если на борту наблюдается возгорание. В этом случае они могут только усугубить положение — кислород усиливает огонь.

Насколько безопасно вдыхать воздух из кислородных масок? «Есть риск вдохнуть небольшие частицы химикатов», — говорил эксперт Арч Карсон в интервью The Huffington Post в прошлом году. Однако, по его словам, это лучше, чем потерять сознание от недостатка кислорода.

АвиаперелетыБезопасность

Дата публикации 07.05.2018


Антон Дьяконов

Зачем нужны кислородные маски в самолете?

Авиаперелеты стали неотъемлемой частью современной жизни, позволяя нам быстро и удобно преодолевать большие расстояния. Однако полеты на больших высотах создают многочисленные проблемы для нашего организма из-за пониженного уровня кислорода.

Для обеспечения безопасности пассажиров авиакомпании оснащают свои самолеты кислородными масками, которые играют жизненно важную роль в защите пассажиров и экипажа в случае чрезвычайной ситуации. В этой статье мы рассмотрим значение кислородных масок в самолетах и их роль в обеспечении жизненно важной поддержки.

Высота над уровнем моря и уровень кислорода:

На крейсерской высоте коммерческие самолеты обычно летают на высоте от 30 000 до 40 000 футов над уровнем моря. Хотя давление в салоне регулируется для имитации условий, возникающих на более низких высотах, уровень кислорода все равно значительно ниже, чем на уровне земли.

На таких высотах воздух более разрежен, что означает снижение парциального давления кислорода. В результате наш организм может не получать достаточного количества кислорода, что приводит к состоянию, называемому гипоксией.

Гипоксия и ее последствия

Гипоксия — это состояние, характеризующееся недостаточным поступлением кислорода к тканям и органам организма. Она может возникнуть из-за различных факторов, включая высоту над уровнем моря, нарушения дыхания и многое другое.

Когда человек испытывает гипоксию, это влияет на его когнитивные способности, навыки принятия решений и общую физическую работоспособность. Симптомы гипоксии включают головокружение, спутанность сознания, головные боли, нарушение способности суждения, а в тяжелых случаях — потерю сознания или смерть.

Поэтому так важно использовать только качественные баллоны с кислородом высокой степени очистки. Для этого необходимо обращаться только к проверенным поставщикам газа, которые могут гарантировать качество продукции.

Если вам необходим кислород в баллонах, вы можете обратиться для его аренды в компанию О203.ru.

Если вам необходима консультация, позвоните нам по номеру +7 (495) 129-51-70 или напишите на info@o203.ru. Наши эксперты ответят на все ваши вопросы, помогут определиться с видом газа, объемом и количеством баллонов, а также быстро договориться о времени и месте доставки, удобным для вас.

Быстрая декомпрессия и чрезвычайные ситуации

Хотя это и редкость, во время полета могут произойти инциденты, связанные с быстрой декомпрессией, которые могут вызвать внезапное падение давления в кабине. Это может произойти из-за таких событий, как отказ конструкции, неисправность оборудования или взрывная декомпрессия.

В таких ситуациях кислородные маски, извлеченные из верхних отсеков, являются настоящим спасением для пассажиров и экипажа.

Функциональность кислородных масок

Кислородные маски на самолетах предназначены для обеспечения контролируемой подачи кислорода пассажирам во время чрезвычайных ситуаций или при нарушении давления в салоне.

Эти маски подключаются к кислородным баллонам или химическим генераторам кислорода и обычно хранятся в отсеках над каждым пассажирским креслом. Когда маски развернуты, начинается подача кислорода, что позволяет пассажирам дышать воздухом, насыщенным кислородом.

Безопасность и информированность пассажиров

В случае чрезвычайной ситуации главная задача как пассажиров, так и членов экипажа — как можно быстрее надеть кислородные маски. Инструктаж по безопасности в авиакомпании обычно включает инструкции по правильному использованию кислородных масок.

Пассажирам рекомендуется натянуть маску вниз, надеть ее на нос и рот и закрепить резинкой. Важно отметить, что кислородные маски не предназначены для обеспечения непрерывной подачи кислорода, а скорее достаточного количества для поддержания сознания и предотвращения гипоксии.

Кислородные маски в самолетах — это не просто нормативное требование, а фундаментальная мера безопасности, которая защищает пассажиров и экипаж во время чрезвычайных ситуаций или при нарушении давления в салоне. Обеспечивая жизненно важное снабжение кислородом, эти маски снижают риск гипоксии и обеспечивают способность людей сохранять сознание и принимать рациональные решения в критических ситуациях. Понимание важности кислородных масок

Если вам необходим кислород в баллонах, вы можете обратиться для его аренды в компанию о203.ru.

Если вам необходима консультация, позвоните нам по номеру +7 (495) 129-51-70 или напишите на info@o203.ru. Наши эксперты ответят на все ваши вопросы, помогут определиться с видом газа, объемом и количеством баллонов, а также быстро договориться о времени и месте доставки, удобным для вас.

Ежегодно миллионы людей совершают перелеты на авиатранспорте. Кто хотя бы однажды совершал такое путешествие, наверняка, слышал инструктаж о том, как нужно надевать кислородные маски в самолете. Некоторые даже не считают нужным прислушиваться к словам бортпроводников, думая, что сориентируются, если что-нибудь случиться. Предлагаем разобраться, зачем кислородная маска в самолете.

Содержание

  1. Аварийные кислородные маски в самолете: когда используются
  2. Зачем кислородные маски в самолете в салоне и в кабине пилотов
  3. Показательный пример
  4. Почему кислородные маски в самолете являются необходимостью
  5. Содержать ли кислородные маски в самолете кислород
  6. Кислородные маски в самолете в салоне и в кабине пилотов: как использовать

Аварийные кислородные маски в самолете: когда используются

Любая поездка, даже на автомобиле, сопряжена с риском. Понятно, что аварийные ситуации не исключены и когда совершается перелет воздушным транспортом, тем более учитывая специфику полетов. Осведомленный человек, никогда не будет спрашивать, зачем нужны кислородные маски в самолете.

Большую часть маршрута авиалайнеры находятся на большой высоте 9 000-12 000 м над уровнем моря. Воздух за бортом там сильно разрежен и уровень кислорода намного меньше, чем требуется человеку для дыхания.

Если авиалайнер исправен и полет происходит в штатном режиме, то в его салоне давление искусственно поддерживается примерно на уровне, соответствующем высоте 2000 м над уровнем моря.
Кислородные маски в самолете: Назначение в полете
Кислородные маски в самолете и в кабине пилотов размещаются на случай разгерметизации кабины. Речь не идет о серьезных происшествиях, таких как, например, взрыв на борту, который привел к разрушению корпуса. Кислородные маски в самолете пригодятся, когда декомпрессия является следствием незначительных повреждений, последствия которых можно смягчить правильным маневром, выполненным экипажем.

Зачем кислородные маски в самолете в салоне и в кабине пилотов

Когда в салоне авиалайнера начинает снижаться давление, пассажирам становится все труднее дышать и начинает развиваться гипоксия. Когда давление достигает определенного предельного значения, кислородные маски в самолете автоматически «выкидываются» из своих хранилищ, расположенных над креслами. В некоторых самолетах старых моделей их разносят по салону бортпроводники.

Как показывает практика, в такую минуту оказывается, что значительная часть пассажиров забыла, зачем кислородная маска в самолете и, тем более, как их использовать. А между тем, инструктаж проводится перед каждым рейсом.

Показательный пример

В апреле 2018 года весь мир облетели фото с борта самолета компании Southwest Airlines, совершавшего рейс 1380. Во время полета от его двигателя оторвались детали. Они повредили фюзеляж и пробили иллюминатор. В салоне произошла декомпрессия, и были «выброшены» кислородные маски В самолете в ходе полета один из пассажиров сделал фото. На нем видно, что не один из путешественников, присутствующих в авиалайнере в момент аварии, не надел маски правильно. Более того, часть из них вообще  этого не сделала, так как, думала, зачем нужны кислородные маски в самолете, если он скоро разобьется.

Кислородные маски в самолете: Назначение в полете

Почему кислородные маски в самолете являются необходимостью

Разберемся подробнее, зачем кислородная маска в самолете. Применение таких устройств предотвращает развитие гипоксии и проблемы со здоровьем, являющиеся ее следствием. Кроме того, когда пассажиры вдыхают кислород, они перестают паниковать и мешать экипажу, что крайне важно в аварийных ситуациях.

Многие спрашивают, зачем кислородная маска в самолете, если она может снабжать пассажира кислородом только  в среднем 12- минут, максимум четверть часа. Оказывается, что этого времени обычно хватает, что бы экипаж успел снизить авиалайнер до высоты, примерно 1 000 м, когда декомпрессия не будет представлять опасность. Кстати, именно поэтому не нужно бояться, когда после выпадения масок самолет резко снижается. Это не падение, а проверенный маневр, позволяющий спасти жизни людей, находящихся на борту.

Кислородные маски в самолете: Назначение в полете

Аренда автомобилей по выгодным ценам - 300*250

Содержать ли кислородные маски в самолете кислород

На самом деле кислородные маски в самолете в салоне и в кабине пилотов не содержат кислорода. Это вещество весит достаточно много. Его невозможно брать на борт в количестве, необходимом для всех людей, совершающих перелет. В связи с этим кислородные маски в самолете содержат смесь веществ, которые выделяют кислород, вступая в химические реакции между собой. Как правило, кислородные маски в самолете в салоне и в кабине пилотов содержат пероксид бария, хлораты натрия и калия.

Кислород, образовавшийся в результате химической реакции,  поступает в маску постоянным потоком, поэтому баллон не надувается. Кстати, многие пассажиры, оказавшиеся на борту лайнеров, в которых происходили декомпрессионные процессы, думали, что зачем нужны кислородные маски в самолете, если они пустые. На самом деле, баллон может надуться, только если пассажир дышит достаточно медленно и кислород успевает накопиться. В любом случае, с момента надевания маски запускается химическая реакция, так как натягивается канатик, вытаскивающий предохранитель, и подпружиненный боек приводит в действие запал.

Кислородные маски в самолете: Назначение в полете

Кислородные маски в самолете в салоне и в кабине пилотов: как использовать

Если  произошла внештатная ситуация на борту и маски повисли над вашей головой, их следует сразу же надеть. Если речь идет о путешественниках с детьми, то первым надеть такое снаряжение должен взрослый, чтобы иметь возможность помочь ребенку.

Теперь вы знаете, зачем нужны кислородные маски в самолете. Обязательно внимательно выслушивайте предполетный инструктаж бортпроводников и используйте их правильно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мвд по республике северная осетия руководство
  • Колдфри инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки
  • Vag g 001 770 a2 инструкция по применению
  • Скачать бесплатно руководства по ремонту субару
  • Как пользоваться vaporesso xros 2 инструкция