Инструкция по эксплуатации тест системы ско 1

У большинства легковых автомобилей с двухрычажной передней подвеской угол развала изменяют поперечным смещением оси верхнего или нижнего рычага подвески (рис. 24). Для этого под каждый болт крепления оси добавляют (или изымают из-под него) одинаковое количество регулировочных прокладок (скоб). Изменение продольного наклона оси поворотов производят незначительным смещением оси рычага в горизонтальной плоскости. Для этого регулировочные прокладки переставляют от одного болта к другому. Количество заменяемых прокладок зависит от того, насколько надо изменить регулируемые углы.

рис_24
Рис. 24 – Регулировка углов колес автомобиля с рычажной подвеской
1 – рычаг подвески; 2 – ось рычага; 3 – регулировочные скобы

Регулировки углов развала и продольного наклона оси поворота предусмотрены как две самостоятельные операции, но осуществляются воздействием на одни и те же точки. Поэтому регулировку этих углов можно совместить в одну технологическую операцию, которая для некоторых моделей автомобилей выполняется с использованием номограммы (рис. 25).

Рис. 25 – Номограмма выбора технологических воздействий при совместной регулировке углов развала α и продольного наклона оси поворотов γ

рис_25

Первоначально измеряют угол развала α и определяют его отклонение ∆α от нормы. Эту величину откладывают на соответствующей оси номограммы. Так же поступают с углом продольного наклона оси поворотов у. Затем находят точку пересечения а и смещают ее до ближайшего пересечения сетки номограммы (точка б). Координаты этой точки относительно осей «скобы переднего болта» и «скобы заднего болта» позволяют определить количество скоб, которое необходимо добавить под соответствующий болт (знак «+») или изъять из-под него (знак «–»).

В приведенном на рис. 25 примере для ГАЗ-3110, чтобы изменить существующее значение угла развала на -1-45′, а продольного наклона оси поворота на +40′, надо под передний болт добавить пять скоб, а под задний две скобы толщиной 1 мм.

Для легковых автомобилей с подвеской типа «качающаяся свеча» технология регулировки углов развала и продольного наклона оси поворота зависит от конструктивных особенностей конкретной марки автомобиля. Так, для автомобиля АЗЛК-2141 развал изменяют поворотом болта 3 эксцентрикового ползуна, установленного в бобышке (рис. 26).

рис_26

1 — телескопическая стойка; 2 — болт крепления стойки к бобышке поворотного кулака;
3 — регулировочный и крепежный болт эксцентрикового ползуна; 4 — поворотный кулак,
5 — стабилизатор; 6 — шайбы регулировки продольного наклона оси поворота;
7 — опорная чашка стабилизатора
Рис. 26 – Вариант регулировки геометрического положения колес автомобиля с подвеской типа «качающаяся свеча»

Продольный наклон оси поворота изменяют постановкой или изъятием регулировочных шайб 6 между опорной чашкой 7 стабилизатора и уступом на самом стабилизаторе 5. В процессе эксплуатации, как правило, шайбы требуется изымать. По технологии, необходимо отсоединить стабилизатор от места его крепления. На практике эти шайбы легко вырубаются узким зубилом. Одна шайба толщиной 3 мм (конструктивно предусмотрено две шайбы) изменяет угол примерно на 20′.

Регулировка соотношения углов поворота обычно достигается обеспечением равенства линейных величин обеих рулевых тяг. Чтобы не произошло изменение угла схождения — одну тягу укорачивают, другую на такую же величину удлиняют. Для соотношения углов поворота не может быть постоянного значения норматива, так как этот параметр конструктивно связан с углом схождения. При регулировке надо добиться, чтобы угол недоворота наружного (к центру поворота) колеса по отношению к внутреннему, повернутому на 20°, был равен углу недоворота другого колеса, когда оно станет наружным.

Для некоторых моделей автомобилей разработаны номограммы, по которым в зависимости от фактических значений углов недоворота каждого колеса определяют, в какую сторону и на сколько оборотов следует повернуть регулировочные муфты.

Регулировка угла схождения у грузовых автомобилей выполняется изменением длины поперечной рулевой тяги, у легковых с червячным рулевым механизмом одной из двух боковых тяг, а у легковых с реечным рулевым механизмом обяза- тельна регулировка угла схождения каждого колеса в отдельности соответствующей рулевой тягой.

Нормативные значения углов установки колес устанавливает завод- изготовитель автомобиля.

Для лучшего сцепления с дорогой, снижения темпа износа и равномерного изнашивания протектора шина должна располагаться вертикально к дороге и параллельно направлению движения автомобиля.

При движении заднеприводных автомобилей под действием сил дорожного сопротивления передние колеса расходятся, у переднеприводных в тяговом режиме, как правило, сходятся на величину существующих зазоров в рулевой трапеции. Колеса должны располагаться параллельно друг другу. Нормативное схождение не всегда обеспечивает это условие.

Причина – в индивидуальном техническом состоянии каждого автомобиля, особенно с независимой подвеской передних колес. Эта особенность устранима, если регулировку угла схождения легковых автомобилей проводить при нагружении подвески силами, имитирующими условия движения: вертикальной силой на передний мост, равной 500-600 Н, и разжимной силой на передние колеса, равной 400-500 Н, создаваемой специальной нагрузочной штангой при ее установке между боковинами передних шин на уровне центров колес. Угол схождения при регули- ровке надо установить в интервале 0 ± 5′. Такое же положение колеса займут при движении автомобиля. Более точно величину разжимной силы определяют по специальной номограмме, где учтены фактическое значение угла развала, наиболее часто используемая скорость движения автомобиля и ряд прочих факторов.

При ТО-1 по рулевому управлению и передней оси проверяют люфты рулевого колеса, шарниров рулевых тяг и рычагов, подшипников ступиц колес, герметичность системы гидроусилителя, состояние шкворневого соединения, крепление и шплинтовку гаек.

При ТО-2 с учетом объема ТО-1 проверяют состояние рессор, пружин, амортизаторов, узлов балки передней оси, углы установки колес, дисбаланс колес, состояние и крепление карданного вала гидроусилителя, крепежных соединений. 

Тест-системы СКО, мод. СКО-1, СКО-1М

Изделие зарегистрировано в Госреестре под номером 14514-01

НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Тест-системы СКО (в дальнейшем — тест-системы) преднавначены для контроля параметров установки колес легковых автомобилей при их проверке и регулировке в условиях спецавтоцентров, станций технического обслуживания и автомастерских.

Тест-системы позволяют проводить контроль и регулировку следующих параметров установки колес:

— схождение передних колес;

— развал передних колес;

продольный и поперечный наклоны осей поворотных стоек передних колес; разность и рассогласование углов разворота передних колес;

— взаимное положение осей передних и задних колес; взаимное положение осей передних и задних колес.

Тест-системы рассчитаны на эксплуатацию при температуре от 1 до 45 °С. .

ОПИСАНИЕ

Принцип работы тест-систем основан на оптическом способе регистрации информации посредством проектора и измерителя угла наклона конструктивно соединенных между собой и составляющих прибор измерительный.

Проектор посылает два световых пучка, которые формируют световые указатели, визуально наблюдаемые в процессе измерений на соответствующих шкалах. Световой пучок, посылаемый проектором перпендикулярно его оптической оси, служит для обнарулсения схождения колес, а световой пучок, посылаемый проектором вдоль его оптической оси, служит для контроля осей колес, центровки рулевого колеса и т.д. Измеритель угла наклона форми]эует на встроенной шкале световой указатель, предназначенный для измерения развала колес, продольного и поперечного наклонов оси поворотной стойки колеса.

Комплект тест-системы состоит из:

— двух приборов измерительных (левый и правый), предназначенных непосредственно для измерения углов установки колес автомобиля;

— двух балок опорных, предназначенных для закрепления приборов измерительных на ободьях колес автомобиля;

— двух подставок с поворотными кругами, которые устанавливаются под управляемые колеса автомобиля;

— двух индикаторов со шкалами, которые закрепляются на ободьях задних колес;

— источника питания для питания ламп приборов измерительных напряжением 12

— приспособления тормозного, предназначенного для блокировки педали ножного тормоза автомобиля в процессе измерений и регулировки;

— стопора рулевого колеса, предназначенного для блокировки рулевого колеса автомобиля в процессе измерений и регулировки;

— набора контрольного инструмента (рейки контрольной и стойки контрольной), предназначенного для периодического контроля и регулировки приборов измерительных с целью обеспечения заданной точности измерений;

— комплекта щита настенного, предназначенного для р;азмеш;ения составных частей тест-системы в нерабочем состоянии;

— комплекта запасных частей, инструмента и принадлежностей, предназначенного для технического обслуживания тест-системы.

В качестве источников света в приборах измерительных используются автомобильные лампы. Применение в проекторе галогенной лампы мощностью 55 Вт и асферической оптики позволяет вести работы в условиях естественной и искусственной освещенности внутри помещений.

Тест-системы выпускаются в модификациях, приведенных в таблице 1

Таблица 1

Таблица 1

Обозначение

Наименование

Диаметр обода колеса контролируемого

автомобиля, мм (дюйм)

0804.00.00.000

Тест-система СКО-1 Тест-

304,8-406,4(12-16)

0804.00.00.000-01

система СКО-1 М

304,8-457,2(12-18)

Тест-система СКО-1 предназначена в основном д.г[я контроля параметров колес легковых автомобилей типа ВАЗ и аналогичных по межколесным базовым расстояниям с диаметром обода до 16″.

Тест-система СКО-1 М отличается от тест-системы СКО-1 применением нового зажимного приспособления, называемого мальтийским механизмом, который позволяет производить контроль параметров колес легковых автомобилей с диаметром обода любой конструкции до 18″ и любым межколесным расстоянием.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Таблица 2

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Таблица 2

Технические характеристики

Нормируемые значения для тест-системы

СКО-1

СКО-1 М

I

2

3

1 Суммарная погрешность измерения основных параметров установки колес, не более: -схождение передних колес, мм — угол развала передних колес — продольный угол наклона оси поворотной стойки колеса

0,5 мм 10′ 15′

2 Потребляемая мощность, номинальная, Вт, не более

170

3 Габаритные размеры, мм

— прибор измерительный левый (правый) —

— балка опорная

— подставка

— источник питания

— индикатор

— рейка контрольная

— стойка контрольная

— приспособление тормозное

— стопор рулевого колеса

73532423300 54032503190 3743385364 24731253160 42532103320 98731603270 27032503290 6203603200

73532423300 05653255 3743385364 24731253160 49232103393 98731603270 27032503290 6203603200 17531723400

4 Масса, кг

— прибор измерительный левый (правый)

— балка опорная

— подставка

— источник питания

— индикатор

— рейка контрольная

— стойка контрольная

— приспособление тормозное

— стопор рулевого колеса

5.5

5.6 9,8 5,3 0,4 1,3 6,0 0,8

5,8 5,0 9,8 5,3 0,4

6,0 0,8 0,8

5 Масса комплекта щита настенного, кг

14

14

6 Масса комплекта тест-системы в упаковке, кг

110

7 Установленная календарная продолжительность безотказной эксплуатации, месяцев

12

8 Установленный полный срок службы, лет

()

ЗНАК УТВЕРЖДЕНИЯ ТИПА

Знак утверждения типа наносится на корпус измерителя угла наклона на приборах измерительных, а также на эксплуатационную документацию’.

КОМПЛЕКТНОСТЬ

Комплект поставки тест-систем приведен в таблицах 3-5.

Основной комплект тест-систем

Таблица 3

Таблица 3

Обозначение

Наименование

Количество на комплект тест-системы, шт

СКО-1

СКО-1 м

1

2

3

4

0804.10.00.000

Прибор измерительный левый (без шкалы 0804.10.00.003)

1

-01

Прибор измерительный левый (без шкалы 0804.10.00.003-01)

1

0804.10.00.003

Шкала

1

-01

Шкала

1

0804.20.00.000

Прибор измерительный правый (без шкалы 0804.20.00.001)

1

-01

Прибор измерительный правый (без шкалы 0804.20.00.001-01)

1

0804.20.00.001

Шкала

1

-01

Шкала

1

0804.30.00.000

Балка опорная

2

0804.31.00.000

Балка опорная

2

0804.40.00.000

Подставка

2

2

0804.50.00.000

Источник питания

1

1

0804.60.00.000

Приспособление тормозное

1

1

0804.61.00.000

Стопор рулевого колеса

1

0804.90.00.000

Индикатор

1

-01

Индикатор

1

0804.91.00.000

Индикатор

1

-01

Индикатор

1

0804.01.00.000

Комплект ЗИП-0

1

-01

Комплект ЗИП-0

1

0804.03.00.000

Комплект щита настенного

1

-01

Комплект щита настенного

1

0804.04.00.000

Комплект тары и упаковки

1

0804.05.00.000

Комплект тары и упаковки

1

0804.00.00.000 ПС

Паспорт

1

0804.00.00.000 ТО

Техническое описание и инструкция по эксплуатации

1

0804.00.00.000-01 ПС

Паспорт

1

0804.00.00.000-01 РЭ

Руководство по эксплуатации

1

МП.МН 460-2001

Методика поверки

1

1

Комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей одиночньий (ЗИП-0) Таблица 4

Комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей одиночньий (ЗИП-0) Таблица 4

Обозначение

Наименование

Количество на комплект тест-системы, щт

СКО-1

СКО-1 м

1

2

3

4

Запасные части

0804.10.00.003

Шкала

1

-01

Шкала

1

0804.10.24.002

Шкала

2

2

0804.20.00.001

Шкала

1

-01

Шкала

1

0804.31.00.030

Втулка

3

Винт BM6-6g320/14 Н.А.019 ГОСТ 1467-93

6

~

Вставка плавкая ВП2Т-1-2А ОЮ0.481.012ТУ

2

9 Z.

Инструменты и принадлежности

i

0804.70.00.000

Рейка контрольная

1

1

0804.80.00.000

Стойка контрольная*

1

1

0804.01.00.001

Колпачок*

2

2

БЦ6.455.001

Банка (со смазкой ОКБ-122-7)

1

1

М26.16.501

Салфетка

1

1

Отвертка 7810-0928 ЗВЩ15Хр ГОСТ 17199-88

1

1

Отвертка 7810-0916 ЗВШ,15Хр ГОСТ 17199-88

1

1

Ключ 7811-0002СЩ15Хр ГОСТ 2839-80 (5,537)

1

1

Ключ 7811 -ОООЗС1Ц15Хр ГОСТ 2839-80 (8310)

1

1

Кисть художественная КХОО № 10 свиная щетина ТУ 17-15-07-89

1

1

* Поставляется совместно

— Комплект щита настенного

— Комплект щита настенного

Таблица 5

Таблица 5

Обозначение

Наименование

Количество на комплект тест-системы, щт

СКО-1

СКО-1 М

0804.03.00.010

Крюк

8

8

-01

Крюк

10

8

0804.03.00.020

Крюк

4

0804.03.00.001

Пластина

2

2

-01

Пластина

1

0804.03.00.001-02

Пластина

1

0804.03.00.002

Шайба

18

20

BojrrM6-6g316.58A019 ГОСТ 7805-70

4

4

ГайкаМ5-6Н.5А016 ГОСТ 5927-70

18

20

Гайка М6-6Н.5А 019 ГОСТ 5927-70

4

4

Шайба2.6.01.10кп019 ГОСТ 11371-78

8

8

ПОВЕРКА

Поверка Тест-систем производится в соответствии с документом МП.МЫ 460-2001 «ТЕСТ-СИСТЕМЫ СКО. Методика поверки», согласованным РУП «БелГИМ» 16.02.2001 г., которая входит в комплект поставки.

Межповерочный интервал 1 год.

НОРМАТИВНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

ГОСТ 12997-84 . Изделия ГСП. Общие технические условия.

ГОСТ 12.2.007.0-75

ТУ 3-2638-92 Республики Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тип Тест-систем СКО утвержден с техническими и метрологическими характеристиками, приведенными в настоящем описании типа, метрологически обеспечен при выпуске из производства и в эксплуатации.

Предназначена для контроля и регулировки параметров установки колес легковых автомобилей всех марок с диаметром обода колеса от 12″ до 18″ по следующим основным параметрам:

Функциональные особенности

Основные проверки и регулировки:

— схождение передних колес (мм);
— развал передних колес (град.);
— продольный наклон оси поворота колеса (град.);

Дополнительные проверки:

— поперечный наклон осей поворотных стоек передних колес (град.);
— разность и рассогласование углов разворота передних колес
— центровка рулевого колеса
— взаимное положение осей передних и задних колес
— смещение колес и изгиб осей колес на переднем и заднем мостах

Стенд можно установить на канаве, эстакаде или подъемнике

Удлиненный кронштейн крепления прибора измерительного позволяет применять оборудование на автомобилях с низкой посадкой бампера

В комплекте:

— прибор измерительный оптико-механический (левый и правый);
— балка опорная;
— подставка;
— источник питания;
— индикатор;
— рейка контрольная;
— стойка контрольная;
— стопор рулевого колеса;
— приспособление тормозное;
— комплект щита настенного.

Технические характеристики CKO-1M
Минимальный диаметр ступицы колеса, на которой можно закрепить измерительные приборы, дюймы 12
Максимальный диаметр ступицы колеса, на которой можно закрепить измерительные приборы, дюймы 18
Напряжение источника питания, В 230
Напряжение питания измерительных приборов, В 12
Габаритные размеры транспортной тары, мм, не более 1010 x 770 х 530
Масса комплекта изделия в транспортной таре, кг, не более 110

Комплект предназначен для расширения возможностей тест-системы «СКО-1М», в частности, для контроля параметров установки колес легковых автомобилей с большими колесами в диапазоне размеров обода от 18″ дюймов до 22″ дюймов включительно.

Максимальный диаметр обода колеса контролируемого автомобиля 22″ (558,8мм)
Габаритные размеры, мм
— балка опорная
— индикатор
— шкала

683х248х190
620х211х250
150х62х17
Масса, кг
— балка опорная
— индикатор
— шкала

6,2
1,4
0,02

Комплектность:

-балка опорная (2шт)
— индикатор (2шт)
— шкала (2шт)

Тест-система лазерная безпроводная СКО-1Л до 20″ дюйма, предназначена для контроля параметров установки колес легковых автомобилей при их проверке и регулировке.

Тест-система СКО-1Л может быть использована на станциях технического обслуживания, а также в условиях автомастерских, где возможно обеспечить горизонтальное положение автомобиля, свободный доступ к механизмам регулировки колес и освобождение передних колес при помощи подъемника.

  • применены лазерные и диодные источники света, что позволило увеличить долговечность источников света до 10 000 часов минимум, что составляет минимум5 лет непрерывной эксплуатации тест-системы ( долговечность применяемых в тест-системе СКО-1М лампочек составляет от 500 до 1 000 часов);
  • не требуется фокусировка марки (марка в виде светящейся красной точки диаметром 1…2 мм);
  • автономное питание измерительных приборов;
  • максимальный диаметр обода колеса контролируемого автомобиля увеличен с 18 до 20 дюймов;
  • в кронштейне приборов измерительных выполнены два отверстия, второе отверстие позволяет производить измерение при наличии в автомобиле низко расположенного бампера.

Технические характеристики СКО-1Л

Максимальный диаметр обода колеса контролируемого автомобиля, дюйм 20″ (508мм)
Диапазон измерения основных параметров установки колес:
углов развала колес, градус -2 до +8
углов наклона оси поворотной стойки, градус -3 до +12
схождение колес, мм -5 до +15
Пределы основной абсолютной погрешности измерений:
угол развала колес, дюйм +-10″
угол наклона оси поворотной стойки, дюйм +-15″
Схождение колес, мм +-0,5
Длина волны лазерного излучения, Нм 650
Мощность лазерного излучения не менее, мВт 1
Питание приборов измерительных от первичного источника питания, двух аккумуляторных батарей типоразмера АА
напряжение питания, В 2,4
Максимальный потребляемый прибором измерительным ток не более, мА, не более 220
Продолжительность непрерывной работы приборы от одного комплекта аккумуляторных батарей емкостью 2700мА/ч. каждая, часов, не менее 12
Габариты в упаковке, м 1 x 0,52 x 0,77
Масса комплекта тест-системы без упаковки, кг 70
Масса комплекта тест-системы в упаковке, кг 110

Упаковка, вид:

4.1 Ознакомиться с устройством и принципом действия тест-системы ско-1

При
помощи
тест-системы
СКО-1 можно
определить углы установки передних
колес диаметром ободов от 12” до 16”,
измерить свободный ход рулевого колеса,
смещение передней оси автомобиля
относительно задней.

В состав тест-системы
СКО-1 входят: два измерительных прибора
(правый и левый), опорная балка, тормозное
приспособление, подставка, источник
питания (12В), контрольная стойка,
контрольная рейка и индикатор.

4.2 Определить параметры установки передних колес

Перед проверкой
и регулировкой углов установки передних
колес необходимо проверить и отрегулировать
подшипники ступиц передних колес;
проверить исправность амортизаторов
(отсутствие заклинивания штоков);
проверить зазоры в шаровых шарнирах и
шарнирах рулевых тяг; довести давление
в шинах до нормы; нагрузить автомобиль
балластом; установить передние колеса
в поворотные круги. Управляемые колеса
установить в положение для езды по
прямой и совместить ось опорной балки
с осью вращения колеса при помощи трех
компенсаторных винтов.

Для
этого на измерительном приборе корпус
измерителя угла наклона легким поворотом
установить в фиксированное положение,
перпендикулярное колесу. Рукоятку
фиксации измерительного прибора на оси
опорной балки несколько ослабить.
Медленно вращать колесо. Если вращательное
движение колеса не в порядке, тогда
световой указатель в пятне проецируемого
круга на шкале перемещается вверх и
вниз. Следовательно, необходимо
закручивать либо верхний, либо нижний
компенсаторный винт до тех пор, пока
световой указатель не будет стремиться
к неподвижному состоянию. Если невозможно
отрегулировать удовлетворительно при
помощи одного винта, вращают и оба
других.

      1. Измерение схождения колес

1) Установить
передние колеса в направлении
прямолинейного движения.

2) Оба измерительных
прибора выставить по уровню и зафиксировать
относительно оси опорной балки при
помощи рукоятки.

3) Поворотом рукоятки
блока зеркала направить изображения
световых указателей приборов на
соответствующие шкалы, закрепленные
снизу на корпусах проекторов измерительных
приборов. Вершина светового указателя
должна находиться на горизонтальной
линии одной из шкал, которая соответствует
величине обода колеса проверяемого
автомобиля.

4) Вращать передние
колеса до тех пор, пока вершина светового
указателя на одной из шкал не встанет
на нулевую отметку.

5) По другой шкале
отсчитать величину общего схождения
передних колес.

При измерении
схождения и угла развала передних колес
измерительные приборы всегда должны
находиться в выверенном, по встроенному
уровню, положении.

      1. Центровка рулевого колеса

1) Передние колеса
установить в направлении прямолинейного
движения.

  1. Измерительные
    приборы выверить по встроенному уровню.

3) Надеть индикаторы
на задние колеса до упора гаек в обод
колеса.

4) Перемещать
индикаторные шкалы вверх или вниз, пока
на них не попадет стрелка в пятне
проецируемого круга.

5) Вращать передние
колеса до тех пор, пока не появится
равная величина на обоих индикаторах
задних колес.

В этом положении
схождение передних колес относительно
продольной оси автомобиля одинаковое
и рулевое колесо является отцентрированным.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
сход-развал на СКО-1

сход-развал на СКО-1

Калибровка СКО-1Л

Калибровка СКО-1Л

ТОП-5 Ошибок при сход-развале. Как правильно делать развал схождение?

ТОП-5 Ошибок при сход-развале. Как правильно делать развал схождение?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментарий

Имя *

E-mail *

Сайт

Current ye@r *

Вот он — СКО-1 — великий и ужасный. Он имеет ряд недостатков, по сравнению с другими оптическим стендами. Наверное, единственное его достоинство – это мобильность (для его применения, не нужнО какое то специально оборудованное место.

Точность (и достоверность) измерений СКО во многом зависит от действий мастера, который производит измерения.
Калибровка СКО очень важна, чтобы стенд был правильно настроен перед измерениями. Не откалиброванный стенд не имеет смысла использовать! Как производить калибровку СКО, это подробно описано в инструкции. Поэтому, покажу основные этапы калибровки по-быстрому.
Смысл калибровки луча схождения – настроить прибор так, чтобы луч был в плоскости параллельной оси вращения прибора. Переворачивая прибор на 180°, мы убеждаемся что зайчик попадает на оба нуля (правый и левый). Нули на шкалах находятся на расстоянии равном удвоенной длине прибора. Таким образом, доказывается параллельность плоскости луча схождения и оси вращения прибора.

калибровка луча схождения

Калибровка заднего луча аналогична – переворачиваем прибор на 180° и добиваемся попадания зайцев заднего луча на нули соответствующей шкалы (расстояние между нулями, на этой шкале, равно удвоенной ширине прибора). Таким образом, доказывается перпендикулярность плоскости заднего луча к оси вращения прибора.

калибровка заднего луча

Калибровка развала производится по пузырьковому уровню, который расположен в торце калибровочной стойки. Выводим пузырёк в среднее положение (вращая винт в основании стойки) и настраиваем ноль развала на приборе. Там ещё потом наклоняют прибор вправо и влево вокруг оси, чтобы убедиться, что эти наклоны не приводят к отклонению нуля развала при наклонах (это нужно для точности измерения наклонов оси поворота).

калибровка развала

Потом, как обычно, готовим автомобиль к сход-развалу. Производим диагностику ходовой (об этом у меня в блоге: www.drive2.ru/b/526031652569220527/). Выравниваем давление в шинах. Выставляем автомобиль на ровной горизонтальной площадке. Вывешиваем колесо (или ось).
Флажки на задние колёса навешиваем на высоте прибора (на той же высоте, на которой будет расположен излучатель прибора на переднем колесе) тогда нам не нужно будет постоянно заморачиваться, чтобы выравнивать корпус прибора по пузырьковому уровню (достаточно будет того, что задний луч попадает на флажок). Флажок можно закреплять на заднем колесе различными способами (за диск, за шину, за колпак, можно просто поставить флажок рядом с колесом.) главное, чтобы расстояние от ступицы до флажка было одинаковым на правом и на левом колёсах. Качество закрепления флажков влияет только лишь на положение руля при прямолинейном движении.

Компенсация Закрепляем захват «краб» на диске колеса. Тут важно закрепить захват надёжно, т.к. прибор СКО достаточно тяжелый (чтобы не сместился потом, в процессе работы).
Потом навешиваем приборы на оси захватов и производим компенсацию каждого прибора. Компенсация, для производства измерений прибором СКО, обязательна! Потому что:
1)Даже если колёсный диск не имеет биений, то «когти» захвата могут установиться на диск не совсем равномерно.
2)Винты компенсации могут быть настроены на компенсацию прошлого закрепления.

Компенсацию СКО-1 лучше всего производить по «зайцу» заднего луча на флажке заднего колеса. Слыхал, что кто то компенсировал СКО-1 по шкале развала, но это мне кажется не удобно и не так точно. По шкале схождения, этот прибор компенсировать нельзя, т.к. там будет мешать смещение оси прибора относительно оси колеса.
Смысл компенсации – добиться отсутствия бокового смещения зайца на шкале, при полном обороте колеса вокруг своей оси.

Опускаем колёса на поворотные круги. Я опускаю на зашплинтованные круги, а кто то привык опускать на расшплинтованные круги. И то и другое можно.
Перед опусканием колёс на круги, нужно выставить колёса как можно ровнее по продольной оси автомобиля (при сильном нарушении схождения, есть смысл его подкрутить ближе к норме ещё до опускания колёс на круги).
Платформы нужно расположить так, чтобы колесо, при опускании, встало примерно по центру поворотного круга.
При вытаскивании шплинтов из поворотных платформ, нужно делать это аккуратно, чтобы не ударить рукой по прибору. Если был удар по прибору или в процессе регулировок были жесткие касания прибора, или при регулировках сход-развала применялся ударный инструмент, то лучше перепроверить компенсацию потом при завершении работ по сход-развалу на этой оси.

Потом нужно затормозить колёса автомобиля нажатием на тормозную педаль (ручник не пойдёт). Работать этим прибором, без затормаживания колёс, невозможно.

Потом нужно прожать подвеску повисанием внизу на шасси или загрузить авто по схеме, как это рекомендует мануал к этому автомобилю.
Кастеры измеряем поворотом колеса на 20° перед осью поворота. Обнуляем шкалу «наклона» (рычагом на развальной коробке) в таком положении колеса. Потом разворачиваем колесо на 20° позади оси поворота и снимаем показания по шкале «наклона» в таком положении колеса.

кастер

Развал измеряем, когда колесо стоит вдоль оси поворота, рычаг на развальной коробке переводим в фиксированное положение и наблюдаем развал по шкале развала.

развал

Поперечный наклон измеряем так же, как и кастер, только развальную коробку при этом разворачиваем вдоль прибора, а выставление шкалы наклонов на ноль производим наклоном прибора вокруг его оси (потом, в процессе разворота колеса на 20° за ось поворота, этот наклон прибора не меняем).

поперечный наклон

Схождение. Сначала устанавливаем руль ровно по уровню (или визуально ровно). Потом делаем метки на спице руля и на неподвижном кожухе. Фиксировать руль приспособлением не советую, т.к. это снижает качество регулировки схождения.

Дальше, очень важный момент – нужно определиться в каких единицах вы будете измерять угол схождения. Я советую привыкать измерять схождение в угловых единицах (в минутах), потому что схождение это угол. Миллиметры схождения – это дурацкая и устаревшая мера, которая подходит только для измерения схождения по ниткам или линейкой.
Ещё, у СКО есть проблема, что показания угла схождения зависят от размера колеи автомобиля (от расстояния между излучателем одного прибора и противоположной шкалой другого прибора). Можно всё это рассчитать точно, но будет сложновато вычислять точную цену деления шкалы схождения для каждого конкретного размера колеи.
Я предлагаю простой способ – нужно разделить автомобили, которые вы собираетесь «разваливать» на три типа, по размеру колеи:
1)Мелкие автомобили А-класса (Ока, Матиз, Спарк.)
2)Средние автомобили В-С-класса (Лада, Рио-Солярис…)
3)Крупные автомобили D-E- классы и прочие кроссоверы.
Для средних тачек, можно пользоваться средней шкалой схождения (там где написано 12-14 дюймов). Одно деление на этой шкале можно принимать за 10 минут схождения.
Мелкая шкала (там где написано 15-16 дюймов) будет для мелких машин. Одно деление этой шкалы так же будет соответствовать 10 минутам схождения.
Крупная шкала будет для крупных тачек, с большим размером колеи. И там тоже одно деление будет равно 10 минутам схождения.

Этим прибором можно измерять только суммарное схождение на оси! Это можно сделать двумя способами:
1)сложить показания правой и левой шкалы с соблюдением знаков.
2)повернуть колесо, пока на одной из шкал не получится ноль и прочитать на противоположной шкале схождение с учётом знака.

Тут есть одно распространенное непонимание – многие ошибочно думают, что показания показания правой и левой шкал схождения должны быть всегда одинаковыми (тогда типа будет ровный руль и одинаковые индивидуальные схождения обоих колёс этой оси). Но это далеко не всегда так, потому что существует ещё продольное смещение передних колёс и погрешности закрепления захватов на дисках.
Поэтому, при регулировке схождения на СКО, нужно действовать так:
1)выставить ровный руль
2)посчитать суммарное схождение по шкалам (выше описывал два способа, как это делать)
3)соизмерить имеющееся суммарное схождение с тем, что нам нужно (чтобы понять, надо увеличивать или уменьшать схождение и на сколько).
4)крутим регулировочные муфты рулевой тяги для получения нужного суммарного схождения, но крутим с той стороны, с которой это нужно для выравнивания показаний на задних флажках (цифры на задних флажках не имеют смысла, главное чтобы они были одинаковые между собой справа и слева)
5)в итоге, должна получиться картина такая: руль в салоне стоит ровно, показания на задних флажках одинаковые справа и слева и суммарное схождение получается то что нужно.
СКО – прибор одной оси (этот прибор не видит разворота и смещения задней оси). Поэтому СКО не гарантирует ровный руль на кривом шасси. Можно конечно повесить приборы на заднюю ось, сделать перекрёстные измерения…
А можно контролировать кривизну задка, не перевешивая приборы на заднюю ось. Но тогда нужно изготовить простое дополнительное приспособление, которое я описывал тут: www.drive2.ru/b/2729457/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Папаверина гидрохлорид инструкция по применению таблетки взрослым от чего
  • Умвд россии по хмао югре руководство
  • Амнп 01 инструкция по применению как пользоваться
  • Метионин для кур несушек инструкция по применению
  • Руководство оао ржд биография