Инструкция по аттестации педагогических работников в рб 2021 с изменениями

Постановление Министерства образования

республики Беларусь от 22.08.2012г. №101

Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования)

ГЛАВА1

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Данная Инструкция определяет порядок проведения аттестации педагогических работников учреждений образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования).
  2. Действия данной Инструкции распространяются на педагогических работников учреждений образования, других организаций, которым в соответствии с законодательством разрешается осуществлять образовательную деятельность, а также на педагогических работников, что работают по трудовым или общественно-правовым договорам у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством разрешается осуществлять образовательную деятельность.
  3. Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, достижений педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, морального, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей, программ воспитания и научно-методического обеспечения.

Основными принципами аттестации педагогических работников является коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок.

  1. Аттестация педагогических работников проводится на присвоение второй, первой, высшей квалификационных категорий, подтверждение высшей квалификационной категории, подтверждение второй и первой квалификационных категорий в случаях, которые определены в части пятой пункта 5 данной Инструкции, а учителям, которые реализуют образовательные программы общего среднего образования, а также образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования и образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, кроме того, — на присвоение и подтверждение квалификационной категории «учитель-методист».
  2. Аттестация проводится по инициативе педагогического работника или по инициативе руководителя организации системы образования.

   По инициативе педагогического работника проводится аттестация на присвоение квалификационной категории.

   По инициативе руководителя организации системы образования проводится аттестация на подтверждение квалификационной категории. Аттестация на подтверждение квалификационной категории является для педагогического работника обязательной.

   Обязательная аттестация на подтверждение квалификационной категории проводится в отношении педагогического работника, который имеет высшую квалификационную категорию, квалификационную категорию «учитель-методист».

   Обязательная аттестация на подтверждение второй, первой квалификационных категорий может проводиться по инициативе руководителя организации системы образования, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством разрешается осуществлять образовательную деятельность, в отношении педагогического работника, который снизил уровень своей работы и его деятельность не соответствует установленным требованиям, или педагогического работника, который имеет перерыв в работе на педагогических должностях больше чем два года. Такой аттестации не подлежат беременные женщины и женщины, которые имеют детей в возрасте до пяти лет.

  1. Присвоение квалификационных категорий педагогическому работнику по каждой занимаемой должности осуществляется последовательно, за исключением случаев, которые предусмотрены частью второй пункта 18 и 19 данной Инструкции.
  2. Аттестация на подтверждение высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист» проводится один раз в пять лет. В этот период засчитываются периоды работы на соответствующей должности независимо от места работы и перерыва в работе, за исключением периода нахождения женщин в отпуске по беременности и родам, а также периода нахождения педагогического работника в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.

Аттестация на подтверждение категории в случаях, предусмотренных частью пятой пункта 5 этой Инструкции, проводится не более чем 1 раз в пять лет.

  1. Квалификационная категория, которая присвоена педагогическому работнику на должности, переименованной в установленном порядке, сохраняется.
  2. Квалификационная категория в случаях и в порядке, который установлен этой Инструкцией, может быть отменена.
  3. Для проведения аттестации создаётся аттестационная комиссия в порядке, который установлен этой Инструкцией.

ГЛАВА 2

АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ, ЕЁ СОСТАВ, ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ

  1. Аттестационная комиссия создаётся в организации системы образования, в управлении образования областного исполнительного комитета, комитете по образованию Минского городского исполнительного комитета, отделе образования районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе.
  2. В состав аттестационной комиссии не включаются педагогические работники, которые планируют проходить аттестацию в период её работы.
  3. Срок полномочий аттестационной комиссии – один год с даты принятия приказа о её создании.
  4. Аттестационная комиссии организации системы образования создаётся для аттестации педагогических работников этой организации, за исключением аттестации педагогических работников на присвоение и подтверждение квалификационной категории «учитель-методист», в составе не менее 5 человек и выбираются на собрании коллектива педагогических работников путём тайного голосования. На собрании должны присутствовать более половины всего педагогического коллектива. В комиссию могут быть выбраны педагогические работники, которые имеют первую, высшую или квалификационную категорию «учитель-методист». Выбранными в аттестационную комиссию считаются педагогические работники, за которых проголосовало более 50% от количества участников собрания.

   Перед проведением выборов педагогических работников в состав комиссии из членов коллектива педагогических работников организации системы образования выбирается счётная комиссия в количестве не менее чем три человека, которая осуществляет тайное голосование, подсчёт голосов и оформление протокола счётной комиссии с решением по итогам избирания аттестационной комиссии.

   В состав аттестационной комиссии организации системы образования входит руководитель этой организации или по его решению другой представитель администрации, а также представитель профсоюзного комитета, уполномоченный профсоюзным комитетом.

   Состав аттестационной комиссии организации системы образования оформляется приказом его руководителя и до 1 октября учебного года доводится до сведения педагогических работников.

   В работе аттестационной комиссии могут принимать участие по одному уполномоченному представителю управления образования областного исполнительного комитета, комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета, отдела (управления) образования районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе и вышестоящего профсоюзного органа.

Аттестационная комиссия выбирает председателя, заместителя председателя, секретаря из числа членов комиссии.

  1. Аттестационная комиссия отдела образования местного исполнительного и распорядительного органа создаётся для аттестации учителей учреждений общего среднего образования, которые претендуют на присвоение или должны подтвердить квалификационную категорию «учитель-методист», педагогических работников организаций системы образования, в которых из-за малой численности педагогических работников невозможно создать комиссию в количестве, отмеченной в части первой пункта 14 этой Инструкции, педагогических работников индивидуальных предпринимателей, а также для рассмотрения спорных моментов, которые связаны с аттестацией педагогических работников, в составе не менее как 7 человек.

   Педагогические работники частных учреждений образования, других организаций, которым в соответствии с законодательством разрешено осуществлять образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством разрешено осуществлять образовательную деятельность, проходят аттестацию в аттестационной комиссии отдела образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту государственной регистрации соответственно частных учреждений образования, организаций, которым в соответствии с законодательством разрешено осуществлять образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей.

   В состав аттестационной комиссии отдела образования местного исполнительного и распорядительного органа включаются педагогические работники организаций системы образования, которые имеют первую, высшую квалификационную категорию или квалификационную категорию «учитель-методист», уполномоченные представители отдела образования местного исполнительного и распорядительного органа, а также соответствующего комитета профсоюза.

   Состав аттестационной комиссии отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа назначается приказом руководителя соответствующего отдела образования местного исполнительного и распорядительного органа и не позднее 1 октября текущего учебного года доводится до сведения заинтересованных.

  1. Перечисление организаций системы образования, работники которых аттестуются комиссией отдела образования местного исполнительного и распорядительного органа, создаётся ежегодно до 1 октября по инициативе руководителей подведомственных учреждений образования, частных учреждений образования, других организаций , которым в соответствии с законодательством разрешено осуществлять образовательную деятельность.
  2. Педагогических работник, который изъявил желание пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории ,подаёт письменное заявление в аттестационную комиссию до 31 марта текущего учебного года, которая принимает решение о допуске его к аттестации (отказе в допуске).
  3. Обязательными условиями допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:
  • соответствие образования квалификационным требованиям;
  • наличие стажа работы (кроме случаев, которые предусмотрены пунктом 20 данной Инструкции) в соответствии с частями 1 – 4 п.19 этой Инструкции;
  • усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих кадров и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством;
  • обязательными условиями допуска для педагогических работников, которые претендуют на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», кроме перечисленных в обзацах 2 -4 части первой данного пункта, является наличие авторской методики преподавания учебного предмета или соответствующего опыта, который обобщён и используется другими учителями учреждений общего среднего образования, публикаций в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных образовательных, воспитательных и информационных технологий, использования эффективных педагогических форм, методов и средств обучения.
  1. Претендовать на присвоение второй квалификационной категории, могут педагогические работники,(кроме мастеров производственного обучения учреждений образования), которые имеют стаж работы в должности, по которой аттестуются два года, первой, высшей, а также квалификационной категории «учитель-методист» — три года с момента присвоения предыдущей квалификационной категории. В этот стаж учитывается время работы на должностях, которые были переименованы в установленном порядке.

   Мастера производственного обучения учреждений образования допускаются к аттестации с учетом стажа работы, которые отмечены квалификационными требованиями.

   Лица, которые получили диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователя, допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории при наличии стажа работы, один год.

Лица, которым присуждена учёная степень и (или) присвоено учёное звание, допускаются к аттестации на присвоение первой квалификационной категории при наличии стажа работы один год, а на высшую квалификационную категорию – один год со дня присвоения первой квалификационной категории. При этом претендовать на первую квалификационной категории они могут без присвоения второй квалификационной категории.

В стаж работы, который обозначен в частях первой – третьей этого пункта, не учитывается период нахождения педагогического работника в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.

  1. При прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории имеют право претендовать независимо от стажа работы, который обозначен частью первой пункта 19 этой Инструкции (только по одной должности) на присвоение той же квалификационной категории, которая им была присвоена ранее, следующим педагогическим работникам:

С должности (ей)

На должность

Учителя или преподавателя

Учителя-дефектолога, методиста, педагога-организатора, педагога социального, педагога-психолога, воспитателя, аккомпаниатора, мастера творческого обучения

Учителя-дефектолога, мастера творческого обучения (при обязательном наличии высшего образования по профилям образования «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» или высшего образования и переподготовка по профилям образования «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование»)

Учителя или преподавателя

Мастера творческого обучения

Воспитателя, методиста

Учителя-дефектолога, воспитателя дошкольного образования, педагога социального, педагога-психолога, педагога-организатора, педагога дополнительного образования

Воспитатель-методист, методиста, воспитателя

Учителя или преподавателя, учителя-дефектолога, воспитателя, методиста, педагога социального, педагога-психолога, педагога-организатора

Воспитателя дошкольного образования

Воспитателя дошкольного образования

Педагога-психолога, педагога социального, педагога-организатора

Учителя или преподавателя, воспитателя дошкольного образования, аккомпаниатора

Музыкального руководителя

Учителя или преподавателя, воспитателя, воспитателя дошкольного образования, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, мастера творческого обучения, культорганизатора, методиста, аккомпаниатора, педагога-организатора

Педагога дополнительного образования

Учителя или преподавателя, музыкального руководителя

Учителя или преподавателя, воспитателя дошкольного образования, педагога дополнительного образования

Руководителя физического воспитания

При прохождении аттестации в случаях, предусмотренных частью первой этого пункта, педагогические работники, которые претендуют на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационный экзамен не сдают.

  1. Руководители организаций системы образования, которые осуществляют педагогическую деятельность в части реализации содержания образовательных программ, программ воспитания, проходят аттестацию в установленном этой Инструкцией порядке.
  2. Основанием для проведения аттестации является приказ руководителя организаций системы образования, которым определяются:
  • сроки проведения аттестации;
  • список педагогических работников, которые допущены к аттестации на присвоение квалификационной категории, а также проходят обязательную аттестацию.
  • График аттестации (согласовывается с профсоюзным комитетом), который предусматривает дату аттестации (этапы аттестации) каждого аттестуемого с учётом сроков проведения квалификационного экзамена, порядок проведения которого установлены главой 3 этой Инструкции.

Приказ о проведении аттестации доводится до сведения аттестуемых не позднее, чем за один месяц до её начала.

  1. Организационная работа по подготовке к аттестации, осуществляется уполномоченным руководителем организаций системы образования лицом с участием членов аттестационной комиссии, и включает следующие этапы:
  • Изучение педагогической деятельности аттестуемого (в том числе за последние два года – лица, которые претендуют на присвоение второй квалификационной категории, за последние три года — лица, которые претендуют на присвоение первой или высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист»), и за последние пять лет – лица, которые проходят обязательную аттестацию;
  • Подготовку аналитической информации, которая содержит результаты изучения педагогической деятельности аттестуемого за период обозначенный во втором абзаце данной части, а также подробные сведения о прохождении предыдущей аттестации и принятом решении;
  • Составление характеристики педагогического работника, которая содержит оценку его профессиональных, деловых и личностных качеств.

   Характеристика согласовывается профсоюзным комитетом. Аналитическая информация и характеристика подписываются руководителем организации системы образования, индивидуальным предпринимателем.

   Аттестуемый должен быть ознакомлен с характеристикой не позже чем за неделю, а в случае прохождения аттестации в аттестационной комиссии отдела образования местного исполнительного и распорядительного органа – не позднее, чем за две недели до начала его аттестации.

   Аттестационные материалы педагогического работника, который проходит аттестацию в аттестационной комиссии отдела образования местного исполнительного и распорядительного органа, направляются в комиссию не позднее, чем за 10дней до начала аттестации.

Срок подготовки аттестационных материалов не должен превышать двух месяцев с даты:

  • Подачи заявления – касающегося педагогического работника, который проходит аттестацию на присвоение второй или первой квалификационной категории;
  • Предоставления справки о сдаче квалификационного экзамена — касающегося педагогического работника, который проходит аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» или подтверждения высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист».

Срок подготовки аттестационных материалов (три месяца) касающегося педагогического работника, который проходит аттестацию на подтверждения квалификационной категории в случаях, предусмотренных частью пятой пункта 5 этой Инструкции, отсчитывается от даты, когда информацию об обязательной аттестации довели до сведения аттестуемого.

  1. Аттестация на присвоение квалификационной категории проводится в форме:
  • Аттестационной беседе – для претендентов на присвоение второй и первой квалификационной категории;
  • Квалификационного экзамена и аттестационной беседы – для претендентов на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист».
  1. Обязательная аттестация на подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» проводится в форме квалификационного экзамена и аттестационной беседы. Квалификационный экзамен проводится в форме защиты собственного опыта или защиты авторской методики преподавания учебного предмета по выбору аттестуемого.
  2. Обязательная аттестация на подтверждение второй (первой) квалификационной категории проводится в форме аттестационной беседы.
  3. Квалификационный экзамен предшествует аттестационной беседе.
  4. Итоги квалификационного экзамена оцениваются отметкой «сдал» или «не сдал».
  5. В случаи, когда аттестуемый по итогам квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории (квалификационной категории «учитель-методист») получил отметку «сдал», но аттестационная комиссия не приняла решение о присвоении ему квалификационной категории, он имеет право пройти аттестацию в форме аттестационной беседы на протяжении трёх лет с даты сдачи квалификационного экзамена.

В случае, если аттестуемый по итогам квалификационного экзамена  при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» получил отметку «не сдал», дальнейшая его аттестация не проводится.

    В случаи, когда аттестуемый по итогам квалификационного экзамена при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории (квалификационной категории «учитель-методист») получил отметку «сдал», но аттестационная комиссия не подтвердила ему квалификационную категорию, или аттестуемый по итогам квалификационного экзамена при прохождении такой аттестации получил отметку «не сдал», квалификационная категория ему снижается.

  1. От обязательной сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей категории освобождаются:
    1. Педагогические работники, которые имеют государственные награды РБ (БССР), бывшего Союза ССР, а также государств – участниц СНГ, присвоенные за достижения в сфере образования.
    2. Педагогические работники, которые имеют учёную степень и (или) учёное звание;
    3. Учителя или преподаватели – авторы учебников, учебных пособий, которые официально утверждены или допущены в качестве основного вида учебного издания Министерством образования РБ;
    4. Педагогические работники, которые стали победителями областного (Минского городского) или победителями или лаурятами заключительного этапа республиканских конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
    5. Педагогические работники, которые подготовили победителей (дипломы I, II, III степени) международных олимпиад, заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам среди учащихся учреждений образования, которые осваивают содержание образовательных программ базового образования, среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования, профессионально-технического образования, которое обеспечивает получение рабочего (служащего) и общего среднего образования, профессионально-технического образования, которое обеспечивает получение рабочего (служащего) и общего среднего образования с изучением отдельных предметов на повышенном уровне, среднего специального образования на основе общего базового образования, а также республиканкой олимпиады профессионального мастерства учащихся, курсантов учреждений, которые реализуют образовательные программы среднего специального образования, победителей (дипломы I, II, III степени) республиканских конкурсов профессионального мастерства учащихся учреждений профессионально-технического образования, международных фестивалей технического и художественного творчества учащейся молодёжи, а также официальных спортивных соревнований, которые проводятся в соответствии с республиканскими календарными планами, международных спортивных соревнований;
    6. Педагогические работники – победители конкурса учителей, научно-педагогических работников и других лиц, которые внесли личный вклад в формирование новой, более эффективной системы образования, разработку современных методик развития способностей одарённой молодёжи в области науки, техники, передовых технологий, которым вручено свидетельство специального фонда Президента РБ по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов.
  2. Аттестационная беседа проводится в соответствии с графиком аттестации на заседании аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия рассматривает аттестационные материалы, представленные на педагогических работников, которые проходят аттестацию.

   По результатам рассмотрения аттестационных материалов по каждому аттестуемому аттестационная комиссия принимает путём открытого голосования решение, предусмотренное подпунктами 46.1 – 46.4 пункта 46 этой Инструкции.

   Заседание аттестационной комиссии оформляется протоколом, в котором подробно фиксируется содержание аттестационной беседы (в том числе рекомендации, которые даются аттестуемому). Протокол подписывается председателем и всеми членами аттестационной комиссии, которые принимали участие в голосовании.

ГЛАВА 3

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

  1. Квалификационный экзамен проводится в целях независимой экспертной оценки научно-теоретической и методической подготовки педагогических работников.
  2. Основными задачами экзамена являются:
  • Стимулирование роста профессионального мастерства педагогических работников, развитие их творческой инициативы;
  • Овладение передовым опытом;
  • Включение в исследовательскую деятельность;
  • Выявление уровня профессионального мастерства педагогического работника, который достигнут после предшествующей категории.
  1. Экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, присвоение квалификационной категории «учитель-методист» и подтверждение квалификационной категории «учитель-методист» проводится в ГУО «Академия последипломного образования», УО «Республиканский институт профессионального образования», ГУО «Республиканский институт высшей школы».

   Экзамен при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории проводится в учреждениях образования, которые перечислены в части первой этого пункта, а также в областных (Минском городском) институтах развития образования.

  1. Методическое обеспечение, формы экзамена, которые отмечены в пунктах 24 и 25 данной Инструкции, при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, присвоение квалификационной категории «учитель-методист», методическое обеспечение экзамена при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории, подтверждение квалификационной категории «учитель-методист» определяют ГУО «Академия последипломного образования», УО «Республиканский институт профессионального образования», УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».
  2. С программой и формами экзамена педагогический работник имеет право познакомиться в учреждении образования из числа тех, которые указаны в пункте 34 этой Инструкции, где он сдаёт экзамен и выбрать одну из форм экзамена.
  3. Для проведения экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории и подтверждение высшей квалификационной категории, на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» и подтверждение квалификационной категории «учитель-методист» сроком на один год В учреждениях образования, которые указаны в пункте 34 данной Инструкции, создаются квалификационные комиссии по направлениям педагогической деятельности, в состав которых включаются педагогические работники из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования, дополнительного образования взрослых, учителя учреждений общего среднего образования, которым присвоена высшая квалификационная категория, квалификационная категория «учитель-методист», преподаватели учреждений профессионально-технической, среднего специального образования. В состав комиссии выбирается председатель.

Комиссия для проведения экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» создаётся решением Министра образования РБ до 1 ноября. Предложения по персональному составу комиссий представляются учреждениями образования, которые перечислены в части первой пункта 34 этой Инструкции, не позднее чем 20 октября года, в котором заканчивается срок полномочий комиссии.

Комиссии для проведения экзамена при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории и подтверждение квалификационной категории «учитель-методист» создаются решением руководителя учреждений образования в определённые им сроки.

  1. Срок проведения экзамена определяется приказом руководителем учреждения образования и доводятся до сведения заинтересованных.
  2. К сдаче экзамена допускаются лица, которые имеют направление организации системы образования, а в случаях, которые предусмотрены частью первой пункта 15 этой Инструкции, — отдела образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту прохождения аттестации.
  3. К сдаче экзамена в учреждении образования из числа педагогических работников формируются, как правило, группы. Наполняемость групп составляет 10 – 12 человек.
  4. На экзамене педагогическому работнику выдаётся экзаменационный лист со штампом учреждения образования, в котором он делает записи.
  5. По результатам экзамена на присвоение высшей категории (подтверждение высшей категории, присвоение квалификационной категории «учитель-методист», подтверждение квалификационной категории «учитель-методист») педагогическому работнику решением большенства членов комиссии, которые принимают участие в заседании, выставляется соответствующая отметка. Решение комиссии считается правомочным при наличии на заседании 2/3 членов этой комиссии.
  6. Результаты экзамена фиксируются в экзаменационной ведомости, которая подписывается председателем квалификационной комиссии и её членами. Срок хранения экзаменационной ведомости – пять лет.
  7. По результатам сдачи экзамена на присвоение высшей категории (подтверждение высшей категории, присвоение квалификационной категории «учитель-методист», подтверждение квалификационной категории «учитель-методист») аттестуемому выдаётся выписка из протокола заседания квалификационной комиссии за подписью руководителя учреждения образования. Выписка из протокола предоставляется педагогическим работником в ту аттестационную комиссию, в которой он аттестуется.

В случае, когда педагогический работник проходит аттестацию в соответствии с частью первой пункта 29 этой Инструкции у другого нанимателя, выписка из протокола по желанию педагогического работника направляется в аттестационную комиссию той организации системы образования, где он проходит аттестацию, по её запросу. В организации системы образования, которая направляет выписку из протокола, сохраняется её копия, которая заверяется этой организацией.

  1. На период правомочия квалификационных комиссий по направлениям педагогической деятельности в учреждении образования решением её руководителя создаётся аппеляционная комиссия. В состав аппеляционной комиссии не включаются члены квалификационных комиссий.

При несогласии педагогического работника с отметкой по результатам экзамена он имеет право обратиться в аппеляционную комиссию в день сдачи экзамена. Аппеляция рассматривается комиссией в день обращения аттестуемого. Решение аппеляционной комиссии объявляется педагогическому работнику в письменной форме не позднее чем через пять дней после его обращения.

ГЛАВА 4

РЕШЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПРИНИМАЮТСЯ ПО ИТОГАМ АТТЕСТАЦИИ

  1. На основании результатов аттестационной беседы аттестационная комиссия решает:
    1.  присвоить (отказать в присвоении) соответствующую квалификационную категорию (с названием должности педагогического работника, по которой он аттестуется);
    2.  подтвердить квалификационную категорию (с названием должности педагогического работника, по которой он аттестуется);
    3.  снизить квалификационную категорию, которая была присвоена раньше (с названием должности педагогического работника, по которой он аттестуется);
    4.  отменить квалификационную категорию (с названием должности педагогического работника, по которой он аттестуется).
  2. При принятии решения о снижении (отмене) педагогическому работнику квалификационной категории, по которой он проходит аттестацию на подтверждение квалификационной категории, за ним сохраняется предыдущая квалификационная категория, в том числе в случае, который предусмотрен частью третьей пункта 19 этой Инструкции.
  3. Когда при проведении аттестации на присвоение квалификационной категории аттестационной комиссией установлено нарушение требований законодательства при присвоении педагогическому работнику предыдущей квалификационной категории, она принимает решение отменить присвоение квалификационной категории, на которую претендует педагогический работник. При наличии основания для сохранения у него квалификационной категории, которую он имеет, с согласия педагогического работника аттестационная комиссия принимает решение об ее подтверждении, а при отсутствии основания для сохранения у педагогического работника этой квалификационной категории или отказе его на её подтверждение – решение об отмене этой квалификационной категории.
  4. Когда при проведении аттестации на подтверждение квалификационной категории аттестационной комиссией установлено нарушение требований законодательства при присвоении педагогическому работнику этой квалификационной категории, то при наличии основания для присвоения педагогическому работнику этой квалификационной категории комиссия принимает решение об её подтверждении, а при отсутствии основания для присвоения данной квалификационной категории – решение об отмене этой квалификационной категории.
  5. Решение аттестационной комиссии считается правомочным, когда за него проголосовало больше 50% от количества участников голосования и при наличии на заседании 2/3 членов этой комиссии. При ровном количестве голосов решение считается принятым в пользу аттестуемого.

С решением аттестационной комиссии аттестуемого знакомят непосредственно после аттестации под роспись.

  1. Решение аттестационной комиссии организации системы образования оформляется приказом руководителя организации системы образования, а в случаях, которые предусмотрены частью первой пункта 15 этой Инструкции, — отдела образования местного исполнительного и распорядительного органа и вступает в силу со дня подписания приказа.
  2. В случае, когда по результатам аттестации принято решение об отмене в присвоении квалификационной категории, снижения или её отмене, а также в случае, который предусмотрен частью второй пункта 29 данной Инструкции, педагогический работник имеет право пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории не раньше чем через один год после принятия соответствующего решения аттестационной комиссией.
  3. Аттестационные материалы, заявление, протоколы заседания аттестационной комиссии хранятся пять лет в организации системы образования, а в случаях, которые предусмотрены частью первой пункта 15 этой Инструкции, — отделе образования местного исполнительного и распорядительного органа.
  4. При нарушении процедуры аттестации, которая установлена этой Инструкцией, выявленном аттестационной комиссией организации системы образования, педагогический работник в десятидневный срок со дня ознакомления с решением аттестационной комиссии имеет право обратиться с заявлением в аттестационную комиссию отдела образования местного исполнительного и распорядительного органа, а при нарушении, выявленном аттестационной комиссией отдела образования местного исполнительного и распорядительного органа, – в вышестоящий отдел образования местного исполнительного и распорядительного органа, кроме случаев, когда нарушения были допущены в отношении педагогического работника, который аттестуется в аттестационной комиссии управления образования областного исполнительного комитета.

    При выявлении нарушений процедуры аттестации, которая установлена данной Инструкцией, аттестационная комиссия отдела образования местного исполнительного и распорядительного органа имеет право отменить решение аттестационной комиссии организации системы образования и в месячный срок со дня обращения аттестуемого провести повторную аттестацию работника, в отношении которого были допущены нарушения.

   В случаях, когда нарушения были допущены в отношении педагогического работника, который аттестуется в аттестационной комиссии управления образования областного исполнительного комитета (комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета), по обращению педагогического работника для его повторной аттестации создается другая аттестационная комиссия управления образования областного исполнительного комитета. В состав данной комиссии не могут быть включены лица, которые принимали решение в отношении педагогического работника при предыдущей аттестации.

   Решение аттестационной комиссии отдела образования местного исполнительного и распорядительного органа, которое принято в случаях, предусмотренных частями второй и третьей пункта 54, считается окончательным, объявляется приказом его руководителя и доводится до сведения руководителя организации системы образования.

  1. Споры, которые связаны с аттестацией педагогических работников, рассматриваются в порядке, установленном законодательством РБ.
  1. Аб змяненні пастановы Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. № 101 [Электронный ресурс] : пастанова Мiнiстэрства адукацыя Рэсп. Беларусь 01 жн. 2022 г., № 216 // ЭТАЛОН. Правоприменительная практика / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2022 открыть
  2. Методическое обеспечение аттестации педагогических работников [Электронный ресурс] : методические рекомендации / И. В. Федоров, Е. Г. Новик ; Акад. последиплом. образования. – Минск : АПО, 2022 открыть(.pdf)
  3. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. №101 «Аб зацвярджэнні Інструкцыі аб парадку правядзення атэстацыі педагагічных работнікаў сістэмы адукацыі (акрамя педагагічных работнікаў з ліку прафесарска-выкладчыцкага складу ўстаноў вышэйшай адукацыі)» открыть(.pdf)
  4. Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1 : постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 22 июля 2021 г., № 55 открыть
  5. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 26 сакавіка 2014г. №20 «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22_жніўня_2012 г. №101» открыть(.pdf)
  6. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 26 лістапада 2014г. №163 «Аб унясенні змяненняў і дапаўнення ў пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22_жніўня_2012 г. № 101» открыть(.pdf)
  7. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 20 лістапада 2015 г. №131 «Аб унясенні змяненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. №101» открыть (.pdf)
  8. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 11 мая 2017 г. № 46 «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. № 101» (постановление вступило в силу 31 мая 2017 года)перейти
  9. Комментарий к выпуску 28 Единого квалификационного справочника должностей служащихОб изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 № 69 : постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 24 фев. 2022 г., № 13 открыть
  10. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 69 «Об утверждении выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих» перейти
  11. Об утверждении, введении в действие и отмене общегосударственного классификатора Республики Беларусь [Электронный ресурс] : постановление Министерства образования Респ. Беларусь 24 мар. 2022 г., № 54 открыть
  12. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 октября 2013 г. №106 «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Министерства труда Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (изложена в новой редакции квалификационная характеристика должности «Руководитель физического воспитания») открыть(.pdf)
  13. Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов. Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 954

46. Руководители организаций:
определяют потребности руководящих работников и специалистов в повышении квалификации, переподготовке, стажировке и обеспечивают реализацию их непрерывного профессионального образования;
организуют обучение работников в организации;
обеспечивают соблюдение гарантий работникам, направляемым для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, в порядке, установленном законодательством.
47. Руководители организаций обеспечивают направление:
работников внешнеэкономических и маркетинговых служб, педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательные программы дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года;
педагогических работников из числа лиц профессорско-преподавательского состава для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов или образовательной программы стажировки руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет;
иных работников для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет.


Об аттестации педагогических работников открыть(.pdf)

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ перейти

Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории предоставляет следующие документы:

1. Направление на сдачу квалификационного экзамена, которое высылается учреждением образования почтой на адрес учреждения образования, в котором педагогический работник будет сдавать квалификационный экзамен.

При сдаче квалификационного экзамена в ГУО «Академия последипломного образования», направление высылается по адресу: 220040, г. Минск, ул. Некрасова, д. 20, каб. 206.

2. Опыт педагогической деятельности на бумажном и электронном ностелях (предоставляется на flesh-карте в первый день экзамена).

Требования к представлению педагогического опыта на квалификационный экзамен.

3. Паспорт.

4. Свидетельство о прохождении последнего повышения квалификации.


Квалификационный экзамен при прохождении аттестации педагогического работника на присвоение высшей квалификационной категории осуществляется в соответствии с программами по направлениям деятельности. 

  1. Воспитатель дошкольного образования, воспитатель-методист учреждений дошкольного образования
  2. Воспитатель учреждений общего среднего образования, социально-педагогических учреждений
  3. Воспитатель учреждений специального образования
  4. Методист
  5. Настаўнік беларускай мовы і літаратуры
  6. Педагог дополнительного образования, культорганизатор учреждений дополнительного образования детей и молодежи
  7. Педагог социальный учреждений общего среднего образования, социально-педагогических учреждений
  8. Педагог-организатор учреждений общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи
  9. Педагог-психолог учреждений дошкольного, общего среднего, специального образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи, учреждений образования, реализующих программы воспитания
  10. Специалист (учитель-дефектолог, учитель, воспитатель) учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования, учитель-дефектолог пунктов коррекционно-педагогической помощи, учитель вспомогательных школ (вспомогательных школ-интернатов)
  11. Учитель биологии
  12. Учитель географии
  13. Учитель изобразительного искусства учреждений общего среднего образования, педагог дополнительного образования по художественному профилю (изобразительное искусство)
  14. Учитель информатики
  15. Учитель истории и обществоведения
  16. Учитель математики
  17. Учитель музыки учреждений общего среднего образования, музыкальный руководитель учреждений дошкольного образования, педагог дополнительного образования по художественному профилю (музыка)
  18. Учитель начальных классов
  19. Учитель русского языка и литературы
  20. Учитель театральных дисциплин учреждений общего среднего образования, педагог дополнительного образования по художественному профилю (театр)
  21. Учитель физики и астрономии
  22. Учитель химии
  23. Учителя английского, немецкого, французского, испанского языков

Примерные задания квалификационного экзамена

Инвариантный тест I этапа:

Рекомендации и правила выполнения компьютерного теста

Для доступа к пробному тестированию необходимо ввести: логин user2023 и пароль user2023 (начать тестирование)

Примерные задания для I этапа

Примерные задания квалификационного экзамена по должности «Воспитатель дошкольного образования, воспитатель-методист учреждений дошкольного образования»

Примерные задания квалификационного экзамена по должности «Воспитатель учреждений общего среднего образования, социально-педагогических учреждений»

Примерные задания квалификационного экзамена по должности «Педагог дополнительного образования, культорганизатор учреждений дополнительного образования детей и молодежи»

Примерные задания квалификационного экзамена по должности «Педагог социальный учреждений общего среднего образования, социально-педагогических учреждений»

Примерные задания квалификационного экзамена по должности «Педагог-организатор учреждений общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи»

Пробное компьютерное тестирование профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образования

Уважаемые воспитатели дошкольного образования!

Всем, кто желает проверить свою профессиональную компетентность или подготовиться к квалификационному экзамену, мы предлагаем компьютерный тест по содержанию профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования.

Ценность тестовых заданий заключается не только в возможности проверки уровня своих знаний и умений, но и в возможности прочного освоения важных для профессии понятий, категорий, характеристик и др.

ПРОБНОЕ компьютерное тестирование состоит из 5 структурных компонентов (по направлениям развития ребенка). Каждый структурный компонент содержит по 24 тестовых задания, которые не варьируются. Время выполнения каждого структурного компонента – 40 минут. Количество попыток пробного компьютерного тестирования НЕ ограничено.

Рекомендации и правила выполнения компьютерного теста
Для доступа к пробному тестированию необходимо ввести: логин user-vs и пароль vs-2022 (свои персональные данные в профиль НЕ ВНОСИТЬ!) (начать тестирование).


КОНСУЛЬТАЦИИ по вопросам сдачи квалификационного экзамена.

Аттестация

Аттестация — это изучение и комплексная оценка уровня квалификации, профессиональной компетентности и продуктивности деятельности педагогических работников учреждений образования.

Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификационных характеристик при присвоении им соответствующей квалификации.

Аттестация проводится по инициативе педагогического работника или по инициативе руководителя организации системы образования.

Об особенностях проведения аттестации педагогических работников

развернуть

Основные принципы аттестации педагогических работников:

коллегиальность,

системность,

целостность экспертных оценок, обеспечивающих объективное, корректное, доброжелательное отношение к аттестуемым работникам.

Состав аттестационной комиссии:

руководитель или по его решению другое уполномоченное лицо;

представитель профсоюзного комитета;

Не менее 5 избранных членов из числа педагогических работников путем тайного голосования.

В состав аттестационной комиссии не могут входить педагоги, которые будут проходить аттестацию, подлежат обязательной аттестации в период полномочий аттестационной комиссии.

Состав аттестационной комиссии определяется приказом руководителя и до 1 октября доводится до сведения педагогических работников.

Срок полномочий аттестационной комиссии – один год с даты приказа о ее создании.

Аттестационная комиссия выбирает из числа членов комиссии председателя, заместителя председателя, секретаря.

Обязательные условия допуска педагогического работника к прохождению аттестации (п.18 Инструкции):

1.Соответствие полученного образования квалификационным требованиям, которые определены ЕКСДС (определяется по диплому об образовании);

2.Наличие стажа работы в соответствии с требованиями п.19 Инструкции (определяется по трудовой книжке или иным документам, содержащим сведения о периодах работы (справка о месте работы, службы и занимаемой должности либо копия приказа нанимателя, у которого работник работает по совместительству));

3.Освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования (подтверждается документом установленного образца (не реже одного раза в три года).

Обязательная аттестация на подтверждение квалификационных категорий проводится по инициативе руководителя организации (в данном случае заявление от аттестуемого не требуется).

Основание для аттестации на подтверждение квалификационной категории — приказ руководителя.

Аттестационное собеседование проводится для всех педагогических работников, в т.ч. освобожденных от сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории в соответствии с п.30 Инструкции и на присвоение квалификационной категории в соответствии с п.п.20,20-1 Инструкции.

Аттестационное собеседование — беседа с аттестуемым с целью выяснения его ин­тересов и уровня общей подготовки. Собеседование также форма пе­дагогической экспертизы, специальная беседа по актуальным вопро­сам современного образования, сложным или спорным проблемам по изучаемому предмету, устраиваемая с целью выяснения интере­сов, общей подготовки аттестуемого в соответствии с квалификаци­онными требованиями.

Сценарий аттестационного собеседования может быть следующий:

1.Заслушивание характеристики аттестуемого.

2.Заслушивание аттестуемого (самооценка, перспективы про­фессионального роста, пути совершенствования педагогической дея­тельности).

3.Заслушивание членов аттестационной комиссии с оценкой пе­дагогической деятельности аттестуемого и вопросами к нему.

4.Обсуждение аттестационных материалов.

5.Внесение предложений по итогам аттестации.

6.Вынесение решения по итогам аттестации.

Следует подчеркнуть, что при принятии решения особое внимание уделяется эффективности педагогической деятельности, резуль­татам труда, профессионально значимым личностным качествам ат­тестуемого.

свернуть

Методическое обеспечение аттестации педагогических работников

развернуть

Методические рекомендации АПО о порядке проведения квалификационного экзамена

развернуть

Программы квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогического работника на присвоение высшей квалификационной категории

развернуть

Пробное компьютерное тестирование профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образования

развернуть

Требования к представлению педагогического опыта на квалификационный экзамен

развернуть

Представленные в квалификационную комиссию материалы по описанию опыта педагогической деятельности на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» составляются самим претендентом. Материалы должны содержать описание системы или отдельных компонентов деятельности педагога в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результативности опыта при решении педагогических задач.
Примерная структура описания педагогического опыта
1 Информационный блок
1.1. Название темы опыта
Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной деятельности.
1.2. Актуальность опыта
Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике.
1.3. Цели опыта
Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков
обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации.
1.4. Задачи опыта
Отражение последовательности действий по достижению цели.
1.5. Длительность работы над опытом
Продолжительность работы, этапы.
2 Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.
2.2. Описание сути опыта
2.2.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта – что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.
2.2.2. К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).
2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.
2.2.4. Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника.
2.2.5. Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.
2.2.6. Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.
2.3. Результативность и эффективность опыта
2.3.1. Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов.
2.3.2. Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.
2.3.3. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.
3. Заключение
3.1 Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.
3.2 Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.
3.3 Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.
3.4 Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.
Приложения
Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты, занятий, мероприятий.
Приложение 2. Список публикаций, в т.ч. автора по теме опыта.
Приложение 3. Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д.
Требования к оформлению опыта педагогической деятельности
Экзаменуемый предоставляет авторскую методику или опыт педагогической деятельности в объеме 10-12 страниц (без приложения). Количество страниц в приложении – до 10. Материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе. Требования к оформлению текста: шрифт – Times New Roman, размер 14 пт, междустрочный интервал – 1,5; параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1, верхнее и нижнее поля – 2; текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур; Ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках в конце предложения. Например: [7, с. 21].
Оформление литературы — согласно Инструкции по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержденной постановлением Президиума Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 1997 г. № 178 (в редакции постановления ВАК РБ 15.08.2007 № 4) http://vak.org.by/.
Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. Первый лист – титульный. Основной текст начинается со второй страницы. В тексте могут выделяться разделы.

Образец оформления титульного листа:

____________________________________________________________
(название учреждения образования)

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ
МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ»

Иванова Яна Ивановна,

воспитатель дошкольного образования

8 (029) 377-23-35;
e-mail: iwanov1@yandex.ru

свернуть

 Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования)

(читать документ полностью)

 Действие данной Инструкции распространяется на педагогических работников учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством разрешено осуществлять образовательную деятельность (далее, если не установлено иное, – организации системы образования. 

 Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей, программ воспитания и научно-методического обеспечения.

 Основными принципами аттестации педагогических работников являются коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок.

 Аттестация проводится по инициативе педагогического работника или по инициативе руководителя организации системы образования. По инициативе педагогического работника проводится аттестация на присвоение квалификационной категории. По инициативе руководителя организации системы образования проводится аттестация на подтверждение квалификационной категории.

 Аттестация на подтверждение квалификационной категории является для педагогического работника обязательной (далее – обязательная аттестация). Обязательная аттестация на подтверждение квалификационной категории проводится в отношении педагогического работника, который имеет высшую квалификационную категорию, квалификационную категорию «учитель-методист».

 Обязательная аттестация на подтверждение II (I) квалификационной категории может проводиться по инициативе руководителя организации системы образования, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством разрешено осуществлять образовательную деятельность, в отношении педагогического работника, который снизил уровень своей работы и деятельность которого не соответствует установленным требованиям, или педагогического работника, который имеет перерыв в работе на педагогических должностях более двух лет. Такой аттестации не подлежат беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до пяти лет.

 Присвоение квалификационных категорий педагогическому работнику по каждой занимаемой должности осуществляется последовательно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй пункта 18 и пунктом 19 данной Инструкции.

Новое в аттестации пед. работников: гарантии расширены, нормы учтены.

Какие события предшествовали принятию изменений в Инструкцию № 101?

Как изменился максимальный срок подтвержден. высшей квалификационной категории?

Как решён вопрос о допуске или отказе в допуске к аттестации?

В каких случаях не включается в стаж работы по аттестуемой должности период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет?

Как изменились случаи, дающие право работнику претендовать на такую же квалификационную категорию по занимаемой должности, которую он имел по другой соответствующей должности педагогического работника?

Памятка обобщения передового педагогического опыта (рекомендации педагогам)

● Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему вас вопросу.

● Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия и др.

● Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь ее оформить как можно точнее и конкретнее.

● Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по нему тезисы.

● Сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукообразно».

● Оцените практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта – результаты. Рассказ об опыте неинтересен и неубедителен, если в нем не показано, как растут и развиваются дети.

● Материал старайтесь излагать строго по плану, кратко, логично, избегая повторений.

● Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

● Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы детей, список литературы и т.д.)

● Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность: способствуете дальнейшему улучшению качества образования дошкольника подрастающего поколения.

Нормативное правовое обеспечение аттестации педагогов

Квалификационный экзамен

Требования к представлению педагогического опыта на квалификационный экзамен

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Трансформаторы тока тгфм 110 руководство по эксплуатации
  • Лего дупло пиццерия инструкция как собрать
  • Энерго 70 комплект для подъема на опору инструкция
  • Эритропоэтин инструкция по применению цена уколы инструкция
  • Акку чек актив руководство пользования