Инструкция как выжить в тайге по рассказу васюткино озеро

Скачать материал

Как выжить в тайгеПАМЯТКА

Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Как выжить в тайгеПАМЯТКА

    1 слайд

    Как выжить в тайге

    ПАМЯТКА

  • Если вы заблудились в тайге, это не значит, что все кончено, нужно только соб...

    2 слайд

    Если вы заблудились в тайге, это не значит, что все кончено, нужно только соблюдать определенные правила и умело пользоваться подручными средствами. Главное – не давать волю страху и не паниковать. Самый хороший помощник – ваш трезвый ум.

    «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» 

  • Правило № 1: когда отправляешься в тайгу – обязательно возьми с собой еду, на...

    3 слайд

    Правило № 1: когда отправляешься в тайгу – обязательно возьми с собой еду, например, хлеб и спички, чтобы разжечь костёр.
    «Когда Васютка с ружьём на плече и с патронташем па поясе, похожий па коренастого, маленького мужичка, вышел из избы, мать привычно строго напоминала:
    — Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь. Хлеба взял ли с собой?
    — Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.
    — Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.
    Тут уж с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички.»

  • Правило № 2: по дороге нужно делать «затеси» и от них далеко не отходить Зате...

    4 слайд

    Правило № 2: по дороге нужно делать «затеси» и от них далеко не отходить
    Затеси – зарубки, отметки на стволах деревьев, которые делаются для того, чтобы не потерять дорогу в тайге.

  • «Весело насвистывая, шёл он по тайге, следил за пометками на деревьях и дум...

    5 слайд

    «Весело насвистывая, шёл он по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдёт немного, ещё топором тюкнет, потом ещё. За этим человеком пойдут другие люди; собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка. Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем, а уж морщинки-то на лице едва ли зарастут.»

  • Правило № 3: обязательно возьми с собой компас, чтобы ориентироваться в прост...

    6 слайд

    Правило № 3: обязательно возьми с собой компас, чтобы ориентироваться в пространстве
    «Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух:
    — Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдёшь. Ну вот, всё в порядке, а ты, чудак, боялся! — хохотнул Васютка и бодро скомандовал себе: — Шагом арш! Эть, два!»

  • «Наконец Васютка забросил мешок за плечо, постоял с минуту, как бы прощаясь с...

    7 слайд

    «Наконец Васютка забросил мешок за плечо, постоял с минуту, как бы прощаясь с обжитым местом, и пошёл строго на север. Рассудил он просто: в южную сторону тайга тянется на тысячи километров, в ней вовсе затеряешься. А если идти на север, то километров через сто лес кончится, начнётся тундра. Васютка понимал, что выйти в тундру — это ещё не спасение. Поселения там очень редки, и едва ли скоро наткнёшься на людей. Но ему хотя бы выбраться из лесу, который загораживает свет и давит своей угрюмостью.»

  • Правило № 4: с помощью спичек разжечь костёр«Перво-наперво надо развести огон...

    8 слайд

    Правило № 4: с помощью спичек разжечь костёр
    «Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички.
    Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил всё в кучку и поджёг. Огонёк, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Мох вспыхнул — вокруг посветлело. Васютка подбросил ещё веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров — веселее с ними.»
    «Не дыша, он чиркнул спичку о коробок, дал огоньку разгореться в ладонях и поднёс к берёсте. Она стала корчиться, свернулась в трубочку и занялась. »

  • Правило № 5: на костре можно приготовить обед или ужин, вот рецепт:Но прежде:...

    9 слайд

    Правило № 5: на костре можно приготовить обед или ужин, вот рецепт:
    Но прежде: «Надо было запастись на ночь дровами.
    Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.»
    Правило № 6:

  • «Заночевать решил Васютка на берегу озера. Он выбрал посуше место, натаскал д...

    10 слайд

    «Заночевать решил Васютка на берегу озера. Он выбрал посуше место, натаскал дров, развёл огонь. С огоньком всегда веселее, а в одиночестве — тем более. Обжарив в костре шишки, Васютка одну за другой выкатил их из золы палочкой, как печёную картошку. От орехов уже болел язык, но он решил: пока хватит терпения, не трогать хлеб, а питаться орехами, мясом, чем придётся.»

  • Правило № 7: приготовь место для ночлега«Поужинав, Васютка сложил остатки еды...

    11 слайд

    Правило № 7: приготовь место для ночлега
    «Поужинав, Васютка сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, и принялся готовить место для ночлега.
    Он перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, накрывшись телогрейкой.
    Снизу подогревало.
    Занятый хлопотами, Васютка не так остро чувствовал одиночество. Но стоило лечь и задуматься, как тревога начала одолевать с новой силой. Заполярная тайга не страшна зверьём. Медведь здесь редкий житель. Волков нет. Змей — тоже. Бывает, встречаются рыси и блудливые песцы. Но осенью корма для них полно в лесу, и едва ли они могли бы позариться на Васюткины запасы. И всё-таки было жутко. Он зарядил одноствольную переломку, взвёл курок и положил ружьё рядом. Спать!»

  • Правило № 8: ищи лиственный лес, т.к он тянется вдоль берега реки«Долго Васют...

    12 слайд

    Правило № 8: ищи лиственный лес, т.к он тянется вдоль берега реки
    «Долго Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственный лec обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге.»
    «Далеко впереди Васютка заметил уходящую в глубь тайги жёлтую бороздку лиственного леса. Значит, там речка.»

  • Правило № 9: Первым делом постарайтесь отыскать реки или ручьи. Отлично, если...

    13 слайд

    Правило № 9: Первым делом постарайтесь отыскать реки или ручьи. Отлично, если вы знаете, куда они текут. Если не знаете, все равно держитесь рек или ручьев, не старайтесь срезать путь, можете уйти совсем в глушь и начать бесцельно блуждать по лесу. Рано или поздно на берегах рек вам встретятся населенные пункты – люди всегда селятся близ рек. К тому же, у вас не будет проблем с водой.

    «Впереди берег… Вода! Не веря своим глазам, Васютка остановился. Так он простоял некоторое время и почувствовал, что ноги его вязнут. Болото! Болота чаще всего бывают у берегов озёр. Губы Васютки задрожали: «Нет, неправда! Бывают болота возле Енисея тоже». Несколько прыжков через чащу, крапиву, кусты — и вот он на берегу.
    Нет, это не Енисей. Перед глазами Васютки небольшое унылое озеро, подёрнутое у берега ряской.
    Васютка лёг на живот, отгрёб рукою зелёную кашицу ряски и жадно припал губами к воде. Потом он сел, усталым движением снял мешок, начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался.»

  • Раз ветра не было, а утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное!

    14 слайд

    Раз ветра не было, а утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное!

  • «Гудок! — догадался Васютка. — Пароход гудит! Но почему же он слышится оттуда...

    15 слайд

    «Гудок! — догадался Васютка. — Пароход гудит! Но почему же он слышится оттуда, с озера? А-а, понятно».
    Мальчик знал эти фокусы тайги: гудок всегда откликается на ближнем водоёме. Но гудит-то пароход на Енисее! В этом Васютка был уверен. Скорей, скорей бежать туда! Он так заторопился, будто у него был билет на этот самый пароход.»
    «Так же неожиданно Васютка очнулся, перестал шуметь и даже несколько смутился, оглядываясь вокруг. Но никого нигде не было, и он стал решать, куда идти: вверх или вниз по Енисею? Место было незнакомое. Мальчик так ничего и не придумал. Обидно, конечно: может быть, дом близко, в нём мать, дедушка, отец, еды — сколько хочешь, а тут сиди и жди, пока кто-нибудь проплывёт, а плавают в низовьях Енисея не часто…»

  • Правило № 10НИКОГДА НЕ УНЫВАЙ И НЕ СДАВАЙСЯ!!!

    16 слайд

    Правило № 10
    НИКОГДА НЕ УНЫВАЙ И НЕ СДАВАЙСЯ!!!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 367 260 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Другие материалы

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

  • 16.04.2018
  • 793
  • 3

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

  • 16.04.2018
  • 1644
  • 72

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

Тема урока: «Уроки выживания» (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»).

Используемый УМК:

1. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коро­виной. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. Я. Коровина [и др.] ; под ред. В. Я. Коровиной. — М. : Просвещение, 2011.

2. Коровина, В. Я. Литература. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон, носителе : в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. — М. : Просвеще­ние, 2013.

Цели урока:

Обучающие:

познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева (кратко), пробудить интерес к его личности;

продолжить работу по обучению аналитическому пересказу и аналитическому комментарию художественного текста, отработку навыков самостоятельной работы с текстом, работу над характеристикой литературного героя.

Развивающие:

совершенствовать речевые умения: пересказ художественного произведения, выразительное чтение отрывков;

развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

Воспитательные:

помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью;

вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.

Тип урока: практическая работа

Форма деятельности: индивидуальная и коллективная

Оборудование:

— Коровина, В. Я. Литература. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон, носителе : 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. — М. : Просвеще­ние, 2013.

-Мультимедийный проектор, экран, презентация,

— конверты с заданиями.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

— стремление человека к познанию окружающего мира на основе опыта, накопленного многими поколениями;

— осознание значения семьи в жизни человека;

— становление личности человека;

— цельность характера, отвага, закалённость в борьбе за жизнь;

— нерасторжимое чувство единства природы и человека.

МетапредметныеУУД:

— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать своё мнение;

— формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Предметные УУД:

— умение анализировать литературное произведение, характеризовать его героев, понимать и формировать тему и идею;

— понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

— умение пересказывать отрывки, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Виды деятельности:

— поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;

— продуктивная творческая: художественный пересказ от лица героя;

— репродуктивная: индивидуальное сообщение ученика, осмысление сюжета произведения, характеров, выборочный краткий пересказ;

— исследовательская: анализ текста рассказа, анализ образа.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания

Наш урок будет посвящен знакомству с творчеством Виктора Петровича Астафьева —  писателя – сибиряка, он писал о  природе, о людях с крепким  несгибаемым характером, не боящихся трудностей и испытаний.

1)Рассказ об Астафьеве с презентацией. (выступление заранее подготовленного ученика)

Слайд 1. В.П. Астафьев родился 1 сентября 1924 года в Красноярском крае, в селе Овсянка на берегу Енисея. К самому берегу подступает вековая тайга.

Мальчику было 7 лет, когда утонула его мать- Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки Екатерины Петровны было окрашено его одинокое сиротское детство. Довелось ему быть беспризорником, узнать, что такое детский дом. Склонность к сочинительству обнаружилась у него очень рано – в 4-5 лет. За этот талант бабушка звала его «хлопушкой», что по-сибирски означало врунишка. Школу он заканчивал в Игарке.

Слайд 2. Из родных мест ушёл добровольцем в 1942 году на фронт, сражался, дважды был ранен, контужен. Награждён орденом Красной Звезды, несколькими медалями. После войны вернулся на родину, работал в газете «Чусовой рабочий», где и началась его литературная деятельность. Всего он создал 373 произведения, писал о войне ,о природе, о своих земляках. До самого последнего дня продолжал писать.

Слайды 3,4,5,6. В родной Овсянке он поставил себе дом напротив бабушкиного. В доме горница, небольшой кабинетик, небольшой огород. Этот маленький домик лишний раз подтверждает, как этот человек был скромен, несмотря на его известность не только у нас в стране, но и за рубежом.

мне эта даль и эта близь- леса, горы, перевалы и главное – вот эта притиснутая ими к Енисею деревенька, издали, с высоты такая смирная, такая сиротливая, что стоном стонать хочется от любви и жалости к ней».

Слайд 7. К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души.

Слайды 8-9. В Овсянке сегодня существует мемориальный комплекс В.П.Астафьева. Благодаря его усилиям, в Красноярске создан литературный музей. В Красноярске же В.П. Астафьеву поставлен памятник.

Слайд 10.

Умер Виктор Петрович 29 ноября 2001 года. Таких, как он, называют совестью нации. Это был чуткий и честный, требовательный к себе человек, непримиримый со злом и ложью, искренний и правдивый писатель. Герои его повестей и рассказов – простые люди, но главный герой, который присутствует почти во всех его произведениях – это природа.

2) Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро». История создания рассказа. (сообщение ученика)

Рассказ «Васюткино озеро» автобиографичен. Талант писателя впервые проявил себя в школьных сочинениях. В основе рассказа «Васюткино озеро» – события, описанные в одном из его школьных сочинений. В детском доме В. Астафьев написал сочинение о мальчике, который заблудился и нашёл в тайге неизвестное озеро. Сочинение называлось «Жив!» и было опубликовано в школьном журнале. Писатель, спустя много лет, вспомнил об этом сочинении и взял его за основу своего рассказа для детей.  Тема детства и детей в творчестве В. Астафьева занимало важное место. Детские воспоминания крестьянского мальчика  имеют автобиографическую основу и говорят о становлении характера личности. Эти воспоминания дороги писателю потому, что в детские годы в сложных жизненных обстоятельствах складывалась личность, другими словами – «начинался» человек.

  1. Работа со словарем

Дома вы прочитали рассказ, встретились со словами, которые вам были непонятны. Давайте объясним значение этих слов:

фортуна – судьба, случай, счастье

(“Нет фарту”, – говорит один из героев. Что это означает? – не везёт);

бот (рыбосборочный) – небольшое парусное, гребное или моторное судно;

паромы, перемёты – ловушки для рыб

паромы – спаренные сети,

перемёты — рыболовная снасть с крючками, которую ставят поперек течения реки)

патронташ – сумка или специальная лента с гнёздами для патронов;

обколотил (кедры) – залазят на деревья и сбивают кедровые шишки;

коренастый – крепкого сложения, невысокий и широкоплечий;

затесь – зарубки на стволах деревьев;

бурелом – деревья, поваленные бурей;

валежник — сухие сучья, деревья, упавшие на землю;

тягун – подводное течение.

  1. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме

Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты
Ты в сердце сохранишь навеки,
И озеро, как символ чистоты,
Тебе откроется пусть на изломе лета.
Увидишь в струях чистого ручья
Природы первозданной отраженье,
И собственная грешная душа
Почувствует истоки очищенья.
Вольется в сердце неба синева,
И звезд на небе тихое мерцание,
И щебет птиц, и росная трава –

Васюткиного озера сияние!

-Кто является главным героем рассказа?

-С чего начинается рассказ?(с описания озера)

-Как этот эпизод связан с историей, которая произойдет с главным героем?

-На какой реке происходит действие рассказа? (ЕНИСЕЙ)

-Почему Васютка отправляется в тайгу?

Какой же увидел тайгу мальчик?

«Деревья, деревья, деревья… Под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце — холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле.»

— Вот что почувствовал Васютка, главный герой рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро», когда заблудился в бескрайней тайге.

Астафьев писал: «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души».

— Главный герой попадает в экстремальную ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.

  1. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Тема нашего урока – уроки выживания.

Наша цель – ответить на Проблемный вопрос (запись на доске) «Почему Васютка смог выжить в тайге? Что ему помогло?».

  1. Работа по теме урока

  1. Отец Васютки говорил: «Тайга – наша кормилица». Ему же принадлежат слова «Тайга хлипких не любит». Какой же изображает автор тайгу? Какие «уроки» даёт тайга Васютке, чему она его научила?

  2. Какой старинный порядок при отправке в тайгу обычно должен был соблюдать каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм. Найдите его (стр. 127 по тексту). Какие законы тайги мы можем сформулировать?

Законы тайги:

1. Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.

2. Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться.

3. Беречь патроны.

4. Быть наблюдательным, внимательным, осторожным.

5. Уметь ориентироваться по сторонам света.

6. Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоёме.

7. Не терять веры в свои силы.

12) Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес?

Составляется и озвучивается «Памятка идущему в лес».

Памятка №1. Советы идущему в лес

1. Продумай тщательно маршрут.

2. Не забудь взять компас.

3. Возьми спички для костра.

4. Захвати с собой теплые вещи.

5. Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).

Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу?

Составляем и озвучиваем памятку «Если ты заблудился в лесу».

Памятка №2. Если ты заблудился.

1. Не паникуй, успокойся.

2. Прекрати бесполезное движение,

3. Осмотри место, где находишься.

4. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).

5. Разожги костер, приготовь пищу.

6. Подготовь из веток, травы место для ночлега.

7. Спокойно ожидай спасателей, родственников.

Физ.минутка.

Ребята, в рассказе часто упоминаются слова мать, хлеб, краюшка, затеси, дорога. Их можно назвать ключевыми. Будут ли эти слова играть какую-то роль в дальнейшем повествовании? Вспомните фрагменты рассказа, где речь идёт о хлебе, матери, дороге, затесях. Пока Васютка не заблудился, он и не вспоминал эти слова, потому что у него было дело: он преследовал глухаря. Но, стоп! Вот он заблудился, пока ещё сам не осознавая этого. И сразу: — Побегу, а то мамка наподдаст по загривку. Вдруг он спохватился: где же затеси?

Посмотрим, как нагнетается тревога, нарастает испуг Васютки. (Текст на стр. учебника). «Лес был такой же, и все же от него веяло чем-то чужим». Неслучайно и появление паука. Какова роль образа паука? (Текст на стр. учебника).

Выводы: Васютка попал в плен тайги и трудных обстоятельств. С одной стороны лес, оживлённый и радостный, с другой, настроение мальчика.

Попытаемся понять Васютку. Монолог «А я заблудился». (Текст на стр. ). Как бы вы повели себя в такой обстановке?

-Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка?»

— Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за слова? Объясните их смысл. (отца и дедушки), (Тайга наша кормилица, хлипких не любит)

Итак, на какой день перед Васюткой оказалось озеро?

-Почему озеро назвали Васюткиным?

-Что помогло Васютке познать законы природы?

-Почему же отражение в Енисее удивило Васютку?

Если вначале Васютка покорно сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть с глаз матери, а то еще «придерется к чему-нибудь», сделал это, не думая ни о чем, то теперь он задумался, да так и просидел с полчаса. Теперь он не спешит исчезнуть, а «постоял минутку, как бы прощаясь с обжитым местом», и пошел строго на север. 13-летний мальчик понял, что теперь надеяться не на кого – далеко ушел в тайгу. И выживет ли он, выберется ли из тайги – зависит теперь только от самого себя. Теперь он много думает, взвешивает, анализирует, старается выбраться из тайги осознанно.

Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

VII. Закрепление изученного Для закрепления знаний, полученных сегодня на уроке, я предлагаю вам решить тест, он у вас на партах. В.П.Астафьев. «Васюткино озеро. ( на отдельном листе, распечатка у каждого ученика)

1.  Жанр произведения:

а) рассказ;                  б) повесть;                 в) сказка-быль.

2.  В основе произведения лежит

а)  повествование о трудной работе рыбаков и охотников;

б) изображение природы Сибири;

в)  повествование о приключениях героя.

3. Васютка бродил по лесу

а) в поисках кедровых орехов для рыбаков;

б) выполняя поручение отца;

в) ради удовольствия.

4. В предложении: «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия» — автор использует:

а)  сравнение; б) антитезу; в) метафору.

5.  Птица, которая «увела» Васютку в тайгу:

а) тетерев;      б) глухарь;     в) кедровка.

6.  Когда Васютка понял, что заблудился, он:

а)  горько плакал; б) запаниковал; в)  решил не сдаваться.

7. В предложении: «Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворилась в них» — используется:

а) олицетворение; б) ирония; в)  метафора.

8. Открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу:

а) в озере есть водоворот; б) озеро проточное; в) ветер принесёт непогоду.

9. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там а)  речка; б) болото; в)  озеро.

10.  В предложении: «Будто тоненькие пластинки свеклы, на земле лежали тёмно-красные листья» — автор использует

а)  антитезу; б)  сравнение; в)  эпитет.

11.  Васютка решился использовать последний патрон, потому что:

а)  его заметили с бота;

б)  его не заметили с бота;

в)  он был очень рад рыбакам.

12.  Родные Васютки:

а)  были уверены в том, что он сам найдётся;

б)  потеряли надежду найти его;

в)  продолжали искать и надеяться.

13.  Главному герою удалось спастись в лесу благодаря

а) богатейшей флоре и фауне;

б) тёплой осенней погоде;

в) умениям и навыкам таёжного жителя.

14.  Найдя озеро, Васютка

а)  стал известным на всю страну;

б) зазнался;

в) принёс пользу стране.

15.  Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге:

а)  «С тайгой надо дружить!»;

б) «Тайга хлипких не любит!»;

в) «В тайге одному делать нечего!».

VIII. Подведение итогов урока

Возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока «Почему Васютка смог выжить в тайге? Что ему помогло?»

Наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

  1. Домашнее задание

Письменно ответить на вопросы:

— Как вы определите идею произведения?

-Чему научил рассказ В.П.Астафьева?

— Что понравилось вам в Васютке? Чему бы вы хотели у него научиться?

  1. Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— Кто доволен сегодня своей работой?

— Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

— Как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

  1. Выставление оценок за урок.

Законы тайги (ответы):

  • Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб
  • Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться
  • Беречь патроны
  • Быть наблюдательным, внимательным, осторожным
  • Уметь ориентироваться по сторонам света
  • Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоёме
  • Не терять веры в свои силы

­Пример сочинения 1

О том, что законы тайги бывают суровы мы узнаем из школьной программы. Виктор Астафьев сам вырос на окраинах Красноярска и знает об это не понаслышке. В таких суровых условиях в семилетнем возрасте он потерял мать, которая утонула в реке.

К этой потере он так и не смог привыкнуть. Мальчика воспитывали отец с мачехой в Игарке, а временами бабушка с дедушкой. Начав рано жить самостоятельно и зарабатывать себе на хлеб,­ Астафьев знал, что такое лишения и отсутствие крова над головой.

Возможно, именно поэтому он писал такие реалистичные рассказы о выживании в условиях тайги.

Главный герой рассказа “Васюткино озеро” чем-то похож на автора, но есть и отличия. У тринадцатилетнего Васютки есть заботливые отец и мать, чье предусмотрительное воспитание помогает ему выжить в лесу. Васютка и сам довольно смышленый и в лес никогда без спичек, ножа и ружья не ходил.

Он знал, что каждый раз, попадая в тайгу, нужно делать на деревьях зарубки, чтобы потом по ним же вернуться. Он также знал, что кедрач растет по берегам реки, что на юга тайга тянется на сто верст и более,

поэтому лучше идти на север. Этому смелому подростку удалось продержаться в тайге пять дней.
Все в селе беспокоились его исчезновением и уже не надеялись увидеть его в живых.

Как же удалось Васютке выжить в таких суровых условиях? Ему, конечно же, помогло знание законов тайги, которые давались ему с детства. В голове у мальчика целый багаж знаний о том, как ориентироваться по деревьям, как определять речная ли рыба или озерная, как отличать птиц по голосам, как добыть и приготовить себе пищу.

Вдобавок к этим знаниям, конечно же, согревает мысль о доме и матери, которая в дорогу положила ему краюшку хлеба. Сложно пришлось ему в бескрайней и холодной тайге, но Васютка справился. Спички пригодились для того, чтобы по вечерам разводить костер, ножом он разделывал подстреленных им птиц, ну, а хлеб берег для крайнего случая.

Прекрасно разбираясь в сортах рыбы, он понял, что рядом с ним проточное озеро, а значит, оно вытекает в какую-нибудь речушку, которая в свою очередь впадает в Енисей. В своем рассказе Виктор Астафьев рисует смышленого мальчишку, который жил в гармонии с природой и умело использовал свои знания о тайге в ответственный момент.

Читая рассказ “Васюткино озеро”, мы видим, что главный герой растет настоящим мужчиной, благодаря правильному воспитанию.

Ему с детства прививали такие качества, как мужество, храбрость, трудолюбие и стойкость. В конце рассказа, мужики из рыболовной бригады прозвали водоем, который открыл мальчик, Васюткиным озером.


Пример сочинения 2

Писатель Виктор Петрович Асафьев родился в сибирской деревне Овсянка и прожил большую часть жизни в северном городе на Енисее – Красноярске. И в молодости, и в зрелые годы он много ходил по тайге и изучил её законы, считаться с которыми приходится каждому попавшему в её мир.

Тайга – это зауральская огромная территория хвойного леса, местами непроходимая из-за бурелома, часто – из-за болот. Вековые кедры, сосны, ели, пихты отражены на карте темно-зелёным цветом. Эта зелёная страна величественна, могущественна и сурова.

Рассказ «Васюткино озеро» (1952 г.) на примере героя, 13-летнего подростка Васи Шадрина, учит мудрости  общения с таёжной природой и выживания в ней. Мальчик усвоил вековые знания о тайге от своей семьи. Отец и дед – рыбаки артели, а в период ледостава на Енисее промышляют в лесу зверя. С неводом, сетями, ружьём сибиряки учат управляться с детства.

Мать мальчика трудится по дому. Она тоже хранительница законов тайги. Они касаются, прежде всего, экипировки. Вот что должен взять с собой человек, отправляющийся даже на пару часов за грибами или, как Васютка, – за кедровыми шишками:

Ружьё
Еду (хотя бы ломоть хлеба)
Спички
Соль
Топорик

Каждый сибиряк знает, что тайга полна неожиданностей. Десятки примеров слышал и Василий о том, как человек уходил в лес и никогда не возвращался, пропадал.  Заблудиться может каждый.

Это случилось и с героем рассказа. Научился ли Васютка серьёзно относиться к неписаным законам? Пройдёмся по приведённому списку. Из небольшого перечня он обязательной вещью, похоже, считал только ружьё.

Хлеб он поначалу брать отказывался, и только настойчивость матери заставила взять краюху. Золотым запасом потом обернулся каждый кусочек. Мальчик боялся даже жевать, а сосал почерствевшие корки, растягивая подольше, потому что в каждой крошке была жизнь.

Спичек у мальчика оказалось мало. Что стоило взять два коробка? Ведь они плечи не оттянули бы. Заблудившись, он экономил каждую спичку, как большую ценность. Окажись без них в осеннем мокром лесу, костра не разведёшь, не согреешься, а значит, замёрзнешь и погибнешь.

О соли подросток вообще забыл. Одно дело – подстрелить утку или гуся. Это Василий умеет. Он даже умудрился одним выстрелом подбить двух птиц и одну ранить. У парнишки есть навыки, как общипать, выпотрошить и запечь дичь. Но как же есть мясо без соли? Отчасти помогло в этой беде то, что в мешке для шишек раньше хранили соль. И опять каждая крупица из уголков была для заблудившегося Васютки на вес золота.

Топорика тоже не оказалось у сборщика шишек. Таёжные жители обычно подвешивают его к поясу или кладут в мешок. Герою рассказа четыре раза приходилось разводить большой костёр, который должен дать жар и тепло на всю ночь или стать сигналом о бедствии. Не имея, чем нарубить веток, герой делал это руками, изранил их и потратил много лишних сил.

Обувь мальчика – тоже слабое место в его походе в тайгу. Ноги промокли. Правую подошву пришлось подвязывать тесёмками, оторванными от одежды. Хотя в этом винить мальчика нельзя: он носил то, что у него было.

Снаряжение – важная часть науки о существовании среди суровой природы тайги.  Но главные законы касаются передвижения в ней, умения читать зелёную книгу леса, слушать и понимать язык его жителей.

Зарубки на деревьях – вот путеводитель в чаще. Их называют ещё – затеси. Василий и здесь сплоховал, хотя знал о том, что зарубки – это путь домой, в привычный мир, да и мать ему об этом напомнила. Но увлёкшись подраненным глухарём, мальчишка сбился с дороги и дорого заплатил за несерьёзное отношение к вековечным правилам.

Язык тайги, верность и постоянство её знаков – это то, что помогло герою найти путь к спасению. И здесь он молодец. Он читает книгу природы и находит в траве, полоске лиственного леса подсказку, что впереди – река, выход к людям. По цвету заката и высыпавшим звёздам определяет, что следующий день будет ветреный и холодный.

Морально не сломиться и выстоять в поединке с суровой природой  Василию Шадрину помогло и слышанное много раз от отца и деда утверждение: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» Возможно, в этих словах заключена главная истина и закон о взаимоотношениях человека и таёжной природы.


Пример сочинения 3

Произведение В. Астафьева «Васюткино озеро» — это интересная история из жизни простого деревенского мальчишки, которая сопровождается познавательными эпизодами, связанными с узнаванием многих подробностей посетителей тайги.

Правила, касающиеся этой природной зоны, которые знал и Васютка, и все, кто его окружал, сводились к тому, чтобы иметь при себе еду и спички при походе в лес, уметь различать по звукам и шороху приближающийся объект. Спички – это спасение от холода, если путешественник решил заночевать вдали от дома или заблудился. От подобного закона никто не отказывался, зная, насколько огромен и опасен лесной массив. Каждый, кто каким-то образом был связан с лесом, должен всегда иметь представление о его обитателях, препятствиях, которые могут оказаться на пути.

Одним из законов тайги в рассказе является понимание того, что хлеб, который берут с собой охотники в лес, спасение в голодное время. Его отсутствие может привести к гибели.

По некоторым действиям Васютки можно предположить, насколько бесценным является в тайге порох. Именно поэтому мальчик старается не тратить его зря, как и остальные рыбаки и охотники. Это также является общим требованием для героев. Важной необходимостью каждого присутствующего в тайге становится знание того, что такое затеси. Такие пометки люди делают не только для себя, но и рассчитывают на других, чтобы не заблудиться. Благодаря им охотники удачно возвращаются домой. В случае отсутствия пометок лес считался чужой, незнакомой территорией.

Однажды, заблудившись в тайге, мальчик судорожно пытался вспомнить те признаки, по которым можно было бы вернуться домой. Среди них и поиск лиственницы, которая могла бы привести к реке. И редеющая трава, кустарники, которые, как правило, по наблюдениям любителей охоты, могут помочь выбраться из тайги – это спасительный круг для заблудившегося. Узнавание потерявшегося человека издали может быть осуществлено благодаря громким хлопкам выстрела из ружья. Таким образом за счет прихваченного с собой оружия или пламени любой нуждающийся способен привлечь внимание проезжих.

Помимо того, что каждый человек, собирающийся в тайгу, должен иметь при себе необходимые вещи, он должен уметь справляться со своими эмоциями – не подпускать к себе чувство страха.

Рассказ «Васюткино озеро» интересен и детям, и взрослому поколению. Он познавателен, так как содержит уникальные многолетние наблюдения за природой, следуя которым, многие остаются в безопасности.

Слайд 2Если вы заблудились в тайге, это не значит, что все кончено, нужно

только соблюдать определенные правила и умело пользоваться подручными средствами. Главное – не давать волю страху и не паниковать. Самый хороший помощник – ваш трезвый ум.

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» 

Если вы заблудились в тайге, это не значит, что все кончено, нужно только соблюдать определенные правила и умело


Слайд 3Правило № 1: когда отправляешься в тайгу – обязательно возьми с

собой еду, например, хлеб и спички, чтобы разжечь костёр.

«Когда Васютка с ружьём на плече и с патронташем па поясе, похожий па коренастого, маленького мужичка, вышел из избы, мать привычно строго напоминала:
— Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь. Хлеба взял ли с собой?
— Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.
— Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.
Тут уж с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички.»

Правило № 1: когда отправляешься в тайгу – обязательно возьми с собой еду, например, хлеб и спички,


Слайд 4Правило № 2: по дороге нужно делать «затеси» и от них

далеко не отходить

Затеси – зарубки, отметки на стволах деревьев, которые делаются для того, чтобы не потерять дорогу в тайге.

Правило № 2: по дороге нужно делать «затеси» и от них далеко не отходить Затеси – зарубки,


Слайд 5 «Весело насвистывая, шёл он по тайге, следил за пометками на деревьях

и думал о том, что, наверное, всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдёт немного, ещё топором тюкнет, потом ещё. За этим человеком пойдут другие люди; собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка. Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем, а уж морщинки-то на лице едва ли зарастут.»

«Весело насвистывая, шёл он по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное,


Слайд 6Правило № 3: обязательно возьми с собой компас, чтобы ориентироваться в

пространстве

«Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух:
— Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдёшь. Ну вот, всё в порядке, а ты, чудак, боялся! — хохотнул Васютка и бодро скомандовал себе: — Шагом арш! Эть, два!»

Правило № 3: обязательно возьми с собой компас, чтобы ориентироваться в пространстве«Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик


Слайд 7«Наконец Васютка забросил мешок за плечо, постоял с минуту, как бы

прощаясь с обжитым местом, и пошёл строго на север. Рассудил он просто: в южную сторону тайга тянется на тысячи километров, в ней вовсе затеряешься. А если идти на север, то километров через сто лес кончится, начнётся тундра. Васютка понимал, что выйти в тундру — это ещё не спасение. Поселения там очень редки, и едва ли скоро наткнёшься на людей. Но ему хотя бы выбраться из лесу, который загораживает свет и давит своей угрюмостью.»

«Наконец Васютка забросил мешок за плечо, постоял с минуту, как бы прощаясь с обжитым местом, и пошёл


Слайд 8Правило № 4: с помощью спичек разжечь костёр
«Перво-наперво надо развести огонь.

Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички.
Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил всё в кучку и поджёг. Огонёк, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Мох вспыхнул — вокруг посветлело. Васютка подбросил ещё веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров — веселее с ними.»

«Не дыша, он чиркнул спичку о коробок, дал огоньку разгореться в ладонях и поднёс к берёсте. Она стала корчиться, свернулась в трубочку и занялась. »

Правило № 4: с помощью спичек разжечь костёр«Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому.


Слайд 9Правило № 5: на костре можно приготовить обед или ужин, вот

рецепт:

Но прежде: «Надо было запастись на ночь дровами.
Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.»

Правило № 6:

Правило № 5: на костре можно приготовить обед или ужин, вот рецепт:Но прежде: «Надо было запастись на


Слайд 10«Заночевать решил Васютка на берегу озера. Он выбрал посуше место, натаскал

дров, развёл огонь. С огоньком всегда веселее, а в одиночестве — тем более. Обжарив в костре шишки, Васютка одну за другой выкатил их из золы палочкой, как печёную картошку. От орехов уже болел язык, но он решил: пока хватит терпения, не трогать хлеб, а питаться орехами, мясом, чем придётся.»

«Заночевать решил Васютка на берегу озера. Он выбрал посуше место, натаскал дров, развёл огонь. С огоньком всегда


Слайд 11Правило № 7: приготовь место для ночлега
«Поужинав, Васютка сложил остатки еды

в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, и принялся готовить место для ночлега.
Он перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, накрывшись телогрейкой.
Снизу подогревало.
Занятый хлопотами, Васютка не так остро чувствовал одиночество. Но стоило лечь и задуматься, как тревога начала одолевать с новой силой. Заполярная тайга не страшна зверьём. Медведь здесь редкий житель. Волков нет. Змей — тоже. Бывает, встречаются рыси и блудливые песцы. Но осенью корма для них полно в лесу, и едва ли они могли бы позариться на Васюткины запасы. И всё-таки было жутко. Он зарядил одноствольную переломку, взвёл курок и положил ружьё рядом. Спать!»

Правило № 7: приготовь место для ночлега«Поужинав, Васютка сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук,


Слайд 12Правило № 8: ищи лиственный лес, т.к он тянется вдоль берега

реки

«Долго Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственный лec обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге.»

«Далеко впереди Васютка заметил уходящую в глубь тайги жёлтую бороздку лиственного леса. Значит, там речка.»

Правило № 8: ищи лиственный лес, т.к он тянется вдоль берега реки«Долго Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску


Слайд 13Правило № 9: Первым делом постарайтесь отыскать реки или ручьи. Отлично,

если вы знаете, куда они текут. Если не знаете, все равно держитесь рек или ручьев, не старайтесь срезать путь, можете уйти совсем в глушь и начать бесцельно блуждать по лесу. Рано или поздно на берегах рек вам встретятся населенные пункты – люди всегда селятся близ рек. К тому же, у вас не будет проблем с водой.

«Впереди берег… Вода! Не веря своим глазам, Васютка остановился. Так он простоял некоторое время и почувствовал, что ноги его вязнут. Болото! Болота чаще всего бывают у берегов озёр. Губы Васютки задрожали: «Нет, неправда! Бывают болота возле Енисея тоже». Несколько прыжков через чащу, крапиву, кусты — и вот он на берегу.
Нет, это не Енисей. Перед глазами Васютки небольшое унылое озеро, подёрнутое у берега ряской.
Васютка лёг на живот, отгрёб рукою зелёную кашицу ряски и жадно припал губами к воде. Потом он сел, усталым движением снял мешок, начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался.»

Правило № 9: Первым делом постарайтесь отыскать реки или ручьи. Отлично, если вы знаете, куда они текут.


Слайд 14Раз ветра не было, а утку отнесло, значит, есть тягун, озеро

проточное!

Раз ветра не было, а утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное!


Слайд 15«Гудок! — догадался Васютка. — Пароход гудит! Но почему же он

слышится оттуда, с озера? А-а, понятно».
Мальчик знал эти фокусы тайги: гудок всегда откликается на ближнем водоёме. Но гудит-то пароход на Енисее! В этом Васютка был уверен. Скорей, скорей бежать туда! Он так заторопился, будто у него был билет на этот самый пароход.»

«Так же неожиданно Васютка очнулся, перестал шуметь и даже несколько смутился, оглядываясь вокруг. Но никого нигде не было, и он стал решать, куда идти: вверх или вниз по Енисею? Место было незнакомое. Мальчик так ничего и не придумал. Обидно, конечно: может быть, дом близко, в нём мать, дедушка, отец, еды — сколько хочешь, а тут сиди и жди, пока кто-нибудь проплывёт, а плавают в низовьях Енисея не часто…»

«Гудок! — догадался Васютка. — Пароход гудит! Но почему же он слышится оттуда, с озера? А-а, понятно».


Слайд 16Правило № 10
НИКОГДА НЕ УНЫВАЙ И НЕ СДАВАЙСЯ!!!

Правило № 10НИКОГДА НЕ УНЫВАЙ И НЕ СДАВАЙСЯ!!!


Сегодня
мы…

·                  
Узнаем, как действовать, если вы потерялись в лесу.

·                  
Выясним, как выживал в тайге герой рассказа «Васюткино озеро».

·                  
Проанализируем, ошибки героя и попытаемся посмотреть на рассказ глазами
современного человека.

Но
сначала мы присоединимся к Алине, перед которой встал тяжёлый выбор.

– Что же
взять? – бормотала девочка. – Может быть, книгу? А топор понадобится или нет?
Нужно ли брать шапку?


Переезжаешь? – поинтересовался Миша.

–- В
первый раз иду в поход, – отмахнулась Маша.

И поход
будет в густом лесу. А если я заблужусь – как мне быть? Ведь мне придётся
выживать в чаще!

Как тут
быть? Что мне взять с собой?

Я должна
непременно быть ко всему готова!

– Могу
посоветовать отличную книгу для выживания в дикой среде, – предложил Миша. –
Называется «Робинзон Крузо».


Отличная книга, – согласился Артем. – Если вы потерпели кораблекрушение у
необитаемого острова.

– Но я не
собираюсь жить на острове двадцать шесть лет, – растерялась Алина.

– Тогда
тебе подойдёт другое произведение, – улыбнулся Артем. – Это «Васюткино
озеро» – рассказ, который написал Виктор Астафьев.

Здесь
полно нужной информации.

Ведь
главный герой, Васютка, заблудился в лесу, и ему пришлось выживать в тайге.

Так что в
рассказе мы можем увидеть и проанализировать ошибки героя. Выяснить, что
нужно взять в лес
. И как себя вести, если ты потерялся.

А ещё мы
можем примерить эту ситуацию на наше время и добавить кое-что от себя!

В сюжете
рассказа мы видим, как Васютка собирается. Потом наблюдаем за его поведением в
тайге. А потом он теряется, и ему приходится выживать.

С какой
же части мы начнём? С того, с чего начинают любой поход – со сборов.

Что берет
с собой в лес Васютка?

Ружье и
патроны к нему. Перочинный ножик. Ещё у него есть спички. И горбушка хлеба.

Да и то,
хлеб его заставляет взять с собой мать:

«…Хлеба
взял ли с собой?

— Да
зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.

— Не
разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя.

Спокон
веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.

Тут уж
с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери
спички».

А что
Васютка не взял?

Соль – об
этом он потом жалел. И воду. Но нужно учитывать, что реки и озёра во время
действий рассказа были гораздо чище.

Да и
герой не собирался заходить далеко и оставаться в лесу долго.

Так
что мы возьмём в лес?

Запас
воды и пищи – обязательно. Конечно, не только хлеб – но что-нибудь питательное.

Спички
или зажигалку.

Соль. Нож
– можно складной. Неплохо соорудить мини-аптечку, где будет бинт, йод,
нашатырный спирт.

Можно
прихватить одежду на случай холода. И средство от насекомых.

Так-так…
а чего тут не хватает?  

Мобильного
телефона.

У Васютки
такого прибора, конечно, просто не могло быть. А вот в наше время они есть, и
телефон нужно иметь при себе просто обязательно. Кроме всего прочего – это ещё
и фонарик.

И вот
мы оказываемся в лесу. Что теперь делать?
Самый простой ответ – попытаться
не заблудиться.

Посмотрим,
как это случилось с героем Астафьева.

«…Тр-рах!
— и черная птица, хлопая крыльями, полетела в глубь леса.

«Ранил!»
— встрепенулся Васютка и бросился за подбитым глухарём».

Тут мы
видим, как герой отвлекается. В азарте он сворачивает с тропы и
отходит от затесей – отметок на стволах.

Что
происходит дальше?

«Птица
уходила небольшими перелётами. Они становились всё короче и короче. Глухарь
слабел. Вот он, уже не в силах поднять грузное тело, побежал.

«Теперь
всё — догоню!» — уверенно решил Васютка и припустил сильнее. До птицы оставалось
совсем недалеко».

Герой в
пылу погони совсем не думает о том, куда бежит. Он не замечает дорогу,
не отмечает направление.

И вот
наконец глухарь пойман.

«Думая
о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывал, пел, что на ум
приходило.

Вдруг
он спохватился: где же затеси? Пора уж им быть».

Васютка
даже не подумал о том, в каком направлении шёл. Он был слишком счастлив тем,
что добыл глухаря. И двигался не раздумывая.

Так
какие правила мы уже можем вывести из этого?

·                  
В лесу нельзя сворачивать с тропы.

·                  
Нужно замечать свой путь.

·                  
Главное – не отвлекаться и помнить, где тропа.

А еще мы,
в отличие от Васютки, можем кричать. Нужно звать свою группу, вообще,
людей. Если вы заблудились не в безлюдной огромной тайге – вас услышат.

Но
допустим, что мы всё-таки заблудились
! Да и на зов никто не откликается…
Что делать? Определять, где север, где юг? А идти куда – на север или на юг?

Правильный
ответ – никуда.

Потому
что герой Васютки совершил ошибку, которая чуть не стала для него роковой.

Посмотрим
на такой отрывок. «С замирающим сердцем бежал он к дереву, чтобы пощупать
рукой зарубку с капельками смолы, но вместо неё обнаруживал шершавую складку
коры. Васютка уже несколько раз менял направление, высыпал из мешка шишки и
шагал, шагал…».

Получается,
что герой всё больше себя запутывает. Он ищет затеси, всё время меняет
направление…

А потом
делает ещё кое-что похуже.

«Он
вскрикнул и бросился бежать. Сколько раз он спотыкался, падал, вставал и снова
бежал, Васютка не знал.

Наконец
он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви.

Потом
упал с валежин вниз лицом в сырой мох и замер».

Сначала
герой был уверен, что скоро найдёт затеси, и метался из стороны в сторону. А
потом поддался панике и побежал неизвестно куда!

И ведь
потом отец прямо говорит Васютке: метаться было нельзя. Мальчика скоро бы
нашли, ведь он не мог уйти далеко. А так он сам уходил всё глубже в тайгу.

Так
что делать, если ты заблудился?

·                  
Оставаться на месте и не метаться в разные стороны.

·                  
Звать людей, звонить по телефону родным, знакомым, в полицию. Просить
помощи.

·                  
Не поддаваться страху и панике – это самое главное.

·                  
Но если в лесу приходится остаться не на час и не на два? Если припасы
уже закончились – что же делать тогда?

Вот
Васютка в такой ситуации начал припоминать нужные советы:

«Тайга,
наша кормилица, хлипких не любит!» — вспомнились ему слова отца и дедушки. И он
стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и
охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из
дому. Пригодились спички.

Васютка
обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача,
искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджёг».

Вася
вырос в тайге.
Так что он знает, как поджарить птицу, обеспечивает себя
орехами и ягодами. И даже пьёт воду из озера.

Но мы
вряд ли можем надеяться поймать утку. Да и с питьём воды из водоёмов в лесу
лучше повременить, пока это возможно.

Зато
можно полакомиться грибами и ягодами. Но только знакомыми. Иначе можно
получить тяжёлое отравление.

Можно и
развести костёр, только так, чтобы не сжечь лес. Костёр поможет вас найти.

Но даже
не это самое главное. Гораздо важнее – то, как вы чувствуете себя и как себя
ведёте.

А вот
здесь герой Астафьева действует совершенно правильно. После первой вспышки
испуга и печали – он не даёт себе отчаиваться.

И
старается не терять присутствия духа.

Вместо
этого герой занимает себя необходимыми делами. Он добывает еду, устраивается на
ночлег, чинит одежду. Все его мысли направлены на выживание.

При этом
заметим, что герой чередует труд и отдых. Он верно оценивает свои силы. Но
слабости и бессилию не поддаётся, хотя в конце концов сильно устаёт.

А самое
главное – герой не перестаёт думать и рассуждать. Как раз это его и
спасает.

Так
как же вести себя, если вдруг потерялся?

·                  
Постараться не паниковать, отложить страх и отчаяние на потом – ведь они
отнимают драгоценные силы.

·                  
Нужно занять себя конкретными делами – собрать топливо, устроить
укрытие, набрать немного еды…

·                  
Главное – не тратить слишком много сил. И не проваливаться в оцепенение
и забытье.


Отлично! – захлопала в ладоши Алина. – Теперь у меня есть чёткий план!


Удивительно полезная книга, – заметил Миша. – Немного дополнить современными
реалиями – и получится целое пособие по выживанию!

Итак,
что мы возьмём с собой в лес?

·                  
Запас воды и провизии.

·                  
Что-то для розжига костра.

·                  
Соль. Нож.

·                  
Основные медикаменты.

·                  
Мобильный телефон – обязательно.

·                  
Можем добавить средство от насекомых и лишнюю одежду.

Как
будем вести себя в лесу?

·                  
Не отвлекаться.

·                  
Не сходить с тропинки.

·                  
Замечать дорогу – приметы и направление, в котором движешься.

·                  
Перекликаться со своими спутниками.

А как
быть, если всё-таки заблудились?

·                  
Оставаться на месте и не метаться в разные стороны.

·                  
Связаться с людьми.

·                  
Не паниковать, постараться занять себя делом.  

·                  
Изо всех сил держаться и выживать до прихода подмоги.

·                  
А для этого надо беречь силы, не поддаваться слабости и сонливости.

Получается,
что Астафьев написал очень нужную книгу. Но в ней, кроме истории выживания,
есть ещё кое-что полезное.

Об этом
мы поговорим на следующем уроке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Скачать мануал для рено логан
  • Как закрыть ип с патентом пошаговая инструкция
  • Практическом руководстве по защите ваших мозгов
  • Кузнечный газовый горн своими руками чертежи пошаговая инструкция
  • Скачать руководство по эксплуатации 2115 бесплатно